Праздник день штурмана

Ежегодно 25 января в России отмечается профессиональный праздник — День штурманов Военно-Морского Флота Российской Федерации — военнослужащих, чья деятельность напрямую связана с прокладкой курсов кораблей, судов и авиации ВМФ, исчислением перемещени...

День штурмана Военно-Морского Флота России В истории великих географических открытий имена штурманов стоят в одном ряду с командирами кораблей и адмиралов (Фото: xavier gallego morell, по лицензии Shutterstock.com)

Ежегодно 25 января в России отмечается профессиональный праздник — День штурманов Военно-Морского Флота Российской Федерации — военнослужащих, чья деятельность напрямую связана с прокладкой курсов кораблей, судов и авиации ВМФ, исчислением перемещения и контролем за исправной работой навигационных приборов.

Раньше День штурмана ВМФ праздновался в день весеннего (20-21 марта) и день осеннего (22-23 сентября) равноденствий. Именно в эти дни можно точно и без инструментов определить стороны света — Солнце восходит строго на востоке, а заходит, соответственно, на западе.

Но с 1997 года, в соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 года «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности», День штурмана Военно-Морского Флота отмечается 25 января, в день основания штурманской службы Российского флота в 1701 году Петром I.

Необходимость подготовки отечественных капитанов и штурманов возникла с началом строительства в России военного флота. Реализацией этой идеи стало создание в Москве Школы математических и навигацких наук в Сухаревой башне, в связи с указом Петра I, в котором было сказано: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Этот день и является датой основания штурманской службы российского флота.

Заметим, что император Петр I также издал Устав, в котором были прописаны некоторые основные правила и ограничения для штурманов: «Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают» или «Штурманов во время баталии на верхнюю палубу не пущать, ибо они своим гнусным видом, всю баталию расстраивают».


Сегодня речь идет о штурманской службе не только ВМФ, но и всего флота России (Фото: andrej pol, по лицензии Shutterstock.com)

Многие известные флотоводцы начинали воинскую службу с должности штурмана корабля. Среди них и адмиралы, заложившие основу современного флота России, такие как: С.Горшков, В.Михайлин, А.Михайловский и многие другие. В истории великих географических открытий имена штурманов стоят в одном ряду с командирами кораблей и адмиралов. Только в Приморском крае имена штурманов российского флота увековечены в названиях 64 мысов, 12 островов, 3 полуостровов, 9 бухт.

Профессия корабельного и флагманского штурмана считается особенно трудной и ответственной, а также, как записано в Правилах организации штурманской службы на кораблях ВМФ: «работа штурмана в походе носит творческий характер». Причем сегодня речь идет о штурманской службе не только ВМФ, но и всего флота России.

По традиции, в этот день командование ВМФ поздравляет всех штурманов российского флота с их профессиональным праздником, а наиболее отличившиеся удостаиваются наград, поощрений и благодарностей.

Профессиональный праздник военнослужащих Вооруженных сил РФ, которые по долгу службы прокладывают курс военным кораблям, судам и самолетам морской авиации, исчисляют их перемещения и следят за исправностью навигационных приборов, называют Днем штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации. А отмечают этот замечательный праздник 25 января.

Эту дату выбрали потому, что 25 января 1701 года российский император Петр I издал Указ об основании Школы математических и навигацких наук, которая расположилась в Москве, в здании Сухаревой башни.

А спустя почти три столетия, 15 июля 1996 года, согласно приказу Главнокомандующего ВМФ России адмирала флота Феликса Громова, 25 января стали ежегодно официально отмечать как День штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации.

Собственно, до этого штурманы тоже отмечали свой праздник, но в другой день. Точнее, в отличие от большинства профессиональных праздников, на него было выделено две даты в году – 21 марта и 23 сентября. Такой выбор объяснялся просто: это дни весеннего и осеннего равноденствия. Только два дня в году морякам не нужны приборы, чтобы определять стороны света. Ведь не все знают, что только 21 марта и 23 сентября солнце восходит строго на востоке, а садится на западе.

Теперь же российские навигаторы отмечают свой праздник, опираясь на военно-морские традиции и факт из отечественной истории.

В наши дни на флоте 25 января проходит награждение наиболее отличившихся штурманов. Они получают от командования поощрения, благодарности и награды, а от сослуживцев и родных принимают поздравления с профессиональным праздником.

Редакция «Военного обозрения» также поздравляет штурманов, несущих службу, а также тех из них, кто сейчас в отставке, особенно ветеранов штурманской службы. Каждому, кто обеспечивал и обеспечивает навигационную безопасность боевых кораблей, подводных лодок, судов и морской авиации, мы желаем крепкого здоровья и всех земных благ!

День штурманской службы ВВС России в 2023 году:

24 марта, пятница

День штурманской службы ВВС России

Несмотря на обилие современных технологий, штурманская работа в российских вооружённых силах по-прежнему остается за людьми. Это обосновано армейской спецификой: невозможностью доверить ключевые узлы управления уязвимым на расстоянии оперативным системам.

«День штурманской службы ВВС России» является профессиональным праздником всех военных пилотов страны. Он ежегодно отмечается 24 марта.

Историческая справка.

В своём современном формате праздник был создан в 2000 году отдельным приказом тогдашнего главнокомандующего ВВС РФ Корнуковым А.М. за номером 262/8. Профессиональная дата для события была выбрана 24 марта, так как именно в этот день в 1916 году в стране появилась Единая Центральная авианавигационная станция.

Необходимость введения отдельной штатной штурманской должности в экипаже военного самолета появилась ещё во времена Первой мировой войны. В обязанности штурмана входил не только мониторинг текущих координат воздушного судна и выстраивание его дальнейшего пути, но и координация экипажа самолёта с различными наземными профильными службами (аэронавигационной, метеорологической, инженерно-техническая и т.д.).

Во время полета штурман находился с ними постоянно связи через единый авианавигационный центр. Штурман сличал карты с местностью, находил необходимые ориентиры и указывал лётчику направление его движения. Позднее к обязанностям штурмана также добавились обслуживание и ремонт навигационного оборудования как борту судна, а также его дублирующих систем, закрепленных за экипажем на земле.

Период становления отечественной штурманской авиации неразрывно связан с именем Бориса Васильевича Стерлигова. Он первым в СССР разработал и оптимизировал для всех моделей и типов самолётов единую методику самолетовождения по компасу (как в дневное, так и в ночное время). Также этот выдающийся инженер создал автоматические барометрические измерители высоты и коридора скорости самолета, солнечный курсовой указатель и линзовый навигационный визер.

Кто и как отмечает.

Несмотря на то, что «День штурманской службы ВВС России» задумывался в качестве узкопрофессионального армейского события, он широко отмечается штурманским и пилотным составом не только военных, но и гражданских судов. Этот день особо отличившиеся военнослужащие получают от командования внеочередные звания, а гражданские специалисты различные ценные именные подарки.

Часто в этот день в ВВС устраиваются лётные показательные выступления. Команды гражданских пилотов показывает своё мастерство в «авиадартсе». Далее праздник переходит застолье и отмечается коллегами и сослуживцами в непринужденной обстановке.

Занимательные факты:

  • Сегодня на гражданских судах обязанности штурмана обычно выполняет автоматический электронно-программный комплекс. Контролем за ним занимается второй пилот;
  • Несмотря на всеобщую цифровизацию, в курс подготовки любого современного пилота в обязательном порядке входит обучение работе с аналоговыми «ламповыми» приборами. Они нужны на случай сбоя в цифровых данных при прохождении самолета через зоны высокой турбулентности, особо сильные грозы и при попадании молнии в борт.

Какого числа День штурманской службы ВВС России в 2024, 2025, 2026 году

2024

24 марта, воскресенье

2025

24 марта, понедельник

Крейсер. Военный корабль. Флот.

Крейсер. Военный корабль. Флот.
Фото: Pexel

25 января отмечают День штурманов Военно-Морского флота РФ. Рассказываем об истории появления праздника, о том, что входило в обязанности штурманов в прежние времена, и чем они занимаются сейчас

Более трехсот лет назад, 25 января 1701 года, российский император Петр I издал указ об основании Школы математических и навигацких наук, которая расположилась в Москве, в здании Сухаревой башни. Именно этот день считают датой основания штурманской службы Российского флота.

История Дня штурмана ВМФ

Раньше День штурмана ВМФ праздновался дважды в год – в день весеннего (20-21 марта) и день осеннего (22-23 сентября) равноденствий. Именно в эти дни можно точно и без инструментов определить стороны света – солнце восходит строго на востоке, а заходит строго на западе.

C 1997 года приказом Главнокомандующего ВМФ РФ День штурмана Военно-Морского флота отмечается 25 января, в день основания штурманской службы Российского флота.

Многие известные флотоводцы начинали воинскую службу с должности штурмана корабля. Среди них и адмиралы, заложившие основу современного флота России. В истории великих географических открытий имена штурманов стоят в одном ряду с командирами кораблей и адмиралов. Имена многих штурманов российского флота увековечены в названиях мысов, островов, полуостровов и бухт, сообщает «Календарь событий».

Мачта. Корабль. Море.

Мачта. Корабль. Море.

Фото: Pexel

Что делает военно-морской штурман

Профессия корабельного и флагманского штурмана считается особенно трудной и ответственной, но при этом к ней нужен творческий подход.

В ведении штурмана находятся морские карты и лоции (описания особенностей определенных районов моря, с указанием глубин, течений, мелей и рифов, банок и т.д.). Раньше штурман должен был заниматься картографированием, сверять реальные береговые линии с картой и при необходимости вносить исправления, рассказывает global-ocean.ru.

В обязанности штурмана входит предупреждение капитана о возможных опасностях – скалах, рифах, мелях, течениях, которые могут увести с курса или повредить корабль. Во время остановки у берега штурман должен выбрать удачное место, достаточно глубокое, чтобы можно было без опасений отдать якорь.

Чайка. Море. Причал.

Чайка. Море. Причал.

Фото: Pexel

Как отмечают День штурманов ВМФ

В этот день, по традиции, командование ВМФ поздравляет всех штурманов Российского флота с их профессиональным праздником, проходит награждение наиболее отличившихся штурманов. Они получают от командования поощрения, благодарности и награды, а от сослуживцев и родных принимают поздравления с профессиональным праздником, пишет topwar.ru.

День штурманов Военно-Морского Флота Российской Федерации 

Дата в 2023 году: 25 января , среда
Другие названия:   День штурмана ВМФ, День навигатора
Учрежден:  

приказ № 253 Главнокомандующего ВМФ РФ Ф. Громова от 15.07.1996

Значение:   дата приурочена к формированию первой школы штурманов ВМФ Российской империи 25.01.1701
Традиции:   торжественные парады; вручение правительственных наград, званий; объявление благодарностей

Чтобы попасть в любое нужное место, в котором раньше не приходилось бывать, достаточно обратиться к современным девайсам (ввести координаты в навигатор, который мгновенно проложит оптимальный маршрут следования) или по старинке воспользоваться картой. Эти варианты подходят для простых обывателей и любителей-путешественников.

Определением оптимальных маршрутов с учетом особенностей транспорта, цели следования, перевозимых грузов и предстоящего пути занимаются специалисты – штурманы. В некоторых случаях они работают в паре с логистами. Штурман – это своего рода опытный проводник, который превосходно ориентируется в незнакомой обстановке при любых условиях с помощью различных навигационных устройств и приборов. Данная категория специалистов особенно востребована в транспортной отрасли: морском деле, авиации и других. Именно таким профессионалам и посвящен этот праздник.

Содержание статьи

  1. Когда отмечается
  2. Кто празднует
  3. История праздника
  4. О профессии
  5. Интересные факты

Когда отмечается

День штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации принято отмечать 25 января ежегодно. Событие было учреждено приказом Главнокомандующего ВМФ РФ Ф. Громова от 15 июля 1996 г. № 253. В 2023 году дату справляют 27-й раз.

Кто празднует

Событие отмечают военные морские штурманы: помощники капитанов (шкиперы), капитаны корабельных судов, учащиеся военно-морских училищ и все те, кто связал свою жизнь с этой увлекательной, ответственной и опасной профессией.

История праздника

Календарной точкой отсчета для празднования Дня штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации стал день основания Петром Великим в Москве «Школы математических и навигацких наук» 25 января 1701 года.

Сама профессия штурмана возникла с момента зарождения кораблестроения на Руси, когда появилась необходимость длительных морских путешествий. Все рыбаки для того, чтобы обеспечить свою семью (ловля рыбы для еды или на продажу), вернуться домой живыми и с уловом, просто не могли игнорировать погодные условия, особенности морского ландшафта и фарватера, а также другие моменты.

До 1997 г. морские штурманы отмечали свой профессиональный праздник в дни весеннего равноденствия дважды в году – 21 марта и 23 сентября, поскольку в эти даты очень легко определять стороны света без специальных навигационных приборов и устройств.

О профессии

Штурман (в переводе с голландского – «человек за рулем») – это первоклассный специалист, умеющий грамотно работать с соответствующим оборудованием. При необходимости он может легко справиться с поставленной задачей и без него. Штурман не просто следит за работой приборов, способных выйти из строя в самый неподходящий момент, и сопоставляет адекватность показаний. Он вместе с капитаном принимает решения, от которых зависит судьба членов экипажа.

Данный специалист должен обладать обширнейшим багажом знаний в различных областях: география и топография, картография, радиоэлектроника и кораблестроение, метеорология и другие. От него требуется умение владеть собой в критических ситуациях, наличие аналитического креативного мышления и способности быстро оценивать ситуацию.

Интересные факты

Существительное «небоскреб» вошло в наш язык благодаря морякам. Так в древности (более 2 сотен лет назад) называли верхние треугольные паруса, которые при сильном ветре могли гнуть мачту.

Какого числа День штурманов Военно-Морского Флота Российской Федерации в 2024, 2025, 2026 году

2024 2025 2026
25 январяЧт 25 январяСб 25 январяВс

Другие праздники

Праздники России

Читать ~3 мин.

Сколько просмотров за сегодня: 3
Сколько всего было просмотров: 6169

25 января – День штурмана Военно-морского флота

25 января - День штурмана ВМФ

День штурмана ВМФ в России отмечается 25 января каждый год. История развития штурманского дела на флоте и задачи на современном этапе в материале Военпро. Также вы сможете купить подарки на День штурмана ВМФ.

История появления штурманской службы

Отцом-основателем российского военно-морского флота является Петр Великий. Именно он во время своего обучения за границей перенял опыт передовых держав того времени, а затем внедрил его на родных просторах. Важнейшую роль в координации передвижения эскадры и отдельных судов играла навигация. Тогда еще не было сложных и высокоточных приборов, которые позволяли бы прокладывать маршрут еще в порту.

Приходилось ориентироваться по картам, которые далеко не всегда были составлены верно. Нередко моряки ориентировались по звездам или другим естественным источникам информации.

Поэтому 25 января 1701 года Петр Великий издает Указ об основании штурманской школы для нужд флота. Новобранцы изучали навигацию, математические науки, а также хитрости мореходных учений. Примечательно, что открыта была школа в Москве, которая не имеет прямого выхода к морю. Обучение велось в стенах Сухаревской башни, а в качестве преподавателей император пригласил иностранных специалистов. Здесь проходили подготовку не только военные, но и гражданские специалисты.

Уже первые выпускники смогли доказать, что средства, потраченные на их подготовку, не пропали даром. Российский флот развивался очень быстро, так что в течение нескольких десятилетий он смог выйти на невероятный уровень.

Помимо военных успехов немаловажную роль играли и географические открытия. Особенно стоит отметить исследование Северных вод, где помимо основных опасностей, подстерегающих моряков, встречались также айсберги и ледяные преграды. Но это не помешало смелым первооткрывателям составить точные карты и открыть новые земли.

Значение флотского штурмана на современном этапе

Развитие технологий позволило достичь выдающихся результатов в области навигации. Сейчас корабли имеют возможность получать непосредственную обстановку прямо со спутников, чтобы иметь сведения о малейших препятствиях у себя на пути. Но работать со сложной техникой могут только хорошо обученные специалисты, поэтому подготовка ведется очень качественно.

Причем, штурманов обучают и владению методами навигации из прошлых столетий. Если вдруг откажет техника, то корабль не должен остаться без курса. Всего же ученики должны освоить за время прохождения учебы:

  • географию;
  • картографию;
  • радиоэлектронику;
  • метеорологию;
  • навигационные науки.

День Штурмана ВМФ РФ до 1996 года отмечался дважды в год 21.03 и 23.09 соответственно. Только с 15.07.1996 был издан приказ об установлении даты годового праздника штурманов на 25.01. В этот день на флоте проводятся торжественные мероприятия, а командование вручает награды особенно отличившимся штурманам.

За порядком на флоте следит Главный штурман ВМФ России. Сейчас этот пост занимает контр-адмирал Эдуард Энделевич Луйк. А вообще в обязанности штурмана входит:

  1. Составление оптимального безопасного маршрута, чтобы корабль пришел в заданную точку в обозначенные командованием сроки.
  2. Быстрое реагирование на изменяющуюся обстановку, изменение маршрута движения для избежания столкновений с другими судами или обхода опасной погодной зоны.
  3. Отслеживание показателей контрольного оборудования, ведение наблюдений за техническим состоянием вверенной техники.
  4. Во время стоянки проверка работоспособности всех систем, чтобы судно отправлялось из порта с гарантированно исправным оборудованием.
  5. Поддержание внутреннего порядка в БЧ-1, координирование действий помощников.
  6. Проведение переговоров с другими штурманами для согласования безопасного курса.
  7. Ведение эксплуатационной и отчетной документации.

Штурманская боевая часть на флоте имеет обозначение БЧ-1, что еще раз свидетельствует о ее важности. Командир БЧ-1 назначается из числа самых опытных штурманов, прошедших хорошую подготовку не только в теоретическом, но и в практическом плане. Должности БЧ-1 на корабле также закрепляются за офицерами-инженерами. В зависимости от класса корабля обычно у командира не более 1-2 заместителей.

Нагрудный знак "Штурман ВМФ - 300 лет флоту"

Награды штурмана:

  1. Нагрудный знак «Штурман ВМФ – 300 лет флоту». Представляет собой стилизованную якорную цепь по контуру, внутри которой располагаются навигационные приборы. Внизу композиции имеется надпись «300», а сверху – флаг ВМФ с эмалью. Знак имеет винтовое крепление и изготавливается из легкого сплава.
  2. Знак отличия «Штурман ВМФ». Композиция состоит из морского якоря, окантованного стилизованной цепью. По центру на нем закреплены навигационные приборы, а сверху композицию венчает малый государственный герб РФ.
  3. Знак отличия «Штурман-подводник». Обрамление из стилизованной якорной цепи и сам якорь совпадают с оформлением предыдущего знака. Но вместо навигационных приборов по центру располагается подводная лодка, а сверху – символ удачи подкова. При этом закрутка имеет вид стилизованного кругового механизма для задраивания люка. Выполняется из прочного и тяжелого металлического сплава.

Медали штурмана также можно заказывать и самостоятельно. «Военпро» предоставляет подобную услугу, гарантируя высокое качество исполнения. Примеры готовых работ можно посмотреть в каталоге, а еще есть возможность заказать изделия по индивидуальным эскизам после предварительного обсуждения с менеджером.

Что подарить штурману Военно-морского флота?

Кепка-немка "За ВМФ" - отличный подарок для штурмана!

День штурмана ВМФ 2018 наступает совсем скоро, поэтому военторг «Военпро» подготовил специальные подарки для представителей этой профессии. В первую очередь в качестве презента стоит рассматривать компас. Этот аксессуар пригодится при выполнении своих обязанностей. Также на сайте можно найти флаги, фляги, чашки с принтами, разнообразные сувенирные медали и знаки отличия.

Если у вас среди друзей или родственников есть штурманы, то их необходимо поздравить с профессиональным праздником. Поздравление с днем штурмана желательно подкрепить подарком. У нас вы можете заказать различные сувениры, с символикой ВМФ, которые порадуют любого военнослужащего в день штурмана. Сувенир для штурмана должен отражать суровую мужскую деятельность с долей романтики.

Подарки штурманам обойдутся не слишком дорого, поэтому все желающие имеют возможность приобрести их в достаточном количестве. В комментариях можно поделиться своими впечатлениями о службе на ВМФ и загрузить фотографии из собственного архива.

ПРОИЗВЕДЕМ ЛЮБУЮ АТРИБУТИКУ, ТАКТИЧЕСКИЕ АКСЕССУАРЫ, НАГРУДНЫЕ ЗНАКИ И МЕДАЛИ, ОДЕЖДУ И МНОГОЕ ДРУГОЕ С СИМВОЛИКОЙ ПО ВАШЕМУ ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ЗАКАЗУ!

Связывайтесь по интересующим Вас вопросам с нашими менеджерами.

Новости / История / Памятные рубежи

7:04 / 25.01.20

День штурмана Военно-Морского Флота России

День штурмана Военно-Морского Флота России

Сегодня День штурмана ВМФ России / Фото: pikabu.ru

Ежегодно 25 января в России отмечается профессиональный праздник — День штурманов Военно-Морского Флота Российской Федерации — военнослужащих, чья деятельность напрямую связана с прокладкой курсов кораблей, судов и авиации ВМФ, исчислением перемещения и контролем за исправной работой навигационных приборов.

Раньше День штурмана ВМФ праздновался в день весеннего (20-21 марта) и день осеннего (22-23 сентября) равноденствий. Именно в эти дни можно точно и без инструментов определить стороны света — Солнце восходит строго на востоке, а заходит, соответственно, на западе.

Но с 1997 года, в соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 года «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности», День штурмана Военно-Морского Флота отмечается 25 января, в день основания штурманской службы Российского флота.

den-shturmana-14(1).jpg

Фото: retina.news.mail.ru

Необходимость подготовки отечественных капитанов и штурманов возникла с началом строительства в России военного флота. Реализацией этой идеи стало создание в Москве Школы математических и навигацких наук в Сухаревой башне. В указе Петра I от (12) 23 января 1701 года было сказано: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению». Этот день является датой основания штурманской службы российского флота, но официальное празднование установлено на 25 января.

Заметим, что император Петр I также издал Устав, в котором были прописаны некоторые основные правила и ограничения для штурманов: «Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают» или «Штурманов во время баталии на верхнюю палубу не пущать, ибо они своим гнусным видом, всю баталию расстраивают».

Многие известные флотоводцы начинали воинскую службу с должности штурмана корабля. Среди них и адмиралы, заложившие основу современного флота России, такие как: С.Горшков, В.Михайлин, А.Михайловский и многие другие. В истории великих географических открытий имена штурманов стоят в одном ряду с командирами кораблей и адмиралов. Только в Приморском крае имена штурманов российского флота увековечены в названиях 64 мысов, 12 островов, 3 полуостровов, 9 бухт.



Профессия корабельного и флагманского штурмана считается особенно трудной и ответственной, а также, как записано в Правилах организации штурманской службы на кораблях ВМФ: «работа штурмана в походе носит творческий характер». Причем сегодня речь идет о штурманской службе не только ВМФ, но и всего флота России.

По традиции, в этот день командование ВМФ поздравляет всех штурманов российского флота с их профессиональным праздником, а наиболее отличившиеся удостаиваются наград, поощрений и благодарностей.

МОСКВА, Calend.ru
21

Оригинал

Теги: Профессиональный праздник, День штурманов ВМФ РФ, прокладка курса, навигация

В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о
том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями,
деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных
организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете
деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности» (официальные источники: сайт «Российской газеты» (соответствующие разделы сайта
https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта
https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают уникальные военные специалисты, без которых практически была бы невозможна навигация. Именно они прокладывают курс военным кораблям и судам. Их имена часто стоят в одном ряду с командирами и адмиралами.

Вадим Абрамов — командир отделения рулевых на корвете «Гремящий». Штурман в третьем поколении. Принимал корабль в состав Тихоокеанского флота и совершил переход из Балтики до пункта базирования — в порт Владивосток. Подобный маршрут совершал и отец Вадима, также в должности штурмана.

«Прошли три океана. Это беспрецедентный переход. Даже не каждый штурман может получить такой опыт за всю службу», — говорит командир штурманской боевой части корвета «Гремящий» Вадим Абрамов.

Штурманы, рулевые, сигнальщики никогда не покидают ходовой мостик — они главные помощники командира. От них зависит не только навигация, но и точность артиллерийских и ракетных ударов.

Штурманская рубка на современном корабле — это десятки навигационных приборов, в том числе спутниковых, которые не дадут потеряться в бескрайних океанских просторах. И все же штурмана всегда найдешь на своем рабочем месте, склонившимся над картой с линейкой, циркулем и простым карандашом в руке.

И если оборудование вдруг выйдет из строя, то моряки могут вести корабль и без помощи компьютеров, а просто по звездам. Для этого на кораблях есть приборы, которые использовали еще в древности — астрономический глобус, секстант и хронометр.

Именно поэтому курсанты Тихоокеанского высшего военно-морского училища и других флотских вузов в первую очередь учатся работать с картами.

День штурмана отмечается 25 января. Эта дата выбрана неслучайно, именно в этот день в 1701 году Петр Великий издал указ о создании «Школы математических и навигацких наук». Навигация — одна из основных дисциплин в военно-морских вузах. Науку кораблевождения изучает каждый будущий военный моряк.

Старший лейтенант Николай Микенко получает дополнительные штурманские уроки в высших военных классах академии Кузнецова. Молодой офицер горит желанием расти по службе. А для этого нужно знать все тонкости навигации.

«Корабль может повернуть влево или вправо, и попасть в какой-то навигационный ориентир. Случится авария. Поэтому штурман должен четко следить за удержанием курса и скорости», — считает командир артиллерийской минно-торпедной боевой части Николай Микенко.

Как и сотни лет назад, ни один корабль в море без штурмана не выйдет. Ведь каким бы современным не было оружие, выполнить поставленную задачу сможешь только в том случае, если вовремя окажешься в конкретном районе Мирового океана.

Материал подготовил: Денис Ивлев

Просмотров: 1 744

Ещё с петровских времён на флоте особую значимость получила профессия штурмана, а чествовать знатоков навигации в определённый день стали уже в современной России.

25 января – день штурмана ВМФ

Контр-адмирал Эдуард Луйк.

В этом году исполнится 25 лет с тех пор, как согласно приказу главнокомандующего ВМФ 25 января свой профессиональный праздник отметят специалисты, прокладывающие курс военным кораблям, судам и самолётам морской авиации, исчисляют их перемещение, ведут контроль за исправной работой навигационных приборов.
Каждый моряк и лётчик понимает, насколько важно тщательно изучить новый район Мирового океана, качественно проложить курс корабля, предусмотреть меры безопасности мореплавания и полёта. Накануне Дня штурмана ВМФ об особенностях профессии и важнейших достижениях в беседе с корреспондентом «Красной звезды» рассказал главный штурман Военно-Морского Флота контр-адмирал Эдуард Луйк.

– Эдуард Эндельевич, как в своё время определяли дату празднования штурманской службы?
– Профессия штурмана зародилась с выходом в свет указа Петра I об учреждении Школы математических и навигацких наук (Навигацкой школы). Произошло это 25 января 1701 года. Так было создано одно из первых в России государственных учебных заведений, которое положило начало развитию штурманской службы.
В истории современной России именно эту дату и определили для профессионального праздника специалистов штурманской службы ВМФ. Соответствующий приказ 15 июля 1996 года подписал занимавший тогда должность главнокомандующего Военно-Морским Флотом адмирал флота Феликс Николаевич Громов. Начиная с 1997 года на протяжении уже четверти века именно 25 января отмечают свой профессиональный праздник специалисты штурманской службы.
А до этого в нашей стране День штурмана ВМФ отмечался дважды в год в дни, связанные с положением земли относительно солнца. Для празднования были выбраны даты весеннего (20–21 марта) и осеннего (22–23 сентября) равноденствия. Думаю, многим понятна связь профессии с астронавигацией: из всех специалистов в ВМФ штурманы больше всех применяют свои знания в этой области.
– Как традиционно отмечают свой праздник флотские знатоки навигации?
– Профессия штурмана во все времена была ответственной и творческой. Она постоянно требует получения новых знаний, обобщения опыта, совершенствования практической деятельности. По многолетней и нерушимой традиции в свой профессиональный праздник штурманская служба подводит итоги года, организует торжественные мероприятия, чествует лучших штурманов ВМФ. Особое внимание оказывается лучшим преподавателям штурманской специальности военных учебных заведений и отличившимся курсантам.
– Насколько всеохватна структура штурманской службы?
– Штурманская служба ВМФ объединяет личный состав штурманских боевых частей кораблей и подводных лодок, офицеров штабов различных уровней, научно-педагогический состав специальных кафедр и циклов. Основу штурманской службы составляют офицеры штурманских боевых частей и флагманские штурмана соединений.
Структура штурманской службы тщательно продумана и рассчитана, что позволяет корабельным специалистам успешно решать задачи, стоящие перед кораблями Военно-Морского Флота. А это, прежде всего, обеспечение точного и безопасного плавания, выработка навигационных данных для всех потребителей корабля, включая высокоточное оружие.
– Каким выдался 2021 год для Военно-Морского Флота?
– Задачи, поставленные штурманским службам флотов в 2021 году, успешно решены. В прошедшем году заметно возросла интенсивность оперативной и бое­вой подготовки флотов. Особого внимания заслуживает успешное решение задач в ходе учений в океанских районах под руководством главнокомандующего Военно-Морским Флотом с выполнением межфлотского манёвра сил с созданием межвидовых группировок.
В 2021 году штурмана решали задачи на кораблях и подводных лодках, несущих боевую службу и боевое дежурство, при выполнении специальных задач, в дальних морских походах и учениях, а также в ходе плановой боевой подготовки.
Большую значимость имеет опыт, полученный штурманами в морях Арктики и Антарктики, при выполнении учебных стрельб современным оружием из новых, нетрадиционных для боевой подготовки районов. Важен и штурманский опыт обеспечения высокоточного плавания дизельных подводных лодок Черноморского флота в Средиземном море. Весомое значение имеет кругосветный поход океанографического исследовательского судна «Адмирал Владимирский». В числе его положительных итогов можно назвать ценные сведения о навигационно-гидрографических и гидрометеорологических особенностях районов плавания.
Анализируя полученный за год опыт, хочу отметить, что на маршрутах каждого плавания проходила проверка сведений, описанных в Лоциях, руководствах и пособиях по навигации. Полученные уточнения сразу вносились на карты, так как своевременное оповещение об изменении навигационной обстановки является условием безопасного плавания кораблей. Такая задача стоит перед каждым штурманом и гидрографом во всех походах боевых кораблей и вспомогательных судов. Мы получили большой опыт. Сейчас он анализируется, а затем будет применён в подготовке новых кадровых специалистов штурманской службы.

Структура штурманской службы тщательно продумана и рассчитана, что позволяет корабельным специалистам успешно решать задачи

– Какой флот признан лучшим в штурманском деле?
– Лучших результатов добились штурмана Северного флота под руководством главного штурмана капитана 1 ранга Дениса Ковалёва. В течение года корабли и суда Северного флота совершили 26 дальних походов, выполнили 14 деловых заходов в иностранные порты восьми государств.
Отряд боевых кораблей Северного флота во главе с большим противолодочным кораблём «Вице-адмирал Кулаков» совершил дальний поход в Гвинейский залив продолжительностью 158 суток, прошёл более 28 000 морских миль и совершил шесть заходов в порты пяти иностранных государств. Следует отметить, что 25 октября 2021 года корабли предотвратили захват пиратами контейнеровоза «Люция», следовавшего из Того в Камерун. Примечательно, что на протяжении всего похода командир штурманской боевой части БПК «Вице-адмирал Кулаков» капитан 3 ранга Георгий Зыкин успешно решал задачи по обеспечению навигационной безопасности плавания и выдаче навигационных данных для успешного выполнения задач.
Другой отряд кораблей Северного флота во главе с большим противолодочным кораблём «Североморск» выполнил десятый арктический поход. Его участники решали задачи в акватории протяжённостью от северной части Атлантического океана до Восточно-Сибирского моря. Отряд кораблей действовал в сложных ледовых условиях, совершил проход в порт Дудинка по реке Енисей и выполнил маршрутный промер глубин в море Лаптевых. Хороший опыт решения задач в сложной ледовой обстановке был получен благодаря флагманскому штурману капитану 2 ранга Евгению Ануфриеву.
– Чем отличились другие оперативно-стратегические объединения ВМФ?
– Отряд боевых кораблей Тихоокеанского флота в составе корвета «Гремящий» и подводных лодок «Волхов» и «Петропавловск-Камчатский» совершил межфлотский переход с Балтийского флота на Тихоокеанский. В город воинской славы Владивосток он прибыл из героического Кронштадта, преодолев семь морей (Балтийское, Северное, Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское и Японское) и три океана (Атлантический, Индийский и Тихий). Переход продлился 150 суток. В общей сложности корабли оставили за кормой 17 000 морских миль, побывали в портах пяти стран. Большую работу по систематизации опыта решения навигационных задач в различных условиях плавания в этом походе провёл старший штурман похода капитан 3 ранга Алексей Богатинов.
На Каспийской флотилии флагманский штурман объединения капитан 2 ранга Егор Этмекчян успешно организовал систему эксплуатации и боевого использования штурманского вооружения кораблей – носителей высокоточного оружия.
На Черноморском флоте большую работу по систематизации опыта решения навигационных задач кораблевождения в сложных условиях, в том числе в дальней оперативной зоне, провёл флагманский штурман оперативного соединения капитан 2 ранга Константин Ягупов.
Что касается Балтийского флота, то здесь в очередной раз были успешно решены задачи эксплуатации штурманского вооружения новых корветов, отработана организация боевого использования навигационных комплексов кораблей под руководством флагманского штурмана Балтийской ВМБ капитана 2 ранга Андрея Федорчука.
Важнейшим экзаменом на профессионализм для многих штурманов стал Главный военно-морской парад, который прошёл в Северной столице в пятый раз. Высокие показатели в организации штурманской службы, обеспечении мер навигационной безопасности плавания кораблей, участвующих в этом праздничном действии в Санкт-Петербурге, продемонстрировал флагманский штурман Ленинградской военно-морской базы капитан 2 ранга Дмитрий Минаев.
Как видите, профессия штурмана очень сложная, многогранная и ответственная. И география применения мастерства – весь Мировой океан.

Фото Владимира Бочарова.

– При всей сложности специальности самый высокий конкурс в военно-морских вузах отмечается именно на штурманском факультете. Какие требования предъявляются к абитуриентам?
– Образование штурмана на протяжении многих лет признано одним из лучших в Военно-Морском Флоте. Не случайно выпускники высших военно-морских училищ, получившие специальность «Кораблевождение и эксплуатация морских средств навигации», без труда осваивают первичные штурманские должности на флоте.
В учебных заведениях столь высокие результаты были достигнуты благодаря комплексу организационных мер. Среди них качественный отбор кандидатов для зачисления на первый курс училищ. Мы принимаем лучших представителей из числа абитуриентов, оценивая в первую очередь уровень подготовки кандидатов по результатам ЕГЭ по математике, физике, русскому языку. Также предъявляются высокие требования к здоровью, физической подготовке и морально-психологическим качествам кандидатов.
Среди зачисленных первокурсников большинство составляют выпускники школ, абитуриенты, имеющие опыт службы в Вооружённых Силах, выпускники Нахимовского военно-морского училища и его филиалов, а также окончившие кадетские корпуса. Высокой мотивацией к учёбе отличаются продолжатели воинских династий и юноши, выросшие в отдалённых гарнизонах.
– Где сейчас можно получить специальность штурмана?
– Подготовка штурманов ВМФ ведётся в трёх учебных заведениях. Это Военно-морской институт ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» – так называемый Морской корпус Петра Великого в Санкт-Петербурге. Во Владивостоке специалистов по кораблевождению и эксплуатации морских средств навигации готовят в Тихоокеанском высшем военно-морском училище имени С.О. Макарова, в Севастополе – в Черноморском высшем военно-морском училище имени П.С. Нахимова.
Хочу отметить, что научно-педагогический состав специальных штурманских кафедр отличается высоким профессиональным уровнем. Преподаватели и командиры проявляют принципиальную требовательность к учёбе на протяжении всех пяти лет обучения. Курсанты получают качественную практическую подготовку в штурманских походах на учебных кораблях, во время флотских стажировок. Большое значение имеет организация целевой подготовки, которую курсанты проходят на пятом курсе.
Специальность штурмана насколько увлекательна, насколько и сложна. Учиться непросто, от курсанта требуются старание и усидчивость, большое желание освоить всю программу подготовки, получить практические навыки. Приобретённые знания позволят молодым офицерам добросовестно выполнять все обязанности на штурманских должностях, а при желании – обеспечат успешное продвижение по командной линии и в штабах.
– Как организуются штурманские походы? Какие обязанности во время плавания возложены на курсантов?
– Штурманский поход – это один из основных этапов подготовки будущих специалистов. Он проходит на учебном кораб­ле и тщательно готовится. Курсанты в реальных морских условиях закрепляют полученные теоретические знания практическим решением навигационных задач кораблевождения. Во время плавания у будущих штурманов в процессе деятельности по специальности не только формируются профессиональные навыки, но и закладываются важные морские качества характера.
Походы проводятся на учебных кораблях Ленинградской военно-морской базы «Перекоп» и «Смольный», которые оборудованы учебными классами со специальными штурманскими тренажёрами. Это позволяет вести подготовку в полном объёме в соответствии с учебной программой.
За время учёбы все курсанты побывают в двух дальних штурманских походах, которые пройдут после второго и четвёртого курсов. В зависимости от этапа обучения ставятся разные цели. Так, второкурсникам надо получить практические навыки решения навигационных задач кораблевождения, освоить простые способы счисления пути корабля. А курсанты старшего курса будут уже самостоятельно нести штурманскую вахту на корабле, причём в полном объёме с фактическим самостоятельным ведением корабля по назначенному курсу.
Мы планируем маршруты походов учебных кораблей с учётом максимального охвата районов плавания кораблей ВМФ. Это поможет будущим штурманам изучить морской театр плавания, вникнуть в навигационные особенности прибрежных районов, научит их следовать в узкостях и в международных проливах.
– В чём особенности опыта, полученного в последние годы?
– Большим достижением мы считаем освоение учебными кораблями маршрутов походов вокруг Евразии. Экипажи учебных кораблей выполняли походы с курсантами на борту Северным морским путём, причём как с запада на восток, так и в обратном направлении. Приятно отметить, что организация штурманской подготовки на учебных кораблях в дальних походах постоянно совершенствуется под руководством начальников кафедр кораблевождения и технических средств кораб­левождения учебных заведений. Капитаны 1 ранга Михаил Сажаев, Юрий Ипатов, Герман Забродин и Геннадий Худяков разработали новые программы и методики подготовки курсантов. Вся эта работа положительно сказалась на результатах подготовки специалистов.
– Чем курсантам запомнятся штурманские походы 2021 года?
– В 2021 году на учебном корабле «Смольный» прошли четыре этапа штурманских походов. За это время подготовлены и допущены к самостоятельному несению штурманской вахты курсанты 4-го курса штурманской специальности в стопроцентном составе.
Также состоялись дополнительные мероприятия по подготовке курсантов: прошло специальное учение по определению манёвренных элементов корабля и выполнению девиационных работ в море, были организованы показные учения по приготовлению корабля к проходу узкости, показные тренировки, ОБУ, ЧБУ в БЧ-1. Результативно прошли практические занятия по выполнению навигационно-тактических расчётов при выполнении боевых упражнений с применением артиллерийского вооружения кораб­ля. Думаю, что многим запомнится учение по действиям личного состава учебного корабля «Смольный» при выполнении манёвра «Человек за бортом».
А для яркости впечатлений от заходов в морские порты и посещения военно-морских баз для курсантов специально организовали и провели цикл мероприятий военно-патриотической направленности.

Лучших результатов добились штурмана Северного флота под руководством главного штурмана капитана 1 ранга Дениса Ковалёва

– Как проходит оснащение новых кораблей современными навигационными средствами?
– С изменением форм и методов применения новых кораблей и судов обеспечения ВМФ происходит их оснащение новыми образцами морских средств навигации, электронными картографическими навигационно-информационными системами (ЭКНИС). Внедряются интегрированные системы навигации, автоматические идентификационные системы, интегрированные мостиковыми системами, инерциальными навигационными системами и другой техникой. Несомненно, это требует разработки и внедрения в кораблевождение новых методов и способов применения оборудования в интересах выполнения поставленных кораблю задач.
В связи с этим систематизируются знания о способах ведения счисления, определения места, решения навигационных задач кораблевождения, выработки навигационно-тактических данных и документирования обстоятельств плавания. Отмечу, что за прошедший год штурманы успешно отработали новые способы счисления с использованием ЭКНИС.
Планово проходит реализация перспективных способов визуального автоматизированного определения места корабля по береговым ориентирам на основе оптико-электронных средств. Продолжаются испытания новых астронавигационных систем, которые помогут непрерывно с высокой точностью определять координаты места корабля. Внедрение возможностей перспективных систем позволит автоматизировать процесс кораблевождения, уменьшить зависимость от спутниковых радионавигационных систем, а следовательно, повысит точность и скрытность плавания кораблей.

Санкт-Петербург


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник день шофера дата
  • Праздник день шоппинга
  • Праздник день шлифовщика
  • Праздник день тещи поздравление
  • Праздник день тещи какого числа 2021