Праздник царицы александры

Краткое житие мученицы Александры, Римской императрицы Святая Александра, супруга императора Диоклитиана, была тайной христианкой. Видя твердость веры святого Георгия во время его мучений, она решилась открыто свидетельствовать о своей вере Алекса́ндра Римская, Никомидийская, императрица

Мученица Алекса́ндра Римская, Никомидийская, императрица

Дни памяти

Житие

Существуют различные жития святой мученицы Александры Римской. Согласно одному из них, святая Александра, супруга императора Диоклетиана, была тайной христианкой. Видя твердость веры святого Георгия во время его мучений, она решилась открыто свидетельствовать о своей вере в Иисуса Христа. Она отправилась к месту, где мучили святого Георгия, упала к ногам великомученика и перед всеми объявила себя христианкой. Озлобленный Диоклетиан приговорил царицу к смерти. Святая Александра мужественно приняла этот приговор и кротко пошла на место казни, молитвенно обращая свой взор на небо. По дороге она, утомившись, попросила воинов позволить ей немного отдохнуть. Прислонившись к стене одного здания, она тихо скончалась (согласно другой версии, она, как и святой Георгий, была усечена мечом). Ее кончина последовала 4 мая 303 года, но память ее празднуют одновременно с великомучеником Георгием – 6 мая.

Стоит отметить, что согласно сочинению «О смертях гонителей» древнеримского историка, принявшего христианство, Лактанция (ок. 250 – ок. 325), женой императора Диоклетиана была Приска. Приска действительно исповедовала христианство. Но в 303 году, во время антихристианских гонений, инициированных ее супругом Диоклетианом, она со своей дочерью Галерией Валерией была вынуждена отречься от христианства и принести языческие жертвы. После отказа Диоклетиана от императорской власти Приска подверглась преследованиям со стороны преемников Диоклетиана – Лициния (Ликиния) и Максимина Дазы. По указанию Максимина, пожелавшего взять Валерию в жены, но получившего отказ, Приска вместе с дочерью отправилась в изгнание; они скрывались от преследований со стороны властей более года, скитаясь по восточным провинциям Римской империи. В 315 году Приска и Валерия были обнаружены близ Фессалоник, и по приказу Лициния они были схвачены и обезглавлены. Тела Приски и Валерии были сброшены в море.

Существует вероятность, что Приска могла получить имя Александра после своего крещения. Однако тогда приходится усомниться в рассказе современника Приски, историка-христианина Лактанция. При этом в житиях святых, составленных прп. Симеоном Метафрастом (Х век), в Ватиканском кодексе (916 год), других византийских и латинских древних текстах святая Александра не называется женой Диоклетиана. Исключение составляет компиляция византийского агиографа Феодора Дафнопата (Х век). Возможно, святая Александра являлась вдовой одного из императоров, правивших до Диоклетиана (с 270 по 284 год в империи сменилось 15 правителей). Впервые попытка отождествить Александру и Приску была сделана в XX веке. Так, в минее, изданной Московской патриархией, смерть Александры в 303 году названа мнимой и мученическая кончина отнесена к 313 году. Однако эта версия не подтверждается ни древними каноническими житиями, ни восточными апокрифами.

В этом ином житии святой Александры мы находим отголоски рассказа Лактанция. Согласно житию, после того, как император Диоклетиан отрекся от престола, власть перешла к его соправителю Максимиану Галерию, язычнику, грубому и жестокому воину. Его женой была дочь святой царицы Александры – святая мученица Валерия, которую Диоклетиан выдал замуж против ее воли еще в годы своего правления. Святая Александра воспитала дочь в христианском благочестии. Когда умер Галерий, император Максимин стал домогаться ее руки. Получив отказ, он сослал святую Валерию в Сирию, где она жила вместе с матерью. После смерти Максимина мать и дочь прибыли в Никомидию, надеясь на милость императора Лициния. Вместе со святым равноапостольным царем Константином он подписал Миланский эдикт, который предоставлял христианам свободу вероисповедания, однако втайне оставался врагом христианства. Лициний приказал казнить святую царицу Александру и дочь ее Валерию. Они были обезглавлены, а тела их бросили в море.

Развернуть

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь мученице Александре, царице Римской,
глас 4

Ца́рства земна́го сла́ву презре́вши,/ Еди́наго Христа́, нас ра́ди распя́таго, возлюби́ла еси́/ и, Того́ му́жественне испове́дающи,/ венце́м му́ченическим увенча́лася еси́,/ всеблаже́нная цари́це Алекса́ндро./ Те́мже и ны́не Престо́лу Царя́ сла́вы на Небесе́х предстоя́щи,// моли́ся о спасе́нии душ на́ших.


Перевод:

Отвергнув славу земного царства, ты возлюбила Единственного Христа, распятого ради нас, и Его мужественно исповедовав, увенчалась ты мученическим венцом, преблаженная царица Александра. Потому и сейчас, предстоя Престолу Царя славы на Небесах, молись о спасении наших душ.

Кондак мученице Александре, царице Римской,
глас 2

Храм Твой всечестны́й,/ я́ко цельбу́ душе́вную обре́тше вси ве́рнии,/ велегла́сно вопие́м ти,/ му́ченице Алекса́ндро, великоимени́тая:// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.


Перевод:

Твой почитаемый всеми храм (1Кор 3:16), как лекарство для души обретя, все верующие громко станем взывать тебе, прославленная мученица Александра: «Не переставая моли Христа Бога обо всех нас».

Развернуть

Храмы

Случайный тест

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Именины Александры

Святая царица Александра, вознесенная на небо (Карл Брюллов, 1845)

Имя это древнегреческое, по сути, производное от мужского, означающего «защитник», «оберегающий». «Александрой» иногда называли мифическую супругу греческого бога Зевса Геру, а также прорицательницу далеких времен Троянской войны – правда, более известную под именем Кассандры. Все это давно – и, видимо, правильно – забыто. Ведь имя давно стало христианским, будучи связано более чем с десятком угодниц Божиих.

Содержание страницы

  • Сколько всего святых с этим именем в церковном календаре
  • Когда именины у Александры по православному календарю?
    • Когда именины у девочки Саши?
    • Когда именины у женщин с именем Александра по Православному календарю
  • Наиболее почитаемые святые Александры и дни их памяти
    • Царицы
    • Преподобная
    • Новомученицы
  • Может ли быть покровителем женщины святой мужчина?
  • Как не перепутать с Днем Ангела
  • Как отпраздновать свои именины
  • Как поздравить Александру с именинами, что подарить
    • Похожие статьи

Сколько всего святых с этим именем в церковном календаре

Сейчас их насчитывается целых 13, причем 8 – почти наши современницы, прославленные как новомученицы Российские после 2000 г. Из других жен:

  • 4 – жили во времена гонений на веру, прославлены как мученицы;
  • 1 – в XIX в., прославлена также с 2000-х гг.

Александра Федоровна

Александра Федоровна Романова

Когда именины у Александры по православному календарю?

Когда тезоименитых святых несколько, есть возможность выбрать чтимую покровительницу. Твердо установленных правил здесь нет, лишь некоторые рекомендации, которые хранит благочестивая традиция. Согласно ей, возможно несколько вариантов:

  • угодница Божия, день памяти которой ближе всего ко дню рождения христианки;
  • бывает также, что православная женщина особо почитает угодницу Божию, жизнь, духовное устроение которой особенно близки душе; такой выбор также вполне возможен.

Если у святой несколько дней памяти, близкий к дню рождения будет считаться именинами, а другие иногда называют «малыми именинами».

Когда именины у девочки Саши?

Небесного покровителя ребенка выбирают, конечно, родители, но принципы этого выбора – все те же.

Когда именины у женщин с именем Александра по Православному календарю

Это следующие дни памяти:

  • Александры, прославленные, как новомученицы, чтятся на память Собора новомучеников и исповедников Российских; это переходящая дата; она отмечается 7 февраля – если это воскресенье; если же нет, то праздник приходится на следующий воскресный день; у некоторых новомучениц остается неизвестным день кончины, поэтому Собор – единственный их памятный день;
  • из 13 угодниц Божиих имеют собственные дни памяти – как правило, связанные с кончиной, переходом к Царству Небесному – 11; это даты (новый стиль) 14 и 22 марта, 2 апреля, 6 мая, 26 июня, 17 июля, 30 сентября, 13 и 18 октября, 19 ноября, 23 декабря.

Наиболее почитаемые святые Александры и дни их памяти

Каждая из них дорога сердцу верующих. Их подвиги были различны, но большинство угодниц Божиих – мученицы, принявшие кончину за Христа.

Царицы

Из древних святых наиболее чтима мч. Александра Римская, царица. Как указывают древние жития, обращенная ко Христу благодаря подвигу исповедания веры вмч. Георгия Победоносца.

Именины Александры

Александра Римская. Мозаика по картону Николая Бодаревского. Спас на Крови, Санкт-Петербург

Жития угодницы Божией различным образом говорят о ее кончине:

  • по одной из самых распространенных версий, она была супругой императора Диоклетиана, последние годы правления которого стали временем жестокого антихристианского гонения; видя страдания св. Георгия, Александра пришла к месту казни, где исповедала себя последовательницей Христа; разъяренный муж тут же приговорил ее к смерти; но по дороге к месту казни царица промыслом Божиим скончалась, завершив свой подвиг;
  • по другим источникам, Александра – не супруга императора; известно, что жену его звали Приска; однако, но и по этой версии мученица все равно принадлежала к царскому роду, возможно, была вдовой кого-то из прежних правителей Рима; во всяком случае несомненен факте ее обращения ко Христу, а также мученической смерти около 303 или 313 г.

Традиционно ее день памяти – тот же, что у вмч. Георгия, 6 мая.

Другая чтимая царица-мученица – супруга Николая II, Александра Феодоровна, убитая вместе со всей семьей 17 июля 1918 г. Именно тогда чтится ее память вместе с другими Царственными Страстотерпцами.

Царская семья в Тобольске

Царская семья в Ипатьевском доме, Екатеринбург.

Преподобная

С прп. Серафимом Саровским связано имя прп. Александры, основательницы нынешнего Серафимо-Дивеевского монастыря. Мирянкой матушка носила имя Агафии, была супругой помещика Мельгунова. Когда ей было 25 лет, а на руках была малолетняя дочь, Агафию постигло несчастье – скончался супруг. Молодая вдовица совершенно изменила свою жизнь, решив стать монахиней. Местом начала ее подвижнического пути был Флоровский монастырь Киева. Однако, по прямому указанию Пречистой Девы, она покидает Киев, имея благословение Богородицы – учредить женскую обитель.

Александра Дивеевская

Прп. Александра поручает сестер прп. Серафиму.
Настенная роспись Казанской церкви Дивеевской обители

Местом, где сначала появилась община (позже ставшая монастырем) стало Дивеево, а духовными руководителями сестер – старцы Саровского монастыря, сначала настоятель, о. Пахомий, а по его смерти – прп. Серафим. Он и похоронил матушку, пред кончиной принявшей постриг с именем Александры. Преподобный говорил о ней:

«Она великая жена, святая, смирение ее было неисповедимо, слез источник непрестанный, молитва к Богу чистейшая, любовь ко всем нелицемерная!»

Память матушки празднуется 26 июня.

Новомученицы

Земная жизнь многих из них еще ждет своего исследователя – утрачены многие документы, погибли во время гонений свидетели подвигов. Вот лишь некоторые имена:

  • послушница Александра Хворостянникова была арестована в 1937 г. как «церковница», открытая исповедница веры Христовой; еще до революции она поступила в женскую общину, затем, хотя не успела принять постриг, вела, по сути, иноческий образ жизни; она не скрывала ни веры, ни критического отношения к власти; матушку осудили на 10 лет, в 30 сентября1943 г. она погибла в лагере;
  • преподобномученица Александра Червякова носила это иноческое имя в честь блгв. Александра Невского; к 1930-м она считалась известной, более того, прозорливой старицей, к которой многие приходили за духовным советом; дом матушки давал также приют вернувшимся из ссылки священнослужителям; власти, конечно, не могли не обратить внимания на исповедницу – ее арестовали, 13 октября 1937 г. расстреляли на полигоне Бутово.

Может ли быть покровителем женщины святой мужчина?

Как показывает пример новомученицы Александры (Червяковой) – конечно, да. Однако, по традиции такие имена все же даются инокиням Это как бы особо подчеркивает, что у Бога «нет ни мужеского пола, ни женского» (Гал.3:28), а подвиг монашеской жизни требует мужества – то есть мужского качества.

Вместе с тем, нет запрета на то, чтобы выбрать какого-либо св. Александра для девочки при Крещении, если такой угодник Божий особенно близок семье. Кроме благоверного князя, Александров по Святцам можно найти еще несколько десятков. Родителям, которые избирают девочке покровителем святого-мужчину, обычно советуют обговорить вопрос со священником, совершающим Таинство.

Как не перепутать с Днем Ангела

Древние христиане разделяли два праздника:

  • день Ангела, то есть принятия Крещения, когда человеку дается небесный Хранитель;
  • собственно именины, или «тезоименитство», когда празднуется соименный верующему Божий угодник.

Сейчас традиция блюдется уже не так строго, часто можно встретить понятия «дня Ангела» и «именин», употребляемые как синонимы. Но все же знать о древнем обычае полезно, а день Крещения – действительно особый, достойный того, чтобы его отмечать должным образом наряду с памятью небесного покровителя.

Молитва Ангелу Хранителю

Иконография: Ангел-хранитель Датировки: XIX в. Вторая половина XIX века. Материал: Дерево, маслоРазмеры иконы:  высота 31 см, ширина 25,5 см Фронтальное изображение ангела-хранителя в рост.

Как отпраздновать свои именины

Традиционно христианки в этот день:

  • стараются накануне посетить богослужение, исповедаться, а утром – прийти на литургию, дабы принять Причастие;
  • если день именин будний, а женщина или девочка должна быть на работе или учебе, приступить к таинствам можно в ближайший к именинам воскресный день; сам день праздника многие отмечают усиленной молитвой своей покровительнице – например, можно почитать дома канон, акафист;
  • вполне допустимо также собрать на этот день друзей, родных на небольшое застолье; однако при этом необходимо помнить о духовной сущности празднования, о том, что день по преимуществу посвящен не самой «имениннице», а все же ее небесной покровительнице; такие благочестивые празднования, как показывает опыт Церкви, угодны тезоименитому святому, Самому Господу.

Евхаристия

Как поздравить Александру с именинами, что подарить

Подарки на именины обычно несколько отличаются от тех, что вручаются, например, на день рождения. Впрочем, нет ничего плохого преподнести на день именин цветы, или иной подобный подарок. Если же хочется связать его все же с празднуемой святой, это может быть:

  • ее икона;
  • житие, или книга о ней (например, немало литературы посвящено Царственным Страстотерпцам, включая царицу Александру, прп. Александре Дивеевской);
  • возможно, какая-то святыня, например, масло, освященное на ее мощах.

У Господа много святых, дающих нам не просто нравственный пример, но очень часто – ведущих по жизни, уберегая от бед, наставляя, вразумляя. Отношения с ними – глубоко личные, особенные. А день тезоименитства – время, когда хочется не только молиться, но также – молчать, ощущая в этом молчании незримое присутствие своего небесного покровителя.

Наталья Сазонова

Читайте также:

Как немецкая принцесса стала русской святой. Елизавета Федоровна

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

День святой Александры празднуется по церковному календарю одновременно с праздником великомученика Георгия — 23 апреля. Эта дата известна ещё с Х века, она была записана в Типиконе Великой церкви. 

Дата связана с кончиной святой 21 апреля 303 г., однако поминание стало проводиться двумя днями позже.

Житие святой мученицы Александры

Православная святая Александра упоминается в житии великомученика Георгия Победоносца как царица и жена римского императора Диоклетиана (303 год) — ярого последователя идолослужения и гонителя христианства, согласно распоряжениям которого все церкви подлежали уничтожению, церковные книги — сожжению, а церковное имущество отходило государству. Каждый христианин должен был принести жертвы императору и языческим богам. За отказ подвергали пыткам, тюремному заключению и смертной казни.

На совещании царя и князей об убиении неповинных христиан святой Георгий не побоялся выступить против этого бесчинства. Копья, которыми изгоняли с собрания святого, стали мягкими, как олово, и не причинили вреда мученику. Георгий был приговорён к колесованию. После исполнения приговора Ангел Господень исцелил его раны. Каждый раз после изощренных пыток и мучений, которые придумывал Диоклитиан для Георгия Победоносца в отместку за его твердую христианскую веру, великомученик исцелялся чудесным образом, взывая в молитве к Богу. С помощью Божией он воскрешал мёртвых и изгонял бесов из идолов. Наблюдая за подвигами Георгия Победоносца, святая Александра уверовала во Христа и стала открыто исповедовать свою веру. У ног мученика она смело высмеивала языческих богов, чем навлекла на себя гнев своего супруга.

За отказ служить идолам Диоклетиан вынес исповедникам Христовым смертный приговор в виде усечения мечом. Святая Александра кротко последовала за Георгием, читая про себя молитвы и взирая на небо. По дороге она попросила отдыха и, облокотившись на здание, тихо умерла. Это случилось 21 апреля 303 года в Никомидии.

Покровительница русских монархов

Святая Александра особо почиталась в семье российских монархов как покровительница двух императриц: Александры Фёдоровны — супруги Николая I, Александры Фёдоровны — супруги Николая II. За время их правления в Москве был построен и освящен целый ряд храмов во имя царицы Александры.

Храм в честь великомученицы в Петергофе

В 1854 году начала строиться церковь святой Александры на Бабьем гоне. При торжественной закладке 11 августа при участии императора Николая I был положен камень со святых берегов Иордана. В дальнейшем этот храм станет излюбленным местом для молитвы императорской семьи. Пятиглавая каменная церковь отличалась неповторимой красотой. В архитектуре храма был использован один из красивейших элементов древнерусской архитектуры — «кокошники».

Резной деревянный иконостас — подарок императора Николая I — явился настоящим украшением церкви. На строительство храма потрачено было немало денег. Доставка материалов в гору потребовала значительных затрат. На торжественном освящении церкви святой мученицы Александры присутствовали Николай I и члены царской семьи. В своей речи по окончании Божественной службы император поблагодарил всех, кто участвовал в строительстве.

Храм Святой Александры на Бабигонских высотах был рассчитан примерно на 500 человек молящихся. В церкви имелась дарохранительница из красной сибирской яшмы, утварь из драгоценных камней, золота и серебра.

Разрушение храма

Божественные службы в церкви во имя святой Александры проходили вплоть до 1940 года, пока не поступило предложение превратить это святое место в развлекательный клуб. Но война не позволила осуществить намеченные планы. Храм неоднократно подвергался обстрелам, а бомбовые удары нанесли церкви значительные повреждения.

После войны храм передали совхозной мастерской, подвал же приспособили под овощехранилище. Только в 1991 году здание было возвращено епархии. К началу реставрации церковь святой мученицы Александры представляла собой печальное зрелище: пятиглавое завершение было утрачено, отсутствовала глава большого купола и малых главок, снесён шатер колокольни с главкой, исчезло живописное убранство храма и резной иконостас, разрушена винтовая лестница, не было ни окон, ни дверей.

Восстановление храма

В 1998 году впервые после столь продолжительного перерыва в церкви святой мученицы Александры была совершена Божественная служба. Это знаменательное событие произошло на престольный праздник. А через год, с апреля 1999 года, богослужения в храме стали совершаться регулярно. До сих пор проводятся работы по восстановлению его первоначального облика.

Другие храмы во имя святой Александры

В Санкт-Петербурге есть также Путиловский храм, построенный во имя святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры. В 1925 году он был закрыт, снесены купола и кресты. В дальнейшем церковь превратили в клуб, в 1940 году передали областной автотранспортной школе, а после войны — галантерейному предприятию.

В 90-х годах начался процесс возвращения здания Русской православной церкви. В 2006 году отмечалось 100-летие Путиловской церкви. В этом же году прошла первая после 80-летнего перерыва служба. Сейчас в храме святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры богослужения проходят регулярно.

В честь святой мученицы были освящены до революции многие столичные военные училища. На Знаменке раньше находилось Александровское военное училище. Церковь его была построена в честь святой Александры. В 1833 году был освящён храм при Александринском дворце в Нескучном саду во имя Александры Римской. В 1895-1899 годах возведена церковь святой мученицы царицы Александры в пос. Муромцево Владимирской области. Храмы, освящённые в её честь, есть и за рубежом. Например, в Армении, Украине, Германии, Финляндии, Венгрии.

Иконы

Святая Александра, икона которой находится в Санкт-Петербурге в Петергофе, в соборе Владимирской иконы Божией Матери, в храме Воскресения Христова (Спас на Крови), Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, в Государственной Третьяковской галерее, в Свято-Никольском мужском монастыре в Саратове и в других храмах России и за её пределами, являла собой пример любви к Богу и благочестия. Великомученица изображена обычно на иконах в царской одежде и венце, часто с крестом в руке. Существует много единоличных изображений.

Лик царицы Александры мы видим также на других иконах и росписях храмов. Так, мученица запечатлена на иконе «Избранные святые», которая находится в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Икона Святителя Николая Чудотворца и святой царицы Александры расположена в государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Изображение мученицы есть в мозаике Брюллова в главном иконостасе Исаакиевского собора, в соборе Воскресения Христова (Спаса на крови) и в других местах.

В чем помогает святая

Императрице Александре Римской молятся о спасении души и избавлении от всякого зла, укреплении веры. Великомученица поможет всем страждущим, ищущим ответа на сложные жизненные вопросы, и защитит от предательства. Сильно брачное действие икон с изображением святой, которая помогает укрепить узы брака, сохранить добрые отношения в семье.

Источник

Жестокие преследования последователей учения Христа на территории, подвластной Риму, случились в IV веке. Новые властители решили с помощью языческих богов восстановить Римскую империю и укрепить свое господство. О жизни, христианском подвиге святой Александры Римской, супруге императора Диоклетиана, известно из свидетельств о казни великомученика Георгия Победоносца.

Содержание

  • 1 Что известно про житие святой царицы римской
  • 2 Значение святой мученицы в православии
  • 3 Почитание великомученицы
  • 4 Иконография
  • 5 О чем просят перед образом
  • 6 Тексты
    • 6.1 Тропарь
    • 6.2 Кондак

Что известно про житие святой царицы римской

В 284 году римским императором был провозглашен Диокл, нарекший себя Диоклетианом. Смерть императора Кара и его сына Нумериана стала причиной сосредоточения власти в руках бывших военачальников. Диоклетиан разделил империю на 4 провинции, оставив одну под своим управлением, а в 3 назначил цезарей. Для укрепления союза были заключены брачные союзы с дочерями цезарей и императора.



Диоклетиан был противником христиан, так как считал, что это вероучение способствует распаду империи. Он поставил цель возродить язычество, чтобы легитимизовать свою власть. По его приказу во всех провинциях стали разрушать христианские храмы. Последователей учения Христа принуждали публично избавиться от книг и принести жертву в языческом храме.

На территории империи действовал закон, согласно которому христиане не могли занимать государственные должности, не подлежали защите в суде. Особенно жестокие гонения (пытки, казни) применялись на землях, контролируемых Диоклетианом.

Неоправданная жестокость вызывала внутренний протест не только у верующих в Христа, но и воспитанных в языческой вере. Так случилось с любимым военачальником императора Георгием, его женой Александрой и дочерью Валерией.

Георгий родился в городе Бейруте и был воспитан в христианской вере. Распространение новой религии во II столетии от Р. Х. было поддержано римскими правителями. Число приверженцев вероучения росло. Георгий стал военным. Храбрый, умный солдат был замечен командирами и получил повышение.

александра римская

Георгий отличился в завоевательных войнах и подавлении восстаний на границах империи. По приказу Диоклетиана армия стала инструментом подавления инакомыслия. Отряды входили в селения, где жили христиане. При отказе совершить жертву перед языческими богами люди подвергались пыткам и казни.

Георгий не мог явно нарушить приказ, но способствовал спасению единоверцев. Нашлись предатели, донесшие на Георгия Диоклетиану. Военачальник был отозван в Никомедию (столицу восточной Римской провинции) и подвергнут допросу. Георгий не стал отрицать, что верит в Христа и не будет отказываться от учения. Он выступил с гневным обращением к правителю, призывая его прекратить гонения на христиан.

Разгневанный властитель приказал подвергнуть его жестоким пыткам:

  1. Святого заключили в темницу, сковав ноги-руки цепями, положив на грудь тяжелый камень, который придавил его к земле и не давал дышать. Господь дал ему силы выдержать испытание.
  2. После избиения воловьими жилами окровавленного мученика бросили в ров с негашеной известью, чтобы она разъела его плоть до костей. Молитвенные обращения к Богу снова уберегли Георгия от страданий.

Царица Александра выросла в языческой семье. Желание Диоклетиана возродить поклонение языческим богам ее не возмутило. Слухи об истязании одного их военачальников за веру в Христа распространились по Никомедии. Александра была поражена мужеством Георгия, силой его веры и поддержкой Господа. Она стала свидетельницей, как мученик был невредимым извлечен из негашеной извести.

александра римская

Диоклетиан, увидев, какое впечатление на жену произвело чудесное спасение христианина, повелел отправиться ей во дворец. Мучения Георгия продолжались 8 дней. Царица Александра не выдержала заточения, пришла на место истязания великомученика, припала к его ногам и объявила, что принимает веру Христа, отвергая языческих богов.

Разгневанный император приказал отрубить обоим голову. Казнь должна была состояться за пределами Никомидии. По дороге Александра почувствовала усталость и попросила у стражи небольшую передышку. Она присела у скалы и умерла. Тело никомедийской императрицы стражники оставили лежать на дороге и отправились далее, к месту казни. О кончине царицы 21 апреля 303 года сохранилась запись в акте мученичества святого Георгия.

Господь не дал умереть новообращенной. Смерть была мнимой. Александра, вместе с дочерью Валерией, еще 10 лет проповедовала заветы Бога в Сирии. В 313 году они вернулись в Никомедию, надеясь на изменение отношения к христианам со стороны нового императора Ликиния. Вероломный правитель приказал отрубить матери и дочери головы, останки бросить в море.

Значение святой мученицы в православии

Раннехристианская мученица – пример силы духа и веры в Бога. Господь не оставляет без поддержки истинно верующих, способных на самоотверженный подвиг во имя Иисуса Христа. Александра не устрашилась гнева мужа, ярость которого против христиан не пощадила и ее.

александра римская

Почитание великомученицы

День памяти Александры Римской – 6 мая (23 апреля по старому стилю). О дне смерти (21 апреля) царицы имелось упоминание в Богослужебном Уставе X века. В Минологие византийского императора Василия II (сборнике важнейших христианских событий с иллюстрациями) имеется миниатюра с изображением казни вмч. Георгия и смерти Александры Римской и краткое описание ее жизни.

Феофан Начертанный, византийский монах, причисленный православной церковью к лику преподобных, был автором канона в честь Александры Никомедийской. В практику православных богослужений он не был включен. Тропарь о римской мученице читается во время службы в честь святого Георгия.

Римская царица была признана небесной покровительницей российских императриц, принявших при крещении в православие имя Александра:

  1. Александра Федоровна, жена Николая I. Годы жизни – 1798-1860. До вступления в брак принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская.
  2. Александра Федоровна, жена Николая II. Годы жизни – 1872-1918. Немецкая принцесса Гессен-Дармштадтская.

В Армении, на территории русской военной базы «Александрополь» (по имени императрицы Александры Федоровны) в 1837 году было начато строительство храма. В 1842 году он был освящен в честь небесной покровительницы – святой мученицы Александры. В 1918 году церковь сожгли турецкие солдаты. В 2008-2009 году храм был восстановлен и освящен.

В 1840 году при восстановлении церкви Иоасафа в Измайлово в честь Александры Римской был переосвящен один из Престолов. В 1936 году храм был разрушен.

александра римская

Иконография

Святую Александру Римскую иконописцы изображают отдельно, в сюжете с великомучеником Георгием и ангелом, императором Диоклетианом. На иконе мученица написана в царском наряде, с крестом в правой руке. Левая рука поднята в благословляющем жесте.

В справочнике иконописцев «Ерминии» содержится описание Александры во время казни великомученика Георгия: мертвая царица сидит на камне, ангел принимает ее душу. В сюжете с признанием вероисповедания римский император грозит стоящей перед ним Александрой.

О чем просят перед образом

К иконе мученицы обращаются, когда чувствуют, что соблазны земные расшатывают веру в Бога. Лень, зависть, ревность, жадность и другие человеческие пороки развращают душу, не дают обратиться к Господу с искренней молитвой. Александру Римскую просят помолиться перед Всевышним, чтобы по его милости очиститься от греховной скверны и получить Благодать Святого Духа.

Тексты

К святой обращаются своими словами или повторяют тропарь на службе в память великомученика Георгия или кондак.

Тропарь

Ца́рства земна́го сла́ву презре́вши,/ Еди́наго Христа́, нас ра́ди распя́таго, возлюби́ла еси́/ и, Того́ му́жественне испове́дающи,/ венце́м му́ченическим увенча́лася еси́,/ всеблаже́нная цари́це Алекса́ндро./ Те́мже и ны́не Престо́лу Царя́ сла́вы на Небесе́х предстоя́щи,// моли́ся о спасе́нии душ на́ших.



Кондак

Храм Твой всечестны́й,/ я́ко цельбу́ душе́вную обре́тше вси ве́рнии,/ велегла́сно вопие́м ти,/ му́ченице Алекса́ндро, великоимени́тая:// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

День памяти царицы Александры Римской

Святая Александра, супруга императора Диоклетиана, была тайной
христианкой. Видя твердость веры святого Георгия во время его мучений,
она решилась открыто свидетельствовать о своей вере в Иисуса Христа. Она
отправилась к месту, где мучили Георгия, упала к ногам
великомученика и перед всеми объявила себя христианкой.
Озлобленный Диоклетиан приговорил царицу к смерти. Святая Александра мужественно приняла этот приговор и кротко пошла на место казни, молитвенно обращая свой взор на небо. По дороге она, утомившись, попросила воинов позволить ей немного отдохнуть. Прислонившись к стене одного здания, она тихо скончалась. Ее мирная кончина последовала 21 апреля 303 года, но память ее празднуют одновременно с великомучеником Георгием, 23 апреля по церковному календарю.


Тропарь, глас 4

Царства земнаго славу презревши,/ Единаго Христа, нас ради распятаго, возлюбила еси/ и, Того мужественне исповедающи,/ венцем мученическим увенчалася еси,/ всеблаженная царице Александре./ Темже и ныне Престолу Царя славы на Небесех предстоящи,/ молися о спасении душ наших.

Монастыри, в которых почитается этот праздник

/
Липецкая епархия

Липецкая обл., г. Задонск, ул. Коммуны, д. 14.

/
Саратовская епархия

г. Саратов, ул. Дегтярная, д. 26

/
Шадринская епархия

Россия, Курганская область, Катайский район, село Боровское

Святая царица АлександраАлександра Феодоровна (1872 — 1918), императрица Всероссийская, благоверная царица, страстотерпица.

Память 4 июля в день кончины, в Соборах новомучеников и исповедников Российских, Костромских и Санкт-Петербургских святых

Родилась 25 мая 1872 года в Дармштадте, в семье великого герцога Гессенского Людвига IV и великой герцогини Алисы, урождённой принцессы Великобритании и Ирландии, второй дочери королевы Английской Виктории. Была крещена в лютеранстве с именем Алиса Виктория Елена Бригитта Луиза Беатриса. Кроме принцессы Алисы в семье великого герцога Людвига IV были дети: Виктория, Элла (будущая великая княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна), Эрнст Людвиг, Ирена. Воспитанием детей руководила мать, высокообразованная женщина, известная своей благотворительной деятельностью. Во время эпидемии дифтерита великая герцогиня Алиса заразилась, ухаживая за больными, и скончалась в возрасте 35 лет 14 декабря 1878 года. Потеряв мать, принцесса Алиса с 6 лет жила у бабушки, королевы Виктории. При английском дворе она получила воспитание и разностороннее образование, свободно говорила и писала на нескольких языках. В семье за веселость и красоту ее звали «солнечный луч». В юности принцесса Алиса посещала лекции на философском факультете Гейдельбергского университета, где получила диплом бакалавра философии. Культура ведения дневника и переписки отличала принцессу Алису с детства.

В июне 1884 года 12-летняя принцесса Алиса впервые посетила Россию, приехав на свадьбу сестры, принцессы Эллы, и великого князя Сергея Александровича. В январе 1889 года по приглашению великого князя Сергея Александровича принцесса вновь приехала в Россию вместе с братом и отцом. Гости провели 6 недель в Сергиевском дворце в Санкт-Петербурге. Юная принцесса вызвала глубокое чувство у наследника русского престола цесаревича Николая Александровича, однако в императорской семье надеялись на брачный союз цесаревича с королевской фамилией Франции, невестой наследника хотели видеть Елену Луизу Генриетту, дочь Луи Филиппа Бурбона Орлеанского, графа Парижского. В августа 1890 года принцесса Алиса гостила у великой княгини Елисаветы Феодоровны в Ильинском, но цесаревич не смог ее увидеть. В 1894 году резко ухудшилось здоровье императора Александра III Александровича, и вопрос о престолонаследии и женитьбе цесаревича решился быстро.

2 апреля 1894 года Николай Александрович выехал в Кобург, чтобы сделать предложение принцессе Алисе. Его сопровождал протопресвитер Иоанн Янышев, духовник императорской семьи в 1883-1910 годах, который должен был преподать принцессе основы Православия. Е. А. Шнейдер, учительнице великой княгини Елисаветы Феодоровны, поручили обучить принцессу Алису русскому языку. 8 апреля того же года состоялась помолвка, принцесса Алиса и цесаревич Николай 12 дней провели в Кобурге, Дармштадте, а затем месяц — в Англии. Обручение принцесса Алиса считала счастливейшим событием в своей жизни, оставалось решить вопрос о переходе в Православие. Принцесса была очень религиозна и не решилась изменить лютеранству, но помогла настойчивость сестры, великой княгини Елисаветы Феодоровны, присоединившейся к Православию после 8 лет брака. По просьбе великой княгини протопресвитер Иоанн Янышев полгода прожил при Гессенском дворе, ежедневно занимаясь и беседуя с принцессой Алисой, и впоследствии стал ее духовником.

Осенью 1894 года в Дармштадт стали приходить тревожные вести о здоровье императора Александра III, 5 октября принцесса получила телеграмму, срочно вызывавшую ее в Россию. 10 октября она приехала в Крым, в Ливадию, где пробыла вместе с императорской семьёй до 20 октября — дня смерти императора Александра III. 21 октября в церкви ливадийского дворца принцесса Алиса была принята в лоно Православной Церкви через миропомазание и наречена Александрой Феодоровной в честь мученицы царицы Александры. 14 ноября того же года, в день рождения императрицы Марии Феодоровны, когда были дозволены отступления от строгого траура, состоялось бракосочетание императора Николая II и Александры Феодоровны в церкви Зимнего дворца. 14 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось коронование царственной четы.

Императрица Всероссийская

Императрица стремилась стать «настоящей помощницей во всех отношениях» своему самодержавному супругу. Протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский писал, что государыня видела «в лице своего мужа священного Помазанника Божия. Став русской царицей, она сумела возлюбить Россию выше своей первой родины» [2]. Впоследствии историки отмечали теоретический ум императрицы и называли ее письма, детально освещавшие состояние русского двора и Петербурга, «историческим материалом первостепенной важности» [3].

Венценосная семья сделалась образцом подлинно христианской, сплочённой семьи. У императорской четы родились 4 дочери: страстотерпицы великие княжны Ольга Николаевна (3 ноября 1895), Татиана Николаевна (29 мая 1897), Мария Николаевна (14 июня 1899), Анастасия Николаевна (5 июня 1901). 30 июля 1904 года на свет появился долгожданный, вымоленный у Бога наследник престола — страстотерпец цесаревич великий князь Алексий Николаевич, которому передалась наследственная болезнь потомков королевы Виктории — гемофилия. Государыня несла заботы о воспитании и обучении детей, передала им свою культуру переписки и ведения дневника, свою религиозность. Не случайно царская семья, по словам историков, принадлежат «к числу лучше всего документированных в истории» [4]. Кроме письменных источников сохранилось более 150 тысяч фотографий императорской семьи, в которой каждый имел личный фотоаппарат; известны более тысячи альбомов с фотоснимками [5].

Императрица заботилась о здоровье всех членов семьи, особенно сына. Первоначальное обучение наследника она вела самостоятельно, позже пригласила к нему выдающихся педагогов и наблюдала за ходом учения. Благодаря большому такту императрицы болезнь цесаревича была семейной тайной. Постоянное беспокойство за жизнь Алексия стало главной причиной появления при дворе Г. Е. Распутина, который обладал способностью останавливать кровотечение с помощью гипноза, поэтому в опасные моменты болезни он становился последней надеждой на спасение ребенка. Материнские терзания императрицы и желание сохранить мир в семье со стороны царя обусловили роль Распутина в жизни двора.

По свидетельству современников, государыня была глубоко религиозна. Церковь являлась для нее главным утешением, особенно в то время, когда обострялась болезнь наследника. Фрейлина С. К. Буксгевден отмечала, что императрица Александра верила «в исцеление через молитву», которое связывала со своим происхождением со стороны Гессенского дома от Елисаветы Тюрингенской (Венгерской) (1207-1231), устроившей в Марбурге, Айзенахе, Вартбурге больницы во имя великомученика Георгия и святой Анны и лечившей прокаженных [6]. Императрица выстаивала полные службы в придворных храмах, где ею был введен монастырский богослужебный устав. Комната Александры Феодоровны во дворце представляла собой «соединение спальни императрицы с кельей монахини. Огромная стена, прилегавшая к постели, была сплошь увешана образами и крестами» [7]. Под образами стоял аналой, покрытый древней парчой. В июле 1903 года Николай II и Александра Феодоровна участвовали в торжестве прославления и открытия мощей преподобного Серафима Саровского, на средства императорской семьи были сооружены рака и сень для мощей. За год до этого императрица прислала в Саровскую пустынь лампаду и церковные облачения с просьбой ежедневно служить молебен о ее здравии в часовне, устроенной над могилой преподобного Серафима. Она была уверена, что благодаря молитвам преподобного Россия получит наследника [8].

Заботами императорской семьи было воздвигнуто несколько православных храмов. На родине Александры Феодоровны, в Дармштадте, был построен храм во имя святой Марии Магдалины в память первой Российской императрицы из Гессенского дома — Марии Александровны. 4 октября 1896 года в Гамбурге в присутствии Николая II, Александры Феодоровны, великой княгини Елисаветы Феодоровны, великого герцога гессенского в память коронования Российского императора и императрицы был заложен храм во имя Всех святых. На свои средства императорская семья по проекту архитекторов С. С. Кричинского и В. А. Покровского создала в Александровском парке Царского Села Феодоровский городок с придворным собором во имя Феодоровской иконы Божией Матери, освященным 20 августа 1912 года, где была устроена молельная с аналоем и креслом для государыни. Подземный храм во имя преподобного Серафима Саровского явился подлинной сокровищницей старинной иконописи и церковной утвари, в нем находилось Евангелие царя Феодора Иоанновича. Под покровительством императрицы работали комитеты по сооружению храмов в память моряков, погибших в Русско-Японской войне 1904-1905 года, и собора Святой Троицы в Петрограде.

Одним из первых начинаний императрицы, прославившейся своей благотворительной деятельностью, стало покровительство императорскому женскому Патриотическому обществу, по рескрипту императора Николая II от 26 февраля 1896 года. Необычайно трудолюбивая, много времени посвящавшая рукоделию, императрица организовывала благотворительные ярмарки и базары, где продавались самодельные сувениры. Под ее покровительством находилось множество благотворительных организаций: Дом трудолюбия с учебными мастерскими кройки и шитья и детским интернатом; Общество трудовой помощи образованным лицам; Дом трудолюбия образованных женщин; Ольгинский приют трудолюбия для детей лиц, находящихся на излечении в больнице святой Марии Магдалины; Попечительство императорского Человеколюбивого общества для сбора пожертвований на ремесленное образование бедных детей; Общество трудовой помощи «Улей»; царскосельские Общество рукоделия и Школа народного искусства для обучения кустарному делу; Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества; Братство во имя Царицы Небесной в Москве (при нем существовал приют для 120 детей — слабоумных, калек, эпилептиков — со школой, мастерскими, ремесленным отделением); Приют-ясли 2-го временного Комитета попечительства по охране материнства и младенчества; Приют имени императрицы Александры Феодоровны в Харбине; ясли Петергофского Благотворительного общества; 4-й Петроградский комитет Всероссийского попечительства об охране материнства и младенчества с убежищем для матерей и яслями-приютом; «Школа нянь» в Царском Селе, учрежденная на личные средства императрицы; царскосельские Община сестер милосердия Российского общества Красного Креста (РОКК) и Дом государыни-императрицы для призрения увечных воинов; Крестовоздвиженская община сестер милосердия РОКК; 1-й Петроградский дамский комитет РОКК; Михайловское в память генерала М. Д. Скобелева общество врачебной помощи малообеспеченным женам, вдовам, детям и сиротам воинов (при нём существовали амбулатория, стационарное отделение, приют для девочек — сирот воинов); Всероссийское Александро-Невское братство трезвости (при нём школа, детский сад, дачный поселок, книжное издательство, народные хоры).

В период Русско-Японской войны Александра Феодоровна лично подготовила санитарные поезда и склады медикаментов для отправки на театр военных действий. Наибольшие труды несла императрица во время Первой Мировой войны. С начала войны Александра Феодоровна и ее старшие дочери прошли курсы ухода за ранеными в Царскосельской общине. В 1914-1915 годах императорский поезд побывал в Москве, Луге, Пскове, Гродно, Двинске (ныне Даугавпилс), Вильне (ныне Вильнюс), Ковно, Ландварово, Ново-Свенцянах, Туле, Орле, Курске, Харькове, Воронеже, Тамбове, Рязани, Витебске, Твери, Лихославле, Ржеве, Великих Луках, Орше, Могилёве, где императрица и ее дети посещали раненых воинов. Для подвижных и полевых складов императрицы создавались специальные поезда. При каждом складе были походная церковь и священник. Для оказания материальной поддержки раненым солдатам и их семьям были учреждены Верховный совет по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов, Всероссийское общество здравниц в память войны 1914-1915 годов. Под покровительством императрицы находились лазареты: при Доме трудолюбия имени Е. А. Нарышкиной; при петроградском Ортопедическом институте; при Михайловском в память М. Д. Скобелева обществеве и другие. В Зимнем дворце работал в 1914-1917 годах Комитет склада императрицы.Исключительный интерес для русской культуры, истории, науки представляют предметы дворцового быта, коллекции древностей, собрания книг и произведений искусства, составленные императрицей и августейшей семьей. Все императорские заказы, предназначенные для дворцов, были уникальны, дубликаты не допускались. Библиотека императрицы и великих княжон в Зимнем дворце насчитывала около 2 тысяч томов, там же хранились и рукописи. Книги Александры Феодоровны находились также в Ливадии, Царском Селе, они отмечены экслибрисом и являются произведениями издательского и переплетного искусства. Поддержка Александрой Феодоровной и всей императорской семьей фирмы Фаберже стала предпосылкой появления нового направления в прикладном искусстве — «императорского стиля», «дизайна и стиля Фаберже». Императрица собирала древности и оказывала содействие ученым. Она получила почетный диплом Археологического института, комитет по сооружению в Москве Музея изящных искусств имени императора Александра III избрал ее почетным членом за активное содействие музею, Пергамский зал музея был назван в честь императрицы. Под покровительством государыни находилось императорское Общество востоковедения, имевшее целью «распространение среди восточных народов точных и правильных сведений о России, а также ознакомление русского общества с материальными нуждами и духовною жизнью Востока». Александра Феодоровна была искусной художницей, в храме святой Марии Магдалины в Дармштадте сохранились вышитые ею иконы. К началу 1903 года она сделала рисунки русского костюма для благотворительного бала в Зимнем дворце, консультируясь с директором Эрмитажа И. А. Всеволожским. Императрица была одета в золотую парчовую одежду, созданную по эскизам с одежды царицы Марии Ильиничны. Другой работой Александры Феодоровны является рисунок знака для частей императорского конвоя. Императрица коллекционировала произведения из многослойного стекла и лично делала указания по производству императорским фарфоровым и стеклянным заводам.

В последние годы царствования, особенно во время Первой мировой войны, Александра Феодоровна стала предметом безжалостной и безосновательной клеветнической кампании, ведомой революционерами и их пособниками как в России, так и в Германии. Широко распространялись слухи о супружеской измене императрицы, о её якобы нецеломудренных отношениях с Распутиным, о её предательстве Родины в пользу Германии. Эта ложь, нагнетаемая в целях свержения царского дома и смущения русского народа, одно время широко распространилась не только в популярных, но и в научных публикациях. Однако, при том что государь знал о чистоте личной жизни императрицы, он также лично распорядился о проведении секретного расследования по поводу «клеветнических слухов о сношениях императрицы с немцами и даже о ее предательстве Родины». Хотя в предвоенный период императрица действительно поддерживала улучшение отношений с Германией, было установлено, что слухи о желании сепаратного мира с немцами, передаче императрицей немцам русских военных планов, распространялись германским генеральным штабом. После отречения государя Чрезвычайная следственная комиссия при Временном правительстве пыталась и не смогла установить виновность Николая II и Александры Феодоровны в каких-либо преступлениях.

Однако, очернение облика царственной семьи, широко распространившиеся потеря веры и верности ей, явное желание широких слоёв элиты империи отказаться от монархического устройства государства обусловили отстранение императорской семьи от власти. 2 марта 1917 года император Николай II отрекся от престола за себя и за цесаревича Алексия.

Заточение и мученическая кончина

8 марта 1917 года по постановлению Временного правительства императрица с детьми была арестована генералом Л. Г. Корниловым в Царском Селе, в тот же день в Могилёве был арестован государь, 9 марта доставленный в Царское Село под конвоем. 1 августа того же года царская семья отбыла из Александровского дворца Царского Села в ссылку в Тобольск, где прожила 8 месяцев в заключении в доме губернатора.

В заточении Александра Феодоровна преподавала детям Закон Божий, иностранные языки, занималась рукоделием, живописью, чтением духовных книг. Общая молитва объединяла семью, жизнь которой определялась верой, надеждой и терпением. Окруженные врагами, узники обращались к духовной литературе, укрепляли себя примерами Спасителя и святых мучеников и готовились к мученической кончине. Находясь в заключении, императрица подарила детям книги: «Житие и чудеса святого праведного Симеона Верхотурского», «Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского», «Утешение в смерти близких сердцу», «О терпении скорбей», «Благодеяния Богоматери человеческому роду через Ея святые иконы». Многочисленные пометы в книгах, особенно в книгах императрицы, свидетельствовали о высоком духовном состоянии царской семьи — о вере, смирении, всепрощении, желании быть верными заветам Господа [9]. Среди книг Александры Феодоровны были «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, «О терпении скорбей, учение святых отцов, собранное епископом Игнатием Брянчаниновым», Молитвослов и Библия [10].

26 апреля 1918 года государь, государыня и великая княжна Мария Николаевна по приказу из Москвы выехали в Екатеринбург, оставив на попечение старших сестер больного Алексия, 30 апреля их заключили в дом, принадлежавший ранее инженеру Н. К. Ипатьеву. Большевики называли его «домом особого назначения», а узников — «жильцами». Дом, обнесенный высоким забором, охраняли более 30 человек. 23 мая, в 2 часа утра, великие княжны Ольга, Татиана, Анастасия и великий князь Алексий также были доставлены в Екатеринбург. Жизнь царской семьи была подчинена тюремному режиму: изоляция от внешнего мира, скудный продовольственный паёк, часовая прогулка, обыски, враждебность стражи.

12 июля под предлогом приближения к Екатеринбургу Чехословацкого корпуса и частей Сибирской армии большевистский Уралсовет принял постановление об убийстве царской семьи. Существует мнение, что военный комиссар Урала Ф. И. Голощекин, в начале июля 1918 года побывавший в Москве, получил на это согласие В. И. Ленина. 16 июля Ленину была отправлена телеграмма, в которой Уралсовет сообщал, что казнь царской семьи более не терпит отлагательств, и просил немедленно сообщить, нет ли у Москвы возражений. Ленин на телеграмму не ответил, что в Уралсовете, возможно, сочли знаком согласия. Руководство исполнением постановления принял на себя Я. М. Юровский, 4 июля назначенный на пост коменданта «дома особого назначения».

В это трагическое время императрицу отличали необыкновенное величие духа и «изумительно светлое спокойствие, которое потом поддерживало ее и всю ее семью до дня их кончины» [11]. 16 июля, за несколько часов до казни, она записала в своем дневнике: «Татьяна читала духовную литературу. Все ушли. Татьяна осталась со мной и читала: святого пророка Амоса и пророка Авдия» [12].

Убийство царской семьи и их приближенных последовало в ночь с 16 на 17 июля 1918 годв. В 2 часа ночи узников разбудили и приказали спуститься в полуподвальный этаж дома, где царская семья была расстреляна вооруженными палачами из ЧК. По их свидетельствам, императрица и старшие дочери успели перед смертью перекреститься. Первыми были убиты государь и государыня. Они не увидели казни своих детей, которых добивали штыками. Комиссар снабжения Уральской области П. Л. Войков, похитивший с тела императрицы подаренное государем кольцо с рубином, доставил серную кислоту и бензин для уничтожения тел убитых в старых рудниковых шахтах урочища Четырех братьев.

Почитание

Обстоятельства убийства и последующего уничтожения их останков стали известны благодаря расследованию Соколова. Отдельные останки царской семьи, найденные Соколовым, были переданы в храм праведного Иова Многострадального Русской Православной Церкви Заграницей, заложенный в Брюсселе 2 февраля 1936 года и освященный 1 октября 1950 года в память Николая II, его семьи и всех новомучеников Российских. В этом храме хранятся найденные иконы, кольца царской семьи и Библия, подаренная Александрой Феодоровной цесаревичу Алексию. В 1977 году дом Ипатьева был разрушен советскими властями в связи с притоком паломников. В 1981 году царская семья была канонизирована Русской Православной Церовью Заграницей.

В 1991 году под Екатеринбургом Свердловской областной прокуратурой было официально вскрыто захоронение, обнаруженное Г. Т. Рябовым в 1979 году по описанию в «Записке Я. М. Юровского» и принятое им за могилу царской семьи [13]. 19 августа 1993 года Генеральной прокуратурой России было возбуждено следственное дело за № 18-123666-93 по расследованию убийства царской семьи и образована правительственная комиссия по идентификации и перезахоронению обнаруженных останков. Член правительственной комиссии митрополит Крутицкий Ювеналий сделал официальное заявление об итогах исследования «екатеринбургских останков»: «Полагаю, их нельзя принять с абсолютной достоверностью» [14]. 26 февраля 1998 года состоялось заседание Священного Синода Московского Патриархата, в определении которого говорится, что

«Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих останков в символической могиле-памятнике. Когда будут сняты все сомнения относительно «екатеринбургских останков» и исчезнут основания для смущения и противостояния в обществе, следует вернуться к окончательному решению вопроса о месте их захоронения» [15].

По решению светский властей России перезахоронение останков было произведено 17 июля 1998 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, отпевание возглавил настоятель собора.Синодальная Комиссия по канонизации святых Московского Патриархата под председательством митрополита Крутицкого Ювеналия нашла «возможным поставить вопрос о причислении к лику святых страстотерпцев… императрицы Александры Феодоровны» [16]. Постановлением Священного Синода от 10 октября 1996 года и определением Архиерейского Собора 18-22 февраля 1997 года данная позиция была одобрена. Канонизация Александры Феодоровны и других царственных страстотерпцев в Соборе новомучеников Российских состоялась на Архиерейском Соборе 2000 года.

На месте бывшего дома Ипатьева построен храм-памятник «на крови» во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. 23 сентября 2000 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил молебен на месте строящегося храма и поместил в его основание закладную грамоту.

Like this post? Please share to your friends:
  • Праздник царей во франции
  • Праздник хэллоуин организация
  • Праздник цам у буддистов
  • Праздник хэллоуин эзотерика
  • Праздник хэллоуин настоящий