Феодоровская — Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.
Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича († 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем († 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца — позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.
Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди — святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца — Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237–1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути — военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — благословение отца — постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.
Василий Ярославич был «мизинным», то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии — Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела — наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения (1272–1276) заполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц.
Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.
Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической гибели при штурме татарами Владимира 4 февраля 1238 года епископа Владимирского Митрофана долгие годы Владимирская епархия оставалась вдовствующей. Это печалило великого князя Василия. В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор. Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона († 1275, память 12 июля), из Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III († 1282) и собором русских святителей. Содержание соборных деяний было очень широко — это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия. Много накопилось проблем и неурядиц в церковной жизни, Русская Церковь только-только оправлялась от постигшего ее бедствия. Но главной задачей было возрождение русской церковной письменности — восстановление традиций древнерусского «княжеского строения». Без книг невозможно было бы спасительное делание Церкви, они нужны были и для Богослужения, и для проповедничества, и для келейного вразумления иноков, и для домашнего чтения верующих. Трудами митрополита Кирилла, русских епископов и монастырских иноков-книжников эта задача, важнейшая для последующего христианского просвещения Руси, была успешно выполнена. Собор принял новую редакцию Кормчей книги — основного канонического кодекса православной церковной жизни.
В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.
Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века — прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила — инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.
В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». Не все содержащиеся в ней сведения совпадают с изложенными выше, у народной памяти, своя хронология, свои законы.
Феодоровская икона — двухсторонняя. На обратной стороне — образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского.
Оригинал иконы хранится в Богоявленском-Анастасиином женском монастыре.
Храмы, освящённые в честь иконы:
- Феодоровский Государев собор в Царском Селе — полковой храм Сводного пехотного полка и Собственного его императорского величества конвоя, считался также «приходом семьи императора».
- Феодоровская церковь села Ново-Архангельского Тюкалинского уезда Тобольской губернии. Построена в память бракосочетания их императорских величеств в 1896 году.
- Феодоровский собор Санкт-Петербурга — построен к 300-летию династии Романовых, в 1920-е годы в народе носил название «Романовская церковь».
- Фёдоровская церковь в Ярославле — построена прихожанами в 1680-е годы, в советское время — кафедральный собор Ростовско-Ярославской епархии.
- Престол Вознесенского собора Оршина монастыря, в котором хранился чтимый чудотворный список иконы (в настоящее время находится в собрании Тверской картинной галереи).
- Часовня в честь Феодоровской иконы на Александровском подворье Императорского Православного Палестинского общества в Иерусалиме. Освящена в 2008 году.
- Феодоровский собор в Феодоровском монастыре Городца.
См. также: Икона Божией Матери «Феодоровская».
27 марта Православная Церковь чтит память чудотворной иконы Божьей Матери «Феодоровская». Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе.
«Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была спасена Кострома».
Икона Божьей Матери «Феодоровская». История
У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» — здесь и имя Феодора Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей — Романовых.
Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Однако в 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским. Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме.
Читайте также: Икона. Как создается чудо
Вернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились. Сняв икону с дерева, ее поместили в соборный храм города Костромы, а икону назвали Феодоровской, памятуя о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы. На месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле — Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.
Известно, что в том же 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына — благоверного великого князя Александра Невского — на брак с Александрой, дочерью полоцкого царя князя Брячислава. И здесь раскрывается еще одна особенность Феодоровской иконы: на оборотной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест.
За время пребывания Феодоровской иконы в Костроме было явлено много чудесных событий: дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой в огне. В 1260 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Ополчение князя составляла лишь малая дружина, которую ему удалось наскоро собрать. Не надеясь на свои силы, князь велел нести перед собой образ Защитницы христиан. Во время битвы совершилось чудо: от лика Пресвятой Богородицы стали исходить ослепительные лучи света. Пораженные жгучими лучами татары обратились в бегство, битва окончилась победой костромичей. В память об этом чуде князь утвердил крест, как раз на месте, где во время битвы стояла икона, позднее там была выстроена каменная часовня, а близлежащее озеро было названо Святым.
Читайте также: Чудо в нашей жизни — как молиться о чуде?
Икона Божьей Матери «Феодоровская» — чудо
Одно из значимых в истории нашей страны событий также связано с именем Феодоровской иконы — избрание на царство в 1613 году Михаила Федоровича Романова. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря посольство Земского собора долго уговаривало Михаила Федоровича и его мать, инокиню Марфу, принять избрание. На все мольбы они оставались непреклонны. Только речь Феодорита, архиепископа Рязанского, уповающего на помощь Пресвятой Богородицы, склонила Марфу к согласию благословить своего сына на царство. Она упала пред Феодоровской иконой и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!» С этого времени образ Феодоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых. Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Федоровна в честь фамильной иконы.
Существует несколько списков с иконы «Феодоровская», первый из них был сделан инокиней Марфой, который она привезла с собой в Москву.
Сегодня Феодоровская икона Божьей Матери находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. В честь этой чудотворной иконы установлены два торжественных праздника: 29 августа по новому стилю — в память о чудесном явлении иконы в 1239 году и 27 марта — в память об избрании Михаила Романова на царство.
Кому молиться перед иконой Божьей Матери «Феодоровская»
Феодоровская икона Божьей Матери почитается как:
- покровительница невест, семейного благополучия;
- рождения детей у бездетных пар;
- помогающая в трудных родах.
Читайте также:
- Владимирская икона Божией Матери: история происхождения
- Как разобраться в изображениях креста?
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Празднование Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы совершается 27 марта (14 марта ст. ст.) и 29 августа (16 августа ст. ст.). Также во второе воскресенье Великого поста старообрядческая церковь совершает службу явлению Феодоровской иконы Божией Матери «по уставу Успенского собора Московского Кремля 1627 г.». У новообрядцев в этот день совершается память святителя Григория Паламы (1296-1359 гг.). Феодоровскому образу Богородицы молятся о здравии, рождении ребенка, легких родах, благополучии супружеской жизни.
Содержание:
- История праздника в честь явления иконы Пресвятой Богородицы Феодоровской
- Чудеса Феодоровской иконы Божией Матери
- Почитание Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы
- Богослужение явлению иконы Пресвятой Богородицы Феодоровской. Тропарь, кондак и канон празднику
- Феодоровский образ Пресвятой Богородицы. Иконография
- Старообрядческие храмы в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы
- Храмы и монастыри на Руси в честь Феодоровской иконы Богородицы
История праздника в честь явления иконы Пресвятой Богородицы Феодоровской
О появлении на Руси Феодоровской иконы Божией Матери нет точных сведений. Первые упоминания об образе схожей иконографии относятся к XII веку. Икона располагалась в деревянной часовне у города Городец (Нижегородская область). В начале XIII века на этом месте был сооружен монастырь во имя иконы Богоматери, которая стала его главной святыней. Позже он стал называться по имени иконы Богородичный, Богородице-Феодоровский, а затем — Феодоровский. В 1238 году при нашествии войск Батыя город был уничтожен, монастырь также сгорел. Современники событий считали, что икона также была утрачена, но по истечении нескольких лет была обретена повторно. Существует несколько преданий о повторном обретении Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.
Первое предание. 16 августа 1239 года костромской князь Василий Квашня (XIII век) неподалеку от реки Запрудни увидел образ Богородицы, который висел на дереве. При участии священства икона была перенесена в Кострому и поставлена в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Позднее на месте обретения иконы был построен Запрудненский Спасский монастырь. Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской сообщает следующее:
…видеша народи честную ону икону, и начаша поведати, глаголюще, мы вчера видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением святому великомученику Феодору Стратилату, и тако свидетельствоваху народи.
От имени великомученика Феодора икона получила свое название — Феодоровская. Вскоре в Костроме появился житель Городца, который сообщил, что это та самая икона, которая считалась утраченной после сожжения Феодоровской обители.
Согласно второму преданию, Феодоровскую икону Божией Матери 16 августа 1263 года обрел младший брат Александра Невского (1221-1263 гг.) костромской князь Василий Ярославич (1236/1241-1276 гг.). Эта дата указана в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме» (1670 г.)
Третье предание сообщает, что Феодоровский образ Богородицы обрел Юрий Всеволодович (1188-1238 гг.) в ветхой деревянной часовне неподалеку от Городца (позднее на этом месте был построен Городецкий Феодоровский монастырь). После смерти князя икона перешла к его младшему брату Ярославу Всеволодовичу (1190/1191- 1246 гг.), который благословил образом брак своего сына Александра Невского с полоцкой княжной Александрой Брячиславовной. После смерти князя Александра в 1263 году икона перешла к его младшему брату Василию (о нем сообщает второе предание), который перенес святой образ в Кострому.
Описанные выше события легли в основу сказания об иконе. Икона была перенесена из разоренного Батыем Городца в Кострому, где была помещена в церкви великомученика Феодора Стратилата (ум. 319 г.). Этот факт подтверждается «Сказанием о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». С этого момента она стала именоваться Феодоровской. Некоторые исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают ее списком с прославленной древней святыни и выдвигают три версии ее происхождения:
- икона была написана в 1164 году по заказу Андрея Боголюбского (1111-1174 гг.) для Городецкого монастыря;
- икону написали по заказу князя Ярослава Всеволодовича в 1239 году как дар к свадьбе его сына Александра Невского. Примечательно, что на обратной стороне образа — изображение великомученицы Параскевы, которая на Руси считалась покровительницей невест и свадеб, а также бывшей покровительницей Полоцкого княжеского дома, откуда происходила невеста Александра;
- икона написана по заказу Ярослава Всеволодовича в 1218-1220 годы в честь возвращения ему его жены Феодосии, которая была отнята своим отцом в 1216 году в ходе противостояния, и рождения у него от нее первенца Феодора (1219-1233 гг.)
Относительно названия иконы «Феодоровская» высказывается гипотеза, что оно возникло по причине того, что Феодор Стратилат был небесным покровителем князя Ярослава и многих других князей Мстиславичей, с которыми Ярослав и его потомство были связаны через его жену Феодосию, дочь Мстислава Мстиславича Удатного (ум. 1228 г.).
Чудеса Феодоровской иконы Божией Матери
К первым чудесам Феодоровской иконы Божией Матери относят истории о ее чудесном спасении в огне при пожаре (сказания сообщают о двух пожарах: один уничтожил старую деревянную церковь, второй произошел уже в новом каменном храме). «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери», которое создавалось на протяжении нескольких столетий и дошло до наших дней в ряде списков, сообщает о чудесном спасении Костромы от татарских войск в битве при Святом озере (1262(?) г.):
…и отидоша от града яко два поприща или вдале мало и сташа у некоего езера, и яко же бысть полки близ между собою, и оружие свое извлекоша грешницы и напрягоша лук свои еже состреляти правыя и смиренныя сердцем, малое христианское воинство, и внезапу от чудотворного образа Пресвятыя Богородицы возсняша божественныя и пресветлыя лучи, паче солнечных луч и аки огнь попаляющи и нападающа на них и пожигая татарския полки, и от того озарения и луч божественных и от паления, вси противный полки смятошася, и мнози от них ослепоша и друг друга не познаша и вниде в них страх и трепет, и оружие вниде и сердце их и луцы их сокрушишася и нападоша на них российстии полпы и побиша их многое множество, останцы же нечестивых исчезоша и погибоша за беззаконие свое, пленников же российских всех отполониша заступлением и помощию Пресвятыя Божия Матере.
Почитание Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы
В 1613 году Земский собор избрал на царство Михаила Романова (1596-1645 гг.), что закрепил итоговым документом — Соборной клятвой. После этого было назначено посольство из Москвы в Костромской Ипатьевский монастырь, где Михаил Федорович жил с матерью, инокиней Марфой (ум. 1631 г.).
Посольство возглавляли рязанский архиепископ Феодорит (1551-1617 гг.), келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын (ум. 1625/1626/1627 г.) и боярин Феодор Иванович Шереметев (ум. 1650 г.). 14 марта (ст. ст.) посольство было принято Михаилом Романовым и его матерью в Ипатьевском монастыре. И Михаил Романов, и его мать изначально отказывались от престола, но в результате уговоров согласились. Согласно сообщению патриарха Филарета:
Бысть же в тот день на Костроме радость велия, и составиша празднество чудотворной иконе пречистыя Богородицы Феодоровской.
Этот день стал днем празднования иконы, который отмечается и в наше время. Некоторые историки утверждают, что инокиня Марфа благословила при избрании на царство своего сына Феодоровской иконой Божией Матери. Однако участник тех событий келарь Авраамий Палицын в своем «Сказании» не упоминает об этой иконе. Он пишет, что когда инокиня Марфа и ее сын Михаил долго отказывались от предложения занять царский престол, тогда архиепископ «…взем на руце свои чюдотворную икону образ Пресвятыя Богородица, юже написал Петр митрополит, а Троицкой келарь старец Аврамей взем образ великих чюдотворцов Петра и Алексия и Ионы, и принесошя пред государыню».
Михаил Романов взял с собой в Москву список с иконы и поставил его в придворной церкви Рождества Богородицы «на Сенях». В 1618 году он прислал в Кострому украшения для иконы, а в 1636 году по указанию царя икону подновили и украсили драгоценной ризой. С этого времени постепенно начинают создавать списки с этой иконы. С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Феодоровна. К ним относятся Мария Феодоровна (жена Павла I), Александра Феодоровна (жена Николая I), Мария Феодоровна (жена Александра III), Александра Феодоровна (жена Николая II), Елизавета Феодоровна. Истоки этой традиции восходят к XVII веку, когда в честь той же иконы «неблагозвучное» отчество царицы Евдокии Лопухиной было поменяно с «Илларионовна» на «Феодоровна», а при вступлении в брак царя Ивана Алексеевича с Прасковьей Салтыковой ей не только изменили отчество, но и переменили имя ее отцу с Александра на Феодора.
Икона неоднократно украшалась драгоценными окладами. В начале XIX века на средства жителей Костромы для иконы был изготовлен новый золотой оклад, в который поместили драгоценные камни с прежнего. В описании Успенского собора Костромы, который датируется 1820 годом, об иконе сообщается:
На сем образе риза, устроенная в 1805 году чистейшего золота, соборным иждивением, а более усердием граждан, имеет весу с венцем 20 фунтов 39 золотников; она и венец украшены бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами (из коих один красный наидрагоценнейший), венисами и другими драгоценными камнями, крупным жемчугом и бурмитскими зернами… К сему образу принадлежат рясны или серьги длиной более полуаршина, с бурмитскими зернами, драгоценными камнями, золотыми плашкам, кольцами и колодками…
В 1891 году для иконы изготовили золотую ризу весом около 10 кг. Она украшала икону до 1922 года. После Октябрьской революции икона находилась в храме. В 1919 году в Костроме образ исследовала комиссия музейного отдела Наркомпроса под руководством И. Э. Грабаря. В 1922 году Успенский собор и Феодоровская икона перешли к обновленцам. В 1929 году костромская община привезла икону в Москву в Центральные государственные реставрационные мастерские. Во время реставрационных работ специалисты пришли к выводу, что в своей основной части живопись XIII века утрачена. С апреля 1964 года икона пребывала в церкви Воскресения на Дебре, куда перенесли архиерейскую кафедру. 18 августа 1991 года Феодоровскую икону перенесли в возвращенный РПЦ Богоявленский Анастасиин кафедральный собор, где она находится по настоящее время.
Празднование явления Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы известно с XIII века. Икона являлась местночтимой. После вступления на московский престол Михаила Феодоровича Романова появляется новое празднование иконе, связанное с событиями его наречения в Ипатьевском монастыре. С этого периода почитание образа становится общецерковным. Изначально оно не имело определенной даты. Различные чиновники указывают празднование то «во вторую или в третию или в четвертую неделю святаго поста», то в «неделю вторую или в ин день великаго поста». Празднование 14 марта (ст. ст.) в церковном календаре закрепляется начиная с 1620 года, что связывают с возвращением из плена патриарха Филарета, отца Михаила Романова. Типиконы Успенского собора на этот день указывают: «В 14 день пети пречистой Богородицы Федоровской с Венедиктом для наречения государева…». При первых Романовых дата празднования, которая приходилась на дни Великого поста, соблюдалась строго и переносилась на другие дни лишь в случаях совпадения с Лазаревой субботой или погребением кого-либо из царского рода. Во второй половине XVII века дата праздник начинают переносить на следующий воскресный день, что уже уменьшало его статус. При патриархе Филарете в день праздника по окончании богослужения царь устраивал праздничный прием, на котором одаривал своего отца-патриарха. Эта традиция полностью прекратила свое существование в 1668 году. Во второй половине XVIII века обычай переносить празднование иконе на ближайшее воскресение окончательно укоренился в церковной жизни господствующей церкви.
Богослужение явлению иконы Пресвятой Богородицы Феодоровской. Тропарь, кондак и канон празднику
Тропарь, глас 8.
Днесь светло красуется град Кострома, и вся российская страна, созывающи к веселию вся боголюбивыя христианския народы, на преславное торжество Божия Матере, чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа пришествия. Днесь боя вися нам пресветлое великое солнце. Приидите вси богоизбраннии людие, новыи израиль, ко источнику цельбоносному, источает бо нам неоскудная милости Пречистая Богородица, избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих. Но О! всемилостивая Госпоже Дево Богородице Владычице, сохрани страну нашу и митрополита, и вся люди Твоего достояния от всяких бед, по велицей Твоей милости, да зовем Ти, радуися Дево християном похвало.
Кондак, глас 8.
Притецем людие вси к тихому и доброму пристанищу, в Дом Божия Матере чуднаго образа явлению Царицы и Богородицы. За неизреченную милость Ея, верно припадающе и вопиюще: О! Всемилостивая Владычице, за спасительное Твое смотрение чуднаго образа к нам пришествие, посети нас грешных, светло сотворяющих празднество Твое. Укрепи людей наших, дивно им на враги победу подающи. И митрополита нашего утверди, церковь Сына Твоего непоколебиму соблюди. Притекающих к Тебе спаси, от всяких напастей избави: сохраняя в мире все православие, да зовем Ти, радуися Невесто Неневестная.
Библиотека Русской веры
Канон Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы →
Читать онлайн
Феодоровский образ Пресвятой Богородицы. Иконография
По преданию, Феодоровская икона Богородицы написана евангелистом Лукой. Образ относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Его иконография очень близка к Владимирской иконе Пресвятой Богородицы. По этой причине многие исследователи считают Феодоровскую списком Владимирской. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Спасителя. Согласно описанию иконы, сделанному при ее перенесении в Кострому, она имела следующий вид:
…написана масляными красками «на сухе древе». Доска в длину 1 аршин 2 вершка, в ширину 12 вершков. Богородица изображена несколько склонившею главу на правое плече. Правой рукой поддерживается Богомладенец, обнимающий Богоматерь. Правая нога Богомладенца покрыта ризою, левая же по колено неприкрыта. На оборотной стороне написана святая великомученица Параскева, называемая Пятница… Нижняя часть иконы заканчивается рукоятью в 1 1/2 аршина длины.
До наших дней икона сохранилась плохо, она не единожды поновлялась, и оригинальная живопись ликов Богородицы и Исуса Христа заметно потерта. На оборотной стороне иконы — поясное изображение великомученицы Параскевы Пятницы. Святая изображена в красных одеждах, украшенных золотым растительным орнаментом. Ее руки воздеты в молении на уровне груди.
Существует ряд списков Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.
Храмы и монастыри на Руси в честь Феодоровской иконы Богородицы
В честь Феодоровской иконы Божией Матери освящен собор Феодоровского монастыря в Городце Нижегородской области.
Монастырь был сооружен в начале XIII века на месте деревянной часовни, в которой находилась Феодоровская икона Божией Матери. Обитель именовалась Богородице-Феодоровской. Согласно преданию, монастырь и город в 1152 году основал князь Юрий Долгорукий (1090-е — 1157 гг.). В 1238 году во время нашествия войск Батыя Городец был разорен, а монастырь сожжен. Предание сообщает, что Феодоровская икона чудесным образом уцелела, однако в монастырь уже не вернулась. Но в обитель был помещен чудотворный список, который был главной святыней Феодоровской церкви.
Монастырь просуществовал в этом пустынном месте приблизительно до XV века, затем место было заселено, а обитель упразднена. Заново монастырь был учрежден в 1700 году. В 1927 году монастырь был закрыт. Возрожден в 2009 году.
В честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы освящен придел Никольского собора Николо-Пешношского монастыря в пос. Луговой Дмитровского района Московской области. Собор святителя Николы Чудотворца был построен в начале XVI века. Перестраивался в конце XVII и конце XVIII веков. Реставрировался в середине 1960-х годов.
Во имя Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы освящен придел собора великомученика Феодора Стратилата Феодоровского монастыря в Переславле-Залесском. Федоровский монастырь был основан после 1304 года, на южной окраине Переславля-Залесского. Место основания выбрано было не случайно: здесь в 1304 году в день памяти великомученика Федора Стратилата произошла кровопролитная битва между войсками московского и тверского князей. В этой битве погибло множество людей, в том числе предводитель тверского войска боярин Акинф. В память о победе московский князь Юрий Данилович устроил здесь монастырь. Древнейшее здание монастыря — Федоровский собор, был построен в 1557 году. Собор был закрыт в 1928 году, а через 2 года разрушили отдельно стоявшую рядом с собором барочную колокольню. В соборе устроили вещевой склад разместившейся на территории монастыря детской колонии, потом и дома престарелых. После Великой Отечественной войны на территории монастыря обосновалась воинская часть. В 1998 году собор был передан возрожденной только что женской обители.
Во имя Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы освящен придел Вознесенского собора Оршина монастыря в пос. Оршино Калининского района Тверской области. Соборный храм Вознесения Господня был освящен в 1567 г. святителем Варсонофием Тверским (ок. 1495- 1576 гг.). В нем было четыре престола: галвный — Вознесения Господня, два боковых — преподобного Онуфрия Великого и святой великомученицы Екатерины, престол Рождества Иоанна Предотечи «на полатях».
Старообрядческие храмы в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы
В честь Феодоровской иконы Божией Матери будет освящен храм Русской Древлеправославной Церкви в г. Уральске Республики Казахстан. Закладка храма во имя Феодоровского образа Пресвятой Богородицы была совершена 29 августа 2013 года патриархом Александром. Строительство продолжается.
Этот православный праздник отмечается в честь иконы Божией Матери Феодоровской (Костромской). Считается, что она написана евангелистом Лукой.
Свое название икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор. По преданию, она была обретена его старшим братом Юрием Всеволодовичем в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца (позже на этом месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь).
Став после гибели брата великим князем Владимирским, князь Ярослав-Феодор в 1239 году благословил оставшейся от брата иконой своего сына Александра, вступившего в брак с полоцкой княжной Брячиславой.
Сам Ярослав-Феодор оставил значимый след в истории Руси первой половины 13 века. Он поднял из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами доставшуюся ему в наследство Русь, сожженную и разграбленную татарами в 1237–1238 годах. Восстановил опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострому, Городец. Всего за восемь лет князь сумел направить страну по единственно верному в то время пути, установив военно-политическое равновесие с Золотой Ордой на востоке и активно противостоя католической Европе на западе.
Сын Ярослава-Феодора — будущий Александр Невский — был ближайшим его сподвижником. Чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери — благословение отца — постоянно находилась при нем. После смерти Александра икону в память о нем взял его младший брат Василий.
Став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме. В 1272 году, защищая страну от очередного татарского набега, русское войско под предводительством князя выступило из Костромы с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, опаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны. После смерти князя Василия икона осталась в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.
Еще большее почитание на России Феодоровская икона Божией Матери получила в начале 17 века. Именно ею инокиня Марфа (в миру Ксения Романова) в 1613 году благословила на царство своего сына Михаила Романова, основателя династии, которая будет править страной долгие 300 лет. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконы также и 27 марта (по новому стилю). А 29 августа отмечается ее обретение в день Спаса Нерукотворного.
Феодоровская икона — двухсторонняя. На обратной стороне запечатлен образ святой великомученицы Параскевы в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление этого образа связано с супругой Александра Невского.
From Wikipedia, the free encyclopedia
Original icon from Epiphany Monastery in Kostroma
The Feodorovskaya Icon of the Mother of God (Russian: Феодоровская икона Божией Матери), also known as Our Lady of Saint Theodore and the Black Virgin Mary of Russia, is the patron icon of the Romanov family. It is one of the most venerated icons in the Upper Volga region. Her feast days are March 14 (27) and August 29.
Church lore[edit]
Since the Feodorovskaya follows the same Byzantine Eleusa (Tender Mercy) type as the Theotokos of Vladimir, pious legends declared it a copy of that famous image, purportedly created by Saint Luke. In Greek, Theotokos means «God-bearer». At the beginning of the XII century it was kept in an old wooden chapel near the city of Kitezh.[1]
It is believed that, before the Mongol invasion of Rus, the icon was kept in a monastery near the town of Gorodets-on-the-Volga. After the Mongols sacked and burnt the town, the icon disappeared and was given up for lost.[2]
Several months later, on 16 August 1239, Prince Vasily of Kostroma wandered while hunting in a forest. While trying to find his way out of a thicket, he saw an icon concealed among fir branches. When he reached out to touch it, the icon mysteriously rose up in the air. The awestruck prince informed the citizens of Kostroma about the miracle he had witnessed and returned with a crowd of people to the forest. They fell prostrate before the icon and prayed to the Theotokos. They carried the icon to the city and placed it in the Assumption Cathedral. A conflagration destroyed the cathedral and most of its icons soon thereafter, but the Feodorovskaya was found intact on the third day after the fire.[3]
The people of Gorodets, at a distance to the east from Kostroma, learned about the miracle of the survival of the icon in the fire. They recognized the newly found icon as the one that used to be in their church. Church legends differ as to why the icon was named after Saint Theodore Stratelates (Russian: Феодор Стратилат, Feodor Stratilat), not to be confused with Theodore Tyro). One explanation is that, during Vasily’s absence in the forest, several residents of Kostroma claimed to have seen an apparition of Saint Theodore come up to the city with an icon in his hands.[2]
A wedding gift?[edit]
Since the icon was overwritten several times during its history, by the time of the Russian Revolution of 1917, the image had nearly disappeared. Art historians disagree about when and where the icon was created. Some propose an early 11th-century date; others date it as late as the turn of the 14th century.[4] On the reverse side of the Feodorovskaya is an image representing Saint Paraskeva, a saint whose veneration started in the Novgorod Republic at the turn of the 13th century.
Scholars believe that the image of Saint Paraskeva is contemporaneous with the image of the Theotokos on the other side. This dating seems to confirm the Novgorodian origin of the icon, as it was only in the 15th century that the veneration of Saint Paraskeva spread to other parts of the country. The saint’s noble dress may indicate that the icon was intended as a wedding gift to a princess whose patron saint was Saint Paraskeva. According to Vasily Tatishchev, the only such princess known in the Rurikid family was Alexandra of Polotsk, the wife of Saint Alexander Nevsky of Novgorod.
The feast day of St. Alexandra coincides with that of Saint Paraskeva (20 March). In the Rurikid family, it was customary for a groom to present his bride an icon representing her patron saint.[5] On these grounds, Byzantine expert Fyodor Uspensky concluded that the Feodorovskaya was presented by Alexander Nevsky to his wife on the occasion of their wedding in 1239.[6]
If this theory is correct, the revered image of the Theotokos could have been commissioned by Alexander’s father, Yaroslav II of Russia.[7] His Christian name was Feodor (Феодор) and his patron saint was Theodore Stratelates.
There may have been several reasons why the icon could have surfaced in Gorodets or Kostroma. It is known that Alexander Nevsky had a palace in Gorodets and that he died in this town.
Veneration[edit]
Up to the 17th century, the icon was little known outside Gorodets and Kostroma. After 1613, its fame spread when the adolescent Mikhail Romanov had been elected as the new Russian tsar. Romanov lived in Kostroma with his mother Ksenia, who had been forced by the regent Boris Godunov to «take the veil» (join a convent and withdraw from public life). At first the nun advised her only son to stay in Kostroma and decline the offer of the Monomakh’s Cap, or the position of tsar.[2] She noted that three previous tsars had been either murdered or disgraced. Ksenia blessed her son by giving him a copy of the Feodorovskaya. She asked the icon to protect Mikhail and his royal descendants. The young tsar took a copy of the icon with him to Moscow, where it came to be regarded as the holy protectress of the Romanov dynasty.[citation needed]
Apart from Kostroma, the Feodorovskaya has been venerated in nearby Yaroslavl, where some of the oldest copies of the icon may be found.[citation needed]
In 1681, the icon appeared in a dream to Ivan Pleshkov, who had been paralysed for 12 years. He was commanded to go to Kostroma, procure a copy of the icon, bring it back to Yaroslavl and to build a church for its veneration. As soon as he was cured of palsy, Pleshkov commissioned Gury Nikitin, the most famous wall-painter of 17th-century Russia, who hailed from Kostroma, to paint a copy of the miraculous icon. The Fyodorovskaya Church was built to house the icon, with funds provided by ordinary people. A treatise details its construction and the miracles attributed to the icon in Yaroslavl.[8] The church was consecrated on 24 July 1687. After the Communists destroyed the Dormition Cathedral of Yaroslavl during the Russian Revolution, the Fyodorovskaya Church served as the cathedral for the city and the archdiocese of Rostov, the oldest in Russia. The cathedral was rebuilt in 2005.[citation needed]
Metallic khorugv (processional banner) of the Theotokos of Saint Theodore, Moscow (1916).
Another copy of the icon has been venerated in Gorodets, especially after the Feodorovsky Monastery was re-established in the early 18th century. A new copy of the icon was brought to it from Kostroma. This image was fitted into a golden riza inlaid with precious stones, so as to rival the original by its sumptuous decoration. During the annual Makariev Fair, the icon was brought for veneration to Nizhny Novgorod.[9]
Western Christian women who married into the House of Romanov and converted to Russian Orthodoxy often took Feodorovna as patronymic in honour of the Feodorovskaya icon.[10][11][12][13] Examples include two empresses Maria Feodorovna (Sophie Dorothea of Württemberg and Dagmar of Denmark); two empresses Alexandra Feodorovna (Alix of Hesse and Charlotte of Prussia); and grand duchesses Anna Feodorovna (Juliane of Saxe-Coburg-Saalfeld), Victoria Feodorovna (Victoria Melita of Saxe-Coburg and Gotha) and Elizabeth Feodorovna (Elisabeth of Hesse and by Rhine).
When the tercentenary of the Romanov dynasty was celebrated in 1913, Nicholas II of Russia commissioned a copy of the Gorodets icon, which he placed at the Royal Cathedral of Our Lady Saint Theodore, constructed to a design by Vladimir Pokrovsky in the town of Tsarskoye Selo. It is said that Nicholas II could not have had a copy from the original image because the icon in Kostroma had blackened so badly that the image was hardly visible.[citation needed] This was interpreted as a bad sign for the Romanov dynasty. Indeed, the Romanovs were dethroned four years later during the Russian Revolution.
Unlike the other great icons of Russia, the Feodorovskaya was not transferred to a museum, because the image was impossible to discern. The Black Virgin was given to the sect of obnovlentsy, which had it restored in Moscow in 1928. After the sect was dissolved in 1944, the icon reverted to the Russian Orthodox Church. It deposited the icon in the famous Resurrection Church on the Lowlands in Kostroma. In 1991 the icon was moved from there to the revived Epiphany Cathedral in the same city. Recently encased in a new chasuble, the icon is still venerated at the convent associated with the cathedral.[citation needed]
See also[edit]
- Eleusa icon
References[edit]
- ^ «Icon of the Mother of God of Saint Theodore», OCA
- ^ a b c «Feodorovskaya-Kostroma icon of the Mother of God», Transfiguration of Our Lord Russian Orthodox Church, Baltimore, Maryland
- ^ For a complete list of the icon’s purported miracles, see Сырцов В.А. Сказание о Федоровской Чудотворной иконе Божией матери, что в г. Костроме. Kostroma, 1908.
- ^ See История русского искусства, том 1. Moscow, 1953.
Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. Moscow, 1993. - ^ For instance, Boris of Volokolamsk (Ivan III’s brother) presented to his bride, Princess Uliana Kholmskaya, an icon of St. Barbara, who was a likely patron-saint of the princess. See Николаева Т.В. О некоторых волоколамских древностях, in Древнерусское искусство: Художественная культурa Москвы и прилегающих к ней княжеств XIV-XVI вв. Moscow, 1970.
- ^ Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей X-XVI вв. Moscow: Indrik, 2006. ISBN 5-85759-339-5. Pages 383-385.
- ^ Масленицын С.И. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г., in Памятники культуры. Новые открытия 1976: Письменность, искусство, археология. Moscow, 1976. Maslenitsyn also argues that Yaroslav endowed the church of St. Theodore Stratelates in Kostroma.
- ^ Шабасова О.И. Литературная традиция: сказания об иконе Федоровской Богородицы, in Вестник Костромского гос. пед. ун-та им. Н.А. Некрасова: Научно-методический журнал. Вып. 2. Kostroma, 1997.
- ^ For details about the Gorodets copy, see История Федоровского Городецкого монастыря. Nizhny Novgorod, 2002 (reprint of the 1913 edition).
- ^ Adams, Amy Singleton; Shevzov, Vera (24 April 2018). «Glossary; Feodorov icon of the Mother of God». Framing Mary: The Mother of God in Modern, Revolutionary, and Post-Soviet Russian Culture. Cornell University Press. p. 319. ISBN 978-1-5017-5700-6.
- ^ Martin, Russell E. (15 June 2012). A Bride for the Tsar: Bride-Shows and Marriage Politics in Early Modern Russia. Cornell University Press. p. 284, note 112. ISBN 978-1-5017-5665-8.
- ^ Hellberg-Hirn, Elena (1998). Soil and soul : the symbolic world of Russianness. Aldershot; Brookfield, Vt.: Ashgate. p. 77, note 9. ISBN 978-1-85521-871-0.
- ^ Boev, A. K.; Feoktistov, Anatoly A. (2007). Russkie monastyri. Ural : Ekaterinburgskai︠a︡ i Verkhoturskai︠a︡ eparkhii︠a︡. Novomoskovsk: Ocharovannyĭ strannik. p. 162. ISBN 978-5-93974-008-1.
External links[edit]
- (in Russian) Feodorovskaya icon on the website of the Russian Orthodox Church
From Wikipedia, the free encyclopedia
Original icon from Epiphany Monastery in Kostroma
The Feodorovskaya Icon of the Mother of God (Russian: Феодоровская икона Божией Матери), also known as Our Lady of Saint Theodore and the Black Virgin Mary of Russia, is the patron icon of the Romanov family. It is one of the most venerated icons in the Upper Volga region. Her feast days are March 14 (27) and August 29.
Church lore[edit]
Since the Feodorovskaya follows the same Byzantine Eleusa (Tender Mercy) type as the Theotokos of Vladimir, pious legends declared it a copy of that famous image, purportedly created by Saint Luke. In Greek, Theotokos means «God-bearer». At the beginning of the XII century it was kept in an old wooden chapel near the city of Kitezh.[1]
It is believed that, before the Mongol invasion of Rus, the icon was kept in a monastery near the town of Gorodets-on-the-Volga. After the Mongols sacked and burnt the town, the icon disappeared and was given up for lost.[2]
Several months later, on 16 August 1239, Prince Vasily of Kostroma wandered while hunting in a forest. While trying to find his way out of a thicket, he saw an icon concealed among fir branches. When he reached out to touch it, the icon mysteriously rose up in the air. The awestruck prince informed the citizens of Kostroma about the miracle he had witnessed and returned with a crowd of people to the forest. They fell prostrate before the icon and prayed to the Theotokos. They carried the icon to the city and placed it in the Assumption Cathedral. A conflagration destroyed the cathedral and most of its icons soon thereafter, but the Feodorovskaya was found intact on the third day after the fire.[3]
The people of Gorodets, at a distance to the east from Kostroma, learned about the miracle of the survival of the icon in the fire. They recognized the newly found icon as the one that used to be in their church. Church legends differ as to why the icon was named after Saint Theodore Stratelates (Russian: Феодор Стратилат, Feodor Stratilat), not to be confused with Theodore Tyro). One explanation is that, during Vasily’s absence in the forest, several residents of Kostroma claimed to have seen an apparition of Saint Theodore come up to the city with an icon in his hands.[2]
A wedding gift?[edit]
Since the icon was overwritten several times during its history, by the time of the Russian Revolution of 1917, the image had nearly disappeared. Art historians disagree about when and where the icon was created. Some propose an early 11th-century date; others date it as late as the turn of the 14th century.[4] On the reverse side of the Feodorovskaya is an image representing Saint Paraskeva, a saint whose veneration started in the Novgorod Republic at the turn of the 13th century.
Scholars believe that the image of Saint Paraskeva is contemporaneous with the image of the Theotokos on the other side. This dating seems to confirm the Novgorodian origin of the icon, as it was only in the 15th century that the veneration of Saint Paraskeva spread to other parts of the country. The saint’s noble dress may indicate that the icon was intended as a wedding gift to a princess whose patron saint was Saint Paraskeva. According to Vasily Tatishchev, the only such princess known in the Rurikid family was Alexandra of Polotsk, the wife of Saint Alexander Nevsky of Novgorod.
The feast day of St. Alexandra coincides with that of Saint Paraskeva (20 March). In the Rurikid family, it was customary for a groom to present his bride an icon representing her patron saint.[5] On these grounds, Byzantine expert Fyodor Uspensky concluded that the Feodorovskaya was presented by Alexander Nevsky to his wife on the occasion of their wedding in 1239.[6]
If this theory is correct, the revered image of the Theotokos could have been commissioned by Alexander’s father, Yaroslav II of Russia.[7] His Christian name was Feodor (Феодор) and his patron saint was Theodore Stratelates.
There may have been several reasons why the icon could have surfaced in Gorodets or Kostroma. It is known that Alexander Nevsky had a palace in Gorodets and that he died in this town.
Veneration[edit]
Up to the 17th century, the icon was little known outside Gorodets and Kostroma. After 1613, its fame spread when the adolescent Mikhail Romanov had been elected as the new Russian tsar. Romanov lived in Kostroma with his mother Ksenia, who had been forced by the regent Boris Godunov to «take the veil» (join a convent and withdraw from public life). At first the nun advised her only son to stay in Kostroma and decline the offer of the Monomakh’s Cap, or the position of tsar.[2] She noted that three previous tsars had been either murdered or disgraced. Ksenia blessed her son by giving him a copy of the Feodorovskaya. She asked the icon to protect Mikhail and his royal descendants. The young tsar took a copy of the icon with him to Moscow, where it came to be regarded as the holy protectress of the Romanov dynasty.[citation needed]
Apart from Kostroma, the Feodorovskaya has been venerated in nearby Yaroslavl, where some of the oldest copies of the icon may be found.[citation needed]
In 1681, the icon appeared in a dream to Ivan Pleshkov, who had been paralysed for 12 years. He was commanded to go to Kostroma, procure a copy of the icon, bring it back to Yaroslavl and to build a church for its veneration. As soon as he was cured of palsy, Pleshkov commissioned Gury Nikitin, the most famous wall-painter of 17th-century Russia, who hailed from Kostroma, to paint a copy of the miraculous icon. The Fyodorovskaya Church was built to house the icon, with funds provided by ordinary people. A treatise details its construction and the miracles attributed to the icon in Yaroslavl.[8] The church was consecrated on 24 July 1687. After the Communists destroyed the Dormition Cathedral of Yaroslavl during the Russian Revolution, the Fyodorovskaya Church served as the cathedral for the city and the archdiocese of Rostov, the oldest in Russia. The cathedral was rebuilt in 2005.[citation needed]
Metallic khorugv (processional banner) of the Theotokos of Saint Theodore, Moscow (1916).
Another copy of the icon has been venerated in Gorodets, especially after the Feodorovsky Monastery was re-established in the early 18th century. A new copy of the icon was brought to it from Kostroma. This image was fitted into a golden riza inlaid with precious stones, so as to rival the original by its sumptuous decoration. During the annual Makariev Fair, the icon was brought for veneration to Nizhny Novgorod.[9]
Western Christian women who married into the House of Romanov and converted to Russian Orthodoxy often took Feodorovna as patronymic in honour of the Feodorovskaya icon.[10][11][12][13] Examples include two empresses Maria Feodorovna (Sophie Dorothea of Württemberg and Dagmar of Denmark); two empresses Alexandra Feodorovna (Alix of Hesse and Charlotte of Prussia); and grand duchesses Anna Feodorovna (Juliane of Saxe-Coburg-Saalfeld), Victoria Feodorovna (Victoria Melita of Saxe-Coburg and Gotha) and Elizabeth Feodorovna (Elisabeth of Hesse and by Rhine).
When the tercentenary of the Romanov dynasty was celebrated in 1913, Nicholas II of Russia commissioned a copy of the Gorodets icon, which he placed at the Royal Cathedral of Our Lady Saint Theodore, constructed to a design by Vladimir Pokrovsky in the town of Tsarskoye Selo. It is said that Nicholas II could not have had a copy from the original image because the icon in Kostroma had blackened so badly that the image was hardly visible.[citation needed] This was interpreted as a bad sign for the Romanov dynasty. Indeed, the Romanovs were dethroned four years later during the Russian Revolution.
Unlike the other great icons of Russia, the Feodorovskaya was not transferred to a museum, because the image was impossible to discern. The Black Virgin was given to the sect of obnovlentsy, which had it restored in Moscow in 1928. After the sect was dissolved in 1944, the icon reverted to the Russian Orthodox Church. It deposited the icon in the famous Resurrection Church on the Lowlands in Kostroma. In 1991 the icon was moved from there to the revived Epiphany Cathedral in the same city. Recently encased in a new chasuble, the icon is still venerated at the convent associated with the cathedral.[citation needed]
See also[edit]
- Eleusa icon
References[edit]
- ^ «Icon of the Mother of God of Saint Theodore», OCA
- ^ a b c «Feodorovskaya-Kostroma icon of the Mother of God», Transfiguration of Our Lord Russian Orthodox Church, Baltimore, Maryland
- ^ For a complete list of the icon’s purported miracles, see Сырцов В.А. Сказание о Федоровской Чудотворной иконе Божией матери, что в г. Костроме. Kostroma, 1908.
- ^ See История русского искусства, том 1. Moscow, 1953.
Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. Moscow, 1993. - ^ For instance, Boris of Volokolamsk (Ivan III’s brother) presented to his bride, Princess Uliana Kholmskaya, an icon of St. Barbara, who was a likely patron-saint of the princess. See Николаева Т.В. О некоторых волоколамских древностях, in Древнерусское искусство: Художественная культурa Москвы и прилегающих к ней княжеств XIV-XVI вв. Moscow, 1970.
- ^ Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей X-XVI вв. Moscow: Indrik, 2006. ISBN 5-85759-339-5. Pages 383-385.
- ^ Масленицын С.И. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г., in Памятники культуры. Новые открытия 1976: Письменность, искусство, археология. Moscow, 1976. Maslenitsyn also argues that Yaroslav endowed the church of St. Theodore Stratelates in Kostroma.
- ^ Шабасова О.И. Литературная традиция: сказания об иконе Федоровской Богородицы, in Вестник Костромского гос. пед. ун-та им. Н.А. Некрасова: Научно-методический журнал. Вып. 2. Kostroma, 1997.
- ^ For details about the Gorodets copy, see История Федоровского Городецкого монастыря. Nizhny Novgorod, 2002 (reprint of the 1913 edition).
- ^ Adams, Amy Singleton; Shevzov, Vera (24 April 2018). «Glossary; Feodorov icon of the Mother of God». Framing Mary: The Mother of God in Modern, Revolutionary, and Post-Soviet Russian Culture. Cornell University Press. p. 319. ISBN 978-1-5017-5700-6.
- ^ Martin, Russell E. (15 June 2012). A Bride for the Tsar: Bride-Shows and Marriage Politics in Early Modern Russia. Cornell University Press. p. 284, note 112. ISBN 978-1-5017-5665-8.
- ^ Hellberg-Hirn, Elena (1998). Soil and soul : the symbolic world of Russianness. Aldershot; Brookfield, Vt.: Ashgate. p. 77, note 9. ISBN 978-1-85521-871-0.
- ^ Boev, A. K.; Feoktistov, Anatoly A. (2007). Russkie monastyri. Ural : Ekaterinburgskai︠a︡ i Verkhoturskai︠a︡ eparkhii︠a︡. Novomoskovsk: Ocharovannyĭ strannik. p. 162. ISBN 978-5-93974-008-1.
External links[edit]
- (in Russian) Feodorovskaya icon on the website of the Russian Orthodox Church