Праздник чистого чума у народов севера

Статья расскажет вам об основных традициях северных народов

Традиции северных народов: магические и бытовые

Из этой статьи вы узнаете:

  • Какие обычаи и традиции у северных народов

  • Какие праздники отмечают северные народы

  • Как использовался бубен в традиции северных народов

  • Как использовали магию в традиции северных народов

Быт – это естественный уклад жизни этноса, включающий в себя определенные традиции и религиозные верования. Культура каждого народа по-своему уникальна. Мы с вами рассмотрим традиции северных народов.

Северные народы: обычаи и традиции

Проживание северных народов в условиях дикой природы и сурового климата стало определяющим фактором в формировании быта и традиций этого этноса. Мир севера непредсказуем: он может как навредить человеку, так и быть к нему благосклонным. Отсутствие научных познаний о сути природных явлений привело к тому, что люди стали связывать естественные процессы с существованием добрых и злых духов, с которыми впоследствии пытались жить в мире и согласии.

Сотнями лет у людей севера формировалась своеобразная культура, которую они донесли до нашего времени. Их философия проста – все в мире связано одним общим началом, а человек на земле – всего-навсего крошечная пылинка. Северные народы считали, что природа – мать для всех живущих, а вред, нанесенный ей, вернется каждому вдвойне. Эти постулаты являются основой всей культуры северян, их законов и магических обрядов.

Эксперты магазина «Ведьмино Счастье» рекомендуют:

Согласно традициям северных народов, природа является живой. Все вокруг имеет свою душу: озера, тайга, поля и равнины.

В связи с этим магические обряды общения с духами, их задабривание, кормление это своего рода нравственные уроки и правила для каждого.

Очень интересными с точки зрения религиозного культа и его особенностей были ненцы. Отличительной особенностью этого этноса были интересные легенды о героях прошлого, бившихся с богами и злыми духами. К слову, ранее ненцы проживали на территории современной Тюменской области.

Традиции ненцев

Если быть точным, то ненцы являлись представителями самодийского народа, одного из самых многочисленных на тот момент. Существует две группы этой народности: тундровые и лесные.

Основным занятием этих северных народов было оленеводство. Этим ремеслом ненцы занимались круглый год. Пасущихся животных охраняли специально обученные собаки, а главным транспортом у северян были нарты с единственной задней спинкой, в которые запрягались собаки или олени.

Традиции народов севера_оленеводство

Нарты могли быть изготовлены в двух вариантах – для женщин и для мужчин. В такие сани могут быть запряжены до 7 оленей. При ловле животных из этих же саней делали специальный загон.

Ненцы были кочевым народом. Для своего проживания они строили чумы. Такой дом возводился из тридцати жердей и сверху дополнительно укрывался берестой в теплые месяцы, а в очень сильный мороз вместо бересты использовались шкуры животных. Для обогрева разводили огонь, обычно это делали в центре постройки. Пламя использовали для того, чтобы приготовить еду. Для этого над костром вешали планку, где на крюк крепили чайник или котелок. В настоящее время в чумах топят обычные железные печи.

Лежаки оборудовались рядом с костром, а напротив входа в чум обычно размещались бытовые и религиозно значимые предметы.

В целом, культура данного этноса является крайне интересной. Каждая перекочевка сопровождалась разборкой жилищ, части которых укладывались в специально предназначенные сани. Помимо выпаса оленей ненцы также занимались охотой на диких северных оленей, песцов, росомах, лисиц и др. Из шкур женщины шили одежду.

Праздники и традиции северных народов

Вороний день

Вороний день

Праздник весны назван в честь вороны неспроста. По традициям северных народов с прилетом этой птицы связано окончание суровых морозов. Ворона, которая в числе первых прилетает в северные края после зимы, по верованиям северян, пробуждает жизнь в тундре. Потому эта птица и считается покровительницей женщин и детей, ей посвящен специальный праздник.

Один из обычаев северян гласит о том, что нужно строго следить за вещами младенцев, чтобы с ними не произошло несчастья. Причем это касается и тех предметов, которые уже были не нужны детям. Так, например, гнилушки, представляющие собой мягкую древесную стружку, которая использовалась в кроватках младенцев вместо пеленок, не выбрасывали после использования, а хранили в укромном месте. Ненцы считали, что ворона, прилетев из южных краев, в морозные дни греет лапки в этой стружке и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было, где мне погреть свои лапки».

Эксперты магазина «Ведьмино Счастье» рекомендуют:

В давние времена на праздник приходили только пожилые женщины и девочки, которые готовили разные угощения. Обязательным блюдом была каша-болтушка «саламат». Неотъемлемой частью праздника были и танцы. Зачастую этот праздник связывался с богиней Калтащь, которая считалась помощницей при родах, а также вершительницей судеб. Люди верили, что именно она чертила их жизненный путь на священных бирках.

Медвежий праздник

Медвежий праздник

Медвежий праздник является очень значимым для северян. Медведь, по традициям северных народов, это сын Торума – верховного божества. Также по преданиям он является сыном матери-прародительницы и братом ее детей, а значит, братом людей севера. В конце концов, он олицетворяет высшую справедливость, является хозяином тайги.

По окончании охоты на это животное устраивался праздник, целью которого было снять вину за убийство «собрата» и сделать счастливыми всех участников. Медвежью шкуру сворачивали, голову и лапы украшали кольцами и платками и клали в переднем углу жилища в жертвенной позе, причем голова находилась между вытянутыми передними лапами. Далее проходили представления в масках. До полуночи исполнялись танцы, которые посвящали главным божествам. Главное значение придавали середине ночи и времени после полуночи – в этот период ели медвежье мясо, устраивали проводы души медведя на небо, гадали о будущей охоте.

Обряд почитания оленя

Обряд почитания оленя

Согласно традициям, северные народы почитали многих животных, но самым большим уважением пользовался олень. Это легко объяснить его огромной значимостью в быту. Кроме того, и охотились в основном на дикого оленя. Его добычей занимались обычно осенью, на переправах, когда эти животные стадами уходили на юг. Зачастую люди севера использовали при этом обученных оленей-манщиков.

Домашним оленям обвязывали ремнями рога и подпускали к диким собратьям, которые вступали в схватку с манщиками и в процессе борьбы запутывались в ремнях.

Для ненцев олень был культовым животным, ведь их основным занятием являлось оленеводство. Их стада были самыми большими на севере. Традиционно, священными у ненцев считались белые олени, поэтому они не использовались в качестве ездовых, их не убивали с целью получения продуктов питания и шкур. Белые олени украшались красными лентами, на их шерсти выстригали знаки солнца или изображался дух огня. Считалось, что эти животные принадлежат верховному божеству Нуму. Северяне полагали, что Нум является создателем земли и всех, кто ее населяет.

Обряд оживления бубна

Обряд оживления бубна

Бубен – это священный инструмент для северян. Согласно их традициям, бубен шамана – это олень, на котором знахарь способен отправляться в путешествие на небо. Однако для этого шаману надо было вдохнуть жизнь в бубен. Обычно обряд проводился по весне, с прилетом птиц, потому что считалось, что птицы – самые близкие родственники северных народов, которые даже часто называли себя людьми орла или тетерева.

«Оживление» бубна происходило 10 дней. Апогеем церемонии являлось достижение шаманом земли, «где светят 7 солнц, где камень достает до неба». Доказательством того, что колдун находится в этой магической стране, был пот, который катил с него ручьями. Завершением обряда был всеобщий пир и кормление идолов, которые олицетворяли предков.

Праздник чистого чума

Праздник чистого чума

Этот праздник считался самым значимым у северных народов и связывался с завершением полярной ночи. Период празднования – конец января – начало февраля.

В праздник сооружался особенный, «чистый чум». В нем несколько дней без перерыва шаман проводил магические обряды. Под звуки шаманского бубна молодые северяне исполняли традиционные танцы и устраивали игры. Северные народы верили, что эти действия сделают следующий год удачным.

Праздник мог проходить и по другому сценарию. Например, вместо «чистого чума» строились «каменные ворота», которые представляли собой что-то вроде туннеля. В течение трех дней шаман общался с духами, а потом он и остальные участники праздника три раза проходили через каменные ворота.

Праздник кита

Праздник кита

По окончании промыслового сезона (конец осени – начало зимы) у северных народов проходил праздник кита. В этот день люди облачались в праздничные одежды и просили прощения у убитых ими животных – тюленей, китов, моржей. В честь праздника проводили бойцовские поединки, устраивали танцы и представления, показывающие сцены смертельных схваток охотников с их добычей.

В этот день северяне обязательно делали подношения Кэрэткуну, который считается хозяином всех морских животных. Люди верили, что охота будет успешной только в том случае, если божество относится к ним благосклонно. Обычно в яранге, в которой проводилось празднество, вывешивалась сеть Кэрэткуна, сплетенная их оленьих сухожилий, выставлялись фигурки животных и птиц – они вырезались из дерева и костей. Одна из фигур изображала повелителя. По окончании праздника люди опускали китовые кости в море. Они верили, что в морской воде кости обратятся в новых зверей, и в следующем году охота на китов будет не менее успешной.

Бубен в традициях северных народов

Самым главным инструментом для проведения обрядов является бубен. По традициям северных народов на внешнюю сторону обтяжки было принято наносить изображения мира, каким его видит шаман. Все общения с духами проходили только с использованием бубна.

Традиции народов севера_бубен

По традициям северных народов бубен – это ездовое животное шамана, причем он олицетворял именно того зверя, шкурой которого был обтянут. Во время общения с духами шаман путешествовал на бубне, как на коне или олене, в небесный (верхний) мир – обиталище добрых духов. Если шаман отправлялся в подземный/подводный мир, где обитали злые духи, то бубен для него служил лодкой, на которой он плыл по подземной реке. Главное, что бубен помогал шаману входить в транс для общения с духами.

Общение с духами

Общение с духами начиналось с «оживления» бубна – разогревания его на огне. Далее шаман бил в бубен. Удары и пение колдуна – это своего рода призыв духов, которые, по традициям северных народов, прилетали и садились на подвески бубна. Северяне считали, что духи сами указывают на то дерево, из которого шаман должен сделать обод (обечайку) своего бубна.

Традиции народов севера_шаманизм

Древние северные народы верили, что в бубне заключена вся жизненная сила шамана. За свою жизнь у шамана могло быть не более девяти бубнов. После того как рвался последний бубен, говорили, что шамана должен умереть. Если случалось так, что шаман умирал раньше, то бубен также «умертвляли», выпуская духов из него, – прокалывали, насаживая на сук дерева, растущего неподалеку от места захоронения шамана.

Подобные бубны и многое другое вы можете приобрести в нашем интернет-магазине «Ведьмино счастье», который по праву считается одним из лучших магазинов эзотерики в России.

Эксперты магазина «Ведьмино Счастье» рекомендуют:

Здесь вы найдете то, что подойдет именно вам, человеку, который идет своим путем, не боится перемен, ответственен за свои поступки не только перед людьми, но и перед всей Вселенной.

Грезите северными легендами и тайнами? Зачитываетесь сагами и штудируете «Эдду»? Знаете все о германских богах? Вы не одиноки!

Для всех давних последователей Северной традиции и тех, кто только начал путь «на Север», мы постарались максимально облегчить это путешествие. Закажите у нас статуэтки богов, покрывала, чаши и другие принадлежности для алтаря, выберите рунические наборы и талисманы, и во всеоружии приступайте к работе.

Не уверены в выборе рун или книги? Пишите на info@happywitch.ru или звоните по тел. 8-800-333-04-69. А еще мы всегда на связи в Telegram и VK.

«Ведьмино Счастье» — магия начинается здесь.

В Дудинке ежегодно встречают прибавление солнца большим круговым танцем. Долганы называют праздник «Хейро», нганасаны «Мазуся» (праздник чистого чума), а энцы «Мэдодэ» (Чистый чум)

Так случилось и в минувшие выходные. На Набережной площади Дудинки прошла праздничная программа «Солнце в каждом из нас». В ней приняли участие представители пяти коренных национальностей Таймыра — этнические группы Таймырского Дома народного творчества, а также студенты Таймырского колледжа, сотрудники Таймырского краеведческого музея, творческие коллективы городского Центра народного творчества, волонтеры Таймырского молодежного центра, ученики Дудинской гимназии, коллективы городского Дома культуры и Дудинского спортивного комплекса, сообщает пресс-служба муниципалитета.

Старт празднику дали артисты заслуженного коллектива народного творчества РФ Таймырского ансамбля песни и танца народов Севера «Хэйро», исполнившие одноимённый северный танец. Участники этнического обряда выстроились в форме солнца, центром которого стало установленное на набережной площади кострище, а лучами — дудинцы, взявшие в руки яркие ленты и поднявшие их вверх. Призывая солнце, участники ансамбля «Хэйро» исполнили ритуальный танец с бубнами, после чего в центре импровизированного светила зажгли большой костер — символ родового и семейного благополучия северных народов. Обряд продолжился массовым исполнением кругового танца «хэйро», участниками которого смогли стать все желающие. Уличное действо завершилось фейерверком.

Сразу после обряда в городском Доме культуры состоялся показ спектакля «Легенда о Солнце». Театрализованное представление предварила викторина о природе и истории освоения Таймыра, культуре и традициях коренных народов полуострова. Гости, правильно ответившие на большее количество вопросов, получили в подарок красочные альбомы «Легенды Хэйро», посвященные 50-летнему юбилею ансамбля.



1 февраля 2023

Войти
Версия для слабовидящих

Версия для печати

Эвенкийский новый год: обряд очищения, настоящий чум и многонациональный хоровод

27.05.2019

Эвенкийский новый год: обряд очищения, настоящий чум и многонациональный хоровод

Об истории эвенкийского народа любой может узнать из учебника истории. Но как вызвать интерес, особенно у молодых людей, к этносам Иркутской области? К своеобразию духовной и материальной культур коренных малочисленных народов Сибири? Конечно, тут велика роль архитектурно-этнографических музеев Иркутской области, однако и общественные организации, нацеленные на сохранение национальной самобытности, тоже вносят свою лепту в это благородное дело… Для того, чтобы наглядно продемонстрировать как жили эвенки, чем они занимались, какие традиции, песни, танцы и ремесла сохранили по сей день Евгения Гомбоева, руководитель городской общественной организации «Этнокультурный центр народов Севера», предложила провести праздник Икэнипкэ – традиционный Новый год по эвенкийскому календарю.

Когда русские первопроходцы присоединили Сибирь к Государству Российскому, ее необъятные просторы заселяли монголоязычные, тунгосоязычные и тюркоязычный народы, в том числе эвенки (тунгусы). Тунгусские племена заселяли огромную территорию от Енисея до побережья Тихого океана. В разных районах Сибири они называли себя по-разному: эвенки, аваньки, эвены. Жили они в основном в чумах конической формы. Зимой чум покрывали шкурой изюбря или лося, а летом берестой. Занимались традиционными промыслами: охотой, рыболовством.

«В Иркутске мало знают об эвенкийской культуре, хотя мы буквально живем бок о бок! Мы решили провести обрядовый праздник Икэнипкэ для того, чтобы всем жителям показать наши традиции, культуру, самобытность… Собственно, для этого и существует наша организация» — говорит Евгения Гомбоева.

Этнокультурный центр народов Севера является постоянным участником различных международных выставок и мероприятий. В этом году организация заняла третье место в конкурсе костюмов на фестивале «Сокровище Севера» в Москве. К слову, Этнокультурный центр народов Севера – не только частый участник, но и организатор подобных мероприятий. Так недавно при поддержке центра в Качуге прошел районный конкурс «Эвенкийская семья: сохраняя традиции народа», а на выставке «Мир семьи» в Сибэкспоцентре были представлены традиционные наряды и изделия декоративно-прикладного искусства эвенкийского народа, изготовленные членами организации.

А вот как Евгения рассказывает о том, как родилась идея празднования Икэнипкэ: «Задумка провести этот праздник возникла, когда люди активно стали интересоваться самобытной культурой эвенков. Мы ведь часто проводили различные выставки, на которых посетители интересовались, где можно увидеть обряды, попробовать блюда национальной кухни, покататься на оленях… Так, два года назад в усадьбе Сукачева мы впервые провели эвенкийский Новый год Икэнипкэ. За два года возросло количество желающих принять участие в праздновании, участники сами шьют костюмы, придумывают творческие номера. В этом году получился по-настоящему большой праздник, который состоялся 25 мая в любимом месте отдыха иркутян, на острове Юность. Для иркутян и гостей города мы приготовили много сюрпризов!».

Действительно, масштаб праздничных мероприятий поражает, ведь организаторы хотят осветить всё то, что так или иначе относится к культуре народа. «Никто из участников не сидел без дела, все больше месяца были заняты подготовкой к мероприятию, — отмечает организатор праздника Евгения Гомбоева, — фольклорный ансамбль «Бирокан», что переводится как «Реченька», представил свои лучшие номера. В ансамбле заняты и дети и взрослые, молодежь, студенты, выпускники, среди них и эвенки, и тофалары. Ансамбль эвенкийских танцев презентовал свои постановки в костюмах, сделанных вручную участниками собственной мастерской организации «Олан» (с эвенкийского «мастерица»)».

Для гостей праздника была организована фотовыставка коренных малочисленных народов Севера, для знакомства с традиционными национальными видами спорта подготовили спортивную площадку, где каждый желающий попробовал свои силы в метании маута, прыжках через нарты, перетягивании палки и прыжках в длину. Для любителей пробовать 

что-то новое и просто вкусно покушать представители эвенкийской родовой общины «Тактыкан» подготовили дегустацию национальной кухни.

На празднике был и главный символ Икенипкэ, северный олень, с которым мог сфотографироваться любой гость. Для того, чтобы показать гостям жизнь эвенков «изнутри» организаторы разместили настоящий чум.

Мероприятие посетили гости разных национальностей, были и коренные эвенки из Качугского района, и татары, и американцы и вьетнамцы. Так что праздник получился многонациональным. По традиции Икенипкэ завершил хоровод, который сплотил разные культуры.

И таких обрядовых праздников по мнению участников должно быть больше! Потому как они созданы не только для знакомства народностей друг с другом, но и для создания крепких дружеских связей между национальностями.

Именно поэтому проект празднования Икэнипкэ стал победителем регионального конкурса социально значимых проектов некоммерческих организаций по сохранению национальной самобытности Иркутской области, гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений в 2018 году и получил поддержку Правительства Иркутской области.

Материалы подготовили студенты Байкальского государственного университета Анна Ищенко, Александр Морозов, Ольга Пидгребельная, Марина Карпова

В России проживает более 180 народностей. И у каждого народа есть свои традиции. Из книги «Страшный, таинственный, разный Новый год» мы узнали об интересных новогодних обычаях. Кроме того, открыли для себя оригинальные названия главного праздника в году.

Приносят в жертву оленей и готовят белые блюда: 10 удивительных фактов о новогодних обычаях народов России

Чукотский Пэгытти и кровяные узоры

Чукчи — коренной народ полуострова Чукотки. Новый год они называют Пэгытти — в честь созвездия Орла, которое состоит из звезд Альтаир и Тараред и приносит свет Нового года. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы расположить к себе добрых духов, чукчи, которые ведут кочевой образ жизни, совершают жертвоприношение. Жертвенный олень должен быть не простым — это или беломордый (любимый светом), или в прошлом знаменитый беговой олень.

Кровью жертвенного оленя наносят узоры на лицо всем домочадцам, чтобы человека не узнали злые духи, которые могут навредить, наслать болезни. У каждой семьи — неповторимый рисунок. Обычно его всем чертит хозяйка, а ей — муж.

Эвенкийский Икэнипкэ и обряд очищения

Эвенки — народность Восточной Сибири. Название праздника — Икэнипкэ — с эвенкийского переводится как «подражание жизни». В настоящее время появилось новое название Бакалдын — с эвенкийского «встреча». 

На праздник проводят обряд очищения. На подготовленной поляне устраивают ворота из двух лиственниц. Гостей, которые проходят через ворота, окуривают дымом багульника или можжевельника, чтобы тело избавилось от болезней, а душа — от проблем, которые накопились за прошедший год. После обряда участникам выдают ленты, которые те завязывают на выбранное дерево, мысленно прося у верховного божества благополучия.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Летний якутский Ысыах 

Якуты (самоназвание — саха) — коренные жители Якутии. Ысыах (читается «эсэх») — праздник Нового года, летнего обновления — празднуется летом, в июне. В этот день якуты исполняют традиционный танец осуохай. Люди берутся за руки и двигаются по ходу солнца вокруг мирового древа. Цель такого хождения — создание мистической связи между миром божеств и миром людей. В осуохае обязательно есть запевала, который начинает специальную песню, а остальные повторяют только рефрены. В 2012 году якутский осуохай попал в Книгу рекордов Гиннесса: в танце участвовали более 15 000 человек.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Святки Семейских и машкарады

Семейские (Забайкальские старообрядцы) — русские потомки старообрядцев, высланных в XVIII веке из Могилевской губернии (сейчас это Гомельская область Беларуси, тогда территория находилась в Речи Посполитой) в Восточную Сибирь. Новый год у них называют Святками и отмечают с 7 по 14 января. В эти дни устраивают машкарады, иными словами, наряжаются: медведями, цыганами, старухами, чертями. Водят с собой коня (ряженого) или козу (живую), носят «покойника». Прежде чем войти в дом, спрашивают: «Разрешите с машкарадами зайти?». В доме разыгрывают смешные сценки, например, «покойник» внезапно оживает и начинает приставать к девушкам.

Бурятский Сагаалган и белая еда

Буряты — народ, который сформировался в районе озера Байкал. Сагаалган — с бурятского «белый месяц» — празднуют в первый день по лунному календарю. Раньше Новый год отмечали осенью в день осеннего равноденствия. Перенос случился под влиянием буддизма.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самые главные и обязательные блюда — «белые»: сметана, сушеные пенки, сыр, творог, простокваша — считается, что они очищают человека и влияют на будущее плодородие. Есть мнение, что таких блюд должно быть девять. Для детей припасают сладости. Не обходится праздничный стол и без мясного, например, традиционных бууз. Можно сравнить их с русскими пельменями, только мясо используют нарубленное, а сверху делают небольшое отверстие. Угощение готовят не только для людей, но и для божеств — обычно отваривают баранью грудинку.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нганасанский праздник Чистого чума и похоронная одежда 

Нганасаны (самоназвание «ня» — «человек») — малочисленный северный народ, живущий на полуострове Таймыр. Год у нганасан делится на летнюю и зимнюю половину, поэтому главный праздник в году они отмечают в конце полярной ночи (конец января — начало февраля). И называется он Мадуся — праздник Чистого чума.

Правда, справляют его не ежегодно: если прошедший год выдался неудачным, праздник переносят и отмечают уже через год. Иногда он случается раз в три года. Участники приезжают на праздник в самых нарядных своих одеждах — смертных (в которых их когда-нибудь похоронят). При жизни их надевают только в дни Чистого чума.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хакасский Чыл Пазы и пустой ковш

Хакасы — коренное население Южной Сибири. Раньше наступление Нового года у хакасов не имело четкой привязки к дате. Его отмечали после того, как с вершин гор (у каждого аала — селения — ориентиром была своя возвышенность) сходил снег. А сейчас отмечают в день весеннего равноденствия (19–21 марта). Чыл Пазы с хакасского переводится «начало года».

У хакасов есть много примет и обычаев. Например, гадание. Бросают пустой ковш на землю. Если упадет дном вниз — в наступающем году будет счастье, скот будет прибавляться, а если вверх — к бедному году.

Тувинский Шагаа и ожидание богини

Тувинцы — коренной народ Южной Сибири. Шагаа — с тувинского «белый праздник» — возник под влиянием буддизма, как у бурят и некоторых алтайцев.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В новогоднюю ночь стараются дольше не спать и пораньше встать, чтобы защитница буддийской веры Палден Лхамо не посчитала уснувших умершими. К появлению богини готовятся: в домах расставляют лучшее угощение для божеств у алтаря, а в хурээ — буддийском храме — раскидывают зерна. После восхода солнца проверяют, есть ли следы посещения богини.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Два мансийских Новых года: мужской и женский

Манси — западносибирский народ, относящийся к обским уграм. Новый зимний год отмечается в конце лета (в августе), когда происходит погодный «поворот на зиму», а новый летний год — в начале весны (в марте — апреле), когда возвращаются перелетные птицы. Названия: Тōрум кан — «место поклонения божеству» и ринэква хōтал — «Вороний день». Зимнее полугодие открывает мужской праздник, а летнее — женский.

В конце лета происходит смена хозяйственной деятельности: заканчивается рыболовный сезон, начинается охотничий, поэтому здесь на передний план выступают промысловые обряды, призванные способствовать будущей охотничьей удаче мансийских мужчин.

Весной, ярким признаком которой является прилет птиц (первыми здесь считаются вороны), происходит возрождение, обновление природы, соотносимое с женской и семейной сферами. Хозяйственная жизнь также меняется: завершается сезон охоты и начинается активное рыболовство.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Удмурдский Вожодыр и нечисть

Удмурты — один из коренных народов Западного Приуралья. Вожодыр (переводится как «время вожо» — демонических существ) проходит в период от Рождества до Крещения. Это переходное время связано в удмуртском фольклоре с представлениями о разгуле нечисти — вожо. В мифологических рассказах они описываются как человекоподобные существа, способные к перевоплощению (например, могут менять рост с человеческого до «высотой с дом» или внезапно исчезать, оставляя после себя только следы на снегу).

Местами обитания вожо считаются хозяйственные постройки, пустующие дома и бани, поэтому в святочные дни людям нельзя там появляться. Также нежелательно шуметь и громко смеяться в темное время суток. Другие запреты распространяются на выполнение определенных видов работ — например, стирки и полоскания белья в реке.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот такой страшный, таинственный, разный Новый год отмечают в России. 

Материал подготовлен по книге «Страшный, таинственный, разный Новый год»

Like this post? Please share to your friends:
  • Праздник чистого четверга
  • Праздник чистого света цинмин
  • Праздник черной курицы
  • Праздник черного назарянина на филиппинах
  • Праздник черного лиса