Праздник день наума грамотника

12 декабря - "День Наума Грамотника" 

                 14 декабря  

             День

Наума Грамотника   

Цели:

•        познакомить детей с историей возникновения  праздника;

•        способствовать умению применять знания по математике, русскому языку  в игровой предметной среде;

•        развивать память, логическое мышление, внимание, сообразительность;

•        воспитывать чувство товарищества; формировать дружный коллектив.

Подготовительный этап.

В ходе подготовки данного мероприятия  выбрать из числа учащихся несколько человек, которые на празднике будут изображать учеников старорусской школы, одному из них можно поручить роль Наума. Эти ребятам должны быть в народных костюмах. Так же ученики и родители могут помочь в оформлении зала (классной комнаты). Для оформления  понадобятся  деревянные лавки, дощечки для письма, перья. Колокольчик, розги, деревянная кадушка для  их запаривания и т.д.

Ход мероприятия:

В зале сидят участники игры, которых заранее следует разделить на команды.

Ведущий:  Собрались мы  не случайно. Сегодня  отмечаем День Наума Грамотника. 14 декабря – отмечался такой праздник на Руси. Наши предки издавна обучению грамоте придавали большое значение. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорки про это сложили: “Батюшка Наум, наведи меня на ум”, «Пророк Наум – наведёт на ум», «Пророк Наум наставит на ум». Святой пророк Наум – один из двенадцати малых пророков. По преданию, он умер на 45 году жизни. В русских книгах XVII века есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и, прежде всего, научиться читать и писать. Почему именно живший в VII веке до нашей эры пророк, стал покровителем грамотеев? Причины здесь две — созвучие слов (ум и Наум) и крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты – больше…

Наум: Здравствуйте, ребята.  Долгий путь проделал, у многих ребят побывал. С давних времён путешествую. Помню, в старину: отцы семейства приглашали учителя, чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и розги. Сначала ученик получал 3 символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Мать, по обычаю, в это время причитала по своим детям. Крестьяне считали, что «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Корень учения горек, да плод сладок».

Ученики: В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз и Буки,

 В как Веди, Г – Глаголь,

И учитель для «науки»

По субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

Наша грамота была.

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла.

Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»,

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

На распев читал им книжки

На славянском языке.

Так, из летописей старых

Знали дети москвичей.

О литовцах, о татарах

И о Родине своей.         (Н. Кончаловская)

Ведущий: Вот сегодня мы и предлагаем перенестись в прошлое и побывать в  старорусской школе, а за одно и знания свои показать.

Теперь на секунду закройте глаза, по счету «три» откроете и окажетесь в прошлом.

Сейчас мы с вами в старорусской школе. Внимательно рассмотрим убранство классной комнаты  (Слайды).  Занятия в этой школе начинались  в семь часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Ученики были одеты в длинные, до пят, рубахи. На ногах – лапти, сплетенные из лыка – внутренней части коры липы. На голове – островерхие шапки. Все снимали шапки и занимали каждый свое место за общим столом. Об этом в букваре говорилось так: «Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй».

Первый урок – азбука.

«Аз, буки, веди, глаголь, добро», – хором нараспев тянули ученики вслед за бородатым учителем. Так назывались в те времена буквы. После букваря все принимались читать книгу молитв – часослов. За чтением этой книги время тянулось долго. Наконец ровно в полдень переменка. Перерыв на обед! Потом снова в класс – и уроки продолжались: письмо, арифметика.

Обратите внимание   на розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. За непослушание ставили и на колени (на горох). В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети боялись плохо себя вести.

Теперь вы немного знакомы с правилами поведения в старорусской школе. Можно начинать занятия.

Наум звонит в колокольчик.

Наум: Делу время — …. (Потехе час!). Слышал, что и у вас дети много знают и умеют. Вот пришёл проверить, чему научились. Готовы ли вы показать свои знания?

Ведущий: Сегодня вы покажите свои умения и успехи. Во время игры участники, правильно выполнившие задания, получают сушку. Сушки собирайте в лукошко. При подведении итогов все сушки соберете на одну низку. Если низка окажется полная, то команда  получит почетное звание – «Грамотеи».

Испытание 1. «Чтецы»

Ведущий: А сейчас мы проверим, как вы научились читать. Кто хочет показать свое умение? Приглашаются по три представителя от каждого класса.

Участники каждой команды выбирают карточку, на которой записан  литературный отрывок. Отрывки можно взять из произведений, ранее изученных детьми. Участник читает отрывок вслух, затем называет произведение и автора. Оценивается  качество чтения и правильность ответа. По итогам конкурса раздаются сушки.

Наум: Обучение в старорусской школе проходило на старославянском языке. Чтобы научиться читать и писать, надо было выучить КИРИЛЛИЦУ. Я думаю, что первые три буквы кириллицы известны всем. Славянский алфавит более 3000 лет назад составили Кирилл и Мефодий. А первый российский букварь был издан в 1574 году во Львове первопечатником Иваном Фёдоровым. В настоящее время известен только один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка из 80 страниц. Она начинается азбукой от АЗ до ИЖИЦЫ, последней буквы славянского алфавита.

Испытание 2. «Знатоки азбуки»  

 Ведущий: Каждый класс получит  образцы древнерусских букв и  сравнивает их с современным алфавитом. Надо определить, каких  русских букв не было в древнерусской азбуке – кириллице. Ответ вы запишите большими буквами на  отдельных листах, каждая буква – отдельный лист. За правильные ответы получите сушки. Для этого конкурса надо выдать образцы кириллицы и современного алфавита.

Пока классы работают, провести со зрителями конкурс скороговорок. За каждую  правильно сказанную скороговорку выдать сушку.

                     Ё   З   И   Й   У   Ч   Э   Я

Испытание 3. «Собери пословицу»

Ведущий: Следующие испытание потребует от вас знание пословиц. Вы получите  три конверта. В каждом пословица, но она разрезанная на отдельные слова. Восстановите пословицу, расставив слова в нужном порядке. Наклеите  их на бумагу (каждую на отдельный лист), а когда все задания выполните, сядьте чинно, староста пусть поднимет руку.

Предлагаю следующие пословицы:

Повторять, да учить – ум точить. Аз да буки избавят вас от скуки. Ученья корень горек, да плод его сладок.

Наум: Богато народное творчество на пословицы. А смысл этих пословиц ребята смогут объяснить?

Испытание 4. «Писари»

Ведущий: Урок чтения окончен. Приступаем к уроку письма. В старорусской школе писали на специальных дощечках, покрытых воском. Правильнее сказать не писали, а выцарапывали буквы и слова деревянной палочкой. Сегодня вы узнаете, легко ли  было писать, и  напишите всего одно слово.  «УЧЁБА».

Командам раздаются дощечки (картонки), покрытые воском (пластилином) и деревянные палочки.

Испытание 5. «Собери слово»

Ведущий: Участники получат конверт. В каждом буквы для одного слова и лексическое значение этого слова. Вы должны угадать слово по его толкованию и  собрать это слово из букв так, чтобы зрители могли его прочитать.  Побеждает команда, которая  быстро и правильно   соберет слово.

Испытание 6. «Старинные  задачи»

Ведущий: Участникам раздадут карточки с задачами.  Команда читает задачу и записывает ответ на листе. На решение задач командам отводится время 3 минуты. По окончанию решения староста поднимет руку.

Задачи:

1.        Крышка стола имеет четыре угла.  Один угол Иванушка отпилил. Сколько углов стало у крышки стола?

2.        Посадил  дед  репку. Выросла репка большая – пребольшая. Решили ее взвесить и диву дались. Вес выразился трехзначным числом. Первая цифра: самое маленькое однозначное число. Вторая цифра больше, чем первая  на 3. Последняя цифра больше первой  на 4  . Чему равен вес репки?

3.        Золушка сварила 6 картофелин за 30 минут. За сколько минут сварилась одна картофелина?

Испытание 7. «Переведи с русского на русский»

Ведущий: В сказках встречается много старинных русских слов. Переведите эти слова на современный русский язык. Каждый класс выбирает по три карточки со словами. На обдумывание 1 минута.

Устаревшие слова: хоромы— деревянное жилое строение ,

Перст-палец, палица— палка, дубинка, уста — губы, десница – правая рука, чело- лоб, кочет — петух, око- глаз.

Наум: У многих ребят побывал, в разных городах погостил. В ваш  Починковский район попал впервые, впервые побывал и в вашем классе.. Расскажите мне, пожалуйста,  чем ваш класс  может меня удивить. Что в нём особенного?

Испытание 8. «Заключительное»

Ведущий: Пришла пора подводить итоги. Пора подсчитывать сушки. Соберите все полученные вами сушки на одну веревочку, не забудьте пересчитать их, пусть староста оденет, полученную низку.

Наум: Порадовали вы меня, хорошие знания показали и учителя  ваши молодцы.  А вот в старину учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Существовал даже такой обычай: дарили учителю горшок, полный монет. И ваш  учитель заслужил  подарок , дарую ему     горшочек  с монетами. Монетки использовали шоколадные. По окончанию праздника их раздали учащимся.

Ведущий: Ребята хорошо сегодня потрудились. Молодцы. Хорошие знания учеников  – лучший подарок учителю.

Наум: Сделал дело – гуляй смело. Русский народ не только был работящим, но умел ещё и хорошо отдохнуть. Я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру. “Золотые ворота”. Дети выходят  для игры.

Правила игры: Три человека встают в круг и берутся за руки, образуя ворота. Все остальные участники цепочкой друг за другом, напевая, проходят через ворота. На последних словах ворота закрываются, и тот, кто остался внутри круга присоединяется к тем, кто образует ворота. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3 человека. Во время игры звучит веселая народная музыка.

 Золотые ворота.

Проходите господа.

Первой мать пройдёт

И детей проведёт.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

г. Нягань

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЛЬТУРЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. НЯГАНЬ

«МУЗЕЙНО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР»

V городская
научно-практическая конференция

по традиционной культуре народов России

«Лики традиционной культуры»

Научно-исследовательская работа

«Забытые традиции
русского народа – ДЕНЬ НАУМА-ГРАМОТНИКА»

                                                  
Автор:

                                                     
                              Белкова Дарья Дмитриевна

                                        
                              ученица 8-А класса   

                                                                              
Научный руководитель:                         

                                                                                       
Захарченко Елена Сергеевна,                                                                                                                                                           

                                                  
                              учитель русского языка и                          

                                        
                               литературы высшей

                                                          
                               квалификационной категории. 

                                                                                         
Муниципального бюджетного

                                                                                                 
общеобразовательного учреждения

                                                                                        
муниципального образования

                                                  
                              город Нягань «Гимназия»

Нягань
2017

«Забытые традиции русского
народа – ДЕНЬ НАУМА — ГРАМОТНИКА»

Белкова
Дарья Дмитриевна

Ханты-Мансийский
Автономный округ – Югра, город Нягань

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Гимназия»,
8 – А класс.

План исследования.

Значительное место в жизни русского
населения занимали народные праздники,
которые, играли и
продолжают играть большую роль. Они способствуют сближению членов семьи,
родственников, людей, живущих в одном селе, деревне, городе.

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную
связь, своего рода «мост времен», связывающий далекое прошлое с настоящим.
Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа. Понемногу
их значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и
соблюдаются до сих пор.

Актуальность:

Возрождение традиций празднично-обрядовой культуры
все осознаннее воспринимается сегодня, как важная задача современной политики
государства, так как постепенно исчезает уникальность народно-обрядовых
традиций Руси. Также, ведется тенденция развития современного общества по
западным стандартам, что зачастую неприемлемо для нашего менталитета; перенимаются
формы досуга европейской  культуры, которые  носят в основном развлекательный
характер. Все это оказывает негативное влияние на состояние современной
культуры России, а также культурный уровень его граждан.

Цель:
Познакомить с традицией празднования Дня Наума – Грамотника и выявить её
значимость для современных школьников.

Задачи:

1.     
Изучить традицию празднования Дня Наума –Грамотника.

2.     
Познакомить с историей обучения грамоте на
Руси.

3.      
Собрать и систематизировать материал по
теме исследования.

4.       Приобщить
молодёжь к культуре своего народа через
знакомство с традицией празднования Дня Наума –
Грамотника.

5.      
Расширить знания о русских народных
праздниках и традициях.

Гипотеза: В настоящее время традиция празднования Дня Наума — Грамотника»
забыта и мало кто о ней знает.

Этапы исследования:

·        
Сформулирована тема, проблема,
гипотеза, определены цели и задачи исследования.

·        
Посещение библиотеки прихода храма
святителя Алексия Московского в г. Нягань.

·        
Посещение МАУК МО г. Нягань«Няганская
библиотечно-информационная система»

·        
Посещение  МАУК МО г. Нягань
«Музейно-культурный центр»

·        
Сделаны запросы в Государственный архив
Югры и в Музейно — Выставочный центр  п. Октябрьское

·        
Встреча с начальником архивного отдела
Управления делами Администрации г. Нягани  Павленко Ниной Васильевной.

·        
Проведёно анкетирование среди
8-10 классов.

·        
Изучена литература,
исторические источники и интернет-ресурсы по данной теме.

·        
Анализ и обобщение собранного материала.

Характеристика
источников
: В процессе подготовки были использованы
документы из Октябрьского музея, из Музейно-культурного центра Нягани, из
городской библиотеки. Проведены встречи: с отцом Петром и с Чабиной Любовь
Николаевной завучем воскресной школы Алексеевского Храма, с начальником
архивного отдела Управления делами Администрации г. Нягань Павленко Ниной
Васильевной, с сотрудниками из городской библиотеки, с сотрудниками МАУК «МКЦ».
Были отсканированы фото и документы из материалов, изучены Интернет-ресурсы по
данной теме.

Научная
статья

Давайте
школу уважать

И
все науки изучать!

Наума
– Грамотника помнить —

Традиции
не забывать
!

Национальная
культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду
других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времён и
поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Русский
народ испокон веков почитал немалое количество святых. Соответственно и
праздников было много. Не все они дошли до наших дней, многие забылись или
сохранились в виде элементов обрядов или примет. Один из таких «забытых»
праздников – День Наума — Грамотника
.

Святой пророк Наум 
один из двенадцати малых пророков, проповедовал в царствование иудейского царя
Езеки́и, то есть между 727 и 698 гг. до н. э.

Имя «Наум» в переводе с еврейского языка означает «утешитель». Имя пророку дали
его благочестивые родители в тяжелые для евреев времена, как выражение
надежды на Бога и веры в обетованное Семя, которое только и могло утешить.

О самом Науме мы не знаем почти ничего. Он назван елкосеянином. В
арабском предании Елкос — это Аль Овош, селение возле нынешнего Мосула в Ираке.
Византийские авторы (Евсевий и Иероним) полагали, что Наум жил в Галилее. Есть
мнение, что родина пророка — упоминающийся в Новом Завете Капернаум («город
Наума»).

Согласно преданию, он умер в возрасте 45 лет и был погребен в
родном селении. По некоторым свидетельствам, гробница Наума находилась в
Аин-Шифта, по другому мнению, она находится в Алкуше, где Иудеи ежегодно
празднуют его память в продолжение 14 дней.

В русских книгах XVII
века есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать
науки и, прежде всего, научиться читать и писать. Почему именно живший в VII
веке до нашей эры пророк, стал покровителем грамотеев? Причины здесь две —
созвучие слов (ум и Наум) и крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а
времени для освоения грамоты – больше.

Моления Науму о разуме никак не
связаны с его жизнью и происходят исключительно из ассоциаций с именем, как
«утешение».

День памяти
святого Наума, получившего в русском быту прозвище Грамотник, в православном
календаре отмечается 14 декабря (по старому стилю 1 декабря).

Наши предки издавна обучению грамоте придавали большое
значение. Наум -Грамотник был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорки про
это сложили: “Батюшка Наум, наведи меня на ум”, «Пророк Наум – наведёт на ум»,
«Пророк Наум наставит на ум».

Пророка Наума считают и покровителем филологов и прочих грамотных
людей.
Его имя напрямую связывалось 
русским народом с учением.

В старину учебный год в школах
начинался не в один день, как сейчас, да и сами школы сильно отличались друг от
друга. Кто начинал учение в августе, кто в сентябре, кто 14 ноября, в день
святых бессребреников Космы и Дамиана, кто 14 декабря (1 декабря), в день Наума
— Грамотника. Для сельских ребят, помогавших родителям убирать урожай, пора
учёбы наступала лишь с окончанием страды.

С этого дня по традиции
русские крестьяне начинали обучать своих детей письму и счёту. В древней и
средневековой Руси дети обучались грамоте не у специально подготовленных
учителей, а у людей, склонных к учительству, умевших читать и писать:
священников и дьячков, оставшихся без прихода, монахов, покинувших монастыри,
странников, летом ходивших по святым местам, а в зимнюю пору пережидающих стужу
в какой-нибудь деревне и, в благодарность за еду, обучавших крестьянских детей,
ремесленников, разорившихся от непосильных налогов, грамотных крестьян,
оставшихся по какой-либо причине без крова и т.д. Таких «бродячих учителей»
было довольно много даже в конце XIX века.

Необходимость в них возникла в
связи с потребностью в обучении письму и счёту крестьянских детей и малочисленностью
училищ для них, особенно в отдалённых от городов местностях. «Бродячие учителя»
появлялись в деревнях, предлагая свои услуги, в первой половине декабря, когда
все заботы, связанные с обработкой собранного урожая были закончены и люди
могли подумать об обучении своих детей счёту и грамоте.

Крестьяне считали, что
«Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте
горазд, тому не пропасть».

Но без Бога действовать
нельзя. С утра 1 декабря (по ст.ст.), в день памяти пророка Наума, семья
отправлялась в церковь. После литургии служили молебен, чтобы Господь
благословил ребенка на учение. Особенно молились пророку, в самом имени
которого слышался «ум» — Науму. «Пророк Наум наставит на ум», — говорили на
Руси.

После молебна учитель (например,
приходской дьячок) приходил домой к будущему подопечному.  Первое занятие
было очень коротким и
весьма
символическим,
спрашивали
благословения на отрока и с почётом приглашали его в дом.
Учитель являлся  в назначенное время в дом родителей,
где его встречали с почетом и ласковым словом. Отец, держа за руку сына,
передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму, а за леность наказывать
побоями, мать же должна была в это время плакать, причитать по своим детям. На
другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой, а мать с сыном
передавала подарок для учителя, который обычно состоял из домашних птиц.

В этот день родители
интересовались успехами детей в учении. Если он делал это бойко и правильно, то
учителя благодарили угощением и дарили горшок с монетами. Если нерадивость
ученика была очевидна, то плетку пускали в ход. Даже в первый день встречи с
учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими
ударами плеткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трех земных
поклонов учителю, и обязаны были слушаться его беспрекословно.

 Обучение в
старорусской школе проходило на старославянском языке. Чтобы научиться читать и
писать, надо было выучить КИРИЛЛИЦУ.  Первый российский букварь был издан в
1574 году в городе Львове первопечатником Иваном Фёдоровым. В настоящее время
известен только один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка из 80
страниц. Она начинается азбукой от АЗ до ИЖИЦЫ, последней буквы славянского
алфавита.

Занятия в
школе начинались  в семь часов утра, школьный колокол извещал о
начале занятий. Ученики были одеты в длинные, до пят, рубахи. На ногах – лапти,
сплетенные из лыка – внутренней части коры липы. На голове – островерхие шапки.
Все снимали шапки и занимали каждый свое место за общим столом. Об этом в букваре
говорилось так: «Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй».

«НАКАЗ
НАУМА – ГРАМОТНИКА» (см. Приложение –
VI)

1.     
Указанное тебе учителем место
береги, чужого места не занимай и товарищей своих не утесняй.

2.     
Книжицы ваши в добре храните.
Кто книгу не бережет, тот своей души не стережет.

3.     
Во время учения есть нельзя, а
то заешь выученное.

4.     
Закончив учить, книгу закрой, а
то все позабудешь.

5.     
Помните: не стыдно не знать, а
стыдно не учиться!

6.     
Вставай рано, вразумляйся
здраво, исполняй прилежно!

7.     
Почитай учителя, как родителя!

Говорили, что «пророк
Наум и худой разум наведет на ум».

Крестьяне отдавали своих
детей в школу на год, полтора года. Этого времени хватало только на то, чтобы
достичь минимальной грамотности. При этом считалось необходимым обучать мальчиков,
особенно тех, которые должны пойти в солдаты. Девочки с точки зрения крестьян,
вполне могли обходиться и без грамоты, их отдавали в школу только в том случае,
если они сами этого очень хотели, и у них не было младших братьев и сестер,
которых надо было нянчить. Такой подход к школьному обучению объяснялся
прагматичностью крестьян.  Мужчине грамотность нужна была для того, чтобы его
не обманули при расчетах закупки, при выплате налога, при подписании артельного
договора, чтобы не смеялись над «деревенщиной» в городе и на солдатской службе.
Замужняя женщина, находившаяся большую часть времени дома, в грамоте, по мнению
крестьян, не нуждалась. Грамота могла понадобиться только старой деве, которая
обеспечивала себе пропитание, читая по покойникам молитвы из книг.

«Аз, буки, веди, глаголь, добро», – хором
нараспев тянули ученики вслед за бородатым учителем. Так назывались в те
времена буквы. После букваря все принимались читать книгу молитв – часослов. За
чтением этой книги время тянулось долго. Наконец ровно в полдень переменка.
Перерыв на обед! Долгожданный дан звонок, начинается урок. Потом снова в класс
– и уроки продолжались: письмо, арифметика.

За непослушание наказывали детей розгами (ивовые прутья), ставили
их на колени (на горох). В старой школе была очень строгая дисциплина
.
Поэтому
матери обычно причитали по детям, отправлявшимся учиться.
Дети
боялись плохо себя вести.

В старорусской
школе писали на специальных дощечках, покрытых воском. Правильнее сказать не
писали, а выцарапывали буквы и слова деревянной палочкой.

На
Руси работа учителя считалась очень солидной и важной, требовавшей определенных
способностей. Неудивительно, что она очень ценилась, причем, не, только 14
декабря (1 декабря).
Считалось, что учитель – некто, приближенный к Богу, часть
неземного мира. Его боялись, уважали, чтили.
Родители благодарили учителя — дарили каравай хлеба и полотенце.
Иногда в полотенце заворачивали немного денег.

Изучая данную тему, я посетила
Музейно-культурный центр, где познакомилась с историей Кондинского Свято-Троицкого
монастыря, который был основан в начале 17 века. Сделав запрос в музей п.
Октябрьское, выяснила, что в его фондах хранится уникальный документ:
Свидетельство
№143 от 1.07.1917 г., выданное дочери
Березовского мещанина Аполлинарии Стефановой Усковой 11 лет от роду, в том, что
она успешно окончила курс в 1917 г. в село Кондинской одноклассной церковно-приходской школе, в чем и выдано ей от Березовского Уездного
отделения Тобольского Епархиального Училищного Совета сиё свидетельство, с
приложением казенной печати.
(См.
Приложение — Х). Таким образом, можно сделать
вывод, что обучение грамоте на Руси проводилось
повсеместно, в том числе и в нашем, далёком от Центральной России, крае.

В старину,
когда заканчивался раздел ученья, мать варила кашу, складывала её в горшочек,
ученик приносил и отдавал учителю. Кашу ставили на стол и все ученики каждый
своей ложкой по очереди ели, а после этого они назывались однокашниками, а
также выпекали в этот день для детей лепёшки в виде монет, веря, что они
принесут счастье и удачу. В 18 веке даже пекли особые пряничные азбуки, по
которым дети учились грамоте.

Вывод:

Значение и
роль традиционной культуры в жизни народа неоценимы. Это и форма передачи
народного опыта, и источник формирования народного характера, и одно из средств
воспитания.
Возрождение праздничных
народных традиций преследует конкретную цель – приобщение к истокам русской
народной культуры. Ведущее место мы отвели народному празднику Дню Наума –
Грамотника. Чтобы выяснить какое место занимает этот праздник в наше время, мы
в гимназии провели анкетирование среди 5-8 классов. Из 63 опрошенных учеников
на вопрос: «Знаете ли вы о празднике «Наума — Грамотника», положительно ответили
4 человека, что составляет 2 %.

Гипотеза наша подтвердилась, что в
настоящее время традиция празднования «День Наума — Грамотника» забыта и мало
кто о ней знает.

На вопрос: «Хотелось бы вам узнать о
традиции празднования Дня Наума – Грамотника», 94 % ответили утвердительно.
Поэтому мною было разработано и проведено мероприятие «Пришёл Наум – пора
браться за ум», где одноклассники познакомились с традицией празднования Дня
Наума — Грамотника, с историей обучения грамоте на Руси. В конце  мероприятия все
получили ритуальное азбучное печенье и печенье в виде монеток.

         Изучив материал о старорусской
школе, приходишь к выводу, что многое можно взять на заметку современному
школьнику:

1.     
Бережное отношение к книге.

2.     
Терпение и дисциплинированное отношение к учёбе.

3.     
Уважительное отношение друг к другу.

4.     
Послушание и уважительное отношение к
учителю и родителю.

5.     
Необходимость обучения грамоте
осознавалась с давних времён.

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост.,вступ. ст и
примеч. А.Ф. Некрыловой; М.: Правда, 1991.-496 с.

2.      Православие на Обь-Иртышском Севере материалы к
историко-культурному атласу/ Степановой Л.В., Лазаревой С.В., Турова С.В. — 
Екатеринбург ООО «Баско», 2007.- 240с.

3.      Сборников документов и материалов/ О.В.Семенов, А.Г.Мосин –
Екатеринбург НПМП «Волот» 2012г.

4.      Энциклопедия: Русский народ. Будни и праздники. / Шангина И.И. –
СПб.:Азбука-классика 2003. – 560с.

5.      Энциклопедия славянских праздников. Календарные поверья и обычаи
славян / Н.С. Шапарова.–М.:Астрель: АСТ, 2010. – 508, [4] с.

6.      Энциклопедия православной святости. Том II / А.И.Рогов, А.Г.Парменов –
М.; Лик пресс. 1997 г. – 368 с.

7.      Церковно-народный месяцеслов на Руси. – М.: Эксмо, — 2008. — 480
с.- (Русская классика).

8.     
Сайты интернет-ресурсы:

http://molodost35.ru/archives/7194

http://svetkozicina.blogspot.ru/p/blog-page_6132.html

https://yandex.ru/images/search?text=наум%20грамотник%20картинки&stype=image&lr=11186&noreask=1&parent-reqid=1489913560336170-28477

                                                          

                          

День Наума Грамотника

Цель: повышение уровня мотивации к изучению русского языка и к учению в целом.

Задачи:

познакомить с историей праздника Наума Грамотника;

способствовать формированию умения применять полученные ранее знания по предмету в нестандартной ситуации;

развивать память, внимание, творческое и логическое мышление, орфографическую зоркость;

воспитывать самостоятельность, целеустремленность, прививать любовь к родному языку.

Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите поздравить вас с днем Наума Грамотника! А что это за день? Какую роль он играл в образовании народа? Как люди встречали этот день?

14 декабря — день памяти святого ветхозаветного пророка Наума. Наш народ почитал его помощником умственных знаний (Наум от слова ум), отчего и прозвал его Грамотником. В день святого Наума поднимали детей рано, приговаривали:

Просыпайтесь ранехонько,

Умывайтесь белехонько,

В божью церковь собирайтесь!

За азбуку принимайтесь!

Богу помолитесь —

До всего дойдете:

Святой Наум наставит на ум.

Начинали обучать детей грамоте 14 декабря. А почему? Обратимся к истории праздника.

Святой пророк Наум – один из двенадцати малых пророков. По преданию, он умер на 45 году жизни. В русских книгах XVII века есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и, прежде всего, научиться читать и писать. Почему именно живший в VII веке до нашей эры пророк, стал покровителем грамотеев? Причины здесь две — созвучие слов (ум и Наум) и крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты – больше… 14 декабря (по старому стилю – 1 декабря), после сбора урожая и завершения приготовлений к зиме отдавали в учение отроков.

Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорки про это сложили:

«Пришел Наум – пора браться за ум»

«Пророк Наум наставляет на ум».

«Батюшка Наум, наведи меня на ум»

«Один пророк Наум наводит на ум»

«Пророк Наум наставит на ум»

«Пророк Наум и худой разум на ум наведет»

«Наум наведет на ум»

Помню, в старину: отцы семейства приглашали учителя, чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и розги. Сначала ученик получал 3 символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Мать, по обычаю, в это время причитала по своим детям. Крестьяне считали, что «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Корень учения горек, да плод сладок».

В прописях и азбуковниках 17 века приводилась краткая молитва к пророку Науму о помощи в учении:

«Святой Наум, наставь моего отрока на ум!

Возьми его под свою руку,

Прогони от него лень да скуку,

На ученье его благослови.

Старанья пробуди, память укрепи»

Вот сегодня мы и предлагаем перенестись в прошлое и побывать с старорусской школе, а за одно и знания свои показать. А для этого представителей каждого класса прошу занять свои места. Первым на лавку садится староста класса, а за ним все остальные. Староста во время занятий помогает учителю.

Теперь на секунду закройте глаза, по счету «три» откроете и окажетесь в прошлом. Сейчас мы с вами в старорусской школе. Внимательно рассмотрим убранство классной комнаты (Слайды). Занятия в этой школе начинались в семь часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Ученики были одеты в длинные, до пят, рубахи. На ногах – лапти, сплетенные из лыка – внутренней части коры липы. На голове – островерхие шапки. Все снимали шапки и занимали каждый свое место за общим столом. Об этом в букваре говорилось так: «Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй».
Первый урок – азбука.
«Аз, буки, веди, глаголь, добро», – хором нараспев тянули ученики вслед за бородатым учителем. Так назывались в те времена буквы. После букваря все принимались читать книгу молитв – часослов. За чтением этой книги время тянулось долго. Наконец ровно в полдень переменка. Перерыв на обед! Потом снова в класс – и уроки продолжались: письмо, арифметика.

Обратите внимание на розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. За непослушание ставили и на колени (на горох). В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети боялись плохо себя вести.

Теперь вы немного знакомы с правилами поведения в старорусской школе.

Можно начинать занятия. Чтобы у нас всё получилось, проговорим такие слова: «Наум, Наум, наведи меня на ум!»

Наум звонит в колокольчик.

Сегодня вы покажете свои умения и успехи. Во время игры участники, правильно выполнившие задания, получают сушку. Сушки собирайте в лукошко. При подведении итогов все сушки соберете на одну низку. Если низка окажется полная, то класс получит почетное звание «Грамотеи».

Испытание 1. «Чтецы»

Ведущий: А сейчас мы проверим, как вы читаете. Кто хочет показать свое умение? Приглашаются по три представителя от каждого класса.

Участники каждой команды выбирают карточку, на которой записан литературный отрывок. Отрывки можно взять из произведений, ранее изученных детьми. Участник читает отрывок вслух, затем называет произведение и автора. Оценивается качество чтения и правильность ответа. По итогам конкурса раздаются сушки.

Обучение в старорусской школе проходило на старославянском языке. Чтобы научиться читать и писать, надо было выучит КИРИЛЛИЦУ. Я думаю, что первые три буквы кириллицы известны все. Славянский алфавит более 3000 лет назад составили Кирилл и Мефодий. А первый российский букварь был издан в 1574 году во Львове первопечатником Иваном Фёдоровым. В настоящее время известен только один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка на 80 страниц. Она начинается азбукой от АЗ до ИЖИЦЫ, последней буквы славянского алфавита.

Испытание 2. «Знатоки азбуки» (5 мин)

Ведущий: Каждый класс получит образцы древнерусских букв и сравнивает их с современным алфавитом. Надо определить, каких русских букв не было в древнерусской азбуке – кириллице. Ответ вы запишите большими буквами на отдельных листах, каждая буква – отдельный лист. За правильные ответы получите сушки. Для этого конкурса надо выдать образцы кириллицы и современного алфавита.

Испытание 3. «Знатоки азбуки» (1 мин)

Ведущий: Каждый ряд получит образцы древнерусских букв и сравнивает их с современным алфавитом. Надо разгадать старинные слова:

Рцы Укъ Како Азъ (рука)
Азъ Земля Буки Укъ Како Азъ (азбука)
Ша Како Онъ Люди Азъ (школа)

Пока классы работают, провести со зрителями конкурс скороговорок. За каждую правильно сказанную скороговорку выдать сушку.

Испытание 4. «Собери пословицу» ( 5 мин)

Ведущий: Следующие испытание потребует от вас знание пословиц. Вы получите три конверта. В каждом пословица, но она разрезанная на отдельные слова. Восстановите пословицу, расставив слова в нужном порядке. Наклеите их на бумагу (каждую на отдельный лист), а когда все задания выполните, сядьте чинно, староста пусть поднимет руку.

Предлагаю следующие пословицы:

Повторение – мать учения.

Красна птица пеньем, а человек ученьем.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Испытание 5. Продолжим, отроки мои. Богато народное творчество на пословицы. В них заключена мудрость народа. Проверим, знаете ли вы пословицы.

Я говорю начало пословиц, а вам надо их продолжить.

  • Слово – не воробей, вылетит — …….

  • Готовь сани летом, а телегу — ……

  • Труд человека кормит, а лень — ……

  • Друзья познаются в …..

  • Каждый кулик своё болото …..

Любишь кататься, люби и……………

Испытание 6. Если верить пословицам, то: (1 мин)
(подчеркни правильный вариант ответа)

  • Куда смотрит волк, сколько его ни корми?

  • на козлят

  • в миску

  • в лес

  • Кто должен свистнуть, чтобы что-то несбыточное произошло?

  • Соловей-разбойник

  • Милиционер

  • Рак

  • щука

  • Что летит, когда лес рубят?

  • Птицы

  • Шишки

  • Брёвна

  • Щепки

  • Как поступит умный человек, встретив на пути гору?

  • Покорит

  • Обойдёт

  • Сдвинет

  • пробурит

Переменка. «Зарядка для ума». Это небольшие шуточные загадки.

Слезинка с неба (капля)

Подружка лягушки (жаба)

По ней чертят в школе (линейка)

Без него бы все люди ходили бы в мятой одежде (утюг)

Чем мы держим разные предметы? (пальцами)

Он похож на зайца (кролик)

Мама твоей мамы (бабушка)

Ночное светило (луна)

На чём путешествовала лягушка-путешественница (на прутике)

Враг мышей (кот)

Самая близкая к нам звезда (солнце)

Зловредная сказочная баба (баба Яга)

Испытание 7. «Писари»

Ведущий: Урок чтения окончен. Приступаем к уроку письма. В старорусской школе писали на специальных дощечках, покрытых воском. Правильнее сказать не писали, а выцарапывали буквы и слова деревянной палочкой. Сегодня вы узнаете, легко ли было писать, и напишите всего одно слово. «УЧЁБА».

Командам раздаются дощечки (картонки), покрытые воском (пластилином) и деревянные палочки.

Испытание 8. Исправьте ошибки в рассказе ученика.

Зимние каникулы я правел у дяди серёжи Однажды ночю лес занисло пушыстым снегом. Мы расчистили трапинку к старошке, а потом катались налыжах. Заденешь ветку – политит тебе в лицо мяхкий снежок. (11 ошибок) (5 мин)

Испытание 9. Вставьте букву в слово. ( 3 мин)

БРН — баран

ТК — атака

РФ — арфа

МРК — марка

СТР — астра

КРМН — карман

ШЛШ — шалаш

Физминутка. Сделал дело – гуляй смело. Русский народ не только был работящим, но умел ещё и хорошо отдохнуть. Я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру. “Золотые ворота”. Дети выходят для игры.

Правила игры: Три человека встают в круг и берутся за руки, образуя ворота. Все остальные участники цепочкой друг за другом, напевая, проходят через ворота. На последних словах ворота закрываются, и тот, кто остался внутри круга присоединяется к тем, кто образует ворота. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3 человека. Во время игры звучит веселая народная музыка.

Золотые ворота.

Проходите господа.
Первой мать пройдёт
И детей проведёт.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

Испытание 10. «Переведи с русского на русский»

Ведущий: В сказках встречается много старинных русских слов. Переведите эти слова на современный русский язык. Каждый класс выбирает по две карточки со словами. На обдумывание 1 минута.

Устаревшие слова: хоромы, перст, уста, чело, кочет, око.

Испытание 11. Конкурс «Тарабарский язык».

Благодаря тому, что все слова в русском языке относятся к какой – нибудь части речи, появляются такие весёлые стихи. Определите, какими частями речи являются слова в стихотворении? (5 мин)

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве:

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

Испытание 12. Вот вам слово «грамотей». А составьте из букв этого слова другие слова. (том, гром, герой, март, атом, море, тема, гора) (1 мин)

Испытание 13. «Заключительное»

Ведущий: Пришла пора подводить итоги. Пора подсчитывать сушки. Соберите все полученные вами сушки на одну веревочку, не забудьте пересчитать их, пусть староста оденет полученную низку.

В старину, когда заканчивался раздел ученья, мама варила кашу, складывала её в горшочек, ученик приносил и отдавал учителю. Кашу ставили на стол и все ученики каждый своей ложкой по очереди ели, а после этого они назывались однокашниками.

Вот и мы потрудились сегодня – и нам горшочек каши. Теперь вы– однокашники.

Автор:

14 декабря 2021 11:44

Почему 14 декабря у славян звался днем Грамотника, и кем был святой Наум, в честь которого и был придуман этот праздник?

Почему 14 декабря на Руси называли днем Грамотника?

Источник:

Святой пророк Наум – это один из малых пророков Ветхого Завета. Появился на свет в селении Елкоша. Его книга, которая входит в состав Священного Писания Ветхого Завета, включает пророчества о гибели Ниневии и разрушении Израильского царства. Точных сведений о жизни пророка не сохранилось. Известно, что он скончался в возрасте 45 лет и погребен на родине.

День Наума на Руси

День Наума на Руси

Источник:

У славян этот день отличался от стандартных наблюдений за природными явлениями, погодой и повадками зверей и птиц, свойственных другим датам народного календаря. Тема дня Наума – грамота, образование и все что с ним связано.

Обычно с этого дня детвору в деревнях начинали учить грамоте. Время для этого было благоприятное, поскольку основная масса полевых и работ по двору и хозяйству была завершена. Для детей и подростков особо много работы уже не было, и постоянно сидеть в душной избе без дела им было скучно. А грамота – вещь полезная, и образованный человек принесет пользу любой семье.

По старому стилю 14 декабря было днем начала зимы. А народные «языковеды» привязали день святого Наума к грамоте, поскольку в его имени имеется слог «ум». Что привело к появлению большого количества поговорок и пословиц:

Батюшка Наум, наставь моего ребенка на ум!

Святой Наум, наведи меня на ум.

Почему 14 декабря на Руси называли днем Грамотника?

Источник:

Пророк был очень почитаем на Руси, его считали покровителем всех, кто был связан с умственным трудом, наукой, грамотой. В этот день в храмах служили молебен, прося благословения для детей, которых впервые отправляли на учебу. После первого занятия учителя благодарили символичным угощением, дарили подарки.

В день Наума Грамотника нельзя было есть во время чтения, особенно учебников: считалось, что так все данные будут «заедаться», и в памяти ничего не останется. Всю литературу после окончания урока надо было закрывать и аккуратно размещать в специально отведенных для этого местах: люди верили, что если бросить книги на столе, то удача покинет дом, и грамота не будет даваться легко.

Источник:

Ссылки по теме:

Народный праздник Наумов день традиционно отмечали на Руси 14 декабря 2022 года

Православные христиане Российской Федерации и других стран в среду, 14 декабря 2022 года, чтят память святого Наума, которого считали покровителем и помощником тех, кто занимается умственным трудом. На Руси с давних пор пророка Наума считали покровителем учащихся, и даже называли Грамотником.

История возникновения праздника Наумов день

Как и многие другие народные праздники Наумов день неотрывно связан от событий православной церкви. Входит святой Наум в число 12 ветхозаветных пророков, именуемых малыми. Согласно древним библейским преданиям на свет он появился в галилейском селении Елкоша.

Народный праздник Наумов день традиционно отмечали на Руси 14 декабря 2022 года

О жизни этого пророка имеются весьма скудные сведения. До наших дней дошел один из его трудов «Книга пророка Наума». Написана она была в период между падением Фив (Но-Амон в книге) и падением Ниневии. Исследователи предпологают, что приблизительно это временной отрезок между 663 и 612 гг. до н. э.

«Книга пророка Наума» входит в состав Ветхого Завета. В ней содержится история гибели жителей ассирийского города Ниневии. Они были наказаны Господом за беззаконие, которое творили. Ниневия заслужила такую участь своим идолопоклонством, особенно же своим развратом и колдовством, чрез которое она порабощала народы.

Она содержит предсказания о гибели за беззаконие жителей ассирийского города Ниневии, за хулу на Единого Бога ассирийского царя Сеннахириба, за разрушение царства Израильского. Обстоятельства жизни пророка неизвестны. По преданию, он умер на 45 году жизни и был похоронен в своей родной земле.

Традиции и поверья Наума Грамотника

Народный праздник Наумов день традиционно отмечали на Руси 14 декабря 2022 года

С давних времен с днем Наума Грамотника в народе было связано множество традиций. Имя этого святого вызывало ассоциацию со словом «ум», поэтому и основной темой дня стали образование, учение, грамота. Связаны с этим днем известные народные поговорки:

«Пророк Наум наставит на ум.»

«Наум и худой разум на ум наведет.»

«Святой Наум, наведи меня на ум.»

Так сложилось, что в сезон сбора урожая и иных сельскохозяйственных работ, дети в крестьянских семьях помогали в этом труде наравне с взрослыми. Поэтому обучение на Руси начиналось только после того, как все работы были завершены. Как правило, происходил учебный процесс в зимние месяцы.

Начало учебы было приурочено к Наумову дню, который в былые времена, выпадал на 1 декабря. У детей появлялось время для обучения грамоте и счету. Грамотный человек же был нужен каждой семье, чтобы правильно вести хозяйство. К тому же ему было легче выбиться в люди, и найти себе достойный заработок.

Почитание пророка Наука на Руси

Пророк Наум считался на Руси покровителем учителей и наставником учеников и студентов. Традиционно перед началом обучения в церквях проводили молебен, а также просили батюшку благословить дитя, чтобы он был способен к науке.

Традиционно в Наумов день проводился особый обряд. Ученика отводили с хлебом-солью к учителю. Ему низко кланялись, а он в ответ должен был нанести ему несколько легких ударов розгой, чтобы учеба давалась легко. Таким образом проводы в школу принимали настоящий театральный размах.

Можно сказать, что раньше Наумов день был аналогом современного Дня учителя. В этот день представителей этой профессии одаривали подарками, и никто не шел к нему без угощения. Учетеля пользовались большим уважением на Руси, так как их считали очень умными людьми.

Родители учеников молились святому Наума, и просили его придать ума.

Связано с обучением было несколько правил, которые следовало строго блюсти. Во время занятий строго-настрого запрещалось есть. Считалось, что так можно заесть ум. Кроме того, после прочтения книгу всегда нужно закрывать, или знания быстро улетучатся из головы.

День пророка Наума посвящен также наблюдениям за погодными явлениями, как и иные даты, отмеченные в народном месяцеслове.

Народные приметы это настоящий кладезь народной мудрости. Они не теряют своей актуальности и спустя века, поэтому можно присмотреться к окружающему миру, и составить прогноз погоды.

  • Если 13 декабря дует ветер с севера, значит скоро похолодает.
  • Если звезды на небосклоне перемигиваются, это к пурге.
  • Если собаки глухо лают — пойдет снег.
  • Если облака по небу плывут против направления ветра, это к сильному похолоданию.

На Руси считалось, что человек, рожденный 14 декабря обладает высокими умственными способностями, и может стать прекрасным педагогом.

Источник: ТРИБУНА — материалы могут быть скопированы ресурсом на других платформах без ведома их авторов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник день миротворец
  • Праздник день науки поздравления
  • Праздник день миньета
  • Праздник день науки когда
  • Праздник день натальи когда