Приблизительное время чтения: 17 мин.
В первый воскресный день ноября 2022 года Церковь поминает многих мучеников за Христа: Арефу и с ним 4299 мучеников, Синклитикию Негранскую и двух дщерей ее, священномучеников Георгия Карслидиса, Лаврентия Князева, Алексия Порфирьева, Иоанна Смирнова, Николая Никольского и Петра Богородского, мученика Алексия Нейдгардт и исповедника Арефу Митренина. Преподобные Зосима (Верховский), а также Арефа, Сисой и Феофил, затворники Печерские, почитаются в этот день. Блаженный Елезвий, царь Ефиопский и святитель Афанасий Константинопольский уже несколько веков остаются покровителями 6 ноября. Особенно выделяется двадцать первая неделя по Пятидесятнице чествованием иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радость».
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.
Мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 6 ноября.
Воскресенье, 6 ноября 2022 года
Память одной из самых почитаемых икон Богородицы, именуемой «Всех скорбящих Радость», с 1688 года совершается Православной Церковью 6 ноября. В этом году этот день приходится на воскресенье, и значит каждый христианин придя на литургию сможет помолиться перед образом Божией Матери и попросить Ее заступничества и помощи.
Подробнее о почитании святых икон читайте в наших материалах:
• Как начать разбираться в иконах Богородицы?
• Сколько всего чудотворных икона Божией Матери?
• Правда ли, что есть более «сильные» и менее «сильные» иконы?
• Для чего нужны иконы святых, если есть их фотографии?
• Почему на некоторых иконах Богородица изображены на троне?
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»:
К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений./ Не отврати Твоя рабы тщи,// Тя бо и едину надежду имамы.
Перевод: К Богородице ныне усердно прибегнем мы, грешные и смиренные, и к Ней припадем, в покаянии взывая из глубины души: «Владычица, помоги, над нами сжалившись, поспеши, мы погибаем от множества согрешений! Не отпусти Твоих рабов ни с чем: ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!»
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»:
Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице./ Ты нам помози:/ на Тебе надеемся и Тобою хвалимся,/ Твои бо есмы раби,// да не постыдимся.
Перевод: Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица. Ты нам помоги: на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, ибо мы — Твои рабы; да не постыдимся!
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»:
О, Пресвятая Владычице и Богородице, Высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в погибели и скорби сущим; разве бо Тебе иного прибежища и помощи не имамы. Ты едина еси радости нашея Ходатаица, и яко Матерь Божия и Мати милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи, никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас ныне в день погибели и печали пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас надлежащия на нас скорби и беды в сей временней жизни, не лишены же сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемая радости в Царствии Сына и Бога нашего. Аминь.
День памяти святых
Мученик Ареф и с ним 4299 мучеников (523)
— Я не требую от вас, чтобы вы отреклись от Бога неба и земли, не хочу, чтобы вы поклонялись идолам, но желаю только, чтобы не верили вы в Иисуса Христа, потому что Распятый был человек, а не Бог.
— Не отречемся от Христа, ибо Он для нас — Жизнь, а смерть за Него — приобретение.
Читать житие
Арефа был правителем города Неграна, жители которого были христианами. Аравийский (или Омиритский) царь, иудей Дунаан, решив уничтожить христианство в стране, издал указ об убиении всех последователей Христа. Жители Неграна остались верны Господу, и Дунаан пришел с большим войском разорить город. У стен Неграна царские глашатаи возвестили, что Дунаан оставит в живых только тех, кто отречется от Распятого Галилеянина и Креста Его.
Не сумев взять христианский город силой, Дунаан пошел на обман, поклявшись, что не будет принуждать христиан переходить в иудейство, а лишь обложит Негран данью. Жители города не послушались совета святого Арефы и, поверив Дунаану, открыли ворота.
На другой день Дунаан повелел разжечь огромный костер, бросить туда всех клириков Церкви города, чтобы запугать остальных христиан. Так сожгли 427 человек. Правитель Арефа и другие старейшины были посажены в темницу.
Более четырех тысяч христиан — мужчин, женщин, стариков и детей — из города Неграна и окрестных селений приняли за Христа Спасителя мученическую кончину.
Свернуть
Блаженный Елезвий, царь Ефиопский (около 553–555)
Святой Елезвой дал обет Господу и, отправившись с войском на врага, победил его, взял в плен и казнил. После победы святой оставил царство, затворился в монастырской келлии и 15 лет провел в строгом воздержании и подвигах.
Читать житие
Царь Елезвой жил в то время, когда Аравией управлял гонитель христиан иудей Дунаан. Благочестивый Елезвой не мог равнодушно видеть, как уничтожают верующих во Христа, и объявил Дунаану войну. Но поход его был неудачен. Желая узнать причину поражения, Елезвой обратился к затворнику, и тот открыл царю, что он поступил неправедно, решив отомстить Дунаану, ибо Бог говорит: «Мне отмщение, Я воздам!» (Евр 10:30).
Затворник посоветовал блаженному Елезвою посвятить Богу последние дни жизни, чтобы избежать гнева Божия за самовольную месть и победить Дунаана.
Свернуть
Мученица Синклитикия Негранская и двух дщерей ее (VI)
Аравийский царь Дунаан пытался убедить оставить «безумие» и обещал за это взять в свиту своей жены. Святая отвечала:
— Как не боишься ты, царь, злословить Того, Кто дал тебе царскую корону и жизнь?
Читать житие
Святая Синклитикия происходила из знатной семьи. Овдовев еще в молодости, она посвятила себя христианскому воспитанию дочерей и сама вела жизнь целомудренную и добродетельную.
Дунаан начал с того, что приказал водить мученицу Синклитикию и ее дочерей по городу как преступниц. Женщины, видя поношение святой, плакали, а она говорила им, что этот «позор» для нее дороже всякой земной почести.
Мученицу опять привели к Дунаану, и он сказал: «Хочешь остаться живой, отрекись от Христа». «Если я отрекусь, кто тогда избавит меня от вечной смерти?» — ответила святая. Разгневанный мучитель повелел сначала умертвить дочерей святой Синклитикии и их кровью напоить ее, а потом отсечь голову матери.
Свернуть
Святитель Афанасий Константинопольский (около 1315)
Святой удостоился Божественного откровения: от распятия он слышал глас Господень, призывавший его к пастырскому служению. В 1308 году святитель Афанасий поставил в митрополита Киевского и всея Руси святителя Петра, предстоятеля Русской Церкви.
Читать житие
Святитель Афанасий I, в миру Алексий, был родом из Адрианополя. В юности, он покинул дом и ушел в Фессалоники, где принял постриг с именем Акакий. Оттуда он скоро удалился на Святую Гору Афон и вступил в братство Есфигменской обители, где три года служил трапезарем.
Боясь похвал, он ушел с Афона сначала к святыням Иерусалима, а затем на Патрийскую гору, где долгое время подвизался в отшельничестве. Оттуда подвижник перешел на Авксентиеву, а потом на Галантийскую гору в монастырь блаженного Лазаря, где принял великий Ангельский образ с именем Афанасий, получил священный сан.
Спустя 10 лет, желая еще более укрепить свой дух в безмолвии и молитве, святой Афанасий вновь поселился на Афонской Горе. Однако из-за возникших там нестроений возвратился на Галантийскую гору.
Множество народа стекалось к нему за пастырским наставлением. Так образовался женский монастырь. В то время кафедра Константинопольской Церкви пустовала после потрясений и смут. По предложению благочестивого императора Андроника Палеолога Собор архиереев и клириков в 1289 году единодушно избрал святого Афанасия на кафедру Вселенской Церкви.
Патриарх Афанасий с усердием стал исполнять новое послушание и много сделал для укрепления Церкви. Строгость его обличений вызвала недовольство влиятельного духовенства, и в 1293 году он был вынужден покинуть кафедру и удалился опять в свой монастырь, где подвизался в уединении.
В 1303 году ему вновь был вручен жезл патриаршего служения, которое он достойно нес еще 7 лет. Из-за начавшегося недовольства, не желая быть причиной церковной смуты, святой Афанасий в 1311 году оставил управление Церковью и ушел в свою обитель, всецело посвятив себя иноческим подвигам.
К концу жизни святой вновь удостоился видеть Христа: Господь укорил его, что свой пастырский долг Афанасий исполнил не до конца. Обливаясь слезами, святой покаялся в своем малодушии и получил от Господа прощение и дар чудотворения. Преставился святитель Афанасий в возрасте 100 лет.
Свернуть
Преподобные Арефа (XII), Сисой (XIII), и Феофил (XII–XIII), затворники Печерские
Преподобные Арефа, Сисой и Феофил подвизались в Киево-Печерском монастыре.
Преподобный Арефа был родом из Полоцка. Проживая в монастыре, он хранил в своей келлии много богатства. Однажды воры обокрали его. Жалея о потерянном имуществе, преподобный Арефа стал роптать на Господа, за что был поражен тяжкой болезнью.
Читать житие
Будучи при смерти, он видел, как пришли к нему Ангелы и бесы и начали спорить между собою. Бесы заявляли, что за скупость и ропот на Бога он должен быть предан им, Ангелы же, обратясь к нему, молвили: «Несчастный человек, если бы ты возблагодарил Бога за украденное имущество, это вменилось бы тебе в милостыню». После видения преподобный Арефа был возвращен к жизни. Последние дни свои он провел в затворе, в сокрушении и раскаянии о грехах, отрекшись от всего земного.
Скончался святой Арефа не позже 1190 года. По Иконописному Подлиннику преподобный изображается так: «Подобием надсед, брада подоле Козмины немного, ризы преподобнические».
Преподобный Сисой, затворник, в общей службе преподобным Антониевых пещер называется «просиявшим в посте». Преподобный Феофил в этой же службе именуется как «в чудесех изящный».
Свернуть
Преподобный Зосима (Верховский) (24 марта 1768 — 6 ноября 1833)
В 18 лет он впервые посетил пустынников рославльских лесов. Жизнь отшельников произвела на молодого человека неизгладимое впечатление. В 1788 году исхлопотал отставку и продал свое имение. Вся дальнейшая жизнь Захарии была связана с пустынножительством и со старчеством.
Вместе с иноком Василиском безуспешно пытался добраться до Афона. Увидев в этих неудачах промысл Божий, в поисках места для устроения отшельнического скита обошли практически половину России: Киево-Печерской лавру, горы Крыма, Северного Кавказа, Таганрог, Астрахань, Казань, Уральские горы, Белобережскую Брянскую пустынь и Санаксарский монастырь. В конце 1800 года архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам (Петров-Лавровский) дал подвижникам разрешение проживать на территории Тобольской епархии. Весной 1801 года старцы побывали в Ишимском, Каинском, Томском, Енисейском, Красноярском округах.
Зимой 1802 года прибыли в Кузнецкий округ. Удалившись на 40 верст от последней деревни, ископали в лесу землянку, в которой перезимовали в тяжелейших условиях. Решив найти другое место для постоянного пустынного жительства, поселились близ р. Томь в местности Три Курьи. Ближайшим селением была деревня Сидоровка на пути к Кузнецку (ныне Новокузнецк). В других направлениях в радиусе 200 верст никакого жилья не было.
Читать житие
В миру Верховский Захария Васильевич (Богданович), родился в семье дворянина младшим из 3 сыновей и 6 дочерей. 1 января 1784 года был определен каптенармусом в лейб-гвардии Преображенский полк. После смерти отца, 3 апреля того же года, получил в наследство две деревни.
Летом 1789 года отправился в Коневецкую обитель, где ему было благословлено печь просфоры и служить пономарем в храме. Принял постриг в честь преподобного Зосимы Соловецкого. Получив благословение митрополита Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова), в июне 1799 года покинул Коневецкий монастырь.
Вместе с преподобным Василиском прожил отшельником 20 лет в 2 небольших деревянных кельях, находившихся на расстоянии около 100 саженей одна от другой. Отшельники пребывали в совершенном безмолвии, лишь субботу, воскресенье и большие праздники проводили вместе, читали творения святых отцов, беседовали. Завели небольшой огород, ловили рыбу в озерах. Во время Успенского поста по р. Томь добирались до Кузнецка, чтобы причаститься Святых Таин.
Затем преподобные Зосима и Василиск стали окормлять мирян. Первой к старцам обратилась мещанка Кузнецка, вдова, лишившаяся к тому времени и мужа, и 2 малолетних сыновей. Перподобный Василиск благословил вдову поселиться в ближайшей деревне Сидоровке. К ней присоединились дочь коллежского советника Н. М. Васильева и купеческая дочь сирота Е. Романова. Спустя год с ними поселилась овдовевшая к тому времени мать Васильевой — Анастасия Николаевна. В деревне Сидоровке были выстроены маленький келейный корпус, ограда. Зосима написал для общины сестер особое «Поучение о послушании». Старец составил для учениц особые письма — «заветы», как называли их сестры, в которых и наставник, и его духовные чада обещали перед Богом находиться во взаимной любви, в доверии, в ответственности друг перед другом и в безоговорочном послушании учениц учителю. Зосима составил для сестер особый устав, ориентированный на общежительные правила святителя Василия Великого.
В начале 1823 года старец вновь посетил Санкт-Петербург, чтобы представить в Священный Синод. Окончив дела в столице, посетил отчий дом в Смоленской губернии, где застал осиротевших дочерей брата Илии, Варвару и Матрону. По дороге в Сибирь в Московском Симоновом монастыре племянницы Зосимы были пострижены в рясофор с именами Вера и Маргарита.
Вскоре в женской общине начались нестроения. Мать и дочь Васильевы стали нарушать устав общежития и наконец самовольно отправились в Тобольск с жалобами на своего духовника. Обвинив преподобного в расколе, растрате монастырских денег, притеснениях сестер и прочих «чувствительнейших угнетениях». На обвинение в нарушениях «отправления должности священника» Зосима писал объяснение архиерею: «Я от [духовных чад] требую не исповеди, но откровенности, чтобы, зная совесть каждой и пристрастия, мог незаблудно управлять ими. Но хотя они во всем открываются мне, однако я не беру на себя права разрешать их грехи, но только пользую их моими наставлениями». Указом Синода от 24 января 1825 года Зосима был уволен «от звания попечителя и от всякого влияния на монастырь», осенью того же года уехал в Москву. Впоследствии святитель Филарет (Дроздов) говорил о причинах «немирия» в Туринском монастыре: «Возъярился враг спасения человеческого и подвигнул тяжкое искушение. Он возбудил в некоторых страсть любоначалия; от сего возникли распри и ухищрения; они привлекли суд; суд поврежден был человекоугодием: и верные руководству старца сестры общежития, вместе с ним, принуждены были удалиться».
После приезда в Москву он обратился к митрополиту Филарету, который благословил старца поселиться в Чудовом монастыре. В феврале 1826 году верные духовнику сестры прибыли в Москву, поселились в доме надворной советницы М. С. Бахметевой, которая предложила старцу переселить сестер в собственное имение в 60 верстах от Москвы. Здесь по благословению митрополита Филарета Зосима устроил женскую общину в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия».
В течение трех лет старец часто ездил в Москву, сам ходил по благодетелям для испрашивания помощи, покупал для сестер все необходимое. Одновременно жажда безмолвия не покидала его. В трех верстах от пустыни в лесу старец выстроил келейку с колодцем. Обычно он жил там пять дней в неделю, в субботу приходил к утрени, а в воскресенье вечером возвращался «на безмолвие». В это время он принял великую схиму.
Зосима заботился о будущности Троице-Одигитриевой обители, о чем, в частности, свидетельствуют письма купцу-благотворителю Лепёшкину. Так, в августе 1832 года Зосима просил «не покидать» сестер после его кончины, и купец-благотворитель своим завещанием распорядился заботиться о материальном благосостоянии обители.
В октябре 1833 года старец заболел, накануне кончины велел позвать священника с причтом, соборовался, исповедался, причастился Св. Таин. Прощаясь с сестрами, завещал им жить в любви и смирении: «Не расходитесь по моем исходе, Господь даст, что и церковь у вас будет, и обитель утвердится. Матерь Божия, Коей я вручил вас и всю обитель, прославит имя Свое на месте сем и ниспошлет на вас милость Свою».
Скончался 24 октября 1833 года и был похоронен по завещанию «около часовни, чтобы дождь с крыши, под которой Распятие Спасителя, орошал могилу«.
Свернуть
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Георгий (Карслидис), новый исповедник (1901 — 1959)
«Пост, бдение, молитва — дарования небесные. Нужны, однако, и дела, защита и помощь бедным… Молитва без милости мертва. Любите всех людей, еще и врагов ваших. Это самое основное. Всегда имейте любовь — и к тем, кто нас любит, и к тем, кто нас ненавидит. Простим им и будем любить всех, и пусть нам делают хоть самое большое зло. Тогда будем истинные чада Божии!»
Читать житие
В миру Афанасий Карслидис (Καρσλίδης) родился в Турции, в семье строителя, в раннем детстве остался сиротой. После долгих странствий прибыл в Тифлис, где был принят в монастырь Живоносного Источника. В 18 лет пострижен с именем Симеон.
Вскоре вместе с другими монахами был арестован коммунистами, брошен в тюрьму и приговорен к расстрелу. Однако, получив 3 пулевых ранения и упав со скалы (расстрел осуществлялся на краю обрыва), остался жив.
В 1923 году переселился в Драндский монастырь близ Сухума. В 1925 году рукоположен во пресвитера митрополитом Иоанном (Маргишвили) и получил монашеское имя Георгий. В 1929 году эмигрировал в Грецию вместе c несколькими семьями понтийских греков.
С 1930 года до конца жизни он жил в селении Сипса (ныне Таксиархе), в 11 км от города Драмы, где основал небольшой монастырь в честь Вознесения Господня, единственным насельником которого являлся он сам.
Почитался как старец, строгий аскет и прозорливец. Предвидел Вторую мировую войну, болгарскую оккупацию Македонии и гражданскую войну в Греции.
Могила старца Георгия в монастыре Вознесения Господня близ г. Драма, Греция
Скончался 4 ноября 1959 года в Таксиархе, Греция. После кончины старца последовали чудеса и исцеления.
Канонизация старца состоялась 2 ноября 2008 года во время визита патриарха Константинопольского Варфоломея I в город Драму. 24 декабря 2008 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви имя преподобного Георгия (Карслидиса) включено в месяцеслов Русской Церкви..
Свернуть
Священномученик Лаврентий (Князев), епископ Балахнинский
Три последние свои проповеди заканчивал одними и теми же словами: «Возлюбленные братья и сестры, мы переживаем совсем особое время — всем нам предстоит исповедничество, а некоторым и мученичество». В доме Булгаковых говорил, что ему предсказана мученическая кончина. Летом 1917 года уехал в Москву для присутствия на Поместном соборе и не вернулся. Из Москвы поехал в Крым, где у него была дача, и там был повешен бандитами.
Подробности жития слушайте на радио «Вера».
Священномученик Алексий Порфирьев (1856 — 1918)
Рассказ о святом слушайте на радио «Вера».
Мученик Алексий Нейдгардт (1863 — 1918)
Краткое житие родственника Петра Столыпина слушайте на радио «Вера».
Преподобноисповедник Арефа Валаамский (21 ноября 1879 — 6 ноября 1932)
Арестован 18 февраля 1932 года. Из протокола допроса: «…Против Сов. власти никогда активно не выступал, но советским человеком быть не могу, так как нас, монахов, лишили всего: монастыри и церкви закрывают, священнослужителей высылают; вообще сов. властью везде гонение на религию».
Приговор: «Выслать в Казахстан сроком на 3 года.»
Читать житие
В миру Митренин Александр Фёдорович родился в Кронштадте. 20 марта 1906 года зачислен в послушники Валаамского монастыря. Пострижен в монашество с именем Арефа 22 мая 1910 года. Рукоположен в сан иеродиакона 30 июля 1915 года, иеромонаха — 28 апреля 1921 года.
С февраля 1917 года проходил клиросное послушание на Московском подворье, правил череду священнослужения. В 1925 году он выехал в Валаамский монастырь, находящийся тогда на территории Финляндии, откуда был выслан за верность Русской Церкви и Юлианскому календарю.
Скончался в ссылке в ноябре 1932 года, погребён в Ташкенте.
Свернуть
Священномученик Иоанн Смирнов (1884 — 6 ноября 1932)
Иван Михайлович Смирнов родился в селе Сутка Мологского уезда, окончил духовное училище в Пошехонье, служил священником в церкви селе Колегаево Некоузского района.
Его проповеди, призывающие христиан жить по Божьему закону и сплотиться вокруг Церкви Христовой, обратили на себя внимание властей. В 1937 году отец Иоанн арестован и обвинен в «систематической контрреволюционной пропаганде, призывах к свержению власти и распространении провокационных слухов». 6 ноября священник расстрелян.
Священномученик Николай Никольский (1882 — 6 ноября 1937)
Николай Дмитриевич Никольский родился в селе Дерменино Пошехонского уезда в семье священника, окончил Ярославскую духовную семинарию, рукоположен в сан иерея.
В 1919 году в селе Никольском, где служил отец Николай, произошло крестьянское восстание против мобилизации в Красную армию. Позднее ему неоднократно ставилось в вину участие в этом восстании. Он арестовывался в 1930 и 1931 годах, но был освобожден за недоказанностью обвинения. В третий раз отца Николая арестовали в 1937 году. Обвинения те же, что и раньше — «участие в бело-зеленом восстании, антисоветская пропаганда, активная эсеровская деятельность». Признанию в возводимой на него клевете священник предпочел мученическую смерть, и был расстрелян 6 ноября 1937 года.
Священномученик Петр Богородский (1878 — 6 ноября 1938)
Николай Дмитриевич Никольский родился в селе Дерменино Пошехонского уезда в семье священника, окончил Ярославскую духовную семинарию, рукоположен в сан иерея.
В 1919 году в селе Никольском, где служил отец Николай, произошло крестьянское восстание против мобилизации в Красную армию. Позднее ему неоднократно ставилось в вину участие в этом восстании. Он арестовывался в 1930 и 1931 годах, но был освобожден за недоказанностью обвинения.
В третий раз отца Николая арестовали в 1937 году. Обвинения те же, что и раньше — «участие в бело-зеленом восстании, антисоветская пропаганда, активная эсеровская деятельность». Признанию в возводимой на него клевете священник предпочел мученическую смерть, и был расстрелян 6 ноября 1937 года.
Особенности православного богослужения
В прошлый раз мы разобрали смысл песнопения «Свете тихий». Сегодня продолжим разбор происходящего во время всенощной.
Краткий стих из Священного Писания (прокимен) на вечерне возглашает диакон, называя глас его, хор поет прокимен, диакон произносит стих, хор повторяет прокимен, диакон произносит первую половину прокимна, хор поет вторую половину его.
При этом на великой вечерне всегда бывает вход при открытых Царских вратах, и диакон произносит прокимен с горняго места, то есть из-за престола. Затем врата затворяются.
Песнопения церковного хора, возгласы дьякона, действия священника становятся понятнее, если следить за текстом проследования Литургии или же ознакомиться с ним накануне.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Луки, глава 16, стихи 19 — 31
Комментирует священник Павел Великанов
Евангелие от Луки, глава 10, стихи 38 — 42, глава 11, стихи 27 — 28
Комментирует священник Стефан Домусчи
Апостольское чтение:
Послание апостола Павла к галатам, глава 2, стихи 16 — 20
Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)
Послание апостола Павла к филипийцам, глава 5, стихи 5 — 11
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!
Празднование иконы Пресвятыя Богородицы «Всем скорбящим радость» установлено 6 ноября (24 октября по старому стилю). Икона является чудотворной и известна в различных списках. Образ Божией Матери Всем скорбящих радость является особенно близким к сердцу верующего человека, ведь даже в названии святыни можно найти утешение.
Содержание:
- Образ Богородицы Всем скорбящим радость. История праздника
- Праздник иконы Богородицы Всем скорбящим радость. Богослужение
- Иконы Богородицы Всем скорбящим радость
- Старообрядческие храмы в честь явления иконы Богородицы Всем скорбящим радость
Образ Богородицы Всем скорбящим радость. История праздника
В наши дни распространено предание, что икона Божией Матери Всем скорбящим радость впервые прославилась как чудотворная накануне раскола, в 1688 году. Однако, несомненно, что этот чудотворный образ наши предки знали и почитали гораздо раньше. Сведений о происхождении образа Богоматери Всем скорбящим Радость сохранилось крайне мало. В Свято-Успенской Киево-Печерской лавре, при лаврской больнице, в храме во имя святителя Николы Чудотворца, находится очень древний чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Всем скорбящим Радость». Правнук великого князя Ярослава Мудрого (ок. 978-1054 гг.) и сын князя черниговского Давыда Святославича (1050-1123 гг.), Никола Святоша (ок.1080-1143 гг.), устроил святые ворота, а в 1107 году постригся в иноки в Киево-Печерской обители и сам нес послушание вратаря. Он стал первым из русских князей, принявших монашеский постриг. Здесь же князь-инок построил больницу и приставил к ней своего врача Петра. При больнице Никола служил больным около тридцати лет. К северу от святых врат, за двором лавры, находится основанный им же больничный монастырь с храмом во имя святителя Николы. В этой церкви и находится чудотворная икона Богородицы «Всем скорбящим Радость». Считается, что этот образ поставлен здесь самим благоверным князем.
Существует предание, что еще с древних времен нуждающиеся получали исцеление от пречистого образа Богородицы. Предание сообщает, что находившийся у ворот больницы вратарь несколько раз видел по ночам, как некая Женщина приходила в больницу, и заметил, что после всякого такого посещения кто-нибудь из больных получал здравие. Он принялся узнавать у больных, кто эта Женщина. Те же отвечали, что и они видели, как Она приходила, а на вопрос, кто Она, получили от Нее ответ: «Я — скорбящим Радость». Тогда сторож решил проследить за таинственной Посетительницей. Однажды ночью он увидел, что мимо него прошла эта Женщина и зашла в больницу, где лежал серьезно больной инок, уже приготовившийся к переходу в вечность. Сторож отправился к болящему и на стене над умирающим монахом заметил в отблеске лунного сияния изображение Божией Матери. Только тогда вратарь понял, что он удостоился увидеть Богоматерь. Он упал на колени и принялся горячо молиться Пресвятой Богородице. Больной инок тоже удостоился зреть Богородицу, которая даровала ему скорое исцеление. После видения он впал в глубокий сон, проспал несколько дней и пробудился совершенно здоровым.
* Источник: книга «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон», автор: Поселянин Евгений Николаевич.
Праздник иконы Богородицы Всем скорбящим радость. Богослужение
Тропарь, глас 4.
От святыя иконы Твоя О! Владычице Госпоже Богородице, исцеления цельбы подаются обильно, верою и любовию всем приходящим. Тако и мои немощи посети, и душу мою помилуй Благая, и тело мое исцели благодатию си Пречистая.
Кондаки, глас 6.
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежди, разве Тебе Владычице, Ты нас помози. На Тебе ся надеем, и Тобою ся хвалим, Твои бо есмы раби, да ся не постыдим.
Заступнице християном непостыдная, ходатаице к Творцу непреложная, не презри грешных моления гласы. Но предвари яко Блага на помощь нашу, верно вопиющих Ти, ускори на молитву, и потщися на умоление, заступающи присно Богородице чтущих Тя.
Библиотека Русской веры
Канон Пресвятой Богородице «Всем скорбящим радость» →
Читать онлайн
Иконы Богородицы Всем скорбящим радость
На иконах Всем скорбящим Радость Пресвятая Богородица изображается в полный рост в окружении ангелов, а также людей, обуреваемых недугами и скорбями. На одних иконах Божия Матерь изображена с Младенцем Христом, на других — без Него. Чаще всего у образа Богородицы Всем скорбящим Радость верующие просят избавления от болезней и бед.
Старообрядческие храмы в честь явления иконы Богородицы Всем скорбящим радость
Храмы в честь образа Богородицы Всем скорбящим радость, построенные до раскола Русской Православной Церкви, неизвестны: по какой-то причине не было массового почитания этого образа.
Престольный праздник явления образа Богоматери Всем скорбящим радость отмечается в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви в г. Новокузнецке Кемеровской области, г. Тольятти Самарской области и в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл. Также сегодня престольный праздник единоверческого храма в селе Семино Ковернинского района Нижегородской области.
В ноябре 1910 года в г. Рязани был возведен старообрядческий храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всем скорбящим Радость». С 1937 года по 1945 год рязанский храм был закрыт и разграблен. После периода советских гонений храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Но и в настоящее время праздник явления иконы Богородицы Всем скорбящим Радость особо почитается в рязанском приходе.
Поста
нет.
Глас
4-й
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688).
Мч. Аре́фы и с ним 4299 мучеников (523); прп. Зоси́мы (Верховского) (1833).
Прпп. Аре́фы (XII), Сисо́я (XIII), и Фео́фила (XII–XIII), затворников Печерских, в Ближних пещерах; блж. Елезво́я, царя Ефиопского (ок. 553–555); мц. Синклитики́и Негранской и двух дщерей ее (VI); свт. Афана́сия I Константинопольского, патриарха (ок. 1315); исп. Гео́ргия (Карслидиса) (1959); Собор новомучеников и исповедников земли Карельской (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 31 октября).
Сщмчч. Лавре́нтия (Князева), епископа Балахнинского, Алекси́я Порфирьева, пресвитера и мч. Алекси́я Нейдгардта (1918); исп. Аре́фы (Митренина), иеромонаха (1932); сщмчч. Иоа́нна Смирнова и Николая Никольского, пресвитеров (1937); сщмч. Петра Богородского, пресвитера (1938).
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Воскресный
Тропарь воскресный, глас 4
Све́тлую воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́деша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся сме́рть,/ воскре́се Христо́с Бо́г,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.
Перевод:
Радостную весть о воскресении узнав от Ангела, и избавившись от прародительского осуждения, Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя: «Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!»
Кондак воскресный, глас 4
Спа́с и Изба́витель мо́й/ из гро́ба, я́ко Бо́г,/ воскреси́ от у́з земноро́дныя,/ и врата́ а́дова сокруши́,// и я́ко Влады́ка воскре́се тридне́вен.
Перевод:
Спаситель и Избавитель мой от гроба, как Бог воскресил из оков на земле рожденных, и врата ада сокрушил, и как Владыка воскрес на третий день.
Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 4
К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний./ Не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.
Перевод:
К Богородице ныне усердно прибегнем мы, грешные и смиренные, и к Ней припадем, в покаянии взывая из глубины души: «Владычица, помоги, над нами сжалившись, поспеши, мы погибаем от множества согрешений! Не отпусти Твоих рабов ни с чем: ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!»
Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 4
Днесь пресве́тло красу́ется сла́внейший град Москва́,/ име́я чудотво́рную ико́ну Влады́чицы на́шея Богоро́дицы:/ та бо, ве́рным явля́ющи чудеса́,/ низпосыла́ет да́ры целе́бныя./ Сего́ ра́ди и мы с ве́рою припа́дающе мо́лимся,/ и на Тоя́ пречи́стый о́браз взира́юще,/ я́ко и́стинную Са́мую зрим Влады́чицу на́шу Присноде́ву Богоро́дицу,/ и уми́льно глаго́лем:/ воззри́, Ма́ти Бо́жия, о́ком ми́лости,/ простри́ к нам ру́це Твои́ пречи́стыя,/ я́коже на ико́не Твое́й сие́ зри́тся,/ и пода́ждь всем скорбя́щим ра́дость,/ больны́м от всех неду́гов исцеле́ние и от бед избавле́ние,// я́ко Ты еси́ ско́рая Предста́тельница о душа́х на́ших.
Перевод:
Сегодня пресветло радуется славнейший город Москва, имеющий чудотворную икону Владычицы нашей Богородицы, ибо она, являя верующим чудеса, ниспосылает целебные дары. Потому и мы с верой коленопреклоненно молимся и, на Ее пречистый образ взирая, как живую видим Саму Владычицу нашу Деву Богородицу, и смиренно взываем: «Взгляни, Матерь Божия, взглядом милости, протяни к нам руки Твои пречистые так, как это изображено на Твоей иконе, и подай всем скорбящим радость, больным от всех болезней излечение и от бед избавление, так как Ты быстрая Ходатаица о душах наших».
Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 8
Ко исто́чнику приснотеку́щему милосе́рдия, Пречи́стей Де́ве Богоро́дице,/ притеце́м, лю́дие вси, свяще́нницы же и и́ноцы,/ му́жие, и же́ны, и ча́да, здра́вии и боля́щии,/ в покая́нии вопию́ще и уми́льно глаго́люще:/ Влады́чице, помози́ гре́шным рабо́м Твои́м,/ яви́ я́ко Блага́я сла́ву Твою́,/ при́сно потщи́ся умилосе́рдитися на ны,/ испроси́ти очище́ние душ и теле́с на́ших/ от Исто́чника жи́зни на́шея, Бо́га,// Его́же родила́ еси́, еди́на Благослове́нная.
Перевод:
К текущему всегда источнику милосердия, Пречистой Деве Богородице, обратимся люди все, священники и монахи, мужчины, женщины и дети, здоровые и больные, в покаянии взывая и смиренно говоря: «Владычица, помоги грешным рабам Твоим, как Благая яви славу Твою, будь всегда милосердной к нам и испроси очищение душ и тел наших у Источника жизни нашей, Бога, Которого родила Ты, единственная Благословенная».
Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 4
Не умолчи́м никогда́, Богоро́дице,/ си́лы Твоя́ глаго́лати недосто́йнии:/ а́ще бо Ты не бы предстоя́ла моля́щи,/ кто бы нас изба́вил от толи́ких бед;/ кто же бы сохрани́л доны́не свобо́дны;/ не отсту́пим, Влады́чице, от Тебе́:// Твоя́ бо рабы́ спаса́еши при́сно от вся́ких лю́тых.
Перевод:
Не прекратим никогда, мы, недостойные, возвещать о могуществе Твоем, Богородица, ибо если бы Ты не защищала нас Своими молитвами, кто бы нас избавил от стольких бед, кто бы сохранил нас доныне свободными? Не отступим, Владычица, от Тебя, ибо Ты всегда спасаешь рабов Твоих от всяких бедствий.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 6
Не и́мамы ины́я по́мощи,/ не и́мамы ины́я наде́жды,/ ра́зве Тебе́, Влады́чице./ Ты нам помози́:/ на Тебе́ наде́емся и Тобо́ю хва́лимся,/ Твои́ бо есмы́ раби́,// да не постыди́мся.
Перевод:
Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица. Ты нам помоги: на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, ибо мы – Твои рабы; да не постыдимся!
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»
О, Пресвята́я Влады́чице и Богоро́дице, Вы́сшая Херуви́м и Честне́йшая Серафи́м, Богоизбра́нная Отрокови́це, поги́бших Взыска́ние и всех скорбя́щих Ра́досте! Пода́ждь утеше́ние и нам, в поги́бели и ско́рби су́щим; ра́зве бо Тебе́ ино́го прибе́жища и по́мощи не и́мамы. Ты еди́на еси́ ра́дости на́шея Хода́таица, и я́ко Ма́терь Бо́жия и Ма́ти милосе́рдия, предстоя́щи у Престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы, мо́жеши нам помощи́, никто́же бо притека́яй к Тебе́ посра́млен отхо́дит. Услы́ши у́бо и нас ны́не в день поги́бели и печа́ли пред Твое́ю ико́ною припа́дающих и со слеза́ми Тебе́ моля́щихся: отжени́ от нас належ́ащия на нас ско́рби и бе́ды в сей вре́менней жи́зни, не лише́ны же сотвори́ Твои́м всеси́льным хода́тайством и ве́чныя несконча́емая ра́дости в Ца́рствии Сы́на и Бо́га на́шего. Ами́нь.
Молитва 2-я Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»
О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Де́во, Влады́чице Богоро́дице! При́зри ми́лостивным Твои́м о́ком на нас, предстоя́щих пред свято́ю ико́ною Твое́ю и со умиле́нием моля́щихся Тебе́; воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя, просвети́ ум наш, омраче́нный страстьми́, и уврачу́й я́звы душ и теле́с на́ших. Не и́мамы ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Влады́чице. Ты ве́си вся не́мощи и согреше́ния на́ша, к Тебе́ прибега́ем и вопие́м: не оста́ви нас Твое́ю Небе́сною по́мощию, но предста́ни нам при́сно и Твои́м неизрече́нным милосе́рдием и щедро́тами спаси́ и поми́луй нас, погиба́ющих. Да́руй нам исправле́ние грехо́вныя жи́зни на́шея и изба́ви нас от скорбе́й, бед и боле́зней, от внеза́пныя сме́рти, а́да и ве́чныя му́ки. Ты бо, Цари́це и Влады́чице, ско́рая Помо́щница и Засту́пница еси́ всем притека́ющим к Тебе́ и кре́пкое прибе́жище гре́шников ка́ющихся. Пода́ждь у́бо нам, Преблага́я и Всенепоро́чная Де́во, христиа́нский коне́ц жития́ на́шего ми́рен и непосты́ден и сподо́би нас Твои́м хода́тайством всели́тися в Оби́телях Небе́сных, иде́же непреста́нный глас пра́зднующих ра́достию сла́вит Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 3-я Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»
О, Влады́чице Преблагослове́нная, Защи́тнице ро́да христиа́нскаго, прибе́жище и спасе́ние прибега́ющих к Тебе́! Вем, вои́стинну вем, я́ко зело́ согреши́х и прогне́вах, Преми́лостивая Госпоже́, рожде́ннаго пло́тию от Тебе́ Сы́на Бо́жия. Но и́мам мно́гия о́бразы пре́жде мене́ прогне́вавших Его́ милосе́рдие: мытари́, блудни́цы и про́чия гре́шники, и́мже даде́ся проще́ние грехо́в их покая́ния ра́ди и испове́дания. Ты́я у́бо о́бразы поми́лованных очесе́м гре́шныя души́ моея́ представля́я и на толи́кое Бо́жие милосе́рдие, о́ныя прие́мшее, взира́я, дерзну́х и аз гре́шный прибе́гну с покая́нием ко Твоему́ благосе́рдию. О, Всеми́лостивая Влады́чице! Пода́ждь ми ру́ку по́мощи и испроси́ у Сы́на Твоего́ и Бо́га ма́терними и святе́йшими Твои́ми моли́твами тя́жким мои́м грехо́м проще́ние. Ве́рую и испове́дую, я́ко Той, Его́же родила́ еси́, Сын Тво́й есть вои́стинну Христо́с, Сын Бо́га жива́го, Судия́ живы́х и ме́ртвых, воздая́й коему́ждо по дело́м его́; ве́рую же па́ки и испове́дую Тебе́ бы́ти и́стинную Богоро́дицу, милосе́рдия исто́чник, утеше́ние пла́чущих, взыска́ние поги́бших, си́льную и непрестаю́щую к Бо́гу хода́таицу, зело́ лю́бящую род христиа́нский, и спору́чницу покая́ния; вои́стинну бо несть нам ины́я по́мощи и покро́ва, ра́зве Тебе́, Госпоже́ Преми́лостивая, и никто́же, упова́я на Тя, постыде́ся когда́, и Тобо́ю умоля́я Бо́га, никто́же оста́влен бысть. Того́ ра́ди и аз Твою́ неисче́тную бла́гость молю́: отве́рзи две́ри милосе́рдия Твоего́ мне заблу́ждшему и па́дшему в тиме́ние глубины́, не возгнуша́йся мене́ скве́рнаго, не пре́зри гре́шнаго моле́ния моего́, не оста́ви мене́ окая́ннаго, я́ко в поги́бель зло́бный враг похи́тити мя и́щет, но умоли́ о мне рожде́ннаго от Тебе́ милосе́рдаго Сы́на Твоего́ и Бо́га, да прости́т вели́кия моя́ грехи́ и изба́вит мя от па́губы моея́, я́ко да и аз, со все́ми получи́вшими проще́ние, воспою́ и просла́влю безме́рное милосе́рдие Бо́жие и Твое́ непосты́дное о мне заступле́ние в жи́зни сей и в несконча́емом ве́це. Ами́нь.
Молитва 4-я Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»
Цари́це моя́ преблага́я, Наде́ждо моя́, Богоро́дице, Прия́телище си́рым и стра́нным Предста́тельнице! Скорбя́щим Ра́досте, оби́димым Покрови́тельнице! Зри́ши мою́ беду́, зри́ши мою́ скорбь: помози́ ми я́ко не́мощну, окорми́ мя я́ко стра́нна. Оби́ду мою́ ве́си, разреши́ ту, я́ко во́лиши: я́ко не и́мам ины́я по́мощи ра́зве Тебе́, ни ины́я Предста́тельницы ни благи́я Уте́шительницы то́кмо Тебе́, о Богома́ти, я́ко да сохрани́ши мя и покры́еши во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 5-я Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»
Засту́пнице Усе́рдная, Благоутро́бная Го́спода Ма́ти, к Тебе́ прибега́ю аз, окая́нный и па́че всех челове́к грешне́йший; вонми́ гла́су моле́ния моего́, вопль мой и стена́ние услы́ши. Я́ко беззако́ния моя́ превзыдо́ша главу́ мою́, и аз, я́коже кора́бль в пучи́не, погружа́юся в мо́ре грехо́в мои́х. Но Ты, Всеблага́я и Милосе́рдная Влады́чице, не пре́зри мене́, отча́яннаго и во гресе́х погиба́ющаго; поми́луй мя, ка́ющагося в злых де́лех мои́х, и обрати́ на путь пра́вый заблу́дшую окая́нную ду́шу мою́. На Тебе́, Влады́чице моя́, Богоро́дице, возлага́ю все упова́ние мое́. Ты, Ма́ти Бо́жия, сохрани́ и соблюди́ мя под кро́вом Твои́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Мученику Арефе Негранскому и иже с ним
Тропарь мученику Арефе Негранскому и иже с ним, глас 1
Му́жествовавше во Христе́ проти́ву безбо́жнаго царя́,/ му́ченицы святи́и,/ и того́ неве́рие иуде́йское во Христа́ обличи́вше,/ прия́ша мук томле́ние и глава́м усече́ние;/ тем восхвали́ша тя А́нгели,/ и ве́рных ро́ди тя прославля́ют, Аре́фо,/ и пострада́вших с тобо́ю,// я́ко моля́щихся при́сно о душа́х на́ших.
Перевод:
Сражались во Христе против безбожного царя, мученики святые, и его иудейское неверие во Христа осудив, вы претерпели мучения и отсечение голов, потому восхвалили вас ангелы, и поколения верующих прославляют тебя, Арефа, и пострадавших с тобой, как молящихся всегда о душах наших.
Кондак мученику Арефе Негранскому и иже с ним, глас 4
Весе́лия хода́тай нам наста́/ светоно́сный днесь страстоте́рпец пра́здник,// его́же соверша́юще, сла́вим в Вы́шних Су́щаго Го́спода.
Перевод:
Сегодня наступил ходатай нашей радости, светоносный праздник мучеников, его же совершая, прославляем на Небесах Сущего Господа.
Величание мученику Арефе Негранскому и иже с ним
Велича́ем вас, страстоте́рпцы святи́и, Аре́фо со пострада́вшими с тобо́ю, и чтим честна́я страда́ния ва́ша, я́же за Христа́ претерпе́ли е́сте.
Преподобному Зосиме (Верховскому)
Тропарь преподобному Зосиме (Верховскому), глас 8
Любо́вию Христо́вою уязви́лся еси́, преподо́бне, вся́ кра́сная ми́ра отри́нув, по́двигом безмо́лвия подвиза́вся, доброде́тели Боже́ственныя стяжа́л еси́; прему́дрости Бо́жия прича́стниче, о́тче на́ш Зоси́мо, моли́ Христа́ Бо́га и Пречи́стую Де́ву Богоро́дицу спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак преподобному Зосиме (Верховскому), глас 6
Избра́нниче Бо́жий и ста́рче прему́дрый, наста́вниче на́ш Зоси́мо, от ю́ности по́стническою стезе́ю ше́дый, во оде́жду кро́тости и терпе́ния обле́клся еси́, те́мже да́р Свята́го Ду́ха улучи́в, мно́гие ду́ши Христу́ уневе́стил еси́. Ны́не в со́нме преподо́бных на Небесе́х лику́еши, моля́ся непреста́нно о чту́щих святу́ю па́мять твою́.
Преподобному Арефе, затворнику Печерскому, в Ближних пещерах почивающему
Тропарь преподобному Арефе, затворнику Печерскому, в Ближних пещерах почивающему, глас 2
Бога́тство твое́ душе́вное погуби́ти хотя́ враг,/ помрачи́л тя бя́ше бога́тством тле́нным испе́рва,/ но всех спаса́яй Госпо́дь/ бога́тство ги́бнущее окра́сти попусти́,/ душе́вное же невре́дно соблю́д,/ Небе́сных сокро́вищ насле́дника тя показа́, Аре́фо,// тем тя чтим и ублажа́ем.
Перевод:
Богатство твое душевное враг хотел погубить и сначала помрачил тебя богатством тленным, но спасающий всех Господь попустил кражу земного богатства, душевное же сохранил невредимым, явив тебя наследником Небесных сокровищ, Арефа, потому тебя почитаем и прославляем.
Кондак преподобному Арефе, затворнику Печерскому, в Ближних пещерах почивающему, глас 2
И́ова терпеливоду́шнаго ревну́я благодаре́нию,/окраде́ний тле́ннаго своего́ име́ния претерпе́л еси́ благода́рне, преподо́бне Аре́фо,/ тем с ним обре́т нетле́нное име́ние на Небеси́,// моли́ Христа́ Бо́га о всех нас.
Перевод:
Иова терпеливого подражая благодарению, ты с благодарностью перенес кражу тленного своего имущества, преподобный Арефа, потому обрел вместе с Иовом нетленное богатство на Небесах, моли Христа Бога обо всех нас.
Блаженному Елезвою, царю Ефиопскому
Тропарь блаженному Елезвою, царю Ефиопскому, глас 4
И́же Боже́ственным раче́нием подви́гся/ на отмще́ние проли́тыя кро́ви пра́ведных,/ я́ко Дави́д от Самуи́ла,/ ты же от Зино́на преди́внаго,/ проро́чески я́же сбы́тися тебе́ предре́кша,/ е́же обеща́нием к нему́,/ и того́ благослове́нием побе́ды на враги́ и одоле́ния показа́вшу,/ отню́ду же со отложе́нием ца́рства/ по́стных селе́ний горы́ жизнь соверши́, Елезво́е царю́,/ моли́ Небе́снаго Царя́ Христа́// спасти́ ду́ши на́ша.
Перевод:
Любовь к Богу сподвигла тебя на отмщение пролитой крови праведников, как Давид от Самуила, так и ты получил пророчество от знаменитого Зинона, который предказал то, что должно сбыться, и по его благословению и данному ему обету ты одержал победу над врагами, после чего, оставив царствование, ты ушел в монастырь и провел жизнь в постничестве, царь Елезвой, моли Небесного Царя Христа о спасении душ наших.
Кондак блаженному Елезвою, царю Ефиопскому, глас 4
Высоту́ земна́го ца́рства, и венца́ вене́ц све́тлости,/ и багряни́цу отло́жшаго любве́ ра́ди Царя́ Христа́,/ от Него́же на Небесе́х сла́вно венча́на, Елезво́я царя́ му́драго,/ и́же тле́нным ца́рством и мимоходя́щим, Ца́рство Ве́чное изме́ншаго,/ в пе́ниих пе́сненных восхва́лим,// моли́твенника о ми́ре вели́ка.
Перевод:
Высоту земного царства, и славу короны, и мантию отвергнувшего ради любви к Царю Христу, от Него же на Небесах славой увенчанного, Елезвоя, царя мудрого, который тленное и временное царство обменял на Царство Вечное, в молитвенных песнопениях прославим, великого молитвенника о мире.
Святителю Афанасию, патриарху Цареградскому
Тропарь святителю Афанасию, патриарху Цареградскому, глас 1
Чистоты́ жития́ све́том стра́стное те́рние попали́л еси́/ и тече́нием слез безпло́дную зе́млю напои́л еси́,/ многопло́дну ни́ву душе́вную соде́лав,/ Афана́сие треблаже́нне,/ свети́ло Царюгра́ду, Патриа́рхом удобре́ние,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод:
Светом чистоты жизни ты сжег терния страстей и потоками слез напоил бесплодную землю, сделав душевную ниву многоплодной, Афанасий преблаженный, светило Константинополя, патриархов украшение, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак святителю Афанасию, патриарху Цареградскому, глас 2
В све́тлую свяще́ния оде́жду оде́явся,/ мы́сленно в Небе́сныя ра́достно дости́гл еси́ Ца́рства./ Тем восприя́ша тя селе́ния пра́ведных,/ иде́же есть неизглаго́ланно весе́лие,/ и слова́, и всех святы́х ли́цы,/ святи́телю Афана́сие,// моли́ непреста́нно о всех нас.
Перевод:
В светлую одежду священства облачившись, ты с радостью духовно достиг Небесного Царства. Потому тебя приняли в жилище праведников, где неизреченное торжество, и молитвенные песнословия, и всех святых собрание, святитель Афанасий, моли непрестанно обо всех нас.
Священномученику Лаврентию (Князеву), епископу Балахинскому
Тропарь священномученику Лаврентию (Князеву), епископу Балахинскому, глас 4
Святи́тельства благода́тию украше́нный, ни на еди́н же де́нь оста́вите па́ству свою́ восхоте́л еси́, ю́же вручи́ тебе́ Пастыренача́льник Христо́с, Ему́же до у́з темни́чных и сме́рти, взе́м кре́ст, после́довал еси́, венце́м му́ченическим на небесе́х венча́лся еси́, священному́чениче Лавре́нтие о́тче на́ш, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод:
Святительства благодатью украшенный, ни на один день не захотел ты оставить паству твою, которую вручил тебе Пастыреначальник Христос, за Ним даже до тюремного заключения и смерти, взяв крест, последовал ты, венцом мученическим на небесах увенчался, священномученик Лаврентий отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак священномученику Лаврентию (Князеву), епископу Балахинскому, глас 3
В годи́ну тру́дную и ско́рбную кре́ст сво́й не оставля́я нес, его́же вручи́ тебе́ Пастыренача́льник Христо́с, Ему́же до темни́цы и сме́рти после́довал еси́, венце́м му́ченическим на небесе́х венча́лся еси́, Священному́чениче Лавре́нтие о́тче на́ш, моли́ся Пресвято́й Тро́ице па́ству Нижегородскую в правове́рии соблюсти́ и оби́тель твою́ Пече́рскую сохрани́ти да́же до сконча́ния ве́ка.
Перевод:
Во времена трудные и скорбные крест свой, не оставляя, нес, который вручил тебе Пастыреначальник Христос, за Ним даже до тюремного заключения и смерти последовал ты, венцом мученическим увенчавшись на Небесах, священномученик Лаврентий, отче наш, молись Пресвятой Троице паству Нижегородскую в Православии сберечь и обитель твою Печерскую сохранить до самого конца времен.
Молитва священномученику Лаврентию (Князеву), епископу Балахинскому
Му́чениче святы́й, епи́скопе Лавре́нтие! Мо́лим тя́ мы́, недосто́йнии ча́да твои́, на гре́шней и многострада́льней земле́ Росси́йской пребыва́ющия, на ко́ей и ты́ страда́ния и муче́ния претерпе́л еси́ ра́ди Христа́ Бо́га на́шего! Спаси́ души́ на́ша, утверди́ души́ на́ша во спаси́тельных дела́х. Моли́ Го́спода Бо́га на́шего удали́ти от на́с искуше́ния ми́ра сего́ гре́шнаго, моли́ Его́ дарова́ти на́м си́лы и обстоя́ния для исполне́ния за́поведей Его́ и повеле́ний! Мо́лим тя́, святы́й му́чениче Лавре́нтие, по́мощи во спасе́нии ду́ш и теле́с на́ших, сро́дников на́ших и все́х христиа́н Росси́йских.
Величание священномученику Лаврентию (Князеву), епископу Балахинскому
Велича́ем, велича́ем Тя́, священному́чениче о́тче Лавре́нтие, и чти́м святу́ю па́мять Твою́, Ты́ бо мо́лиши за на́с Христа́ Бо́га на́шего.
Показать все
Скрыть переводы
Мысли свт. Феофана Затворника
(Гал.6:11–18; Лк.16:19–31)
Притча о богатом и Лазаре показывает, что те, которые жили не как должно, спохватятся, но уже не будут иметь возможности поправить свое положение. Глаза их откроются, и они ясно будут видеть, в чем истина. Вспомнив, что на земле много слепотствующих, подобно им, они желали бы, чтобы кто-нибудь послан был к ним из умерших для уверения, что жить и понимать вещи надо не иначе, как по указанию Откровения Господня. Но и в этом им откажется, ради того, что Откровение для желающих знать истину самоудостоверительно, а для нежелающих и нелюбящих истины неубедительно будет и самое воскресение кого-либо из умерших. Чувства этого приточного богача наверное испытывают все отходящие отселе. И следовательно, по-тамошнему убеждению, которое будет убеждением и всех нас, единственное для нас руководство на пути жизни – Откровение Господне.
Но там уже такое убеждение для многих будет запоздалым; здесь оно лучше бы пригодилось, да не у всех оно. Поверим, по крайней мере, свидетельству тамошних, перенося себя в состояние их. Сущие в муках не станут лгать; жалея нас, они хотят, чтобы открылись очи наши, да не придем на место их мучения. Об этом предмете нельзя так говорить, как говорим нередко о текущих делах: «авось, как-нибудь пройдет». Нет, уж то не пройдет как-нибудь. Надо быть основательно удостоверенным, что не попадем в место богатого.
Развернуть
Притча дня
Один философ дал епископу Евагрию три золотых и взял с него расписку, что получит в будущей жизни их от Господа. Расписку заповедал своим детям положить ему в гроб, и дети исполнили его завещание. На третий день философ является во сне к епископу и говорит: «Иди возьми свою расписку, я все сполна получил от Господа по ней». Тогда епископ спросил его детей о расписке, и, действительно, после открытия гроба нашли расписку его собственной рукой подписанную: «Благодарю тебя, Епископ Евагрий, с большей прибылью я получил все от Господа».
Эти же слова подтверждает и Евангелие: «Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:20-21).
Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты
Аудиокниги и фильмы
Основы православия
Тема 310. Могут ли святые отцы расходиться во мнениях?
Святые отцы, разумеется, согласны в догматических вопросах, которые составляют существо православной веры. Это то, что называется consensus patrum – «согласие отцов». Однако по другим вопросам – даже по частным вопросам, хотя и касающимся вероучения, но не открытым нам обстоятельно свыше, – святые отцы могли высказывать различные мнения, и нас не должно это смущать. Само собою ясно, что речь идёт о таких мнениях, которые соответствуют одному из критериев: критерию допустимости (состоит в непротиворечии Священному Писанию и Священному Преданию) или критерию истинности (выражается в соответствии Священному Писанию и Священному Преданию).
«Автоматическое письмо» – когда некий дух просто водит рукой человека, совершенно отодвинув его личность, – это оккультная, а не православная практика. Святой Дух мягко направляет человека к истине, сохраняя за ним свободу его мысли и творчества. Поэтому отцы, прославленные Церковью, вполне могли иметь разные мнения по некоторым вопросам.
Практические советы
Как провести воскресный день, не нарушая 4-ю заповедь Декалога?
Каждый Воскресный день для православного христианина – это самый главный день седмицы! День покоя означает не день бездеятельности, а покой от суеты, внутренний покой, сосредоточенность на Боге. Иногда считают, что исполнение этой заповеди исчерпывается участием в воскресной Литургии, но это узкая трактовка. Излишне широкая трактовка, когда считают, что после Литургии нужно мелочно избегать любой деятельности, даже помыть за собой посуду считают невозможным.
Для каждого христианина, сообразно его духовному возрасту, может быть свой порядок проведения воскресного дня. После Литургии и Святого Причащения полезно читать Евангелие, духовную литературу; посетить тех, кто нуждается в нашем внимании и поддержке; провести время в душеспасительном общении.
Случайный тест
Если за вами ходит белая собака, ваша жизнь будет счастливой и беззаботной
По народному и православному календарям 6 ноября 2022 года верующие отмечают праздник чудотворной иконы Божией Матери, называемой «Всех скорбящих Радость». На иконе изображена Дева Мария в окружении людей, обуреваемых недугами и скорбями, а также ангелов, совершающих благодеяния.
Святая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость» обрела известность в 1688 году, когда от нее, в царствование царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, совершилось чудесное исцеление родной сестры патриарха Иова, Евфимии, жившей в Москве на Ордынке и страдавшей неизлечимой болезнью.
Однажды утром она долго и усердно призывала на помощь Спасителя и Богородицу. После молитвы болящая услышала голос: «Евфимия! В храме Преображения есть образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Призови к себе с этим образом священника и помолись, и ты получишь исцеление от своей болезни».
Больная узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке в Москве есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость». Она подняла эту икону к себе в дом и избавилась от недуга. Это чудесное исцеление совершилось 6 ноября по новому стилю.
В 1711 году великая княжна Наталия Алексеевна, из благоговения к иконе «Всех скорбящих Радость», сделала с нее копию, взяла с собой в Петербург и поставила в домашней церкви Воскресения Христова, бывшей при дворце царевны. При этом дворце устроена была богодельня с особым отделением для приема младенцев, первое в своем роде, появившееся еще до основания воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве.
По другим легендам, в дворцовую церковь Наталии Алексеевны в царствование императрицы Елизаветы Петровны чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была перенесена из Москвы, потом поставлена в новый храм, воздвигнутый в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». И в этот храм на поклонение иконе стекаются верующие из разных мест: к ней приходили для молитвы почти все особы царского семейства, начиная с императрицы Екатерины II.
С этого дня на Руси начинались девичьи зимние посиделки, девушки занимались рукоделием за душевными беседами и тихим пением. Поскольку все это происходило при свете лучины, день стали называть Светцем.
6 ноября наши предки обязательно молились иконе Богородицы «Всех скорбящих Радость» и просили у Божией Матери оградить их от скорби и болезней. А еще в этот день на Руси отмечали начало ледостава и готовились к долгой суровой зиме, выносили зимнюю одежду на улицу и «освежали» ее первыми настоящими морозами.
По народным приметам, 6 ноября — идеальный день для покупки или продажи недвижимости, сделка будет выгодной.
Если за вами ходит белая собака, ваша жизнь будет счастливой и беззаботной, и вы не будете испытывать проблем с деньгами. Если сегодня выпал первый снег — это к добру, зима будет снежной, и не слишком холодной. Вороны собираются в стаи — готовьтесь к снегопаду.
Необычайно тёплая погода — зима будет хорошей. Упасть в яму — к долгой жизни. Продолжительный северный ветер — к снежной метели. Закат в облаках — к снегу.
После линьки у собаки появился густой мех — зима будет холодной.
Любые магические обряды этого дня помогут сделать вашу жизнь лучше. Например, незамужние девушки в этот день гадают на будущего жениха.
Запретов в этот день не много. Основной из них — нельзя в эту дату знакомиться или начинать с кем-либо общаться.
Также запрещено принимать подарки и угощения от противоположного пола, поскольку 6 ноября любого человека легко приворожить.
Еще нужно соблюдать осторожность в обращении с хрупкими предметах. Люди говорили, что разбитая посуда или зеркало могут привести к кончине близкого человека.
Фото: pixabay.com
Рожденные 6 ноября люди — напористые и жесткие личности. Они не жалеют на достижение своих целей ни времени, ни денег. Верят в свои таланты и возможности, поэтому часто вызывают зависть со стороны менее уверенных в своих силах людей. Сила воли у них гармонично сочетается с душевной теплотой. Они сострадательны и приходят на помощь в трудную минуту.
Православные верующие 6 ноября почитают чудотворную икону Богородицы «Всех скорбящих Радость».
Чудеса иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Впервые икона прославилась как чудотворная в 1688 году, когда она находилась в Спасо-Преображенской церкви в Москве. Чудо, которое явила икона, произошло с родной сестрой Патриарха Московского Иоакима.
Жившая на Ордынке женщина долгое время страдала неизлечимой болезнью — незаживающей язвой в боку. По преданию, взывая к Богородице об избавлении от болезни, Евфимия услышала голос, велевший ей идти в храм Преображения.
После молебна с водосвятием над иконой женщина излечилась — это стало первым чудом от иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». С того времени многие молящиеся получили помощь от Богородицы: слепые прозревали, немые начинали говорить, а глухие — слышать, бездетные женщины рожали здоровых младенцев, страждущие избавлялись от невзгод.
Слава о чудотворном образе вышла за границы Москвы. В 1711 году, при переезде царской резиденции в Санкт-Петербург, сестра Петра I великая княгиня Наталия Алексеевна увезла с собой копию Скорбященской иконы, которая стала одной из главных святынь новой столицы.
Летом 1888 года список с иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками тоже явил чудо.
В часовне деревни Клочки на окраине Петербурга произошел пожар из-за удара молнии. После того как огонь потушили, выяснилось, что икона «Всех скорбящих Радость» не только не сгорела, но потемневший от времени и копоти лик Божией Матери просветлел. Кружка для пожертвований, стоявшая рядом с образом, разбилась, деньги рассыпались по полу, а к иконе в разных местах прилепилось 12 медных монет — грошиков. Так список иконы получил новое название.
Весть о преображении иконы разнеслась по всей столице, и толпы людей устремились к чудотворному образу с грошиками. Вскоре появился новый тип иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», на которой краской стали писать грошики.
На месте сгоревшей часовни построили храм в честь прославленной иконы. После революции Скорбященский храм был взорван, но чудотворная икона «Всех Скорбящих Радость» сохранилась в семье прихожан. В годы Великой Отечественной войны святой образ поместили в Свято-Троицком храме. Великое множество людей, молясь перед этой иконой, получили от Божией Матери утешение в нечеловеческих испытаниях и скорбях, обрушившихся на ленинградцев в страшные годы блокады. После того как в Санкт-Петербурге была возрождена Скорбященская часовня, ставшая подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря, чудотворный образ Богородицы «Всех скорбящих Радость» с грошиками вернулся на свое историческое место.
Икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками стала источником бесчисленных чудес, многие неизлечимые больные получили исцеление. Так, в 1890 году прихожане часовни стали свидетелями удивительного выздоровления отрока Николая Грачева, страдавшего от припадков эпилепсии. Как-то ночью больной увидел перед собой Пресвятую Богородицу со святителем Николаем Чудотворцем и услышал голос: «Поезжай в часовню, где упали монеты, и ты получишь исцеление, но заранее никому ничего не говори». Прийдя утром в часовню, больной приложился к образу, и болезнь оставила его навсегда.
Таким же поразительным образом вскоре исцелилась и Вера Белоногина, 26-летняя жена писаря с суконной фабрики Торнтона. Она потеряла голос из-за горловой чахотки. Однажды во сне женщина услышала голос, повелевший идти в часовню. Отслужив молебен святой иконе «Всех скорбящих Радость», она вернулась домой и громко сказала своему мужу: «Я совершенно здорова!».
Иконография святого образа Божией Матери
На иконе «Всех Скорбящих Радость» Дева Мария изображена в полный рост с короной на голове и в царском одеянии. Известны также образы, где Богоматерь одета в обычное земное одеяние с белым платом на голове.
Мария держит младенца Иисуса на руках (также встречаются иконы без богомладенца, тогда Господь восседает в облаках в верхней части образа). От Богородицы исходит сияние. Вокруг нее — ангелы, посланные на помощь скорбящим людям.
В руках у Божией матери — четки, скипетр, свиток или хлеб.
Святой образ окружен разного рода бедствующими людьми. Все они испытывают страдания, скорбь, голод и недуги. Они припадают к Божией Матери в молитве об избавлении от скорбей.
Считается, что этот образ Божией Матери в первую очередь символизирует защиту обиженных, которые не могут найти справедливости, печалящихся без утешения, болеющих, страждущих и грешных, которые хотят искупить проступки.
Кому помогает икона и о чем перед ней молятся
К иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость» обращаются за помощью люди, которые потеряли надежду стать счастливыми. Просят у нее о помощи больные, обездоленные, вдовы, сироты, угнетенные и страдающие.
Этой иконе молятся в самых отчаянных и тяжелых жизненных ситуациях, молитва дарует верующим надежду и веру в светлое будущее. Также Божию Матерь просят об исцелении от различных болезней, помощи в тяжелом финансовом положении и возносят молитвы о семейном счастье.
6 ноября — Светец или Скорбящая Божья Мать
На Руси с 6 ноября начинались зимние девичьи посиделки. Как правило, девушки занимались рукоделием, одновременно пели или беседовали. Происходило все это при свете лучины, оттого и сам день нередко называли Светцем. «Русский светец — отрада девиц», — говорили в народе. Собирались обычно каждый вечер, кроме канунов больших праздников и суббот.
Обычно девушки рассаживались в большой избе, хозяйкой которой была пожилая женщина, чаще всего вдова. Ей платили «за наем» деньги, собранные в складчину, или договаривались о выполнении каких-то дел по хозяйству. Хозяйка ставила самовар, а девушки приносили с собой выпечку.
Посиделки начинались с «урочной» работы — каждой из девушек ее мать давала «урок», то есть задание, сколько и какой работы надо выполнить за вечер. Когда все было исполнено, в избу приходили деревенские парни и начиналось веселье: игры, танцы, песни.
Накануне праздника в храмах проходят вечерние праздничные богослужения. В этот день принято молиться иконе Скорбящей Божией Матери, просить ее избавить от скорби и болезней.
Что можно и нельзя делать 6 ноября
В народе верили, что 6 ноября нельзя принимать угощения от неугодных представителей противоположного пола. Считалось, что человека легко приворожить.
Кроме того, 6 ноября необходимо соблюдать осторожность с хрупкими предметами. Люди верили, что случайно разбитая посуда или зеркало может привести к чьей-то смерти в течение года.
Приметы 6 ноября
- Лучина или свеча трещит — жди мороз.
- Лучина или свеча искрит, но не загорается — придет оттепель.
- Вороны собираются в стаи — к снегопаду.
- Голуби воркуют — к теплой погоде.