Праздник день национального костюма

День национального костюма празднуют дважды в год

В Башкирии дружно живут бок о бок представители 164 национальностей.

С 2020 года в республике празднуется День национального костюма. Его отмечают в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября.

С каждым годом этот праздник приобретает все больший размах.

Чем больше — тем лучше

Главное столичное мероприятие праздника запланировано на 9 сентября. В этот день в уфимском парке имени Якутова пройдет показ национальных костюмов и выставка работ народных умельцев, а также концерт профессиональных артистов и самодеятельных исполнителей. Организуют все это Дом дружбы народов и Ассамблея народов республики.

— Это праздник почитания разных культур, любви к своей истории, к своим истокам, — считает методист Дома дружбы народов Газима Иштуганова. — В программе примут участие национально-культурные общественные организации республики.

Национально-культурных центров республиканского масштаба у нас около 40. Благодаря такому многообразию зрители увидят концертные номера и национальные костюмы самых разных народов. В программе — дагестанские, грузинские, чеченские, аварские, грузинские танцы, а также башкирские, татарские, русские, чувашские и другие музыкальные номера. Как рассказали в Доме дружбы народов, в работе многих национально-культурных центров активно участвуют студенты: в Уфе учится много туркменов, таджиков, узбеков, азербайджанцев, а также молодежи с Кавказа. Выступать на сцене будут и детские коллективы.

И сошьют, и спляшут

— Мы ежегодно радостно встречаем эти праздники, потому что со стороны правительства и министерства культуры сохранению культурного наследия сейчас уделяется много внимания, — рассказала руководитель студии башкирского народного костюма «Селтэр» Фатима Хайретдинова.

Мастерицы студии в празднике примут самое активное участие. С утра они будут петь и танцевать в Национальном музее РБ, днем там же проведут показ-дефиле костюмов разных башкирских родов и мастер-класс по вышивке налобных повязок. Мастериц пригласили и в детскую библиотеку имени Худайбердина, где они покажут костюмы и разыграют сценки для школьников. А Фатима Хайретдинова уезжает в Самару на фольклорное мероприятие «Кочевники степи», где проведет мастер-классы по тамбурной вышивке.

Реконструкцией башкирского народного костюма студия занимается уже восемь лет, и за это время ее мастерицы научились делать буквально все элементы башкирского женского костюма. Они шьют платья, изготавливают нагрудные украшения и разнообразные головные уборы для женщин разного возраста: такыя для девушек, кашмау для замужних женщин, тастар для пожилых. Мужчины оказались слегка обделены, но мастерицы активно наверстывают упущенное: осваивают изготовление мужского головного убора, а швея Фаниса Мингалимова уже сшила национальный костюм для своего мужа.

— Мы не только рукодельничаем, но и поем, танцуем, проводим мастер-классы. В этом году открыли школу начинающего мастера, — поделилась успехами руководитель студии. — Всего нас человек 30, пенсионерок много, но достаточно и женщин помоложе, 40 — 50 лет.

Кашмау с родины Салавата

Праздничные мероприятия в честь Дня национального костюма проходят во всех районах республики. Ни одного праздника не пропускает и музей Салавата Юлаева в селе Малояз Салаватского района.

Для посетителей здесь оборудовали фотозону из экспонатов музея и предоставляют национальные костюмы, украшения: любой желающий может сфотографироваться, примерив на себя традиционный образ башкирки или башкира.

— Как правило, увлекаются таким переодеванием женщины, некоторые для того на праздник и приходят — нарядиться и сфотографироваться, — смеется заведующая музеем Зиля Садыкова. — Но порой и мужчины не отказываются, для них у нас тоже есть старинная национальная одежда.

В этот день все сотрудники музея приходят на работу в национальных костюмах. Лауреат первого международного конкурса мастеров башкирского национального костюма Гульдар Шабиева ведет два мастер-класса: взрослые будут изготавливать женский головной убор кашмау, а дети — кисет. Гульдар живет в Салаватском районе, в деревне Комсомол, в этом году открыла этномузей. Участвовать в мастер-классах могут все желающие, материалы им предоставит музей.

— Для чего нужен праздник? Чтобы старшие не забывали, а молодежь узнавала обычаи и культуру своих предков, — рассуждает заведующая. — И это важно для любого народа: мы чувствуем, что у людей сейчас возрождается интерес к своей истории, к своей национальности, корням. Когда мы выезжаем на районные мероприятия, там бывают представлены разные национальности, и все они любят примерять свои народные костюмы, все гордятся своими обычаями и культурой.

Как отмечают День национального костюма в районах республики

В Баймакском районе Башкирский ИКЦ проводит открытый урок для школьников «Я в башкирском костюме».

В «Литературной гостиной» Цветаевского литературного ИКЦ в Белебеевском районе обсудили историю русского национального костюма.

В Чувашском ИКЦ в Кармаскалинском районе состоялись фольклорные посиделки под названием «Бабушкин сундучок».

В Мишкинском районе Марийский ИКЦ проводит флешмоб: один рабочий день в национальном костюме.

Татарский ИКЦ в Буздякском районе предлагает в этот день сделать селфи в национальном костюме и опубликовать снимок в социальных сетях.

В Татышлинском районе Удмуртским ИКЦ в этот день организуется этнодефиле в удмуртских национальных костюмах.

Сегодня 15 апреля 2022 года в Башкортостане отмечается День национального костюма всех народов, проживающих на территории Республики. Напоминаем, что праздник национального костюма проходит в республике согласно Указу Главы Радия Хабирова два раза в год: в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября.
Этот красивый и колоритный праздник был внесён в календарь памятных дат Республики совсем недавно, но для жителей Башкортостана он стал одним из самых любимых. Цель праздника — возможность обратиться к традициям, истокам и культуре своих предков, своего народа.

В республике Башкортостан проживают представители 164 национальностей. У каждого из них есть свои исторические и культурные особенности. Национальный костюм — неотъемлемая часть культуры любого народа. Это не просто одежда, а большая история, которая может поведать о целом народе. Беречь его необходимо, так же как традиции и обычаи.

В рамках Дня национального костюма в музее был проведен увлекательный и познавательный мастер-класс по изготовлению башкирского нагрудного украшения «Стильно». В ходе мероприятия дети и взрослые узнали много нового о различных видах нагрудников, об их различиях и особенностях, о технике их изготовления. А также сделали для себя свои оригинальные украшения на память.

Тема: «Знакомство с  национальными костюмами народов России».

Цель: «Продолжать знакомить детей с костюмами народов
России. Воспитывать патриотическое чувство посредством ознакомления с
национальным костюмом. Развитие интереса к чувашской ,башкирской, татарской,
русской национальной культуре.

Задачи: 

-Расширить представление детей о народных костюмах России,
народном творчестве.

                                                      
Ход занятия

-Здравствуйте
ребята! Давайте мы с вами вспомним как называется страна в которой мы с вами
живем?

Дети:
Россия 

-Совершенно
верно, ребята! На территории РФ живет более 150 народов. Ребята, давайте
попробуем назвать их.

Дети:
русские, татары, украинцы, белорусы и т.д

-Молодцы
ребята, а чем по вашему мнению, отличаются люди разных национальностей?

Дети:
разный язык, одежда, песни, стихи

-Правильно,
у каждого народа свой язык и своя  самобытная культура. Большое
значение  в культуре народов занимает национальный костюм, который во все
времена привлекал к себе особое внимание.

(звучит
аудиозапись песни»Илемле»).

Живет
в самом сердце России, среди вековых дубов,полей, озер-не болшой, но
удивительный народ — чуваши. Вот какие слова написаны в стихотворение
чувашского писателя :

Чувашский
край мой, под защитой

России-матери
твой взлет.

Мы
с ней судьбой и сердцем слиты

Века
и на века вперед.

 
                     
          (По В. Давыдову- Анатри, 1969
г.)

Чувашский
край называют- «краем 100 тыс песен и 100 тыс. вышивок».

Ребята, 
к нам сегодня в гости пришла М .А. в чувашском национальном костюме-Илемпи, это
очень старинное чувашское имя в переводе на русский обозначает-красавица. 

Давайте
рассмотрим ее.

Дети:
нарядная, праздничная, красивая.


Мы с вами  сегодня познакомимся с элементами чувашского национальног
костюма, узнаем обозначение символики на одежде. Основными элементам чув-го
нац-го костюма были: платье-рубаха, фартук, головной убор и нагрудные украшения
и поясные подвески.

Платье-рубаха
(по чувашски «кепе»)-главная часть национальных костюмов- это
длинная,ниже колен, одежда туникообразной формы,На подол нашивались кружева,
выше которых распологалась вышивка. Для красочности и выразительности
применялись различные украшения : монеты, тесьма, бисер. Саму рубаху шили из
льняного холста. Расшита платье-рубаха разноцветными нитками. каждый
присутствующий цвет имеет свое значение: белый- символ
чистоты,справедливости,мудрости. Зеленый — цвет растительности. Желтый — цвет
солнца , источник жизни. Красный — цвет счастья, жизни и земли. Давайте
рассмотрим вышитые узоры внимательнее. Чаще всего это геометрические узоры в
форме треугольников, ромбов, зигзагов, косых крестов и полос.Это не просто
набор каких-либо узоров, в старину они многое обозначали: круг-солнышко,
квадрат или ромб- земля, крест- оберег от злых сил, извилистая линия- вода.
Умелицы украшая этими знаками свою одежду верили в то, что это принесет им
счастье, здоровье,хороший урожай,спасет и убережет от злых сил.(Чтение потешки
о воде: 

Стань
чистым ,стань добрым

большим
стань и крепким.

Прочнее
станут твои ноги

Пусть
сильнее станут твои руки

Пусть
твое лицо очистится

Стань
умным, стань молодым!)

Такой
узор ,ребята ,называется оберег, заклинание в виде знаков.

Дети:
А кто такие умелицы?

-Умелицы
от слова «уметь»- люди которые хорошо делают свою работу, в нашем
случае девушки, которые вышивали одежду повседневную и свадебно- праздничную. Зимой
устраивали посиделки в какой-либо избе, где, собирались девушки и парни.
Девушки вышивали, пряли , а парни плели лапти. Там же водили хороводы , играли
в народные игры, рассказывали легенды. Давайте мы с вами немного отдохнем и
поиграем в чувашскую народную игру- «Воробьи и кошка».

Дети
соглашаются и проводится игра. После игры дети возвращаются на свои места за
столом.

-Давайте
я вам почитаю чувашскую  легенду «Девушка на луне». (чтение
легенды, книга Культурное наследие народов России.)

 Дети:
охотно соглашаются и слушают легенду.

-Отдохнули
немного, давайте продолжим дальше.

2
— Чувашский костюм обязательно включал в себя фартук (по чувашски
«саппун»).

3
— Праздничный наряд девушки надевали с вышитым или узорнотканным  поясом
(по чувашски «пищиххи»). Концы поясов завязывались на боку и
спускались вниз помпонами.

4
— Поясные подвески-нахвостники ( по чувашски «йес хюре»)

5
— — На голове девушки носили головной убор ( по чувашски «тухья»).
Ребята, посмотрите из чего сшит головной убор ?

Дети:
Из монет

-Правильно.
Головной  убор имел шлемообразную форму. По краям свисающие монеты —
прикреплены свободно и при движении они издавали мелодичный звон. Обозначал
социальную и возрастную принадлежность их носителей.

6
— Нагрудное украшение (по чувашски «шюлькеме»).

7
— Шейная подвязка (по чувашски «май щиххи»).

Эти
украшения так же как и головной убор украшены монетами. Древнейшей функцией
украшений было, без сомнения их магическое предназначение (обереги как мы уже
ранее говорили) защита от злых духов и других опасностей.

8
— Основной обувью были плетенные лапти( по чувашски «Щапата»)

Ребята
,  давайте для запоминания элементов одежды я вам буду загадывть загадки ,
а вы будете  показывать на кукле предмет отгадку.

1.
Дуйся — не дуйся,

А
через голову — суйся.

Попляши
день деньской

И
пойдешь на покой.  (платье-рубаха)

2.
Надену — обручем сведет,

Сойму
— змей упадет,

Тепла
не дает,

А
без него холодно. (пояс)

3.Перед
работой его надевают

И 
чаще чем платье его,

 мама
стирает. (фартук)

4.
Из липысвито,

дырявое
корыто.

Подороге
идет-

клеточки
кладет. (лапти)

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем  мы растить    
невежду,

По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим русскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!

— Ребята, где мы
с вами можем увидеть русский народный костюм?
 (в музеях, на выставках, на
картинах, в сказках, в фильмах, на народных праздниках)

Теперь садитесь
поудобнее, сейчас мы с вами поговорим о старинном русском костюме. Я постараюсь
вам о нем рассказать что-то интересное, то, что вы еще не знаете.

— Посмотрите на
картинку, что на ней изображено? Как называется эта одежда?
  (демонстрационный
материал, на котором изображены русские рубашки.) 

— Чем рубашки
отличаются друг от друга? Чем украшены? Какие детали украшены вышивкой?
(длинная и короткая, женская и мужская).

Основной одеждой,
причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубашка. Мужские рубахи всегда
шили свободного покроя. Рубашка доходила до колен и имела у ворота разрез –
либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было.
Носили рубаху с  поясом.

Женская рубашка
отличалась от мужской длиной, она доходила до щиколотки,  шилась из
льняных тканей и украшалась вышивкой.  Носили рубашку с нешироким поясом.

— А что же еще
носили с рубашкой?

Поверх
рубашки  замужние женщины обычно надевали 
понёву – юбку, не сшитую,
а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – 
гашником. Понёва самая
древняя деталь женского гардероба. Поневы женщин-крестьянок Воронежской
губернии были самыми красочными из всех. Они были в клетку, размер которой
указывал много или мало земли имеют крестьяне в селе. Поверх понёвы
повязывали 
передник – одежда, которая защищала перед
платья от грязи во время работ. Как мы узнали, передник тоже немаловажная часть
женского костюма.                
   

— Как вы
думаете, почему передник именно так называется?
 (потому что
надевается спереди).

А вот красивый и
удобный наряд – 
сарафан.  Его носили и молодые
девушки, и замужние женщины. Сарафан-это распашная, широкая длинная одежда без
рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и
тесьмой. Сверху на сарафан надевалась 
душегрея – короткая,
чуть ниже талии, одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея
застегивалась на пуговицу. Летняя душегрея более длинная, на зиму же шили
утепленную,  и более короткую.

— А что же
носили мужчины?

Обязательной частью
одежды русских мужчин служили 
порты – неширокие,
длинные штаны, суживающиеся книзу и доходящие до щиколоток. В Воронежской
губернии, например,  порты были синего цвета, в полоску.

 — А для чего
нужен был кушак?
 Кушак был тоже
обязательной частью костюма, а не просто аксессуар. Кушак или пояс – это лента,
шнур, ремень для завязывания по талии. Он оберегал хозяина, так как
 обычно изготавливался только индивидуально, преимущественно для близких
людей, украшался вышивкой, которая носила определенный смысл оберега. К нему
подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы.

Поверх рубахи
обычно надевали 
зипун. Зипун – это русский крестьянский
кафтан из грубого, толстого сукна. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил
до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника.

А когда становилось
холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме.

— Какую же
одежду носили на Руси зимой?
 (душегрея, телогрея, кафтан, шуба,
тулуп). 
Кафтан – это старинная мужская долгополая
верхняя одежда. Его
 надевали поверх зипуна, был он до
колен и длиннее, его застегивали на крючки и подпоясывали кушаком. 
Телогрея утеплялась
сукном или мехом. Шубы носили  все: и мужчины, и женщины, и дети.

Два сапога – пара,
и оба на левую ногу. В те времена 
сапоги шились
одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только когда их разнашивали.

— Какая еще
обувь вам знакома?
 (лапти, валенки)

« В дорогу идти —
пять пар плети»,- говорили в народе, ведь носились лапти очень не долго. Почему?

— О чем эта
загадка?

Сижу верхом, не
знаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу! (колпак)

 Эта шапка
называется 
колпак с отворотами и без. Шапку носили мужчины и
мальчики, и при встрече было принято снимать головной убор.

— А как
называется фуражка с козырьком?
 (картуз)

— Что вы можете
рассказать о женском головном уборе?

Во  внешнем
облике русской женщины велика была роль головного убора. Поскольку девушке
позволялось появляться на людях с непокрытой головой, с волосами либо
распущенными, либо заплетенными  в косу, форма ее головного убора
предполагала оставлять волосы открытыми. Голова же замужней женщины должна была
быть покрыта даже дома. Девушки носили 
кокошник, венчик, замужние женщины
— 
кокошник, кичку, сороку.

«По одежке
встречают!»  По одежде встречные узнавали, откуда происходит женщина,
крестьянка или горожанка, богата или бедна. Выходной одежде придавали особое
значение все.  Достаточно было один раз взглянуть на одежду человека,
чтобы понять, кто он, из какой местности. Такая «визитная карточка» позволяла
сразу решить, как вести себя с незнакомым человеком.

Ценилась одежда в
старину очень высоко, потому что она всегда была сшита на заказ, по
индивидуальным меркам, не шаблонно. Ткань была дорогой, не было промышленных
масштабов ее изготовления, ткань очень трудно доставалась. Поэтому одежду
берегли, многократно чинили.

Как мужская, так и
женская дорогие одежды лежали в сундуках, так как в них был особый микроклимат,
который подходил для хранения. Одежда переходила по наследству из поколения в
поколение и являлась предметом богатства дома. Некоторую одежду, сшитую из
дорогих тканей, доставали лишь по большим праздникам и торжественным случаям,
когда нужно было себя показать. Костюм в старину был показным.

 По степени
изношенности одежду разделяли на  ветшалое  платье (старое,
изношенное), вседневное (повседневное — на каждый день) и лучшее (нарядное).

— Как вы думаете,
что значит чинили?
 (исправлять, делать одежду годной к
носке)

Во все времена люди
ухаживали за своей одеждой, чтобы она выглядела красиво и опрятно. Чинить
означало привести одежду в порядок, почистить, поштопать, а если необходимо, то
постирать.

— Как вы думаете,
где и как стирали белье?
 (корыто, кадка).

Стиральных машин
тогда не было. Сначала белье замачивали, чтобы оно лучше отстиралось. Затем
складывали белье на большой камень и стучали по белью специальной палкой, а
после этого полоскали в речке, отжимали вручную и складывали в корзины.

На Руси были
своеобразные приспособления для стирки, глажки и хранения белья. Наши предки
издавна придумывали разные способы, чтобы вещи после стирки не оставались
мятыми. 
Рубелем называли катальную палку, он служил
для разглаживания складок на белье после его стирки. Одна сторона у него
плоская, а другая в рубчик. Для глажки еще использовали 
валек, на который белье
наматывали, а рубелем его прокатывали. Валек и рубель — два неразлучных друга.

— Давайте
отгадаем загадку и перейдем к следующему приспособлению для глажения белья:

В полотняной
стране

По реке Простыне

Плывет пароход:

То назад, то
вперед.

А за ним такая
гладь –

Ни морщинки не
видать.
 (утюг)

Утюги
появились  позднее. Уже в те времена утюги были разными. Самым старым,
наверное, можно считать цельнолитой чугунный. Он был очень тяжелым, потому что
был полностью из чугуна или бронзы, и разогревался на открытом огне.

— Ребята,
отгадайте загадки .

Из лыка свито
дырявое корыто. (лапти)

Дуйся не дуйся, а
через голову суйся. (рубаха)

По дороге шёл, две
дороги нашёл, по обеим пошёл. (порты)

Надену — ободом
сведет, сниму — змеёю упадет. (пояс)

1.                    
  Что такое Родина?

Дети: Родина – это место, где мы родились.

Молодцы, ребята, хороший ответ.

2.                    
В какой
республике мы живем?

Дети: В Республике Башкортостан.

Правильно, ребята, мы живем в Республике Башкортостан.

3.                    
Какая у нас
республика?

Дети: Красивая, богатая, щедрая…

Ребята, молодцы, ответили на мои вопросы.

Башкортостан – богатый край. Он богат
нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля. Столица нашей
родины Уфа. Наша республика занимает большую территорию. Живут здесь и башкиры,
и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть свои
обычаи, традиции, любимые танцы. А теперь перейдем на основную тему нашего
занятия «Национальный костюм башкир». Традиционный костюм – яркий
определитель национальной принадлежности человека. Состав одежды, ее покрой,
характер декора складывались в течение многих веков и были обусловлены
хозяйственно-бытовым укладом народа, его культурно-историческим
развитием. (Просмотр видеоролика танца в башкирских национальных костюмах
«Семь девушек»; вывешивается картинка женского и мужского национального
костюма).

Башкирский мужской костюм был однотипен во
всех регионов. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и
длинная рубаха. Поверх рубахи носили безрукавку камзул. При
выходе на улицу обычно надевали халат из темной ткани елян, бишмет. В
холодное время башкиры носили овчинные шубы и суконные халаты чекменьМужские
штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили
дома. На улице носили меховую шапку – бурэк из волка, лисы, песца.
На ногах башкиры носили башмаки и глубокие галоши.
Национальная обувь – это башкирские сапоги – итэк .

Женская одежда была наиболее
разнообразной. Нательной одеждой башкирок были платья кулдекНа
платье одевали приталенную безрукавку камзул.
 Женские платья вышивались бисером и стеклянными
пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками.
Украшали платья
нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (кукррэксэ) 
прикрывала грудь.

И у женщин, и у мужчин были штаны, они
назывались – ыштан. Были также суконные халаты – сэкмэн. У
женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты
расшивались на шлем вокруг отверстия(кашмау). Есть
околоушные подвески – сулпы. Вот это головной убор – кумьяулын  платок-
покрывало.

Сильными «знаковыми» элементами костюма
обладал орнамент, который у всех народов размещался по
единым принципам, согласно традициям, восходящим к языческим представлениям о
защитных свойствах одежды, оберегающей от злых сил. (Детям для более углубленного
познания и рассмотрения раздаются куклы, одетые в башкирскую национальную
одежду).

-Ну что, ребята, вам понравился мой
рассказ о национальном башкирском костюме?

Дети: Да.

Тогда я сейчас вам раздам раскраски «Национальные башкирские
костюмы» и вы их раскрасите. Основными цветами национальных башкирских костюмов
являются: красный, белый, синий и желтый.

Ребята, сегодня вы многое узнали о Башкортостане, познакомились с
костюмами. Давайте ещё раз повторим названия деталей (называют). Молодцы!

— А вы заметили ребята как необычно одет Рамиль?

Посмотрите . На нем надет татарский народный костюм. А из
каких

частей состоит этот костюм? Кто мне скажет?

Дети: рубашка, брюки…

— Раньше мужчины и мальчики носили рубахи, а поверх рубах

одевали жилеты, а чтобы костюмы были красивыми их украшали
различным

орнаментом, вышивали различные узоры. И так ребята, чем же
украшали

татарские костюмы?

Дети: украшали ленточками, бисером, вышивали узоры.

-Молодцы! Вы внимательно рассмотрели татарский костюм.

Вот такие костюмы во многих семьях передавались по
наследству от

дедушек к внукам. Ребята, а вы заметили, что Азат пришел к
нам не с

пустыми руками?

Дети: Да!

-Он принес нам волшебную коробку, давайте заглянем в нее и

посмотрим, что там.

(Воспитатель достает из коробки тюбетейку)

Ребята, посмотрите какой красивый головной убор. Этот убор
называется

тюбетейка. Чем она украшена?

Дети: Бусинками…

— Правильно, молодцы! А еще тюбетейки украшали бисером.

Видите какие красивые цветы и завитки на ней, а по краям
она расшита

разноцветной тесьмой. Вот какие красивые костюмы и головные
уборы

вышивались руками мастериц-рукодельниц.

Что-то мы с вами засиделись ребята. Давайте немного
разомнемся и

поиграем в татарскую народную игру, которая называется
«Тюбетейка».

Игра «Тюбетейка».

Дети становятся в круг. Под национальную татарскую музыку
(на

усмотрение музыкального руководителя) они по очереди
надевают

тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка
прекращается, на ком

останется тюбетейка, тот танцует под татарскую мелодию.

-А, сейчас мы с вами украсим тюбитейку вырезанную из

бумаги и подарим нашему гостю Азату.

(Дети наклеивают татарский орнамент на тюбитейку вырезанный

воспитателем заранее)

— Молодцы, ребята, справились с заданием, очень красивые

тюбитейки получились! Ребята, вам понравился наш гость?

Дети: Да, очень!

-А, что вам больше всего понравилось в костюме Азата?

Дети: рубаха, жилет…

Века традиций и культурное многообразие на подиуме торгового центра в Уфе. В столице республики прошел День национального костюма. Сам праздник отмечают третий год подряд и по всей республике. Современные модельеры и реконструкторы древних нарядов представили свои экспонаты. Каждый заслуживает особого внимания.

Башкирские модельеры доказывают: традиции могут быть
модными. На подиумы и в жизнь возвращаются элементы национальных костюмов. Курултай
башкир присоединился к празднику и совместно с международным проектом для
девушек и женщин Stikhia организовал этно-дефиле.

И сегодня абсолютно разные национальности, абсолютно
разные типажи моделей несут в массы красоту вместе с начинающими дизайнерами и
именитыми брендами. Сегодняшняя площадка – это старт для новых имён и наше
почтение именитым брендам.

Эльвира Ишмуратова, руководитель междупроекта проекта для девушек и женщин Stikhia

Фото №1 - Этно-дефиле и мастер-классы: в Уфе отметили День национального костюма

Национальный костюм – это не просто кусок материи.
Это история народа, его культура, его жизнь, считает Римма Байтимирова.
Обращение к традициям – один из трендов в современном дизайне.

Для меня национальный костюм – это углубление в
историю, возможность вспомнить наших предков, их силу, их дух. Передать их
стремление к жизни, их опыт, их традиции. Даже когда мы надеваем небольшой
элемент своего национального костюма, это даёт силу и уверенность.

Римма Байтимирова, дизайнер и стилист мусульманской одежды

Одной из «фишек» башкирских модельеров стало
использование в коллекциях элементов старинной одежды: башкирских нагрудников,
принта и орнамента. Например, художница Раушания Бадретдинова на свои костюмы
наносит изображения своих же картин.

Рули трезво: как в Башкирии борются с пьяными водителями

Изначально была идея просто сделать что-то с
принтами моих картин, так как я художник. Потом всё как-то стало глубже. Меня вдохновляет
любовь.

Раушания Бадретдинова, художник, дизайнер

Фото №2 - Этно-дефиле и мастер-классы: в Уфе отметили День национального костюма

Показали свои традиционные костюмы и представители
других национальностей. Например, вот это узбекское платье наманганского стиля.
Его Лилия Мухамадиева создавала сама, вручную. Украшения привозила из своего
родного города. На его вышивку потребовалось больше двух недель.

Эта ткань называется мадрас. Всё это я делала
вручную. У нас есть свои 30 косичек. Понятно, что сейчас их у меня нет, но всё
это входит в мою культуру.

Лилия Мухамадиева /Узбекистан/

День национального костюма появился в прошлом году
после подписания указа Радием Хабировым. Отмечают праздник два раза в год: в
третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября. А сегодня у мероприятия
появилась собственная эмблема. В честь праздника в «Арт-квадрате» организовали
песни, танцы и мастер-классы. Своим опытом и знаниями традиций поделились
мастерицы декоративно-прикладного искусства, специалисты историко-культурных
центров и сотрудники музеев. Умелицы учили всех желающих, как создавать белорусские
защитные амулеты, делать украшения из бисера с украинским орнаментом, русские
матрёшки-магниты, лепить башкирские нагрудники из пластилина и вышивать
по-чувашски – с двух сторон.

День национального костюма объединил сегодня разных
людей. Пели песни на чувашском языке, исполнили грузинский, аджарский,
узбекский и чеченский танец. В разных уголках республики провели выставки,
флешмобы, мастер-классы по изготовлению женских украшений и башкирских
нагрудников. Смешение культур, национального колорита и традиций – всё это День
национального костюма.

Сегодня, 11 сентября 2020 года, в Республике Башкортостан отмечается День национального костюма народов Республики Башкортостан. С 2020 года это праздник проходит в республике согласно Указу Главы Респрублики Башкортостан Радия Хабирова два раза в год: в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября.

В этот день во всех образовательных организациях города Уфы состоялся Единый урок «Национальный костюм – наследие моего народа». Педагогами был выбран разный формат проведения: классные часы, мастер-классы, виртуальные экскурсии, квест-игры, дискуссии и другие. Но цель мероприятия одна – сохранение и развитие национальной культуры народов РБ.

Подготовка к проведению мероприятия проходила в течение недели. На мастер-классах с участием мастеров-ремесленников обучающиеся научились изготавливать элемент национального костюма “Нагрудник”/ “Селтәр”.

Привлекли внимание обучающихся и внесли свою роль в сохранение истории и традиций народов онлайн-выставки рисунков, фотовыставки в национальных костюмах, выставки книг в школьных библиотеках «Национальные костюмы народов Башкортостана», мини-музеи кукол в национальных костюмах и многое другое.

Дети с удовольствием пустились в пляс, исполняя движения башкирского, русского, татарского, чувашского, марийского танцев под национальные мотивы, во время танцевальных флешмобов.

В течении недели дети и их родители активно поддержали флешмоб «Учусь в национальном костюме», «Работаю в национальном костюме». Участники размещали фотографии в национальном костюме или в национальных украшениях в социальных сетях «Вконтакте» и «Инстаграм». Педагоги и обучающиеся с удовольствием

Башкортостан – республика, где проживают в мире и согласии представители более 160 национальностей. День национального костюма – праздник, который дает возможность ещё раз обратиться к традициям, истории и культуре народов, воспитать в подрастающем поколении понимание, что народная культура – это наше достояние и ценность.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник день наций
  • Праздник день многодетной семьи
  • Праздник день наума грамотника
  • Праздник день миротворец
  • Праздник день науки поздравления