Феодоровская — Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.
Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича († 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем († 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца — позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.
Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди — святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца — Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237–1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути — военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — благословение отца — постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.
Василий Ярославич был «мизинным», то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии — Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела — наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения (1272–1276) заполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц.
Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.
Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической гибели при штурме татарами Владимира 4 февраля 1238 года епископа Владимирского Митрофана долгие годы Владимирская епархия оставалась вдовствующей. Это печалило великого князя Василия. В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор. Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона († 1275, память 12 июля), из Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III († 1282) и собором русских святителей. Содержание соборных деяний было очень широко — это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия. Много накопилось проблем и неурядиц в церковной жизни, Русская Церковь только-только оправлялась от постигшего ее бедствия. Но главной задачей было возрождение русской церковной письменности — восстановление традиций древнерусского «княжеского строения». Без книг невозможно было бы спасительное делание Церкви, они нужны были и для Богослужения, и для проповедничества, и для келейного вразумления иноков, и для домашнего чтения верующих. Трудами митрополита Кирилла, русских епископов и монастырских иноков-книжников эта задача, важнейшая для последующего христианского просвещения Руси, была успешно выполнена. Собор принял новую редакцию Кормчей книги — основного канонического кодекса православной церковной жизни.
В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.
Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века — прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила — инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.
В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». Не все содержащиеся в ней сведения совпадают с изложенными выше, у народной памяти, своя хронология, свои законы.
Феодоровская икона — двухсторонняя. На обратной стороне — образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского.
Оригинал иконы хранится в Богоявленском-Анастасиином женском монастыре.
Храмы, освящённые в честь иконы:
- Феодоровский Государев собор в Царском Селе — полковой храм Сводного пехотного полка и Собственного его императорского величества конвоя, считался также «приходом семьи императора».
- Феодоровская церковь села Ново-Архангельского Тюкалинского уезда Тобольской губернии. Построена в память бракосочетания их императорских величеств в 1896 году.
- Феодоровский собор Санкт-Петербурга — построен к 300-летию династии Романовых, в 1920-е годы в народе носил название «Романовская церковь».
- Фёдоровская церковь в Ярославле — построена прихожанами в 1680-е годы, в советское время — кафедральный собор Ростовско-Ярославской епархии.
- Престол Вознесенского собора Оршина монастыря, в котором хранился чтимый чудотворный список иконы (в настоящее время находится в собрании Тверской картинной галереи).
- Часовня в честь Феодоровской иконы на Александровском подворье Императорского Православного Палестинского общества в Иерусалиме. Освящена в 2008 году.
- Феодоровский собор в Феодоровском монастыре Городца.
См. также: Икона Божией Матери «Феодоровская».
27 марта Православная Церковь чтит память чудотворной иконы Божьей Матери «Феодоровская». Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе.
«Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была спасена Кострома».
Икона Божьей Матери «Феодоровская». История
У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» — здесь и имя Феодора Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей — Романовых.
Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Однако в 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским. Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме.
Читайте также: Икона. Как создается чудо
Вернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились. Сняв икону с дерева, ее поместили в соборный храм города Костромы, а икону назвали Феодоровской, памятуя о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы. На месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле — Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.
Известно, что в том же 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына — благоверного великого князя Александра Невского — на брак с Александрой, дочерью полоцкого царя князя Брячислава. И здесь раскрывается еще одна особенность Феодоровской иконы: на оборотной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест.
За время пребывания Феодоровской иконы в Костроме было явлено много чудесных событий: дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой в огне. В 1260 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Ополчение князя составляла лишь малая дружина, которую ему удалось наскоро собрать. Не надеясь на свои силы, князь велел нести перед собой образ Защитницы христиан. Во время битвы совершилось чудо: от лика Пресвятой Богородицы стали исходить ослепительные лучи света. Пораженные жгучими лучами татары обратились в бегство, битва окончилась победой костромичей. В память об этом чуде князь утвердил крест, как раз на месте, где во время битвы стояла икона, позднее там была выстроена каменная часовня, а близлежащее озеро было названо Святым.
Читайте также: Чудо в нашей жизни — как молиться о чуде?
Икона Божьей Матери «Феодоровская» — чудо
Одно из значимых в истории нашей страны событий также связано с именем Феодоровской иконы — избрание на царство в 1613 году Михаила Федоровича Романова. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря посольство Земского собора долго уговаривало Михаила Федоровича и его мать, инокиню Марфу, принять избрание. На все мольбы они оставались непреклонны. Только речь Феодорита, архиепископа Рязанского, уповающего на помощь Пресвятой Богородицы, склонила Марфу к согласию благословить своего сына на царство. Она упала пред Феодоровской иконой и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!» С этого времени образ Феодоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых. Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Федоровна в честь фамильной иконы.
Существует несколько списков с иконы «Феодоровская», первый из них был сделан инокиней Марфой, который она привезла с собой в Москву.
Сегодня Феодоровская икона Божьей Матери находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. В честь этой чудотворной иконы установлены два торжественных праздника: 29 августа по новому стилю — в память о чудесном явлении иконы в 1239 году и 27 марта — в память об избрании Михаила Романова на царство.
Кому молиться перед иконой Божьей Матери «Феодоровская»
Феодоровская икона Божьей Матери почитается как:
- покровительница невест, семейного благополучия;
- рождения детей у бездетных пар;
- помогающая в трудных родах.
Читайте также:
- Владимирская икона Божией Матери: история происхождения
- Как разобраться в изображениях креста?
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
- Главная
- Новости
- Праздник Федоровской Иконы Божией Матери
Праздник Федоровской Иконы Божией Матери
Федоровская Икона Божией Матери – исцеляющая и благодетельная святыня, в честь которой утвердили два торжественных праздника. Первый из них отмечается 29 августа, в честь её удивительного обретения, а второй – 27 марта, в память избрания доблестного князя Михаила Романова.
О Федоровской иконе Божией Матери мы знаем еще с XII века. Это не значит, что именно тогда её создали, просто до этого момента историки не нашли никакой информации об иконе. Чудодейственная святыня в древние времена располагалась в небольшой часовне, которую построили рядом со старинным поселением Городец, на реке Волга. Стоит отметить, что тогда Федоровская Икона была главной достопримечательностью посёлка. След её теряется после 1238 года, когда монголо-татарское нашествие разрушило и сожгло городок. Несколько лет спустя, святой артефакт нашелся очень странным образом. Некоторые поговаривали, что она чудным стечением обстоятельств воскресла.
Есть несколько удивительных рассказов о том, как именно воскресла легендарная Федоровская икона. Если верить первому рассказу, то 16 августа 1239 года её нашел правитель из Костромы, одиноко застрявшую на ветках дерева. Князь Василий немедленно снял её и передал священнослужителям. Далее её перевезли в местную святыню Успения Пресвятой Богородицы. Туда приходило множество людей из Городца, которые очень удивлялись, видя знакомый предмет. На месте находки через несколько лет была построена величественная Запрудневская Спасская церковь. Своё имя икона получила благодаря великомученику Федору, который был тесно связан с её происхождением.
Второй рассказ о появлении Федоровской иконы практически аналогичен предыдущему, за исключением нескольких уточнений. В основном, расхождения идут в датах события. Второе предание гласит о том, что правитель Василий Ярославович икону впервые увидел 16 августа 1263 года. Нужно отметить, что именно эту дату указано в летописи «Сказание о явлениях и чудесах Федоровской иконы Богоматери», которая была сложена воедино в 1670 году.
Есть информация и о третьем предании, которое рассказывает о совершенно других событиях появления Божией святыни. Согласно ему, Икона случайно была найдена князем Юрием Всеволодовичем в стенах разрушенной часовни, неподалеку от ранее известного Городца. На сегодняшний день, здесь находится Городецкая Федоровская церковь. После смерти правителя Юрия, святыню передали его младшему брату, князю Ярославу. Когда его сын женился, с помощью Федоровской Иконы он благословил Александра Невского и полоцкую княгиню Александру Брячеславовну. После гибели Невского, икона досталась его родному брату Василию. С этих пор, история Иконы Божией Матери аналогична первому рассказу.
Много преданий связано с Федоровской Иконой Божией Матери, но одно остается неоспоримым – ее чудодейственность.
В первую очередь, она может помочь тем парам, у которых не получается с зачатием детей. Также перед иконой молятся будущие мамы. Делается это для того, чтобы попросить у Бога благополучие при родах и здоровье младенца. Что касается родов, то в особо тяжелых случаях также стоит просить благополучного разрешения перед Федоровской иконой. Стоит отметить, что просят у святыни не только о ребёнке. Молятся также о счастливом браке или его сохранности. Молитва иконе способна исцелять и физические недуги, особенно женские. Если обобщить, то она является покровительницей женского пола. Очень часто именно женщины покупают образ Федоровской иконы себе домой.
Этот православный праздник отмечается в честь иконы Божией Матери Феодоровской (Костромской). Считается, что она написана евангелистом Лукой.
Свое название икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор. По преданию, она была обретена его старшим братом Юрием Всеволодовичем в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца (позже на этом месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь).
Став после гибели брата великим князем Владимирским, князь Ярослав-Феодор в 1239 году благословил оставшейся от брата иконой своего сына Александра, вступившего в брак с полоцкой княжной Брячиславой.
Сам Ярослав-Феодор оставил значимый след в истории Руси первой половины 13 века. Он поднял из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами доставшуюся ему в наследство Русь, сожженную и разграбленную татарами в 1237–1238 годах. Восстановил опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострому, Городец. Всего за восемь лет князь сумел направить страну по единственно верному в то время пути, установив военно-политическое равновесие с Золотой Ордой на востоке и активно противостоя католической Европе на западе.
Сын Ярослава-Феодора — будущий Александр Невский — был ближайшим его сподвижником. Чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери — благословение отца — постоянно находилась при нем. После смерти Александра икону в память о нем взял его младший брат Василий.
Став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме. В 1272 году, защищая страну от очередного татарского набега, русское войско под предводительством князя выступило из Костромы с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, опаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны. После смерти князя Василия икона осталась в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.
Еще большее почитание на России Феодоровская икона Божией Матери получила в начале 17 века. Именно ею инокиня Марфа (в миру Ксения Романова) в 1613 году благословила на царство своего сына Михаила Романова, основателя династии, которая будет править страной долгие 300 лет. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконы также и 27 марта (по новому стилю). А 29 августа отмечается ее обретение в день Спаса Нерукотворного.
Феодоровская икона — двухсторонняя. На обратной стороне запечатлен образ святой великомученицы Параскевы в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление этого образа связано с супругой Александра Невского.
From Wikipedia, the free encyclopedia
Original icon from Epiphany Monastery in Kostroma
The Feodorovskaya Icon of the Mother of God (Russian: Феодоровская икона Божией Матери), also known as Our Lady of Saint Theodore and the Black Virgin Mary of Russia, is the patron icon of the Romanov family. It is one of the most venerated icons in the Upper Volga region. Her feast days are March 14 (27) and August 29.
Church lore[edit]
Since the Feodorovskaya follows the same Byzantine Eleusa (Tender Mercy) type as the Theotokos of Vladimir, pious legends declared it a copy of that famous image, purportedly created by Saint Luke. In Greek, Theotokos means «God-bearer». At the beginning of the XII century it was kept in an old wooden chapel near the city of Kitezh.[1]
It is believed that, before the Mongol invasion of Rus, the icon was kept in a monastery near the town of Gorodets-on-the-Volga. After the Mongols sacked and burnt the town, the icon disappeared and was given up for lost.[2]
Several months later, on 16 August 1239, Prince Vasily of Kostroma wandered while hunting in a forest. While trying to find his way out of a thicket, he saw an icon concealed among fir branches. When he reached out to touch it, the icon mysteriously rose up in the air. The awestruck prince informed the citizens of Kostroma about the miracle he had witnessed and returned with a crowd of people to the forest. They fell prostrate before the icon and prayed to the Theotokos. They carried the icon to the city and placed it in the Assumption Cathedral. A conflagration destroyed the cathedral and most of its icons soon thereafter, but the Feodorovskaya was found intact on the third day after the fire.[3]
The people of Gorodets, at a distance to the east from Kostroma, learned about the miracle of the survival of the icon in the fire. They recognized the newly found icon as the one that used to be in their church. Church legends differ as to why the icon was named after Saint Theodore Stratelates (Russian: Феодор Стратилат, Feodor Stratilat), not to be confused with Theodore Tyro). One explanation is that, during Vasily’s absence in the forest, several residents of Kostroma claimed to have seen an apparition of Saint Theodore come up to the city with an icon in his hands.[2]
A wedding gift?[edit]
Since the icon was overwritten several times during its history, by the time of the Russian Revolution of 1917, the image had nearly disappeared. Art historians disagree about when and where the icon was created. Some propose an early 11th-century date; others date it as late as the turn of the 14th century.[4] On the reverse side of the Feodorovskaya is an image representing Saint Paraskeva, a saint whose veneration started in the Novgorod Republic at the turn of the 13th century.
Scholars believe that the image of Saint Paraskeva is contemporaneous with the image of the Theotokos on the other side. This dating seems to confirm the Novgorodian origin of the icon, as it was only in the 15th century that the veneration of Saint Paraskeva spread to other parts of the country. The saint’s noble dress may indicate that the icon was intended as a wedding gift to a princess whose patron saint was Saint Paraskeva. According to Vasily Tatishchev, the only such princess known in the Rurikid family was Alexandra of Polotsk, the wife of Saint Alexander Nevsky of Novgorod.
The feast day of St. Alexandra coincides with that of Saint Paraskeva (20 March). In the Rurikid family, it was customary for a groom to present his bride an icon representing her patron saint.[5] On these grounds, Byzantine expert Fyodor Uspensky concluded that the Feodorovskaya was presented by Alexander Nevsky to his wife on the occasion of their wedding in 1239.[6]
If this theory is correct, the revered image of the Theotokos could have been commissioned by Alexander’s father, Yaroslav II of Russia.[7] His Christian name was Feodor (Феодор) and his patron saint was Theodore Stratelates.
There may have been several reasons why the icon could have surfaced in Gorodets or Kostroma. It is known that Alexander Nevsky had a palace in Gorodets and that he died in this town.
Veneration[edit]
Up to the 17th century, the icon was little known outside Gorodets and Kostroma. After 1613, its fame spread when the adolescent Mikhail Romanov had been elected as the new Russian tsar. Romanov lived in Kostroma with his mother Ksenia, who had been forced by the regent Boris Godunov to «take the veil» (join a convent and withdraw from public life). At first the nun advised her only son to stay in Kostroma and decline the offer of the Monomakh’s Cap, or the position of tsar.[2] She noted that three previous tsars had been either murdered or disgraced. Ksenia blessed her son by giving him a copy of the Feodorovskaya. She asked the icon to protect Mikhail and his royal descendants. The young tsar took a copy of the icon with him to Moscow, where it came to be regarded as the holy protectress of the Romanov dynasty.[citation needed]
Apart from Kostroma, the Feodorovskaya has been venerated in nearby Yaroslavl, where some of the oldest copies of the icon may be found.[citation needed]
In 1681, the icon appeared in a dream to Ivan Pleshkov, who had been paralysed for 12 years. He was commanded to go to Kostroma, procure a copy of the icon, bring it back to Yaroslavl and to build a church for its veneration. As soon as he was cured of palsy, Pleshkov commissioned Gury Nikitin, the most famous wall-painter of 17th-century Russia, who hailed from Kostroma, to paint a copy of the miraculous icon. The Fyodorovskaya Church was built to house the icon, with funds provided by ordinary people. A treatise details its construction and the miracles attributed to the icon in Yaroslavl.[8] The church was consecrated on 24 July 1687. After the Communists destroyed the Dormition Cathedral of Yaroslavl during the Russian Revolution, the Fyodorovskaya Church served as the cathedral for the city and the archdiocese of Rostov, the oldest in Russia. The cathedral was rebuilt in 2005.[citation needed]
Metallic khorugv (processional banner) of the Theotokos of Saint Theodore, Moscow (1916).
Another copy of the icon has been venerated in Gorodets, especially after the Feodorovsky Monastery was re-established in the early 18th century. A new copy of the icon was brought to it from Kostroma. This image was fitted into a golden riza inlaid with precious stones, so as to rival the original by its sumptuous decoration. During the annual Makariev Fair, the icon was brought for veneration to Nizhny Novgorod.[9]
Western Christian women who married into the House of Romanov and converted to Russian Orthodoxy often took Feodorovna as patronymic in honour of the Feodorovskaya icon.[10][11][12][13] Examples include two empresses Maria Feodorovna (Sophie Dorothea of Württemberg and Dagmar of Denmark); two empresses Alexandra Feodorovna (Alix of Hesse and Charlotte of Prussia); and grand duchesses Anna Feodorovna (Juliane of Saxe-Coburg-Saalfeld), Victoria Feodorovna (Victoria Melita of Saxe-Coburg and Gotha) and Elizabeth Feodorovna (Elisabeth of Hesse and by Rhine).
When the tercentenary of the Romanov dynasty was celebrated in 1913, Nicholas II of Russia commissioned a copy of the Gorodets icon, which he placed at the Royal Cathedral of Our Lady Saint Theodore, constructed to a design by Vladimir Pokrovsky in the town of Tsarskoye Selo. It is said that Nicholas II could not have had a copy from the original image because the icon in Kostroma had blackened so badly that the image was hardly visible.[citation needed] This was interpreted as a bad sign for the Romanov dynasty. Indeed, the Romanovs were dethroned four years later during the Russian Revolution.
Unlike the other great icons of Russia, the Feodorovskaya was not transferred to a museum, because the image was impossible to discern. The Black Virgin was given to the sect of obnovlentsy, which had it restored in Moscow in 1928. After the sect was dissolved in 1944, the icon reverted to the Russian Orthodox Church. It deposited the icon in the famous Resurrection Church on the Lowlands in Kostroma. In 1991 the icon was moved from there to the revived Epiphany Cathedral in the same city. Recently encased in a new chasuble, the icon is still venerated at the convent associated with the cathedral.[citation needed]
See also[edit]
- Eleusa icon
References[edit]
- ^ «Icon of the Mother of God of Saint Theodore», OCA
- ^ a b c «Feodorovskaya-Kostroma icon of the Mother of God», Transfiguration of Our Lord Russian Orthodox Church, Baltimore, Maryland
- ^ For a complete list of the icon’s purported miracles, see Сырцов В.А. Сказание о Федоровской Чудотворной иконе Божией матери, что в г. Костроме. Kostroma, 1908.
- ^ See История русского искусства, том 1. Moscow, 1953.
Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. Moscow, 1993. - ^ For instance, Boris of Volokolamsk (Ivan III’s brother) presented to his bride, Princess Uliana Kholmskaya, an icon of St. Barbara, who was a likely patron-saint of the princess. See Николаева Т.В. О некоторых волоколамских древностях, in Древнерусское искусство: Художественная культурa Москвы и прилегающих к ней княжеств XIV-XVI вв. Moscow, 1970.
- ^ Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей X-XVI вв. Moscow: Indrik, 2006. ISBN 5-85759-339-5. Pages 383-385.
- ^ Масленицын С.И. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г., in Памятники культуры. Новые открытия 1976: Письменность, искусство, археология. Moscow, 1976. Maslenitsyn also argues that Yaroslav endowed the church of St. Theodore Stratelates in Kostroma.
- ^ Шабасова О.И. Литературная традиция: сказания об иконе Федоровской Богородицы, in Вестник Костромского гос. пед. ун-та им. Н.А. Некрасова: Научно-методический журнал. Вып. 2. Kostroma, 1997.
- ^ For details about the Gorodets copy, see История Федоровского Городецкого монастыря. Nizhny Novgorod, 2002 (reprint of the 1913 edition).
- ^ Adams, Amy Singleton; Shevzov, Vera (24 April 2018). «Glossary; Feodorov icon of the Mother of God». Framing Mary: The Mother of God in Modern, Revolutionary, and Post-Soviet Russian Culture. Cornell University Press. p. 319. ISBN 978-1-5017-5700-6.
- ^ Martin, Russell E. (15 June 2012). A Bride for the Tsar: Bride-Shows and Marriage Politics in Early Modern Russia. Cornell University Press. p. 284, note 112. ISBN 978-1-5017-5665-8.
- ^ Hellberg-Hirn, Elena (1998). Soil and soul : the symbolic world of Russianness. Aldershot; Brookfield, Vt.: Ashgate. p. 77, note 9. ISBN 978-1-85521-871-0.
- ^ Boev, A. K.; Feoktistov, Anatoly A. (2007). Russkie monastyri. Ural : Ekaterinburgskai︠a︡ i Verkhoturskai︠a︡ eparkhii︠a︡. Novomoskovsk: Ocharovannyĭ strannik. p. 162. ISBN 978-5-93974-008-1.
External links[edit]
- (in Russian) Feodorovskaya icon on the website of the Russian Orthodox Church
From Wikipedia, the free encyclopedia
Original icon from Epiphany Monastery in Kostroma
The Feodorovskaya Icon of the Mother of God (Russian: Феодоровская икона Божией Матери), also known as Our Lady of Saint Theodore and the Black Virgin Mary of Russia, is the patron icon of the Romanov family. It is one of the most venerated icons in the Upper Volga region. Her feast days are March 14 (27) and August 29.
Church lore[edit]
Since the Feodorovskaya follows the same Byzantine Eleusa (Tender Mercy) type as the Theotokos of Vladimir, pious legends declared it a copy of that famous image, purportedly created by Saint Luke. In Greek, Theotokos means «God-bearer». At the beginning of the XII century it was kept in an old wooden chapel near the city of Kitezh.[1]
It is believed that, before the Mongol invasion of Rus, the icon was kept in a monastery near the town of Gorodets-on-the-Volga. After the Mongols sacked and burnt the town, the icon disappeared and was given up for lost.[2]
Several months later, on 16 August 1239, Prince Vasily of Kostroma wandered while hunting in a forest. While trying to find his way out of a thicket, he saw an icon concealed among fir branches. When he reached out to touch it, the icon mysteriously rose up in the air. The awestruck prince informed the citizens of Kostroma about the miracle he had witnessed and returned with a crowd of people to the forest. They fell prostrate before the icon and prayed to the Theotokos. They carried the icon to the city and placed it in the Assumption Cathedral. A conflagration destroyed the cathedral and most of its icons soon thereafter, but the Feodorovskaya was found intact on the third day after the fire.[3]
The people of Gorodets, at a distance to the east from Kostroma, learned about the miracle of the survival of the icon in the fire. They recognized the newly found icon as the one that used to be in their church. Church legends differ as to why the icon was named after Saint Theodore Stratelates (Russian: Феодор Стратилат, Feodor Stratilat), not to be confused with Theodore Tyro). One explanation is that, during Vasily’s absence in the forest, several residents of Kostroma claimed to have seen an apparition of Saint Theodore come up to the city with an icon in his hands.[2]
A wedding gift?[edit]
Since the icon was overwritten several times during its history, by the time of the Russian Revolution of 1917, the image had nearly disappeared. Art historians disagree about when and where the icon was created. Some propose an early 11th-century date; others date it as late as the turn of the 14th century.[4] On the reverse side of the Feodorovskaya is an image representing Saint Paraskeva, a saint whose veneration started in the Novgorod Republic at the turn of the 13th century.
Scholars believe that the image of Saint Paraskeva is contemporaneous with the image of the Theotokos on the other side. This dating seems to confirm the Novgorodian origin of the icon, as it was only in the 15th century that the veneration of Saint Paraskeva spread to other parts of the country. The saint’s noble dress may indicate that the icon was intended as a wedding gift to a princess whose patron saint was Saint Paraskeva. According to Vasily Tatishchev, the only such princess known in the Rurikid family was Alexandra of Polotsk, the wife of Saint Alexander Nevsky of Novgorod.
The feast day of St. Alexandra coincides with that of Saint Paraskeva (20 March). In the Rurikid family, it was customary for a groom to present his bride an icon representing her patron saint.[5] On these grounds, Byzantine expert Fyodor Uspensky concluded that the Feodorovskaya was presented by Alexander Nevsky to his wife on the occasion of their wedding in 1239.[6]
If this theory is correct, the revered image of the Theotokos could have been commissioned by Alexander’s father, Yaroslav II of Russia.[7] His Christian name was Feodor (Феодор) and his patron saint was Theodore Stratelates.
There may have been several reasons why the icon could have surfaced in Gorodets or Kostroma. It is known that Alexander Nevsky had a palace in Gorodets and that he died in this town.
Veneration[edit]
Up to the 17th century, the icon was little known outside Gorodets and Kostroma. After 1613, its fame spread when the adolescent Mikhail Romanov had been elected as the new Russian tsar. Romanov lived in Kostroma with his mother Ksenia, who had been forced by the regent Boris Godunov to «take the veil» (join a convent and withdraw from public life). At first the nun advised her only son to stay in Kostroma and decline the offer of the Monomakh’s Cap, or the position of tsar.[2] She noted that three previous tsars had been either murdered or disgraced. Ksenia blessed her son by giving him a copy of the Feodorovskaya. She asked the icon to protect Mikhail and his royal descendants. The young tsar took a copy of the icon with him to Moscow, where it came to be regarded as the holy protectress of the Romanov dynasty.[citation needed]
Apart from Kostroma, the Feodorovskaya has been venerated in nearby Yaroslavl, where some of the oldest copies of the icon may be found.[citation needed]
In 1681, the icon appeared in a dream to Ivan Pleshkov, who had been paralysed for 12 years. He was commanded to go to Kostroma, procure a copy of the icon, bring it back to Yaroslavl and to build a church for its veneration. As soon as he was cured of palsy, Pleshkov commissioned Gury Nikitin, the most famous wall-painter of 17th-century Russia, who hailed from Kostroma, to paint a copy of the miraculous icon. The Fyodorovskaya Church was built to house the icon, with funds provided by ordinary people. A treatise details its construction and the miracles attributed to the icon in Yaroslavl.[8] The church was consecrated on 24 July 1687. After the Communists destroyed the Dormition Cathedral of Yaroslavl during the Russian Revolution, the Fyodorovskaya Church served as the cathedral for the city and the archdiocese of Rostov, the oldest in Russia. The cathedral was rebuilt in 2005.[citation needed]
Metallic khorugv (processional banner) of the Theotokos of Saint Theodore, Moscow (1916).
Another copy of the icon has been venerated in Gorodets, especially after the Feodorovsky Monastery was re-established in the early 18th century. A new copy of the icon was brought to it from Kostroma. This image was fitted into a golden riza inlaid with precious stones, so as to rival the original by its sumptuous decoration. During the annual Makariev Fair, the icon was brought for veneration to Nizhny Novgorod.[9]
Western Christian women who married into the House of Romanov and converted to Russian Orthodoxy often took Feodorovna as patronymic in honour of the Feodorovskaya icon.[10][11][12][13] Examples include two empresses Maria Feodorovna (Sophie Dorothea of Württemberg and Dagmar of Denmark); two empresses Alexandra Feodorovna (Alix of Hesse and Charlotte of Prussia); and grand duchesses Anna Feodorovna (Juliane of Saxe-Coburg-Saalfeld), Victoria Feodorovna (Victoria Melita of Saxe-Coburg and Gotha) and Elizabeth Feodorovna (Elisabeth of Hesse and by Rhine).
When the tercentenary of the Romanov dynasty was celebrated in 1913, Nicholas II of Russia commissioned a copy of the Gorodets icon, which he placed at the Royal Cathedral of Our Lady Saint Theodore, constructed to a design by Vladimir Pokrovsky in the town of Tsarskoye Selo. It is said that Nicholas II could not have had a copy from the original image because the icon in Kostroma had blackened so badly that the image was hardly visible.[citation needed] This was interpreted as a bad sign for the Romanov dynasty. Indeed, the Romanovs were dethroned four years later during the Russian Revolution.
Unlike the other great icons of Russia, the Feodorovskaya was not transferred to a museum, because the image was impossible to discern. The Black Virgin was given to the sect of obnovlentsy, which had it restored in Moscow in 1928. After the sect was dissolved in 1944, the icon reverted to the Russian Orthodox Church. It deposited the icon in the famous Resurrection Church on the Lowlands in Kostroma. In 1991 the icon was moved from there to the revived Epiphany Cathedral in the same city. Recently encased in a new chasuble, the icon is still venerated at the convent associated with the cathedral.[citation needed]
See also[edit]
- Eleusa icon
References[edit]
- ^ «Icon of the Mother of God of Saint Theodore», OCA
- ^ a b c «Feodorovskaya-Kostroma icon of the Mother of God», Transfiguration of Our Lord Russian Orthodox Church, Baltimore, Maryland
- ^ For a complete list of the icon’s purported miracles, see Сырцов В.А. Сказание о Федоровской Чудотворной иконе Божией матери, что в г. Костроме. Kostroma, 1908.
- ^ See История русского искусства, том 1. Moscow, 1953.
Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. Moscow, 1993. - ^ For instance, Boris of Volokolamsk (Ivan III’s brother) presented to his bride, Princess Uliana Kholmskaya, an icon of St. Barbara, who was a likely patron-saint of the princess. See Николаева Т.В. О некоторых волоколамских древностях, in Древнерусское искусство: Художественная культурa Москвы и прилегающих к ней княжеств XIV-XVI вв. Moscow, 1970.
- ^ Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей X-XVI вв. Moscow: Indrik, 2006. ISBN 5-85759-339-5. Pages 383-385.
- ^ Масленицын С.И. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г., in Памятники культуры. Новые открытия 1976: Письменность, искусство, археология. Moscow, 1976. Maslenitsyn also argues that Yaroslav endowed the church of St. Theodore Stratelates in Kostroma.
- ^ Шабасова О.И. Литературная традиция: сказания об иконе Федоровской Богородицы, in Вестник Костромского гос. пед. ун-та им. Н.А. Некрасова: Научно-методический журнал. Вып. 2. Kostroma, 1997.
- ^ For details about the Gorodets copy, see История Федоровского Городецкого монастыря. Nizhny Novgorod, 2002 (reprint of the 1913 edition).
- ^ Adams, Amy Singleton; Shevzov, Vera (24 April 2018). «Glossary; Feodorov icon of the Mother of God». Framing Mary: The Mother of God in Modern, Revolutionary, and Post-Soviet Russian Culture. Cornell University Press. p. 319. ISBN 978-1-5017-5700-6.
- ^ Martin, Russell E. (15 June 2012). A Bride for the Tsar: Bride-Shows and Marriage Politics in Early Modern Russia. Cornell University Press. p. 284, note 112. ISBN 978-1-5017-5665-8.
- ^ Hellberg-Hirn, Elena (1998). Soil and soul : the symbolic world of Russianness. Aldershot; Brookfield, Vt.: Ashgate. p. 77, note 9. ISBN 978-1-85521-871-0.
- ^ Boev, A. K.; Feoktistov, Anatoly A. (2007). Russkie monastyri. Ural : Ekaterinburgskai︠a︡ i Verkhoturskai︠a︡ eparkhii︠a︡. Novomoskovsk: Ocharovannyĭ strannik. p. 162. ISBN 978-5-93974-008-1.
External links[edit]
- (in Russian) Feodorovskaya icon on the website of the Russian Orthodox Church
По преданию, еще при жизни Богоматери евангелистом Лукой было написано около семидесяти ее образов, один из которых впоследствии получил название Федоровская иконы Божьей Матери.
Дни празднования:
- 27 марта
- 29 августа
Содержание
- Описание иконы
- Обретение иконы на Руси
- Значение Феодоровской иконы Божьей Матери
- В чем помогает Федоровская икона Божьей Матери
- Молитвы перед иконой
- Тропарь, глас 4
- Ин тропарь, глас 4
- Кондак, глас 8
- Ин кондак, глас 8
- Молитва первая
- Молитва вторая
Описание иконы
По иконографии она относится к типу «Умиление»: Младенец прильнул к щеке Матери и обнимает Ее, но на Ее лике нет улыбки, только скорбь и бесконечная любовь к Сыну, который будет принесен в жертву за все человечество. Цвет одеяния Богоматери – пурпурный, что символизирует царскую власть, а в христианской традиции – Страсти Христовы. Обнаженные ножки Младенца напоминают о предстоящих Ему страданиях.
У Федоровской иконы Божией Матери есть одна удивительная особенность, которая выделяет ее среди других образов Богородицы: на обратной стороне ее писан образ св. мученицы Параскевы Пятницы, которая на Руси была покровительницей невест и свадеб.
История иконы уходит вглубь веков, и за эти столетия она не раз являла свою чудотворную силу.
Обретение иконы на Руси
С 1 века н.э., когда была писана икона пресвятой Богородицы Федоровской, и до ее обретения в начале 13 века в маленьком русском городе Городец, история ее покрыта мраком. Известно лишь, что, когда в 1239 году Городец сожгли монголы, икона пропала, но через некоторое время произошло ее чудесное обретение князем Василием Костромским, младшим братом князя Александра Невского.
Случилось это так: охотясь, князь Василий заметил на ветвях дерева икону, однако при попытке достать ее она поднялась в воздух. Удивительно, но точно в это же время многие костромичи видели неизвестного воина, шедшего по городу с иконой в руках. Воин этот походил на св. великомученика Феодора Стратилата, в его честь в городе был возведен собор.
К месту обретения иконы Богородицы двинулась огромная процессия во главе с духовенством. После долгой коленопреклоненной молитвы ее торжественно перенесли в соборный храм Костромы, а иконе дали название Феодоровской в часть явления Феодора Стратилата, покровителя воинов.
Значение Феодоровской иконы Божьей Матери
Вскоре после обретения иконы Александр Невский получил от отца, великого князя Ярослава Всеволодовича, благословение на заключение брака с Александрой Брячиславной, дочерью полоцкого царя.
За семь веков своего пребывания в Костроме Феодоровская икона явила немало чудес. Так, костромской собор, где она пребывала, дважды охватывал пожар, и оба раза пламя не затронуло чудотворную.
Когда в 1260 году Костроме подступило монгольское войско, угрожавшее полным разорением города, князь выступил против врагов с Феодоровской иконой, которую несли перед его малой дружиной. Внезапно в разгар битвы лик Пресвятой Богородицы стал излучать ослепительное сияние, заставившее врагов бежать с поля боя. Озеро, неподалеку от которого происходила битва, получило название Святого, а на месте явления чуда князь велел поставить вначале крест, а затем каменную часовню.
Особую роль сыграла Феодоровская икона Божией Матери в 1613 году, когда на царство был призван первый представитель династии Романовых. Только обращение к ней архиепископа сломило сопротивление инокини Марфы, матери будущего царя Михаила Федоровича, и заставило ее дать сыну благословение на царствование. Упав на колени, она обратилась к образу Богородицы:
Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!
С тех пор Кострома стала считаться «колыбелью Дома Романовых», которые регулярно ездили туда на поклон к иконе, в том числе и в 1913 году, когда праздновалось 300-летие царской династии. Примечательно, что многие иностранные невесты наследников престолы, принимавшие православную веру, получали при крещении отчество «Федоровна» в знак того, что в роли их Восприемницы и Покровительницы выступает сама Богоматерь.
Даже в годы советской власти Федоровскую икону Божьей Матери не тронули, что стало уникальным явлением в новейшей истории РПЦ, а в новом тысячелетии верующие многих городов России получили возможность поклониться ей и попросить о помощи.
В чем помогает Федоровская икона Божьей Матери
Традиционно считается, что эта икона покровительствует девушкам, которые хотят выйти замуж, и будущим матерям, а также миру в семье и преодолению разногласий между близкими. Особенно много сведений о чудесных исцелениях женщин, которые долго не могли забеременеть, — после каждодневных чистосердечных молитв перед Феодоровской иконой им было даровано счастье материнства.
Молитвы перед иконой
Тропарь, глас 4
Пpише́ствием честны́я Твоея́ ико́ны, Богоотpокови́це,/ обpа́дованный днесь Богохpани́мый гpад Костpома́,/ я́коже дpе́вний Изpа́иль к киво́ту Заве́та,/ пpитека́ет ко изобpаже́нию лица́ Твоего́/ и воплоти́вшагося от Тебе́ Бога на́шего,/ да Твои́м Ма́теpним к Нему́ пpедста́тельством/ пpи́сно хода́тайствуеши всем,/ под сень кpо́ва Твоего́ пpибега́ющим,// миp и ве́лию ми́лость.
Перевод: Пришествием чтимой Твоей иконы, Богоотроковица, обрадованный сегодня Богохранимый город Кострома, как древний Израиль к киоту Завета, приходит к изображению лица Твоего и воплотившегося от Тебя Бога нашего, да Твоим Материнским к Нему обращением всегда просишь для всех, под защиту покровительства Твоего прибегающих, мир и великую милость.
Ин тропарь, глас 4
Днесь све́тло красу́ется преимени́тый град Кострома́/ и вся Ру́сская страна́,/ созыва́ющи к весе́лию вся боголюби́выя наро́ды христиа́нския,/ на пресла́вное торжество́ Бо́жия Ма́тере,/ прише́ствия ра́ди чудотво́рнаго Ея́ и многоцеле́бнаго о́браза,/ днесь бо яви́ся нам пресве́тлое вели́кое со́лнце,/ прии́дите, вси Богоизбра́ннии лю́дие, но́вый Изра́иль,/ ко исто́чнику цельбоно́сному,/ источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пресвята́я Богоро́дица/ и избавля́ет вся гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих./ Но, о Всеми́лостивая Госпоже́, Де́во Богоро́дице, Влады́чице,/ спаси́ страну́ на́шу, и архиере́и, и вся лю́ди Твоего́ достоя́ния от всех бед/ по вели́цей Твое́й ми́лости, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Де́во, христиа́ном похвало́.
Перевод: Сегодня радостно ликует знаменитый город Кострома и вся Российская страна, созывая к веселью все боголюбивые народы христианские на преславное торжество Божией Матери ради пришествия Ее чудотворного и многоцелебного образа: ибо в сей день явилось нам пресветлое великое солнце; придите, все богоизбранные люди, новый Израиль, ко источнику цельбоносному, ибо источает нам неоскудевающие милости Пресвятая Богородица и избавляет все города и страны христианские невредимыми от всех наветов вражьих. Но, о Всемилостивая Госпожа, Дева Богородица, Владычица, спаси страну нашу, и архиереев, и всех людей Твоего удела от всех бед по великой Твоей милости, да взываем Тебе: «Радуйся, Дева, христиан похвала!»
Кондак, глас 8
Благода́рственная принося́ще Ти, раби́ Твои́, Богороди́тельнице, о всех,/ и́миже благоде́яла еси́ гра́ду на́шему,/ из глубины́ души́ взыва́ем к Тебе́ и ми́ли ся де́ем:/ не преста́ни, Влады́чице,/ Ма́терними к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему моли́твами/ подава́ти вся блага́я и спаси́тельная всем,/ ве́рою и любо́вию вопию́щим Ти:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.
Перевод: Благодарственные молитвы принося Тебе, рабы Твои, Богородица, за все благие дела, которые Ты сделала городу нашему, из глубины души взываем к Тебе и коленопреклоненно просим: не переставай, Владычица, Материнскими к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами подавать всё на благо и во спасение всем, с верой и любовью взывающим к Тебе: «Радуйся, Дева, честь христиан».
Ин кондак, глас 8
Притеце́м, лю́дие, вси к ти́хому и до́брому приста́нищу,/ в дом Бо́жия Ма́тере,/ чу́дному о́бразу Цари́цы и Богоро́дицы,/ за неизрече́нную ми́лость Ея́ явле́нному,/ ве́рно припа́дающе и вопию́ще:/ о Всеми́лостивая Влады́чице,/ за спаси́тельное Твое́ смотре́ние,/ чу́днаго о́браза к нам прише́ствие,/ посети́ нас, гре́шных, све́тло сотворя́ющих пра́зднество Твое́,/ укрепи́ страну́ на́шу,/ ди́вно на враги́ побе́ду подаю́щи, и ве́ру утверди́./ Це́рковь Сы́на Твоего́ непоколеби́му соблюди́,/ притека́ющих к Тебе́ спаси́, от вся́ких напа́стей изба́ви,/ сохраня́ющи в ми́ре все Правосла́вие, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Перевод: Прибегнем, все люди, к тихому и доброму пристанищу, в дом Божией Матери, к чудному образу Царицы и Богородицы, по неизреченной милости Ее явленному, с верою припадая и взывая: «О Всемилостивая Владычица, ради спасительного Твоего промысла, чудного образа к нам пришествия, посети нас, грешных, светло совершающих празднество Твое, укрепи страну нашу, дивно над врагами победу подавая, и веру утверди. Церковь Сына Твоего непоколебимой соблюди, прибегающих к Тебе спаси, от всяких напастей избавь, сохраняя в мире все Православие, дабы нам взывать Тебе: Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»
Молитва первая
О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице и Присноде́во, Мари́е, еди́ная наде́ждо нам гре́шным! К Тебе́ прибега́ем и Тебе́ мо́лим, я́ко ве́лие и́маши дерзнове́ние пред ро́ждшимся от Тебе́ по пло́ти Го́сподем Бо́гом и Спаси́телем на́шим Иису́сом Христо́м. Не пре́зри слез на́ших, не возгнуша́йся воздыха́ний на́ших, не отри́ни ско́рби на́шея, не посрами́ упова́ния на́шего на Тя, но Ма́терними моле́нии Твои́ми умоли́ Го́спода Бо́га, да сподо́бит нас гре́шных и недосто́йных свободи́тися от грехо́в и страсте́й душе́вных и теле́сных, умре́ти ми́ру и жи́ти Ему́ еди́ному по вся дни живота́ на́шего. О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, путеше́ствующим спутеше́ствуй и огражда́й и охраня́й о́ныя, изба́ви плене́нных от плене́ния, свободи́ стра́ждущих от бед, уте́ши су́щих в печа́ли, ско́рбех и напа́стех, облегчи́ нищету́ и вся́ко злострада́ние теле́сное, и да́руй всем вся потре́бная к животу́, благоче́стию и жи́зни вре́менней. Спаси́, Влады́чице, вся стра́ны и гра́ды и сию́ страну́ и сей град, и́мже сия́ чудотво́рная и свята́я ико́на Твоя́ даде́ся во утеше́ние и огражде́ние, изба́ви я́ от гла́да, губи́тельства, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных, междоусо́бныя бра́ни, и отврати́ вся́кий гнев на ны пра́ведно дви́жимый. Да́руй нам вре́мя на покая́ние и обраще́ние, изба́ви нас от внеза́пныя сме́рти, и во вре́мя исхо́да на́шего предста́ни нам я́вльшися, Де́во Богоро́дице, и изба́ви нас от возду́шных мыта́рств, князе́й ве́ка сего́, сподо́би на Стра́шнем Суди́щи Христо́вем ста́ти одесну́ю, и соде́лай нас насле́дники ве́чных благ, да сла́вим вове́ки великоле́пое и́мя Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м и Бла́гим и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая
О, Премилосе́рдая Госпоже́, Цари́це Богоро́дице, приими́ смире́нное моле́ние на́ше, и не отри́ни нас, заступле́ние и прибе́жище на́ше, и не возгнуша́йся нас, недо́стойных, но я́ко Милосе́рдая, не преста́ни моля́щи, Его́же родила́ еси́, да да́рует нам проще́ние мно́гих согреше́ний на́ших, да спасе́т нас и́миже весть судьба́ми. Поми́луй нас, Влады́чице, поми́луй нас, несть бо нам спасе́ния от дел. Те́мже ве́рно вопие́м Ти: поми́луй рабы́ Твоя́, и непло́дное се́рдце на́ше покажи́ плодоно́сно благи́х дел. При́зри на нас недосто́йных, Ты бо упова́ние и покро́в наш, жизнь и свет се́рдцу на́шему. Я́ко Невече́рний Свет от чре́ва Твоего́ воздви́гшая, озари́ ду́шу на́шу, Чи́стая, и отжени́ вся́ку мглу се́рдца на́шего. Да́руй нам умиле́ние, покая́ние и сокруше́ние серде́чное. Сподо́би нас по вся дни живота́ на́шего твори́ти во́лю Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего и во всем благоугожда́ти Ему́ Еди́ному. О, Богома́ти, не преста́ни моля́щи Ро́ждшагося от Тебе́ за вся притека́ющия с ве́рою к сему́ чудотво́рному о́бразу Твоему́ и подава́й им ско́рую по́мощь и утеше́ние в ско́рбех, и напа́стех, и злострада́ниих, изба́ви их от клеветы́ и зло́бы челове́ческия, от враг ви́димых и неви́димых, и вся́кия ну́жды и печа́ли. Спаси́ оте́чество на́ше, град сей и вся гра́ды и страны́ от вся́ких бед и нужд, и сотвори́ ми́лостива нам бы́ти Бо́га на́шего, отврати́ вся́кий гнев Его́ на ны дви́жимый и изба́ви ны от належа́щаго и пра́веднаго Его́ преще́ния. О, Боголюби́вая Влады́чице, А́нгелов украше́ние, му́чеников сла́во и всех святы́х ра́досте, с ни́ми моли́ Го́спода, да сподо́бит нас в покая́нии сконча́ти живота́ на́шего тече́ние. В сме́рти же час, Пресвята́я Де́во, изба́ви нас от вла́сти бесо́вския и осужде́ния, и отве́та, и стра́шнаго испыта́ния, и мыта́рств го́рьких, и огня́ ве́чнаго, да, сподо́бльшеся сла́внаго Ца́рствия Бо́жия, велича́ем Тя и сла́вим вопло́щшагося от Тебе́ Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же сла́ва со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
(13 оценок, среднее: 4,38 из 5)
Загрузка…