Праздник это состояние души

Труд протоиерея Валериана Кречетова «Праздник – это состояние души». Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, FB2, PDF.

28 ноября – начало Рождественского поста. Как совместить Рождественский пост со всенародным празднованием Нового года? Что предписывает на этот счет Устав Русской Православной Церкви? На эти вопросы ответил протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храмов Покрова Богородицы и Новомучеников и Исповедников Российских в селе Акулово Московской области.

– Отец Валериан, скажите, пожалуйста, можно ли совместить пост и светский праздник Нового года?

– Есть замечательное библейское изречение: «Произволение сердца – от человека, а изречение уст – от Бога». Как-то я увидел вывеску: «Времена меняются, а праздники остаются». Согласно этому правильному замечанию, в человечестве праздники были, есть и останутся, пока люди не будут приведены в Царство Небесное, то есть до Второго Пришествия.

Но праздник может быть праздником, а пост постом. Рождественский пост – самый легкий, вы знаете, в определенные дни разрешается и рыба, и овощная пища с маслом, и вино. И это часть праздника, утешение «братии велие».

И совсем не обязательно праздник – значит, нужно ходить на головах и есть до отвала что хочешь. Нет. Это, кстати, часто и не праздник.

Я вспоминаю свои молодые годы, когда справляли так называемые гражданские праздники. Все собирались, готовили, потом мужики быстро напивались, и их растаскивали. И это – праздник?! Проползли, а не провели праздник.

Сочетание праздника и поста возможно. Когда Новый год празднуется в воскресенье, то разрешается рыба. А 3 января рыба не благословляется, даже если это воскресенье.

Ныне уже святые, исповедники, так сказать, для нашей немощи преподали совет. Например, 1 января по новому стилю празднуется память Ильи Муромца. Это – наш преподобный, а не только историческая личность, воин. Можно ему пропеть величание, и тогда вкушать рыбу – если не среда и не пятница.

А, например, Великий пост – подвижный. И если на эти дни приходятся чьи-то именины, или день рождения, ну что ж – не повезло в этом году, пришлось постом. Но, кстати, и на это Церковный Устав дает совет. Памяти святых переносят, если они совпадают с каким-то важным событием. На первой неделе Великого поста службы сугубо постные, особого содержания. И когда на них выпадает память святых, святитель Алексий или Иверская, праздники передвигают на воскресные дни. Если даже памяти святых переносят, то можно и застолье перенести на другой день. Да и в жизни так обычно бывает. А вдруг человек поехал в командировку? Что же, пропал праздник в этом году? Почему? Его можно перенести.

Кстати, владыка Афанасий (Сахаров), тот самый, который шутливо советовал – пропой величание святому, а потом вкушай рыбу, говорил: «Именинник в чести недель до шести». С какой любовью даны все эти советы…

А если человек просто заболел? Что ж, ему ползком собирать какое-то торжество? Можно же передвинуть. Вот вам и ответ, как справлять.

И потом, вы знаете, – «с новым счастьем», поздравления, пожелания… Они иногда звучат своеобразно. Вы обратили внимание, что, когда люди поживут уже достаточно времени, вспоминают прошлое: «Ах, как было хорошо». Это значит, стало не совсем так? Поздравлять ли с чем, или не с чем, или рано еще поздравлять? И что будет и как?

Есть такая притча из мусульманской жизни. Один шах решил узнать, что о нем говорят в народе. Переоделся дервишом, странствующим паломником, ходил везде и слушал, как его кроют – что он такой, сякой. Перед ним-то все расшаркиваются, поклоны дают, а, оказывается, его все ненавидят. Он в ужасе думает: «Неужели я такой плохой?» Наконец подошел к мечети и слышит, как с минарета мулла молится: «Аллах, долгих лет шаху!» Он думает: все-таки есть человек, который желает мне долгих лет. Дождался, когда тот спустился, и спрашивает: «Мулла, скажи, ну что ты в этом шахе нашел? Вокруг все его кроют, костят». «О правоверный, – отвечал мулла, – мне уж больше 100 лет, я 10 шахов пережил». – «И что?» – «Каждый последующий хуже предыдущего; пусть этот уж живет». Это рассказ – с древности. Времена меняются, меняются шахи, а истины – остаются.

Что касается праздников и того, как их справлять, то здесь все должно быть на своих местах. То есть можно сдержанно, конечно, что-то отметить. Но особенно веселиться? Мы не знаем, что в будущем году еще предстоит.

У нас, правда, часто заранее веселятся на свадьбах, но что-то немного я вижу счастливых продолжений. Нет, есть, слава Богу, есть. Но не так много, а веселятся-то все. Так не рано ли иногда веселиться? Нет, можно веселиться, но, может быть, более сдержанно? Это касается всех праздников, какие бы они ни были – личного характера или общественного.

Но это не значит, что вера православная делает жизнь серой. Это полная неправда, потому что в православной жизни, кроме праздников, есть посты. Вот пост-то и делает праздник праздником. Ну что разговляться, если вчера ел, сегодня ел, ну, особое что-то приготовил, и только? На самом деле все познается в сравнении. Настоящий отдых – это когда человек потрудился как следует и потом блаженствует.

Я вспоминаю свою молодость, когда в 1956–1957 гг. был на целине. Работаешь, работаешь, потом, если машина подъезжает откуда-то, ложишься на эту площадку, голову на педаль металлическую – и засыпаешь тут же. Такой блаженный отдых. Никаких таблеток не нужно снотворных глотать, никаких переживаний – когда умотаешься, ни до чего. Вы знаете это выражение умных людей, что отдых – это смена занятий. Когда физически человек устал – можно почитать что-то, посидеть так. Ну, конечно, если и это делать не в состоянии, можешь и спать.

Но теперь понятие отдыха как-то растворилось. Говорят – «расслабиться». Вот расслабление как раз – это не отдых, расслабленный – это тот, кого нужно лечить. К словам нужно очень осторожно относиться, они довольно конкретно отражают сущность. На самом деле слово имеет такую силу, такую глубину, которая только со временем открывается.

Мы все знаем выражение «тише едешь – дальше будешь». Его иногда употребляют по отношению к тому, кто еле тащится. Но не сказано, что если будешь волочиться, то окажешься дальше; речь идет о том, что «тише едешь». Ведь тише – это не значит медленнее. Это значит – без особой спешки, без шума, тихо. Вон иногда летит скоростной поезд с хорошей подвеской, его и не слышно, а он движется со скоростью 100 с лишним километров. Он едет тихо, бесшумно, но быстро. Поэтому иногда нужно задуматься сначала, о чем идет речь. А это относится к смыслу, к пониманию вещей. Очень хорошо сказал святитель Николай Сербский: «Первые люди не много знали, но все понимали. Потом стали знать больше, но понимать меньше. Ну, а в конце, наверное, будут, может, много знать, но ничего не понимать».

Что касается духовных вещей, их совмещения с нашей повседневной жизнью, то большая часть недоумений возникает из-за того, что духовную область почти никто не знает. Так же как и церковных уставов, правил, всех этих тонкостей – перенесения памяти, совмещение праздников и постов.

Если памяти святых переносят, значит, и нам юбилей можно перенести. Если совпадают праздник и пост, то почему обязательно нужно есть скоромное? Кстати, тут тоже вопрос очень тонкий. Ведь когда начинают рассуждать о посте, говорят: какая разница что есть, не все ли равно? Так если все равно – ешь постное. Если это неважно, что ты на этом претыкаешься? Празднуй без мяса и молока. Можешь праздновать – можно праздновать.

Праздник – это все-таки состояние души, а не тела. Есть люди сытые, но на душе-то покоя нет. Не это самое главное. Больше того, как сказал святитель Николай Сербский о князе Лазаре: «Его изможденное, измученное тело держалось силой совершенно живой души. Ибо как обычно бывает, тело наиболее служит душе тогда, когда душа о нем не помышляет».

А здесь получается, что душа-то только и думает, чтоб ее тело поело. И в этом только праздник? Наелся, напился и спать завалился. Ну и что?

Кстати, месяц тоже имеет свое начало. В первые века начало каждого месяца освящали молитвой. У нас в Уставе в этом смысле осталось только 1 августа, а раньше всегда молились, когда что-то отсчитывали. Мы же свои года считаем, празднуем. Почему же и начало года не отметить? В глубокой древности новый год начинался 1 марта, потом у нас было 1 сентября. Кстати, до сих пор это сохранилось в школе, в этот день дети начинают учиться.

– Что делать с таким героем Нового года, как Дед Мороз? Я понимаю, что это герой языческий, но, с другой стороны, избежать его присутствия, особенно в детской среде, на мой взгляд, невозможно.

– Да нет, почему это языческий? Просто сказочный. Никакого там язычества нет. Это аллегория, так сказать. «Идет –по деревьям шагает, трещит по замерзшей воде, и яркое солнце играет в лохматой его бороде».Ничего особенного – сказочный персонаж. Вот Баба Яга больно неприятная. А дедушка – это что-то доброе, как у А. Плещеева:

«Дедушка, голубчик, сделай мне свисток.

Дедушка, найди мне беленький грибок.

Ты хотел мне нынче сказку рассказать.

Посулил ты белку, дедушка, поймать».

Что ж тогда, и сказки не рассказывать? Это вы что-то не то.

– И подарки под елкой – нормально?

– Это очень интересно. Правда, знаете, на эту тему есть юмор: под подушки двум детям положили подарки. Достает пессимист: «А-а, опять лошадка шоколадная». А другому достался сухой котях, лошадиный навоз в бумажке. Он: «О! А у меня живая, только убежала!» Остались от нее следы.

Возвращаясь к теме праздников, можно сказать одно: светский праздник – это какое-то событие земного характера, а церковная жизнь – это как бы состояние православного человека – когда поститься, когда праздновать. Если на работе заставляют что-то делать – ну куда денешься? В свое время постоянно устраивали субботники под Пасху или даже на Пасху. Было такое время, но уже прошло: времена меняются, а Пасха, праздники остаются.

Публикуется с сокращениями

Беседовала Ольга Каменева

28 ноября – начало Рождественского поста. Как совместить Рождественский пост со всенародным празднованием Нового года? Что предписывает на этот счет Устав Русской Православной Церкви? На эти вопросы ответил протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храмов Покрова Богородицы и Новомучеников и Исповедников Российских в селе Акулово Московской области.

– Отец Валериан, скажите, пожалуйста, можно ли совместить пост и светский праздник Нового года?

– Есть замечательное библейское изречение: «Произволение сердца – от человека, а изречение уст – от Бога». Как-то я увидел вывеску: «Времена меняются, а праздники остаются». Согласно этому правильному замечанию, в человечестве праздники были, есть и останутся, пока люди не будут приведены в Царство Небесное, то есть до Второго Пришествия.

Но праздник может быть праздником, а пост постом. Рождественский пост – самый легкий, вы знаете, в определенные дни разрешается и рыба, и овощная пища с маслом, и вино. И это часть праздника, утешение «братии велие». 

И совсем не обязательно праздник – значит, нужно ходить на головах и есть до отвала что хочешь. Нет. Это, кстати, часто и не праздник.

Начало Рождественского поста

Начало Рождественского поста

Я вспоминаю свои молодые годы, когда справляли так называемые гражданские праздники. Все собирались, готовили, потом мужики быстро напивались, и их растаскивали. И это – праздник?! Проползли, а не провели праздник.

Сочетание праздника и поста возможно. Когда Новый год празднуется в воскресенье, то разрешается рыба. А 3 января рыба не благословляется, даже если это воскресенье. 

Ныне уже святые, исповедники, так сказать, для нашей немощи преподали совет. Например, 1 января по новому стилю празднуется память Ильи Муромца. Это – наш преподобный, а не только историческая личность, воин. Можно ему пропеть величание, и тогда вкушать рыбу – если не среда и не пятница. 

А, например, Великий пост – подвижный. И если на эти дни приходятся чьи-то именины, или день рождения, ну что ж – не повезло в этом году, пришлось постом. Но, кстати, и на это Церковный Устав дает совет. Памяти святых переносят, если они совпадают с каким-то важным событием. На первой неделе Великого поста службы сугубо постные, особого содержания. И когда на них выпадает память святых, святитель Алексий или Иверская, праздники передвигают на воскресные дни. Если даже памяти святых переносят, то можно и застолье перенести на другой день. Да и в жизни так обычно бывает. А вдруг человек поехал в командировку? Что же, пропал праздник в этом году? Почему? Его можно перенести. 

Кстати, владыка Афанасий (Сахаров), тот самый, который шутливо советовал – пропой величание святому, а потом вкушай рыбу, говорил: «Именинник в чести недель до шести». С какой любовью даны все эти советы… 

А если человек просто заболел? Что ж, ему ползком собирать какое-то торжество? Можно же передвинуть. Вот вам и ответ, как справлять. 

И потом, вы знаете, – «с новым счастьем», поздравления, пожелания… Они иногда звучат своеобразно. Вы обратили внимание, что, когда люди поживут уже достаточно времени, вспоминают прошлое: «Ах, как было хорошо». Это значит, стало не совсем так? Поздравлять ли с чем, или не с чем, или рано еще поздравлять? И что будет и как? 

Есть такая притча из мусульманской жизни. Один шах решил узнать, что о нем говорят в народе. Переоделся дервишом, странствующим паломником, ходил везде и слушал, как его кроют – что он такой, сякой. Перед ним-то все расшаркиваются, поклоны дают, а, оказывается, его все ненавидят. Он в ужасе думает: «Неужели я такой плохой?» Наконец подошел к мечети и слышит, как с минарета мулла молится: «Аллах, долгих лет шаху!» Он думает: все-таки есть человек, который желает мне долгих лет. Дождался, когда тот спустился, и спрашивает: «Мулла, скажи, ну что ты в этом шахе нашел? Вокруг все его кроют, костят». «О правоверный, – отвечал мулла, – мне уж больше 100 лет, я 10 шахов пережил». – «И что?» – «Каждый последующий хуже предыдущего; пусть этот уж живет». Это рассказ – с древности. Времена меняются, меняются шахи, а истины – остаются. 

Что касается праздников и того, как их справлять, то здесь все должно быть на своих местах. То есть можно сдержанно, конечно, что-то отметить. Но особенно веселиться? Мы не знаем, что в будущем году еще предстоит. 

У нас, правда, часто заранее веселятся на свадьбах, но что-то немного я вижу счастливых продолжений. Нет, есть, слава Богу, есть. Но не так много, а веселятся-то все. Так не рано ли иногда веселиться? Нет, можно веселиться, но, может быть, более сдержанно? Это касается всех праздников, какие бы они ни были – личного характера или общественного.

Но это не значит, что вера православная делает жизнь серой. Это полная неправда, потому что в православной жизни, кроме праздников, есть посты. Вот пост-то и делает праздник праздником. Ну что разговляться, если вчера ел, сегодня ел, ну, особое что-то приготовил, и только? На самом деле все познается в сравнении. Настоящий отдых – это когда человек потрудился как следует и потом блаженствует.

Протоиерей Валериан Кречетов

Протоиерей Валериан Кречетов

Я вспоминаю свою молодость, когда в 1956–1957 гг. был на целине. Работаешь, работаешь, потом, если машина подъезжает откуда-то, ложишься на эту площадку, голову на педаль металлическую – и засыпаешь тут же. Такой блаженный отдых. Никаких таблеток не нужно снотворных глотать, никаких переживаний – когда умотаешься, ни до чего. Вы знаете это выражение умных людей, что отдых – это смена занятий. Когда физически человек устал – можно почитать что-то, посидеть так. Ну, конечно, если и это делать не в состоянии, можешь и спать. 

Но теперь понятие отдыха как-то растворилось. Говорят – «расслабиться». Вот расслабление как раз – это не отдых, расслабленный – это тот, кого нужно лечить. К словам нужно очень осторожно относиться, они довольно конкретно отражают сущность. На самом деле слово имеет такую силу, такую глубину, которая только со временем открывается. 

Мы все знаем выражение «тише едешь – дальше будешь». Его иногда употребляют по отношению к тому, кто еле тащится. Но не сказано, что если будешь волочиться, то окажешься дальше; речь идет о том, что «тише едешь». Ведь тише – это не значит медленнее. Это значит – без особой спешки, без шума, тихо. Вон иногда летит скоростной поезд с хорошей подвеской, его и не слышно, а он движется со скоростью 100 с лишним километров. Он едет тихо, бесшумно, но быстро. Поэтому иногда нужно задуматься сначала, о чем идет речь. А это относится к смыслу, к пониманию вещей. Очень хорошо сказал святитель Николай Сербский: «Первые люди не много знали, но все понимали. Потом стали знать больше, но понимать меньше. Ну, а в конце, наверное, будут, может, много знать, но ничего не понимать». 

Что касается духовных вещей, их совмещения с нашей повседневной жизнью, то большая часть недоумений возникает из-за того, что духовную область почти никто не знает. Так же как и церковных уставов, правил, всех этих тонкостей – перенесения памяти, совмещение праздников и постов. 

Если памяти святых переносят, значит, и нам юбилей можно перенести. Если совпадают праздник и пост, то почему обязательно нужно есть скоромное? Кстати, тут тоже вопрос очень тонкий. Ведь когда начинают рассуждать о посте, говорят: какая разница что есть, не все ли равно? Так если все равно – ешь постное. Если это неважно, что ты на этом претыкаешься? Празднуй без мяса и молока. Можешь праздновать – можно праздновать. 

Праздник – это все-таки состояние души, а не тела. Есть люди сытые, но на душе-то покоя нет. Не это самое главное. Больше того, как сказал святитель Николай Сербский о князе Лазаре: «Его изможденное, измученное тело держалось силой совершенно живой души. Ибо как обычно бывает, тело наиболее служит душе тогда, когда душа о нем не помышляет». 

А здесь получается, что душа-то только и думает, чтоб ее тело поело. И в этом только праздник? Наелся, напился и спать завалился. Ну и что?

Кстати, месяц тоже имеет свое начало. В первые века начало каждого месяца освящали молитвой. У нас в Уставе в этом смысле осталось только 1 августа, а раньше всегда молились, когда что-то отсчитывали. Мы же свои года считаем, празднуем. Почему же и начало года не отметить? В глубокой древности новый год начинался 1 марта, потом у нас было 1 сентября. Кстати, до сих пор это сохранилось в школе, в этот день дети начинают учиться. 

– Что делать с таким героем Нового года, как Дед Мороз? Я понимаю, что это герой языческий, но, с другой стороны, избежать его присутствия, особенно в детской среде, на мой взгляд, невозможно. 

– Да нет, почему это языческий? Просто сказочный. Никакого там язычества нет. Это аллегория, так сказать. «Идет –по деревьям шагает, трещит по замерзшей воде, и яркое солнце играет в лохматой его бороде».Ничего особенного – сказочный персонаж. Вот Баба Яга больно неприятная. А дедушка – это что-то доброе, как у А. Плещеева: 

«Дедушка, голубчик, сделай мне свисток. 

Дедушка, найди мне беленький грибок. 

Ты хотел мне нынче сказку рассказать.

Посулил ты белку, дедушка, поймать».

Что ж тогда, и сказки не рассказывать? Это вы что-то не то. 

– И подарки под елкой – нормально?

– Это очень интересно. Правда, знаете, на эту тему есть юмор: под подушки двум детям положили подарки. Достает пессимист: «А-а, опять лошадка шоколадная». А другому достался сухой котях, лошадиный навоз в бумажке. Он: «О! А у меня живая, только убежала!» Остались от нее следы. 

Возвращаясь к теме праздников, можно сказать одно: светский праздник – это какое-то событие земного характера, а церковная жизнь – это как бы состояние православного человека – когда поститься, когда праздновать. Если на работе заставляют что-то делать – ну куда денешься? В свое время постоянно устраивали субботники под Пасху или даже на Пасху. Было такое время, но уже прошло: времена меняются, а Пасха, праздники остаются.

Беседовала Ольга Каменева
Публикуется с сокращениями

Любовь Михайловна Михайлова,

почетный работник образования России, педагог-организатор отдела празднично-игровых программ ДДЮТ

ПРАЗДНИК – НАШЕ СОСТОЯНИЕ ДУШИ

                                                     «Праздники – это мосты от нас к детям и наоборот».

                                                                                                                                   С.Шмаков.

Потребность в празднике – это потребность человека в разделенной с другими «радости бытия». Собственно, превращение радости «из «своей» в «общую» и создает праздник — так считает педагог и исследователь Л.С.Ильюшин. Наш отдел разделяет его точку зрения, убедившись в правоте этого суждения на практике.

Учитывая тот факт, что развитие ребенка нуждается в ярких, эмоциональных событиях, — именно они в наибольшей степени влияют на формирование его взаимоотношений с миром — детский праздник выдвигается на одну из главных позиций, составляющих воспитание. Как и любой другой элемент человеческой культуры, праздник может стать предметом изучения, освоения и творческого развития. Попробуем разобраться, как сделать приятнейшую воспитательную акцию – детский праздник – наиболее эффективным.

Главное правило: праздник не может быть организован педагогами для детей, его можно создать, разделить, пережить  вместе с детьми, вместе, а не для них. В подтверждение хочу привести только один, но как мне кажется, весьма убедительный пример из жизни нашего отдела – это праздничные мероприятия, посвященные 35-летию ДДЮТ, ставшие… сверх коллективным делом, вклад в которое внесли очень многие люди – педагоги, воспитанники, выпускники разных лет, родители, спонсоры. Юбилей состоялся в 2008 году.

Начали мы с того, что на первом общем мероприятии года – путешествии по Дворцу «В гостях у муз» — организовали анкету-опрос для родителей и учащихся, из которой узнали их пожелания о проведении юбилейных торжеств. В каких праздниках и встречах они хотели бы принять участие лично, какие творческие и воспитательные (если речь идет о родителях) проблемы хотели бы разрешить. Задача педагогов-организаторов нашего отдела была непростой: перенести пожелания и фантазии детей и взрослых в реальность, сделать праздники и встречи юбилейного года особенно яркими, запоминающимися, ведь сегодняшние воспитанники — уже третье поколение ребятишек Красногвардейского района, посещающих Дворец, дети и внуки наших первых выпускников. Хотелось объединить поколения и дать возможность активно поучаствовать всем — умножить радостное переживание, благодаря сопереживанием общим.

С учетом ответов на анкету педагогический коллектив каждого отдела выбрал себе тему, и вместе с ребятами разрабатывал ее для всех воспитанников ДДЮТ и школьников района.

Удивительный бал для детей и родителей провел ансамбль бальных танцев «Родничок». Бал назывался «У графини Ленской». Распорядительница бала, графиня Ленская, вывела на паркет всех воспитанников ансамбля от мала до велика, концертный состав. А вот потом произошло самое удивительное – дети пригласили на вальс своих родителей, бабушек, учителей! Ну, разве можно отказать своему родному ребенку или ученику? На этом активная позиция родителей не закончилась: они сами, к восторгу детей,  демонстрируют заранее подготовленный латиноамериканский танец. А веселый Петрушка не может обойтись без танцев пионерского детства родителей. И начинается настоящий перепляс – «Лавота», «Танец птичек», «Буги-вуги», «Полька-дружба», «Летка-Енька». Но и это еще не все. Присутствующие принимают участие во всех «интригах» бала: играют в «фанты», взрослые разгадывают загадки, которые подготовили для них ребята, читают стихи вместе с детьми, и, поверьте, очень волнуются! Как и принято, на балах – все получают призы, готовится дружный «сладкий» стол…

Для детей большая радость и гордость, когда они видят активное участие своих родителей в праздниках Дворца. Мамы и даже папы с большим удовольствием участвовали в таких праздниках, как «Посвящение в первоклассники», «Мальчишки и девчонки», «Мой папа – Супер-папа», 40-летние юбилеи хоровой студии «Искра» и ансамбля танцев «Юный ленинградец», выпускные вечера для учащихся ДДЮТ и т.д.

На празднике хоровой студии «Искра» персонаж Домисолька просит родителей помочь разобраться в сложной музыкальной гамме, дети просто замирают: справится ли мама, папа или бабушка с этим заданием? Взрослые дружно показывают на пальцах, где какая нотка расположена. Радостное восклицание после удачно выполненного задания и счастливая улыбка на лице ребенка – это ли не огромное счастье для организаторов праздника!

Праздники – Женский день 8 марта и День защитников Отечества, в который стало традиционным чествовать представителей сильного пола, — разделяют какие-то две недели. В хореографическом ансамбле «Юный ленинградец» их объединили под названием «Девчонки и мальчишки» и поздравляют сразу мам, девочек, мальчиков, пап! А отдел празднично-игровых программ провел районный праздник «Мой папа – супер-папа!», в котором принимали участие папы-учителя школ района и папы-педагоги ДДЮТ «На Ленской».

В Новый год Дворец традиционно проводит праздник у елки для всех первоклассников района. За все 10 лет этой традиции не было ни одного негативного отзыва о качестве программы. В юбилейный новогодний праздник старались особенно, получили замечательные отзывы. Вот несколько фраз одного из них: «Новый год – самый долгожданный и любимый праздник, как для детей, так и для взрослых. И, конечно, очень важно, чтобы Новогоднее представление сочетало в себе тайну, сказку, превращение, хороводы, конкурсы и веселые аттракционы. Этот результат был достигнут на празднике в ДДЮТ. Организаторам представления удалось создать условия для самореализации детей. Благодарим организаторов за доброту, творчество, душевную теплоту, человеческую мудрость, жизнерадостный настрой и любовь к детям, и в этот юбилейный год желаем всем педагогам крепкого здоровья и творческого долголетия!» Педагогический коллектив начальных классов школы № 349».

Новая форма работы с родителями – праздник «Наша гордость – 2008» — родилась в юбилейный год. Решили: своих героев мы должны знать в лицо. И устроили торжественную церемонию чествования всех лучших учащихся по итогам года, выпускников, активных родителей и спонсоров ДДЮТ. Муза ДДЮТ и ее подруги — музы танцев, музыки, песни, изобразительного искусства, истории и науки — приветствовали «виновников» торжества и вручали им почетные дипломы. Церемония заканчивалась общим фотографированием для истории ДДЮТ и видеосюжетом «Семейный альбом – 2008».

Апофеозом праздничных мероприятий юбилейного года стал гала-концерт в БКЗ «Октябрьский» — «Нам – 35!», созданный благодаря профессиональной и творческой поддержке всего педагогического коллектива ДДЮТ «На Ленской». В финале сводный хор студии  «Искра» исполнил гимн Дворца, а зал, стоя, подхватил его…

Закончился юбилейный год, а все программы, придуманные к юбилею, стали традиционными и достойно пополнили праздничный календарь ДДЮТ. Вот что значит коллективное творчество сообщества единомышленников.

Радость жизни

Сколько бы вам ни было лет, вам хочется праздника. Хоть иногда, хоть немного. Так уж устроен человек, что жизнь, лишенная радости, кажется ему бессмысленной. Как-то природа странно запрограммировала — все братья меньшие могут жить без радости (а может, они -то и получают эту радость бытия в неограниченном количестве?), а человек без оного превращается в мученика.

Что же такое радость, как обозначить эту эмоцию или состояния? И кто ответственен за радость в нашей душе?

Википедия:

«Ра́дость — одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. Является положительной внутренней мотивацией человека. Радость считается противоположной грусти, печали.

Радость может отделяться от удовлетворения и удовольствия и даже противопоставляться им. Радость, как более «высокое» чувство, в противопоставлении «душа» -«тело» связывается с душой, а удовольствие, как всего лишь «ощущение, реакция» — с телом. Существует радость от созерцания,  радость от движения, радость от грусти, радость общения, радость познания, радость красоты, радость жизни, и иногда связываемая с последней беспричинная радость»

Видите? Одна из основных положительных эмоций…То есть, без нее никак. А как часто испытываете радость вы и от чего? Напишите на листе все основные поводы, от которых вы испытали радость в последний год. А в последний месяц? А сегодня?

А ведь день, проведенный без радости,  прожит напрасно. Само состояние бытия на этой прекрасной планете прошло незамеченным. В молодости мы думаем: «Как много времени впереди», доживая до старости, все думают примерно одно: «Как быстро прошла жизнь»

Так, может, прямо сейчас осознать это и насладиться каждым мгновением, отпущенным нам Вечностью?

Вспомним, что одна из популярных мировых религий- христианство- относит уныние к 7 смертным грехам.

Элеанор Портер в 1913 году закончила потрясающий роман, предназначенный не только детям, и назвала его «Полианна». В нем речь идет об 11-летней девочке, которая во всем находит положительное. Даже в том, что другие считают ужасным. Если бы эту книгу ввели в школьную программу как обязательную, количество  людей, считающих себя несчастными, сократилось бы многократно. В книге в увлекательной форме изложены основные принципы жизни, которая проживается не зря.

Глубокая философия «половины стакана воды», которую можно рассматривать и как «стакан наполовину пуст», и как «стакан наполовину полон», наполняет человеческую жизнь именно тем состоянием, какое вы выберете.

Ницше даже определяет неумение радоваться, как первородный грех:

«С тех пор, как существуют люди, слишком мало радовался человек: только в этом, братья мои, наш первородный грех! И если мы научимся больше радоваться, то так мы лучше всего разучимся обижать других и измышлять всевозможные скорби»

А ведь у многих современников именно измышление скорбей становится главным занятием жизни. Мы настолько печалимся о том, чего у нас нет, что времени радоваться тому, что есть, уже не остается.

Даже  любовь, чувствовать которую великое благо, становится для нас поводом к страданиям. Многие пары, познавшие эйфорию первичной любви (как говорят, конфетно-букетный период) умудряются превратить ее в ненависть и злобу. Кто-то внушил нам дикую мысль — что счастье от любви возможно только при всецелом обладании предметом любви. К тому же этот «предмет» должен  еще и служить по совместительству «золотой рыбкой», мгновенно исполняющей прихоти другого. Как же тут радоваться чувству? Некогда. Время занято воспитанием возлюбленного в духе «как мне надо». Что и говорить. При таком подходе количество разводов всегда будет равняться количеству браков.

Хотите ли вы, чтобы радость стала вашей ежедневной гостьей? Тогда вам предстоит долгая наука. Ведь психика точно так же тренируется правильной реакции на мир, как  мышцы реакции на систематические нагрузки.Тренируйте «мышцы радости»- и результат обязательно придет, ведя за собой счастье.Неважно ,кем вы работаете, и где живете. Эти приемы доступны всем.

Вот комплекс упражнений на развитие «мышц» радости:

1.Тренируй внимательность ежедневно. Найди в течение дня несколько обязательных приятных моментов, порадуй все свои репрезентативные системы.:

Визуальную — увидь и зафиксируй на несколько мгновений внимание на красивом Кинестетическую — почувствуй удовольствие от расслабления в ванной, от поглаживания животного, от свежего ветерка, от прохлады упавшей снежинки, от прикосновения  и т.д.

Аудиальную- фрагмент любимой музыки, звук своего голоса, говорящего приятное другому человеку, шорох ветра в листве, смех…

Дигитальную- осмыслите со знаком плюс все полученные сигналы от вышеизложенного.

Уже неоднократно говорилось, что даже улыбка в зеркало самому вызывает в теле ответную реакцию. Почему бы не пользоваться этим простым приемом? Люди, побывавшие в других странах, отмечают некую легкость бытия, царящую в той же, не отличающейся высоким уровнем жизни, Индии или Таиланде. Хмурое лицо там встречается значительно реже улыбающегося. И поймав взгляд, вам обязательно улыбнутся в ответ. Таиланд так и называется «Сиам йим», что переводится как « Сиам-страна улыбок»

Окунувшись в традиционные тайские традиции, понимаешь, что улыбка-это стремление к бесконфликтной жизни, желание выразить благодарность, быть ежедневно приятным.  Лицо с улыбкой- это красиво.  А вот жизненный крах называется Сиа На- «испорченное лицо». Кстати, нигде в Таиланде вы не услышите крика и шумного выяснения отношений. Орущий человек, скандалящая женщина- это из разряда категории ужаса в тайском быту. «Потеря лица» гарантирована, несмотря на факты или чью-то там «правоту». Никому не дано право выливать свой негатив, особенно в «русской» форме. Очень негативно воспринимают тайцы нашу привычку колошматить и орать на детей. Мрачный человек — уродливый человек. Именно потому путешествие в страны с подобным менталитетом — это праздник души и насыщение радостью. Ведь главный комплимент у тайцев, признающий в вас красивого, умного и приятного человека, звучит так:«Кхау йим мак»-«вы много улыбаетесь»

В нашей и восточной культуре даже отхождение в мир иной воспринимается по-разному. Смерть-это полное освобождение от земных неурядиц и страданий. Люди радуются за ушедшего. Наша же философия — долго рыдать и стенать, не задумываясь от том, что мы оплакиваем не совсем усопшего, а, скорее, собственные страдания.  Поэтому маска скорбящего надолго прилипает к лицу человека, потерявшего близкого, и даже иногда служит орудием манипуляции окружающими.

Только в странах бывшего СНГ в людском сознании накрепко засела мысль: «улыбка без причины — признак дурачины», а угрюмое лицо может быть воспринято как умное…

Состояние радости- это просветление. Осознав это, вы и получите искомое. Радость от сознания бытия.

Кстати, знаете ли вы, что в осажденном Киевом Донбассе, под обстрелами, до сих пор идут спектакли в театрах? И залы, где бы они ни были, наполняются людьми, желающими прикоснуться к прекрасному и облагородить душу сопереживанием героям? Поразительна одна из постановок Донецкого театра «Actor Hall»по пьесе драматурга Андрея Карелина  «SMS. Save My Soul», где раскрывается пронизительная история любви людей, больных СПИДом и уродливостью отношения к ним общества.

Тренируя в себе жизнь с радостью, помните, что это состояние не могут испытывать люди, стремящиеся унизить других, подверженные мелочности и зависти, воспринимающие окружающий мир с агрессивностью.

Если вам самим сложно справиться с уже закрепившимися в организме отрицательными эмоциями, воспользуйтесь счастливыми помощниками –оберегами, которые наши мудрые предки передали нам как бесценное сокровище саморегуляции.

Например, для женщин – Колт, Лунница Трехрогая, Рожаница, Сердце Яви, Оберег Личина Лады Богородицы, Оберег Гребешок и некоторые другие.

Для мужчин- Оберег Личина Белобога, Оберег Личина Вышень,  Сварожич,  Солярный Крест, Символ Рода и др. 

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку последних новостей и статей мира Магии!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник освобождения ленинграда от фашистской блокады
  • Праздник это всегда хорошо
  • Праздник осб фсин
  • Праздник это возможность
  • Праздник обрезания господня открытки