В разных странах разные традиции, разные календарные праздники.
Некоторые традиции со временем распространяются и прорастают в других странах.
Мои дети ходили в Вальдорфский детский сад в районе м Коньково,
и у нас оттуда прижилось несколько традиций,
одна из которых — праздник Фонариков.
Когда осень, снега ещё нет, а вечерами рано темнеет, то надо как-то бороться с окружающей тебя тьмой.
Можно вырезать страшные рожи в тыквах, надевать страшные костюмы, и таким образом бороться со страхами.
А можно идти с другой стороны — делать больше света,
мастерить что-то красивое и уютное.
Мы в прошлом году эту идею принесли в наш детский садик «Солнышково» — вырезали домики, витражи, сооружали фонарики…
Всю неделю дети вели переписку с гномиками, рисовали им картинки и мастерили подарки…
А потом собрались и вечером пошли в осенний тёмный лес искать подарки от гномов.
Для того, чтобы случилось волшебство, нужно сделать какие-нибудь волшебные вещи.
Например, витражи-открытки, волшебные окошки.
Это могут делать даже самые маленькие:
лист бумаги для акварели раскрашиваем синим, зелёным, фиолетовым.
А лист кальки или бумаги для выпечки раскрашиваем жёлтым и оранжевым.
Потом прорезаем окошки — и вклеиваем кальку клеевым карандашом.
Для фонариков надо раскрасить листы А3 акварельной бумаги — можно сразу акварелью, а можно сперва восковыми мелками.
Но это должна быть не обычная картинка, а волшебная, из серии «красивое и непонятное».
Мы тут недавно ходили в один дружественный первый класс и как раз показывали детям, что можно даже одним цветом нарисовать красивый орнамент.
Мы мочили губкой стол, на стол укладывали лист акварельной бумаги, потом на него капали красками — но не всеми, какие есть в коробке,
а только тёплые тона, красный, оранжевый, жёлтый, можно пару капель голубого.
Если заранее договориться о правилах, то дети вполне могут нарисовать картинку без чёрного, коричневого и зелёного.
А вот нарисовать просто красоту — для многих сложная задача…
Фонарик — по сути — прямоугольная коробочка,
с плотным верхним краем и прочным донышком.
Фонарик — вид сверху
Первым делом отгибаем 15 мм вдоль верхнего края,
потом 15 мм вдоль короткой стороны — на склейку.
Потом оставшуюся часть складываем пополам и ещё раз пополам, это будут боковые стенки.
А снизу отгибаем дно.
Если хотим, можем на этом остановиться.
А можем провести линии сгибов наискосок через 2 грани, и по всем этим сгибам согнуть.
Согнутый лист для фонариков выглядит так
Можно прорезать на сгибах маленькие окошечки,
каждое из которых — не больше ноготка,
и окошки должны быть только в верхней части фонариков
Дальше по науке надо бы дно клеить клеем ПВА,
но я тороплюсь, поэтому соединяю первые 3 лепестка донышка степлером.
Но последний уголок всё-таки лучше клеем, и боковушку тоже.
Фонарик почти готов.
Осталось сделать ручку из верёвочки и вставить свечку.
Зажигать её удобнее каминными спичками или длинной каминной зажигалкой.
Прошлогодний праздник фонариков в саду был такой.
Мы ещё сделали кучу разных домиков со свечками внутри…
А вы делали фонарики?
Есть ли у вас фотографии ваших фонариков?
«Праздник фонариков».
Цель: Создать теплый нравственный климат между детьми и родителями.
Задачи:
1. Развивать творческие способности детей, а также желание устраивать праздники для близких друзей.
2. Воспитывать любовь, чувства благодарности и уважительное отношение друг к другу и родителям.
В конце ноября, когда на улице очень холодно и дни становятся короче, я решила провести с детьми праздник фонариков.
Обретение внутреннего света во время испытания темнотой – главный мотив праздника фонариков «по –вальдорфски ».
«Человек должен пройти сквозь тьму, он должен выучиться лицезрению всех вещей и своими внешними чувствами познать вещи Земли; и в это время он развивает себя для того, чтобы внутри него – вновь пылая и сияя – пробудился высший, солнечный человек».
Поздней осенью, в самое темное время года, когда солнца становится очень мало, в наши дома, в наши сны приходят гномы. Эти сказочные существа — иногда весёлые и добрые, а иногда и вредные, рассказывают нам свои истории, делятся секретами жизни под землей, куда не проникает солнечный свет. И один из этих секретов — маленькие фонарики, которые освещают нам путь гномов и дарят тепло.
Так холодным ноябрьским днём к нам в класс пришёл необычный сказочный гость-гном. Почему он забрёл именно к нам? Да потому, что ребята 1 «З» класса ему очень понравились. Они дружные, отзывчивые и трудолюбивые!
Он пришёл не просто так, а приготовил для ребят интересные задания.
Для начала нужно каждому сшить себе маленького гномика, чтобы он был помощником в трудных ситуациях, нарисовать сказочных человечков, самим сделать книжку-малышку и сочинить про гномиков сказку, а самое главное- делать только добрые дела!
Гномики за хорошие поступки кладут детям под подушку маленькие сюрпризики. А еще, если мы справимся со всеми заданиями, то сможем отправиться в лес на поиски клада!
Каждый день, в течение недели, мы с ребятами утром, когда еще было темно, при свечах читали сказки про гномов. Детям это очень нравилось, т. к ребята полностью погружались в сказку и знакомились с жителями сказочного леса.
Потом ребятам самим захотелось придумать свои необычные истории про гномиков и записать их в самодельные книжки-малышки, украсив красочными рисунками. Когда книжки были готовы и каждый из детей поделился своей историей, в классе сделали выставку работ.
На уроках ИЗО и технологии ребята мастерили вот такие замечательные фонарики для гномиков. Выполняли очень сложную работу: раскрашивали листы, клеили фонарик, промасливали маслом.
Наши фонарики находились в классе в ожидании праздника.
Потом мы с детьми сшили маленьких гномиков, это были наши талисманы-помощники. Каждый носил с собой своего друга, а ночью гномики приносили ребятам за их хорошие поступки угощения. Кто-то расстраивался, что ему наоборот ничего гномик не положил под подушку и изо всех сил старались сделать что-то хорошее и полезное. Зато сколько было радости на лицах детей, когда их сказочные человечки поощряли. Каждый день друг другу рассказывали про события, которые с ними происходили.
Все это время было очень интересно наблюдать за детьми, они полностью окунулись в сказочный мир и каждый день ждали чуда.
На переменах мы с ребятами играли в гномичьи игры и пели песенки.
Также готовились к празднику фонариков, заключительному этапу.
Разучили с детьми песню «Гномики», танец, репетировали сказку «Девочка с фонариком». Вместе с родителями украсили класс, создали праздничную обстановку. Вокруг горели гирлянды, свечи и царила атмосфера сказочного леса. Ребята нарядились гномиками, все были в костюмах и красных колпаках. Для сказки приготовили декорации. Наступил долгожданный момент проведения праздника фонариков.
К нам в класс пришли родители, и ребята с удовольствием пели, танцевали, инсценировали сказку.
После, дети превратились в гномиков и тут началось самое главное!
Вместе с родителями наши маленькие человечки, вооружившись красочными фонариками, отправились в лес на поиски клада.
По пути угощали прохожих сладостями и говорили им добрые слова.
Проходя по лесу, встречались фонарики, которые были развешаны на ветках деревьев и освещали нам путь.
Таким образом, мы нашли настоящий домик гномиков. Он был очень красивый, в окошечке горел огонёк. Рядом, вокруг, горели фонарики, их было очень много и казалось, что мы попали в сказочный мир, мир волшебства!
Возле домика ребята нашли клад, мешок с драгоценными камешками и пожеланиями от гномиков.
Праздник получился замечательный!
Родители и дети побывали в сказке, поверили в чудеса и получили массу положительных эмоций!
Приложение:
Кукольный спектакль «Сказка про девочку с фонариком».
Необходимый реквизит:
— ширма;
— стулья;
— рисунок горы, домик, где живет сапожник, домик для старушки-пряхи;
— звездочки, фонарик горящий, фонарик потухший, прялка, веретено, сапожок, мячик;
— фонограмма песни «Фонарик»;
— куклы: девочка с фонариком, старушка-пряха, сапожник, мать–солнце, лисичка с мячиком, зверюшки: медвежонок, зайчик, волк.
Длительность 20 минут (чистое время).
Оптимальная загруженность группы: 9 детей.
Рекомендуемый возраст: 7-10 лет
Вступление (учитель):
Когда зима укрыла снегом,
А день совсем короткий стал,
Солнцестояния день зимний
Обнимет тех, кто подустал:
Длиннее ночи не бывает,
Чем в этот чудно-дивный день,
Пусть все сегодня отдыхают,
Кому работать стало лень!
***
Пусть в этот день длиннее ночь,
А день существенно короче,
Ведь в жизни главное пойми,
Чтоб были мыслями светлы!
-Сегодня мы представляем вашему вниманию сказку про девочку с фонариком.
Эту сказку показывают в день Солнцестояния в темное время года, когда совсем мало светит солнце, не слышно птиц, становится грустно. А фонарик служит символом добра, теплоты в душах людей.
Сценарий:
Жила–была девочка, у нее был фонарик. Она выходила на полянку со своим фонариком и пела веселую песенку.
Девочка (выходит на полянку со своим фонариком и поет веселую песенку):
1.Гори, сияй, мой фонарик,
С тобой я вместе иду.
На небе звезды сияют,
И мы сияем внизу.
Припев:
Фонарик мой, фонарик мой,
Мы светим вместе с тобой. (2 раза)
2. Не страшен вечер нам поздний,
Не страшен сумрак ночной.
Горят у ангелов звезды,
Горит фонарик мой.
Припев:
Фонарик мой, фонарик мой,
Мы светим вместе с тобой. (2 раза)
Выбегают из своих норок зверушки: волчок, зайчик и мишка.
Волчок: Здравствуй, девочка, здравствуй, красавица.
Зайчик: Очень рады тебя видеть.
Вдруг с шумом налетел ветер и задул огонек.
Девочка: «Ах, кто же зажжет мой фонарик?» (оглядывается по сторонам, но рядом никого не оказалось. Села девочка на камень и горько заплакала.
— «Неужели мне никто не поможет?»
Но услышали девочку звезды, и спустились три звездочки.
1-ая и 2-я звездочка: Мы летим издалека,
Свет с небес несем.
В темной ночи шлем лучи,
Людям надежду даем.
3-ая звездочка (шепчет на ушко девочке): «Ты должна спросить совета у Матери–Солнце. Она поможет зажечь тебе твой фонарик!»
Девочка радостно: «Спасибо вам, звездочки!» ( И отправилась в путь.)
Старушка–пряха (сидит за прялкой и прядет пряжу):
Вейся, вейся, веретенце,
Лейся, свет, в мое оконце.
Крутись, ниточка, в клубочке,
Всем на теплые носочки.
Девочка: Здравствуй, бабушка! Не знаешь ли ты дороги к Матери–солнышку? Не проводишь ли ты меня?»
Старушка: Ах, не могу, родимая, я должна прясть пряжу, крутить колесо и тянуть ниточку. Зайди, отдохни перед дорогой. Тебе еще очень долго идти.
Девочка входит в избушку: Спасибо, бабушка, за приют. Ты так добра. Я очень хорошо отдохнула у тебя. Я бы с удовольствием у тебя осталась, но надо идти дальше. (уходит)
Наконец она пришла к дому сапожника. Он работал, стучал молотком.
Сапожник: Стучу, стучу, колочу, колочу.
Шью, шью сапоги, прибиваю каблуки.
Шью, шью сапожки, детям на ножки.
Девочка: Добрый день, милый сапожник, не знаешь ли ты дороги к Матери–солнышку, не пойдешь ли ты со мной?»
Сапожник: Ах, нет, я еще должен залатать много сапог. Зайди, отдохни перед дорогой. Тебе еще очень долго идти».
Девочка: Спасибо, дядюшка сапожник, за приют. Ты так добр. Я очень хорошо отдохнула у тебя. Я бы с удовольствием у тебя осталась, но надо идти дальше. (взяла свой фонарик и пошла дальше)
Девочка: (увидела высокую гору) Там наверху, наверное, и живет солнце, и побежала на гору. Навстречу ей лисичка, играющая в мячик.
Девочка: Пойдем со мной вместе к Матери–солнцу.
Лисичка: Нет, давай лучше поиграем в мячик.
Девочка: У меня потух фонарик, и мне надо обязательно встретиться с Матерью- солнцем, чтобы снова горел мой фонарик. Придется идти в гору одной.
Девочка поднималась все выше, все дальше и дальше. Наконец, она добралась до самой вершины.
Девочка: Где же Матушка-солнышко? Я очень устала, прилягу отдохнуть.
Солнышко: Какая милая девочка! Давно я слежу за ней. Надо зажечь ее фонарик.
( Зажигает фонарик и удаляется за гору.)
Девочка (просыпаясь): О, мой фонарик вновь горит (вскочила на ноги и радостно стала спускаться с горы).
Лисичка (по дороге ей снова встретилась): Я потеряла свой мячик и не могу его найти в темноте.
Девочка: Давай я посвечу тебе фонариком, и мы отыщем твой мячик! ( поднимает свой фонарик повыше и они находят мячик.
Лисичка (радостно кричит): Вот он, мой мячик. Он закатился под кустик. Спасибо тебе, девочка.
И девочка с фонариком побежала дальше, добежала до домика сапожника.
Сапожник (очень печально): Мой огонек в печи погас, и руки совсем замерзли от холода. Я не могу работать, не могу шить сапоги.
Девочка: «Я тебе помогу, я возьму огонек из моего фонарика и снова разожгу тебе печь. Она так и сделала.
Сапожник ( трет свои руки и берется за работу): Спасибо тебе, девочка ( и запел)
Стучу, стучу, колочу, колочу.
Шью, шью сапоги, прибиваю каблуки.
Шью, шью сапожки, детям на ножки.
Девочка (идет дальше, подходит к избушке старой пряхи).
Старушка-пряха: Моя свечка погасла, я уже давно сижу без дела, не могу прясть.
Девочка: Я помогу тебе. Вот возьму огонек из моего фонарика и снова зажгу твою свечку.
Старушка (снова принялась за работу): Спасибо тебе, девочка.
Вейся, вейся, веретенце,
Лейся, свет, в мое оконце.
Крутись, ниточка, в клубочке,
Всем на теплые носочки.
Девочка (прибежала на поляну и радостно пела свою песенку):
1.Гори, сияй, мой фонарик,
С тобой я вместе иду.
На небе звезды сияют,
И мы сияем внизу.
Припев:
Фонарик мой, фонарик мой,
Мы светим вместе с тобой. (2 раза)
2. Не страшен вечер нам поздний,
Не страшен сумрак ночной.
Горят у ангелов звезды,
Горит фонарик мой.
Припев:
Фонарик мой, фонарик мой,
Мы светим вместе с тобой. (2 раза)
Зверюшки проснулись от яркого света и выбежали из своих норок. А девочка несла фонарик, освещала всем путь.
Песня про гномиков.
Есть на свете гномики, гномики, гномики.
Строят они домики, домики, домики.
Под землей они живут
И танцуют, и поют.
Сочиняют сказки нам,
И своим друзьям.
Гномики, гномики, маленькие гномики
Приходите в мой дом.
Я — ваш добрый гном.
Нарядилась гномиком, гномиком, гномиком.
Жду сижу за столиком, столиком, столиком.
Я надену колпачок,
Запоёт в печи сверчок,
И придут ко мне друзья,
И скажу им я:
Гномики, гномики, маленькие гномики
Приходите в мой дом.
Я — ваш добрый гном.
Где же, где же гномики, гномики, гномики?
Я накрыла столики, в домике, в домике.
Угощу я их печеньем
И малиновым вареньем.
Чаем «майским» напою,
Песенку спою.
Гномики, гномики, маленькие гномики
Приходите в мой дом.
Я — ваш добрый гном.
26 ноября 2018 18:14
Одно время я много читала про вальдорфскую педагогику, даже пробовала внедрить что-то в нашу жизнь, например ритм недели и дня, мы также делали какие-то поделки, пробовали лепить пчелиным воском. Но на постоянной основе это у нас не прижилось. В начале ноября я размышляла над тем, каким будет наш новогодний адвент-календарь в этом году и поняла, что уже очень хочется праздника, а до нового года еще далеко. И тут в голову как-то сама собой пришла мысль о празднике фонариков из вальдорфской педагогики.
Если кто не знаком с ней, поясню, что согласно вальдорфу, весь год делится на так называемые «эпохи» и конец каждой такой эпохи знаменуется праздником. Так вот в ноябре самая, на мой взгляд, волшебная эпоха — гномов и фонариков. Я решила не растягивать подготовку к празднику на целый месяц, как это делается в оригинале, а ограничиться неделей, в конце которой отметить праздник. Эта тема была очень удачна для нашей семьи, так как Мирослав давно уже завел дружбу с «гномиками». Иногда он оставлял им какие-то лакомства под кроватью, а они взамен клали туда какой-нибудь сюрприз (шоколадку или маленькую игрушку). Началось это с пособия по отработки навыка чтения «Я научу тебя читать» (кстати, очень рекомендую!), в котором были письма от гномика Гоши, которые Мирослав находил под кроватью. Потом письма закончились, а «дружба» осталась. Я решила воспользоваться этим моментом и написать детям письмо от лица гномов (Лиза в них, конечно, не верит уже, но она с радостью мне подыграла). И так удачно совпало, что накануне мы пекли печенье, и Мирослав решил оставить одну печеньку гномику. А на утро взамен получил письмо и подарок — набор для выращивания кристаллов. 
В письме говорилось о том, что скоро наступит самый большой гномий праздник — праздник Фонариков, и детям предлагалось отметить его вместе с гномами, а перед этим подготовиться к празднику, сделав фонарики и другие поделки на гномью тему (в письме конкретно говорилось, какие именно). И, если гномам понравится подготовка и сам праздник, то детям предстоит отыскать настоящие гномьи сокровища. А гномьи мордочки внизу следовало закрашивать по одной каждый день, и когда все гномы будут раскрашены, наступит праздник. Дети были очень удивлены и обрадованы.
Мы сразу принялись химичить с набором кристаллов. Вот что было в наборе: 
Необходимо было разрезать картонные полоски на кусочки определенной длины и вставить их в поддон — с этим справились дети. 
А наливала жидкость уже я сама, химия все-таки.
 Часа через два появились первые кристаллики, и дальше они уже росли довольно быстро. Дети бегали проверять каждые 10-15 минут и очень удивлялись. Вот, какие кристаллы были у нас на следующее утро:
В общем, было интересно. Один минус — они очень хрупкие, рассыпаются от любого прикосновения.
А теперь вернемся к нашим гномам. Именно гномов мы сделали в первый же день. Из шишек (тело), пластилина (голова) и яркого фетра 7 цветов радуги (колпачки, шарфики и ножки). вот такие милашки у нас получились:
Колпачки шили мы с Лизой, Мирося больше наблюдал, ну и шарики катал для головок.
На второй день мы решили сделать для гномиков домики, им же надо было где-то жить))) Делали из втулок от туалетной бумаги. Правда получилось только 5 домиков, столько картонок мне удалось собрать. Вырезали в них окошки и раскрашивали красками: 
Крышу делали из цветной бумаги и из фетра: 
Дети сделали по два домика и я один: 
Вот так стал выглядеть наш тематический «столик» на подоконнике:
Следующей поделкой, которую мы сделали были объемные «бриллианты»-оригами из блестящей бумаги: 
Делали по видео на ютубе. Мирославу было сложновато, но с моей помощью справился. Еще одна, традиционная вальдорфская поделка — это витраж из кальки. Цветную кальку в продаже мне не удалось найти, пришлось нам красить обычную.
 Рисунок я перевела с шаблона на черный картон, вырезала. И мы вместе стали приклеивать кальку на оборотную сторону. 
С готовой цветной калькой было бы лучше, но и так неплохо (вживую смотрится лучше).
 Ну и, конечно же, мы сделали фонарики. Из банок)) Для начала мы промаслили цветную бумагу, чтобы она стала более прозрачной.
 После этого цветную я прогладила утюгом через лист обычной ксероксной бумаги, чтобы снять излишки масла. Затем дети нарезали ее сначала на полоски, а потом на небольшие квадратики: 
Я тем временем сделала для банок ручки из проволоки. Дети нанизали на них бусинки для красоты: 
И наконец мы приступили к обклеиванию банок кусочками цветной бумаги:

Все было готово к празднику: 
Про сам праздник напишу завтра!
Комментарии
Другие статьи на эту тему
- Фонарик гномика
Прощание с летом, встреча с осенью и подготовка к зиме… Это праздник щедрый, яркий, посвящённый собранному урожаю, плодородию, семейному достатку и благополучию. Собранный урожай — залог благосостояния семьи в предстоящем году. В этот день чествовали и благодарили Богородицу — Мать Сыру-Землю — за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.
Праздник Урожая — европейский праздник, имеющий языческое происхождение. В римско-католической традиции он отмечается с III в. н. э., обычно в день Архангела Михаила, 29 сентября. У восточных славян этот праздник называется «Осенины» или «День урожая».
Осенины были главным народным праздником сентября и отмечались три раза: 14, 21 и 27 сентября. В разных губерниях праздник называли по-своему: Оспожинки, День благословения хлебов, Богородицкая, Матушка-осенина, Праздник урожая, Огородичен день.
К 14 сентября завершались основные полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна; сушились снопы перед молотьбой. В этот день люди шли в церковь и благодарили Богородицу за собранный урожай. После церкви в каждом доме накрывали стол, полный разнообразных угощений. Во главе стола ставили пирог, который хозяйка пекла из муки нового урожая.
С 15 сентября полевые работы прекращались. С этого времени начинали заниматься домом, заготавливали овощи на зиму, сушили собранные лук и чеснок, убирали пчел.
21 сентября наступали вторые Осенины, которые на Руси встречали песнями и плясками. По народным поверьям считалось, что в этот день осень официально вступает в свои права. Вторые Осенины объединяли в себе Праздник Урожая и женский день. Женщина как продолжательница рода была олицетворением матери-земли, которая щедро одаривала людей всем необходимым для жизни. Говорили, что если погода в этот день будет хорошая, то и вся осень будет теплая, сухая.
23 сентября наступал праздник Петра и Павла Рябинников. В этот день крестьяне собирали рябину, обязательно оставив немного ягод и для птиц. Чтобы рябина стала слаще, ветки с ягодными гроздьями развешивали под крышами домов. По народным поверьям это еще и защищало избу от злых духов. Из рябины хозяйки варили излюбленный на Руси напиток — рябиновый квас, а девушки делали куклу-рябинку, которая считалась оберегом. Эта тряпичная фигурка с красной шапочкой была символом женской мудрости и семейного счастья.
День третьих Осенин праздновался 27 сентября и совпадал с праздником Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня. В народе говорили: «Воздвиженье — осень навстречу зиме двигает» и «Птица в отлет двинулась». Люди верили, что 27 сентября все птицы, змеи и насекомые переселялись до весны в ирий — подобие рая в славянской мифологии. В этот день не ходили в лес, так как считалось, что в эту пору медведи устраивают себе берлогу, а змеи могут затащить нежеланного гостя под землю.
В день третьих Осенин начинали рубить капусту. В народе говорили: «На Воздвиженье у доброго молодца — капуста у крыльца». В деревнях организовывали капустники, которые продолжались две недели. Молодежь собиралась толпой и ходила по дворам рубить капусту для закваски. Нарядно одетые девушки — капустницы — пели веселые песни.
28 сентября отмечали день Никиты Гусятника. В этот день стригли овец. Овечью шерсть смазывали жиром и делали из нее валенки и шерстяные чулки — онучи. До наступления сильного холода овцы успевали обзавестись новой шерстью.
На Никиту Гусятника провожали птиц, которые улетали в теплые края. Крестьяне поднимали головы к небу и приговаривали, глядя на стройные клины журавлей и гусей: «Колесом дорога, колесом дорога! Возвращайтесь весной обратно!»
…Проходили века, менялись условия труда и народные верования, но Праздник Урожая не потерял своего значения и в наши дни. Традиции отмечать конец сезона сельскохозяйственных работ сохранились до сих пор. Сегодня он где-то превратился в фестивали и ярмарки, где-то сохраняются или возрождаются древние народные традиции, но основной посыл этого осеннего праздника остается все тем же: благодарность природе и уважение к человеческому труду на земле, благодарность за пищу на столе, переживание совместной деятельности.
И конечно, не только славяне любят этот праздник. Праздники Урожая празднуются в Израиле (Суккот), Южной Корее, Китае, Германии (Кирмес), Франции (Божоле Нуво), США (День Благодарения), Канаде.
У нас в школе Праздник Урожая — это традиционная осенняя школьная ярмарка. Дети помладше могут поучаствовать в интересных мастер-классах. С ярмарки вместе с вами обязательно отправятся домой плоды рукоделия наших мастеров-родителей и детей: вязаные и сшитые игрушки; шапки, шарфики и варежки; свечи, букеты сухих цветов и трав, так радующие глаз в наступающие холодные дни, и еще многое множество красивых вещиц. Есть и полезные для здоровья и настроения заготовки: приготовленные летом травяные чаи, квашеная капуста, соленые огурчики, сушеные ягоды, грибы и травы, всевозможные варенья, золотые тыквы, мёд… Ах уж эта осень!
Вырученные на Ярмарке Урожая деньги направляются частично на благотворительность, частично — на школьные нужды: мы приобретаем необходимое для учебного процесса оборудование, ремонтируем что-то, что уже давно требует ремонта, иногда благодаря ярмарке у нас появляется какая-то долгожданная вещь, которую никак не получалось приобрести раньше.
Принять участие в этом ярком, красивом и добром празднике могут все желающие классы, родители, учителя и ребята.
(Подготовлено с использованием материалов сайтов www.culture.ru и Википедии)
Архангел Михаил — главный ангел, самый известный и почитаемый представитель мира ангелов, о нем написано много сказаний и легенд. В православии Михаила называют Архистратигом, что означает глава святого воинства Ангелов и Архангелов. Архистратиг Михаил считается покровителем воинов, великим защитником от злых сил.
Праздник Михаила отмечается осенью, когда день сокращается и наступают длинные темные ночи. Он пронизан настроением мужества, внутренней силы и самодисциплины. В это время в классах рассказывается много историй о смелых, мужественных людях.
В преддверии праздника в течение нескольких дней по утрам ребята и учителя собираются в большом школьном зале и поют песни, посвященные Архангелу Михаилу — это очень красиво звучит и создает торжественный настрой. В назначенный день на природе, в лесу, проходит и сам Праздник Михаила. Часто его продумывают старшеклассники — готовят испытания для остальных участников. Это — испытания на ловкость и выносливость, силу и взаимовыручку, стремление дойти от старта до победного окончания соревнований и одинаково дружеское ожидание всех команд на финише.
В конце праздника разыгрывается спектакль о спасении прекрасной принцессы от страшного дракона. Отважный рыцарь побеждает. Свет и Добро побеждают Тьму — так и должно быть.
Для маленьких эпоха Михаила – это переживание образа смелого рыцаря, спасителя прекрасной принцессы. В детском саду за несколько недель до праздника тоже поют песни, посвященные Архангелу Михаилу, создается атмосфера мужественного настроения. Дети в группах разыгрывают спектакль о рыцаре, принцессе и драконе, которого они побеждают: рыцарь своей отвагой и храбростью, принцесса — терпением и добротой. Каждому мальчишке удается побыть рыцарем, а девчонке – принцессой! Садовницы рассказывают сказки о смелом воине и защитнике.
Чтобы всей душой прожить эту историю, детям нужно совсем немного: красный плащ рыцаря, золотая корона принцессы, тёмное покрывало — как образ дракона.
И все случается в благоговейной душе ребёнка, наполненной искренней верой в доброту и красоту этого мира.
…В день празднования, после преодоления препятствий в лесу, на костре варят и пьют богатырский напиток – малышам тоже нужны силы и мужество!
Самое темное время в году — перед приходом зимы, перед тем, как выпадет первый снег. Ноябрь. Дни короткие, ночи — долгие и темные, на улице сыро, холодно, солнце редко проглядывает сквозь тучи. Природа, и мы вместе с ней ожидаем зиму. Скрасить ожидание и пережить темное и холодное время помогает Праздник фонариков. В детском саду и в школе его празднование различно. Но есть и сходство: маленькие бумажные фонарики с горящей внутри свечкой — символ добра и света, напоминание о том, что зима не длится вечно, что наступит время, когда снова придут свет и тепло.
В школе Праздник фонариков — это чествование Мартина, простого римского солдата, причисленного к лику святых.
11 ноября — католики, а 25 октября — православные празднуют день Святого Мартина, которого называют Милостивым. Мартин вел очень скромный образ жизни, помогая при этом бедным и обездоленным людям. Знаменитый случай из его жизни стал основой многочисленных произведений искусства — скульптур, картин. Эта история разыгрывается в спектакле на Празднике фонариков.
Однажды зимой Мартин, будучи солдатом римской армии, увидел замерзающего нищего, просящего подаяния. Все проходили мимо, не обращая на нищего внимания и, исполнившись сочувствия к несчастному, Мартин разрубил надвое свой плащ и половину отдал ему. Ночью Мартину было видение, в котором Христос, одетый в эту часть плаща, сказал ему: «Согрев нищего, ты согрел меня».
Мартин прожил длинную жизнь и стал одним из самых почитаемых святых, его имя носит множество храмов. После смерти святого Мартина люди часто устраивали на его могиле процессии с зажженными огнями, и это — одна из версий возникновения традиции уличного шествия с фонариками.
В детском саду особенное внимание уделяется образу гномов. Темное время — время Земли. В ее недрах спрятаны разноцветные сверкающие драгоценные камни. Их добывают и охраняют гномы — хозяева гор и пещер, таинственный маленький народец, живущий глубоко под землей и невидимый человеческому глазу. Во многих сказках гномы внешне похожи на людей, но очень ворчливы, капризны, меньше ростом и наделены волшебной силой. Гномы сражаются с горными драконами, которые охотятся за их сокровищами. Существуют легенды о том, что часть гномов смешалась с людьми – так люди получили знания о кузнечном и ювелирном деле, ведь гномы очень хорошо владеют этим ремеслом.
В преддверии Праздника фонариков ребята сами мастерят маленьких гномиков, а садовницы рассказывают о них сказки. Часто сказки выстроены так, что главные герои — люди — попадают в подземный мир, проходят через испытания и обретают сокровища. Все это имеет смысл: подземный мир олицетворяет самые сокровенные уголки собственной души, а получение сокровищ – это открытие в себе новых внутренних качеств, до этого неведомых. Получается, что знакомство с гномами помогает ребенку лучше узнать свою собственную душу, свой собственный внутренний мир, свои возможности.
Объединяет и маленьких и больших само переживание Праздника фонариков — возможность среди темноты и холода обрести и сохранить внутри себя частицу света и тепла, которая помогает согревать других, быть добрым, внимательным и чутким. Все это и помогает пережить холодное время.
В конце праздника дети, родители, учителя выходят на улицу c зажженными фонариками в руках и поют праздничную песню. Часто по дороге фонарики дарят прохожим — детям или взрослым — делясь с ними своим собственным теплом и светом.
Ноябрь и декабрь – конец календарного года, когда рано темнеет, до Рождества еще далеко, день начнет прибывать еще не скоро, и всем нам не хватает света. И как бы не любил зиму, а все-таки хочется побольше и света, и тепла. Но если вспомнить о том, что в каждом из нас горит внутренний ясный и теплый духовный свет, то становится легче. Именно этот свет помогает нам пережить темное время и дает возможность радоваться пусть такому недолгому, но все же — световому дню.
Один из самых красивых праздников года в вальдорфских школах и детских садах – Рождественская Спираль. Чудесная традиция, символизирующая путь к свету, путь к себе самому.
Символ спирали используется с древних времен, значения ее многообразны. Одно из них – олицетворение процесса развития, его плавности, непрерывности, ритма жизни. Каждый виток спирали – это конец одного цикла и одновременно начало нового.
Накануне дня проведения Рождественской Спирали в зале выкладывается большая спираль из еловых веток. Она может быть украшена лентами, красивыми камнями, сухоцветами. В центре на возвышении устанавливается большая свеча. По наступлении сумерек в зале выключают свет, большую свечу зажигают, и теперь горит лишь она одна.
Вскоре заиграет музыка, и появится Ангел, который будет сопровождать на пути каждого из участников Рождественской Спирали. Первый из них, держа в руках свою свечу, пока еще незажженную, начинает путь к центру Спирали, к большой горящей свече. Пока он идет почти в темноте, но его ведёт Ангел, и он идет к свету и наконец зажигает свою свечу от центральной. После этого – обратный путь, на котором идущий человек по своему усмотрению выбирает место на Спирали, ставит там свою свечу и возвращается на исходное место. Становится немного светлее. Теперь пойдет следующий, и следующий, и следующий. Каждый из них делает тоже самое – идет вслед за Ангелом к свету, зажигает свой огонь и отправляется обратно, оставляя свою свечу (свой свет) на витках Рождественской Спирали. С каждой новой свечой становится все светлее и светлее – и вот самый последний участник идет уже по сияющей дорожке… И сразу так ясно, очевидно, что человек не одинок: чем больше людей пройдет этим путем, тем легче и светлее будет путь для каждого следующего.
В этом процессе есть несколько ключевых моментов. Не стоит бояться идти первому в темноте, потому что мы идем на свет даже тогда, когда не видно ориентиров. Нам помогает в пути наш собственный внутренний свет и наш собственный Ангел-хранитель — они, действительно, есть у каждого из нас и незримо присутствуют в каждом дне нашей жизни. Но в день Рождественской Спирали и Ангел, и Свет становятся видимыми, еще раз напоминают, что они с нами. Найдя в себе этот свет, мы можем помочь другим. Ощутив поддержку своего Ангела, мы можем помочь самим себе.
Идя в центр спирали к большой свече, хорошо бы вспомнить свой прошедший год, просто зафиксировать события, не оценивая их. И запомнить — что чувствовали, о чем думали, с какой мыслью зажгли свою свечку, что подумали, когда ставили ее. Сохранить всё это хотя бы до следующего утра. Это – для взрослых. Дети, как правило, интуитивно чувствуют настроение праздника и проживают его по-своему. Важно дать им такую возможность.
Рождество учит переживать покой, внутреннюю углубленность, волшебство дарения подарков. Этот период важен и для развития у детей внимания к окружающему миру, терпения в ожидании чуда, стремления к совершению добрых дел.
Истории о Рождестве звучат в группах детского сада и в школе во время уроков, дети поют песни, сочиняют стихотворения, выполняют живописные работы. Традиционно и взрослые, и школьники показывают спектакль на рождественскую тему.
В школе каждый год перед Рождеством проходит Рождественская ярмарка. Это красивый, добрый, интересный, веселый и очень вкусный праздник.
Все классы и большинство родителей и учителей принимают участие в Ярмарке. У каждого класса есть своя главная тема. Первый класс показывает сказку и каждый раз это увлекательно и ново. Второй класс приглашает гостей в свечную мастерскую. Здесь можно просто купить, а можно и самостоятельно изготовить свечи из настоящего душистого воска, вот уж где всегда много детей! Ведь свеча – это один из самых обязательных сказочных рождественских атрибутов.
Изящная пряничная архитектура — пряничные домики. С окошками, крылечками, дверями, снегом на крышах! И еще множество пряников, пряничков и имбирных печений: человечков, звездочек, оленей, снежинок, рукавичек… Пряничные мастерские дарят гостям удовольствие испечь, украсить посыпками и глазурью и унести с собой имбирные подарки для себя и своих друзей.
Множество рукодельных мастерских приглашают в этот день больших и маленьких любителей hand-made на мастер-классы. В зависимости от своих предпочтений можно сделать поделку из шерсти и дерева, фетровую елочную игрушку, цветной витраж и еще много всего рождественско-новогоднего.
На ярмарках всегда многолюдно и наша Ярмарка не является исключением. Хотите отдохнуть от предновогодней кутерьмы – добро пожаловать в кафе. Как правило, их несколько, все они тематические и в каждом из них вкусная и запоминающаяся обстановка.
Конечно, ярмарка – это не только чудесные покупки, но и место общения, рождественских песнопений, хорошего настроения и предвкушения скорых, самых лучших праздников года. Тем и хороши Рождество и Новый год – старательной подготовкой, вдумчивым ожиданием, заботой о близких.
Веселый и шумный праздник, славящий приход тепла и света в природе. Малыши разучивают русские народные игры, песенки-веснянки и хороводы. Старшеклассники и самые веселые учителя становятся скоморохами, родители пекут блины.
Масленица – древний славянский языческий праздник, история которого дошла до нас из обрывков писем и летописей. Она возникла на Руси задолго до и сохранилась после принятия христианства. Масленица не считается церковным праздником, в наши дни она стала ярким событием: шумные проводы зимы, радостное ожидание близкого тепла и весеннего обновления природы, целая неделя сытости, веселья и всяческих забав.
Есть мнение, что раньше дата празднования Масленицы была связана с днем весеннего солнцеворота. После принятия христианства масленичная неделя стала предварять Великий пост и его дата стала влиять на дату празднования Масленицы.
Традиционно Масленица сопровождается блинами, катанием на лошадях и санках, прыжками через костер, пением масленичных песен и всеобщими веселыми гуляньями.
Масленичная неделя в детском саду – долгожданное время, к ней готовятся заранее. Родители присматривают и шьют девочкам сарафаны, разучивают песни, садовницы планируют, в какие игры будут играть и какие сказки будут рассказывать и показывать малышам. В садик часто приводят пони, и они катают детей. Сколько радости в эти дни!
Нарядные девчоночьи сарафаны и кокошники, расшитые рубашки-косоворотки – на Масленицу в детском садике ярко и весело. А благодаря тому, что каждая семья в определенные дни недели угощает блинами всех остальных – еще и очень вкусно!
В детском саду на Масленицу садовницы радуют сказками необычными, масленичными — об избушке, крытой блинами, с сырной трубой да сметанной дорожкой, о зиме, что уходить не хочет, о красавице Маслёне…
Обязательный атрибут праздника – чучело Масленицы – нарядная, дородная соломенная женская фигура. Без нее и праздник не праздник. После сожжения чучела его пепел раньше раскидывали в полях — считали, что так земле передается плодородие. С проводами зимы и наступлением весны земля просыпалась и, набираясь сил, готовилась работать, давать богатый урожай. Хотя само действие сожжения чучела Масленицы относится скорее не к плодородию, а к уничтожению всего старого, обветшавшего, дряхлого и освобождению места для нового, молодого, лучшего. В наше время встречается некое переосмысление — люди делают прекраснейшую Масленицу, а потом не могут ее сжечь — жалко. А ведь на самом деле она старая, страшная, уже отжившая, ее ругают всякими нехорошими словами — «кривошейка», «куругузка», «обманщица» и т.д., ее не жалко сжечь, потому что теперь начинается новое время, новая жизнь. Но если по окончании праздника в школе чучело Масленицы сжигают, то все-таки в детском садике Масленица является полноправной участницей праздника. Вокруг нее водят хороводы, ей поют песни, к ней обращаются как к подружке.
Масленичная неделя делится на два периода. Узкая Масленица — с понедельника до среды, в это время можно заниматься хозяйственными делами. С наступлением Широкой Масленицы — с четверга до воскресенья – все хозяйственные дела заканчивались и праздник разворачивался во всю мощь. Один из самых шумных праздничных дней – широкий четверг. Есть мнение, что в этот день люди выплескивали накопившуюся за зиму негативную энергию, участвуя в кулачных боях и взятии снежного городка.
Но все же на протяжении всего времени своего существования Масленица была долгожданным и очень радостным временем, праздником наступающей весны, хорошим временем, чтобы сходить в гости, встретиться с друзьями, родными и повеселиться.
«Праздник фонариков».
«Праздник фонариков».
Цель:
Создать теплый нравственный климат между детьми и родителями.
Задачи:
1. Развивать творческие способности детей, а также желание устраивать праздники для близких друзей.
2. Воспитывать любовь, чувства благодарности и уважительное отношение друг к другу и родителям.
В конце ноября, когда на улице очень холодно и дни становятся короче, я решила провести с детьми праздник фонариков.
Обретение внутреннего света во время испытания темнотой – главный мотив праздника фонариков «по –вальдорфски ».
«Человек должен пройти сквозь тьму, он должен выучиться лицезрению всех вещей и своими внешними чувствами познать вещи Земли; и в это время он развивает себя для того, чтобы внутри него – вновь пылая и сияя – пробудился высший, солнечный человек».
Поздней осенью, в самое темное время года, когда солнца становится очень мало, в наши дома, в наши сны приходят гномы. Эти сказочные существа — иногда весёлые и добрые, а иногда и вредные, рассказывают нам свои истории, делятся секретами жизни под землей, куда не проникает солнечный свет. И один из этих секретов — маленькие фонарики, которые освещают нам путь гномов и дарят тепло.
Так холодным ноябрьским днём к нам в класс пришёл необычный сказочный гость-гном. Почему он забрёл именно к нам? Да потому, что ребята 1 «З» класса ему очень понравились. Они дружные, отзывчивые и трудолюбивые!
Он пришёл не просто так, а приготовил для ребят интересные задания.
Для начала нужно каждому сшить себе маленького гномика, чтобы он был помощником в трудных ситуациях, нарисовать сказочных человечков, самим сделать книжку-малышку и сочинить про гномиков сказку, а самое главное- делать только добрые дела!
Гномики за хорошие поступки кладут детям под подушку маленькие сюрпризики. А еще, если мы справимся со всеми заданиями, то сможем отправиться в лес на поиски клада!
Каждый день, в течение недели, мы с ребятами утром, когда еще было темно, при свечах читали сказки про гномов. Детям это очень нравилось, т. к ребята полностью погружались в сказку и знакомились с жителями сказочного леса.
Потом ребятам самим захотелось придумать свои необычные истории про гномиков и записать их в самодельные книжки-малышки, украсив красочными рисунками. Когда книжки были готовы и каждый из детей поделился своей историей, в классе сделали выставку работ.
На уроках ИЗО и технологии ребята мастерили вот такие замечательные фонарики для гномиков. Выполняли очень сложную работу: раскрашивали листы, клеили фонарик, промасливали маслом.
Наши фонарики находились в классе в ожидании праздника.
Потом мы с детьми сшили маленьких гномиков, это были наши талисманы-помощники. Каждый носил с собой своего друга, а ночью гномики приносили ребятам за их хорошие поступки угощения. Кто-то расстраивался, что ему наоборот ничего гномик не положил под подушку и изо всех сил старались сделать что-то хорошее и полезное. Зато сколько было радости на лицах детей, когда их сказочные человечки поощряли. Каждый день друг другу рассказывали про события, которые с ними происходили.
Все это время было очень интересно наблюдать за детьми, они полностью окунулись в сказочный мир и каждый день ждали чуда.
На переменах мы с ребятами играли в гномичьи игры и пели песенки.
Также готовились к празднику фонариков, заключительному этапу.
Разучили с детьми песню «Гномики», танец, репетировали сказку «Девочка с фонариком». Вместе с родителями украсили класс, создали праздничную обстановку. Вокруг горели гирлянды, свечи и царила атмосфера сказочного леса. Ребята нарядились гномиками, все были в костюмах и красных колпаках. Для сказки приготовили декорации. Наступил долгожданный момент проведения праздника фонариков.
К нам в класс пришли родители, и ребята с удовольствием пели, танцевали, инсценировали сказку.
После, дети превратились в гномиков и тут началось самое главное!
Вместе с родителями наши маленькие человечки, вооружившись красочными фонариками, отправились в лес на поиски клада.
По пути угощали прохожих сладостями и говорили им добрые слова.
Проходя по лесу, встречались фонарики, которые были развешаны на ветках деревьев и освещали нам путь.
Таким образом, мы нашли настоящий домик гномиков. Он был очень красивый, в окошечке горел огонёк. Рядом, вокруг, горели фонарики, их было очень много и казалось, что мы попали в сказочный мир, мир волшебства!
Возле домика ребята нашли клад, мешок с драгоценными камешками и пожеланиями от гномиков.
Праздник получился замечательный!
Родители и дети побывали в сказке, поверили в чудеса и получили массу положительных эмоций!
Приложение:
Кукольный спектакль «Сказка про девочку с фонариком
».
Необходимый реквизит:
— ширма;
— стулья;
— рисунок горы, домик, где живет сапожник, домик для старушки-пряхи;
— звездочки, фонарик горящий, фонарик потухший, прялка, веретено, сапожок, мячик;
— фонограмма песни «Фонарик»;
— куклы: девочка с фонариком, старушка-пряха, сапожник, мать–солнце, лисичка с мячиком
, зверюшки: медвежонок, зайчик, волк.
Длительность 20 минут (чистое время).
Оптимальная загруженность группы: 9 детей.
Рекомендуемый возраст: 7-10 лет
Вступление (учитель):
Когда зима укрыла снегом, А день совсем короткий стал, Солнцестояния день зимний Обнимет тех, кто подустал:
Длиннее ночи не бывает, Чем в этот чудно-дивный день, Пусть все сегодня отдыхают, Кому работать стало лень!
***
Пусть в этот день длиннее ночь, А день существенно короче, Ведь в жизни главное пойми, Чтоб были мыслями светлы!
-Сегодня мы представляем вашему вниманию сказку про девочку с фонариком.
Эту сказку показывают
в день Солнцестояния в темное время года, когда совсем мало светит солнце, не слышно птиц, становится грустно. А фонарик служит символом добра, теплоты в душах людей.
Сценарий:
Жила–была девочка
, у нее был фонарик. Она выходила на полянку со своим фонариком и пела веселую песенку.
Девочка (
выходит на полянку со своим фонариком и поет веселую песенку): 1.Гори, сияй, мой фонарик, С тобой я вместе иду. На небе звезды сияют, И мы сияем внизу. Припев: Фонарик мой, фонарик мой, Мы светим вместе с тобой. (2 раза)
2. Не страшен вечер нам поздний, Не страшен сумрак ночной. Горят у ангелов звезды, Горит фонарик мой.
Припев:
Фонарик мой, фонарик мой, Мы светим вместе с тобой. (2 раза)
Выбегают из своих норок зверушки: волчок, зайчик и мишка
.
Волчок
: Здравствуй, девочка, здравствуй, красавица.
Зайчик
: Очень рады тебя видеть.
Вдруг с шумом налетел ветер и задул огонек.
Девочка
: «Ах, кто же зажжет мой фонарик?» (оглядывается по сторонам, но рядом никого не оказалось. Села девочка на камень и горько заплакала.
— «Неужели мне никто не поможет?»
Но услышали девочку звезды, и спустились три звездочки. 1-ая и 2-я звездочка
: Мы летим издалека, Свет с небес несем. В темной ночи шлем лучи, Людям надежду даем.
3-ая звездочка
(шепчет на ушко девочке): «Ты должна спросить совета у Матери–Солнце. Она поможет зажечь тебе твой фонарик!»
Девочка
радостно: «Спасибо вам, звездочки!» ( И отправилась в путь.)
Старушка–пряха
(сидит за прялкой и прядет пряжу): Вейся, вейся, веретенце, Лейся, свет, в мое оконце. Крутись, ниточка, в клубочке, Всем на теплые носочки.
Девочка
: Здравствуй, бабушка! Не знаешь ли ты дороги к Матери–солнышку? Не проводишь ли ты меня?»
Старушка
: Ах, не могу, родимая, я должна прясть пряжу, крутить колесо и тянуть ниточку. Зайди, отдохни перед дорогой. Тебе еще очень долго идти.
Девочка
входит в избушку: Спасибо, бабушка, за приют. Ты так добра. Я очень хорошо отдохнула у тебя. Я бы с удовольствием у тебя осталась, но надо идти дальше. (уходит)
Наконец она пришла к дому сапожника. Он работал, стучал молотком. Сапожник
: Стучу, стучу, колочу, колочу. Шью, шью сапоги, прибиваю каблуки. Шью, шью сапожки, детям на ножки.
Девочка
: Добрый день, милый сапожник, не знаешь ли ты дороги к Матери–солнышку, не пойдешь ли ты со мной?»
Сапожник
: Ах, нет, я еще должен залатать много сапог. Зайди, отдохни перед дорогой. Тебе еще очень долго идти».
Девочка:
Спасибо, дядюшка сапожник, за приют. Ты так добр. Я очень хорошо отдохнула у тебя. Я бы с удовольствием у тебя осталась, но надо идти дальше. (взяла свой фонарик и пошла дальше)
Девочка: (
увидела высокую гору) Там наверху, наверное, и живет солнце, и побежала на гору. Навстречу ей лисичка, играющая в мячик.
Девочка:
Пойдем со мной вместе к Матери–солнцу.
Лисичка
: Нет, давай лучше поиграем в мячик.
Девочка:
У меня потух фонарик, и мне надо обязательно встретиться с Матерью- солнцем, чтобы снова горел мой фонарик. Придется идти в гору одной.
Девочка поднималась все выше, все дальше и дальше. Наконец, она добралась до самой вершины.
Девочка
: Где же Матушка-солнышко? Я очень устала, прилягу отдохнуть.
Солнышко
: Какая милая девочка! Давно я слежу за ней. Надо зажечь ее фонарик.
( Зажигает фонарик и удаляется за гору.) Девочка
(просыпаясь): О, мой фонарик вновь горит (вскочила на ноги и радостно стала спускаться с горы).
Лисичка
(по дороге ей снова встретилась): Я потеряла свой мячик и не могу его найти в темноте.
Девочка:
Давай я посвечу тебе фонариком, и мы отыщем твой мячик! ( поднимает свой фонарик повыше и они находят мячик.
Лисичка (радостно кричит): Вот он, мой мячик. Он закатился под кустик. Спасибо тебе, девочка.
И девочка с фонариком побежала дальше, добежала до домика сапожника.
Сапожник
(очень печально): Мой огонек в печи погас, и руки совсем замерзли от холода. Я не могу работать, не могу шить сапоги.
Девочка:
«Я тебе помогу, я возьму огонек из моего фонарика и снова разожгу тебе печь. Она так и сделала.
Сапожник (
трет свои руки и берется за работу): Спасибо тебе, девочка ( и запел)
Стучу, стучу, колочу, колочу. Шью, шью сапоги, прибиваю каблуки. Шью, шью сапожки, детям на ножки. Девочка
(идет дальше, подходит к избушке старой пряхи).
Старушка-пряха
: Моя свечка погасла, я уже давно сижу без дела, не могу прясть.
Девочка:
Я помогу тебе. Вот возьму огонек из моего фонарика и снова зажгу твою свечку.
Старушка
(снова принялась за работу): Спасибо тебе, девочка.
Вейся, вейся, веретенце, Лейся, свет, в мое оконце. Крутись, ниточка, в клубочке, Всем на теплые носочки. Девочка
(прибежала на поляну и радостно пела свою песенку):
1.Гори, сияй, мой фонарик, С тобой я вместе иду. На небе звезды сияют, И мы сияем внизу. Припев: Фонарик мой, фонарик мой, Мы светим вместе с тобой. (2 раза)
2. Не страшен вечер нам поздний, Не страшен сумрак ночной. Горят у ангелов звезды, Горит фонарик мой.
Припев:
Фонарик мой, фонарик мой, Мы светим вместе с тобой. (2 раза)
Зверюшки проснулись от яркого света и выбежали из своих норок. А девочка несла фонарик, освещала всем путь.
Песня про гномиков.
Есть на свете гномики, гномики, гномики. Строят они домики, домики, домики. Под землей они живут И танцуют, и поют. Сочиняют сказки нам, И своим друзьям.
Гномики, гномики, маленькие гномики Приходите в мой дом. Я — ваш добрый гном.
Нарядилась гномиком, гномиком, гномиком. Жду сижу за столиком, столиком, столиком. Я надену колпачок, Запоёт в печи сверчок, И придут ко мне друзья, И скажу им я:
Гномики, гномики, маленькие гномики Приходите в мой дом. Я — ваш добрый гном.
Где же, где же гномики, гномики, гномики? Я накрыла столики, в домике, в домике. Угощу я их печеньем И малиновым вареньем. Чаем «майским» напою, Песенку спою.
Гномики, гномики, маленькие гномики Приходите в мой дом. Я — ваш добрый гном.
Делаем домашние фонарики из бумаги
Мы уже разобрались, что представляет собой праздник фонариков. Как сделать фонарик — тот самый, с которым можно пойти на необычную прогулку? Способов решения этого вопроса несколько.
Итак, делаем бумажные фонарики. Первый способ. Обычный лист бумаги раскрасить акварельными красками, скрутить в фонарь, потом немного промаслить. А можно аккуратно сложить так, чтобы получилась странноватая и красивая граненая форма, состоящая из нескольких вогнутых ромбов.
Второй способ. Взять картонную коробку или какую-то другую основу, сделать прорези и вклеить в них полупрозрачную бумагу, например шелковую или обычную кальку. Можно таким образом сделать домик или замок со светящимися окошками. Точно так же приклеиваются осенние листочки и темные силуэты людей, животных, птиц, сказочных персонажей.
Такие силуэты можно «спрятать» внутрь фонарика. Тогда они проявятся только тогда, когда фонарик «включен», то есть зажжена свеча.
Делаем домашние фонарики из стекла
«Свой фонарик-огонек взял на праздник светлячок». Именно такие слова можно приговаривать, мастеря с детками фонарики. Очень просто их делать, если в качестве основы взять простую стеклянную баночку. Чтобы потом, после окончания работы, его было держать в ручке удобно, горлышко банки обматывается несколькими слоями толстой проволоки, к которой потом прикрепляется ручка.
Саму же банку декорировать как угодно: ребенок может разрисовать ее красками с добавлением ПВА или зубной пастой, наклеить на нее фигурки из цветной бумаги или фольги, можно использовать новогодний дождик — так получится объемный, пушистый узор, можно нарисовать маленькие смешные тыковки, можно взять готовые новогодние снежинки или заранее собранные осенние листики.
Кстати, очень красиво будет выглядеть фонарик с наклеенной на него обычной белой салфеткой, в которой вырезаны узоры. Как вариант — аккуратно прикрепить на баночку кружево — будет нарядно и торжественно. Если дома есть клеевой пистолет, с его помощью можно декорировать банку цветными стекляшками, залепив пространство между ними глиной или пластилином.
Все по желанию малыша. Осенние и зимние узоры можно уместить на одну такую баночку. Получится красиво, к тому же праздник с фонариками, тыквами представляет переход от осени к зиме, поэтому любая картинка будет уместна.
Конструируем с малышами
Некоторые современные родители, стремящиеся подарить своим деткам как можно больше праздничных впечатлений, начинают подготавливать праздник с фонариками, тыквами тогда, когда их малыш еще совсем маленький для вполне осознанной помощи. Ему уже хочется помогать, но он пока не сообразит, как это сделать. Чтобы привлечь ребенка к созданию праздника, чтобы он смог почувствовать свою причастность к этому действу, можно делать все проще и удобнее. Поручить своему чаду разрезать полосочки цветной папиросной бумаги на маленькие квадратики. Листок из кальки намазать клеем и предложить малышу насыпать сверху подготовленные им кусочки. Потом все лишнее можно стряхнуть. Дети всегда с удовольствием присоединяются к этой работе: им нравится ощущать себя достаточно взрослыми для того, чтобы мастерить интересные поделки вместе с родителями.
Получившийся красивый витраж можно вставить в картонную рамку, как картинку, либо свернуть аккуратной трубочкой и приклеить сверху донышко.
Торжества в детских учреждениях
Праздник фонариков в вальдорфском детском саду можно проводить по любому сценарию. Нерушимым остаются сами фонарики — самодельные или купленные в магазинчике; гномики — как игрушечные, так и сами детки, переодетые в костюмы сказочных героев; тыквы — здесь тоже можно взять либо настоящую, либо нарисовать на листе ватмана, либо купить игрушечную.
Начинается праздник с любой подвижной игры, которая нравится ребятам. Можно добавить в такую игру тематические моменты, связанные с проводимым торжеством.
После того как ребятишки повеселились от души, усадить их на стульчики и начать рассказывать сказку. Ее можно прочитать по книге, перелистывая страницы, можно, расположившись в кругу детей, читать и показывать им картинки, а можно показать эту сказку как некое театральное действо.
Итак, праздник фонариков в детском саду можно начинать со сказки о Стране фей и гномов. По вечерам в домиках жителей этой страны зажигались волшебные огоньки, дающие тепло и свет. Но эту страну хотели погубить колдуньи, живущие по соседству в темной стране. Поэтому они решили, что первое же злое желание, произнесенное в Стране фей и гномов, исполнится. Так и произошло, когда маленькая феечка случайно обожглась о языки пламени, пожелав, чтобы они погасли. Злые колдуньи очень обрадовались, но старая мудрая фея сказала, что беду можно исправить, надо только найти искренних и очень добрых людей, которые готовы помочь. Маленькая фея, решив исправить все то, что она натворила, полетела в одну деревню к людям, которые сделали красивые фонарики и зажгли огонь.
С того самого времени, памятуя о том, что любое желание должно быть загадано не только умом, но и сердцем, люди стали отмечать праздник фонариков, которые не только светят, но и дарят им красоту, тепло и радость.
Малышам очень нравятся такие сказочные истории, поэтому они с удовольствием после окончания сказки будут изготавливать фонарики под руководством воспитателей. Тем более интересно ребятишкам будет чуть после, когда все уже готово: взрослые выключают лампочки, и свет идет только от фонариков.
Праздник фонариков в вальдорфской школе можно проводить примерно так же, только сценарий надо подготовить в соответствии с возрастом детей. Здесь надо сказать для тех, кто не знает, эта школа предполагает некую замену домашнему образованию. Главный показатель здесь — во все мероприятия, в жизнь ребенка, проходящую в школе, втягивают родителей. То есть все делается вместе, сообща.
Праздник фонариков с детьми: наш опыт
Поздней осенью, в самое темное время года, когда солнца становится очень мало в наши дома, в наши сны приходят гномы. Эти сказочные существа — иногда веселые и добрые, а иногда и вредные, рассказывают нам свои истории, делятся секретами жизни под землей, куда не проникает солнечный свет. И один из этих секретов — маленькие фонарики, которые освещают путь гномов и дарят тепло. Праздник фонариков — европейская традиция, принесенная в Россию через вальдорфскую педагогику, которая стала мне близка после зимовки в ГОА с ребенком. И когда в этом году одна из педагогов Живой школы, в которой я веду группу пятилеток, предложила провести этот праздник, я с радостью подхватила эту идею.
Так, холодным ноябрьским днем в нашу группу пришел гном.
Мы уже знали, что нужно сделать фонарики, которые не только помогут найти нам сокровища, но и зажгут огонек в нашем сердце, чтобы согреть в самые лютые морозы предстоящей зимы.
Фонарики из баночек и цветной кальки
Цветную кальку можно купить или сделать самостоятельно. В нашем городе ее не продают, к тому же ее цена достаточно высока, поэтому мы приняли решение самим изготовить этот красивый материал. О том, как это сделать — читайте здесь.
Для изготовления фонариков нам также понадобились небольшие стеклянные баночки.
Для ручек подошла обычная бельевая веревка, которую мы обмотали вокруг горлышка банки и закрепили узлами.
Вальдорфские фонарики из промасленной бумаги.
Эти фонарики потребовали чуть больше трудозатрат.
Сначала мы покрасили листы акварельной бумаги в технике «мокрым по мокрому».
После просушивания, я промаслила листы и прогладила их утюгом через несколько слоев бумаги, чтобы снять излишки масла.
Затем нужно было сложить заготовки по простой схеме и склеить их.
В интернете я прочитала, что для этого годится только суперклей, но часть фонариков удалось склеить клеем-карандашом, хотя для этого понадобились значительные физические усилия.
Мы провели мастерские по витражам из цветной кальки, и на окнах школы появилась разноцветная сказка, на которую обращают внимания прохожие с улицы:)
Сам праздник начался 27 ноября в 17:00.
Сначала мы с детьми и родителями поиграли в игры, которые дети уже хорошо знали, а родителям предстояло научиться. Это были тихие пальчиковые и жестовые игры про гномов.
Спели несколько песенок, немного потанцевали. Зажглись первые фонарики…
А потом мы обнаружили, что гномы, которые 3 недели жили в пещере — пропали. Кажется, на улице что-то мелькнуло, это чей-то фонарик…
Мы оделись, вышли на улицу, зажгли фонарики и увидели, как вдалеке на дереве горит и зовет нас огонек. С красивой песней мы отправились на поиски гномов. От одного фонарика к другому — некоторые из них держали родители… Погода была чудесной — весь день шел снег, а к вечеру закончился и город был чистым, белым, пушистым. Мы светились вместе с фонариками, и вот, наконец, увидели что-то похожее на пещеру… Там нас ждали гномы и мешочки с сокровищами. Несколько кристалликов, шоколадная монетка, чуть сладостей, завернутых в фольгу — и безграничный восторг у детей, даже у школьников!
Мы вернулись в школу, попили чай вместе с гномами. А потом детей ждал теневой спектакль «Девочка и фонарик».
После праздника многие родители говорили: «Какой тихий праздник». И это было лучшим комплиментом. Мне кажется, что современные детские праздники с громкой музыкой и аниматорами — мультгероями вытесняют из праздника всю его суть. Дети лишаются глубокого переживания события, которое может быть только тогда, когда нет суеты, когда сам ребенок создает праздник, когда рядом с каждым ребенком — важный ему взрослый.
Вам также может быть интересно::
Каждый день — праздник! Декабрь
Праздник каждый день: Широкая Масленица
Воображая, запоминаем
Темнота и праздник фонариков
В разных странах разные традиции, разные календарные праздники. Некоторые традиции со временем распространяются и прорастают в других странах. Мои дети ходили в Вальдорфский детский сад в районе м Коньково, и у нас оттуда прижилось несколько традиций, одна из которых – праздник Фонариков.
Когда осень, снега ещё нет, а вечерами рано темнеет, то надо как-то бороться с окружающей тебя тьмой. Можно вырезать страшные рожи в тыквах, надевать страшные костюмы, и таким образом бороться со страхами. А можно идти с другой стороны – делать больше света, мастерить что-то красивое и уютное.
Мы в прошлом году эту идею принесли в наш детский садик “Солнышково” – вырезали домики, витражи, сооружали фонарики… Всю неделю дети вели переписку с гномиками, рисовали им картинки и мастерили подарки… А потом собрались и вечером пошли в осенний тёмный лес искать подарки от гномов. Для того, чтобы случилось волшебство, нужно сделать какие-нибудь волшебные вещи. Например, витражи-открытки, волшебные окошки.
Это могут делать даже самые маленькие: лист бумаги для акварели раскрашиваем синим, зелёным, фиолетовым. А лист кальки или бумаги для выпечки раскрашиваем жёлтым и оранжевым. Потом прорезаем окошки – и вклеиваем кальку клеевым карандашом.
Для фонариков надо раскрасить листы А3 акварельной бумаги – можно сразу акварелью, а можно сперва восковыми мелками.
Но это должна быть не обычная картинка, а волшебная, из серии “красивое и непонятное”. Мы тут недавно ходили в один дружественный первый класс и как раз показывали детям, что можно даже одним цветом нарисовать красивый орнамент.
Мы мочили губкой стол, на стол укладывали лист акварельной бумаги, потом на него капали красками – но не всеми, какие есть в коробке, а только тёплые тона, красный, оранжевый, жёлтый, можно пару капель голубого.
Если заранее договориться о правилах, то дети вполне могут нарисовать картинку без чёрного, коричневого и зелёного. А вот нарисовать просто красоту – для многих сложная задача…
Инструкция по изготовлению своего фонарика
Фонарик – по сути – прямоугольная коробочка, с плотным верхним краем и прочным донышком.
Фонарик – вид сверху
Первым делом отгибаем 15 мм вдоль верхнего края, потом 15 мм вдоль короткой стороны – на склейку.
Потом оставшуюся часть складываем пополам и ещё раз пополам, это будут боковые стенки. А снизу отгибаем дно.
Если хотим, можем на этом остановиться. А можем провести линии сгибов наискосок через 2 грани, и по всем этим сгибам согнуть.
Согнутый лист для фонариков выглядит так
Можно прорезать на сгибах маленькие окошечки, каждое из которых – не больше ноготка, и окошки должны быть только в верхней части фонариков
Дальше по науке надо бы дно клеить клеем ПВА, но я тороплюсь, поэтому соединяю первые 3 лепестка донышка степлером.
Но последний уголок всё-таки лучше клеем, и боковушку тоже.
Фонарик почти готов. Осталось сделать ручку из верёвочки и вставить свечку. Зажигать её удобнее каминными спичками или длинной каминной зажигалкой.
Прошлогодний праздник фонариков в саду был такой.
Поделиться:
Праздник фонариков в Вальдорфском детском саду
Каждую осень, когда дни становятся все короче и короче, а ночи – темнее и холоднее — здесь происходит чудесный праздник. Дети готовятся к нему заранее. Каждый, даже самый маленький ребенок (пусть и с огромной помощью взрослых) делает себе фонарик. Это не просто поделка, которая будет заброшена через пару дней, это талисман, который поможет ему преодолеть свой страх и заглянуть в самые темные места в своем любимом детском садике.
На плотной бумаге дети рисуют красками свои самые любимые и сокровенные сюжеты. Как только краски хорошенько просохнут, из этой бумаги сооружают обычный прямоугольный плафон, который хорошенько промасливают. Плафон по конструкции похож на вазу. На дно вазы взрослые прикрепляют крестовину из деревянных дощечек – это место, куда будет крепиться горящая свеча. Сверху на пружинке прикрепляется длинная палка, чтобы ребенок мог нести ее на безопасном расстоянии от себя и в то же время освещать самые недоступные места. Куда бы он никогда не рискнул отправиться, не будь у него этого прекрасного фонарика, с которым ему ничего не страшно!
В этот день верхний свет в садике гореть не будет. Дети будут провожать к зимнему сну – природу, деревья, зверюшек, а самое главное – маленьких гномиков, которые уже приготовили для них сокровища в виде чудесных драгоценных камней и вкусностей – орешков, завернутых в золотую фольгу, и других красиво оформленных сладостей.
На детях – смешные колпачки, которые носят все гномы. Мамы позаботились о них заранее и сшили из подручных средств.
Папы аккуратно поджигают свечи внутри фонарика, и вручают детям, чтобы они смогли совершить «обход».
Мамы заранее валяют из шерсти чудесных гномиков, которых сажают в корзинку и прячут, чтобы дети нашли их, освещая путь своим фонариком! К каждому ребенку приходит «свой» гномик с чудесным мешочком драгоценностей. Родители оставляют личико гнома – не нарисованным, чтобы, когда придет время ребенок сам смог нарисовать его.
Дети во время дневной прогулки сооружают импровизированные домики для гномов из сухой травы, листьев и прутиков. Это те места, куда взрослые потом спрячут сокровища гномов, которые предстоит разыскать детям во время вечернего праздника.
Проводив природу, гномиков и зверюшек спать, взрослые и дети поют тихие спокойные песни, в которых добро всегда побеждает зло, а из темноты – есть выход к свету!