Сценарий праздника:
«Чудо земли – хлеб»
Классное мероприятие, проведенное во 3 «Б» классе
НОУ Лицей №35 ОАО «РЖД» г.Ржев, Тверской обл.
Составила :
Учитель начальных классов
НОУ Лицей №35 ОАО «РЖД»
Туманова Надежда Павловна.
Праздник начинается с чтения стихотворения Ф. И Тютчева.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал колос
Теперь уж пусто все, простор везде.
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь.
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
Ведущий: Осень! Ласковое и печальное слово! В этом слове слышится шелест листвы, крики улетающих в теплые края птиц, чувствуется запах сырой земли и хлебный запах убранного с полей зерна. Осенью мы складываем в закрома собранный урожай, чтобы весь год до нового урожая на нашем столе был душистый хлеб, макароны, крупа, булочки и бублики, сушки и баранки, вкусное хрустящее печенье, горячие оладьи и блины, пышные пироги, торты.
1. Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим-
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим.
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Ведущий: А всегда ли мы задумываемся над тем, как хлеб приходит к нам на стол?
( Звучит танцевальная мелодия. Под музыку в зал входят , кружась, колоски, приседают на колени, а затем, по ходу рассказа встают.(вырастают)
Ведущий: -Сегодня, друзья, вы узнаете о том, как хлеб приходит к нам на стол.
1 колосок: Было это давным — давно. Так давно, что не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прабабушек ваших бабушек. Людям тогда жилось очень трудно. Они не умели приручать животных, выращивать растения, делать одежду, и, чтобы не умереть с голоду, они бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав и кореньев. На это уходило много времени и сил, голод постоянно мучил человека. И вот однажды…
2 колосок: …Первобытный человек нашел интересную траву, на которой были семена. Он попробовал их, они ему очень понравились. Чудо, какими вкусными показались эти семена! Ученые предполагают, что это были семена дикорастущего ячменя.
3 колосок. Сколько много труда вложили люди в то, чтобы научиться самим выращивать зерно. Каждый, кто трудится на земле, выращивает хлеб , имеет дело с морозами, жарой, засухой, буранами, суховеями и дождями.
4 колосок: Вот почему взрослые, вспоминая хлебную страду говорят:
Перед этой пашнею шапку скинь , сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек.
Сколько в это зернышко вложено труда-
Знает только солнышко, ветер да вода.
Г. Грубин.
Ведущий: Да, это так. Поле не терпит бездельников.
Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле, вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Так что же такое хлеб?
1ученик: Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб!»
2 ученик: Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб!»
3 ученик: Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб!»
4 ученик: Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб!»
5 ученик: Ешь его, расти и помни,
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб!
Ведущий: Вот какое коротенькое, но емкое слово «хлеб»!
А теперь, друзья, давайте попробуем ответить на вопрос , почему хлеб называют «чудом земли»?
Ученик: Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе,
Ветер его холит, холят степи,
Пред гостями он лежит парной,
Ситный, белый, черный и ржаной-
Круто жизнь замешана на хлебе.
А. Баянов.
( Вбегает девочка – «Сластена», щеки испачканы вареньем, в руках конфе ты. )
Напевает:
-Я- Сластена,
Я – Сластена,
Очень сладкое люблю!
Мне не надо каш и макаронов, хлеба тоже не хочу!
( Топает ногой) –Да-да-да!
Хлеба- не хочу!
Хочу халвы, хочу пирожных, хочу мороженого, хочу конфет!
ВЕДУЩИЙ: Ах, девочка, как ты ошибаешься! Сразу видно, что ты не читала книгу « Робинзон Крузо». А корабль Робинзона потерпел крушение и он оказался на необитаемом острове. Там было вдоволь дичи, бананов, ананасов, но он так тосковал по хлебу!
И как же он обрадовался, когда увидел, что из случайно оброненных им зерен, взошло несколько росточков ячменя.
Сластена: — Почему?
Ведущий: Я и сама не знаю, почему люди не могут обходиться без хлеба?
Сластена: – А вот я бы смогла!
ведущий: -Если провести такой опыт: кормить человека целый день только одними сладостями, то через 3-4 дня его аппетит поубавится, а через 5-6 дней не сможет и смотреть на эти лакомства.
Хлеб же люди едят каждый день. и он никогда не надоедает.
1ученик: Хлеб! Наскучит ли он ?
Никогда!
Без него обойтись попробуй!
Без него человеку –беда!
2 ученик: Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
Ведущий: Есть пословица в народе-
Хлеб на стол, и стол – престол!
3 ученик: «Хлеб не швыряйте, он святой!»
Бывало, скажет дед седой
Нам , детворе проворной.
Затем, что труд и крепкий пот,
И жита дух медовый
Всему живому жизнь дают.
М. Рыльский.
Ведущий: Ну а все же, как хлеб приходит к нам на стол?
( На доске вывешены иллюстрации с этапами обработки земли и выращивания зерна, помол, выпечка хлеба.)Учащиеся показывают иллюстрации и рассказывают:
1. Весной колхозники пашут землю.
2. Затем землю удобряют и рыхлят.
3.На специальных машинах- сеялках сеют зерно.
4. Летом обрабатывают поля химикатами, защищают от вредителей.
5.Осенью зерно созревает, его косят комбайном и обмолачивают.
6.Зерно сушат и везут на мельницу.
7.На мельнице из зерна получают муку.
8.Муку везут на хлебопекарню, там из нее делают тесто и выпекают хлеб.
9.Готовый хлеб везут в магазины, где мы его покупаем.
10.Так хлеб приходит к нам на стол!
Мальчик: -Хлеб надо беречь!
Сказительница: — Правильно, милый, ох верно! Ох как надо беречь!
Хочешь я расскажу тебе сказку о том, как один юноша не поверил своей матери, когда она сказала, что хлеб может превратиться в мед?
Мальчик: -Хочу!
Сказительница: Это туркменская сказка. Слушай!
У одной женщины был сын. Чтобы прокормить себя и мать ,ему приходилось работать день и ночь на богатого бая , а за свою работу он не получал ниче- го , кормил бай и то впроголодь.
Однажды мать сказала ему: « Сынок, шел бы ты лучше дрова в лес готовить. Мы бы их продавали беднякам. Хоть и небольшие деньги, но на них можно жить.» Сын послушался мать и стал собираться в лес. Мать дала ему с собой кусочек хлеба и сказала: « Сынок, вот тебе хлеб из Джугары, но не ешь его до тех пор, пока он не превратится в мед». Сын удивился, но матери перечить не стал. Пришел он в лес, долго махал топором, устал, есть хочется. Развернул , посмотрел, а хлеб как был, так и остался хлебом, до меда ему было далеко. Снова стал он топором махать , из сил выбился. Сел, развернул хлеб, а он снова не превратился в мед. « Эх, сказал парень, наверное матушка мне наврала!».Откусил он кусочек хлеба, а хлеб показался ему и вправду слаще меда.
« Прости меня , матушка, за плохое слово. Сладок хлеб! Слаще меда!»
Сказительница: Понял ли ты сказку? Понравилась ли она тебе?
Мальчик: Конечно понял, да и все ребята поняли, что хлеб показался юноше слаще меда потому, что он был голоден, долго работал , ему очень хотелось есть.
1ученик:- Хлеб- драгоценность!
Им не сори.
Хлеба к обеду в меру бери!
2 ученик: -Зерна наших дней , светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы:
-Берегите, берегите хлеб родной!
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
-Берегите хлеб вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!
Отрывок из стихотворения Н. Тихонова.
3 ученик:
Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено и кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет-
Им спасибо говори!
Их за все благодари!
Ю. Яковлев.
4 ученик:
Нас учат дома, учат в школе,
Что хлеб- святыня для людей.
Когда тебе доверят поле,
Любое зернышко лелей.
В.Крючков.
( Исполняется песня « Золотое зернышко», муз. Ю.Чичкова, слова П. Синявского.)
Ведущий: — Спасибо вам, золотые колоски !
Вы рассказали нам так много интересного. Вместе с вами мы увидели, как непросто хлеб приходит к нам на стол.
Недаром в народе говорят: для того , чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: земля, солнце, труд.
И тогда каждый год будет приходить к нам на стол это чудо земли- хлеб!
Есть только одно слово, которое равнозначно слову « хлеб».Это слово- жизнь.
В музее истории г. Ленинграда, ныне Санкт- Петербурга, хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец, таков был в зимние месяцы блокады паек на целый день для жителей Ленинграда, осажденного немцами в годы Великой Отечественой войны. А людям нужно было работать, нужно было жить и выжить. (показывает кусочек хлеба)
1 ученик:
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран-
Тяжелого хлеба.
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Р. Рождественский.
2 ученик:
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп,
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит правильны слова:
«Хлеб всей жизни голова.»
( Исполняется песня сл. П. Синявского, муз. Ю. Чичкова « Расти колосок»
3 ученик:
Пышный, мягкий, поперченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, сохраняло, берегло.
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем,
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
С.Погореловский.
Ведущий:
Замечательный французский писатель, летчик, сказочник Антуан- де -Сент-Экзюпери писал: «Хлеб стал для нас средством единения людей потому, что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба не сравнить ни с чем.»
4 ученик:
Когда за столом вы , ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создает:
Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,
Шахтер, машинист, металлург, народ!
5 ученик:
на свете я видела хлеба немало:
Крестьянка его из печи вынимала
И клала на стол, осеняя крестом.
Он отдыхал, накрытый холстом.
В горнице пахло сильно и сладко.
Хлеб грозным казался, как имя отца.
За трапезой ели его без остатка-
ни крошки, ни корки- ломоть до конца!
Ведущий:
Живи так, чтобы хлеб твой был всегда честным. Запомни и скажи всем,что в хлебе -душа твоей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.
И еще помни: для того. чтобы хлеб был у всех сегодня на столе, и завтра, и всегда, трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.
1. Утрами хлебный запах льется,
Бегут буханки по лоткам.
Я знаю, как тот хлеб дается
Рабочим праведным рукам.
2.его формуют на рассвете, Чтоб он в духу румяно креп.
Нет хлеба легкого на свете,
Во все века был труден хлеб!
3.Он труден летом и зимою,
То сев, то жатва, то помол.
Тот хлеб особою ценою
ложится пахарю на стол.
4.Ему как прежде, так и ныне,
Всегда была цена одна:
Она не та, что в магазине,
А та, что во поле цена.
А. Мишин.
Ведущий: Святое дело- вырастить хлеб. Из одного зернышка можно получить примерно 20 миллиграммов муки. Для выпечки одного батона хлеба требуется более десяти тысяч зерен. Сколько же их надо, чтобы накормить весь народ?
Я думаю, что теперь, ребята, ни один из вас не бросит под ноги кусочек хлеба, а будет трепетно и бережно относиться к хлебу.
Использован материал из книги В. А Георгиевского и Л.И.Шитиковой «Праздники в начальных классах.»
Оборудование: Пословицы о хлебе, костюмы колосков, костюм Сластены,
иллюстрации с этапами посева, сбора зерна и получения хлеба; стол, накрытый скатертью, с рушником, большим подносом , на подносе – круглый хлеб с солонкой и солью, а вокруг хлеба разные хлебные изделия.
Сценарий праздника
Тема: «Чудо земли – хлеб!»
Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.
Оформление зала:
на сцене объемное панно «Хлебное поле». Над сценой – плакат: «Чудо земли – хлеб». В зале плакаты: « Хлеб — всей жизни голова!» « Много снега – много хлеба!». « Славится он первым на земле, славится он первым на столе».
« Каравай хлеба не свалится с неба», «Земля- матушка, а хлеб – батюшка». Рисунки ребят на тему: « Хлеб – всему голова ». Выставка книг о хлебе. Снопы зерновых культур. Накрыт праздничный стол, на нем лежат румяные булочки, пироги, пряники, в центре – каравай хлеба на рушнике.
Оборудование: экран, видеофрагменты, музыкальный синтезатор, костюмы « героев» праздника, проектор, слайды.
Под звуки песни « Русское поле» (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф) в зал входят участники праздника в костюмах.
( на экране демонстрируется увеличенный плакат на тему « Как пришел к тебе хлеб».)
С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать праздник с чтения стихотворения: Есть пословица в народе
« Хлеб – на стол, и стол расцвел».
Ну а все же, как приходит
Этот хлеб к тебе на стол?
Учитель: Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас не было, но хлебные поля уже росли и тогда. Однако зерна пшеницы отличались от наших, они были намного мельче и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть.
И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.
Впервые слово « хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – « клибанос ». Оно созвучно с нашим словом « хлеб».
Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измеришь.
После вступительного слова звучит песня « Золотое зёрнышко», музыка Ю.Чичкова, слова Синявского.
Под эту песню десять девочек в костюмах (на голове зеленая косынка с желтым колоском пшеницы, белые футболки, зеленые юбочки) исполняют танец «Золотая пшеница».
1 ученик:
Рожь, рожь…
Дорога полевая
Ведет, неведома куда.
Над полем низко провисая,
Лениво стонут провода.
Рожь, рожь – до свода голубого.
Чуть видишь где – нибудь в дали
Ныряет шапка верхового,
Грузовичок плывет в пыли.
2 ученик:
Рожь уродилась.
Близки сроки.
Отяжелела и на край
Всем полем подалась к дороге,
Нависнула – хоть подпирай
Знать, колос, туго начиненный,
Четырехгранный, золотой,
Устал держать пуды, вагоны,
Составы хлеба над землей.
3 ученик:
На свете я видела хлеба
Немало.
Крестьянка его из печи
Вынимала.
И клала на стол, осеняя
Крестом.
Он отдыхал, накрытый
Холстом.
В горнице пахло сильно
Сладко.
За трапезой ели его без
Остатка:
Ни крошки, ни корки –
Ломоть до конца.
Ведущий:
В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.
4 ученик:
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп.
Шёл народ в огне сражений
свободу и хлеб.
Значит, правильны слова:
Все дети:
Хлеб – всей жизни голова!
Ведущий:
Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других. Святое дело – вырастить хлеб. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 200 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зёрен. Сколько же надо зёрен, чтобы накормить народ? Зёрнышки хлеба собраны в колоски. Давайте посмотрим их.
(колоски раздаются детям).
5 ученик:
Мы дружим, неразлучные,
Под вьюгами и тучами.
Мы чистые струистые,
Мы зерна золотистые,
Мы – золотые зернышки,
Живем лучистым светом,
Мы ветерком провеяны
И солнышком просвечены,
Выносливы, дружны.
Отдельно каждый — зернышко
Маленькое, скромное,
А вместе – хлеб, как солнышко
Страны своей огромной.
6 ученик:
Каравай земли и неба
На твоем столе —
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.
7 ученик:
В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растет под небом светлым
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный
Хлебный колосок.
8 ученик:
Выйди в поле за станицу,
Дымка сизая клубится…
Слышит чуткая округа
Гул моторов день-деньской,
И бурлит земля под плугом,
Слышит чуткая округ
Гул моторов день – денской
И бурлит земля под плугом
Как высокий вал морской.
Не сама собой природа
Как высокий вал морской.
Не сама собой природа
Сколько требует ухода
Мать — земля за целый год
Хлеб на блюде подает,
9 ученик:
Степные машины
Покоя не знают.
Горячую воду
Моторы глотают.
Горячее солнце,
Нагревшийся воздух,
И ночью восходят
Горячие звёзды.
10 ученик:
Но ветер доносит
Сквозь горечь полыни,
Сквозь запах бензина
В горячей кабине,
Сквозь гул молотилок,
Сердец колыханье,
Горячее, сытное
Хлеба дыханье.
Все вместе:
Не мечтаем мы о чуде
К нам полей живая речь:
Берегите хлеб, вы, люди!
Научитесь хлеб беречь!
Рассказ учителя:
Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью. Посмотрите на стол.
— Почему один хлеб черный, другой – белый? ( Пшеничная и ржаная мука. Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб — голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков : служащему -125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в125 г ) И ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.
11 ученик:
Военный хлеб.
Я помню хлеб,
военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
( Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
Слово ведущего: Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка», «Без золота проживёшь, а без хлеба – нет».
— А какие пословицы знаете вы?
(«Худ обед, когда хлеба нет», «Хлеба ни куска, так и в горнице тоска», «Хлебушко – калачу дедушка», «Хлеб да вода – молодецкая еда» « Хлеба нет – и корочки в честь», «Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.», «У кого хлебушко, у того и счастье».)
Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и наконец, выпечь хлеб.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упор
Потрудились на земле!
Вот почему взрослые вспоминают славный город целинного края Целиноград. Он вырос на месте первых палаток. Сейчас это красивый и большой город Астана. У целинников были свои песни (звучит куплет песни на музыку Е.Родыгина, слова Н. Солохиной «Едут новоселы»)
12 ученик:
Перед этой пашнею шапку скинь сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек.
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода…
Для него, для зернышко, через всю страну
Комсомольцы ехали жить на целину.
Учитель.
День и ночь — и в палящий зной, и в дождь — идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван — и в союзе, и в противоборстве с природой.
1 ученик:
Вот он хлебушко душистый
Хрустом, корочкой витой
Вот он… теплый, золотистый,
Словно солнцем залитой
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
2 ученик
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто
3 ученик:
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора
Продолжается рассказ
Урожай поспел у нас.
Выплывают на просторы
Ветер песни им поет
Капитаны- комбайнеры
Смотрят с мостиков вперед
4 ученик.
Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как, пожалуйста — готово,
В ящик сыплется оно.
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут.
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесто тесно, мало места,
«Ох, пустите!» шепчет тесто
Ладно, пустим, в печь давай
Нарядился каравай.
Учитель:
Хлеб! Какое привычное и всё – таки необычное слово. В самом деле – вдумайтесь! Словом «хлеб» называют не похожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.
5 ученик:
Только хлеб сошёл в апреле
Как поля позеленели.
Мы говорим: «Хлеб».
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб».
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой,
Мы говорим: «Хлеб».
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».
Ешь его, расти и помни:
Ешь его, расти и помни:
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
(во время выступления на экране демонстрируются кадры, посвященные весеннему севу, уборке урожая в ООО «Буланихинское», экскурсии на механизированный ток, на пекарню)
6 ученик:
Хлеб рождается в бороздках.
Посмотри – ка на поля,
Ведь земля – земля не просто,
А кормилица – земля!
Зеленеют дружно всходы.
Присмотрись: увидишь тут
Самый главный труд народа,
Самый главный в мире труд.
Хлеб созрел.
В полях моторыПесню жатвы завели.
В степь выводят хлеборобы
Полевые корабли.
7 ученик:
Из машин рекой струится
На колхозное гумно
Наше золото – пшеница,
Золотистое зерно.
Стал ветряк уже не годен –
Староват и маловат.
Заменил его сегодня
Мукомольный комбинат.
По цехам пройдешь — порядок:
Закрома полны муки,
Зерна мелют автоматы —
Очень умные станки.
Автомат замесит тесто,
Автомат развесит тесто,
Автомат нарежет тесто
И отправит тесто в печь.
8 ученик:
Хлеб нелёгкий путь проходит,
Чтоб попасть к тебе на стол.
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.
Учитель.
Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя чёткие правила:
— Бери хлеба столько, сколько съешь.
— Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда.
А также помни:
— Никогда не бери хлеб грязными руками.
— Не заворачивай хлеб в газету.
— Не клади хлеб в сумку с овощами, подвергая себя опасности заболеть.
Этим правилам меня научили в детстве, я следую им всегда.
Учитель.
Я прочту вам сказку про Стобеда, а вы внимательно прослушайте.
Стобед стал послушнее, когда я его отругал. Но меня всегда сердило, как он обращался с хлебом, крошил его, надкусывал. Оставлял и бросал его на нас. Я строго настрого запретил делать ему это. «Не буду»,- пообещал Стобед.
Прошло время, и я ни разу ни видел оставленного на столе кусочка, я был доволен. Но однажды, в воскресенье утром, в дверь постучали. Это был наш сосед Иван Фомич. Это был добрый старик, и он всегда дарил детям подарки. На этот раз он тоже держал в руках, какой- то кулек. А когда он развернул кулек, то я увидел что это был не подарок, а сколько размокших, перепачканных землей кусочков хлеба. « Это из вашего окна выбрасывали»,- сказал он. Стобед покраснел и молча забился в угол, а мне все стало ясно. « Набедокурил, не прячься. Выйди и извинись перед Иваном Фомичем »,- сказал я. «Извиняться надо не передо мной»,- заметил он. – Вот мальчик много людей обидел, а не меня».
— Ребята, а почему так сказал Иван Фомич? Где можно взять хлеб, прежде чем его положить его на стол? Если посмотреть на поле пшеницы, то оно похоже на золотое море. Сначала его косят обмолачивают, все это делает комбайн, потом зерно везут на ток. Ребята, а что делают на току?
Викторина «Мозговой штурм»
Вопросы викторины:
- В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую –осенью, в зиму)
- Куда зерно везут после уборки? ( На элеватор – хранилище для зерна.)
- Где зерно превращают в муку? ( На мельнице.)
- Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)
- Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара)
Учитель:
А теперь, ребята, давайте вместе с вами попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни
человека? Давайте помнить о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из
Муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.
9 ученик:
Почёт и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай!
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!
10 ученик:
Если мы хотим кого- то встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души, с уважением большим,
То гостей таких встречаем пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником!
(ученик подносит гостям вкусный каравай хлеба на рушнике, а также приглашает
всех гостей к столу).
Тема Чудо земли – хлеб!
Цель: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба.
Развивать связную речь, мышление, память, творческие способности и познавательную
активность обучающихся.
Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду
механизатора, пекаря, любовь к родной земле.
Оборудование: демонстрационные картинки, рисунки обучающихся, картинки для рефлексии,
детские книги о хлебе, хлеб-соль на подносе, колоски пшеницы, ноутбук, телевизор,
Ход праздника
І. Организационный момент
(Звучит минусовка «Каравай».
Под музыку входят ребята и встают в шеренгу. Встреча гостей хлебом-солью на подносе.)
Учитель
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
Мы гостей таких встречаем
Круглым пышным, караваем. СЛАЙД 1
ІІ.Основная часть
1. Вступительная беседа
Ученик 1
Кто-то любит с маслом,
Кто-то любит с сыром,
А иной и с мясом
Или же с кефиром.
Ученик 2
Кто-то любит белый,
Кто-то любит чёрный,
Кто-то любит с маком
Или запечённый.
Ученик 3
Он бывает клином,
Он бывает узким,
Кто-то любит с тмином,
Или же французский.
Ученик 4
Он зерно, он колос,
Он мука и тесто
И за праздничным столом
Знает своё место.
Ученик 5
Посмотри на землю, посмотри на небо,
Ничего на свете
Нет важнее хлеба!
— Ребята, а вы знаете, почему гостей встречают хлебом-солью? (Ответы)
Правильно. Считается, что хлеб это символ благополучия, достатка.
Хлеб на столе — это богатство в доме. Трудно представить нашу жизнь без
хлеба! Недаром говорится : «Хлеб – всему голова!»
2. Стихотворение «Слово о хлебе»
Ученик 6
Хочу сказать о добром слове «хлеб»,
Которое весомее с годами,
Судьбе его, просоленной слезами,
Впечатавшей в историю свой след.
Тот лед не зарастает ковылем.
Под грозные военные раскаты
И хлеб пошел с винтовкою в солдаты,
Отстаивая землю под огнем…
Ученик 7
Но битва продолжается за хлеб.
Еще сегодня гибнут на планете
Не знающие вкуса хлеба дети,
А кто-то к их страданьям глух и слеп.
За словом «хлеб» — волнение и труд,
Дожди, неурожаи, суховеи,
Величие целинной эпопеи
И времени пристрастие – строгий суд.
СЛАЙД 2-5
3. Рассказ учителя о ленинградской блокаде СЛАЙД 6
В годы Великой Отечественной войны в колхозах и совхозах остались женщины, старики, дети. А стране, фронту нужен был хлеб! Люди самоотверженно трудились, выращивая его.
Был хлеб всегда в почете на Руси
Ее просторов главное богатство
Его ты хочешь цену знать?-
Спроси.
Тебе ответить смогут ленинградцы.
900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. Рабочие получали по 250 грамм хлеба, а жители города – 125 грамм.
«Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики… помню. Как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».
Нельзя оставаться равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки» хлеба и они умирали.
4. Как хлеб попадает к нам на стол?
— Ребята давайте вспомним, какой путь проделывает хлебушек, чтобы
прийти к нам на стол.
(Демонстрация картинок: пахота, сев, хлеб растет, жатва, мука, приготовление теста, в печи).
5. Физкультминутка. Игра «Колоски»
Молодцы! Теперь за руки беритесь и в кружочек становитесь. А теперь я махну в вашу сторону колосками и мы с вами представим, что превратились в маленькое зернышко, которое только что посадили. (дети сидят на корточках , пригнув голову и закрыв ее руками ), но недолго мы так сидели, мы росточками стали (сидят на корточках). А теперь превратились в зеленые колоски (встают, поднимают руки вверх). Подул ветерок и мы закачались тихонечко. Светит, пригревает яркое солнышко. Жарко, пить колоски хотят, а вот дождика нет и нет. Поникли колоски.
(Раслабились, руки вниз). Надо дождик позвать. Давайте скажем закличку
«Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки»
Ура! Полил дождик. Обрадовались колоски, распрямились и потянулись вверх (тянутся вверх руками, на носочках). А теперь, превращайтесь обратно в ребят (учитель дует в сторону ребят).
6. Работа в парах
— Каждой паре предложена загадка о хлебе. По порядку номеров нужно прочитать загадки и отгадать их.
1) Вырос в поле дом. Полон дом зерном.
Стены позолочены. Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Колосок)
2) Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
3) Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов
тащит. (Трактор)
4) Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)
5) Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)
6) Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)
7) Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекари.)
7. Пословицы о хлебе. СЛАЙД 7
-
Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.
-
Много снега – много хлеба.
-
На печи заседать – хлеба не видать.
-
Не земля хлеб родит, а небо.
-
Не хлебом единым жив человек.
-
Плох обед коли хлеба нет.
-
Пока амбар не засеешь зерном, не говори, что год урожайный.
-
Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.
-
Пот на спине – хлеб на столе.
-
Рано встать – много хлеба добывать, а долго спать – долг наспать.
-
Ржаной хлебушка – калачу дедушка.
-
Свой хлеб слаще чужого калача.
-
Снегу надует, хлебу прибудет.
-
У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
8. Игра «Каравай»
Участники встают в круг и берутся за руки. Именинник находится в центре круга. Затем участники начинают водить хоровод. Они поют и движутся под музыку, выполняя движения на протяжении песни (до хлопков). Все участники хором говорят текст:
Как на… (имя виновника торжества) именины (день рожденья или другое празднуемое событие) Испекли мы каравай:
Вот такой вышины (поднять руки вверх),
Вот такой нижины (присесть, коснуться пола руками),
Вот такой ширины (участники отходят в стороны),
Вот такой ужины (сходятся к центру круга)!
Каравай, каравай (все хлопают в ладоши),
Кого любишь, выбирай!
Именинник говорит: Я люблю, конечно, всех, А вот… (имя участника) больше всех!
9. О пользе хлеба СЛАЙД 8
Ученик 8
Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, в нем много питательных веществ – это белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины.
Самую низкую энергетическую ценность имеет ржаной хлеб или как его называют черный. Самая высокая энергетическая ценность у сладкой пшеничной сдобы, т.е. у белых булочек.
Ученик 9
Врачи-диетологи рекомендуют ежедневно включать в рацион взрослого около 330 грамм хлеба, а ребёнка – 120-250 грамм хлеба.
10. Заповеди о хлебе. СЛАЙД 9
-
Хлебом-солью встречали на Руси дорогих гостей. Этим показывали свою почтенную покорность.
-
Хлеб вносят в дом на новоселье – «Не красна изба углами, а красна пирогами».
-
В день свадьбы молодых обсыпают хлебными зёрнами, чтобы их жизнь была богатой.
-
Краюху материнского хлеба брали в дальнюю дорогу.
-
В колыбель к новорождённому обязательно клали краюшку хлеба, чтобы малыш рос здоровым и счастливым.
-
Самым большим грехом считается уронить хотя бы крошку хлеба, а ещё большим – растоптать эту крошку ногами.
-
Трудно достаётся хлеб человеку – лёгкого хлеба не бывает. Очень часто хлеб защищали от врагов оружием. Не случайно на гербах многих городов винтовка соседствует с хлебом.
11. Продли жизнь чёрствому хлебу. СЛАЙД 10
1) Положить в целлофановый пакет на батарею.
2) Приготовить панировочные сухари.
3) Посушить гренки для супа.
4) Поджарить гренки к чаю.
5) Испечь пирог с яблоками, сварить суп.
12. Запомни правила! СЛАЙД 11
1) Береги хлеб, он дорого достается.
2) Не оставляй недоеденных кусков.
3) Никогда не бросай хлеб.
4) Продли жизнь хлебу.
5) Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
ІІІ. Заключительная часть. Рефлексия СЛАЙД 12
— К концу подошла наша встреча. Уверена, что вы будете бережно относится к хлебу, и возьмете столько, сколько сможете съесть. Хлеб который я вам принесла, можете съесть и вы будете сыты. Ведь в него вложен труд, любовь многих людей, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки.
— У вас на партах лежат картинки с разнообразными рисунками. Если вам понравился наш праздник, то выберите соответствующую картинку и прикрепите её на наш «праздничный стол». (Дети выбирают картинки с изображениями хлебобулочных изделий)
Спасибо за работу, до свидания!
(Звучит песня о хлебе в исполнении Татьяны Гвоздевой)
10
Цель: познакомить детей с процессом выращивания и производства хлеба, видами хлебобулочных изделий и правилам обращения с хлебом.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о том, что хлеб ценный пищевой продукт.
2. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду хлеборобов.
3. Дать знания о том, что в Мордовии и Ковылкинском районе в 2020 году рекордный сбор зерна.
4. Познакомить детей с видами хлебобулочных изделий.
5. Формировать и увеличивать словарный запас по теме «Хлеб»
«Хлеб – чудо земли»
Дети стоят в центре зала.
Звучит рус. народная музыка в зал входит хозяйка – ведущая.
Ведущая: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости дорогие!
Встретились мы с вами в пору багряную, осеннюю. В народе говорят: «Осень золотистая — хлебом колосистая!»
Значимым событием каждой осени является сельскохозяйственная выставка «Золотая осень», которая проходит в Москве. Главным достижением 2020 года в аграрной отрасли Мордовии, глава Республики Мордовия Владимир Дмитриевич Волков, назвал рекордный сбор в республике зерна, которое стало возможным благодаря усердной работе земледельцев и хлеборобов.А у нас сегодня необычный осенний праздникДень рождения хлеба.
1.Весна красна цветами,
Зима – белыми снегами,
Лето солнцем и ягодами,
А осень — житом, снопами
И румяными пирогами.
2. Осень, осень,
гости недель восемь.
С громами сильными,
С дождями обильными.
Лейся, дождик с неба
Будет больше хлеба.
3.Осень, осень, осень, тебя мы в гости просим.
С обильными хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождем, перелетным журавлем.
Дети исполняют песню «Ах, осень, осень золотая»
Осень под музыку входит в зал и ведут праздник с хозяйкой
Осень: Как красиво в вашем зале,
Мир уюта и тепла.
Вы меня стихами звали,
Наконец я к вам пришла.
Ребёнок
Осень золотистая — хлебом колосистая!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим.
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем!
Ребёнок встречает Осень с караваем под музыку.
Звучит мелодия русской нар. песни «Светит месяц»
Хозяйка:А сегодня у нас необычный осенний праздник16 октября отмечается всемирный день хлеба. И сегодня мы с вами будем прославлять чудо земли — хлеб.
Осень.
Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
И хлеб-соль – это русский обычай,
Словно символ людской доброты. (А.Коршун)
Ребенок:
У народа есть слова:
«Хлеб всей жизни голова».
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе.
Хозяйка: Из маленьких зернышек растут хлебные колосья – рожь и пшеница.
Выходят девочки.
1.Я пшеница белолица
Я расту в широком поле
Созреваю на приволье.
Поле это будто море
Только море не простое,
Море хлеба золотое.
2. Намелят из меня муки
Испекут вам пироги.
Испекут и плюшки,
Бублики, ватрушки.
Испекут каравай
Дорогих гостей встречай!
3. Колосочки, вы ржаные
Эй, дружочки дорогие!
Выходите, поскорей
Вместе будет веселей!
На сцену выбегают мальчики
1.Я колосок ржаной
Я пшенице брат родной
Вместе с пшеницей
Будем веселиться.
2.Если сеют меня в дождь-
Хороша бывает рожь
Василёк украсит рожь
Будет урожай хорош.
3. Дождик будет поливать
Солнце красно согревать
Будет людям урожай!
Испеку всем каравай1
4. Буду вкусный и душистый!
С мягкой коркой золотистой!
Я от голода спасаю.
От души всем помогаю!
5. Эй, девчонки, хватит спать!
Становитесь танцевать!
«Танец с колосьями».
Хозяйка:Спасибо, вам, колоски. Когда созреют колосья, наступает пора жатвы. В наше время хлеб убирают огромные комбайны, машины. А в старину колосья срезали серпами, жали, поэтому уборка хлеба и называлась жатвой.
Осень
Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не попал.
Едет он на мельницу,
Мельницу чудесницу.
Ведущий. А сейчас мы поиграем в игру «Отвезем колоски на мельницу».
Ход игры.
1. Колоски пшеницы перед двумя командами,
2. Собираем по очереди колоски.
3. Связываем сноп веревкой.
4. Сноп кладет в машину и шофер везет на мельницу.
Ведущий : Муку получают из зерен на мельнице. А как называется человек, который работает на мельнице? (Ответы детей)
Осень: Звонкие, резные
Ложки расписные.
От зари и до зари
Веселились ложкари
Выступление ложкарей под рус.нар.мелодию «Субботея»
Хозяйка: Мука на мельнице смолотилась. Ее надо перенести.
Игра: «Перенеси мешки»
Ведущий. Славно потрудились люди. Собрали богатый урожай хлеба.
Осень: Что нужно для того, чтобы замесить тесто?
(мука и вода)
Ох, Захотелось пирожка!
У нас есть масло и мука.
Вы бы тесто замесили
Да гостей бы угостили!
Осень:Ребята,что можно приготовить из муки? (Ответы детей)
Дети (отвечают): Печенье, баранки, сушки, сухари, хлеб, пряники, торты, пироги, кексы, рулеты, пельмени, вареники, макароны, лапшу, вермишель)
А кто нам готовит разные хлебобулочные изделия? (Если дети называют маму или бабушку, то взрослые подводят их к понятиюпрофессии – пекарь)
Ведущая:
Эй, девчонки хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Спойте громко и игриво,
Чтобы выглядеть красиво.
Девочки исполняют частушки о хлебе.
1.На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споём же под чаёк
Хлебные частушки.
2. Хлеб я ем с утра до ночи
Булки с ночи до утра
Очень весело проходят
В нашей группе вечера.
3. Хлеборобы землю пашут,
Пекарь служит у печи.
Ну, а все ребята наши
Любят булки, калачи.
4.Лучше нету ничего
Чем ватрушка с молоком
Тетя Света — повар наш
Что ещё нам к чаю дашь?
5. Пироги так хороши,
Просто объедение.
Повар наш нам напечет
Всем на день рождения.
6. Каравай заводит дружбу
С тем, кто с детства любит труд.
Если ты с работой дружен
Выходи смелее в круг.
Ведущий: Ребята, кому сегодня мы празднуем День рождении? Кто сегодня именинник?
Дети: Хлеб.
Ведущий: Ребята, а в день рождения, что принято дарить имениннику?
Дети: Подарок!
Ведущая:
А мы подарим нашему имениннику и всем гостям песню про хлеб.
«Песенка о хлебе»
“Песенка о хлебе.” Музыка Цитлина. Слова Кагановой.
1.Сеют в поле зёрна
Раннею весною,
А над ними светит
Солнышко родное.
2.На ветру весёлом
Зашумят колосья,
Будет урожайной
Золотая осень.
3.И зерно в амбарах
Потечёт рекою,
И его машины
Сделают мукою.
4.На заводе пекарь
Хлеб печёт с любовью,
Скажет он ребятам:
«Ешьте на здоровье».
Хозяйка: У всех народов хлеб пользуется особым уважением.
Пышный, мягкий, пропечённый
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золочёной
Шёл к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
Осень: Вы запомните, дети,
Золотые слова:
Хлеб — всему голова!
Хлеб — всему голова!
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил.
Не жалел трудов и сил!
Всех приглашаем отведать чаю с нашим караваем!)))
Звучит музыка все выходят из-зала