С маутом наперевес: как эвенкийское село Бомнак встретило День оленевода и охотника (фото, видео)
30.03.2022, 16:43Общество
День оленевода и охотника в селе Бомнак Зейского района закрыл череду весенних гуляний в эвенкийских селах. Туристы со всех уголков страны мечтают побывать на этом празднике: здесь собирают самые яркие традиции эвенков. Отведать блюда национальной кухни, купить сделанные руками мастериц сувениры и амулеты, попробовать свои силы в традиционных видах спорта кочевого народа могут все желающие. «Амурская правда» побывала на празднике, преодолев почти 800 километров по земле и льду до расположенного почти на границе Амурской области и Якутии села, и запечатлела самые яркие моменты народных гуляний.
Село Бомнак стоит на берегу Зейского водохранилища. Нередко полноводная река летом «цепляет» нижнюю улицу, названную именем самого известного эвенка Улукиткана, друга писателя-геодезиста, иследователя Григория Федосеева. Поэтому вдоль дороги лежат разбросанные водой деревянные коряги. На льду водохранилища с вечера поставили теплую палатку и установили сцену к предстоящему празднику, а утром здесь раскладывают товар мастерицы, а также появляются угощения.
Фото: Владимир Воропаев
Небесные ворота «Чичипкан» встречают всех гостей праздника. Когда человек проходит через них, его окуривают дымом багульника. Это делается для того, чтобы очистить от всего негативного. Обряд очищения главный у эвенков, говорят местные жители. Пройдя через врата, каждый завязывает ленточку на ветке дерева и загадывает желание. Здесь же разжигают большой костер для духов, что называется обрядом кормления огня. Ему издревле поклонялись эвенки, ведь без этой стихии в суровой тайге не выжить.
Фото: Владимир Воропаев
Кроме жителей Бомнака на праздник собрались и соседи из Верхнезейска, представители администрации Зейского района и правительства Амурской области. Гостей также встречает стилизованный эвенкийский чум. Здесь он элемент декора, на фоне него может сфотографироваться любой желающий.
Фото: Владимир Воропаев
На столах мастериц изделия из кожи, перьев и бисера. Свои поделки желающим предлагает и Жанара. В Бомнак она приехала 20 лет назад из Казахстана, вышла замуж за местного жителя и родила двоих детей.
— Вышивкой я еще в школе занялась, очень люблю с ней сидеть. Мы с мужем и охотимся, и рыбачим. На рыбе неплохо перезимовали, — говорит девушка, одновременно продавая копченую щуку гостям праздника. Разошелся деликатес очень быстро.
Фото: Владимир Воропаев
Свои сувениры представили детский сад и школа.
— Обереги для защиты дома, для женской красоты, — показывает свои работы учитель биологии и химии Мария Корсакова. Она замужем за представителем малочисленного народа, и в ее семье традиции эвенков передаются от свекрови.
Муж сейчас добывает пропитание в тайге, и супруга-охотника девушка не видит по несколько месяцев.
«Мы жили десять лет во Владивостоке и вернулись, — продолдает Мария. — Думаю, нужно было вообще отсюда не уезжать. Родная земля — это часть нас».
Фото: Владимир Воропаев
Рядом хозяйки угощают гостей традиционными яствами — мясом дикого оленя, замороженной ягодой и строганиной. От замороженной рыбы ловко отрезают большим ножом тонкие пластины и едят их, окуная в специи.
Главные звезды праздника — местные школьники, которые танцуют в коллективе «Юктэкэн», что в переводе с эвенкийского означает «родничок». Ребята изображают птиц, оленей и охотников в национальных костюмах.
Фото: Владимир Воропаев
— Я три года танцую в коллективе, мне очень нравится, — говорит одиннадцатиклассник Антон Лиханов. — В нашем танце нет главных, все на равных. Я знаю о традициях от бабушки и дедушки. Они эвенки и говорят на родном языке. Я только отдельные слова понимаю.
Фото: Владимир Воропаев
Среди традиционных конкурсов — перетягивание палки и прыжки через нарты. А самые ловкие соревновались в ловле оленя с помощью маута — специальной веревки, сделанной из оленьей кожи. Задача не только накинуть петлю на рога, но и затянуть ее, чтобы олень точно не выбрался из ловушки.
— У каждого своя техника, трудно сказать, как это делать правильно, все приходит с опытом. В принципе это не трудно, — заверяет Никита Михайлов, который уже давно набил руку на ловле оленей. С детства он немало времени провел в тайге и сейчас приезжает в родное село поохотиться и порыбачить.
Фото: Владимир Воропаев
В роли оленя выступал человек — настоящих оленей на празднике не видели несколько лет. В селе официально сохраняются две общины, и добраться на праздник представителям из тайги задача не из легких. Сами оленеводы отмечают, что сделать это возможно только на автотранспорте — ближайшая стоянка кочующего стада находится в 160 километрах от Бомнака, на границе с Якутией.
Местные жители вспоминают, какими масштабными и яркими были праздники раньше. Здесь устраивали большие гонки на оленьих упряжках, причем не только среди мужчин, но и среди женщин.
Фото: Владимир Воропаев
— В поселке 470 жителей, около половины из них — эвенки. У нас всего две родовых общины, и везти оленей ради праздника на такое большое расстояние только для того, чтобы показать людям, не совсем гуманно, — считает глава Бомнака Марина Подолько. — Мы сохраняем и другие традиции: национальные костюмы, танцы и так далее. Наш праздник не только для охотников и оленеводов, это праздник традиций и встреч. В Тындинском районе родовые общины сами приезжают и устраивают праздник, у нашего поселка нет такой возможности.
Фото: Владимир Воропаев
Завершились гулянья большим хороводом, в который собрались и местные жители и гости Бомнака.
«Амурская правда» и Туристско-информационный центр Амурской области продолжают совместный проект «Текст-Тура». Ещё больше о туристических маршрутах, походах, экскурсиях, достопримечательностях, мероприятиях и развлечениях вы можете узнать на площадках: https://taplink.cc/amur_travel и WA: +7-914-615-02-83
Возрастная категория материалов: 18+
Материалы по теме
Ежегодно в конце марта ‒ апреле на Таймыре проходит главный национальный праздник жителей тундры – День оленевода. В этот день горожане могут заглянуть в жильё коренных северных народов – балку, увидеть их быт, попробовать традиционную еду, поиграть на народных инструментах, покататься на оленях, посмотреть на соревнования оленеводов: метание маута (верёвки из кожи оленей) на хорей (палку, имитирующую рога животного), прыжки через нарты (узкие длинные сани, предназначенные для езды на упряжках), перетягивание палки и национальную борьбу.
История праздника
День оленевода появился в 1950‒1960-е годы наряду с другими профессиональным праздниками. В Советском Союзе торжество начиналось с делового совещания, в процессе которого проходили выставки, концерты и спортивные состязания.
С 1990-х годов к организаторам Дня оленевода добавились коммерческие компании по добыче нефти и газа. Они часто выступают спонсорами мероприятия и вручают подарки победителям соревнований.
Фото: priuralye-rkm.ru
Как празднуют
День оленевода привязан к празднованию Дня встречи солнца, который на Таймыре отмечают ежегодно в конце января ‒ начале февраля. Есть такое поверье: если появляется солнце на Севере, значит, наступил Новый год.
Дату празднования определяет администрация, потому что тогда коренные народы вместе со своими стадами переезжают с зимних пастбищ на летние. День оленевода проводят в том населённом пункте, около которого собралось большее количество оленеводов.
Для оленеводов это в первую очередь день встречи со своими родственниками, друзьями и знакомыми, с которыми они не виделись целый год. Кроме того, на празднике свободные молодые люди ищут себе невесту или жениха.
Этот праздник отмечают все северные народы. Ненецкие женщины, например, участвуют в конкурсе традиционной одежды. Они демонстрируют наряды, которые сшили из шкур оленя и украсили бисером, кусочками цветной ткани, подвесками из рога и кости оленя, мехом песца.
Другие представительницы коренных северных народов выставляют на продажу элементы одежды (рукавицы, пояса, меховые шапки, варежки и унты) и традиционную пищу (северную рыбу, строганину из муксуна и щокура, вяленую оленину и ягоды).
Кульминация праздника ‒ гонки на оленях, в которых мужчины и женщины борются отдельно друг от друга. Оленей они предварительно тренируют и украшают. За победу в этом состязании можно получить полезные в хозяйстве подарки вроде снегоходов или бензогенераторов.
Кто такой оленевод
Оленевод ‒ это человек, который вместе с оленями ведёт кочевой образ жизни. Сейчас они есть только среди ненцев, проживающих на Таймыре и на Ямале. У долган, нганасан и эвенков оленеводов не осталось.
Человек, никогда не видевший тундру, не может стать оленеводом ‒ это занятие преемственное. Нужны специальные навыки и подготовка, знание местности без карт, иначе можно заблудиться и замёрзнуть в суровых арктических условиях.
Оленеводом может быть только мужчина. Женщина должна заниматься домом, ей нельзя наступать на оленьи шкуру, упряжку и тем более на верёвку, которой ловят животных.
Фото: Лев Федосеев
Анна Павловна, художник по костюмам Таймырского дома народного творчества:
«Мои братья Василий и Вячеслав Яроцкие ведут кочевой образ жизни. Они получили навыки оленеводства в детстве от нашего отца и сейчас кочуют по тундре уже вместе со своими большими семьями ‒ по правой стороне Енисея. У старшего брата шестеро детей, двое из которых ему уже помогают.
Но не все дети останутся в тундре, девочки и младший сын хотят уехать в посёлок или в город. Я в детстве тоже кочевала с родителями, потом поступила в университет, переехала и с тех пор веду осёдлый образ жизни. Нас таких двое ‒ я и моя старшая сестра, пятеро из нас ‒ два брата и три сестры ‒ кочевые.»
Фото: priuralye-rkm.ru
Во что одеваются оленеводы
Коренные северяне пробовали носить обувь и одежду из магазинов, но вернулись к традиционным одеяниям из оленьих шкур, потому что они относительно легкие по весу и очень тёплые. Для женщин это ненецкая парка распашная, которая называется «ягушка», и шапка-капор с металлическими подвесками. Она полая, с песцовым воротником, спереди и сзади завязывается на верёвочки. Мужская парка называется «малица», она похожа на рубашку.
Анна Павловна, художник по костюмам Таймырского дома народного творчества:
«У меня и моих детей тоже есть одежда из оленьих шкур, которую мы надеваем, когда едем в тундру.»
Фото: priuralye-rkm.ru
Оленьи шкуры также используют для обогрева жилья ‒ балков.
Чем занимаются оленеводы
Олени ‒ это наследство для детей. Поголовье не проедается, оленеводы контролируют его количество. Больше, чем нужно, голов тоже быть не должно, потому что пастбищ мало.
Анна Павловна, художник по костюмам Таймырского дома народного творчества:
«У моих братьев увеличилось количество скота. Если раньше было по 300 голов, сейчас ‒ больше 500. И это минимум, который нужен для выживания в тундре, ведь олень ‒ это всё для оленевода: и транспорт, и еда, и одежда, и даже валюта.»
За животными нужен постоянный присмотр, поэтому профессия оленевода требует постоянного присутствия рядом с ними. Одному с этим справиться сложно, поэтому оленеводы кочуют семьями.
Анна Павловна, художник по костюмам Таймырского дома народного творчества:
«Оленеводство ‒ это определённый ритм жизни. Когда братья приезжают ко мне в гости, то не могут остаться надолго. Максимум ‒ пять дней: они не могут покинуть пастбище на больший срок.»
Как передвигаются оленеводы
Оленеводы перемещаются на балках, которые стоят на поводьях. Зимой они делают это на снегоходах, летом ‒ на оленях. Больше трёх дней на одном месте кочевники не стоят.
Анна Павловна, художник по костюмам Таймырского дома народного творчества:
«Они очень бережливы к природе, никогда не мусорят и сети для рыбалки надолго не оставляют. Считается, что, если оставить их больше чем на три дня, рыба может погибнуть.»
Фото: Лев Федосеев
Оленеводы ‒ это профессия или призвание
Дети оленеводов учатся в школах-интернатах, а на каникулы возвращаются к родителям. Сейчас их уже больше привлекают цивилизация и возможность выбрать свой путь. Некоторые возвращаются, другие тоскуют по тундре.
Анна Павловна, художник по костюмам Таймырского дома народного творчества:
«Но даже вдали от тундры меня тянет туда, и чем старше я становлюсь, тем сильнее это чувствую. Там ‒ свобода и движение. Каждый год я приезжаю к семье вместе со своими детьми, и меня переполняют эмоции. Особенное воспоминание ‒ скрип оленьих копыт зимой и свежий воздух. Но жить в тундре постоянно уже тяжело. Мне кажется, только самые сильные духом остаются там.»
Олень на Севере ‒ священное животное, а оленеводство ‒ в первую очередь стиль жизни, способ прокормить семью, а не способ заработка. Оленеводом не становятся, им рождаются. Для того чтобы выжить в тундре, нужно обладать специальными навыками и иметь багаж знаний, который передаётся из поколения в поколение, по наследству.
Фото: priuralye-rkm.ru
Год начинался, когда просыпалась земля, и заканчивался, когда она вновь укрывалась снежным одеялом. Об особенностях современного и древнего эвенкийского календаря корреспонденту «АиФ-Красноярск» рассказала главный специалист по эвенкийской культуре таймырского Дома народного творчества Татьяна Болина-Укочёр.
Икэнипкэ
Этот обрядовый праздник сейчас называют Днём оленевода. Он проводился в весеннее новолуние, за месяц до наступления устойчивого тепла. Знаменовался рождением оленят, появлением травы и хвои лиственницы и отмечался народной приметой — первым кукованием кукушки. Этим праздником начинался эвенкийский новый год. Обряд был направлен на получение священной силы для оживления Природы, которая должна способствовать размножению оленей и дичи и давать здоровье и благополучие людям.
Вначале всех приглашают очистить душу и тело дымом багульника, затем — накормить огонь свежеиспечённым хлебом. Говорят, если загадать во время этого обряда желание, оно непременно сбудется. Благосклонность судьбы можно также получить, дотронувшись рукой до деревянного столба «сэвэки». Обращаясь к божеству по имени, просили дать хороший год.
При встрече первого грома, повествующего о наступлении нового года, произносили Алга — просьбу, благопожелание. Когда слышали первые раскаты грома, брали ветки ёрника в правую руку, трижды обходили жилище по движению солнца и произносили:
Арчэ, арчэ!
Мы есть эвенки,
Мы арбагасы имеем.
Чтоб хорошо жили,
чтоб не голодали,
Хорошим годом приходи,
Плохим годом не приходи.
Синилгэн
Праздник первого снега, благословения зимовья. С этого дня начинается охота. Начинают с обряда Чичипкан — прохождение через «небесные врата». Их делают из раздвоенного ствола лиственницы, наверху крепится тотем в виде лица. Прошедший Чичипкан человек считается очищенным от грехов и болезней прошлого года.
Это праздник души и ликования эвенков — с этого дня начинается великая охота. Синилгэн проводится на традициях обряда, символически означающего добывание охотничьей удачи. При этом сильные духом и одарённые охотники берут особый лук и идут на охоту. Когда удача добыта, женщины и дети встречают их с великим ликованием. На праздник съезжаются издалека. Затем многоуважаемый человек рода просит у духа огня благословения и кормит огонь специальным угощением.
Бакалдын
Летний эвенкийский праздник, во время которого происходит так называемая «встреча всех родов». Проводится он на месте, где пересекались кочевые тропы, в самом начале лета, когда распускаются почки лиственницы и всю ночь напролёт кукует кукушка. На вершине сопки разжигают костёр и благодарят солнце. Сначала на такие празднества допускались только мужчины, но потом участвовать в них стали женщины и дети. Здесь танцевали круговой танец ёхарьё, устраивали спортивные состязания, заключали торговые сделки и обменивались невестами.
Ещё одна интересная традиция — кормление реки с пожеланиями добра и счастья, чтобы в реках было всегда полно рыбы. С заходом солнца шаман камлал и просил у духов счастья для всех людей на земле.
Месяц — это «луна»
Эвенкийский календарь состоял из 13 лунных месяцев. Поэтому месяц называется «бега», что в переводе значит «луна». Позднее один месяц был потерян. Новый год у эвенков начинался с весны.
Месяц январь — мирэ — «месяц плеча». Название очень точное. Действительно, в январе из-за горизонта начинает выглядывать солнышко и лучами касается плеч человека.
Февраль — гиравун — «месяц шага», «месяц пешей ходьбы на охоте». Солнце в это время года поднимается над горизонтом выше, чем в январе, и природа делает шаг к теплу, к весне.
Март — эктэнкирэ — «месяц роста рогов». В марте у самцов северных оленей начинается рост рогов.
Апрель — туран — «месяц ворона». Время, когда эти птицы начинают высиживать яйца.
Май — сонкан — «месяц телят». В это время проходит отёл самок домашних северных оленей.
Июнь — мучун — «месяц зелени». Света в изобилии, зелень набирает силу.
Июль — чорилин — «месяц солнцепёка». Самый тёплый месяц.
Август — иркин — «месяц чистки оленьих рогов». В эту пору у северных оленей прекращается рост рогов, и с них начинает сходить бархатистая кожица, обнажая кость рога.
Сентябрь — сирудян — «время начала оленьих игр». Начинается свадебная пора у диких и домашних оленей.
Октябрь — угун — «месяц замерзающей воды». Устанавливаются отрицательные температуры, появляются забереги на реке.
Ноябрь — хукдарпи — «месяц глубокого снега, сильного мороза». Точнее про ноябрь не скажешь.
Декабрь — хэгдыг — «самый длинный, самый большой». Кочевники тайги в это суровое время года находились в стойбище, время тянулось медленно.
Год начинался с головы
Ранее у эвенков существовал календарь, в основе которого лежало тело человека. Такой календарь описал известный тунгусовед В. Туголуков. Древнейший главный календарь всех эвенков был построен по принципу счисления месяцев по верхней части человеческого тела. В суставном календаре очевиден астрономический принцип построения.
Сонная — голова, или вершина (начало) года, месяц, когда день начинает прибывать.
Эвримира — левое плечо (год как бы начинает спускаться вниз).
Ичан — левый локоть руки.
Билян — запястье левой руки.
Унму — суставы, образующие основания пальцев левой руки.
Чаратки — средние суставы пальцев левой руки.
Огитки — последние, нижние суставы пальцев левой руки.
Год прошёл половину своего пути и переходит на пальцы правой руки, начинает восхождение в обратном порядке: огитки, чаратки, унму, билян, ичан, туктиримира — правое плечо.
Эту основную календарную систему эвенки различных районов приспосабливали к местным условиям и давали месяцам ещё и дополнительные, описательные названия.
Всем большой привет!
И сегодня хочу поделиться рассказом о том, как мы посетили национальный праздник эвенков День оленевода и охотника в Амурской области.
праздник кочует, его отмечают с середины марта и до апреля, в местах, где живут эвенки — коренной северный народ.
Мы поехали на праздник в Тындинскую область, поселок Усть-Уркима, не обошлось и без приключений, почти на подъезде к Тынде с дороги отлетел камушек в лобовое, не приятно(
Но благо есть добрые люди на этом сайте, и мне помог товарищ из Тынды!
Настроение снова хорошее, по пути заехали с подарками в музей БАМ, подарили космическое питание и макет ракеты-носителя Союз к 60-летию первого полета в космос.
День оленевода отмечается в поселке Усть-Уркима, это еще 150 км от Тынды.
Собираются родовые общины оленеводов, отмечают начало весны, встречаются с друзьями и родственниками, соревнуются и главное — сохраняют традиции.
Мы познакомились с семьями оленеводов, посмотрели потрясающий концерт, с национальными песнями и танцами, болели на гонках на нартах!
А еще поели блюда из оленины, послушали игру на варгане и пытались кормить оленей солью!
И все это бесплатно, эвенки очень гостеприимный народ, добрый и открытый, и если вам удастся попасть на праздник или просто познакомиться с их культурой, обязательно сделайте это!
<
Мы давно так не заряжались атмосферой! И всем, кто посмотрит видео, отдельное спасибо, использовали настоящую эвенкийскую музыку, чтобы все так же как и мы прониклись духом праздника!
В Тындинском муниципальном округе празднуют День оленевода и охотника. Первыми праздник отметили жители села Усть-Уркима, сообщает пресс-служба правительства Амурской области.
На льду реки Нюкжа праздник начался с обряда «Кормление реки». Затем последовало шествие родовых общин и выставка изделий декоративно-прикладного искусства «Северное сияние». Для детей подготовили театрализованные представления и игровые программы.
Взрослые соревновались в заездах на оленьих упряжках, в спортивных состязаниях «Содони» и эстафете «Бэркэл». Жительницы села приняли участие в конкурсе «Хозяйка чума». В завершении состоялось награждение победителей конкурса и эстафет.
Сегодня, 20 марта, гостей встречает село Усть-Нюкжа. Здесь организована работа нескольких творческих площадок: фотозона с демонстрационным чумом, рассказывающим о быте эвенков. Хозяева села угостят присутствующих на празднике блюдами традиционной эвенкийской кухни. В меню: «тугэр» — салат зимний, «урудрук овча» — холодец, «тупа» — таежная сухая лепешка с маслом, «агиды силе» — бульон таежный, «чукады» — травяной чай, «имиктэдук» — брусничный морс и прочие яства. В программе соревнований по национальным видам спорта «Северное многоборье» — прыжки через нарты, метание маута, перетягивание палки и каната.
На этом празднование Дня оленевода и охотника в Тындинском муниципальном округе не заканчивается. 26 марта отмечать его продолжат в селе Первомайском.
- Год назад корреспондент АСН24 отпраздновал День оленевода вместе с эвенками: подробности тут.
Фото: amurobl.ru
На льду озера Люксугун, к которому ластится село Кюсть-Кемда, уже стоят чумы, и из колонок льётся национальная мелодия с возгласом «ёхор-ё». Пейзаж просто запредельной красоты — за белыми снегами виднеется лес, над которым возвышаются горы — сцене не надо никаких декораций. Поэтому праздник кажется очень настоящим, не наигранным, хотя русских лиц среди тысячи гостей гораздо больше, чем эвенкийских. Праздника Дня оленевода в эвенкийском календаре нет, хотя народ этот нельзя сегодня представить без оленей.
Олень будто выпрыгнул на лёд Люксюгуна прямиком из мифа, где он олицетворял прародителя, солнце, чистоту помыслов и всё, что есть хорошего в этом мире. Гладкая белая шерсть, ветвистые рога, национальная упряжь — чудо какое-то. Конечно, люди потянулись к такой красоте и напугали животинку, не привыкшую к вниманию. Олень сначала беспокойно косил свои прекрасные ореховые глаза, а потом и вовсе начал метаться. Спасла его низенькая эвенкийка загадочным словом «любимаха». От её голоса или от знакомых звуков олень успокоился. Но мне кажется, что это какая-то оленеводческая магия. Ведь значение слова женщина предпочла сохранить от меня в тайне.
— А зачем тебе? Ты что ли оленевод? Ты что ли эвенк?
— Я журналист, мне интересно.
— Ну журналист, и что? Целовать тебя теперь? — обрезала укротительница оленей, добавила ещё несколько эвенкийских словечек, вероятно ругательных, и гордо ушла.
«Национальные праздники у нас это дылыча бакалдын — день летнего солнцестояния — и просто бакалдын — Новый год, который наступает, когда звучит первый гром или первая кукушка, — объясняет мне руководитель ассоциации коренных малочисленных народов Севера Инна Ферко. День оленевода проводился в советское время, потом традицию прервали. Первый раз я его провела самостоятельно три года назад. Люди не очень верили, но были рады. Праздник — это ведь очень хорошо, людям нравится. А главное — оленеводы, знаете, как воспрянули, это очень поднимает их дух, объединяет их».
С объединением Ферко попала в точку и не только потому, что праздник прошёл 1 марта — в день объединения Читинской области с Агинским Бурятским Автономным округом. Единодушно гости праздника пошли на обряд очищения — улгани — прошли почти все. Действо это очень простое — пройти мимо колотящей в бубен Инны Николаевны под берёзовой арочкой — чипиканом — и повязать на неё цветные ленточки. Многим это казалось слишком лёгкой задачей и они просили отдельного внимания. Таких желающих Ферко постукивала колотушкой от бубна, очевидно, отгоняя злых духов, злые мысли и вообще всё злое.
Поделиться
К чипикану приложились и гендиректор «Байкальской горной компании» Герман Миронов и глава Каларского района Павел Романов. Последний вообще олицетворял образ закалённого северянина — смело гулял голоушим и в распахнутой куртке.
Обряд кормления огня можно вполне сравнивать с русской традицией встречи дорогих гостей. Только вместо каравая эвенки покидали кусочки хлеба и соли в костёр, сидящий в особом «чуме». Кормили огонь уже не так массово. Видимо, дело это серьёзное, требующее знания особых заклинаний, которые на родном языке читала Инна Ферко. Был на празднике и шаман, только не совсем настоящий — его роль играл сотрудник БГК Михаил Жданов. Участие компании этим не ограничилось — она полностью профинансировала праздник и вручила денежные призы победителям оленьих гонок.
Отмечать день оленевода в Кюсть-Кемду приехали эвенки из Амурской области и Якутии. Амурчане и вовсе явились целым ансамблем «Гудяй Дуннэ» (Красивая земля), солисты которого горазды и спеть, и сплясать, и в национальных видах спорта люди не последние.
«Мы в Забайкалье уже были и на форуме коренных малочисленных народов Севера, и на фестивале. Вот на День оленевода первый раз приехали, были в Якутии — там тоже на призовые места занимали. Мы свои традиции чтим», — рассказывает эвенкийка из Амурской области, болея за своих земляков.
Слова её подтверждают парни из большой семьи Андреевых, которые класс показали в ловле оленя — его изображали нарты с развесистыми рогами. Вроде бы бесхитростное развлечение — кинуть верёвочную петлю — маут — на неподвижную конструкцию. Однако попробуй исхитрись — верёвку надо смотать таким способом, чтобы она пролетела 3-5 метров. Сунешься без практики — смеяться будут даже олени. Бег с камнем куда проще. Только вот одного из Андреевых подвели национальные унты — подошва скользила не хуже лыж.
Изготовление одежды — сохранившийся народный промысел эвенков. Среди жителей Кюсть-Кемды многие щеголяют в унтах. Инна Ферко говорит, что обувь и одежда шьётся качественно, а вот сувениры — кто во что горазд. Азы мастерства даются школьникам в кружках, но на профессиональные рельсы этот промысел не поставлен. Наверное, зря, потому что в чумах шла торговля украшениями. Выглядят они просто, но несут в себе какую-то эвенкийскую философию.
Главное событие праздника — гонки на оленях, конечно, отсрочили к самому концу. Зрелище это куда забавнее скачек хотя бы потому, что в оленях ещё много дикой крови. Да и сами эвенки мало похожи на чопорных жокеев. После старта фаворитов было видно сразу. В процессе кто-то улетел с нарт, у кого-то олени решили никуда не торопиться. Но ближе к финишу забег стал жарким — наездник общины Сюльбан Егор Егорович Алексеев оставил позади упряжку общины Чара. Жарко было и оленям — на финише они в буквальном смысле вывалили языки на бок.
В эвенкийском языке больше десятка слов, означающих оленя. Своё название есть у оленей всех возрастов, белых оленей, оленей с полоской на носу и горбоносых. Олени для верховой езды по эвенкийски называется учаки. Гонки на них вышли ещё забавнее. Олень — далеко не лошадь, садиться ему нужно почти на лопатки и балансировать на катающейся шкуре. Вдобавок животные решили показать свой дикий нрав и со старта брызнули куда угодно. В общем до финиша дошли немногие.
Но наездникам хватило и этого. Призы всё-таки давали за победу упряжек. Победитель Егор Алексеев рассказал, что приехал представлять общину аж из Якутии со своими оленями. Работает он бригадиром, имеет под началом трёх работников — «двух мужиков и чумработницу». Этот небольшой коллектив пасёт 600 голов (!!!) и, судя по реакции Алексеева, не видит в этом ничего сверхъестественного.
Поделиться
«Олени ходят сами, пасутся в лесу, мы только весной-летом во время отёла их собираем, смотрим, чтобы медведь не пришёл. Медведь в это время всегда охотится — до маленьких любитель. А летом олени от дымокура сами далеко не отходят — утром, когда мошка появляется, они сами прибегают», — говорит бригадир.
Вздыхает только на вопрос о детях, которые живут в городах, к родителям приезжают только летом, и предпочитают тайге цивилизацию. Но это уже совсем другая история.
Эвенкийский новый год Мучун
Мучун — эвенкийский новый год. Эвенкийский народ прошёл сложный путь исторического развития. В суровых природно-географических условиях, в бескрайних просторах тундры, в глухой тайге они выстояли в каждодневной борьбе за жизнь. В этой борьбе формировалась максимально приспособленная к местным условиям материальная культура, своеобразная духовная культура, вырабатывались рациональные приемы хозяйствования.
И в настоящее время, культура аборигенного народа, основанная на традиционном укладе таёжной жизни, традициях и обычаях оказывается хрупкой и беззащитной перед массивом культуры других, более многочисленных народов во всех её позитивных и негативных проявлениях. Она растворяется, ассимилируется, исчезает.
Поэтому очень важно сохранить эту культуру не только на сценических подмостках, на выставках декоративно-прикладного творчества, но и в реальной жизни. Это ценно для народа, потому как именно со своей культурой, сохранив свои традиции, обычаи и язык народ имеет право называться народом. В равной степени это ценно для мира, так как мировая культура, только тогда остается мировой, когда она представлена всем многоцветьем и палитрой культур народов населяющих нашу планету.
Эта особенность весьма существенна. Она требует бережного отношения к культуре малочисленных народов Севера.
Эвенки с древних времен праздновали Новый год летом и называли этот праздник «Мучун».
Празднование «Мучун» (дословный перевод с эвенкийского – время, когда земля обновляется, переодевается, зеленеет). Связан он с началом лета, которое наступает после того, как распускаются первые почки лиственницы и кукушка начинает отсчитывать летние часы, наступает эвенкийский Новый год.
Кочующие по тайге эвенки собирались родами в одном обговорённом месте, подводили итоги минувшей зимы и намечали планы и задачи на новый зимний период. И, конечно, угощались тем, что тайга послала, веселились и водили свой знаменитый хоровод «Ёхарьё», нередко гуляли свадьбы. Такая встреча длилась не один жаркий день и тёплую белую ночь, люди спешили насладиться обществом друг друга перед тем, как вновь пуститься в аргиш (кочевание) по бескрайним просторам тайги.
Праздник традиционно начинается с обряда очищения «Икэнипкэ». Обряд осуществляется на тропе, содержащей шесть этапов.
Начинается ритуал со священного дерева, обладающего волшебной силой мусун. Эта сила оберегает людей от болезней и всяких неприятностей, помогает на охоте. на дерево подвешиваются разноцветные ленточки с просьбой о благополучии в наступившем году.
Ежегодно для ритуала строится чум – дю, иначе чичивка (тренога). Внутри треноги сооружается дымокур из веток багульника – проходя сквозь него, люди получают благословение.
Затем начинается испытание. Эвенки считали дух Хэвэки добрым, благожелательным и постоянно заботящимся о жизни человека, к нему обращались со всякими просьбами, но прежде всего просили послать мясного зверя. Считалось, что он находился в Верхнем мире выше седьмого облака. Вместо облаков ставились семь кочек (тувур), по ним прыгали от кочки до кочки к мосту (тыгдылону).
Тыгдылон – этот путь эвенки проходили, т.к. вода для них считалась поилицей и кормилицей. Река давала им рыбу, а рыба была одним из символов эвенкийских духов.
Шли, как будто поднимаясь в гору в страну света, где культ света отображал особенность праздничного сезона, весенние «белые ночи».
«Туктывун – Урэ – Туктывун» эвенки проходили семьями, чтобы вступить в Новый год эвенкийского календаря.
Последним испытанием было «Солипка» – традиционное очистительное кольцо из веток тальника.
Пальмой, кото (сабля) гнали болезнь от туктывуна (горы) в сторону тыгдылона (моста) в том направлении, которое обозначало Нижний мир и прошлое.
Считалось, что все неудачи уйдут вместе с уходящим годом. Через кольцо неудачи пройдут, поэтому оно было последним.
Традиционно праздник проводится в первую субботу июня.
Использована информация из открытого источника
https://www.dk-evenkia.ru/muchun