Также эксперт объяснил, зачем праздники нужны в действительности
Известно расхожее выражение: «душа требует праздника». Это когда хочется не просто отдохнуть, а позволить себе нечто такое, что не позволяешь в обычной жизни: дорогие приобретения, путешествия, изысканные яства. Особенно праздничное настроение ощущается перед Новым годом, когда граждане сметают подчистую с магазинных прилавков деликатесы, покупают подарки близким, и все это с таким размахом, будто бы и нет в стране никакого коронавирусного кризиса…
Почему людям необходим праздник, почему они ждут его? Об этом мы беседуем с клиническим психологом, основателем школы психологического боя «Валаал» Валерием Ивановским.
— Валерий Валерьевич, почему все-таки душа подчас требует праздника? Чем ее не устраивает обычный режим чередования труда и отдыха?
— Пожалуй, начнём с того, что под метафизическим понятием души психология понимает тот социальный шаблон, который закачивается в нас другими членами общества, и который позволяет нам существовать, используя высшие психические функции — довольно удачное эволюционно-историческое приобретение. Поэтому особое отношение людей к праздникам, с одной стороны, имеет корни, уходящие в физиологию, с другой — оно обусловлено особенностями нашего социального бытия.
Если говорить о физиологическом аспекте, то желание праздника весьма условно можно сопоставить с ритмом чередования активности и отдыха: организму необходимо восполнять энергию, потраченную на добывание пищи, обеспечение безопасности и продолжения рода. Можно задаться вопросом: почему же для восстановления сил не хватает обычного вечернего и ночного отдыха? Предполагаю, потому что социальная жизнь человека усложняется опережающими темпами, он испытывает сверхнагрузки – как физические, так и интеллектуальные. Мы с вами как-то говорили о феномене эмоционального выгорания, связанном с огромными затратами психической энергии: люди, кого это коснулось, теряют интерес к жизни, к своей работе, у них может начаться депрессия и другие дезадаптационные процессы. Однако в подавляющем большинстве случаев отпуск решает все проблемы.
Социальное общежитие предъявляет к человеку совсем другие требования, нежели те, которые предъявлялись к нему на стадии биологического развития. Поэтому, с одной стороны, ему необходимо более длительное время для восстановления сил. С другой стороны, размеренный привычный ритм жизни не дает человеку дополнительной стимуляции, и это тоже крайне негативный психологический фактор.
— Почему негативный? И какая еще дополнительная стимуляция нужна?
— Я имею в виду, что за очень редкими исключениями жизнь современного человека чрезвычайно регламентирована. То есть, все по расписанию: подъем в одно и то же время, работа, вечером семейные заботы, два выходных, потом все с начала. На психику человека этот монотонный ритм оказывает примерно такое же действие, как, например, маятник или некие фразы для погружения человека в гипнотический сон: на монотонный стимул нервная система реагирует критическим снижением активности, и человек засыпает. Точно так же она реагирует на нашу повседневность, и для того, чтобы не произошло «засыпания», необходима дополнительная стимуляция в виде праздников: они коренным образом меняют парадигму ежедневной рутины. Это позволяет не снижать уровень энергетической реакции нашей нервной системы на внешние стимулы.
— Праздники у людей четко ассоциируются с тем, что в это время можно позволить себе то, что не позволяешь в повседневности. То есть, значительно увеличить уровень потребления, пусть и на время. Почему, по вашему мнению, закрепилась именно такая традиция?
— Я думаю, что на начальных этапах становления социального общежития понятие праздника шло в одном ключе с некими религиозными попытками объяснить мироустройство. Жизнь наших далеких предков была нелегка: пищу приходилось добывать тяжелим и опасным трудом, а еще нужно было строить жилища, защищать своих близких от врагов. Обратите внимание: подавляющее большинство известных религий обещают человеку после смерти в качестве награды изобильную и счастливую жизнь в некоем раю, то есть, постоянный праздник. Однако, как говорят в народе, оттуда еще пока никто не возвращался, и доподлинно подтвердить наличие райской жизни за гробом никто не может. Поэтому, как мне кажется, и возникла традиция праздников как неких дней, когда можно позволить себе то, что не позволяется в повседневности: побездельничать, посытнее поесть, приобрести что-то действительно дорогое: это своего рода демо-версия той самой райской жизни, которая нас всех ждет потом. И демонстрация того, что рай может быть доступен уже здесь, в этой жизни.
Также мы помним, что власть на протяжении всей летописной истории стремилась периодически организовать для плебса праздники и увеселения (вспоминаем Древний Рим с формулой «хлеба и зрелищ»). С одной стороны, это дает людям отдых и разрядку от тяжелого труда, с другой — снижает социальную напряженность.
Энергия безусловных инстинктов направляла жизнь высших животных, в том числе и человека, а труд и речь сделали его не биологическим, а социальным животным, выживание которого теперь зависит не от биологического инстинкта, а от труда. Но заставить человека трудится не так-то просто, поэтому за счёт праздника (то есть, демонстрации достижимого рая) социальный инстинкт берет необходимую энергию у биологического. Ведь рай – это, по сути, исполнение животных желаний человека: изобилие материального во всех смыслах, безопасность, любовь.
— По-настоящему религиозных людей сейчас, предполагаю, не так уж и много, однако традиции праздников с теми или иными коррективами сохраняются веками. Получается, люди, как роботы, выполняют некие обряды, смысла которых не знают. Почему?
— Религии не являются неким самостоятельным феноменом; это часть общественной системы. Поэтому традиции могут сохраняться несмотря на то, что их первопричина давно забыта. Многие ли из нас, наряжая новогоднюю елку, вспоминают древних германцев, которые отождествляли ель в лесу с обиталищем духов, и, чтобы задобрить грозных бесплотных существ, развешивали на ее ветвях орехи, фрукты, различные сладости? То есть, изначальная смысловая составляющая обрядов уходит, но остается инерция устоявшихся ритуалов. И это тоже прямое следствие нашего социального образа жизни.
— Базовые биологические потребности людей в современном обществе в основном удовлетворены. Почему же тогда сохраняется праздничная традиция сверхпотребления?
— Конечно, сейчас качество жизни людей значительно лучше, чем, например, в древнем мире или в средние века. Меж тем, еще в начале и середине XX века люди умирали от голода. Да, в настоящий момент развитые страны гарантируют своим гражданам некий минимум благ для выживания. Однако, по статистике в России почти 20 млн человек имеют доход ниже прожиточного минимума – это 13,5 процента населения страны. А всего на планете, согласно оценкам Всемирного Банка, порядка 3,4 млрд человек борются за удовлетворение базовых потребностей, а кризис, вызванный пандемией новой коронавирусной инфекции, может увеличить число очень бедных людей еще на 110-150 млн. То есть, доктрину «праздник – демо-версия рая», мне кажется, рано сбрасывать со счетов.
Другое дело, что в современном обществе религиозные доктрины в основном заменились на социальные. Мы с вами беседовали о том, что материальное положение человека во многом определяет его статус в обществе. Вот и получается, что, позволяя себе «лишнего» в праздник, индивидуум демонстрирует свою состоятельность, свой пусть мимолетный, но высокий социальный статус. Это такое своеобразное мгновение волшебства, мгновение полной сытости и достатка, после которого можно вернуться к повседневности с мощным стимулом трудиться дальше.
Есть и другие праздники, например, установленные в честь каких-либо памятных дат. Тех же военных побед. Конечно, такие торжества изначально не имели религиозного смысла. Полагаю, что это может быть механизмом формирования коллективного инстинкта социальным путем взамен утраченного биологического механизма.
— Еще интересное наблюдение. Открыто (эксплицитно) людей вроде бы призывают к сдержанности: живите по средствам, не переедайте, будьте поосторожнее с алкоголем. А вот неявно (имплицитно), такое ощущение, граждан подталкивают разгуляться на полную катушку. Кредиты доступны, магазины заманивают скидками, а длительные каникулы провоцируют на всяческие излишества…
— Согласитесь, не рынок изобрел человека, а человек придумал рынок. И рынок – это как раз вторичный аспект, следствие желания достичь, пусть и на минуту, того, о чем человек мечтал. Собственно, рыночная экономика обслуживает вечное и безудержное стремление индивидуума потреблять и обладать.
В одной из наших бесед мы уже касались темы потребления. В нем как таковом нет ничего плохого: процессы ассимиляции и диссимиляции составляют основу существования любого живого организма. Однако с началом социального развития человека (это примерно 40-50 тысяч лет) акценты целеполагания в обществе сместились; и тот, кто стремится только к материальному, вряд ли сумеет достичь гармонии в отношениях с внешним миром и с самим собой. То есть, вряд ли будет счастливым. Истинное счастье человеку приносит любовь и уважение окружающих, а этого можно добиться только работой на пользу общества.
Интересен феномен праздника и в контексте речи. Речь — тот инструмент, который и сделал нас человеком. Помимо того, что речь опосредствует все высшие психологические функции, такие как мышление, память, язык, восприятие, она является аналогом центральной нервной системы животного, выполняя ту же роль, которую берут на себя нейроны головного и спинного мозга: афферентация, анализ и синтез стимулов внешней и внутренней среды. Только речь выполняет эту функцию для координации социального общества как многоклеточного общественного суперорганизма, клетками которого являются люди. Так вот праздник в этой теории — как раз кратковременное единение людей в сверхорганизм, когда они движимы едиными эмоциями, мотивами и целями, и все это координируется посредством слов.
Да, первоначальные смыслы праздников сейчас во многом утрачены. Но раз так, получается, что праздник – это ровно то, чем мы сами его наполняем. И если мы наполним наше торжество любовью к своим близким, радостью от встречи с людьми, с которыми давно не виделись, тогда можно будет с уверенностью сказать, что праздник удался.
Б&Н
Душа требует праздника, душа требует праздника! Да вам, я смотрю, везет! Моей душе праздника не надо, ей уже КАРНАВАЛ подавай!
12 комментариев
-
— Знаешь, почему русская душа требует водки, а не сухих вин?
— Почему?
— Потому что водку надо пить с другом, а вино — с сыром. -
Да еще и не каждый сыр подходит, а вот друг он завсегда друг))
-
Главное, корвалола чтоб не понадобилось…:)
-
Это который в таких литровых бутылках? Его еще с оливочкой подают? Со смешным названием производителя «Мартини»?))))
-
В литровых?! До сих пор пол-литрами мерили…
-
Моя душа недавно в Цирке побывала..др сих пор ржОт))))
-
Представление под эпическим названием «Ну шож вы мальчики, ну где же мозг у вас»?)))
-
Вот-вот:))))))
-
Избалованная она у тебя. однако))
-
Затейница))))
-
а деФФочка та балована)))
Похожие цитаты
Ах, первомай, первомай, первомай,
Печень мою не ломай, не ломай…
Хорошо погуляли-это когда утром ты возвращаешься домой на метро…
А метро в твоем городе нет…
Опубликовала Lybashka 02 янв 2015
— А давай устроим праздник! Ты всё приготовишь…
— А ты?
— А я — приду!
Опубликовала Полынь_ 09 окт 2015
«Народ для разврата собрался!»
«Не могли бы мы где-нибудь здесь организовать небольшой забег в ширину? Такое, знаете, бордельером»
«Сразу на арапа берут! «Гражданин!..» Какой я вам гражданин? Я вам — товарищ. И даже друг и брат»
«Кто ж его в военкомате на ночь оставит? А вдруг он печать украдет?»
Кадр из фильма «Калина красная», 1974 год. Фото с сайта mam4.ru
«А сейчас хор бывших рецидивистов исполнит вам задумчивую песню «Вечерний звон». В группе «Бом-бом» участвует тот, у кого оканчивается срок заключения. Это наша традиция, и мы ее храним»
«Читай «Мурзилку» и дыши носом!»
«Интеллигент в замшевых ботинках обычно помалкивает. — Да? — Да. Иначе он просто хам»
«Та-ак… опускаюсь все ниже и ниже. Даже самому интересно»
Кадр из фильма «Калина красная», 1974 год. Фото с сайта allofcinema.com
«И сколько сейчас дают за недоразумение? — Пять. — Мало, раньше больше давали»
«Чудак ты, Колька, на букву «мэ»»
«Я нервничаю, потому что мне деньги жгут ляжку. Сто листов! Их же надо взлохматить!»
«Я поселю здесь разврат! Я опрокину этот город во мрак и ужас!»
Фото обложки: culture.ru
Фото лида: culture.ru
-
March 10 2016, 17:23
- Праздники
- Общество
- Cancel
Шукшин: праздника хочет душа
Говорят, фильм Шукшина «Калина Красная» не зарубили в прокате благодаря одной детали сюжетной линии. Ролью второго плана там показали работящего мужика без претензий. Дескать, мое дело малое – знай себе работай, а за остальное большие дядьки разберутся.
Вообще-то Шукшин особенно остро чувствовал тоску отчуждения человека от настоящей жизни. Персонажи многих его рассказов делают мучительные попытки обнаружить смысл своего существования. Они и места себе не находят и сталкиваются со стеной непонимания окружающих.
Что-то похожее пел про таких людей Цой в песне «Спокойная ночь»:
«Те, кому нечего
ждать, садятся в
седло,
Их не догнать, уже
не догнать».
И не только про них:
«Тем, кто ложится
спать —
Спокойного сна.
Спокойная ночь.
Соседи приходят, им
слышится стук
копыт,
Мешает уснуть,
тревожат их сон».
В первом отрывке – мыкающиеся люди, которые куда-то бегут [от тоски]. Во втором отрывке – уже заснувшие «соседи». Для них любая скачка [поиск смысла] – раздражитель [мешает спать].
Кстати, главный герой «Калины Красной» — Егор Прокудин – не ограничивается «стуком», а обещает устроить маленький такой «бордельеро, разбег в ширину». У него «праздника душа просит».
Все тоже самое находим у Виктора Франкла:
«Речь идет о том, что человек в жизни всегда стремится выйти за пределы своей личности, тянется к чему-то большему, будь то предназначение, которое ему нужно исполнить, или любовь к другому человеку. Человек раскрывается в служении своему делу или в любви. Чем сильнее он отдается своему делу или любви к ближнему, тем больше в нем человечности, тем ближе он к самому себе. По сути, человек может обрести себя только благодаря самозабвению, самоотречению».
Виктор Франкл – знаменитый австрийский психолог. Родился в 1905 году в Вене. Совсем немного не дожил до 100 лет – умер в 1997 году на Родине. В 1942 году фашистами был помещен в конц.лагерь, где находился почти 3 года. В конц.лагерях погибла почти вся семья Франкла. Выжить в лагере ему помог особый метод, позже названный логотерапией. Суть метода в придании смысла всему происходящему, даже крайне неблагоприятному.
И вот Виктор Франкл пишет:
«…человек несчастен, поскольку жизнь его лишена смысла, и он пытается обрести счастье [«праздника душа просит»,- прим. step_bg] иным способом …». Упоминается пример алкоголика и, соответственно, иной способ, в этом отрывке: вообще отказаться «от осмысленной жизни, подменяя смысл жизни алкоголем». Но ведь «иной способ» — необязательно алкоголь.
«Душа просит праздника» — может этот нерв задели «лабутены» Ленинграда? 60 миллионов просмотров. Или фильм «Горько», который стал самым прибыльным отечественным фильмом в истории российского кинопроката. А если праздника нет, значит всем вокруг настанет «маленький бордельеро».
Так?