Консультация
«Требования к организации и проведению
праздников и развлечений в детском саду»
составила Букаткина Л.М.
Значение праздников и развлечений.
Требования к их организации и проведению
Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Основная цель праздника в ДОУ — формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Мы поясняем один вид искусства другим; одно искусство взаимодействует с другим, выступая в едином ансамбле; взаимно дополняют друг друга произведения различной художественной специфики. Поэтому праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.
Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.
Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания в детском саду». При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20—30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45—55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.
Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.
Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.
Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.). Но, конечно, нужны и новые номера.
Виды праздников и их содержание
В дошкольных учреждениях установилась замечательная традиция торжественно отмечать праздники. По своей идейной направленности и построению различают праздники трех видов:
1. Общественно-политические: День России, День защитника Отечества, День Победы.
2. Бытовые, к которым относятся новогодний праздник, праздник выпуска детей в школу и др.
3. Сезонные: проводы зимы, День птиц, летний праздник.
Общественно-политические праздники проводятся с особой торжественностью. Начинается такой праздник с парадного выхода детей в зал с шарами, цветами, затем они перестраиваются лицом к гостям. Начинается праздничная перекличка, за которой следует концерт. Торжественность уступает место веселым развлечениям, играм, пляскам, хороводам. Детские выступления перемежаются играми-аттракционами, которые вносят оживление, веселье и не требуют предварительной подготовки. Дошкольники соревнуются в ловкости, сообразительности. Завершающая часть праздника вновь подчеркивает торжественность и радость происходящего. Звучат приветствия взрослых, перекличка детей.
В каждом детском саду праздничный ритуал дополняется своими интересными находками. Эта особенность (разнообразие вариантов) характерна также для проведения и других видов праздников.
Бытовые и сезонные праздники отличаются от общественно-политических своей тематикой, связанной с бытом, жизнью детей, художественным оформлением и построением, в котором больше непосредственности, меньше торжественности. Особое место среди них занимает праздник Нового года, один из самых любимых детьми. Это сказочный, полный волшебных превращений праздник, сулящий дошкольникам немало волнующих неожиданностей.
Центр новогоднего празднества — сверкающая огоньками и игрушками елка. Красота ели обычно настолько захватывает детей, что праздник может начинаться только с нее. Под веселую музыку дошкольники вместе с воспитателем входят в зал и рассматривают елку, ее праздничный наряд. Обойдя ее несколько раз, они рассаживаются на свои места. Они поют веселые песни, водят хороводы вокруг елки. Но самое главное начинается с появления Деда Мороза и Снегурочки. Они приносят с собой шутки, забавы, игры, загадки, сказочные чудеса и конечно же подарки.
Елка стоит еще несколько дней в зале. По просьбе детей обычно повторяются фрагменты праздника. Каждый ребенок выбирает себе понравившуюся роль, снова звучат песни, проводятся игры.
Потом елка выносится на участок. Там она продолжает стоять еще некоторое время, с новыми украшениями из ледяных игрушек, цветных льдинок, слепленных из снега зверюшек. Когда интерес детей к елке ослабевает, ее убирают, но она не должна выбрасываться во двор или сиротливо стоять заброшенной и обломанной. В памяти детей елка должна сохраниться прекрасной и нарядной.
Темами сезонных праздников являются жизнь и деятельность Детей. Например, во время летнего праздника они показывают, как окрепли на даче, какими стали ловкими, сколько выучили новых песен, стихов и т. д. Праздник проходит обычно на участке или на лесной полянке. Украшения в большинстве своем создаются руками воспитателей и детей. Это могут быть гирлянды из зелени, цветов, окаймляющие площадку, раскрашенные шарики, фонарики, фигурки зверюшек, вращающиеся от ветра, большие, яркие, сделанные из картона и раскрашенные грибы, избушки и т. д.
Летний праздник обычно проводится в форме концерта, который заканчивается сказочной инсценировкой и здравицами во славу нашей Родины.
Главная цель такого праздника — показать счастливую жизнь детей, достигнутые ими успехи в развитии.
Праздники, несущие детям радость и веселье, служат важным средством их гармонического воспитания. Полноценная подготовка к ним и удачное их проведение зависят от серьезной, умной, творческой работы воспитателя.
Работа педагогического коллектива по подготовке к празднику. Проведение праздника
Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе дошкольного учреждения. Программа праздника составляется музыкальным руководителем совместно с воспитателями с учетом «Программы воспитания в детском саду» и утверждается на одном из педагогических совещаний. Здесь же определяются ответственные за каждый участок работы: оформление зала, подготовку костюмов, поделку атрибутов и т. д. Выбирается ведущий праздника. К этому следует относиться очень серьезно и ответственно, так как от ведущего во многом зависит успех проведения праздника. Ведущим должен быть педагог, обладающий высокой культурой, находчивый, веселый, знающий детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться.
Праздник является не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей. Поэтому родителей следует включать в подготовительную работу к нему (подготовка костюмов, атрибутов и т. д.), приглашать на праздник.
Итоги проведения праздника необходимо обсудить на педагогическом совещании. Здесь же определяется работа по углублению впечатлений детей в послепраздничные дни. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после утренника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано. На последующих занятиях следует повторить праздничный материал, дать детям для творческих игр флажки, шапочки, платочки и т. п. Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники рисуют, лепят на тему «Наш праздник», вновь переживая впечатления от него.
Виды и содержание вечеров развлечений
В детском саду сложился интересный опыт работы по проведению вечеров развлечений. Они организуются не реже одного раза в 10 дней в каждой группе во второй половине дня. По характеру участия в них детей и взрослых эти вечера делятся на три вида:
1. Вечера развлечений, подготовленные силами взрослых для детей.
2. Вечера, подготовленные силами детей.
3. Смешанные вечера развлечений, в которых принимают участие и взрослые, и дети.
По форме организации вечера развлечений делятся также на несколько типов: зрелищного характера, концерты и тематические вечера, детской самодеятельности, вечера-забавы и спортивных развлечений.
Многообразие вариантов вечеров развлечений, создаваемых творчеством самих воспитателей, наполняет каждый из них неповторимым своеобразием.
На вечерах зрелищного характера инсценируются знакомые детям сказки, читаются рассказы, стихотворения, звучат песни. Силами детей старших групп может быть подготовлена кукольная постановка. В ней охотно участвуют даже робкие дети, хотя они обычно стесняются выступать. Ведь в этом случае они находятся за ширмой. Участие в таких спектаклях делает их более смелыми, уверенными и общительными.
Во время вечеров-концертов организуется серьезное слушание детьми музыки. Проводятся они в основном в старших группах. Концерт должен состоять из 4—5 произведений, в основном знакомых детям. Однако эти произведения могут быть даны в необычном исполнении, чтобы внести в них элементы новизны. В концерте возможно исполнение и нового произведения. Таких концертов в год может быть не более 5—6.
Содержанием тематических концертов являются песни, стихи, игры, объединенные единой темой. Например, концерт по теме «Осень» может быть проведен так: дети по просьбе воспитателя делают осенние зарисовки. Потом по ним проводится концерт. Темы концертов могут быть самыми различными: «Мы — дружные ребята», «Без труда не проживешь», «Полет на Луну», «Весна, весна на улице», «Корней Чуковский» и др.
В подготовительной группе решили провести вечер «Мы — строители». Дети с воспитателем побывали на стройке дома, наблюдая за ходом строительства, познакомились с рабочими разных профессий. Им прочитали несколько рассказов о строителях, они разучивали соответствующие стихи, песни, отражали узнанное в рисунках, играх. Родители сделали для них мастерки, молоточки и т. п. Помогли оформить помещение группы.
На свой вечер дети пригласили строителей. На нем были исполнены песни «Мастерок» (К. Листова), «Мы работаем» (В.Витлина), «Непослушный молоток» (Ю. Чичкова), инсценировка стихотворения С. Баруздина «Кто построил этот дом?». Сюрпризом для дошкольников были загадки, которые загадывали гости.
На вечерах детской самодеятельности используются знакомые детям игры, песни, пляски, стихи. Тематика их может быть самой разнообразной в зависимости от интересов, знаний и умений дошкольников.
Выступления детской самодеятельности можно приурочить и к традиционно проводимому в детских садах раз в месяц дню рождения детей. Дошкольники вместе с воспитателями и родителями по секрету готовят подарки именинникам (рисунки, поделки), исполняют для них стихи, песни, танцы. Заканчивается такой вечер чаепитием с именинным пирогом. На дни рождения желательно приглашать и родителей именинников.
В содержание вечеров забав включаются загадки, шутки, игры-аттракционы, веселые инсценировки, игры-драматизации, музыкальные игры-сказки и т. д.
В спортивные вечера, которые проводятся со средней группы, входит выполнение детьми разнообразных физкультурных заданий, участие их в подвижных играх. В старших группах организуются также вечера соревнований, аттракционов и т. п. Длится такой вечер примерно полчаса.
Разнообразие вечеров развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями.
Намечая тот или иной вечер развлечений, воспитатель вместе с музыкальным работником продумывает и осуществляет подготовку к нему (работа с детьми, изготовление необходимых атрибутов и оформления и т. д.).
Литература:
«Дошкольная педагогика». Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина «Просвещение», Москва, 1978 г. OCR Detskiysad.Ru
Консультации для воспитателей
Интегрированный подход к подготовке и проведению праздников и развлечений в детском саду.
Автор: Кущ Т.В., музыкальный руководитель МДОУ дс 41 г. Усть-Лабинска, Краснодарского края.
«Праздник! Праздник! У нас сегодня праздник!» — спешит поделиться своей радостью каждый малыш. А таких замечательных дней в детском саду, поверьте, гораздо больше, чем официально установленных.
Основная цель праздника в ДОУ — формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Мы поясняем один вид искусства другим; одно искусство взаимодействует с другим, выступая в едином ансамбле; взаимно дополняют друг друга произведения различной художественной специфики. Поэтому праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.
Анализируя многолетний опыт работы по организации и проведению праздников, мы сделали вывод, что есть резерв в совершенствовании этого вида деятельности. Его мы видим в интегрированном подходе к подготовке и проведению праздников. Мы в своей работе придерживаемся такого принципа: чем больше усилий по подготовке к празднику затратят педагоги, тем интереснее для детей пройдёт праздник.
Давайте отметим основные факторы, определяющие успешность задуманного праздника или развлечения.
В настоящее время музыкальные руководители имеют широкий выбор сценарного материала. Это и наши профессиональные журналы «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Колокольчик» и огромный выбор книгопечатной продукции различных авторов и издательств. Но необходимо помнить о том, что любой сценарий нуждается в адаптации для использования в работе с детьми. Адаптация сценария — это творческая и сложная работа. Сделать её может только педагог, который постоянно работает с детьми и знает, что нужно изменить, чтобы подготовка представления не была чрезмерно сложной и доставила удовольствие как детям, так и взрослым. Важно помнить, что сценарий так или иначе отразит ваши эстетические взгляды, ваш стиль профессиональной деятельности.
Далее, на наш взгляд, будет полезно рассмотреть проблему использования фонограмм в работе с детьми. Важно отметить, что в последнее время стало доступным приобретение качественно звучащих фонограмм. Широк жанровый репертуар, различные оркестровки, типы носителей. В связи с этим даже при активном использовании технические накладки можно свести к нулю. Фонограмма позволяет знакомить детей с шедеврами музыкального искусства в исполнении лучших музыкантов. Однако, чем младше дети, тем больше нужно использовать «живой» музыки. Для занятия пением желательно непосредственное инструментальное сопровождение, а не минусовая фонограмма. А вот для занятия ритмикой, хореографией фонограмма предпочтительнее, так как в этом варианте темпоритм неизменен. В случае непосредственного аккомпанемента музыкальный руководитель часто замедляет или ускоряет темп, подгоняя его под движения детей. Важно помнить о корректном использовании фрагментов музыкального произведения.
Время подготовки и проведения праздников весьма благоприятно для работы с родителями. Это, пожалуй, тот редкий случай, когда инициативу проявляют родители, когда именно они ищут общения с музыкальным руководителем, хореографом, прислушиваются к рекомендациям.
Мы не можем упустить такой возможности. Проанализировав эффективность различных форм работы, мы сделали вывод, что придётся следовать современной направленности средств массовой информации, то есть превратить печатные консультации в подобие комиксов. Текст минимален, информативен, присутствуют иллюстрации (лучше фотографии детей, ведь нет большей радости, как увидеть своё чадо). Больше всего вопросов у родителей возникает во время подготовки к костюмированному празднику. Мы рады помочь им. Нами изготовлен альбом с эскизами костюмов, даём рекомендации по подбору тканей и аксессуаров. Альбом пополняется год от года.
В настоящее время мы наблюдаем резкие перемены в эстетических взглядах, стилях оформления помещений. Поэтому мы рекомендуем подключать к этой важной работе специалистов (дизайнеров), а воспитателям и музыкальным руководителям — учиться этому мастерству. В оформлении центральной стены мы активно используем объёмные элементы (цветы, банты), драпировки из ткани по краям стены (функция рамки), сюжетную живопись на ткани. Живописные холсты хорошо хранятся, их можно дополнять различными элементами, эффектно выглядят на фотографии и видеосъёмке. Невозможно представить праздник в детском саду без декораций, атрибутов, аксессуаров. Грамотно подобранная тема, стиль, сочетание цветов, форма украшений создают неповторимую атмосферу, образ праздника. В создании нашей коллекции мы используем современные безопасные материалы, лёгкие и эстетичные, легко трансформирующиеся. Например, «цирковую штангу» сделали из пенопласта, изолировали сыпучие края широким скотчем и покрыли акриловой аэрозольной краской. А для драматизации сказки С. Михалкова «Как старик корову продавал» мы изготовили корову, кошелёк из поролона. Этот материал легко вырезается, поддаётся склеиванию, сшивается, окрашивается. Поролон незаменим для шляпок в виде цветов, солнышка, комично смотрятся галстуки, ушки, пятачки и др.
Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для взрослых персонажей. Для нас работа с праздничными костюмами доставляет огромное удовольствие, ведь в итоге расширяется музыкально-игровой материал, появляется творческая свобода в написании праздничных сценариев. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его носит. Мы считаем, что и «взрослый артист», и «артист-ребёнок» должен выглядеть безупречно, или хотя бы нужно стремиться к этому. Мы отдаём предпочтение недорогим, но эффектным тканям. Это креп-сатин, габардин, ткань с пайетками.
Конечно же, ни один даже самый опытный педагог не сможет перечислить все слагаемые успешного праздника. Новое время диктует новые требования, поэтому творческому педагогу всегда есть куда развиваться, куда прилагать свои знания, умения и способности.
Вам поручили организовать корпоративное мероприятие, и вы думаете, с чего начать. Не спешите искать event-агентство или бронировать банкетный зал. Для хорошего праздника недостаточно собрать персонал и накрыть праздничный стол.
Нужно заложить полезное действие, то есть выбрать правильную цель. Только тогда мероприятие будет полезным для компании и интересным для сотрудников.
Выбор цели — первый шаг в подготовке. Зная, зачем вы организуете мероприятие, вы поймете, какие задачи предстоит решить, какой формат праздника лучше выбрать и как в итоге оценить эффективность.
Корпоративное мероприятие без цели — деньги на ветер
Самая большая ошибка — считать корпоративные праздники простым развлечением, не требующим постановки целей и организации. В результате мероприятия компании становятся формальностью, о каких-то положительных результатах говорить не приходится. Всё превращается или в пьянку, или в скучное официальное мероприятие, посещаемое сотрудниками лишь под угрозой увольнения.
Понимание цели помогает организовать программу так, чтобы вовлечь сотрудников, помочь им проявить себя. Если цель мероприятия понимают руководители — они участвует в празднике, а значит, сотрудники могут пообщаться с начальниками, показать себя с лучшей стороны. У них появляется мотивация, желание участвовать в корпоративных мероприятиях.
История из жизни № 1: Нет цели — нет праздника
Руководитель отдела персонала компании X заметила, что конкуренты каждый год проводят корпоративные мероприятия на все крупные праздники. Она решила, что им тоже стоит организовать празднование 8 марта, для чего было арендовано кафе, накрыт стол с большим количеством спиртного и еды, найден ведущий. Казалось бы, что еще нужно для сплочения коллектива? Однако шутки ведущего работникам были не интересны, они скучали, но боялись уйти раньше времени.
В результате несколько сотрудников переусердствовали с алкоголем, двое коллег поругались почти до драки, а руководителю пришлось организовать развоз перепивших людей на такси.
Постер к российскому фильму «Корпоратив»
Какие цели могут быть
Цель выбирают с учетом текущих потребностей компании. Чаще всего корпоративные мероприятия организуют, чтобы:
- помочь новым сотрудникам влиться в коллектив (актуально, если в компании произошли глобальные штатные перемены, много новичков);
- вознаградить сотрудников за успехи в работе, отметить окончание отчетного периода или крупного проекта;
- повысить лояльность сотрудников к компании, сформировать положительный эмоциональный капитал; мотивировать сотрудников на работу;
- сплотить коллектив, научить персонал совместно работать над решением задач; разрешить конфликтные ситуации между сотрудниками;
- оценить сотрудников, выявить будущих руководителей, сформировать команду под новый проект; познакомить друг с другом персонал разных подразделений;
- сообщить сотрудникам об обновлениях в работе компании: новой миссии или гимне, ребрендинге или слиянии двух компаний;
- привлечь потенциальных сотрудников (внешний пиар мероприятия и отзывы действующих сотрудников в соцсетях или на других площадках привлекают кадры со стороны).
Корпоративные мероприятия не обязательно направлены только на сотрудников, их также проводят для повышения лояльности партнеров и демонстрации успешности компании.
Способы достижения целей
Есть три основные задачи, которые вам предстоит решить, чтобы достичь цели корпоративного мероприятия:
- Выбрать формат и идею.
- Правильно организовать его, не упустив ничего из виду.
- Понять, как потом оценить эффективность.
Алгоритм выбора формата прост: смотрим на цель — и выбираем программу, наиболее подходящую для её достижения.
Для сплочения коллектива
Если цель состоит в укреплении корпоративного духа, адаптации новых сотрудников и решении других коллективных проблем — подойдут командные игры или другие мероприятия, в которых добиться результата можно только совместными усилиями. Например, театрализованные постановки — в процессе подготовки сотрудники долго работают в команде, а успешное выступление создает ощущение причастности, люди разделяют друг с другом положительные эмоции. Командный дух также формируют мероприятия с социальной направленностью, например, корпоративные субботники.
Для вовлечения и мотивации
Наибольшее вовлечение дают квесты и творческие праздники, в том числе мастер-классы, подразумевающие создание чего-либо своими руками. Сотрудников вовлекает благотворительность, например, можно совместно развозить подарки по детским домам или домам престарелых.
Идея праздника может быть любой, самое главное помнить — чем больше сотрудники участвуют в происходящем, тем сильнее их вовлечение.
Для вознаграждения
Для вознаграждения сотрудников подходят банкеты и фуршеты с интересной программой — стоит подумать, чем занять людей, чтобы им не стало скучно. Еще один вариант — конкурсы и поощрение лучших сотрудников. Например, на ежегодном корпоративном празднике самым эффективным членам коллектива можно вручить подарки или объявить о начислении им премии. Конкурсы проводятся в течение какого-то времени до мероприятия, а на нем происходит объявление победителей.
Для достижения нескольких целей
Оптимальный вариант при наличии нескольких разноплановых целей — выездное мероприятие/тимбилдинг плюс фуршет. Для руководителей такой формат предпочтительнее, так как решает максимум задач.
История из жизни № 2: Неправильно выбранный формат может разрушить мероприятие
Новый руководитель компании Y решил организовать для своего отдела корпоративный спортивный квест. Но многие сотрудники отдела были не в том возрасте, чтобы участвовать в сложных состязаниях — программа составлялась без учета особенностей коллектива.
В результате, значительная часть персонала скучала, наблюдая за соревнованиями. Для такого случая лучше подойдут более интеллектуальные развлечения, например, мастер-классы.
Эффективность: закладываем KPI на этапе подготовки
После проведения мероприятия важно подвести итоги. Для этого нужно понимать, на какие показатели ориентироваться.
— KPI, NPC, EEI, ROI, EAE?
Организационная эффективность
Уровень организации праздника: сколько пришло людей, все ли остались довольны, как гладко прошло мероприятие и прочее. Организационная эффективность оценивается с помощью показателя NPC — индекса лояльности потребителей.
Он рассчитывается так: доля сотрудников, лояльных к мероприятию, минус негативно настроенные сотрудники. Для сбора отзывов проведите анкетирование сразу после мероприятия. Опрос должен быть анонимным, так информация будет более точной.
Маркетинговая эффективность
Достижение поставленных целей. Маркетинговая эффективность подсчитывается с помощью трех индексов:
1. EEI — индекс вовлеченности сотрудников
Это доля вовлеченных сотрудников, стремящихся работать в компании, позитивно отзывающихся о ней в общении с коллегами и знакомыми, прилагающих дополнительные усилия в работе. Для вовлеченности важно, чтобы сотрудники чувствовали свою ценность. И корпоративные мероприятия — один из способов показать сотрудникам, что компания их ценит. Также они демонстрируют ценность работодателя, позволяя рассказать о месте компании на рынке, ее достижениях и планах.
Как его рассчитать? Существуют несколько методик расчета вовлеченности. Наиболее популярной является тест на вовлеченность Q12.
О тесте на вовлечённость
Есть и более сложные методики, требующие составления нескольких опросников и сложные в практическом применении.
2. ROI — коэффициент окупаемости инвестиций
Этот коэффициент оценивается только в долгосрочной перспективе. Если сотрудники лояльны к компании, они не уходят к другим работодателям, меньше текучка кадров, затраты на поиск и обучение персонала. Кроме этого, лояльные сотрудники работают результативнее, принося компании больше прибыли.
Формула расчета выглядит так:
(Доход − Себестоимость) ÷ Сумма инвестиций × 100%
Рассчитать ROI после одного мероприятия практически невозможно, так как оно не связано с продажами напрямую. Но при регулярном проведении корпоративных праздников можно отследить связь между достижением целей и повышением прибыли.
3. EAI — индекс привлекательности работодателя
Сильный бренд привлекательнее для ценных кадров. Рассказывая о мероприятиях, можно привлечь потенциальных сотрудников.
EAI рассчитывается двумя способами: анкетирование сотрудников с помощью специальных опросников и анкетирование потенциальных сотрудников для оценки их отношения к компании. Перечень вопросов составляют HR-специалисты с учетом специфики деятельности компании и ее положения на рынке.
Регулярные корпоративные мероприятия способствуют формированию корпоративной культуры, улучшению психологического климата в коллективе, помогают системно работать с мотивацией персонала.
М — Мотивация
Выводы
Первый шаг к тому, чтобы корпоративный праздник прошел успешно — постановка целей:
-
Четкая цель мероприятия поможет определиться с форматом и выбрать идею праздника.
-
Отталкиваясь от цели, вы поймете, какие критерии эффективности важны для компании.
-
Цель поможет избежать хаоса, который начинается на праздниках без определяющей идеи и грамотного управления со стороны.
-
Цель позволит организовать мероприятие так, чтобы сотрудники получили нужный эмоциональный опыт.
-
Продуманная структура праздника решает поставленные задачи, отсутствие структуры — приводит к пустой трате денег.
Организовать мероприятие самостоятельно или обратиться в event-агентство? Ответ зависит от того, сколько человек участвуют в празднике и насколько сложная у него программа.
Если мероприятие рассчитано на 20-30 человек, оно пройдет в офисе или кафе — вероятно, вы сможете продумать и организовать праздник своими силами.
Если в компании более сотни сотрудников, нужно реализовать несколько задач, организовать и вечеринку, и тимбилдинг, и мастер-классы — слаженно провести сложное мероприятие могут только профессионалы.
Независимо от того, какой вариант вам подходит, вторым шагом подготовки будет расчет бюджета. Как рассчитать расходы на корпоративные праздники — мы рассказали в следующей статье.
В жизни человека всегда происходит
чередование будней и праздников. Будничный день
наполнен повседневными делами. Они часто похожи
друг на друга и могут быть унылыми и тяжелыми,
радостными и легкими, удачными и неудачными.
Будням всегда противопоставляется праздник.
Праздник – это день, который наполнен радостью,
весельем. Это день, который люди проводят вместе.
Само слово “праздник” заимствовано из
старославянского языка и буквально означает “не
занятый делами, свободный от работы”. Взрослые и
дети чувствуют эмоциональный подъем, при этом
создаются условия для выражения радости,
хорошего настроения. Особое значение праздник
имеет для ребенка. Русский педагог К.Д Ушинский
отмечал, что праздник для ребенка совсем не то,
что для нас, взрослых. Он подчеркивал, что ребенок
считает свои дни от праздника до праздника, как
мы считаем свои годы от одного важного события
нашей жизни до другого. И наоборот, тускло и серо
было бы это детство, если из него выбросить
праздники.
Праздник – не только радость, но и
деятельность, направленная на эмоциональную
разрядку, и на реализацию социальных требований.
Праздники, которые отмечаются в
детском саду, имеют свои цели и задачи. Одна из
основных – это создание у ребенка радостного
настроения, формирование положительного
эмоционального подъема и сформированности
праздничной культуры, что позволит детям узнать
о традициях праздника. Воспитательное,
познавательное и эстетическое воздействие
праздников на ребенка огромно. Очень важно не
допустить формализма и однообразия при их
проведении. Необходимо продумать художественные
элементы праздника и тщательно отобрать песни,
стихи, музыку, игры, танцы.
Подготовка к празднику вызывает у
детей интерес к предстоящему торжеству, и на
основе этого интереса формируются его
нравственно-этические качества. Деятельность в
предпраздничные дни и в момент празднования
какого-либо события формирует у детей
художественный вкус, сплачивает детей и
взрослых, между ребенком и взрослым возникает
полезное сотрудничество. Самое главное, чтобы
ребенок не был пассивным наблюдателем и
слушателем. Мы, педагоги и родители, должны
способствовать развитию желания детей
участвовать в играх, танцах, инсценировках,
принимать активное участие в процессе
оформления зала, группы и других помещений
детского сада. Только тогда будут обеспечены
необходимые условия для социализации ребенка,
формирования активной позиции и приобщению к
человеческой культуре, сохранения традиций и
обычаев русского народа. У ребенка постепенно
формируются навыки и умения в организации
праздничного веселья, складывается культура
проведения праздника. Особенно радует детей,
когда в празднике вместе с ними принимают
участие их родные и близкие. Совершенно по
особенному горят их глаза, когда рядом мама и
папа или бабушка и дедушка. И поэтому еще одна
цель педагогов ДОУ – это привлечение родителей,
как к организации, так и проведению праздника,
активному их в нем участию. Это позволяет
расширить общение детей с взрослыми, что так
необходимо для общего развития дошкольников.
Привлечение родителей к культурно-досуговой
деятельности – хорошая форма работы детского
сада с семьей.
Сценарий детского праздника – это
подробная разработка содержания и хода действия.
В нем последовательно, взаимосвязано
определяется все, что будет происходить. В
сценарии раскрывается тема, показываются
переходы от одной части действия к другой,
вносятся используемые произведения или отрывки
из них. Приемы активизации участников праздника,
описание художественного оформления и
специального оборудования также включаются в
сценарий. Таким образом, сценарий праздника
представляет собой последовательно
разработанную педагогическую программу
организации праздничной деятельности.
Мы предлагаем планирование праздников
в детском саду, а также сценарий одного из
праздников – “День матери”.
Праздничный календарь
Месяц |
Праздник |
Открыто (в |
Камерно (в группе) |
Ответственные |
Сентябрь |
“День знаний” | В средних, старших и подготовительных группах |
Музыкальные руководители, хореограф, воспитатели групп |
|
Октябрь |
“Две осени” | В старших и подготовительных группах |
Музыкальные руководители, хореограф, воспитатели групп |
|
“Конкурс поделок из природного материала” |
Во всех возрастных группах | Воспитатели групп | ||
Ноябрь |
Фотовыставка “Я и мой питомец” |
Во всех возрастных группах | Воспитатели групп | |
“День матери” | В старших и подготовительных группах |
Музыкальные руководители, хореограф, воспитатели групп |
||
Декабрь |
Новогодние утренники | Во всех возрастных группах | Музыкальные руководители, хореограф, воспитатели групп |
|
Январь |
“Рождественские вытворяшки”
(спортивный |
В средних, старших и подготовительных группах |
Воспитатель по ФИЗО, воспитатели групп, специалисты. |
|
Февраль |
“День защитника Отечества” |
В старших и подготовительных группах |
Музыкальные руководители, хореограф, воспитатели групп |
|
“Масленица” | Во всех возрастных группах | Воспитатель по ФИЗО, воспитатели групп, специалисты. |
||
Март |
“Мамин праздник” | Во всех возрастных группах | Музыкальные руководители, хореограф, воспитатели групп |
|
“Фольклорный праздник” | Во всех возрастных группах | Воспитатели групп | ||
Апрель |
“День смеха” | В средних, старших и подготовительных группах |
Музыкальные руководители, специалисты, воспитатели групп |
|
“Пасха” | В средних, старших и подготовительных группах |
Музыкальные руководители, воспитатели групп, специалисты |
||
“Мама, папа, я –спортивная семья!” |
В старших и подготовительных группах |
Воспитатель по ФИЗО, музыкальные руководители, воспитатели групп |
||
Май |
“9 мая” | В старших и подготовительных группах |
Музыкальные руководители, хореограф, воспитатели групп |
|
День семьи | Во всех возрастных группах | Воспитатели групп | ||
Июнь |
“День защиты детей” | В средних, старших и подготовительных группах |
Музыкальные руководители, хореограф, воспитатель по ФИЗО, воспитатели |
|
День рисунков на асфальте | Во всех группах | Воспитатели групп | ||
Июль |
“День Нептуна” | Во всех возрастных группах | Воспитатель по ФИЗО, воспитатели групп, специалисты |
|
День сказок | Во всех возрастных группах | Музыкальные руководители, воспитатели групп |
||
Август |
День открытых дверей “Кто такие Журавушки?” |
Экскурсия, наглядные пособия, демонстрационный материал, показательные выступления для родителей |
Коллектив МДОУ комбинированного вида №29 “Журавушка” |
Сценарий праздника “День матери”
Цель праздника: Способствовать
созданию положительных эмоциональных
переживаний детей и родителей от совместного
празднования мероприятия.
Задачи:
- Учить выразительно исполнять стихотворения,
интонационно разнообразно перерабатывать их в
зависимости от содержания, пользоваться
естественными интонациями, логическими паузами,
ударениями, передавать свое отношение к
содержанию. - Учить детей чувствовать и понимать характер
образов художественных произведений,
воспринимать их взаимосвязь с жизненными
явлениями. - Побуждать детей и родителей к активному
участию.
Ход праздника
Выходят дети и проходят на стульчики
под песню “Лучше слова в мире нет”
Ведущий 1.
Дождь в окошко стучит, как замерзшая
птица.
Но она не уснет, продолжая нас ждать.
Я сегодня хочу от души поклониться
Нашей женщине русской по имени МАТЬ!
Той, которая жизнь подарила нам в муках,
Той, что с нами порой не спала по ночам,
Прижимали к груди ее теплые руки,
И молилась за нас всем святым образам.
Той, которая Бога просила о счастье
За здоровье своих дочерей, сыновей.
Каждый новый наш шаг для нее был как праздник,
И больнее ей было от боли детей.
Из родного гнезда вылетаем, как птицы,
Поскорее нам хочется взрослыми стать.
Я сегодня хочу до земли поклониться
Нашей женщине русской по имени МАТЬ!
Танец “Аве Мария” (муз. Ф. Шуберта)
Песня “Ласковое слово”
Ведущий 2: В последнее воскресенье
ноября в России отмечают День матери. Среди
многочисленных праздников, отмечаемых в нашей
стране, День матери занимает особое место. Это
праздник, к которому никто не может остаться
равнодушным. В этот день хочется сказать слова
благодарности всем матерям, которые дарят детям
любовь, добро, нежность и ласку. СПАСИБО ВАМ!!!
Ведущий 3:
…Что больше всего мы ценим в женщине?
Что делает ее Женщиной? Красота? Обаяние? Ум?
Деловые качества?
Ведущий 2: Листок календаря,
датированный последним воскресеньем ноября,
подсказывает ответ – Материнство. Именно в этот
день наша страна отмечает День Матери. О мамах
сказано немало слов, много невысказанного живет
в сердце каждого из нас. Важно успеть сказать
добрые слова тогда, когда мама может их услышать.
Ведущий 3: Сегодня мы будем говорить
о празднике, который имеет отношение и к хрупким
и нежным девушкам, и к милым, ласковым мамам, и к
любящим и любимым бабушкам. Очень приятно, что к
нам в гости пришли самые красивые, ласковые,
добрые и любимые мамы, бабушки.
Ведущий 2: МАМА! Как емко и прекрасно
это слово. Не зря оно почти одинаково звучит на
языках разных народов. Мамой мы называем самого
близкого, дорогого и единственного человека.
Ведущий 1.
О, как прекрасно это слово – мама!
Все на земле от материнских рук.
Она нас, непослушных и упрямых,
Добру учила – высшей из наук.
Играя первозданной силой
Творила мир природа – мать,
И, видно, в женщину вложила
Всю красоту и благодать!
Ведущий 3:
От чистого сердца ,
Простыми словами.
Давайте друзья
Потолкуем о маме
Ведущий 2:
История молчит упрямо
Мы слышим имена мужчин,
А женщина осталась мамой,
И мы ее за это чтим!
Ведущий 2:
Закройте на минуту все глаза и
вспомните свою маму. А теперь ласково
произнесите слово “МАМА”. Почувствовали, как
стало теплее? Как вы думаете, почему? Да, самое
прекрасное слово на земле, которое произносит
человек, это – Мама!
Стихи детей.
Ребенок 1:
Откуда так много повсюду тепла?
Как будто нам осень его принесла.
Ребенок 2:
Вокруг всё как сказка:
Здесь песни и смех.
И мамина ласка
Согрела нас всех!
Ребенок 3:
Нынче праздник! Нынче праздник!
Праздник бабушек и мам,
Этот самый добрый праздник,
Осенью приходит к нам.
Ребенок 4:
Наши мамы – наша радость,
Слова нет для нас родней,
Так примите благодарность
ВАМ, от любящих детей!
Песня “Песенка для мамы” (муз. М.
Еремеевой, сл. М.Ивенсен)
Ребенок 5:
Кто открыл мне этот мир,
Не жалея своих сил?
И всегда оберегала?
Лучшая на свете мама.
Ребенок 6:
Кто на свете всех милее?
И теплом своим согреет?
Любит больше, чем себя?
Это мамочка моя.
Ребенок 7:
Книжки вечером читает
И всегда все понимает,
Даже если я упряма,
Знаю, любит меня мама
Ребенок 8:
Никогда не унывает,
Что мне надо, точно знает.
Если, вдруг, случится драма,
Кто поддержит? Моя мама.
Песня “Только бы мама” (авт. О.Егорова)
Танец “Мужичок с гармошкой” (муз. и сл.
И. Николаева)
Ведущий2:
А теперь мы, дорогие
Загадаем вам загадки.
Кто прекрасно знает мам,
Тот на них найдет отгадки
Ведущий 3:
Эти шарики на нити
Вы примерить не хотите ль?
На любые ваши вкусы
В маминой шкатулке….(бусы)
Ведущий 2:
В ушках маминых сверкают,
Цветом радуги сверкают.
Серебрятся капли-крошки
Украшения….(сережки)
Ведущий 3:
Назовите-ка посуду:
Ручка прицепилась к кругу.
Блин испечь ей – ерунда
Это же….(сковорода)
Ведущий 2:
В брюхе у него вода
Забурлила от тепла.
Как разгневанный начальник.
Быстро закипает….(чайник)
Ведущий 3:
Это кушанье для всех
Мама сварит на обед.
И половник тут как тут –
Разольет в тарелки ….(суп)
Танец “Иван Купала”
Песня “Мама-первое слово” (муз.
Ю.Энтина, сл. Б. Жерар)
Ведущий 1.
Красивые мамы – на свете вас много,
В глаза вы глядите открыто и прямо…
В какую бы даль ни звала нас дорога,
Нас всех провожают красивые мамы.
Мы маме так редко приносим букеты,
Но каждый так часто ее огорчает…
А добрая мама прощает все это.
Красивая мама все это прощает,
Под грузом забот не сгибаясь упрямо,
Она выполняет свой долг терпеливо…
Красива по-своему каждая мама,
Любовью своей материнской красива.
Танец Вальс (музыка из кинофильма “Мой
нежный ласковый зверь” Е. Дога)
Консультация «Праздник в ДОУ: цели, задачи, принципы».
Разное
Консультация для сотрудников ДОУ и родителей
«Праздник в ДОУ: цели, задачи, принципы».
Вам также может понравиться:
Олимпиады
43 работы
Конкурсы
97 работ
Международный конкурс детско-юношеского творчества «ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН
»
01 Декабря – 28 Февраля
-192
Всероссийская образовательная олимпиада по ПДД для дошкольников «ИЗУЧАЕМ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ
»
30 Ноября – 30 Ноября
Свидетельство участника экспертной комиссии
Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!
Подробнее
Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в
социальных сетях
Также вас может заинтересовать
-
Разное по музыки и пению для дошкольников «Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе «Праздник осенних шляп»»
Музыка и пение -
Разное по музыки и пению для «Подготовка учащихся к выступлению на сцене в ДШИ (характеристика различных типов темперамента)»
Музыка и пение -
Конспект занятия по музыки и пению для дошкольников «В мире эмоций»
Музыка и пение -
Разное по музыки и пению для дошкольников «Игра — квест для детей подготовительной группы «Осенний сундучок» — 2018»
Музыка и пение -
Разное по музыки и пению для «Специфика работы концертмейстера-пианиста в классе хореографии»
Музыка и пение
Цели организации праздника.
- Основная цель праздника в ДОУ — формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Мы поясняем один вид искусства другим; одно искусство взаимодействует с другим, выступая в едином ансамбле; взаимно дополняют друг друга произведения различной художественной специфики. Поэтому праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности; позволяет каждому ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развивать уже имеющиеся навыки; развивает такие психические процессы как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе, воспитывает моральные, нравственные, патриотические качества.
- Дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, семье. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
- Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Дети разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у ребенка есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.
Основные праздники, которые отмечаются с особой торжественностью, требуют предварительной подготовки. Следует предусмотреть следующие вопросы:
- Разучивание музыкально-ритмического репертуара с детьми.
- Подготовка взрослых к празднику.
- Организация дня праздника.
- Взаимодействие с родителями в связи с организацией и проведением праздников и досугов.
- Подготовка подарков к празднику.
- Оформление помещения.
- Закрепление праздничных впечатлений.
Воспитательная работа в связи с наступающим праздником должна быть четко спланирована. Воспитателю и музыкальному руководителю необходимо помнить, что подготовка к празднику, сам праздник и после праздничные дни — это звенья одной неразрывной цепи. Подготовка к празднику должна начаться своевременно, проводиться планомерно, без спешки, чтобы дети имели возможность постепенно усваивать материал. Это касается и детей, и воспитателей, и музыкальных руководителей.
Музыкальный руководитель:
- подбирает и разучивает музыкальный материал, который нужно грамотно и выразительно исполнить детям;
- намечает и проводит индивидуальные занятия с подгруппами или отдельными детьми;
- обеспечивает полноценное звучание музыкальных произведений, их художественное исполнение;
- настраивает детей на выразительное исполнение;
- отвечает за составление сценариев праздников, программ развлечений;
- принимает участие в оформлении музыкального зала.
Подготовка к празднику.
- Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада, отвечает интересам детей, учитывает их возрастные и индивидуальные особенности. Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к празднику. Продолжительность праздника зависит от его содержания и возрастных особенностей детей, принимающих в нем участие. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста длительность праздника составляет от 20 до 30 минут, в старшем и подготовительном к школе возрасте – не более 1 часа. При этом важно тщательно продумать соотношение детского и взрослого участия, а также последовательность номеров в структуре праздника, чтобы его композиция не переутомляла детей.
- Непосредственная подготовка к празднику начинается с распределения речевого материала для детей с учетом их индивидуальных речевых особенностей. Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей, лучше поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало психотравмирующих ситуаций, лучше выступать вместе с другими детьми (например, исполняя песню), а некоторым, особенно в начальный период обучения, может быть целесообразна вообще роль зрителя. Распределяя речевой материал, необходимо учитывать словарь, которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса. После разбора и всестороннего изучения текста стихотворения воспитателя с ребенком, позволяющего понять внутреннее содержание и его смысл, текст дается родителям для занятий дома. Особое внимание при заучивании, проверке текста уделяется работе над словесным ударением, ритмом и интонацией.
Педагогам необходимо помнить, что нельзя начинать подготовку и слишком рано, чтобы у детей не пропал интерес к празднику. Важным условием является доступность праздничного материала: если материал дается детям по их силам и возможностям, то и не потребуется длительной подготовки.
Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие. При составлении праздничной программы очень важно предусмотреть участие всех детей — каждый должен себя чувствовать активным членом коллектива. Бывают, однако, случаи, когда наиболее способных детей перегружают, а отстающих совсем отстраняют от выступлений. Это оказывает дурное влияние, как на тех, так и на других. У первых развивается зазнайство, самомнение, у других теряется интерес и появляется неуверенность в своих силах и возможностях в выполнении тех или иных заданий. Необходимо при распределении ролей между детьми учитывать их индивидуальные способности, склонности и интересы. Воспитатели должны быть активными участниками праздника. Они могут спеть песню, прочитать рассказ, сказку или стихотворение, исполнить пляску. Особой теплотой и непосредственностью отличаются те праздничные дни, в которых принимали участие родители.
Этапы работы над праздником:
1 этап – предварительное планирование.
- этап – работа над сценарием.
- этап – предварительное знакомство детей с праздником.
- этап – подготовка к празднику, разучивание отдельных номеров.
- этап – проведение праздника.
- этап – подведение итогов.
- этап – последействие праздника.
- В конце учебного года проводится совещание, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздничных мероприятий, и устанавливаются сроки их проведения.
- На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. Создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. В праздник включается как можно больше игр, а музыкальная, речевая деятельность детей строится на приобретенных уже умениях и навыках.
- Когда сценарий готов, детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи взрослых будет двигаться.
- После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, группы и т. д. изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.
- Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенное и украшенное место проведения полно зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.
- Это подведение итогов. Детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача взрослых на этом этапе состоит в том, чтобы «привязать» к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи взрослых выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты. Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на педагогических совещаниях, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.
- Последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках, фотографиях, видеозаписях и т.д.
Предпраздничная работа взрослых должна быть четко спланирована. Между всеми членами коллектива распределяются обязанности — каждому поручается определенный участок работы, за который тот отвечает перед праздником и во время проведения его. Одному из воспитателей поручается ведение праздника.
Роль ведущего на музыкальных праздниках.
Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы.
Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей:
- Ведущий должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.
- Перед утренником разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.
- На утреннике держаться свободно, естественно, говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно.
- Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы — утомляют ребят.
- Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.).
- Научитесь организованно заканчивать праздник! Поблагодарите гостей, обязательно напомните, по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравьте всех с праздником), попрощайтесь с ними, предложите детям выйти из зала организованно.
Не только ведущий, но и воспитатели должны хорошо знать праздничную программу и весь ход праздника, отвечать за порученный им участок работы.
Воспитатели, выступающие в каких-либо ролях так же хорошо должны знать программу и весь ход праздника, а так же отвечать за порученный им участок работы. Костюмы для праздника необходимо взять заблаговременно, чтобы была возможность всё проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если вы поручаете родителям сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, то проследите, чтобы они принесли их заранее, а вы смогли проверить их, иначе на празднике может случиться, что резинки на шапочках — порвутся, атрибуты сломаются и пр. Во время проведения утренника внимательно следите, как воспринимают ребята выступления, готовьте атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевайте детей, помогайте им, если это необходимо, при проведении игры. Пойте и, по необходимости, танцуйте вместе с детьми. Взрослые персонажи так же участвуют в играх и танцах (встают в пары с детьми). Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут показать различные танцы, спеть песни, исполнить роль персонажа.
Роль воспитателя на праздниках.
Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждой своей роли, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.
Итак:
- Воспитатель помогает украшать зал к праздникам и убирает после своего утренника все атрибуты.
- На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.
- Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.
- Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
- Перед утренником важно настроить детей на радостное, но ответственное событие в жизни группы, напомнить о правилах поведения на празднике:
— говорить не громко (не кричать);
— ходить спокойно (не бегать);
— помнить для чего мы находимся в зале;
— смело показывать свои способности;
— заботиться друг о друге (не обижать);
— помогать друг другу (не смеяться);
— внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому);
-не отвлекаться на родителей.
- Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
- По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением праздников, когда дети фотографируются).
Часто встречающиеся ошибки в процессе проведения праздника:
- не следует всем взрослым танцевать с детьми, достаточно одного, кроме хоровода (относительно младших детей);
- стараться не вставать спиной к родителям, находить свое место на празднике справа или слева;
- во время праздника детей руками не трогать, а, чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом;
- все стихи обговариваются, если в этом есть затруднения, обратиться к старшему воспитателю;
- недопустимо спрашивать детей, кто хочет читать стихи (читать стихи хотят все);
- не используем в речи слово «стишок», говорим – прочитает стихотворение;
- неудачное выражение, которое может привести к сутолоке около ёлки, особенно, для малышей — «подойдите к ёлке», нужно предложить детям взяться за руки и встать вокруг ёлки;
- перед праздником проверить количество стульчиков, атрибутики, музыкальных инструментов соответственно количеству детей на празднике;
- Дед Мороз не должен относить свой «трон» от ёлки во время детских выступлений, удачнее поручить это кому-то;
- если предлагаете подарки или угощения в зале, значит отдайте их детям, именно в зале;
- перед тем, как дети должны войти в зал не должно быть томительного длительного ожидания. Чтобы избежать этого, нужно рассчитать время, когда раздать детям праздничные атрибуты и когда приготовиться к выходу.
Взаимодействие воспитателей и родителей в проведении и организации праздников и досугов.
Родители – желанные гости на празднике. Воспитатель (или желающий родитель) приветливо встречают гостей и размещают их в зале. Родители также могут принять участие в подготовительной работе к празднику. Они помогают в украшении помещения, в оформлении стенной газеты, в изготовлении костюмов и т. д. Всю подготовку следует полностью закончить до наступления праздника. Желательно заранее обсуждать с родительским комитетом по поводу подарков (новый год). Подарки должны быть все одинаковыми, неименными и небольшими по размеру; заранее оговаривать форму одежды и обуви. Подготовить праздничную одежду за 1 день до праздника.
«Подсказки педагогам» или «Как правильно отвечать на вопросы родителей»
***
Вопрос: По какому принципу определяется дата и время проведения утренника?
Ответ: Дата проведения утренника определяется в соответствии с планом мероприятий. По времени в первую очередь проводятся утренники у детей младшего дошкольного возраста, далее по возрастам.
***
Вопрос: Почему на одни утренники приглашают родителей, а на другие нет?
Ответ: Утренник — это одна из форм работы с детьми. К воспитанникам младшего возраста родители приглашаются на усмотрение педагогов и администрации. Помимо утренников в детском саду проходят: развлечения, досуги, театрализованные представления, тематические занятия, спортивно- музыкальные досуги. Основные праздники проводятся с родителями: «День Матери», «Новый год», «23 февраля», «8 марта», «Выпускной бал».
Вопрос: Как распределяются роли, сольные номера и стихотворения на утреннике?
Ответ: Воспитатели и музыкальный руководитель на свое усмотрение выбирают детей для определенного номера или роли (певческие данные, дикция, чувство ритма, раскрепощенность).
Так как количество главных ролей, стихотворений ограничено, то воспитатели и музыкальный руководитель по возможности стараются, чтобы ребенок, которому не досталось роли или стихотворения на одном утреннике, получил их на другом. Воспитатели и музыкальный руководитель могут не задействовать ребенка в сольных номерах, если он непосредственно перед утренником не посещал детский сад. Это не значит, что ребенок будет просто сидеть на стульчике, он обязательно будет задействован в общих номерах и играх. Стихотворения и переклички не могут занимать по времени половину утренника, а являются лишь его малой частью. Вот почему не все дети читают стихотворения на утреннике. Чтение стихотворений — это не единственный вид детского выступления. Часто родители огорчаются, что ребенку не дали стихотворение, а ребенок в этом утреннике исполняет сольный танец или песню, участвует в сценке или является ведущим в игре. Это гораздо сложнее и требует более серьезной подготовки.
Роль или стихотворение могут передать другому ребенку в случаях, если:
- родители не закрепляют с ребенком материал дома, ребенок приходит на репетиции не подготовленным;
- ребенок готовился, но непосредственно перед утренником заболел.
В таких случаях воспитатели вынуждены передать роль или стихотворение другому ребенку и на утреннике будет выступать именно он. Постарайтесь объяснить ребенку, что он не зря готовился и ему еще представится возможность выступить. После каждого утренника в детском саду устраивается развлечение, без приглашения родителей, на котором те дети, которые не были активно задействованы в утреннике, могут себя проявить.
***
Вопрос: Какую роль играют родители в подготовке к утреннику?
Ответ: Родители разучивают и повторяют слова и репетируют роли дома, чтобы ребенок более комфортно чувствовал себя на репетициях, а впоследствии, и на утреннике. По желанию и возможности помогают в подготовке костюмов, декораций, атрибутики. Поддерживают положительный эмоциональный настрой ребенка; напоминают правила поведения на утреннике.
***
Ответ: Почему важно присутствие родителей на утреннике?
Вопрос: Для ребенка принципиально отличается выступление перед зрителями «вообще» и выступление перед зрителями, среди которых есть родной и любимый человек, чье мнение для него очень важно. Если все же никто из членов семьи не может пойти на праздник, то обязательно честно предупредите об этом ребенка. Ни в коем случае не обнадеживайте его и не обманывайте! Ребенок будет ждать, постоянно смотреть на дверь, откажется выступать, и утренник пройдет мимо него.
***
Ответ: Почему нужна сменная обувь, а не бахилы?
Вопрос: Во-первых, утренник — это достаточно долго, бахилы ненадежные, они рвутся и на полу или коврах в группе и зале остается грязь. Бахилы нужны, когда вы на короткое время посетили детский сад. Во-вторых, когда родители выходят в общий хоровод или для участия в конкурсе, очень не эстетично выглядят нарядные платья рядом с синими медицинскими бахилами.
***
Вопрос: Почему так важно участие родителей в конкурсах и совместных номерах?
Ответ: Очень часто сценарии детских утренников предполагают интерактивность. Родителям предлагают поучаствовать в конкурсах, музыкальных номерах, играх. Не отказывайтесь от участия! Дети гордятся выступлением своих родителей. Да и вы, скорее всего, получите удовольствие, ненадолго став ребенком.
***
Вопрос: Почему у ребенка на утреннике должны быть чешки, а не туфли или иная обувь?
Ответ: Одним из видов деятельности на утреннике являются музыкально — ритмические движения. По методике дети должны выполнять эти движения в чешках. Отдельно стоит вопрос красоты: дети в разношерстной обуви (туфлях, кроссовках, кедах) выглядят не эстетично.
***
Ответ: Как правильно выбрать одежду для утренника?
Вопрос: Прежде чем покупать наряд ребенку, уточните у воспитателя тематику праздника и рекомендации музыкального руководителя. Если утренник подразумевает карнавал, то можно подобрать костюм какого-либо героя. В иных случаях выбирайте классический вариант наряда. Наряд должен быть по возрасту (платье с декольте на девочке 4 лет смотрится более чем сомнительно); удобным, не сковывающим движение во время танца: элементарно в нем должно быть удобно сидеть на стуле.
Вариант одежды на утренник для мальчиков: классическая белая рубашка, классические черные брюки, бабочка или галстук, жилет.
Для девочек уместно нарядное платье. Цвет платья должен учитывать тематику утренника. Например, девочка, танцующая танец снежинки в черном платье — это оригинально, но не для детского сада. Платье не должно содержать деталей декора, которые могут легко отклеиться или оторваться. Прическа должна быть аккуратной и не мешать движениям, так как на утренниках дети играют в подвижные игры. В костюме не допускаются маски, которые закрывают лицо ребенка.
Вопрос: Почему ограничивается количество приглашенных на утренник?
Ответ: К сожалению, у нас не очень большой музыкальный зал. Если в группе 20 — 25 детей и к каждому из них на утренник придет хотя бы один гость, то это уже 20 — 25 взрослых. Прибавьте сюда воспитателей, музыкального руководителя, героев, администрацию детского сада, ведь утренник – это еще и отчетная работа музыкальных руководителей и воспитателей. Часто родители приглашают еще видео оператора и (или) фотографа. Зал физически не может вместить большое количество гостей. В зале становится душно, потому что мы не может проветривать помещение в присутствии детей. И дети, и взрослые чувствуют себя не очень комфортно.
Поэтому мы просим родителей ограничить количество членов семьи, присутствующих на утреннике. Конечно, любимым бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам, тетям и дядям трудно отказать. Предложите им альтернативу – они смогут посмотреть утренник на видео. Договоритесь на родительском собрании о том, кто будет вести фото- и видеоархив группы. Тогда вы сможете показать утренник своего ребенка всем родственникам и друзьям.
***
Ответ: Как правильно оценить выступление ребенка?
Вопрос: Для ребенка утренник — это серьезное событие и очень ответственное. Он долго готовился, репетировал. И он, конечно же, волнуется! Поддержите его, скажите, что вы им гордитесь. Пусть он во время выступления что-то забыл или перепутал, не придавайте этому значения и уж ни в коем случае не устраивайте «разбор полетов», и не сравнивайте своего ребенка с Машей, Сашей или Мишей. Ваш ребенок — самый лучший и самый талантливый! И он должен понимать, что вы думаете именно так, и никак иначе.
После утренника воспитатели предлагают родителям записать свои впечатления на сайте детского сада. Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на педагогических совещаниях, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.
Эти простые правила поведения родителей помогут обеспечить их комфортное пребывание на праздниках:
- Праздник в детском саду проводится для детей, а не для родителей, как зачастую привыкли считать.
- Да, мы с удовольствием приглашаем вас на наши праздники, чтобы Вы испытали такие же эмоции, как и ваш малыш. Но, если ребенок заинтересован, и не обращает на вас внимание, не стоит ему махать рукой, шептать и звать. Он в сказке.
- Входить в музыкальный зал разрешается только в сменной обуви и без верхней одежды.
- Не забывайте, уважаемые родители, что пол, и ковровое покрытие на нем, такая же площадка для нашего творчества, как стульчики, столы, банкетки. Заботьтесь о здоровье своих детей, и не приносите грязь с улицы в наше рабочее пространство.
- Во время проведения утренника запрещается пользоваться сотовыми телефонами. Ваши детки очень старались показать вам чудо, и как же им бывает обидно, когда вам звонит телефон, вы берете трубку и разговариваете во весь голос. Представьте себя на месте своего ребенка в этот момент!
- Фото и видео съемка может быть произведена только со своего места и с разрешения музыкального руководителя и администрации детского сада. Ваш ребенок хочет видеть Ваши глаза и улыбку в первую очередь. Поэтому старайтесь производить съемку не мешая вашему ребенку видеть Вас.
- Во время утренника родителям запрещается переходить с одного места на другое, вставать со своего места. Этим Вы не только отвлекаете детей, но и мешаете другим родителям.
- Не желательно присутствие на празднике детей грудного возраста. И, конечно, ни в коем случае, нельзя давать маленькому гостю звуковую игрушку, только для того что бы он не плакал. Приходите, пожалуйста, одни или парой, но не стоит приглашать всю семью из нескольких человек. У нас достаточно малый зал для такого большого приема гостей. Ваш ребенок будет рад и одному гостю, поверьте. Но уж если Вы пришли вместе, будьте культурны, не разговаривайте друг с другом во время представления. Вы помешаете не только своим замечательным детям, но и музыкальному руководителю, чей огромный труд был вложен в этот праздник.
- По просьбе музыкального руководителя и воспитателя, родители могут принимать участие в проведении детского утренника (спеть вместе с детьми песню, станцевать с ребенком, поиграть, рассказать вместе с ребенком шутку-малютку или стихотворение).
Родители культурны и образованы, и обязательно запомнят эти элементарные правила, несоблюдение которых, отвлекает детей, мешает им почувствовать себя главными участниками действия.
Закрепление праздничных впечатлений.
Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель и музыкальный руководителя стремятся закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. По желанию детей на занятиях повторяют некоторые праздничные песни, игры, танцы, инсценировки. Часто дети, не участвовавшие на празднике в каком-нибудь номере, изъявляют желание включиться в него, повторение праздника проходит почти полностью, а гостями бывают сотрудники детского сада. Нередко воспитанники детского сада по прошествии многих лет вспоминают о праздниках в детском саду и о своем участии в них.
За своевременным исполнением заданий, порученных всем членам коллектива, следит заведующая детским садом и старший воспитатель.
На всех этапах подготовки и проведения праздников и развлечений необходимо тесное взаимодействие педагогов, музыкального руководителя, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности, возникающими в процессе подготовки к празднику. Праздники должны быть яркими, интересными, насыщенными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей.
Праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И мы никогда не должны забывать, что праздник – это радость. Так давайте дарить ее детям и друг другу, не жалея сил в поддержке, улыбок и комплиментов. И тогда все у нас получится!
Таким образом, если все участники образовательно — воспитательного процесса будут работать с любовью, доверием и уважением друг к другу, стараясь использовать каждую минуту для развития ребёнка, то этот уникальный период — дошкольное детство – станет крепкой базой и основой дальнейшей успешности не только отдельно взятого ребёнка, но и общества в целом.
Детсадовский утренник – это своего рода отчет воспитателей перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома, оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.
Утренник в детском саду может быть неплохим воспитательным моментом и для родителей в семье. Каждый ребенок ждет праздника, и если его поведение «хромает», то малыша легко мотивировать тем, что скоро утренник и надо вести себя подобающим образом, иначе праздника не будет. Ведь не секрет, что дети значительно меняют свое поведение, если сказать, что за ними наблюдает дед Мороз и в соответствие с тем, как они себя ведут, он подарит подарки.
Проявите ответственность и творческий подход к организации утренника, терпение к своим помощникам, и праздник в детском саду, пройдёт на УРА! Отмечено, что хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.
На всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие педагога, воспитателей, музыкального руководителя.
Удачи Вам!
ВНИМАНИЕ: Глубоко ошибочно мнение тех родителей, которые считают, что можно не водить ребенка на музыкальные занятия, а привести только на утренник. Ничего кроме неприятностей для ребенка (из – за незнания материала, неумения выполнить простейшие танцевальные движения, незнания слов песен, неумения правильно и вовремя перестроиться) не получится. Ребенок расстраивается, путается, нервничает, зачастую плачет, мешает остальным детям.