Праздник древних славян осенние деды

Осенние Деды иначе называются Навьей Неделей. Название этого праздника говорит нам о том, что он связан с поминовением родных, уже ушедших в мир Нави.

Осенние Деды иначе называются Навьей Неделей. Название этого праздника говорит нам о том, что он связан с поминовением родных, уже ушедших в мир Нави. Неужели из мира мёртвых можно вернуться? Славяне верили, что некоторые души могут сделать это в особые периоды времени, когда границы между мирами истончаются. Именно поэтому многие славянские праздники включают в себя обряды поминовения Предков.

Осенние Деды, Праздник Дедов, Поминовение Предков

Когда Осенние Деды в 2022 году

Главными периодами поминовения ушедших в Навь родственников славяне считали осень и весну. В переходное время открываются границы между мирами. Некоторые мифы рассказывают, что души Предков весной прилетают на крыльях птиц, а осенью с птицами улетают обратно в Белую Навь. Другие сказания говорят о том, что Белая Навь всегда рядом с людьми, но только иногда границы между миром мёртвых и миром живых открываются – именно на эти периоды и приходятся праздники поминовения Предков.

В любом случае Осенние Деды мы празднуем в конце октября. Праздник обязательно длится неделю, с субботы по субботу. Осенние Деды 2022 празднуют с 22 по 29 октября.

В первую субботу Дедовой Недели накрывают стол для встречи духов Предков и приговаривают:

«Святые Деды, идите к нам ужинать!»

или же

«Святы Деды летите до нас!»

Такими словами приглашают духов Предков погостить в доме своих родичей.

Во вторую субботу праздника вновь накрывают стол с угощениями, но теперь уже чтобы проститься с Дедами. Приговаривают при том:

«Святые Деды! Поели, попили, летите теперь к себе!»

Осенние Деды: праздник, как время размышлений

Осенние Деды Как праздновать

Дни почитания Предков отличаются от шумных и весёлых праздников, посвящённых событиям в мире Яви. Навья Неделя проходит неспешно. За столом собирается только родня, для встреч с друзьями это время не годится. Встарь и не вышло бы пригласить на Осенние Деды в гости друзей, ведь они тоже проводили этот праздник дома, среди своих родных.

Во время Навьей недели обязательно добрым словом вспоминают уже умерших родных. Встарь именно во время таких праздников дети узнавали историю своей семьи, знакомились с характерами бабушек и дедушек, которых уже не увидят.

Осенние Деды Поминовение предков

Кого из Предков почитают на Навьей Неделе

Часто современных людей путает название праздника, и они думают, что Осенние Деды предназначены лишь для почитания предков-мужчин. Однако, встарь на Деды приглашали в дом умерших «дедушек, бабушек и малых деточек». Одинаково почитали ушедших в Навь мужчин и женщин, вспоминали даже о малых детях, которые не дожили до взрослого возраста и не успели продолжить свой род.

Осенние Деды у славян – время встречи со всеми покровителями своего Рода. Согласно славянским верованиям души умерших попадают в мир Нави, где очищаются от памяти о своей жизни и перерождаются. Но некоторые души добровольно отказываются от перерождения, чтобы присматривать за своими потомками. Именно они остаются в Белой Нави – ближе всего к людям. Мы не можем знать точно, кто именно из умерших Предков остался приглядывать за нами. Потому во время Осенних Дедов поминаем всех, кого можем вспомнить. Благодаря этой традиции сохраняется память о семейном наследии.

Читайте также:

День осеннего равноденствия у славян: традиции праздника

Явь, Навь, Правь: три части славянского мира

Славянские праздники в октябре 2021 года

Вечёрки на Руси: где встарь знакомились парни и девушки

Славянский культ предков


Предкиславянские праздники

Семь дней Коло Сварога в конце октября-листопада, что дадут нам время настроиться на перемены. Одна неделя, на стыке осени — зимы, когда истончаются границы миров. Время, по славянским традициям, остановиться, почувствовать помощь Духов Предков, безмолвной чередой встающих за спиной. Любимая бабушка, дед по материнской линии, с которым не удалось посмеяться, отцовская матушка, строгий дед – глава когда-то большой семьи… Мои Пращуры. Некоторые думают — это просто потемневшие фотографии в старом альбоме? Скоро Осенние Деды. Следуя живым славянским традициям, я проведу обряд поминовения Предков, попрошу помощи, поддержки — и предсказаний на будущее. Таков праздник древних славян — Осенние Деды.
Славянские традиции просты и глубоки. Следуй их природным ритмам, и мир вокруг станет понятнее, надёжнее, радостнее. И много уже людей вокруг душой почувствовали это. Здоровье, чистота и мудрость – слова, которые приходят на ум при встрече с ними. Простое признание того, что человек подобен Богу. Душа его бессмертна, а возможности огромны. Например, выход за границы обыденности, способность увидеть жизнь за пределами жизни. Праздники древних славян – вот способ открыть двери в другие миры. Говорить, подобно Богам, с миром Прави и миром Нави.

Приглашать к себе своих Предков, говорить с ними, советоваться, гадать о будущем, слышать ответы.
А еще славянские традиции ─ это простые способы укреплять свой Род, свою семью, воспитывать здоровых, чистых и умных детей. Праздновать Осенние Деды, рассказывать своим детям о самых известных далеких предках, о недавно умерших, создавая тем самым связь времён и поколений. Вспоминать Предков хорошим словом, и никогда – плохим. И делать это торжественно, в свой положенный час, за праздничным столом, каждый год.

5d16d-trypillarozhanicy-1-e1351625015459

Этот праздник (как и Радуница) связан с распространенным культом предков. Деды отмечали: перед масленой неделей, во вторник на второй неделе после Великодня (Радуницы); в субботу перед неделей святой Троицы; перед летним праздником Петра и Павла; а также осенью.
Осенние Дзяды в древности отмечались в третью субботу после Покрова (14 октября).
В этот день поминали всех предков независимо от их места захоронения. В доме убирались, вся семья мылась, женщины готовили различные блюда. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы предки могли заходить и садиться за стол. Перед тем как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов.

Простота славянских традиций
И вот что сделаю я. В выходные почищу — намою дом, чтобы Душам, что придут на поминальный праздник, было приятно видеть — все у меня хорошо в хозяйстве. Что порядок и лад царят в моей семье. Все будет чисто, намыто, радостно. В понедельник подготовлю продукты для особых поминальных блюд.
Много готовить не буду, но обязательно испеку блины. Сделаю сладкую кутью из зерен пшеницы с мёдом и изюмом. Приготовлю канун из меда, пресного коржа и мака, чтобы отлить первую ложку для Дедов, и черпать по одной ложке, передавая чашу по кругу в печальном обряде, как требует это древний славянский праздник.
Как сделать праздник древних славян?
Соберу всех вокруг нашего праздничного стола. Стоит свеча, расстелена белая скатерть, специальный прибор для предков, праздничные одежды, взволнованные лица, семейный праздник Осенние Деды. Старший мужчина нашей семьи откроет входную дверь. Зажжет свечу и, в лучших славянских традициях, обойдёт с ней вкруг дома. Прошепчет обережные слова, что достались нам из глубины веков. По славянской традиции освятим требу, подержав её над огнем свечи. Принесём её в дар, положив на приготовленную тарелку. Начнём нашу трапезу. Ритуальный ужин, когда мы будем вспоминать о смешных и грустных событиях с нашими родственниками, говорить с ними, рассказывать о своей жизни, советоваться. И мы обязательно услышим ответ. И обязательно нам станет легче, понятнее и спокойнее. И дети поймут важное, почувствуют ответственность наследников Рода. И, если верить славянским традициям, Предки наши получат силу для новых воплощений в своих потомках.
И вот наступает время старинных гаданий
Закончен ужин. Поминальная еда, ложки, вилки остаются на столе. Дети занялись своими разноцветными делами. Время ритуала старинного гадания. Достану свои славянские Резы Рода. Мне нравятся те, что в колоде. Вгляжусь в лики Богов и Богинь. Рванусь душой к той, где Род, создавший этот мир.
— О Род, наш мир родивший. Давно ль это было, иль недавно, но взгляни на меня сейчас, как смотришь ты на светлое небо, на щедрую землю, на ясные звёзды. Пусть Боги славянские, божественные Первопредки, откликнутся на мой зов, ответят на мой вопрос. Не буду сейчас думать, какой вопрос задам Богам в первый день праздника древних славян Осенних Дедов. По славянским традициям, что ведут меня по жизни, крепко взяв за руку, будет у меня до 27 октября время, чтобы беседовать с Богами. По славянской традиции вспомнить Сварога Небесного, Первопредка славян. Поздороваться с Макошь – Покровительницей. И, пока открыты двери между мирами в Навью Седмицу, позволить Душе своей вечной обогатиться знанием того, что было и будет вновь. Обратитесь к родным Богам. Закройте двери в другой мир на исходе седьмицы. Подобно первому дню, обойдите дом со свечой с обрядовой просьбой. Соберите остатки поминальной еды, вынесите во двор, отдайте птицам. Потушите свечу. Осознайте происходящее.

Соблюдайте Cлавянские традиции!

Осенние Деды! Время общения с Духами Предков. Неделя для того чтобы подумать о прошлом и будущем, укрепить свою Душу, порадоваться за то хорошее, что произошло в жизни.

Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Каждое блюдо подавалось парно в четном количество (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие.Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах — их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно.

2 (листопада) ноября Праздник Деды

Рассмотрим подробнее представление наших пращуров по данной теме.

Вот как описывается смерть и жизнь в «Велесовой книге»:
«Смерти мы не боимся, так как сейчас есть жизнь земная, а есть жизнь высшая, вечная. И ту вечную добыть хотим , так как земная против нее ничто. Мы на земле как искры, и те искры исчезнут во тьме, яко и не было нас никогда…

Так слава наша пойдет к матери Славе и пребудет в ней до конца концов земных и иных жизней. Это у нас с вами по свойски не боятся смерти, потому как мы потомки Славные, и Дажьбог породил нас – корень наш Корова Земун (Дажьбог сын Роси и Перуна, Рось дочь Гвидона-Дона, Гвидон сын Макоши (Даны) и Велеса, а Велес сын Рода -Сварога и Земун, так же в соответствии со славянской астрологией наше Ярило-Солнце входит в созвездие Зимун (Небесная Корова или по современному Малая Медведица)). И вот мы коровичи – и Скифы, Анты, Русы, Борусины и Сурожцы. Так мы с пением идем в небо во Сваргу синию….И знаем, аки Правь есть с нами, а Нави не боимся. Так как Навь не имеет силы против нас. Поэтому молимся Богам о помощи в трудах ратных наших и течем на рать к славе воинской. И та Перуница летит до нас и ту ругу дает, полную воды живой для жизни вечной героям нашим, от мечей вражеских главы свои отсеченные утративших. Такие смерть не имеют, и ныне же жизнь у них вечная….…Как умрешь, ко Сварожьим лугам отойдешь и там Перуница (богиня Дива, жена Перуна) речет: « То никто иной – Руш (рус) гордый и не грек, и не варяг, он славянского славного рода, он пришел сюда воспевая матерь Сва ( сва это по древне русски—небесная, одно из имен богини Лады) нашу, до твоих лугов, о великий Сварог!» И Сварог небесный промолвит: «Ты ступай-ка, сын мой, до красоты той вечной! Там увидишь ты деда и бабу. О, как будет им радостно, весело вдруг увидеть тебя! До сего дня лили слезы они, а теперь они могут возрадоваться о твоей вечной жизни до конца концов! Той красе ты ещё не внимал, ибо вои (воины) Ясуни (Света) имеют иные места, нежели греки (здесь скорее всего имеется ввиду грешные). И имеют славу иную и так иди до Ирия нашего и смотри красоту ту прекрасную, и деревья и луга с травами пахучими, и жатву в полях собирай , ячмень , пшено, просо, до закромов Сварожьих, то блага иные , яко на земле вы были во прахе и в болезнях все, и в страданиях, ныне ж будут мирные дни»…..И омытые идем на заре, поднимаемся со славою и там идем, яко то Матерь Сва (богиня Лада часто принимает образ птицы) бьет крылами охватывая всех , и сияет возженным светом до нас всякое перо её – червленое, синее, мореное, желтое, серебренное, златое, белое, и так светит , как только солнце- царь умеет, когда по кругу Суне (солнце) идет. И то сияние до седьмой красы, как завет о богах наших. Так узрим, как мгновенно отсекают жизнь старую нашу от новой, так точно, как рассекают дрова в домах огнищанских….…..А в ночи Велес ( славянский бог мудрости, встречает души умерших у врат в другие миры) идет в Сварге по молоку небесному (Млечный путь), и идет в чертоги свои , и к заре приводит нас (души умерших) до врат Вырия. И там мы ожидаем, чтобы начинать петь песни и славить Велеса от века до века и хоромы (храм ) его , которые блестят огнями многими и становимся агнцами (огнями) чистыми….

budzma-org_206_182
И течет та река времени сын мой, растрачиваясь, и нынче вечны предки наши. И увидим Пращуров своих и матерей которые уже в Сварге, и там стада свои пасут, и жатву свою жнут, и жизнь имеют, и ждут нас. Там нет ни Гунов ни Эллинов. Правь, княжит там, и та Правь есть истина, так как Навь (темная Навь-Пекло) совлечена ниже Яви (не в смысле пространства, а энергетически), и это дано Свентовитом и пребудет так во веки веков…..…..И так речем славу Богам, которые суть – отцы наши, а мы – сыны их. И будем достойны их чистотой телес и душ наших, — которые никогда не умрут. И не умирают они в час смерти наших тел. И падшему на поле брани Перуница (богиня Дива) давала выпить Воду живую. И выпивший её отправлялся к Сварге на белом коне. И там Перунько его встречал и вел во благие свои чертоги. И там он прибудет то время, пока достанет себе новое тело, и так живет, радуясь и творя славу за нас ныне, и присно, и от века до века…»
Некоторые особенности празднований.Во всех славяно- арийских землях существуют праздники в честь мертвых. После смерти делались третины , девятины , сорочины и поминки сопровождались пирушками. На праздник Радоницы (гробки) в Саксонии, Лаузице, Богемии, Силезии и Польше шли на кладбище в час рассвета и там приносили жертвы усопшим. Франки тоже совершали подобное торжество, и в память усопших проводили представления и песнопения. Радоницу ещё называют «навий день», так как усопшие уходят согласно Вед славяно-арийцев в мир Нави. В России в Радоницу на кладбище приносят лепешки, пироги, крашеные яйца, вино и поминают с пиршеством покойников. Потом льют на могилку вино из рюмок, и оставив на могиле 2-3 яйца, очищенных на половину, и ещё чего ни будь на долю покойника, уходят. Так как театрализованные представления в старину давались в основном в память усопших отсюда и пошло название С-ко-моро-х (Се Который Морене Хвалит покойника).Праздник памяти ушедших душ «Осенние деды», проводится 1-2 ноября. У шотландцев и германцев в это время зажигают поминальные огни (засидки) и считают их огнями мира и спокойствия покойников. В Дании и Персии тоже в это время ублажали тени усопших принося на гробницы вино, мед, масло, яйца, плоды и цветы и совершали три-зну ( Познавание третьего бога С-три-бога отвечавшего за мир Нави). На тризне проводились ристалища(бои) , показывались сцены из жизни усопших, как они сражались. В Литве и Беларусии перед наступление поминального или задушного дня для покойников готовится целая пирушка там делают стол с различными блюдами и напитками и вызывают души усопших, зажигая вино и лен и по цвету пламени судят о явлении душ говоря при этом : «Чего потребуешь душечка, чтобы попасть на небо?» Иногда пир устраивают не на кладбище , а дома тогда по окончании его хозяин берет полотенце и укладывает его на открытое окно ставит рюмку с вином или стакан воды и кладет по кусочку всех кушаньев и оставляет на ночь.
Празднование «Осенних дедов» в Беларусии: Несоблюдение обычая поминать и оставлять пищу для Дедов, считающихся хранителями рода, может вызвать недовольство и всевозможные беды. «Нельзя не отмечать дедов,— говорили белорусы,— один раз не отметишь — и уже у тебя скотина издохла”.С христианизацией обряды поминания Предков превратились в родительские субботы (до шести раз в год) и в таком виде существуют до сих пор. Дмитриевская суббота — отмечают на третьей неделе после Покрова. Обряды поминания проводятся несколько раз в год. Для каждого обряда установлен промежуток времени в 10-14 дней, в течение которого его следует провести, но при этом обряд всегда проводится в субботу.У белорусов Восеньскiя Дзяды до сих пор проводят «без слёз”- это праздник семейный, домашний, обязательным является присутствие в доме всех членов семьи. Лишь в некоторых западных районах Беларуси известны случаи, когда люди ходили сами навещать предков на кладбище. Это весной, на Радуницу принято навещать умерших на кладбище, а на Дзядов приглашают предков к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство.Перед Дзядами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Женщины готовили различные блюда, обязательным считалось на столе присутствие мясных блюд, а также горячих, «чтобы пар шёл”. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы души предков могли беспрепятственно заходить и садиться за стол. Хозяин зажигал свечу и приглашал всех предков на ужин. Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Колюще-режущих предметов на столе быть не должно — кушали ложками, которые время от времени оставляли на столе, чтобы Предки могли ими воспользоваться. Каждое блюдо подавалось парно (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие.Поминальный стол начинали обычно с обрядовой каши, а перед тем, как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов, которую обычно размещали на подоконнике.Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержано. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно поколение этого рода.
Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах — их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно.Так делали каждый год, постепенно передавая всю информацию детям и внукам.На Дзяды каждая крестьянская семья щедро наделяла нищих, которые ходили по деревне.В 1990-е гг. осенние Деды, приуроченные ко 2 ноябрю, на некоторое время стали официальным нерабочим днем.Сегодня, несмотря на то, что день 2 ноября снова объявлен рабочим, осенние Деды широко бытуют среди сельских и городских жителей.
Название праздника у других славянских народов.

Украина: Дiдова субота; Белоруссия: Дзяды; Литва: Ilges; Латвия: Velines (обряд в честь богини вечности Веллоны); Дания: Sial

Скоро Осенние деды - праздник древних славян

Осенние Деды! Думаю о приближающейся Навьей Седмице, начинают дрожать коленки. То ли от страха, то ли от предвкушения желанного опасного приключения. Время общения с Духами Предков. Оглядываюсь вокруг и понимаю. Многие даже и не заметят этих особых дней, продолжая равнодушно двигаться в череде серых будней. Славянские традиции для них мертвы.

А в «Северной сказке» не проходят мимо таких событий, ведь праздники древних славян – особая форма гармонии Вселенной. Время, когда границы между мирами стираются и наступает единение, открываются двери в иную реальность. Мы постепенно учимся пользоваться возможностями, которые даются нам предками. Мы гадаем на Славянских Резах Рода, ведь это наша история и наши традиции.

Осенние Деды 21-27 октября

Семь дней Коло Сварога в конце октября-листопада, что дадут нам время настроиться на перемены. Одна неделя, на стыке осени — зимы, когда истончаются границы миров. Время, по славянским традициям, остановиться, почувствовать помощь Духов Предков, безмолвной чередой встающих за спиной. Любимая бабушка, дед по материнской линии, с которым не удалось посмеяться, отцовская матушка, строгий дед – глава когда-то большой семьи… Мои Пращуры. Некоторые думают — это просто потемневшие фотографии в старом альбоме? Скоро Осенние Деды. Следуя живым славянским традициям, я проведу обряд поминовения Предков, попрошу помощи, поддержки — и предсказаний на будущее. Таков праздник древних славян — Осенние Деды.

Что открывают нам славянские традиции?

Славянские традиции просты и глубоки. Следуй их природным ритмам, и мир вокруг станет понятнее, надёжнее, радостнее. И много уже людей вокруг душой почувствовали это. Здоровье, чистота и мудрость – слова, которые приходят на ум при встрече с ними. Простое признание того, что человек подобен Богу. Душа его бессмертна, а возможности огромны. Например, выход за границы обыденности, способность увидеть жизнь за пределами жизни. Праздники древних славян – вот способ открыть двери в другие миры. Говорить, подобно Богам, с миром Прави и миром Нави. Приглашать к себе своих Предков, говорить с ними, советоваться, гадать о будущем, слышать ответы.

А еще славянские традиции ─ это простые способы укреплять свой Род, свою семью, воспитывать здоровых, чистых и умных детей. Праздновать Осенние Деды, рассказывать своим детям о самых известных далеких предках, о недавно умерших, создавая тем самым связь времён и поколений. Вспоминать Предков хорошим словом, и никогда – плохим. И делать это торжественно, в свой положенный час, за праздничным столом, каждый год.

Простота славянских традиций

И вот что сделаю я. В выходные почищу — намою дом, чтобы Душам, что придут на поминальный праздник, было приятно видеть — все у меня хорошо в хозяйстве. Что порядок и лад царят в моей семье. Все будет чисто, намыто, радостно. В понедельник подготовлю продукты для особых поминальных блюд.

Много готовить не буду, но обязательно испеку блины. Сделаю сладкую кутью из зерен пшеницы с мёдом и изюмом. Приготовлю канун из меда, пресного коржа и мака, чтобы отлить первую ложку для Дедов, и черпать по одной ложке, передавая чашу по кругу в печальном обряде, как требует это древний славянский праздник.

Как сделать праздник древних славян?

Соберу всех вокруг нашего праздничного стола. Стоит свеча, расстелена белая скатерть, специальный прибор для предков, праздничные одежды, взволнованные лица, семейный праздник Осенние Деды. Старший мужчина нашей семьи откроет входную дверь. Зажжет свечу и, в лучших славянских традициях, обойдёт с ней вкруг дома. Прошепчет обережные слова, что достались нам из глубины веков.

По славянской традиции освятим требу, подержав её над огнем свечи. Принесём её в дар, положив на приготовленную тарелку. Начнём нашу трапезу. Ритуальный ужин, когда мы будем вспоминать о смешных и грустных событиях с нашими родственниками, говорить с ними, рассказывать о своей жизни, советоваться. И мы обязательно услышим ответ. И обязательно нам станет легче, понятнее и спокойнее. И дети поймут важное, почувствуют ответственность наследников Рода. И, если верить славянским традициям, Предки наши получат силу для новых воплощений в своих потомках.

И вот наступает время старинных гаданий

Закончен ужин. Поминальная еда, ложки, вилки остаются на столе. Дети занялись своими разноцветными делами. Время ритуала старинного гадания. Достану свои славянские Резы Рода. Мне нравятся те, что в колоде. Вгляжусь в лики Богов и Богинь. Рванусь душой к той, где Род, создавший этот мир.

— О Род, наш мир родивший. Давно ль это было, иль недавно, но взгляни на меня сейчас, как смотришь ты на светлое небо, на щедрую землю, на ясные звёзды. Пусть Боги славянские, божественные Первопредки, откликнутся на мой зов, ответят на мой вопрос.

Не буду сейчас думать, какой вопрос задам Богам в первый день праздника древних славян Осенних Дедов. По славянским традициям, что ведут меня по жизни, крепко взяв за руку, будет у меня до 27 октября время, чтобы беседовать с Богами.

По славянской традиции вспомнить Сварога Небесного, Первопредка славян. Поздороваться с Макошь – Покровительницей. И, пока открыты двери между мирами в Навью Седмицу, позволить Душе своей вечной обогатиться знанием того, что было и будет вновь.

Обратитесь к родным Богам. Закройте двери в другой мир на исходе седьмицы. Подобно первому дню, обойдите дом со свечой с обрядовой просьбой. Соберите остатки поминальной еды, вынесите во двор, отдайте птицам. Потушите свечу. Осознайте происходящее.

Соблюдайте славянские традиции!

Осенние Деды! Время общения с Духами Предков. Неделя для того чтобы подумать о прошлом и будущем, укрепить свою Душу, порадоваться за то хорошее, что произошло в жизни.

Издательство «Северная сказка» поможет вам в этом. Мы долгое время собирали, сохраняли и старались приумножить древние, почти забытые, знания наших предков, чтобы потом передать их будущему поколению. Славянские мифы и легенды, волшебство славянской магии — все легло в основу сохранения древней истории. Тех крупиночек бытия наших предков, которые сегодня недостойно потеряны в серости современности. Мы с радостью помогаем всем тем, кто хочет поддерживать связь со своим родом, осуществить это желание.

Поэтому в честь праздника приглашаем всех желающих пройти бесплатное гадание на желание и увидеть, как же сохраняется эта удивительная связь с Богами. Попробуйте с помощью нашей ведающей Ма-коши обратиться к своим предкам и получить от них помощь. С 21 по 28 октября, ровно в Навью неделю, время, когда гадания только приветствуются, вы можете

оставить свой вопрос в специальной теме

и получить на него ответ. Ведающая Ма-кошь будет отвечать на ваши вопросы ежедневно с 21.00 до 22.00, онлайн гадая на Славянских Резах Рода. Присоединяйтесь!

Вот то, что даёт нам здоровье, силу и мудрость на нашем Пути! С праздником, славяне!

Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная сказка»

Конец октября для славян был одним из важнейших периодов года: он символизировал встречу осени с зимой, наступление холодного и темного времени, когда необходимо делать особые обряды и ритуалы не только для себя, но и для своих предков, чтобы помочь своему роду пережить зимний период.

Именно поэтому в конце октября испокон веков отмечался славянский период поминовения предков, который называется Осенние Деды. В 2022 году эти дни приходятся на даты: 22-29 октября. Об умершем человеке в давние времена говорили, что он «пошел до дедов» или «гуляет с дедами», поэтому это время и получило такое название.

Считалось, что в эти дни пращуры приходят в дома к своим потомкам, чтобы помочь им осознать свои ошибки, направить их на верный путь, защитить их от возможных бед, помочь в делах. В этот период живые члены рода обращались к ушедшим в иные миры предкам, для того чтобы получить благословение и сотворить вместе с ними обереги на предстоящую зиму.

Осенние Деды призваны укрепить связь с предками, объединить все поколения на пути развития своего рода.

В славянской культуре всегда особо выражено понимание: забота потомков о своих предках и предков — о своих потомках сильно сказывается на судьбе рода.

«Живы родители — почитай, а умерли — поминай», — эта пословица была основой в общении славян с духами тех, кто давно прошел свой земной путь и отправился в иные миры, дабы оттуда наблюдать за судьбой своих потомков и направлять свой род в соблюдении законов Бога.

К празднованию Осенних Дедов активно готовились: все старательно чистили, мыли, прибирали рабочий инструмент, протирали иконы, завешивали их чистыми полотенцами, в бане оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Все это делалось для того, чтобы показать предкам: им рады; их потомки — хорошие хозяева и заботятся о том, что перешло по наследству.

В эти дни открывались настежь двери, чтобы души могли зайти в дома потомков в гости.

Обряды на Осенние Деды

На Осенние Деды существовали особые обряды и традиции. Один из самых важных обрядов — ставить на стол блюдо с яствами для предков, которые в эти дни празднуют с живыми и вкушают их дары. А также традиция готовить обрядовые блюда: кутью, пироги, различные каши, сладости, молоко, яйца, блины, сыта, канун, хлеб, печенье, борщ, кисель, квас. Рядом с обязательными блюдами ставились и особые, которые были любимы Дедами.

Все это делалось для того, чтобы порадовать души предков, а также дать им «надышаться горячим паром» перед зимой. Для душ предков существовали отдельная тарелка и стакан: именно в них накладывали яства.

Начинали праздник чаще всего тогда, когда подходило время зажигать огонь. Члены семьи одевались по-праздничному, доставали белую скатерть, хозяин или старший по возрасту зажигал свечу, ставил ее возле иконы или на стол и читал молитву. Свеча — это символ вечного огня, который с древних ведических времен является символом почитания предков.

Дедов обязательно приглашали к столу: «Праведные родители! Идите к нам ужинать. Идите сами и ведите с собой малых детушек и тех, кому не к кому идти!»

Или: «Святые деды, зовем вас: идите к нам! Есть здесь все, что Бог дал, чем хата богата. Просим вас: летите к нам!»

Поминальный стол начинали обычно с кутьи или кануна, которые брали по три раза из общей миски. Прежде чем попробовать каждое обрядовое блюдо, ложку клали в отдельную посуду и ставили на подоконник. Никто не начинал есть, пока не отложил в дедовскую посуду ложку еды.

За трапезой вспоминали лучшее о своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно поколение этого рода. Говорили только о Дедах: их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминали их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке. Так делали каждый год, постепенно передавая всю информацию детям и внукам.

После окончания ужина все расходились, пожелав гостям из других миров следующее: «Святые Деды! Ели и пили, а теперь — идите к себе».

После ужина часть еды выносили домашнему скоту, часть — птицам, оставляли на крыше своего дома или несли на реку, озеро или пруд и выливали для поминания тех душ, которые расстались с телом через воду.

Несоблюдение обычая поминать и оставлять пищу для Дедов по мнению славян могло вызвать их недовольство и навлечь всяческие беды, так как потомки должным образом не справили праздник Дедов и не оставили для душ поминального ужина.

По народным приметам в такое время могут происходить разные явления, удивляться которым не стоит, потому как Деды, родители и родственники в этот день слетаются на праздник: могут скрипеть половицы, слышаться звуки шагов, стучаться птицы в окна, залетать мотыльки и другие насекомые, звенеть стекло в рамах.

На следующий день после поминального ужина было принято отправляться в гости к родичам, которые жили далеко.

С днем Осенних Дедов связан еще один интересный обычай — вписывание и выписывание из семейной хроники членов семьи. Новорожденных вписывали, а умерших — выписывали. Хроники эти вели на балках хаты в святом углу. На балках вырезали имена с датами рождения и смерти родичей. Имена тех, кто еще жив, имели даты рождения, а напротив было оставлено место для вписывания даты смерти.

Будет очень благоприятно, если вы также в этот период помянете своих предков, предложите им пищу, вспомните об ушедших в иные миры родных добрым словом, запишите в родовую тетрадь важные факты из жизни своего рода.

Осенние Деды — это семейный праздник, призванный укрепить родственные связи. Приглашайте в этот период к себе в гости родных, готовьте вместе обрядовые блюда, объединяйтесь, прощайте друг друга, чтобы ваш род жил дальше и процветал!

Статья подготовлена на основе открытых источников Екатериной Полищук

Славянский праздник Осенние ДедыОсенние Деды — один из славянских праздников. Издревле на Руси славяне славились своим отношением к предкам. Не случайно ученые говорят о существовании Культа предков. Множество праздников славян так или иначе были связаны с почитанием предков. Сегодня речь пойдет о славянском празднике Осенние Деды. Или Дзяды как говорят белорусы. К слову, Осенние Деды сегодня наиболее известны именно в Белоруссии. Данный праздник там считается государственным и отмечается 2 ноября. Как, собственно, и должно быть. Так как Осенние Деды издревле праздновались в начале ноября.

Этот праздник считается семейным и отмечается дома. То есть славяне в этот день не посещали кладбище. Для этого существовали другие праздники. Например, Радуница. В Осенние Деды же предки приходили посмотреть как живут их потомки. Все ли у них хорошо.

С раннего утра славяне наводили порядок в доме. Женщины готовили пищу для вечернего празднования. Мужчины топили баню. До вечера все члены семьи должны были помыться. После чего в бане оставляли ведро с чистой водой и новый банный веник. Считалось, что души предков придут и омоются перед празднованием Осенних Дедов.

Славянский праздник Осенние ДедыВечером накрывался праздничный стол. Количество блюд везде было различно. Где-то считалось, что на столе должно быть четное количество блюд, а где-то — нечетное. В доме открывались все двери и окна. Хозяин семейства зажигал свечу. После чего читалась молитва. Предки приглашались на празднование Осенних Дедов. Затем вся семья начинала ужинать. На столе обязательно присутствовала чарка и миска для предков. Во время ужина каждый член семьи должен был отложить в миску часть того блюда, которое ел. Считалось, что тем самым человек делился со своими дедами.

Главной особенностью праздничного вечера являлось то, что единственной темой общения были предки. Во время ужина славяне рассказывали о всех своих умерших родственниках. Обсуждали кем были деды, чем занимались. И ни в коем случае не вспоминали о плохих сторонах своих предков. В день Осенних Дедов было принято вспоминать только хорошее. К слову, до сих пор сохранилась традиция говорить об умершем либо хорошо, либо ничего. Начинали говорить о самых старых предках, постепенно доходя до более молодых. Поэтому ужин всегда длился до позднего вечера.

Осенние Деды как праздник поминания предков позволял тем самым новому поколению побольше узнать о своих корнях. Ежегодные рассказы о дедах и прадедах в кругу семьи легко запоминались детям, поэтому каждый знал своих родственников до 7 колена и старше. К сожалению, сегодня эти традиции утрачены, поэтому вряд ли найдутся те, кто сможет назвать своих предков дальше третьего или четвертого колена. Но возрождение обычаев наших предков находится в наших руках.

Перевод с белорусского статьи Вацлава Ластовского «Крывічанскія дзяды», 1927

Несмотря на широкую огласку, что придал нашему кривичанскому культу предков славный наш побратим Адам Мицкевич, добавив сцену «дедов» в свою поэму,всё же этот обряд должным образом не освещён в фольклорной письменности. В связи с этим, думаю не будет лишним к уже существующим описаниям обряда добавить эти очерки, основанные на воспоминаниях двух поколений: моих воспоминаний и пересказов, что я слышал от своих родителей, которые, как и их прадеды, жили в Дисненском повете.
Год кривича в давние времена включал в себя пять торжественных праздников:
1. Красьнік (2 февраля).
В этот день изготавливали свечи, а вечером при свете свечей проводился обряд «жанідзьбы коміна» (комін — печная труба). Печную трубу белили, обвешивали зеленью, всячески украшали. Во вновь высеченный (выкрэсаны) распаленный огонь кидали кости от ужина.
Слово «красьнік» имеет в своей основе корень «крэс» — рубеж, конец. Мы знаем, что раньше, кажется до 1700 года, год в Московии начинался 1 марта, возможно, что у нас когда-то год начинался з Красника, т. е. со 2 февраля и тогда Красник был крэсам — концом или началом года, праздником, посвещённым солнцу.

2. Вялікдзень
праздник солнца. А вместе с тем — праздник посева. На последнее указывают два момента. Первый — это хождение «валачоўнікаў», которые, переходя от хаты к хате поют «валачобныя» песни, в которых речь идёт о годовой работе хозяина на земле. Второй: на стол ставили озимые, посеянные в какой-нибудь посудине.

3. Купальле
праздник солнца и день очищения. Обряды, связанные с этим днём, предписывали очищение огнём и водой.

4. Каляды
также праздник солнца, но, в основном, праздник посвящённый «каледзі», т.е. стуже, морозу, зиме, когда вокруг всё мёрзнет, колеет, замирает.

5. Дзяды
праздник предков, не связанный с солнечным культом. Приходился на осень, а именно на первое ноября. Дисенские кривичи торжественно празднуют двое Дедов: весенние «Навий великдень» и осенние «Великие (большие) деды».
Церковь в фискальных целях поддерживала в народе культ предков, но одновременно пыталась затирать языческие традиции, заводя «поминальные дни» после каждого важнейшего праздника. Это породило «Троицкие деды» и др., никак с традиционным языческим культом предков не связанные.

Навий великдень, весенние деды посвящаются только «наўцам» — недавно умершим (родителям, братьям, сёстрам, детям), а Великие деды — целому роду, насколько хватает человеческой памяти.
Это и есть существенное отличие между весенними и осенними дедами.

Раньше осенние «Вялікія дзяды» праздновали не отдельными семьями, а целыми родами. О таких родовых поминках рассказывал мой отец, на его памяти в 1840-х, 1850-х годах справляли так поминки на дисенсщине: Вангины, Сороки, Шишки, Рублевские, Римши, Демидовичи и др.
Собирались в дом наиболее богатого в роду все взрослые родичи от беднейшего до богатейшего, каждый со своими припасами и за общим столом ладили ужин. Ужин начинался общими молитвами, как то предписывала церковь. Закончив молиться, старейший в роду первым шёл за стол и, запалив обрядовую свечу, которая до этого стояла в посуде заполненной житом, стоя говорил: «Сьвятыя дзяды, просім за пачэсны стол!»

После этого все занимали по старшинству места за столом. Обрядовая еда на Дзяды — это «юшнік», из крови, варенный с мясом, колбаса и оладьи. Разговор за столом шёл исключительно об умерших дедах. Начинал его старейший в роду после первой чарки, которая шла по кругу, простым заявлением, что первого пращура рода нашего было имя — такое-то, жил он там-то, выделился тем-то и т.д. Далее говорили о более близких предках вплоть до последних.

После ужина разговор тянулся до третих петухов, рассказывались приключения, характеры предков, родовые и связанные с родом воспоминания и легенды.
Похоже на вышеописанные Дзяды в шляхетских семьях, справлялись Дзяды и в крестьянских родах, только с большей примесью языческих пережитков. Так месили накануне хлеб и пекли его обязательно на сухих листьях; кололи поросёнка в день дедов, и, наконец, вечер также посвящался разговорам о жизни предков.

Вместе с тем слышал я в свои детские годы рассказы как от своих родителей, так и от более старых людей, об иного рода праздновании Дедов и трагическом его конце.

Было это в Речках, костёльном фольварке, который стоит на дороге из Нового-Погоста в Германовичи, в верстах 11-12 от Нового Погоста. В этих Речках была заброшенная деревянная каплица. С давних времён повелось, что в ночь на Деды собирались в этой каплице крестьяне, приводили с собой козла или барана, разводили на алтаре огонь, резали козла, варили его и устраивали в каплице поминальный ужин с обрядовыми песнями.

В 1860-х или 1870-х по инициативе присланного для русификации попа (которого фамилии уже не помню) и ксендза Плушчэўскага, который в те времена дополнительную службу вёл на российском языке и из-за этого был на хорошем счету у администрации, в ночь на деды каплица была окружена солдатами или полицией и орестованно до 70 человек праздновавших крестьян. Было расследование, суд и приговор суда, который 30-40 человек приговорил на поселение в Сибирь, за «святотатство».
Арестованные крестьяне были из разных деревень и поэтому думается мне, что это не было родовое поминание дедов, которое лежит в основе осенних Дедов, кстати взятое темой и Адамом Мицкевичем. Это был некий иной обрядовый принцип.

На моей памяти, в 1880-1890 гг., уже на дисенщине не праздновали родами, а только семьями.

В моей семье это происходило следующим образом. Накануне дедов, с самого утра, женщины принимались за капитальную уборку дома и всех хозпостроек.
Вечером вносили дежу, ставили её посреди комнаты «на крыжох» (? крыж — крест), покрывали чистой скатертью и садились за стол ужинать. Во время ужина считали дедов, т.е. вспоминали всех умерших предков. У нас насчитывали их до 30. После ужина готовили тесто («дзядоўскі хлеб») и на следующий день пекли столько хлебцов, сколько насчитали предков. Утром ехали в церковь и там раздавали буханки убогим, каждому по одной. Размер буханки зависел от достатка семьи: семьи богатые пекли большие буханки, а бедные ограничивались «бондачкамі» с кулак размером.
Вечером иногда приглашались бедные соседи, человек до 10 и начинался ужин за общим столом.
К ужину готовился юшник из крови, а когда не кололи поросёнка — клёцки с «душами», т.е. с завёрнутыми в тесто шкварками. Оладьи, колбасы с капустой и, напоследок, «саламатка» — сухие яблоки, груши, ягоды варенные на меду. Или вместо «саламатки» — овсянный кисель с медовой сытой.
Готовили к ужину больше чем надо и остатки мяса, оладьев и др. делили между бедными: каждый возвращался домой с котомкой, в которой было всегда помимо всего ещё и пару колбас.
Перед ужином молились за умерших, а после, посидев и поговорив на темы похоронные для предков семьи, расходились.
Отливание ложки еды под стол никто с нашей семьи не практиковал, хоть среди приглашённых гостей некоторые это делали. Когда садились за стол, «дедов» не призывали. Но после ужина стол не убирался до следующего дня.

Из рассазов моего отца, которые он слышал от деда и старых людей его поколения, с днём дедов связан ещё один интересный обряд — это вписывание и выписывание из семейной хроники членов семьи.
Новорожденных вписывали, умерших выписывали. Хроники эти велись на балках хаты в «почётном углу».
В своей дисенщине я уже нигде не видел таких записей, но довелось их увидеть весной 1914 года в Бельском повете, в селе Кленики (западная часть гродненщины). В старых хатах «почётный угол» занят глубокими вырезами на его балках, текстом славянским примерно такого содержания: «Рдся. рб. Бж. Микола л. 1881. 20 іюл. † 1900. 5 мрт.», или коротко: «Антон 1830. 10 мая † 1870 † 2 авг.» Ещё живых членов семьи на стене имеются имена и даты рождения и напротив оставлено место для даты смерти.
В день дедов, по рассказам, приводили в хату грамотея, который и вырезал подобные записи, фиксируя рождённых или умерших за минувший год в данной семье.
Правдоподобно этот обычай был расширен на всей кривичанской территории, но полностью он сохранился только на бельщине.

Если взять к вниманию, что народные обычаи, как и одежда, есть пережиток обычаев и одежд, что когда-то, в глубокой древности, были распространены во всех класах данного народа, то вышеописанные настенные записи надо признать первым источником более поздних летописей и хроник.

ОСЕННИЕ ДЕДЫ (НАВЬЯ СЕДМИЦА) — череда Святодней, предшествующих Осеннему Макошью, седмица поминовения Предков (с 21 по 27 Листопада -октября), проведения тризн и иных поминальных обрядов. Проводы душ Предков в Ирий — до будущей весны.

День поминовения своих родных, наших общих славянских Предков, Пращуров. Деды – души (духи) Предков, улетевших в Ирий. Об умершем говорили, что он «пошел до дедов» или «гуляет с дедами».

Отмечается в субботу (шесток), близкую к 21 октября (Жёлтень), на 27 день после Радогощь и за 7 дней до Макоши.

Конец октября для Славянских народов — это один из переломных моментов года, который знаменует встречу осени с зимой, наступление холодного и мрачного времени. Всякая нечисть врывается в мир Яви, чтобы испытывать людей на силу духа.

На подоконник поставлю я свечи
Пахнет вощина травою да мёдом…
Вот уж на лес опускается вечер
Всех помяну, кто со мной связан Родом….Оберег звездочкой восьмиконечной
Чуть отражает лучи золотые.
И охраняет меня в этот вечер мой Алатырь,
И мой Род, и Россия…

Вспомню я тех, кого мать почитала,
Бабушка сказ свой вела о них страстно…
Мир Вам, о, Предки! Я много узнала,.
Вас вспоминаю теперь очень часто.

Род сберегли. И в огне революций,
Войн — Вы хранили семью свою свято!
Капельки воска со свеч моих льются
Деды мои! Все Вы — Рода солдаты!

Родина — это не только просторы
Нашей страны, что Россией зовется
Нивы, моря и леса, реки, горы….
Родина — место, где Род твой начнется

Там, где в лесу теремок затаился…
Велес там. Леший. И СвАрог, и Лада,
Где светом Солнца впервые напился…
Место, где просто всегда тебе рады!

Родина там, где легко поклониться,
Матушку-землю почтив всей душою
Родина там — где живая водица
Ветер-помощник и пламя живое

Вот он, огонь, в очаге заискрился,
В доме, что создан своими руками…
Родина там, где на свет ты родился
Где улыбнулся и папе, и маме…

Там, где исхожены тропы лесные,
Там, где ты каждой березке знакомый
Где бы ты не был — вернешься в Россию!
В ней — твоя жизнь! В ней — душа твоя дома! 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник древних египтян
  • Праздник древней руси рисунки
  • Праздник древней руси нарисовать
  • Праздник древней руси масленица
  • Праздник древнего города городца