Праздник енисейской губернии

В интернет-энциклопедии Красноярского края — самая полная информация о регионе, его истории и современности, о жителях края и их достижениях.

Выберите категорию




Шотландский цирк в Красноярске в 1916 г. Источник: Красноярский краевой краеведческий музей, сайт «Красное место», http://www.krasplace.ru

Шотландский цирк в Красноярске в 1916 г. Источник: Красноярский краевой краеведческий музей, сайт «Красное место», http://www.krasplace.ru

В повседневной жизни населения Енисейской губернии на рубеже XIXХХ вв. происходят такие перемены, которые постепенно начинают подрывать патриархальные устои. Более заметно веяния нового времени проявлялись в городах. Благодаря таким новшествам, как телеграф и телефон, до сибиряков стали быстрее доходить столичные новости, не так явно стала ощущаться изоляция сибирской провинции. Во внешнем облике городов губернии проступили новые черты. Если раньше в них преобладали деревянные постройки, мало чем отличавшиеся от деревенских усадеб, то к началу ХХ в. возросло количество капитальных каменных строений, архитектуре которых присущ самобытный художественный стиль. По мере роста городских доходов отцы города стремились уделять больше внимания благоустройству. В губернском центре по инициативе городского головы П. С. Смирнова в 1912 г. была построена электростанция и проведено электрическое освещение улиц города, а на следующий год был введен в действие водопровод.

В жизни горожан появились новые увлечения. В начале 1890-х гг. стала популярной езда на велосипеде. В 1895 г. в Красноярске новым видом спорта овладели уже 50 человек и вскоре велосипедисты организовали первый в истории города велокросс по маршруту Красноярск — Томск.

Не менее популярным среди горожан стал кинематограф. Первый сеанс состоялся в Красноярске в 1897 г., а в начале ХХ в. в городе действовали уже три частных кинотеатра. Но сибиряки восприняли кинематограф не только как разновидность досуга, но и довольно быстро овладели им как профессией. Местный фотограф М. П. Чулков в 1913 г. снял документальный фильм «Живая хроника Красноярска», в котором нашло отражение пребывание в городе известного полярного исследователя Фритьофа Нансена.

Городская интеллигенция стремилась как-то оживить и разнообразить досуг жителей, отвлечь от пагубного пристрастия простого люда к пьянству. С этой целью было решено организовать народные чтения, которые, по замыслу устроителей, должны были популяризировать научные знания, приобщать к достижениям культуры и искусства. С 1885 г. такие чтения стали проводиться в Красноярске, а вскоре этому примеру последовала общественность и других городов губернии. Программа лектория была весьма разнообразна: сведения о природных явлениях, об истории Российского государства и освоения Сибири, о творчестве выдающихся русских писателей, художников и ученых, религиозно-нравственная тематика, вопросы социально-правового характера (как например охрана труда рабочих на производстве).

С 1891 г. в Красноярске стали устраивать рождественские елки для детей. Инициатива этого начинания принадлежала городскому голове П. К. Переплетчикову, который 4 января устроил на свои средства праздник для детей городской бедноты. На елку собралось 500 детей. Праздник имел такой успех, что с этого времени стал проводиться ежегодно.

Однако новые формы общественно-культурного уклада не могли вытеснить старые привычки. В жизни мещанства, составлявшего основную часть городского населения, еще прочно держались бытовые традиции, характерные для сибирского крестьянства. Большая часть времени этой части сибиряков была занята тяжелым трудом. Весной и летом все помыслы труженика были поглощены заботами о будущем урожае, но и с окончанием сельскохозяйственных работ жизнь не становилась беззаботнее. Часть крестьян и горожан уходила подзаработать на прииски, часть занималась извозом, кто-то уходил в тайгу за пушниной и дичью. Летом обычным занятием сибиряков был сбор ягод, грибов и орехов. Значительная часть времени поглощалась работой в домашнем хозяйстве: уходом за скотом, заготовкой дров, ремонтом хозяйственных построек, исправлением сельскохозяйственного инвентаря. Женщины занимались домашними заготовками, стряпней, ткали полотно, домашние ковры, вязали рукавицы, чулки, мяли и пряли кудель, шили обновы.

Однообразный утомительный ритм будней сменялся праздниками, связанными главным образом с датами религиозного календаря. Из светских праздников, имевших общесибирское значение, можно отметить только день Дмитрия Солунского (26 октября) как исторический день завоевания Сибири. В этот день в городах местные власти устраивали банкеты и балы, в селах праздник отмечался крестным ходом в честь Ермака и первопроходцев, основателей своих поселений, ставили поминальные свечи своим предкам.

Самыми значимыми в календаре православных сибиряков были праздники Рождества, Богоявления (Крещения), Благовещения, Пасхи, Троицы, Петрова дня, Ильина дня, Покрова дня, Казанской божьей матери, Николина дня. В эти дни обычно запрещалось трудиться. Но помимо этих праздников в церковном календаре было немало таких, празднование которых не имело обязательных ритуальных регламентаций и отмечалось лишь теми, кто считал их своими. Так, было немало праздников, отмечавшихся только женщинами (Варвары-мученицы, Авдотьи-каплюжницы, Параскевы-мученицы, Кирики-Улиты, Марии Магдалины и так далее) или молодежью (Иванов день, Еремей-запрягальник).

Наряду с общерусскими религиозными праздниками у жителей губернии были святые сибирского пантеона — Иннокентий Иркутский (26 ноября) и Василий Мангазейский, мощи которого находились в Туруханском монастыре. Помимо общерусских и общесибирских праздников отмечались храмовые — в честь святого своей приходской церкви. Как правило, на их празднование съезжались жители деревень данного прихода, поэтому они еще назывались «съезжие». Проходили такие праздники при большом стечении народа (100300 чел.) и длились по нескольку дней. Участники переходили из дома в дом, где гостям устраивалось обильное угощение, дарили подарки. В некоторых деревнях было принято варить поминальное пиво в честь святого приходской церкви (канун) и угощать им гостей. Угощавшиеся жертвовали грошики на церковь. Праздники требовали немалых затрат. По подсчетам исследователя крестьянского быта Енисейской губернии А. А. Макаренко, на это у каждого хозяина уходило 34 руб. 40 коп. в год. Это немалые для крестьянина деньги, и их можно было потратить и более рационально, например, на накопление и покупку необходимой в крестьянском хозяйстве техники. Однако не следует думать, что сибирский крестьянин, придерживавшийся этой традиции, был таким легкомысленным и руководствовался только мотивами удовольствия. Можно посмотреть на этот обычай, принятый и в коренной России, иначе: как на своего рода инвестирование в общинную солидарность, которая в условиях высоких хозяйственных рисков выступала своеобразным фактором социального страхования. Ведь участие в общем застолье, с одной стороны, воспринималось каждым как моральное обязательство в оказании помощи, а с другой — служило гарантией для ее получения. А помощь общинника, соседа, родственника в трудный момент была даже более значимой, чем денежные накопления. Поэтому во время таких праздников обычно стирались различия между богатым и бедным, деревенским и городским, поскольку на праздники нередко приезжали и родственники из городов.

По подсчетам Макаренко, в календаре сибиряков Енисейской губернии было 45 религиозных праздников, а если к ним прибавить съезжие, полупраздники, свадебные и воскресные дни, то в общей сложности количество праздничных дней в году составит 135. Конечно, это не означало, что жизнь сибиряков была весела и беззаботна, протекая в довольстве и обильных возлияниях. Достаток сибиряка добывался напряженным трудом. За короткое сибирское лето нужно было успеть сделать ту работу, на которую земледельцам в южных районах природа отвела несколько месяцев с весны и до осени. В страдные дни крестьяне работали по 1618 часов, и в это время, конечно, приходилось отказываться от отдыха не только по воскресным дням, но и по церковным праздникам, пренебрегая религиозными ритуалами.

В самих праздничных действиях причудливо переплетались свойственные народному сознанию христианские религиозно-нравственные представления и языческие верования, рациональные знания и наблюдательность с иррационально-мистическими предрассудками и суевериями. Высокая духовность и утонченная поэзия народного творчества, проявлявшиеся в песнях, праздничных обрядах, нередко соседствовали с грубыми, унижающими человеческую личность обычаями, пьянством, сквернословием и цинизмом. Все это свидетельствовало о том, что в глубинных недрах духовной жизни народа содержался могучий потенциал, но для его развития необходимо было внести свет знания и культуры.

Потребность в этом со временем все более стала ощущаться и в самом народе. В енисейской деревне начал формироваться пока еще очень тонкий слой сельской интеллигенции, представлявшей цвет сибирского крестьянства. Это крестьянские умельцы, которые по образцам фабричной техники могли изготовлять самодельные сеялки, веялки, жнейки, и представители народной агрономии, по крупицам собиравшие земледельческий опыт, накопленный сибирским крестьянством. К последним можно отнести Ф. Ф. Девятова. На своем земельном наделе в селе Курагино Минусинского округа он разводил лучшие сорта пшеницы, огородных культур, апробировал посевы льна, проводил опыты по травосеянию. Девятов вывел новую породу рогатого скота, полученную путем скрещивания голландского производителя с местной породой, разводил йоркширскую породу свиней, а маленьких поросят продавал местным крестьянам.

Федор Федорович также принимал участие во всевозможных сельскохозяйственных выставках. В 1892 г. он представил образцы яровой ржи и пшеницы на Красноярской выставке, получив золотую медаль. В 1896 г. коллекция зерновых культур Девятова была представлена на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде и отмечена похвальной грамотой. Но самым крупным признанием достижений сибирского крестьянина-самоучки стало присуждение ему бронзовой медали на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г. Красноярская газета писала о крестьянине-новаторе: «Дай Бог, чтобы таких скромных, с полной любовью отдающихся своему делу тружеников, как Девятов, было у нас побольше в различных отраслях производительности, и тогда с уверенностью можно сказать, что культурное развитие и процветание Сибири пойдет быстрыми шагами».

Девятов был знатоком быта сибирского крестьянства, записывая свадебные обряды, народные предания, песни. Собранные им материалы были положены в основу музейной коллекции Н. М. Мартьянова. Сам Девятов считал важным фактором прогресса крестьянского хозяйства просвещение народа. «Грамотность, — писал он, — есть первая необходимая мера к поднятию благосостояния края, к нравственному и умственному развитию его жителей, а поэтому и благоденствию народа». По его инициативе в Курагино была открыта школа и библиотека, под которую он отдал свой дом.

Не менее ярким примером, отражающим глубинные изменения в крестьянском мировоззрении, является судьба крестьянина села Иудино Минусинского округа Т. М. Бондарева. Любознательного земледельца не могла удовлетворить обычная жизнь с ее повседневными заботами о хлебе насущном. В поисках ответа на волновавшие его вопросы общественной жизни и государственного устройства, высшего морального закона он много читал, занимался самообразованием. При этом в круг чтения его входили не только книги религиозного характера, но и сочинения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. И. Крылова.

Итогом его многолетних размышлений стал ряд произведений, в которых он выступил как оригинальный философ-моралист: «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца», «Се человек», «Первородное покаяние», «Гордиев узел», «О любви к ближнему», «Спасение от тяжкой нищеты» и др. Философские идеи Бондарева представляют самостоятельную трактовку христианства, сочетаясь с резкой критикой официальной церкви. В них нашли свое отражение народные идеалы социальной справедливости. Великий русский писатель Л. Н. Толстой, ознакомившись с рукописями Бондарева, был глубоко потрясен идеей об обязательности труда для каждого человека. Это оказалось созвучно с его духовными исканиями. «Мое мнение, — писал он, — что вся русская мысль, с тех пор как она выражается, не произвела со своими университетами, академиями, книгами и журналами ничего подобного по значительности, силе и ясности тому, что высказали два мужика — Сютаев и Бондарев. Это не шутка и не интересное проявление мужицкой литературы, а это событие в жизни не только русского народа, но и всего человечества». Усилиями писателя труд Тимофея Михайловича был опубликован в 1906 г., спустя несколько лет после смерти Бондарева.

Таким образом, в духовной жизни земледельческого и городского населения Енисейской губернии на рубеже веков все заметнее стали проявляться новые черты, связанные с вовлечением далекой сибирской окраины в общероссийские культурно-исторические процессы.

Дата последнего изменения: 24.09.2014

Источники

  1. Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.) / Г. Ф. Быконя, В. И. Федорова, В. А. Безруких. — Красноярск: РАСТР, 2012. — 240 с.: ил.

Во Дворце спорта Ярыгина пройдет торжественное собрание в честь 200-летия Енисейской губернии

Поделиться

Как минимум 34 миллиона рублей в 2022 году потратят в Красноярском крае на празднование 200 лет со дня основания Енисейской губернии и сопутствующие мероприятия, подсчитал NGS24.RU по материалам сайта госзакупок.

Главное событие пройдет 9 и 10 декабря во Дворце спорта имени Ярыгина. На эти дни здесь запланированы «торжественное собрание с участием представителей органов государственной власти и концерт», следует из документов госзакупок.

На чертежи, монтаж и разборку сцены во Дворце имени Ярыгина выделено почти 10,4 миллиона рублей.

Сцена обойдется в 10 миллионов рублей

Сцена обойдется в 10 миллионов рублей

Чуть более миллиона за выступление на собрании получит театр «Странствующие куклы господина Пэжо».

Почти 2,3 миллиона рублей выделяется на сценические костюмы. Еще 450 тысяч рублей — на подбор танцевального коллектива, который выступит на концерте, на услуги второго режиссера — 212 тысяч.

На оформление и покупку авиабилетов для организаторов торжественного собрания предусмотрено 177,5 тысячи рублей.

Заказчик перечисленных работ — краевое госучреждение «Центр международных и региональных культурных связей».

В пресс-службе управления губернатора и правительства NGS24.RU подтвердили, что 9 и 10 декабря на острове Отдыха пройдет торжественное собрание, но сказали, что его программа еще готовится и не раскрывается.

Енисейская губерния — территориальная единица Российской империи с центром в Красноярске была образована в результате реформы Сперанского в 1822 году. В губернию входили несколько уездов: Ачинский, Канский, Енисейский, Минусинский и Красноярский. Губерния в таком виде просуществовала до 1925 года.

Помимо торжественного собрания, в честь 200-летия Енисейской губернии в 2022 году проводятся и другие события. Например, Краевой дворец молодежи («Каменка») в начале ноября организовал фестиваль «Арт-парад» в самой «Каменке», «Спортэксе» на острове Отдыха и молодежном центре «Пилот». Стоимость — 3,5 миллиона рублей. Деньги идут в том числе на концерты и выступления музыкантов и танцоров, а также на сувенирку.

Еще 101 тысяча рублей пошла на печать спецвыпуска краевой газеты «Наш Красноярский край», посвященного 200-летию Енисейской губернии (торги объявляли в июне).

Другая «медиазакупка» объявлена на съемки видеофильмов о Енисейской губернии за 12 миллионов рублей. Всего заказывали «не менее» 20 фильмов длиной не менее получаса, которые должны были выйти на двух каналах в Красноярске и крае. В фильмах должны были рассказывать об истории Енисейской губернии, ее знаковых личностях, культуре и обычаях местных народов, говорится в документации.

Еще об одной закупке NGS24.RU рассказывал в марте. Тогда край заказал 1500 почетных знаков к 200-летию Енисейской губернии почти за 4 миллиона рублей.

Ведущие артисты Красноярского края, Тувы и Хакасии, территории которых ранее входили в состав одного региона, познакомят с историей и культурой родной земли, помогут заново открыть красоту Енисейской Сибири, широту души и силу характера ее жителей.

Гостей мероприятия ждет уникальная по своему наполнению многожанровая постановка, в которой сочетается мастерство огромного числа профессиональных и самодеятельных артистов и коллективов. В программе задействовано около 1300 исполнителей: певцы, танцоры, музыканты, актеры — представители не только Енисейской Сибири, но и Кемеровской, Новосибирской областей, города Санкт-Петербурга.

Зрители вместе с героями театрализованного концерта проведут исторические параллели между важными событиями и личностями XIX и XXI веков, погрузятся в прошлое и прогуляются по улицам современных городов, прочувствуют дух ушедшей эпохи и оценят перспективы развития трех соседствующих регионов.

Авторы постановки затрагивают важные социальные вопросы: как поступки предшественников отразились на современном обществе? Окажут ли влияние наши решения на благополучие потомков? Что является движущей силой истории? Концертная программа, посвященная 200-летию со дня образования Енисейской губернии, дает пищу для размышлений об ответственности и возможности каждого сделать вклад в настоящее и будущее.

Масштабное действо, посвященное 200-летию Енисейской губернии, развернется 10 декабря во Дворце спорта им. Ивана Ярыгина.

Для зрителей подготовили уникальную многожанровую постановку, которая познакомит их с историей и культурой Енисейской Сибири. В программе задействуют больше тысячи исполнителей из Енисейской Сибири, Кемеровской и Новосибирской областей, а также Санкт-Петербурга.

В подготовке программы задействовали специалистов из сфер культуры, спорта, образования, здравоохранения, туризма. Участие приняли и работники музеев Красноярского края, Тывы и Хакасии.

Вход на мероприятие – по пригласительным билетам.  Получить их можно бесплатно в кассах Дворца спорта им. Ивана Ярыгина и Красноярской краевой филармонии.

Напомним, 200-летию со дня образования Енисейской губернии НКК посвятило свой проект, который знакомит читателей с яркими страницами истории губернии, а также рассказывает о мероприятиях, проводимых в честь юбилея. Познакомиться с материалами проекта можно по ссылке.

Читайте также:

От острога до уездного центра

Раритеты земли Бирилюсской

Горного леса-тайги несгибаемый хозяин я…

От волости – к партизанской республике

Старинная чудотворная…

Крайние даты зимних праздников, по церковному календарю, были посвящены памяти об евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане. В народной традиции к этим датам примыкает и празднование Нового года, приходящееся на середину святок. Отличительной особенностью рождественских праздников являлся повсеместно соблюдаемый запрет работать, особенно с наступлением темноты, что и определило народное толкование названия всего праздничного цикла — «святые вечера».

На Руси этот праздник был особенно любим. Значение этой святой ночи столь велико, что даже ход новой истории и наше летоисчисление ведем мы от Рождества Христова. В своей проповеди красноярский священник XIX века Иннокентий Орфеев отмечал, что так давно это было: «…с той чудной и великой ночи, когда родился Спаситель, сотни поколений людей уже сменили друг друга, но радость праздника Рождества Христова и теперь так, кажется, и свежа, и чиста… в той или другой мере мы все испытываем эту святую радость: и старый, и малый, и бедный, и богатый, счастливый и несчастный, знатный и не знатный — все в этот великий день мысленно находимся у яслей Божественного Младенца… Дорогие братья, будем же радоваться этому великому празднику — Рождеству Христову! Будем прославлять Христа Спасителя за те бесчисленные благодеяния, которые Он принес всем людям земли».

В сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений «Волхви же со звездою путешествуют», ничего не ели и не садились за стол. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу и принесли ему дорогие подарки. Ребятишки с малых лет перенимали от старших не только народную мудрость, но и сложившиеся веками традиции и обычаи. В домах украшали любимую с детства рождественскую елку. Кстати, лесная красавица пришла в Россию из Германии относительно недавно — при Петре I. Вечная зелень ели и других растений, можжевельника, лавра, омелы была символом неувядающей жизни, поэтому еловые ветки стали традиционным рождественским украшением храмов и домов.

Великий Сочельник

Сибирский календарь Енисейской губернии Алексея Макаренко гласит: «…накануне Рождества — старикам праздник, другие работают, хотя стараются окончить работу пораньше, даже к обеденной поре, чтобы засветло „сходить в баню“ или „княжу“, которая приготовляется женщинами. Заботятся об охране домашнего скота. Днем и в „вечерю“ едят хлеб, капусту с квасом, тертый горох, хлебное „сусло“, переваренное с зернами пшеницы и сушеными ягодами черемухи, рыбы не потребляют». До «вечери», когда появится «вечерошна звезда», зажигают церковные свечи перед святыми иконами, молятся, затем ужинают — «вечеряют», посуду не убирают до утра: по ложкам гадают, как это делается в Великий Сочельник или «Филиппов день». Ложатся спать рано. К Сочельнику хозяйки приводят в порядок дом: моют, чистят, белят, варят травяное пиво для предстоящих «гулянок» в Рождество, пекут печенье, готовят различные яства для угощений.

В ночь на 25 декабря по всей стране, в малых и больших церквах, совершалось торжественное Богослужение. С самого утра Великого дня Рождества славят Христа — ходят «со звездой» по домам, поют церковные гимны и народные колядки о рождении Младенца от Девы, о простых пастухах и мудрых волхвах. Парфентьев в своих воспоминаниях отмечал «особое» поведение епископа Енисейского и Красноярского Преосвященного Павла в эти дни: «Мне хорошо известно, что он перед Рождеством и Святой Пасхой в ночное время, переодевшись в шубу и простую шапку, раздавал тайно кому 3 рубля, кому 5 рублей, хотя прихожане и не могли его отличить, но догадывались, что это он…».

Рождество Христово

Празднование Рождества в кругу семьи начиналось с прослушивания всеношной в церкви. Посещение храма считалось желательным, но не строго обязательным. Церкви зачастую находились далеко от основной массы людей, зимние дороги были затруднительны, особенно для жителей деревень. Служба длилась долго, возвращение требовало длительного времени и потому многие, не смевшие попасть в церковь на рождественскую службу, молились в эту ночь перед домашними иконами.

Рождество отмечалось двумя трапезами: в Рождественский Сочельник и непосредственно в Рождество. Трапеза, что проходила накануне Рождества (в Сочельник), носила исключительно домашний характер. Приход в дом во время трапезы посторонних людей или даже близких родственников, живущих отдельно, не одобрялся, так как считалось, что это может принести несчастье. Трапеза начиналась с появления первой вечерней звезды. Хозяин читал молитву, все члены семьи крестились и приступали к трапезе. В этот день на стол подавали блины, оладьи с медом, постные пироги с грибами, картофель, кашу, сочни пресные, пирожки с ягодами, а также кутью из крупных зерен пшеницы с ягодами, а иногда раcпаренные в меду сушеные ягоды и плоды, что особо любили дети.

Накануне Рождества в Красноярске проходила рождественская ярмарка, которая продолжалась с 20 декабря по 10 января, ее оборот составлял не малую по тем временам сумму — 20 тыс. рублей. В некоторых городах и селах праздник отмечали с Крестным ходом, среди них с 1758 года значится Енисейск, села Усть-Питское Енисейского уезда и Христорождественское Канского уезда.

В первый день Рождества, после церковной службы, каждая семья оставалась у себя дома, «разговлялась» за праздничным столом и отдыхала. Трапеза в этот день во всех семьях предполагала богатый и разнообразный обед, во время которого подавалось множество мясных и молочных блюд, пирогов, в изобилии ставились пиво, брага, вино. Эти традиции русской старины более закрепились в Сибири, меньше подвергшейся влиянию запада.

Обряд «посевания» очень характерен для сибиряков. Обход дворов гостями сопровождался небольшими группами детей, мужчин, молодежи с рождественскими поздравлениями и пожеланиями благополучия. В ответ же благодарным хозяевам принято было дарить подарки-«козульки» — печенье в виде домашних животных и птиц, изготовленное в Сочельник. После обеда и ближе к вечеру в «пауженну пору» в доме появлялись первые гости, составлялись компании для последующих гулянок домашних и «улошных», сопровождающихся обычно пьянством, пением и ездой по улицам. Если гости местные, то через три дня гулянье затихало, а если гости приехали издалека, то гулянье длилось до Крещения. Молодежь делилась на компании и также весело проводила время.

Вот что вспоминают об этом удивительном празднике его современники: «… В сенях вдруг послышалась возня и топот многих ног, раздались дикие голоса, хрюканье и хрипенье, звук бубен и визжание гудка. Двери распахнулись настежь — и гурьба ряженых разом хлынула в комнату… визг девушек и барышень, которые делали вид, что очень напуганы ряжеными, вскоре заглушается музыкой гудка и ударами в бубен. В доме начинался пляс, а в разных углах комнат, среди отдельных групп, уже новые игры…».

Со второго дня Рождества по селениям открываются «вечерки» с игровым пением, игрищами, чему предаются взрослая молодежь и подростки — этот период длился с 25-го по 30 декабря. Начиная со второго-третьего дня святок, молодежь, подростки маскируются и бегают по вечерам ряжеными, а накануне 31 декабря, вечером, желающие узнать судьбу заняты ворожбой на излюбленные темы: кто и когда выйдет замуж, кто женится, какую возьмет жену и так далее.

Кстати, 31 декабря в крупных российских городах было принято проводить маскарадные балы. Они для высокопоставленных красноярцев проходили в здании Общественного собрания или театре. Интересный эпизод по этому поводу записал наш земляк И. Ф. Парфентьев, связанный с жизнью известной в городе семьи Кузнецовых: «Петр Иванович Кузнецов любил посещать маскерады и любил маски угощать чаем, конфетами и шампанским. Однажды его жена Александра Федоровна вздумала испытать мужа, закостюмеровалась и приехала в маскерад, а он, угощая масон, привязывается к ней, как к новой маске, ухаживает, угощает шампанским, она же не пила и была ни кем не узнана, а на завтра все выговорила мужу. Кузнецов же жену боялся и очень уважал».

Первый губернатор Н. П. Степанов записал некоторые святочные гадания красноярцев: «…подслушивают: хорошие речи в пользу, дурные не к добру. Падают спиною в снег: хороший отпечаток — выгодно, не совсем — плохо. Девка подходит к чистому березовому тыну, распахнет обе руки и сколько захватит ими тычинок, заметит. Потом, прикасаясь к каждой, говорит: «молодец вдовец, молодец вдовец» и на каком слове последняя из замеченных тычинок придется, такой будет и суженый…

Поцелуи также были особо почитаемы в Енисейской губернии, выражалось это и в плясках, и в игрищах — «шестерка», «осьмерка» и везде беспрестанно летели поцелуи. Песенный хор сопровождался игрой на скрипке, свирели, флейте и лорнете. Поющие водили хороводы, кружились и снова целовались. Известный исследователь Сибири, участник Второй Камчатской экспедии Витуса Беринга (1735—1745 гг.), Степан Крашенинников, имея в виду красноярцев, отмечал, что «В день Рождества Христова здешние жители нарочно пекут из теста коровок, собак, зайцев и иных зверей, которых называют „козулками“, ими щедро наделяют приходящих в дом „славщиков“, а иным вместо козулек орехами или пирогами славенье дают».

Новогодний праздник

Каждый раз, как только проводилась реформа календаря, вставал вопрос о месяце, с которого вести отчет в новом году. Вот уже три столетия мы отмечаем новый год с 1 января. А когда-то январь не отличался от других месяцев. В Древней Руси новый год встречали дважды: гражданский — в марте, церковный — в сентябре по византийскому церковному (юлианскому) календарю, который пришел на Русь вместе с христианством.

Вместе с этим, летописцы еще долгое время держались своих традиционных методов отсчета времени от сотворения мира. В 1342 году при митрополите Феогносте положено было начинать как церковный, так и гражданский год с 1 сентября. Три с лишним столетия на Руси Новый год встречали в сентябре. И только Петр I «ради лучшего согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах» повелел впредь по примеру европейских стран «лета исчисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря, после Рождества Христова осемь дней спустя…».

Таким образом, первый новый год наступил 1 января 1700 года. В этот день следовало украшать дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостинном дворе, а в знак веселья было предписано поздравлять друг друга с Новым годом. В честь праздника в Москве на Красной площади проходили огненные потехи, а по дворам было велено стрелять из пушек и мушкетов. «Новый год… в Сибири, как феникс, чреватый различными перспективами, — писал А. Макаренко (в 1913 году), — радостными и горестными, не выходящими, впрочем, за пределы общежитейских интересов и желаний. И Новый год, или как его называют „Васильев день“, празднуется поголовно и повсеместно».

Новый год по старому стилю приходился на день святого Василия. В народе его прозвали Василий Кесаретий, так как святой был из Кесарии. (город в Израиле, построенный царем Иродом). Потому многие обряды, связанные с Васильевым днем, закрепились и за нынешними новогодними торжествами.

Например, непременным угощением в этот день, помимо каш, колбас, вареного и жареного мяса, был поросенок. Он символизировал достаток, плодовитость скота, урожай, благополучие в семье. Издревна славяне использовали свинью, как жертвенное животное, считалось, что оно служит символом солнца. В некоторых районах России и Сибири поросенка заменяла свиная голова, свиной окорок или колбаса. Кроме застолий, в начале января люди не должны были работать: не прясть, не плести корзин и не совершать других подобных дел, боясь, что «накажет Бог или месяц».

С кануна Нового года рождественские «святы вечера» уступают место «страшным вечерам», нечистая сила, по поверьям сибиряков, стремится на волю потешиться над крещеными людьми. С нею заодно и «еретики» начинают творить свои пагубные волшебства над людьми и скотом. Потому скотина должна была «запираться» по хлевам, дворам и «заговариваться» от всякой нечести. Для защиты подворья сибиряки писали смолою кресты на дверях и читали молитвы. Новогодние ужасы длятся до Крещения.

Одним из популярных занятий в дни новогодних праздников было катание с гор на санях. Интересны и некоторые старинные «приметы Нового года», дошедшие, впрочем, с тем же содержанием и до наших времен. К примеру, встретить Новый год в новой одежде означало — хорошо одеваться целый год. Или каким будет новогодний стол — настолько и сытным предстоящий год. Заметим, что в день встречи Нового года не принято было одалживать деньги, дабы не испытывать в них недостатка в течение года, а получать, напротив, очень даже приветствовалось — это к прибыли.

История и современность

В годы советской власти празднование Рождества и Нового года, как «буржуазного» праздника, было строго запрещено. Но почти все жители нашей страны, в том числе и Красноярска, делали это тайно, по-прежнему украшая свое жилище небольшими елочками или еловыми букетиками, закрывали плотно окна и устраивали праздничные ужины. Лишь в 1936 году Новый год был «реабилитирован» и очень быстро вернул себе статус народного праздника.

Спустя год — 1 января 1937 года главная елка Красноярска разместилась в просторном здании городского цирка. Вокруг елки на радость детям бегал маленький трамвайчик, а в фойе детей ждали комната смеха и карусель. Кроме этого, праздничные новогодние ели были установлены на городском катке, в ДК железнодорожников, Доме учителя и даже в детской больнице. А афиши, расклеенные по всему Красноярску, приглашали взрослое население города посетить театр, где проходил бал-маскарад, которым руководил не рождественский дед, а настоящий Дедушка Мороз.

Заметим, что именно с 1937 года в новогодних поздравлениях власти впервые стали говорить о производственных планах и показателях. Спустя некоторое время, а именно с 1948 года 1 января было признано официальным выходным днем, в 1962 году жители нашей страны впервые увидели телевизионный «Голубой огонек», а с 1970 года Леонидом Брежневым была введена традиция праздничного новогоднего обращения главы государства к народу.

В наше время новогодние праздники как сохранили традиции разного времени, так и приобрели новые. Сибиряки по-прежнему любят веселое и хлебосольное новогоднее застолье, ходят в гости, посещают ледовые катки, снежные горки и массовые новогодние мероприятия.

Из особо любимых — это новогодние театрализованные представления, разыгрываемые как в театрах, домах культуры, школьных и дошкольных учреждениях, так и на открытом воздухе в новогодних елочных городках. Новогодние красавицы ели тоже стали другими. Сегодня это уже не традиционное хвойное дерево, принесенное из леса, а чудо инженерной мысли с множеством огней и светомузыкальных комбинаций. Но каким бы по счету не был встречаемый нами год, мы по-прежнему ждем от него удачи и процветания, желая друг другу новой жизни, большого счастья, добра и понимания.

Людмила Сысоева

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник ель 21 декабря
  • Праздник елочки вторая младшая группа сценарий
  • Праздник елки откуда он
  • Праздник елены 12 ноября
  • Праздник екатерины великомученицы 7 декабря