Дагестанский журналист знакомился с марийской культурой и традициями
Марийцы или черемисы (прежнее название) — финно-угорский народ, который в основном проживает в междуречье Вятки и Ветлуги. Подавляющая часть из них сосредоточена в республике Марий Эл, а остальные в основном живут вокруг: в Татарстане, Башкирии, Чувашии, Кировской области и т. д. По данным переписи 2010 года их количество в России составляет чуть более 547 тысяч человек. Главный редактор «МД» попутешествовал в местах исторического проживания марийцев и познакомился с их культурой, традициями и религией.
«Пеледыш пайрем»
Знакомство с марийской культурой началось с праздника «Пеледыш пайрем», что в переводе с марийского означает «Праздник цветов». Это один из главных праздников, на который ежегодно собираются тысячи марийцев со всей республики и из-за ее пределов. По традиции его отмечают в честь окончания весенних посадок. В последние годы он проходит в третью субботу июня. Праздник имеет интересную историю.
У марийцев, как и у многих других народов, существовал весенний праздник, приуроченный окончанию полевых работ. Назывался он Агавайрам и сопровождался языческими молениями в священных рощах. В 1920 году, после установления советской власти, в противовес религиозным праздникам власти решили внедрить советскую традицию. Впервые праздник «Пеледыш пайрем» состоялся в мае 1920 года в селе Сернур. В 30-е годы он был запрещен. Возобновились празднования в 1965 году. В новой России празднование проходит еще более масштабно. А традиции и религиозные обряды возрождаются вновь.
Как правило, праздник проходит в два этапа. В первой из них подводят итоги весенне-полевых работы, а второй этап состоит из массовых гуляний.
Мы попали на народные гуляния в столице республики Йошкар-Оле. Весь день шли различные культурно-развлекательные мероприятия на разных площадках города. Каждый район организовывает свой шатёр, в котором гостей знакомят с традиционной культурой, присущей этому району и кормят разными вкусностями. В основном, это были трехслойные блины. Было много травяных настоев. Местные жители увлеченно рассказывали о том, какая трава что лечит.
О марийской культуре нам, журналистам из Гильдии межэтнической журналистики рассказывала директор Центра марийской культуры Наташа Пушкина.
Народные гулянья
Фото: Алексей Скуратов-Бельский
«Издревле именно в этот день марийцы обращались к богам с мольбами и просьбами о богатом урожае. И только после этого приступали к песнопениями и угощениям. Гуляли всей деревней. Для этого доставали из сундуков самые красивые наряды, как правило из домотканые. Любая девушка на выданье должна была уметь мастерить себе костюм», — рассказывает Пушкина, которой впоследствии суждено оказалось стать нашим гидом по всем интересным местам.
Подходим к шатру, где танцуют и стоят женщины в национальной марийской одежде. Одна из участниц фольклорного ансамбля рассказала о том, как шьют традиционный костюм и что означают узоры на них. По ее словам, главное украшение костюма — это вышивка. Для марийских костюмов характерна строгая симметрия рисунка. Обычно вышивают ворот и рукава. Украшения подчеркивают социальное положение человека. Ну или семейное. К примеру, если грудь и ворот на мужской рубахе богато украшены узорами, это означало, что он не женат. Чем больше вышивок или монет на костюме, тем человек считался богаче.
Историю марийской земли рассказывали и артисты на одной из площадей города. Рассказывали в танце. Один за другим зрители наблюдали театрализованные представления, в которых не трудно было догадаться чем жили древние марийцы, как землю обрабатывали, охотились, торговали, трудились, любили и женились.
Праздник этот во многом похож на татарский Сабантуй, чувашский Акатуй, ну или праздник Новруз-байрам, который отмечают кавказские народы. Но в марийском празднике, именно в том, как его празднуют сейчас, заметно огромное желание не только объединить народ, но и возродить, сохранить традиции.
Как скажет карт
Марийцы, пожалуй, это единственная народность в России, которая сохранила свою традиционную религию. Некоторые ученые называют ее новым язычеством. Познакомиться с ней нам удалось на следующий день. Ехать надо было в соседнюю Кировскую область, где находится священная для марийцев гора Чумбылат. В этот день там проходили ежегодные общемарийские моления. После трехчасовой езды сначала по хорошему асфальту, потом по очень плохому, а потом и по бездорожью, мы приблизились к утёсу в скальном массиве. Но на машине доехать туда не суждено было. Сильный дождь размыл дорогу и нам пришлось три километра идти по грязи пешком.
Участники моления приносят с собой еду. Фото: Ольга Бондарева
Гора находится на левом берегу реки Немда. С одной стороны овраг, с другой — высокая пропасть. Из леса слышны звуки моления. Вокруг наблюдаем множество людей и машин. Судя по номерам, машины приехали из самых разных регионов. Надписи на деревьях нас сразу же предупредили, что в лесу нельзя сорить, плеваться, ругаться, а также снимать происходящее на камеру.
Пусть простят нас марийские боги, но несколько кадров мы все же сделали. Почти все люди были в традиционных марийских костюмах. И каждый вновь пришедший клали принесенные с собой продукты (хлеб, сыр, квас и т. д.) на специально сооруженные длинные столы. Перед столами стоял карт — верховный жрец. Он принимал у людей полотенца. Как оказалось, он их собирает в кучу, потом читает на них молитву и в конце моления будет раздавать каждому кто подходит. То есть, уже освященный. Уже «баракатное», как сказали бы дагестанцы.
Ещё еда. Фото: Ольга Бондарева
Мы решаемся спуститься к речке и осмотреть гору, пока идут моления. Спустились по крутой лестнице, вырубленной в скале. Внизу — родник. Наш гид Наташа объясняет, что она целебная. Она также может обижаться. Нельзя загрязнять родник, нельзя ругаться, говорить что-либо плохое про воду. Иначе, на следующий день тебе герпес, ну или плохое самочувствие обеспечены.
Моление. Фото: Ольга Бондарева
Из дальнейшего рассказа гида мы узнали достаточно об этом месте. Оказывается, по марийским преданиям, на этой горе похоронен марийский князь Чумбылат. Перед смертью он сказал, что может всегда прийти на помощь своим соплеменникам, если те попадут в беду. Нужно только произнести заклинание. С тех пор он не раз спасал своих соплеменников. Но однажды дети подслушали заклинание и в шутку произнесли его без надобности, тем самым позвав князя. После этого он обиделся и больше не приходит.
Наш гид Наташа Пушкина. Фото: Ольга Бондарева
Российского государство все время насаждало православную религию среди марийцев. В 1830 году после обращения Священного Синода указанием министра внутренних дел гора была взорвана. Скала разлетелась на несколько частей. Однако, марийцы не перестали почитать это место. Почитают его, кстати, не только марийцы, но и удмурты.
После молений нас угостили бульоном из баранины, мясом и лепешками. Вручили освященные полотенца. Считается, что они будут оберегать от всего. Главное — верить.
Просмотры: 1 740
17.06.2023
ПЕЛЕДЫШ ПАЙРЕМ – «ПРАЗДНИК ЦВЕТОВ» У МАРИЙЦЕВ
Пеледыш пайрем (в переводе с марийского «праздник цветов»; ранее – Йошкар пеледыш пайрем или Йошкар пеледш пайрем – марийск. «праздник красного цветка») является национальным праздником в республике Марий Эл; в настоящее время отмечается в третью субботу июня.
Пеледыш пайрем – марийский «праздник цветов», символизирующий весенне-летнее возрождение природы, посвящен завершению весенне-полевых работ. Он включает в себя элементы традиционной календарной обрядности (Ага-пайрем и Семик) и гражданского праздника.
Праздник зародился в 1920 г., когда делегаты II-го губернского Съезда национальностей Вятской губернии, проходившем в г. Малмыже, подняли вопрос о необходимости создания новых торжеств, отражающих победу Октябрьской Революции. По инициативе известного марийского писателя, педагога и общественного деятелья, А.Ф. Конакова тогда в селе Сернур впервые вместо традиционного Семика был проведен новый «Йошкар пеледыш пайрем» – «Праздник красного цветка». По задумке организаторов праздник должен был стать кульминацией торжества нового строя в России.
Утром 27 мая в селе, украшенном плакатами и лозунгами, началось торжественное шествие, которое закончилось митингом, где прозвучали приветствия партийных деятелей. По случаю праздника был устроен концерт, организованы спортивные состязания и игры. В течение последующих четырех дней агитбригады провели Йошкар Пеледыш пайрем еще в одиннадцати деревнях Уржумского уезда Вятской губернии.
Праздник получил хороший отклик и в 1923 г. был объявлен Народным революционным днем трудящихся Марийской автономной области. День его празднования, приуроченный к Семику, был объявлен нерабочим. В мероприятих праздника Йошкар пеледыш пайрем, прошедшего 24 мая 1923 г. в Йошкар-Оле, приняли участие известные представители марийской интеллигенции: С.Г. Чавайн, М. Шкетан, И.С. Палантай и многие другие. Новый праздник в полной мере отвечал задаче «сближения с советсткой властью и компартией»: активисты выступали с лекциями о хозяйственно-культурном строительстве, проводили кампании против пьянства и антисанитарии.
В 1930-е годы праздник был признан «узконационалистическим» и запрещен. Лишь в 1965 г. он был восстановлен с новым названием – «Пеледыш пайрем» («Праздник цветов») и стал проводиться в третье воскресенье июня. В повестку мероприятия добавилось церемония чествования передовиков народного хозяйства.
В настоящий момент Пеледыш пайрем проводится как в сельской местности, так и в городах. Кульминация праздника проходит в г. Йошкар-Ола. Сценарий торжества состоит из официальной и развлекательной частей. Первая включает поднятие флагов России и Марий Эл, приветствие администрации с отчетом по итогам проведения посевных работ, поздравление картов (жрецов), награждение лучших работников. В официальной части обязательно участвуют актеры в образах фольклорных героев: Акпарса, Акпатыра, Онара и других.
Развлекательная часть включает в себя праздничный концерт, игры, конкурсы, состязания. В Йошкар-Оле устраивается торжественное шествие по улицам города, в котором участвуют делегации разных районов республики Марий Эл, а также из других регионов.
С 2002 года в д. Сиухино Горномарийского района проводится фестиваль хоровых коллективов «Пеледыш айо», приуроченный ко Дню России (12 июня). Ежегодно здесь собираются творческие коллективы из разных районов Республики и других регионов.
В современной своей обрядности Пеледыш пайрем – яркое наследие советской эпохи с чертами самобытной местной традиции. Сочетая в себе национальные и светские черты, он пользуется большой популярностью, как у жителей Республики, так и за ее пределами. Начиная с 1998 г., Пеледыш пайрем ежегодно проводится марийским землячеством Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В нем принимают участие жители города, а также приглашенные гости из Республики Марий Эл. Помимо концертной программы, здесь проводятся выставки изделий декоративно-прикладного творчества, мастер-классы, дегустация блюд марийской кухни. Завершается праздник играми и танцами, в которых принимают участие все желающие.
Автор текста: Песецкая А.А.
Фотограф: Дигинаев А.
Летний праздник цветов Пеледыш пайрем как общенародный праздник проводится в Республике Марий Эл и за её пределами – в местах компактного проживания марийцев – после завершения весенне-полевых работ. Он приурочен ко Дню независимости России и проходит поэтапно: сначала в сельской местности, затем в столице республики Йошкар-Оле.
Впервые праздник цветов под названием Йошкар пеледыш пайрем был проведён в 1920 году в селе Сернур с целью заменить религиозные праздники Агавайрем и Семык.
Сегодня Пеледыш пайрем – неотъемлемая часть национальной культуры марийского народа. Праздник прославляет мирный труд, пропагандирует дружбу между народами, утверждает идею сохранения языка, песен, танцев, народного костюма мари.
В Горномарийском районе к празднику Пеледӹш айо приурочен праздник песни, в котором участвуют хоровые коллективы со всей республики.
«Просьба общественности – придать празднику «Пеледыш пайрем» статус государственного, потому что он не только национальный, но и народный. Праздник объединяет регионы, где компактно проживает народ мари. На него приходят представители других национальностей», – эту инициативу Председателя Всемарийского Совета – Мер Каҥаша Эдуарда Александрова поддержал врио Главы Марий Эл Юрий Зайцев. Он подчеркнул: «Праздник цветов имеет символическое значение. Его обязательно нужно отмечать. Это национальная одежда, обычаи и традиции – все это очень важно».
Предлагаем вашему вниманию статью «Пеледыш пайрем: марийский национальный праздник» из рубрики «100 лет Марий Эл».
По данной теме можно также прочитать следующую литературу:
- Бушков Р. Праздник цветов / Руслан Бушков // Ончыко. – 2016. – № 7. – С. 114-130.
- Зайниев Г. У пагытын шочшыжо : Пеледыш пайремлан – 90 ий / Гельсий Зайниев // Кугарня. – 2013. – 14 июнь. – С. 3.
- Калинина О. А. Пеледыш пайрем – у илышын пайремже / О. А. Калинина // Марийский архивный ежегодник-2009 : научно-методический сборник. – Йошкар-Ола, 2009. – № 19. – С. 161-165.
- Соловьёв В. С. Пеледыш пайрем: национальный праздник марийского народа / В. С. Соловьёв. – Йошкар-Ола, 1966. – 51 с.
Материал подготовили библиотекари отдела национальной краеведческой литературы и библиографии А. Булыгина и Е. Петрова
Полное описание
Праздник Пеледыш Пайрем символизирует собой окончание весенних сельскохозяйственных работ и наступление кратковременного отдыха перед летними работами. Впервые праздник Пеледыш Пайрем состоялся в селе Сернур, в 1923 году.
Почему этот праздник назван «праздником цветов»? В старину во время праздника марийцы разжигали большой костер, а вокруг него раскладывали букеты из цветов, как символ праздника. Это событие было призвано обеспечить хороший урожай. Марийцы, по своей сути язычники, обращались тогда к Богу с просьбой послать им хороший урожай, благоприятствовать вкушению пищи и игрищам. Основными угощениями на празднике служили: домашний квас (пура), хлебцы (эгерче), блины, лепешки, перемечи, пироги из ягод и грибов, ватрушки, а также сырки (туара). Яйца, или как их называли марийцы, муно являлись символом плодородия, поэтому вместе с зерном их бросали в первую полосу с пожеланием богатого урожая.
Увеселительная часть праздника Пеледыш Пайрем включала состязания и игры. Победителям вручала подарки самая молодая замужняя женщина, которая являлась символом взаимосвязи женской природы с плодородием. Во время спортивных игр свою силу и ловкость демонстрировали также женихи и невесты, некоторые могли выбрать себе пару и образовать молодую семью. Специально для праздника, с восходом солнца, дети собирали по дворам призы: полотенца, платки, куски ткани, яйца и прочие продукты.
Исторически сложилась единая форма проведения этого праздника, который включал две основные части – торжественную и развлекательную. Торжественная часть начинается с открытия праздника, поднятия флага и подведения итогов весенних полевых работ и чествования лучших тружеников. Развлекательная часть предполагает вокальные и танцевальные выступления, спортивные состязания, веселые конкурсы, аттракционы и национальную борьбу.
Интересно отметить, что, согласно национальной традиции, в состязаниях могут участвовать только «батыры» (богатыри) и «чи мари», что в переводе означает «светлые марийцы». Они исповедуют традиционную религию Мари и не покланяются Христу. Выходить на схватку с соперником нужно только с чистыми помыслами и добрым сердцем. Несколько участников поочередно пытаются оторвать друг друга от земли и повалить к ногам судьи. Зрители обычно с азартом подбадривают смельчаков.
Праздник связан с древними традициями почитания природы, которые очень сильны у марийцев и сегодня. Это «июньский праздник»: он приурочен ко времени окончания весеннего сева, время его проведения — первые выходные после посевной, в последние годы часто совмещается с Днем России. С 1998 года «Пеледыш Пайрем» ежегодно проводят марийцы Санкт-Петербурга в пос. Грузино Ленинградской области: традиционно праздник организуется под открытым небом, сопровождается песнями и национальными танцами («марийская веревочка»), проведением спортивных состязаний и национальных игр, после чего победители получают призы и поздравления.
Галерея
Впервые об открытом и общенародном устройстве марийских народных праздников заговорили на Первом Всероссийском съезде мари, состоявшемся 15-25 июля 1917 года в городе Бирске Уфимской губернии. С энтузиазмом его подхватили в организовавшихся в начале 1919 года марийских секциях при Вятском губисполкоме и отделе национальностей исполкома Уржумского уезда. За разработку нового красного праздника для внедрения в революционный быт марийского народа взялись два активиста — сернурский преподаватель А.Ф.Конаков и инструктор марийских школ Уржумского отдела народного образования В. К. Королев. А.Ф.Конаков как преподаватель естествознания связывал праздник с замечательным явлением в природе — порой ее полного расцвета, чарующего и завораживающего людей с древности.
Марийцы издавна придавали большое значение цветам, понимали их таинственный мир, полный красоты и загадок. Им, как пользователям плодов Земли, очень важно было знать время цветения выращиваемых растений, прежде всего хлебов. По цветочным часам определялось ими начало сенокоса. Через цветы душа марийца тянулась к прекрасному и вечности природы. Народ любил цветы, слагал о них песни, сравнивая с ними жизнь человека. А.Ф.Конакову и В.К.Королеву казалось, что в жизни марийского народа также наступила пора весеннего пробуждения и цветения, потому новый праздник должен стать праздником его возрождения.
Впервые праздник цветов был проведен в деревнях Сернурского кантона 27,28.29 мая 1920 года. Днем его празднования был установлен «первый день народного праздника «Семык», объявлявшийся «нерабочим по всей области».
Летом 1928 года Праздник красного цветка вышел за пределы Марийской автономной области. Он прошёл в марийских деревнях Вотской (Удмуртской) автономной области, Елабужского кантона Татарской АССР, Башкирской АССР
Но в начале 1930-х годов проведение этого праздника из-за начавшейся волны разоблачений «буржуазных националистов» свернулось и даже прекратилось. Пеледыш пайрем возродился только в 1965 году: 20 июня прошел в районах республики, а 27 июня в ее столице Йошкар-Оле. С 1996 года он стал проводиться 12 июня, в рамках Дня России.
Для марийского народа он превратился в главный праздник, причудливо соединивший в себе черты отмечаемых и поныне Агавайрам, Семык и Сӱрем, связывавшихся в его древнем календаре с Зарей и Солнцем, приходящим на смену Ночи и Луне. Сегодня Пеледыш пайрем стал любимым праздником и символом национального возрождения, выражением души и духа марийского народа, его культурным кодом.
Автор: Руслан БУШКОВ, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РМЭ.
№56. Из постановления президиума Мароблисполкома о народном празднике области «Пеледыш пайрем» от 11 мая 1923 г.
«…принимая во внимание мнения, выраженные марийскими трудящимися в 1919-1920 гг. в Сернурском районе в ознаменование данной властью Советов свободы культурного развития… национальностей,
президиум Мароблисполкома постановил:
Продолжить, начиная с 1923 года, праздник «Йошкар-пеледыш пайрем», начало которому положили трудящиеся Сернурского кантона в 1919 году.
Объявить этот праздник народным революционным днём трудящихся Марийской автономной области.
2. …Днём празднования установить первый день народного праздника «Семык»… объявить этот день нерабочим по всей области».
Источник: ЦГА МАССР. «Культурное строительство в Марийской АССР 1917-1941 гг. Сборник документов. Йошкар-Ола, МКИ, 1983. С. 65.