Вера Павлова художник русские праздники
Праздничные народные гулянья
Художник Подверная Мария
Фольклор Семик
Н. Фетисов — «широкая Масленица»
Народные гуляния иллюстрации
Иллюстрации народных праздников
Масленица рисунок
Масленичные гуляния в древней Руси
Народные праздники для детей
Народные праздники
Народные гуляния иллюстрации
Масленичные гуляния в древней Руси
Детям о Масленице
Иллюстрации народных праздников
Русская ярмарка
Павлова Вера иллюстрации русские праздники
Русско народный хоровод
Сжигание чучела Масленицы Васнецов
Кожин Масленица проводы зимы
Русский народный праздник Масленица
Масленичные гуляния в древней Руси
Васнецов Масленица
Иллюстрации народных праздников
Н. Фетисов — «широкая Масленица»
Встреча весны
Аполлинарий Васнецов сжигание чучела Масленицы
Праздничные народные гулянья
Наталья Курий художник
Н. Фетисов — «широкая Масленица»
Народные праздники
Н. Фетисов — «широкая Масленица»
Михаил Боскин хоровод
Скоморохи на Руси
Масленичные гуляния в древней Руси
Кожин Масленица на Руси
Народный праздник Масленица
Народные гуляния иллюстрации
Художник Ольга Симонова самовар
Масленица рисунок
Картины художника Ивана Горобчука
Сочивко Сергей Евгеньевич Масленица
Вера Павлова Святки
Праздник урожая у славян Осенины
Кузьминки Кузьма и Демьян осень
Семик праздник на Руси
Фольклорный праздник
Композиция народные гуляния
Кустодиев деревенский праздник
А. М. Васнецов. Сжигание чучела Масленицы
Масленичные обряды на Руси
Подвербная Мария картины
Народные масленичные гуляния
Масленица рисунок
Народные гуляния иллюстрации
Масленица на Руси
Праздники являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Огромный выбор фото праздничных мероприятий и подготовки к ним смотрите здесь, например «Русские народные праздники иллюстрации (56 фото)». Смотрите также коллекции «Русский народный праздник Масленица (58 фото)» или «Русские народные гуляния зимой (65 фото)». Вы можете выбрать для себя идею праздничного декора, подготовки к церемонии, выбрать наряд или украшения, подобрать праздничную обувь и образ в целом. Лучшие варианты тортов, капкейков, интерьера и все для создания праздничного настроения для Вас!
Золовкины посиделки на Масленицу
Тещины вечерки на Масленицу
Дарья Мастракова схемы
Праздничные народные гулянья
Иллюстрации народных праздников
Масленица в древней Руси
Масленица рисунок
Масленица иллюстрации
Е. Штыров. Масленица. Проводы зимы
Рисование Масленица
Народные гуляния иллюстрации
Масленица рисунок
Зимние народные праздники
Художник Ольга Симонова самовар
Народные гуляния иллюстрации
Художница Елена Уварова Пасха
Святочные посиделки
Н. Фетисов — «широкая Масленица»
Иллюстрации к православным праздникам
Масленичные гуляния на Руси
Наивная живопись Натальи Курий
Елена Уварова художник
Композиция на тему Масленица
Праздничные народные гулянья
Масленица рисунок
Иван Рюмахин картины Масленица
Транковский Алексей Иванович Святки
Композиция на тему народные праздники
Встреча весны на Руси
Народный праздник Рождество Христово
Масленица на Руси
Пасха на Руси
Русский народный костюм раскраска
Свадебные традиции древней Руси каравай
Семик праздник на Руси
Крещение картины художников
Н. Фетисов — «широкая Масленица»
Фольклорные рисование
Народный фольклор
Фольклор иллюстрации
Художник Надия Старовойтова зимой
Национальные традиции рисунки
Панов Эдуард русская изба
Народные праздники рисунки
Народная культура фольклор
Русские народные праздники Иван Купала
Вера Павлова художник русские праздники
Лельник красная горка
Федоскинская лаковая миниатюра Старая Русь
Новый год у древних славян
Похищение невесты на Руси
Яблочный спас Осенины
Рисунок на тему национальные традиции
Коляда праздник
Лельник праздник красная горка
Рисунок на Пасху
Сказочные посиделки
Дружба народов России
Ольга Георгиевна Симонова картины
Рисунок на Пасху
Композиция на тему Масленица
Иллюстрация к празднику Ивана Купала для детей
Масленица арт
Курий-Максымив Натали иллюстрации
Народные праздники изо
Посиделки для детей
Иллюстрации Виктора Служаева
Транковский Алексей Иванович Святки
Весенняя фантазия
Плакат многонациональная Россия
Масленица рисунок
Народный обряд колядование
Маковский Масленица
Чаепитие в русском народном стиле
Чувашский край
Рождественские гуляния иллюстрации
Слипецкая Диана художник
Празднование прихода весны на древней Руси
Праздничные обряды на Руси
Праздник Пасхи на Руси
Зимняя ярмарка
Гулянья на Ярилу
Праздники древней Руси
Масленица в древней Руси
Масленица рисунок в школу
Весна Масленица дети
Ярмарки древней Руси на Ярилу
Праздник акварель
Щедрец Славянский праздник
Плакат ярмарка невест
Н. Фетисов — «широкая Масленица»
Праздник Масленица
Народные праздники
Городецкая роспись Краснояров фёдор
Семик праздник картинки
Ярмарка рисунок
Масленица Заигрыш Скоморохи
Масленичные гуляния фотографии рисунки
Народные гуляния иллюстрации
Боскин хоровод картина
Русский народный костюм раскраска
Масленичные гуляния на Руси
Масленица в старину
Вера Павлова художник русские праздники
Композиция на тему Масленица
Иллюстрации к православным праздникам
Свиридов Коляда
Похищение невесты на Руси
Детям о Масленице
Фольклорные рисование
С Вербным воскресеньем
Художник Сычков христославы
Православные рисунки
Павлова Вера иллюстрации русские праздники
Ярмарка 4 класс изо
Семейные праздники на Руси
Рождество Христа
Б Кустодиев ярмарка
Хоровод Графика
Летние книжные иллюстрации
Рисунок на тему крещение Руси
Подвербная Мария картины
Семья идет в Церковь
Встреча весны
Кустодиев сельский праздник
Праздник Ивана Купала в древней Руси
Языческие праздники
Городецкая роспись гуляния
Колядования древняя Русь
Колядки перед Рождеством
Коляда на Рождество Христово
Социальной политики картинки древняя Русь
Пасха в Кубанской семье живопись
Народные гуляния на Масленицу на Руси
Святки 2022
Зимние Святки, Коляда
С праздником Ивана Купала
Праздник на руси рисунок
классный сборник рисунков на тему для срисовки
Народные праздники рисунки
Масленица рисунок
Масленица рисунок
Золовкины посиделки на Масленицу
Народные праздники рисунки
Народные праздники рисунки
Масленица рисунок
Народные праздники рисунки
Масленица рисунок
Масленица рисунок
Нарисовать Масленицу
Народные праздники рисунки
Народные праздничные обряды
Народные праздники рисование
Масленица рисунок
Нарисовать Масленицу
Масленица рисунок
Народные масленичные гуляния
Рисуем Масленицу
Масленица детские рисунки
Масленица рисунок
Масленица рисунок
Праздник Масленица рисунок
Нарисовать Масленицу
Рисование Масленица
Масленица рисунок
Масленица рисунок
Праздничные народные гулянья
Масленица рисунок
Масленица рисунок
Масленица рисунок
Масленица рисунок
Композиция на тему Масленица
Народные праздники рисунки
Масленица рисунок
Народные праздники рисунки
Праздник Масленица
Детям о Масленице
Рисование Масленица
Рисование на тему Масленица
Хоровод рисунок
Народные праздники рисование
Масленица рисунок
Масленица рисунок
Масленица детские рисунки
Народные праздники рисование
Нарисовать Масленицу
Масленица рисунок
Праздничные народные гулянья 5 класс
Народные гуляния иллюстрации
Масленица рисунок
Детям о Масленице
Народные праздники изо
Рисование Масленица
Нарисовать Масленицу
Рисование на тему Масленица
Народные праздники изо
Масленица рисунок
Ярмарочные гуляния
Народные праздники рисование
Народные праздники изо
Масленица рисунок
Композиция на тему народные праздники
Зимние праздники для детей
Масленица рисунок
Масленица сжигание чучела картины
Народные праздники рисунки
Русский народный праздник Масленица рисунки
Народные праздники народов России
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Две недели – от Рождества до Крещения, во времена былые (и не очень) были наполнены праздничными гуляньями, застольями и гаданиями, песнями и танцами, колядками и походами в гости. И весь этот период именовался Святками, а иностранцы называли празднества в эти дни Славянским карнавалом. Что ж, продолжаем «карнавалить»! )))
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883) Ряженые. 1873 г.
Вячеслав Люйко (Казахстан, род. 1963) Святки. 2011 г.
Герц Юрий Дмитриевич (Украина, род. 1931) Рождество на Верховине. 1997 г.
Ролдугин Игорь Николаевич (род. 1959) Святки.
Чижевский Ярослав (Украина) Рождество. 2014 г.
Святки
Месяц — ласковый кудесник —
Встал, и ясен и пригож,
А в селе — гульба и песни, —
Расходилась молодежь!
Снежный хруст… Возня и шутки,
Брызжут пылью снеговой…
— Как зовут?.. — Зовут — Зовуткой!
— А тебя? — Меня — Бовой!
— Мне кольцо ты не подаришь?
— Подарю, да не при всех!..
С пляской ряженые вышли, —
Ой, умора! Визг и смех!
Месяц, ласковый кудесник,
Зачинает ворожбу…
А в селе — гульба и песни
И гаданье про судьбу…
Александр Ширяевец
1916-1922 гг.
Аксенов Юрий Алексеевич (род. 1950) Святки. 2013 г.
Данилич Тарас Федорович (Украина, род. 1945) Колядники.
Илько Иван Иванович (Украина, род. 1938) Сочельник. Колядники.
Сипович Татьяна Михайловна (род. 1957) Ряженые (Новогодний чёс).
Святки
В зимнем вальсе кружит вьюга,
Всё короче дни!
Ближе к Святкам… и к досугу
Время поверни.
Год прошёл в трудах, заботах –
Жизни карнавал!
Слава Богу, не в банкротах…
Что же он нам дал?
Будем жить, любить, смеяться –
Будем просто жить!
Миром Божьим удивляться –
Меньше, друг, грешить.
Будем в музыке кружиться –
Скоро Рождество!
Зимний вальс… Пусть всё свершится
Сказки волшебство!
© Павел Рупасов, 2012 г.
Далькевич Мечислав Михайлович (1861-1941) Святки в деревне. Рисунок из журнала «Всемирная иллюстрация». 1881 г.
Шамота С. Рождество. Вождение козла по польской деревне. Рисунок из журнала «Всемирная иллюстрация». 1882 г.
Ткаченко Николай Иванович (1866-1920) Ряженые в Малороссии. Рисунок из журнала «Всемирная иллюстрация». 1896 г.
Плошинский Сергей Федорович В рождественскую ночь.
Святочные частушки
На рождественские святки
День почти что с гулькин нос..
Поиграю с милым в прятки —
До любви он не дорос!
Кто к нам в Святки в дверь стучит?
И как бешеный кричит?
К нам пришел колядовать
Твой дружок, ядрёна мать!
У меня милашек много,
В Святки просят все любить!
Обещает жёнка строго
Кое-что мне отрубить!
Половная-Васильева Елена (Украина) Колядники.
Имя автора и название картины не нашел, известно лишь, что это дипломная работа студента Абрамцевского художественно-промышленного колледжа (АХПК) им. В.М. Васнецова (из серии «Русские праздники»). 2010 г.
Калинина Ирина Павловна (род. 1948) Святки. 2003 г.
Муравьёва Дарья, участница народной Студии декоративной Петриковской росписи (ДОЭЦ) Рождество. 2013 г.
Павлова Вера Владимировна (1952-2015) Иллюстрация к книге Е.Левкиевской «Русские праздники». 2008 г.
Павлова Вера Владимировна (1952-2015) Иллюстрация к книге Е.Левкиевской «Русские праздники». 2008 г.
***
Новый год уж повзрослел,
Бойко прошли святки,
Миг гаданий пролетел,
Спеты всё колядки.
Лучше время не найти,
Страсти откипели,
Ночь крещенская в пути!
Заждались купели!
Людмила Егорычева, 2014 г.
Сварог Василий Семенович (1883-1948) Солисты 1910-е гг.
Каразин Николай Николаевич (1842-1908) Ряженые.
Шибанов Евгений Николаевич (род. 1941) Святки. 2005 г.
Гринюк Леонтий Назарович (Украина, род. 1950) Колядники. 1998 г.
Симаков Иван Васильевич (1877-1925) Славельщики.
Рождество Христово. Патриарх здравствует государя в Золотой палате.
Бухгольц Фёдор (Теодор Александр Фердинанд) Фёдорович (Густавович) (1857-1942).
Иллюстрация для журнала «Нива». Гравировал Шюблер
Елочный торг.
Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля
* * *
Рождественский базар.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). 1906 г.
* * *
Подготовительный рисунок к картине «Елочный торг». 1918
Кустодиев Борис Михайлович
Елочный торг.
Борис Михайлович Кустодиев. 1918 г. Холст, масло. 98×98.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар
Полотна на темы праздничного провинциального быта отличаются особой, только для Кустодиева характерной яркостью, многоцветностью и жизненной достоверностью мельчайших деталей. Народные праздники и гуляния нашли свое отражение во многих произведениях художника разных лет. Еще будучи учеником петербургской Академии художеств, Кустодиев темой своей дипломной работы выбрал картину на подобный сюжет. Он ездил по деревням, писал этюды – портреты крестьян, пейзажные зарисовки, жанровые сценки. К этой же теме относится и «Елочный торг» – произведение, созданное художником в 1918 году.
Воспевая быт и нравы русской провинции, Кустодиев удивительным образом сочетал живопись со словесным и музыкальным фольклором – с песней и сказкой. Внимательный, вдумчивый зритель не только видит, но и «слышит» работы художника. Написанная, скорее всего, по памяти, картина не имеет точного географического адреса – это Русь вообще, а не астраханский или костромской елочный базар. Действие на полотне происходит будто «в некотором царстве, в некотором государстве». Просторное небо и золоченые купола церкви над суетливым людским муравейником – кого только нет среди этой пестрой толпы! Реальное удивительным образом сочетается с фантастическим: красочная сказка, полная живых деталей, предстает перед нами. И художник, словно настоящий сказочник, подчеркивал все забавное, игрушечное, что есть в этом незамысловатом повествовании, пряча все серьезное, что может быть в нем скрыто. Елочный базар изображен художником как праздничное зрелище. Пространство картины напоминает сценическую площадку. Расположение фигур, на первый взгляд, дано хаотично: изображение можно продолжить и вправо, и влево. Незамкнутость композиции, ее своеобразная текучесть еще более усиливают это общее впечатление.
Большое место отведено в этой жанровой сценке пейзажу – сказочными кажутся церковные купола на фоне заснеженного неба, в нарядные зимние одежды убраны ели – главный предмет торга на ярмарке. Мазок кисти по холсту художник делал легко, гладко, даже как-то деликатно. Большое значение придавал Кустодиев линии, рисунку, игре цветовых пятен. Светотень в данном случае не имеет большого значения, свет становится весьма условным. Локальные цветовые пятна образуют гармоничное декоративное целое. Закрытое облаками небо не имеет глубины, купола церкви интенсивны по цвету, благодаря чему разница планов сводится почти на нет.
С одной стороны, Кустодиевым подмечены и перенесены на холст подлинные типажи русской провинции, передана реальная атмосфера предновогодней суеты и с другой – праздничный спектакль, костюмированное представление с красивыми декорациями разыгрывает перед нами сам художник. Радостное, ни с чем не сравнимое чувство наполненности жизнью и движением пронизывает полотно. Жизнь в этом произведении видна повсюду: хлопочут, радуются и суетятся люди, в небе рисует свои затейливые узоры снежная зима, и все это действо окутывают свежим хвойным ароматом ели-красавицы.
Мир на картине Кустодиева подобен волшебному фонарю с постоянно меняющимися картинками – можно бесконечно наблюдать за его разнообразной, такой простой, немудреной и вместе с тем полной глубокого смысла жизнью. Голубые и нежно-белые краски картины умиротворяют, радуют, словно убаюкивают, создавая нежную и поэтическую атмосферу ожидания чуда в преддверии праздника – вневременную, всегда современную. Они напоминают нам, вечно занятым и куда-то спешащим, что все в этом мире прекрасно, что жизнь удивительна уже потому, что она есть жизнь.
Из книги: Т. Кондратенко, Ю. Солодовников «Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко». Белый город, 2003.
* * *
За ёлками
М.М. Гермашев (Бубелло). Открытка
* * *
Возвращение с рождественской ярмарки.
М.М. Гермашев (Бубелло). Открытка
* * *
Подготовка к Рождеству.
Сергей Васильевич Досекин (1869-1916). 1896 г.
* * *
Рождественская ёлка.
Корин Алексей Михайлович.1910 г.
* * *
Елка.
Николай Иванович Фешин (1881-1955). 1917 г.
* * *
Рождественская елка.
Александр Моравов. 1921 г.
* * *
Новогоднее угощение.
Великая княгиня Ольга Александровна Романова (сестра имп. Николая II). 1935 г.
* * *
День Рождества. В монастыре.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Иллюстрация в журнале «Нива»
* * *
Славильщики-городовые.
Соломаткин Леонид Иванович. 1867 г. Холст, масло
Государственный Русский музей
Славильщицы.
Соломаткин Леонид Иванович. 1868 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей
Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Одесский художественный музей
Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. 1872 г. Холст, масло. 40,3?51,5.
Ульяновский художественный музей
Городовые-христославы.
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883). 1872 г. Холст, масло.
Пермская государственная художественная галерея
Соломаткин Леонид Иванович (1837 — 1883) посещал классы Императорской Академии Художеств и получил малую серебряную медаль за картины «Именины дьячка» (1862) и «Славильщики-городовые» (1864), которых В. В. Стасов приветствовал как «чудесный свежий отпрыск федотовской школы». Последний сюжет впоследствии неоднократно был повторен, известно не менее 18 авторских реплик, хотя первый вариант не сохранился. Арт-каталог
В картине «В погребке на святочной неделе» Соломаткин изображает своих любимых героев — бродячих музыкантов. Талант — это бремя или дар, счастье или проклятие? Талант — это судьба. Самого художника и его героев талант не сделал счастливыми, но они с достоинством выполняют свое предназначение. Музыканты, изображенные на картине, знавали лучшие дни. Виолончель, на которой играет старик, — это инструмент профессионала, позволяющий музыканту претендовать на некую избранность, свидетельствующий об определенном уровне жизни, оставшемся в прошлом. Старика сопровождает мальчик, подыгрывающий ему на дудочке. По-видимому, ради этого мальчонки, заботливо укрытого теплым платком, старику приходится бродить с тяжелым инструментом из кабачка в кабачок, зарабатывая на хлеб. В помещении стоит елка, украшенная игрушками, а на вешалке висят маски и маскарадные костюмы, придавая всему происходящему фантасмагорический оттенок. Художественная Галерея Фонда поколений ХМАО Югры
* * *
Со звездой.
Репродукция с картины М.Гермашева, издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г.
* * *
Рождественская открытка по рисунку Бориса Зворыкина
* * *
Колядки.
Николай Корнилович Пименко. Втор. пол. 1880-х. Холст, масло. 170х130.
Донецкий областной художественный музей
museum-painting.dp.ua
* * *
Катание на святках.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). Холст, масло.
Русские
народные праздники.
Традиции и
обряды.
Ушакова
С.Ю.
МАДОУ
№ 19 г.Кемерово
6 – 19 января
СВЯТКИ
Славянские
Святки известны в народе, как две недели гаданий и магических обрядов. Эта
неделя начинает год по православному календарю. В нее включены праздники
Рождества, Старого Нового года, Крещения.
В эти дни
молодежь гадает на суженых. Происходят обрядовые колядования, посевания,
ряженье, хождение в гости, обряды на благополучие и плодородие. Считается, что
в эти дни присутствие духов среди людей особенно значимо, поэтому открывается
будущее.
С конца
декабря светлый день начинал увеличиваться, люди связывали это с победой добра
над злом. Поэтому в святочные дни после Рождества повсеместно царила радость,
безудержное веселье, общение, песни и гуляния с обильной трапезой и душевными
разговорами.
В
святочные дни запрещена охота на животных и птиц.
7 января
РОЖДЕСТВО
Рождество
Христово – второй значимый праздник православия. Отмечается также на
государственном уровне. Это дата по Григорианскому календарю ознаменована
рождением Иисуса Христа. На Руси этот праздник помимо традиционной
рождественской ёлки и предшествующего поста приобрёл особенные славянские
черты, пополнился обрядами и ритуалами и ритуалов:
Сочельник. День
перед Рождеством называется Сочельник по названию постной каши с медом, орехами
и маком. До первой звезды ничего другого в этот день не ели. Девушки гадали на
суженого. После ужина в сочельник по обычаю хозяин собирал всю оставшуюся еду
со стола и относил домашним животным, чтобы разделить с ними радость рождения
Спасителя.
Рождественский
пост заканчивался восшествием на небо первой звезды, которая ознаменовала
рождение младенца Иисуса. К этому празднику готовилась самая сытная еда. Блюда
состояли из больших кусков мяса, рыбы и птицы, запеченных в печи. Вся выпечка
также готовилась с мясной начинкой. Знаменитые калачи, кулебяки, блины и
расстегаи украшали рождественский стол.
19
января
КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК
Посвящен
событию крещения Иисуса Христа в Иордане. Крещение совершал Иоанн Креститель.
По традиции в этот день очищения люди очищаются водой. Для крещенских купаний
обычно создаются освященные купели и проруби. Кроме того, этот день всякая вода
считается священной. Освященную в церкви воду пьют в этот день натощак, а также
хранят её в Красном углу дома весь год, используя для освящений и исцелений. Во
время крещенского купания нужно окунуться трижды с головой, произнося молитву:
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
В этот
день нельзя стирать, а также работать. Праздник Крещения предназначен для
смирения, очищения от ментальных и физических загрязнений. Мысли направляются к
единению, терпимости, взаимопомощи, благодарности Богу и людям, душевному
спокойствию и миру.
Февраль, в течение недели перед Великим постом
МАСЛЕНИЦА
Масленица
— прощание с зимой и подготовка к встрече с весной, Великому посту и Пасхе.
Начинается эта неделя с воскресенья, называемого «мясное
заговенье». Это последний мясной день до самой Пасхи. Всю неделю пекутся
блины как символ солнечного диска. В эти дни люди ходят в гости со своими
блинами и встречают блинами. Помимо блинов пекут пряники, варят медовые сбитни
и пиво, и литрами пьют чай. Самовар всегда должен был быть горячим.
Катание на санях и
санках – дань выпавшим снегам и зиме. Её образ в виде соломенного чучела
Масленицы сжигается на сельских и городских площадях. Эта неделя
ознаменовывается бурными гуляниями, песнями, театральными представлениями
весёлых скоморохов, потешными боями. Петрушка, любимая народная кукла, смешит и
развлекает публику. Молодёжь старается показать себя во всей красе и убранстве.
В эти дни, когда весь народ на улицах, подыскиваются пары.
Вербное воскресенье
Вербное воскресенье — воскресение на шестой неделе
Великого поста, последнее воскресенье перед Пасхой. Праздник Входа Господня в Иерусалим известен
с первых веков христианства. Уже в III веке его упоминает в своем поучении
святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний
Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят о том, что праздник
совершается торжественно, множество верующих идут в этот день торжественным
крестным ходом с ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название —
Недели ваий или цветоносной. На Руси как раз в это время распускаются пушистые
сережки. Отсюда и народное название праздника — Вербное
воскресенье. В этот день разрешается пища с рыбой. Накануне, в
Лазареву субботу, принято вкушать икру.
Первое воскресенье после
полнолуния после 21 марта
ПАСХА
Любимый
христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа.
Этот день
– первый после долго поста. Утром люди приветствуют друг друга особенными
словами «Христос воскрес!», а в ответ: «Воистину воскрес!». После приветствия
трижды целуются и обмениваются пасхальными яйцами.
Хозяйки
красят вареные яйца, пекут высокие куличи и сладкие творожные пасхи. Вся
праздничную еду сначала освящают в церкви. В народе очень любят играть в
разбивание вареных яиц.
Дальней
родне принято отправлять красивые пасхальные открытки с поздравлениями.
Любимая
игра на Пасху – катание яиц. Игры начинаются в первый день Пасхи и дляться всю
Светлую неделю. Одна игра могла длиться несколько часов. Специально для игры
изготавливают деревянные копии крашеных яиц. Яйцо скатывают по дощечке или
рушнику с некрутой горки. Внизу все участники кладут свои яйца полукругом. Цель
– сбить одно из этих яиц. Если сбиваешь, то берешь сбитое яйцо и продолжаешь
игру, если нет – то уступаешь место другому и кладешь своё яйцо внизу.
Первое воскресенье после
Пасхи
КРАСНАЯ ГОРКА
У славян
праздник Красной горки означает полный приход весны. В это время природа
начинает расцветать, деревья и травы пускают новые зеленые побеги. На Красную
горку девушки водят хороводы, молодёжь организовывает забавы и состязания:
перетягивания каната, потешные бои, катания на качелях. Молодежь выбирает
высохшие от весенних вод горки, поют песни, хороводят и проводят обряды
заклинания весны, и все вместе встречают восход солнца. Из блюд принято
угощаться блюдами с яичницей.
В это
время принято играть свадьбы. Свадьба на Красную горку – это хорошая примета
для молодоженов.
В ночь с 6 на 7 июля
ИВАН КУПАЛА
С
возникновением христианства этот день посвящен Иоанну Крестителю. Поэтому этот
праздник по традиции посвящен воде.
Подготовка
начинается 6 июля, в день Аграфены Купальницы. Девушки и женщины заготавливают
банные веники на весь год. В этот день по традиции топятся бани. Молодые парни
обливают водой всех прохожих и односельчан.
К вечеру
молодежь собирается на поляне, затевают костры, соревнуются в прыжках через
огонь. Девушки гадают по подорожник-траве на суженого и пускают по реке венки
из полевых трав и цветов.
Хорошей
приметой считается купаться либо в бане либо в водоеме.
По
народным приметам в день летнего солнцестояния вода соединяется с огнём.
Поэтому костры разводят на берегах рек и озер. Также по легенде счастье ждет
того, кто найдет цветок папоротника, цветущий якобы только в эту ночь.
8 июля
ДЕНЬ ПЕТРА И ФЕВРОНИИ
Это
народно-православный праздник в честь семьи, любви и верности. Назван в честь
князя Петра и его жены Февронии, девушки из простой семьи. Святые Петр и
Феврония Муромские – покровители семьи и супружеской преданности. В этот день
принято совершать помолвки.
Символ
чистой любви в России — цветок ромашки. Поэтому есть традиция гадать по ромашке
на своего будущего супруга. Сейчас существует особая медаль для самых
верных семейных пар. На одной стороне изображена ромашка, а на
другой — образы Петра и Февронии.
По традиции в этот день у крестьян первый покос и все духи воды уходят спать
вглубь водоёмов. Поэтому разрешалось купаться без оглядки.
В день
Петра и Февронии определяется погода на следующие 40 дней. Если 8
июля ясно, то впереди ясные и погожие дни.
2 августа
ИЛЬИН ДЕНЬ
Праздник
посвящен пророку Илье. Это день воинов и земледельцев. К этому дню уже нужно
закончить заготовку сена и сбор урожая. Кроме этого это праздник Перуна – это
начало подготовки полей к посадке озимых культур.
Перун – покровитель
воинов, это праздник для защитников и правителей народа. В этот день проводятся
мужские состязания в силе, ловкости и воинском искусстве.
Начиная с
этого дня холодный воздух начинает окутывать землю, водоемы покрываются ряской,
на березах замечаются первые желтые листья. Этот день считается закрытием
купального сезона. «Пришел Илья, осень говорит: Вот и я!»
14 августа
МЕДОВЫЙ СПАС
Начало
успенского поста открывает Медовый или Маковый Спас. В этот день
крестьяне начинают собирать мед. Сладкое лакомство принято сначала освятить
в церкви. В Маковый Спас женщинам и девушкам прощаются все ошибки,
если они об этом попросят с чистым сердцем. Часто в деревнях люди наливают
освященный мед в большой сосуд, и все могут окунать в него белый хлеб, поздравляя
друг друга.
В этот
день особенно приветствуется благотворительная помощь бедным и голодающим
людям. Им дарят подарки и угощают выпечкой и медом. Принято помогать вдовам
и сиротам по хозяйству: убирать в доме, поправлять дома, дарить
утварь и одежду.
С этого
дня начинается сбор первого урожая.
19 августа
ЯБЛОЧНЫЙ СПАС
Праздник
первых плодов связан с созреванием яблок. Поскольку праздник приходится на
Успенский пост фрукты являются в эти дни основной едой. Из яблок пекут
ароматные пироги и варят варенье. У каждой хозяйки должен быть свой особый
рецепт яблочного пирога, которым она должна удивить гостей.
Наши
предки угадывали погоду по этому дню. Если на Яблочный Спас стояла сухая
и теплая погода, ожидалась мягкая зима. Но если был дождь, нужно
готовиться к суровой зиме.
14 сентября
СЕМЁН ЛЕТОПРОВОДЕЦ
Старый
славянский праздник приближения осени. В этот праздник принято отмечать новоселье,
разжигание нового огня.
Разжигание
огня. В Семенов день тушили весь огонь в доме. Оставляли лишь пламя лампадки у
икон. От этого огня утром разжигали новый огонь, который символизировал
начало следующего цикла стихии огня. Происходило обновление, привлекающее в дом
счастье и достаток.
Семенов
день начинает бабье лета. С этого дня больше не косят траву. В этот день не
принято работать в поле.
Семенов
день также связан с древним обычаем Пострига. Для посвящения в мужчины
мальчиков, достигших возраста трех лет, на макушке у них выстригался
небольшой локон волос. Крестный отец садит ребенка на коня и проводит его,
держа коня под уздцы. С этого момента ребенок считается будущим воином
и отцом семейства, его воспитанием занимаются преимущественно мужчины.
14 октября
ПОКРОВ ДЕНЬ
Этот
праздник посвящен Богородице. Считается, что она укрывает землю снегом, как
своим платком. В этот день принято кормить и лечить бродячих животных и кормить
птиц хлебом.
В день
Покрова принято веселиться и улыбаться всем встречным. Чтобы избавить
детей от болезней, в этот день их выводят за порог
и обливают водой из большого решета.
Всех, кто
приходит в дом следует вкусно накормить блинами. Женщины принимаются за
рукоделие: вышивают, прядут и шьют. Поют песни и много смеются.
В этот
праздник пекут специальный покровский каравай. Нужно накормить им своих
близких, друзей и соседей, а остатки и крошки сохранить до Великого поста.
И,
конечно, в этот день все просят у Богородицы защиты и процветания семьи.
31 декабря
НОВЫЙ ГОД
Обычай
отмечать 1 января наступление Нового года в России появился одновременно с
новогодней елкой в 1799 году.
Новый год
стал семейным праздником. Самое большое застолье организовывается именно в этот
день. «Как Новый год встретишь, так его и проживешь». Поэтому перед встречей
Нового года нужно забыть о проблемах, помириться с близкими и друзьями,
попросить прощения у всех, кого обидели. Отдать все материальные долги,
исполнить всё обещанное. Выбросить ненужные вещи и мысли, и пообещать себе
стать лучше в следующем году.
Новогодние
подарки, украшенные дом и ёлка, катание на катках, красочные фейерверки и
сказочные спектакли, красивые наряды и рождественские фильмы, корпоративные
праздники, детские костюмированные представления и новогодние каникулы,
обильное угощение, поздравление всех друзей и родственников, — самые любимые
обычаи российских людей в праздник Нового года.
К. Е. Маковский — «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)» (1895 год)
В XVI веке и ранее в России женщины жили достаточно закрыто — сидели в тереме, ткали и общались только с ближними родственниками. Церковь посещали по большим праздникам, по улицам перемещались в закрытых экипажах. А примерно в XVII веке возник так называем поцелуйный обряд. После окончания застолья к гостям выходила жена или дочь хозяина дома, подносила гостям чарку напитка, и получала от гостя поцелуй в щёку. Есть версия, что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России.
Барон Майерберг, побывавший в Москве в 1661 году, оставил описание обряда. После окончания стола к гостям в сопровождении двух или трёх девок выходит в лучшей одежде жена хозяина дома. Прикоснувшись губами к кубку, она передаёт кубок с напитком гостю. Пока гость пьёт, хозяйка выходит в другую комнату и меняет там верхнюю одежду. В новой одежде она подносит кубок другому гостю. После того, как напиток был подан всем гостям, хозяйка, потупив глаза, встаёт к стене (или печи) и принимает поцелуй от всех гостей.
Таннер писал, что поцелуйный обряд проводился после усиленных просьб гостей, или для почитания особо важных гостей. Муж или отец просил гостя поцеловать жену или дочь в знак дружбы и любви.
Но вернемся к картине. Хозяйка в жёлтом летнике держит в руке кубок. Рядом, совсем недовольная — видимо дочь хозяина. Глумливые гости радостно выстраиваются в очередь. Судя потому, что некоторые участники пира уже в говно и валяются под столами. Получать слюнявые лобзания от этих хмельных бородатых рыл не самое приятное удовольствие. Думаю, что ухмыляющийся карлик на это намекает. Но суровое положение женщин в древней Руси давайте обсудим в другой раз.
Другое название картины «Пир у боярина Морозова». Борис Морозов — воспитатель царя Алексея Михайловича Романова (сам царь чуть выше на картине Шварца из церкви едет). Прославился этот боярин тем, что влияние на царя имел огромное, богатство несметное, а при этом еще и государственную казну «распиливал» не стесняясь, из за чего не дюжие проблемы имел (например, считается, что соляной бунт в Москве вспыхнул как раз по вине Морозова). Хотя, может быть на именитого боярина наговаривают… никогда на Руси не любили ни правительство ни богачей. После смерти Бориса состояние перешло к его родственнице Феодосии, вошедшей в историю, как просто боярыня Морозова. Но это уже совсем другая история и о ней Суриков лучше знает .