Праздник фонариков вальдорфская школа что это

Праздник Фонариков в 2022 году состоится в пятницу, 28 октября. Обретение внутреннего света во время испытания темнотой – главный мотив праздника фонариков «по-вальдорфски». «Человек должен пройти сквозь тьму, он должен выучиться лицезрению всех вещей и своими внешними чувствами познать вещи Земли; и в это время он развивает себя для того, чтобы внутри него – вновь

Праздник Фонариков в 2022 году состоится в пятницу, 28 октября.

Обретение внутреннего света во время испытания темнотой – главный мотив праздника фонариков «по-вальдорфски». «Человек должен пройти сквозь тьму, он должен выучиться лицезрению всех вещей и своими внешними чувствами познать вещи Земли; и в это время он развивает себя для того, чтобы внутри него – вновь пылая и сияя – пробудился высший, солнечный человек». Дети и родители зажигают фонарики и устраивают шествие под незамысловатую песенку:

Гори, сияй мой фонарик,
С тобой я вместе иду.
На небе звезды сияют,
А мы сияем внизу.
Фонарик мой, фонарик мой,
Мы светим вместе с тобой.
Фонарик мой, фонарик мой,
Мы светим вместе с тобой.

Не страшен вечер нам поздний,
Не страшен сумрак ночной.
Горят у ангелов звезды,
Горит фонарик мой.
Фонарик мой, фонарик мой,
Мы светим вместе с тобой.
Фонарик мой, фонарик мой,
Мы светим вместе с тобой.

А после фонарик можно отнести домой и подарить кому-нибудь из близких, кто нуждается в помощи и поддержке, а можно отдать любому прохожему на улице, чтобы поделиться теплом и светом.

Как празднуется ПРАЗДНИК ФОНАРИКОВ в школе «РАДУГА»:

История праздника

Начать нужно с того, что в середине ноября (а точнее, одиннадцатого числа) католики празднуют день святого Мартина. Святителя Мартина почитает и католическая церковь, и православная. Он родился в 307 г н.э. в семье римского легионера, на территории, которая сейчас называется Венгрия. Еще в детстве он узнал про христианство и хотел стать отшельником, но по воле отца поступил на военную службу. При первой же возможности Мартин оставил армию, крестился и стал монахом. В 371 г. его сделали епископом города Тура (в нынешней Франции), где он затем основал монастырь. Он прожил длинную жизнь и умер в 397 г. и в скором времени стал одним из самых почитаемых святых, а для средневековой Франции – святым национальным (его плащ – «каппа» был государственной святыней франкских королей, а слова «капелла, капеллан капельмейстер» ведут свою историю именно от него). Тысячи храмов и поселений носят сейчас его имя. Святителя Мартина называют мостом, связующим Европу (родом из Венгрии, он жил во Франции и распространял на Западе традиции восточного, египетского монашества).

Митрополит Дмитрий Ростовский, известный русский церковный автор XVII века, включил житие святого Мартина в свой популярнейший сборник «Четьи Минеи». А в начале 20 века фигурой этого святого интересовался знаменитый русский философ и историк Георгий Федотов. По словам последнего, «ни один святой не пользовался такой посмертной славой на христианском Западе, как Мартин Турский».

Святого Мартина прозвали Милостивым. Он помогал нищим и обездоленным и вместе с тем сам вел крайне аскетичный и суровый образ жизни. Самый знаменитый эпизод из его жизни лег в основу многочисленных картин, скульптур, барельефов: суровой зимой юный Мартин, солдат римской армии, въезжал в город Амьен и увидел замерзшего нищего, который просил милостыню. Мартин, недолго думая, разрубил пополам свой красный солдатский плащ и отдал половину нищему (весь плащ он отдать не мог, это была необходимая часть его военной формы). Ночью, во время сна, Мартину явился Христос, одетый в эту часть плаща, и сказал: «Согрев нищего, ты согрел и меня».

Одиннадцатое ноября оказалось удачным числом для масштабного праздника. С одной стороны, к этому моменту наконец заканчивался сбор урожая, созревало молодое вино, забивали перед зимой скот. День святого Мартина стал важной для крестьян датой: начинался новый финансовый год, заключались сделки и договоры, выплачивались долги и проценты, работники получали жалованье и могли поменять хозяев. Получался праздник, похожий по сути на День благодарения в Америке. Его широко отмечали по всей Европе, и в каждой стране возникли свои обычаи.

Например, в Португалии жарят на улице каштаны, в Австрии подают на стол гуся и пекут печенье, в Польше пекут рогалики, а на Мальте детям дарят мешочки со сладостями и сухофруктами.

С другой стороны, этот день знаменовал начало сорокадневного поста перед Рождеством (который со временем стал короче), и традиции праздника стали напоминать весенние карнавалы задолго до Пасхи. В городах устраивали театрализованные шествия и разыгрывали сцену с Мартином, его красным плащом и нищим.

Лютер, Штайнер и фонарики

Постепенно в осенних шествиях появились фонарики. Впервые дети с фонариками вышли на улицы в Эрфурте, и зажжены были эти фонарики в память о Мартине Лютере, причем не 11 ноября, а 10-го, в день рождения реформатора. Дело в том, что в протестантских общинах Тюрингии праздник святого Мартина – Martinstag (Мартинстаг) — приобрел новое содержание как день памяти Лютера. Вскоре красивый обычай зажигать фонарики распространился не только на протестантские, но и на католические области Германии.

С третьей стороны, эта ноябрьская символика света уходит куда-то в глубину веков. Именно в это время кельты отмечали Самайн – праздник окончания одного сельскохозяйственного года и начало следующего; он связан с древнейшими обычаями возжигания нового огня. В это время жгли костры, проводили очищение огнем. У кельтов этот обычай связан с тем, что на ноябрь приходится новый отсчет времени. Во время солнцестояния (скандинавский Йул, славянские святки) обычай возжигания связан с призыванием «нового» солнца из самой долгой ночи. В кельтских странах до XX века сохранялся обычай, когда все очаги в селении гасились, все жители выходили за околицу и самый старший зажигал огонь, лучинки и угольки от которого каждый нес в свой дом. Вероятно, это тоже выглядело как шествие.

А в 20 веке праздник святого Мартина пришелся по душе основателю антропософии Рудольфу Штайнеру.

Жизнь святого Мартина идеально укладывалась в его видение развития истории (путь от света сквозь тьму к свету), а время праздника идеально ложилось на годовой круг. 11 ноября — это ровно середина между праздником Архангела Михаила (29 сентября по католическому календарю) и Рождеством (25 декабря). В вальдорфской трактовке, в первом празднике пробуждается индивидуальная воля человека (архангел Михаил укрепляет нашу волю в борьбе со злом), затем человек побуждается вести деятельную жизнь (подобно тому как св. Мартин помогал бедным), согревает душу моральным импульсом и наконец человек готов к тому, чтобы принять в себя свет Рождества.

Штайнер и его последователи заостряют свое внимание на том, что имя святого происходит от имени римского бога войны, «Мартин» переводится как «посвященный Марсу». Римская цивилизация знаменовала поворот в человеческом сознании к индивидуализму, который становится агрессивным и эгоцентричным (что как раз является характеристикой Марса). А жизнь святого Мартина, которая прошла в поворотный момент смены римской эпохи, предлагает тому яркое противопоставление и учит состраданию и самодисциплине. В «марсианское» начало св. Мартина, знаменующее готовность к деятельности, проникает любовь, начало христианское, и Мартин посвящает себя людям.

Рудольфу Штайнеру важен тот факт, что ритмы жизни людей вплетены в ритмы природного цикла. По словам Штайнера, «Душа с Землею вместе дышит». Летом растения растут навстречу солнцу вместе с животным миром, который размножается на свету и в тепле. Зимой жизнь природы подчиняется силам земли, умирает в холоде и темноте и сосредотачивает все силы на семенах в земных глубинах. Так же и у людей. Летом людям кажется, что они свободны от силы земного притяжения, от нужды и необходимости, и они парят в своих иллюзиях. Силы зимы, напротив, заставляют душу твердеть, люди становятся черствыми и эгоистичными, начинают искать силу, власть, материальное богатство. Осень – это переходное время, когда человек подвержен опасности впасть в обе эти крайности. Люди с ностальгией вспоминают про наслаждение летним теплом, а наступающая зима заставляет сосредоточиться на материальной безопасности, на жизни только для себя.

И вот тут-то три праздника, завершающих календарный год, помогают человеку не поддаться этим соблазнам.

  • Фонарики в праздник святого Мартина призваны помочь людям пережить холод и темноту наступающей зимы. В то время как природа засыпает и мир становится все темнее, приходит время людям нести свет миру и осветить мир самим. Нужно заглянуть внутрь себя, посмотреть на людей вокруг и найти свет в человеческой теплоте и доброте, в поступках «по правде». Так же, как и святой Мартин в легенде, мы можем быть радушными и дружелюбными по отношению друг к другу, и это помогает пережить холодное время.

Штайнер большое значение придавал педагогике и основал в ней свое собственное направление. В вальдорфских садах и школах обязательно отмечают праздник фонариков, обыкновенно приуроченный ко дню св. Мартина, и именно через сады и школы этот праздник появился в России.

Практика: как устроить праздник фонариков

Свет и свечи – общечеловеческий символ всего хорошего. А для детей фонарики со свечками представляются чем-то волшебным даже без дополнительных легенд и развлечений.

Организовать домашний праздник фонариков совсем не сложно. Главное – сделать вместе с детьми сами фонарики. При желании можно самим изготовить и свечки (вылепить из готовых наборов цветного воска или скрутить из вощины, которая обычно продается в магазинах меда). А дальше все зависит от желаний и возможностей. Вечером можно выйти на улицу с зажженным фонариком и найти маленький клад с сокровищами гномов. Можно просто пройтись по знакомому маршруту и смотреть, как он преображается, когда в руке – фонарик. Но даже если вы останетесь дома, выключите свет, зажжете на окошке фонарик и вместе на него полюбуетесь – это уже может стать настоящим Событием.

И несколько простых решений, как сделать фонарик.

Фонарики бумажные:

Вариант (1) Можно раскрашивать бумагу акварелью, скручивать в фонарь, а потом промасливать. А можно сложить хитрым способом, получается необычная граненая форма из множества вогнутых ромбов. Инструкция по этой ссылке.

Вариант (2) В картонной основе (коробке) можно делать прорези и вклеивать в эти прорези полупрозрачную бумагу, типа кальки или шелковой бумаги. Можно делать домики или замки со светящимися окнами. Можно приклеивать темные силуэты, осенние листья.

Можно картинки-силуэты прятать внутри фонаря, тогда они будут проявляться только тогда, когда внутри горит свечка.

С маленькими детьми удобно делать так: дети разрезают полоски цветной папиросной бумаги на небольшие квадратики. Затем намазывают листок из кальки клеем и посыпают сверху нарезанными кусочками, а потом стряхивают лишнее. Такой красивый витраж можно вставить в картонную рамку или свернуть трубкой и приклеить снизу донышко.

Вариант (3) Вместо картонной коробки можно взять пакет из крафт-бумаги. Вместо кальки из магазина можно воспользоваться тонкой бумагой из коробок с обувью, надписи и рисуночки на такой бумаге дают дополнительную фактуру фонарику. А в толстой картонной коробочке можно наделать дырки перфоратором – это будут звездочки или падающий снег — и дополнить картинку вырезанным силуэтом луны или елок и домиков.

Фонарики стеклянные

Фонарики просто делать, используя в качестве основы стеклянные банки. Чтобы такой фонарик удобно было держать, вокруг горлышка надо обмотать в несколько слоев толстую проволоку и приделать к ней ручку. А саму банку можно декорировать чем только душа пожелает.

Например, можно:

— обклеить цветной калькой, или гофрированной бумагой, или тонким цветным скотчем, кусочки могут быть приклеены хаотично, а можно выложить простой узор;

— обклеить салфеткой светлого цвета с узором, или даже кружевом;

— покрасить специальными витражными красками или гуашью, смешанной с ПВА;

— нарисовать узоры с помощью блестящего цветного клея и клеевого пистолета;

— приклеить к банке цветные стекляшки, а пространство между ними залепить пластилином, глиной или гипсом.

Металлические фонарики:

— Самые обыкновенные консервные банки превращаются в волшебные фонари, если просверлить в них дырочки и внутрь вставить свечку. Дырки могут быть расположены хаотично, а можно складываться в рисунок, например, в силуэт кленового листика или сердечка.

— Можно делать фонарики из толстой металлической фольги. Лист такой фольги надо положить лист гофрокартона и шилом или толстой иглой сделать на нем дырочки; это довольно просто, а потому легко выбить сложный и интересный рисунок. Его можно дополнить выпуклыми элементами узора: их нужно нарисовать-выдавить с изнанки тупым карандашом. Лист потом сворачивается, скрепляется и получается фонарик.

Фонарик а ля папье-маше

Это, пожалуй, самый трудоемкий вариант, зато он позволяет получить потрясающие фигуры. Надо надуть воздушный шарик и обклеить его полупрозрачной бумагой (можно сразу цветной). Когда все высохнет, шарик надо лопнуть, а полученную полупрозрачную сферическую форму можно раскрасить, украсить дополнительными элементами и часть вырезать так, чтобы получилась задуманная фигура. Так здорово делать разных животных, например, слона с бумажными ушами и хоботом, или фантастическую рыбу, да все, что позволит придумать ваша фантазия.

И последнее. Самый удобный способ нести фонарик нарисован как раз на картинках Ротраут Сузанны Бернер. В руках ребенок держит палочку, к одному концу которой привязывается фонарик:

Из истории праздника фонариков в школе

Цитата Сообщение от Люба-Сибирячка
Посмотреть сообщение

Праздник фонариков — так не неожиданно)

Здравствуйте,заинтересовало название темы,зашла посмотреть.
Попалось.может чем-нибудь поможет?

И еще один
http://www.youtube.com/watch?v=WweR3l_B4i0

а здесь очень симпатичные фонарики
http://www.phenix.edu.kh.ua/nash_tra…nik_fonarikov/
ПЕСНИ ПРО ФОНАРИК
1. Я несу фонарик
Я несу фонарик,
Огонек в нем ярок.
Красный , синий, желтый дом,
Огонечки все кругом.
2. Фонарик.
Фонарик, фонарик, огонек в нем ярок.
Гори, мой фонарик,
И пусть подует ветерок,
Он не погасит огонек.
Фонарик, фонарик, ты солнца подарок,
Свети, наш фонарик!
3. Гори, сияй, мой фонарик.
Гори, сияй, мой фонарик,
С тобой я вместе иду.
На небе звезды сияют,
Мы сияем внизу.

Фонарик мой, фонарик мой,
Мы светим вместе с тобой.
Не страшен вечер нам поздний,
Не страшен сумрак ночной.
Горят у ангелов звезды,
Горит фонарик мой.

СКАЗКА-СПЕКТАКЛЬ ПРО ФОНАРИК

Жилы–была девочка, у нее был фонарик. Она выходила на полянку со своим фонариком и пела веселую песенку:
Не страшен вечер нам поздний,
Не страшен сумрак ночной.
Горят у ангелов звезды,
Горит фонарик мой.
И выбегали из своих норок зверушки: ежик, лисичка и зайчик – и радовались девочке. Вдруг с шумом налетел ветер и задул огонек.
«Ах, – воскликнула девочка, – кто же зажжет мой фонарик?» Она оглянулась по сторонам, но рядом никого не оказалось. Села девочка на камень и горько заплакала. «Неужели мне никто не поможет?» Но услышали девочку звезды, и спустились три звездочки.
Мы летим издалека,
Свет с небес несем.
В темной ночи шлем мы лучи,
Людям надежду даем.
И звезду шепнули на ушко девочке: «Ты должна спросить совета у Матери–Солнце. Она поможет зажечь тебе твой фонарик!» Обрадовалась девочка, сказала: «Спасибо вам, звездочки!» И отправилась в путь.
Пришла девочка к избушке, а там жила старушка–пряха. Она сидела за прялкой и пряла пряжу:
Вейся, вейся, веретенце,
Лейся, свет, в мое оконце.
Крутись, ниточка, в клубочке,
Всем на теплые носочки.
И говорит ей девочка:» Здравствуй, бабушка! Не знаешь ли ты дороги к Матери–солнышку? Не проводишь ли ты меня?» Старушка ей ответила: «Ах, не могу, родимая, я должна прясть пряжу, крутить колесо и тянуть ниточку. Зайди, отдохни перед дорогой. Тебе еще очень долго идти» Девочка вошла в избушку. Когда она отдохнула, то попрощалась с пряхой и пошла дальше.
Наконец она пришла к дому сапожника. Он работал, стучал молотком:
Стучу, стучу, колочу, колочу.
Шью, шью сапоги, прибиваю каблуки.
Шью, шью сапожки, детям на ножки.
«Добрый день, милый сапожник, – сказала девочка, – не знаешь ли ты дороги к Матери–солнышку, не пойдешь ли ты со мной?»
«Ах, нет, –сказал сапожник, – я еще должен залатать много сапог. Зайди отдохни перед дорогой. Тебе еще очень долго идти». Девочка отдохнула, взяла свой фонарик и пошла дальше. И увидела она высокую гору. «Там наверху, наверное, и живет солнце, – подумала она, – и побежала на гору. Навстречу ей попалась маленькая девочка с косичкой, которая играла с мячиком. «Иди со мной, – позвала ее девочка, – пойдем вместе к Матери–солнцу». Но девочка с косичкой не захотела бросать игру и поскакала дальше по лугу. Тогда наша девочка одна пошла в гору. Она поднималась все выше, все дальше и дальше. Наконец, она добралась до самой вершины. Но на верху горы солнца не оказалось. Девочка очень устала, прилегла отдохнуть и уснула.
Девочка крепко спала, а Солнышко, которое давно уже видело девочку, дождалось вечера и спустилось вниз. Оно зажгло фонарик и удалилось за гору.
Когда девочка проснулась, то увидела, что фонарик вновь горит. «О, мой фонарик вновь горит»– обрадовалась девочка, вскочила на ноги и радостно стала спускаться с горы. По дороге ей снова попалась девочка с косичкой. Она была очень грустная, так как потеряла свой мячик и не могла его найти в темноте.
«Давай я посвечу тебе фонариком, и мы отыщем твой мячик!». Девочка подняла свой фонарик повыше, стало светло, и они нашли мячик. Девочка с косичкой радостно закричала: «Вот он, мой мячик. Он закатился под кустик. Спасибо тебе, девочка.» И девочка с фонариком побежала дальше, добежала до домика сапожника и увидела, что сапожник сидит очень печальный. «Мой огонек в печи погас, и руки совсем замерзли от холода. Я не могу работать, не могу шить сапоги.» «Я тебе помогу, – сказала девочка, – я возьму огонек из моего фонарика и снова разожгу тебе печь.» Она так и сделала. Сапожник согрел свои руки и снова взялся за работу. «Спасибо тебе, девочка»,– и сапожник снова запел свою песню.
А девочка пошла дальше. Подошла она к избушке старой пряхи. В горенке было темно. «Моя свечка погасла, – сказала пряха, – я уже давно сижу без дела, не могу прясть.» – «Я помогу тебе, – обрадовалась девочка, – Я возьму огонек из моего фонарика и снова зажгу твою свечку». Так она и сделала. В горенке снова стало светло, и старушка снова принялась за работу. «Спасибо тебе, девочка,» – и старушка снова запела свою песенку.
А девочка побежала дальше. Она пришла на полянку, и там стало от фонарика так светло, что зверюшки проснулись от яркого света и выбежали из своих норок. А девочка несла фонарик, освещала всем путь и радостно пела свою песенку.
Не страшен вечер нам поздний,
Не страшен сумрак ночной.
Горят у ангелов звезды,
Горит фонарик мой

А вот нашла праздник фонариков
http://scenario.fome.ru/ras-2-211.html

И пара песенок про фонарики
`ФОНАРИКИ ДРУЖБЫ` (автор Евгения Зарицкая)
(Фонарики дружбы плывут по волнам,
Их в путь отправляют, как письма друзьям.
Качает Миссури, качает Нева
О солнечном мире простые слова. )
плюс —
http://yadi.sk/d/qy0_Q3dzAoVZn
минус —
http://yadi.sk/d/zj3_IaIFAoVdS
минус — еще такой,повеселей —
http://yadi.sk/d/BPalwlgfAoaGv

А Арина -laks_arina,когда-то предлагала игру
`Летка-Енка` для малышей`

песенка-переделка (тренинг разнообразных движений для яселек)

Хлоп-коленки, хлоп-коленки!
Весело фонарики горят, горят!
Танец веселый «Летка-Енка»
Для хороших маленьких ребят.

В архиве текст, композиция движений и минус http://yadi.sk/d/H6MXAEHG4fnOH

` НОЧЬ БЕЛОКРЫЛАЯ ` ВОЛШЕБНЫЙ МИКРОФОН
(Серебрится луна город весь озарен тишиною
Ночь не спит до утра звезды сами играют со мною
Среди спящих аллей кое — где заблудившийся ветер
Освещая асфальт золотые фонарики светят…)
плюс —
http://yadi.sk/d/MVvzG0K82VO7B
минус —
http://yadi.sk/d/gsbY0JST2VO9p

А вот танец с фонариками-свечечками
http://www.youtube.com/watch?feature…_i26Lp4MI#t=14

Праздник фонариков с детьми: наш опыт

Поздней осенью, в самое темное время года, когда солнца становится очень мало в наши дома, в наши сны приходят гномы. Эти сказочные существа — иногда веселые и добрые, а иногда и вредные, рассказывают нам свои истории, делятся секретами жизни под землей, куда не проникает солнечный свет. И один из этих секретов — маленькие фонарики, которые освещают путь гномов и дарят тепло. Праздник фонариков — европейская традиция, принесенная в Россию через вальдорфскую педагогику, которая стала мне близка после зимовки в ГОА с ребенком. И когда в этом году одна из педагогов Живой школы, в которой я веду группу пятилеток, предложила провести этот праздник, я с радостью подхватила эту идею.

Так, холодным ноябрьским днем в нашу группу пришел гном.

Мы уже знали, что нужно сделать фонарики, которые не только помогут найти нам сокровища, но и зажгут огонек в нашем сердце, чтобы согреть в самые лютые морозы предстоящей зимы.

Фонарики из баночек и цветной кальки

Цветную кальку можно купить или сделать самостоятельно. В нашем городе ее не продают, к тому же ее цена достаточно высока, поэтому мы приняли решение самим изготовить этот красивый материал. О том, как это сделать — читайте здесь.

Для изготовления фонариков нам также понадобились небольшие стеклянные баночки.

Для ручек подошла обычная бельевая веревка, которую мы обмотали вокруг горлышка банки и закрепили узлами.

Вальдорфские фонарики из промасленной бумаги.

Эти фонарики потребовали чуть больше трудозатрат.

Сначала мы покрасили листы акварельной бумаги в технике «мокрым по мокрому».

вальдофский фонарик своими руками6

После просушивания, я промаслила листы и прогладила их утюгом через несколько слоев бумаги, чтобы снять излишки масла.

Затем нужно было сложить заготовки по простой схеме и склеить их.

В интернете я прочитала, что для этого годится только суперклей, но часть фонариков удалось склеить клеем-карандашом, хотя для этого понадобились значительные физические усилия.

Мы провели мастерские по витражам из цветной кальки, и на окнах школы появилась разноцветная сказка, на которую обращают внимания прохожие с улицы:)

Сам праздник начался 27 ноября в 17:00.

Сначала мы с детьми и родителями поиграли в игры, которые дети уже хорошо знали, а родителям предстояло научиться. Это были тихие пальчиковые и жестовые игры про гномов.

Спели несколько песенок, немного потанцевали. Зажглись первые фонарики…

А потом мы обнаружили, что гномы, которые 3 недели жили в пещере — пропали. Кажется, на улице что-то мелькнуло, это чей-то фонарик…

Мы оделись, вышли на улицу, зажгли фонарики и увидели, как вдалеке на дереве горит и зовет нас огонек. С красивой песней мы отправились на поиски гномов. От одного фонарика к другому — некоторые из них держали родители… Погода была чудесной — весь день шел снег, а к вечеру закончился и город был чистым, белым, пушистым. Мы светились вместе с фонариками, и вот, наконец, увидели что-то похожее на пещеру… Там нас ждали гномы и мешочки с сокровищами. Несколько кристалликов, шоколадная монетка, чуть сладостей, завернутых в фольгу — и безграничный восторг у детей, даже у школьников!

Мы вернулись в школу, попили чай вместе с гномами. А потом детей ждал теневой спектакль «Девочка и фонарик».

После праздника многие родители говорили: «Какой тихий праздник». И это было лучшим комплиментом. Мне кажется, что современные детские праздники с громкой музыкой и аниматорами — мультгероями вытесняют из праздника всю его суть. Дети лишаются глубокого переживания события, которое может быть только тогда, когда нет суеты, когда сам ребенок создает праздник, когда рядом с каждым ребенком — важный ему взрослый.

Вам также может быть интересно::

Каждый день — праздник! Декабрь
Праздник каждый день: Широкая Масленица

Воображая, запоминаем

Темнота и праздник фонариков

В разных странах разные традиции, разные календарные праздники. Некоторые традиции со временем распространяются и прорастают в других странах. Мои дети ходили в Вальдорфский детский сад в районе м Коньково, и у нас оттуда прижилось несколько традиций, одна из которых – праздник Фонариков.

Когда осень, снега ещё нет, а вечерами рано темнеет, то надо как-то бороться с окружающей тебя тьмой. Можно вырезать страшные рожи в тыквах, надевать страшные костюмы, и таким образом бороться со страхами. А можно идти с другой стороны – делать больше света, мастерить что-то красивое и уютное.

Мы в прошлом году эту идею принесли в наш детский садик “Солнышково” – вырезали домики, витражи, сооружали фонарики… Всю неделю дети вели переписку с гномиками, рисовали им картинки и мастерили подарки… А потом собрались и вечером пошли в осенний тёмный лес искать подарки от гномов. Для того, чтобы случилось волшебство, нужно сделать какие-нибудь волшебные вещи. Например, витражи-открытки, волшебные окошки.

Это могут делать даже самые маленькие: лист бумаги для акварели раскрашиваем синим, зелёным, фиолетовым. А лист кальки или бумаги для выпечки раскрашиваем жёлтым и оранжевым. Потом прорезаем окошки – и вклеиваем кальку клеевым карандашом.

Для фонариков надо раскрасить листы А3 акварельной бумаги – можно сразу акварелью, а можно сперва восковыми мелками.

Но это должна быть не обычная картинка, а волшебная, из серии “красивое и непонятное”. Мы тут недавно ходили в один дружественный первый класс и как раз показывали детям, что можно даже одним цветом нарисовать красивый орнамент.

Мы мочили губкой стол, на стол укладывали лист акварельной бумаги, потом на него капали красками – но не всеми, какие есть в коробке, а только тёплые тона, красный, оранжевый, жёлтый, можно пару капель голубого.

Если заранее договориться о правилах, то дети вполне могут нарисовать картинку без чёрного, коричневого и зелёного. А вот нарисовать просто красоту – для многих сложная задача…

Инструкция по изготовлению своего фонарика

Фонарик – по сути – прямоугольная коробочка, с плотным верхним краем и прочным донышком.

Фонарик – вид сверху

Первым делом отгибаем 15 мм вдоль верхнего края, потом 15 мм вдоль короткой стороны – на склейку.

Потом оставшуюся часть складываем пополам и ещё раз пополам, это будут боковые стенки. А снизу отгибаем дно.

Если хотим, можем на этом остановиться. А можем провести линии сгибов наискосок через 2 грани, и по всем этим сгибам согнуть.

Согнутый лист для фонариков выглядит так

Можно прорезать на сгибах маленькие окошечки, каждое из которых – не больше ноготка, и окошки должны быть только в верхней части фонариков

Дальше по науке надо бы дно клеить клеем ПВА, но я тороплюсь, поэтому соединяю первые 3 лепестка донышка степлером.

Но последний уголок всё-таки лучше клеем, и боковушку тоже.

Фонарик почти готов. Осталось сделать ручку из верёвочки и вставить свечку. Зажигать её удобнее каминными спичками или длинной каминной зажигалкой.

Прошлогодний праздник фонариков в саду был такой.
Поделиться:

Праздник фонариков в Вальдорфском детском саду

Каждую осень, когда дни становятся все короче и короче, а ночи – темнее и холоднее — здесь происходит чудесный праздник. Дети готовятся к нему заранее. Каждый, даже самый маленький ребенок (пусть и с огромной помощью взрослых) делает себе фонарик. Это не просто поделка, которая будет заброшена через пару дней, это талисман, который поможет ему преодолеть свой страх и заглянуть в самые темные места в своем любимом детском садике.

На плотной бумаге дети рисуют красками свои самые любимые и сокровенные сюжеты. Как только краски хорошенько просохнут, из этой бумаги сооружают обычный прямоугольный плафон, который хорошенько промасливают. Плафон по конструкции похож на вазу. На дно вазы взрослые прикрепляют крестовину из деревянных дощечек – это место, куда будет крепиться горящая свеча. Сверху на пружинке прикрепляется длинная палка, чтобы ребенок мог нести ее на безопасном расстоянии от себя и в то же время освещать самые недоступные места. Куда бы он никогда не рискнул отправиться, не будь у него этого прекрасного фонарика, с которым ему ничего не страшно!

В этот день верхний свет в садике гореть не будет. Дети будут провожать к зимнему сну – природу, деревья, зверюшек, а самое главное – маленьких гномиков, которые уже приготовили для них сокровища в виде чудесных драгоценных камней и вкусностей – орешков, завернутых в золотую фольгу, и других красиво оформленных сладостей.

На детях – смешные колпачки, которые носят все гномы. Мамы позаботились о них заранее и сшили из подручных средств.

Папы аккуратно поджигают свечи внутри фонарика, и вручают детям, чтобы они смогли совершить «обход».

Мамы заранее валяют из шерсти чудесных гномиков, которых сажают в корзинку и прячут, чтобы дети нашли их, освещая путь своим фонариком! К каждому ребенку приходит «свой» гномик с чудесным мешочком драгоценностей. Родители оставляют личико гнома – не нарисованным, чтобы, когда придет время ребенок сам смог нарисовать его.

Дети во время дневной прогулки сооружают импровизированные домики для гномов из сухой травы, листьев и прутиков. Это те места, куда взрослые потом спрячут сокровища гномов, которые предстоит разыскать детям во время вечернего праздника.

Проводив природу, гномиков и зверюшек спать, взрослые и дети поют тихие спокойные песни, в которых добро всегда побеждает зло, а из темноты – есть выход к свету!

В разных странах разные традиции, разные календарные праздники.
Некоторые традиции со временем распространяются и прорастают в других странах.
Мои дети ходили в Вальдорфский детский сад в районе м Коньково,
и у нас оттуда прижилось несколько традиций,
одна из которых — праздник Фонариков.

Когда осень, снега ещё нет, а вечерами рано темнеет, то надо как-то бороться с окружающей тебя тьмой.
Можно вырезать страшные рожи в тыквах, надевать страшные костюмы, и таким образом бороться со страхами.
А можно идти с другой стороны — делать больше света,
мастерить что-то красивое и уютное.

Мы в прошлом году эту идею принесли в наш детский садик «Солнышково» — вырезали домики, витражи, сооружали фонарики…
Всю неделю дети вели переписку с гномиками, рисовали им картинки и мастерили подарки…
А потом собрались и вечером пошли в осенний тёмный лес искать подарки от гномов.

Для того, чтобы случилось волшебство, нужно сделать какие-нибудь волшебные вещи.
Например, витражи-открытки, волшебные окошки.

PB103037
Это могут делать даже самые маленькие:
лист бумаги для акварели раскрашиваем синим, зелёным, фиолетовым.
А лист кальки или бумаги для выпечки раскрашиваем жёлтым и оранжевым.
Потом прорезаем окошки — и вклеиваем кальку клеевым карандашом.

PB113047
Для фонариков надо раскрасить листы А3 акварельной бумаги — можно сразу акварелью, а можно сперва восковыми мелками.

PB113046
Но это должна быть не обычная картинка, а волшебная, из серии «красивое и непонятное».
Мы тут недавно ходили в один дружественный первый класс и как раз показывали детям, что можно даже одним цветом нарисовать красивый орнамент.

PB113048
Мы мочили губкой стол, на стол укладывали лист акварельной бумаги, потом на него капали красками — но не всеми, какие есть в коробке,
а только тёплые тона, красный, оранжевый, жёлтый, можно пару капель голубого.

PB113049
Если заранее договориться о правилах, то дети вполне могут нарисовать картинку без чёрного, коричневого и зелёного.
А вот нарисовать просто красоту — для многих сложная задача…

PB113050
Фонарик — по сути — прямоугольная коробочка,
с плотным верхним краем и прочным донышком.

PB113055
Фонарик — вид сверху

PB113054
Первым делом отгибаем 15 мм вдоль верхнего края,
потом 15 мм вдоль короткой стороны — на склейку.

PB113067
Потом оставшуюся часть складываем пополам и ещё раз пополам, это будут боковые стенки.
А снизу отгибаем дно.

PB113068
Если хотим, можем на этом остановиться.
А можем провести линии сгибов наискосок через 2 грани, и по всем этим сгибам согнуть.

PB113069
Согнутый лист для фонариков выглядит так

PB113070
Можно прорезать на сгибах маленькие окошечки,
каждое из которых — не больше ноготка,
и окошки должны быть только в верхней части фонариков

PB113072
Дальше по науке надо бы дно клеить клеем ПВА,
но я тороплюсь, поэтому соединяю первые 3 лепестка донышка степлером.

PB113071
Но последний уголок всё-таки лучше клеем, и боковушку тоже.

PB113073
Фонарик почти готов.
Осталось сделать ручку из верёвочки и вставить свечку.
Зажигать её удобнее каминными спичками или длинной каминной зажигалкой.

Прошлогодний праздник фонариков в саду был такой.

Мы ещё сделали кучу разных домиков со свечками внутри…

А вы делали фонарики?
Есть ли у вас фотографии ваших фонариков?

Праздник Фонариков — один из самых красивых и загадочных праздников года.

Красивых — потому что, когда наступают сумерки, а потом приходит и темнота, на улице и в школе загораются фонарики. На окнах и лестничных ступенях. На дорожках школьного двора. Везде горит свет фонариков разных форм и размеров, украшенных окошками, сухими листьями, травками, фигурками гномов. У каждого класса, с первого по четвертый, своя форма фонариков, которая становится сложнее от года к году — по мере взросления детей, по мере совершенствования их мастерства.

Загадочный — потому что наше красивое праздничное шествие от школы до Яблоневого сада с горящими фонариками в руках вызывает у встречных людей множество вопросов. «Что это за праздник?», «А куда вы идете?», «Почему фонарики?», «Мама, а можно и мне такой?..» По пути мы рассказываем о Празднике Фонариков всем, кто интересуется. Дарим фонарики взрослым и детям — делимся своим теплом, добрым настроением.

Поделиться — основной мотив этого праздника. Традиционно, ребята четвертого класса пекут хлеб, чтобы потом разделить его между всеми участниками Праздника Фонариков — учениками, учителями, родителями. Хлеб из зерна, которое заранее было ребятами посеяно, выращено, собрано, обмолочено и смолото в муку. Все своими руками — от начала и до конца, от зерна до хрустящей корочки.

И в такой хлеб, и в собственноручно изготовленные фонарики вложены труд, любовь, тепло, душа. Ими и делимся.

Четвертый класс мелет муку и печет хлеб к Празднику Фонариков

Остальные фотографии о том, как делали хлеб к Празднику Фонариков, можно посмотреть в альбоме на Facebook.


Неделя, предшествующая Празднику Фонариков, — это неделя совместного пения песен в преддверии праздника. Ученики с первого по четвертый класс, желающие поучаствовать в пении родители, учителя каждое утро перед началом уроков собираются в актовом зале и поют «фонариковые» песни. Это позволяет более полно прочувствовать настроение приближающегося праздника, глубже погрузиться в его атмосферу.

Фотографии со спектакля о Святом Мартине и с Праздника Фонариков под «фонариковые» песни


Праздник Фонариков всегда открывается спектаклем 2-го класса. Это спектакль о Святом Мартине, смелом и сильном воине, которому, казалось бы, неведомы жалость и сострадание. Но однажды, встретив на своем пути нищего, Мартин отдает ему часть своего плаща, не получая одобрения своих товарищей по оружию. Нищий оказался Христом, а сам Мартин стал Святым Мартином. Это история о добре, умении разделить с нуждающимися то немногое, что имеешь сам. О том, что твои добрые поступки возвращаются к тебе же добром других людей.

Иногда спектакль играют родители учеников, иногда, как в этом году, — сами ученики. Режиссером и вдохновителем ребят стала их классный учитель Наталья Германовна Сеник. В музыкальном сопровождении спектакля помог учитель музыки Виталий Александрович Мошев.

Спектакль о Святом Мартине на Праздник Фонариков

Like this post? Please share to your friends:
  • Праздник фонариков вальдорфская школа когда
  • Праздник фонариков вальдорфская педагогика
  • Праздник фонариков 11 ноября
  • Праздник фонарей на китайском языке
  • Праздник фонарей когда отмечают