Праздник чертей у осетин

Языческий праздник Ночь чертей в современной Северной Осетии. Праздник почитания дьявола или ночь чертей в Северной Осетии. В республике возрождают древнюю религию. В начале каждого года в Северной Осетии можно наблюдать такую картину: на местном рынке люди толпятся в очереди за живыми курами или…

January 12 2017, 23:40

Categories:

  • Праздники
  • Общество
  • Cancel

Языческий праздник Ночь чертей в современной Северной Осетии.


Языческий праздник Ночь чертей в современной Северной Осетии.

Праздник почитания дьявола или ночь чертей в Северной Осетии. В республике возрождают древнюю религию.

В начале каждого года в Северной Осетии можно наблюдать такую картину: на местном рынке люди толпятся в очереди за живыми курами или петухами черного цвета. Торговля идет оживленная, все стараются успеть, суетятся. Все дело в том, что в первую неделю нового года в ночь с 12 на 13 января здесь отмечают самые неоднозначные осетинские праздники — Хайраджыты ахсав (ночь чертей). Этот древний праздник подразумевает жертвоприношение — на стол принято подавать мясо черной курицы или петуха.

Согласно языческой религии осетин, когда-то люди и черти жили вместе, но потом между ними завелась вражда. Уастырджи изгнал чертей, но люди все равно их боялись и, чтобы расположить к себе, отмечали «Ночь чертей»(«Хайраджыты ахсав»).

На «Хайраджыты ахсав» принято было закалывать козленка, ибо существовало предание, что коз создали черти и им приятнее будет получить именно такую жертву, но если не позволял достаток могли заколоть и барашка, зарезать курицу или петуха.
Кровь жертвенного животного или птицы сливали в какой-нибудь сосуд, а после закапывали или топили в реке, чтобы кошка или собака не притронулись к ней. То же самое делали с костями, шкурой или перьями.
Стол накрывали в полночь. Когда все было готово, выключали свет, а хозяева — от мала до велика — выходили во двор, чтобы дать чертям возможность попировать. Через некоторое время они возвращались и садились за стол.

Приготовленной на этот праздник пищей нельзя угощать посторонних людей, ее должны есть только домочадцы, иначе можно вызвать гнев чертей. 

Ночь чертей («Хайраджыты ахсав») отмечают и в наши дни естественно.

http://www.rgvktv.ru/v-mire/17645

Также о других языческих праздниках в современной Северной Осетии вы сможете прочитать по следующей ссылке на одном из осетинских сайтов:

http://www.beslan.ru/pages/kalendar_osetinskih_prazdnikov

http://osinform.org/59525-tradicionnye-verovaniya-osetin-v-kalendare-2017-goda.html

http://arh.rso-a.ru/about/smi/detail.php?ID=7301

http://m.mir24.tv/news/lifestyle/6251624

http://osinform.org/48403-noch-domovogo-ili-bynaty-hicauy-ahsav.html

Народы Кавказа отличаются оригинальностью и самобытной культурой, которую бережно хранят и передают новым поколениям из века в век. Одной из главных религий народов этого региона является ислам, однако данное утверждение совершенно не подходит к осетинам.

Проживающие в отдалённых и порой изолированных горных регионов, представители этого народа сумели создать сплав христианства и традиционных осетинских верований, что живы по сей день. Где это можно увидеть? Конечно, на празднике Хайраджыты Ахсав! Ещё его называют Ночью чертей, а освящено торжество домашним покровителям. Почему же осетины устраивают праздник в честь “чертей”? Что можно увидеть на нём?

Появление Хайраджыты Ахсав

Корни праздника Хайраджыты Ахсав уходят в далёкое прошлое. Изначально осетинский народ, как и многие другие, верил в существование различных духов и покровителей, которым и поклонялись люди. Ещё предки осетин, аланы, заложили основы местной языческой веры, согласно которой у каждого священного места, у камней или деревьев была своя душа.

Конечно, у жилища тоже должен был быть свой дух. Именно от него зависела судьба дома и тех. кто жил в нём. Скажите, вам это ничего не напоминает? Я уверена, первая ассоциация – Домовой, знакомый всем нам как герой славянского фольклора и старинных верований.

Домовой / volkovysk.by

Домовой / volkovysk.by

Впрочем, в Осетии религия несколько отличалась от мировоззрения жителей других регионов. Здесь существовал верховный единый бог Хацау, помощниками которого выступали святые покровители, небесные и земные духи. Вероятно, такая система могла сложиться с первыми веяниями христианства, поскольку она очень напоминает уклад этой веры (если не считать земных духов, а небесных принять за ангелов).

Ночь чертей и её особенности

Увы, со сменой господствующей религии поменялось и представление о духах. Те покровители, что изначально считались нейтральными или добрыми, стали приравниваться к бесам. Именно поэтому старинных праздник Хайраджыты Ахсав переводится как Ночь чертей, хотя о бесах речь вовсе не идёт.

Иногда его называют “Бынаты хыцауы ахсав”, а именно – “Ночь Домового”. На мой взгляд, второе значение более точно отражает суть праздника, ведь этот день посвящён домашним покровителям.

Когда же отмечают Хайраджыты Ахсав? В Осетии нет чётко обозначенной даты празднования, а чаще всего Ночь чертей попадает на первую среду после нового года. Суть того торжества сводится к почитанию своего духа-покровителя, который существует в каждом доме. Как несложно догадаться, эта традиция насчитывает уже много веков, выходя из тех времён, когда на Кавказке ещё не знали о христианской вере.

Традиции Хайраджыты Ахсав

Основным обрядом Хайраджыты Ахсав является принесение жертвы домашнему духу, которого называют Бынаты хицау. В прежние времена для жертвоприношения использовали мясо чёрного барашка, однако сегодня народ ограничивается курицей. Немаловажно соблюдать все особенности ритуала.

Курица должна быть чёрной, а хозяин дома должен сам купить её и зарезать, разделив тушку на части. Когда блюдо из курицы готово, его ставят на праздничный стол, после чего все члены семьи покидают жилище на некоторое время. Это делается для того, чтобы дух дома мог попробовать угощения, оставленные для него. После этого семья возвращается в жилище и начинается празднование.

Черную курицу принесут в жертву на Хайраджыты Ахсав /  Sputnik.ru / © Алексей Ковалев

Черную курицу принесут в жертву на Хайраджыты Ахсав /  Sputnik.ru / © Алексей Ковалев

Перед вкушением трапезы хозяин дома должен произнести молитву и торжественную речь, посвящённые Бынаты хицау. “Да не станет это нашим последним даром тебе!” – так звучит последняя фраза обращения к духу, она символизирует просьбу о благополучии и долгих годах, проведенных в этом доме.

Еду с праздничного стола в Хайраджыты Ахсав гостям не предлагают – блюда предназначены только для хозяев дома и их незримого покровителя. Однако тех, кто пришёл пожелать удачи, не обделяют. Во время праздника принято надевать замысловатые наряды, “превращаясь” в героев преданий.

Осетины встречают гостей и ряженых радушно, оставляя во дворе дома, прямо на улице, специальные столы, на которых стоят угощения. Сами ряженые желают успеха членам семьи, процветания и мира их дому. После пожеланий они разбрасывают зёрна и конфеты, что ассоциируются с богатством и радостной жизнью.

Предсказания и огонь праздника

Одним из самых любимых блюд Хайраджыты Ахсав является традиционный пирог, разделённый на несколько кусочков. В каждой из его частей содержится “предсказание”. Например, если вам попался кусочек с монетой – следует ждать прибыли и успеха в делах. а если в запеченном тесте увидели щепочку – у вас будет новый дом.

Хайраджыты Ахсав – яркий праздник, причём во всех смыслах. В эту ночь принято разжигать костры. Возле многих домов во время торжества пылают высокие костры, которые должны освещать большую часть двора и громко трещать. Осетины верят, что свет и треск ветвей в огне прогоняет нечисть и злых духов от жилищ.

В Осетии в этот день принято разжигать костёр

В Осетии в этот день принято разжигать костёр

Чем выше костёр, чем громче его треск – тем меньше тёмных сил останется в округе. В Осетии огонь служит символом очищения, а потому в Хайраджыты Ахсав приговаривают:

“Пускай все беды и болезни сгорают в пламени!”.

Хайраджыты Ахсав – необыкновенный праздник, и в наше время к нему весьма неоднозначное отношение из-за языческих обрядов, сохранившихся в практически неизменной форме. Мусульмане и христиане не слишком одобряют это торжество, ведь во время него молятся не Богу, а домашним духам. Несмотря на это, Хайраджыты Ахсав по-прежнему остаётся одним из самых значимых и колоритных праздников Осетии. В нём – вера далёких предков народа этой страны.

«Бынаты хицауы æхсæв» или «Хæйрæджыты æхсæв». Что отмечают сегодня?

«Бынаты хицауы æхсæв» или «Хæйрæджыты æхсæв». Что отмечают сегодня?

Ежегодно, в первый вторник после Рождества жители Осетии отмечают праздник покровителя жилища – «Бынаты хицауы æхсæв».  Многие в этот день отмечают и «Хæйрæджыты æхсæв». Можно ли совмещать два праздника? Этот вопрос каждый год вызывает споры и обсуждения. Мы обратились за комментарием к доктору филологических наук, научному сотруднику СОИГСИ Федару Таказову.

«Сегодня отмечают «Бынаты хицауы æхсæв». Если переводить название праздника, то оно будет ближе к понятию домового. Это исключительно семейный праздник. Не принято никого приглашать и даже угощать тем, что приготовлено к столу. На всякий случай отдельно готовили блюда, если зайдет гость. На стол ставят два пирога и сверху, так называемый «гуыл». Именно этот «гуыл» и посвящается покровителю жилища. Люди обращаются к нему, чтобы он относился с добром к домочадцам и не проявлял никакого негатива. Когда-то резали исключительно черного петуха. Теперь режут любую курицу. Даже остатки костей нельзя просто так выбрасывать. Их закапывали. Некоторые выбрасывали их в реку. Чтобы ни одно животное не попробовало их. Обязательное условие на столе – молоко. Когда выходили в полночь на улицу, оставляли на столе молоко. И по нему потом гадали, пришлось ли по душе угощение покровителю жилища», – пояснил собеседник.

По словам Федара Таказова, в один период «Бынаты хицауы æхсæв» и «Хæйрæджыты æхсæв» совпали. Люди стали их совмещать, путать и отмечать одновременно.

«Между этими двумя праздниками было несколько дней. «Бынаты хицауы æхсæв» был приурочен к вечеру вторника или среды, между Рождеством и старым Новым годом. А «Хæйрæджыты æхсæв» справляли в один и тот же день. Получилось так, что они совпали. И их стали ассоциировать как один праздник. Когда в конце 19 века шла пропаганда церковная, домового тоже представляли как черта и беса. Это тоже, видимо, повлияло», – рассказал Таказов.

«Хæйрæджыты æхсæв» отмечали тоже двумя пирогами. Данных о том, как праздновали в 19 веке, не сохранилось. Но, по тем сведениям, что есть, когда стали два праздника отмечать вместе, различий уже не наблюдается. Для современных осетин это фактически один праздник.

«Хæйрæджыты æхсæв» — это больше оберег, откуп перед злыми силами, чтобы они не доставляли неприятностей семье и дому. Это исходит из осетинских верований. Что нельзя бороться со злом, потому что, когда ты с ним борешься, ты его лишь усиливаешь. Положительное отношение снижает его уровень. Уже больше 100 лет эти праздники отмечают вместе. И накрывают один стол. Было бы правильнее накрывать два стола. И главное отличие в том, что для «Хæйрæджыты æхсæв» на стол кладут два пирога. Тогда как для покровителя жилища это два пирога и сверху «гуыл»,  – пояснил Таказов.

Так как же быть тем, кто хочет отмечать праздники отдельно? «Хæйрæджыты æхсæв», по словам Федара Таказова, справляют в ночь со вторника на среду. «Бынаты хицауы æхсæв» возможно отмечать в среду, но, до 2 часов дня, так как позже это будет следующий день.

В Осетии готовятся отметить Бынаты Хицауы æхсæв (праздник покровителя жилища)

В первую неделю нового года, в ночь со вторника на среду ( в этом году с 10 на 11 января), отмечают самый необычный и неоднозначный осетинский национальный праздник — Бынаты Хицауы æхсæв.

Этот древний праздник подразумевает жертвоприношение — на стол принято подавать мясо черной курицы или петуха.
В этот день в домах осетин пекут не три, а два и маленькую лепешку, также на стол не принято класть нож (его боится нечистая сила).
Старший не возносит молитв, а лишь обращается к нечистой силе с просьбой, чтобы она обходила домочадцев стороной.
По старинным осетинским поверьям, раньше люди и черти жили вместе, но потом между ними завелась вражда, Уастырджи изгнал чертей, но люди все равно их боялись и, чтобы расположить к себе, отмечали «ночь чертей» (Хæйрæджыты æхсæв).

Раньше в жертву было принято приносить чёрного козлёнка, но со временем обряд упростили, и теперь в ночь с 10 на 11 января принято резать черную курицу.
Кстати, в этом году черную курицу можно приобрести в ценовом диапазоне от 700 до 1000 рублей.

Бынатыхицауы æхсæв (праздник покровителя жилища) осетины справляют в ночь на первую среду после праздника Цыппурс.

Осетины всегда верили, что у каждого дома есть свой покровитель, дух, оберегающий жилище, — Бынатыхицау (диг. — Бундор). Считалось, что он является ночью, когда все спят, желая убедиться в том, что в доме царит порядок. Если Бынатыхицау оставался недоволен, то мог поднять шум и разбросать вещи. Изобилие и благополучие оставляли ту семью, которая могла разгневать своего покровителя.

Согласно преданиям, в эту ночь нечистая сила (хæйрæджытæ) строила людям козни. Чтобы отпугнуть ее, над порогами хлевов и амбаров развешивали колючки и дубовые ветки.

На праздник осетины пекут традиционные пироги, закалывают козленка, ягненка или черного петуха. Мясо варят большими кусками. Кровь жертвенного животного принято сливать в специальную яму, куда также складывают внутренности, шкуру и кости.

В этот вечер на стол не принято класть соль и нож. Молитвы Всевышнему и Уастырджи не посвящают. Глава семьи произносит такую молитву:

«Бынатыхицау, дæ хорзæх нæ уæд! Рæдийын нæ ма бауадз, фыдæхæй нæ бахиз. Адæймагæй, бæхæй, фосæй нæ сæртæ де уазæг уæнт! Нæ зæрдæбын куывд нын фехъус. Нывондагæй, хойрагæй, нозтæй дын цы сцæттæ кодтам, уыдон дын барст уæнт! Нæ фæстаг фиддон дын ма фæуæнт!»

Покровитель жилища, да снизойдет на нас твоя благодать! Не дай нам совершать ошибки и огради нас от несчастий. Да будут под твоим покровительством домочадцы наши и живность наша! Прими все наши приношения! Да не оскудеют наши дары тебе!

После молитвы к еде сразу не притрагиваются, члены семьи выключают свет и выходят на некоторое время из помещения, где накрыт стол, чтобы Бынатыхицау мог вкусить приготовленные в его честь блюда. Только после этого семья приступает к трапезе.

Важно помнить, что пища в этот вечер предназначена только для домочадцев. Замужние дочери и женатые сыновья, проживающие отдельно, за столом присутствовать не должны, чтобы не разгневать Бынатыхицау. В этот вечер в гости ходить нельзя.

Отмечая этот старинный языческий праздник, осетины верят, что заручаются защитой и покровительством Бынатыхицау, чтобы жить в счастье и достатке.

Этот праздник схож с праздником Хæйрæджыты æхсæв (Ночь чертей), отмечают их в один день. Однако различие между ними состоит в том, что Бынатыхицауы æхсæв можно справлять несколько раз в год (в ночь со вторника на среду), например, при переезде на новое место жительства, а Хæйрæджыты æхсæв — только один раз в год, в ночь со вторника на среду, между праздниками Цыппурс и Ногбон.

По материалам книги Руслана Туаева «Обычаи осетин»

Наверх

В первую неделю Нового года в ночь со вторника на среду в Осетии отмечают Бынаты хицауы ахсав (Ночь покровителя Жилья). Впрочем, ночь на среду считается Бынаты хицауы аехсаев в течение всего года. Дни недели в осетинском календаре связаны с покровителями, так понедельник («къуырисæр») считался днем святого Уацилпа, покровителя хлебных злаков и урожая.

Вторнику («дыццæг») покровительствовал святой Уастырджи. У дигорцев вторник так и называется — «георгибон». Согласно представлениям осетин, Уастырджи собирался в путь только по вторникам. Считалось, что все добрые начинания вторника увенчаются успехом.

Среда («æртыццæг») была связана с покровителем места — Бынаты хицау; четверг («цыппæрæм») — это день, связанный со всеми святыми и с поминанием предков; пятнице («майрæмбон») покровительствовала святая Мады Майрам.

Считалось, что вознести молитву покровителю жилища можно в любую ночь на среду, однако, мистическая ночь — именно в первую неделю Нового года, когда осетины пытались задобрить не только покровителя жилья, но и обитателей подземного мира(Хаейраеджыты аехсаев).

Домовой существует в мифологии большинства народов, прежде всего — индо-европейцев. Например, немецких домовых зовут Вигты, финского домового — Тонтту, Брауни хранитель очага в кельтской мифологии, до сих пор почитаем в Англии и Шотландии, Грогох ирландскийй домовой, скандинавских покровителей жилья зовут Томтра , голландского домового -Каботер, покровитель очага в Испании — Трасчо.

У славянских народов — Доброжил, Доброхот, Волосень. Все европейские домовые в чем-то схожи- их представляли маленькими старичками, озорниками, которые и пошалить могут в доме,но и помощь в домашних делах оказывают С ними связано много легенд, сказаний, веселых историй. Задобрить европейских домовых пытаются молоком, творогом, медом и другими вкусностями.

У осетин нет описания внешнего облика покровителя жилища, у него нет другого имени, кроме Бынаты хицау, панибратство с ним не допустимо. Да и оставленной на ночь миской молока не не отделяешься. К ритуалу почитания Бынаты Хицау всегда подходили со всей ответственностью и цифровая третья декада третьего тысячелетия ничего не изменила.

По осетинскому поверью, у каждого жилища, у каждой семьи есть свой покровитель, и чтобы семья жила в счастье и достатке, нужно заручиться его покровительством. За каждым праздничным или свадебным столом осетины возносят ему молитву.

По преданиям, Бынаты Хицау неуважения не терпит: не получит сполна положенные ему почести – незамедлительно нашлёт на домочадцев болезни и горести. Заодно с Бынаты Хицауы осетины чествуют в эту ночь ещё и чертей – Хайраджыты Ахсав. Ведь помимо хранителя очага в доме обитают ещё и они и так же нуждаются во внимании и уважении. У наших предков с обитателями подземного мира всегда были дипломатичные отношения — без особого пиетета , страха и всего сопутствующего эмоционального окраса. Есть одна ночь в году, когда им воздают почести, потом о них забывают до следующего раза.

На столе – мясо жертвенного животного. В старину умерщвляли преимущественно козлов – как «чёртовых любимцев», но сегодня допускаются и блюда из чёрной курицы. Птицу покупают живой.

Ещё одно обязательное угощение – три пирога  Заблаговременно варятся специальные ритуальные напитки – осетинское пиво и арака. Даже если арака готовилась в любое другое время года — обязательной оставляют для Бынаты хицау.

В полночь все члены семьи на некоторое время покидают комнату, где накрыт ритуальный стол. Прежде чем ступить за порог, старший обращается с просьбами о милости к Бынаты Хицау. Это единственное застолье, где не упоминают Бога всуе, дабы не рассердить покровителя жилья и потусторонние силы.

Вернувшись к столу, первым делом осматривают яства: жертвенная пища должна быть нетронута, по существующему поверью, в противном случае в грядущем году кто-нибудь из домочадцев непременно умрёт. Только удостоверившись в сохранности блюд и напитков, семья усаживается за стол. Всё пригодное в пищу съедается, а оставшиеся куриные кости, пух, перья и тщательно собирают и закапывают в землю или топят в реке — их ни в коем случае нельзя выбрасывать в мусорные урны.

Глава дома возносит молитву: «О Бынаты Хицау, да будет нам твоя благодать! Не дай нам ошибиться и огради нас от несчастий. Домочадцы наши и живность наша да будут под твоим покровительством. Услышь наши искренние молитвы и да будет тебе угодно все, что мы приготовили. Да не станет это нашим последним даром, тебе…

«То, что мы вам сегодня приготовили, да будет вам угодно, а более ни на что не претендуйте. Внемлите же нам своими золотыми ушами и ступайте золотыми дорогами», – говорит хозяин дома потусторонним силам, намекая, что после сытного ужина пора и честь знать.

Приготовленным на праздник Бынаты Хицау не полагалось угощать посторонних людей.

Сегодня среди моих соседей шел этнографический спор. Три соседки, обступив сухонькую старушку, сидящую на лавочке, выясняли у нее можно ль при трауре справлять Бынатыхицау. Старушка была из Лескенских, улыбалась и, пожимая плечами, говорила, мол, наверное, можно, потому как навроде и не праздник вовсе. Да и в Лескене этот день приходиться на среду после «старого Нового года», а не на сегодня, как у нас. Старушкина невестка меж тем уже несла с базара курицу. Другая соседка, из Моздока, говорила, что при трауре никаких праздников отмечать нельзя. А третья, про которую собственно речь и была, так и не могла определится кого ей слушать. Я их оставила и пошла изучать книжки.

«В первую среду (в ночь на среду — прим. мое) после праздника Цыппурс все осетины отмечали, а многие и продолжают отмечать, праздник Бынатыхицау / Бундор. Учитывая его откровенно демонологический характер, часто можно слышать и такие его названия, как: Хæйрæджыты æхсæв / Кæйдæрты æхсæв / Дзинкъуртæ (то есть ночь чертей/ ночь чужих — прим. мои). К этому дню специально готовили ритуальные напитки – пиво, араку. Приносилась обязательно кровавая жертва, преимущественно козлами, в крайнем случае курицей. В последние годы, когда не все могут позволить себе широкий жест, установилась традиция жертвоприношения только курами. Учитывая день недели и характер праздника, предпочитают резать курицу черного цвета.» повествует нам Вилен Уарзиати.
Так, интересно…
Кто же такой этот Бынатыхицау?
«Бынаты хицау — Покровитель дома, соответствующий русскому домовому, властитель, господин места, жилья. Его местопребыванием считают кладовую (кьæбиц). Домовой может принимать различный вид, представляться мальчиком, уродливой женщиной с клыками, белым барашком и т. п., но видеть его могут только знахари в ночь под Новый год.» — объясняет Вс.Миллер


О домовых мы чуть позже поговорим, а пока я расскажу как все происходит.
На самом деле, за 10 лет пребывания моего в Осетии я ни разу не видела, чтобы в жертву резали козла, но вот черную курицу — это да… факт. Итак, режут черную курицу, варят ее, пекут пироги, причем два обычной круглой формы, а верхний в виде эллипса — гуыл, варят пиво, мясо режут крупными кусками, не нарушая костей — все яства выставляются на стол… Затем домочадцы гасят свет и выходят из комнаты (или из дома). Сейчас выходят ненадолго, раньше стол накрывали буркой и выходили на более длительное время.
Уарзиати так же добавляет: «Прежде чем выйти наружу, старший произносил молитвословие. Вот как молили Бынатыхицау в Центральной Осетии: «Бынатыхицау! Подай нам твою милость! Не искушай нас и не делай нам никакого зла, не тронь ни головы, ни лошадей, ни скота нашего, ни всего, что нам принадлежит. Вняв усердным нашим молитвам, прими эту жертву, это кушанье и это питье. Да будут они тебе последним возданием. Отними от нас твою волю и власть и скройся далеко от нашего крова, чтобы ни мы, ни дети, ни правнуки наши не потерпели от тебя зла. Чтобы урожай был обильным, а скот наш крепким».

Сам оборот «молитвословие» или «молитва» при обращении к демоническим силам в трактате автора мне режет слух, но, так или иначе, какую-то словесную формулу обращаясь к Бынаты хицау произносили. При этом, в данном случае, идет обращение скорее не к домовому, но к его патрону. «В данном случае Бынатыхицау являлся своеобразным транслятором просьб к демоническим силам. Как об этом в 1868 году писал Инал Тхостов, «в молитве перед жертвоприношением умоляется только шайтан, и боже избави, если произносящий молитву как-нибудь обмолвится и упомянет имя бога или какого-нибудь святого, тогда всему семейству несдобровать: шайтан целый год будет преследовать его за оскорбление».
По возвращении, первым делом осматривался стол и яства. Считалось, что ни один кусок или глоток жертвенной пищи не должен исчезнуть. В противном случае считалось, что в течение года семья может лишиться одного из своих членов. Затем семья садится за стол. И тут надо бы сказать, что «празднование» это строго внутрисемейное, в гости в этот день не ходят, но даже коли гость оказался в доме, от жертвенного стола его кормить не принято. Причем эти правила соблюдаются и в современности. Кровь и кости жертвенного животного или птицы тщательно собирали и аккуратно зарывали, чтобы к ним не было никакого доступа. Зарывают ли сейчас кости и кровь не знаю, о муж говорит, что зарывают или в реку выбрасывают.

Таки вот, домовой, значит… Честно говоря, столь строгое соответствие «Бынаты хицау= домовой» Миллера меня насторожило, и вот почему:
В славянской традиции домовой — мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие.
Вроде бы одно и то же, но не совсем. В осетинской традиции я так и не нашла персонификации Бынаты хицау (если осетины прочтут, то может, подскажут, где искать), кроме описания его внешности, тоже весьма стандартной, то есть, как было выше сказано, он лишь проводник между людьми и демоническими силами.
Тогда как в славянской мифологии домовой вполне персонифицирован, более того хорошо описаны его повадки, так например: «От бесов он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Перед смертью кого-нибудь из семейства воет, иногда даже показывается кому-нибудь, стучит, хлопает дверями и пр. По общему поверью, живёт он по зимам около печи или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то перебирается поближе к лошадям. Если лошадь ему нравится, то домовой холит её, заплетает гриву и хвост, даёт ей корм, отчего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть любима домовым.»
Славянский домовой, в отличае от осетинского, довольно охотно показывается людям причем не в определенные дни, но перед важными событиями. Чаще всего показывается он главе дома, так же домовой любит показываться детям и играть с ними. Порой слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем как ничего этого не видно.
Считается, что домовой не любит зеркал и козлов. Между тем, бынаты хицау приносят жертву козлом. А вот с черной курицей, точнее с черным петухом, в русской традиции связан обряд приглашения домового в новый дом. Нужно взять живого петуха (желательно чёрного) и отрубив ему голову в доме, окропить пол кровью. Считается, что если в округе бродит одинокий домовой, он сразу же примет этот «знак».

Тем не менее, во всех краях люди уважали домовых, старались их не обижать, а при переезде старались пригласить их с собой.

А еще, по поверьям, домовой рождается стареньким дедушкой, а умирает младенцем. А мы-то гадали где Голливуд берет сюжеты.

Традиционные новогодние праздники осетин

Новый год — праздник, особенно любимый всеми. С ним у осетин связаны определенные обычаи и верования. По традиции за неделю до Нового года в Осетии отмечают Цыппурс, в некоторой степени соответствующий православному Рождеству.

В прежние времена в день праздника подростки набирали веток с колючками и украшали ими весь дом. Царило веселье: дети прыгали через костры, которые традиционно разводили на улице из соломы или корневищ девясила. В праздничную ночь готовилось сытное угощение для домочадцев и гостей — было принято обязательно навещать друг друга и поздравлять.
В ночь на среду после Цыппурса осетины отмечают Бынаты Хицауы ахсав (ночь Домового) или Хайраджыты ахсав (ночь чертей).
Название праздника уже говорит о его характере. По древним поверьям люди и черти когда-то жили вместе, но между ними началась вражда. Святой Уастырджи изгнал чертей. Люди, опасаясь, что нечистая сила продолжает находиться рядом, совершают различные обряды, чтобы она обходила стороной их дома. Еще в начале ХХ века из ясеневого дерева (кæрзбæлас) в этот день делали обереги в виде шипов или заколок, которые укрепляли на верхней одежде, головных уборах, дверных и оконных проемах. Как и колючки на ветках, они оберегали дом, его обитателей и их хозяйство от возможных воздействий демонических сил.
Покровителю жилища Бынаты Хицау приносились в жертву либо козленок, либо курица. Мясо разделывали крупными кусками, при этом старались не нарушить целостность костей. Ритуальную выпечку, напитки и отварное мясо ставили на стол, гасили светильник и выходили на некоторое время из комнаты. Затем возвращались в помещение и, прежде чем приступить к трапезе, осматривали еду. Считалось, что ни один кусок жертвенной пищи не должен исчезнуть.
Этот праздник отмечают в Осетии по сей день.
В ночь с 13 на 14 января празднуется Ногбон (новый день), соответствующий старому Новому году. Ногбон связан с солнечным циклом. Вероятно, поэтому молились: «Да удлинится наша жизнь так же, как удлиняется день».
Ночь накануне праздника считается особенно значимой. Пекут традиционные пироги с сыром, готовят из пшеничной муки печенье — басылтæ в виде фигур людей, животных и разных предметов, чтобы одаривать ими гостей. Также пекли специальный большой пирог æртхурон, символизировавший солнце. Каждый член семьи должен был съесть кусок этого пирога. Угощать посторонних им не разрешалось.
Вечером перед домом разжигали костры. Каждому хотелось, чтобы его костер был больше. Люди собирались вокруг костров. Глядя, как догорает огонь, высказывали пожелание, чтобы несчастья сгорели в пламени.
После этого семья в полном составе собиралась в доме вокруг праздничного стола. Глава семьи произносил молитву с просьбой о счастье, изобилии в грядущем году.
Ряженая молодежь обходила дома, устраивая веселые представления. Праздновали допоздна. Утром первый гость, переступивший порог дома, рассыпал по полу горсть зерен кукурузы, пшеницы, охапку соломы, щепки с пожеланием стольких же удач, сколько зерен рассыпано на полу.
noar.ru желает всем жителям Осетии здоровья, удачи и радости в новом году!

Пресс-служба Постоянного представительства РСО-Алания при Президенте РФ

Like this post? Please share to your friends:
  • Праздник черной мессы озеро катемако мексика
  • Праздник что запомнить
  • Праздник что делает подобрать глаголы
  • Праздник чтения вслух
  • Праздник черной луны