Праздник день рождения матрешки

Сценарий развлечения "День рождение матрешки"Цель:  Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек, создание праздничного настроения.Материалы: разноцветные кольца, матре

Сценарий развлечения «День рождение матрешки»

Цель:  Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек, создание праздничного настроения.

Материалы: разноцветные кольца, матрешки из картона красного и желтого цвета по 2- 3 на ребенка, домики для матрешек красного и желтого цвета (из коробок),  матрешки деревянные большая и маленькая, платочки большие и маленькие, угощение.

Ход мероприятия:

Ведущий: К нам придут, сегодня гости. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку

Девчонки деревянные,

Веселые, румяные.

Открывается игрушка,

А внутри сидит подружка.

Кто это?  (Матрешка)

Ведущий:

Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к нам пришли матрешки

Ложки деревянные

Матрешечки румяные.   (В. Берестова)

Под русскую народную мелодию  (любую)

Входит   МАТРЁШКА (взрослый).  Матрешка пляшет – дети хлопают.

Матрёшка:

К вам пришла я не одна,

Вам подружек привела.

Невеселые матрешки

Потерялись  на дорожке.

Плачут, слезы градом льют

Дом никак свой не найдут.

Что же делать?

Ведущий:

Ребята, поможем матрешкам найти свои домики?

ИГРА «Найди домики для матрешек»

На полу разложены матрешки красного и желтого цвета.  С одной стороны зала красный домик для красных матрешек, с другой – для желтых. Под музыку дети раскладывают матрешек в домики.

ПЕСНЯ «Мы матрешки» (сл.  А.Осьмушкин, муз В. Темнов ) слушание в записи.

Матрёшка:

Я девчонка удалая, заводная, озорная

Плакать, хныкать не люблю,

Вас сейчас повеселю.

Мы не будем здесь скучать,

Будем весело играть.

Хотите прокатиться на машине?

В круг ребята выходите,

В руки руль скорей возьмите  (матрешка раздает детям кольца)

Ключик нужно повернуть

Отправляемся мы в путь.

ПЕСНЯ  «Машина» (сл. Н.Найденовой, муз. Т.Попатенко)

Матрёшка:

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем. (В. Берестова)

У меня есть 2 подружки (показывает) .

—  Это матрешка какая? (большая)

— А эта? (маленькая).

— Есть и платочки. Этот платочек какой? (большой)

— А этот?

Игра «Найди платочек для матрешки»

В центре зала разложены платочки 5 больших и 5 маленьких, на стульчиках стоят матрешки большая и маленькая, 2 ребенка бегут, выбирают платочек и вешают его на стульчик.

Ведущий: а сейчас мы с вами превратимся в матрешек (одевает платочки)

ТАНЕЦ «Матрешки» (сл. Л.Некрасовой, муз. Ю.Слонова)

Матрешка: Я не просто так пришла

Вам угощенье принесла.

Любят маленькие детки

Всевозможные конфетки.

Кто грызет, а кто глотает,

Кто за щечкою катает. (В. Берестова)

Ведущий и дети: Спасибо. Приглашаем всех на чаепитие.

ЗАНЯТИЕ

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАТРЁШКИ»

Задачи: 
                     
                     
                     
     

Обобщить
знания детей о народных игрушках.

Развивать
творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка платка
для матрешки, развивая чувство цвета и ритма при составлении узора из
нескольких элементов.

Воспитывать
детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство
нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.

Закреплять
навыки связной речи, говорить не торопясь, выразительно.

Материал.              
                     
                     
                     
                     
            Демонстрационный:
 русские народные игрушки (дымковские,
матрешки, каргопольские, тряпичные куклы и др.);  бруски разного размера,
наждачная бумага (шкурка);  иллюстрации с изображением матрешек;
  платки с разным узором; гуашь

Раздаточный: ткань
разных тонов (25*25), кисти, баночки с водой, салфетки.

Предварительная работа: игры с народными игрушками, рассматривание и народных
игрушек, чтение стихов о народных игрушках, заучивание стихов и частушек про
матрешку, рассматривание платков с разным узором.

Ход занятия:

1 часть.  (Звучит
русская народная мелодия
)              
                     

Эй, девчушки-хохотушки,

Развеселые болтушки!

Эй, ребята-молодцы,

Озорные удальцы!

Подходите, подходите

На игрушки посмотрите

Все игрушки хороши

Полюбуйтесь от души!

— Ребята, у нас сегодня выставка народных игрушек. Они вам
знакомы. Назовите их.

Дети — Матрешки, дымковские игрушки, тряпичные
куклы и др.

— Вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся?

Дети — Эти игрушки яркие, красивые, веселые.

— Ребята, а как появились игрушки? Как вы думаете, зачем
взрослые их придумали

Дети — Чтобы дети играли. Взрослые были заняты
работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детских садов раньше не было.
Игрушки делали своими руками из разного материала: что было под рукой, из того
и мастерили- лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости,
вязали из ниток и травы, делали из ткани.

Дидактическое  упражнение  «Что из
чего» 
(составление
предложений по образцу)

Игрушки сделаны из разного материала.

Дымковская игрушка сделана из глины, значит она глиняная.

Эта кукла сделана из ткани, значит она тканевая.

Эта игрушка сделана из стекла, значит она стеклянная.

Эта игрушка сделана из дерева, значит она деревянная.

2 часть. 

— А вот здесь еще одна народная игрушка. Она платком
цветастым накрыта. Что это за игрушка? А вот угадайте, только загадку до конца
дослушайте, она вам о многом расскажет:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …

Дети – Матрешка!

— Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей
были матрешки. Полюбуйтесь красавицами матрешками. Расскажите, что вы знаете о
них.

Ответы детей.

— Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она
разнимается на две части, а в ней оказывается еще  фигурка, и так до 10-12
куколок. Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа. Из
высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале делается самая
маленькая, неразъемная куколка. За тем фигурки обрабатываются шкуркой и
расписываются гуашью и поверхность росписи матрешки покрывают лаком

— Во что одета матрешка?

Дети — Сарафан, рубаху, платок на голове, передник.

— Правильно, матрешка одета в русскую национальную одежду —
расписной крестьянский сарафан, рубаху, платок на голове, передник.

Матрешек делают в Семенове, Загорске, Майданове, поэтому
они так и называются: семеновские, загорские, майдановские.

Прообразом матрешки послужило ярко раскрашенные пасхальные
яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти
яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка
– присмотритесь, даже ее форма в чем – то напоминает яйцо.      
                     
                     
                     
   

Как много красивых матрешек делают и по- разному
раскрашивают русские мастера. Очень приятно любоваться их работой.

Разминка:

Раз, два, три, четыре!

Круг поуже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

Веселей пляши вприсядку!

Влево — вправо повернись,

Веселее улыбнись!

3 часть. 

-Сегодня у Матрешки день рождения и она должна придти к нам
в гости. А в день рождение принято дарить подарки. Как нам быть? Что делать?

Дети — Нужно подарки сделать своими руками.

-Как вы думаете, что можно подарить Матрешке?

Дети – Бусы, платок, цветы и др.

-Я думаю, что как любой моднице, Матрешке очень понравится
 новый платок.

Вот они! Удивительно белы,

Мастера скорей за дело,

Украшай платочек смело,

Составляй любой узор,

Чтобы радовал он взор.

(Дети выбирают по желанию тон платка)

Выполнение  работы.

— Садитесь за столы и попробуйте сами украсить платочек для
Матрешки.  Придумайте и нарисуйте свой узор.  Подумайте, какой узор
будет украшать платочек цветочный или  геометрический.  На Руси в
каждой местности были свои особенности в росписи. Предлагаю вам подумать, каким
мог быть платок у Матрешки, если бы она жила в селе Дымково, в селе Гжель, в
Хохломе.

– Давайте вспомним, как лучше размещать узор на квадрате:
можно придумать узор для углов платка, затем заполнить стороны и центр
квадрата. Можно начать рисунок от центра, затем украсить стороны чередующимся
орнаментом.

Детям предоставляется большая самостоятельность в выборе
цвета, узора.  

(Во время выполнения работы звучат русские народные
песни)

По окончании работы воспитатель предлагает детям свои
платки  выложить на один общий стол.

Дети оценивают свои работы. Они  рассказывают о том,
какой они выбрали узор, как расположили узор, какие цвета использовали.

Простой казалось бы узор,

Но отвести ни в силах взор.

Ритмическое  упражнение  «Если нравится
тебе»

4 часть.

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к нам идет Матрешка

Ложки деревянные,

Матрешечка румяная!

(Под русскую народную мелодию входит Матрешка)

Матрешка —  Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Я очень рада
видеть вас! (кланяется)

— Матрешка, какая ты сегодня красивая! Ребята, давайте
скажем Матрешке комплименты.

Дидактическое  упражнение  «Комплименты»

— Дорогая Матрешка, наши ребята хотят поздравить тебя с
днем рождения!

Будь здоровой,

Будь счастливой,

Будь как солнышко красивой!

Будь как звонкий ручеек,

Будь как бабочкой игривой!

Будь всегда трудолюбивой!

И расти большой, большой.

Вот такой, такой, такой!

Матрешка –
Спасибо, ребята! (кланяется)

Видно солнце с небосвода,

Дети водят хороводы.

В хоровод и вставай,

Испекли мы каравай!

Каравай, каравай, веселее подпевай!

Русская народная  хороводная игра «Каравай»

— Матрешка, ребята приготовили для тебя и твоих сестер
подарки. Посмотри, какие красивые платки  они  расписали.

А еще ребята выучили много стихов про тебя, послушай их.

(Дети читают стихи)

-Матрешка, ребята приготовили для тебя русские народные
частушки.

Частушка – это короткая  шутливая, веселая, озорная
песенка.

(Дети поют частушки)

Матрешка –
Спасибо большое, ребята, за ваши подарки и приглашаю вас на чай из самовара.

Тары – бары, растабары!

Выпьем чай из самовара!

С сухарями!

С кренделями!

С бубликами вкусными!

С сушками!

С ватрушками!

С пирогами русскими!

5 часть. 

Чаепитие

Зал красиво оформлен в виде терема матрешек.

Звучит музыка, в зал входят нарядные дети и садятся на стульчики.

Звучит музыка, выходит хозяйка терема — Матрёшка.

Матрёшка:

Приглашаю всех на праздник-
День рождения у меня!
И с утра у нас сегодня
Собралась уж вся семья! (показывает на матрёшек, которыми украшен зал).
И сегодня, в день осенний,
Мы не будем здесь скучать,
И Матрёшкино рожденье
Будем вместе отмечать! (Наседкина И.И.)

Ведущий:

Спасибо Вам за приглашенье,
С удовольствием пришли!
По традиции сегодня,
Мы подарки принесли!
От души Вас поздравляем,
Здоровья, счастья Вам желаем!
(Наседкина И.И.)

Ребёнок:

Долго думали все вместе,
Что Матрёшке подарить,
И решили, без сомненья,
Будем вас мы веселить!
(Наседкина И.И.)

Матрёшка:

Что ж, спасибо, дорогие,
Вас за выбор всех хвалю,
Гости, я от вас не скрою —
Веселье очень я люблю!

Ведущий:

Ну, ребята, что ж мы ждём —
«Каравай» все заведём!

Русская народная хороводная игра «Каравай»

Ведущий:

А теперь мы про Матрёшку
Будем здесь стихи читать.
И, конечно же, Матрёшку
С Днём рождения поздравлять!
(Наседкина И.И.)

Ребёнок:

Будь здоровой,
Будь счастливой,
Будь как солнышко красивой!
Будь как звонкий ручеек.

Ребёнок:

Будь как бабочкой игривой!
Будь всегда трудолюбивой!
И расти большой, большой.
Вот такой, такой, такой!

Ребёнок:

В матрешке — матрешка.
В матрешке — матрешка.
А самая маленькая,
Как крошка.

Ребёнок:

Люблю я с матрешками
Часто играть,
Сперва разбирать их,
Потом собирать.
Собрать их недолго:
Минута, вторая —
И вырастет сразу матрешка большая.
Орлов В.

Матрёшка:

Мастера стихи читать,
Приглашаю поиграть!

Игра «Собери-разбери матрёшку» (музыкальное сопровождение)

Ведущий:

Стихи читать мы продолжаем,
Матрёшкин праздник отмечаем!

Ребёнок:

Ой, ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!

Ребёнок:

Ой, ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!
С.Иванов

Ребёнок:

Матрешка — чудное создание.
Весёлое и компанейское.
В неё вместились, будто в здание —
Ещё три – каждая поменьше.

Ребёнок:

Разложишь и поставишь рядышком —
Настолько разных, озорных.
Малышка, дочка, мама, бабушка —
Так хочется назвать всех их.

Ребёнок:

В кружок поставишь — тут же за руки,
И хоровод начнут водить.
Напляшутся, друг в друга спрячутся.
Им в жизни не о чем грустить.

Ребёнок:

Глаза красивые, блестящие
Полны добра и чистоты.
Несут тепло, и настоящие
В Матрёшке русские черты.
Н.Салов

Матрёшка:

Хорошо стихи читали,
Но давно не танцевали.
Разве можно, не танцуя,
Слушать музыку такую!

Ведущий:

Ах, как ты права, Матрёшка!
Видишь вон платки в горошек?!
Девчонки наши нарядились,
И в матрёшек превратились.
(Наседкина И.И.)

Матрёшка:

Приготовьте все ладошки,
Будем хлопать от души,
Ваши девочки-матрёшки,
Очень-очень хороши!
(Наседкина И.И.)

«Танец матрешек»

Мы весёлые матрёшки, Дети делают «пружинку»
Ладушки, ладушки, Хлопают в ладоши
На ногах у нас сапожки. Поочередно выставляют вперед ногу на пятку
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши
Завязали мы платочки, Наклоняют в стороны голову
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши
Раскраснелись наши щёчки. Гладят щечки ладошками
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши
В сарафанах наших пёстрых, Придерживают руками подол платья (ставят руки на пояс)
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши
Мы похожи, словно сёстры, Поворачивают друг к другу лица, улыбаются
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.

Матрёшка:

Другие гости засиделись,
Предлагаю всем вам встать!
Из лукошка возьмем ложки,
Будем весело играть!
(Наседкина И.И.)

Мальчик:

Расписные наши ложки,
Веселее,чем гармошки!
От зари и до зари
Играют ловко ложкари!

Игра на ложках

Матрёшка:

Ложкари, вам всем спасибо,
Поиграли вы на диво!
Всем известно, что подружки
Мастерицы петь частушки.
(Наседкина И.И.)

Ведущий:

Девочки, скорей вставайте
И частушки запевайте!
Дарим их в подарок вам,
Просим — подпевайте нам!
Нам мальчишки помогают,
На гармошечках играют.
(Наседкина И.И.)

Частушки (музыкальное сопровождение)

Девочки:

Эх, платочек расписной, 
Красные сапожки,
Топни ножкой, да другой,
Попляши матрёшка!

В хоровод вставай, Матрёшка,
Полюбуйтесь – красота!
Заиграют дружно ложки:
Тра-та-та, да тра-та-та!

Беленьким платком взмахни,
Покружись немножко,
Словно в вальсе: раз, два, три!
Потанцуй Матрёшка!

Матрёшка:

Вам Матрёшка принесла
Вазочку баранок!
Я сама их испекла
Прямо спозаранок.

Мальчик 1:

Ох, красивые подружки
Все по струночке стоят,
Распевают голосисто
И Матрёшку веселят.

Мальчик 2:

Тили-тили на гармошке
Я играю целый день
А плясать моим подружкам
Целый день совсем не лень.

Девочки:

Мы вам пели и плясали,
Веселили от души,
Вы похлопайте в ладоши,
Ух! Подружки хороши!

Матрёшка:

Ой, спасибо от души,
За подарки, малыши.

Ведущий:

Ни для дела, ни для славы,
Продолжаются забавы.
И сейчас, детвора,
Поиграть пришла пора!

Игра «Музыкальная матрёшка»

(Все участники праздника встают в круг. Под музыку они передают большую матрёшку. По окончании музыки, тот у кого в руках осталась матрёшка, выполняет движения, соответственно приведённым ниже строчкам)

У кого в руках матрешка,
Тот попляшет с ней немножко!

У кого в руках матрешка,
Тот похлопает в ладошки!

Кто матрешку в руки взял,
Тот задорно нам сплясал!

Кто матрешку в руки взял,
Тот красиво приседал!

У кого в руках матрёшка,
Помяукай нам как кошка!

Ведущий:

Мы играли, танцевали.
И частушки распевали.
И весёлыми все были,
И подарки подарили.
А теперь, детвора,
В группу уходить пора.
(Наседкина И.И.)

Матрёшка:

Как было интересно,
Но знаю, вам пора.
Отличный День рождения-
Спасибо, детвора.
(Наседкина И.И.)

Звучит музыка, дети фотографируются с Матрёшкой и прощаются.

24 октября 1900 года на Всемирной выставке в Париже посетители впервые увидели необычную игрушку. Румяная кукла Матрена, крепко держащая подмышкой бойкого петуха, открывалась – и из нее появлялась еще одна яркая кукла, а за ней еще, и еще, и так до восьми фигурок. Нарекли куклу матрешкой (производное от имени Матрена, которое было весьма тогда популярным среди русских крестьянок).

Из детского магазина – в павильон Российской империи

День, когда матрешка покорила европейскую публику и была удостоена бронзовой медали парижской выставки, формально считается днем рождения круглолицей куколки в платочке. Хотя, разумеется, в России с ней познакомились раньше. Правда, долгое время считалось, что прообраз матрешки родился в Японии и был не куклой, а одним из символов местных божеств. «Подсмотрела» идею якобы супруга мецената Мамонтова, посетившая Страну восходящего солнца в конце XIX века. На самом деле все было несколько иначе. Появление матрешки действительно связано с семьей Мамонтовых – они, помимо прочего, являлись владельцами московского магазина-мастерской «Детское воспитание», в котором продавались необычные развивающие игрушки.

Открытка с павильоном России на выставке в 1900 году

У Анатолия Мамонтова работал талантливый токарь Василий Петрович Звездочкин, который в один прекрасный день и превратил болванку интересной формы в деревянную куклу. Сначала будущая матрешка была цельной и походила скорее на древнерусского богатыря, но после доработок и советов коллег Звездочкин превратил ее в полую игрушку, внутрь которой одна за другой вкладывались более мелкие фигурки. Произошло это между 1898 и 1900 годами. Росписью первой матрешки, вероятнее всего, занимался художник и книжный иллюстратор Сергей Малютин. И.Э. Грабарь говорил о нем: «Малютин весело и остроумно претворяет в своем декоративном искусстве русский лубок». В руки первых матрешек Сергей Малютин вложил петуха, горшок с кашей, серп для работы в поле. Самая маленькая матрешка была расписана под младенца, укутанного в одеяльце.

Токарь Василий Звездочкин

В 1900 году матрешка отправилась покорять Европу. Трогательная и забавная игрушка «с сюрпризом» получила престижную награду и быстро обрела популярность. Сегодня первая матрешка хранится в музее Сергиева Посада – города с богатой историей создания этих кукол. В сергиево-посадских мастерских вытачивали и другие «многослойные» предметы – например, пасхальные яйца. Материалом для изделий чаще всего становилась липа. Этот вид древесины был достаточно мягким и удобным для работы, а при сушке не трескался и позволял наносить ровное покрытие лаком. Роспись гуашью и украшение рельефными элементами завершали филигранную работу мастеров.

Матрешки на любой вкус

Вскоре стали появляться «нестандартные матрешки», изображавшие не девушек, а героев литературных произведений или даже исторических деятелей. В 1909 году к столетнему юбилею со дня рождения Н.В. Гоголя изготовили коллекцию матрешек по мотивам «Ревизора» и «Тараса Бульбы», а в 1912 году событиям Отечественной войны посвятили серию с полководцами – Михаилом Илларионовичем Кутузовым и Наполеоном. В большие фигурки военачальников вложили матрешек поменьше – солдат русской и французской армий. Разработкой образов матрешек нередко занимались иконописцы, знакомые с самыми сложными и тонкими техниками росписи.

Первая матрешка Звездочкина-Малютина

После Октябрьской революции матрешки не только не исчезли, но и стали более разнообразными. В 1959 году сотрудники Научно-экспериментального института игрушки (находился он в Загорске; ныне – Сергиев Посад) установили рекорд, создав матрешку, вмещавшую в себя 42 элемента! Это число было выбрано неслучайно – каждая фигурка символизировала один год советской власти.

Матрешки Наполеон и М.И. Кутузов

В разных регионах страны зародились свои традиции изготовления и росписи кукол. В 1929 году в городе Семенове Нижегородской области десять мастеров открыли артель по выпуску матрешек. За три года артель разрослась до настоящей фабрики, работающей до сих пор. Семеновская матрешка – жгучая брюнетка в платочке, желтом платье и переднике с красными розами, синими незабудками, белоснежными ромашками. При росписи матрешек местные мастера вдохновляются мотивами хохломской и федоскинской живописи.

Семеновская матрешка

Соседки семеновской матрешки – куклы из сел Полховский Майдан и Крутец. Они отличаются вытянутой формой и выглядят более стройными. Руки полхов-майданской и крутецкой (или крутцовской) матрешек четко прорисованы и держат поднос с караваем. Самой красивой матрешкой часто называют тверскую. Ее расписывают под хохлому золотыми красками. Платок у такой матрешки красный, а передник – черный с крупными цветами и листьями. Значительно отличается от остальных матрешка из Вятки (Кирова). Самая северная кукла изображается со светлыми волосами и голубыми глазами. Ее одежда украшена не только цветистым рисунком, но и настоящей соломой – в этом заключается особенность вятской матрешки.

Стилизация под вятскую матрешку

Конспект мероприятия

 (Для детей 5-7лет)

Тема: « День рождения Матрешки »

Цель: воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций, углублять эстетическое впечатление от народного и декоративно-прикладного искусства.

Оформление и атрибуты: на стене музыкального зала- рисунки матрешек, платки с росписью,

Ход мероприятия:

В групповой комнате

Воспитатель

— Ребята, сегодня утром почтальон передал мне приглашение на праздник. Хотите узнать, кто же это написал нам? Давайте прочитаем.

                           « Приглашаю на день рожденья

                              Всех, кто любит смех, веселье.

                              Всех, кто петь, плясать привык

                              Жду в музыкальном зале.

                                        Ваша Матрешка»

— Ну, так что, отправимся с вами в гости к Матрешке на день рожденья? Все согласны?

                               ( ответы детей)

 -Вот только есть одна проблема – на день рождения принято дарить подарки. Что же нам подарить Матрешке?

                               ( предложения детей)

— А давайте мы подарим ей наши новые песни, веселые танцы и игры! Вот она обрадуется!

                                Приходят в музыкальный зал

Воспитатель

— Здесь день рожденья справляют? Здесь гостей поджидают?

Выходит  Матрешка

-Здесь! Здесь! Я очень рада! Кто пришел ко мне?

( ребята из детского сада)

— Ой, как много здесь ребят!

Всех я очень рада видеть!

Воспитатель

-С днем рожденья поздравляем,

Поздравляем от души!

Свои песни, свои танцы

Тебе дарят малыши!

Матрешка

— Очень я люблю играть,

Песни петь и танцевать.

Матрешка я не простая,

Веселая, озорная!

Становитесь в круг, ребята,

Будим весело плясать!

Будим вместе, будим дружно

День рожденья отмечать.

                                   Хоровод «Каравай»

Воспитатель

— Дорогая Матрешка! Поздравить тебя с днем рожденья из разных мест собрались твои младшие сестрицы — матрешечки.

                   ( выходят девочки, разворачивая платочки)

-Я матрешка из Загорска! Одета я в русский сарафан, вышитый узорами. Волосы у меня светлые. Я барышня городская. Загорские мастера, расписывая своих матрешек, используют яркие краски: красную, зеленую, желтую, голубую.

Воспитатель

— А ты, сестрица, откуда к нам пожаловала?

-Я приехала из Семенова!

Семеновская матрешка стройная, на голове желтый платочек. Волосы и глаза черные. Одета в красный сарафан с передником. А в руках держит букет ярких роз.

Матрешка расписана яркими красками: желтой, красной, малиновой, зеленой, синей, фиолетовой.

Воспитатель

— А ты, сестрица, откуда к нам пожаловала?

— Я приехала из Полохов — Майдана. На голове у меня шаль с яркими цветами. Волосы золотые, глаза голубые, большие. Одета я  в яркий сарафан с передником, который украшен сказочными цветами. Мастера, расписывая свою матрешку, использовали ярко – розовую, ярко- зеленую, ярко- желтую, ярко- голубую  краски.

— Дорогая Матрешка, поздравляем тебя с днем рождения! А в подарок мы тебе хотели бы исполнить частушки!

                             Матрешкины частушки

Матрешка

-Спасибо вам, сестрицы! Мне очень понравился ваш подарок!

Воспитатель

-Дорогая Матрешка! А сейчас послушай какие замечательные стихи приготовили для тебя девочки.

                              Чтение стихов

                 Восемь кукол деревянных,

                 Круглолицых и румяных,

                 В разноцветных сарафанах

                  На столе у нас живут.

                  Всех матрешками зовут.

                  Кукла первая толста,

                  А внутри она пуста.

                  Разнимается она

                  На две половинки.

                  В ней живет еще одна

                  Кукла в серединке.

                  Эту куколку открой-

                  Будет третья во второй.

                  Половинку отвинти,

                  Плотную, притертую,-

                  И сумеешь ты найти

                  Куколку четвертую.

                  Вынь ее, да посмотри,

                  Кто там прячется в нутрии,

                  Прячется в ней пятая,

                  Куколка пузатая.

                  А внутри пустая,

                  В ней живет шестая,

                  А в шестой-

                  Седьмая,

                  А в седьмой-

                  Восьмая.

                  Эта кукла меньше всех,

                  Чуть побольше, чем орех.

                  Вот, поставленные в ряд,

                  Сестры- куколки стоят.

                  — Сколько вас?- У них мы спросим,

                  И ответят куклы:- Восемь!

С.Я.Маршак.

    Воспитатель

-Хорошо стихи читали,

Но давно не танцевали.

Разве можно, не танцуя,

Слушать музыку такую!

                                  » Танец матрешек»

— Ну, матрешки, вы на диво,

Танцевали все красиво.

Матрешка

— Спасибо, матрешки- сестрицы, замечательный подарок!

                             Появляется Петрушка

— А вот и я! Здравствуй, Матрешка! Здравствуйте, взрослые и дети!

Я веселая игрушка, а зовут меня…

Верно, Петрушка!

У меня большой носище,

Всюду я его сую.

Верно, Петрушка!

У меня большой носище,

Всюду я его сую,

У меня талантов тыща-

И пляшу я, и пою!

Я самый веселый на свете,

За это и нравлюсь всем детям.

Воспитатель

-Петрушка, а ты не забыл, зачем к нам пришел?

— Я пришел, я пришел…

— Ребята, на какой же праздник я пришел?

( на день рождения Матрешки)

— Могли бы и не подсказывать, я сам знаю. Матрешка, поздравляю тебя с днем рождения!

А в качестве подарка прими от меня этот танец.

«Танец Петрушек»

Матрешка

— Спасибо тебе за подарок, Петрушка, оставайся с нами на празднике.

Очень весело плясали, но еще мы не играли.

Музыкальная игра-

Вам понравиться она.

 — А сейчас приглашаю всех ребят покататься на качелях-каруселях!

Игра « Карусель»

                  Еле, еле, еле, еле

                  Закружились карусели,

                  А потом, бегом, бегом,

                  Карусель кругом, кругом.

                  Тише, тише, не спешите,

                  Карусель остановите,  

                  Раз, два, раз, два,

                  Вот и кончилась игра.

Воспитатель

— Вот как замечательно мы с вами повеселились. А сейчас, дорогая Матрешка, ты услышишь в исполнении ребят замечательную песню.

«Русская матрешка»

Матрешка

-Спасибо вам, ребята за такие удивительные подарки!

Воспитатель

— Что же ты загрустила, Матрешка?

Матрешка

-Как же мне не грустить. Вот и мой праздник подходит к концу. А я так не хочу оставаться одна!

Воспитатель

— Я думаю, что мы с ребятами поможем твоему горю. А подарим мы тебе матрешку-сестрицу. Да вот же она.

Матрешка

Спасибо. А почему она какая-то грустная, бледная?

Воспитатель

-Действительно. Но и с этой неприятностью мы с ребятами справимся легко. Ребята, посмотрите, что же можно сделать, что бы младшая сестрица заулыбалась?

                  (ответы детей)

— Давайте мы ее украсим.

                  Украшение матрешки

Матрешка

-Спасибо вам, ребята! Я вам очень благодарна за этот подарок. Но и я в долгу не останусь. Приглашаю вас в группу попить чайку.     

Просмотр содержимого документа

«Конспект мероприятия » Именины у Матрешки» »

«В гости к нам пришла матрёшка»

Цель занятия:

воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям, углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Полховского Майдана.

Задачи:

1)развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту;

2.познакомить с историей русской матрёшки и с особенностями матрёшки из разных областей России; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

3.воспитывать интерес к искусству, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Личностные УУД: обучающийся ценит и принимает следующие базовые ценности: «природа», «красота»; учится видеть прекрасное вокруг себя.

РегулятивныеУУД: обучающийся самостоятельно организовывает свое рабочее место; определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определяет план выполнения задания под руководством учителя.

ПознавательныеУУД: обучающийся познакомится с историей возникновения матрешки.

КоммуникативныеУУД: обучающийся участвует в диалоге; слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения по теме занятия.

Оборудование:

  • 2 самовара,

  • Матрёшки,

  • Баранки и жгут,

  • Обручи с лентами

  • Шаблоны матрёшек,

  • Бумажные матрёшки с загадками,

  • музыка

Ход мероприятия

Музыкальное сопровождение «Веселые матрешки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)

В1.Здравствуйте, ребята ,и уважаемые взрослые – наши гости.

Сегодня мы собрались все вместе на занятие

Итак , ребята, Есть задание для вас:

                                          Вы загадку отгадайте,

                                          Тему праздника узнайте! 

                                          Ростом разные подружки,

                                          Но похожи друг на дружку.

                                          Все сидят они друг в дружке,

                                          А всего одна игрушка.

                                          Ну, подумайте немножко,

                                          Куклу ту зовут…

                                                                         ( матрешка)

Занятие наше посвящено всеми любимой деревянной кукле Матрешке и называется оно — «В гостях у русской Матрешки».

А давайте попробуем поставить цели на наше занятие.

-С какими видами народных игрушек мы познакомились на наших занятиях?

Сегодня мы с вами прикоснёмся к истории русской Матрешки, познакомимся с её видами, узнаем, где и как изготавливается эта игрушка

Этой игрушке посвящено много загадок, песен стихов…

Одно из стихотворений вам расскажет Настя.

СЦЕНКА С КУКЛОЙ МАТРЕШКОЙ.

Подарили мне матрешку,

Допустила я оплошку:

Разломила пополам –

Интересно, что же там?

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Здесь еще одна матрешка,

Улыбается, дурешка.

Хоть и жаль ее ломать,

Буду дальше разбирать.

Эту куколку открой –

Будет третья во второй.

Половинку отвинти

Полную, притертую,

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее, да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

А внутри пустая –

В ней живет шестая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,

Сестры-куколки стоят.

«Сколько вас? Ответьте здесь!

И ответят куклы:

Все: Шесть!

В2.Дуйте в дудки,

Бейте в ложки.

В гости к вам

Пришли матрешки!

Итак, встречаем матрёшек со своим танцем.

Выходят мальчики с обручами и девочки держатся за ленты. Исполняют танец.

Мы — веселые матрешки,

Ладушки, ладушки!

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки!

В сарафанах ходим пестрых.

Ладушки, ладушки!

Мы похожи, словно сестры.

Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки.

Ладушки, ладушки!

Раскраснелись наши щечки.

Ладушки, ладушки!

В1.Спасибо, ребята. Героиней сегодняшнего праздника не случайно стала матрешка. Матрешка — уникальная народная русская игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она — добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Есть ли в вашем доме матрешки?

У. Отвечают.

Дома вы, готовясь к нашему празднику, узнавали о матрёшках. Попробуйте дать ответы на «Матрешкины вопросы».

Матрешкин блиц-опрос:

В2.1. Сколько лет матрешке? (По сравнению с другими игрушками матрешка молода, ей 120 лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет!)

2. Назовите главный секрет матрешки. (Это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще).

3. Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева. Дерево – материал доступный, прочный, податливый, красивый, хорошо окрашивается).

4. Какие породы деревьев годятся для изготовления матрешки и почему? (Это береза и липа, древесина у них легкая и мягкая).

5. С помощью какого инструмента матрешка становится такой «точеной»? (Токарный станок, долото, рубанок).

6. Назовите самую многоместную матрешку, попавшую в Книгу рекордов. (25-местная, 48-местная, 77-местная. Самая большая — ростом с первоклассницу, самая маленькая — с горошину).

В1История появления матрешки в России туманна. Единого мнения о том, как появилась она в России, когда именно и как это произошло, нет. Мы выбрали, на наш взгляд, самую интересную версию и верим, что она самая правдивая. Итак, слушайте.

В2.Во 2-й половине XIX века в Москве жили-были богатые купцы Мамонтовы. Савва Иванович слыл меценатом, он любил театр и давал большие деньги на театральные постановки. Его брат, Анатолий, открыл в родовой усадьбе семьи, селе Абрамцеве, под Москвой, магазин-мастерскую «Детское воспитание» по изготовлению и продаже детских игрушек. Здесь работали настоящие народные умельцы и прекрасные художники. Чтобы расширить их «игрушечный» кругозор, из разных стран выписывались самые разные игрушки.

В1.Однажды из Японии с острова Хонсю была привезена японская традиционная деревянная кукла. Это был добродушный, узкоглазый старичок Фукуруму — японское божество долголетия и счастья. . Фукуруму раскрывался, и в нем находилось вся его семья.

В2.Кукольные мастера и художники повертели в руках заморскую игрушку, подивились. Понравился им Фукуруму, и решили они: а что если выточить такую же русскую куклу и расписать ее.

Токарь Василий Звездочкин закрепил высушенную заготовку из березы на токарном станке и выточил и ошкурил самую маленькую, нераскрываюшуюся фигурку. Потом фигурку побольше, раскрывающуюся, потом еще больше — всего 8

. Художник Сергей Малютин готовые фигурки расписал. Самая большая первая русская матрешка была «Девочка с петухом» одета в русский народный костюм – сарафан и платочек, в ней прятались девочки в фартуке, с серпом, с плошкой, мальчик в рубашке-косоворотке, девчушка с куклой, малыш в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках. (Показать иллюстрацию).

В1.Кукла получилась на удивление русской. Так и хотелось назвать ее русским именем. Дуняша? Маняша? Кто-то из друзей Мамонтовых, увидев новую игрушку, воскликнул: «Хороша! Типичная Матрена!» Матреша! Так и стали новые игрушки матрешками.

И пошла Матрёшка гулять по свету. Настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек.

В2.Вскоре (в 1900 году) первая матрешка под названием «Матрешка с петухом» попала на Всемирную художественную выставку в Париж. Гости и торговцы более чем из 14 стран мира были очарованы русской многоместной куклой. Матрешка получила бронзовую медаль и получила всемирную славу. А в Москву посыпались заказы на большие партии матрешек.

В1.В России стали возникать новые центры по ее изготовлению и росписи.

В городах Сергиевом Посаде, в Семенове, Полховском Майдане, всех и не перечислишь… существуют фабрики игрушек по изготовлению матрешек. А сколько людей занимаются производством матрешек самостоятельно!

В2.Каждый мастер привносил в облик матрешки что-то свое, особенное, поэтому матрешки отличаются друг от друга формой, узором, цветом и характером. А сейчас мы попросим Матрешек немножко рассказать о себе

В руках у ведущих матрешки из картона — сергиево-посадская и полхов-майданская.

Сергиево-посадская матрешка: Здравствуйте! Я родилась в старинном русском городе Сергиевом Посаде. У города очень интересная история. А еще он знаменит тем, что в нем находится единственный в России Музей игрушки, где можно увидеть прошлое, настоящее и будущее игрушки.

Полхов-майданская матрешка: А я приехала из села Полхов-Майдан под Нижним Новгородом. Здравствуйте, мои дорогие! Издавна в селе изготовляли деревянную посуду и игрушки, здесь их называли «тарарушками». Матрешек у нас делают до сих пор почти в каждой семье, причем мужчины вытачивают фигурки, а женщины трижды покрывают их картофельным клейстером, сушат и расписывают.

Сергиево-посадская матрешка: Я настоящая русская красавица, на мне простой русский наряд: сарафан, кофта, передник и платок. Наряд мой неяркий, но чистенький и аккуратный. Единственное украшение на мне — это нитка красных бус. В руки мне могут дать самовар, корзинку, чайник. Полхов-майданская матрешка: Ну, подружка, по наряду тебе со мной не тягаться. Из всех матрешек я самая нарядная и праздничная! Я тоньше, выше и стройнее тебя. И краски я люблю яркие: синие, алые, зеленые… Платок на мне ярко красный, юбка фиолетовая. Посмотрите на мой фартук, расцвел на нем чудо-букет. Хороша я — полюбуйтесь на меня!

Сергиево-посадская матрешка: И я не хуже, просто меня и моих сестер расписывали по-другому: гуашью прямо по ошкуренному дереву, а потом покрыли лаком. А еще игрушечных дел мастера наделили меня добротой, скромностью, трудолюбием и терпением.

Полхов-майданская матрешка: А мне палец в рот не клади. Я девочка озорная, бойкая, веселая и задорная! Песни люблю, пляски люблю!

Все матрешки петь хотят

И без музыки грустят.

К музыканту побегу:

Тут грустят матрешки

Поиграй для них немножко!

В1.Народу так полюбились эти куклы, что появились песни, загадки , стихи и даже частушки о матрёшках Хотите послушать? Сегодня Аня и Алёна вам их споют.

Матрешка 1.

Эй, матрешки – хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Матрешка 2.

Ой, спасибо тебе, мастер,

Руки золотые!

Получились мы на славу,

Яркие такие!

Матрешка 3.

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица

Для меньшой – темница.

Матрешка 4.

На щеках заря играет,

А в руках петух кричит.

И кому глазок мигает,

Уж никто не различит!

Матрешка 5.

Деревянные сестрички

От большой до невелички,

Изнутри мы все пусты,

Кроме младшенькой сестры.

Матрешка 6.

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки – невелички.

Как пойдем плясать да петь,

Вслед за нами не успеть!

Матрешка 7.

Наши ручки – крендельки,

Щечки – будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке!

Матрешка 8.

Мы матрешки, мы кругляшки,

Нам похлопайте в ладошки,

Чтобы лучше нам плясалось,

Чтобы скуки не осталось!

В2.Праздник матрёшек – это не только песни, танцы стихи но и загадки Ребята, приглашаем вас принять участие в матрёшкинах конкурсах.

Игра 1.

Нужно взять матрёшку со стенда и прочитать на ней загадку и постараться её отгадать

1)У красавица Матрешки одет не кафтан, а русский … (сарафан)

2).. То их восемь, то одна. (Матрешка)

3)Твоя бабушка повяжет,

А потом тебе расскажет —

Что за головной убор

Знает, любит с давних пор.

Даст материи кусочек — Повяжи себе. (платочек)

4.)Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает,

Сам себе плита, и чайник —

Сам заварит, сам нальет. (Самовар)

5) Куколка от нас с тобой

Прячет маленьких сестричек рой.

Деревянные, как ложки,

И зовут их всех… (Матрешки).

6) Засвистел «начальник»,

На плите наш чайник:

«А ну-ка, выключай,

И готовь всем …». (чай)

В1.Матрешка — это один из видов народного декоративно-прикладного искусства. Сегодня мы узнаем , как рождаются вот такие матрёшки.

А как вы считаете, легко ли изготовить игрушку? Что для этого надо? (Желание, старание, усидчивость, внимание)

1. мастера делают заготовку и шлифуют её.

2. Обводят контур узора.

3. Прорисовывают фон.

4. Дорисовывают и докрашивают все элементы

5. Лакируют.

6. Вот и матрёшка!!!

Видео

И мы, ребята, вам предлагаем тоже побыть мастерами и попробовать создать своих матрёшек. Все встали приготовим ручки для работы

Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний

Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.

Детям даётся шаблон матрёшки, где они раскрашивают свою матрёшку.

Далее всех матрёшек ставим в хоровод, прикрепив иё на доску.

Наши юные мастера – художники постарались

В2.А я приглашаю вас всех на русскую ярмарку.

А кто из вас знает, что такое ярмарка? (Дети отвечают)

Ярмарка – это место, где можно продать или купить разный товар. Мастера из разных городов и деревень везут свои товары на ярмарку.. В ярмарочный день люди наряжаются в красивую одежду, идут на ярмарку, кто товар купить, кто продать, а кто просто посмотреть. Хотите побывать на ярмарке?

В1.А сейчас сядьте поудобнее, закройте глаза и прислушайтесь

Слышите веселую музыку? Она приглашает нас на ярмарку.(песня Ярмарка)

А на ярмарке товары,

Продаются самовары.

Покупают люди сушки

И отличные игрушки!

И Сушки, и самовары, и матрёшки всё продавалось на ярмарке.

Матрешки любят ездить на ярмарку и покупать там баранки к чаю, приготовленному в угольном самоваре. Я приглашаю двух мальчиков, даю вам по 15 баранок. Вам нужно надеть баранки на нитку, завязать и повесить на самовар.

В1.У каждого народа есть свои замечательные куклы. В России такой куклой стала матрешка. И хотя постепенно из обычной детской игрушки матрешка превратилась в предмет искусства, она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им хорошее настроение.

А теперь проверим, кто из вас был на занятии внимательным.

1.Сколько лет матрешке?

2. В какой стране была изготовлена матрешка?

3. Как называлась фигурка послужившая прообразом матрешки? (Фукуруму)

4. Назовите главный секрет матрешки.

5. Кто создал эскиз куколки и выточил ее? (Василий Звездочкин и Сергей Малютин)

6. Что держала первая матрешка в руках?

7. От какого русского имени кукла получила свое название?

8. Сколько куколок – девочек входило в матрешку? (7, всего куколок 8)

9. Какую медаль завоевала матрешка в Париже в 1900 году?

Ведущий 1. Ребята подойдите к нам. Давайте с вами подведём итог нашему сегодняшнему занятию. Перед вами матрёшка. Если вы сегодня узнали что-то новое, чему-то научились и вам было интересно – вы наклеиваете матрёшке на сарафан зелёный кружок. А если вы ничего нового не узнали, ни чему новому не научились, то приклеиваете красный кружок.

Мы заканчиваем праздник песней и танцем, конечно, про матрешку.

Девочки поют и танцуют танец про матрёшек.

.

Конспект интегрированного занятия для детей 2–3 лет.

«День рождения Матрешки»

Цель : знакомство малышей с народными промыслами русского народа — игрушкой матрешка.

ОО : художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие,

речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи:

  • Знакомить детей с русским народным промыслом ( игрушкой матрешкой.)

  • Обогащать словарь детей существительными ( матрешка, праздник, фартук, подарок, день рождения, каравай); способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. Продолжать развивать умение повторять за воспитателем несложные фразы.

  • Развивать мелкую моторику.

  • Закреплять названия цветов.

  • Воспитывать аккуратность, интерес к работе с пластилином.

  • Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к игрушкам, желание им помочь.

  • Продолжать воспитывать эстетический вкус ( учить детей не просто надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, а составлять композицию.)

  • Развивать эстетическое восприятие, привлекая внимание детей к красоте окружающих предметов (игрушки матрешки).

  • Формировать интерес к занятию, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на произведения искусств

( изделия народного промысла – матрешка)

Оборудование:

  • Коробка с сюрпризом.

  • Матрешка.

  • Заготовки картонных матрешек по количеству детей.

  • Тарелочки с разноцветными горошинами из пластилина.

  • Салфетки.

  • Корзинка для поделок.

Предварительная работа:

  • загадывание загадки о матрешке.

  • рассматривание матрешки, игры с ней.

  • разучивание пальчиковой гимнастики «Кулачок»,

  • физкультминутки «Мы веселые матрешки»,

  • хороводной игры «Каравай».

  • Занятия по лепке.

  • Индивидуальная работа по лепке.

Ход занятия:

Занятие проходит в групповой комнате, которая разделена на 2 части. В 1 части по краю ковра полукругом расставлены стулья по количеству детей. На расстоянии 1.5 – 2 метра от детских стульев стоит невысокий стол для демонстрационного материала. Группа поделена на 2 части двусторонним мольбертом.

Во 2 части группы стоят столы для детской продуктивной деятельности. На столах разложены по количеству детей: салфетки для лепки, тарелочки с заготовленными заранее цветными горошинами из пластилина. Воспитатель вносит в группу сюрпризную коробку. В коробке: игрушка — матрешка, маленькая корзинка с заготовками картонных матрешек по количеству детей, тарелочка с цветными пластилиновыми горошинами, салфетка для лепки.

Воспитатель: Ребята, в этой коробке спряталась красивая игрушка, а какая, попробуйте угадать.

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрешка)

После того, как дети отгадывают загадку, достаю матрешку, открываю ее, выставляю всех матрешек по порядку на стол. Обращаю внимание детей на их раскраску.

Воспитатель: На голове у матрешки красный платочек. Сарафан у матрешки длинный, украшен красными и желтыми цветами. На сарафан надет фартук, он тоже украшен цветами.

Уточняю у детей, каким цветом узоры, нарисованные на матрешках. Собираю матрешек в одну игрушку, сопровождая сбор повтором загадки.

Воспитатель: Ростом разные подружки, все похожи друг на дружку (провожу рукой от самой маленькой матрешки до самой большой.)

— Все они сидят друг в дружке (складываю матрешек в одну игрушку.)

— А всего одна игрушка (показываю детям собранную матрешку.)

Воспитатель: Эта матрешка теперь будет жить у нас в группе, и мы будем с ней играть. А пока поставим ее на полочку.

Ставлю матрешку на полку с игрушками. Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Кто же к нам стучится?

Входит второй воспитатель, переодетый в костюм матрешки — «живая» матрешка.

Матрешка: 

Я к ребятам собиралась,

Долго, долго наряжалась.

Я, смотрю, ребята ваши,

Стали всех на свете краше.

Я — веселая Матрешка.

Все скучала у окошка.

Не хочу одна скучать!

Можно с вами станцевать?

— У меня сегодня день рожденья. Потанцуйте со мной, детки.

Воспитатель: Какая ты, Матрешка, красивая, нарядная, сразу можно догадаться, что у тебя сегодня праздник. Ребята, давайте поздравим Матрешку с днем рожденья и скажем вместе: «Поздравляем тебя, Матрешка!»

Дети поздравляют Матрешку.

Воспитатель: А теперь порадуем нашу гостью, потанцуем с ней.

Матрешка: Больше всего на свете я люблю танцевать танец про матрешек.

Воспитатель: Наши детки умеют танцевать этот танец.

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

Танцевать пошли матрешки!

Дети встают, подходят к «живой» Матрешке, вместе с ней танцуют танец «Мы веселые матрешки».

«Мы веселые матрешки»

(автор неизвестен.)

Мы весёлые матрёшки, Дети делают «пружинку»

Ладушки, ладушки, Хлопают в ладоши

На ногах у нас сапожки. Поочередно выставляют вперед ногу на пятку

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши

Завязали мы платочки, Наклоняют в стороны голову

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши

Раскраснелись наши щёчки. Гладят щечки ладошками

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши

В сарафанах наших пёстрых, Придерживают руками подол платья (ставят руки на пояс)

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши

Мы похожи, словно сёстры, Поворачивают друг к другу лица, улыбаются

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.

Воспитатель: Матрешка, тебе понравилось, как мы танцуем?

Матрешка: Да, молодцы, дети, мне стало так весело, так хорошо!

Воспитатель: Садитесь на стульчики, ребята. И ты, Матрешка, проходи, садись.

Дети проходят, садятся на стулья. Матрешка присаживается возле детей.

Воспитатель: Матрешка, в день рождения всем всегда дарят подарки. Мы тоже хотим подарить тебе подарок. Мы подарим тебе много новых игрушек – маленьких матрешек.

Воспитатель достает картонные заготовки матрешек. Показывает их детям и Матрешке.

Воспитатель: Ой, Матрешка, твои игрушки — матрешки не такие нарядные, как ты. Фартуки у них белые, надо их украсить, чтобы они стали красивыми. Дети, украсим фартуки маленьких матрешек? (Ответы детей)

Матрешка: А ваши детки смогут сделать мои игрушки красивыми?

Воспитатель: Конечно, смогут. Руки у наших детей умелые, ловкие. Давайте покажем Матрешке, что умеют делать наши руки.

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Кулачок».

Пальчиковая гимнастика «Кулачок»

(Автор — О. М. Жевакина, педагог Московского детского сада №1883.)

Кулачок – как колобок, мы сожмем его разок.

Сжимают, разжимают кулачки

Тук, тук – я стучу, новый домик колочу.

Ставят кулачок на кулачок, стучат ими друг о друга.

Пила, пила, пили быстрей, мы строим домик для детей. Ребром одной ладони «пилят» по ребру другой ладони.

Воспитатель: А теперь и за дело пора приниматься.

Воспитатель, проводит показ с объяснением на той стороне мольберта, которая находится со стороны детей.

— А украшать мы будем так: левой рукой держим матрешку, а правой берем по одной горошине и прикрепляем ее к фартуку, чтобы он стал красивым, нарядным. Когда ваши горошины закончатся, нужно вытереть руки салфеткой, а игрушку отдать мне.

Воспитатель приглашает для продуктивной деятельности пройти детей за столы, которые находятся с другой стороны мольберта. Готовый образец воспитатель перемещает на мольберт со стороны детей.

Работы детей воспитатель размещает на мольберте, проводит оценку.

Воспитатель: Матрешка, посмотри, какие умелые руки у наших ребят, какие расписные фартуки получились. Теперь твои новые игрушки будут нарядными. Нравится тебе наш подарок?

Матрешка: Вижу, что все ребята постарались! Матрешки получились у всех очень красивые. Спасибо вам, дети!

Воспитатель: Наш подарок готов, мы тебе его дарим!

Воспитатель собирает работы детей, складывает их в подготовленную корзинку и передает Матрешке.

Воспитатель: Матрешка, а еще, когда у кого-то день рождения, «пекут» каравай. Ребята, испечем для нашей именинницы каравай, вставайте все в круг, а Матрешка встанет в центр круга.

Воспитатель с детьми водят вокруг Матрешки хоровод «Каравай».

Матрешка: Спасибо вам, детки за танец, за подарки, за то, что «испекли» для меня каравай! Мне у вас очень понравилось, но пора домой уходить, можно я еще к вам приду?

Дети прощаются с матрешкой. Матрешка уходит.

Приобщение дошкольников у русской народной культуре через театрализованную деятельность
Конспект развлечения день рождения матрешки

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора русского народа.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.

Проанализировав уровень воспитанности детей в нашем ДОУ, мы пришли к выводу, что у них недостаточно сформированы знания о культуре и традициях своего народа. Так появилась в нашей организации русская изба, или как мы её называем «Горница». Так же была разработана вариативная программа «Горница», где был разработан цикл занятий и досуговых развлечений, целью которых, является приобщение детей к национальной культуре. Одним из способов решения этой задачи мы выбрали театрализованную деятельность, так как именно она является одним из самых распространенных видов детского творчества. Так возникло желание использовать другую вариативную программу «Маленький артист» Более подробно с программой «Горница» и «Маленький артист» можно ознакомиться на сайте нашего ДОУ http://ds373nsk. edusite. ru/p95aa1. html 

Актуальность данной проблемы заключается в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия и развлечения позволяют приобщать детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры.

Цель:

Актуализация театрализованных занятий и развлечений по русской народной культуре в работе с дошкольниками.

Задачи:

1. Приобщать детей дошкольного возраста к театральной культуре, знакомить с различными видами театров, народным творчеством и традициями русского народа, учить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи.

2. Развивать психофизические процессы (восприятие, память, внимание, воображение), вербальную и невербальную сторону речи, творческие способности (умение перевоплощаться, брать на себя роль), специальные умения (актер, зритель).

3. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре русского народа.

Предлагаю Вашему вниманию конспект развлечения, который прошел в нашем ДОУ.

Конспект развлечения «День рождения матрешки»

Ход мероприятия:

Ведущий: К нам придут, сегодня гости. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку:

Девчонки деревянные,

Веселые, румяные.

Открывается игрушка,

А внутри сидит подружка.

Кто это? (Матрешка.)

Ведущий:

Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к нам пришли матрешки

Ложки деревянные

Матрешечки румяные. (В. Берестова.)

Под русскую народную мелодию (любую)

Входит Матрёшка (взрослый). Матрешка пляшет – дети хлопают.

Матрёшка:

К вам пришла я не одна,

Вам подружек привела.

Невеселые матрешки

Потерялись на дорожке.

Плачут, слезы градом льют

Дом никак свой не найдут.

Что же делать?

Ведущий:

Ребята, поможем матрешкам найти свои домики?

Игра «Найди домики для матрешек»

На полу разложены матрешки красного и желтого цвета. С одной стороны зала красный домик для красных матрешек, с другой – для желтых. Под музыку дети раскладывают матрешек в домики.

Матрёшка:

Я девчонка удалая, заводная, озорная

Плакать, хныкать не люблю,

Вас сейчас повеселю.

О себе я расскажу.

Вот послушайте про меня сказку.

Раньше взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детских садов раньше не было. Игрушки делали своими руками из разного материала: что было под рукой, из того и мастерили — лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток и травы, делали из ткани. А из чего матрешка сделана? Правильно из дерева! Первая русская матрёшка была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, потом девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга. Последняя, восьмая, изображала младенца. Изначально, у этой куклы не было даже названия.

Почему же, всеми любимую русскую куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Многие полагают, что это название происходит от женского имени Матрёна, очень популярного в то время в России. Матрёшка завоевала любовь и признание, как символ русского народного искусства. Существует такое поверье — если внутрь этой деревянной куклы положить записку с желанием, то оно обязательно сбудется. Матрёшка, с самого начала своего происхождения символизирует тепло и уют в доме.

Сама идея создания такой необычной куклы заключает в себе глубокий философский смысл: чтобы найти истину, нужно дойти до сути, открыв, одну за другой, все части деревянной куклы. Другими словами, легких путей не бывает для решения разных проблем. Стоит приложить немало усилий для достижения определенного результата. Возможно, идея деревянной игрушки, состоящей из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была подана мастеру, создавшему матрёшку, содержанием русских сказок. Возьмем сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Вспомним сюжет о поисках «кощеевой смерти»: смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает.

Но все равно, когда мы слышим «матрёшка», то обязательно в голове возникает образ весёлой русской девушки в ярком народном костюме. Любовь к нашей любимой кукле будет передаваться, я думаю, из поколения в поколение. Ведь история происхождения матрешки – это история нашей культуры. (Вместе с рассказом матрешки дети смотрят презентацию.)

В зал вбегают девочки в костюмах матрешек.

Матрешки: Здравствуйте друзья, к Вам спешили мы на праздник. Ведь у нас сегодня день рождения. Мы хотим Вам представленье показать и на ложках сыграть. (Дети поют частушки под русскую народную мелодию.)

1. Мы матрешки, мы подружки,

Утром рано мы встаем,

Вчетвером поем частушки

И танцуем вчетвером.

2. И кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной

Спим мы вместе, спим мы дружно,

Спим мы все одна в другой.

3. Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка.

4. Ох, уж у Матреши

Доченьки пригожи!

Доченьки пригожи,

На нее похожи!

5. Я – Матрешка – сувенир

В расписных сапожках,

Прогремела на весь мир

Русская Матрешка!

6. Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяна я:

Щеки, словно розы.

7. Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет!

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Ведущая: Ребята, а Вы знаете, что на день рождения принято дарить подарки?

Что же мы подарим нашим матрешкам?

Матрешка: Лучший для нас подарок — это наш портрет.

Ведущая: Отлично, сейчас мы нарисуем и распишем замечательных матрешек.

Матрешка: – Спасибо большое, ребята, за ваши подарки я приглашаю вас на чай из самовара.

Тары – бары, растабары!

Выпьем чай из самовара!

С сухарями! С кренделями!

С бубликами вкусными!

С сушками! С ватрушками! С пирогами русскими!

Все пьют чай с баранками.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник день пролетарской революции
  • Праздник день прокурора
  • Праздник день рождения магазина
  • Праздник день прокла
  • Праздник день проектировщика когда