Вся в звездах запредельная зона.
Там небесная блеет овца
Или Майру зовет Эригона,
Чтобы вместе оплакать отца.Александр Сопровский
Да будет вам известно, что первым в мире стал делать вино Икарий из Аттики, приютивший как-то бога вина Диониса, за что тот и научил хозяина этому великому искусству. Эригона была дочерью первого винодела.
Поэт Батюшков в примечаниях к своему стиху —
Все на праздник Эригоны
Жрицы Вакховы текли
писал, это, де, дочь Икария, которую обольстил Вакх, преобратясь в виноградную кисть
. Есть такое экспертное мнение, что Эригона была возлюбленной Диониса и есть свидетельство Овидия в «Метаморфозах», что Эригону провел виноградом обманчивым Либер
. Эта фраза трактуется как превращение Диониса в виноград с целью совращения, хотя по-моему это слишком буквальная трактовка. (Тем не менее, именно эта тема приглянулась живописцам, в чем можно убедиться, просмотрев галерею в подвале.)
В общем, как-то так: Икарий приютил, Эригона приласкала, и в результате мы пьем живительную влагу.
Однажды отец Эригоны угостил своим вином марафонских пастухов; молодые некрепкие на голову пастухи перепились до свинского состояния и убили Икария. Потом-то они уверяли, что испугались, будто их околдовали: в глазах плывет, слова не выговариваются, ноги заплетаются… Они закопали мертвое тело под сосной, но собака Икария Мера унюхала запах похороненного хозяина и привела к могиле, ухватив за подол, Эригону. Эригона, прорыдав должное над останками, прокляла убийц отца страшным проклятием, подтвердив его сакральным актом: она повесилась на том же дереве.
После этого молодых афинских девушек начали находить повесившимися и находили до тех самых пор, пока Дельфийский оракул не указал на причину и на пастухов-убийц: их нашли, казнили и тем сняли порчу. Афиняне учредили также праздник вина, на котором поминались погибшие: Икарию приносили жертвы из полевых плодов, а в честь повесившейся на дереве Эригоны афинские девы раскачивались на веревках, к которым были привязаны фаллосы из цветов. Так появились качели!
Эригону некоторые считают запечатленной в созвездии Дева.
Галерея
итальянская школа, XVII в.
Joseph François Ignace Parrocel
Вакх и Эригона
Франсуа Буше, 1745
Жак-Антуан Валлен
Anne-Louis Girodet
Эригона, соблазняемая Дионисом
литография B.-R. Julien, 1835
Эригона
Эригона
В древнегреческой мифологии Эригона – дочь первого в Аттике пропагандиста культуры винопития Икария. Случилось это в царствование Пандиона. Однажды Икарий встретил Диониса, пригласил его в дом и щедро угостил. В благодарность тот раскрыл перед ним секреты виноградарства и виноделия. Икарий наполнил вином бурдюки и отправился в пропагандистское турне, угощая каждого встречного. Он угостил первым своим вином нескольких пастухов в Марафонских лесах у подножия горы Пентеликон, и те, смешав вино с водой, как позднее советовал Энопион, так опьянели, что у них стало двоиться в глазах. Думая, что их околдовали, они убили Икария. Собака Икария Мера видела, как его погребли под сосной, и привела туда его дочь Эригону, ухватив ее зубами за подол платья. Эригона выкопала труп и с отчаяния повесилась на той же сосне, помолясь предварительно богам о том, чтобы все афинские девушки разделили с ней эту участь, пока Икарий лежит неотмщенным. Хотя слышали ее только боги, а пастухи, убившие Икария, бежали за море, вскоре молодых афинянок стали одну за другой находить повесившимися на сосне. Это продолжалось до тех пор, пока Дельфийский оракул не сказал, что их жизней требует Эригона. Виновных в гибели Икария пастухов нашли и повесили, а потом учредили и поныне отмечающийся праздник вина с жертвенными возлияниями в честь Икария и Эригоны. Девушки во время этого праздника перекидывали через ветви веревки и крепили к ним небольшие дощечки. Так были изобретены качели. С ветвей также свисали маски, которые вращались на ветру.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Древнегреческий миф о первом виноделе
Согласно древнегреческой мифологии первым человеком на земле был простой крестьянин Икарий.
Однажды на землю спустился бог винограда и виноделия Дионис, и Икарий радушно принял его у себя. В благодарность, бог обучил Икария искусству изготовления вина.
К тому же, находясь в гостях, Дионис соблазнил дочь Икария — Эригону, о чем Овидий в своих «Метаморфозах» писал: «Как Эригону провел виноградом обманчивым Либер». Эту фразу трактуют как буквально — Дионис обернулся виноградной гроздью, так и в переносном смысле — Дионис напоил Эригону вином, что более логично учитывая контекст мифа.
Как Эригону провел виноградом обманчивым Либер,
И как Сатурн — жеребец — породил кентавра Хирона.
— Овидий. Метаморфозы. VI
Спустя некоторое время, уже после того как Эригона родила от Диониса сына Стафила, Икарий собрал первый урожай и изготовил первую партию вина.
Дионис предупреждал Икария, чтобы тот как следует прятал вино, иначе его и его семью постигнет беда, но он не послушал совета, и встретив по дороге домой двух пастухов угостил их своим напитком.
Охмелев от нового напитка, который они пили не разбавляя водой, и решив, что их отравили, пастухи убили Икария. Но на утро, протрезвев, они осознали свою вину и бежали на остров Кеос.
Эригона, долго искала отца, и наконец, их собака Мэра (Мера) привела ее к месту его захоронения. Найдя могилу отца под сосной, Эригона повесилась на том же дереве.
Дионис был разгневан на Афинян (возможно пастухи были из Афин) за убийство Икария и наслал на них бедствие. Вскоре, молодые Афинянки стали сходить с ума и вешаться на деревьях подобно Эригоне.
Собака Мера также покончила с собой бросившись в колодец Анигр (либо колодец Онигр «Собачий источник»), после чего, по воле богов, стала звездой на небе и наслала засуху на остров Кеос где скрывались убийцы Икария.
Чтобы прекратить засуху жители Кеоса призвали героя Аристея, который обратился к Дельфийскому оракулу за помощью. Оракул сказал, что боги наказывают их за смерть Икария. Узнав об этом Аристей нашел убийц и принес их в жертву богам.
Вместе с тем, Афиняни учредили праздник в честь Икария и Эригоны.
Праздник в честь Икария и Эригоны
Боги простили Афинян, и с тех пор, ежегодно в Афинах проводился праздник вина Анфестерии, на котором Икария и Эригону чтили как героев. Девушки во время этого праздника перекидывали через ветви веревки и крепили к ним небольшие дощечки. Так были изобретены качели. С ветвей также свисали маски, которые вращались на ветру.
Качание на качелях называлось Алетиды («бродяга») или Айора, Эора (Ἐώρα — «верёвка», Αἰώρα — «качели»).
Из этого мифа римляне создали свой собственный аналогичный миф с Энторией вместо Эригони.
Созвездия Икария, Эригоны и Меры
Икария, его дочь и собаку боги забрали на небо.
- Икарий превратился в созвездие Волопас (Боот). По другой версии, он превратился в Арктур – самую яркую звезду в созвездии Волопаса. Именно о ней говорит Гесиод, советуя начинать сбор урожая, «когда Заря встречает Арктура», то есть шестого сентября.
- Эригона – в созвездие Девы. Под его сенью происходит сбор винограда и «вылеживание» виноградных гроздей.
- А их собака Мера стала Сириусом (звезда в созвездии Большого Пса). Это самая яркая звезда летнего небосвода, и связана она со временем, когда виноград набирает сок и спелость. По другой версии Мера превратилась в созвездие Малый Пес или в звезду Процион.
- Иногда созвездие Чаша считают чашей Икария.
Стоит отметит, что Волопас, Дева и Чаша, действительно, располагаются рядом на небе, а вот Процион — сильно далеко.
Другие версии
Конечно, это не единственный миф о появлении вина. Существует существует множество других версий, в основном связанных с тем как сам Дионис открыл виноделие, однако Икарий был первым человек которому Дионис лично поведал секрет изготовления божественного напитка.
См. Легенды и мифы о появлении вина
Эригона (др.-греч. Ἠριγόνη) — в древнегреческой мифологии [1]— дочь Икария [2], мать Стафила.
Дионис соблазнил ее [3]. Дионис подарил возлюбленному Эригоны виноградную лозу, а её отцу — мех с вином. Когда отец был убит пьяными афинскими пастухами, впервые попробовавшими вино и посчитавшими, что Икарий угостил их ядом, Эригона повесилась на дереве [4], попросив в предсмертной молитве о том, чтобы все девушки Афин поступали так же до тех пор, пока не будут найдены убийцы её отца. Молитвы были услышаны: афинские девушки, которых боги поразили безумием, покончили с собой, а Эригону после её смерти Зевс превратил в созвездие Девы [5]. Ей посвящен эпиллий Эратосфена.
Каждый год в Афинах проводился праздник вина, на котором Икария и Эригону чтили как героев. На этом празднике девушки раскачивались на качелях, к которым подвешивали также фаллосы из цветов [6].
В честь Эригоны назван астероид (163) Эригона, открытый в 1876 году.
См. также
- Эригона (дочь Эгисфа)
Примечания
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.666
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 14, 7
- ↑ Овидий. Метаморфозы VI 125
- ↑ Нонн. Деяния Диониса XLVII 222
- ↑ Гигин. Мифы 130; Гигин. Астрономия II 25, 2
- ↑ Сервий. Комментарий к «Георгикам» Вергилия II 389 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.162; Первый Ватиканский мифограф I 19
-
August 14 2019, 10:00
- Искусство
- Праздники
- Cancel
Все на праздник Эригоны жрицы Вакховы текли
Родители, заботясь о воспитании эстетического вкуса у своего чада, начали таскать меня по художественным музеям в самом нежном возрасте. Увы, из этих ранних походов мало что отложилось у меня в сознании: все увиденные полотна слились в единое цветное пятно. Кроме одной картины, которая так поразила мое юное воображение, что запомнилась индивидуально.
Питер Пауль Рубенс (первая половина 17-го века) «Вакханалия»
(фото The Yorck Project via Wiki Commons)
Мой младший брат к тому времени еще не вырос из пеленок, и я точно знала, что у грудных младенцев никак не может быть седых усов и бород. Несообразность этого зрелища вызвала у меня форменный мороз по коже. Что-либо подобное мне довелось испытать снова только через много лет, когда я услышала сугубо «взрослые» стихи Тютчева у Тарковского за кадром, где малолетняя дочка Сталкера двигает взглядом стакан.
А какова была первая картина, выделенная из общего фона вами, дорогие френды?
Эригона — в мифологии дочь Икария, с собакой Майрой искала своего отца и повесилась на его могиле.
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 130. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 242):
Когда Отец Либер отправился к людям, чтобы показать им, как сладки и приятны его плоды, его радушно приняли в гостях Икарий и Эригона. Он дал им в подарок бурдюк с вином и повелел распространять его в других землях. Погрузив его на телегу, Икарий вместе с дочерью Эригоной и собакой Майрой приехал к пастухам в Аттике и показал им, как сладок напиток. Пастухи выпили чрезмерно и, сделавшись пьяными, попадали. Думая, что Икарий дал им дурное зелье, они убили его дубинками. Собака Майра, воя, показала Эригоне убитого Икария, приведя ее на место, где отец лежал непохороненным. Придя туда, Эригона повесилась на дереве над телом отца. За это Отец Либер подверг такой же каре дочерей афинян. Об этом они послали вопросить Аполлона и получили ответ, что это потому, что они пренебрегли смертью Икария и Эригоны. Получив такой ответ, они наказали пастухов и установили в честь Эригоны праздник качелей по причине той болезни, <которая поразила афинских девушек>. Они также постановили, чтобы во время сбора винограда первое возлияние было Икарию и Эригоне. А те по воле богов были причислены к звездам: Эригона это созвездие Девы, которое мы называем Справедливостью, Икарий среди созвездий называется Арктур, а собака Майра это Сириус.
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. 2. 2. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997):
4.2. Некоторые утверждают, что это — Икарий, отец Эригоны. Рассказывают, что за справедливость и благочестие Либер передал ему вино, виноградную лозу и виноград, чтобы он научил людей возделывать его, получать плоды и пользоваться урожаем. Когда Икарий посадил виноградную лозу и неустанной заботой легко заставил ее цвести, тогда, рассказывают, в виноградник забрался козел и стал пожирать самые нежные листья. Это привело Икария в сильное негодование, и поэтому он убил его, сделал из его шкуры мех, наполнил воздухом, перевязал, бросил его среди своих друзей и заставил их плясать вокруг него. Вот почему Эратосфен говорит: У ног Икария они впервые заплясали вокруг козла.
4.3. Другие говорят, что Икарий, получив от Отца-Либера вино, тотчас же погрузил полные меха на повозку. Вот почему его называют также Волопасом. Когда он объезжал Аттику, он дал попробовать вина пастухам. Некоторые из них пожадничали и, привлеченные дотоле неизвестным им напитком, выпили сверх меры и уснули глубоким сном, беспорядочно повалившись на землю. Они двигали руками и ногами как полумертвые, произнося непотребные слова, и поэтому остальные пастухи, решив, что Икарий опоил их товарищей отравой, чтобы угнать в свою землю их скот, убили его и бросили в колодец. По другим же свидетельствам, они закопали его под каким-то деревом. Когда спавшие пастухи проснулись, они обнаружили, что никогда еще они не отдыхали лучше, и поэтому они стали искать Икария, чтобы отблагодарить его. Его убийцы, терзаясь угрызениями совести, сразу же пустились в бегство и прибыли на остров Кеос. Тамошние жители оказали им гостеприимство и позволили беглецам построить себе на острове дома.
4.4. Что же касается Эригоны, то дочь Икария сильно тосковала по отцу, возвращения которого она не могла дождаться. Когда же она решилась отправиться на его поиски, тогда к ней вернулась собака Икария по имени Мэра, которая завывала и скулила так, что она, казалось, оплакивает смерть хозяина. Тем самым она возбудила в ее мыслях немалое подозрение о его смерти. Ведь первое, что должно было прийти в голову молодой деве, это мысль о том, что ее отец, который отсутствовал столько дней и месяцев, убит. Собака ухватила ее зубами за край одежды и привела к мертвому телу. Как только дочь увидела его, она, потеряв надежду, удрученная одиночеством и нищетой, горько оплакав его, лишила себя жизни, повесившись на том же самом дереве, под которым была могила ее отца. Собака убила сама себя, принеся собою надгробную жертву. Некоторые передают, что она бросилась в колодец, называемый Адигр, и по этой причине, рассказывают, никто впредь не пил из того колодца. Юпитер, сострадая к их злой судьбе, поместил их среди созвездий. Поэтому многие называли Икария Волопасом, а Эригону — Девой, о которой мы расскажем далее. Собака же, и от своего названья, и по своему обличью, получила имя Каникула. Поскольку она восходит раньше Большого Пса, то греки называют ее Процион. Другие же говорят, что Эригону и Икария среди созвездий поместил Отец-Либер.
4.5. Тем временем на афинской земле множество дев лишили себя жизни, беспричинно повесившись, ведь Эригона перед смертью молилась о том, чтобы тою же смертью, какую она намеревалась встретить, умирали и дочери афинян, если только они не установят причину смерти Икария и не отомстят за него. Поэтому, когда произошло вышеупомянутое событие, афиняне вопросили оракул Аполлона и получили ответ, что они должны исполнить требование Эригоны, чтобы избавиться от проклятия. Поскольку она повесилась, то они постановили подвесить на веревках доску и раскачиваться, подобно тому как повесившийся раскачивается ветром, и это празднество они решили торжественно справлять ежегодно. Они совершали его и частным образом, и публично, назвав Алетиды, ведь Эригону, искавшую с собакой отца и вынужденную оставаться неизвестной и одинокой, называли нищенкой — греки называют их aletides.
4.6. Вдобавок, взошедшая Каникула пылающим зноем лишила поля и нивы кеосцев урожая, а их самих, ввергнув в мучительные болезни, заставила претерпевать наказание за Икария, — наказание за оказанное им гостеприимство убийцам. Царь кеосцев Аристей, сын Аполлона и Кирены, отец Актеона, вопросил отца о том, что следует предпринять, чтобы избавить государство от бедствия. Бог повелел ему искупить обильными жертвоприношениями смерть Икария и просить Юпитера, чтобы на то время, когда восходит Каникула, он даровал ветер, который бы дул сорок дней и умерил ее зной. Аристей исполнил повеление и добился у Юпитера желаемого: в продолжение того времени стали дуть ветры этезии (некоторые называют их «ежегодными»), ведь они ежегодно начинают дуть в определенное время; греческое слово ετος означает «год» по-латински. Некоторые называют их также «айтезиями», потому что они выпрошены у Юпитера, и он даровал их именно по этой причине. Впрочем, оставим этот вопрос нерешенным, чтобы о нас не подумали, что все объяснения мы приписываем себе.
-
September 4 2019, 11:19
- Напитки
- Cancel
Алфея, Эригона, Ампел и все, все, все
Дионис вручил виноградную ветвь Ойнею (Οἰνεύς < «вино»), в качестве откупной за то, что провел ночь с его женой Алфеей. С Эригоной, дочерью Икария, Дионис тоже провел ночь и тоже одарил анонимного бойфренда Эригоны виноградной ветвью. Встает резонный вопрос: не был ли приятель Эригоны Ойнеем? Тут не совсем понятно с женой, то ли путаница с именами, то ли была и жена Алфея, и подружка Эригона, а Дионис на все руки мастер.
В любом случае, виноградная ветвь в качестве отступной выглядит слабовато. Возможно, конечно, это фигура речи и имеется в виду что-то более существенное. Хотя Дионис постоянно носится со своей виноградной ветвью как с писаной торбой, подчас с трагическими последствиями: так, он подарил очередную гроздь своему юному любовнику Ампелу (Αμπελος — лоза, отсюда, «ампелография» и др.), что стало причиной гибели мальчика.
Можно встретить утверждение, что Дионис соблазнил Эригону, сам превратившись в виноградную гроздь. Догадка основана на свидетельстве Овидия, что «Эригону провел виноградом обманчивым Либер», но по-моему, это слишком прямолинейная трактовка текста. Так или иначе, Эригона вполедствии родила от Диониса сына
стафилококка
Стафила (σταφυλή < «гроздь»; кстати, стафилококки формируются в виде гроздей).
Итак, Дионис вручил виноградную ветвь Ойнею, однако ж первым стал делать вино Икарий, живший в Аттике в царствование Пандиона . Он приютил как-то бога вина, за что тот и научил хозяина непростому искусству виноделия. У Икария была та самя дочь Эригона и собака Майра; про жену же ничего не известно.
Это отдельная драматическая история: в общем, все умерли.