Среди уличного движения, магазинов, ресторанов и кинотеатров люди неожиданно обнаруживали перед собой группу молодежи, поющей и танцующей под ритм цилиндрических барабанов и позванивание каратал. Мужчины с обритыми головами в ниспадающих одеждах, женщины в ярких индийских сари – да, это люди из Харе Кришна, поющие их ставшую теперь известной мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Но что это, собственно, такое – форма протеста, авангардный уличный театр, религиозная демонстрация или что-то еще? Если вы спросите их об этом, то узнаете, что эти люди заняты медитацией, давно практикуемой на Востоке (а теперь уже и на Западе) – пением святых имен Бога. Конечно, слово «медитация» сегодня стало обыденным – им обозначают любую технику, призванную успокоить и умиротворить ум современного человека. Но харинама, несмотря на свою внешнюю незамысловатость, основывается на вполне научных ведических принципах и имеет гораздо более глубокое и возвышенное значение. Хотя она легко охлаждает возбужденный ум, она еще и пробуждает в занимающихся ею их изначальную радостную духовную природу и сознание, давая подлинное ощущение счастья, недостижимое другими средствами.
Веды — писания, содержащие вневременное духовное знание, отмечают, что такой процесс пробуждения крайне необходим каждому, поскольку все в этом материальном мире находятся в спящем состоянии. Мы забыли свою изначальную духовную сущность, приняв временное тело, состоящее из материальных элементов, за свое истинное «я». Веды сравнивают материальное тело с призрачными образами сновидений. Во сне мы забываем, кем являемся на самом деле, и можем наслаждаться или страдать в различных телах. Но услышав звон будильника, мы просыпаемся и возвращаемся в свое обычное сознание. Мы вспоминаем, кто мы такие и что нам нужно делать. Подобно этому, услышав могущественную звуковую вибрацию мантры «Харе Кришна», мы можем постепенно открыть в себе наше истинное «я» – душу, качества которой – вечность, полное знание и всевозрастающее блаженство. Поэтому мудрецы древней Индии советуют нам пробудить в себе нашу изначальную, духовную природу и не пытаться наслаждаться временным и призрачным положением в материальном мире.
Шри Чайтанья Махапрабху предсказал, что святое имя Кришны придет в каждый город и деревню по всему миру. Это предсказание оставалось неисполненным около четырехсот лет, до прихода Бхактивиноды Тхакура, великого духовного учителя в цепи ученической преемственности, идущей от Шри Чайтаньи. В 1885 году Бхактивинода писал: «Шри Чайтанья приходил не для того, чтобы освободить лишь нескольких индийцев. Напротив, Его главной целью было дать освобождение всем живым существам во всех странах по всей вселенной, и проповедовать Вечную Религию… Нет сомнений, что этот наказ будет выполнен… Очень скоро разнообразные виды харинама-санкиртаны (совместного пения святого имени Господа) распространятся по всему миру… О, этот день, когда удачливые англичане, французы, русские, немцы и американцы возьмут знамена, мриданги, караталы и начнут киртан (пение) на своих улицах! Когда же придет этот день?». Прошло менее века, и видение Бхактивиноды стало реальностью.
В 1965 году величайший посланник духовности и культуры Индии, А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, прибыл на Ист-Виллидж Нью-Йорка, в сердце движения контркультуры шестидесятых. В течение года Шрила Прабхупада основал Международное Общество Сознания Кришны. Очень быстро звук пения «Харе Кришна» распространился сначала по всей Америке, затем по Англии и всему миру.
Ведические писания утверждают, что, хотя Кали-юга (век, в который мы живем) – эпоха наибольшей деградации, пение мантры «Харе Кришна» удивительным образом изменит нынешнюю враждебную, полную ненависти атмосферу мира. Эти древнейшие, вневременные писания предсказывают Золотой Век, который начнется с широкого распространения пения «Харе Кришна», и в это время болезненные проявления Кали-юги смягчатся, и люди повсюду в мире станут счастливее в экономическом, политическом, социальном, культурном и духовном отношениях.
Харинама – это праздник для души. Если душа счастлива, все остальное не так важно. Точнее сказать: «Важно! Но, не так».
Источники
- Журнал «Харинама» №1, 2014 г. «Знакомьтесь: харинама!»
- Журнал «Золотой Век» №1, 2011 г. «Песня золотого века»
Кришна дас Кавирадж дас
Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!
Что такое харинама?
- Подробности
- Опубликовано: 07.05.2013 20:01
Вы идете по улице и вдруг видите перед собой необычно разодетых молодых людей, танцующих и поющих «Харе Кришна!» Что это такое? Как это понимать? Что за слова они поют? Какой смысл в таком действии? Какая польза окружающим? Нужно ли Вам это? — Такие вопросы естественным образом возникают у любопытных прохожих. Это незамысловатое и даже немного чудаковатое действие, однако, основывается на научных принципах. Они описываются в ведической литературе: «Бхагавад-гите как она есть», «Шримад-Бхагаватам», «Шри Чайтанья-Чаритамрите» и других. Мы очень коротко раскроем главные из этих принципов:
1. Изначально существует два мира: духовный и материальный.
2. Оба они находятся во власти Бога и принадлежат Ему.
3. Разнообразные живые существа, обитающие в этих двух мирах, бессмертны так же, как и Бог, потому что являются Его неотъемлемыми, но отделенными частичками.
4. Духовный мир населен любящими Бога [Кришну] живыми существами, которые испытывают безграничное счастье от своих взаимоотношений с Ним. Пять основных видов этих взаимоотношений: 1) нейтральные; 2) отношения слуги и господина; 3) дружеские или братские; 4) родительские; и наконец, 5) супружеские.
5. Мир, в котором мы сейчас находимся, предназначен для исправления тех, кто проявляет бунтарский дух, завидует Богу и пытается занять Его положение, думая о себе как о верховном повелителе. Это невозможно, а желают этого практически все (за исключением истинно верующих людей разных конфессий). Подобные устремления ведут к разочарованию, и в материальном мире всех как наказание преследует страх старости, болезней и смерти.
6. Имена Бога: Харе (энергия наслаждения Господа), Кришна (Всепривлекающий), Рама (Всерадующий) — проявление безграничной милости любящего нас Бога. Святые имена нисходят к нам из духовного мира и помогают искренним людям понять Бога и любить Его. Они подобны канату, брошенному утопающему в океане, наполненном кровожадными акулами лжи и невежества.
7. Кришна никогда не принуждает живые существа любить Его, но и не скрывает этого желания. Кали-юге юга-дхарма намера прачара — говорит Господь Чайтанья (золотая аватара нашего века) в «Чайтанья-чаритамрите». Если кто-то в этот век порока и лжи пожелает проявить свою любовь к Богу, то ему следует воспевать святые имена: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. И Он на собственном примере показал, как это надо делать.
Харинама может проявляться по-разному: крупномасштабное театрализованное действие, фестиваль, выступление небольшой группы людей, поющих на улицах города или в парках. Они раздают угощения, распространяют книги, буклеты, аудио- и видеопродукцию. В любом виде харинама неизменно благотворна для всех, даже для неверующих и равнодушных к Богу людей. А духи и приведения покидают то место, где она проходит. Более подробно эта наука о любви к Богу — бхакти-йога — описана в книгах Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Харинама-санкиртана (или нагар-санкиртана) – совместное воспевание Святого Имени является ягьей в нашу эпоху беспокойств и раздоров. Публичное воспевание Маха-мантры ввёл Господь Чайтанья Махапрабху и является мощным методом избавления от страданий материального мира и духовного возвышения. Благодаря санкиртане, слыша звуки Святого Имени, милость получают все живые существа, даже лишенные возможности духовно совершенствоваться (например животные), и те кто вовсе не желают этого делать.
Что такое Харинама?
Вы идете по улице и вдруг обнаруживаете перед собой необычно разодетую группу танцующих и поющих Харе Кришна…молодых людей.
Что это такое? Как это понимать? Что за слова они поют? Какой смысл в этом действии? Какая польза от этого мне и окружающим? Нужно ли мне это?
Вы идете по улице и вдруг обнаруживаете перед собой необычно разодетую группу танцующих и поющих Харе Кришна…молодых людей.
Что это такое? Как это понимать? Что за слова они поют? Какой смысл в этом действии? Какая польза от этого мне и окружающим? Нужно ли мне это? Такие вопросы естественным образом возникают в умах любопытных прохожих.
С виду, казалось бы, не замысловатое и даже немного чудаковатое действие основывается на, вполне научных, Ведических принципах, описанных в таких трудах как «Бхагавад Гита как она есть», «Шримад Бхагаватам», «Шри Чайтанья-Чаритамрита» и т. д.
Мы очень коротко раскроем главные из них:
1. Изначально существует два мира; духовный и материальный.
2. Оба они находятся во власти Бога и принадлежат Ему.
3. Разнообразные живые существа, обитающие в этих двух мирах бессмертные, так же как и Бог, так как являются Его неотъемлемыми, но отделенными частичками.
4. Духовный мир населен любящими Кришну живыми существами. Они испытывают безграничное счастье от этих любовных взаимоотношений с Ним. Вот пять основных видов этих взаимоотношений: 1)нейтральные; 2) отношения слуги и господина; 3) дружеские или братские; 4) родительские; 5) и наконец супружеские.
5. Мир, в котором мы сейчас находимся, предназначен для исправления тех, кто, проявляя бунтарский дух, завидует Богу и пытается занять его положение, думая о себе как о верховном повелителе. И поскольку так думают практически все, за исключением истинно верующих людей разных конфессий, а достичь такого положения не возможно, то, как следствие таких устремлений приходит разочарование, от вечно незбывающейся мечты. И как наказание в этом мире всех, без исключения преследует страх старости, болезней и смерти.
6. Имена Бога: Харе (Источник наслаждения), Кришна (Всепривлекающий), Рама (Всерадующий) – проявление безграничной милости любящего нас Бога. Подобно канату, брошенному для спасения утопающему, в океане, кишащем кровожадными акулами лжи и невежества, эти имена нисходят к нам из духовного мира и помогают всем искренним людям обрести свое естественное здоровое состояние, позволяющее понять Бога и любить Его.
7. Кришна никогда не принуждает живые существа любить Его, но и не скрывает этого своего желания. «Кали юга юга дхарма намера прачар…» – говорит господь Чайтанья (Золотая аватара нашего века) в «Шри Чайтанья Чаритамрите»: Если кто то, в этот век порока и лжи пожелает проявить свою любовь к Богу, то должен начать воспевать Его Святые имена: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. И Он на собственном примере показал, как это надо делать.
Внешне Харинама может проявляться по разному: от крупномасштабного, театрализованного, фестивального действия, до выступления небольшой группы людей, поющих на улицах городов или в парковых зонах отдыха, раздающих угощения, распространяющих книги, буклеты, аудио и видео продукцию. В любом своем проявлении Харинама. Всегда неизменно благотворна для всех без исключения, даже для неверующих атеистов и равнодушных к Богу людей. А духи и приведения покидают то место где она проходит.
Более подробно эта наука о любви к Богу (Бхакти) описана в книгах Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Совместное воспевание
Совместное воспевание (харинама санкиртана) мантры Харе Кришна (маха-мантры) есть важнейший в эпоху Кали способ изменения мышления человечества и пробуждения духовного сознания
Харинама-санкиртана (Нагар-санкиртана) – совместное воспевание Святого Имени, которое ввёл Господь Чаитанья Махапрабху. Благодаря санкиртане, милость Святого Имени получают все живые существа, даже которые лишены возможности духовно совершенствоваться (например животные), и даже те, кто вовсе не желают этого делать.
В ведических писаниях говорится не только о пагубных последствиях, но и о преимуществах века Кали. Одиннадцатая Песнь «Шримад-Бхагаватам» повествует о том, что многие возвышенные личности из других, благополучных, эпох — Сатья-, Трета- и Двапара-юги — желают воплотиться на земле именно в Золотой век Кали. Дело в том, что в этот период на нашу планету нисходит множество чистых преданных Верховного Господа, и общение с этими духовно возвышенными личностями открывает разумным людям всех эпох возможность достижения в Кали-югу высшего духовного совершенства. Ведическая традиция — не единственная, в которой считается, что рождения в эту эпоху жаждут многие души. Так, тибетские ламы, мистики Восточной Индии и индейцы племени майя также утверждают, что многие души ждут воплощения именно в эту эпоху, чтобы воспользоваться всеми преимуществами ее грядущих перемен.
Несмотря на хаос и войны, опустошающие планету, Золотой век Кали-юги обладает важнейшим преимуществом — дает возможность стремительно продвигаться в духовном постижении мира. Существуют и конкретные методы духовного совершенствования, предписанные Ведами для этой эпохи. В «Падма Пуране» приводится беседа Господа Шивы с его женой Парвати, в которой он замечает, что Кали-юга не властна над теми, кто взывает к Всевышнему, повторяя Его имена — Хари, Харе (звательный падеж имени Хара), Кришна и Рама. «Кали-сантарана Упанишад» отмечает:
Во всей ведической литературе не найти религиозного метода для эпохи Кали более возвышенного, чем повторение Харе Кришна.
В Одиннадцатой Песни Шримад-Бхагаватам предсказывается, что разумные люди эпохи Кали будут поклоняться Всевышнему, участвуя в харинамах — прославлении имен Господа (буквально харинама означает «имя Хари»), и что Сам Господь, Шри Кришна, явится на землю, чтобы распространить этот метод поклонения Всевышнему: совместное пение и индивидуальное повторение имен Бога в виде мантры:
Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
В Шримад-Бхагаватам еще за несколько тысячелетий до реального события — явления Шри Чайтанья Махапрабху (1486 — 1534) были предсказаны место и время Его рождения, описана внешность Шри Чайтаньи и указаны ближайшие Его родственники. Там говорится, что Шри Чайтанья явится как самая милостивая аватара (буквально: «тот, кто нисходит»). Шри Чайтанья являл пример чистого преданного служения Кришне, хотя на самом деле был Самим Кришной, несмотря на то, что Его тело и не было темным, как у Кришны, а имело цвет расплавленного золота, что также было предсказано в ведических писаниях. Шри Чайтанья непрестанно повторял имена Кришны и утверждал, что распространение метода повторения и совместного пения (харинама санкиртана) мантры Харе Кришна (маха-мантры) есть важнейший в эпоху Кали способ изменения мышления человечества и пробуждения духовного сознания. Этот метод призван создать человека нового типа.
Песня Золотого Века
Хотя она легко охлаждает возбужденный ум, она еще и пробуждает в занимающихся ею их изначальные, радостные духовную природу и сознание, давая подлинное ощущение счастья, недостижимое другими средствами
Эта картина уже повторялась бесчисленное количество раз на улицах городов по всему западному миру — от Голливудского бульвара и Пятой авеню в Америке до лондонской Оксфорд-стрит и Елисейских полей в Париже. Посреди уличного движения, магазинов, ресторанов и кинотеатров, люди неожиданно обнаруживали перед собой группу молодежи, поющей и танцующей под ритм цилиндрических барабанов и медное позванивание ручных цимбал. Мужчины с обритыми головами одеты в ниспадающие одежды, женщины — в яркие индийские сари. Да, это люди из Харе Кришна, поющие их ставшую теперь известной мантру — Харе Кришна, Харе Кришна… Но что это, собственно, такое — форма протеста, авангардный уличный театр, религиозная демонстрация или что-то еще? Если вы спросите их об этом, то узнаете, что эти люди заняты медитацией, давно практикуемой на Западе — пением святых имен Бога. (Кришна — имя Бога на санскрите.) Конечно, слово «медитация» стало теперь обыденным — им обозначают любую технику, призванную успокоить и умиротворить беспокойный ум современного человека. Но древняя и авторитетная форма медитации, которую проводят люди из Харе Кришна, имеет гораздо более глубокое и возвышенное значение. Хотя она легко охлаждает возбужденный ум, она еще и пробуждает в занимающихся ею их изначальные, радостные духовную природу и сознание, давая подлинное ощущение счастья, недостижимое другими средствами.
Звонок будильника
Веды — писания, содержащие вневременное духовное знание древней Индии, отмечают, что такой процесс пробуждения крайне необходим каждому, поскольку все в этом материальном мире находятся в спящем состоянии. Мы забыли свою изначальную, духовную сущность, приняв временное материальное тело, состоящее из материальных элементов, за свое истинное «я». Веды сравнивают материальное тело с призрачными образами сновидений. Во сне мы забываем, кем являемся на самом деле, и можем наслаждаться или страдать в различных телах. Но услышав звон будильника, мы просыпаемся и возвращаемся в свое обычное сознание. Мы вспоминаем, кто мы такие и что нам нужно делать. Подобно этому, услышав могущественную звуковую вибрацию мантры Харе Кришна, мы можем постепенно пробудить наше истинное «я» — душу, качества которой — вечность, полное знание и всевозрастающее блаженство. Поэтому мудрецы древней Индии говорят нам, что целью человеческой жизни не должны быть попытки наслаждаться временным и призрачным положением в материальном мире. Они советуют нам пробудить нашу изначальную, духовную природу и, в конечном счете, вернуться в наш истинный дом — в духовный мир, где мы сможем наслаждаться вечными отношениями с Верховным Господом, Шри Кришной.
Взгляд Сократа и Платона
Этот поиск своего истинного «я» посредством медитации не является чем-то недавно изобретенным либо чуждым в основном рационалистическим философским и духовным традициям Запада. Хотя западная цивилизация в основном направляет свою энергию во внешний мир в попытках эксплуатировать природные ресурсы, всегда были философы, святые и мистики, посвящавшие себя более высокой цели, нежели материальное благополучие, которое в любом случае временно. Поиск «я» греческими философами Сократом и Платоном привел их к взгляду на изначальную природу человека, вполне схожему с точкой зрения ведических мудрецов. Временный мир, учат они, не есть наш истинный дом; раньше мы жили в духовном мире. В знаменитых «Диалогах» Платона Сократ говорит, что в нашем изначальном состоянии «мы были чистыми сущностями, не помещенными в эту живую могилу, которую носим на себе; теперь же мы заключены в тело, как устрица — в ее ракушку».
Слова, сказанные в Галилее
В соответствии с этими античными мыслителями, цель философии — пробудить человека к его изначальной, духовной сути, ныне скрытой покровом физического тела. О том же самом, четыреста лет спустя, говорил в Галилее Иисус Христос. В Евангелии от Иоанна, Христос говорит: «Дух животворит {дает жизнь}, плоть не пользует нимало» (Иоанн 6:63). Другими словами, тело — всего лишь внешняя оболочка души — истинной силы, дающей жизнь. Поэтому Иисус предупреждает: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Марк 8:36). Высшая цель жизни, учил Христос, — понять и ощутить нашу внутреннюю духовную природу. В Евангелии от Луки, Иисус наставляет человечество смотреть внутрь ради истинно духовной жизни: «…и не скажут: ‘Вот, оно — здесь!’, или: ‘Вот, там!’, ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лука 17:21). Описывая свой внутренний поиск Бога посредством медитации, св. Августин, великий святой и выдающийся философ Римско-католической церкви, говорит нам в своих «Исповедях», как его ум «оставил мысли о сущем, отдаляясь от противоречивого столпотворения чувственных образов».
Начало золотого века
Шри Чайтанья предсказал, что святое имя Кришны придет в каждый город и деревню по всему миру. Это предсказание оставалось неисполненным около четырехсот лет, до времен Бхактивиноды Тхакура, великого духовного учителя в цепи ученической преемственности, идущей от Шри Чайтаньи
Шри Чайтанья предсказал, что святое имя Кришны придет в каждый город и деревню по всему миру. Это предсказание оставалось неисполненным около четырехсот лет, до времен Бхактивиноды Тхакура, великого духовного учителя в цепи ученической преемственности, идущей от Шри Чайтаньи. В 1885 году Бхактивинода писал: «Шри Чайтанья приходил не для того, чтобы освободить лишь нескольких индийцев. Напротив, Его главной целью было дать освобождение всем живым существам во всех странах по всей вселенной, и проповедовать Вечную Религию… Нет сомнений, что этот наказ будет выполнен… Очень скоро разнообразные виды харинама-санкиртаны (совместного пения святого имени Господа) распространятся по всему миру… О, этот день, когда удачливые англичане, французы, русские, немцы и американцы возьмут знамена, мриданги (барабаны) и караталы (ручные цимбалы) и начнут киртану (пение) на своих улицах и городах! Когда же придет этот день?»
Прошло менее века, и видение Бхактивиноды стало реальностью. В 1965 году величайший посланник духовности и культуры Индии, А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада, прибыл на Ист-Вилладж Нью-Йорка, в сердце движения контркультуры шестидесятых. В течение года Шрила Прабхупада, десятый в цепи духовных учителей от Шри Чайтаньи, основал Международное Общество Сознания Кришны. Очень быстро звук пения Харе Кришна распространился по всей Америке, затем по Англии и всему миру.
Ведические писания утверждают, что хотя Кали-юга — эпоха наибольшей деградации, пение мантры Харе Кришна удивительным образом изменит нынешнюю враждебную, полную ненависти атмосферу мира. Эти древнейшие, вневременные писания предсказывают Золотой Век, который начнется с широкого распространения пения Харе Кришна, и в это время болезненные проявления этой эпохи смягчатся и люди повсюду в мире станут счастливы в экономическом, политическом, социальном, культурном и духовном отношениях.
Медитация от Греции до Японии
В дополнение к прославлению имени и славы Господа в песнях, в христианских церквях также получила развитие практика медитации на Бога посредством повторения молитв на четках — традиция, которой следуют сегодня миллионы католиков во всем мире
Философ-стоик Максим отмечал: «Есть один верховный Бог — Бог и всемогущий отец каждого». «Это Тот, — продолжает он, — Кому мы поклоняемся под разными именами». Современный иудейский теолог Мартин Бьюбер соглашается с ним: «Все имена Бога святы». И Библия полна подобными утверждениями. В Ветхом Завете сказано: «Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен» [Притч. 18:10]. В своих псалмах царь Давид объявляет: «Я буду славить имя Бога моего в песни» [Псалтирь 68:31]. Псалтирь содержит бесчисленные обращения к имени Бога: «Все народы, Тобою сотворенные, придут, и поклонятся перед Тобой, Господи, и прославят Имя Твое [Псалтирь 85:9]… Славьте Господа; призывайте Имя его; возвещайте в народах дела Его; воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его; хвалитесь Именем Его Святым [Псалтирь 104:1-3]… Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе, хвалите Его на звучных кимвалах [Псалтирь 149:4-5]». Столетия спустя, Исраэль Баал Шем Тов (1699-1761), великий иудейский мистик, основал хасидизм — народное движение в иудаизме, члены которого танцуют и поют, прославляя верховного Господа. Христос, уча Своих учеников молитве, прославлял святое имя Господа: «О Отец, Сущий на Небесах, да святится Имя Твое». А св. Павел в своем «Послании к Римлянам» пишет: «Ибо всякий, кто призовет Имя Господне — спасется» [Рим. 10:13].
В дополнение к прославлению имени и славы Господа в песнях, в христианских церквях также получила развитие практика медитации на Бога посредством повторения молитв на четках — традиция, которой следуют сегодня миллионы католиков во всем мире. Иоанн Крисостом, святой Греческой Православной церкви, особенно рекомендовал «молитвенное призывание имени Божьего», которое, как он говорил, должно быть «непрерывным». Повторение Иисусовой молитвы («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного») стало постоянной практикой членов Православной церкви.
Последователи ислама почитают имя Бога (Аллаха) святым и медитируют на него. В соответствии с традицией, существует девяносто девять имен Аллаха, называемых «Прекрасными Именами». Их можно увидеть на памятниках, таких, как Тадж Махал, и на стенах мечетей. Эти имена повторяются на четках, состоящих из трех групп по тридцать три бусины. Повторение имен помогает поклоняющимся сосредоточить свой ум на Аллахе. С двойного обращения «Аль-Рахман, Аль-Рахим» означающего «Бог, сострадательный и милостивый», начинается каждая глава Корана. Другие арабские имена Бога прославляют Его как творца, дающего и царя.
Сикхи в Индии делают особое ударение на повторении имени Бога. Они называют Бога Нама — «имя». Гуру Нанак, основатель религии сикхов, молился: «В эти нектарные утренние часы я медитирую на красоту истинного Имени», и говорил, что Господь в видении приказал ему: «Иди и повторяй Мое имя, и побуждай других делать то же».
«Четки широко используются буддистами, большие — у монахов, маленькие — у мирян, — говорит Джеффри Пэрриндер, профессор сравнительной религии Лондонского университета, в своей книге «Поклонение в мировых религиях». — На больших — 108 бусин, две половины обозначают пятьдесят четыре стадии превращения в боддхи-саттву (просветленного). Большая бусина посредине оставлена для Будды». Члены самой большой японской ветви буддизма — церкви Чистой Земли — практикуют повторение имени Будды (наму амида бутсу). Основатель Ширан Шонин говорит: «Сила святого имени, его дар — просветление — распространились по всему миру». Из учения буддизма явствует, что благодаря пению имени Будды, поклоняющийся освобождается от цикла перерождений и присоединяется к Будде в Чистой Земле, или духовном мире.
Звук и самоосознание
Давно была признана способность звука изменять сознание. Английский философ и государственный деятель сэр Фрэнсис Бэкон отмечал, что «слух воздействует на дух быстрее любого другого чувства»
Вильям Джеймс, американский философ, изучающий философию религии, пишет по этому поводу: «Наше обычное сознание в состоянии бодрствования, рациональное сознание, как мы его называем, есть всего лишь один из видов сознания, в то время как вокруг него, отделенные чередой экранов, находятся потенциальные формы совершенно иного сознания. Мы можем прожить всю жизнь и не подозревая об их существовании, но стоит использовать необходимые средства, и можно соприкоснуться с ними во всей их полноте…». Но что это такое — «необходимые средства» для пробуждения дремлющего сознания «я» и Бога, находящегося в сердце каждого? Все подлинные духовные авторитеты соглашаются, что такое трансцендентное сознание нельзя пробудить, используя какие-либо материальные средства, в том числе прием химических веществ наподобие ЛСД и других «расширяющих сознание» наркотиков. Когда Шрилу Прабхупаду, основателя движения Харе Кришна, последователь Тимоти Лири спросил о месте ЛСД в духовной жизни человека, тот ответил, что духовная жизнь не нуждается в наркотиках, что они не могут дать духовного сознания, а все вызванные ими «религиозные видения» являются галлюцинациями. Осознание Бога — не такая легкая и дешевая вещь, чтобы ее можно было достичь, просто принимая таблетки или куря.
В ведических писаниях говорится, что для пробуждения духовного сознания нужно слушать и петь трансцендентные звуки, или мантры, к примеру, мантру Харе Кришна. Давно была признана способность звука изменять сознание. Английский философ и государственный деятель сэр Фрэнсис Бэкон отмечал, что «слух воздействует на дух быстрее любого другого чувства». Однако, обычные материальные звуки не пробуждают духовного сознания. Для этого нужно слушать духовные звуковые вибрации. Поэтому практически все мировые религии рекомендуют нам медитировать на Слово Божье. Св. Иоанн писал в своем Евангелии: «В начале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог» [Иоанн 1.1]. Таким образом, божественный звук совершенно отличен от мирского или материального звука.
Раз Слово, или учение Бога, обладает столь необычайной способностью изменять и возвышать наши души, насколько же важны сами имена Бога, которые громко прославляются в песнях и на которые медитируют в тишине. Поскольку Бог совершенно духовен и абсолютен, Ведические писания говорят, что Его святые имена наполнены всеми Его духовными энергиями. Бог и Его имя — одно. В «Падма Пуране» говорится: «Нет различия между святым именем Господа и Самим Господом» .
Духовная практика нашей эпохи
Хотя Бог известен во всем мире под множеством имен, каждое из которых описывает особый аспект Ео славы и привлекательности, есть одно имя, выражающее всю гамму безграничных божественных качеств
Хотя Бог известен во всем мире под множеством имен, каждое из которых описывает особый аспект Ео славы и привлекательности, есть одно имя, выражающее всю гамму безграничных божественных качеств. Это верховное, всеобъемлющее и самое могущественное имя Бога содержится в древнейших религиозных писаниях мира — санскритских Ведах Индии, утверждающих, что главное имя Господа — Кришна. Шрила Прабхупада объясняет: «Когда мы говорим «Кришна», мы обращаемся к Богу. Бога в этом мире и в этой вселенной называют множеством имен, но, в соответствии с ведическим знанием, имя «Кришна» — высшее». Далее он отмечает: «У Бога много имен в соответствии с Его деятельностью, но поскольку Он обладает столькими достояниями, и поскольку этими достояниями Он привлекает каждого, Его зовут Кришна (всепривлекающий)».
С незапямятных времен миллионы людей пели имя Кришны, чтобы достичь духовного совершенства. Но исторические данные свидетельствуют о том, что широко распространил это Шри Чайтанья, воплощение Кришны, явившийся в Бенгалии около пяти столетий назад и установивший пение мантры Харе Кришна как всеобщую духовную практику в нынешнюю эпоху.
В соответствии с ведической космологией, материальное творение постоянно находится в цикле из четырех эпох. Он начинается с Золотой эры (Сатья-юги), затем условия постепенно ухудшаются и, в конце концов, наступает Кали-юга — эпоха ссор и лицемерия. Для каждой из этих эпох Ведами предписан свой, наиболее подходящий для нее, всеобщий метод самоосознания. К примеру, в Сатья-югу рекомендованным путем было следование системе мистической йоги, требовавшей посвящения всей жизни непрерывной йогической практике, сопровождаемой суровыми обетами отречения и аскетизма. Мы живем в начале последней эры — Кали-юги. В эту эпоху люди уже не обладают терпением, силой воли и долгой жизнью, необходимыми для успешных занятий изначальной системой йоги, описанной в Ведах. Поэтому ведические писания советуют: «В этот век Кали нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути для духовного развития, кроме пения святых имен Бога, пения святых имен Бога, пения святых имен Бога» [«Брихан-нарадия Пурана»].
«Кали-сантарана Упанишад» особенно рекомендует пение мантры Харе Кришна: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — эти шестнадцать имен, состоящие из тридцати двух слогов — единственное средство преодоления демонических качеств Кали-юги».
По материалам krishna.ru
Основные правила проведения харинамы
Во время праздничных шествий существует много возможностей послужить Господу и преданным. Выходя на харинаму, Вы можете выбрать любой из нижеперечисленных видов служения – и сделать его своей постоянной деятельностью в распространении миссии Шри Чайтаньи Махапрабху.
1. Распространение буклетов, газет и книг.
Это непосредственное служение миссии Шрилы Прабхупады, его главная просьба к нам, его последователям, — распространение книг и ведического знания. Благодаря распространению буклетов и газет многие люди узнают, что такое ИСККОН, какова миссия преданных, которые выходят на улицы с харинамами и книгами. Многие из интересующихся приходят в храм, получив книгу, буклет или газету, поэтому просто необходимо, чтобы на каждой харинаме распространялись как книги Шрилы Прабхупады, так и другие виды вайшнавской печатной продукции. Для распространителей книг, буклетов и газет есть несколько простых рекомендаций, которые позволят создать наиболее приятное впечатление о преданных:
- Не будьте слишком настойчивы. Пусть человек сам возьмет книгу.
- При остановке Харинамы подходите к людям с внешней стороны круга, аккуратно, не беспокоя остальных зрителей. Будьте невидимкой.
- Не отставайте от Харинамы, особенно, если вы в вайшнавской одежде.
- Не тратьте много времени на одного человека, ищите тех, кто заинтересовался книгой.
- Будьте во всеоружии: аудио, DVD, благовония, буклеты, книги, газеты. Хоть что-то должно остаться с человеком. Хоть приятное слово или ваша улыбка.
- Не спорьте с людьми, разрешите им быть теми, кем они хотят. Просто предложите им сознание Кришны.
- Расставайтесь всегда друзьями. Не злитесь на людей.
2. Участники шествия, идущие в колонне.
- Улыбайтесь, дружелюбно приветствуйте людей.
- Используйте простые веселые мелодии киртана, подобные тем, что использует Индрадьюмна Свами Махарадж.
- Поднимайте руки к небу.
- Громко и слаженно пойте.
- Синхронно танцуйте вместе со всеми.
- Сохраняйте построение колонны до конца.
- Будьте послушными для авторитетных менеджеров харинамы, не пререкайтесь с ними.
- Будьте готовыми служить.
- Следите не только за своим внешним видом, но и вдохновляйте других выглядеть красиво.
- Тилака должна быть красивой и ровной.
- Следите за тем, чтобы одежда на вас была свежей и глаженной.
- Используйте одежду светлых тонов, белые носки и хорошую обувь.
3. Танцующие матаджи.
Красота и привлекательность харинам обеспечивается не только красивым пением и квалифицированной игрой музыкантов, но и умелыми танцами матаджи, одетых в традиционные индийские наряды (сари) и яркие украшения. Лучше всего смотрятся харинамы, в которых участвуют от 3 до 6 пар танцующих матаджи. Сари обязательно должны быть красивые и яркие, чтобы шествие было праздничным – ведь матаджи танцуют перед киртан-бэнд – и люди в первую очередь видят именно их. Чаще всего танцы ведет первая пара матаджи, а все остальные стараются повторять за ними – этим достигается слаженность и, как следствие, красота. Танцевальным движениям желательно обучиться заранее.
Для танцующих матаджи есть еще несколько рекомендаций:
- Танцуйте с удовольствием, с улыбкой.
- Используйте простые, но яркие движения.
- Не разговаривайте друг с другом во время шествия.
- Одевайтесь только в сари и так, чтобы живот был прикрыт.
- В холодное время одевайтесь тепло (лучше снять кофту, чем замерзнуть).
- Высокие каблуки лучше не использовать.
4. Приготовление прасада.
Традиционно на харинамы мы выходим с угощениями в виде кокосовых шариков – причем, чем больше этих шариков окажется на подносах, тем больше людей получит милость Господа в виде трансцендентной пищи. Не следует говорить, что угощения — это освященная пища. Это просто угощения. Пользуйтесь щипчиками для раздачи прасада.
Но кроме этого, очень приятной и доброй традицией стало кормить участников шествия после окончания харинамы. Очень приятно, отпев и оттанцевав часа два, получить стаканчик напитка и какое-то угощение. Чаще всего этим занимаются участники нама-хатт – и все участники харинам очень благодарны им за такое нужное и приятное служение.
5. Вайшнавская символика.
На каждой харинаме необходимо по крайней мере трое прабху, несущих вымпел и украшения. Чтобы харинама выглядела как настоящий праздник, мы используем различные украшения и, конечно, вымпел, на котором вышиты слова Маха-мантры, его необходимо нести так, чтобы все прохожие могли увидеть, прочитать Святые имена Бога – и с легкостью подпевать харинаме.
6. Хороший звук — залог успешного киртана.
Один преданный должен нести звукоусиливающую колонку. Чтобы харинама прошла на должном уровне и чтобы сохранить голос ведущего, просто необходима минимальная аппаратура – колонка и микрофон. Но так как харинамы чаще всего находятся в движении и останавливаются лишь несколько раз, то должен быть человек, который возьмет на себя служение носить колонку рядом с харинамой. При этом было бы неплохо, чтобы он хоть немного разбирался бы в аппаратуре на случай мелких поломок и прочих неприятностей.
7. Музыканты: Мриданга, Караталы, Жхаджи, Фисгармония, Труба, Саксофон.
Конечно, киртан можно петь и под звон караталов – главное ведь искренность, но все же на харинамах необходимо наличие нескольких инструментов. Но мало иметь инструменты – нужны еще и квалифицированные, умелые музыканты, которые могли бы на этих инструментах играть. Люди, слыша хороший киртан, привлекаются почти сразу, но очень сложно сделать хороший киртан без хорошей музыки, поэтому, пожалуйста, приходите на харинаму играть и петь. А если вы очень хотите уметь играть на музыкальных инструментах, но еще не умеете – то следите за новостями на нашем сайте – мы планируем организовать в храме курсы по обучению игре на традиционных индийских инструментах.
8. Квалифицированные певцы, ведущие Харинаму.
Квалификация – означает наличие знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения определённой работы. Шрила Прабхупада говорил, что квалифицированный певец воспевает святые имена с преданностью и искренностью, может играть на музыкальных инструментах, знает, когда и как нужно ускорять и замедлять темп киртана, владеет несколькими мелодиями и просто имеет музыкальный слух и голос.
9. Преданные, квалифицированно представляющие харинаму.
Во время шествия харинама обычно делает несколько остановок, давая людям насладиться красотой Святого Имени, получить свою порцию милости в виде книг Шрилы Прабхупады или даже задать свой вопрос участникам процессии. Во время этих остановок необходимо дать небольшую лекцию, представляющую харинаму и ведический образ жизни, вкратце описав наше мировоззрение, принципы, цели. Кроме того, необходимо грамотно отвечать на вопросы, если таковые возникают у аудитории. Этим человеком может быть как ведущий харинамы, так и кто-то из старших преданных, способный квалифицированно разрешить все стоящие перед лектором задачи. Запрещается разговаривать с кем-либо в поучительном тоне. Просто пойте, танцуйте, будьте счастливы, заводите дружбу с людьми, берите их контакты, приглашайте на праздники и воскресные программы.
10. Раздача сладостей.
Как уже говорилось, на каждой харинаме преданными распространяется большое количество шариков. Для этого служения нужны матаджи в красивых сари и украшениях. Нужно просто подходить и угощать тех, кто встречается на вашем пути, улыбаясь им. Это простое, но очень нектарное служение, потому что вы распространяете не просто сладости, а милость самого Господа Кришны в виде трансцендентных остатков Его пищи!
11. Освещение Харинамы: фото, видео, написание отзывов и статей.
Очень важно, чтобы харинамы и прочие ведические праздники были освещены в СМИ, тем более, что сейчас у нас есть уникальная возможность пользоваться интернетом, куда без особых усилий любой может разместить статью или фоторепортаж – и о прошедшей харинаме узнают миллионы людей во всем мире! Поэтому приходите на харинамы со своими фотоаппаратами, снимайте всё на видео, пишите статьи и отзывы – и распространяйте таким образом славу Господа по всему свету!
12. Обеспечение безопасности участников.
На каждой харинаме необходимо несколько охранников, которые смогли бы следить за порядком во время шествия и остановок, предупреждать конфликтные и неприятные ситуации и грамотно решать конфликты, если таковые возникают. Мы можем дать несколько рекомендаций тем, кто хотел бы заниматься этим служением:
- Будьте дружелюбными, но достаточно твердыми.
- Будьте всегда рядом с людьми странного поведения.
- Поддерживайте друг друга, будьте вместе.
- Старайтесь просто оттеснить конфликтных людей от харинамы, отвлечь их, занять их чем-то другим, не применяя жестких мер.
13. Водители с личным автотранспортом, чтобы помогать участникам харинам добираться до места проведения шествия.
Служение вайшнавам – пожалуй, одно из самых важных наших служений, поэтому не упускайте такую возможность получить милость преданных! Чаще всего взять кого-то в попутчики можно в храме, либо же предложить подвезти кого-то после шествия.
14. Просто участник.
Идеальный вариант – когда в харинамах участвует 50-60 человек, но должны быть и маха-шествия, когда приходят по нескольку сотен людей. Для каждого найдется служение, но если Вам не досталось какого-то служения, то для вас есть великолепный способ удовлетворить Кришну – петь киртан, неся над головой флажок, пританцовывать вместе с харинамой. Это немаловажная сева – ведь именно благодаря вашему голосу киртан будет слышен на много-много метров вокруг харинамы.
Самое важное: Вайшнав не требует к себе почтения, но его поведение и уважительное отношение ко всему, что его окружает, вызывает восхищение.
Помните, что выходя на харинаму, вы следуете наставлениям Шри Чайтаньи Махапрабху и даете возможность людям получить нектар Святого имени.
Святое имя Кришны исполнено милосердия, сострадания, любви, расы и премы; оно редчайшее сокровище в этом мире. Воспевайте же Имена Бога, делайте это искренне, распространяйте славу Святого имени, наслаждайтесь трансцендентной сладостью пения Харе Кришна.
Вы идете по улице и вдруг обнаруживаете перед собой необычно разодетую группу танцующих и поющих Харе Кришна…молодых людей.
Что это такое? Как это понимать? Что за слова они поют? Какой смысл в этом действии? Какая польза от этого мне и окружающим? Нужно ли мне это?
Вы идете по улице и вдруг обнаруживаете перед собой необычно разодетую группу танцующих и поющих Харе Кришна…молодых людей.
Что это такое? Как это понимать? Что за слова они поют? Какой смысл в этом действии? Какая польза от этого мне и окружающим? Нужно ли мне это? Такие вопросы естественным образом возникают в умах любопытных прохожих.
С виду, казалось бы, не замысловатое и даже немного чудаковатое действие основывается на, вполне научных, Ведических принципах, описанных в таких трудах как «Бхагавад Гита как она есть», «Шримад Бхагаватам», «Шри Чайтанья-Чаритамрита» и т. д.
Мы очень коротко раскроем главные из них:
- Изначально существует два мира; духовный и материальный.
- Оба они находятся во власти Бога и принадлежат Ему.
- Разнообразные живые существа, обитающие в этих двух мирах бессмертные, так же как и Бог, так как являются Его неотъемлемыми, но отделенными частичками.
- Духовный мир населен любящими Кришну живыми существами. Они испытывают безграничное счастье от этих любовных взаимоотношений с Ним. Вот пять основных видов этих взаимоотношений: 1)нейтральные; 2) отношения слуги и господина; 3) дружеские или братские; 4) родительские; 5) и наконец супружеские.
- Мир, в котором мы сейчас находимся, предназначен для исправления тех, кто, проявляя бунтарский дух, завидует Богу и пытается занять его положение, думая о себе как о верховном повелителе. И поскольку так думают практически все, за исключением истинно верующих людей разных конфессий, а достичь такого положения не возможно, то, как следствие таких устремлений приходит разочарование, от вечно незбывающейся мечты. И как наказание в этом мире всех, без исключения преследует страх старости, болезней и смерти.
- Имена Бога: Харе (Источник наслаждения), Кришна (Всепривлекающий), Рама (Всерадующий) — проявление безграничной милости любящего нас Бога. Подобно канату, брошенному для спасения утопающему, в океане, кишащем кровожадными акулами лжи и невежества, эти имена нисходят к нам из духовного мира и помогают всем искренним людям обрести свое естественное здоровое состояние, позволяющее понять Бога и любить Его.
- Кришна никогда не принуждает живые существа любить Его, но и не скрывает этого своего желания. «Кали юга юга дхарма намера прачар…» — говорит господь Чайтанья (Золотая аватара нашего века) в «Шри Чайтанья Чаритамрите»: Если кто то, в этот век порока и лжи пожелает проявить свою любовь к Богу, то должен начать воспевать Его Святые имена: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. И Он на собственном примере показал, как это надо делать.
Внешне Харинама может проявляться по разному: от крупномасштабного, театрализованного, фестивального действия, до выступления небольшой группы людей, поющих на улицах городов или в парковых зонах отдыха, раздающих угощения, распространяющих книги, буклеты, аудио и видео продукцию. В любом своем проявлении Харинама. Всегда неизменно благотворна для всех без исключения, даже для неверующих атеистов и равнодушных к Богу людей. А духи и приведения покидают то место где она проходит.
Более подробно эта наука о любви к Богу (Бхакти) описана в книгах Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Харинама: что это такое?
Вы идете по улице и вдруг обнаруживаете перед собой необычно разодетую группу танцующих и поющих Харе Кришна людей.
Что это такое? Как это понимать? Что за слова они поют? Какой смысл в этом действии? Какая польза от этого мне и окружающим? Нужно ли мне это? Такие вопросы естественным образом возникают в умах любопытных прохожих.
С виду, казалось бы, не замысловатое и даже немного чудаковатое действие основывается на, вполне научных, Ведических принципах, описанных в таких трудах как «Бхагавад Гита как она есть», «Шримад Бхагаватам», «Шри Чайтанья-Чаритамрита» и т. д.
Мы очень коротко раскроем главные из них:
1. Изначально существует два мира: духовный и материальный.
2. Оба они находятся во власти Бога и принадлежат Ему.
3. Разнообразные живые существа, обитающие в этих двух мирах бессмертные, так же как и Бог, так как являются Его неотъемлемыми, но отделенными частичками.
4. Духовный мир населен любящими Кришну живыми существами. Они испытывают безграничное счастье от этих любовных взаимоотношений с Ним. Вот пять основных видов этих взаимоотношений: 1) нейтральные; 2) отношения слуги и господина; 3) дружеские или братские; 4) родительские; 5) и наконец супружеские.
5. Мир, в котором мы сейчас находимся, предназначен для исправления тех, кто, проявляя бунтарский дух, завидует Богу и пытается занять его положение, думая о себе как о верховном повелителе. И поскольку так думают практически все, за исключением истинно верующих людей разных конфессий, а достичь такого положения не возможно, то, как следствие таких устремлений приходит разочарование, от вечно незбывающейся мечты. И как наказание в этом мире всех, без исключения преследует страх старости, болезней и смерти.
6. Имена Бога: Харе (Источник наслаждения), Кришна (Всепривлекающий), Рама (Всерадующий) — проявление безграничной милости любящего нас Бога. Подобно канату, брошенному для спасения утопающему, в океане, кишащем кровожадными акулами лжи и невежества, эти имена нисходят к нам из духовного мира и помогают всем искренним людям обрести свое естественное здоровое состояние, позволяющее понять Бога и любить Его.
7. Кришна никогда не принуждает живые существа любить Его, но и не скрывает этого своего желания. «Кали Юга юга Дхарма намера прачар…» — говорит господь Чайтанья (Золотая Аватара нашего века) в «Шри Чайтанья Чаритамрите»: Если кто то, в этот век порока и лжи пожелает проявить свою любовь к Богу, то должен начать воспевать Его Святые имена: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. И Он на собственном примере показал, как это надо делать.
Внешне Харинама может проявляться по разному: от крупномасштабного, театрализованного, фестивального действия, до выступления небольшой группы людей, поющих на улицах городов или в парковых зонах отдыха, раздающих угощения, распространяющих книги, буклеты, аудио и видео продукцию. В любом своем проявлении Харинама. Всегда неизменно благотворна для всех без исключения, даже для неверующих атеистов и равнодушных к Богу людей. А духи и приведения покидают то место где она проходит.
Большое спасибо фотографу Антону Татаринову
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий
1
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ХАРИНАМА
САНКИРТАНА ЯГЬИ
Что такое харинама санкиртана с
точки зрения проповеди сознания Кришны.
Харернама харернама харернамаива
кевалам…..Единственным способом
преодолеть влияние века вражды и
лицемерия, в котором мы живем, является
проведение харинама санкиртаны
– совместного пения Имен Бога.
Шрила Прабхупада создал ИСККОН, как
эффективную организацию с большим
количеством программ. Если человек
проникся сильным желанием помочь Господу
Чайтанье и Шриле Прабхупаде в
распространении движения санкиртаны,
то придя в ИСККОН он найдет все необходимое
для этого.
Рассмотрим, чего же следует ожидать
в первую очередь от харинамы с очки
зрения проповеди. Мы привыкли считать,
что харинамы и распространение книг
Прабхупады – это проповедь первой
волны, лучший способ распространить
сознание Кришны во всем мире. Мы привыкли
считать, что распространение книг и
харинама – это способ посеять миллионы
семян в сердца обусловленных душ. Мы
привыкли считать, что эта проповедь —
бомба замедленного действия. Об этом
нам регулярно говорили в начале 90-х
годов прошлого века. И многие преданные,
воодушевленные подобными призывами, с
энтузиазмом участвовали в подобных
мероприятиях. Результатом этой бурной
деятельности стало массовое разочарование
преданных. Мы распространили миллионы
книг, провели тысячи харинам, а новых
преданных появилось не так уж и много.
Многие из тех, кто участвовали в этой
бурной деятельности девяностых годов,
разочаровались. «Мы распространили
миллионы книг, а где же люди? Мы провели
множество харинам и праздничных
программ, а почему движение сознания
Кришны до сих пор не распространилось
по всему миру?» Мы как сумасшедшие
распространяли книги, и нам некогда
было позаботиться о тех новых людях,
которые приходили в результате нашей
деятельности. Наши старшие преданные
призывали нас начать проповедь второй
волны, т.е. проповедь прихожанам и
новичкам. Нас призывали заботиться об
этих преданных, а как это делать до сих
пор остается неясно. И как следствие
всего этого мы в большинстве своем
перестали распространять книги и
участвовать в харинамах. Сейчас этой
деятельностью занимаются единицы, а
большинство старых преданных лишь
содрогаются, слыша призывы выйти на
харинаму и распространение книг.
Появилось множество эффективных
программ, таких как «Культура, неподвластная
времени», семинары Аударьи Дхамы и т.п.,
в результате которых стало появляться
множество новых преданных. И вот уже
многие старшие преданные утверждают,
что такие формы проповеди, как харинама
и распространение книг малоэффективны
для привлечения новых людей, поэтому
им не уделяется такое особое внимание,
как в прошлом веке. В то же время мы не
перестаем говорить о второй волне и
заботе о преданных и ломаем голову, как
же нам занять всех этих людей, пришедших
в результате проведения популярных
семинаров Аударьи Дхамы и т.п?
Давайте посмотрим на все происшедшее
с высоты нашего нынешнего положения. А
был ли мальчик? Была ли когда-нибудь
харинама и распространение книг
проповедью первой волны? И вообще,
является ли целью харинам и распространения
книг привести как можно больше людей?
Опыт прошлых лет показывает, что едва
ли это так. На определенном этапе такой
вид проповеди привел некоторое количество
людей определенного типа. И преданные,
присоединившиеся к движению в самом
его начале как раз относятся к такому
типу преданных. Но на этом все и
закончилось.
Так что же такое харинама санкиртана
и распространение книг Шрилы Прабхупады?
Именно эта деятельность и есть наиболее
эффективный вид проповеди второй волны.
Подтверждение этому мы легко найдем и
в шастрах и в биографиях преданных,
достигших успеха на пути сознания
Кришны. Шрила Прабхупада создал ИСККОН,
как эффективную организацию с большим
количеством программ. Если человек
проникся сильным желанием помочь Господу
Чайтанье и Шриле Прабхупаде в
распространении движения санкиртаны,
то придя в ИСККОН он найдет все необходимое
для этого. Мы можем привлечь тысячи
людей и зажечь их желанием помочь Господу
Чайтанье в распространении Его движения
санкиртаны. А когда они пришли и
захотели помочь, очень важно занять их
в такой деятельности, которая наиболее
дорога Шриле Прабхупаде и Шри Чайтанье
Махапрабху – в публичном пении Харе
Кришна мантры и распространении книг
Прабхупады. Именно эта деятельность
остановит наступление века Кали, и эта
деятельность поможет вновь пришедшим
в движение людям, равно как и старым
преданным стать сильнее духовно,
морально, перестать бояться людей,
уменьшить свое ложное эго и вдохновиться
на личное проповедническое дело. А разве
не это – высшая наша цель? Ведь если
присоединившийся к ИСККОНу человек
настолько вырастет, что начнет собственную
проповедническую программу, то это
максимальный успех на который мы можем
надеяться. У такого человека появляется
реальная возможность стать мадхьяма
адхикари, чистым преданным второго
уровня, развить в себе любовь к Кришне
и вернуться в духовный мир. И где еще,
как не на общественной проповеди, такой,
как публичные праздники, харинамы
и марафоны человек сможет почувствовать
защиту Святого имени и обрести полную
веру в Его могущество? Где еще человек
сможет стать по настоящему смиренным
и стойким к воздействию материальной
энергии? Очень трудно достичь подобных
результатов просто сидя дома, читая
Священные писания и повторяя джапу,
даже если периодически петь киртан
в кругу преданных. Правильное отношение
к вышеуказанной деятельности существенно
улучшит ИСККОН как в целом, так и в
отношении участников этой организации.
ХАРИНАМА.
Стратегия. Цели и задачи.
1. Занять как можно больше преданных
(особенно начинающих) в харинама
санкиртане.
2. Петь Святые имена Кришны на улицах
нашего города и рассказывать
заинтересовавшимся людям о Кришне и
маха мантре Харе Кришна.
3. Распространять книги Шрилы Прабхупады
и раздавать прасад.
4. Рекламировать воскресную программу
или очередной праздник.
Этапы
подготовки харинамы
1.Определить время проведения харинамы.
2.Определить маршрут следования харинамы
и наиболее подходящие места для
длительных остановок и стационарных
харинам.
3.Уведомить Городскую Администрацию о
проведении харинамы и особенно
тщательно согласовать с Администрацией
места длительных остановок. Так же
желательно присутствие работников
милиции на харинаме.
4. Оповестить преданных о предстоящих
харинамах.
5.Подвезти к месту сбора инструменты,
реквизит и прасад, воду для преданных.
6. Вовремя начать.
Маршрут
харинамы.
В соответствии с видом харинамы
выбирается и маршрут. Более подробно в
подразделах.
Выбор места для остановок
и стационарных харинам.
Не очень то ориентируйтесь на парки и
скверы, т.к. людям, которые туда приходят,
нет до вас никакого дела. Там в основном
невежество. Выбирайте места с большой
проходимостью людей и пассажирского
транспорта, в центральных района города,
на перекрестках. Тогда у множества людей
будет возможность поучаствовать, хотя
бы косвенно, в харинаме. Например,
если вы остановитесь или сядете на
рыночной площади или на перекрестке
оживленной магистрали (немножко в
глубине, найдите какую-нибудь впадинку),
то за два-три часа вас увидят тысячи
людей. Да и милицейские начальники будут
спокойны, т.к. в таких местах вас никто
не тронет, и они выполнят свою работу,
даже не приступая к ней. Они даже будут
рады, если вы устроитесь недалеко от
УВД или Мэрии, т.к. тогда вас охранять
совсем не надо. Поэтому, выбирайте самые
золотые места для харинам и смело
подавайте уведомления в Администрацию.
Во время шествия мы можем остановиться
и в незапланированном месте на 5-10 минут.
Это не запрещается Законом.
Время проведения
харинамы.
Харинаму лучше проводить в такое
время, когда в ней смогут поучаствовать
многие преданные – прихожане. Но она
не должна проводиться слишком поздно,
т.к. в этом случае вашими слушателями
будут пьяницы и отморозки, которые
принесут вам множество беспокойств, да
и милиция не согласится вас охранять
(у них и так работы в это время много).
По опыту могу сказать, что наиболее
подходящее время с 14 до 18 часов. И у вас
будет возможность распеться, и люди
после четырех пойдут с работы , в т.ч. и
прихожане. Позже шести часов вечера
начинается влияние тамогуны, поэтому
не стоит оставаться на улице в это время.
Утром же проводить харинаму не
практично, т.к. народу совсем нет, даже
на рынках (хотя в каждом городе могут
быть свои особенности).
Взаимодействие
с милицией.
Практика показывает, что милиция может
как помогать нам, так и чинить препятствия.
Очень важно договориться с ответственными
в УВД людьми об эффективном взаимодействии.
Основная причина противодействия
харинамам со стороны милиции – это
нехватка кадров для охраны харинамы. В
соответствии с законами РФ милиция
обязана выделять для нашего мероприятия
определенное количество сотрудников.
В разных районах города действуют
отдельные подразделения УВД со своим
штатом. Конечно же вы захотите проводить
харинамы в центральной части города,
много раз в неделю. В таком случае
ответственные в УВД люди будут
препятствовать в разрешении на проведение
харинам, т.к. им трудно выделять ежедневно
людей в связи с нехваткой кадров. В этом
случае найдите среди преданных или
друзей охранников с частной лицензией,
которые смогут охранять харинаму, и
противодействие со стороны милиции
ослабится. Это лишь один из способов
договориться с милицией, есть и другие.
Ищите их и предлагайте нашим доблестным
органам или же пусть предложат вам свои.
Они не имеют права отменить харинаму,
поэтому будут рады любой помощи с вашей
стороны. И всегда поддерживайте с
милицией дружеские отношения.
Так же вступите в добровольную народную
дружину. Тогда ваши права на самостоятельную
охрану увеличатся.
СТИЛИ
ХАРИНАМЫ
1.Фестивальная парадно-выходная харинама.
2. Сидячая харинама.
3. Бродячая харинама.
4. Зимняя харинама.
Что необходимо
1.Количество людей не менее десяти.
2.Форма одежды — вайшнавская. Охранники
в гражданском.
3.Инструменты: 2 мриданги, 2 — 3 пары каратал
и одни большие тарелки( не обязательно),
начищенные, аккордеон, саксофон — труба(
не обязательно), комбик с микрофоном.
4.Реквизит: две вязанки воздушных шариков
на палках, как в Польше, несколько флагов
( поглаженных, на хороших древках).
5.Пригласительные билеты на воскресную
программу.
Текст может быть такой:
Екатеринбургское ОСК приглашает Вас
на традиционный фестиваль Индийской
культуры. В программе: традиционные
индийские танцы, древняя Ведическая
церемония, магазин сувениров из Индии
и книг по восточной философии, ресторан
индийской кухни. Адрес+Начало+Телефон+
6.Прасад на раздачу
7.Вода для участников харинамы.
Построение колонны
Колонна шириной в два человека. Если
соберется больше пятидесяти человек,
то можно построить по три человека.
-
Впереди идут два прабху в вайшнавской
одежде ( можно одного с раковиной),
который показывают направление движения
колонны и издают трубные звуки. -
Головная часть колонны состоит из 6 –
8 молодых красивых матаджи в сари,
красиво разукрашенных. -
Вторая группа – группа киртана 8 – 10
прабху с инструментами и флагами. -
Замыкающая группа 6 – 8 матаджи в сари,
двое несут шарики на палках. -
Охрана: два прабху впереди, два сзади
колонны ( желательно в штатском).
Движение колонны
Колонна движется по утвержденному
маршруту ( возможны незначительные
отклонения, не противоречащие поданному
Уведомлению).
Порядок колонны должен оставаться
неизменным вплоть до окончания харинамы.
За этим должен следить доброжелательный
прабху.
Преданные поют и танцуют на ходу, машут
встречающимся людям руками и улыбаются
( особенно это касается матаджи), машут
флажками и шарами, фотографируются с
желающими.
Ведущие киртана могут меняться, впрочем,
как и музыканты по мере необходимости.
Желательно иметь два аккордеониста и
два-три мридангиста.
Раздача прасада
Прасад лучше раздавать во время остановок
, лекций и киртана на месте. Не нужно
считать людей животными, которым нужно
просто запихнуть хорошее пение в уши и
прасад в рот без объяснений. Нужно
разъяснять людям, какое благо приносит
воспевание Харе Кришна и дегустация
прасада. Если прасада много, то можно
раздавать и на ходу, особенно тем, кто
уже привык к этому.
Если мы рекламируем на харинаме
предстоящий фестиваль, на котором
планируется раздача прасада, то на
харинаме прасад можно и не раздавать.
Нужно рассчитать прасад на все остановки,
чтобы хватило до конца харинамы.
Раздача приглашений
Приглашения раздают два-три доброжелательных
преданных в вайшнавской одежде.
Приглашений должно быть настолько
много, насколько большой фестиваль мы
планируем провести . На тысячу приглашений
может прийти от 10 до ста человек, в
зависимости от дня , места фестиваля, а
так же других обстоятельств.
Остановка и деятельность
во время нее
-
Зайдя на заранее оговоренную площадку,
останавливаем колонну полумесяцем,
разворачиваем её лицом в сторону
предположительного скопления большого
количества народа. -
Продолжаем киртан до тех пор, пока не
соберется достаточно много зрителей.
Если вы видите, что люди скапливаются
сбоку от вас, а не напротив вас , то это
значит, что вы неправильно развернули
колонну. Для исправления ошибки
развернуть колонну лицом к наибольшему
скоплению людей. -
Когда вы видите, что людей собралось
достаточно много, ( 50-100-200 человек, в
3
зависимости от места и др. обстоятельств),
ведущий останавливает киртан и передает
микрофон лектору.
-
После окончания лекции возобновляется
киртан. -
Во время киртана и лекции постоянно
раздается прасад и приглашения.
Проведение лекции, поведение
основной группы преданных во время
лекции
В соответствии с временем, оговоренным
с Администрацией, а так же местом и
текущими обстоятельствами, остановка
может состоять из 1 – 4х блоков. Один
блок – 15-20 минутный киртан и 10-15 минутная
лекция.
1 вариант. Если место для остановки не
очень людное, или людное, но стоять на
нем разрешено недолго. Тогда можно
ограничиться одним блоком из киртана
, лекции и заключительного киртана с
последующим шествием к другой остановке.
Лекция на такой остановке включает в
себя наиболее полную информацию об
ИСККОН, о Кришне, душе , ее взаимоотношениях
с Кришной , санкиртана ягье и славе
воспевания Харе Кришна мантры.
2 вариант. Когда есть возможность
постоять на одном месте более часа. В
этом случае весь объем информации можно
разбить на 2-3-4 блока. Например: киртан
15-20 мин. + лекция об ИСККОН и Кришне 10-15
мин.; киртан 15-20 мин.+ лекция о душе и ее
взаимоотношениях с Кришной 10-15 мин.;
киртан 15-20 мин. + лекция о воспевании
Харе Кришна мантры и санкиртане, как
лучшем способе восстановления утраченных
взаимоотношений с Кришной и возвращения
во Вриндаван; заключительный киртан.
Как в первом, так и во втором варианте,
поведение преданных следующее. Во время
киртана все поют и танцуют, за исключением
распространителей книг, прасада и
приглашений. Затем во время лекции
преданные отдыхают. Если кто-то хочет,
можно побеседовать с людьми, но не нужно
разбредаться, чтобы ведущему харинаму
не пришлось собирать всех после окончания
лекции на киртан.
У преданного, отвечающего за харинаму
в целом, должны быть при себе все
необходимые документы, чтобы никто и
ничто не могло помешать проведению
харинама санкиртаны, особенно во время
остановок.
После окончания харинамы проследить,
чтобы все инструменты и реквизит были
в целости и сохранности, а так же помочь
преданным добраться до места первоначального
сбора ( если есть такая необходимость
и возможность).
Краткая лекция о сознании
Кришны во время харинамы
(образец).
«Добрый день, дорогие друзья. Движение
сознания Кришны приветствует вас. Мы
представляем древнее культурно-просветительское
духовное движение , которое зародилось
более пяти тысяч лет назад на территории
Индии. В настоящее время это движение
распространяется во всем мире с огромным
успехом благодаря усилиям известного
ученого, философа и святого человека
Свами Прабхупады, книги которого
переведены на 75 языков и распространяются
миллионными тиражами во всех уголках
мира.
Сегодня у нас праздник, который
называется «Харинама санкиртана» и
вы все можете принять участие в этом
празднике. Мы нашли несколько часов
свободного от работы времени, чтобы
вместе с вами попеть на улицах нашего
города замечательную песню Харе Кришна.
Харинама Санкиртана – это когда
вместе собираются много людей, и они
весело поют песню Харе Кришна, танцуют
и угощают всех желающих вкусными
сладостями. И сейчас мы приглашаем вас
принять участие в этом замечательном
празднике. Пойте вместе с нами, танцуйте,
хлопайте в ладоши и обязательно попробуйте
эти вкусные индийские сладости, которые
раздают наши девушки в сари.
А сейчас я вкратце расскажу вам о
Движении сознания Кришны и о песне Харе
Кришна . Эта звуковая вибрация Харе
Кришна …… не является обычным материальным
звуком. Она духовна и нисходит
непосредственно из духовного мира. По
своей природе все мы – вечные живые
существа, обладающие знанием и полные
внутреннего, необыкновенного счастья.
Мы попали в этот материальный мир по
воле судьбы очень давно и совершенно
забыли о нашей вечной природе, о мире,
который является нашей Родиной и о
деятельности, которая помогает нам
стать полностью счастливыми. Сейчас мы
заключены в эти материальные тела,
которые надеты на нас подобно одежде,
и ошибочно считаем себя людьми или
животными, мужчинами и женщинами,
россиянами или американцами и в
соответствии с этим относим себя к той
или иной религиозной или культурной
традиции. Такое состояние бытия называется
иллюзией, майей. Находясь в иллюзии и
считая себя телом, мы совершаем действия
по поддержанию этого тела в нормальном
состоянии и тратим всю нашу жизнь на
удовлетворение чувств этого тела, забыв,
что мы духовные существа, полностью
отличные от него. И именно из-за того,
что мы забыли об этом, мы и страдаем. Мы
кормим тело, одеваем его и согреваем,
доставляем ему удовольствие, но игнорируем
потребности того, кто владеет этим телом
, т.е. самих себя. Весь мир находится в
подобном состоянии, поэтому все страдают.
Как же нам избавиться от этой иллюзии,
как удовлетворить себя и стать
по-настоящему счастливыми? Метод, который
Движение сознания Кришны предлагает
вам состоит в совместном пении этой
простой песни Харе Кришна Харе Кришна…
Эта песня, мантра, состоит из трех слов:
Харе, Кришна и Рама. Эти слова – Имена
Бога на санскрите, и они означают
следующее:
КРИШНА – значит Всепривлекающая
Верховная личность, Бог. Если и должно
быть у Бога какое то имя, то лучше всего
ему подходит именно такое – ВСЕПРИВЛЕКАЮЩИЙ,
КРИШНА. Бог, на санскрите Бхагаван,
обладает в полной мере самыми
привлекательными чертами. Он самый
богатый, самый сильный, самый красивый,
самый разумный, самый прославленный и
самый отрешенный. Личность, обладающая
подобными качествами, способна привлечь
любого в этом мире. Поэтому мы зовем
Бога Кришна, Всепривлекающий.
Имя РАМА указывает на того, кто сам
счастлив и способен сделать счастливым
любого в этом мире. Полностью счастливым.
Поэтому мы зовем Бога — Рама. Бог –
источник бесконечного счастья и мы –
Его частички, поэтому, восстановив
взаимоотношения с Богом, Рамой мы будем
бесконечно наполняться божественным
счастьем.
ХАРЕ — это божественная энергия, которая
позволяет нам заняться таким делом,
которое сразу же поможет нам стать
полностью счастливыми и оставаться в
этом состоянии всегда. Мы созданы Богом
для его удовольствия и поэтому наше
изначальное положение – служить Ему и
доставлять ему удовольствие. Только
так мы сможем сами стать счастливыми.
Природа огня – тепло и свет, природа
соли – давать соленый вкус, а природа
живого существа – постоянное служение
другим живым существам, и в первую
очередь служение Верховному живому
существу – Богу.
Буквальное значение Харе Кришна
мантры таково: «Дорогой Господь, о
Всепривлекающая и Всерадующая Верховная
Личность. Пожалуйста, займи меня любовным
преданным служением тебе». Мы – слуги
Бога и мы смиренно просим Его занять
нас служением, подобно человеку, который
просит работодателя обеспечить его
достойной работой. И Бог немедленно
отвечает на нашу просьбу. Именно в этом
состоит могущество Харе Кришна мантры.
Она обращена напрямую к Верховной
личности, минуя всевозможных Его
посредников и помощников. И уже в самом
начале повторения Харе Кришна мантры
человек избавляется от отождествления
себя с телом, начинает осознавать свою
духовную природу, и испытывает глубокое
внутреннее удовлетворение и счастье.
И со временем получает право вернуться
в ту страну, которая является его
изначальной родиной, в обитель, лишенную
беспокойств, страданий, рождения и
смерти. Туда, где живет Верховная личность
Бога, наш отец, друг и возлюбленный,
общение с которым дарит нам бесконечное
счастье и блаженство.
И сегодня у всех нас большая удача. Нам
посчастливилось выйти на улицу и петь
Харе Кришна, а у вас есть огромная
возможность, может быть единственная
в жизни, принять участие в этом празднике
любви к Богу и почувствовать себя на
некоторое время по-настоящему счастливыми.
А чтобы не быть голословным, я сейчас
продемонстрирую могущество песни Харе
Кришна и вы своими глазами увидите чудо.
Наверняка вы любите чудеса. Итак,
внимание! Я буду произносить по два
слова, а вы повторяйте за мной как можно
громче:
Харе Кришна…Харе Кришна…Кришна
Кришна…Харе Харе…Харе Рама…Харе
Рама…Рама Рама…Харе Харе…
А теперь чудо! Посмотрите друг на друга,
и вы увидите, что все смеются. ( Люди
смотрят друг на друга и на самом деле
смеются). Вот так действует Харе Кришна
мантра. Даже однократно произнеся ее,
вы чувствуете радость и счастье. А что
будет, если вы станете повторять ее
постоянно?!
Итак, пойте эту замечательную песню
ХАРЕ КРИШНА. Эта песня интернациональна,
как интернационально Движение сознания
Кришны. Мы не представляем какое-то
очередное религиозное движение, или
конфессию. Эту песню может петь любой
человек, любой нации, культуры,
вероисповедания, возраста и пола. Поэтому
мы просим вас. Оставайтесь в своем
положении, делайте то, что вы делаете,
верьте в то, во что вы верите, будьте
хорошими людьми и гражданами. Просто
добавьте в свою жизнь пение мантры ХАРЕ
КРИШНА, и ваша жизнь увенчается успехом.
Благодарю вас за внимание. Сейчас мы
продолжим петь Харе Кришна. Если у вас
возникли вопросы, мы можем ответить на
все. Так же у нас есть замечательные
книги, в которых философия сознания
Кришны объясняется более глубоко и
детально. Купите эти книги, пойте вместе
с нами, танцуйте, кушайте сладости.
Оставайтесь с нами как можно дольше и
унесите с собой домой самые лучшие
воспоминания об этом замечательном
празднике – Фестивале Харе Кришна».
Виды Служения на
Харинаме.
-
Ответственный за харинаму в целом.
Координирует всю харинаму от начала
до конца. -
Ответственный за подачу уведомлений,
связь с администрацией города и милицией.
Вовремя подает уведомления и следит,
чтобы не было накладок со временем,
маршрутом и местом остановок. А так же
устраивает постоянное присутствие
милиции на харинамах. -
Ответственный за связь со СМИ. Направляет
в СМИ позитивную информацию об ИСККОН
и харинамах в частности. Быстро реагирует
на различные конфликты на харинамах
и в случае организованного противодействия
харинамам, проводит кампанию в СМИ в
защиту движения сознания Кришны. -
Ответственный за инструменты и реквизит.
Следит за наличием необходимых муз.
Инструментов для харинамы, собирает
их после окончания харинамы и следит
за их сохранностью. То же касается и
реквизита ( громкоговоритель заряжен,
флаги и шарики в норме). -
Охрана. Ответственный за охрану должен
позаботиться, чтобы у охранников были
необходимые документы, а так же оружие
(по необходимости). В охране должны
находиться люди уравновешенные и
опытные. Ответственный за охрану
поддерживает контакт с милицией и
координирует свои действия с ней. -
Ведущий киртан. Организует правильный
киртан и подбирает музыкантов для
этого. Во время остановок сотрудничает
с лектором и ответственным за харинаму,
слушается его. -
Ответственный за построение колонны.
Информирует преданных о порядке
построения, следит за построением во
время шествия, должным образом размещает
участников во время длительных остановок. -
Ответственный за прасад для раздачи.
Организует изготовление, транспортировку
и раздачу сладостей во время харинамы.
Следит за тем, чтобы сладостей хватило
на всю харинаму, особенно для длительных
остановок. -
Ответственный за прасад для преданных.
Заранее получает средства для прасада,
организует его приготовление,
транспортировку и раздачу преданным
в определенное время, а так же следит
за чистотой и порядком во время и после
раздачи прасада. -
Ответственный за распространение книг
Шрилы Прабхупады. Организует
распространение книг на харинаме.
Подбирает хороших распространителей
и сам распространяет книги. -
Ответственный за организованные танцы
во время остановок. Организует синхронные
танцы и следит, чтобы участники харинамы
танцевали слаженно, а не действовали
каждый сам по себе. -
Лектор-конферансье. Ведет лекции, сценки
и т.п. и удерживает внимание собравшейся
публики во время остановок. -
Раздача приглашений на предстоящий
фестиваль. Раздатчики постоянно раздают
приглашения с правильно указанными
датой и временем, пока не раздадут все
до последнего приглашения. Ответственный
следит за этим. -
Фотограф-видеооператор. Запечатлевает
наиболее удачные моменты харинамы для
последующего использования снятого
материала в проповеднических целях.
О
самом главном.