О нас
Районная газета в соответствии с Законом Республики Беларусь «О средствах массовой информации» зарегистрирована Министерством информации Республики Беларусь.
Газета «Навіны Камянеччыны» выходит с периодичностью 1 раз в неделю: в субботу – на 24-х полосах, в двухцветном варианте, с программой кабельного телевидения. Тираж газеты составляет около 3200 экземпляров.
контакты
Главный редактор (8-01631) 7-20-03
Ответственный секретарь 7-20-63
Ведущий корреспондент по вопросам
экономики 7-61-94
Ведущий корреспондент по вопросам социальных проблем и обращений граждан 7-61-93
Ведущий технический редактор 7-20-63
Специалист маркетинга и рекламы 7-62-36, (8029) 728-04-43
Бухгалтерия 7-63-83
наши проекты
Полезные ссылки
мы на карте
225051, ул. Советская, 11/15, г. Каменец, Брестская область, Республика Беларусь
Свято-Успенская церковь в д. Паниквы — памятник деревянного народного зодчества. Она является архитектурным памятником, культурно-исторической ценностью и достопримечательностью Беларуси, внесена в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Точная дата основания Свято-Успенской церкви неизвестна. Некоторые историки относят время строительства храма к 1710 году, иные к концу 19 века. По некоторым источникам, церковь была возведена в 1912 году на месте деревянного храма постройки 1791 года. По рассказам старшего поколения название «Паниквы» дано в честь явления Богородицы на месте церкви – «панна» на местном диалекте. На камне, который находился там, остался отпечаток стопы. Из поколения в поколение передаётся легенда, что на том месте, где стоит церковь, слышался детский плач и появлялась женщина в белом одеянии, а ещё рассказывают, что на месте, где стоит храм, когда-то было старое кладбище.
Свято-Успенская церковь с 1791 года являлась приписной до Крынецкой Свято-Николаевской церкви 1668 года. Клировые ведомости свидетельствуют, что Паниковская церковь намного старше за Крынецкую. Крынецкий приход принадлежал Волчину — центру Волчинского графства, которым владели в 17-18 ст. Понятовские и Чарторийские.
Попечителем Паниковской церкви был Адам Чарторийский. В 18 веке пожертвователями материальных средств также были Чарторийские. На конец 19 столетия Паниковской церкви принадлежало 18 десятин земли, из них 13 пахатной, 5 – песчаной. Землю сдавали в аренду на третьяк, то есть арендаторы брали две трети урожая, а треть его отдавали церкви. Церковь с начала униатства и до 1839 года – униатская. По сведениям на 1803 год в Свято-Успенской церкви служили отец МАРЬЯН Новакевич и ПавелМатькович.
После Великой Отечественной войны служба в церкви возобновилась.
Крынецко-Паниковский приход зарегистрирован 23 марта 1945 года, номер регистрации 10. Во время войны Крынецкая церковь была испорчена снарядами. Она стала приписной, а Паниковская Свято-Успенская церковь — приходской, расчитанная на 240 прихожан. Ежемесячно в 1946 году было 4-6 служб. Однако эхо войны сказалось на церкви: были уничтожены церковная летопись, библиотека и метрики. Не хватало богослужебных книг.
В часы гонений, в 1962 году, храм был закрыт. Разрушители церкви не знали только, что делать с иконами. Сжечь их ни у кого не поднималась рука. По рассказам старожилов, взялся сделать это, служивший в то время начальник заставы, решив утопить их в Буге. Через год во время рыбалки на том же месте он трагически погиб.
Прихожане сохранили храм и всё богослужебное имущество от уничтожения. Несмотря на то, что храм документально не существовал, прихожане молились без священника и поддерживали церковь в надлежащем состоянии. В соседних деревнях Крынки, Пауки по приказу чиновников церкви были уничтожены, а жители деревни Паниквы боролись, выходили всем миром, когда власти собирались разобрать церковь. Люди верили, что рано или поздно наступит время, когда церковь снова распахнет свои двери. Сохранилось стихотворение, написанное в те годы жительницей деревни Новоселки, Калихович Верой Григорьевной, ныне покойной, ярко отражающее мечты и чаяния многих.
Моя церковь
Стоит моя церковь в селе у дороги
И двери ее на замке,
Глядят ее окна с тоской и тревогой,
Блестит ее крест вдалеке,
Христовы враги в ней служить запретили,
В надежде, что вера умрет,
Но верные люди за нею решили
Вести надлежащий уход,
Покрасили купол и стены, и крышу,
Красивою стала она
Беда лишь, что песен в ней чудных не слышно
Как в давние те времена,
Когда ее колокол звал на моленье
В Успенский торжественный пост
К ней шли богомольцы на всенощное бденье
Из дальних тогда деревень.
Под сводами храма они обретали
Желанный душевный покой,
Житейские бури в сердцах их стихали
И шли они с миром домой.
А ныне глядит моя церковь тревожно
В грядущую темную даль,
Вокруг ее тени сгустились безбожно
В глазах ее грусть и печаль,
Однако живет в моем сердце надежда,
Что двери ее отопрут
И те, что ее закрывали невежды
В ней, может быть, свечку зажгут.
Красивые переливчатые колокола были закопаны жителями деревни с целью сохранности, но спустя годы, когда гонения на церковь прекратились, к сожалению, это место не было найдено.
Значительный вклад в сохранение и расширение как храма, так и прихода внёс настоятель, протоиерей Николай Каленикович Данилюк, который служил в храме в 50-60 годы 20 века.
Храм обнесён бутовой оградой с воротами.
Состоит он из деревянных прямоугольных срубов притвора, основного объёма, апсиды с ризницей и пристроенной позднее колокольни.
Главный фасад храма образуют тамбур и два яруса звонницы. Над основным объёмом — гранёный барабан с луковицеобразной главкой. Вход в церковь отделан небольшим козырьком на фигурных кронштейнах. В интерьере выделяется основное зальное помещение, которое освящено высокими лучковыми проёмами. Особенно примечательны хоры и в апсиде расписной иконостас.
В преддверии праздника Успения Пресвятой Богородицы, 27 августа 1988 года, храм был торжественно освящён по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета благочинным Брестской округи протоиереем Евгением Парфенюком в сослужении духовенства благочиния.
Ежегодно 28 августа в Свято-Успенском храме д. Паниквы православные с особой торжественностью отмечают Престольный праздник Успение Пресвятой Богородицы. Он означает память кончины Пресвятой Богородицы, матери Иисуса. Рассказывают, что за три дня до смерти к ней явился архангел Гавриил и предупредил ее. В день ее смерти в городе собрались все апостолы, и совершили погребение, завалив вход в усыпальницу камнями. Через некоторое время апостол Фома решил проститься с телом, но гроб был открыт. Тела на месте не оказалось — остались только благоухающие одежды. Богородица явилась апостолам и сообщила, что она находится вместе с Христом.
В 2012 году в праздник Успения Пресвятой Богородицы Преосвященнейший Иоанн епископ Брестский и Кобринский совершил Божественную Литургию в Свято-Успенской церкви в связи со столетием её освящения.
Его Преосвященству сослужили Благочинный Каменецкого округа протоиерей Сергий Бурковский, настоятель храма иерей Игорь Коляда. После литургии был совершён крестный ход и отслужен молебен. Особо активные прихожане и благоустроители храма были награждены благодарственными грамотами Московского Патриархата Белорусской православной церкви Брестской епархии в связи со 100-летием со дня освещения храма за усердные труды во славу Святой церкви.
Так как доподлинно не установлена дата закладки церкви было решено Брестской епархией Белорусской православной церкви с благословения Преосвященнейшешо Иоанна, епископа Брестского и Кобринского, отмечать 3 февраля день празднования иконы Божией Матери “Отрада” или “Утешение”.
3 февраля 2015 г. в день празднования иконы Божией Матери «Отрада» или «Утешение» прошло соборное богослужение Каменецкого благочиния в Успенской церкви д. Паниквы. Богослужение возглавил благочинный церквей протоиерей Сергий Бурковский в сослужении духовенства Каменецкого благочиния. Протоиерей Сергий Бурковский произнес проповедь о «Заступничестве Пресвятой Богородицы».
История иконы Божией Матери «Отрада» крепко соединена с Ватопедским монастырем на Афоне, а также с императором Феодосием Великим, сын которого, Аркадий, упал с корабля в море во время бури. Беда эта случилась в 395 году близ монастыря. Корабль едва пристал к афонскому берегу. Путники Аркадия тщетно искали бездыханное тело в прибрежной полосе, совсем уже отчаявшиеся, они хотели вернуться на корабль. В последний миг внимание всех привлек куст. Когда все подошли к нему поближе, то увидели царевича спокойно спавшего в тени куста. Он рассказал своим друзьям, что спасло его заступничество Богоматери, к которой он успел обратиться в последнюю секунду жизни перед явной погибелью. Император Феодосий Великий помог созданию обители на месте чудесного спасения сына. Монастырь назвали Ватопед, что в переводе с греческого означает «куст отрока». В алтаре соборного храма поставили образ Пресвятой Богородицы и дали иконе имя «Отрада», через годы добавилось еще одно слово — «Утешение». Это случилось после того, как чудотворный образ спас Ватопедский монастырь от разбойников и разграбления в 807 году.
Икона «Отрада» или «Утешение» очень почитаема православными. Большую историческую ценность представляют также иконы Матери Божией Одигитрии, Святой Варвары и др. Откуда они появились в храме – никто не знает. Очевидно одно, что в 17-18 веках иконы писались истинными мастерами своего дела, зачастую в монастырях.
В настоящее время при Свято-Успенской церкви д. Паниквы и храме святого апостола Марка (д. Новосёлки), который является приписным приходом к храму Успения, действует воскресная школа.
С целью развития у детей творческих способностей организованы кружки прикладного искусства и пения. Ученики воскресной школы приняли участие в конкурсе рисунка “Красота Божьего мира», в 2014 году заняли 2-е место в конкурсе рисунка, посвящённого 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского. Они ежегодно участвуют в концертах, утренниках, посвященных Жёнам Мироносицам, праздникам Рождество Христово, Пасха и др.
В состав прихода входят деревни Паниквы, Новосёлки, Величковичи, Костари, Крынки, Сивки. Настоятелем Свято-Успенской церкви в Паниквах с 2010 года по 2015г. был иерей Игорь Коляда, с января 2016 года настоятелем является иерей Сергий Скребец. Он также является и настоятелем Новосёлковского храма апостола и евангелиста Марка. Сегодня Свято-Успенская церковь находится в хорошем состоянии и служит людям по первоначальному назначению. До 2013 года, пока не был построен храм в д. Новосёлки, церковь в Паниквах являлась самым западным храмом Беларуси. Этот факт, несомненно, добавлял некоторой привлекательности к храму в глазах туристов и путешественников.
Список использованной литературы:
1. Збор помнікаў гісторыі і культуры. Брэсцкая вобласць. – Мінск : Бел. сав. энцыклапедыя, 1984. – С. 211 – 212.
3. Памяць: Камянецкі раён. — Мінск : Ураджай, 1997. – С. 70 — 71.
2. Праваслаўныя храмы Камянеччыны. — РИА «Вечерний Брест», 2013. – С. 68 — 69.
4. Свод памятников истории и культуры Белоруссии: Брестская обл. – Минск: Белорусская советская энциклопедия, 1990. – С. 234.
5. Храмы Благочиния : Успенский храм с. Паниквы [Электронный ресурс] // Каменецкое благочиние, 2017. – Режим доступа : http:// Каменецкое благочиние.бел. – Дата доступа : 08.06.2017г.
6. Успенский храм с. Паниквы [Электронный ресурс] // Храмы благочиния. Режим доступа : Каменецкое благочиние.бел
Паниквы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Свято-Успенская церковь
Карта и ближайшие объекты
- Яндекс-карты
- Google maps
- OpenStreetMap
- Wikimapia
- 2Gis Карты
- Bing maps
- дороги
- спутник
- гибрид
Статьи
Статью добавил(а): Титов П.Н.,
11 декабря 2016
Успенская церковь д.Паниквы была построена в центре деревни 1912 году на месте деревянного храма 1791 года строения. В 1962 году храм был закрыт, церковное имущество было спрятано. Перед праздником Успения Пресвятой Богородицы 27 августа 1988 года храм был торжественно освящен. Внесен в список историко-культурных ценностей РБ (19 в.)
По материалам официального сайта Каменецкого благочиния
Статью добавил(а): Алексей Кротов,
18 февраля 2022
Деревня Паниквы размещена у самой границы Беларуси и Польши — поэтому и церковь, что находится в этой деревне, считается самым западным храмом Беларуси. Успенская церковь появилась здесь в 1912 году на месте более древнего храма кон. ХVIII столетия (1791 г.). Попечителем Паниковской церкви был Адам Чарторыйский и другие представители сего рода. На кон. ХIХ века Паниковской церкви принадлежало 18 десятин земли, из них 13 пахотной, 5 — песочной. Землю сдавали в аренду, а арендаторы брали две трети урожая, а треть его отдавали церкви. Успенская церковь с 1791 по 1839 годы была униатской. Церковь была расчитана на 240 прихожан. После 1945 года в церкви ежемесячно проходило от 4 до 6 служб. Не хватало тогда богослужебной утвари и книг. Эхо войны сказалось и на этой небольшой деревянной церкви, считающейся до сих пор самым западным храмом Беларуси.
В ХХ веке были уничтожены церковная летопись, библиотека, метрика. В годы «хрущёвских гонений» Успенский храм в Паниквах был закрыт. По рассказам старожилов, иконы решил утопить тогда в Буге, некий начальник погранзаставы. Через год во время рыбалки на том же месте он трагически погиб. Прихожане сохранили храм и всё богослужебное имущество от уничтожения. Несмотря на то, что храм документально не существовал, прихожане молились без священника и поддерживали церковь в надлежащем состоянии.
В предверии праздника Успения Пресвятой Богородицы, 27 августа 1988 года, храм был торжественно освящён по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета благочинным Брестской округи протоиереем Евгением Парфенюком в сослужении духовенства благочиния. В 2012 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Преосвященный Иоанн, епископ Брестский и Кобринский совершил Божественную литургию в Успенском храме в связи со столетием её освящения. Как мы видим, территория с деревянным храмом обнесена бутовой оградой с воротами. Трёхсрубная, очерченная прямыми линиями звонницы, молитвенного зала и трёхгранной апсиды, конструкция отражает вкусы и традиции народных мастеров Полесья. Внешний облик сооружения практически лишён декоративных элементов (за исключением луковичных главок), что в целом характерно для народной архитектуры. Художественный эффект достигается за счёт сочетания вертикальной и горизонтальной обшивки фасадов досками. Главный фасад церкви образован тамбуром и двумя ярусами звонницы. Над основным объёмом — гранёный барабан с луковицеобразной главкой. Вход в церковь отделан небольшим козырьком на фигурных кронштейнах. В интерьере выделяется основное зальное помещение, которое обрамлено высокими лучковыми проёмами. Особенно примечательны хоры над входом и расписной иконостас.
С сайта: kamlib.by/literary-district/temples/Panikva.php
Комментарии и обсуждение
Здравствуйте! Церковь Успения Пресвятой Богородицы строил мой дед Панасюк Фёдор Данилович на месте старой часовни в 1912 году. Место, где стоит храм, старое кладбище. Его до сих пор зовут на присущем там украинском диалекте «цвынтарь». По рассказам бабушки, строя погреб, дед выкопал горшок с серебром, монеты были чеканены 300 лет тому назад. Клад был найден в 20-х г. пр. века во времена правления Польши. Значит, во времена Княжества Литовского там уже жили люди. По рассказам бабушки. название Паниквы дано в честь явления Богородицы на месте церкви — «панна» на местном диалекте.
15 мая 2013.
Паниквы — деревня в Каменецком районе Брестской области. Является частью Волчинского сельского совета. Паниквы расположены в 51 км на юго-запад от Каменца и в 47 км к северо-западу от Бреста.
История Паниквов
В документальных источниках деревня впервые упоминается в XVI веке как владение Вагановских. В XVII веке Паниквы были частью Берестейского повета Берестейского воеводства Великого княжества Литовского как имение брестских иезуитов. В начале XVIII века иезуиты построили в деревне костел.
В середине XIX века Паниквы принадлежали Пусловским. После Рижского мирного договора в 1921 г. деревня стала частью Польши, войдя в состав Брестского повета Полесского воеводства. С 1939 г. — в составе БССР.
Достопримечательности Паниквов
Главная достопримечательность деревни — Свято-Успенская церковь. Православный храм построен в 1791 г. из дерева, в 1912 г. реконструирован, является памятником архитектуры.
Церковь находится в центре Паниквов и окружена забором из бутового камня с брамой. Имеет продольно-осевую композицию, состоящую из срубов прямоугольной формы: притвора с двухъярусной четырехугольной звонницей с куполом-маковкой, основного объема и трехсторонней апсидой с ризницей. Главный объем в центре венчает главка в форме луковицы на граненом барабане. Основной прием декора фасадов — сочетание горизонтальной и вертикальной облицовки. Вход в церковь обозначен небольшим навесом на фигурных кронштейнах.
Зал осветлен высокими арочными оконными проемами. Апсида выделена деревянным иконостасом со образами XVII — XVIII вв.: «Успение», «Богоматерь Одигитрия» в серебряных и позолоченных окладах, двухсторонняя икона «Святая Варвара» и «Богоматерь Одигитрия».
Поделись с друзьями!
Их календарь опубликовал туристический портал Архангельской области.
Летом в поморской глубинке проходит множество самобытных праздников. Туристско-информационный центр Архангельской области составил перечень сёл и деревень с датами их местных праздников, на которых можно узнать много нового, принять участие в мастер-классах и попробовать деревенский обед.
Приморский район:
- 12 июня — День посёлка Рикасиха (на площади у КЦ);
- 24 июня — День деревни Перхачёво в Заостровском СДК;
- 30 июня — конкурс «Лучшая уха» в посёлке Лайский Док;
- 1 июля — День острова в деревне Пустошь (угостят чаем из лоцманского самовара);
- 7-8 июля День деревни Яреньга;
- 8 июля — День деревни Ластолы и вечерние посиделки после праздника; День Повракулы с конкурсами выпечки «Суперплюшка»; День деревни Лопшеньга;
- 14 июля — День рыбака в Яреньге; День деревни Вознесенье на острове Андрианово;
- 15 июля — День деревни Кузьмино на острове Княжостров;
- 28 июля — День рождения деревни Летняя Золотица;
- 5 августа — на Бобровском рейде праздник близлежащих деревень: Лявли, Кузьмино, Косково;
- 8 августа — День посёлка Катунино с мастер-классами по изготовлению тряпичной куклы и росписи козуль.
Вельский район:
- 4 июня — праздник «Яишное заговенье» в деревне Андричёво;
- 16 июня — День Муравья в деревне Горка-Муравьёвская;
- 6 августа — День железнодорожника в посёлке Кулой;
- 19 августа — «Исполинов день» в деревне Хозьмино (по легенде о купце Исполине).
Плесецкий район:
- 12 августа — торжественное открытие и освящение Почезерского храмового комплекса в деревне Филипповская;
- 19 августа — «Успенская ярмарка на Кенозерье» в деревне Вершинино.
Коношский район:
- 3 июня — «Петрово заговенье» в деревне Бор;
- 10 июня — «Суслов день» в деревне Вельцы;
- 7 июля — «Берёзка в Тавреньге».
Каргопольский район:
- 24 июня — праздник деревни Кречетово «За околицей»;
- 6-7 июля — «Иванов день» в деревне Масельга;
- 8 июля — День села Ухта «Моё село — мой дом родной!»; День посёлка Пригородный; «Шильдское гулянье» в деревне Шильда;
- 12 июля — «Петровское гуляньице» в деревне Лекшмозеро; День святых апостолов Петра и Павла в деревне Морщихинская;
- 14 июля — праздник деревни Печниково;
- 15 июля — театрализованный праздник «Ошевенская показуха» в селе Ошевенск; «Шехоловские гуляния» в селе Архангело; праздник «Деревня моя» в Троице;
- 22 июля — «Любовь и голуби» — праздник деревень Полуборье и Хотеново; театрализованное представление в деревне Река;
- 29 июля — праздник деревни Поздышево;
- 2 августа — «Ильин день» в деревне Слобода;
- 5 августа — праздник деревни Волосово; День села Усачёво «России милый уголок»;
- 7 августа — праздник деревни Марковская;
- 19 августа — праздник деревни Озерки.
Котласский район:
- 10 июня — праздник «Люблю тебя, мой край родной»в деревне Медведка;
- 16 июня — День деревни Федотовская;
- 7 июля — праздник «Летнее разнотравье» в деревне Григорово.
Вилегодский район:
- 9 июня — «Яичное заговенье» в селе Николаевск;
- 10 июня — праздник села Никольск и деревни Большой двор;
- 30 июня — праздник «Помню отчий дом в деревне» в Быково;
- 7 июля — День деревни Пречиста; праздник «Живи, родной посёлок, процветай» в Фоминском;
- 14 июля — праздник деревни Выползово;
- 11 августа — «Пречистинские гуляния» в деревне Пречиста;
- 18 августа — «Медовый спас» в селе Павловск.
Пинежский район:
- 7 июля — Иванов день в деревне Городецк;
- 5 августа — День деревни в Суре.
Холмогорский район:
- 10-11 июня — День посёлка Луковецкий;
- 7 июля — День села Ломоносово;
- 14 июля — День села Емецк.
Мезенский район:
- 7 июля — «Иванов день» в селе Дорогорское;
- 12 июля — «Петров день» в селе Жердь;
- 21 июля — «Прокопьев день» в Кимже;
- 2 августа — «Ильин день» в Азаполье;
- 11 августа — День города Мезень.
Устьянский район:
- 17 июня — День села Малодоры «С миру по нитке, с деревни по байке»;
- 1 июля — День посёлка Квазеньга «Здесь всё моё и я отсюда родом»;
- 6 июля — праздник Ивана Купалыв деревне Юрятинская;
- 8 июля — День деревни и большой сельский праздник «Рыбацкое раздолье» в деревне Левоплосская.
Красноборский район:
- 10 июня — День деревни Монастырская Пашня (Телегово) «Пой, гуляй, село родное»;
- 24 июня — День села Красноборск и Красноборская ярмарка;
- 5-15 июля — 395-летие села Верхняя Уфтюга;
- 1 июля — 400-летие деревни Белая Слуда;
- 8 июля — приходской праздник на Волчье-Ручьёвском погосте в деревне Ляпуново;
- 15 июля — День деревни Горчинская;
- 22 июля — 65-летие посёлка Комарово;
- 29 июля — 65-летие посёлка Куликово; День села Черевково;
- 5 августа — День деревни Шеломя/Хмелевская.
Шенкурский район:
- 7 июля — День села Ровдино;
- 8 июля — День деревни Усть-Паденьга;
- 12 июля — День деревни Петровская;
- 14 июля — День деревень Одинцовская, Никифоровская, Красная горка;
- 21 июля — День деревни Верхопаденьга;
- 22 июля — День деревни Куликовская;
- 29 июля — День деревни Блудково и посёлка Шелашский.
Ленский район:
7 июля — День села Яренска.
Онежский район:
- 27 июня — День деревень Лямца и Пияла;
- 8 июля — День рыбака в деревнях Лямца и Тамица;
- 12 июля — День рыбака и День святых апостолов Петра и Павла в деревнях Ворзогоры, Кянда и Турчасово; День ВМФ в деревне Лямца.
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите
ctrl+enter
и отправьте ее нам.