Считается, что с «Праздника четок» – знаменитой алтарной картины Альбрехта Дюрера – начинается отсчёт эпохи Ренессанса в Германии. «Праздник чёток» написан в Италии, но для немецких заказчиков, и среди действующих лиц этого «святого собеседования» мы обнаружим как немцев, так и итальянцев (и в этом есть определенный политический подтекст, о котором ниже), а хранится «интернациональный шедевр» сейчас в Чехии: в 2006-м году Национальная галерея (Прага) отмечала 500-летний юбилей картины Дюрера.
Обстоятельства создания «Праздника чёток»
Почти в каждом искусствоведческом описании «Праздника четок» указывается, что Дюрер создал картину во «второй венецианский период». Это важная ремарка, если понимать, в чем отличие между первым и вторым приездами Дюрера в Венецию. Когда уроженец Нюрнберга Альбрехт Дюрер впервые оказался в «городе лагун», где в живописи безраздельно царила династия мастеров Беллини (1, 2, 3), ему было лишь около 23-х лет и его еще никто не знал. Молодой Дюрер, не видевший до этого «вживую» ни одной античной скульптуры и мало знакомый с итальянской живописью, которая потрясла его своей раскрепощённостью в обращении с красками, светом, обнажённым человеческим телом, в качестве странствующего подмастерья посещал мастерские знаменитых венецианцев и жадно впитывал увиденное. Дюрер и венецианцы отнеслись тогда друг к другу со сдержанным любопытством.
Но через 11 лет в Венецию приехал зрелый 34-летний мастер, «мессер Альберто с другой стороны Альп», чья слава на севере Европы уже гремела, хотя и не приносила пока стабильных доходов. Дюрер недавно выпустил свой грандиозный «Апокалипсис», серию из 15 великолепных гравюр-иллюстраций к «Откровению» Иоанна Богослова, которые разошлись массовыми для своего времени тиражами.
Приехав в Венецию во второй раз и в новом статусе, Дюрер обнаружил, что венецианские живописцы встретили его ревниво. Он жаловался в письма другу Виллибальду Пиркгеймеру: «У меня много добрых друзей среди итальянцев, которые предостерегают меня, чтобы я не ел и не пил с их живописцами. Многие из них мне враги; они копируют мои работы в церквах и везде, где только могут их найти, а потом ругают их и говорят, что они не в античном вкусе и поэтому плохи». Дюрер, по-видимому, в этот приезд познакомился с художниками нового поколения, чей талант грозил затмить в будущем даже Беллини – Джорджоне и Тицианом, но не нашёл и с ними общего языка: венецианцы превыше всего в искусстве ставили возможности цвета, дюреровская гравюрная отточенность линий оставляла их равнодушными. Итальянцы ненавязчиво дали понять Дюреру, что в области колорита в сравнении с венецианцами он почти профан, его картины «слабы с точки зрения цвета».
Вдобавок Дюрер с досадой обнаруживает, что почти в каждой из художественных лавок продаются грубоватые подделки под его гравюры, подделан даже автограф – узнаваемые буквы «А» и «D», располагающиеся одна над другой. Скоро выясняется и имя плагиатора – некто не известный Дюреру Маркантонио Раймонди (а мы знаем его как ученика Рафаэля). Возмущённый Дюрер подает иск в венецианскую Синьорию – орган, призванный заботиться об общественном благе и справедливости. Но дело ему выиграть не удалось: суд разрешает Маркантонио и дальше копировать всё что заблагорассудится, только убрать подпись Дюрера.
Не встретив среди итальянцев понимания, Дюрер стал держаться поближе к своим: в Венеции была немалая и влиятельная диаспора немецких препринимателей, которым принадлежал дворец на Гранд-канале Фондако деи Тедески – знаменитое немецкое подворье, своего рода финансовый и культурный центр. Платили художникам немцы довольно щедро, и итальянцы почитали за честь получать у них заказы. Когда в начале XVI века немецкое подворье сгорело (а злые языки утверждали, что пожары, часто обрушивавшиеся на немецких купцов, не были случайными – это был намёк, что их политические и бизнес-интересы вредят Венеции), расписывать Фондако деи Тедески взялись Джорджоне и Тициан.
Задета пожаром была и немецкая приходская церковь святого Варфоломея, рядом с которой хоронили знатных и богатых немцев. Написать для отстраиваемого храма большую алтарную картину на сей раз немецкие негоцианты решили поручить своему соотечественнику, так кстати оказавшемуся в Венеции, – Альбрехту Дюреру. Неудовольствие мастеров-итальянцев было объяснимо: в руки «немецкого варвара» уходил крупный заказ, за который была обещана солидная сумма – сто десять рейнских гульденов. О Дюрере поползли по Венеции неприятные лживые сплетни.
Особенности и секреты картины Альбрехта Дюрера «Праздник четок»
В самом начале 1506 года Дюрер закупил в лавках на мосту Риальто лучших красок и принялся за работу в надежде, что уже к Пасхе его «Праздник чёток» украсит собор св. Варфоломея. Он не посвящал заказчиков в свои честолюбивые замыслы, но для себя решил: своей картиной он должен доказать тщеславным итальянцам, что и северные мастера кое-что понимают в живописи и колорите.
Иконографический тип «Праздника четок» – «святое собеседование», Sacra Conversazione, где Мария с Младенцем изображаются в окружении святых и донаторов. Задача такого типа картины – прославить Пресвятую Деву, в надежде на её покровительство городу или общине. Темой картины Дюрер выбрал «праздник четок» или «праздник возложения розовых венков». Католики считали, что четки изобрёл в XIII веке святой Доминик (основатель доминиканского монашеского ордена). По легенде, святому явилась Дева Мария и вручила четки, каждая из которых была пропитана ароматом роз. Этот сюжет был особо популярен у немецких доминиканцев, поэтому слева от трона Богоматери Дюрер поместил св. Доминика в черном монашеском плаще.
Младенец Христос возлагает венок из роз (розарий, т.е. «венок из роз» – традиционное название католических четок) на голову римского папы Юлия II, а Дева Мария украшает венком коленопреклоненного германского императора Максимилиана. За папой толпятся клирики, а за императором – миряне. Парящие в воздухе ангелы-путти держат позади Марии зелёный бархатный полог, а над ее головой – золотой венец и тоже раздают всем розовые венки, как бы благословляя и включая всех без исключения в общую приподнятую атмосферу празднества. В венках чередуются белые и алые бутоны, первые из которых символизируют радость (по другому толкованию, чистоту Девы Марии), а вторые – будущие крестные страдания Христа. В плотной толпе, характерной для церковных празднеств, различимы и конкретные исторические фигуры. Св.Доминик возлагает свой венок на кардинала Доменико Гримани, известного венецианского покровителя искусств, а у правого края картины, весь в черном, изображён архитектор Джироламо Тодески, проектировавший немецкое подворье. Есть среди персонажей и сам Дюрер – в правом верхнем углу, у дерева.
Для «Праздника чёток» Дюрер сделал огромное количество рисунков, пытаясь добиться, чтобы многолюдность не воспринималась как перегруженность. Весной он понял, что со своим перфекционизмом к Пасхе не успевает, скоро стало ясно, что не успеет и к Троице. Заказчиков-немцев грел, конечно, патриотический пафос картины (немецкий император изображается здесь таким же благословенным, как и римский папа), но совсем не радовало нарушение дедлайнов, они торопили Дюрера и грозили снизить плату до 85 гульденов. Дюрер, изображённый в углу картины, держит в руках свиток, на котором написано, что он закончил «Праздник четок» в пять месяцев, но письма Дюрера свидетельствуют о том, что работа длилась гораздо дольше. Лишь осенью 1506 года немцы получили картину в своё распоряжение.
Дальнейшая судьба «Праздника четок» Дюрера
Картина еще не была перевезена в церковь из мастерской Дюрера, когда желание увидеть её изъявили два самых известных человека Венеции – престарелый, но всё еще держащий пальму первенства и влияния в своих руках главный художник республики Джованни Беллини и венецианский дож Леонардо Лоредан.
Визита дожа Дюрер ждал с неприятным предчувствием. Основания опасаться скандала у него были веские. И дело было вовсе не в том, что картина могла посоперничать в своём живописном качестве с шедеврами венецианцев. Дело было в политике: в молитвенном единении папы Юлия II и германского императора Максимилиана Лоредан мог узреть намёк на недружественный для Венеции союз Германии и Рима (а так бывало в действительности, и не раз: когда, например, в 1508-м году Максимилиан направится в Рим для коронования, Венеция официально запретит ему пересекать свои территории, и это станет поводом для войны и очередного дележа земель). Но дож повёл себя дипломатично и мудро. Он рассуждал о том, что христианским народам разумнее поддерживать мир между собой, ведь у них есть общая внешняя угроза – османы. А Альбрехту Дюреру Лоредан предложил стать художником Венецианской республики (большая честь для иностранца!) с годовым доходом в 200 дукатов. Дюрер предложение с благодарностью, но и с облегчением отклонил: пусть в Венеции останется его картина, а сам он возвращается на родину, он очень скучает по Нюрнбергу.
Джованни Беллини, по легенде, пришёл от «Праздника четок» в восторг. И то сказать: Дюрер сделал в картине прямой реверанс творчеству мэтра – ангел с лютней в центре словно сошёл с алтаря самого Беллини. Но не только это растрогало старика. «Какие сияющие чистые краски! Сколько в них жизни!» – повторял он. Не удержался от сравнения, подразумевая себя и брата Джентиле: почти как у лучших венецианских мастеров! И какая тонкая работа! А не покажет ли «мессер Альберто» ему кисти, которыми он пользовался, когда писал «Праздник четок»? Дюрер с готовностью выложил на стол свои инструменты. Долго старый Беллини перебирал их, вертел в руках, а потом заявил: «Но здесь нет кисти, которой вы писали волосы Пресвятой девы!» «Нет, – возразил ему Альбрехт Дюрер, – все мои кисти здесь». Тогда Беллини потребовал от Дюрера показать, как именно он держит кисти, когда прописывает самые тонкие фрагменты своих картин. Ах, вот так, «по-немецки», почти перпендикулярно холсту? Так вот в чем дело!..
Больше в Венеции никто не посмеет усомниться, что «мессер Альберто из-за той стороны Альп» – великий мастер. Другу Пиркгеймеру в Нюрнберг Дюрер с шуточной хвастливостью напишет: «Заявляю вам, что лучше моей картины вы не найдёте в целом свете…» и добавит совершенно серьёзно: «Я заставил умолкнуть всех живописцев, говоривших, что в гравюре я хорош, но в живописи не умею обращаться с красками».
Ровно сто лет провела картина Дюрера в Венеции, а в 1606-м году её отправили в Прагу: император Рудольф II Габсбургский был крупным ценителем искусства и любой ценой желал заполучить легендарную работу Дюрера. Правда, после смерти Рудольфа II картина пережила не лучшие времена: красочный слой начал разрушаться, она была исключена из коллекции Пражского града и долгое время была скрыта за стенами Страговского монастыря в Праге. Картину, с появлением которой, как считается, не только сам Дюрер, но и всё немецкое искусство триумфально шагнуло в эпоху Ренессанса, долгое время не могли видеть зрители, в разные периоды она пережила несколько грубых реставраций, отчего краски стали выглядеть агрессивнее и резче. В ХХ веке правительство Чехословакии полтора десятилетия вело сложные переговоры со Старговским монастырем, в результате их в 1934-м году «Праздник четок» наконец был выкуплен и передан в Национальную галерею в Праге.
Автор: Анна Вчерашняя
-
July 7 2019, 02:53
- Искусство
- Праздники
- История
- Религия
- Cancel
Альбрехт Дюрер Праздник четок
Собственно от исторического консультанта fvl1_01
История праздника четок он же праздник розовых венков началась с того, что в 1214 году святому Доминику во время молитвы явилась Дева Мария.
А так как святой в этот момент перебирал молитвы из «розария» — цикл молитв Деве Марии, то и праздник в эту честь получил название «День Девы Марии Розария»
«Розарий» придумал не святой Доминик. Первые молитвы из этого цикла были записаны еще в XI веке. Но что бы облегчить их правильное прочтение и чередование — были изобретены (и молва приписывает изобретение Доминику) четки-«розарий» — кольцо из 5 наборов в 11 бусин (одна большая и десять маленьких) и плюс три малых и одна большая бусина — и крест.
Праздник в честь этого события был установлен на 7й октября (даже в СССР 7 октября был нерабочим днем, с 1978 по 1991й год, правда вместо Доминика и роз у нас был Леонид и Конституция).
Постепенно со становлением традиции и превращением ее в канон — четки розария стали ассоцироваться с венком, который Богородица возлагала на достойных людей (в то время как саму Деву Марию короновали ангелы уже короной). При этом венок из роз повторял по композиции четки — белая роза вместо крупной бусины (она же символ Девы Марии и ее непорочности), красная роза вместо малой бусины — она же символ Крови Христовой.
Вот все это и изобразил на спор Дюрер, именно на спор — он жил тогда в Венеции, а итальянские художники признавали, что он мол де хороший гравер, но не живописец… Ах я то не живописец — смотрите:
Картина кстати очень непростая — и ангел с лютней тут не просто так, и корона что возлагают на голову Деве Марии не просто корона, и Дюрер на картинке есть да еще держит в руках кое-что.
И Дюрер смело идет против традиций — его венки из роз не похожи на канонические — это просто венки из цветов. Одного цвета. И тиара и корона валяются на земле. Как хлам. Вот такой он праздник — Rosenkranzfest
И еще — у самой картины судьба интересная. Мы точно знаем когда была написана эта картина — закончена в начале сентября 1506 года. И сколько ее писал художник — девять месяцев (а обещал за пять успеть), и сколько получил за работу (110 гульденов). А дальше еще интереснее — заказчики (а несмотря на пари, Дюрер писал ее на заказ, для церкви святого Варфоломея в Фондако деи Тедески в Венеции) картину так и не получили — ее быстро (увы мне, не быстро — а всего через 70 лет — ошибся ваш консультант fvl1_01 простите) перекупил император Рудольф II (а иначе ее бы купил венецианский дож). Зато заказчики были изображены на картине — это их утешило, думаю (то есть и утешать не надо — картина все же провисела сколько лет в церкви заказчиков). А потом картина переходила из рук в руки, ее затопило водой в наводнение и по легенде ее выбросили на помойку, потом вернули, она попала в музей, но потом сочли что она слишком повреждена и продали, потом выкупали, потом прятали от нацистов.
1506 г.
Пражская Национальная галерея, дворец Штернбергов http://sbirky.ngprague.cz/en/dielo/CZE:NG.O_1552
Часть 2.
«Праздник четок» действительно получился у Дюрера очень необычным. Это многофигурная композиция, где далеко не все персонажи в настоящее время могут быть идентифицированы. Но попробуем все-таки разобраться, что здесь происходит, и кто есть кто.
Итак, в центре композиции совершенно логично и оправдано находится Богоматерь. Она восседает на троне под зеленым балдахином, который за трогательные красные шнурочки с кисточками поддерживают ангелочки-путти. Яркий насыщенный зеленый цвет балдахина символизирует жизнь и надежду ( а также, возможно, и Богоявление). Еще двое ангелочков держат над головой Богоматери корону, причем это корона династии Габсбургов.
Богоматерь со светлыми вьющимися волосами, очень похожая на венецианку, одета в потрясающей красоты ярко-голубое платье, украшенное золотой брошью с красными и зелеными драгоценными камнями. На ее коленях довольно игриво расположился Младенец Иисус. В полном соответствии с сутью праздника Богоматерь возлагает венок из роз на голову императора Священной Римской империи Фридриха III, а Иисус — на голову папы римского Юлия II. Любопытно, что Фридриха Дюрер написал с лицом его сына, императора Максимилиана I (хотя у отца и сына достаточно сильно фамильное сходство), причем довольно точно, хотя лично он тогда императора он еще не видел, но мог основываться на рисунке художника Амброджо де Предиса, а вот Юлия изобразил без соблюдения портретного сходства. Это принято объяснять тем, что Венеция, где Дюрер работал над созданием картины, в то время враждовала с папой Юлием II.
Присутствие именно этих двух исторических лиц, возглавляющих две процессии мирян, движущихся к престолу Богоматери слева и справа, объясняется тем, что и папа Юлий, и император Фридрих способствовали утверждению в Германии Братства Розария (Молитвенное Братство Розария было основано Якобом Шпренгером в Кельне в 1475 году).
Венки, которые Богоматерь и Иисус возлагают на головы императора и папы, а также ангелы раздают всем участницам действа, сплетены из роз белого и красного (а, точнее ярко-розового) цвета. Белые являются символом чистоты Марии, а красные означают страдания Христа. Считается, что сплетённые вместе они знаменуют собой объединение всех христиан в вере.
Еще одним персонажем, раздающим венки из роз является святой Доминик, покровитель Розария, с чьим именем и связано появление этой католической традиции. Он изображен в традиционном одеянии монаха своего ордена (белая туника и черный плащ) с белыми лилиями на длинном стебле. Эти цветы, символ Девы Марии, традиционно сопровождают изображения св.Доминика.
Из остальных персонажей картины с более-менее достаточной степенью уверенности можно идентифицировать лишь нескольких. Во-первых, это патриарх (иначе говоря епископ с особыми полномочиями) Венеции Антонио Сориано. Он изображен у левого края полотна преклонившим колени с руками, сложенными для молитвы. Рядом с ним справа, обернувшись к нему, стоит Буркхард фон Шпеер, который был капелланом церкви Сан-Бартоломео.
Человек, держащий в руке крест, на голову которого венок возложил святой Доминик — это венецианский кардинал Доменико Гримани, известный покровитель искусств.
У правого края картины под деревом стоит сам Альбрехт Дюрер. Он одет в экзотический наряд, нечто вроде розовой мантии с золотистым меховым воротником и эффектными полосатыми, черно-розовыми рукавами. Он носит волосы до плеч, как и на более ранних автопортретах, но теперь отрастил ещё и элегантную бородку.
Есть версия, что персонаж в черном одеянии, который расположен в нижнем ряду последним у левого края картины — это архитектор Джироламо Тедеско, по проекту которого было построено здание Фондако-деи-Тедески в 1228 голу.
Продолжение следует…
-
June 20 2006, 21:28
Listens: Fabrizio de Andre
- Религия
- Искусство
- Cancel
АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР.»ПРАЗДНИК ЧЕТОК»
КАТАЛОГ
«Розы цветут… Красота, красота. Скоро узрим мы младенца Христа!»
Германия | Альбрехт Дюрер | 1471-1528 | «Праздник чёток» | 1506 г. | Дерево, масло | 162х194,5 | Национальная галерея, Прага, Чехия |
1505-1507 годы Дюрер проводит в Италии. Теперь он уже признанный мастер, способный и вобрать созвучное ему в творчестве южных мастеров и, в свою очередь, поделиться с ними собственными достижениями. (Широко известна популярность дюреровских гравюр в Италии, она вызвала многочисленные подражания и даже подделки). В Венеции, в 1506 г. он создает одну из своих самых «итальянских» картин «Праздник четок».
Композиция работы ясная и симметричная, отдельные части гармонично объединены в целое. Это полотно, написанное на аллегорический сюжет, населено вполне реальными людьми: рядом с Мадонной Дюрер изобразил императора Максимилиана и папу Юлия II. Среди людей, ожидающих, когда на их голову возложат розовые венки, художник поместил венецианского кардинала Гримани, знаменитого архитектора Иеронима из Аугсбурга, купцов, проживавших на Немецком подворье в Венеции, которые и являлись заказчиками картины. А справа в глубине прислонился к дереву человек в нарядном камзоле и плаще. Это первый автопортрет, который Дюрер, подражая итальянским живописцам, поместил на картине с религиозной тематикой. На листе бумаге в его руках — надпись по-латыни — «Сделал за пять месяцев. Альбрехт Дюрер, немец, 1506 год».
В те времена в Западной Европе были распространены братства чёток, основателем которых, по легенде, был святой Доминик. Члены братства убеждали верующих не просто перебирать чётки, а представлять, что их бусины — это розы: белые, символизирующие чистоту Девы Марии, и красные, напоминающие о крови Христа. Соответственно, уже само название картины говорило современникам Дюрера о том, что на ней должны быть изображены Мария, Младенец Христос и святой Доминик, раздающие верующим венки из роз.
7 октября отмечается праздник Девы Марии Розария (Праздник четок или венков из роз). Традиция связывает его появление с явлением Девы Марии св. Доминику в 1214 г. Во время богослужения произносятся молитвы Розария и перебираются четки. Первые упоминания об использовании схожих с Розарием молитв по чёткам в католических монастырях относятся к IX веку. Современный вид чётки приобрели в XIII веке.
Классические чётки для Розария состоят из заключённых в кольцо 5 наборов из десяти малых бусин и одной большой, а также трех малых, одной большой бусины и креста.
Молитва Розария, читаемая по чёткам, представляет из себя чередование молитв Отче Наш, Радуйся, Мария и Слава, которым должны сопутствовать размышления о тайнах, которые соответствуют определённым евангельским событиям. На сегодняшний день существуют 4 вида тайн. Каждый вид включает в себя по 5 тайн, таким образом, один круг Розария позволяет размышлять об одном виде тайн. Полный Розарий, включающий в себя все 4 вида тайн, состоит, следовательно, из 4 кругов:
РАДОСТНЫЕ ТАЙНЫ
1.Благовещение
2.Встреча Марии и Елизаветы
3.Рождество Иисуса Христа
4.Сретение
5.Двенадцатилетнего Иисуса находят в храме
СВЕТЛЫЕ ТАЙНЫ
1.Крещение в Иордане
2.Откровение на брачном пиру в Кане
3.Возвещение Царствия Божия и призыв к обращению
4.Преображение
5.Установление Евхаристии
СКОРБНЫЕ ТАЙНЫ
1.Моление о чаше
2.Бичевание Иисуса
3.Венчание тернием
4.Крестный путь
5.Распятие
СЛАВНЫЕ ТАЙНЫ
1.Воскресение Христа
2.Вознесение Христа
3.Сошествие Святого Духа
4.Успение Богородицы
5.Коронование Марии
Manon&Gabrielle.Из разных источников
«Праздник венков из роз», Альбрехт Дюрер — описание картины
Музей: Национальная галерея, Прага
Год: 1506
Содержание статьи:
Описание картины:
Праздник венков из роз — Альбрехт Дюрер. 1506. 162 x 194 см
Красочная многофигурная картина «Праздник чёток» Альбрехта Дюрера была значимым событием в творческой жизни мастера – общество, наконец, увидело в нём не только талантливого успешного гравёра, но и виртуозного живописца.
Вначале 1500-х Дюрер совершает путешествие по Италии, знакомясь с местными мастерами, искусство которых в то время признавалось эталонным. В Венеции художник получает заказ на картину от немецких купцов, которые давно обосновались в этом городе. Прямо здесь, в городе, который называют «жемчужиной Италии» Дюрер пишет алтарный образ для церкви, что находилась близ торгового дома купца Фондако Тедески.
В центре сюжета хрупкая и вдохновенная Дева Мария, держащая на руках нагого младенца Иисуса. Маленький мальчик поднял над головой венок из белых и алых розочек, готовый опустить его на чело Максимилиана Первого. Венок из роз — символ объединения всех христиан, где белые цветы означают чистоту и непорочность Марии, а красные – страдания Иисуса. Католики всего мира молятся с чётками в руках. Богоматерь возлагает свой венок на голову папы Римского Юлия Второго.
Исследователи отмечают значимое влияние итальянских мастеров на Дюрера при создании этого произведения. В частности, ангел, который музицирует у ног Марии, является частым лейтмотивом полотен итальянских мастеров.
Над головой Марии два ангелочка держат тяжеловесную корону – венец Габсбургов. Также мы видим Святого Доминика, который раздаёт венки мирянам. Фигура справа в красивых одеждах – сам Дюрер. Кроме себя, художник изобразил знаменитого архитектора Иеронима, кардинала Гримани и самих купцов-заказчиков.
За свою пятисотлетнюю историю великолепная картина пережила ряд повреждений и реконструкций. Сегодня полностью восстановленная картина «Праздник венков из роз» хранится в национальной галерее Праги.
Другие картины Альбрехта Дюрера
Перейти к контенту
Картина «Праздник четок (Праздник розовых венков)» создана в 1506 году. Художник Альбрехт Дюрер. Альтернативные названия Поклонение Деве Марии, или Праздник розовых венков.
- Размер: 162×194.5 см;
- Стиль: Возрождение (Ренессанс), Северное Возрождение ;
- Техника: Масло;
- Материалы: Дерево.
Оригинал находится в Национальной галерее, в Праге.
Родной город немецкого художника Альбрехта Дюрера – Нюрнберг. Здесь он появился на свет в мае 1471 года в семье венгерского ювелирного мастера по серебру, поэтому к искусству мальчик приобщался с самого раннего возраста. Основные приемы художественного мастерства и ксилографии юный Дюрер освоил, находясь в обучении у художника М. Вольгемута.
Полезные ссылки для туристов:
- Билеты в музеи: чтобы не тратиться время в очередях покупайте заранее на сайтах Musement, Tiqets.com;
- Экскрусии по достопримечательностям: о времяпровождении в новых городах лучше позаботиться заранее, сервисы Tripster, Sputnik8 помогут в этом;
- Проживание: сравнивайте цены на разные отели через Hotellook;
- Транспорт: билеты на поезд, автобус, самолет или попутные автомобили.
- Туры: пакетные туры на любой вкус и кошелек лучше искать на Травелата, Onlinetours и Level.Travel. Есть туры от всех туроперторов, бывают акции, скидки и распродажи.
Название | Праздник венков из роз; Праздник розовых венков; Праздник четок |
Страна, художник | Германия, Альбрехт Дюрер |
Год | 1506 |
Жанр | религиозная сцена, Возрождение |
Находится | Национальная галерея в Праге |
Материалы | Дерево, масло |
Картину “Праздник венков из роз” написал немецкий художник Альбрехт Дюрер в 1506 году.
Истинная палитра священного торжества
Это полотно живописцу заказали немецкие купцы, торговавшие в Венеции на момент, когда Дюрер находился там. Оно предназначалось церкви Св. Бартоломео недалеко от торгового дома одного из заказчиков.
Как писал в том же году сам автор, эта картина заставила других признать, что он – настоящий художник, а не просто гравер, коим его долгое время считали.
В центр композиции Альбрехт Дюрер помещает Мадонну с младенцем Иисусом Христом. Находясь на руках матери, маленький Иисус возлагает венок на голову папы римского (на тот момент – Юлий Второй, изображение его лица не имеет портретного сходства), он преклонил колени слева от центра композиции.
Дева Мария же увенчала голову коленопреклоненного Максимилиана Первого, справа на картине.
Союз белой и красной роз, символизирующих чистоту Мадонны и мучений Иисуса, означают объединение верой всех христиан на Земле.
Над головой Девы Марии пара ангелочков удерживает балдахин, вторая пара – габсбургскую корону.
Помещенный к ее ногам ангел с музыкальным инструментом – также не случайная фигура. Он символизирует собирательный образ произведений венецианских живописцев, нередко использующих этот мотив в своих картинах.
Палитра полотна поистине праздничная, торжественная. Казалось бы, несовместимые яркие краски нашли под кистью Альбрехта Дюрера идеальное сочетание. Сочная зелень перекликается с ярко-зеленым балдахином, безоблачное небо и голубые горы – с синими одеждами персонажей, главным образом – с платьем самой Мадонны.
Тут и там мелькают белые, красные и богатые золотые краски ангельских облаков, крыльев и одеяний героев.
Работу выкупил и передал в Прагу император Рудольф Второй в 1585 году.
Альтернативные названия картины “Праздник розовых венков” и “Праздник четок”. Полотно хранится в Национальной галерее Праги, Чехия.
- Начало
- Галерея
- Артклуб
- Магазин
- Новости
- Форум
Праздник венков из роз (Праздник чёток) Альбрехт Дюрер (1471-1528)
- 22 / 145
- 1
- Описание
Альбрехт Дюрер – Праздник венков из роз (Праздник чёток)
1506. 162×194
Редактирование атрибуции
Скачать: 5894×4929 px (9,6 Mb)
Художник: Альбрехт Дюрер
Где находится оригинал: Национальная галерея, Прага (Národní Galerie, Praha).
Картина – значимая веха в творчестве художника. Её создание стало доказательством мастерства Дюрера-живописца, которого ранее коллеги по цеху считали только успешным гравёром. В произведении ощущается сильное влияние венецианской школы, но собственная манера молодого немца просматривается очень чётко. Написана во время итальянского путешествия под впечатлением от работ местных мастеров. Библейский сюжет, к которому общается художник, красив и наполнен глубоким символизмом.
Картина – значимая веха в творчестве художника. Её создание стало доказательством мастерства Дюрера-живописца, которого ранее коллеги по цеху считали только успешным гравёром. В произведении ощущается сильное влияние венецианской школы, но собственная манера молодого немца просматривается очень чётко. Написана во время итальянского путешествия под впечатлением от работ местных мастеров.
Библейский сюжет, к которому общается художник, красив и наполнен глубоким символизмом. Распространённое на территории Европы братство чёток, по легенде основанное св. Домиником, традиционно устраивало праздник, корни которого уходили к явлению Девы Марии пред святым. Чётки для членов братства были не просто молитвенным инструментом, они считали, что каждая белая бусина – это роза, символ невинности Богоматери, а красная – цветок-символ крови Христовой. На картине изображено действо, где раздаются венки: Мария возлагает на голову папы римского Юлия II, младенец-Иисус – на чело Максимилиану I.
Есть на картине и миряне. Рядом с Мадонной и младенцем, а также со св. Домиником, раздающими венки, находятся Иероним, знаменитый архитектор из Аугсбурга, Гримани, кардинал Венеции, немецкие купцы, выступавшие заказчиками произведения.
В «Празднике чёток», как ещё называют эту картину, есть два интересных персонажа. Нехарактерный для Дюрера, но традиционный для итальянской школы живописи, херувим с лютней – дань тому, что художник почерпнул за время работы в стране. И фигура позади справа – молодой человек в изящных одеждах, сам Дюрер.
Пройдя путь в более чем полтысячи лет, перенеся множество повреждений и восстановлений, сегодня произведение хранится в Праге, в Национальной галерее.
Праздник венков из роз (Праздник чёток) (картина) — Альбрехт Дюрер
Кому понравилось
Пожалуйста, подождите
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Нужно авторизоваться на сайте
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).