Шабат, или Шаббат (иврит: שַׁבָּת) — седьмой день творения, он же — седьмой день недели, еврейская Суббота. В иудаизме Шаббат — святой день, который заповедано чтить и соблюдать в знак того, что шесть дней Б-г творил этот мир, а в седьмой — отдыхал. Само слово «шабат»/«шаббат» происходит от ивритского корневого глагола «лишбот» и означает «отдыхал», «прекратил деятельность», что имеет общий корень с «шева» — «семь» (отсюда, например, «швиит» — заповедь соблюдения седьмого, «субботнего» года). Традиционно Шаббат — это день отдыха, день субботнего покоя: в Шаббат запрещено совершать 39 видов деятельности (т.н. 39 видов работ). Евреи отмечают Шаббат как праздник: встречают Субботу зажиганием свечей, устраивают трапезы с шаббатними песнями, посвящают Шаббат духовному росту, изучению Торы, проводят время с семьей и близкими друзьями, непременно желая друг другу «Шабат шалом!» (традиционное субботнее приветствие, пожелание мира в Шаббат) или «гут Шабес!» (на идиш — «хорошей субботы!»). Соблюдение Субботы считается одной из базовых заповедей иудаизма: соблюдая Шаббат и отстраняясь от работы в этот день, еврей провозглашает веру в то, что Б-г — Творец мира, который управляет всеми процессами в нем.
СУББОТА — Шаббат, седьмой день недели
Суббота, седьмой день недели, день отдыха… На иврите все дни называются по числу их отстранения от Субботы — первый, второй и т. д., но имя собственное есть только у одного дня — Субботы.
Согласно Торе, заповедь соблюдать субботу установлена Всевышним, Который, закончив за шесть дней Творение мира, благословил и освятил седьмой день. Читаем в книге Шмот, в главе о получении евреями на горе Синае Десяти заповедей: «Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней работай и делай любое свое дело. Но седьмой день — суббота Всевышнему: не делай никакого дела, — ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни твой пришелец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней создавал Всевышний небо, землю, море и все, что в них, а в седьмой день отдыхал. Поэтому благословил Всевышний субботний день и освятил его».
Тора называет субботу праздником, в который запрещено делать работу — даже в разгар полевой страды; кроме того, в субботу запрещено зажигать огонь. Всякий, нарушивший эти запреты, строго наказывается судом. В тех местах Торы, где перечисляются праздники, суббота упоминается первой. Пророк Йешаяу предвидел, что еврейский народ будет возвеличен, если будет считать субботу своей отрадой, святым Б-жьим днем (см. 58:13).
Лишенный будничных забот, субботний день предназначен для духовных занятий. Субботняя молитва провозглашает: «Да возрадуются в Твоем царстве все, кто хранят субботу, народ, освящающий седьмой день… Ты назвал этот день украшением дней».
Евреи во все времена столь ревностно относились к выполнению субботней заповеди, что в глазах инородцев соблюдение субботы стало самым характерным признаком еврейства. Римляне называли евреев «сабаториями», субботниками. Сенека, Тацит, Овидий в открытую издевались над евреями за их привязанность к этому дню. Интересно, что ненависть чужеземных властителей к иудеям всегда сопровождалась запретами на субботу. Впрочем, все эти гонения в античные времена кончились тем, что семидневную неделю с заключительным днем отдыха приняли все народы Средиземноморья. Неделю, но не субботу. Соблюдение шаббата осталось чисто еврейской заповедью.
Предлагаем вашему вниманию подборку статей и аудиоуроков по теме «Шаббат», представленных на сайте Толдот Йешурун.
Запрет стирки в субботу
статья р. Моше Пантелята
Выжимание одежды в субботу
статья р. Моше Пантелята
Работа «даш» («молотьба») в субботу
статья р. Моше Пантелята
Укутывание кастрюли для сохранения тепла в субботу
статья р. Моше Пантелята
Установка кастрюли на огонь до наступления субботы
статья р. Моше Пантелята
Пища, сваренная в субботу
статья р. Моше Пантелята
Водяные нагреватели в субботу
статья р. Моше Пантелята
Запрет варки в субботу
статья р. Моше Пантелята
Перенос грузов в субботу
статья р. Моше Пантелята
Запрет земледельческих работ в субботу
статья р. Моше Пантелята
Запрещенные в субботу работы, связанные в Мишкане с изготовлением ткани
статья р. Моше Пантелята
Субботние запреты, связанные с изготовлением одежды
статья р. Моше Пантелята
Запрещенные в субботу работы, связанные в Мишкане с обработкой кож
статья р. Моше Пантелята
Запрет писать и стирать в субботу в субботу
статья р. Моше Пантелята
«Сотер» и «Боне» в субботу
статья р. Моше Пантелята
Как греть сухую еду в шабат?
ответ р. Бенциона Зильбера
Суббота в лагере.
воспоминания рава Ицхака Зильбера о том, как он соблюдал субботу в лагере
Суббота — не день отдыха!
глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята
Общие принципы законов Субботы
глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята
Суббота. Законы Торы и законы Мудрецов.
глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята
Суть Cубботы, Её райский вкус
Рав М. Пантелят
Четвёртая заповедь. Волшебная сила субботы.
статья Ефима Свирского
Субботний кидуш
статья руководителя московской ешивы «Торат Хаим» р. Моше Лебеля
Субботние свечи
статья руководителя московской ешивы «Торат Хаим» р. Моше Лебеля
Видеоуроки о законах субботы, проведённые р. Элияу Левиным
Субботние запреты. Запрет «провеивание» в субботу — «зорэ»
Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 6 Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 5
Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 4
Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 3
Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 2
Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 1
Субботние запреты. Запрет «сбор в снопы» в субботу — «меамер»
Субботние запреты. Запрет «сбор урожая — жатва» в субботу — «коцер». Часть 3
Субботние запреты. Запрет «сбор урожая — жатва» в субботу — «коцер». Часть 2
Запрет «сбор урожая — жатва» в субботу — «коцер». Часть 1
Субботние запреты. Запрет «вспахивать» в субботу — «хореш». Часть 2
Субботние запреты. Запрет «вспахивать» в субботу — «хореш». Часть 1
Субботние запреты. Запрет «сеять» в субботу — «зореа». Часть 2
Субботние запреты. Запрет «сеять» в субботу — «зореа». Часть 1
Суббота. Классификация субботних запретов. Вступление
Суббота. Источник субботних запретов. Вступление
Суббота. Суть субботних запретов. Вступление
Исход субботы. Законы авдалы (продолжение)
Исход субботы. Законы авдалы
Пост в субботу. Молитва о бедах в субботу. Штей микра эхад таргум. Необходимость посвятить в Субботу время для духовного роста
Три субботние трапезы
Суббота. Cвязь между кидушем и трапезой
Суббота. Законы Кидуша (продолжение)
Суббота. Законы Кидуша
Суббота. Встреча субботы. Вечерняя молитва. Заповедь: «Помни день субботний»
Суббота. Подробности заповеди зажигания свечей
Суббота. Смысл зажигания свечей
Суббота. Виды работ разрешенных после захода солнца , до выхода звезд
Время субботы. Принятие субботы . Исход субботы
Канун субботы. Принятие душа, Миква. Стрижка волос и ногтей
Канун субботы. Пост перед субботой. Когда можно есть перед субботой
Канун субботы. До какого времени можно отправляться в пятницу в дальнюю поездку и когда надо прибыть к месту назначения.
Канун субботы. С какого времени и какие работы не следует делать в пятницу
Законы субботы. Канун субботы. Подготовка к cубботе
Законы Субботы. Канун субботы
Законы Субботы. Заповедь подготовки к Субботе
Законы субботы. Вступление. Часть 2
Законы субботы. Вступление. Часть 1
Когда евреям нельзя работать
Нерабочие дни у евреев
Евреям полностью запрещено работать:
— в шаббат (субботу);
— в Йом-Киппур;
Евреям запрещена любая работа, кроме приготовления еды:
— в праздники Песах, Рош-а-Шана, Шавуот, Суккот, Симхат Тора и Шмини Ацерет, которые упомянуты в Торе;
Евреям крайне не желательно работать, но можно:
— в пост 9-го Ава;
Евреям не рекомендуется работать, но можно:
— в праздники Пурим и Ханукка, которые имеют статус заповеди, установленные пророками и мудрецами Израиля;
Евреям не желательно работать, но можно:
— в промежуточные дни (Хол ха-моэд Песах ) праздника Песах;
Евреям не запрещается работать:
— в праздники Ту би-Шват (Новый год деревьев) и Лаг ба-омер, которые не имеют статуса заповеди
Нерабочие дни в Израиле называются йом тов
Праздник Песах длится в Израиле 7, вне Израиля в диаспоре — 8 дней. Из них нерабочие для евреев в Израиле (йом тов) — первый и последний дни(15 и 21 Нисана), вне Израиля в диаспоре — первые 2 и последние 2 дня (15,16 и 20, 21 Нисана)
В Хол ха-моэд Песах в Израиле) — 16-20 числа месяца Нисана работать нежелательно, но можно. Эти дни следует использовать для соответствующей определенному празднику духовной работы
В Шавуот в Израиле не работают один день (6 Сивана), вне Израиля в диаспоре — два дня (6 и 7 Сивана)
В Рош а-Шана и в Израиле и вне Израиля в диаспоре не работают два дня (1 и 2 Тишрея)
В Йом Киппур и в Израиле и вне Израиля в диаспоре не работают один день (10 Тишрея)
Праздник Суккот продолжается в Израиле и вне Израиля в диаспоре — 7 дней. Из них нерабочие в Израиле — первый день (15 Тишрея), вне Израиля в диаспоре — первые два дня (15 и 16 Тишрея)
Шмини Ацерет/ Симхат Тора в Израиле отмечают в один день (22 Тишрея). Вне Израиля в диаспоре это — два дня (в первый отмечают Шмини Ацерет, во второй — Симхат Тора) — (22 и 23 Тишрея)
В Пурим (14 Адара) лучше не работать. Но если обстоятельства не позволяют — то можно. В принципе это разрешается, поскольку Пурим не входит в йом тов
В йом тов не входят также и все восемь дней праздника Ханукка (25 Кислева — 2 Тевета). Поэтому во все эти дни евреи могут работать без каких бы то ни было ограничений. Исключение — суббота, которая выпадает на один из дней Ханукки
В Ту би-Шват, Новый год для деревьев — 15 числа месяца Швата евреям не запрещается работать
В Лаг ба-омер — 18 числа месяца Ияра евреям не запрещается работать
Смотрите также:
Шаббат Праздники Израиля
Суббота в иудаизме
Суббота в Израиле
Какие посты есть в Израиле
Посты в Израиле
Посты и траурные дни в Израиле в 2018 году
Посты и траурные дни в Израиле в 2019 году
Еврейские праздники в 2018 году
Еврейские праздники в 2019 году
Праздничные дни в Израиле в 2018 году
Праздничные дни в Израиле в 2019 году
Праздники в Израиле по еврейскому календарю
Еврейский календарь
Выходные дни в Израиле
Выходные дни недели в Израиле
Выходные дни в Израиле в 2018 году
Выходные дни в Израиле в 2019 году
Когда выходные дни в Израиле в 2018 году
От серьёзного до смешного – один клик мышкой. Советуем отдохнуть и посмотреть нашу Антологию еврейских анекдотов
https://konsulmir.com/kogda-evreyam-nelzya-rabotat/2018-02-09T16:13:47+03:00konsulmirИзраильПраздники и выходные дниПраздники и выходные дни в ИзраилеПраздники и выходные дни в ИзраилеЕвреям запрещена любая работа,Евреям крайне не желательно работать,Евреям не желательно работать,Евреям не запрещается работать,Евреям не рекомендуется работать,Евреям полностью запрещено работать,Евреям разрешается работать,Израиль,Йом – Киппур,Когда евреям нельзя работать,кроме приготовления еды,Лаг ба-омер,Нерабочие дни у евреев,но можно,Новый год для деревьев,Песах,Пост 9-го Ава,Праздники и выходные дни,Праздники и выходные дни в Израиле,Праздники и выходные дни в Израиле в 2018 году,Пурим,Рош-а-Шана,Симхат Тора и Шмини Ацерет,Суккот,Ту би-шват,Ханукка,Хол ха-моэд Песах,Шаббат (суббота),ШавуотКогда евреям нельзя работать
Нерабочие дни у евреев
Евреям полностью запрещено работать:
— в шаббат (субботу);
— в Йом-Киппур;
Евреям запрещена любая работа, кроме приготовления еды:
— в праздники Песах, Рош-а-Шана, Шавуот, Суккот, Симхат Тора и Шмини Ацерет, которые упомянуты в Торе;
Евреям крайне не желательно работать, но можно:
— в пост 9-го Ава;
Евреям не рекомендуется работать,…konsulmir
konsulmir@yandex.ruAdministratorОрганизации и консульства. Праздники, календари, выходные. Справочная информация. Анекдоты, юмор
«Цимес» разбирается, как принято встречать субботу, какое она имеет значение в еврейской традиции и что можно, а что нельзя делать еврею в этот день
Шаббат (иногда произносят Шаббес или Шаббос) — одна из самых известных практик иудаизма.
Это еженедельный праздник (что? да!), длящийся 25 часов. Как все праздники, подчиняющиеся еврейскому календарю, Шаббат начинается накануне вечером — незадолго до захода солнца в пятницу — и продолжается до захода солнца в субботу плюс ещё чуть-чуть. Поскольку всюду в мире солнце заходит в разное время, существует календарь зажигания субботних свечей, с которым можно свериться.
Вообще, это день физической и духовной радости, который должен подчеркнуть ряд ключевых концепций в иудейском видении мира.
В традиционных стихах и песнях суббота сравнивается с невестой, с царицей. Шаббат в Торе — это венец творения вселенной, седьмой день, в который Г-дь отдыхал, сотворив мир за шесть предыдущих дней.
До сих пор в иврите только у Шаббата есть собственное имя — остальные дни недели просто называются «день первый», «день второй» и т. д. Соблюдение Шаббата — напоминание о том, что мир полон смысла и что люди созданы не просто так.
Так было всегда?
Как и многое другое в иудаизме, практики Шаббата взялись из Торы, где суббота описывается в основном как день свободы от труда. Пророки описывают Шаббат также как день радостей и удовольствий. Мудрецы же, осмысляя это в течение веков, пришли к чёткому описанию того, что в Шаббат запрещено, а также расписали, как надо вести себя в этот день, сколько раз принимать пищу, какие проводить церемонии и читать благословения. Шаббат в разных общинах, веках и направлениях иудаизма праздновался немного по-разному и иллюстрировал адаптацию евреев к окружающей их реальности и к незнакомым идеям.
Одна общая вещь для всех, вне зависимости от века и места, — это встреча субботы дома, с семьёй и гостями.
И как встречают?
Во многих семьях готовиться начинают ещё с середины недели — покупают продукты, планируют меню, пекут пироги, убирают дом. Талмуд предписывает в Шаббат принимать пищу трижды.
Сейчас это не выглядит как что-то особенное, но в древности люди ели максимум два раза в день, так что предписания Шаббата делали этот день особенным и роскошным, даже если трапезы были самыми скромными.
Нельзя покупать в Шаббат (использовать деньги), так что все покупки делают днём в пятницу и тогда же готовят на сутки вперёд, чтобы хватило на три субботние трапезы. Поскольку электричеством пользоваться тоже нельзя, делают и еду, которую не надо подогревать, и еду, которая всю субботу томится на слабом огне в духовке (как знаменитый чолнт). Используют также «субботнюю плату» — специальный электрический прибор для поддержания тепла. Включают все эти приборы до наступления Шаббата и выключают, когда он заканчивается, — так же как и лампочки в тех помещениях, где в субботу может понадобиться свет.
А что делают в синагоге?
Проводят специальную службу каббалат шаббат («встреча субботы») в пятницу вечером, а на следующий вечер — специальную службу проводов Шаббата. Используются особые мелодии и литургия, обычные молитвы перемежаются прозаическими и поэтическими пассажами, благодарящими Б-га за дар Шаббата и его удовольствий. На службе утром в субботу читается недельный отрывок из Торы и отрывок из Пророков.
А что там со свечами?
Прибытие Шаббата в пятницу вечером встречают церемонией зажигания свечей. Это принято делать ради соблюдения заповедей шлом байт («мир в доме», семейная гармония) и онег шаббат («субботняя радость»). Зажигают свечи в той же комнате, где будут совершать трапезу. Делает это традиционно мать семейства, но может и любая девушка старше 12 лет. Если женщины в семье нет, зажечь свечи может и мужчина (а в либеральных общинах — вообще любой взрослый еврей).
Обычно свечи зажигают за 18 минут до захода солнца. Нужны две свечи — в честь первых слов заповедей в Торе, имеющих отношение к Шаббату: шамор («хранить») и захор («помнить»). В некоторых общинах свечей зажигают больше, например по одной за каждого ребёнка в семье, и если однажды зажёг определённое число свечей в Шаббат, их число уменьшать не принято.
Как правильно зажечь?
- Собственно, зажечь свечи.
- Проделать пассы руками вокруг пламени и к лицу от одного до семи раз (обычно три).
- Закрыть глаза руками.
- Произнести благословение.
Тут есть интересный нюанс. Обычно благословение произносят перед тем, как что-то сделать. Но поскольку благословение на свечи одновременно тот самый акт, который официально начинает Шаббат, после него зажечь свечи уже будет нельзя, потому что после начала Шаббата запрещено зажигать огонь (это один из видов работ, не разрешённых в субботу).
Традиционное разрешение парадокса — зажечь свечи и закрыть глаза, пока произносишь благословение. Тогда после того как откроешь глаза, свечи предстанут перед тобой во всей своей красе и ты словно увидишь их впервые — и благословение сказано, и Шаббат не нарушен.
А когда уже можно поесть?
После зажигания свечей семья и гости собираются за столом, произносится несколько традиционных формул — субботний гимн «Шалом алейхем» и специальный гимн «Эшет хаиль», восхваление жены, которое произносят муж и сыновья хозяйки дома.
На столе обязательно должны быть две халы, накрытые тканью (в честь двух порций манны небесной, посылаемых Б-гом евреям ежедневно во время их блуждания по пустыне), и вино или виноградный сок. Традиционно мужчина — но в либеральных общинах и женщина — произносит особое благословение (кидуш) на вино, отпивает и даёт отпить остальным. Потом все омывают руки, мужчина произносит благословение на халу, отрывает кусок, обмакивает в соль, ест и даёт остальным. После этого можно приступить к праздничному ужину.
А когда заканчивается Шаббат?
Шаббат заканчивается после захода солнца в субботу коротким ритуалом (авдала), церемонией, призванной отделить святость субботы от рутины обычных дней. Начинается авдала, когда на тёмном небе восходят три звезды, но обычно время исхода субботы в вашей местности можно узнать заранее в еврейском календаре. Снова зажигают свечу (обычно с несколькими фитилями), пьют вино, нюхают пряности, хранящиеся в специальном футляре, — чтобы нести воспоминание о Шаббате дальше, в рабочую неделю, — и произносят благословение. После этого можно делать всё, что в Шаббат было запрещено.
Что, правда ничего нельзя делать?
Это самая известная фишка — что в Шаббат иудеям нельзя работать. Но что считается работой? В Торе в качестве запрещённого указан труд, связанный с земледелием, виноделием, сельским хозяйством, торговлей, перемещением предметов, путешествиями и разжиганием огня.
Как обычно, мудрецы переосмыслили заповеди и выделили 39 категорий запрещённых действий (с кучей подробностей) — а в современном мире их переосмыслили снова.
Например, запрет водить машину относится к категории «разжигание огня», потому что двигатель запускается посредством искры, поджигающей пары бензина. А многие современные соблюдающие иудеи выкручивают перед субботой лампочку в холодильнике — чтобы она не зажигалась, когда открываешь дверцу.
Средневековые раввины понимали заповеди расширенно и охраняли святость субботы путём налагания запретов даже на действия, только напоминающие запретные, — поэтому нельзя, например, залезать на деревья, ведь это может привести к ломанию веток, которое напоминает сбор урожая, то есть отделение части растения от других его частей. Или составлять букеты — потому что это напоминает укладку сена в стог. Или наносить макияж — напоминает окрашивание тканей. В общинах, где Шаббат соблюдается строго, множество вещей в субботу нельзя даже трогать — деньги или чеки, ножницы и молотки, карандаши и ручки, телефоны и компьютеры. И даже спички — сразу после того как зажжены субботние свечи.
Не все общины настолько буквально соблюдают предписания тысячелетней давности, так что не удивляйтесь, если встретите в Шаббат в синагоге женщину при полном макияже — даже в Иерусалиме.
Кроме того, как обычно в иудаизме, в Шаббат действует принцип пикуах нефеш («спасение души») — то есть святость субботы можно и нужно нарушить, если от этого зависит жизнь человека.
Разные течения иудаизма относятся к Шаббату с разной степенью строгости, но во всех соблюдающих и даже в некоторых светских еврейских семьях этот день считают праздником и так или иначе отделяют от других дней. Для многих современных евреев Шаббат — это просто семейный день общения и отдыха, который начинается со вкусного ужина в пятницу вечером.
Подготовила Мария Вуль
Читайте также:
- Шаббат в большом городе: как получить удовольствие от еврейского дня отдыха
- На чём держится кипа, что делают с крайней плотью после обрезания и ещё 5 стыдных вопросов евреям
- Хала-принц и еврейка на кухне: лучшие блоги, инстаграмы и тиктоки с рецептами
Встречаются раввин, поп и мулла:
- Я отпускаю человеческие грехи. От меня люди выходят очищенными, — рассказывает поп.
- А я прощаю прегрешения наперед, разрешаю мужчинам возжелать жену ближнего своего, — отвечает ему мулла.
- Да что там! Я вот могу менять дни недели! — заявляет раввин.
- Как это? — изумляются поп и мулла.
- А вот так: иду я по улице в Шаббат. Вижу, кошелек на земле лежит. Плотненький такой… Ну, нельзя же в этот день нагибаться, чтобы что-то поднять с земли. Взмолился я господу, и услышал меня Всевышний. И, о, чудо! У всех Шаббат, а у меня среда!
По субботами евреи не работают, не включают свет в своих домах, не завязывают шнурки, ездят на лифтах без кнопок и пользуются специальной плитой, которая поддерживает заданную температуру и не выключается. Магазины закрыты, на дорогах мало автомобилей, на улицах практически нет людей. Шаббат шалом!
Про Шаббат у евреев
Неделя в Израиле начинается в воскресенье. Шаббат [שַבָּת] — последний ее день. Иудеи в это время должны воздерживаться от работы. Праздник Шаббат у евреев — это одна из 10 главных заповедей, которые Моисей получил на горе Синай.
Создатель трудился над сотворением мира шесть дней, а в седьмой отдыхал. «Шаббат» с иврита на самом деле переводится не как «суббота», а как «остановился». Иудеи считают, что рождение мира произошло в воскресенье. Значит, суббота — это седьмой день, в который надо остановиться и отдохнуть.
Есть историки, которые уверены, что евреи праздновали этот день даже в Древнем Египте. Ученые утверждают, что Моисей, много лет наблюдавший за изнурительным рабским трудом своих собратьев, попросил фараона разрешить им отдыхать один день в неделю, и тот согласился.
Во сколько Шаббат начинается? В пятницу, когда на небе появляются три звезды. Их специально вычисляют и печатают в календарях, газетах, а время напоминают по телевизору.
За вечером пятницы следует праздник Шаббат. Вдруг все затихает, особенно в городах, где много религиозных людей. Повсюду только и слышно «Шаббат шалом!». В переводе это означает «Мирной субботы».
Что делать в Шаббат?
Женщина играет важную роль в подготовке к празднику. В субботу, Шаббат, нельзя готовить или подогревать еду, поэтому она заранее собирает стол к празднику утром в пятницу. Готовит лучшие блюда. Печет две халы в память о двойном количестве хлеба, которую евреи получили в пустыне от Всевышнего. Женщина обязательно пробует блюда и в это время произносит благословения. Она накрывает стол белой скатертью и расставляет еду.
Перед праздником мужчины и женщины обязательно купаются. Если они не успевают сделать это, то умывают лицо и руки. Зажигают свечи женщины. И делают это они до захода солнца.
Праздник начинают с трапезы. Мужчины читают благословение, разливают вино, преломляют халу. Семья сидит за столом. Люди забывают о проблемах и тяготах, наслаждаются общением с близкими и трапезой, поют песни. Царит радостная и спокойная атмосфера.
Читайте также: Еврейские мудрые и смешные цитаты и афоризмы
Что нельзя в Шаббат?
В Торе перечислены 39 видов работы, которую запрещается делать евреям в этот праздник. Правда, этот перечень на сегодняшний день утратил свою актуальность. Сейчас же нельзя:
- работать;
- пользоваться электроприборами;
- путешествовать на общественных транспортных средствах;
- готовить еду;
- заводить мотор авто (а если другой человек сделает это, ехать разрешается);
В этот день иудеи даже не пишут. Благо, читать им можно в Шаббат, но только определенную литературу. И даже белье развешивать запрещено.
Тема того, что можно и нельзя делать в этот священный день, очень обширна. Каждая ситуация требует детального рассмотрения, и ее истолковывают раввины. Можно долго перечислять, что нельзя в Шаббат делать. В общем, запрещено что-то изменять или созидать.
В Интернете есть забавные истории евреев, которые не живут в Израиле, но традицию соблюдают. Они рассказывают, как по субботам им приходится ждать, пока кто-то не откроет замок подъездной двери или нажмет кнопку вызова лифта.
Несмотря на запреты праздника, экстренные и медслужбы в этот день работают. Евреи считают, что самое главное — это человеческая жизнь. И никакие заповеди не могут быть выше нее.
Читайте также: Крылатые фразы и выражения на иврите с переводом и транскрипцией
Шаббат шалом!
В субботу Всевышний создал мир, а потом решил отдохнуть. Иудеи должны поступать так же. Они посвящают Шаббат Создателю, близким и родным. Даже нерелигиозные израильтяне с радостью собираются за столом, преломляют халу, пьют виноградный сок или разливают вино и проводят свое время в кругу семьи и друзей. Это священный праздник с особой атмосферой, которая царит повсюду. Шаббат шалом!
Популярные статьи в блоге:
- Еврейская песня ХАВА НАГИЛА слова на иврите с переводом на русский
- Я тебя люблю на иврите
- Имена на иврите. Мужские и женские имена на иврите
- Как узнать как дела на иврите? 5 вариантов спросить как дела с транскрипцией и переводом
- Прости на иврите — СЛИХА…
Шабат – еврейский праздник соблюдения субботнего дня и единения с Богом. Это национальная традиция, которую стараются соблюдать практически все евреи, где бы они ни жили, по всему миру. Он имеет большое значение для иудеев, его несоблюдение в древние времена каралось смертной казнью. Конечно, в наше время нет такого строгого наказания за невыполнение правил шабата, тем не менее, глубоко верующие евреи неукоснительно следуют наставления Торы и древним традициям.
История и значение праздника
Началось все с исхода евреев из трех тысячелетнего египетского рабства. Вместе с крижалями на горе Сион евреям была дана заповедь соблюдения субботнего дня. Как напоминание о тех давних событиях, с одной стороны, с другой – как почитание Всевышнего и следование его действиям при создании мира. Когда Бог создавал вселенную, он работал в течение 6 дней, а на седьмой, субботний, почивал от всяких дел. В следование этому все евреи чтят последний день недели, и строго соблюдают его правила, прописанные в Торе – главном своде законов религии.
Когда иудеи 40 лет шли по пустыне перед обретением своей земли обетованной, их кормила манна, которую Бог посылал с небес. В субботу она не посылалась, чтобы люди не работали, зато в пятницу выпадала в двойной мере, чтобы люди в субботний день, когда нельзя трудится, не голодали. Даже при строительстве скинии (переносного храма) соблюдались эти правила.
Суть шабата: люди заботятся о материальных благах семьи в шесть дней недели, но седьмой посвящают Богу, чтобы не забывать о своей духовности. В субботний день человек как бы отделяет себя от материального мира, его проблем и забот, соединяясь с Господом, погружаясь в духовные размышления, наполняется мудростью, терпением и силой для следующей «материальной» недели.
Кто соблюдает Шаббат
Строгость соблюдения правил субботы зависит от нескольких факторов. В первую очередь это мера религиозности человека, его семьи и окружения. Вторая – то, где он проживает. К примеру, если в Иерусалиме шабат соблюдают все по правилам Торы, то в Тель-Авиве, городе более светском, в субботний день работают кафе, рестораны, и полно праздношатающихся людей. Только отдельные семьи замыкаются в своем домашнем мирке, общаются, читают своды законов, чтят правила, и проводят день в тишине, любви, общении и духовных размышлениях.
Как проходит Шабат в Израиле, что нельзя делать
Суббота в Израиле – праздник общий и семейный. Все замирает с заходом солнца в пятницу: закрываются магазины, не ходит общественный транспорт, не ездят автомобили, не работают никакие заведения. На улицах не встретишь людей, кругом тишина, покой, и даже воздух, кажется, пронизан мировым спокойствием и величественным созерцанием вселенной. Заканчивается все в субботу вечером церемонией Авдал, отделяющей Шабат от остальных дней недели. Это означает возвращение к будничной обычной жизни до следующего седьмого священного дня. Неделя начинается с воскресенья, называемого в иудаизме Йом Ришон.
Интересно
Почему именно вечером начало Шабата? Это указано в Ветхом завете: «был вечер, и было утро». То есть, день начинался именно с вечера.
Как происходит встреча Шаббата – «Маарив»
Самое важное – своевременное зажжение свечей. За 18 минут до заката старшая женщина в семье зажигает их в двух экземплярах, следуя правилам – за день субботний и за его соблюдение. После этого женщины накрывают столы, мужчину идут в синагогу, на чтение молитвы «Минха». По возвращении домой все приветствуют друг друга словами «Шабат, шалом!», и происходит традиционное омовение. При этом необходимо трижды обмакнуть в воду левую и правую руки, вытереть их, произнося благодарение Господу, и тогда все приступают к трапезе.
Столы накрывают праздничной скатертью, на них располагаются в первую очередь традиционные продукты. Это кошерное вино, 2 халы (выпечка в виде косы), соль. Кроме них, на застолье могут присутствовать разные яства – мясные, рыбные, овощные, молочные. Главное правило – они должны быть кошерными, и подают их поочередно, не смешивая.
Кошерность пищи – отдельная история, присущая только еврейскому народу. У них есть прописанные правила, какой должна быть еда, чтобы ее было позволительно употреблять. К примеру, в пищу разрешено мясо животных жующих парнокопытных (овца, коза, лань), домашней птицы, рыбы с чешуей. Существуют также правила забоя и так далее. Главное – еда должна быть здоровой, приготовленной по правилам, а вино – собранное с виноградника, которому больше 7 лет.
Обязательно
На Шабат все заранее готовят нарядную одежду и самые изысканные продукты. Даже последний бедняк должен иметь 2 свечи, и что поставить на стол. Если у него нет этого, синагога обязательно ему все необходимое выдаст для соблюдения правил.
Традиции и особенности праздника
Отец семейства благословляет детей, возложив им на голову руки, затем произносит благословение над вином (кидуш), надрезает халу, также творя соответствующую молитву. Затем разрезает плетенку, макает кусочек в соль, съедает его и раздает остальные ее части всем за столом.
Далее все едят, общаются на духовные темы, поют традиционные песни. День посвящен Богу и общению в семье. Особенно его любят дети. Ведь именно в субботу родители отделяются от всех дел и забот, и посвящают время всем членам семьи, проявляя любовь и заботу. Ничто мирское не должно заботить в этот день, запрещено работать, и думать о мирской суете. В конце застолья опять произносятся соответствующие молитвы и благодарение Господа за пищу и все ниспосланные дары.
Двойная хала
Означает две порции манны, подаваемой евреям в пустыне в пятницу перед шабатом. Соль – напоминание о разрушенном в Иерусалиме когда-то храме.
Какая работа запрещена в субботу
Шабат – чудный семейный праздник и строгий ритуал, он имеет центральное значение в жизни евреев. Все отходят от ежедневной суеты, не звонят телефоны, не включаются телевизоры, не заводятся автомобили, даже кнопки лифта в этот день не включают – забывают о всех благах цивилизации. День посвящен только духовной составляющей, семье и Богу.
Не всякая работа запрещена в субботу. Есть два понятия: авода (простой физический труд) и мелаха (работа творческая, созидательная), не разрешена именно она. То есть, человек не должен ничего делать, что меняет окружающий мир, «созидать», оставляя это Богу. В Торе прописано 39 видов работ, которые нельзя делать в шабат. К ним относятся, в частности:
- шитье;
- готовка еды;
- стирка;
- уборка;
- строительство;
- зажигание огня;
- включение электричества;
- торговля и т.д.
Шабат – древний еврейский праздник, главный символ иудаизма, означающий создание еврейской нации. Соблюдение субботы позволило им выдержать трехвековое рабство, претерпеть мучения и гонения, и сохранить свое единство. В Израиле эта традиции особенно сильна и чтима, ее строго соблюдает большинство жителей.