Праздник донского казачества

Казаки – народ дружный и веселый. И праздники у них всегда готовились и проводились с размахом. Веками в казацких поселениях и станицах сохранились традиции празднования различных торжеств с соблюдением особых обрядов. И по сей день каждое событие в семьях донцов, кубанцев, уральцев и прочих войсках отмечается с соблюдением предписаний предков.

Казачьи праздники

  Казаки – народ дружный и веселый. И праздники у них всегда готовились и проводились с размахом. Веками в казачьих поселениях и станицах сохранились традиции празднования различных торжеств с соблюдением особых обрядов. И по сей день каждое событие в семьях донцов, кубанцев, уральцев и прочих войсках отмечается с соблюдением предписаний предков.

  В основном, все казачьи праздники совпадали с великими христианскими событиями. Казаки – народ верующий, поэтому и дни поклонения святыням были и остаются для них днями особенными. Зачастую, празднование начиналось с молебна в церквях. После него в станичной избе организовывался большой праздничный обед с песнями и плясками. На стол ставили угощения, принесенные каждой семьей. Но у празднования каждого события были и свои особенности.

Казачий праздник Рождества

  Празднование начиналось с вечера. По православной традиции, в казачьих семьях в сочельник садились за стол только после появления на небе первой звезды. Это символизировало событие, указанное в Библии, повествующей о том, что, когда родился Христос, на небе загорелась новая звезда. В этот вечер казаки собирались семьями и начинали трапезу с постной каши с изюмом – кутьи. Утром совершался молебен, после которого все казаки во главе с атаманом ходили по станице и славили Рождение Христа. После Рождества начинались Святки.

Святочные казачьи празднования

  Святки на Руси традиционно длятся с сочельника до Крещения. В эти дни в казачьих станицах было весело. Дети и молодежь катались с горок, облитых льдом, на санях или в корзинах. Взрослые женщины и молодые девки ходили по дворам и пели песни, славящие Рождество – колядовали. В это мистическое время, которое наши предки называли порубежным, так как считалось, что души предков в эти дни навещают живых, было принято гадать. Гадали молодые на суженого, а умудренные – на жизнь или смерть или на урожай. Заканчивались святки Крещением.

Казачий праздник Крещения

  Перед Крещением также соблюдался пост. После на стол ставили угощения с традиционной кутьей. Потом шли на молебен. Ночью в храмах освящалась вода, а утром считалось, что вода становится святой в реках, озерах, ручьях и прочих водоемах. К проруби, вырубленной часто в форме креста, шли всей станицей красным ходом. В воду окунались трижды с головой. Считалось, что после такого омовения к казаку весь год не будут приставать хвори, и будет стороной обходить неудача в бою.

Казачий праздник Масленицы

  У казаков масленичная неделя, предшествовавшая Великому Посту, была посвящена дружбе, соревнованиям и веселым забавам. В это время с соседних станиц съезжались семьи, чтобы «на людей посмотреть и себя показать». Все делились на группы, выбирали временного «ватажного» атамана и ходили по селению. Строились снежные городки, устраивались шермиции – дружеские кулачные бои, организовывались показательные выступления на конях. Все это заканчивалось в воскресенье общим пиром, после которого каждый традиционно просил у всех прощенья, семьи молились и разъезжались по домам до Пасхи.

Казачий праздник Пасхи

  Великий для каждого казака праздник Пасхи начинался с чистого четверга, когда хозяйки дочиста выметали и отмывали дом, украшали его лентами и расшитыми рушниками. В этот же день всей семьей ходили в баню, пекли куличи, делали пасхи и красили куриное яйцо. Воскресенье начиналось со службы, на которую ходили семьями. После нее отправлялись домой за накрытый стол. Днем посещали друзей и родных, и при встрече обменивались ритуальными фразами «Христос воскресе – Воистину воскресе» и трижды целовались. Во многих станицах в этот праздник устраивались игры, соревнования и кулачные бои.

Казачий праздник Троицы

  Этот праздник символизировал приход лета, роста и жизни. Он был ориентирован на поминание усопших. Казаки семьями ходили после молебна на кладбище и молились об умерших. Для станиц в разных регионах были характерны свои традиции: кто-то украшал деревце, где-то плелись венки. Но главный посыл был один у всех – природа просыпалась, оживала, и вместе с ней просыпались и люди.

Казачий праздник Покрова Богородицы

  Этот день совместил в себе две традиции, присущие казачьему братству – православную и воинскую. В православной традиции этот праздник посвящен великому событию – явлению Пресвятой Богородицы Андрею Юродивому в храме, в котором хранилась риза Божьей Матери. В воинской традиции казаков этот день был посвящен не менее важному событию – победе казачьего войска над турками под Азовом в XVII веке. В Покров традиционно поминаются воины, погибшие при Азовском осадном сидении. По ним служится молебен, и в честь них устраиваются традиционные кулачные бои.

День нагайки — 23 ноября!

Нагайка для казака никогда не была просто плетью, как средством управления лошадью. Скорее наоборот, потому что конь был боевым товарищем, и казак старался без нужды его не травмировать, управляя им в основном поводьями и нагайкой, но не шпорами. Сакральный смысл нагайки в ином: это — символ самого казачьего статуса. Именно возможность обладания нагайкой, а не шашкой, пикой или другим оружием, отличало полноправного казака в донских и кубанских станицах. Ее могли носить только взрослые казаки, и только мужчины. В некоторых станицах критерии были еще жестче: правом на нагайку обладали лишь женатые казаки.

Казачьи праздники по войскам

Помимо православных праздников, в казачей культуре много воинских праздников. Они довольно разрознены, и приурочены к славным победам каждого из казачьих войск в многочисленных сражениях.

Амурское казачество отмечает:

  • 30 марта – праздник всех частей войска;
  • 30 октября – праздник всех частей и войсковой круг войска.

Астраханское казачество 1 сентября отмечает праздник всех частей.

Донское казачество отмечает:

  • 14 января – круг Донского казачества;
  • 19 мая – совместный круг Кубанского и Донского войск;
  • 13 августа – праздник первого полка;
  • 29 августа – праздник четвертой сотни;
  • 30 октября – праздник всех частей и войсковой круг;
  • 3 декабря – праздник одиннадцатого полка;
  • 19 декабря – праздник первой батареи.

Забайкальское казачество отмечает:

  • 30 марта – праздник всех частей войска;
  • 4 июля – круг Забайкальского войска.

Кубанское казачество отмечает:

  • 16 апреля – войсковой круг Кубанского войска;
  • 19 апреля – праздник Лейб-Гвардии Кубанской сотни;
  • 19 мая – совместный круг Кубанского и Донского войск;
  • 12 сентября, 30 октября – праздник всех частей войска и войсковой круг;
  • 19 декабря – праздник Лейб-Гвардии Кубанской сотни и Кубанского казачьего дивизиона.

Оренбургское казачество отмечает:

  • 6 мая – праздник всех частей войска;
  • 22 мая – праздник четвертого полка;
  • 12 сентября – праздник пятого полка.

Семиреченское казачество отмечает:

  • 6 мая – праздник первого конного полка и войсковой круг;
  • 26 июля – праздник второго конного полка.

Сибирское казачество отмечает:

  • 16 февраля – праздник первого конного полка;
  • 25 февраля – праздник третьего конного полка;
  • 19 декабря – праздник всех частей.

Терское казачество 7 сентября отмечает праздник всех частей и войсковой круг.

Уральское казачество отмечает:

  • 14 августа – праздник первого полка;
  • 21 ноября – праздник всех частей и войсковой круг.

Уссурийское казачество 30 марта отмечает праздник всех частей войска.

Общеказачий воинский праздник

Его проводят в большинстве станиц. Главная цель организации такого торжества – демонстрация умений молодых и опытных казаков. Начиналось все с общевойскового построения. Атаман с символами власти – булавой и насекой – возглавлял шествие, направляющееся на традиционную литургию в храм. После неё из храма выносились иконы и знамена. Далее начинались игрища. Проводились состязания, показательные выступления с оружием, скачки на конях, джигитовка. Завершал праздник общий пир и массовые гулянья с песнями и плясками.

Отмечает его:

  • 30 марта – Амурское, Забайкальское и Уссурийское казачьи войска;
  • 6 мая – Оренбургское и Семиреченское казачьи войска;
  • 1 сентября – Астраханское казачье войско;
  • 7 сентября – Терское казачье войско;
  • 12 сентября – Кубанское казачье войско;
  • 30 октября – Донское казачье войско;
  • 21 ноября – Уральское казачье войско;
  • 19 декабря – Сибирское казачье войско.

Казачий праздник Новый год

  Главным действующим лицом в праздновании наступления нового года у казаков был стол. Чем богаче угощение – тем обильнее будет урожай, и тем сытнее будет в семье. Это время также считалось порубежным. В новогоднюю ночь гадали, а утром казаки ходили по домам с посеванием – рассеиванием зерен пшеницы, гороха или кукурузы по полу избы и на головы хозяевам. Также утром нового года смотрели, кто первым придет к семье в гости: если мужчина – к удаче, а если женщина – к убытку.

  Каждый казак, будь то уралец ли донец, жив своими корнями и традициями. Испокон века празднования в станицах проходили сообща, всей гурьбой. Это не только позволяло каждому почувствовать себя членом большой и дружной семьи, но и очень сплачивало народ, чтобы в случае опасности также дружно встать на оборону родной земли.

КАЗАЧЬИ ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ И ПРАЗДНИКИ

ЯНВАРЬ

1 января — память св. преп. Илии Муромца Печерского — «старого казака».

7 января — Рождество Христово, воспоминание об избавлении Церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков.

16 января 1570 г. — старшинство Донского казачьего войска.

16 января 1818 г. — смерть Платова М. И., графа, Донского атамана, героя  Измаила, персидского похода 1796 г., Отечественной войны 1812.

16 января 1916 г. — взятие крепости Эрзерум Кавказской армией, в составе которой казаки составляли половину численности.

18 января 1598 г. — смерть царя Федора Иоанновича, конец династии Рюриковичей, начало русской Смуты.

18 января 1969 г. — умер Гамов И.М., последний атаман Амурского казачьего войска.

19 января — Крещение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

21 января 1654 г. — решение Переяславской рады о присоединении к Великороссии всех казачьих земель Украины (окраины) под именем Малороссии.

27 января 1788 г. — бывшему полковнику бывшего Запорожского войска Сидору Белому с казаками разрешено поселиться на Тамани.

ФЕВРАЛЬ

6 февраля 1921 г. — убийство Дутова А.И., последнего Оренбургского атамана, походного атамана всех казачьих войск.

23 февраля 1701 г. — полковой праздник Якутского казачьего полка.

24 февраля 1919 г. — издано церкулярное письмо, утвержденное на заседании Оргбюро ЦК РКП(б) и подписанное Я.М. Свердловым: «О Поголовном уничтожении казачества».

25 февраля  —  День тезоименитства  Св.  Патриарха Алексия II.

МАРТ

1 марта 1612 г. — смерть от голода в польском заточении патриарха Московского и всея Руси Гермогена, из донских казаков.

17 марта 1621 г. — советом священного Собора, патриархом Филаретом и Государем Царем всей Руси Михаилом Федоровичем указано правило: Ермаку Тимофееву, сыну Повольскому, с ним каждому убиенному, кликати вечную память.

17 марта 1738 г. — Первый наказной атаман на Дону — Степан Ефремов.

18 марта 1613 г. — донскими казаками атамана Ф. Межакова возведен на престол Михаил Федорович, первый русский царь из дома Романовых.

23 марта 1607 г. — войсковой праздник Енисейского казачьего войска.

АПРЕЛЬ

2 апреля 1814 г. — открытие гвардейскими казаками шествия российских, английских и прусских войск после вступления в Париж.

4 апреля 1924 г. — застрелен Соловьев И.Н., атаман повстанческого отряда в Сибири.

5 апреля 1917 г. — открытие 1-го Общеказачьего съезда в Петрограде.

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы.

10 апреля 1750 г. — образование Астраханского казачьего войска.

10 апреля 1809 г. родился казачий генерал, герой Кавказской войны, гордость донских казаков Бакланов Я.П.

13 апреля 1918 г. — погиб сибирский казак генерал Корнилов Л.Г.

16 апреля 1642 г. — оставление казаками по решению Земского собора и указу царя г. Азова, после Азовского осадного сидения.

18 апреля 1917 г. — начало работы Временного совета казачьих войск в Петрограде.

30 апреля 1818 г. — родился Александр Николаевич Романов, первый августейший атаман всех казачьих войск, царь Александр II.

МАЙ

9 мая — День Победы в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг. Особое поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в 1941—1945 гг.

11 мая 1570 г. — основание Всевеликого войска Донского.

11 мая 1905 г. — на хуторе Кружилин ст. Вешенской Донецкого округа родился русский советский писатель, академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии Шолохов Михаил Александрович.

11 мая 1918 г. — Созыв Круга спасения Дона, избрание атаманом П. Краснова.

14 мая 1629 г. — поход донских казаков на Крым. Взятие Бахчисарая.

19 мая 1868 г. — Память Иова Многострадального, день рождения Романова Николая Александровича, последнего русского царя Николая II.

20 мая 1788 г. — казачество на Кубани получило название «Войско верных казаков черноморских».

21 мая 1861 г. — смерть Ермолова А.П., генерала, наместника Кавказа.

ИЮНЬ

10 июня 1906 г. — в станице Прохладная Терской области родился терский казак адмирал Головко Арсений Григорьевич.

12 июня 1873 г. — победное завершение Хивинского похода с участием оренбургских и семиреченских казаков.

15 июня 1736 г. — взятие казаками Азова.

30 июня 1990 г. — День возрождения казачества России (создания Союза казаков).

ИЮЛЬ

1 июля 1855 г. — закладка станицы Алматинская, начало мирного наступления России в Туркестан, переноса границы России на 2000 километров к югу.

3 июля 1648 г. — начало похода якутского казака Семена Дежнева, закончившегося открытием пролива между Азией и Америкой.

8 июля 1697 г. — сотня якутских казаков Атласова В.В. водрузила на Камчатке крест в знак присоединения полуострова к Якутсткому воеводству России.

10 июля 1709 г. — Полтавская битва. Участвуют донские казаки под командой атамана Фрола Минаева.

13 июля 1792 г. — Войску верных казаков Черноморских Екатериной II пожалованы земли между рекой Кубанью и Азовским морем.

26 июля 1867 г. — учреждение Семиреченского казачьего войска.

28 июля 1774 г. — Потемкин Г.А. назначен начальником иррегулярных соединений (Донское, Яицкое и Волжское казачьи войска, Хоперский, Моздокский, Азовский, Таганрогский, Кизлярский и Чугуевский казачьи полки).

31 июля 1696 г. — взятие донскими казаками и русскими воинами Азова при Петре I.

АВГУСТ

6 августа 1753 г. — родился донской атаман граф Платов М.И.

8 августа 1869 г.— родился Иванов-Ринов П.П., руководитель антисоветского восстания в Омске, атаман Сибирского казачьего войска с 16.07.

9 августа 1657 г. — умер Хмельницкий Зиновий — Богдан Михайлович, малороссийский гетман, организатор борьбы южнорусского народа против польского угнетения (род. ок. 1595).

12 августа 1904 г. — родился Романов Алексей Николаевич, цесаревич, последний августейший атаман всех казачьих войск.

(15) августа 1946 г. — Успение Пресвятой Богородицы; казнь Семенова Г.М., последнего атамана Забайкальского казачьего войска (родился 26 сентября 1890).18 августа 1585 г. — гибель атамана Ермака Тимофеевича, покорителя Сибирского ханства.

29 августа 1914 г. — гибель Самсонова А.В., командующего 2-й русской армией, бывшего наказного атамана Донского и Семиреченского казачьих войск.

31 августа 1722 г. — начало Персидского похода Петра I с участием казачьих соединений.

СЕНТЯБРЬ

1 сентября 1850 г. — Войсковой праздник Астраханского казачьего войска.

8 сентября 1812 г. — Бородинское сражение, в котором блестяще проявил себя казачий корпус Платова М. И.

9 сентября 1689 г. — заключение Нерчинского договора с Китаем. России отошли Забайкалье и побережье Охотского моря.

14 сентября 1581 г. — начало похода атамана Ермака Тимофеевича в Сибирь.

18 сентября 1745 г. — родился Кутузов М.И., фельдмаршал русской армии.

26 сентября 1826 г. — участие казаков в разгроме персидской армии под Елизаветполем в ходе последней войны России с Персией.

27 сентября 1866 г. — родился Филимонов А.П.. первый выборный атаман Кубанского казачьего войска.

ОКТЯБРЬ

14 октября — День Азовского сидения — общеказачий праздник.

18 октября — войсковой праздник Донского и Кубанского казачьих войск.

21 октября 1934 г. — умер последний выборный атаман Войска Донского Богаевский А.П.

НОЯБРЬ

4 ноября 1612 г. — освобождение донскими казаками Китай-города в Москве от польских оккупантов.

4 ноября 1990 г. — возрождение казачества на Воронежской земле.

8 ноября 1582 г. — взятие Ермаком столицы Сибирского ханства Искера (Кашлыка).

18 ноября 1920 г. — оставление казачьими частями Крыма.

21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Войсковой праздник Уральского казачьего войска.

24 ноября 1730 г. — родился великий русский полководец, один из основоположников русского военного искусства, генералиссимус (1799) Суворов Александр Васильевич.

ДЕКАБРЬ

1 декабря 1896 г. — родился выдающийся русский полководец, Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза Жуков Георгий Константинович.

19 декабря 1788 г. — взятие г. Очакова.

19 декабря 1852 г. — Праздник Донского, Императора Александра III кадетского корпуса.

17 декабря 1991 г. — войсковой праздник Черноморского казачьего войска.

19 (6) декабря — Святителя Николая, войсковой праздник Сибирского и Иркутского казачьих войск в ознаменование окончательного разгрома у Абалака в 1582 году хана Кучума и его бегства в ногайские (татарские) степи.

21 декабря 1942 г. — родился Мартынов Александр Гаврилович, верховный атаман.

14.10.2019 11:32

Примерное время чтения: 3 минуты

3532

С XVII века православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечают 14 октября, считается главным Войсковым праздником донских казаков. Почему – выяснил «АиФ-Ростов».

Богородица уберегла

Современные казаки почитают все престольные праздники, но среди них день Покрова Пресвятой Богородицы считают особым.

Сирийцы приходили в спорткомплексы за два часа до начала представления, терпеливо ожидали российских артистов и делали с ними много селфи.

Связано это с осадным «сидением» 1641 года под Азовом. В тот год турки с лета окружили крепость. Осада длилась уже больше трёх месяцев. В надежде на своё численное превосходство неприятель изматывал небольшой казачий гарнизон непрерывными атаками. Всего было 24 приступа. Однако нападавшие каждый раз были отбиты с большими потерями.

.

Как известно из летописей, в этот день стоял густой туман. Как говаривали в старину, не видно было ни зги. Спотыкаясь о трупы погибших, защитники Азова дошли до самого берега Дона, но никого не встретили.

«Было это как раз в Покров день. Вот казаки и решили, что Богородица, покрыв туманом, уберегла их от врага», – добавляет атаман.

Фрагмент иконы «Покров Пресвятой Богородицы», Новгород, 1401—1425 годы. Государственная Третьяковская галерея.

Литургия, парад и ярмарка

По традиции, 14 октября в столице донского казачества Новочеркасске пройдут торжества, посвящённые празднику Покрова.

В главном казачьем храме – Вознесенском Войсковом соборе – состоится божественная литургия, которую проведёт глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. По окончании богослужения атаман Всевеликого войска Донского и представители от всех казачьих округов примут участие в заупокойной литии, которая пройдёт в усыпальнице героев казачьего Дона – атамана Матвея Платова, генералов Василия Орлова-Денисова, Ивана Ефремова и Якова Бакланова.

В полдень на площади Ермака и проспекте Платовском начнется казачий фестиваль.

Выставлять свою кандидатуру на выборы атамана Виктор Гончаров не будет.

Обязательно состоится парад – войсковой смотр подразделений казачьих округов ВКО «Всевеликое войско Донское» и казачьих кадетских корпусов. Так же перед горожанами выступят тяжелоатлеты, барабанщики и карабинеры казачьих кадетских корпусов.

Затем на площади Ермака с концертом выступит ансамбль песни и танца областного Дома народного творчества «Легенда».

Кроме того, пройдёт выставка изделий декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и пожарно-спасательной техники.

Также новочеркассцы и гости города смогут продегустировать блюда донской кухни и вино от местных виноделов и отведать солдатскую кашу, приготовленную на полевой кухне.

Смотрите также:

  • Покров Пресвятой Богородицы. Почему его считают главным казачьим праздником →
  • Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отметят 14 октября в Новочеркасске →
  • Православные верующие Дона отмечают сегодня праздник Покрова →

Праздники и памятные даты

Подвиг лейтенанта Паршина

14 ноября 1843 года лейтенант Виктор Паршин в бою за Виевку отвлек противника на свой танк, обеспечив выполнение задачи

Экипаж огненной «тридцатьчетвёрки»

18 октября 1943 года,ворвавшись в с.Зеленое, Т-34 лейтенанта Дунаева был подожжен – но экипаж не покинул танк и продолжал давить машины и солдат врага

Трижды посмертно награжденный

Гвардии старший сержант Воровченко Григорий Данилович трижды посмертно представлялся к наградам. Дважды — ошибочно

Забытый подвиг Григорьевского десанта

Первый морской десант ВМФ СССР на Чёрном море.

Рижская операция

Рижская наступательная операция (14 сентября — 22 октября 1944 года)

Бросок в бессмертие

Международный день пива

В первую пятницу августа отмечают Международный день пива

День Железнодорожных войск

6 августа — День Железнодорожных войск России

День рыбака

Ежегодно во второе воскресенье июля отмечается профессиональный праздник — День рыбака

На танк с гранатой

7 июля 1943 года, в критический момент боя, обвязавшись противотанковыми гранатами, Иван Зинченко бросился навстречу тяжёлому танку и подорвал его вместе с собой

Огненный пилот

6 июля 1944 года гвардии Николай
Киреев направил свой горящий штурмовик в скопление вражеской техники

Как летчик Горовец сбил 9 самолетов в одном бою

6 Июля 1943 года Александр Горовец в одиночку сбил 9 вражеских самолетов

Подвиг танкового экипажа Василия Халева

2 июля 1944 года Т-34 Халева первым ворвался в Полоцк. В бою танк был подбит. Экипаж обивался до последнего. Танкисты сгорели вместе со своей боевой машиной.

Славу свою добывая в бою

27 июня 1944 года Александр Пайков во главе штурмовой группы преодолел Днепр, захватил плацдарм и обеспечил переправу наших войск

Первый танковый таран ВОВ

26 июня 1941 года капитан Василий Богачёв совершил первый танковый таран в ВОВ

← Предыдущая Следующая → 1 2 3 4 Последняя

Показаны 1-15 из 379

Бродя
по интернету, часто натыкаешься на вопросы, касающиеся этнической идентификации
казаков: «А были ли у казаков свои праздники, а были ли свои обряды,
традиции?», «А чем эти традиции отличались от общерусских?». Ответы на них
можно найти в книге М. А. Рыбловой «Календарные праздники донских казаков»,
которую мы представляем вашему вниманию.

    Рыблова,
М. А.

Календарные праздники донских казаков / М. А. Рыблова. – Волгоград : Издатель,
2014. – 190 с. : ил.

Автор
книги – Марина Александровна Рыблова – профессор, доктор исторических наук,
доцент Волгоградского государственного университета, известный исследователь
материальной и духовной культуры донских казаков, автор нескольких монографий
по этой теме, взялась за изучение обрядности казаков неспроста. Вот как она
определяет проблему, подтолкнувшую её к изучению этого вопроса: «Исследователи традиционной культуры донских
казаков нередко высказывали мысль о том, что их календарная обрядность была
гораздо менее разработанной по сравнению с общерусской традицией. Констатация
того, что многие ритуалы, связанные с хозяйственной сферой жизни (земледелием и
скотоводством в первую очередь), были на Дону свёрнуты (например, отсутствие
обряда первого выгона скота на пастбища, обряда первого зажина и последнего
скота и др.), приводила учёных к выводу о том, что аграрная календарная
традиция у казаков была прервана (оборвана); в целом казачья культура якобы
демонстрирует «безразличие к сельскохозяйственной обрядности» [Проценко 1995:
50; Гнутова, Проценко 2004: 48]».

Соглашаясь
с отдельными положениями теорий своих предшественников-исследователей М. А.
Рыблова отмечает, между тем, что «…она
[культура донских казаков] никогда не была простым продолжением традиции
русского крестьянства. Она изначально формировалась как противостоящая ей, как
культура воинская, мужская и маргинальная… <…> Воинская составляющая и в
более позднее время [в имперский период, связанный с казачьей сословностью]
определяла весь облик праздничной культуры донцов. И в таком случае речь должна
идти не о деградации прежней традиции, а о формировании на Дону принципиально
другой – не крестьянской, а воинской мужской традиции, в которую уже затем
стали вливаться обряды, связанные с аграрной сферой жизни казаков».

В
структуру книги входят пять глав: «Основные методологические подходы к изучению
народного календаря», «Зимние праздники», «Весенние праздники», «Летне-осенние
праздники» и «Сакральные локусы в пространстве казачьего поселения и их
почитание».

Просмотрев
содержание глав, отметим, что основная их часть рассматривает календарные
праздники сельскохозяйственного и церковного календарей. Рассматривая
календарные праздники, М. А. Рыблова большое внимание уделяет Святкам,
Масленице, Великому Посту, Красной Горке, дню Ивана Купала, Троице и другим
общерусским праздникам, которые отмечали и донские казаки. Изучение этих глав
наводит на мысль, что казаки придерживались общих традиций. Однако, последняя
глава показывает, что у донского казачества был ряд традиций и обычаев,
нехарактерных для русского крестьянства.

Основное
внимание в ней отводится «святым местам», которые почитали казаки. Читая про
обряды, проводившиеся там, начинаешь видеть особую специфику культуры донского
казачества.

К
«святым местам» относились курганы с древними могилами, деревья, места прежних
поселений (старые городки), колодцы, места обитания старцев-отшельников и т. п.
«Однако в народной среде верили, что
родная земля освещается не только духовным подвигом избранных из числа людей,
но и небесной благодатью, покровительством святых и самой Божьей Матерью. Они
периодически спускаются на землю, пребывают среди людей и оставляют им на
память какие-то следы своего присутствия. Такими «следами» могут стать внезапно
забившие из-под земли источники, появившиеся на деревьях или у тех же родников,
иконы, названные в народе «явленными».

Рыблова
описывает различные версии, которые высказывали по этому поводу её
предшественники, один из которых говорил об использовании таких мест в
кризисных ситуациях, второй связывает эти места с сакральной стороной жизни
донских казаков, которые использовали их для установления связи с загробным
миром. Далее приводятся сведения из фольклорных источников о
курганах-могильниках и одиноких деревьях, которые стояли в ряду «святых мест»
на первом плане, об архитектуре казачьих часовенок-голубцов, которые возводили
на месте гибели (убийства или самоубийства). Обычно же голубец представлял
собой «столб с треугольным навершием»
к которому приходили в годовщины смерти, чтобы помянуть умершего или погибшего –
на основание навершия клали «милостыньку». Были и особые голубцы, которые
возводили на местах братских могил – у таких собирались в праздничные дни на
беседу старики. Когда казаки оставляли станицу и селились в другом месте,
кладбища старых поселений становились местами поклонения и получали название «старые
городки». В пасхальные дни к старым городках ходили крестные ходы и на этих
местах проходили панихиды. Вот, как это описывает автор книги: «Ко времени начала панихиды в Старочеркасске
собиралось несколько сот служилых казаков и жителей города. Сигналом для общего
сбора служило знамя, выставленное на галерее здания станичного правления.
Казаки выбирали походного атамана, брали с собой два станичных знамени,
делились на полки и выходили в поход. Дойдя до Монастырского урочища, строились
в каре, внутрь которого входили атаман, полковые командиры и чиновники. Затем в
круг входил священник и при спущенных знаменах начинал панихиду. По её
окончании в круг вносили булки, сыры, блины, приготовленные вскладчину всей
станицей «для поминок на заедки». Здесь же угощались вином, мёдом и водкой.
Затем, оставив знамя в карауле, устраивали скачки».
Рыблова отмечает, что
на заключительные части поминальных служб допускались только «служилые казаки и
старики», что подчёркивало воинскую основу мероприятия.

Как
«святые места» использовались и одинокие деревья. Так, например, в станице
Нижне-Чирской – это гигантский дуб, якобы, существующий с 15 века, в станице
Акишевской Хоперского округа – Никольская верба. В «тело» таких деревьев
врубали иконы, которые со временем врастали в дерево так, словно всегда там
были. С деревьями же связывали рассказы о явлении икон – например, Урюпинской
Божьей Матери.

Не
меньшей святостью, чем деревья и курганы, обладали и колодцы. «Колодец в степи сакрализовался уже в силу
своей чрезвычайной значимости в засушливой зоне, его создание требовало особого
искусства и мастерства. Обычай запрещал устраивать дорогу ближе 300 саженей от
колодца, прогонять скот ближе 100 саженей. Однако в сакрализации колодцев, несомненно,
просматриваются и представления о них как о каналах связи с «тем» светом, с
предками. Сама процедура копания колодца была, по народным представлениям,
сопряжена с опасностью, а потому сопровождалась аскезой (запрет на вкушение
вина, обет молчания и пр.), чтением молитв. Помимо специальных умельцев,
колодцы выкапывали и обычные люди – в «замаливание грехов», «по обету во
спасение», в (чью-либо) память». Такие колодцы нередко увенчивали надписью: «Сей
колодец выкопал по обету донской казак раб Божий Степан в память о матери рабы
Божией Аграфены. Воды его чисты, как материнская любовь, и бесконечны, как
слёзы матери моей, пролитые по мне».
Во время засухи рядом с колодцами
проводились молебны и водосвятия. В систему «святых мест», помимо колодцев,
входили и родники. С колодцами и родниками связано немало легенд о явлении икон
Божией Матери.

Как
видно, из книги Марины Александровны Рыбловой, в мировоззрении казаков
органично сочетались языческие и христианские традиции.

Спрашивайте эту
и другие книги по истории и культуре донского казачества

в нашей
библиотеке!

Нас можно найти
по адресу: Волгоград, ул. Кирова, 132.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник донбасса день шахтера
  • Праздник домового у славян
  • Праздник домового у осетин
  • Праздник домового сценарий праздника
  • Праздник домового 10 февраля