17.06.2023
ПЕЛЕДЫШ ПАЙРЕМ – «ПРАЗДНИК ЦВЕТОВ» У МАРИЙЦЕВ
Пеледыш пайрем (в переводе с марийского «праздник цветов»; ранее – Йошкар пеледыш пайрем или Йошкар пеледш пайрем – марийск. «праздник красного цветка») является национальным праздником в республике Марий Эл; в настоящее время отмечается в третью субботу июня.
Пеледыш пайрем – марийский «праздник цветов», символизирующий весенне-летнее возрождение природы, посвящен завершению весенне-полевых работ. Он включает в себя элементы традиционной календарной обрядности (Ага-пайрем и Семик) и гражданского праздника.
Праздник зародился в 1920 г., когда делегаты II-го губернского Съезда национальностей Вятской губернии, проходившем в г. Малмыже, подняли вопрос о необходимости создания новых торжеств, отражающих победу Октябрьской Революции. По инициативе известного марийского писателя, педагога и общественного деятелья, А.Ф. Конакова тогда в селе Сернур впервые вместо традиционного Семика был проведен новый «Йошкар пеледыш пайрем» – «Праздник красного цветка». По задумке организаторов праздник должен был стать кульминацией торжества нового строя в России.
Утром 27 мая в селе, украшенном плакатами и лозунгами, началось торжественное шествие, которое закончилось митингом, где прозвучали приветствия партийных деятелей. По случаю праздника был устроен концерт, организованы спортивные состязания и игры. В течение последующих четырех дней агитбригады провели Йошкар Пеледыш пайрем еще в одиннадцати деревнях Уржумского уезда Вятской губернии.
Праздник получил хороший отклик и в 1923 г. был объявлен Народным революционным днем трудящихся Марийской автономной области. День его празднования, приуроченный к Семику, был объявлен нерабочим. В мероприятих праздника Йошкар пеледыш пайрем, прошедшего 24 мая 1923 г. в Йошкар-Оле, приняли участие известные представители марийской интеллигенции: С.Г. Чавайн, М. Шкетан, И.С. Палантай и многие другие. Новый праздник в полной мере отвечал задаче «сближения с советсткой властью и компартией»: активисты выступали с лекциями о хозяйственно-культурном строительстве, проводили кампании против пьянства и антисанитарии.
В 1930-е годы праздник был признан «узконационалистическим» и запрещен. Лишь в 1965 г. он был восстановлен с новым названием – «Пеледыш пайрем» («Праздник цветов») и стал проводиться в третье воскресенье июня. В повестку мероприятия добавилось церемония чествования передовиков народного хозяйства.
В настоящий момент Пеледыш пайрем проводится как в сельской местности, так и в городах. Кульминация праздника проходит в г. Йошкар-Ола. Сценарий торжества состоит из официальной и развлекательной частей. Первая включает поднятие флагов России и Марий Эл, приветствие администрации с отчетом по итогам проведения посевных работ, поздравление картов (жрецов), награждение лучших работников. В официальной части обязательно участвуют актеры в образах фольклорных героев: Акпарса, Акпатыра, Онара и других.
Развлекательная часть включает в себя праздничный концерт, игры, конкурсы, состязания. В Йошкар-Оле устраивается торжественное шествие по улицам города, в котором участвуют делегации разных районов республики Марий Эл, а также из других регионов.
С 2002 года в д. Сиухино Горномарийского района проводится фестиваль хоровых коллективов «Пеледыш айо», приуроченный ко Дню России (12 июня). Ежегодно здесь собираются творческие коллективы из разных районов Республики и других регионов.
В современной своей обрядности Пеледыш пайрем – яркое наследие советской эпохи с чертами самобытной местной традиции. Сочетая в себе национальные и светские черты, он пользуется большой популярностью, как у жителей Республики, так и за ее пределами. Начиная с 1998 г., Пеледыш пайрем ежегодно проводится марийским землячеством Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В нем принимают участие жители города, а также приглашенные гости из Республики Марий Эл. Помимо концертной программы, здесь проводятся выставки изделий декоративно-прикладного творчества, мастер-классы, дегустация блюд марийской кухни. Завершается праздник играми и танцами, в которых принимают участие все желающие.
Автор текста: Песецкая А.А.
Фотограф: Дигинаев А.
Летний праздник цветов Пеледыш пайрем как общенародный праздник проводится в Республике Марий Эл и за её пределами – в местах компактного проживания марийцев – после завершения весенне-полевых работ. Он приурочен ко Дню независимости России и проходит поэтапно: сначала в сельской местности, затем в столице республики Йошкар-Оле.
Впервые праздник цветов под названием Йошкар пеледыш пайрем был проведён в 1920 году в селе Сернур с целью заменить религиозные праздники Агавайрем и Семык.
Сегодня Пеледыш пайрем – неотъемлемая часть национальной культуры марийского народа. Праздник прославляет мирный труд, пропагандирует дружбу между народами, утверждает идею сохранения языка, песен, танцев, народного костюма мари.
В Горномарийском районе к празднику Пеледӹш айо приурочен праздник песни, в котором участвуют хоровые коллективы со всей республики.
«Просьба общественности – придать празднику «Пеледыш пайрем» статус государственного, потому что он не только национальный, но и народный. Праздник объединяет регионы, где компактно проживает народ мари. На него приходят представители других национальностей», – эту инициативу Председателя Всемарийского Совета – Мер Каҥаша Эдуарда Александрова поддержал врио Главы Марий Эл Юрий Зайцев. Он подчеркнул: «Праздник цветов имеет символическое значение. Его обязательно нужно отмечать. Это национальная одежда, обычаи и традиции – все это очень важно».
Предлагаем вашему вниманию статью «Пеледыш пайрем: марийский национальный праздник» из рубрики «100 лет Марий Эл».
По данной теме можно также прочитать следующую литературу:
- Бушков Р. Праздник цветов / Руслан Бушков // Ончыко. – 2016. – № 7. – С. 114-130.
- Зайниев Г. У пагытын шочшыжо : Пеледыш пайремлан – 90 ий / Гельсий Зайниев // Кугарня. – 2013. – 14 июнь. – С. 3.
- Калинина О. А. Пеледыш пайрем – у илышын пайремже / О. А. Калинина // Марийский архивный ежегодник-2009 : научно-методический сборник. – Йошкар-Ола, 2009. – № 19. – С. 161-165.
- Соловьёв В. С. Пеледыш пайрем: национальный праздник марийского народа / В. С. Соловьёв. – Йошкар-Ола, 1966. – 51 с.
Материал подготовили библиотекари отдела национальной краеведческой литературы и библиографии А. Булыгина и Е. Петрова
Впервые об открытом и общенародном устройстве марийских народных праздников заговорили на Первом Всероссийском съезде мари, состоявшемся 15-25 июля 1917 года в городе Бирске Уфимской губернии. С энтузиазмом его подхватили в организовавшихся в начале 1919 года марийских секциях при Вятском губисполкоме и отделе национальностей исполкома Уржумского уезда. За разработку нового красного праздника для внедрения в революционный быт марийского народа взялись два активиста — сернурский преподаватель А.Ф.Конаков и инструктор марийских школ Уржумского отдела народного образования В. К. Королев. А.Ф.Конаков как преподаватель естествознания связывал праздник с замечательным явлением в природе — порой ее полного расцвета, чарующего и завораживающего людей с древности.
Марийцы издавна придавали большое значение цветам, понимали их таинственный мир, полный красоты и загадок. Им, как пользователям плодов Земли, очень важно было знать время цветения выращиваемых растений, прежде всего хлебов. По цветочным часам определялось ими начало сенокоса. Через цветы душа марийца тянулась к прекрасному и вечности природы. Народ любил цветы, слагал о них песни, сравнивая с ними жизнь человека. А.Ф.Конакову и В.К.Королеву казалось, что в жизни марийского народа также наступила пора весеннего пробуждения и цветения, потому новый праздник должен стать праздником его возрождения.
Впервые праздник цветов был проведен в деревнях Сернурского кантона 27,28.29 мая 1920 года. Днем его празднования был установлен «первый день народного праздника «Семык», объявлявшийся «нерабочим по всей области».
Летом 1928 года Праздник красного цветка вышел за пределы Марийской автономной области. Он прошёл в марийских деревнях Вотской (Удмуртской) автономной области, Елабужского кантона Татарской АССР, Башкирской АССР
Но в начале 1930-х годов проведение этого праздника из-за начавшейся волны разоблачений «буржуазных националистов» свернулось и даже прекратилось. Пеледыш пайрем возродился только в 1965 году: 20 июня прошел в районах республики, а 27 июня в ее столице Йошкар-Оле. С 1996 года он стал проводиться 12 июня, в рамках Дня России.
Для марийского народа он превратился в главный праздник, причудливо соединивший в себе черты отмечаемых и поныне Агавайрам, Семык и Сӱрем, связывавшихся в его древнем календаре с Зарей и Солнцем, приходящим на смену Ночи и Луне. Сегодня Пеледыш пайрем стал любимым праздником и символом национального возрождения, выражением души и духа марийского народа, его культурным кодом.
Автор: Руслан БУШКОВ, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РМЭ.
№56. Из постановления президиума Мароблисполкома о народном празднике области «Пеледыш пайрем» от 11 мая 1923 г.
«…принимая во внимание мнения, выраженные марийскими трудящимися в 1919-1920 гг. в Сернурском районе в ознаменование данной властью Советов свободы культурного развития… национальностей,
президиум Мароблисполкома постановил:
Продолжить, начиная с 1923 года, праздник «Йошкар-пеледыш пайрем», начало которому положили трудящиеся Сернурского кантона в 1919 году.
Объявить этот праздник народным революционным днём трудящихся Марийской автономной области.
2. …Днём празднования установить первый день народного праздника «Семык»… объявить этот день нерабочим по всей области».
Источник: ЦГА МАССР. «Культурное строительство в Марийской АССР 1917-1941 гг. Сборник документов. Йошкар-Ола, МКИ, 1983. С. 65.