Новости
Праздник черешни как воплощение культурного богатства лезгинского народа
Версия для печати
«Праздник черешни» — старинный праздник лезгин. С древнейших времен у лезгин из-за природно — климатических условий ареала расселения (разделение на зоны: горы — низменность), был распространен всенародный праздник под названиями «ПIинийрин сувар» (Праздник черешни) или «КIару».
Праздник отмечался весело и с размахом. К празднику готовился весь народ: джигиты объезжали коней, готовили нарядную одежду, в качестве репетиции проводили скачки на местах и отбирали новые мелодии, ашуги разучивали лирические песни и героические сказания. Исполнялись народные танцы. Девушки пели хоровые и индивидуальные лирические, праздничные, обрядовые песни. По-своему готовились к празднику и дети: тренировались в борьбе, упражнялись в состязательных играх и репетировали песни и танцы.
Это уникальное всенародное мероприятие заключало в себе не только элементы праздника урожая, но и воспитывало высокие эстетические нормы, становилось смотринами достижений не только в производственной и коммерческой деятельности, но и в литературе, искусстве, спорте и в области боевого мастерства.
В газете «Кюринские известия» приводится публикация Хазрана Касумова и Алибега Омарова о позабытом Празднике черешни, некогда проводимом в Сулейман-Стальском (Касумкентском) районе.
«Ленинграддай (Санкт-Петербургдай) тир этнограф А. Панека 1940-1947-йисара, яни дагьвийрин яшайишдик виликан девиррин кьетIенвилер кумайла, Дагьустандатухвай этнографический экспедицийрин нетижаяр кьазвай очеркрикай сада суьгьбетзава: «Табасаранда гилани пIинияр дигмиш хьунихъ галаз алакъалу фикир желбдай са адет ама. Кьасумхуьруьн райондин лсзгийри чпин багълара пIинийрин тарар битмишарзава. ПIинияр дигмиш жедайла, абур гьа тарарал аламаз дагьвийриз маса гузва. 28-июндин нянихъ табасаранрин хуьрерик чIехи юзун акатда, вучиз лагьайтIа, пакад юкъуз гзаф табасаранвияр, чпин паб-аялни галаз, балк1анрал алаз Кьасумхуьруьн багълариз рекье гьатда. Ана гьар са хзанди вичиз пIинидин тар маса къачуда, адалай вири пIинияр атIуда, абурун чIехи пай гьачкадал неда, гъвечIи пайни кIвалеризхутахда. ПIинияр атIудайла, межлисарни къурмишда, манияр яда, кьуьлер ийида. Рехъ яргъи хьуникай садазни къайгьу жедач. БалкIанрал алаз, я тахьайтIа яхдиз, сефердин четинвиликай гьич фикирни тийиз, табасаранрин кIеретIар рекьиз экъечIда. И йикъан шадвилерни пIинияр абуру гзаф версерин рехъ атIунай къачузвай хъсан къимет яз гьисабзава».
КIару-пIинийрин сувар. Эхиримжи сеферда чеб КIаруда мус хьанатIа, гьатта кьуьзуь инсанрини четиндиз рикIел хкизва.
Цмурдилай тир шайр Абдул- Фетягьа вичин са макъалада кхьейвал, KIapy Сийидрин, Курхуьруьн, Агъа СтIалрин пГинийрин чIехи багълара кьиле фидай. ПIинийрин тарар колхозчийриз зегьметдин йикъарай пайдай, гьарда вичин тарарин иесивалдай. Суварик атайбуру тарар я пулунихъ маса къачудай, я чпихъ авай затIарихъ дегишардай, кIвалериз пIинияр хутахдай.
КIарудин суварик фин патал хуьрера гьам итимри, гьам дишегьлийри виликамаз гьазурвилер аквадай. ГъвечIи-чIехидан вил пIинияр агакьарунал, абурун тIям акунал жедай. Гад алукьайла сифтени-сифте дигмиш жезвай емиш пIини я эхир, чебни пара тIеамлу ва гуьрчег.
КIарудик фин патал гьихьтин гьазурвилер аквадай? Акъажун ра иштирак ийидай балкIанар пакамахъни, нянихъни чамарриз акъуддай. Рекьиз экъечIдайла алукIдай пек-партал, кIвачин къапар, пIинияр твадай къужгъурар гьазурдай. И йикъара аялрив кIвалин кIвалахарни ийиз тадай.
«ТахьайтIа КIарудик тухудач гьа!» — лагьайла чIалаз килиг тавуна жедачир.
КIарудин сувар пара гурлудаказ кьиле фидай: балкIанраллаз чамарардайбур, кьуршахар кьадайбур, манияр лугьудайбур, кьуьлердайбур, зуьрнечиярни далдамчияр, ашукьар майдандиз экъечIдай. КIарудихъ вичин игитар жедай. Чамарзавай балкIандилай алгъана чилел алай манат вахчудай жегьил итимарни авай.
КIарудихъ вичин фольклорни авай. И сувариз талукь яз са кьадар манияр 1986-йисуз «Литературадин Дагъустан» журналдиз акъатнай, гьа йисара радиодайни ганай. КIаруда цлахъви ашукь Афис Рагьимани КIелейрин хуьряй тир са руша (адан тIвар малум туш) лагьай манияр шайр Рамазан Каитова кхьин хъувуна, халкьдал агакьарна.
«КIару» гафунин мана-метлеб вуч я? — суал гузва гзафбуру. Тайин жаваб авач. Садбуру ам балкIанраллаз чамарардай чкадин, муькуьбуру сувар тухузвай чкадин тIвар я лугьуз тестикьарзава. ИкIни лугьузва: эл махлукьатди кIур гузвай чка тирвиляй, и гаф «кIур» гафунихъ галаз алакьалу я. М. Гьажиеванни Б. Талибован словардани ПIинийрин сувар тухузвай чкадин тIвар хьиз къейднава. Аквазвайвал, и гафунин дувулар малум туш.
КIарудик инсанар июндин кьвед лагьай паюна кIватI жедай. Суварин югъ виликамаз тайинардай ва адакай хабар вири Лезгистандин ва Табасарандин хуьрериз чукIурдай. ЧIимел югъ хьайитIани, сувар кьиле тухун тавун айиб тир.
Чи хуьрера фадлай пIинийрин сувар тухун хъийизмач, са бязи жегьилар вилик йисара KIapy халкьдин рикI алай суваррикай сад тир лагьайла ягъанни ийизвач. ЯтIани, райондин саки вири хуьрера инсанри чпин кIвалерихъ галай усадьбайра пIинийрин тарар цанва. Лагьана кIанда, райондин шартIара тарари пIинийрин хъсан бегьерни гузва, саки гьар йисуз.
Гьайиф хьи, пIинийрин сувар тухузмач».
Количество показов: 988
02.08.2017
Возврат к списку
Лезгины принадлежат к одному из древнейших народов Кавказа, сумевших из небольшой общины создать самобытное племя, ставшее в дальнейшем самостоятельным этносом. В традициях лезгин ярко проявляется культура этих людей – она хранит старинные элементы, что, постепенно преобразовываясь, гармонично вписываются в современные реалии.
Несмотря на эту “пластичность”, лезгины преданно сохраняют наследие предков. Сегодня большая часть этого народа проживает в России, Южном Дагестане и Северном Азербайджане, где лезгинские общины сберегли этнические особенности своего народа. Что же подразумевают лезгинские обычаи? Во что верят лезгины? Как проходят их традиционные праздники?
Религиозные традиции лезгин
Основу культуры лезгин составляет религия. Сегодня господствующее положение среди этого народа занимает ислам, однако при детальном рассмотрении традиций лезгин можно заметить и языческие элементы культуры, что сохранились с древнейших времён. Покупая быка, лезгины трижды обводили его вокруг селения. Когда же животное зарезали, часть мяса отдавали соседям.
Считалось, что так можно обезопасить остальной скот от болезней и мора. А вот козлов никогда не приносили в жертву во время празднеств. В старину существовало лезгинское поверье, что у козла “холодные губы”, а потому такое подношение богам вряд ли понравится.
Не только в прошлых веках, но и сегодня у лезгин можно заметить необычные обряды. Например, посыпание солью головы больного. Кристаллы специально держат над огнём, произнося заговор, после чего совершают ритуал. Конечно, в наши дни никто не верит в магические обряды, но их всё равно придерживаются – а вдруг выздороветь поможет именно чудодейственное средство?
До сей поры лезгины используют в качестве оберега чертополох и другие колючие растения. Считается, что злой дух, желая навредить человеку, уколется о них, после чего совершить злодеяние не удастся. Конечно, сегодня редко можно увидеть пучки чертополоха, подвешенные над окнами или входной дверью, однако в качестве талисмана лезгины используют брелоки и сувениры с таким наполнением.
На землях лезгин нередко можно увидеть деревья, увешанные кусочками ткани разных цветов. Это – не простые растения, а пиры. Так народ называет священные места, где произрастают деревья необычной формы.
Часто они находятся у источников или в горной местности. Побывав около пира, можно попросить защиты и помощи у добрых духов. После обращения (молитвы) следует оставить на дереве кусочек ткани – как дар потусторонним силам.
Семейный уклад
Семейные традиции лезгин отличаются особым колоритом. Конечно, далеко не все они сохранились до наших дней, однако основа семьи осталась прежней. Лезгины придерживаются патриархальных устоев.
Мужчина является главным добытчиком, а на женщину возложены воспитание детей и хозяйственные дела. Интересным был обычай, с помощью которого можно было связать судьбы детей из разных семейств.
Если у двух женщин долгое время не появлялись дети, они вместе отправлялись к священному месту, просили высшие силы о долгожданном ребёнке. В случае, если у одной из них появлялась дочь, а у другой – сын, дети должны были пожениться.
Несмотря на то, что женщинам в лезгинском обществе отводится достаточно скромное место, к представительницам прекрасного пола относятся с особым уважением. Позором для мужчины и его общины считалось рукоприкладство по отношению к супруге или любой другой женщине.
Даже во времена расцвета кровной мести эти жестокие законы не распространялись на женщин. Их почитали как хранительниц очага и продолжательниц рода. Женщина могла остановить конфликт или даже драку.
Для этого достаточно было бросить платок между дерущимися. А о том, чтобы использовать крепкие словечки в присутствии жены, матери, дочерей или родственниц, и вовсе не шло речи.
Праздники и ритуалы
У лезгин сохранилось множество интересных праздников, известных в их краях уже не одно столетие. Весной, когда горы только покрывались зеленью, народ устраивал Праздник цветов. Во время него люди надевали свою самую нарядную одежду и отправлялись за цветами, пели песни, устраивали гулянье. К ночи разводили костры, молодёжь соревновалась в конкурсах и танцевала, а старшие учили юных соплеменников мудрости.
Подобный Празднику цветов День черешни. Его отмечают в садах, где растёт эта чудесная вкусная ягода. Такие обычаи принадлежат к самым давним лезгинским торжествам, поскольку их начали придерживаться ещё до распространения мусульманства, во времена, когда люди с особым почтением относились к природе.
Приход весны, начало нового годового солнечного цикл лезгины отмечают 22 марта. В этот день принято готовить семь блюд из семи компонентов: пшеницы, молока, аджики, воды, соли, засушенных ног и головы барана.
Также в день весеннего равноденствия устраивается любимая народом забава – кручение яиц. У каждого участника состязаний есть по одному вареному куриному яйцу. Его следует раскрутить на плоской поверхности. Чьё яйцо дольше крутится – тот и победил.
Вот такие неожиданные и интересные элементы могут открыть нам традиции лезгин. Культура этого народа столь многогранна и необычна, что отмеченные обряды составляют лишь малую её часть. Лезгины искренне гордятся обычаями своих предков, старинными праздниками и ритуалами. Это неудивительно, ведь, несмотря на исторические перипетии и сложности, культура лезгин помогла им сохраниться как народу – вопреки времени и неурядицам.
С древнейших времен у лезгин из-за природно—климатических условий ареала расселения (разделение на зоны: горы — низменность) был распространен всенародный праздник под названиями «ПIинийрин сувар» (Праздник черешни) или «КIару».
Праздник отмечался весело и с размахом в конце июня.
К празднику готовился весь народ: джигиты объезжали коней, готовили нарядную одежду, в качестве репетиции проводили скачки на местах и отбирали новые мелодии, ашуги разучивали лирические песни и героические сказания. Исполнялись народные танцы.
Девушки пели хоровые и индивидуальные лирические, праздничные, обрядовые песни. По-своему готовились к празднику и дети: тренировались в борьбе, упражнялись в состязательных играх и репетировали песни и танцы.
Это уникальное всенародное мероприятие заключало в себе не только элементы праздника урожая, но и воспитывало высокие эстетические нормы, становилось смотринами достижений не только в производственной и коммерческой деятельности, но и в литературе, искусстве, спорте и в области боевого мастерства.
lezgi-yar.ru
Лезгинка — зажигательный танец, который знают все, и это, пожалуй, единственное, что известно о традициях народа лезгинов большинству из нас. Но лезгинские традиции и обряды самобытны и очень интересны. Каждому, кто подробнее узнает их, обязательно захочется побывать в Республике Дагестан или Северном Азербайджане, где живут представители этой народности, чтобы собственными глазами увидеть их праздники и обряды.
Следы язычества
На данный момент основная религия лезгинов — ислам, но так стало лишь недавно. Прежде лезгинский народ много столетий подряд придерживался языческих традиций. Они наложили значительный отпечаток на культуру и нашли свои отображение в некоторых обычаях, сохранившихся до наших дней.
Жертвоприношения
Скотоводчество долго было основным промыслом у представителей этой народности, скотину держали в каждой семье, и чем больше коров, коз, быков и пр. было во дворе, тем богаче становилось семейство. Поэтому здоровье животных было определяющим моментом для благосостояния. Чтобы оно оставалось на высоте, нужно было задобрить богов.
Перед забиванием быка нужно было в тёмное время суток обвести животное вокруг дома. Желательно в этот момент не встретить людей. После того, как туша разделана, самые хорошие куски отдавали соседям. Считалось, что после этого болезни обойдут скотный двор стороной.
Но приносить в жертву козлов не разрешалось. Боги не обрадовались бы такому подарку, а только разозлились бы на людей. Связана эта немилость с тем, что у козлов, по мнению лезгинов, губы холодные.
Соль
Медикам известны исцеляющие свойства каменной соли, однако и раньше люди использовали её для того, чтобы облегчить участь болеющего. Например, в традициях лезгинского народа есть необычный ритуал — сыпать соль на голову больному. Правда, при этом надежда была не на реальные свойства этого природного вещества, а на его способность снимать порчу и сглаз.
Обычная кухонная соль для этого не подошла бы. Её предварительно подготавливали особым образом: долго читали над ней молитвы, затем прокаливали на огне, и только потом высыпали на голову. Считалось, что тому, кто наложил проклятие на больного, после такого ритуала станет плохо. Беды и несчастья посыплются на этого человека, а после смерти обидчик попадёт в ад.
Защита от потусторонних сил
Многие традиции и обычаи лезгинов связаны с оберегами. У этого народа сильна вера в то, что они могут защитить от злых духов и потусторонних сил.
Очень важна защита своего дома. Чтобы в новом жилище всегда было комфортно и не происходили беды, при новоселье нужно было развесить посуду на стенах. Чем богаче эта посуда, тем выше будет благосостояние семьи.
Ещё одни защитники дома от потусторонних сил — колючие комнатные растения. Нечистых тянет к окнам, и там они уколются шипами, после чего быстро выветрятся из дома. Колючки не обязательно должны быть цветами на подоконнике, часто развешивали высушенный чертополох прямо на стенах и под потолком. Даже сейчас лезгины нередко цепляют на зеркало заднего вида в автомобилях такие обереги в виде брелоков. Они защищают водителя от аварий и нечистых сил в виде штрафующих за нарушения работников ГИБДД.
Кроме колючих растений жилище могут охранять от злых духод камни необычной формы и цвета, причудливые ветви, рога крупных животных, ножи, сабли и другие колюще-режущие предметы.
Святые места
В язычничестве особое значение имела живая и неживая природа, поэтому у лезгинов существовали интересные традиции, связанные с местами силы. Они располагались у деревьев с необычной формой или вблизи огромных одиноких камней. Такие места являлись святынями, и назывались они «лезги пирар». Чаще всего они находились у текущих водоёмов или в ущельях гор.
В таких местах набираются силы, приносят там жертвы, ищут защиты и молят об удаче. Кроме даров, там развешивают кусочки ткани со своей одежды. Если хотят попросить за близкого человека, то нужно привязать к ветке кусок с его одежды.
Свадьба
Целый пласт обычаев и традиций лезгинского народа связан со свадьбой.
Обручение
Обручение часто происходило ещё в тот момент, когда жених и невеста лежали в люльках. Конечно, родители оценивали благосостояние другой семьи, их репутацию. Каждому хотелось связать жизнь ребёнка с уважаемым родом. Лучше всего, если сваты — родственники. Обычай женить представителей одного рода прекратился только после революции.
Иногда сватовство происходило даже до того, как дети появлялись на свет. Например, если в двух семьях не получалось завести детей, женщины шли к описанному выше святому месту и там обещали, что поженят своих наследников, если те родятся разнополыми.
Ещё одна распространённая традиция заключалась в том, что жених воровал невесту. Если родственники знали, что сама молодая была не против стать женой этого человека, они даже не пытались вернуть её назад. Более того, в таком случае жених освобождался от уплаты калыма, а родители невесты даже платили в знак благодарности за то, что их любимую дочь взяли к себе в род.
Мудрость старших
Прекрасная традиция — выказывание почёта и уважения к старшим на свадьбах. Они всегда самые почётные гости, говорят первые тосты, делятся своими советами с молодожёнами и всеми присутствующими, как прожить долгую счастливую жизнь в браке.
Мука
Хлеб — предмет особого уважения. До сих пор у лезгин сохранился обычай, согласно которому невесту посыпали мукой, когда она в первый раз входила на кухню в новой семье. Считалось, что это дарит благосостояние и уют молодожёнам на много лет. Чтобы доказать, что теперь она хозяйка на этой кухне, молодая брала в руку горсть муки и бросала его прямо в огонь.
Семья
Семейные отношения у лезгинов подлежат чёткой иерархии. Здесь правит бал патриархат, важные решения принимают мужчины, за ними остаётся последнее и решающее слово, которое нельзя оспаривать.
Роль женщины
Женщины остаются на вторичном положении, права голоса у них нет. Даже в современных семьях кое-где мужчины с женщинами в одной семье ещё не едят вместе в одной комнате, как раньше. Но прежде, чем сочувствовать, нужно понимать, что представляют собой лезгинские женщины и какая их роль в семье.
Они хранительницы очага, вся домашняя работа и воспитание детей — на их плечах. Но в то же время женщина, вынужденная работать — небывалое явление для этого народа. Даже если она оставалась вдовой, опеку над ней брал отец, братья, родственники мужа и остальные мужчины.
Привилегированное положение
Шутки над женщинами строго запрещены, обижать их тоже нельзя. Если кто-то ударил представительницу прекрасного пола, он опозорил тем самым не только свой род, но и всю общину. После такого поступка обидчик мог расплатиться даже собственной жизнью или стать изгоем навсегда.
В наши дни после значительной семейной ссоры жена может уйти жить к своим родителям. Это считается трагедией, и родственники мужа идут на переговоры, уговаривают её вернуться и восстановить семью.
Даже если между родами возникала кровная месть, обидеть женщин никто не имел права: представительницы прекрасного пола не могли быть замешаны в выяснении отношений. Тот, кто нарушил это правило, по факту подписывал себе смертный приговор. Женщины и девушки были настоящими миротворческими агентами: если женский платок падал между дерущимися мужчинами, те обязаны прекратить биться.
Ещё одно ограничение: в присутствии женского пола нельзя сквернословить.
Дети
Есть много традиций лезгинского народа, связанных с появлением на свет детей. Мужчина не должен находится в доме, когда его жена рожает. Появление в роду мальчика — гордость и невероятное счастье. Рождение дочери воспринимается намного сдержаннее. Тот, кто сообщал лезгину новость о рождении сына, получал от счастливого отца подарок.
Мальчику даёт имя не мать, а старшие члены семьи. Чаще всего выбирают имя в честь какого-то славного предка, который уже умер. Считается, что новорожденный получит все его лучшие качества. Но если с этим именем малыш много плакал и болел, то могли придумать новое, чтобы опять изменить судьбу и характер, запутать злых духов.
По традиции появление наследника празднуют несколько дней. Молодые родители должны приготовить богатый стол, накормить всю округу: именно тогда судьба будет благосклонна к малышу.
Чтобы ребёнок не вырос вором, ему очень долго не остригали ногти в первый раз. А когда это делали, их сжигали в костре. Первую стрижку волос младшему члену рода проводил самый старший. Пушок клали под подушку ребёнку, и это дарило ему спокойный сон.
Считалось плохой приметой, если первый зуб у грудничка заметит мама. Если это произойдёт, она должна порвать свой ворот и воротник малыша, чтобы предотвратить беду.
Праздники
Масса интересных традиций у лезгинов связаны с праздниками.
Праздник цветов
Когда горы в конце весны или в начале лета покрывались травой, отмечали Праздник цветов — Цуькверин сувар-Арбе. Это происходило в конце мая или во время первой недели июня. Назначали шаха (тамаду), им был самый весёлый человек в селе. В урочный день нужно было идти в поход за букетом. Для этого отправлялась целая процессия, вооружившись едой. Это были шумные радостные люди в ярких одеждах. Впереди шествовали музыканты, играющие на зурне и барабане, все пели песни.
В горы эта процессия отправлялась в полночь. Там они устраивали песни, пляски, состязания, рвали букеты, заготавливали травы для лекарств, приправ, кулинарии и напитков. Вечером они возвращались назад и отдавали собранное старикам.
Праздник черешни
Это праздник земледельцов и скотоводов, который у лезгинов называется ПIинийрин сувар – Кiару. Для всех лезгинов это был важный день, который выпадал по традиции на конец июня. Все надевали красивую национальную одежду, всадники объезжали молодых коней, а на бывалых скакунах проводились скачки. Молодёжь танцевала и пела обрядовые песни.
Новый год
Яран сувар — ещё одна интересная традиция лезгинского народа. Это аналог Нового года, который праздновался весной, как и у наших предков. Большое значение имела подготовка особых богатых угощений, сладостей. По обычаю ко столу необходимо было пригласить как можно больше родственников, соседей, друзей. Часто празднование проводилось всем поселением.
Молодёжь облачалась в овечьи шкуры шиворот-навыворот, а дети брали специальные сумки — чанты, в которые соседи складывали сладости. Застолье было днём, а вечером по селению разжигали костры, вокруг которых танцевали народные танцы. Молодёжь прыгала через огонь, чтобы отогнать от себя нечистые силы, не болеть и не знать неудач.
Также любили ограть в «кражу огня». Нужно было выхватить горящее полено из чужого костра и принести в свой, но при этом не допустить потерь в своём костре. Тот, кому это удавалось, считался умелым, ловким и смелым. Ещё одна забава заключалась в раскручивании варёных яиц: тот, чьё яйцо вертелось дольше всех, был победителем.
Считалось, что если не праздновать как следует, небесные силы могут разгневаться на людей. По традиции в лезгинский Новый год нужно было надевать новую одежду, а самым бедным можно было отделаться пришиванием новой заплатки из ткани на старый наряд, чтобы одурачить богов. В качестве оберега детям на шеи привязывали красные шерстяные верёвки, такие же амулеты навешивали в эту ночь и домашней скотине.
Яран Сувар — Праздник Весны
Множество разных праздников у лезгин. В их числе Цуькверин сувар (Праздник Цветов), Сифте ргал (Первая борозда), КIару (Праздник Черешни)… Но самым замечательным из всех праздников является Яран сувар, что означает «Праздник Весны».
Правильнее написание слова в форме йар, а не яр, так как первая орфография сохраняет классный показатель й , который заключает в себе значения: «свет, заря, краснота», «бытование, существование».
Яр по-лезгински означает «красный». Это слово многозначно в лезгинском языке:
Яр «красноватость, алость».
Яр (ярар) заря, зори, алая полоса на небе у горизонта при восходе или закате солнца.
Яр (йар) — рай (й в конце лезгинского слова не произносится) — один из синонимов солнца.
Яр красивый.
Яр «любимая, возлюбленная», «любимый, возлюбленный».
Яр название весеннего месяца в лезгинском земледельческом народном календаре, период с 21 марта по 4 апреля.
Яр сердцевина, ядро дерева.
Яр (ярар) кольцо (годовые кольца) дерева.
Яр (ярар) корь (болезнь).
С этим словом связаны и мужские имена: Яр, Ярмет, Ярали, Ярам, Ярем…; женские имена: Ярруш, Ярсе-лем, Яргъед, Ярцуьк, Яргъвер, Ярчиг… Радугу в лезгинском языку называют «дочерью Солнца» (Яргъируш /Яргъан руш). С этим словом связаны названия населенных пунктов: Яргун, Ярагъ, и некоторые этнонимы (названия народов) ярхул (яхул), яркIар, что могло означать «поклоняющиеся Солнцу».
Возможно, редко еще в каком языке, как в лезгинском, так поэтично и возвышенно называют тёщу: яран-диде (мать моей возлюбленной). (Хотя сама тёща называет зятя йазне (йа, зине) — «эй, соблазнитель /растлитель»).
Красный цвет в жизни лезгин занимает важное место. Согласно верованиям древних лезгин, земля держится на рогах красного быка.
Бык (йац/йарц и в этом слове слышится «яр — красный») занимал важное место как в хозяйственной, так и в духовной жизни лезгин. Красному быку поклонялись, его приносили в жертву в праздник «Яран сувар». Назначенного для жертвоприношения быка хорошо кормили, за ним хорошо ухаживали, чистили, на шее завязывали красные нитки. Перед принесением в жертву, быка еще ночью трижды водили вокруг села. Мясо раздавали всему селу поровну.
Красный цвет считается цветом зарождения и царствия жизни, этот цвет ассоциируется с жизнью, кровью. На крови клялись, кровью братались, кровью смывали позор. Красный цвет считается самым красивым и благородным цветом. Невесту покрывают красным платком (дуьгуьр). Красными платком украшали шею коня победи-теля и доброго вестника. В орнаментах и рисунках лезгинских ковров преобладает красный цвет. Древние наскальные рисунки сделаны красным цветом.
За недели две-три до наступления Яран сувар и до окончания месяца яр (по 4 апреля) на запястьях носят красную (иногда перекрученные с белой) нить.
Заблаговременно перед праздником Яран сувар готовятся сухие стебли растений (яран кьалар «стебли для яра»), их ставят в виде конусов на специальных площадках для костров (раньше костры сжигались и на плоских крышах домов). В ночь с 21 на 22 марта зажигаются костры (по семь костров) на крышах домов, на общественных площадках, в местах массовых игрищ. В землю втыкаются факелы (лаванар) в каждой группе по семь штук. В костер бросают старые вещи, со словами: «Сийиди куг! ЦIийиди хьухь!» (Старое, гори! Новое, родись!). Устраиваются зрелищные фейерверки: пускают в небо разнообразные огненные звёзды из перекрестно связанных палок, обмотанных замасленными тряпками (цIайлахъанар); огненные шары из тряпья или соломы (ал-панар); пускают горящие стрелы (хьелхьемар); с гор скатывают большие огненные колёса или шары из спрессованной соломы и тряпья (бар-бияр). Для очищения от грехов, болезней, сглазов, порчей и прочих нечис-тей, человек по семь раз должен прыгать через костры. Чтобы испугать темных сил и злых духов, всю ночь полагается производить больше шума. Били в колокола (например, на столб вешался металл (зенг) или массивный обрубок сухого ствола дерева (лахъ-ут), бой по которым производил звон или гул), стреляли из самодельных пневматических «ружей» (къумпара) и из обычных ружей. Массовые гуляния сопровождаются присущими для этого праздника плясками и песнопениями, которые продолжаются и днем.
В древности в период яр между воюющими сторонами заключалось перемирие. В этот период полагается совершать только добрые дела, считается богоугодным делом прощать грехи, мириться, кто в ссоре, кто в кровной мести. Обращаются к Гъуцар (Бо-гам) с просьбой о прощении грехов.
На следующий день с утра (22 марта) юноши с ряженым ЦIегь (Козел) идут по дворам и колядуют: «Ну-ну нуну — яран пай!» (Нуну нуну /дай / подношения для яра!). Ряженого (ЦIегь — eh) сопровождают музыканты (зурнач или игрец на дудуке или на горской флейте с барабанщиком), двое носильщиков подношений с переметными сумами через плечо (чан-таяр или гьебеяр) и несколько сопровождавших шествие. Если двор неухожен, неубран, то ряженый пускает в адрес хозяев насмешки вроде: «Этот двор мусором богат, здесь живет ленивая хозяйка! Когда же мусор здесь сожгут? Что-нибудь нам здесь дадут?!» (КIвалин гьаят вуч «михьида», кайванидиз хупI муькIуьда! Гьашемар мус кудатIа? Вуч паяр чаз гудатIа?!). Если же двор был ухожен и чист, то ряженый расточает похвалу: «Здесь чистота необъятна, Здесь и гостить приятно! Пусть детей будет полный дом, Пусть изобилие будет в нем!» (Ина михьи, мублагь я, Илифизни те-мягь я! Хазан ацIай къул хьурай, Бере-катар бул хьурай!).
Конечно же, ряженый регулирует и хулу, и хвалу, ловко используя иносказание, намек, юмор, знал меру и такт. Вся игра — импровизация и для этой роли подбирались имеющие талант люди. Хозяева не обижаются, смеются, и сами включаются в игру, веселятся со всеми. Это традиционный праздник народной смеховой культуры. Хозяйки выносят — кто, чем богат: сухофрукты, вареные и свежие яйца, лепешки, халву (иситIа), обожженные зерна ячменя и конопли (кблар), сав (муку из кблар), свежие яблоки, орехи и прочие продукты.
На праздник «Яран сувар» красят яйца (их варят с различными растениями, выделяющими краски). Готовят разные блюда, но в каждом доме их количество должно равняться семи. Даже, если семья не могла себе позволить приготовление семи блюд, выручал гитI — кашица из семи продуктов (сушеное мясо, кукуруза, ячмень, фасоль, гороха, нахуд (сорт гороха), картошка или что-либо другое, причем и соль можно было считать за компонент); Вот некоторые традиционные блюда: тIач (напиток наподобие киселя из муки проросшего ячменя); селе-ма (семйна) сладкая патока из проросших семян ячменя, печеная тыква; чуьк (кислый суп с сушеным мясом, фасолью и кислыми сухофруктами –терном, кизилем или сливой; дангу рагу из кукурузы, ячменя и фасоли; иситIа сладкая халва из обожженной муки, меда или сахара, чул блюдо из вареного теста с тутовым мёдом растопленным в масле; мехкIуьт специальная паста из тутового мёда и муки (мука готовится из обожженных ячменных и конопляных зерен и ореха); нутIуфа ядра грецких орехов, облитые растопленным тутовым мёдом; чIахар аш плов из ячменной полбы с кисломолочным соусом и птичьим мясом; афбрар (чуду) с разной начинкой (зелень, тыква, простокваша, картофель, рисовая каша с молоком, каша из яч-менной полбы с птичьим мясом и др.); цикIен особый пирог с мясом, луком, картошкой и специями; гузан лепешки с кремом из свежего коровьего масла и мёда; баклук лепешка из кукурузной муки с луком; алуга ватрушка с яйцом и др.
Праздник «Яран сувар» («Праздник Солнца») идет из глубины веков, еще со времени раизма (поклонения Солнцу). Он приходится на день весеннего равноденствия 21 марта (вернее на ночь с 21 на 22 марта). Яран сувар символизирует возрождение и обновление жизни, победу света над тьмой, весеннего тепла над зимним холодом, добра над злом, выздоровления над болезнью, жизни над смертью…
Не следует путать языческий традиционный Яран сувар с мусульманским праздником «Навруз байрам». (Новруз по-фарсидски «новый день»). «Новруз байрам» считается мусульманским новым годом.
Период «яр» продолжается в течение 14 дней, по 4 апреля. В эти дни активно проводятся «мелер» (общественные помочи друг другу в различных хозяйственных делах, где нужен коллективный труд). В эти дни лезгины готовятся к весенним работам. Очищают дворы и участки, обрезают и сжигают сухие ветки или готовят их на дрова. Приводят в порядок инвентарь и инструмент. А самое главное — приводят в порядок тело и душу в соответствии с обновляющейся природой. Хотя в жизни лезгин произошла смена нескольких религий (язычества, христианства, ислама), они сохраняют свои политеистические традиции. Ни одна из религий не смогла их вытеснить и уничтожить. Лезгины в душе хранят веру в языческих богов гъуцар и часто обращаются к ним: к Богу Солнца (Ра Атар букв. «Солнце взошедшее»), чтобы он давал свет и тепло; к Богу Огня (Алпан), чтобы он охранял род человеческий; к Богу Месяца и Богине Луны (Варз и Мен), чтобы не лишили человека любви и надежды; к Богине Воды (Тавар), чтобы не переставала поить своей жизненной влагой; к Богине Земли (Ген), чтобы не лишал своих благ и хлеба насущного; к Богу Природы (Пан), чтобы оберегал род человеческий от злых духов… В пантеоне лезгинских языческих богов насчитывается свыше тридцати.
В дни «яр» ходят в гости к родственникам и друзьям с поздравлениями: Яран суваркай! Носят друг другу гостинцы и дарят подарки. Раньше юноши и девушки тайно передавали и дарили друг другу яргъвер — вышитые, вязаные или плетеные из красных ниток цветочки, косички, амулеты, которые прикалывались на груди.
Были и свои традиционные поверья и гадания. В земле рылись норы и считалось, что проползание через них (в норе в землю клали гвоздь, яйцо, уголь) очищает от сглаза и порчи (чила). По поверью, если долго смотреть на луну, повторяя имя любимого (лю-бимой), и положить под подушку что-нибудь связанное с любимым (платок, волос, одежда, любой предмет, к которому тот касался), то любимый будет сниться. А те, у кого еще нет любимых, повторяют заклинание «Мен, Мен къатурай, кIаниди атурай!» (Пусть Луна будет яркой, пусть явится любимый!). Им тогда во сне является любимый. Перед Яран сувар закапывали в землю вместе яйцо, марену и древесный уголь. 22 марта их выкапывали. Если на яйце появлялась красная полоса, то ожидалось везение в делах, темная полоса предупреждала о надвигающейся беде. Нужно было предпринимать то шаги, упреждающие беду. Начиная с Яран сувар (22 марта), три дня считались предсказывающими о том, какими будут предстоящие весна, лето, осень.
Праздник «Яран сувар» из народов Кавказа в описанном виде проводят только лезгины. Отголоски этого языческого праздника остались у лакцев, у молдаван (мерцишор), у славян (колядки; болгары тоже на запястье носят красную нитку).
Лезгины воспринимают 22 марта как праздник всех лезгин.
Фейзудин Нагиев
Фотоальбом: Яран Сувар в Кремле — 2005 год
Где живут
Проживает народность в Российской Федерации на юге Дагестана и на севере Азербайджана. В Дагестане лезгины населяют Дербентский, Ахтынский, Курахский, Докузпаринский, Сулейман-Стальский, Магарамкентский и Хивский районы.
В Азербайджане этот народ живет в Курсарском, Хачмасском, Кубинском, Габалинском, Огузском, Исмаиллинском, Шекинском, Кахском районах и всех крупных городах, особенно в Баку. Эксперты института антропологии и этнологии РАН считают, что лезгин на территории Азербайджана больше, но часть из них зафиксирована как азербайджанцы.
Название
Происхождение этнонима «лезгины» еще не изучено до конца и нуждается в проведении дополнительных исследований. Авторы античных времен называли лезгин «леки», арабские авторы звали их «лакз», грузинские — «лекеби».
В письменных источниках термин «лезги» известен с 12 века. Но этим словом не называли отдельную дагестанскую народность. Этот термин был незнаком дагестанским горцам. Тюрки и жители царской России лезгинами называли многочисленные горские племена, населявшие Дагестанскую область и часть южного склона Главного Кавказского хребта. Русские так называли южных дагестанцев, а северных, в основном аварцев, звали тавлинцами. К лезгинам термин начал употребляться в конце 19 — начале 20 века. Этноним «лезгины» стал названием одного из горских народов Дагестана после 1920 года.
Язык
Лезгинский язык входит в нахско-дагестанскую группу северокавказской языковой семьи и относится к лезгинской подгруппе. Распространен среди лезгин русский и азербайджанский. Проживающие в Азербайджане лезгины пользуются азербайджанской письменностью.
Лезгинский язык делится на наречия:
- самурское, включает ахтынский диалект и докузпаринский переходный диалект;
- кюринское, включает яркинский, гюнейский, курахский диалекты;
- кубинское.
Есть в лезгинском языке и самостоятельные говоры:
- гилиярский
- курушский
- гелхенский
- фийский
Царское правительство в 1905 году решило облегчить русификацию народа и попыталось создать лезгинскую письменность на разработанных бароном П. Усларом основах. Но эта попытка была неудачной. В 1928 году был выведен латинский алфавит для лезгинского языка, а в 1938 году создан новый алфавит на основе кириллицы.
Народ, который чтит традиции
Рассмотрим подробно эту национальность. Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе. Этим, наверное, и отличаются лезгины. Национальность имеет много интересных традиций. Вот одна из них.
Если женщины не могли иметь детей, то есть были бездетные, их отправляли к священным местам Кавказа. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком. Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью. Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями.
Жизнь
Семья у лезгин большая, состоит она не только из мужа, жены и детей. В нее входят родители, несовершеннолетние сестры и братья обоих супругов, овдовевшие невестки. Некоторые семьи состоят из 17 человек, но сегодня это редкость.
Издавна основным занятием народа было пашенное земледелие. Выращивали кукурузу, пшеницу, просо, ячмень, бобовые и рис. Лезгины, проживающие на равнинах, занимались в основном выгонно-стойловым скотоводством. В горах скотоводство было отгонное. Преимущественно разводили овец, коз, крупный рогатый скот. Большинство зимних пастбищ располагалось на территории Северного Азербайджана. Традиционным промыслом является прядение, производство сукна, войлока, ковров, ткачество, кузнечное, кожевенное, ювелирное и оружейное дело.
Древние обряды и современная жизнь
Лезгин — это что за нация? Рассмотрим подробнее ниже. Несмотря на свою малочисленность, лезгины имеют довольно фундаментальные моральные нормы, которые связаны с давними традициями.
Из свадебных обычаев можно выделить один наиболее яркий — похищение невесты. Самое интересное, что подобная традиция практиковалась как с согласия невесты, так и без него. Как выяснилось, выкупа как такового не было. За молодую просто вносилась определенная плата ее родителям. Возможно, сегодня некоторым это напоминает какую-нибудь покупку и кажется не совсем достойным, однако практика показывает, что большинство местных жителей относились к этому с радостью и большим энтузиазмом.
Жилище
Основной тип поселения у лезгин называется «хуьр». Селения, основанные в горах, расположены в основном на склонах, неподалеку от источников питьевой воды. Дома тесно расположены друг с другом. Село делится на кварталы, которые по одному иногда могут образовывать крупные территориально-родственные поселения «тухум». В каждом селении есть мечеть и сельская площадь «ким». На ней местные жители, а именно мужчины, собираются на сельский сход для обсуждения и решения самых важных вопросов сельской общественной жизни.
Самый старый квартал располагается в верхней части селения и состоит из каменных старых домов. Это настоящие крепости с закрытым внутренним двориком, бойницами и небольшим количеством наружных оков. Зелени здесь обычно не бывает. Средняя часть горного селения располагается на менее крутом склоне. Новые кварталы расположены на ровных местах, состоят они из более обширных дворов, которые огорожены от улицы глиняным или каменным забором. Среди зелени во дворе располагается дом в один этаж, который строят из камня или сырцового кирпича. В современных нижних кварталах есть школы, клубы и больницы. В горном селении Ахты у жителей есть дома в верхнем и нижнем квартале, с садом. Наверху они живут зимой, а летом переезжают вниз.
Дома лезгин бывают П- и Г-образной формы, или строятся в форме замкнутого квадрата. Чтобы с улицы попасть в двухэтажное жилье, надо пройти в маленький дворик через ворота в виде арки. В одном из углов дворика стоит печь, в которой пекут лепешки чуреки. Лестница из камня или дерева со двора ведет в галерею, на которую выходят двери всех комнат жилища.
Стены и пол в доме лезгины всегда покрывают паласами и коврами. В одной из комнат есть камин, в котором готовят пищу. Вместо окон до середины 19 века в домах делали отверстия в плоской крыше. Сегодня крыша по-прежнему плоская, но окна уже пробиты в стенах. Сделаны они и в старых домах. С середины 19 века в жилищах стали делать балконы, которые выходят на улицу. В некоторых горных селениях родственные семьи, живущие напротив, создают закрытые переходы, соединяющие вторые этажи.
Лезгинские праздники
Цуькверин сувар – Арбе, или Праздник цветов
, отмечали в конце мая – начале июня, как только горы покрывались зеленью. Тамадой, или шахом, праздника каждый год избирали наиболее предприимчивого и весёлого мужчину в поселении. В назначенный день празднующие отправлялись в поход за цветами. Они надевали свою самую красивую одежду, заготавливали запас еды. Зурнач и барабанщик зазывали людей весёлыми песнями. В полночь участники празднества уходили из селения и отправлялись в горы, где танцевали, пели, состязались, собирали цветы для украшений и крапиву, щавель, черемшу для пирогов. К вечеру первого дня возвращались домой. Молодых людей встречали старики, которым отдавали собранные цветы.
ПIинийрин сувар – Кiару, или Праздник черешни,
– традиционный день земледельцев и скотоводов. Праздновали в садах в конце июня, и готовились к нему все лезгины и лезгинки в селении. Джигиты объезжали коней, надевалась нарядная одежда, проводили скачки, пели песни и народные сказания. Плясались народные танцы. Девушки пели хором и по одиночке лирические или специальные обрядные песни.
Яран сувар, иными словами, Новый год
, лезгины отмечали весной. К празднику готовили различные угощения и сладости, подарки для родственников и друзей. Отмечали масштабно, всем селом. С самого утра по домам ходили молодые люди, надевшие овечьи шкуры наизнанку, и дети с сумками чанта, в которые складывали подаренные лакомства. Днём угощали гостей. Вечером по всему селу разжигались костры, вокруг которых танцевали и через которые, чтобы очиститься от грехов и защититься от болезней, прыгали. Существовал обычай «кражи огня». Человек, которому удавалось «украсть» чужой костёр, считался ловким и мужественным, хозяин дома, упустивший огонь, напротив, позорил себя.
Ночью 22 марта по всему аулу палили в ружья и спускали с близлежащих склонов гор огромные подожженные колёса. Молодые люди устраивали салют, запуская в небо горящие деревянные пропеллеры. Зажиточные семьи на новый год готовили семь блюд из семи компонентов: пшеницы, молока, аджики, воды, соли, сушёных ножек и головы барана. Одно из блюд, гитI, было обязательным к приготовлению. Крутили раскрашенные куриные яйца: побеждал тот, у кого яйцо крутилось дольше. Яр (по разным источникам, данное название произошло либо от имени древнего лезгинского бога весны, либо обозначало краску, утренние лучи солнца или слово «любимый»/»любимая») продолжался пятнадцать дней: с 22 марта по 6 апреля. Бытовало поверье, что Яр может ударить, убить, если не исполнить некоторые действия. Поэтому было принято обвязывать свои руки, а также шеи детей и скота красными шерстяными нитками. Обязательным было надеть новую одежду или, если такой возможности не было, нашить новую заплату на старую.
С первыми днями Яра совпадал второй весенний праздник Кьуьгъверин сувар, или праздник пахоты. Только добропорядочному и трудолюбивому человеку позволялось в это время провести первую борозду. В случае, если год выходил урожайным, ему давали имя этого человека.
Источники:
- nazaccent.ru
Внешность
Одежда лезгин схожа с костюмами других народов Дагестана. Одежда мужчины состоит из нательной рубахи до пояса с подкладкой, пошитой из бязи, шаровар из темной материи, носков из шерсти, бешмета, черкески и папахи. Костюм дополняется серебряным поясом, газырями и кинжалом. Зимой мужчины носили шубы.
Сегодня многие мужчины носят одежду городского типа. Часто встречаются из элементов национального костюма папахи, шерстяные носки и тулупы с фиктивными длинными рукавами.
Женщины носили длинную рубаху в виде туники со стоячим воротником и длинными рукавами. С рубахой надевали широкие штаны, которые сужались книзу. Нижняя часть штанин была видна из-под рубахи, женщины украшали их вышитыми узорами и яркими цветными полосками из ткани. В конце 19 века в гардеробе лезгинок появилось платье булушка. Женщины пожилого возраста носили такие платья, пошитые из материй темного цвета, а молодые надевали булушки из ярких тканей зеленого, красного и желтого цветов. Платья были свободного кроя, каждая женщина шила их своими руками. Носят национальную одежду женщины и сегодня, особенно в сельских местностях. Хотя многие постепенно приобретают одежду и обувь городского типа, строго до сих пор соблюдается обычай, запрещающий показываться на людях с непокрытой головой.
Женский головной убор — чутха, это облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Носили лезгинки и различные платки из парчи, шелка и шерсти. Пожилые и замужние надевали платки так, чтобы прикрыть часть лица и рот. Это было обязательным правилом.
Женщины носили много украшений, кольца, серьги, браслеты. Наряды украшали серебряными монетами. Считалось, что звон этих монет отпугивает плохое и притягивает хорошее. Серебро лезгины считали особым металлом, который собирает плохую энергию и самоочищается от нее.
Красота женщины этого народа определялась стройностью фигуры, черными бровями и глазами, волосами. Идеальными считались длинные густые волосы, заплетенные в две косы. Не принято было заплетать только одну косу, считалось что, если девушка будет ходить с такой прической, она навсегда будет одинока. В особенности такая прическа была запрещена женщинам, у которых были братья и отцы. Часто, когда лезгинские женщины друг с другом ссорились, они произносили фразу: «Чтоб ты с одной косой осталась».
Детям до 3 лет надевали обереги, амулеты, монетки и бусы. Лезгины верили, что они обладают магической силой и оберегают от сглаза и болезней. На детские курточки надевали нагрудник хириган. На спине курток и безрукавок иногда вышивали цветок мурцан цуьк, который состоял из 12 лепестков разного цвета по числу месяцев в году. Считалось, что цветок в течение всего года защищает ребенка от несчастий.
Дела семейные
Детей было принято обручать ещё в раннем детстве. Особенно интересна традиция, согласно которой женщины, у которых ещё не было потомства, вместе направлялись в священное место и там давали обет, что, если у одной из них родится сын, а у другой дочь, в будущем они должны будут пожениться. Таким образом лезгинские семьи устанавливали родственные и дружеские связи между собой.
Раньше у лезгин, как и у многих других кавказских народов, были распространены случаи кражи невест. В случае, если совершённое было «по любви», родственники невесты не пытались вернуть девушку в семью, требовать калым также не было принято, скорее, наоборот: родители будущей жены вносили плату в благодарность за то, что их дочь взяли в новую семью.
Особенно почитались на свадьбах пожилые люди, ведь старики делились с молодожёнами бытовой мудростью, которая в будущем помогала им в семейной жизни. Некоторые семьи до сих пор соблюдают традицию осыпания мукой молодой жены, когда она впервые заходит на кухню. В знак того, что теперь она – новая хозяйка в доме, девушка кидала горсть муки в очаг.
Лезгинское общество довольно консервативно, женщинам в нём отводится весьма скромное место. Как хранительницы очага, они занимаются в основном детьми и работой по дому. Однако это вовсе не значит, что к ним относятся как к мебели.
Оскорбить женщину, а уж тем паче поднять на неё руку – значит, опозорить себя на всю общину.
В былые времена подобное поведение считалось кровным оскорблением, а обидчик становился изгоем. В наши дни в случае серьёзной семейной ссоры женщина уходит жить к родителям, а родственники её мужа добиваются примирения.
Также на женщин не распространяется кровная месть: какая бы вражда ни шла между семьями, никто не имел право причинить вред женщине и тем более убить её. Пренебрегавшие негласным правилом навлекали на себя презрение всего лезгинского общества.
Если женщина снимала платок и бросала его между дерущимися, драка прекращалась.
Также в присутствии женщины не принято крепко выражаться.
По традиции лезгинский мужчина не может присутствовать во время рождения своего ребёнка. Тот, кто первым сообщает отцу о том, что у него родился сын, получает подарок. В целом появление на свет сына считается более радостным событием, чем рождение дочери. Имя мальчику дают в честь кого-нибудь из старших родственников, обычно, уже почивших. Рождение ребёнка широко празднуется, по этому случаю готовят особенные угощения.
Еда
Основная традиционная пища лезгин состоит из бобовых, зерновых, молочных и мясных продуктов. Хлеб пекут из кислого или пресного теста в виде лепешек. Используется для выпечки специальная печь хъаре. В Дагестане лезгинский тонкий хлеб очень популярен. Большим успехом пользуются и пироги этого народа «афарар» с начинкой из творога, трав и мяса. Готовят лезгины супы с мясом и картошкой «бозбаш», хинкал, шашлык и голубцы. Мясо используют свежее и сушеное, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатай кабаб, котлеты. Входят в рацион народа и различные блюда Азербайджанской кухни. Из напитков делают тач — напиток, похожий на кисель, приготовленный из проросших пшеничных зерен. Ритуальная еда лезгин — блюдо из сушеных бараньих ног с зернами кукурузы и пшеницы, мучная каша «хашил» и халва из пшеничной муки «исида». Молоко пьют свежее и кислое, делают сыры и масло, варят каши.
Традиции
В каждой лезгинской семье существует беспрекословное повиновение старшим. Большое уважение выказывают пожилым людям. Им не позволяют выполнять сложную работу. Раньше существовало женское неравноправие. Но современные женщины уже экономически независимы, так как работают, имеют доступ к образованию и общественной деятельности. Существуют старинные традиции, которые не позволяют современной лезгинской женщине достигнуть равноправия с мужчиной. Во многих семьях женщинам до сих пор не разрешается принимать вместе с мужчинами пищу при посторонних, а мужчины стыдятся открыто помогать женщине в работе. Но поднять руку на женщину или как-то оскорбить ее достоинство считается большим позором не только для мужчины, который на это пошел, но и для всей его семьи.
Традиция кровомщения у лезгин исчезла после Октябрьской революции, а сельчане уже все больше помогают не только своим родственникам, но и соседям.
Раньше женщины рожали только дома и применяли магические средства для облегчения родов. Мужчины в эти моменты не должно было быть в доме, а тот, кто сообщал ему о рождении ребенка первым, получал подарок. Если рождалась девочка, это было менее радостное событие, чем рождение мальчика. В первую ночь после родов роженица не должна была спать, а обязана была уберегать ребенка от демонов. Во дворе духов отгоняли конями и выстрелами из ружья.
Имя новорожденному давал кто-то из старших родственников. В этот день в семье был праздник, готовились угощения. До сих пор ребенка называют именем покойного родственника, который прожил достойную жизнь. Но если ребенок в течение долгого времени был капризным и болел, имя ему иногда меняли. Если женщина не могла иметь детей, ее отправляли посетить священные места Кавказа. Лезгины очень сильно верят в целебную силу таких мест и к их посещению относятся серьезно.
Волосы, которые состригали ребенку первый раз, не выбрасывали и оберегали. Первая стрижка проводилась мужчиной, который в семье был старшим. Волосы клали ребенку под подушку, чтобы у него был здоровый и крепкий сон. Чтобы ребенок не был вором, его ногти долго не стригли, а когда впервые проводили эту процедуру, отрезанные ногти сжигали.
Плохой приметой считалось, если первый зуб ребенка обнаружит мать. Если это произошло, она разрывала ворот на своем нательном белье, чтобы зубы у ребенка хорошо росли. Малышу тоже слегка разрывали воротничок рубашки. Первому, кто заметил зуб у малыша, дарили иголку — символ остроты.
Раньше лезгины заключали браки с дальними родственниками. Сегодня этот обычай постепенно исчезает. В давние времена родители жениха и невесты договаривались о браке детей, когда те были еще маленькими. Иногда невесту воровали, если она не желала вступать в брак или родители избранницы были против. Перед свадьбой проводилось сватовство. Близкий родственник жениха приходил к невесте в дом и делал предложение. Если ему давали согласие, родственница жениха отправляла невесте кольцо, платок и блюдо с пловом. Через несколько дней отец жениха с несколькими мужчинами приходил в дом невесты и приносил платок и деньги, родители договаривались о размере калыма. С этой поры невеста и жених не должны были встречаться.
Свадьбу начинали одновременно в домах жениха и невесты. Входя в дом жениха, невеста должна ногой раздавить ложку с маслом, которую клали на порог. После невесту вели в комнату и сажали на сундук с приданым. В течение праздника, невеста сидела молча. В полночь к ней приходил жених, а женщины, которые окружали невесту, уходили. Утром жених должен уйти купаться на речку и весь день провести у друга или родственника дома. Если невеста не была невинной, жених мог выгнать ее из дома и сразу с ней развестись. Часто, после такого, девушки шли на самоубийство. В Самурском округе при разводе семья мужчины должна была выплачивать семье женщины сумму денег на содержание бывшей жены.
Сегодня лезгинская свадьба отличается. Уже нет калыма и мула участия не принимает, невест не похищают, а родители не договариваются о будущей свадьбе еще маленьких детей. Свадебная церемония практически не изменилась, только во многих селениях невесту везут не на коне, а на автомобиле, а приданое перевозят в грузовой машине.
Важное место в жизни народа занимает воспитание детей. Обучать и воспитывать их начинали еще в утробе матери. Лезгины гостеприимные, и отдают гостям самое лучшее. Хозяева уступят самую удобную и большую кровать в доме гостю, а сами лягут спать на полу.
В конце марта у лезгин наступает праздник — день весеннего равноденствия, который знаменует начало нового сельскохозяйственного года. Вечером, накануне праздника у каждого дома разжигают костры. Каждый старается, чтобы его костер был ярче других. Потом люди прыгают через огонь. Считается, что так люди избавляются от грехов и укрепляют здоровье. В этот день лезгины надевают новые наряды, готовят праздничный стол.
Еще один знаменательный праздник этого народа — Праздник черешни. В селениях, где был богатый урожай этих ягод, семьи лезгин несколько дней гуляли в черешневых садах, устраивали там танцы и песни.
Во время праздника цветов девушки и юноши ходили за цветами в горы. Руководил торжеством «шах» — молодой мужчина. Заранее молодые люди готовились к празднику, шили наряды и запасались продовольствием в дорогу. В назначенный день в сопровождении барабанщика девушки и юноши шли обратно в селение, танцевали и устраивали состязания в силовых упражнениях. Победителям девушки дарили призы — носки и кисеты. Продолжалось такое торжество до 3 дней.
Когда на протяжении длительного времени не было дождя, легзины проводили специальный обряд. Выбирали человека из бедных, наряжали в костюм, который делали из зеленых больших листьев. На голову человеку надевали железный таз. Такой ряженый человек в компании друзей ходил по дворам, хозяйки обливали его водой, дарили ему деньги, яйца, хлеб, мед и сыр. Когда человек обходил все дома, группа шла на «священный пир» и после него хором произносила слова, вызывающие дождь. Угощения делили между присутствующими, большая часть отдавалась ряженому человеку.
Как проходит сватовство и помолвка
Чаще всего юношей и девушек обручают в раннем детстве, но если это происходит в сознательном возрасте, то невесту просто осыпают дорогими подарками. Главный дар – обручальное кольцо, сделанное из серебра или из золота.
Обручение представляет собой ритуал, во время которого сопровождающие жениха или его представители являются в дом родителей невесты с подарками, предназначенными для девушки и угощением для ее родителей и родственников. Предварительно стороны договаривались о сумме выкупа за невесту, собрать которую требовалось до назначенной даты.
В день обручения отец девушки (девочки) принимал у себя в доме многочисленных гостей. Это мог сам будущий жених или его отец, дядя, братья и ближайшие родственники. Заключить договор могли старшие представители рода. При положительном ответе на палец невесте надевали дорогое кольцо. С этого момента до дня свадьбы могло пройти от года до пяти и более лет.
В течение этого времени молодые не виделись и не общались. Бывали случаи, когда обрученные еще в младенчестве жених и невеста, зная о существовании друг друга, впервые встречались только на собственной свадьбе.
Культура
На культуру лезгин большое влияние оказал Азербайджан. У лезгин более 500 мелодий и песен, героические песни и сказки. Героический эпос «Шарвили» — эпический памятник лезгинского фольклора. Сохранился он в стихотворных и прозаических отрывках.
Главное место в песенном фольклоре занимают танцевальные лирические песни. Инструментальная музыка лезгин насыщена мелизматикой. В народном искусстве есть и танцы, самым знаменитым из которых является лезгинка. Этот парный или сольный мужской танец распространен на Кавказе. Танец зарб макьям тоже исполняют мужчины. Известны в танцевальном фольклоре народные плавные и медленные танцы Усейнел, Перизант Ханум, Бахтавар и Ахты-Чай.
Музыкальные инструменты лезгинского народа:
- кеманча
- чанг
- балабан
- чонгури
- тар
- далдам
- тутек
- лира
- кфил
- зурна
- лахъут
В 1906 году в селе Ахты основан первых лезгинский театр, в 1935 году создан Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр имени С. Стальского. В 1998 году в Азербайджане открылся Лезгинский Государственный театр.
Народный танец, известный во всем мире
Некоторые возмущены тем, что данные религиозные учения напитаны мифологией и довольно часто противоречат общепринятым понятиям о здравом смысле. Современная жизнь этого народа во многом приняла устои современности. Они, безусловно, чтут традиции, но относятся к ним куда менее фанатично, чем раньше. Особое внимание туристов и путешественников привлекает национальный танец лезгин. Сегодня существует очень мало людей, которые никогда не слышали о лезгинке.
Этот оригинальный и завораживающий танец издавна танцевали лезгины. Национальность эта достаточно самобытная, и танец — тому подтверждение. Как давно возникла лезгинка и сколько ей лет, достоверно не известно. Некоторые предполагают, что он берет свое начало из ритуальных кавказских танцев.
Лезгинка — очень динамичный и насыщенный движениями танец. Кстати, современное название ему дали именно русские. Веселая и жизнерадостная музыка, под которую исполняется этот танец, не оставил равнодушными многих известных композиторов. Некоторые из них даже несколько изменили или интерпретировали по-другому старую традиционную мелодию.
Народный календарь, календарные обычаи и обряды
Народный календарь, календарные обычаи и обряды
Ведение хозяйства (земледелие и скотоводство) побуждало людей к наблюдению за небесными телами, за изменениями в природе.
У лезгин имели свои названия восход (рагь экъечIун, экуьн ярар), зенит (нисин вахт), закат (рагьхъфин, рагь эгисун); новолуние (цIий варз), полнолуние (ацIай варз, вацран эквер); календарные звезды: Венера (Экуьнин гъед, Зуьгьре гьед), Пастушья звезда Марс (Чубандин гьед), Красная звезда (Яру гьед). Медведицу называли «Большая собака» («ЧIехи кицI»), Ковш – ЧукIватI, Малая Медведица – Малая собака (ГъвечIи кицI).
Млечный Путь у лезгин имеет несколько названий: Регъуьн рехъ (Дорога к мельнице), Яргьи руш (Высокая девушка), Хважам-Жам (Пестрая).
Наши предки пользовались лунным, лунно-солнечным и солнечным календарями. По лунному календарю определяли сроки мусульманских религиозных праздников, а в быту пользовались земледельческим календарем.
Календарный год лезгин делился на четыре времени года: гатфар (весна), гад (лето), зул (осень), кьуьд (зима).
Весна (гатфар) начиналась со дня весеннего равноденствия 22 марта и продолжалась до дня летнего солнцестояния (21 июня). Лето (гад) начиналось с 21 июня и продолжалось до 21 сентября – дня осеннего равноденствия. Осень (зул) начиналась с 22 сентября и до 22 декабря – дня зимнего солнцестояния. Зима (кьуьд) – с 22 декабря и до 22 марта – дня весеннего равноденствия.
Месяц по-лезгински – варз. Этим же словом обозначают луну. Первая половина месяца называется цIии варз (новая луна), вторая половина – куьгьне варз (старая луна). К 15-му дню месяца луна достигает полнолуния – ацIай варз (полная луна). Вот вам задание на вечер: посмотрите на небо и скажите по-лезгински, какая сейчас луна.
Для определения дневного времени пользовались деревянными шестами, вбитыми в землю. По длине и местоположению теней определяли время.
В каждый сезон года лезгины выполняли различные хозяйственные работы. Многие из них сопровождались обрядами и обычаями, некоторые – праздниками.
Первый день весны – 22 марта – совпадал с началом Нового года и отмечался как Яран сувар или Навруз байрам (Новый день).
В Яран сувар разжигали факелы и костры. Факелы устанавливались на крышах и в воротах домов, с ними выходили на улицу и на склоны холмов, костры разжигали на площадях, улицах.
В ночь на 22 марта все, даже старики, выходили на улицу и прыгали через костры со словами: «Заллай къада-бала цIу тухурай» (Пусть мои беды уносит огонь). Маленьких детей переносили через костер взрослые.
И по сей день в эту ночь разжигают костры и прыгают через них. Конечно, сейчас прыгать через костер – просто детская забава, но раньше это был магический обряд.
С утра во всех домах выставляли угощение: халву, сладкие слоеные пироги, мясные блюда. Особое значение придавалось калар – жареной пшенице с измельченными орехами и коноплей. Ими набивали карманы и угощали при встрече друг друга. Большое место в обрядовой пище в эти дни отводилось яйцам. Яйца окрашивали в красный цвет и раздавали детям.
Обычай окрашивать и раздавать яйца был распространен у многих древних народов – египтян, римлян, персов, греков: их считали символом весны, источником жизни.
Расскажу еще об одном старинном празднике нашего народа – Празднике цветов, праздник красоты обновленной природы.
Праздник цветов – один из самых ярких и эмоциональных весенних праздников лезгин, самый любимый у молодежи. Это всегда был радостный, веселый день!
Определенной даты проведения праздника не было. Когда альпийские луга покрывались цветами, в один из теплых, солнечных дней весны юноши и девушки поднимались в горы. Молодежь наряжалась в лучшие одежды и рано утром выходила из аула. По пути в горы пели, танцевали, девушки били в бубен.
В начале праздника выбирали Королеву цветов – самую красивую девушку. Королева цветов прошлого года торжественно надевала на ее голову огромный венок из собранных там же альпийский цветов. В общем, древний конкурс красоты.
Но главными в этот день были состязания в метании камней, поднятии тяжестей, борьбе. На них выяснялось, кто же из богатырей самый быстрый, сильный и меткий. Эти качества были просто необходимы в прежние суровые времена.
Победителю присваивался почетный титул, в его честь исполнялась хвалебная песнь, присуждался приз – откормленный живой баран, которого он обязательно должен был поднять над головой.
Но самое приятное для победителя было то, что букет альпийских цветов преподносила сама Королева праздника!
Собравшиеся веселились, затевали разные игры, танцевали, пели, принимали участие в совместной трапезе. Затем собирали цветы и съедобные травы. Вечером возвращались в свои селения. Собранные цветы и травы раздавали всем встречным.
Еще один древний праздник был у лезгин, связанный с традиционным занятием – выращиванием черешневых садов. Он так и назывался – Праздник черешни. Праздник символизировал богатый урожай, щедрость родной земли, благополучие, радость труда.
Здесь тоже выбирали «Черешню-ханум» – девушку в роли хозяйки черешни. В сопровождении нарядно одетых сверстниц, с подносами в руках, полными спелой черешней она встречала гостей, приглашала отведать дары сада и начать сбор плодов. Праздничное шествие двигалось по окрестным садам, заодно обменивались опытом выращивания самых лучших, самых вкусных черешен.
Тем временем самые юные соревновались в спортивных играх, старшие просто отдыхали, а дети наедались до отвала плодами.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Соперник бога и народный календарь
Соперник бога и народный календарь
В XVI веке уже стало известно в России учение Коперника. А в 1657 году киевский ученый Епифаний Славинецкий перевел на русский язык книгу голландца Блеу «Атлас новый», назвав ее «позорище всея Вселенная». «Позорище», то есть обозрение,
Обычаи, обряды, досуг
Обычаи, обряды, досуг
В горах дагестанских джигиты, бывало,
Чтоб дружбу мужскую упрочить сильней,
дарили друг другу клинки и кинжалы,
И лучшие бурки, и лучших коней.
Расул Гамзатов
В каждый сезон года аварцы выполняли различные хозяйственные работы. Многие из них
1.2.2. Календарные «условия Воскресения»
1.2.2. Календарные «условия Воскресения»
В Средние века существовало несколько различных мнений о том, какого числа месяца марта воскрес Христос. А также и о том – в каком возрасте он был распят. Одно из самых распространенных мнений такого рода выражено в устойчивом
Календарные «условия Воскресения»
Календарные «условия Воскресения»
Церковное предание, в согласии с Евангелиями, утверждает, что Христос воскрес 25 марта, в воскресенье, на следующий день после иудейской Пасхи. Которая, следовательно, приходилась в тот раз на субботу 24 марта. Именно эти,
Религия, обряды и обычаи восточных славян
Религия, обряды и обычаи восточных славян
Религия язычников-славян
Современный украинский историк Я. Е. Боровский так писал об обрядах и обычаях славян-язычников в книге «Мифологический мир древних киевлян»: «С древнейших времен, еще задолго до принятия христианства,
СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ
СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ
Кажется, нет в мире ни одного более торжественного пиршества, которое можно сравнить со свадебным обрядом, началом и совершением брака, началом и венцом любви, о котором молодые головы поэтизируют за несколько лет прежде, избирая в своей
2.2. Календарные «условия Воскресения»
2.2. Календарные «условия Воскресения»
В Средние века существовало несколько различных мнений о том, какого числа месяца марта воскрес Христос. А также и о том – в каком возрасте он был распят. Одно из самых распространенных мнений выражено в устойчивом церковном
Древние обычаи и обряды
Древние обычаи и обряды
Одежда, мода. Как узнать, что носили люди сотни тысяч лет назад? Ведь за это время не сохранится не только одежда, но и само тело. В 1964 году на стоянке Сунгирь (около Владимира) был найден скелет человека, похороненного более 20 тысяч лет назад. Редкая
Календарные праздники у раджпутов
Календарные праздники у раджпутов
Календарные праздники в течение года дают возможность выразить почтение сверхъестественным силам, поблагодарить их за оказанные щедроты и умилостивить их на предстоящее время. Праздник как целый комплекс благодарственных и
Глава III. ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ ЗОРОАСТРИЙЦЕВ
Глава III.
ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ ЗОРОАСТРИЙЦЕВ
На протяжении многих веков зороастрийцы сохраняли свои культы, обычаи и обряды. В условиях постоянных преследований они жили замкнутой общиной, высшая духовная прослойка строго следила за правильностью исполнения всех обрядов.
Раздел ХIХ Народные представления, обычаи, обряды, ритуалы, действа дохристианского времени, а также во времена двоеверья и христианства; праздники христианских святых в народном сознании
Раздел ХIХ
Народные представления, обычаи, обряды, ритуалы, действа дохристианского времени, а также во времена двоеверья и христианства; праздники христианских святых в народном сознании
Каждое действие, каждое народное произведение, как колядки, щедривки, пожелания,