Праздник частушки когда

Мероприятие направлено на воспитание у детей интереса, любви и уважения к русской культуре, песне, частушке. "Праздник русской частушки" Всем учителям 8 класс

Праздник русской частушки

Цель проведения: развития творческих способностей обучающихся; приобщения к культурному прошлому русского народа о традициях русского народа; организация свободного досуга школьников.

В записи звучит весёлая русская народная инструментальная музыка. Зал оформлен в народном стиле: флажками, разноцветными лентами. На стенах красочные яркие плакаты с высказыванием.

Ведущий 1: Хорошо в холодное время года в деревне… На улице дождь или вьюга, мороз такой, что звери забрались в норы. Дремлют под снегом деревья, спят подо льдом рыбы…(Звучит фонограмма балалайки)

Ведущий 2: Хранит тепло русская печка, горит, потрескивает лучина…

Вот такие длинные осенние и зимние вечера становились вечерами загадок, шуток да весёлых песенок, называемых в народе частушками.

Ведущий 1: Вот и мы собрались с вами сегодня позаботиться да потешиться!

Ведущий 2:Поиграть, пошутить, посмеяться!

Ведущий 1: Смех вам, да веселье!

Ведущий 2: Перво – наперво отгадайте-ка наши загадки.

Ведущий 1: Морщинистый Тит всю деревню веселит(гармошка, баян)

Ведущий 2: В лесу выросли, из лесу вынесли.

В руках плачет, а кто слушает – скачет (рожок)

Ведущий 1: В лесу: тук-тук!

В избе: ляп-ляп

В руках: дзинь-дзинь!

На полу: топ – топ! (балалайка)

Отгадывание загадок сопровождается звучанием этих муз. Инструментов

Ведущий 2: Вот эти музыкальные инструменты звучали в деревенских избах, и под них народ запевал свои весёлые частушки.

Ведущий 1: А кто же придумал частушки?

Ведущий 2: Частушки- это коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием. Частушка появилась сравнительно недавно: в конце 19 века. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку. Поэтому и говорят, что частушки сложил русский народ.

Ведущий 1: Слово же «частушка» употребил для названия этого жанра творчества русский писатель – публицист Глеб Иванович Успенский.

Ведущий 2: Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые люди (мужчины). Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнем и девушками.

Ведущий 1: Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка.

Ведущий 2: Интересно, что родительницей частушек является русская народная лирическая песня, а ровесницей – гармошка.

Ведущий 1: В настоящее время частушка самый распространённый жанр народного творчества.

Учитель: Здравствуйте дети, учителя и гости нашего праздника. Как вы уже догадались, наш праздник посвящён празднику русской частушки. Когда – то частушка была неотъемлемой частью русских праздников, почитаемых на Руси: рождественского и масленичного гулянья, посиделок, свадеб и других семейных торжеств. Но частушка и сейчас пользуется большой популярностью. Даже на наших концертах всегда исполняются частушки. Четыре лаконичные строки, а сколько в них эмоционального подъёма, народного юмора и задора, присущих только русской частушке! Не одну сотню лет она веселит народ, помогая пережить самые страшные и тяжёлые времена: войну и разруху, голод и нищету, беды и ненастья.

На уроках чтения и музыки в младших классах при изучении устного народного творчества вы уже обзорно знакомились частушкой, а сегодня мы предоставляем возможность ближе соприкоснуться с этим уникальном жанром народного творчества.

Ведущий 2: А сейчас мы приглашаем

Вас частушки нам пропеть,

В конкурсе принять участие

Показать таланты здесь!

Ведущий 1: Ох, девчонки, вы, подружки,

Мастерицы петь частушки,

Состязание начнём!

Классами все запоём

Ведущий 2: Ну конечно запоём! Но для того, чтобы определить очерёдность выступающих, мы проведём игру, которая нам в этом поможет.

На сцену приглашаются по 1 представителю от класса.

Игра «Закрутим карусель».

Представление жюри.

Ученик: Уверяют нас старушки:
«Древний возраст у частушки.
Завтра стукнет ей в обед
Уже целых двести лет!»
Учитель: «Где есть шутка, там веселье»,
Уяснил давно народ.
И поэтому он в праздник
Веселиться и поёт.

Ученик: Разудалые припевки
Под весёлую гармонь
Распивают парни, девки- 

Не припевки, а огонь!
Учитель: Так отметим именины
Мы частушечки родной.
Все, кто хочет приходите
К юбилярше дорогой.
Чтецы уходят.После приветственных и вступительных слов к зрителям, игрокам и членам жюри, начинается игра и тема конкурсной программы «Русская частушка»

Первая команда.
Название команды: «Озорные девчата».
Девиз: «Наш девиз всегда такой – без частушки не ногой!».
Визитная карточка команды:
Мы – ребята озорные,
Любим песни петь, плясать.
Если только разойдёмся —
Никому нас не унять!

Приветствие соперникам:
Чтоб в игре вас обойти,
Мы сплотились вместе.
Мы уверены в себе —
На процентов двести!

Вторая команда.
Название команды: «Веселушки»
Девиз: «А у нас девиз такой – веселись, пляши и пой!»
Визитная карточка команды:
Никогда на жизнь не ной.
Будь как мы: пляши и пой!
Веселись, честной народ,
Встречай праздник у ворот!
Приветствие соперникам:
Нос соперникам утрём
И во всём их обойдём!
А ещё в нагрузку
Не дадим им спуску!
1 – конкурс. Как на частушкины именины мы с подарками пришли…
В качестве подарка ребята должны исполнить танцевальные припевки, посвящённые частушке.
Команда «Озорные девчата»
Ученик: Эх, ты русская частушка,
Любит чтить тебя народ!
Несмотря на все столетья 
Тебя время не берёт! 
Ученик: Эх, частушка дорогая,
Как тебя нам не любить!?
Без задорной песни, шутки
Очень даже скучно жить!

Команда: «Веселушки»
Ученик: Ох и славные частушки
Распевает наш народ,
Сколько юмора, задора!
Где он только их берёт!
Ученик: Искромётные частушки
Для веселья и души – 
Ты не стой столбом на месте,
Подпевай нам и пляши.

2 – конкурс. Что мы знаем о частушке

Вопросы к команде «Озорные девчата»
— Что означает слово «частушка»?
— Когда в России зазвучала частушка?
— Какие бывают частушки по своему содержанию?

Вопросы к команде «Веселушки»
— Что представляет собой частушка?
— Под какой инструмент обычно издавна исполнялись частушки?
— Как называются в народе частушки более медленного, певучего, лирического содержания?

3 – конкурс. Импровизационный

Команда «Озорные девчата»

Импровизация на «Школьные страдания»
В нашем классе на окошке
расцвели цветы в горшочке,
Белый, красный, голубой- 
давай встретимся с тобой?

Ты за партою сидишь, На меня и не глядишь.
Каков будет свой ответ:
Может «да», а может «нет».

Безразлично ловлю взгляды
И тому совсем не рада…
На окне цветут цветы,
«Нет!» — ответил же мне ты.

Команда «Веселушки»

Импровизация на «Задорные частушки»
Ставьте ушки на макушке,
Мы споём для вас частушки
Лукавые, задорные,
Останетесь довольные!
Ох, ох, ох ,ох!
Я посеяла горох.
У меня теперь вопрос:
Что же делать, чтобы рос?
Я горошек развлекала,
Песни пела и плясала.
Все частушки перепела
Развлекала как умела.
Ох, беда. беда, беда!
По колено лебеда!
Урожай совсем мой плох.
Виноват во всём горох.

4 – конкурс. Отгадай загадки

Команда «Озорные девчата»

В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, народная.
Русская, духовная. (Гармонь)
У какого инструмента
Есть и струны, и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это славный наш …(рояль).
Очень весело поёт, 
Если дуете в неё.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.(Дудка)
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке.
Бьют его, а он гремит – 
В ногу всем шагать велит. (Барабан)
Приложил к губам я трубку-
Полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется …(свирель).

Команда «Веселушки»

Сорок пуговиц на нём
С перламутровым огнём
Весельчак и буян
Голосистый мой …(баян).
Кто такая? Отгадай-ка,
Это наша…(балалайка)
Балалайка, балалайка,
Весело играй — ка.
Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль,
Как зовут меня? (Рояль)
Он на солнце заблестит,
Нежным звуком загудит
В джазе самый первый он- 
Серебристый…(саксофон).
Заиграет, только тронь.
Как зовут её?…(гармонь).
Рада вам она играть,
Приглашает поплясать!

5 – конкурс. Расскажи о себе с помощью частушек

Рассказ «Озорных девчат»

Мы в учёбе первые,
Во всем всегда примерные
Педагоги хвалят нас
Весь наш дружный, лучший класс
«Один — за всех, и все — за одного!»-
Таков девиз наш в классе
Его мы выбрали не зря
на нашем классном часе.
Возникает вдруг проблема – 
Не решаем сгоряча.
Все проблемы разбираем
Только вместе сообща.
Наш учитель — капитан
Ну, а мы — матросы.
С ним решаем сообща
Насущные вопросы.
Книголюбы, шахматисты,
Футболисты, пианисты.
Они в нашем классе есть,
Они – гордость наша, честь!
В небольших своих припевках
Рассказали, как живём.
Что допеть мы не успели.
В другой раз уж допоём.

Рассказ «Веселушек»

Мы частушки пропоём,
В них расскажем обо всём,
Вместе с вами развлечёмся
И немного посмеёмся.
Мы – девчонки ничего.
Очень даже сильные,
Но по части развлечений!
А так мы не спортивные.
Выпускаем стенгазету
Иль готовимся к концерту,
Везде учитель нас ведёт
Классный наш корабль вперёд.
Мы – девчонки боевые,
За себя уж постоим.
Драчуну или задире
Мы отпор всегда дадим.
В нашем классе есть ребята 
Умные, спортивные
Как в учёбе, так и в жизни
Весёлые, активные!

Целым классом у Марии
Мы справляли именины.
Съели мы огромный торт,
До сих пор болит живот!

Мы пропели вам частушки
Очень даже ничего.
Можно мы на той неделе
В гости к вам зайдём ещё.

И в заключение по традиции ни один праздник не обходиться без танцев. Сейчас наши команды покажут нам своё мастерство.

Танец «Озорных девчат» и «Веселушек».

Подведение итогов, оглашаются результаты игры. Победители награждаются дипломами.

1.А у нас сегодня в школе

Интересный случай был.

На контрольном я диктанте

Буквы все перезабыл!

2.По мобильнику сегодня

Говорил я (говорила) три часа…

Батарейка испарилась,

Вот какие чудеса!

3.Побывал я в Паутине

И залез я в Интернет.

В голове от Интернета

Просто полный винегрет!

4.На компьютере недавно

Я в «стрелялки» поиграл.

А потом у папы с мамой

Деньги на обед стрелял!

5.Целый день с утра до ночи

Я в наушниках хожу.

Вас не вижу, вас не слышу,

Ничего вам не скажу!

6.Мы частушки вам пропели

Необыкновенные.

Потому что дети мы —

Суперсовременные!

Праздник русской частушкиЦель проведения: развития творческих способностей обучающихся; приобщения к культурному прошлому русского народа о традициях русского народа; организация свободного досуга школьников.

В записи звучит весёлая русская народная инструментальная музыка. Зал оформлен в народном стиле: флажками, разноцветными лентами. На стенах красочные яркие плакаты с высказыванием.

Ведущий 1: Хорошо в холодное время года в деревне… На улице дождь или вьюга, мороз такой, что звери забрались в норы. Дремлют под снегом деревья, спят подо льдом рыбы…(Звучит фонограмма балалайки)

Ведущий 2: Хранит тепло русская печка, горит,  потрескивает лучина…

Вот такие длинные осенние и зимние вечера становились вечерами загадок, шуток да весёлых песенок, называемых в народе частушками.

Ведущий 1: Вот и мы собрались с вами сегодня позаботиться да потешиться!

Ведущий 2:Поиграть, пошутить, посмеяться!

Ведущий 1: Смех вам, да веселье!

Ведущий 2: Перво – наперво отгадайте-ка наши загадки.

Ведущий 1: Морщинистый Тит всю деревню веселит(гармошка, баян)

Ведущий 2:  В лесу выросли, из лесу вынесли.

В руках плачет, а кто слушает – скачет (рожок)

Ведущий 1: В лесу: тук-тук!

В избе: ляп-ляп

В руках: дзинь-дзинь!

На полу: топ – топ! (балалайка)

Отгадывание загадок сопровождается звучанием этих муз. Инструментов

Ведущий 2: Вот эти музыкальные инструменты звучали в деревенских избах, и под них народ запевал свои весёлые частушки.

Ведущий 1:  А кто же придумал частушки?

Ведущий 2: Частушки- это коротенькие песенки с юмористическим  (смешным)  содержанием. Частушка появилась сравнительно недавно: в конце 19 века. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку. Поэтому и говорят, что частушки сложил русский народ.

Ведущий 1:  Слово же «частушка» употребил для названия этого жанра творчества русский писатель – публицист Глеб Иванович Успенский.

Ведущий 2:  Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно  молодые люди (мужчины).  Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнем и девушками.

Ведущий 1:  Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка.

Ведущий 2: Интересно, что родительницей частушек является русская народная лирическая песня, а ровесницей – гармошка.

Ведущий 1:  В настоящее время частушка самый распространённый жанр народного творчества.

Учитель: Здравствуйте дети, учителя и гости нашего праздника. Как вы уже догадались, наш праздник посвящён празднику русской частушки. Когда – то частушка была неотъемлемой частью русских праздников, почитаемых на Руси: рождественского и масленичного гулянья, посиделок, свадеб и других семейных торжеств. Но частушка и сейчас пользуется большой популярностью. Даже на наших концертах всегда исполняются частушки. Четыре лаконичные строки, а сколько в них эмоционального подъёма, народного юмора и задора, присущих только русской частушке! Не одну сотню лет она веселит народ, помогая пережить самые страшные и тяжёлые времена: войну и разруху, голод и нищету, беды и ненастья.

На уроках чтения и музыки в младших классах при изучении устного народного творчества вы уже обзорно знакомились частушкой, а сегодня мы предоставляем возможность ближе соприкоснуться с этим уникальном жанром народного творчества.

Ведущий 2: А сейчас мы приглашаем

 Вас частушки нам пропеть,

 В конкурсе принять участие

 Показать таланты здесь!

Ведущий 1: Ох, девчонки, вы, подружки,

   Мастерицы петь частушки,

   Состязание начнём!

   Классами все запоём

Ведущий 2:  Ну конечно запоём! Но для того, чтобы определить очерёдность выступающих,  мы проведём игру, которая нам в этом поможет.

На сцену приглашаются по 1 представителю от класса.

Игра «Закрутим карусель».

                                                          Представление жюри.

Ученик: Уверяют нас старушки:
«Древний возраст у частушки.
Завтра стукнет ей в обед
Уже целых двести лет!»
Учитель: «Где есть шутка, там веселье»,
Уяснил давно народ.
И поэтому он в праздник
Веселиться и поёт.

Ученик: Разудалые припевки
Под весёлую гармонь
Распивают парни, девки- 

Не припевки, а огонь!
Учитель: Так отметим именины
Мы частушечки родной.
Все, кто хочет приходите
К юбилярше дорогой.
Чтецы уходят.После приветственных и вступительных слов к зрителям, игрокам и членам жюри, начинается игра и тема конкурсной программы «Русская частушка»Первая команда.
Название команды: «Озорные девчата».
Девиз: «Наш девиз всегда такой – без частушки не ногой!».
Визитная карточка команды:
Мы – ребята озорные,
Любим песни петь, плясать.
Если только разойдёмся —
Никому нас не унять!
Приветствие соперникам:
Чтоб в игре вас обойти,
Мы сплотились вместе.
Мы уверены в себе —
На процентов двести!

Вторая команда.
Название команды: «Веселушки»
Девиз: «А у нас девиз такой – веселись, пляши и пой!»
Визитная карточка команды:
Никогда на жизнь не ной.
Будь как мы: пляши и пой!
Веселись, честной народ,
Встречай праздник у ворот!
Приветствие соперникам:
Нос соперникам утрём
И во всём их обойдём!
А ещё в нагрузку
Не дадим им спуску!
1 – конкурс. Как на частушкины именины мы с подарками пришли…
В качестве подарка ребята должны исполнить танцевальные припевки, посвящённые частушке.
Команда «Озорные девчата»
Ученик: Эх, ты русская частушка,
Любит чтить тебя народ!
Несмотря на все столетья 
Тебя время не берёт! 
Ученик: Эх, частушка дорогая,
Как тебя нам не любить!?
Без задорной песни, шутки
Очень даже скучно жить!
Команда: «Веселушки»
Ученик: Ох и славные частушки
Распевает наш народ,
Сколько юмора, задора!
Где он только их берёт!
Ученик: Искромётные частушки
Для веселья и души – 
Ты не стой столбом на месте,
Подпевай нам и пляши.
2 – конкурс. Что мы знаем о частушкеВопросы к команде «Озорные девчата»
— Что означает слово «частушка»?
— Когда в России зазвучала частушка?
— Какие бывают частушки по своему содержанию?
Вопросы к команде «Веселушки»
— Что представляет собой частушка?
— Под какой инструмент обычно издавна исполнялись частушки?
— Как называются в народе частушки более медленного, певучего, лирического содержания?
3 – конкурс. ИмпровизационныйКоманда «Озорные девчата»Импровизация на «Школьные страдания»
В нашем классе на окошке
расцвели цветы в горшочке,
Белый, красный, голубой- 
давай встретимся с тобой?

Ты за партою сидишь,                                                                                                                         На меня и не глядишь.
Каков будет свой ответ:
Может «да», а может «нет».

Безразлично ловлю взгляды
И тому совсем не рада…
На окне цветут цветы,
«Нет!» — ответил же мне ты.
Команда «Веселушки»Импровизация на «Задорные частушки»
Ставьте ушки на макушке,
Мы споём для вас частушки
Лукавые, задорные,
Останетесь довольные!
Ох, ох, ох ,ох!
Я посеяла горох.
У меня теперь вопрос:
Что же делать, чтобы рос?
Я горошек развлекала,
Песни пела и плясала.
Все частушки перепела
Развлекала как умела.
Ох, беда. беда, беда!
По колено лебеда!
Урожай совсем мой плох.
Виноват во всём горох.
4 – конкурс. Отгадай загадкиКоманда «Озорные девчата»В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, народная.
Русская, духовная. (Гармонь)
У какого инструмента
Есть и струны, и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это славный наш …(рояль).
Очень весело поёт, 
Если дуете в неё.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.(Дудка)
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке.
Бьют его, а он гремит – 
В ногу всем шагать велит. (Барабан)
Приложил к губам я трубку-
Полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется …(свирель).
Команда «Веселушки»Сорок пуговиц на нём
С перламутровым огнём
Весельчак и буян
Голосистый мой …(баян).
Кто такая? Отгадай-ка,
Это наша…(балалайка)
Балалайка, балалайка,
Весело играй — ка.
Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль,
Как зовут меня? (Рояль)
Он на солнце заблестит,
Нежным звуком загудит
В джазе самый первый он- 
Серебристый…(саксофон).
Заиграет, только тронь.
Как зовут её?…(гармонь).
Рада вам она играть,
Приглашает  поплясать!
5 – конкурс. Расскажи о себе с помощью частушекРассказ «Озорных девчат»Мы в учёбе первые,
Во всем всегда примерные
Педагоги хвалят нас
Весь наш дружный, лучший  класс
«
Один — за всех, и все — за одного!»-
Таков девиз наш в классе
Его мы выбрали не зря
на нашем классном часе.
Возникает вдруг проблема – 
Не решаем сгоряча.
Все проблемы разбираем
Только вместе сообща.
Наш учитель — капитан
Ну, а мы — матросы.
С ним решаем сообща
Насущные вопросы.
Книголюбы, шахматисты,
Футболисты, пианисты.
Они в нашем классе есть,
Они – гордость наша, честь!
В небольших своих припевках
Рассказали, как живём.
Что допеть мы не успели.
В другой раз уж допоём.
Рассказ «Веселушек»Мы частушки пропоём,
В них расскажем обо всём,
Вместе с вами развлечёмся
И немного посмеёмся.
Мы – девчонки ничего.
Очень даже сильные,
Но по части развлечений!
А так мы не спортивные.
Выпускаем стенгазету
Иль готовимся к концерту,
Везде учитель нас ведёт
Классный наш корабль вперёд.
Мы – девчонки боевые,
За себя уж постоим.
Драчуну или задире
Мы отпор всегда дадим.
В нашем классе есть ребята 
Умные, спортивные
Как в учёбе, так и в жизни
Весёлые, активные!
Целым классом у Марии
Мы справляли именины.
Съели мы огромный торт,
До сих пор болит живот!
Мы пропели вам частушки
Очень даже ничего.
Можно мы на той неделе
В гости к вам зайдём ещё.

И в заключение  по традиции ни один праздник не обходиться без танцев. Сейчас наши команды покажут нам своё мастерство.

Танец «Озорных девчат» и «Веселушек».

Подведение итогов, оглашаются результаты игры. Победители награждаются дипломами.

1.А у нас сегодня в школе

Интересный случай был.

На контрольном я диктанте

Буквы все перезабыл!

2.По мобильнику сегодня

Говорил я (говорила) три часа…

Батарейка испарилась,

Вот какие чудеса!

3.Побывал я в Паутине

И залез я в Интернет.

В голове от Интернета

Просто полный винегрет!

4.На компьютере недавно

Я в «стрелялки» поиграл.

А потом у папы с мамой

Деньги на обед стрелял!

5.Целый день с утра до ночи

Я в наушниках хожу.

Вас не вижу, вас не слышу,

Ничего вам не скажу!

6.Мы частушки вам пропели

Необыкновенные.

Потому что дети мы —

Суперсовременные!

Захотела провести праздник, посвящённый частушки — поискала готового ни где не нашла, сама сочинила — может кому пигодиться!
СЦЕНАРИЙ
«Звонкая чудо – частушка!»
фольклорный праздник русской частушки
Цель: совершенствовать знания учащихся о частушке, как о жанре народного творчества.
Задачи:
• познакомить учащихся с историей возникновения частушки, народных инструментов;
• развивать вокально-хоровые навыки учащихся;
• воспитывать любовь к народному искусству

Звучит аудиозаписи русских народных песен. На лавке сидят Девушки
ГОЛОС.
Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
Говорит одна девица….
Далее звучит фонограмма из сказки, после того как автор в сказке скажет: «третья молвила сестрица»….
ДЕВУШКА 1.
Кабы я была царица,
Я бы больше не пряла,
А устроила б веселье,
Чтоб с частушками и пеньем.
ГОЛОС.
Дверь тихонько отворилась….
Звучит фонограмма скрип двери, затем фонограмма весёлой, звонкой музыке
Входят парни и баянист
ПАРЕНЬ.
Разойдитеся!
Расшатайтеся!
Дайте, дайте ходику
Весёлому народику!
Девушки 1, 2 подходят к парню и поют
ДЕВУШКА 2,3. (поют)
Поиграй повеселее,
Неужели тебе лень?
Мы твою игру весёлу
Ожидали целый день!

ДЕВУШКА 1.
Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас у нас в горнице!
Вы сидите не стесняйтеся,
Пойте с нами, наслаждайтеся!

(поёт)
Мои щёчки, что листочки,
Глазки, что смородинки.
Давай, милый, погуляем,
Пока мы молоденьки.

ПАРЕНЬ 1. (поёт)
Дайте лодочку дубову
И дубовое весло:
Ягодиночку на льдиночке
Далёко унесло.

ДЕВУШКА 2. (поёт)
Меня милый проводил,
Сел на изгородочку.
Долго, долго любовался
На мою походочку.

ПАРЕНЬ 2. (поёт)
Шёл я лесом, сенокосам,
Повалился в лужу носом.
До кровей разбил я нос.
Ну какой там сенокос!
Парни и девушки садятся на лавку, звучит музыка, выходят Ведущие 1, 2. Слова Ведущих сопровождается фонограммой и слайдами.
ВЕДУЩИЙ 1.
Наверное, нет такого человека, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы с десяток этих то озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или сельский.

ВЕДУЩИЙ 2.
Загадочнее и удивительнее в народной поэзии, чем она, пожалуй, ничего и не найти!
Цветастая, точная, краткая, хлёсткая, нежная или грубовато-задорная, она стоит особняком в фольклорной традиции. Она непредсказуема и неожиданна, как летний дождь при солнце, быстра и решительна, как вихрь.
ВЕДУЩИЙ 1.
Чтобы спеть частушку, не нужно учиться в консерватории, но если в сердце у тебя пустота, то как бы ты ни старался – ничего не выйдет.
ВЕДУЩИЙ 2.
Частушки живы! Они слышатся на свадьбах, проводах в армию, юбилеях, днях рождения, больших и малых общественных праздниках. Поют их на площадях, сценах, за деревенской околицей, в городских квартирах и деревенских домах.
ВЕДУЩИЙ 1.
Любят и знают частушки люди разного возраста – от стариков до малых детей.
Музыка усиливается, Ведущие уходят, пританцовывая с возгласами выходит хор русской песни «Россияночка», Девушки и парни уходят, остаётся только баянист
№1 — «Снова кнопочки баянные»
ГОЛОС.
Русская частушка – хороша!
От неё поёт душа!

№2 — «У Егорки дом на горке»
Под звуки баяна хор уходит со сцены, появляются Ведущие
ВЕДУЩИЙ 1.
Относительно многих фольклорных жанров частушки молоды. Они сложились во второй половине 19 века, но быстро вошли в народную жизнь.
ВЕДУЩИЙ 2.
В первое время новый жанр песенного фольклора не имел единого названия. Эти короткие песенки в разных местах называли по-разному: «припевки», «пригудки», «приговорки», «прибаски»…
ВЕДУЩИЙ 1.
«Матаня», «тараторка», «набирушка», «ихохошка»…

ВЕДУЩИЙ 2.
Они сопровождались плясками и танцами. Исполняемые на гулянке, назывались «ходовыми», на покосе «покосными», при сборе грибов – «лесными»…
ВЕДУЩИЙ 1.
Любопытно отметить, что первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании всё более и более переходила к девушкам.
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят, выходят девчонки
№3 Частушки в исполнении девчонок
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
Обычно частушачная программа состоит как бы из двух частей – обязательной и произвольной. В первой непременно споют о двух цветочках, голубом да аленьком, о злосчастной сопернице, которой не помогут все её ухищрения, о легкомысленном дроле и его залётке – вертихвостке, о незадачливых друзьях – приятелях, проворонивших вверенный им дизель, о неприступной с виду, но весьма легкомысленной обольстительнице – куме, о тёще, которая с немалым риском для своего здоровья пекла зятю знаменитые блинищи.
ВЕДУЩИЙ 2.
Время от времени частушечный поток перемежается не менее лихим припевом, подхватываемым всей частной компанией, чем-нибудь вроде: (напевает)
Эх, сад – виноград,
Зелённая роща.
Эх, кто ж виноват –
Жена или тёща?
ВЕДУЩИЙ 1.
Ну а в произвольной части можно услышать частушки о чём угодно, ибо содержание их ничем и никем не ограничено. Более того, как только в дело вмешивается цензура – как бы она себя не проявила, — частушкам погибель, они сникают, сереют, сходят на нет.
ВЕДУЩИЙ 2.
Трудно назвать тему, которая была бы неподвластна самодеятельным певцам. В четырёх строках исполнителю удаётся вместить целую жизнь, а то и судьбу своего народа.

ВЕДУЩИЙ 1.
Заглавным настроением остаётся в частушках оптимизм, вера во все побеждающие силы жизни, силы народа. О чём бы ни пели самодеятельные артисты – главной темой, конечно же, будет любовь…
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят
№4 «Топится в огороде баня» – в исполнении Ткаченко Л.
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
Жизнь не останавливается: любили, ненавидели, страдали…
Поражает способность частушек радоваться и печалиться, от души веселиться и искренне горевать, смеяться и плакать, жалеть и жаловаться, сострадать и ненавидеть.
ВЕДУЩИЙ 2.
Частушками, кажется, можно выразить невыразимое.
Война. Похоронки – вдовьи слёзы… Казалось бы до частушек ли в такие мрачные времена, до песен ли? Но пели и песни, и частушки, и на балалайках играли.
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят, выходит хор русской песни «Россияночка»
№5 «Балалайка-балалаечка»
ГОЛОС.
Мы частушки вам поём,
Хорошо ли плохо ли…
Только просим вас о том
Чтоб вы звонче хлопали!

№6 «Играй гармошка, тулочка»
Звучит музыка, выходят Ведущие 1

ВЕДУЩИЙ 1.
Среди частушек выделяются «нескладухи», цель которых позабавить слушателей нарочитой нелепостью ситуации. В «нескладухах» широко используется приём ярмарочного фольклора – в них нарушены ритмика и рифма.
Звучит наигрыш баяна, Ведущий уходит
№7 «Частушки-нескладушки»
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2

ВЕДУЩИЙ 1.
За что любимы частушки? Что помогает им закрепиться в памяти и переходит из поколение в поколение?
ВЕДУЩИЙ 2.
Думается, главная сила частушек – в личном характере чувств, которые они передают. Привлекают в частушках доверие к людям, уверенность в том, что тебя поймут как в радости, так в горе.
ВЕДУЩИЙ 1.
Ни один другой жанр не наполнен так обращениями и призывом «ты послушай». К кому только ни адресованы частушки: к родителям, подруге, товарищу, старикам, сопернице, ребятам, девчатам, гармонисту…
ВЕДУЩИЙ 2.
Делятся исполнители частушек своими чувствами с природой: (поёт)
«Ой, ты белая берёза,
Ветра нет, а ты шумишь,
Ой, сердечко ретивое,
Горя нет, а ты болишь»
ВЕДУЩИЙ 1.
Частушки бывают разные: любовные, бытовые, лирические, грустные и весёлые.
Но у всех частушек есть одна общая черта – их сочинил народ.
ВЕДУЩИЙ 2.
Литературоведы спорят, принимают или не принимают частушку, а она живёт! Появляются новые, современные частушки. Отмирает ненужное, остаётся лишь то, что запоминается, то есть лучшее, оригинальное, остроумное.
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят
№8 Мобильные частушки
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
Да, действительно гвоздём и любимым коньком частушки являются взаимные отношения «милки» и «милёночка».
ВЕДУЩИЙ 2.
Да, замечательна – частушка! Порой, записанная на бумаге, она кажется «неправильным» стихотворением, но стоит прочитать её с учётом живого исполнения, пропеть на определённый мотив – и строчки «заиграют»…
ВЕДУЩИЙ 1.
Но бывает и наоборот: сочинят стихи – всё в них есть: рифма, и ритм, и размер соблюдён, но нельзя их спеть, так как перегружены они сложными словами, терминами или словами иностранного происхождения.
ВЕДУЩИЙ 2.
Ну, например?
ВЕДУЩИЙ 1. (поёт)
Доллар, биржа, иностранцы.
Рынок, бизнес, конкурент.
Маклер, брокер, дивиденды –
Всё кипит, а жизни нет!
ВЕДУЩИЙ 2.
И как вывод, высказывание поэтессы из Татьяны Смертиной: «и не стихи, и не песни – а бисер, слёзы, промельк огня….»
ВЕДУЩИЙ 1.
А хорошая частушка, как ни поверни, смех — словно солнце на воде….
ВЕДУЩИЙ 2.
И то верно! У танцевальных частушек есть традиционные зачины: «Светит месяц», «Цыганочка», «Семёновна»…
ВЕДУЩИЙ 1.
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят
№9 «Семёновна» – в исполнении Ткаченко Л.
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
Русская частушка доставляет истинное эстетическое наслаждение замечательной непосредственностью, неожиданной меткостью наблюдений, свежестью образов.
ВЕДУЩИЙ 2.
И эти свойства частушки помогут ей и дальше идти через века и судьбы.
ВЕДУЩИЙ 1.
А кто-нибудь из вас, сидящих в зале, готов исполнить частушку на нашей сцене? Что ж, просим!
Зрители исполняют частушки
ВЕДУЩИЙ 1.
Хорошо, что есть частушка!
И пока она жива – жив и народ. Мордуют его, обманывают, грабят, а он сердечный, не унывает, работает и поёт, поёт и работает.
ВЕДУЩИЙ 2.
Стоек русский человек! «Раньше хуже, беднее жили, а пели больше, чаще» — как сказала мне подруга «раньше у нас кишки пустые были, вот мы пели, чтобы ветром их надуть»
И всё таки искренне верую: народное слово, блещущее в частушках всеми красками радуги, — бессмертно! Как бессмертны радости и страдания людские. Как бессмертна Россия!
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят
№10 «Ох, уж эти мужик.» — в исполнении хора русской песни «Россияночка»

ГОЛОС.
Ставьте ушки на макушки – продолжаем петь частушки!

№11 «Хор старушек» — в исполнении хора русской песни «Россияночка»
Баян продолжает играть (или звучит музыка), выходят Ведущие 1,2, хор стоит пританцовывает

ВЕДУЩИЙ 1.
Прощай частушка! А вернее, до скорого свидания. Потому что пока в народе живёт острая потребность в таком вот непосредственном, импровизационным творческом самовыражении, тебя не погубить, не заглушить привязчивыми руладами популярных мелодий, не раздавить идеологическим прессом, не вытеснить заимствованными на Западе оглушающими ритмами рок – певцов.
ВЕДУЩИЙ 2.
Ты ценна сама по себе, ибо помогаешь нашему народу ярче осознать свою самоценность, свою самобытность в многообразном сообществе народов.
Музыка становится громче, выходят девушки и парни звучат фонограммы частушек

ДЕВУШКИ.
Мы вам пели как умели,
Как могли, плясали,
Попляшите гости сами,
Если не устали!

Мы концерт наш завершаем
Хорошо ли плохо ли,
А теперь попросим вас,
Чтоб вы нам похлопали!

хор уходит со сцены, пританцовывая уходят со сцены девушки и парни…

Душа-частушка
картинка парень с гармонью и девушка

Оформление — на сцене декорации горницы. Подготавливается выставка работ декоративно-прикладного творчества, рисунков ребят. Для проведения конкурсов понадобятся: гимнастический обруч, ложки, к которым привязаны нитки, карточки с номерами от 1 до 7, воздушный шарик, шнурки, ластик, чай, леденец, свеча, карандаш, призы для победителей.

Действующие лица:

Ведущие (1) и (2)
Скоморохи (1) и (2)
Девочки (1) — (3)
Мальчики (1) — (3)
Баба-яга

СКОМОРОХ (1):

Здравствуйте, народ честной!
Веселья и хорошего настроения всем желаю.
В Доме творчества наш праздник открывается,
Потому что певуны здесь лучшие собираются!
Если вы приглядитесь,
То сами в этом убедитесь.

СКОМОРОХ (2): Ой вы, красны девицы да добры молодцы! Слушайте да глядите, да не говорите, что слыхом не слыхивали и видом не видывали!
(На сцену выходят Девочки (1) — (3),
исполняют частушки).

ДЕВОЧКИ (1) — (3) (вместе): Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться!
Тут народу очень много,
Можем растеряться!

ДЕВОЧКА (1):
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать!
ДЕВОЧКА (2):
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад — Сапоги мои лежат.
ДЕВОЧКА (3):
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла — Я не удержалася.

СКОМОРОХИ (1) и (2) (вместе):
Вы пропели нам частушки,
Прямо скажем — от души.
Хороши частушки ваши,
И вы тоже хороши!

(Скоморохи (1) и (2) уходят.
На сцену выходят Мальчики (1) — (3) с гармошкой).

МАЛЬЧИКИ (1) — (3) (поют): Разойдитеся! Расшатайтеся!
Дайте, дайте ходику Весёлому народику!

ДЕВОЧКИ (1) — (3) (поют):
Мои щёчки, что листочки,
Глазки, что смородинки.
Давай, милый, погуляем,
Пока мы молоденьки
Поиграй повеселее,
Неужели тебе лень?
Мы твою игру весёлую Ожидали целый день!
ВЕДУЩИЙ (1): Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас у нас в горнице!
Вы сидите не стесняйтеся,
Пойте с нами, наслаждайтеся!
Любят и знают частушки люди разного возраста — от стариков до малых детей.

ВЕДУЩИЙ (2): Относительно многих фольклорных жанров частушки молоды. Они сложились во второй половине XIX века, но быстро вошли в народную жизнь. В первое время новый жанр песенного фольклора не имел единого названия. Эти короткие песенки в разных местах называли по-разному: припевки, пригудки, приговорки, прибаски и т.д.

Впервые в печати термин «частушка» употребил в 1889 году писатель Глеб Успенский в статье «Новые народные стишки». Автор отмечал, что народ частушками откликается на каждую малость жизни, они «неведомым путём создаются неведомыми поэтами чуть не каждый божий день и непременно в каждой деревне».

ВЕДУЩИЙ (1): Широкому распространению частушки способствовало бурное развитие «отхожих» промыслов. Крестьяне, уходившие в другие губернии, в большие города на заработки, уносили туда свои частушки, а, возвращаясь домой, привозили новые, услышанные на чужбине. Так распространялся этот жанр. Однако местные особенности текста, напева сохранялись. Поэтому тамбовские частушки отличались от воронежских, саратовских, рязанских.

ВЕДУЩИЙ (2): А уж каких только названий для частушек не было придумано: «матаня», «тараторка», «набирушка», «ихохошка» и многие другие. Самые первые частушки исполнялись только во время молодёжных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Частушки, исполняемые на гулянке, назывались «ходовыми», на покосе — «покосными», при сборе грибов — «лесными». Любопытно отметить, что первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании всё чаще переходила к девушкам.

ДЕВОЧКА (1) (поёт) :
Жала я с утра до ноченьки
Пшеницу да овёс,
Только девке хлеба белого Поесть не удалось.
ВЕДУЩИЙ (1): Наибольшей популярностью почти повсеместно пользуются танцевальные и лирические частушки.

(Девочки (1) — (3) исполняют частушки.)

ДЕВОЧКА (2):
Гармонист у нас хороший,
Я в него влюбилася,
Когда б стеклянною была,
Упала б и разбилася.

ДЕВОЧКА (3):
Ты, «Семёновна»,
Везде нашла приют:
Тебя и в городе,
И в селе поют.

ДЕВОЧКА (1):
Мне «Семёновну»,
Запретили петь,
А я,девчоночки,
Не могу стерпеть!

ДЕВОЧКА (2):
Мы с милёнком расставались Между белых двух берёз,
Листья падали и вяли От моих горячих слёз.

ДЕВОЧКА (3):
С неба звёздочка упала И разбилась на куски.
Наша молодость проходит В средней школе у доски.

ДЕВОЧКА (1):
Ой, ты, белая берёза,
Ветра нет, а ты шумишь.
Ой, сердечко ретивое,
Горя нет, а ты болишь.

ДЕВОЧКА (2):
Потеряла из кармана Яровое зёрнышко.
Я на милого глядела,
Как на красно солнышко.

(На сцену выходи Баба Яга).

БАБА ЯГА: Ой, так к вам на праздник торопилась, что чуть свой транспорт не сломала. Я тоже петь умею — заслушаетесь!
А я Бабушка Яга,
Костяная ножка.
И спою я вам частушки Под свою гармошку.
Посмотрите на меня — Писана красавица.
Что причёска, что походка,
Всем ужасно нравится!
Я бабулька не простая,
Я Бабуленька яга.
У меня есть костяная,
Костяная есть нога.
Я диету соблюдаю
Уж не помню, сколько лет.
Мухоморы ем на завтрак И поганки на обед!
(Ребята отвечают).

То-то. Молодцы, ребята! Весёлые да озорные у вас частушки. А теперь давайте вместе поиграем!

(Ведущие (1) и (2) делят ребят на две команды).

Игра «Кто быстрее?»

Участники команд на скорость строятся в алфавитном порядке и по росту. Побеждает та команда, которая выстроится быстрее.

Игра «Раз, два, три! В обруч заберёмся мы!»

Участники по сигналу Ведущих должны забраться в большой гимнастический обруч. Побеждает та команда, у которой большее количество игроков быстрее окажется в обруче

Игра «Умелицы!

В конкурсе участвуют две девочки от каждой команды.

ВЕДУЩИЙ (1): А данный конкурс покажет нам, как девушки умеют шить. Если мы дадим им просто пуговицу, они легко справятся с этим заданием. Мы же усложним задачу наших участниц: вместо иголок они получат ложки с привязанными нитками. Участницы должны быстро и качественно «пришить» друг к другу всех членов своей команды. Пришить за лямки, ремешки, петельки — словом, за что можно зацепиться. Побеждает та команда, которая первой справится с заданием.

Игра «Танец сидя»

Участники от каждой команды исполняют танец, сидя на стуле.

ВЕДУЩИЙ (2): Почему-то считается, что танцевать нужно обязательно на ногах. А разве нельзя танцевать лёжа или сидя? Предлагаю нашим участникам исполнить танец, не поднимаясь со стула. Кто же в этом конкурсе победит? Очень-очень интересно.

Игра «Я — актриса»

В конкурсе участвуют две девочки от каждой команды.

ВЕДУЩИЙ (1): Этот конкурс даст возможность девушкам проявить и продемонстрировать свои актёрские способно¬сти. Участницы, ваша задача — с помощью мимики, жестов, движения показать себя в предложенной ситуации.
Задание

Нужно пройтись как:
балерина на сцене; девушка, которой жмут туфли; младенец, только научив-шийся ходить; курица по двору; воробей, скачущий по крыше; цапля на болоте; обезьяна в клетке; женщина с тяжёлыми сумками; девушка в короткой юбке на высоких каблуках; часовой, охраняющий продовольственный склад; эквилибрист на канате.

Конкурс «Пословица не даром молвится»

ВЕДУЩИЙ (2): А знаете ли вы пословицы о труде? Я начну,а вы заканчивайте.

Пословицы

Скучен день до вечера…(Коли делать нечего.)

Без дела жить… (Только небо коп¬тить.)

Кто рано встаёт… (Тому Бог подаёт.)

В зимний холод… (Всякий молод.)

И зимой будет ягода… (Если заготовить загодя.)

Конкурс «Петушиный бой»

В конкурсе участвуют два мальчика от каждой команды. Ребята встают напротив друг друга. Задача — вытолкнуть противника за черту.
(Подведение итогов конкурсов. Награждение победителей.)
«Лотерея Бабы Яги»
Желающие тянут карточки, затем по очереди называют Бабе Яге номера карточек. Баба Яга зачитывает шутливое описание выигрыша и вручает его.

Карточки

Летательный аппарат. (Воздушный шарик.)
Вещь, не выходящая из моды. (Шнурки.)
Стиральная машинка малогабаритной формы. (Ластик.)
Вечерами не скучай — ароматный пейты… (Чай.)
Ой, какой ты молодец — получи-ка… (Леденец.)
Пусть в жизни будет вам теплее от подарка Прометея. (Свеча.)
Да, билет счастливый ваш, так держите… (Карандаш.)

ВЕДУЩИЙ (2) : За что любим мы частушки? Что помогает им закрепляться в памяти и переходить из поколения в поколение? Думается, главная сила частушек — в личном характере чувств, которые они передают. Привлекают в частушках доверие к людям, уверенность в том, что тебя поймут как в радости, так и в горе. Ни один другой жанр не наполнен так обращениями и призывом «Ты послушай». К кому только ни адресованы частушки: к родителям, подруге, товарищу, старикам, сопернице, ребятам, девчатам,гармонисту.

ВЕДУЩИЙ (1): Русская частушка доставляет истинное эстетическое наслаждение замечательной непосредственностью, неожиданной меткостью наблюдений, свежестью образов. И эти изумительные свойства частушки помогут ей дальше идти через века и судьбы.

МАЛЬЧИК (1) (поёт):
Дайте лодочку дубову И дубовое весло:
Ягодиночку на льдиночке Далёко унесло.
ДЕВОЧКА (2) (поёт):
Меня милый проводил,
Сел на изгородочку.
Долго-долго любовался На мою походочку.
МАЛЬЧИК(2) (поёт):
Шел я лесом, сенокосом,
Повалился в лужу носом.
До кровей разбил я нос,
Ну, какой там сенокос!
ВЕДУЩИЙ (2): Наверное, нет такого человека, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы с десяток этих озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или сельский.

ВЕДУЩИЙ (1): Частушки поют на больших и малых общественных праздниках. Поют их на площадях, сценах, за деревенской околицей, в городских квартирах и деревенских домах.

Частушки живы!

Они слышатся на свадьбах, проводах в армию, юбилеях, днях рождения.

Порой они при-ходят к нам из газет и журналов. Но между ними нет разлада.

Фирдания Салимуллина,
Тюменская область, Ямало-Ненеский АО

Post Views: 11 014

Девичьи частушки. Веселые куплеты для вечерних посиделок


«Аргументы и факты» в Беларуси № 40. Быть теплу! 04/10/2022

14 октября в народном календаре восточных славян отмечается Покров день. По традиции этот день знаменует встречу осени с зимой, начало вечерних девичьих посиделок и осеннего свадебного сезона. Не обходится праздник без веселых куплетов – частушек.

Название праздника народная этимология связывает с первым снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов. Примерно с этих дней начинали топить в избах, скот больше не выгоняли на пастбище, завершали все полевые и огородные работы.

Листья с веток облетели,
Холоднее с каждым днем.
Урожай убрать успели
И об этом вам споем!

***

Наступила непогода,
День за днем идут дожди.
Как нам солнышка охота!
Бабье лето выходи!

Девушки, желающие поскорее выйти замуж, на Покров день рано утром ставили свечу и приговаривали: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком». В белорусском варианте фраза могла быть такой: «Свята Пакрова, пакрый зямельку лісточкам, а галоўку – вяночкам». Накануне самого праздника девушки рядились в поношенную одежду – костюмы стариков и старух, а на сам праздник наряжались «по-хорошему», ходили к родным в гости. Девушек вознаграждали куриными яйцами.

Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть,
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?

***

При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Собирались, песни пели
Да водили хоровод.

В некоторых регионах с Покрова наступала крестьянская зима, начинались молодежные зимние «беседы». Другие названия – «посиделки», «вечерки», «вечерницы». Посиделки обычно проводились для женских работ и были видом деревенской взаимопомощи, например, для заготовки продуктов, прядения, ощипывания птиц на перья для перин и подушек.

Обычно днем девушки работали: шили, пряли, вязали, тихо разговаривали, пели протяжные песни. А вечером на девичьи посиделки приглашали неженатых парней, и работы обычно заканчивались небольшим угощением, песнями и танцами.

Разохочусь петь, плясать
Я на посиделочках!
Хоть бы в гости пригласили
Еще куда, девченочки!
Может, там ребят поболе,
Может, там они смелей,
Может, там сыщу я долю –
Еще будет веселей!

***

Я приду с гармошечкой
Под твое окошечко.
Поглядим, гармошечка,
Откроется ль окошечко!

Оставить
комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Муниципальное
общеобразовательное учреждение

Маловасилёвская
средняя общеобразовательная школа

«ПРАЗДНИК
 ЧАСТУШКИ»

конкурсная
программа в рамках проведения недели музыки

( для 4 –
5 классов)

Подготовила и
провела:

учитель музыки

Долгая Елена
Геннадьевна
.

Цель:

·       
знакомство
с одним из жанров фольклора – частушкой.

Задачи:

·       
обратить
внимание на то, что в них в них отражена история и жизнь общества;

·       
воспитывать
интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа;

·       
научиться
исполнять частушки.

Оборудование:

·       
музыкальный
инструмент

·       
костюмы

·       
музыкальный
центр

·       
оформление

Ход
программы:

Ведущий:

Частушки — это
коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием. Частушка появилась
сравнительно недавно: в конце 19 века. Невозможно сказать, кто придумал первую
частушку. Поэтому и говорят, что частушки сложил русский народ.

Слово же
«частушка» употребил для названия этого жанра народного творчества
русский писатель-публицист Глеб Иванович Успенский.

Частушки появились
в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые
мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были
о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки
о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно
широка.


Интересно, что родительницей частушки является русская народная лирическая
песня, а ровесницей частушки гармоника (гармошка, гармонь).

Гармонь
— музыкальный инструмент, под который исполняли и исполняют частушки. Гармонь
обычно принято считать исконно русским инструментом. На самом деле гармонь
привезли в Россию купцы из Европы.

Гармоника
первоначально была для русских людей диковинным инструментом, как русская
балалайка для иностранцев. Все удивлялись этому чуду. Но тульские мастера
изучили устройство гармошки и стали изготавливать этот инструмент
самостоятельно. Постепенно гармоника широко распространилась в России. Она-то и
стала сопровождать исполнение частушек.

В
настоящее время частушка — самый распространенный жанр народного творчества.

I.       Представление
команд.

1       
команда:
название «Весельчаки»

Девиз: «А у нас девиз такой – веселись,
пляши и пой!».

Визитная карточка команды:

Никогда
на жизнь не ной,

Будь
как мы: пляши и пой!

Веселись,
честной народ,

Встречай
праздник у ворот!

Приветствие соперникам:

Чтоб
в игре вас обойти,

Мы
сплотились вместе.

Мы
уверены в себе

На
процентов двести!

2       
команда:
название команды «Озорные ребята»

Девиз: «Наш девиз всегда такой – без
частушек ни ногой!»

Визитная карточка команды:

Мы
– ребята озорные,

Любим
песни петь, плясать.

Если
только разойдёмся –

Никому
нас не унять!

Приветствие соперникам:

Нос
соперникам утрём

И
во всём их обойдём!

А
ещё в нагрузку

Ни
дадим им спуску!

II.    Домашнее
задание: исполнить танцевальные припевки, посвящённые «виновнице торжества» —
частушке.

«Весельчаки».


Как нам Васю отучить

От
дурной привычки?

Чтоб
девчонок перестал

Дёргать
за косички!


А давайте про него

Сочиним
частушки.

У
него от стыда

Покраснеют
ушки!


Мы частушечки свои

Васе
посвящаем.

Всё
вам рассказать о нём

Честно
обещаем.


Погодите, вот я вам,

Всем
по шее как вот дам!

Только
рот откройте,

Что-нибудь
напойте!

(обидчик
девочек грозит им).


Полюбуйтесь на него,

Кулаком
он машет.

Посмотрите
– кА, ведь нам

Ещё
и угрожает!


На тебя мы уж, Василий

Мы
найдём управу,

Чемпиона
по дзюдо

Пригласим
мы – Славу!


Мы девчонки боевые,

За
себя уж постоим.

Драчуну
или задире

Мы
отпор всегда дадим!

«Озорные ребята».


На уроке пения

Всё
без изменения:

Кто
как хочет так поёт,

Слов
никто не разберёт.


Громко тянет ноту Лена,

Я
её перепою:

На
полтона, чуть повыше,

Ноту
выше я её возьму!


Головой качает Гендель

Нам
с портрета на стене:

«Что
же, дети, вы творите,

Слушать
вас досадно мне!»


А Чайковский нам с портрета

Даже
пальцем погрозил:

«Хорошо,
что до потомком

Вот
таких я не дожил!»


Математика и русский,

Физкультура,
чтение.

И
вдобавок ко всему

Музыка
и пение!


Мы в частушках рассказали

Вам
о том, как тут живём.

Согласитесь,
что неплохо

Под
гармошечку поём!


Ой, спасибо гармонисту,

Хорошо
играл для нас.

Выражает
благодарность

Ему
весь наш классный класс!

III.«Что мы
знаем о частушке?»

Ответить
на три вопроса, приготовлены карточки ( время).

1.      Частушки —
это … (коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием).

2.      Под какой
инструмент исполнялись частушки? (Гармонь — музыкальный инструмент, под который
исполняли и исполняют частушки).

3.      Где
появились частушки? (Частушки появились в сельской местности. Интересно, что
первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли
эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями
и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни
в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка).

IV. «Импровизация».

«Весельчаки».

Исполнить
домашние заготовки «Задорные частушки». При подведении итогов учитываются
артистизм, эмоциональность, костюмы, оригинальность выступления.


Ставьте ушки на макушки,

Мы
поём для вас частушки

Лукавые,
задорные,

Останетесь
довольные!


Ох, ох, ох, ох!

Я
посеяла горох.

У
меня теперь вопрос:

Что
же делать, чтобы рос?


Посадила я капусту

Вдоль
забора густо-густо,

Но
и тут не повезло –

Сорняком
всё заросло!


ох, беда, беда, беда!

По
колено лебеда!

Урожай
совсем мой плох.

Виноват
во всём горох!

«Озорные ребята».

Исполнить
домашние заготовки «Школьные страдания». При подведении итогов учитываются
артистизм, эмоциональность, костюмы, оригинальность выступления.


В нашем классе на окошке

Расцвели
цветы в горшочке,

Белый,
красный, голубой –

Давай
встретимся с тобой!


Ты за партою сидишь,

На
меня и не глядишь.

Каков
будет твой ответ:

Может,
«да», а может «нет»?


Безразличный ловлю взгляд

И
тому совсем не рад …

На
окне цветут цветы,

«Нет!»
— ответила мне ты.

V.    «Расскажи
о себе с помощью частушки».

«Весельчаки»


Мы в учёбе первые,

Во
всём всегда примерные.

Педагоги
хвалят нас –

Весь
наш дружный 5 класс.


Возникает вдруг проблема –

Не
решаем сгоряча.

Все
проблемы разбираем

Только
вместе, сообща.


В нашем классе есть ребята

Умные,
спортивные.

Как
в учёбе, так и в жизни

Весёлые,
активные!


Книголюбы, шахматисты,

Футболисты,
пианисты –

Они
в нашем классе есть,

Они
– гордость наша, честь!


В небольших своих припевках

Рассказали,
как живём.

Что
допеть мы не успели,

В
другой раз уж допоём!

«Озорные ребята».


Мы частушки пропоём,

В
них расскажем обо всём.

Вместе
с вами развлечёмся

И
немного посмеёмся!


Мы – спортивные ребята.

Кто
нам скажет, что не так?

На
футбол мы ходим часто

И 
болеем за «Спартак».


У меня есть друг хороший,

Мы
с ним не разлей вода.

Он
поддержит и поможет,

Если
вдруг случись беда.


Наш учитель – капитан,

Ну,
а мы – матросы.

С
ним решаем сообща

Насущные
вопросы.


Все преграды одолеем,

Мели,
рифы обойдём.

Мы
с таким вот капитаном

Ни
за что не пропадём!

VI. Подведение итогов.

Литература.

Квятковский
А. П. Поэтический словарь.

Золотая
коллекция. Русские озорные частушки.

Т.
Лагутина. Народные частушки.

Интернет — страницы:

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3331.htm?cmd=p&istext=1

Like this post? Please share to your friends:
  • Праздник частного охранника отмечается когда
  • Праздник чак чака сценарий
  • Праздник чайного гриба
  • Праздник чага байрам республика алтай
  • Праздник цыганской культуры