Праздник день русского языка сценарий

Этот праздник напоминает о том, как важно любить родной язык, сохранять народные традиции, понимать и уважать культуру любого народа. Знакомство с национальными обычаями, традициями, культурой, фолькл

  В нашем детском саду стало традицией отмечать «День родного языка». Мы отмечали «День азербайджанского языка», «День армянского языка». Сегодня отмечаем «День русского языка». Этот праздник напоминает о том, как важно любить родной язык, сохранять народные традиции, понимать и уважать культуру любого народа. Знакомство с национальными обычаями, традициями, культурой, фольклором расширяет кругозор ребёнка, помогает осознать широту и разнообразие окружающего мира.

Наше дошкольное учреждение посещает около 290 детей. Среди них дети 15 национальностей. Мы строим свою работу так, что бы в таком огромном социуме каждый ребёнок любой национальности нашёл понимание, уважение, заботу, внимание к себе. Главное в работе по  интеркультурному воспитанию дошкольников – организация планомерной работы по формированию доброжелательного и уважительного отношения к культурам разных народов, проживающих в огромном многонациональном мегаполисе, которым является Москва.

Тема интеркультурного воспитания детей сложная, многогранная, интересная.  Свою работу по проблеме «Двуязычный ребёнок. Диалог языков и культур» мы начали с определения цели и сформулировали её так:

-разработка системы комплексного подхода к интеркультурному воспитанию дошкольников в условиях интегрированного обучения;

-оптимизация содружества детско-родительского и педагогического коллектива в процессе приобщения детей и взрослых к культурным традициям разных народов.

Мы сформулировали  задачи, осуществление которых должно помочь нам в достижении поставленной цели:

-разработка содержания воспитательной и образовательной работы в ДОУ с включением интеркультурного компонента в образовательные области программы;

-разработка форм повышения профессиональной компетенции педагогов в области интеркультурного воспитания;

— определение форм сотрудничества детского сада с многонациональными семьями воспитанников;

— поиск   разнообразных и интересных форм работы с воспитанниками дошкольного отделения   по интеркультурному воспитанию.

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

      ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2000» ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЗДАНИЕ № 4

                           Сценарий праздника «День русского языка»

                          для воспитанников подготовительных групп

                     Праздник представлен педагогам дошкольного отделения

                                               ГБОУ Школа № 2000

                                                          28.05.2013

                                                Составила старший воспитатель здания № 4

                                                Завязкина О.И.

                                                 Музыкальный руководитель Гольцова И.С.

Под мелодию «Россия – Родина моя» ( сл. Харитонов В., муз. Мурадели В.)

 дети в русских народных костюмах  парами  заходят в  зал, как будто прогуливаются. Останавливаются лицом к гостям. С последними тактами музыки входит  ведущий. (слайд 1)

Ведущий. Здравствуйте, наши уважаемые гости. Сегодня мы  отмечаем праздник «День родного языка». И очень рады, что вы откликнулись на наше приглашение.

                                          СТИХИ (читают дети).     1

Родной язык всего дороже,                     Родной язык – народа достоянье,

Его прекрасней в мире нет,                        Он с детства каждому из нас знаком

На нём мы думать только можем,           Стихи и проза, сказки и преданья,

Он дарит слуху дивный свет!                  Всё мило нам на языке родном.

Ведущий .«День родного языка» — это замечательный праздник. В этот день мы  должны вспомнить, что язык любого народа отражает его культуру, обычаи, традиции и историю. Очень важно  бережно относиться к своему родному языку, сохранять его своеобразие и неповторимость. Наш сегодняшний праздник мы посвящаем русскому языку.

Звучит музыка «Россия – Родина моя». Дети парами проходят на свои места.

Ведущий. С первых дней жизни  ребёнок слышит слова родного языка. Это мать поёт ему колыбельные песни. (слайд 2)

      Звучит минусовка  колыбельной  «Баю –баюшк -баю, не ложись на краю…»

Ведущий. Ребята, а вы знаете колыбельные песни? Пожалуйста, спойте нам.

                 ДЕТИ ПОЮТ «КОЛЫБЕЛЬНУЮ»     2

Баю –баюшки -баю,

Не ложись на краю:

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток;

Там птички поют,

Тебе спать не дадут.

Девочка и мальчик с куклами на руках садятся на стул и баюкают кукол. Остальные дети стоят полукругом и поют колыбельную.                                    

Ведущий. А потом дети узнают потешки, пестушки. А какие вы знаете потешки и пестушки ?

           ДЕТИ  ВЫХОДЯТ И  ПРОИЗНОСЯТ  ПОТЕШКИ.      3

Как у бабушки Варвары                                        Баба сеяла горох —

 Петухи поют в амбаре,                                          Прыг-скок, прыг – скок!

 Куры проснутся —                                                   Обвалился потолок —

 На двор просятся.                                                   Прыг – скок, прыг – скок!

 Пора бабушке вставать,                                         Баба шла, шла, шла,

 Курам корму давать.                                              Пирожок нашла,

 Куры прилетели,                                                     Села, поела,

 На заборе сели,                                                        Опять пошла

 Слетели, поели,                                                        Баба стала на носок,

 Опять улетели.                                                         А потом на пятку

                                                                                   Стала русского плясать

Ту-ту, ту-ту, ту-ту                                                     А потом вприсядку!

 Потерял мужик дугу                                              !

На зелёном на лугу.

Шарил, шарил, не нашёл,

Он засмеялся и пошёл.

                                              ПЕСТУШКИ:

Мешу, мешу тесто,                                                      Ой ты, мой сыночек,                        

Есть в печи место.                                                            Пшеничный колосочек,

Пеку, пеку каравай –                                                     Лазоревый цветочек,

Переливай, валяй!                                                          Сиреневый кусточек.

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая.

Ножками – топ, топ!

Глазками – хлоп, хлоп!

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьёт,

Того забодает, забодает.                                                        

Ведущий. Ребята подрастали и их брали на ярмарку. Для каждого ребёнка это было большим праздником . Вот где слышна была колоритная народная речь,  вот где можно было увидеть народные  забавы, игры, пляски, услышать весёлые песни. А на ярмарке чего только не продавали: и яркие платки, и Богородскую игрушку, и яркие музыкальные инструменты.(слайд 3)

                   ПЕСНЯ «ДОЛГОВЯЗЫЙ ЖУРАВЕЛЬ»     4

                                          mp3prima.net/mp3poisk/

Ведущий. Вы все любите сказки. Они переносят нас в волшебный мир, учат добру, справедливости. Сейчас дети старшей группы расскажут две русские народные сказки: « Ттереев и лиса» и «Лиса и журавль».

                         ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗОК.     5    

Ведущий. Сказки, былины, история  нашего народа сохранились благодаря книгам. Появились книги  давно. Их писали вручную. Они так и назывались  — рукописи. И вот Иван Фёдоров придумал  станок, для печатания книг. Он был первым, кто напечатал первую книгу в России. А вы любите книги? (слайд 5)

       ПЕСНЯ «ЛЮБИМЫЕ КНИЖКИ» (сл. Суслова В. , муз. Дубравина Я. )

Ведущий. Чтобы научиться читать каждый  ребёнок должен познакомиться с Азбукой. Встречайте аплодисментами нашу гостью. Азбука  хочет задать вам несколько вопросов. (слайд 6)

Азбука входит в зал, здоровается с гостями и детьми, предлагает детям задания (если дети затрудняются, им помогают родители):

   -Произнеси правильно скороговорки    6    :

Два щенка, щека к щеке,                                У четырёх черепашек четыре                                                                                          

Щиплют щетку в уголке.                            черепашонка.                                                      

   -Объясни выражения   7   :

«Водить за нос»                                          «Не ко двору пришелся»

«Ни кола ни двора»                                    «Подложить свинью»                                                        

   — Подбери слова родственники (сад, лес, хлеб)

Азбука хвалит детей,  прощается со всеми и покидает зал.

Ведущий.  (слайд 7)        

В детском садике узнали

Вы прекрасные слова.

Их впервые прочитали:

Мама, Родина, Москва.

        Солнце ласково нам светит.

        Льётся с неба синева.

        Пусть всегда живут на свете

        Мама, Родина, Москва!

                                                     (Л.Олиферова)    8

Дети встают врассыпную, в руках цветы. Исполняют песню.

                       ПЕСНЯ  « РИСУНОК» (сл. и  муз. Синявского П.)   9    (слайд 8)                                        

Ведущий.     (слайд 9)     10      

   Россия – как из песни слово.

   Берёзок юная листва.

   Кругом леса, поля и реки.

   Раздолье, русская душа.

                                              (Васильев С. “Россия»)      

          Под мелодию песни «Россия – Родина моя» дети покидают зал.      

    Интернет – ресурсы и используемая литература:

 1      smski.mobi/mezhdunarodnyjj-den-rodnogo-yazyka_v1325.html;

 2       mamaspuzzles.com.ua;

 3      http://sadikshkola.ru/pestushki;

 4       mp3prima.net/mp3poisk/

 5     «Русские народные сказки»; издательство Московского университета, 1957 год;

  6     http://deti-online.com/stihi/skorogovorki/ ;

  7     http://gadaika.ru/erudit/izvestnye-vyrazheniya;

  8      http://stranadetstva.ucoz.ru/index/moja_rodina/0-48;

  9      http://allforchildren.ru/poetry/ml037.php;

10      http://www.inpearls.ru/comments/625031

Список слайдов:

1      природа России;

 2       колыбелька в крестьянской горнице;

 3       народные игрушки и музыкальные инструменты;

  4      изображение книги «Русские народные сказки»;

   5     памятник Ивану Фёдорову в Москве;

   6      изображение «Азбуки»;

   7      изображение дошкольного отделения;

   8      рисунки детей с изображением природы России;

   9       природа России

Литературная композиция, посвященная Дню родного языка.

Тема: Международный день родного языка

Цель: познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка.

Задачи:

  1. Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка; познакомить ребят с библейской легендой о «вавилонском столпотворении».

  2. Продолжать развивать и корригировать устную связную речь воспитанников, мыслительную деятельность, память, воображение, внимание; обогащать словарный запас учащихся; расширять их кругозор.

  3. Прививать любовь и интерес к родному языку, воспитывать культуру речи.

На фоне песни «Люблю озёра синие» читают чтецы.

Под большим шатром

Голубых небес-

Вижу даль степей

Зеленеется.

И на грани их

Выше тёмных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

Посмотрю на юг-

Нивы зрелые,

Что камыш густой

Тихо движутся.

Гляжу к северу-

Там, в глуши пустынь

Снег, что белый пух,

Быстро кружится.

Это ты, моя

Русь державная

Моя родина

Православная!

Широка ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

У тебя ли нет

Поля чистого

Где б разгул нашла

Воля смелая!

У тебя ли нет

Про запас казны.

Для друзей-стола,

Меча- недругу?

У тебя ли нет

Богатырских сил.

Старины святой,

Громких подвигов?

Перед кем себя

Ты унизила?

Кому в чёрный день

Низко кланялась?

На полях своих

Под курганами,

Положила ты

Татар полчища…

И во всех концах

Света белого

Про тебя идёт

Слава громкая.

И уж есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью.

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (Иван Сергеевич Тургенев)

«Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом. Человек, который не любит языка родной матери…- это человек без рода и племени».

(В.А. Сухомлинский).

Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка. И это неслучайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000языках. А всегда ли это было так?

Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых (Ной – библейский персонаж, который был спасён Господом во время Всемирного потопа вследствие благочестия его и его семейства) сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба.

Господу не понравилось это дело. В наказание за такое суетное и гордое предприятие он смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение».

 В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен   Международный день родного языка. Отмечаться он стал с февраля 2000 года.

В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.

Много языков на свете разных —
Выучить их все не смог бы я;
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть «изюминка» своя.

Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный русский,
Для меня родной лишь он один!

Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл!

Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое он всё вбирал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива!

Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!

Русский язык обладает всеми достоинствами других языков. Он мелодичен, как итальянский, повелителен, как немецкий, точен, как английский. Но только русский язык обладает такой палитрой красок и такой многогранностью. Иностранцы, слушая русскую речь, говорят, что она льётся, как песня.

Чтобы выжить языку необходимо, чтобы на нём говорили 100 000 человек. Исчезают языки В России в 1917 году насчитывалось 193 языка. Сейчас – 174.

Во всём мире более 350 млн человек понимают по- русски, из них для170 млн он является родным. Кроме того, в настоящее время около 180 млн иностранцев изучают русский язык. Он – язык общения более 160 народов и национальностей мира. Он язык великой литературы. Он язык. на котором были произнесены первые слова в космосе. Он язык великой нации с тысячелетней историей. Русский язык сумел возглавить «языковой союз» на всей территории России и стал государственным языком огромной страны.

Да, русский язык как хлебосольный хозяин распахивает двери перед языками других национальностей и объединяет их под одной крышей, которая зовётся Россия.

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь — песни, гимны пиши,
Хочешь — выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная — живуч.
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!

Есть слова — словно раны, слова — словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

В годы Великой Отечественной войны Анна Андреевна Ахматова написала стихотворение «Мужество», в нём есть такие строки:

 Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

Наш язык велик и могуч, и мы все, для кого русский язык является родным, все, кому он дорог, несём ответственность за его чистоту, правильность, точность, выразительность. Современный русский язык, получив богатейшее наследство, развивается с быстротой поражающей. Словарное богатство его неисчерпаемо. Богатейшие возможности русского языка позволяют говорящим на нем создавать новые слова, как только в них возникает необходимость.

Когда ты хочешь молвить слово

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт,

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа.

Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил языков и приготовил из них три блюда.

— Почему ты подаешь одни языки? — спросил за обедом Эзопа удивленный Ксанф.

— Ты велел купить самое лучшее, — ответил тот,- а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем разные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура народов. Думаю, что нет ничего лучше языка.

Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям.

Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый плохой обед. Эзоп снова купил языки; все удивились. Тогда Эзоп сказал Ксанфу:

— Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже языка? Посредством языка мы огорчаем друг друга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает области, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло… Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Говорят, что не всем присутствующим этот ответ пришелся по вкусу.

 Есть ещё одна мудрая пословица: «Хромое слово-кривая речь». Чтобы речь не была «кривой», а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться.

Но вот незадача, мы русские, вроде,

Однако чего не услышишь в народе:

Слова искажают, коверкают речь.

Мы вас попытаемся предостеречь.

СЦЕНКА «НЕГРАМОТНЫЙ ПИРАТ»

СЦЕНКА «ЛЕНИВЫЙ ПАДЕЖ»

СЦЕНКА «СЛОВЕЧКИ_СЛОВЕЧКИ»

Меня так колбасит, тебе параллельно…

Откинешь копыта… Да…случай смертельный!

Поди разберись, где тут правда, где ложь,

Без переводчика и не поймешь.

Ребята, ведь это всего лишь бравада!

Жаргонным наречьем глаголить не надо!

На русском писали Тургенев и Горький,

Есенин, Толстой, Пастернак и не только.

Ты будь с языком осторожней, мой друг!

И вслушайся в речи друзей и подруг!

СЦЕНКА

Сценка «В Кабинете врача»

Доктор: Проходите, молодой человек, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь?

Вася: Чао!

Доктор: На что жалуетесь?

Вася: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.

Доктор: Температуру измеряли?

Вася: Да я градусник вчера кокнул!

Докто: А как лечились вчера?

Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.

Доктор: Да … Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно нужно лечить.

С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.

Смешно и грустно слышать, право,
Как эллочек и фимок рать
К заморским «ингам”, „шн” и “вау”
Его, кряхтя, хотят прижать.

. Мы живем в царстве слов, и слова имеют власть над нашей жизнью.

Общаясь, мы говорим друг другу разные слова. Так пусть же слова наши будут чистыми, вежливыми, культурными. Давайте будем стараться доставлять окружающим радость приятным, ласковым словом.

Ведущий: Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

— В письмах к молодым читателям Иван Сергеевич Тургенев завещает бережно относиться к родному языку: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…»

Как хорошо, что многие ребята знают и любят свой язык. Наверное, мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте уважать друг друга.

Берегите наш язык!

Благодарю я прежние эпохи,
Ученых и поэтов и народ
За тот язык, что мне вы подарили
И сохранили в самый страшный год!

Благодарю я мать, что мне читала
И, раскрывая каждой сказки смысл,
Она ошибки детства исправляла
И пробуждала к жизни мою мысль.

Благодарю я Куприна, Толстого,
Тургенева и Чехова всегда,
Что мой родной язык обогащали
И поддержали в трудный час меня

Родная речь, родной язык любимый,
Мы силу черпаем в тебе во все века.
Ты, наша драгоценность, наша сила,
И роль играешь в жизни маяка!

Много интересного вы узнаете о языке, если будете внимательны к словам, к речи, если будете вдумчивыми читателями и слушателями.

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Он твой наставник — великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово — свободы зарница,
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово —
Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!

«Бессмертие народа — в его языке»

(Сценарий праздника, посвящённого Дню русского языка)

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СШ №37» города Смоленска

Новикова Ольга Алексеевна

Цели:

  • выявить знатоков русского языка, раскрыть творческий потенциал обучающихся;

  • обобщить знания обучающихся по всем разделам языкознания;

  • обогатить лексический запас обучающихся, расширить кругозор школьников.

Оборудование и технические средства: проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки.

Участники: ученики 6-7 классов.

Ход мероприятия

Учитель: Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на доску: наш праздник мы назвали словами Ч. Айтматова «Бессмертие народа – в его языке»! Правильные слова, правдивые!

Как известно, в 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. (Слайд 1)

День рождения Александра Сергеевича Пушкина объявлен официальным государственным праздником.

Сегодня в нашем зале собрались любители русского языка. Мы долго готовились к этому празднику. Очень хочется, чтобы вам было интересно, чтобы каждый из вас проявил себя, показав полученные в школе знания.

Выходят чтецы

1-й: «Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык» (Н. Заболоцкий).

2-й: Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.

3-й: Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака. (Слайд 2)

4-й: Язык национальной гордости и достоинства!

1-й: Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».

В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.

2-й: Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М. Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

3-й: В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку. Он пишет следующее: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба …Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».

1-й: «Слово – дело великое, — писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом  можно соединить людей и разъединить, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

Учитель: Сегодня мы начнём по крупицам собирать альбом — копилку «Родной язык»! (Слайд 3) Каждый из вас сможет пополнить её интересными находками.

Ведущие:

— Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

— Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

— Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

Учитель: С чего начнём мы составлять нашу копилку? Правильно, с истории письменности. (Слайд 4)

Ведущие: Человеку всегда было интересно знать, как жили его предки, чем занимались, с кем дружили, с кем воевали. А, как это можно узнать? Конечно же, из книг. Средством, рассказывающим о прошлом, стало письмо. А родилось письмо не сразу. Выделяют три этапа развития письма:

-Часто первобытные люди хотели передать сведения о важных событиях своего племени. Они делали рисунки на камне. Письмо рисунками – называется пиктографией. Мы и сейчас используем картинки для передачи информации. О чем сообщают картинки  на дорожных знаках? Пиктограммы могут прочитать люди, говорящие на разных языках. Вот почему они широко используются в современном мире.

-Затем появились иероглифы. Сообщение делилось на части, слова – на слоги и каждая часть изображалась условным знаком-символом. Иероглифами пользуются в Китае и Японии. В Китае выпустили словарь, в котором 20 миллионов иероглифов и все их надо запомнить! А сколько букв надо запомнить нам?  (33)

-Третий этап развития письменности –  звуко-буквенный. Когда каждый звук обозначается буквой. Звуковым письмом пользуется большинство народов мира, и осуществляется оно с помощью азбуки или алфавита.  Алфавитному письму почти 3000 лет. (Слайд 5)

-А что такое алфавит? (Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке).

— Знаете ли вы алфавит? Отвечайте, только быстро – какое слово стоит в словаре раньше: понедельник или вторник? Математика или литература? Осень или зима?

Учитель: В нашей копилке есть место знакам препинания. Без них не могло быть письменности.

Ведущий: В русском языке даже существует пунктуационный алфавит. Сколько всего в нем  знаков? (Подсчёты знаков препинания оказываются разными: обычно называют 10 знаков, но на самом деле их больше).

Сейчас мы проверим, хорошо ли вам знакомы знаки препинания.

Загадки (У ребят на столах перевернутые таблички со знаками препинания. После отгадывания загадки они показывают свою табличку).

Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца!  (!)

Ляжет палочкой на строчку: — Проходите по мосточку…  (-)

Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом. (?)

Словам раскрывают объятья: — Ждем в гости вас, милые братья! ( )

Выйдет на дорожку, всем подставит ножку. (,)

Загораживает путь, предлагает отдохнуть. (.)

Ведущий: Со знаками препинания связано очень много историй. Вот одна из них. («Один цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл поставить, где нужно, знаки препинания...) Давайте продолжим эту историю. (Ребята предлагают свои варианты) (Слайд 6)

-Как вы думаете, пришли посетители к цирюльнику?

Вы сделали правильный вывод: часто постановка знаков препинания или их отсутствие может принести много проблем человеку.

Учитель: Следующая страница в нашем альбоме – копилке посвящена частям речи. (Слайд 7)

Наша речь состоит из множества слов. Словами обозначено всё, что есть на свете: предметы, действия или признаки. А иногда за словом можно увидеть целую картину. Сколько частей речи вы знаете? Перечислите. (Слайд 8) На экране вы видите алгоритм, заполните его. (Ребята записывают части речи, приводя примеры).

Учитель: Великий писатель М.Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку. Но чтобы хорошо владеть этим инструментом, всему надо учиться.

(Сценка )

Королева:  Вот ведь как иногда случается…Казалось бы, на одном языке говорят. А понять друг друга не могут.

Придворный: Язык-то один, ваше величество, да люди разные…по-разному к изучению грамматики относятся.. Есть у меня один знакомый   Петька Лежебокин…Знали бы вы его взгляды на изучение грамматики.

Королева: А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение родного языка, кроме тех, что его надо изучать, причём прилежно и старательно!

Придворный:  Оказывается, есть. Вот послушайте:

1)Спросили Лежебокина: 
— А ну-ка, расскажи, 
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи? 
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
И  за два года выучить 
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно: 
2)

— В том не моя вина. 
Пусть им, сперва, ученые 
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.

3)Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
1)

— Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
2)

— Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!

Придворный: Вот какой ленивый Лежебокин.

Королева  И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди вас нет!

Придворный: Конечно. конечно…Наши гости, ваше величество, не только в изучении русского языка преуспели. Они и другие языки с успехом изучают.

Они вас порадуют.

Ведущий: 1) Ребята, мы знаем, что в русском языке иностранных слов. Они тоже будут в нашем альбоме – копилке. Подберите синонимы к этим словам. (Работа на карточках)

Валюта-деньги

Карцер-тюрьма

Менеджмент-управление

Наркоз-обезболивание

Шоу — зрелище

Шоп – магазин

Коммерция-торговля

Триумф-успех

Рэкет-шантаж

Ведущий: 2) Кто быстрее и правильно распределит слова по  родам (слова на интерактивной доске) (Слайд 9)

ПОВИДЛО(ср), ИНТЕРВЬЮ(ср), АВЕНЮ(ж), ПОНИ(м), КАКАДУ(м), МИССИСИПИ(ж), ТЮЛЬ(м), КОФЕ(м), КЕНГУРУ(м), РОЯЛЬ(м), ШАМПУНЬ(м), ШИМПАНЗЕ(м). СОНЯ, НЕРЯХА, НЕВЕЖДА, НЕВЕЖА(общего рода).

Королева  : Молодцы! Вот порадовали!!! (Герои уходят со сцены)

Учитель: Ребята, вы знаете о науке Орфоэпии. На экране слова.

(Слайд 10)Кто быстрее и правильно расставит ударение в следующих словах: ЗВАЛА, ЗВОНИШЬ, СВЕКЛА, ЭКСПЕРТ, БАЛОВАТЬСЯ, ЖАЛЮЗИ, КАТАЛОГ, ТОРТЫ, ДАЛА, КРАСИВЕЕ, ПОНЯЛ, ПОНЯЛА, ЗАНЯЛА, НАЧАЛА, ПОСЛАЛА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ЩАВЕЛЬ.

Давайте все вместе повторим, как произносятся эти слова. Слова с правильным ударением займут достойное место в нашей копилке.

(Сценка)

(На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги. У королевы Орфографии в руках письмо и оно же на экране)

Королева Пунктуация: Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Уж не эпидемия ли безграмотности в стране?

 Королева Орфография:  Да,  письмо-то меня и озадачило.

Пришло письмишко мне,

Гляжу –

Из лагеря, от Мишки…

«Здесь чудный лук, и я лижу», —

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса!

Наверно, шутит плут…

Читаю дальше:

«Здесь – лиса, красивый длинный прут».

И что такое он плетет –

Не разберусь, хоть тресни:

«Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…

На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…»

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Королева Пунктуация:

Твой друг серьезно болен.

Вернется – надо подлечить:

Заставь — ка правила учить…

Королева Орфография: Да-да, пойду его лечить.

                                        Заставлю правила учить!

Учитель: Внимание на экран! Кто быстрее и правильно исправит ошибки в  словах (слова на интерактивной доске) (Слайд 11)

ЛЯЖЬ (ляг), ПАРА ПОМИДОР(ов), ПОВАРЫ(а), ЛОЖИТЬ(класть), СКОЛЬКО ВРЕМЯ?(который час), ПАРА НОСОК (носков), ИХНИЙ, ТЕКЁТ(течет), ХОЧУТ(хотят), ИГРАТЬСЯ.

Ведущий: Приглашаем желающих к доске. Выбери правильную форму слова: КИЛОГРАММ АПЕЛЬСИН – КИЛОГРАММ  АПЕЛЬСИНОВ

ДОКТОРА, ПРОФЕССОРА — ДОКТОРЫ, ПРОФЕССОРЫ

ВАЛЕНОК, БОТИНОК, САПОГ — ВАЛЕНКОВ, БОТИНКОВ, САПОГОВ

Ведущий: Какие ошибки  часто допускают одноклассники, друзья, взрослые? (ЧЁ(что), ИХНИЙ, ЕСЛИВ, ТАМА, ТУТА, ЗДЕСЯ, ЗВОНИШЬ, СТЕРИ С ДОСКИ(сотри с доскИ), СО ШКОЛЫ(из школы), ПОШЛИТЕ(пойдемте), НЕТУ, БЕГИТ(бежит) – правильный вариант

Ведущий: Представьте себя редАкторами. Исправьте речевые ошибки.

(Работа на карточках)

1 В двухтысяча третьем году Вова поехал учиться в город. Взял с собой пару носок, несколько полотенцев. В городе  у него появились знакомые шофера, а его больше всего  интересовали трактора и трое  связисток, совсем юных девушек.

2. Всем очень нравятся булочки с повидлой, которые пекет Клавдия Михайловна. Когда они свежие,  более  красивее на вид. На конкурсе – лучшие повары- она заняла 1 место и ее наградили парой сапогов и одной парой чулков.

Ведущий: Найди и объясни ошибку МАТЬ ОДЕЛА НА РЕБЕНКА НОВЫЙ КОСТЮМ (Ответы ребят)

Ведущий:  Одеть — надеть — слова- паронимы, слова, сходные по своему звучанию.

«Одеть», «Надеть»… Два эти слова

Мы путаем так бестолково!

«Одеть», «Надеть»…Давай глядеть:

Кого одеть и что надеть. (Слайд 12)

Ведущий:  Укажите возможные сочетания, сопоставляя попарно слова из двух колонок.

ЦЕЛЫЙ

ЦЕЛЬНЫЙ

ХАРАКТЕР
ДЕНЬ

РАСКРЫТЬ 
ВСКРЫТЬ
ОТКРЫТЬ

ПИСЬМО
МЕСТОРОЖДЕНИЕ
ОБЪЯТИЯ

УПРАЗДНИТЬ
УСТРАНИТЬ

ПРЕПЯТСТВИЯ

МАНОВЕНИЕ
МГНОВЕНИЕ

ОКА

Ведущий: К нам приехала в  гости Радио-няня. (Звучит песня о нарушении норм произношения несклоняемых существительных)

Ведущий: Составьте  словосочетания со словами-паронимами.

ЭФФЕКТНЫЙ — ЭФФЕКТИВНЫЙ
ГУМАННЫЙ —  ГУММАНИТАРНЫЙ
ДЕЛОВИТЫЙ —  ДЕЛЬНЫЙ
ТИТУЛЬНЫЙ – ТИТУЛОВАННЫЙ (клуб)

САМОЛЮБИЕ — СЕБЯЛЮБИЕ

ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ — ДОВЕРЧИВЫЙ.

НЕВЕЖА — НЕВЕЖДА
СЫТЫЙ – СЫТНЫЙ

Учитель: Друзья, а сейчас время подошло повторить и улыбнуться. Вы догадались! На экране ваши «картины» — фразеологизмы! Одна из любимых ваших тем. Сейчас проверим: я называю словосочетание, а вы синонимичный ему фразеологизм:

Дальний родственник —  седьмая вода на киселе

Еще молод и неопытен — молоко на губах не обсохло

Все нипочем, ничего не страшно — море по колено

Очень умный — семи пядей во лбу

Очень мало — кот наплакал

Работать плохо — работать спустя рукава.

Всем очевидно — на лбу написано.

Учитель: Все ваши презентации на тему «Фразеологизмы» займут достойное место в копилке «Русский язык».

Ведущий:  «Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом. Человек, который не любит языка родной матери…- это человек без рода и племени» (В.А. Сухомлинский).

Учитель: Сегодня вы показали, как знаете и любите русский язык, как бережно к нему относитесь. Наверное, мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте уважать друг друга. Я хочу вспомнить стихотворение Вадима Шефнера «Слова».

Много слов на земле.

Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова — словно раны, слова — словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,-

Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит — я не верю тому,

Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,

Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,

Оскорбляет героев бесчисленный прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,

Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они,-

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту –

Береги изначальную их чистоту.

Когда радость — как буря, иль горе — как ночь,

Только эти слова тебе могут помочь!

(Звучит песня о русском языке)

Учитель: На этом мы заканчиваем наш праздник. (Слайд 13)

Итак, сегодня мы начали собирать альбом — копилку «Родной язык». В течение следующего учебного года вы сможете пополнить её интересным материалом, который представите в программе праздника, посвящённого Дню русского языка. Спасибо за активное участие.

Статьи

Внеурочная деятельность

Подборка сценариев ко Дню родного языка


Ко Дню родного языка, международному празднику, посвященному защите и сохранению языкового и культурного многообразия, представляем вашему вниманию подборку методических разработок для детского сада, начальной, общей и средней школы.

13 февраля 2019

Дошкольное образование

  • Конспект беседы «Наш родной язык» (подготовительная группа) (цель мероприятия познакомить детей с Днем родного языка; создать условия для обогащения духовного мира детей; формировать бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов; способствовать развитию речи, мышления и памяти)
  • Сказки народов Поволжья (мероприятие знакомит учащихся с культурой народов Поволжья, с особенностями народных сказок)
  • День чувашского языка (сценарий знакомит детей с родной культурой, национальными обычаями Чувашской Республики)
  • Сценарий праздника «День Родного Хакасского языка» (цель мероприятия заключается в создании условий для развития индивидуальных качеств и инициативности у детей)
  • Методическая разработка «День родного языка» (сценарий знакомит с разными национальностями, с традициями хакасского народа; систематизирует и закрепляет знания о своей малой Родине)

Начальное образование

  • Устное народное творчество хакасского народа (на основе эмоционального восприятия хакасского творчества у детей воспитывается любовь к музыке, потребность в общении с искусством)
  • Внеклассное мероприятие «Язык родной, дружи со мной» (материал разработан для проведения внекласссного мероприятия в начальной школе в рамках Дня родного языка. Содержит письменные и устные задания творческого, познавательно-исследовательского характера по языковым особенностям)
  • День родного языка (мероприятие показывает роль языка в жизни человека и в жизни общества)
  • «Заочное путешествие в загадочную страну Фразеологию» (материал можно использовать на школьном вечере либо на часе общения, посвящённом Дню родного языка, который можно провести в качестве заключительного мероприятия декады русского языка)
  • «Наш родной язык и такой дорогой!» (внеурочное занятие, которое можно провести с учениками 1-2 классов, для повышения мотивации изучения русского языка)

Основное общее и среднее образование

  • Из опыта организации и проведения Дня родного языка в школе (в разработке предлагаются формы и методы организации Дня родного языка и сценарий проведения праздника)
  • Познавательная игра День родного языка (цель мероприятия: воспитание у школьников любви к родному языку)
  • Филологический квест (игра развивает познавательную активность, культуру общения, эрудицию, смекалку, формирует умение работать в команде, задания связаны с русским языком и литературой)
  • Сценарий ко Дню родного языка (мероприятие знакомит учащихся с историей возникновения Международного дня родного языка, рассматривает проблемы языков на современном этапе)
  • Этнодискотека «Родной язык — душа народа» (сценарий формирует бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре, воспитывает патриотизм, толерантность, развивает речь детей, память, танцевальное искусство, раскрывает таланты ребят)
  • Лингвистическая викторина (прививает любовь к великому русскому языку, пробуждает интерес к нему как к учебному предмету, повышает общую языковую культуру учащихся, содействует развитию логического мышления у школьников)

#ADVERTISING_INSERT#

аспирант кафедры истории и теории исторической науки РГГУ, научный сотрудник Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации.

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

18.10.2015

Сценарий праздника русского языка.

Руденко Зинаида Степановна

учитель русского языка и литературы

Праздник посвящён русскому языку, его красоте и величию, богатству и выразительности.
Мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка, способствует развитию интереса к родному языку, воспитывает бережное отношение к слову.

Оценить




1414

Содержимое разработки

Праздник русского языка.

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово…

А.А.Ахматова

Задачи:

— углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка;

— способствовать развитию интереса к родному языку;

— воспитывать бережное отношение к слову.

Ход праздника.

Ведущий 1. Добрый день! Мы рады видеть вас на празднике, посвящённом родному языку – главному достоинству нашего народа.

Ведущий 2. А.Н.Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».

Ведущий 1. Мы все помним прекрасные строчки стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Ведущий 2. Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка.

Ведущий 1. Сколько замечательных слов сказано о русском языке!

Проведём конкурс на лучшего знатока высказываний о русском языке.Назовите авторов высказываний.

Русский язык богат и выразителен. (В.Г.Белинский).

Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка. (М.В.Ломоносов).

С русским языком можно творить чудеса. (К.Г.Паустовский).

Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого (Ф.И.Буслаев).

Без всякой другой науки человеку ещё можно обойтись; без знания родного языка… обойтись нельзя: это знание – свидетельство на его право быть сочленом в народном обществе, свидетельство его человечности. (И.И.Срезневский).

…человек чрез слово всемогущ;

Язык всем знаниям и всей природе ключ;

Во слове всех существ содержится картина,

Сообществ слово всех и действиев пружина. (Г.Р.Державин).

Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли. (Л.Успенский).

Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Паустовский).

Ведущий 2 О языке народ сложил много пословиц и поговорок.

Чтец 1 «Если хочешь познать истину, начинай с азбуки». «Грамоте учиться – всегда пригодится».

Чтец 2 «Язык до Киева доведёт». «Язык без костей, что хочет, то и лопочет».

Чтец 1 «Язык говорит, а голова не ведает». «Язык голову кормит, он же и спину портит».

Чтец 2 «Язык мал: великим человеком шатает». «Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет».

Чтец 1 «Языком болтай, а рукам воли не давай». «Языком не спеши, делом не ленись». . Чтец 2 «Каков разум, таковы и речи». «Ветер горы разрушает, слово народы поднимает»

Ведущий 1. Сейчас прозвучат стихи о русском языке.

Чтец 3Александр Яшин «Русский язык».

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь – выскажи боль души,

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная, живуч.

Для больших и для малых стран

Он на дружбу,

На братство дан.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Чтец 4 Леонид Андреев «Русское слово».

Прежде, чем пушкинской стало строкою,

Было землёй оно, хлебом и потом.

С пахарем вместе шло за сохою

К новым свершеньям, трудам и заботам.

Разве когда-нибудь было забавой

Слово Некрасова, слово Толстого?

Русское слово и русская слава –

Это рабочая слава и слово.

Чтец 5 Николай Рыленков.

Горят, как жар, слов а

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Ведущий 2. Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

Ведущий 1.В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее.

Эзоп опять покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

Ведущий 2. О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятниками культуры, в том числе по рукописям. Родной язык – это живая связь времён. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены обычаями и традициями. Они теперь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.

Чтец 1.

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмём хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало «воды утекло»,

О смелом мы вправе сказать наперёд:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»

А гуси и утки сухие всегда!

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случалось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!»

Лентяй отдыхает, а время идёт –

«Под камень лежачий вода не течёт».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

«Не дело, мол, воду носить решетом!»

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»

Ведущий 1 Если вы будете в своей речи употреблять меткие, краткие и образные выражения, то вас будут слушать с интересом.

Ведущий 2 Проведём конкурс на лучший рассказ по рисункам с использованием фразеологизмов. (Например. «Провалиться на экзамене». «Плакать в жилетку». «Сесть в калошу». «Принять за чистую монету».)

Ведущий 1 У каждого фразеологизма свой смысл и история возникновения.

Спустя рукава.

Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда и выражение засучив рукава — значит, усердно принявшись за дело. После работы, особенно зимой, рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и выражение спустя рукава — значит, небрежно, кое-как. Время истекло.

Почти три тысячи лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы. Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, т.е. время текло.

Отсюда и выражение: сколько воды утекло с тех пор (как это было давно).

Ведущий 2 Задание залу. Назовите фразеологизмы со словами ноги, глаза, руки, язык, т.е. от головы до ног.

(Глаза боятся, а руки делают; язык до Киева доведет; держать язык за зубами; встать не с той ноги; куда глаза глядят; пустить пыль в глаза; хлопать глазами; глаза на лоб лезут; рукой подать; взять ноги в руки; язык проглотил; язык отнялся; на широкую ногу; под горячую руку; не оторвать глаз; лицо вытянулось).

Ведущий 1. Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, язык невыразителен.

Разыгрывается сценка (два ученика).

Встретились в парке два приятеля.

— Как живёшь?

— Нормально.

— С учёбой как?

— Нормально.

— Как прошла экскурсия в музей?

— Нормально.

— Ты, говорят, болел? Как сейчас себя чувствуешь?

— Нормально.

Вот так поговорили!

Ведущий 2. Мы ходим в школу, чтобы учиться, стать грамотными, компетентными, эрудированными. Писатель Д.И.Фонвизин в комедии «Недоросль» (18 век) в образе Митрофанушки высмеял невежество, лень, тупость, необразованность. Некоторые сцены пьесы и сейчас кажутся вполне современными.

Инсценирование фрагментов комедии «Недоросль» (действие 4, явление 8).

Роли: Правдин, Митрофан, Стародум.

Правдин (взяв книгу). Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна.

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та, покамест, существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Ведущий 1. А много ли Митрофанушек у нас среди знакомых, друзей?

Ведущий 2. Послушайте анекдотическую историю о мнимом грамотее.

(Три действующих лица: рассказчик, неграмотный и грамотей).

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею:

— Будь другом, напиши письмо, а то я не умею.

— Нет, не могу, нога болит, ему ответил тот. – Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.

— Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил. Нет, мне по адресу потом ходить не хватит сил. Ведь почерк у меня такой: трудись хоть целый год, но без меня моё письмо никто не разберёт.

Ведущий 1. В настоящее время наш «великий и могучий» русский язык, к сожалению, оказался в опасности. Сколько жаргонных слов хлынуло в него. Много грубых нарушений норм литературного языка мы слышим по радио, на телевидении, в рекламе, на эстраде.

Ведущий 2. Ошибки в речи не только смешны, но и страшны. Ведь именно язык связывает нас с родиной, её традициями и культурой. Каждый из нас в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов.

Ведущий 1. Вспомним стихотворение И.Бунина «Слово».

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный речь.

Ведущий 2. В заключение прочитаем стихотворение поэтессы А.А.Ахматовой «Клятва», которое было написано в суровые годы Великой Отечественной войны.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/154504-scenarij-prazdnika-russkogo-jazyka

Также вас может заинтересовать

  • Спич (застольная приветственная речь) «Время толерантности»
  • Весёлые старты по ПДД для учащихся 1-4 классов корекционных школ VIII вида.
  • Сценарий конкурса «Да здравствует ЗОЖ!»
  • Презентация программы гражданственно-патриотического воспитания
  • Классный час «Мы все родом из детства»

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

«Праздник русского языка»

Цель: воспитывать чувство гордости за свой родной язык.

Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Ведущий .

— Ребята, сегодня мы с вами собрались все вместе, так как у нас праздник. Как он называется?

— «Праздник русского языка!»

-Да, сегодня мы с вами открываем неделю русского языка в начальных классах.

Мы – граждане России. Наш язык – русский . Известные мастера русского слова: Ломоносов, Тургенев, Пушкин, Горький высоко ценили русский язык, как язык великого талантливого народа.

Давайте сейчас прочитаем высказывания великих писателей о русском языке.

«С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.» (К. Г. Паустовский)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.» (И. С. Тургенев)

«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет.» (К. Г. Паустовский)

Чтобы быть грамотными гражданами страны в школах мы изучаем русский язык. И сегодня мы с вами отправимся в страну «Русского языка», в которой живут буквы, слова, знаки препинания.

— Давайте вспомним эти знаки. В этом нам помогут ребята .

Сценка «Пунктуационные знаки».

На сцену выходят дети (знаки препинания) с большими белыми бумажными карманами на груди.

Ведущий. Все они в масках. Давайте попробуем угадать, какой знак препинания скрывается за каждой из них.

1 маска. Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом.

Дети. Вопросительный знак.

Вопросительный знак. Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько?

Почему? Зачем?

Где? Куда? Какая?

Отчего? О ком?

Что? Кому? Который?

Чья? Какие? В чем?

Вот какой я мастак,

Вопросительный знак.

Ведущий. Прошу вторую маску загадать загадку.

2 маска. Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца.

Дети. Восклицательный знак.

Восклицательный знак. Правильно, ребята!

Обычно в предложении

Стою я для того,

Чтоб выделить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество…

Мне право от рождения

В грамматике дано:

Где я, то предложение

С особым выражением

Произнестись должно!

Ведущий. Следующая маска, ваша загадка.

3 маска. Загораживает путь, предлагает отдохнуть.

Дети. Точка.

Точка. У меня особый пост

В самой малой строчке.

Если точка – вывод прост:

Это значит – точка.

Фразу следует кончать,

Если точка рядом.

Точку надо уважать.

Точку слушать надо.

И хотя она твердыня

В книге и в тетради,

Без особого труда

Можно с ней поладить,

Если только мысли нить

От воды избавить,

Если точку не забыть

Вовремя поставить.

Ведущий. А теперь прошу представиться остальных.

Многоточие. Я – многоточие.

Обо мне сложены такие строчки:

Стоят три кумушки рядком,

Ведут беседу, но тайком,

Какими-то далекими

Туманными намеками…

Двоеточие. Я – двоеточие.

Обо мне говорят так:

Двоеточие глазастое.

Ходит знаниями хвастая:

Так и хочется ему

Разъяснить нам, что к чему.

Тире. Я – тире.

Лягу палочкой на строчку,

Проходите по мосточку.

Скобки. Мы – скобки.

Словам раскрываем объятья:

Ждем в гости вас, милые братья!

Кавычки. Мы – кавычки.

О нас есть такие стихи:

Всегда подслушать норовят

То, что другие говорят…

Запятая. Я – запятая.

Обо мне говорят:

Выйдет на дорожку

Всем подставит ножку.

Но так говорят мои враги. Я же помогаю людям читать. Там, где я стою нужно сделать небольшую паузу.

Ведущий. Знаки нужно уважать,

Правильно употреблять.

Все знаки. Никогда не забывать.

Ведущий : на уроках русского языка вы знакомитесь со многими правилами, которые помогают вам при письме.

5. Чтение учащимися стихотворения «Грамматика»

Грамматика, грамматика, —

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье!

Не составишь телеграмму

И открытку не отправишь,

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравишь!

Отправляя поздравленье,

Помни правила склоненья,

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

А приставки и частицы –

Вроде хитреньких зверьков:

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников!

Ты к себе их приручи,

Их привычки изучи!

Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным и только!

Все запомнишь, все поймешь!

Ведущий :

но бывают случаи, когда дети не хотят учить уроки, ленятся познавать новые знания.

6. Сценка «Ленительный падеж».

— Послушайте, что думал мальчик из стихотворения Граубина, которое называлось «Ленительный падеж».

Спросили Лежебокина:
— А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Из-за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
— В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
— Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
— Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!

Ведущий: — Вот какой был ленивый Лежебокин.

— Ребята, а почему этого мальчика прозвали Лежебокин?

— И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных у нас в стране немного.

Ведущий :

Все знают, что урок русского языка дело серьёзное. И многие из вас огорчаются, увидев много ошибок в тетради. Очень важно, изучая русский язык, научиться правильно и грамотно писать слова и предложения.

Сценка «Словечки – калечки» Юлиан Тувим.

Грустный, сонный, невесёлый

Ежи наш пришёл из школы,

Сел к столу, разок зевнул

И над книжками заснул.

Тут явились три словечка:

«Апельсин», «Сосна», «Колечко».

.Подошли они все трое

И сказали:»Что такое?»

Что ты Ежи сделал с нами?

Мы пожалуемся маме!»

«Я, — воскликнул «Апельсин»,

Никакой не «Опельсын» !

«Я, — расплакалось «Колечко», —

Никакая не «Калечка»!

«Я, — разгневалась «Сосна», —

Я до слёз возмущена!

Можно только лишь со сна

Написать, что я «Сасна» !

«Мы, слова, оскорблены

Тем, что так искажены!

Ежи , Ежи, брось лениться!

Так учиться не годится!

Не возможно без внимания

Получить образование!

Будет поздно! Так и знай!

Станет неучем лентяй!

Если ты ещё хоть раз

Искалечишь, мальчик, нас,

Мы с тобой поступим круто,

Нашей честью дорожа:

Имя «Ежи» в полминуты

Переделаем в «Ежа»!

Будешь ты ежом колючим!

Вот как мы тебя проучим!»

Ежи вздрогнул, ужаснулся,

Потянулся и проснулся.

Подавил зевоту,

Взялся за работу!

Ведущий :

В русском языке важно правильно ставить ударение. Послушайте стихотворение:

«Мне слово «чудно»

изменить не трудно:

Поставим ударение на «О» —

Исчезло «чудно»,

Родилось «чудно».

Ведущий :

— Объясните смысл слова «чудно» — (великолепно, красиво)

— А смысл слова «чудно» — (весело, смешно).

Ведущий:

— вот как может измениться смысл слова, если ударение поставить не в том месте.

Сценка «Ударение».

(Комната. По комнате ходит девочка Таня, держится за голову)

Таня: Очень болит голова, а так хочется пойти в школу. Надоело болеть. Нужно лекарство принять.

(Берет бутылочку с лекарством, читает) Принимать 3 раза в день по 1 столовой ложке после приема пищи)

(Таня принимает лекарство и начинает пищать)

Брат: Что случилось, Таня? Почему ты пищишь?

Таня: Я лекарство приняла. Там написано…. (Читает).

Брат: Таня, но ты неверно прочитала. Принимать после приема пИщи, а не пищИ!

Таня: Ой! И правда, учительница нам в школе говорила, что

От постановки ударения зависит смысл слова.

Ведущий:

— ребята, ещё мне хочется обратиться к вам, чтобы изучая русский язык, вы вырабатывали навыки каллиграфии, правильного, красивого, разборчивого письма. А иначе с вами может произойти подобная история.

Сценка «О грамотее и больной ноге»

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею.

— Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…

— Нет, не могу, нога болит, — ответил хмуро тот.-

Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.

— Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.

— Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.

Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,

Но без меня моё письмо никто не разберёт.

Ведущий :

— ребята, в завершении нашего праздника, послушайте стихотворение: «Выучи русский язык!»

Стихотворение «Выучи русский язык!».

1 -й ученик:

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

2-й ученик:

Он твой наставник — великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

3-й ученик:

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово — свободы зарница,
Выучи русский язык!

4-й ученик:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово —
Выучи русский язык!

5-й ученик:

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спасенный мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!

Праздник

«Русского

языка»

Цели : показать детям важность изучения русского языка;

воспитывать любовь, интерес к русскому языку;

воспитывать гордость за свой родной язык.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник день психолога сценарий
  • Праздник день рубля
  • Праздник день психического здоровья
  • Праздник день роты охраны
  • Праздник день психиатра