Фестиваль дружбы народов
История возникновения Международного фестиваля дружбы народов корнями уходит в далекий 1945 год, когда после окончания мировой войны в Лондоне молодежь собрала всемирную конференцию за мир. Первый всемирный фестиваль студентов и молодежи состоялся в 1947 году в Праге. Тогда участие в нем приняли семнадцать тысяч человек из семидесяти одной страны мира.
С тех пор с некоторой периодичностью и в разных странах стали проходить фестивали под лозунгами «За мир и дружбу», «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу» и подобными.
Первый Фестиваль дружбы народов в Москве
В 1957-м году фестиваль впервые прошел в СССР. В Москве он стал самым массовым за всю долгую историю существования. По подсчетам, в нем приняли участие 34 тысячи людей из 131 страны мира. И тогда, во время того, как в СССР слово «иностранец» было синонимом «шпион» и «враг», по улицам столицы прошли тысячи людей со всех уголков света.
Каждый иностранец был экзотикой, каждый представитель своей страны – кем-то необыкновенным и ранее невиданным советскими людьми. Благодаря фестивалю тогда в Москве появился парк «Дружба», целый гостиничный комплекс «Турист» и знаменитый стадион в Лужниках. Кремль открылся для посещений. В целом, железная завеса немного приоткрылась.
С того времени появились стиляги, фарцовщики, а детям стало модно давать иностранные имена. А еще именно благодаря тому фестивалю появился КВН.
Фестиваль дружбы народов мира в разных странах
Фестивали проводились не только в социалистических странах, но и, к примеру, в капиталистической Австрии. Целью было дать возможность в дружеской обстановке пообщаться с делегатами противоположного лагеря, а порой и с теми, с кем велась война. Например, между США и Северной Кореей.
Каждый новый проект фестиваля дружбы народов осуществляется в новой стране с промежутком в несколько лет. Самый длительный перерыв произошел после крушения социалистического строя в Восточной Европе и СССР. Однако фестиваль удалось восстановить.
Последний фестиваль проходил в 2013 году в Эквадоре. А следующий, вероятно, будет проведен в Сочи в 2017 году.
Статьи по теме:
Даже сегодня, во время электронных систем, работа почтальонов чрезвычайно важна. В статье мы расскажем о том, когда и как празднуется Всемирный день почты. |
Людям со здоровым слухом невозможно представить, насколько тяжелой является жизнь неслышащего человека. Об этом напомнить призван Международный день глухих, о котором мы расскажем в статье. |
Вряд ли найдется кто-то, кто останется равнодушным к такому утонченному виду искусства, как балет. В статье мы расскажем, когда и как празднуется Международный день балета. |
С давних времен хлеб считался главной пищей в любой семье, об этом и призван рассказать этот праздник. Когда и как празднуется Всемирный день хлеба, читаем далее. |
Сквозь замочную скважину железного занавеса
Жаркий июль 1957-го. Москва готовится к грандиозному празднику: в лихорадке ищутся голуби для открытия, сажаются деревья в парках, строятся гостиницы. Представить в СССР масштабный международный праздник при Сталине вряд ли возможно: тут и особенности личности, и специфика внутренней политики, и холодная война. Другое дело Хрущев: несмотря на все его явные недостатки, он был более подвижным, энергичным и в какой-то мере более человечным руководителем.
На XX съезде 1956 года (том самом, где прозвучал доклад с критикой культа личности Сталина) было принято важнейшее решение о возможности мирного сосуществования капиталистических и социалистических стран.
Это означало попытку прекращения холодной войны — военно-политическое противостояние должно было смениться почти спортивной конкуренцией: будем меряться не бомбами, а успехами.
Никита Сергеевич понимал, что слишком огромные суммы идут на поддержание гонки вооружений, если ослабить это противостояние, то высвобожденные суммы могли бы пойти на повышение уровня жизни граждан. В этом и должен был помочь VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года в Москве.
Такого масштабного «открытия дверей» не было, пожалуй, никогда — ни в СССР, ни в царской России. Советский Союз должен был показать мирные настроения советского народа, не зря лозунгом фестиваля стал девиз «За мир и дружбу», а символом — голубь. Однако даже Хрущев не ожидал, насколько близким станет знакомство советской и иностранной молодежи.
Непростая дорога до Москвы
В конце июля в Союз приехали 34 тысячи молодых людей всевозможных цветов, национальностей и взглядов из 131 страны. Да и из самих областей и с окраин СССР в столицу прибыли тысячи студентов, многие из которых никогда раньше не бывали в Москве. Уже одно это стало для них большим праздником. Так, в бюро комсомола Куйбышева (ныне Самара) 3 августа 1957 года разбиралось дело одного «слишком обрадовавшегося» комсомольца:
«В пути следования в г. Москву на VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов <…> секретарь комитета ВЛКСМ завода имени Ворошилова тов. Чемельков организовал коллективную пьянку в своей группе. На станции Ряжск вместе с комсомолкой Сопляковой тов. Чемельков, напившись до бесчувственного состояния, упал с поезда на полном ходу, получив серьезное повреждение — сотрясение головного мозга».
Бедный товарищ Чемельков так и не добрался до Москвы, да еще был исключен из ВЛКСМ.
Иностранцы добирались до Москвы по-разному, но чаще всего перекладными: на пароходах, а потом на поездах — в основном через Украину. Так, на железнодорожной станции во Львове перед отправлением венгерские делегаты устроили концерт: танцевали, горланили песни и вели себя, прямо сказать, некультурно. Но всё же это были исключительные случаи — большинство гостей добрались успешно. Праздник этого однозначно стоил: когда еще лицом к лицу, неофициально и без камер можно будет пообщаться с ровесниками из других стран?
Особенно подробно дорогу до Москвы описал еще молодой и малоизвестный журналист Габриэль Гарсиа Маркес:
«В Киеве устроили шумный прием с использованием гимнов, цветами и знаменами… <…> Однажды мы попросили показать, где можно купить лимоны, и, словно по мановению волшебной палочки, со всех сторон на нас посыпались бутылки с водой, сигареты, шоколад в фестивальных обертках и блокноты для автографов».
Теме дороги до Москвы посвящен даже отдельный фильм. В 1958 году молодые режиссеры, выпускники ВГИКа Юрий Григорьев и Ренита Григорьева дебютируют с фильмом «Дорога на фестиваль». Фильм рассказывал о приключениях, которые происходили с иностранным студентом Плонком, отчаянно пытавшимся попасть на фестиваль молодежи.
Soviet mega event
Приезжие увидели, что в Советском Союзе живут не дикари, а обычные люди, которым интересен мир вокруг. А жители СССР, в свою очередь, удостоверились на собственном опыте, что иностранец — не синоним шпиона и врага.
«До 1957 года в СССР никаких иностранцев никто в глаза не видел, только в кино, да на страницах центральных газет и журнала „Крокодил“, в виде жутких карикатур.
Американцы изображались двумя способами — либо бедные безработные, худые, небритые люди в обносках, вечно бастующие, либо — толстопузый буржуй во фраке и в цилиндре, с толстенной сигарой в зубах, этакий „Мистер-Твистер бывший министр“».
А. Козлов, «Козел на саксе»
Вместо подозрительности и недоверия друг к другу родилось взаимное чувство эйфории, на какое-то время и правда показалось, что мир охватил праздник. Soviet mega event, как называли фестиваль иностранцы, прошел на ура — в легкой, непринужденной атмосфере. Официоз и помпезность мероприятия сменялись творческими и открытыми для всех встречами.
Проходили концерты модного (но всё же вражеского!) в то время джаза, а также совершенно нового скиффла во главе с королем этого жанра — Лонни Донеганом.
«Впечатление было довольно странным. Вместе играли пожилые и очень молодые люди, используя наряду с обычными акустическими гитарами различные бытовые и подручные предметы типа бидон-контрабаса, стиральной доски, кастрюль…» — вспоминал музыкант Алексей Козлов.
Польская и финская молодежь показывала сатирические спектакли. В парке Горького провели выставку изобразительного искусства, где показали работы сюрреалистов, абстракционистов, экспрессионистов (до этого момента для широкой публики история искусства заканчивалась импрессионизмом, и даже такие художники-коммунисты, как Ривера и Кент, не вписывались в рамки царящего соцреализма). На выставке «встретились» уже забытые сейчас живописец Мишель де Галар, скульптор-медальер Мишель Бадюэль, художники Ришар Жераньян, а также Игнац Кокаш, Янош Власки, Герхард Кетнер, Эмма Паккард и Кент Рокуэлл.
Большим праздником стал кинофестиваль (125 фильмов из 30 стран) с участием западных режиссеров, которых в недалеком прошлом назвали бы «противниками социалистического строя». Показывали совместную документалку Жак-Ива Кусто и Луи Маля (его часто относят к новой французской волне), фильм четырехкратного обладателя премии «Оскар» Витторио Де Сики, фильмы будущего антисталиниста поляка Анжея Вайды и совсем левого японца Тадаси Имаи.
И еще масса разного рода мероприятий: спортивных, эстрадных, сельскохозяйственных. Москва стала местом брожения талантливой молодежи, съехавшейся со всего мира: фестиваль предусматривал сотни творческих мероприятий — их участники представляли значительную часть от общего числа гостей, в основном студентов.
Кроме посещения программных мероприятий местные и приезжие, охваченные желанием общаться, встречались и в свободное время. К фестивалю спешно изучались иностранные языки, возрос интерес к модному в то время эсперанто:
«В Центральном лектории Ленинградского отделения общества по распространению политических научных знаний РСФСР начался цикл лекций об эсперанто. Каждому, кто приобрел абонемент, выдается краткий курс грамматики эсперанто и словарь-минимум», — сообщалось в газете «Вечерний Ленинград» 27 февраля 1957 года.
Весь центр Москвы был заполнен людьми: по улицам и магистралям шли целые толпы людей, встречались на Красной и Пушкинской площадях, на площади Маяковского, на проспекте Маркса (сегодня Театральный проезд, Охотный Ряд и Моховая улица), у Моссовета…
Встречи и разговоры шли всю ночь, до рассвета:
«Предметами споров были еще недавно запрещавшиеся импрессионисты, Чюрленис, Хемингуэй и Ремарк, Есенин и Зощенко, входивший в моду Илья Глазунов с его иллюстрациями к произведениям не совсем желательного в СССР Достоевского.
Это были не столько споры, сколько первые попытки свободно высказывать свое мнение другим людям и отстаивать его. Я помню, как светлыми ночами на мостовой улицы Горького стояли отдельные кучки людей, в центре каждой из них несколько человек горячо обсуждали какую-нибудь тему. Остальные, окружив их плотным кольцом, вслушивались, набираясь ума-разума, привыкая к самому этому процессу — свободному обмену мнениями. Это были первые уроки демократии, первый опыт избавления от страха, первые, абсолютно новые переживания неподконтрольного общения».
А. Козлов, «Козел на саксе»
Среди гостей фестиваля оказались и те, кто вскоре станут известными личностями: например, Илья Глазунов, Марис Лиепа, Илья Эренбург. Или всё тот же Габриэль Гарсиа Маркес, который вспоминал, что москвичи были весьма закрытыми: невозможно ни выудить что-либо, ни попасть в гости — жившая в основном «бедненько» советская молодежь попросту стеснялась приводить иностранцев в свои коммунальные квартиры. И в то же время о советском обществе он говорил, что «это народ, который отчаянно жаждет иметь друзей».
После посещения Москвы Габриэль напишет эссе «СССР: 22 400 000 км2 без единой рекламы кока-колы!», где пытается понять, почему атомная бомба в Советском Союзе есть, а хорошей одежды и других «благ» западной цивилизации нет.
С «обычными» гостями дело обстояло проще. Писатель Анатолий Макаров в статье в «Известиях» 2007 года рассказывает, как в дом на Пушечной улице (рядом с Лубянкой и зданием Госбезопасности, между прочим) привели компанию французских гостей, и туда, естественно, сбежались все соседи, неся с собой всё, что могло быть выпито и съедено.
Поначалу обо всех походах в гости должны были докладывать милиции, которая, в свою очередь, передавала информацию в КГБ. Но вскоре это явление стало настолько массовым, что милиция уже не могла за всем уследить. Лед холодной войны рассыпался и трескался под воздействием жара объятий и взаимного интереса социалистической и капиталистической молодежи друг к другу.
Свободная любовь
Пуританское воспитание, которое порождало разного рода табу во время правления Сталина, дало трещину, и через нее прорвался интерес к вопросам тела и сексуальности.
Во время фестиваля в Москве стояли теплые июльские ночи. Это погодное обстоятельство сыграло не последнюю роль в развитии взаимного интереса между советскими гражданами и приезжими. Любопытство вызывало практически всё: начиная от мировоззрения, заканчивая модой и физиологией. Вот что вспоминает Егор Телицын, работавший тогда милиционером:
«В районе Ленинских гор задержали группу мужчин. Они расположились за кустами посреди газона, в центре — два молодых африканца. Пьяные и нагишом. Стали разбираться, и один из мужиков объяснил: мол, поспорили с друзьями, какого цвета у них „хозяйство“. Для разрешения вопроса купили несколько бутылок водки и уговорили (жестами!) прогуливавшихся мимо делегатов завернуть „на пикничок“. Когда те как следует нагрузились, их удалось убедить устроить стриптиз. Как раз к разгару событий мы и подоспели. Африканцев отправили в гостиницу, а наших — в ближайшее отделение».
Проблема коммуникации из-за плохого знания эсперанто снималась взаимным интересом. К тому же существовал и невербальный язык — язык страсти. Часто в воспоминаниях о тех днях можно встретить упоминания о пылкости советских студенток, очарованных иностранным шармом.
«К ночи, когда темнело, толпы девиц со всех концов Москвы пробирались к тем местам, где проживали иностранные делегации. Это были различные студенческие общежития и гостиницы, находившиеся на окраинах города. Одним из таких типичных мест был гостиничный комплекс „Турист“, построенный за ВДНХ. В то время это был край Москвы, так как дальше жилых домов еще не было, а шли колхозные поля. В гостиничные корпуса советским девушкам прорваться было невозможно, так как всё было оцеплено профессионалами-чекистами и любителями-дружинниками. Но запретить иностранным гостям выходить за пределы гостиниц никто не мог. Поэтому массовые знакомства между приезжими парнями и поджидавшими их местными девушками возникали вокруг гостиниц. События развивались с максимальной скоростью.
Никаких ухаживаний, никакого ложного кокетства. Только что образовавшиеся парочки скорее удалялись подальше от зданий, в темноту, в поля, в кусты, точно зная, чем они немедленно займутся.
Особенно далеко они не отходили, поэтому пространство вокруг гостиниц было заполнено довольно плотно, парочки располагались не так уж далеко друг от друга, но в темноте это не имело значения. Образ загадочной, стеснительной и целомудренной русской девушки-комсомолки не то чтобы рухнул, а скорее обогатился какой-то новой, неожиданной чертой — безрассудным, отчаянным распутством».
А. Козлов, «Козел на саксе»
Слухи ползли быстро, и властям пришлось как-то реагировать: решено было устраивать рейды на машинах во все укромные местечки рядом с гостиницами.
Известен случай, когда некий таксист Чуваков посреди ночи доставил двух девиц в дежурную часть Казанского вокзала. По его словам, девушки вместе с двумя итальянцами ехали в его такси из ресторана «Прага» и прямо в машине «пытались войти с ними в интимную связь». Конечно, это никак не характеризует всех представительниц женского пола — всего за время проведения фестиваля было задержано 107 гражданок.
Однако головокружительная атмосфера раскрепощения и случайных романтических встреч через девять месяцев обернулась рождением «цветов». Отсюда и пошел фразеологизм «дети фестиваля», который подразумевает рождение детей-метисов и мулатов у обычных советских женщин. Как в «Стилягах» у Тодоровского. Судьба таких необычных для советского общества детей чаще всего складывалась не слишком легко, и дело было не только в цвете кожи, но и в том, что им приходилось расти без отцов. Конечно, «дети фестиваля» — это некий стереотип и клише: их количество вряд ли достигло хоть сколько-нибудь значимой цифры.
До настоящей сексуальной революции было еще далеко: либерализация полового вопроса пришлась только на 1980-е годы. Но вершилась она поколением людей, которое сформировалось как раз в 1950–1960-е годы.
Воры в законе на страже лица Страны Советов
Как это ни удивительно, сам фестиваль обошелся без серьезных происшествий. Редких заранее съехавшихся на фестиваль профессиональных проституток вовремя нашли и изолировали (в СССР проституции нет!). Вовремя выявили и водителей такси, которые любезно предоставляли свой транспорт для интимных встреч. Со всеми гражданами партийные организации провели разъяснительные беседы. Как рассказывают участники событий, даже уровень преступности в те две фестивальные недели сошел на нет.
Охраной порядка занимались по меньшей мере около 60 тысяч человек: милиция, курсанты, солдаты, охранники, дворники. По воспоминаниям инструктора орготдела московского ВЛКСМ Владлена Кривошеева, перед началом фестиваля у воров в законе состоялась сходка, на которой решили во время праздника прекратить преступную деятельность. Дело было в том, что к уголовной статье теперь могла добавиться статья политическая — праздник-то международный.
Эта же тема, но под другим углом будет отражена в фильме «Цепная реакция» 1962 года. В нем рассказывается о договоренности карманных воров накануне фестиваля обворовывать капиталистов, но не трогать гостей из соцстран. Однако этот «робин-гудовский» замысел терпит неудачу: и не все воры согласны, и милиция не спит. В итоге отчаявшийся главарь возвращает кошельки обворованным и сам решает завязать.
Вся эта милота происходит на фоне интересных московских пейзажей и песен Окуджавы. Наивный, но по-оттепельному искренний фильм, где даже уголовники «спешат делать добрые дела».
Всплеск антисоветчины
Однако политическая сторона фестивальной свободы стала видна уже после его окончания. Сперва власти необходимо было выдворить всех оставшихся иностранцев — а таких были сотни, и у каждого своя причина остаться: на имеющиеся средства можно было неплохо «погулять», а в случае романтических увлечений — продлить роман. Дела рассматривались в индивидуальном порядке, а соответствующие органы помогали ускорить решение проблем каждого.
Но настоящей проблемой стало усиление инакомыслия, в основном в среде научно-творческой интеллигенции. Сильно фестиваль повлиял и на деятелей культуры.
Никогда еще так остро они не осознавали необходимости реформирования советской культуры, как после просмотра и прослушивания западных песен, танцев, фильмов. Множество деятелей выступили за прекращение культурной изоляции Советского Союза, за необходимость осмысления иностранного опыта.
В «Стенограмме обсуждения итогов международных конкурсов на шестом Всемирном фестивале молодежи и студентов 13 августа 1957 года» прозвучала критика отсталости советской художественной культуры (Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2329. Оп. 3. Д. 572. Л 6«).
Однако процесс либерализации общества шел медленно, на быстрые перемены деятелям культуры рассчитывать не приходилось. Напротив, жара фестиваля быстро сменилась холодком. Приведем выдержку из уголовного дела по статье «Антисоветская агитация и пропаганда» (ст. 58.10 УК СССР), заведенного на неких И. М. Каца, В. В. Мануйлова и А. Р. Тыминского от 8 января 1958 года:
«Кац И. М. (1937 года рождения, русский, студент фармацевтического института, член ВЛКСМ, г. Москва), Мануйлов В. В. (1939 года рождения, русский, учащийся 9-го класса школы рабочей молодежи), Тыминский А. Р. (1940 года рождения, русский, член ВЛКСМ, лаборант в институте) встречались с иностранцами, рассказывали им о советской жизни. Пытались передать туристам письмо для отсылки в Англию: „Как мы предполагали и ранее, после фестиваля началась грандиозная чистка, внешне не официальная <…> Сейчас в Советском Союзе <…> чувствуется жесточайший террор и репрессии“».
ГАРФ, Ф. 8131. Оп. 31. Д. 80257
Наверняка студенты несколько преувеличили величину «чисток» — следы хоть сколько-нибудь масштабных репрессий не сохранились ни в архивах, ни в воспоминаниях. Но верно другое: власть начала подтягивать ослабевшие гайки. Причиной был не только фестиваль, за месяц до него Н. С. Хрущев едва не потерял должность в результате сговора собратьев по партии. Так называемое дело антипартийной группы Маленкова, Кагановича, Молотова и примкнувшего к ним Шепилова сильно сказалось на отношении Хрущева к власти: сумев удержаться на волоске от падения, он решает больше не допускать подобного и максимально усиливает личные рычаги контроля.
Свой и чужой
Фестиваль пусть и одноразово, но дал то, чего не хватало: ощущение свободы, возможность культурного обмена, взаимодействия с «другими» (во всех смыслах) людьми.
И советская, и иностранная молодежь жаждала соприкосновения полярных миров, ведь именно такие контакты рождают идеальную почву для всестороннего развития. Об этом в интервью газете «Советская культура» говорит американка Присцилла Джонсон:
«Когда люди имеют возможность поговорить и установить личный контакт, они могут лучше понять друг друга. В мире нет единого взгляда на жизнь, нет единой философии. Народам с различным образом жизни надо уживаться на одной планете, не пытаясь мешать друг другу. Нам, американцам, нравится свой образ жизни, и, как я имела возможность убедиться, по-своему хотят жить и народы других стран. Чем больше правды мы будем знать друг о друге, тем будет лучше для мира и дружбы на земле. Я надеюсь, что Московский фестиваль укрепит дружбу и взаимопонимание между советской и американской молодежью».
Так фестиваль не только показал существующие проблемы, вызванные изоляцией от западной культуры, но и указал некоторые пути к их разрешению: сотрудничество, диалог.
Но власть была занята другим, поэтому вопросы масштабного реформирования и продолжения политики «открытых дверей» были отложены в долгий ящик. Однако западная культура просачивалась через образовавшуюся идеологическую брешь. Так, именно после фестиваля в определенных кругах (сперва золотой молодежи, а потом и обычной студенческой) популярностью стали пользоваться джинсы и кеды, игра в бадминтон, западная «новая» литература. Даже роман «троцкиста» Оруэлла проник в советское пространство, о чем упоминает в мемуарах искусствовед И. Голомшток:
«Меня разыскали в музее два молодых англичанина и сказали, что привезли мне подарок от моего старого друга Алика Дольберга, теперь проживающего в Лондоне. Мы вышли в Итальянский дворик, где было мало народа, и они вручили мне две книги: „Мрак в полдень“ (в последнем русском переводе „Слепящая тьма“) Артура Кестлера и „Звериную ферму“ („Скотный двор“) Джорджа Оруэлла — книги по тому времени криминальные. Мы стояли и беседовали у „Давида“ Микеланджело, а в двух шагах торчал некий гражданин в штатском и внимательно прислушивался к нашему разговору».
Вырос интерес к художникам-авангардистам, который позже выльется в печально известную выставку 1962 года в Манеже, когда и родилась знаменитая фраза Н. С. Хрущева:
«Что это такое? Вы что — мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?»
Не менее значимым, чем приоткрывшееся окно в Европу, для советских студентов стал пересмотр взглядов на собственную культуру. Во время фестиваля и после него вовсю обсуждали еще недавно запрещенных Замятина, Есенина, Ахматову, Зощенко.
Полученный опыт открытых дискуссий по любой теме сделал свое дело: примерно в эти годы начинают оформляться идеалы будущих шестидесятников — ориентация на расширение свободы, открытость, образованность и глубокая эрудиция. Столкновение с чужим сделало кругозор тысяч советских студентов шире, многих избавило от предрассудков по поводу иностранцев. Молодежь всего мира хотела знакомиться и дружить, но политическая ситуация в те года была совершенно неподходящей для этого.
Хрущев еще какое-то время был нацелен на налаживание контактов и прекращение холодной войны. Так, в 1959 году он посетил США, приятно удивив уже американских студентов и обычных граждан.
Вместо закоренелого пропагандиста и ярого фанатика американцы увидели смешного дедушку в штанах по грудь.
Об огромном интересе к личности Хрущева может сказать и тот факт, что его визит освещали 5 тысяч американских журналистов — абсолютный рекорд на тот момент! Да и с президентом Эйзенхауэром общий язык был почти найден. Перспективы этой поездки были потрясающими, вся история могла пойти по другому пути.
Но случилось то, что случилось: спустя год произошел Карибский кризис, когда весь мир оказался на грани ядерной войны, а Часы Судного дня почти пробили полночь. Избежать апокалипсиса, к счастью, удалось, однако после этого сближению СССР и Запада уже не суждено было осуществиться.
-
November 30 2011, 20:13
- Музыка
- Cancel
Праздник дружбы народов бывшего СССР
26 ноября в зале Ивановской филармонии продолжились концерты третьего Плесского джазового фестиваля.
Концерт открылся выступлением солистов Государственного камерного оркестра джазовой музыки имени легендарного Олега Лундстрема. Классический джазовый квинтет виртуозных мастеров, представленный тромбоном, саксофоном (кларнетом), фортепьяно, контрабасом и ударными представил свою версию джаза, блеснув чудесными импровизациями. Первую часть завершил армянский квартет, причудливо сплетенный с оркестром Лундстрема: на сцене остались ударник и басист столичного коллектива, а солисткой выступила великолепная Арминэ Саркисян, выступающая с этим же оркестром.
Вторая часть подарила зрителю настоящий феерический праздник – на этот раз украинский Государственный Академический оркестр Радиобэнд Александра Фокина. Большой состав оркестрантов, мощный звук, нескрываемое удовольствие на лицах музыкантов от собственной работы и, наконец, две прекрасные вокалистки, которые стали украшением всего концерта – оставили о себе незабываемые впечатления!
Зал не скупился на овации, а под конец украинские артисты смогли услышать от ивановского зрителя возгласы благодарности, достойные, пожалуй, больше политического митинга – «Дружба навеки! Братья!» Впрочем, это ничуть не смутило музыкантов, которые открыто радовались радушному приему.
Еще фото под катом.
*
*
*
*
*
*
Среди всех достижений советской цивилизации величайшим, на мой взгляд, была дружба народов. Советский Союз был многонациональным государством. Одних союзных республик было 15, а в них еще были и автономные республики, где тоже жили коренные народы. Более 100 национальностей собрались вместе, объединенные мечтой – построить общество без классовой вражды, где человек человеку товарищ и брат.
Они говорили на разных, зачастую очень далеких друг от друга языках. Сравните, например, русский и языки народов Севера. Они имели различные религиозные традиции. В СССР вошли и христианские, и мусульманские, и буддийские, и даже языческие народы. Некоторые из этих народов имели городскую культуру, литературу, даже философскую традицию, как, например, русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, татары, евреи. Некоторые же, напротив, до 1917 года жили родовым строем и получили азбуку и литературу от Советской власти, как чукчи или ненцы.
Но самое главное – у этих народов был уже опыт совместного проживания в Российской империи и были многочисленные взаимные обиды, конфликты. Между некоторыми из них была даже пролитая кровь.
И в 1922 году, когда был создан Советский Союз, мало кто на Западе и в эмиграции верил, что коммунисты сумеют удержать этот пестрый и сложный конгломерат народов, где уже началось зарождение национализмов и нациестроительство… Но коммунистам это удалось. Советский Союз просуществовал 69 лет без сколько-нибудь серьезных национальных конфликтов, сравнимых, например, с восстаниями башкир в Российской империи XVIII века, польскими восстаниями XIX века или среднеазиатскими бунтами начала XX века. Конечно, в советские годы были волнения на национальной почве в Прибалтике, в Казахстане, было принудительное выселение народов в период Великой Отечественной войны и после нее. Но нигде и ни разу не было чего-либо подобного бунтам, для подавления которых понадобились бы карательные операции армейских соединений (исключение – борьба с бандитизмом в 1930-е годы в Средней Азии и в 1940-е – на Западной Украине, но это были «долгие следы» войн, соответственно – Гражданской и Отечественной).
Я бы сказал даже больше: Советский Союз выдержал даже массированную пропагандистскую атаку во время Великой Отечественной войны. Гитлеровское руководство, а точнее сказать – руководство европейской «нацистской империи» делало ставку на разжигание националистических настроений. Гитлеровцы выпускали массовыми тиражами листки и газеты на языках всех народов СССР. Для сотрудничества были привлечены недобитые националисты-эмигранты времен Гражданской войны. На территории Германии были созданы научные центры для изучения межнациональных отношений в СССР и советской национальной политики (потом их специалисты оказались в США и продолжили свою подрывную работу уже в годы холодной войны). Были потрачены миллиарды рейхсмарок. Результат оказался не впечатляющим. На солдат Красной армии эта пропаганда ощутимого воздействия не оказала. На оккупированных территориях (в основном в Прибалтике и Западной Украине) мобилизовать националистов удалось, но население их не особо поддерживало. Набранные из пленных красноармейцев «национальные легионы» также не оправдали возложенных на них надежд. Так, в 1942 году на территории Польши был сформирован легион «Идель-Урал» из пленных представителей поволжских народов. В 1943 году несколько его батальонов было брошено против белорусских партизан, но в первом же бою… легионеры в полном составе с оружием перешли на сторону партизан. Большую роль в этом сыграла существовавшая внутри легиона подпольная организация ВКП(б). Ее руководство было выявлено немцами, и всех их казнили в Берлине в Моабитской тюрьме в 1944 году.
Наконец, во время Великой Отечественной войны в СССР в тылу не было ни одного бунта на национальной почве! Казахи, киргизы, узбеки сами шли в военкоматы, добровольцами уходили на фронт. Оставшиеся в тылу пожилые люди, женщины работали на заводах, собирали хлопок, стойко переносили тяготы военного времени. Кроме того, они принимали русское гражданское население, эвакуированное в Среднюю Азию… А вот в 1916 году одного указа Николая II о привлечении инородцев на тыловые работы (мусульман Средней Азии призывать в армию царское правительство боялось!) было достаточно, чтоб вызвать одно из крупнейших восстаний в истории империи. На его подавление было брошено 14 батальонов регулярных войск и 33 сотни казаков, вооруженных пушками и пулеметами. В ходе подавления было убито, по разным данным, от 150 до 500 тысяч местных жителей!
В 1916 году тысячи казахов и узбеков безоружными шли на царские пушки и пулеметы, а через 25 лет их дети добровольцами записывались в Красную армию, потому что это была армия их родного государства, где они были равноправными гражданами!
Провал попыток нацистов расколоть СССР по национальным границам – яркий контраргумент против тезиса о том, что народы СССР удерживались вместе только насилием. Однако он тиражируется до сих пор – и, увы, даже представителями руководства государства. Наш нынешний президент в те далекие 1990-е, когда он был замруководителя мэрии Ленинграда, дал интервью Ленинградскому ТВ. Его с легкостью может найти каждый на хостинге YouTube. Ни разу потом он не дезавуировал своих слов. А в том интервью он заявлял, что советских людей якобы удерживала вместе лишь «колючая проволока», натянутая вокруг страны репрессивными органами.
Именно поэтому, когда мне кто-то говорит сегодня: «А что тебе не нравится в нынешней власти? Нацлидер возрождает советские ценности, Советский Союз», – меня передергивает. Зная, как этот человек представляет себе советские ценности, я не горю желанием увидеть такое «возрождение»…
В действительности всё, конечно, было не так. Как человек, проживший в СССР первые 20 лет своей жизни и имеющий родственников и друзей по всему Советскому Союзу – от Узбекистана до Латвии, могу засвидетельствовать: советская дружба народов вовсе не была «дружбой под дулом пулемета». Это было совершенно добровольное устойчивое, доброжелательное отношение к людям всех национальностей, исходящее из твердого убеждения, что мы все – одна цивилизация, одна большая семья. Таджик или молдаванин – выпускник советского вуза – приезжал по распределению в русское или украинское село или городок, работать там агрономом или врачом, и нигде (за редчайшим исключением!) не встречал такого отношения, какое теперь встречает его внук, приехавший в Москву трудиться на стройке…
Градус доброжелательства между народами в СССР был так велик, что было огромное количество смешанных браков, причем даже между представителями народов, которые до этого воспринимали друг друга как врагов. Можно ли было помыслить в Российской империи брак между азербайджанцем и армянкой? А ведь в советские времена это стало почти обыденностью. Многонациональный советский Баку стал феноменом, который воспет в литературе, кинофильмах и театральных постановках…
Как же Советская власть этого добилась? И почему это исчезло вместе с советским социализмом?
Советская дружба народов имела несколько источников. Начну с того, что для русских и для других народов будущего советского пространства всегда была характерна взаимная тяга, умение договариваться, находить компромиссы, уживаться вместе. На это указывали и этнографы, и представители интеллигенции, хорошо знавшие обстановку на просторах империи. Царское правительство, подражая западным государствам, как я уже писал, пыталось вести жесткую колонизаторскую политику. Но она не отвечала внутренним установкам русского простонародья. Простым русским крестьянам в голову не приходило относиться к татарам или якутам так, как простые англичане относились к индусам.
Русские ученые, создавшие в эмиграции школу евразийства, – Петр Николаевич Савицкий и Николай Сергеевич Трубецкой – писали, что ни в одной другой державе мира нет такого взаимопонимания, доходившего до братания народов, как в России, при всех эксцессах, бывших в нашей истории. Причем П.Н. Савицкий – по образованию экономист-географ – обосновывал это в том числе и хозяйственной необходимостью: «На севере… имеются сотни тысяч квадратных километров лесов, среди которых нет ни одного гектара пашни. Как прожить обитателям этих пространств без соприкосновения с более южными областями? На юге на не меньших просторах расстилаются степи, пригодные для скотоводства, а отчасти и для земледелия, при том, однако, что на пространстве многих тысяч квадратных километров здесь нет ни одного дерева. Как прожить населению этих областей без хозяйственного взаимодействия с севером?» К взаимодействию, а значит, и взаимопониманию, подталкивает наши народы сама природа Большой России (СССР).
Эта необходимость и умение уживаться, находить общий язык представителями самых разных народов стало одной из опор советской дружбы народов.
Но, конечно, она бы не утвердилась без постоянной и сознательной поддержки со стороны государства. Советское государство постоянно пропагандировало дружбу народов через газеты, журналы, радио, телевидение, кинематограф, театр, литературу. Укажу лишь на фильм «Шестая часть мира» знаменитого советского режиссера Дзиги Вертова, ставший классикой кинематографа. Там есть очень показательные слова в титрах: «…Вы, свергнувшие в Октябре власть капитала. Открывшие путь к новой жизни прежде угнетенным народам страны. Вы – татары. Вы – буряты, узбеки, калмыки, хакасы. Вы – коми из области Коми. И вы – из далекого аула. Вы – на оленьих бегах. Мать, играющая с ребенком. Ребенок, играющий с пойманным песцом. Вы – по колено в воде. Вы – прядущие шерсть барана. Вы все – хозяева советской земли. В ваших руках шестая часть мира». А ведь было еще множество игровых фильмов, веселых комедий, социальных драм, предназначенных для широкого зрителя. Там кавказец или среднеазиат представал не как смешной инородец или опасный террорист, как в современном российском кино, а как друг, товарищ и брат.
Людям свойственно относиться настороженно-иронично к чужакам, к тем, кто говорит на непонятном языке, по-другому одевается, иначе себя ведет. Об этом свидетельствует сам наш язык. Лингвисты подтвердят: русское слово «чудак» вообще-то происходит от названия уже исчезнувшего финского народа «чудь». Чтобы развеять злые чары ксенофобии, нужно знакомить людей с культурами других народов, показывать им, что кто-то может говорить и одеваться иначе, но его тоже интересуют вечные человеческие проблемы… И в СССР многое для этого делалось. Была произведена культурная революция, которая вывела все народы на новый уровень развития. Те, у кого не было литературы, театра, живописи, получили их, те, у кого они уже были, получили мощный толчок к дальнейшему прогрессу. Началось взаимодействие новых социалистических культур.
Переводились на русский язык произведения писателей и поэтов народов Советского Союза, пропагандировалось национальное кино, и зачастую оно становилось популярнейшим во всех уголках огромной державы – вспомним феномен грузинского кинематографа!
Звездами общесоюзной эстрады наряду с русскими становились и украинские, белорусские, татарские, узбекские, чукотские певцы и певицы. Микола Гнатюк, Надежда Чепрага, Полад Бюльбюль оглы, Кола Бельды – эти имена знал, наверное, каждый советский человек. Причем популярными становились песни не только на русском, но и на их родных языках (или хотя бы с этнической спецификой). В далеком узбекском кишлаке молодежь пела по-белорусски: «Завируха, мятель, завируха!.» А в белорусском селе, на крайнем западе нашей страны, парни с девушками плясали на дискотеке под узбекский шлягер «Учкудук».
Но, конечно, ничто так не укрепляет дружбу между народами, как личные встречи, общий труд, отдых. В общесоюзные пионерлагеря вроде «Артека» или «Орленка» приезжали ребятишки отовсюду – от Кушки до Бреста. И дагестанец для парнишки из Москвы ассоциировался с его другом – пионером Магомедом, а не с хмурыми гастарбайтерами со стройки. Представители разных национальностей встречались на комсомольских съездах и слетах и зачастую тоже становились друзьями на всю жизнь.
Мощный фундамент дружбы народов закладывала Советская армия. Помню, в далеком 1989 году стройотрядовская судьба забросила нас, уфимских студентов, в сугубо русское село, где, оказывается, никто не слыхивал о башкирах. Мы пошли покупать молоко у местных старушек. В первом же доме старушка спросила меня: «А как звать-то тебя?» И когда я сказал «Рустем», она хмуро отрезала: «Таких имен не бывает!» И тут к калитке подошел ее внук, лет 25, местный шофер, и рассмеялся: «Бывает, бабушка! Заходите! У меня в армии друг был – Рустам, азербайджанец»…
Вместе с тем советская национальная политика учитывала и то, что массовая этническая миграция порождает такие проблемы, как этнические гетто. Одно дело, когда отдельные талантливые ребята с Кавказа или из Средней Азии приезжают поступать в техникумы или вузы Москвы – их поселят в общежитие вместе с ребятами из Рязани и с Урала, они освоятся и будут как все. Совсем другое дело, когда приезжают десятки тысяч необразованных, полуграмотных юношей из далеких кишлаков, совсем не говорящие по-русски. Они образуют этнический анклав в каком-либо микрорайоне, будут жить замкнутой жизнью, смотреть на окружающих их москвичей как на чужаков…
Чтоб такого не происходило, в СССР государственные органы занимались контролем миграции. Самой главной формой такого контроля была паспортная система: каждый гражданин был прописан по месту жительства и пребывать в другом городе на легальных основаниях он мог только при наличии соответствующих документов, например, командировочного удостоверения. Сегодняшние антисоветчики обычно при этом начинают вопить о «паспортном рабстве», причем вопят те же люди, которые тут же в интернете орут о «засилье кавказцев». Что отмена прописки Ельциным и громадная этническая миграция в мегаполисы – это причинно-следственная связь, им в голову не приходит. В их головах две мысли сразу не умещаются…
Я уж не говорю о том, что с чего бы ребятам с Кавказа в советские годы массово уезжать в Москву? Конечно, с продуктами в Москве тогда было получше, чем на периферии, – все-таки город, где полно иностранцев, включая дипломатов! Но такого ужасающего разрыва уровня жизни с провинцией, как сейчас, безусловно, не было. Люди и в родных городах и селах с легкостью находили работу и достойную зарплату…
Ну и, наконец, о сохранении межнационального мира и согласия заботились и репрессивные органы – от МВД до спецслужб, которые решительно пресекали всякие проявления национализма и ксенофобии. Ничего плохого в этом нет. Любое государство борется с проявлениями экстремизма, а национализм в многонародном государстве подобен огню на складе взрывчатых веществ… Плохо, когда, кроме разящего меча, нет других инструментов сохранения мира в обществе…
Итак, в СССР существовала действительная, а не выдуманная пропагандой дружба народов. Она представляла собой важнейшую скрепу, удерживающую Советские государство и общество от падения в хаос и раздоры. Дружба народов была не «даром небес», хотя она и имела истоки в ментальности народов России, и, прежде всего, самого многочисленного в семье советских народов – русского народа. Она была результатом целенаправленной политики государства по воспитанию интернационализма и по пресечению националистических перекосов. Но зачем это нужно было Советскому государству?
Кроме того, что любое государство заботится о порядке и стабильности на подконтрольной ему территории, здесь можно указать на два главнейших фактора. Первый носил идеологический характер, а второй – материальный.
Советское государство было не обычным, а идеократическим. Его идеологией был марксизм-ленинизм, приобретший черты систематической завершенной доктрины в 1930-е годы, когда был выпущен «Краткий курс истории ВКП(б)». Согласно этой идеологии, целью всего советского общества было построение бесклассового общества, коммунизма, где труд будет не отчужденным, а свободным. В этом гармоническом обществе будущего, согласно марксизму, уйдут в прошлое не только классовые, но и национальные противоречия, границы между национальностями постепенно сотрутся и человечество станет единым.
Этим, кстати, коммунистическая идеология напоминает христианскую веру в наступление царства Божьего, где будет «ни эллина, ни иудея». Только, согласно религиозному учению, это царство ожидает нас лишь по ту сторону истории, а согласно учению марксистскому – здесь, в посюстороннем мире и в обозримом будущем.
Материальный же фактор был связан как раз с тем, что экономика СССР была цельным, единым организмом. Как СССР мог отказаться от Узбекистана, который был поставщиком дешевого, качественного хлопка и связи с которым были жизненно необходимы для советской легкой промышленности? Рабочие места девушек из Иваново зависели от труда работниц и работников на хлопковых полях Узбекистана, и стоило трем беловежским предателям развалить Советский Союз, наша легкая промышленность рухнула, а рынки заполонило китайское и турецкое шмотье. На Украине и в Белоруссии были сосредоточены машиностроительные производства, Грузия, Молдавия, Азербайджан были центрами пищевой промышленности. На полках советских магазинов стояли грузинское вино и азербайджанские соки, а не паленая подпольная водка и кока-кола…
Ельцин, Гайдар и Чубайс со товарищами решились разрушить этот комплекс, потому что задумали захватить нефтяную и газовую промышленность РСФСР, гнать углеводороды на Запад, иметь с этого миллиардные доходы. А народу как подачки бросать ширпотреб, произведенный в третьем мире, да устаревшие машины и компьютеры с Запада, закупленные за нефтедоллары (часть доходов нефтяников и газовиков сосредоточили в банках, которые выдают кредиты коммерсантам, а те на них снабжают бывших советских граждан «благами общества потребления»). Конечно, такому сырьевому государству никакая дружба народов бывшего СССР не нужна.
Рустем ВАХИТОВ
Источник: «Советская Россия»