- Информация о материале
- Опубликовано: 19 октября 2022
- Просмотров: 19242
Именно 19 (31 по новому стилю) октября 1811 года состоялось торжественное открытие Императорского Царскосельского лицея – учебного заведения для дворянского «юношества, особенно предназначеннаго к важным частям службы государственной».
Лицей был основан по указу императора Александра I, а его программа была ориентирована на подготовку государственных чинов высших рангов. Несмотря на то, что из стен Лицея вышла целая плеяда выдающихся людей – декабрист Вильгельм Кюхельбекер, поэт Антон Дельвиг, канцлер Российской империи Александр Горчаков, писатель Михаил Салтыков-Щедрин, прославил его в первую очередь, конечно же, поэт Александр Сергеевич Пушкин, который начал писать стихи ещё будучи лицеистом. Его строки «Друзья мои, прекрасен наш союз!» стали программными для всех лицеистов.
Царскосельский лицей был первым в России. Само название – Лицей – ему дал государственный секретарь Российской империи Михаил Сперанский. Сперанский, работавший в ту пору над планами преобразования Российского государства, полагал, что выпускники Лицея должны были обладать широтой знаний, умением мыслить, любить Россию и трудиться для её блага.
«Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими Университетами»
– подчеркивалось в «Постановлении о Лицее» (1810),
подписанном Александром I,
с его текстом можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки.
Под нужды Лицея был отдан дворцовый флигель Екатерининского дворца в Царском Селе (ныне это город Пушкин). На торжественном открытии нового учебного заведения присутствовали император с семьёй, высшие сановники и культурные деятели. Подробное описание церемонии даёт её участник, воспитанник Лицея, будущий декабрист Иван Пущин в издании «Записки И. И. Пущина о Пушкине» (1907), а официальную версию приводит историк, библиограф, выпускник Лицея 1856 года Дмитрий Кобеко в книге «Императорский Царскосельский лицей» (1911).
«Ближайшим поводом к учреждению Лицея послужило, по-видимому, намерение Императора Александра I создать учебное заведение, в котором могли бы, совместно с несколькими сверстниками, пройти курс наук малолетние великие князья, братья Императора. Однако со временем от этой идеи отказались»,
– писал Дмитрий Кобеко.
«Постановление о Лицее» строго регламентировало требования к поступающим: воспитанники должны были показать свои знания при поступлении, обладать высокой нравственностью и быть здоровы физически. Возраст поступающих колебался от 10 до 12 лет, кроме того, ученикам необходимо было предоставить свидетельство о своём дворянстве.
В основу обучения был положен принцип «…не затемнять ум детей пространными изъяснениями; но возбуждать собственное его действие». Царскосельский лицей был закрытым учебным заведением, его воспитанники находились на полном пансионе, выезд за пределы Лицея во время учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели.
«…Зародыш той неразрывной, отрадной связи, которая соединяет первокурсных Лицея. На этом основании, вероятно, Лицей и был так устроен, что по возможности были соединены все удобства домашняго быта с требованиями общественнаго учебнаго заведения»,
– писал Иван Пущин.
Иван Пущин
Примечательно, что особым пунктом устава был полный запрет телесных наказаний. И это выгодно отличало Лицей от частных пансионов и военных школ.
Хотя распорядок у воспитанников Лицея был армейский. Программу обучения разработал лично Михаил Сперанский.
Лицеисты вставали ровно 6 часов утра, шли на утреннюю молитву, после чего повторяли задания своих преподавателей. С 8 начинались уроки в классах, с перерывом на завтрак, обед и прогулки в парке, с 15 до 17 часов проходили последние уроки в классах. После этого был короткий отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения. После ужина, повторения уроков и вечерней молитвы, в 22 часа, все воспитанники ложились спать.
«Предметы учения в Лицее разделяются на два курса, из коих первый называется начальным, второй окончательным. Каждый совершается в три года. Начальный курс в Лицее составлять будут следующие предметы: A. Грамматическое учение языков… B. Науки нравственныя… C. Науки Математическия и Физическия… D. Науки Историческия… E. Первоначальныя Основания изящных письмян…F. Изящныя искусства и гимнастическия упражнения… Курс окончательный составлять будут следующия науки: A. Науки нравственныя. B. Физическия. C. Математическия. D. Историческия. E. Словесность. F. Языки. G. Изящныя искусства и гимнастическия упражнения»,
— говорится, в частности, в «Постановлении о Лицее».
В Лицее служили семь профессоров, два адъюнкта, священник, шесть учителей изящных искусств и гимнастики. Среди педагогов были представители не только российской, но и зарубежной профессуры, например, французский язык преподавал профессор Давид де Будри, родной брат знаменитого революционера Жан-Поля Марата.
Несмотря на то, что Лицей располагался во дворце, его воспитанники жили достаточно аскетично. Комнаты учеников Пушкин, например, называл «кельями». Стены спален порой не везде доходили до потолка, что позволяло соседям, в частности Пущину и Пушкину, переговариваться.
«В каждой комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания, вместе и ночной. На конторке чернильница и подсвечник…»
– вспоминал Пущин.
Первый выпуск из Лицея состоялся в июне 1817 года. Лицеистов этого выпуска называли «чугунники» – на память о крепкой дружбе им подарили кольца в виде соединённых рук, которые были изготовлены из разбитого после выпуска чугунного колокола, шесть лет созывавшего учеников на занятия.
В 1843 году Лицей был переведён из Царского Села в Петербург и по указу Николая I стал называться Императорским Александровским лицеем, сохранив традиции лицея Царскосельского.
«Невидимо склоняясь и хладея, / Мы близимся к началу своему… / Кому ж из нас под старость день Лицея / Торжествовать придется одному?»
– вопрошал Александр Пушкин
в стихотворении «19 октября», написанном в 1825 году.
День открытия Лицея первые лицеисты объявили своим праздником и постановили отмечать его ежегодно. Даже когда из 30 человек выпуска 1811 года в живых останется только один. Последним лицеистом знаменитого первого выпуска оказался Александр Горчаков, скончавшийся в 1883 году.
Среди членов Императорского Русского исторического общества было немало выпускников Царскосельского лицея.
На нашем сайте в разделе Архив Русского исторического общества (1866 — 1920 гг.) размещён Список членов Императорского Русского исторического общества, окончивших курс в Императорском Александровском Лицее (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 4. Л. 111).
Текст: Анна Хрусталёва
Сегодня отмечается Всероссийский день лицеиста (Фото: Goodluz, по лицензии Shutterstock.com)
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
А.С. Пушкин
Всероссийский день лицеиста, отмечаемый ежегодно 19 октября, обязан своим появлением учебному заведению, которое известно каждому образованному человеку в России.
Именно 19 октября (по старому стилю) 1811 года открылся Императорский Царскосельский лицей, в котором воспитывались Александр Пушкин и многие другие люди, прославившие Россию.
Лицей был основан по указу Александра I для обучения дворянских детей. По первоначальному замыслу здесь же должны были воспитываться младшие братья императора — Николай и Михаил, — однако эти планы не осуществились.
Программа лицея ориентировалась на подготовку государственных деятелей, просвещенных чиновников высокого ранга. В учебное заведение принимали подростков — один раз в три года, — а продолжительность обучения составляла шесть лет. Воспитанники лицея изучали нравственные, исторические, физические и математические дисциплины, а также занимались изящными искусствами и практиковались в гимнастических упражнениях.
Несмотря на то, что через лицей прошли многие известные российские деятели, самым известным навсегда остался его первый выпуск. Достаточно перечислить имена выпускников: великий русский поэт Пушкин, поэты Дельвиг и Кюхельбекер, мореплаватель Матюшкин, канцлер Горчаков, декабрист Пущин, директор Императорской публичной библиотеки Корф.
Дата открытия лицея — 19 октября — впоследствии стала отмечаться выпускниками как День лицея. Для празднования бывшие студенты собирались на так называемый «лицейский обед».
В наши дни 19 октября стал Всероссийским днем лицеиста. В календарь праздничных дат он вошёл в 1990-х годах, когда в систему российского образования вновь вернулось понятие «лицей».
Сегодня этот День во многих российских лицеях и других учебных заведениях отмечается различными торжественными и праздничными мероприятиями — творческими вечерами, открытыми уроками, тематическими выставками, концертами…
Материалы по теме в Журнале Calend.ru:
Инфографика – постер «19 октября — Всероссийский день лицеиста»
Статья «Не только Царскосельский: лицеи дореволюционной России и их знаменитые выпускники»
Лицея день заветный. «Пушкинский» праздник в зеркале истории
Как известно, традицию отмечать 19 октября день открытия Императорского лицея заложили те, кто был его первыми учениками, — Пушкин и его товарищи. Уже став выпускниками лицея, они первые годы 19 октября приезжали в Царское Село, обходили памятные места, обедали в доме директора, затем принимали участие в лицейском празднике. Вскоре, однако, они стали собираться в этот день в тесном товарищеском кругу.
Художник Н. Б. Мешкова-Малиновская, потомок первого директора Лицея, изобразила на своем полотне, созданном в 1991 году, торжества 19 октября 1811 года. По воспоминаниям лицеиста Ивана Пущина, в тот год рано наступила зима, и воспитанники, скинув парадную
Привычку встречаться в ближнем кругу приняли и последующие выпуски, причем каждый курс собирался отдельно. Не прервалась традиция и после перевода учебного заведения в Петербург и переименования его в Императорский Александровский лицей.
Каждый лицеист считал своим долгом знать стихотворение Пушкина «19 октября» (1825) наизусть, и воспитанники Александровского лицея с не меньшим жаром повторяли: «Отечество нам Царское Село!». Царило то великое, объединяющее начало, которое директор Царскосельского лицея Е. А. Энгельгардт называл «лицейством». 19 октября называли днем благодарности учеников своей alma mater и старались отметить делом «для общей пользы» во славу учебного заведения и товарищества.
«Вы помните ли, какое высокое понятие о благородстве и честь соединялось для нас с именем лицейского?.. Празднуя 19 октября, мы заявляем, что не разорвали связи с нашей юностью, что сколько бы кого из нас не обманула жизнь, мы не с презрением и не с иронией относимся к помыслам, надеждам и мечтам нашей молодости, воспитанной Лицеем!» — отмечал академик Я. К. Грот.
В 1918 году Александровский лицей был закрыт властями как «учреждение вредное». Но это не помешало его воспитанникам, оставшимся в России после революции, по-прежнему отмечать «Лицея день заветный». Об этом рассказал сын последнего директора учебного заведения Михаил Шильдер в одном из писем 1923 года в Париж своему однокурснику Сергею Воейкову: «18 октября будем служить, по примеру прошлых лет, панихиду, соберется, вероятно человек 60 — 80. 19-го наш квартет соберется, как и в прошлые годы, у меня, а затем пойдем, может быть, приветствовать других и вспоминать вместе былое».
24 октября 1924 года несколько питомцев Лицея решили встретиться в Казанском соборе, чтобы отслужить молебен и панихиду, а затем объединиться за завтраком. Это стало одной из причин их преследования по сфабрикованному «Делу лицеистов». Жертвами стали 38 лицеистов, 8 из которых были приговорены к высшей мере наказания, остальные получили различные сроки ссылки на Соловки, в Сибирь. Директор Лицея В. А. Шильдер умер во время следствия…
После этих трагических событий всякие внешние проявления лицейского единения стали просто опасны. С 1920-х годов лицейские годовщины вспоминали за рубежом, где оказалось большинство бывших питомцев Императорского лицея. Для каждого из них 19 октября оставался священным, связанным с памятью не только об альма-матер, но и о потерянной родине.
Последнее упоминание о праздновании лицейской годовщины за рубежом относится к 1991 году. «Вашингтон. Самая последняя встреча была по случаю 180-летия открытия Лицея. Был я, еще один последний лицеист Лехович из Нью-Йорка и несколько сыновей лицеистов». Эту запись сделал Юрий Константинович Мейер, лицеист 74-го курса (выпуск 1917 года, ускоренный). Ему в это время было девяносто четыре года, Дмитрию Владимировичу Леховичу — девяносто…
Впрочем, еще задолго до революции празднование 19 октября вышло за пределы лицейского круга и стало отмечаться общественностью, почитателями творчества Пушкина.
Впервые это произошло в 1880 году. Речи, произнесенные тогда И. С. Тургеневым и особенно Ф. М. Достоевским, вошли в историю русской литературы. Незадолго до лицейской годовщины в Москве на Тверском бульваре был открыт первый памятник Пушкину (скульптор А. М. Опекушин). Александровский лицей стал инициатором его сооружения и возглавил это общенациональное дело. А в Петербурге в день 19 октября в помещении Общества поощрения художеств на Большой Морской была открыта Пушкинская выставка, состоялось «Литературное пушкинское утро», устроенное Обществом для пособия нуждающимся литераторам и ученым.
Естественно, после закрытия Лицея и печальных событий 1925 года ни о каких литературных вечерах, посвященных 19 октября, не могло быть и речи. И только благодаря поэзии Пушкина этот день продолжал жить в памяти людей. В 1949 году в дни празднования 150-летия со дня рождения Пушкина в здании Царскосельского лицея, в городе, носящем имя поэта, был открыт музей, который состоял из нескольких восстановленных мемориальных помещений, среди которых — лицейский зал и лицейская «келья» поэта.
Здесь, в музее, и стала возрождаться традиция литературных вечеров, посвященных лицейскому празднику. Причем отмечали его по новому стилю — 31 октября. Среди гостей праздника, посвященного 150-летию открытия Лицея, был вернувшийся из эмиграции после войны один из последних лицеистов искусствовед Лев Любимов. Вспоминая это посещение, он писал: «…я испытывал в этом здании, среди хранящихся в нем реликвий, гордость от сознания, что я воспитывался в том же учебном заведении, что и Пушкин».
Но настоящим праздником юности, дружбы, поэзии день 19 октября стал после того, как в 1974 году музей распахнул свои двери после реставрации всего лицейского здания. А спустя два года «Лицея день заветный» стали отмечать не 31 октября, как того требовал новый стиль, а в классической традиции — 19 октября.
С 1990-х годов лицейские годовщины сопровождаются Царскосельскими фестивалями. В них принимают участие как российские, так и зарубежные потомки лицеистов. Не забыт этот день и в стенах здания на Каменноостровском пр., 21, где когда-то находился Императорский Александровский лицей. Этот титул принял на себя расположенный здесь ныне колледж управления и экономики, студенты которого с особой торжественностью встречают 19 октября.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (6304) от 19.10.2018 под заголовком «Лицея день заветный».
Материалы рубрики
Комментарии
19 ОКТЯБРЯ — ДЕНЬ ЛИЦЕЯ
Ежегодно 19 октября отмечается день открытия уникального учебного заведения —
Императорского Царскосельского Лицея.
«Для общей пользы!» — таким стал девиз Лицея, указ об основании которого император Александр I подписал 24 августа 1810 года, а 19 октября 1811 года флигель Екатерининского дворца в Царском Селе зажил неведомой ему до селе жизнью.
А. А. Тон. Царское Село. Вид на Лицей и церковный флигель Екатерининского дворца. 1822
С 1811 по 1817 год здесь воспитывался Пушкин, здесь он нашел преданных друзей, до конца дней сохранивших верность нерушимому лицейскому братству, здесь, «близ вод, сиявших в тишине», юному поэту стала «являться муза». Первый лицейский выпуск, впоследствии названный пушкинским, оказался самым блистательным. Имена многих соучеников Пушкина вошли в историю. Среди них — дипломат А. М. Горчаков, поэты А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, адмирал, историограф русского флота Ф. Ф. Матюшкин, декабрист И. И. Пущин.
С. Г. Чириков. Портрет Александра Пушкина. 1810-е
Ф. Верне. Портрет И. И. Пущина. 1817 г.
И. И. Матюшин. Портрет В. К. Кюхельбекера. 1888 г.
А. Н. Яр-Кравченко с оригинала П. Яковлева (1816-1817). А. А. Дельвиг. 1934 г.
Неизвестный художник. Портрет А. М. Горчакова. 1810-е
Неизвестный художник. Портрет Ф. Ф. Матюшкина. 1810 г.
ВИДЕО:
Обращение директора музея С. М. Некрасова
Как отмечали праздник 19 октября в Лицее в разные годы. Рассказывает Маргарита Рудольфовна Муравьева, ведущий хранитель Музея-Лицея и музея-дачи А. С. Пушкина
Медиацентр Всероссийского музея А. С. Пушкина подготовил виртуальную галерею «День памятной лицейской славной были…». Главные герои — выпускники Императорского Царскосельского Лицея и Императорского Александровского Лицея, посвятившие себя военной карьере.
Виртуальная галерея представляет оцифрованные экспонаты из собрания музея, произведения живописи и графики, мемориальные предметы.
19 октября в России отмечается День лицеиста
210 лет назад в этот день был торжественно открыт Царскосельский лицей – одно из самых известных учебных заведений XIX века, подарившее нашей стране плеяду выдающихся деятелей искусства, военных и политиков. В историю вошел прежде всего первый выпуск лицеистов. В 1817 году Царскосельский лицей окончили Пушкин и Горчаков, Кюхельбекер и Пущин, Корф и Дельвиг. На память выпускникам подарили чугунные кольца в виде соединенных рук. Эти символические украшения были изготовлены из переплавленного колокола, на протяжении шести лет созывавшего юношей на занятия.
«Ваши руководители – любовь к славе и Отечеству»
Идея создать особое учебное заведение для нового поколения государственных мужей принадлежит Михаилу Михайловичу Сперанскому – автору проекта «Введение в Уложение государственных законов» и ближайшему соратнику Александра I. Сперанский мечтал видеть среди представителей власти лучших людей России: образованных, честолюбивых, готовых служить на пользу своей Родине. Соображения реформатора полностью разделял адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын, в день открытия лицея обратившийся к первым ученикам: «Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями».
Само название «лицей» восходит к античности. Ликей, окраина Афин, был местом, где молодых людей просвещал сам Аристотель. К Царскосельскому же лицею внимательно присматривался император Александр I, поддержавший эксперимент Сперанского. Он распорядился приравнять лицейское образование к университетскому.
Первый набор учеников состоялся осенью 1811 года. Лицеистом мог стать мальчик 10-12 лет дворянского происхождения, получивший рекомендацию некоего влиятельного лица. Например, за Александра Сергеевича Пушкина поручился его родной дядя Василий Львович – довольно известный поэт начала XIX века. Будущие лицеисты проходили медосмотр и сдавали экзамен. В октябре они приезжали в Царское Село, знакомились друг с другом и узнавали, кто будет их преподавателями. Программа обучения была рассчитана на шесть лет; в приоритете были науки гуманитарные. Так, на первом курсе лицеисты проходили грамматику, историю, математику, словесность, изящные искусства и занимались физическими упражнениями – например, учились фехтовать. Старшекурсники больше времени уделяли так называемым «нравственным наукам», среди которых – закон Божий, логика, правоведение, этика. Покидая стены Царскосельского лицея, выпускники прекрасно излагали свои мысли на бумаге, владели несколькими языками, знали историю родной страны и зарубежных государств.
Лицейские будни и внезапная опасность
Царскосельский лицей представлял собой нечто большее, чем учебное заведение. Для учеников он на шесть лет стал вторым домом. Директор Василий Малиновский придерживался правил, позволивших развить особый «лицейский дух» – атмосферу взаимного уважения, отсутствия запретных тем для обсуждений, готовности к острой дискуссии. К ученикам никогда не применяли телесных наказаний и обращались на Вы. После зачисления каждый получил отдельную комнатку с железной кроватью, комодом, умывальником, стулом и зеркалом. Пушкин шутливо окрестил такое жилище «кельей». Стены «келий» не полностью доходили до потолка, и это давало возможность постоянно переговариваться с товарищами. Интересно, что покидать лицей было крайне нежелательно, даже во время каникул ученики обычно не выходили за пределы территории, а родители сами приезжали к ним в гости. В обычные дни распорядок лицеистов был весьма насыщенным: юноши не спали с шести утра, занимались до пяти вечера с перерывами на чай, обед и прогулку.
Несмотря на закрытость Царскосельского лицея, его история знает и примеры страшных событий, чудом не коснувшихся учеников напрямую. В 1814 году в Царском Селе объявился преступник, поражавший современников хитростью и жестокостью. Своим жертвам «Царскосельский душегуб» перерезал горло, а затем забирал все принадлежавшие им ценные вещи. Обнаружить убийцу не удавалось два года. Известно о нем было лишь одно – это мужчина недюжинной силы, способный одолеть любого, кто случайно попадется ему на пути. До 1816 года душегуба безуспешно искали, а затем…вышли на след человека, служившего «дядькой» лицеистов! Убийца по имени Константин Сазонов в свободное от своих темных дел время исполнял обязанности помощника учеников. Он убирал их комнаты, стирал одежду, чистил обувь – одним словом, был кем-то вроде армейского денщика. Сазонову было около двадцати лет. За два года он совершил по меньшей мере пятнадцать преступлений. Арестовали его 18 марта 1816 года. Лицеисты, впрочем, не были шокированы тем фактом, что опасность буквально следовала за ними по пятам. С присущей ему иронией Александр Сергеевич Пушкин в год поимки Сазонова написал остроумную эпиграмму:
«Заутра с свечкой грошевою
Явлюсь пред образом святым:
Мой друг! остался я живым.
Но был уж смерти под косою:
Сазонов был моим слугою,
А Пешель – лекарем моим».
Под «горячую руку» поэта заодно попал и лицейский врач Франц Осипович Пешель. Причем совершенно зря. Судя по тому, что за годы учебы ни один из воспитанников Царскосельского лицея серьезно не болел, со своей работой Пешель справлялся неплохо. Пушкин попадал в лазарет десяток раз – в основном из-за головных болей и простуды. Симулировал ли свои недуги Александр Сергеевич, доподлинно неизвестно, да и кто из учащихся хотя бы раз в жизни не сказывался больным, чтобы не грызть гранит науки? К тому же находиться в лицейском лазарете было довольно приятно. Температура в помещении была выше, чем в «кельях», меню больным предлагали более разнообразное, а порой (по свидетельству И.И. Пущина) даже могли угостить красным вином или английским портером.
Союз великих
Быт лицеистов зависел от успехов в учебе. Высокая оценка позволяла занимать лучшие места в столовой и учебном классе. Как обычно, отличники сидели ближе к преподавателю, а самые непутевые юноши стремились к галерке. Система оценивания отличалась от современной: лучшей оценкой считалась единица, а вот четверки ставили за посредственные знания. Тем, кто совсем не выучил урок, ставили «ноль».
Все лицеисты охотно занимались творчеством: музицировали, рисовали, сочиняли стихи. Некоторые еще в бытность учениками начали печататься в серьезных изданиях – например, «Вестнике Европы». В 1814 году такой чести удостоился Антон Дельвиг. Издавали юноши и собственный журнал под названием «Лицейский мудрец». Иллюстрации к нему рисовал мастер карикатуры Алексей Илличевский, получивший от Пушкина характеристику «любезного остряка». Тексты для «Лицейского мудреца» от руки прописывал Константин Данзас, который славился каллиграфическим почерком. В заглавии журнала красуется надпись: «Печатано в типографии Данзаса».
Каждый год 19 октября первые выпускники лицея собирались вместе, вспоминая былые годы. Обращение Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз!» в полной мере отражало суть крепких дружеских отношений, зародившихся между ними в годы учебы. Эту дружбу многие смогли пронести через всю жизнь. Первый выпуск Царскосельского лицея называют не только «пушкинским», но и «золотым». Выдающихся успехов добились многие однокашники Александра Сергеевича. Константин Данзас и Владимир Вольховский пошли по военной стезе, дослужились до генералов. Федор Матюшкин стал полярным исследователем. Модест Корф служил «придворным» историком и составил подробные биографии Николая I и М.М. Сперанского. Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер стали видными участниками общественного движения, разделив трудную судьбу своих товарищей-декабристов. Наконец, один из лучших учеников лицея, отличник и редкий умница Александр Горчаков стал канцлером Российской империи, определявшим ход внешней политики нашей страны на протяжении почти тридцати лет.
В День лицеиста, ежегодно отмечаемый 19 октября, мы неизбежно вспоминаем самый знаменитый русский лицей — Царскосельский — и его самого знаменитого воспитанника. Однако Александр Сергеевич был не единственным лицеистом, вписавшим свое имя в историю России. «Известия» рассказывают о том, как был основан Царскосельский лицей и о его первом выпуске.
«Дней Александровых прекрасное начало»
В первые годы своего правления Александр I был переполнен идеями просвещения и мыслями о преобразовании страны, что было невозможно без повышения общего уровня образования и «смягчения нравов». Романтичного монарха тогда окружали его друзья из Негласного комитета, преобразованного сначала в Непременный совет, а потом в Государственный совет — Чарторыйский, Строганов, Кочубей, Новосильский. В 1803 году был издан «Указ о вольных хлебопашцах» — по сути, первый шаг к отмене крепостного права. Была проведена министерская реформа, упразднившая архаические петровские коллегии. Государству требовались новые квалифицированные кадры, а откуда их было взять, если на всю Россию был единственный университет в Москве! Идеолог реформ Михаил Сперанский открыто говорил, что преобразования упираются в нехватку грамотных и патриотичных людей, способных занимать высокие посты в новой администрации. Именно поэтому были открыты пять новых университетов: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский и Петербургский Педагогический институт, который позже тоже был преобразован в университет. В Ярославле на частные средства открылось Демидовское высших наук училище. Но этого было мало, к тому же, университеты готовили все же ученых, а не чиновников.
Фото: commons.wikimedia.org
Портрет Михаила Сперанского
Тогда и возникла идея лицея. Сказать, когда она прозвучала впервые и кому конкретно принадлежала, достоверно нельзя. Возможно, это было связано с тем, что младшие братья Александра великие князья Николай (родился в 1796 году) и Михаил (1798) повзрослели, и им пора было получать систематическое образование, что удобнее и демократичнее было делать в компании их сверстников. Проект разрабатывал Сперанский, который 11 декабря 1808 года представил императору «Проект предварительные правила для специального Лицея». Но потом наступила пауза. Видимо, сам государь и, возможно, вдовствующая императрица Мария Федоровна были не во всем согласны с предложениями Сперанского. Так или иначе, но только 12 (24) августа 1810 года государь подписал указ о создании лицея. К этому времени либеральные идеи уже не столь привлекали Александра. Война с Францией становилась неизбежной, и это плохо сочеталось со свободомыслием. Большинство придворных «либералов» уже получили отставку, их места заняли люди консервативного толка — Балашов, Аракчеев, князь Александр Голицын. Госсекретарь Сперанский оказался в изоляции и потерял возможность всерьез влиять на ситуацию. Он просил об отставке, и весной 1812 года Сперанский будет не только уволен, но и отправлен в ссылку в Пермь.
«В октябре багрянолистном девятнадцатого дня…»
Подобное непостоянство и противоречивость были свойственны Александру, проявились они и в его детище — лицее. Получилось, что принципы его деятельности разрабатывал реформатор Сперанский, программу составлял республиканец Лагарп (бывший воспитатель императора), а вот писал устав и курировал подготовку к открытию министр народного просвещения граф Алексей Разумовский, апологет охранительства. Лицей был задуман как элитарное учебное заведение, готовящее высших государственных чиновников, но программа была в основном гуманитарная, даже творческая. Кстати, представители самых родовитых фамилий обошли заведение своим вниманием, князь Александр Горчаков — пожалуй, единственное исключение. Великие князья тоже в лицее не обучались. Но внимание царской семьи к новому учебному заведению было значительным, достаточно вспомнить, что под него был выделен флигель Екатерининского дворца в Царском селе, где часто жила августейшая чета. Здание было специально перестроено архитектором Василием Стасовым и приспособлено под нужды учебного заведения.
Вид на Екатерининский дворец в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» в Пушкине
Фото: ТАСС/Александр Демьянчук
Торжественное открытие состоялось 19 (310 октября 1811 года. Помимо учеников и преподавателей, присутствовал сам Александр, обе императрицы — мать Мария Федоровна и супруга Елизавета Алексеевна, великая княжна Анна Павловна, наследник цесаревич Константин Павлович, придворные, министры, члены Государственного Совета и «многие другие знаменитые особы», как писали газеты. Приглашения получили и родственники лицеистов. Была зачитана дарованная лицею Высочайшая Грамота, профессора и директор лицея Малиновский произнесли приветственные речи. Потом все лицеисты были поочередно представлены государю. Кстати, форму для них придумал и пошил Мальгин — личный портной Александра. Ближе к вечеру взрослым был подан обед, а детям десерт, после которого они побежали в парк играть в снежки — накануне как раз выпал первый снег.
Из Высочайшей Грамоты Императорскому лицею, зачитанной на его открытии 19 октября 1811 года:
Ныне отверзаем новое Святилище наук! Некоторое число отличнейшего по талантам и нравственным качествам юношества мы желали предназначить особенно к важным частям службы государственной, а для образования его способностей собрать оное в сие Святилище; сюда позвали науки и изящные искусства, наиболее соответствующие назначению юношества, имеющего в нем воспитываться. В залог же особенного нашего к сему училищу благоволения даруем ему титул Императорского Лицея.
Фото: TASS/DPA/Peter Zimmermann
Дворцовый парк с его тенистыми аллеями, прудами и памятниками русскому оружию стал главным развлечением учеников. В остальном же режим жизни лицеистов был довольно строгим.
Иван Пущин. «Записки о Пушкине»
«Вставали мы по звонку в 6 часов, одевались, шли на молитву в зал. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух, по очереди. От 7 до 9 — класс. В 9 чай. Прогулка во всякую погоду до 10. От 10 до 12 — класс. От 12 до 1 — прогулка. В час обед. От 2 до 3 или чистописание или рисование. От 3 до 5 — класс. В 5 чай. До 6 прогулка. Потом повторение уроков или вспомогательный класс. В половине девятого звонок к ужину. До 10 в зале мячик и беготня. В 10 вечерняя молитва и сон»
Вид на Императорский Царскосельский Лицей в городе Пушкин
Фото: ТАСС/Юрий Белинский
В первый набор зачислили 30 человек. Дело каждого рассматривали персонально, необходимо было ходатайство от уважаемых людей и документальное подтверждение дворянского происхождения. За Сашу Пушкина, например, радел директор департамента Главного управления духовных дел иностранных исповеданий Александр Иванович Тургенев. Помимо этого министр Разумовский лично проводил «вступительные испытания» — что-то вроде собеседования, целью которого было выявить уровень знаний будущего лицеиста. Зачисляли мальчиков 10-12 лет. Учеба была рассчитана на шесть лет — два трехлетних курса с переводным экзаменом между ними. Лицеистам запрещено было покидать учебное заведение, кроме как по каким-то особым случаям — например, Пушкину лишь дважды разрешили отлучиться за все время, да и то по весьма трагическим поводам. Каникулы существовали, но проводить их должно было в лицее. Выход в город в гости разрешался за заслуги в учебе, как поощрение. Посещение родителями не приветствовалось. Кстати, полный отрыв от семьи в годы обучения был тогда общепринятой нормой — во всех кадетских и пажеских корпусах были даже более строгие правила. Зато в лицее были запрещены телесные наказания и, кстати, за обучение и полный пансион не брали плату. И, что было уж совсем немыслимо в те времена, каждый воспитанник имел отдельную комнату.
«Под сенью дружных муз»
Учеба строилась не совсем так, как принято теперь: вместо отдельных предметов были направления, в рамках которых изучались смежные дисциплины. За каждое направление отвечал профессор или преподаватель. Нравственные проблемы решали в курсах права, этики, логики, политэкономии, закона Божьего. Блок словесности — языки, риторика, поэзия. Гуманитарный цикл — история России и мира, география. Естественнонаучные предметы — математика, физика, химия. Курс изящных искусств включал живопись, театр, танцы и музыку, а отдельный военный цикл состоял как из собственно профессиональных навыков, так и из необходимых дворянину прикладных дисциплин — фехтования, верховой езды, плавания. Поскольку все курсы были авторскими, преподаватели стали главной ценностью заведения. Их было немного, кандидатура каждого подбиралась индивидуально и утверждалась на самом высоком уровне. Настоящими звездами были профессора права и словесности Александр Куницын и Николай Кошанский, а французскую грамматику преподавал Давид де Будри — родной брат знаменитого революционера Марата. Много времени ученики проводили во внеклассных занятиях, и здесь особая роль принадлежала преподавателю изящных искусств Сергею Чирикову, который покровительствовал множеству начинаний лицеистов — литературному кружку, рукописному карикатурному журналу и т.д. В целом, атмосфера в лицее была весьма свободная и творческая, что и дало возможность ученикам раскрыть художественные способности. Даже не самые одаренные воспитанники старались проявить себя в рисовании, стихосложении, музыке, переводах. Многие, еще будучи учениками, печатались во вполне взрослых литературных журналах, причем первыми в московском «Вестнике Европы» за 1814 год были опубликованы стихи не Пушкина (что логично было бы предположить), а его товарища Антона Дельвига. Для самостоятельных занятий в лицее была создана великолепная библиотека, одна из лучших в то время.
В одном из залов лицея
Фото: ТАСС/Юрий Белинский
Интерес императора к первому лицейскому набору сохранялся вплоть до его выпуска в 1817 году. Переводные и выпускные экзамены и вовсе стали событием государственного масштаба — на них присутствовали члены императорской фамилии, высшие чиновники, знаменитые ученые и литераторы (только Карамзин и Жуковский чего стоят!), конечно, родственники. Направление карьеры ученики выбрали разные, благо, такая возможность была — каждый по желанию мог определить вид службы (военный, дипломатический, гражданский), а стартовый ранг давался по показанным результатам. Лучшие 17 человек получили чин титулярного советника (IX класс), соответствующий чину прапорщика гвардии. Остальные получили X ранг (коллежский секретарь или армейский прапорщик), в том числе Пушкин, который в рейтинге стоял третьим с конца. Кстати, распределение всех выпускников лицея было напечатано в газетах, что подчеркивает внимание к этому учебному заведению.
Первый выпуск 1817-ого обычно называют «золотым» — и не только из-за Пушкина. Секундант поэта на его последней дуэли Константин Данзас и лучший ученик курса Владимир Вольховский выйдут в отставку генералами. Федор Матюшкин станет адмиралом, знаменитым полярным исследователем. Трагическими строками войдут в русскую историю судьбы декабристов Ивана Пущина и Вильгельма Кюхельбекера. Кстати, сразу после восстания Горчаков рискуя карьерой, а то и свободой, принес другу Пущину заполненный паспорт и умолял его бежать за границу, но тот счел это бесчестием и остался ждать ареста. Князь Александр Горчаков позже станет канцлером Российской империи. Он переживет всех однокашников, и последним будет справлять ежегодный день лицея.
Фото: Depositphotos
«Золотым» первый выпуск остался еще и потому, что после него Императорский лицей стал меняться. Послевоенный относительно либеральный период правления Александра в очередной раз сменился реакцией. Министерство народного просвещения было объединено с главным управлением духовных дел, а лицей в 1822 году подчинен военному ведомству. Естественно, ни о каком творческом духе и свободолюбии речь уже не шла. Кроме того, были учреждены еще несколько аналогичных и одноименных заведений в других городах, что дискредитировало идею элитарности лицейского образования. В 1843 году Императорский лицей переехал из Царского села в столицу и был переименован в Александровский. Просуществовал он до 1918 года. Новую жизнь лицеи получили уже в конце XX века, но ничего общего ни с традициями эпохи Аристотеля, ни с временами «золотого» пушкинского выпуска эти учебные заведения не имеют. Кроме, разве что, праздника 19 октября.
В 1811 году под Санкт-Петербургом начал работать Императорский Царскосельский лицей — первое в России учебное заведение с европейским подходом к образованию.
Позднее дата открытия лицея и стала днем празднования Всероссийского дня лицеиста.
Об этом учебном заведении мы знаем не только из соответствующей литературы и учебников истории — много строк посвятил своей «альма-матер» Александр Пушкин. Несмотря на то, что среди выпускников было достаточно много выдающихся личностей, Пушкин, пожалуй, получил самую широкую известность.
Какого числа отмечается Всероссийский день лицеиста в 2023 году
В 2023 году, как, впрочем, и всегда, Всероссийский день лицеиста отмечается 19 октября. Несмотря на то, что современные лицеи сильно отличаются от их прообраза — Императорского Царскосельского лицея, традиция отмечать этот день плотно вошла в жизнь учеников и преподавателей.
Интересные факты о празднике
Человек, который поразил Наполеона | Идея развивать в России систему лицеев принадлежала отечественному реформатору Михаилу Сперанскому.Немногие знают, что французский император Наполеон Бонапарт настолько сильно был поражен умом и талантом Сперанского, что однажды в шутку предложил Александру I выменять его на какое-нибудь королевство. |
Возрождение праздника | Интересно, что отмечать Всероссийский день лицеиста снова стали лишь в 90-е годы XX века, когда стали открываться вновь подобные учебные заведения. При этом дату празднования не стали переносить на 31 октября по новому стилю. |
Необычная традиция | У первых выпускников Царскосельского лицея была своя особая традиция: разбивать лицейский колокол вдребезги сразу после выпуска, чтобы каждый из учеников мог взять себе осколок на память. |
История праздника
19 октября 1811 года открыл свои двери Императорский Царскосельский лицей. Именно эта дата и стала днем празднования современного Всероссийского дня лицеиста.
Основателем лицея был Император Александр I, а идею открытия ему подсказал известный реформатор Михаил Сперанский. Учениками лицея становились только дети высших дворянских сословий. Их готовили для вступления на важные государственные должности. Поэтому и преподавали воспитанникам множество предметов: иностранные языки, химические и физические науки, закон Божий, логику, чистописание, фехтование и даже верховую езду. Длительность обучения составляла шесть лет, при этом студентам нельзя было покидать стены лицея даже на каникулы. Интересно, что в те времена во многих учебных заведениях прибегали к физическим наказаниям учеников, но в новом лицее такие меры воспитания были под запретом.
Позже в Российской Империи появилось еще 6 лицеев, которые прекратили свое существование с приходом к власти большевиков. Лицеи возродились в отечественной системе образования в 90-е годы, тогда и в праздничном календаре появилась соответствующая дата.
Традиции праздника
В XIX веке выпускники лицеев в праздничный день собирались в стенах учебного заведения, где они провели немало лет, обрели друзей, на так называемый «лицейский обед».
В современном мире праздник не утратил актуальности. Выпускники лицеев приходят в свои бывшие учебные заведения, чтобы поздравить друг друга и педагогов, пообщаться и обменяться новостями. По традиции, 19 октября в стенах лицеев проводятся дни открытых дверей, праздничные концерты, театральные представления и даже балы.
Популярные вопросы и ответы
Отвечаем на самые популярные вопросы про современные лицеи.
Чем лицей отличается от школы и гимназии?
Как правило, в лицеях идет подготовка учащихся для поступления в определенное высшее учебное заведение. Поэтому и упор в образовательном плане делается на конкретные предметы. Обучение в лицеях максимально углубленное, ученики выполняют большое количество практических занятий, чтобы полностью погрузиться в предмет. Фактически, современные лицеи — нечто среднее между школой или гимназией и вузом.
Как стать учеником лицея?
Для поступления в лицей соискателям нужно пройти тестирования по профильным предметам, зачастую — сдать обязательных экзамен по иностранному языку. Кроме того, с каждым учеником проводится собеседование. Во многих лицеях есть льготы для победителей и участников различных олимпиад.
Какие преимущества есть у лицеистов при поступлении?
В связи с тем, что лицеи предоставляют более глубокий уровень образования и готовят подростков сразу к поступлению в конкретное высшее учебное заведение, шансы у выпускников в разы выше. К тому же, уровень знаний лицеистов значительно превосходит подготовку в стандартной общеобразовательной школе.
19 октября – Всероссийский день лицеиста. В этот день в 1811 году распахнул свои двери Императорский Царскосельский лицей, в котором воспитывались поэты Пушкин, Дельвиг и Кюхельбекер, мореплаватель Матюшкин, канцлер Горчаков, декабрист Пущин, директор Императорской публичной библиотеки Корф.
Из истории Императорского Царскосельского лицея
В 1811 году, чтобы обучать талантливых детей из дворянских семей, в Царское Село выписали лучших педагогов и специалистов по разным дисциплинам. Программа обучения была рассчитана сначала на 6 лет, позже, с 1836 года, — на 4 года. За это время воспитанники изучали:
- языки — российскую, латинскую, немецкую, французскую словесность и риторику;
- точные науки — математику, физику и космографию;
- отечественную и мировую историю, физическую географию;
- нравственные дисциплины — Закон Божий, этику и логику;
- политическую экономию, правоведение, математическую географию и статистику.
Кроме того, уделялось внимание творческому и физическому развитию детей. Ученики занимались рисованием и танцами, тренировались в чистописании, получали навыки фехтования, плавания, езды верхом.
С первого дня работы Императорский лицей расположился в дворцовом флигеле Екатерининского дворца. Само здание — творение великих зодчих. Его строили по чертежам Ильи Неелова и Джакомо Кваренги, а под нужды лицея флигель реконструировал Василий Стасов. По его проекту в четырёхэтажном здании появились учебные классы, залы для занятий и жилые комнаты лицеистов.
Если ответить коротко, то в этот день был открыт знаменитый Царскосельский лицей, основанный по указу самого императора Александра I.
Данное учебное заведение сыграло важную роль в культурной и даже политической жизни всей Российской империи. Влияние, оказанное лицеем на жизнь своих воспитанников, до сих пор ощущается в современном обществе. Почему можно так сказать?
Какого числа Всероссийский день лицеиста в 2022, 2023, 2024 году
2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|
19 октябряСр | 19 октябряЧт | 19 октябряСб |
Праздники России
Читать ~2 мин.
Сколько просмотров за сегодня: 3
Сколько всего было просмотров: 2616
ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
В Москве представили уникальную икону XVI века
18 октября 1947 года в СССР впервые испытали баллистическую ракету
Международная просветительско-патриотическая акция «Диктант Победы-2020». Итоги
Подробности Просмотров: 2409
Немного исторических сведений
Императорский лицей был основан в 1811 году, 19 октября. Всемирный День лицеиста, отмечаемый именно в этот день, стал торжественной традицией всех выпускников данного учебного заведения. Несмотря на годы и политические и социальные изменения, праздничный обычай является важным ежегодным мероприятием у современных общеобразовательных заведений.
Когда проходит?
Празднование дня лицеиста ежегодно 19 октября проходят во всех регионах страны. Идея создания лицея, с последующим созданием праздника, принадлежит министру народного просвещения А. Г. Разумовскому.
Знаменитые выпускники Императорского Царскосельского лицея
Первый набор воспитанников в лицей стал поистине «золотым». Самым известным выпускником можно назвать «солнце русской поэзии» — Александра Сергеевича Пушкина. Он же увековечил имя Царскосельского лицея в своей поэзии:
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!
Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
А. С. Пушкин, отрывок из стихотворения «19 октября»
Александр Пушкин
Будущий поэт, талантливый мальчик Саша Пушкин попал в лицей в 11 лет. К тому моменту он получил достойное начальное образование, обучаясь дома: разбирался в литературе — отечественной и французской, знал иностранные языки, читал труды Державина и Ломоносова.
В Царскосельском лицее, под оком талантливых преподавателей, Пушкин расцветал, пытливый ум быстро схватывал новые науки. Творчеству и всестороннему развитию способствовало окружение. В лицее царила тёплая атмосфера, сложился коллектив способных педагогов и благодарных учеников. А прекрасный Царскосельский парк неизменно вдохновлял будущего поэта. Именно здесь, на аллеях под сенью вековых деревьев, рождались первые гениальные строки Пушкина.
Именно в Императорском лицее в 1815 году юный Александр на экзамене впервые публично прочёл своё стихотворение:
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывёт в сребристых облаках.
С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Минервы росской храм?
Не се ль Элизиум полнощный,
Прекрасный Царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орёл России мощный
На лоне мира и отрад?
Промчались навсегда те времена златые,
Когда под скипетром великия жены
Венчалась славою счастливая Россия,
Цветя под кровом тишины!
А. С. Пушкин, отрывок из стихотворения «Воспоминания в Царском Селе»
И. Е. Репин «Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года»
Один из главных даров лицейских лет Пушкину — верные друзья. В кругу воспитанников будущий поэт был одним из главных заводил и собрал вокруг себя талантливых и добрых товарищей, дружбу с которыми пронёс через годы.
Вильгельм Кюхельбекер
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
А. С. Пушкин, отрывок из стихотворения «19 октября»
Известный русский поэт, общественный деятель, декабрист Вильгельм Кюхельбекер был одним из ближайших друзей Пушкина. Рано проявил свои литературные способности — первые стихи Кюхельбекера печатались уже в 1815 году.
В 1817 году, окончив лицей, Кюхельбекер поступил на службу в Коллегию иностранных дел (так же, как и Пушкин), преподавал русский и латинский языки (среди его учеников был Михаил Глинка), позже выезжал в Париж читать лекции по славянской культуре.
В 1825 году участвовал в восстании декабристов, после которого был арестован, приговорён к каторге и последующей ссылке. Находясь в тюрьме, в 1828 году Вильгельм Кюхельбекер написал одно из самых тёплых своих стихотворений, посвящённых лицею и друзьям:
Какой волшебною одеждой
Блистал пред нами мир земной!
С каким огнем, с какой надеждой,
С какою детской слепотой
Мы с жизнию вступали в бой.
Но вскоре изменила сила,
И вскоре наш огонь погас;
Покинула надежда нас,
И жизнь отважных победила!
Моих друзей далёкий круг!
Под воплями осенних вьюг,
Но благостным хранимый небом,
При песнях, вдохновенных Фебом,
От бурь и горя вдалеке,
В уютном, мирном уголке
Ты празднуешь ли день священный,
День, сердцу братьев незабвенный?
Моих друзей далёкий круг!
Воспомнит ли в сей день священный,
В день, сердцу братьев незабвенный,
Меня хотя единый друг?
Или судьба меня лишила
Не только счастья — и любви?
И не взяла меня могила,
И кончилися дни мои?
В. Кюхельбекер «19 октября 1828 года»
Иван Пущин
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединённый,
Печальным снегом занесённый,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
А. С. Пушкин «И. И. Пущину»
Один из ближайших друзей Пушкина, выпускник Царскосельского лицея — Иван Пущин. Известный декабрист, член Союза спасения и Союза благоденствия. Был сослан в Сибирь. Считается, что именно тревога за Пущина и Кюхельбекера сподвигла Пушкина на создание стихотворения «Во глубине сибирских руд», написанного в поддержку декабристов, отправленных в ссылку.
Антон Дельвиг
Коренной москвич Антон Дельвиг учился в Царскосельском лицее и, откровенно говоря, учился плохо. Успеваемость страдала, за что Пушкин, его близкий друг, назвал однажды Дельвига «сыном лени вдохновенным».
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришёл, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
А. С. Пушкин, отрывок из стихотворения «19 октября»
После окончания лицея Дельвиг посвятил себя литературной деятельности: писал стихи, трудился помощником И. А. Крылова (в то время библиотекаря Императорской публичной библиотеки), занимался издательским делом — выпускал альманахи и «Литературную газету».
Антон Дельвиг был ленив не только в учёбе, но и в творчестве, как вспоминали его современники. Писал поэт мало, но стихи его нравились публике. Ещё при жизни Дельвига несколько его произведений легли в основу музыкальных произведений, романсов, звучали под музыки Глинки, Даргомыжского, Алябьева.
Александр Горчаков
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай просёлочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.
А. С. Пушкин, отрывок из стихотворения «19 октября»
Князь Александр Михайлович Горчаков, получивший образование в Императорском лицее, стал известным дипломатом. Служил послом в Германии и Австрии, позже был назначен главой русского внешнеполитического ведомства при императоре Александре II. Как министр принимал активное участие в международных переговорах в ходе Крымской и Австро-Прусской войн, способствовал пересмотру Парижского трактата, участвовал в Берлинском конгрессе.
С 1867 года Александр Горчаков — последний канцлер Российской империи.
Константин Данзас
Имя Константина Данзаса известно, в первую очередь, по его дружбе с Пушкиным. Именно лицейский друг был секундантом поэта на дуэли с Дантесом — той самой, на которой Александр Сергеевич получил смертельное ранение.
В лицейские годы Данзас не отличался ни особыми успехами в учёбе, ни хорошим поведением. В документе «Табель, составленная из поданных ведомостей господ профессоров, адъюнкт-профессоров и учителей об успехах, прилежании, дарованиях воспитанников Императорского Царскосельского Лицея, какие оказали они с 19 марта по ноябрь 1812 года» отмечалось, что Константин Карлович «гневен, груб, нерадив, непризнателен и неопрятен… к наукам, требующим умственных сил, он мало оказывает охоты и способности… Не всегда благонравен…».
После окончания Императорского Царскосельского лицея Данзас пошёл по стопам своего отца Шарля, генерал-майора русской службы, шеф Таврического гренадерского полка: стал военным, служил в русской императорской армии.
В 1837 году принял участие в дуэли Пушкина и Дантеса в качестве секунданта своего лицейского друга.
Модест Корф
Известный юрист, историк и политик барон Корф — пожалуй, единственный, в нашей сегодняшнем списке, кого нельзя назвать другом Пушкина. Напротив, Модест Андреевич явно недолюбливал Александра Сергеевича и старался держаться подальше от поэта и его товарищей все годы учёбы. Не участвовал Корф и в создании лицейских журналов, хотя впоследствии выяснилось, что пишет барон весьма недурно.
Карьера Корфа по окончании Царскосельского лицея была успешной и разнообразной. Барон, а с 1872 года граф Модест Корф служил действительным статс-секретарём и действительным тайным советником, был директором Императорской публичной библиотеки. Мемуары Корфа печатались в «Русской старине» с собственноручными пометками Александра II.
Общеобразовательная программа
Согласно историческим сведениям, Царскосельский лицей принимал подростков с десяти до четырнадцати лет. Прием проходил каждые три года, тогда как обучение осуществлялось в течение шести лет.
В основном образовательная программа имела такие направленности:
- нравственность (Божий закон, логика, этика, политэкономика, право);
- словесность (риторика, чистописание, а также обучение языкам: латинскому, французскому, немецкому и, конечно же, русскому);
- история (всемирная и отечественная, география);
- математика (в том числе статистика, физика, космография);
- изящество и физическая подготовка (танцы, фехтование, верховая езда и даже плавание).
В разное время учебная программа терпела изменения, сохраняя гуманитарно-правовую направленность.
Примечательно, что при обучении лицеистов нельзя было использовать телесные наказания, имеющие небывалую распространенность в образовательной системе того времени.
Стих Пушкина ко Дню лицеиста
Чем чаще празднует лицей
Свою святую годовщину,
Тем робче старый круг друзей
В семью стесняется едину,
Тем реже он; тем праздник наш
В своем веселии мрачнее;
Тем глуше звон заздравных чаш,
И наши песни тем грустнее.
Так дуновенья бурь земных
И нас нечаянно касались,
И мы средь пиршеств молодых
Душою часто омрачались;
Мы возмужали; рок судил
И нам житейски испытанья,
И смерти дух средь нас ходил
И назначал свои закланья.
Шесть мест упраздненных стоят,
Шести друзей не узрим боле,
Они разбросанные спят —
Кто здесь, кто там на ратном поле,
Кто дома, кто в земле чужой,
Кого недуг, кого печали
Свели во мрак земли сырой,
И надо всеми мы рыдали.
И мнится, очередь за мной,
Зовет меня мой Дельвиг милый,
Товарищ; юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений,
Туда, в толпу теней родных
Навек от нас утекший гений.
Тесней, о милые друзья,
Тесней наш верный круг составим,
Почившим песнь окончил я,
Живых надеждою поздравим,
Надеждой некогда опять
В пиру лицейском очутиться,
Всех остальных еще обнять
И новых жертв уж не страшиться.
В преддверии праздника в лицеях обязательно вывешивают стенгазеты, украшают помещения, классы, устраивают различные сценки. Во многих лицеях состоится выставка работ учеников — картин, оригами, вышивок.
Интересные факты
Царскосельский лицей принимал всего тридцать воспитанников, среди которых в числе первых окажется великий Александр Пушкин. Всего курс длился шесть лет. Царскосельский лицей считался закрытым заведением. Согласно всем правилам, мальчики не имели права покидать его территорию на протяжении всего учебного года и даже во время каникул.
Устав запрещал применять к воспитанникам различные телесные наказания, в то время как в других школах били розгами.
Сохранились сведения, что лицеисты ввели свою традицию разбивать вдребезги лицейский колокол сразу после выпускных экзаменов для того, чтобы каждый смог взять осколок на память.
Что можно подарить в этот день?
Конечно, уместнее всего поздравлять учеников и преподавателей лицея.
В День Пушкина вполне символичным подарком будет собрание его сочинений или отдельное произведение.
- Дети всегда с восторгом относятся к географическим картам и глобусам. Набор интересных или необычных закладок пригодится абсолютно любому.
- Хороший пенал, куда влезут абсолютно все принадлежности для письма, будет надежным другом на много лет.
- В младшей и средней школе дети любят необычные опыты, поэтому и можно подарить набор для выращивания кристалла или другие диковинки.
Смешная кружка, на которую можно лепить лего-фигурки обрадует не только детей, но и взрослых. - Добавьте к ней необычное ситечко для заваривания чая и безудержный восторг гарантирован.
- Как учителям, так и ученикам приходится рано вставать, поэтому креативный будильник – это, как говорится, то, что доктор прописал.
- Мужчинам, особенно тем, кто является современным лицеистом, хочется быть стильными. Поищите красивую бабочку в подарок.
Не забудьте и о хороших пожеланиях в День лицеиста. Постарайтесь найти такой подарок, который обрадует и не обидит.
Немного о руководителях
На территории заведения был расположен дом директора. Примечательным является тот факт, что первоначально эту должность занимали известные русские педагоги и просветители (Василий Федорович Малиновский и Егор Антонович Энгельгардт). Позднее же директорский пост занимали люди военные: генерал-лейтенант Федор Григорьевич Гольтгоер и генерал-лейтенант Дмитрий Богданович Броневский. Именно с этого времени программа лицея приблизилась к курсу юридического факультета.
При Броневском Царскосельский лицей переехал в Санкт-Петербург, в здание Александринского сиротского дома. После этого строение несколько раз перестраивалось и достаивалось. Также был возведен четырехэтажный флигель для воспитателей и педагогов.
Сколько лицеев в Алтайском крае
Как рассказали «Алтайской правде» в Минобрнауки края, в регионе насчитывается 26 лицеев, в том числе 2 краевых (педагогический лицей в Барнауле и лицей-интернет в Бийске), в целом в Барнауле – 12 лицеев, в Рубцовске – 5, в Камне-на-Оби – 2, по одному есть в Алейске, Новоалтайске, Заринске, Славгороде и Михайловском районе.
Читайте также:
Как попасть в первый класс в лицей № 121 Барнаула
Лицей в Алтайском крае делом доказывает, что сейчас время технарей-практиков
По каким принципам в Бийске работает школа будущего
До праздника «Всероссийский день лицеиста» осталось:
На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «Всероссийский день лицеиста»