Праздник деревьев у евреев

Ту биШват 2023: начинается вечером 5 февраля

Ту биШват — 15-е число еврейского месяца Шват, день, который в еврейской традиции принято называть «Рош аШана аИланот» — т.е. «Новый год деревьев». Название «Ту биШват» связано с понятием гематрии — числового значения ивритских букв: «ту» — так читаются буквы «тет» и «вав», совместная гематрия которых равна 15. Дата 15 Швата определяла порядок отделения десятин (маасрот) от плодовых деревьев в эпоху Храма: плоды, созревшие до 15 Швата относились к прошедшему году, а созревшие после Ту БиШват — от них десятина отделялась уже как от урожая следующего года. Сегодня в Ту БиШват принято есть плоды земли Израиля; многие устраивают особую трапезу с фруктами. В современном Израиле также распространился обычай в этот день сажать деревья.

Оглавление

Что такое Ту биШват? [↑]

Каждый год имеет четыре дня, являющиеся его «началами». Это 1-ое Нисана, 1-ое Элула, 1-ое Тишрей и 15-ое Швата — Ту би-Шват (Ту би-Шват на иврите буквально — 15-ое Швата; числовое значение еврейских букв тет и вав — «ту» — пятнадцать).

1-ое Нисана является началом года в том, что касается отсчета лет царствования царей Израиля, а также порядка праздников в году.

1-ое Элула — начало года в том, что касается возраста домашних животных.

В Ту биШват принято есть фрукты и плоды земли Израиля

Как известно, каждое десятое из родившихся в этом году кашерных для еды домашних животных передовалось Храму; эта десятина называлась маасер бгема. Все животные, родившиеся до первого Элула, относились к одному году и маасер от них должен был отделяться отдельно; все животные, родившиеся после первого Элула, относились в другому году, и их маасер был уже десятиной следующего года.

Животные, родившиеся до первого Элула, не могли передаваться Храму с тем, чтобы выкупить животных, родившихся после этой даты — и наоборот.

1-ое Тишрей — начало года, являющееся Днем Суда для всего мира; в этот день выносится решение о том, кому будет продлена жизнь еще на год. Кроме того, первое Тишрей — начало года в том, что касается счисления лет шмиты («саббатических лет», когда землю запрещено обрабатывать, а плоды, рождающиеся на ней, подлежат особому обращению) и йовеля («пятидесятого года», когда, в частности, рабы выпускались на свободу, а земли, отобранные за долги, возвращались их первоначальным владельцам), а также орлы (трехлетнего срока, в течение которого запрещено использовать каким бы то ни было образом плоды молодого дерева) и маасерот, относящихся к овощам и зерновым культурам.

Ту би-Шват — это «Новый год деревьев», начало года в том, что касается отделения маасерот от плодов фруктовых деревьев.

Один из семи плодов, которыми славится земля Израиля — гранат

Маасерот (части урожая, передаваемые Храму, священникам-коганим, левитам, беднякам и т.д.) по-разному отделялись в разные годы. В первый, второй, четвертый и пятый годы, считая от последней шмиты, отделялся маасер шени («вторая десятина» — десятая доля урожая, которую необходимо было съесть в Иерусалиме во время праздников); в третий и шестой годы — маасер они («десятина бедняка», которую необходимо было передать бедным). Все это — не считая трумы (части урожая, передаваемой коганим) и маасер ришон («первой десятины», передаваемой левитам).

Поскольку (так же как и в случае с маасер бгема) плоды, относящиеся к одному году, не могут «вноситься» за счет урожая другого года, необходимо установить, какой день является началом года для отсчета маасерот плодов фруктовых деревьев. Тора определила, что у них есть свой собственный «Новый год» — Ту бишват.

Плоды фруктовых деревьев, завязавшиеся до Ту би-Швата, считаются плодами этого года. Плоды, завязавшиеся после Ту би-Швата, будут считаться плодами следующего года. Завязью Талмуд считает плод, не достигший еще трети своего нормального размера.

Наши мудрецы установили 15-ое Швата как «Новый год деревьев» потому, что к этому дню обычно уже выпадает большая часть годовой нормы осадков, и на деревьях успевают завязаться плоды; поэтому те плоды, которые завяжутся после этого дня, станут как бы «отдельным благословением».

Земля к Ту би-Швату уже обогащена дождями и зимним отдыхом, поэтому это самое подходящее время для посадки деревьев.

«Новый год» — в будний день [↑]

Хотя Ту би-Шват и назван «Новым годом», речь идет только об одном специфическом вопросе — вопросе о «возрасте» плодов фруктовых деревьев. Поэтому в этот день можно совершать любую работу, и он никак не отражен в молитвах.

Многие в Ту биШват едят виноград — еще один из плодов земли Израиля

Однако в этот день принято привносить что-то от праздника: в него не читают Таханун (траурную часть молитв), не оплакивают умершего, а если он приходится на субботу — не читают Ав Гарахамим (отрывок, в котором содержатся упоминания о душах усопших).

В этот день едят плоды, растущие в Эрец Исраэль, причем стараются отведать хотя бы один новый плод, который еще не подавался к столу в этом году, и произнести на него благословение Шегехеяну («Давший нам дожить»).

В то же время другое «начало года» — 1-ое Элула — вообще никак не выделяется из череды будничных дней. Почему? Чем он «хуже» Ту би-Швата?

Дело в том, что Ту би-Шват — это день, прославляющий Страну Израиля, Эрец Исраэль, более того — выбранный с учетом ее природных особенностей. Именно здесь к этому дню как бы возобновляется плодоносящая способность земли, завязываются плоды.

Среди семи растений, которыми особенно славится Эрец Исраэль, пять плодов фруктовых деревьев и две злаковые культуры, как сказано в Торе (Дварим, 8): «Г-сподь Б-г твой ведет тебя… в землю пшеницы и ячменя, виноградных лоз, инжира и граната, землю оливкового масла и финикового сока».

Поэтому день, когда Эрец Исраэль начинает, набравшись сил за зиму, давать жизнь новому богатому урожаю, должен стать радостным днем для еврейского народа, и прежде всего — для евреев Израиля.

Насладившись плодами Эрец Исраэль, мы произносим благословение, начало и конец которого посвящены этой земле. В нем мы просим Того, кто сотворил ее и одарил удивительными качествами и богатством, наделять ее и впредь столь же щедро, как наделил Он наших праотцов Авраама, Ицхака и Яакова.

Следует помнить, что Всевышний судит все Свои творения в час их цветения. Это значит, что в Ту би-Шват Он судит плодовые деревья и определяет их будущее, и в этот день нам необходимо молиться за них.

Кроме того, сама Тора сравнивает сынов Израиля с деревьями (отсюда и обычай не стричь мальчиков, пока им не исполнится три года, так же как мы не срываем плоды с молодых фруктовых деревьев в течение первых трех лет), и, судя в этот день деревья, Всевышний опосредованно судит и Израиль. А Израиль всегда радуется в день Суда, какой бы приговор ему не был вынесен, раз судит его сам Всевышний — поэтому он и удостаивается оправдательного приговора.

Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 6 февраля

Новый год плодовых деревьев (Ту би-шват) Праздничная трапеза состоит из злаков и фруктов, произрастающих в Израиле (Фото: Rhonda Roth, по лицензии Shutterstock.com)

В этот день, называемый в Израиле Ту би-шват (Ту биШват, ивр. ט»וּ בִּשְׁבָט), обычно заканчивается сезон дождей, и природа возрождается. Ту би-шват — это 15-е число месяца шват по еврейскому календарю.

В иудаизме существует четыре хронологии, четыре календаря, согласно которым измеряется возраст четырех миров. Согласно одному календарю (первый месяц которого — нисан) отсчитывается история Израиля, согласно второму (первый месяц которого — тишрей) — история всего человечества, согласно третьему календарю (первый месяц — элул) измеряется возраст животных, и согласно четвертому (первый месяц — шват) — растений.

В древнем еврейском государстве было принято, как предписывает Тора, ежегодно отделять десятинy от yрожая плодов в пользy священников и левитов, занятыx службой в Храме, не имевших земельных наделов, и десятинy в пользу бедныx. Поскольку такое действие должно производиться ежегодно, то запрещено было отделять десятинy от yрожая одного года в счет yрожая дрyгого года. Праздник Ту би-шват установлен мудрецами для отделения yрожая одного года от yрожая другого.

Цветущее миндальное дерево - символ праздника (Фото: zebra0209, по лицензии Shutterstock.com)

Цветущее миндальное дерево — символ праздника (Фото: zebra0209, по лицензии Shutterstock.com)

Относительно деревьев имеется еще и дополнительное обстоятельство: закон запрещал использовать плоды растения на протяжении первых трех лет его плодоношения, а для того чтобы знать возраст растения, необходимо строго установить день его рождения. Им и признается Ту би-шват. В этот день нет запретов на работу, он не отмечен призывом к праздничному веселью, и он никак не упоминается в молитвах. Но сложились некоторые традиции его отмечания.

После разрушения Второго Храма в 70 году многие евреи были вынуждены покинуть землю их отцов. Поскольку не стало еврейского Храма, и государство распалось вместе со всеми его законами, то и празднование Ту би-шват перестало существовать. За годы опустошений и войн были уничтожены многие леса и рощи. Постепенно земля превратилась в пустыню.

С возникновением сионистского движения начался новый этап в истории развития праздника. Иммигранты, вернувшиеся в землю их отцов, понимали, что необходимо преодолеть пустыню, осушить болота и превратить землю в цветущий сад. В 1890 году 15 швата директор школы, писатель и историк Зеэв Явиц вышел со своими учениками, чтобы посадить деревья. Так была создана новая традиция в стране: сажать деревья в Ту би-шват. Цветущее миндальное дерево уже в начале поселенческого движения превратилось в символ праздника.

В этот день дети и взрослые участвуют в массовых посадках деревьев (Фото: matka_Wariatka, по лицензии Shutterstock.com)

В этот день дети и взрослые участвуют в массовых посадках деревьев (Фото: matka_Wariatka, по лицензии Shutterstock.com)

Отмечая Новый год деревьев, евреи вспоминают сказанное в Торе о фруктовых деревьях: нельзя не только срубать, но и ломать их, ибо они дают плоды человеку. У человека много общего с деревом. Так же, как и дерево, человек силен своими корнями. Именно корни, хотя они и не видны, дают силу дереву и человеку. Крона дерева — как жизнь человека, плоды дерева — как дети.

Праздничная трапеза состоит из злаков и фруктов, произрастающих в Израиле. Это — пшеница, рожь, маслины, финики, виноград, инжир, гранат, упомянутые в Торе, и другие. В этих трапезах обращается внимание на порядок потребления плодов в связи с их происхождением, с соотнесением их съедобных и несъедобных частей. По разным традициям, на столе должно быть семь, пятнадцать или даже пятьдесят видов плодов!

В последнее время празднование Ту би-шват обрело дополнительный смысл. Неделя, на которую выпадает праздник, стала временем походов и экскурсий, призванных будить в людях любовь и бережное отношение к природе. Сложилась традиция: в Ту би-шват тысячи людей, дети и взрослые, участвуют в массовых посадках деревьев. Ту би-шват широко отмечают не только израильтяне, но и евреи Америки. Особой популярностью этот праздник пользуется среди сторонников природоохранных организаций.

«Новый год деревьев»: что мы празднуем в Ту би-Шват

Праздник Ту би-Шват в 2022 году начинается с заходом солнца в воскресенье, 16 января, и заканчивается через сутки, вечером 17 января. Разбираемся, что это за история

Что, опять Новый год?!

Да! На этот раз — у деревьев, конкретнее — у плодовых. В еврейской традиции это малый праздник, не упомянутый в Торе, а его название — просто дата на еврейский лад, так звучит ט״ו בשבט‎,  «15-е число месяца швата». У всех букв еврейского алфавита есть числовое значение, 15 получается из ט״ו: «тэт», которая обозначает девятку, и «вав» — это шесть.

У праздника есть и другое название — ראש השנה לאילנות, Рош а-Шана ла-иланот, дословно «Новый год для деревьев». 

Зачем он нужен?

Изначально Ту би-Шват был нужен для удобства. Евреи древности должны были приносить в Храм или отдавать бедным десятину от урожая. Но по традиции нельзя есть плоды дерева, если ему ещё нет трёх лет. Для того чтобы понять, когда же у дерева день рождения и какие плоды считать пригодными для подношения, и стали отмечать этот праздник — своеобразную границу между годами с точки зрения урожая. Обычно к Ту би-Швату в Израиле как раз заканчиваются почти все зимние дожди.

И что, надо как-то специально отмечать? 

В XIV веке мистики-каббалисты из Цфата придумали целый ритуал празднования Ту би-Швата, похожий на пасхальный седер. Участники читали подходящие отрывки из Торы и раввинистической литературы, ели плоды, которые ассоциируются с Землёй Израиля, — виноград, гранаты, инжир, финики, оливки. Ещё было принято пить четыре бокала вина: сначала белое, символизирующее зиму, затем белое с добавлением красного — в честь грядущего прихода весны, после него красное с добавлением белого — в честь ранней весны и, наконец, просто красное, символизирующее весну и лето. 

Слева: Седер Ту би-Шват «Pri Etz Hadar». Венеция, 1762 год. Фото: National Library of Israel. Справа: Ту би-Шват в Израиле, 1945 год. Фотограф: Zoltan Kluger
Слева: Седер Ту би-Шват «Pri Etz Hadar». Венеция, 1762 год. Фото: National Library of Israel. Справа: Ту би-Шват в Израиле, 1945 год. Фотограф: Zoltan Kluger

В диаспоре Ту би-Шват стали отмечать как день памяти о благословенной Земле Израиля, но поскольку свежие фрукты посреди зимы достать было трудно, их заменяли на сушёные или засахаренные плоды или варенье. Традиционно на Ту би-Шват ели стручки рожкового дерева: растут в Израиле и хорошо переносят транспортировку. 

А что делают светские израильтяне?

Ранние сионисты решили, что отличной идеей будет начать на Ту би-Шват посадки деревьев — для восстановления израильской экологии и как символ роста и процветания еврейского народа, вернувшегося на землю своих предков. 

Фото: Zoltan Kluger, GPO, National Library of Israel
Фото: Zoltan Kluger, GPO, National Library of Israel

В современном мире Ту би-Шват до сих пор повод что-нибудь посадить — как в Израиле, так и во всех других странах, где живут евреи.

Многие евреи диаспоры, которым погода не позволяет сажать деревья в январе-феврале, жертвуют в этот день деньги в Еврейский национальный фонд, организацию, которая занимается посадками лесов в Израиле. 

Это же экодень! 

Да, для людей, которых волнует состояние окружающей среды, Ту би-Шват стал естественным символом еврейской связи с современными вопросами экологии. В детских садах и школах по всему Израилю в эти дни проходят занятия по экологии, для детей организуют походы или экскурсии — например, на современные мусороперерабатывающие заводы. Часто детям дарят домашние растения, с которых можно начать заботиться о природе. 

Ретро-открытки и постеры к празднику Ту би-Шват
Ретро-открытки и постеры к празднику Ту би-Шват

В последнее время седеры на Ту би-Шват стали популярнее и объединяют оба подхода — как каббалистический, когда участники празднуют свою связь с Землёй Израиля через плоды и религиозные тексты, так и экологический. 

А что такое шмита? Как это связано с праздником?

Существует заповедь, согласно которой каждый седьмой год Земля Израиля должна отдыхать от сельскохозяйственных работ. Такой год и называется годом шмиты; в этот период следует дать покой земле, а значит, запрещено сажать и сеять, удобрять и собирать урожай. Текущий, 5782 еврейский год — как раз год шмиты.  

Разумеется, для религиозных людей ограничения года шмиты влияют и на празднование Ту би-Швата. В такой год соблюдающий человек не станет сажать деревья, но посвятит праздник изучению законов шмиты и традиционных идей, которые лежат в основе этого обычая.

Подготовила Мария Вуль

Евреи празднуют Новый год деревьев! Как вам нравится эта сакраментальная фраза? Неискушенный читатель (если, конечно, он не состоит в обществе по защите природы) наверняка спросит: «Может быть, еще устроить Новый год травы, или Новый год злаковых, или Новый год животных, в конце концов? И тоже объявить их большими праздниками? Почему бы и нет, если Новый год деревьев — всенародный праздник?»

Но самое интересное в другом — он будет совершенно прав. Действительно, как оказывается, за евреями не заржавеет. Достаточно только заглянуть в Талмуд (не пугайтесь, ибо анекдоты там тоже встречаются) в первую Мишну трактата «Рош а-Шана», как этот самый неискушенный читатель проникнется объективным уважением к самому себе. Судите сами.

«В традиции отмечены четыре Новых года. В первый день месяца нисан — начало Нового года царей и праздников. В первый день месяца элул — начало Нового года, когда происходит отделение десятины от скота — по мнению рабби Элиезера, а по мнению рабби Шимона, Новый год отделения десятины от скота нужно отмечать в первый день месяца тишрей. В первый день месяца тишрей — начало Нового года для отсчета лет, для седьмого года и юбилейного года, для посадок и для травы. В первый день месяца шват — начало Нового года деревьев, по словам школы Шамая. Школа Гилеля утверждает, что в пятнадцатый день этого месяца». Обилие «Новых годов» на первый взгляд и может показаться странным, но на самом деле оно вызвано совершенно объективными причинами.

Что такое Новый год для самого обычного человека? Это просто повод повеселиться, лишний раз оторваться и забыть о повседневных заботах. И мало кто отдает себе отчет в том, что в древности в этот день менялись римские прокураторы. Или же: если христиане отмечают 25 декабря день рождения их кумира, то, отсчитав соответственно 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31 декабря, до 1 января получится восьмой день. Что у нас делают с еврейским мальчиком на восьмой день от рождения? Конечно! Это же день обрезания — брит–милы.

В еврейской же традиции за каждой конкретной датой стоят вполне объективные соображения. Мы не станем очень сильно углубляться в изучение Талмуда, для этого, слава Б-гу, есть ешивы, ну, в крайнем случае, учебный центр. Но и до первого анекдота ещё довольно далеко. Поэтому основную идею перескажем своими словами.

Почему нам необходимо помнить день Нового года деревьев?

Еврейский календарь основан на семигодичном цикле, и седьмой год называется Шмита. Кстати, нынешний год также носит это громкое название. В течение него не совершают никакой работы на полях в земле Израиля. В течение шестого, первого, второго, четвертого и пятого года этого цикла земледельцы должны отделять маасейр ришон (первую десятину) для колена Леви, а маасейр шейни (вторую десятину) приносить в Иерусалим для праздничной трапезы. В третий и шестой год вместо маасейр шейни отделяют маасейр они (десятину для бедных), которую отдают в пользу нуждающихся.

Маасейр (десятую часть урожая) следует отдавать из плодов, которые вырастают на деревьях каждый год. Причем нельзя отделять ее от урожая текущего года в качестве взноса за прошлый. Согласно законам отделения десятины от деревьев, Новый год назначается на то время, когда плоды начинают созревать. Ту би-Шват, или, иначе говоря, 15 швата, — установленный день созревания плодов, который проводит границу между концом одного года и началом другого. Так, например, в год, следующий за Шмитой, плоды, которые созрели до Ту би-Шват относят к первому году цикла, а плоды, которые созрели после Ту би-Шват — ко второму году цикла.

Несмотря на разрушение Иерусалимского Храма и затянувшееся изгнание, в котором мы все еще пребываем, эти законы остаются в силе, только с той лишь разницей, что отделенную десятину выкупают особым образом.

После столь далеко идущего вступления мы вынуждены вас разочаровать. Дело в том, что не каждый перечисленный в Мишне «Новый год» является праздником. Поэтому о Ту би-Шват имеет смысл поговорить отдельно.

Ту би-Шват был всегда важным событием в стране Израиля. В диаспоре же он так и остался полупраздником. И все же в разных общинах появились обычаи, отличавшие этот день от будней. Хотя еще в средневековых записях упоминается обычай есть в этот день фрукты, принято считать, что по-настоящему празднование Ту-би Швата возродил рабби Биньямин Халеви из Цфата, автор книги «Хемдат Ями». Именно он кодифицировал и распространил среди общин в диаспоре созданный его учителем рабби Йосефом Каро особый ритуал праздничной трапезы Седер, или Тикун. На празднично накрытый стол подавали плоды земли Израиля (в идеале тридцать видов, там же, где это было невозможно, — семь или меньше). Над каждым видом плодов присутствующие произносили благословения и читали библейские стихи, в которых упоминается соответствующее растение. Со временем к цитатам из Танаха были добавлены параллельные места из Мишны, Талмуда и книги Зохар.

В течение одного поколения данный обычай распространился на общины Турции, Италии, Балканских стран, Польши, Бухары и Марокко. В более поздних изданиях Тикун превратился из тоненького сборника изречений в обширное собрание текстов устной и письменной Торы. Евреи общин Востока проводили весь день Ту би-Шват в изучении текстов Тикуна за праздничным столом.

Несколько особых обычаев сложились в Иерусалиме: в этот день (как и в Лаг-ба-омер) жители города посещали могилы мудрецов (членов Синедриона) и могилу праведника Шимона. Жители Иерусалима совершали в Ту би-Шват пешие прогулки к колодцу Йоава. В этот день было принято осматривать молодую завязь на деревьях и желать друг другу доброго урожая.

Община евреев Курдистана была долгое время оторвана от еврейского мира и выработала собственные обычаи. Здесь Ту би-Шват называют Мъяздани Дэилана, что значит «добрая весть о деревьях». В этот день местные евреи посылали друг другу подносы с угощениями — мы делаем так на Пурим. На подносах клали тридцать видов фруктов и зерна пшеницы. Женщины выходили в сады и произносили молитву о плодородии, стоя у деревьев. Особенно важным был этот день для тех, кто страдал бесплодием: стоя у расцветающих деревьев, они молились о даровании плода и рождении сына.

Названия праздника в разных общинах часто связаны с обычаем есть семь плодов земли Израиля. Грузинские евреи называют Ту би-Шват — Швидпероба (семиплодие). Бухарские евреи — «праздником семи плодов» или «радостью деревьев». Евреи Ирака называли Ту би-Шват Тафкия эль-шаджар (цветение деревьев). У евреев Индии праздник носит странное и до сих пор не объясненное название Элия Анабиша оорус — «ярмарка пророка Илии».

С возвращением значительной части еврейского народа на землю Израиля праздник снова обрел простое земное значение: в этот день все деревья в Израиле «празднуют день рождения». Для исполнения законов о плодах земли Израиля необходимо точно знать возраст каждого дерева, время появления на нем первой завязи. Естественно, в начале XXI века к делу установления «возраста» деревьев привлекаются современные технологии: новые плодовые посадки фиксируются аэрофотосъемкой.

Тора учит: «Ки hа-адам эц hа-саде»«Человек подобен дереву в поле» (Деварим 20:19).

Содержание

  • Ту-Бишват – новый год деревьев

  • Почему в еврейской культуре проявляется особое уважение к деревьям 

  • О чем стоит подумать в новый год деревьев

  • Угощения на Ту-Бишват

  • Когда празднуется Новый год деревьев

  • Обычай сажать деревья

Израиль – удивительное государство, и в нем установлены необыкновенные праздники. Здесь празднуется четыре новых года – 1 нисана для отсчета истории Израиля и правления царей, 1 тишрея для исчисления лет от сотворения мира, 1 элула для начала отсчета отделения десятой части своего скота, которую было положено передавать в Храм, 15 швата Ту-Бишват или Новый год деревьев. В еврейской традиции Ту-Бишват принято называть «Рош аШана аИланот». Об истории происхождения этого радостного праздника и его традициях расскажем далее.

Российско-израильский консультационный Центр «РИКЦ» оказывает профессиональное сопровождение в оформлении гражданства Израиля людям, имеющим еврейские корни. Специалисты по гражданству оценят вероятность благоприятного исхода консульской проверки, предложат лучший вариант поиска документов, доказывающих еврейство, дадут профессиональную консультацию по другим вопросам переезда в Израиль на ПМЖ. Мы готовы помочь в решении вопросов, которые возникают после переезда на Землю Обетованную.

Ту-Бишват – новый год деревьев

О происхождении этого еврейского праздника существует красивая легенда. Согласно ей, Вс-Вышний даровал людям новый год. Деревья, увидев это, преисполнились зависти и обратились к Господу Богу о даровании им такого дня.

ту бишват

15 швата используется в еврейском календаре для определения возраста фруктовых деревьев

Господь был милостив и назначил деревьям особый 15 день месяца шват. Это время, когда зима отступает, а деревья просыпаются в ожидании весны.

Еврейскими мудрецами 15-ое швата было утверждено как время, с которого следует считать начало сельскохозяйственных работ, положенных для исчисления десятины. Обычай дарения священнику или для святых целей десятую часть урожая и приплода скота появился на земле Израиля еще до получения Торы.

15 швата используется в еврейском календаре для определения возраста фруктовых деревьев. Согласно еврейскому закону, плоды с дерева запрещено есть в первые три года созревания, поэтому важно точно знать дату отсчета возраста дерева и четко определять время между прошлогодним и новым урожаем.

Хотите стать частью еврейской общины, но не можете доказать свою принадлежность к еврейскому народу? Обратитесь за консультацией в Российско-израильский консультационный центр «РИКЦ». Наши специалисты помогут с поиском документов, подготовят к прохождению консульской проверки. О нашем профессионализме свидетельствуют множественные реальные отзывы клиентов центра и более 5000 полученных ими израильских паспортов.

Почему в еврейской культуре проявляется особое уважение к деревьям 

Роль деревьев в иудаизме, в еврейских традициях трудно переоценить. В Ветхом Завете постоянно подчеркивается важность деревьев как спутников человека на Земле. Как пример, можно вспомнить эпизод о всемирном потопе. Ноах (Ной) построил ковчег из дерева гофер по велению Бога. Первым свидетельством права человечества на продолжение жизни стала оливковая ветвь в клюве у голубя. 

Анна Лурье

Руководитель отдела персонального обслуживания

Получите бесплатную консультацию специалиста
по гражданству Израиля

  • 1.Расскажем все тонкости процесса оформления
  • 2.Расскажем о необходимых документах
  • 3.Оценим ваши шансы на получение паспорта
  • 4.Ответим на любые сложные вопросы о гражданстве

Если обратиться к главной Священной книге для евреев Торе (книге Ваира), то и здесь сказано – «Как войдешь в Землю Израиля, и посадишь дерево…», то есть заповеди прямо указывают на то, что каждый еврей, пришедший жить на израильскую землю, обязан посадить дерево. Поэтому традиция посадки плодовых деревьев имеет глубокий смысл, связанный с верованием во Вс-Вышнего. Ведь Господом Богом был посажен Сад Эдемский, сотворен первый человек – Адам. Так и людям положено сажать сады на земле, чтобы приблизиться ко Вс-вышнему.

Царем Соломоном были сказаны мудрые слова о Торе: «Она – Древо жизни для тех, кто держится ее, а поддерживающие ее – счастливы». В еврейской традиции и культуре других народов древо Жизни или Древо Сефиротов отражает принцип развития всего Мироздания. Это олицетворение строения высшего человека. В древе объединено мужское и женское начало, добро и зло, и вся мудрость четырех миров.

Еще один ветхозаветный образ – бесплодная смоковница. Ее можно сравнить с грешным человеком, не приносящим никакой пользы. С другой стороны, праведник приравнивается к плодовому дереву, способному дарить полезные плоды в нужное время. Именно поэтому Ту-Бишват (Рош аШана аИланот) так важен для еврейского народа. Это праздник деревьев, призванный сделать людей ближе к Вс-Вышнему.

В Российско-израильском консультационном центре «РИКЦ» вы сможете получить профессиональную консультацию по вопросам оформления гражданства Израиля для лиц, подпадающих под действие закона «О Возвращении». Специалисты по гражданству обеспечат индивидуальный подход и профессиональное решение вопроса.

О чем стоит подумать в новый год деревьев

Этот праздник в еврейской культуре приравнивается ко дню Суда, то есть с середины месяца швата народ Израиля ожидает решения Божьего о том, что будет происходить с людьми в следующем году и будет ли дарован хороший урожай. В Ту-Бишват, как и в прочие дни, иудеи верят в милосердие Вс-вышнего и в то, что если обратиться к нему с искренней молитвой, то можно получить просимое.

Поэтому в Новый год деревьев принято к обычным молитвам добавлять моления о достатке и семейном благополучии, просить о ниспослании хорошего урожая в соответствии с трудами, вложенными в его получение. Иудеи просят о том, чтобы они были схожи с крепким здоровым деревом, дающим сочные и вкусные плоды. Так они станут схожими с праведниками. Ведь праведный человек уподоблен долголетнему древу. Он укоренен, крепок и здоров. Листья такого древа не вянут, а все, что оно ни делает, приносит успех.

Отдельно идет прошение о даровании плодов – здоровых еврейских деток, которые, родившись, должны радовать уже родителей своим здоровьем и благоразумием.

Российско-израильский консультационный центр «РИКЦ» окажет профессиональную поддержку на каждом этапе оформления израильского гражданства – от поиска и сбора документов до получения паспорта гражданина Израиля. Мы продолжаем поддерживать наших клиентов и после переселения их на ПМЖ на Святую Землю. Мы помогаем наладить взаимоотношения с государственными структурами, продлить документы, приобрести недвижимость в Израиле, получить качественное медицинское обслуживание и решить другие не менее важные вопросы.

Угощения на Ту-Бишват

В новый год деревьев принято собираться всей семьей за общим столом. Пышного торжества не готовится. Основным блюдом являются плоды деревьев, которые становятся как бы гостями у людей. Это финики, гранат, виноград, инжир и оливки. Также принято подавать блюда из пшеницы и ячменя. Этот перечень плодов и злаков определен в Торе.

Существует интересная традиция – на столе должен оказаться фрукт, который в нынешнем году еще не удавалось попробовать ни одному из членов семьи. Если удалось раздобыть такого «гостя», глава семьи произносит на него благословение «Ше-hехияну». 

Узнайте Ваши шансы получить гражданство Израиля!

Пройдите тест из 4-х простых вопросов, чтобы узнать результат

Есть и особое поверье на Ту-Бишват – чем больше свежих и сухих фруктов будет на новогоднем столе, тем больше божьей благодати получит семья в следующим году. Но чтобы поверье исполнилось, важно не забыть поблагодарить Вс-Вышнего за уже имеющуюся благодать перед тем, как съесть тот или иной фрукт.

Для новогоднего стола отбираются лучшие фрукты: они должны быть без изъянов и червоточин.

Российско-израильский консультационный центр «РИКЦ» поможет с организацией «умной репатриации». Мы проведем правовую экспертизу документов, сопроводим в получении гражданства Израиля. Дадим подробные рекомендации по поиску недостающих доказательств еврейства, предоставим помощь опытного генеалога и архивиста.

Когда празднуется Новый год деревьев

В Израиле официально действуют два календаря – еврейский и григорианский. При этом в документах часто можно встретить указание на две даты. По еврейскому календарю определяются даты праздников и постов. Месяц швата совпадает с концом декабря и январем по григорианскому календарю. 15 швата выпадает на 28 января 2021 года. По иудейскому летоисчислению это будет 5781 год. Этот день является рабочим.

Обычай сажать деревья

праздники Израиля

Ту Бишват – это день суда для иудеев

При всей многовековой истории праздника, обычай высаживать деревья появился недавно – 100-150 лет назад. В этом был заложен глубокий смысл: закладка фруктового сада – это действие, направленное на получение плодов в будущем. 

Раздел устной Торы Мирдаш определяет посадку дерева как важное событие. Существует разъяснение, что если еврей занят посадкой деревьев, а ему сообщают о приходе Машиаха (человека из плоти и крови, являющегося миссией), то тот сначала должен окончить свое занятие и только потом подойти со словами приветствия к Машиаху. 

Российско-израильский консультационный центр «РИКЦ» окажет профессиональное сопровождение в получении израильского гражданства. У вас остались вопросы? Тогда позвоните нам по телефону +7 (495) 191-13-91, оставьте заявку или закажите обратный звонок. Хотите детально изложить свою ситуацию напишите нам на электронную почту: info@russia-israel.com.

Ту Бишват – это день суда для иудеев. Как Бог судит о своих творениях по их цветению, так и евреи будут оценены по плодам своим. Новый год деревьев – время раздумий и молитвы, благодарности Вс-Вышнему за блага, которые он дарит людям. В 15 день месяца швата не принято грустить народу Израиля. Ведь во время Ту Бишват иудей будет судим самим Господом Богом и дано будет ему по деяниям его.

Нас рекомендуют

Рекомендация от главного Раввина РФ Берла Лазара

Отзыв Президента Федерации еврейских общин России
Александра Моисеевича Бороды

Отзыв клиентов о работе Российско-Израильского консультационного центра

«Чем больше фруктов на столе, тем больше благословений принесет нам этот год». 15 швата, в этом году 21 января, наступает Ту Бишват – Новый год деревьев. Отмечать этот праздник легко, приятно и вкусно. О том, как это сделать правильно, рассказывает Анат Брусиловски.

В середине зимнего холодного месяца Шват евреи снова отмечают Новый год. И не простой новый год, а новый год деревьев – Ту Бишват.

Тот, кто впервые услышит об этом празднике, наверняка задаст два вопроса:

«Зачем деревьям Новый год? Они же не люди!» «Почему Новый год установлен деревьям, а празднуют его люди?»

Давайте разберемся вместе.

Ту Бишват и мудрецы Мишны

Итак, праздник Ту биШват (дословно в переводе с иврита «15 швата») был установлен мудрецами Мишны. В самом начале трактата Рош аШана сказано: «Первого дня месяца Шват – Новый год деревьев, согласно мнению школы Шамая; пятнадцатого дня – согласно мнению школы Гилеля».

По еврейскому закону, очень важно знать четкий возраст деревьев и понимать, где проходит граница между новым урожаем плодов и прошлогодним. Это необходимо для отделения десятины и исполнения других заповедей. Поэтому мудрецы и установили такую точку отсчета – новый год, и ею было выбрано 15 Швата.

Люди и деревья

Почему же будничная, на первый взгляд, дата превратилась в еврейский праздник?

Дело в том, что в еврейской традиции деревья являются вечными спутниками людей.

Не успел первый человек – Адам – появиться на свет, как Всевышний сказал ему: «Смотри, вот дерево!» Нельзя, конечно, сказать, что у первых людей с этим деревом сложилась крепкая дружба, но это уже совсем другая история.

Когда Ноах узнал, что потоп закончился? Только тогда, когда голубь принес ему ветвь оливкового дерева. Праведник понял: если деревья пришли в себя, то и людям пора возвращаться на землю. И, как только Ноах вышел из ковчега, он сразу же посадил виноградник – символ нового заселения земли людьми и деревьями.

В книге Дварим сказано: «Ибо человек – дерево полевое». У людей много общего с деревьями – они так же пускают корни и тянутся вверх, им так же нужны вода и свет, они так же дают плоды и боятся огня

Поэтому Ту Бишват – это Новый год не только деревьев, но и людей.

О чем стоит помолиться в Ту Бишват?

Прежде всего, что такое «новый год» в еврейском понимании? Это не веселье и застолье, а, в первую очередь, день Суда. Это день, когда Всевышний решает, что будет происходить с людьми и деревьями в следующем году. Будет ли этот год плодородным или засушливым, удачным или нет.

Всевышний – милосердный Судья, поэтому в Ту Бишват он открывает все небесные Врата и ждет наших просьб.

О чем же стоит помолиться в этот святой день?

Прежде всего, о материальном благополучии. Пусть деревья дадут хороший урожай, а наши усилия принесут нам достаток.

О хорошем самочувствии. Чтобы удостоились мы быть крепкими и здоровыми, и чтобы получали мы витамины из фруктов, а не лекарства в таблетках.

О наших детях. Пусть в этом году родится много здоровых еврейских детей, а те, что уже родились, продолжат радовать своих родителей.

О заповедях и изучении Торы. Как гранат полон зерен, пусть будем мы полны заповедей, как у этрога есть и запах и вкус – так будем мы сильны изучением Торы и исполнением заповедей.

А что едят в Новый год деревьев?

Как и в Рош аШана, в Ту Бишват мы не только молимся, но и едим сладкую и вкусную еду. Духовное в этот день прочно переплетается с практическим, а плоды деревьев становятся гостями на столах у людей.

В этот день принято есть 7 видов плодов, которыми славится Земля Израиля: пшеница, ячмень, виноград (изюм), инжир, гранат, оливки, финики.

Кроме того, следует постараться, чтобы на столе был плод, который мы еще не ели в новом сезоне, чтобы сказать на него благословение «Ше-hехияну».

«Барух Ата Адо-най Эло-эйну мэлэх аолам шеэхияну вэкииману вэигиану лизман азэ»
Благословен ты Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, который даровал нам жизнь, и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени!

Чем больше фруктов и сухофруктов на столе в Ту би-Шват, тем больше благословений получит человек в следующем году.

Очень важно не забыть произнести благословение перед тем, как есть тот или иной фрукт, и проверить, чтобы в нем не было никаких насекомых.

«Барух Ата Адо-най Эло-эйну мэлэх аолам шеэхияну вэкииману вэигиану лизман азэ»
Благословен Ты, Бог, Всемогущий наш, Властелин Вселенной, Сотворивший плод дерева

«Пусть твои саженцы будут подобны тебе!»

В Вавилонском Талмуде, трактате Таанит приводится интересная притча.

«Однажды путник шел по дороге и вдруг почувствовал, что устал, голоден и хочет пить. Тогда присел он отдохнуть в тени дерева, поел плодов с дерева и попил воды из ручья, протекающего рядом с ним. А когда встал, чтобы идти дальше, решил благословить дерево в благодарность за гостеприимство.
Сказал путник дереву:
– Чем же именно благословлю я тебя? Широкой кроной? Но она и так у тебя широка и обеспечивает прекрасную тень? Сладкими плодами? Они и так у тебя сладкие! Чтобы рядом с тобой был ручей с вкусной водой? Он и так уже есть! Благословлю я тебя, чтобы все твои саженцы были подобны тебе!»

Деревья с радостью делятся с людьми своими плодами. Им не мешает ни жадность, ни зависть.

Мы тоже должны делиться с другими, помогая им стать похожими на нас. Если у вас есть деньги, поделитесь с тем, у кого их нет, если есть душевное тепло – скажите доброе слово тому, у кого в душе стужа.

И да удостоимся и мы, чтобы все наши саженцы были подобны нам!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник деревьев ту би шват
  • Праздник деревни юбилей
  • Праздник деревни сценарий праздника
  • Праздник деревни паниквы
  • Праздник деревни отчет