Праздник хедерлез это

В ночь с 5-го на 6-ое мая во многих провинциях Турции до сих пор отмечается древний праздник «Хыдырелез», знаменующий окончание зимы и приход лета.

​«Их нравы»: как турки и крымские татары празднуют Хыдырелез

Почему для османов понедельник начинается в субботу, а лето начинается в мае

Казанский исследователь Булат Ногманов, чьи публикации, как выяснилось, читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о том, как культура древней Османской империи проникла в быт современной Турции. В своей колонке он рассказывает о том, как отмечают праздник весны Хыдырелез в далекой Анатолии. Как известно, последний также празднуют и крымские татары.

День живой воды

В ночь с 5 на 6 мая во многих провинциях Турции, и в некоторых странах тюркского мира до сих пор отмечается древний праздник Хыдырелез, знаменующий окончание зимы и приход лета. В доисламский период год у жителей Анатолии делился на два сезона: Хизр или лето – период с 6 мая по 4 ноября и Касым или зима — период с 8 ноября по 5 мая.

По одной из легенд в армии одного из правителей служили два воина по имени Хизр и Ильяс. В один из дней правитель со своим войском отправился на поиски «Абы Хайат» (живой воды). В пути Хизр и Ильяс отстали от остального войска, и присели перекусить сушеной рыбой на берегу моря. На море были волны, хлеставшие прибрежные скалы и, несколько капель морской воды попало на сушеную рыбу. Рыба ожила и прыгнула в воду. Таким образом, оказалось, что Хизр и Ильяс нашли живую воду и обрели бессмертие. Тогда явился ангел и сказал, что они будут жить до Судного дня, но Хизр будет жить на суше, а Ильяс на море, и до конца дней они будут помогать нуждающимся с чистыми сердцами. Лишь раз в год 6 мая они будут встречаться. Согласно преданию, встреча Хизра и Ильяса, то есть Хыдырэлез (производное от их имен), символизирует оживление мертвой природы, и начало летнего сезона. Люди верили, что если 6 мая идет дождь, то это оттого, что Хизр и Ильяс плачут от радости встречи друг с другом, а дождевые облака составляют им кампанию.

История Хизра и Ильяса лейтмотивом проходит по многим историческим пластам Анатолии, Османской империи и современной Турции. Фото handvorec.ru

Не отказывай просящему

История Хизра и Ильяса лейтмотивом проходит по многим историческим пластам Анатолии, Османской империи и современной Турции. Тюркская народная литература изобилует рассказами, преимущественно о Хизре, видимо из-за того, что суша более привычное место обитания для тюркских народов. Хизр является героем сказок, дастанов, преданий, различных баек и суфийских притч. Например, в одном из преданий говорится, что Ходжа Ахмет Ясави с самого детства был знаком с Хизром. Если Ильяс был пророком, то относительно Хизра имеются противоречивые мнения. Некоторые считают, что он был пророком, а некоторые, что он был одним из аулийа (друг Аллаха). Возможно, Хизр — это собирательный образ, чаще всего предстающий в образе немощного старца или путника с синей или белой бородой, который вознаграждает тех, кто помогает ему и наказывает тех, кто в помощи отказывает.

На примере историй, связанных с Хизром, у подрастающего поколения воспитывают такие качества как милосердие, доброе отношение к немощным и старцам, гостеприимство и содействие путнику. Как известно, на востоке, первые три дня вообще не принято спрашивать гостя или путника о его планах и целях. Им просто на некоторое время предоставляется кров и еда. А вдруг это Хизр в образе путника? Так или иначе, Хизр — это символ взаимопомощи, обновления жизни, помощи людям с чистым сердцем, изобилия, богатства и довольствия, излечения от болезней, плодородия пашен и скота, проявления чудес и удачи.

С приходом ислама немного поменялся и образ Хизра и праздника Хыдырэлез. Например, в некоторых районах Анатолии в честь праздника три дня держат пост, всю ночь читают специальный намаз и приносят в жертву барашка. Если в этот день нет дождя, то читается специальная дождевая молитва. Однако сохранились и довольно сильны традиции доисламского периода.

Хизр также принимает и письменные обращения, можно записать свое пожелание на бумаге и, прикрепив его к лоскутку красной ткани, повесить на ветки розового дерева и целый год ждать исполнения желания. Фото saraygazetesi.com

Праздник к нам приходит

Обычно Хырыэлез празднуют в местах, где много зеленых насаждений, на берегу водоемов и рядом с мавзолеями святых и праведников. Во многих деревнях за день или же за три-четыре дня до праздника начинают к нему готовиться. Девушки и новоиспеченные невесты надевают специальные наряды. Обращают особое внимание на то, чтобы эти наряды были разноцветными и обязательно содержали цветочный орнамент. Существует традиция кушать в этот день свежевыращенные весенние продукты и свежее мясо барашка. Люди верят, что мясо первого весеннего барашка излечивает от различных болезней и укрепляет здоровье. Обычно, на столах бывает очень много сладостей и мясных блюд. Также, в этот день собирают полевые травы и цветы, из которых готовят отвар. По преданию, если выпить этот отвар, то можно излечиться от многих болезней, а если мыться этим отваром в течение сорока дней, то это произведет омолаживающий эффект.

Существует поверье, что в ночь перед Хыдырэлезом, места, которые посещает Хизр и вещи, к которым он прикасается, приобретают изобилие и достаток. По этой причине, осуществляются некоторые весьма интересные обряды. Коробки, где хранится еда, кошельки и амбары с зерном оставляют открытыми. Те, кто грезят о приобретении дома или машины, в ночь перед Хыдырэлезом ставят их маленькие модели под розовым деревом. Считается, что Хизр может им помощь в осуществлении мечты. Хизр также принимает и письменные обращения, можно записать свое пожелание на бумаге и, прикрепив его к лоскутку красной ткани, повесить на ветки розового дерева и целый год ждать исполнения желания. Во время праздника загадывают желания и зажигают огонь. Пока пламя высокое через него перепрыгивают молодые люди, а когда пониже, девушки и дети.

В некоторых районах Анатолии ночью 5 мая ставят перед дверью сосуд с молоком, если наутро молоко превратилось в йогурт, то считается, что достаток этого дома будет увеличиваться. Также к стеблю одного зеленого лука привязывают белую нитку, а к стеблю другого — черную нитку. Если на утро оказывается, что стебель с белой ниткой вырос больше, чем с черной ниткой, то год принесет удачу, а если наоборот, то в этом году будет много страданий.

Во время праздника загадывают желания и зажигают огонь. Пока пламя высокое через него перепрыгивают молодые люди, а когда пониже, девушки и дети. Фото cesme.bel.tr

Обними меня крепко

В качестве развлечений устраиваются различные игры и танцы, в которых принимают участие все, от мала до велика, или, как говорят турки, от семи до семидесяти. Поют веселые песни и прибаутки, проводятся различные конкурсы.

Для того, чтобы быть здоровым и крепким из традиций Хыдырэлеза весьма примечателен обычай обнимать какое-нибудь большое дерево (привет русским березам). Если обнять старое дерево, то это символизирует долголетие. Довольно необычным способом во время Хыдырэлеза люди пытались увеличить свое благосостояние: брали немного земли из муравейника, помещали ее в небольшой мешочек и подвешивали на ветки розового дерева, перед рассветом щепотку земли из мешочка насыпали в кошелек. Считалось, что это принесет больше денег. Незамужние девушки устраивали гадания с помощью охапки дров. Охапку бросали на землю, если количество дров было нечетным, то это означало, что в этом году девушка вряд ли выйдет замуж, а если четным, то считалось, что вскоре девушка станет счастливой обладательницей мужа.

Конечно же, обычаев, связанных с Хыдырэлезом, довольно много и каждый из них способен раскрывать целые культурные пласты доисламской Анатолии, Османской империи и современной Турции. В этом небольшом очерке была произведена попытка раскрыть наиболее примечательные моменты.

Булат Ногманов

Справка

Булат Ногманов — переводчик.

Родился 31.10.1985 в с. Апастово Апастовского района Республики Татарстан. В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения», в 2010 году — магистратуру Анкарского университета по той же специальности. Участник этнографических экспедиций.

Член Татарстанского отделения Русского географического общества.

Владеет английским, турецким и казахским языками.



   У гагаузов сохранилось традиционное название праздника в честь св. Георгия “Hederlez” (реже “ay Yorgi”, “ay Gцrgi” — 23 апреля/6 мая), в котором прослеживаются черты древней скотоводческой традиции. Этот день считался одним из самых больших праздников в году, празднование которого в XIX веке длилось три дня. Отнесение начала годичного цикла к первой половине мая связано с периодичностью скотоводческого хозяйства, с появлением первой зелени и перегоном скота на летние пастбища. В этот день заключались и расторгались различные договоры и в первую очередь между хозяевами скота и пастухами. Св. Георгий также считался покровителем крупного и мелкого рогатого скота.

Праздник “Hederlez” у гагаузов связан с представлениями о цикличном делении года на два сезона (от праздника “Hederlez” до “Kasm” (день св. Димитрия) – лето, от праздника “Kasm” до “Hederlez” – зима). Этот праздник играл важную роль в экономической жизни народа, так как считался началом Нового (скотоводческого) года. В целом, значение и обрядность праздника Хедерлез у гагаузов и праздника в честь св. Георгия у народов Балкано-Карпатского региона во многом схожи. Под влиянием христианства, древний языческий праздник, связанный с одним из местных культов в Малой Азии, основанный на поклонении юноше-воину, был приурочен ко дню св. Георгия.

Термины “Hederlez” и “Kasm” имеют арабское происхождение. Нельзя говорить однозначно о происхождении этих терминов у гагаузов. Возможно, что они использовались предками гагаузов еще до завоевания турками Балкан, о чем свидетельствует использование гагаузами скотоводческого календаря в земледельческой обрядности.

Обряды, связанные с почитанием языческого божества, черты которого в христианстве вобрал в себя св. Георгий, а в мусульманстве св. Хыдыр / Хызр, были широко распространены у многих народов Юго-Восточной Европы, Малой и Средней Азии. Этимологически мусульманский термин Хедерлез обозначает “…‘день пророка Ильи‘ … день Хызыр Ильяса”. Мифологический персонаж Хызр связан с водными источниками и выступает в качестве дарителя изобилия, удачи, покровителя добрых людей, тружеников.

“Hdrellez” у турок и празднование в честь Хыдыра у туркмен также связано с днем 6 мая, с жертвоприношением барана, с поминовением умерших. У мусульманских народов Кавказа обряды, связанные с почитанием св. Хыдыра в основном были приурочены к празднику Навруз или совершались в период молотьбы.

Основными компонентами праздника “Хедерлез” у гагаузов являются обряды и обычаи, связанные с ритуальным жертвоприношением животного (курбан) от первого приплода (в честь умерших предков), со скотоводством, водой и растительностью (сбор целебных трав, промывание глаз, ног, рук росой “чтобы не болели”, обход мужчинами полей с целью определить степень созревания зерновых). Данные обычаи связаны с воззрениями о том, что природа накануне дня св. Георгия приобретала магическую силу.

Центральным моментом праздника было заклание жертвенного ягненка (обязательно мужского пола) и приготовление из него специального блюда — “курбан”. Кровью делали детям кресты на лбу, щеках, подбородке, а также на дверях дома, чтобы предохраниться от “нечистой силы” (cad), которая могла навредить человеку и хозяйству вообще (отнять “ману” (удойность) у молочного скота). Древний обычай приготовления “курбана” наиболее полно сохранился у гагаузов именно в праздник “Хедерлез”. Жертвенного ягненка целиком запекали в печи, предварительно заполнив брюшную полость пшеничной крупой (bulgur) позднее рисом. Общественную трапезу зачастую устраивали на церковном дворе или отдельно на каждой улице.

У болгар “курбан с булгуром” имеет региональное распространение, но в основном используется “вареный курбан” (мясо сваренное в воде). Приготовление из мяса жертвенного животного обрядового блюда с крупой известно у некоторых тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана, у которых оно использовалось в поминальной обрядности.

Ритуал “поедания” жертвенного ягненка обставлялся различными запретами: при еде нельзя было ломать костей, чтобы не “нанести физических увечий овцам”. Данный запрет связан с воззрениями о возрождении и размножении жертвенного животного. К архаическим элементам также относится использование костей и крови жертвенного животного, в основе которых лежит контактная магия для увеличения плодородия земли, скота и людей.

Важной частью праздника “Хедерлез” были качания на качелях (“чтобы летом работа была легка”) и спортивные состязания по борьбе, которые являются пережитками культа умерших и, вероятно, символизировали борьбу лета с зимой. В праздник “Хедерлез” подводили некоторые итоги за прошедший год (детей взвешивали и измеряли им рост, сравнивая эти данные с предыдущим годом), а также гадали об урожае, о семейном счастье.

Особенностью гагаузской обрядности праздника “Хедерлез” является отсутствие некоторых элементов, составляющих важную часть георгиевской обрядности у народов Балкано-Карпатского региона (болгар, албанцев, румын, молдован, народов Югославии): многочисленных обычаев, связанных с первым доением овец (украшение зеленью сосудов для доения, загонов для овец и т. д.) и обрядовым выгоном скота на пастбище, с употреблением первых молочных продуктов (свежеприготовленной брынзы или сырого молока). Отсутствует также обрядовый фольклор, связанный с именем св. Георгия, что позволяет предположить, что праздник “Хедерлез” у предков гагаузов в древности не связывался с именем св. Георгия.

Отсутствие в обрядности праздника “Хедерлез” у гагаузов некоторых обычаев, связанных со скотоводством и растительностью, распространенных у народов Балкано-Карпатского региона, в какой-то степени объясняется их утерей или забвением. Однако ответ о наличии или отсутствии тех или иных элементов в обрядности этого дня, на наш взгляд, следует искать в этнической специфике гагаузов. Вероятно, обычаи с зеленой растительностью в большей степени характерны для земледельческих народов и связаны с праздником “первой зелени”, а обычаи с ритуальным употреблением первых молочных продуктов имеют, по мнению болгарского этнографа Т. Колевой, балканское происхождение и связаны с культом богини Кибелы и балканской дославянской пастушеской культурой. Следует отметить, что отсутствие обрядов, связанных с растительностью, обрядовыми огнями, первым доением и выгоном скота характерны также для восточной Болгарии (где довольно значителен тюркский элемент) и для турок.

Таким образом, праздник “Хедерлез” у гагаузов включает в себя обычаи и обряды, связанные со скотоводческой традицией древних тюрок (в которых проявляются пережитки культа предков, культа дикой природы) и с аграрной обрядностью народов Балкано-Карпатского региона.

Хедерлез (Hıdırellez)

Хедерлез (Hıdırellez)

       День Хедерлез (РУз-и Хызыр) на цыпочках пересекает национальные границы, протягивает свои конечности через враждующие религии и танцует от одной культуры к другой, заимствуя шаги от каждой, которую он проходит. Древний весенний праздник отмечается от Турции до Балкан.

Хедерлез — традиционный весенний праздник, который отмечается во всем тюркском мире и особенно в Турции 6 мая. Он отмечает день, когда на Земле встретились пророки Аль-Хидр (Хизир) и Илия (Ильяс). Слово «Hıdırellez» — это слияние имен пророков.

       Во многих культурах существуют традиционные праздники, отмечающие приход весны. К ним относятся гэльский Белтейн, германская Вальпургиева ночь, сербский Джурджевдан и многие другие. Возникнув из языческих культов, некоторые из этих праздников со временем слились с христианскими или мусульманскими праздниками. Например, Джурджевдан теперь ассоциируется в Восточной Православной Церкви с праздником Святого Георгия Победоносца.

       Считается также, что тюркский Хедерлез произошел от языческих ритуалов и церемоний, которые отмечают конец зимы и начало весны. Со временем он стал связан с двумя тесно связанными пророками, Аль-Хидром и Илией. Согласно легенде, они встречались каждую весну в Иерусалиме, чтобы совершить паломничество в Мекку. Хедерлез, предположительно, был днем их встречи. Имена пророков слились, что дало название празднику.

       Интересно, что некоторые исследователи считают Аль-Хидра и Илию одним и тем же человеком, потому что об Аль-Хидре известно очень мало, и он в основном упоминается в связи с Илией. Другие считают, что Хидр является мусульманским аналогом Святого Георгия, чей праздник отмечается восточными христианами 6 мая.

       Несмотря на то, что Хидр и Илия являются исламскими пророками, Хедерлез — это в основном светский праздник. Однако алевиты (последователи синкретической исламской традиции, называемой алевизмом) считают это религиозным обрядом. Хедерлез считается одним из самых важных сезонных праздников во всем тюркском мире.

       В настоящее время Хедерлез в крупных городах не празднуется, а отмечается в основном в небольших городах и деревнях. Перед праздником люди убирают свои дома и украшают их цветами и одеждой, потому что они верят, что Хидр посетит их в день праздника. Согласно традиции, Бессмертный Хидр спускается на Землю, чтобы помочь нуждающимся, принося надежду, здоровье и счастье.

       Празднование Хедерлез обычно состоит из пикников в сельской местности у воды (ручья, реки, озера или другого источники воды). Эта традиция вытекает из широко распространенного убеждения, согласно которому Хидр выпил воду жизни, чтобы стать бессмертным. Праздничные блюда обычно включают жареного ягненка и другие специальные традиционные блюда.

       Многие люди верят, что молитвы и желания сбываются в канун Хедерлез, особенно если молиться у воды. Иногда люди пишут свои пожелания или молитвы на маленьких листках бумаги и бросают их в ближайший водоем.

       Еще один ритуал, связанный с праздником, — это прыжки через костер не менее трех раз. Считается, что огонь в Хедерлез защищает от всех болезней в течение всего года. Вера в очищающую силу огня также имеет языческое происхождение. Белтейн и другие весенние и летние фестивали также имеют традицию разжигать костры.

  • 2020 — 6 мая (Ср)
  • 2021 — 6 мая (Чт)
  • 2022 — 6 мая (Пт)
  • 2023 — 6 мая (Сб)
  • 2024 — 6 мая (Пн)
  • 2025 — 6 мая (Вт)

Пожалуй, ничего так не отличает гагаузов, проживающих в Молдове и Украине, от других народов, как празднование исконно национальных праздников. Испокон веков для гагаузского народа самыми важными являются два циклически противоположных праздника — Касым и Хедерлез. Если Касым напоминает о начале зимы, то Хедерлез призывает гагаузов к труду в новом сельскохозяйственном и скотоводческом сезоне.

Как празднуют Хедерлез гагаузыВ гагаузских селах до сих пор чтят национальную традицию — к 6 мая, ко Дню святого Георгия Победоносца, пастухи должны выгнать скот на пастбище, и вернуть скотину домой в начале ноября — к Касыму. Обычно к началу мая в свои родные дома слетается молодежь — чтобы отметить не только День святого Георгия (Хедерлез), но и повидаться с родными.

Как все начиналось

История происхождения гагаузского народа таит в себе много секретов. Однако чего не отнять у гагаузов — это тюркское происхождение. Некоторые историки в описании о крымских татарах упоминают слово Кедврлез — Хедрлез как турецкое имя Дня святого Георгия. Вот здесь возникает вопрос, а не один ли это праздник? Гагаузы — народ православный и отмечают праздник Хедерлез, название которого могло трансформироваться из турецкого Кедврлез, обозначающего Георгий — праздник, который так же отмечается 6 мая. К тому же Святой Георгий является покровителем земледелия и скотоводства.

Однако, если обратиться к истории жизни Георгия из Каппадокии, во времена Диоклетиана, то мы не найдем там, даже намека на то, чтобы Георгий, который был впоследствии причислен к лику Святых, занимался сельским хозяйством, а тем более скотоводством. Это был воин принявший христианство и пострадавший за него. По древнему сказанию Георгий убил змея дракона (символ язычества) и избавил царевну (церковь), которая была выдана на съедение змею. Кроме того, от фактов никуда не денешься: праздник Хедерлез отмечался гагаузами на много раньше, чем они приняли христианство, это и есть один из языческих праздников, но который или влился в христианство, или остался по традиции чисто национальным праздником.

Хедерлез сегодня 

Так или иначе, древнейшие обряды празднования Хедерлеза гагаузы сохранили. Кульминацией праздника и его непосредственным символом является курбан (обряд жертвоприношения). У гагаузов принято приносить в жертву только жвачных животных (ягненок, баран). При этом, животное должно быть только мужского пола без каких-либо изъянов, что означает безгрешность жертвы.

В разных населенных пунктах Гагаузии праздник Хедерлез отмечается своеобразно. В Комрате, столице автономии, ежегодно организовывается крупнейший фестиваль песни и танца, в котором принимают участие коллективы из стран СНГ, а также из некоторых азиатских государств. Открывается фестиваль шествием по центральной улице Комрата. В красочных национальных костюмах, с флагами, подтверждающими принадлежность к той, или иной стране участники фестиваля преумножают во сто крат торжество данного мероприятия.

В селе Бешалма, где функционирует крупнейший музей истории и культуры гагаузов, после праздничной службы в церкви, прихожане садятся за общий стол, который сами же приготовили.

Не отнять у гагаузов и любовь к лошадям. На единственном в Молдове конезаводе «Ат-пролин» в Чадыр-Лунге ежегодно 6 мая проводятся конные скачки «Алтын ат» (Золотой конь), в которых участвуют также гости из соседних районов. Традиционно победитель получает главный приз — молодого ягненка.

Помимо традиционных и религиозных обычаев в день праздника Хедерлез гагаузы организовывают массовые гуляния на природе, где наличие именинника, Георгия, совсем не обязательно. Хедерлез — праздник для всего гагаузского народа.

Источник: http://gagauzinfo.md

Второй год подряд, по причине пандемии и связанных с ней ограничений, в стране не проводятся традиционные национальные праздники. Не исключение и Гагаузия, жители которой в этом году, как и в прошлом, снова будут лишены возможности посетить легендарную Чадыр-Лунгскую конеферму и насладиться видом грациозных лошадей, резвостью скакунов и мощью тяжеловесов, участвующих в традиционных для этого дня конных состязаниях.

Несмотря на то, что карантин запрещает многолюдные  мероприятия и масштабного празднования Хедерлеза завтра, 6 мая не будет, это не помешает нам всем вместе вспомнить о красивой народной традиции.

Хедерлез – это традиционный старинный гагаузский праздник, уходящий своими корнями в глубокую древность. Этот день официально открывал весенне-летний пастбищный сезон: овцеводы выводили отары на пастбища.

Хозяева же, нанимая пастухов на все лето и осень до Касыма, устраивали им застолье, за которым и заключали договоры. В зависимости от состоятельности хозяев и прочности традиций и разворачивалось празднество.

В разных населенных пунктах народные обычаи  имели свои особенности. Они символизировали щедрость природы и были призваны приобщать людей к ее таинствам.

Кроме того, Хедерлез, как праздник весны, символизировал победу обновляющейся природы над зимней стужей и бескормицей. Это праздник начала нового сельскохозяйственного года, надежды на щедрый урожай и хороший приплод.

Как и любое другое празднество, Хедерлез традиционно сопровождался песнями, весельем, танцами.

Продолжая традиции предков, сегодня гагаузы возрождают старинные обычаи и обряды, наполняют их новым содержанием. Так утверждается связь времен и поколений, привязанность человека к родному краю. Люди понимают, что земля щедра, если трудиться на ней с полной самоотдачей.

Во все времена Хедерлез в Гагаузии был одним из самых замечательных и любимых народом праздников. Старые обычаи и традиции обрели новое содержание, обогатились новыми мероприятиями. В этот день повсеместно проводились богослужения, трапезы, а затем устраивались фольклорные фестивали, концерты, спортивные состязания.

Чадыр-Лунга на протяжении последних десятилетий славится конно-спортивными состязаниями «Altın At», которые проводятся на знаменитой Чадыр-Лунгской конеферме. За главный приз башкана в скачках соревнуются всадники из всех окрестных районов юга Молдовы и даже Украины. Приезжают сюда в гости и творческие коллектив из ближнего и дальнего зарубежья – Турции, России, Азербайджана.

Хедерлез как один из самых значительных праздников гагаузского народа в наши дни  обрел новое дыхание.

Прошли времена забвения, когда о народных праздниках помнили только старожилы, а в календаре государственных праздников народным и вовсе не находилось места.

В наше время Хедерлез в Гагаузии – официально выходной день.

Он снова стал всенародно известным и любимым праздником. О нем вновь слагают стихи и песни, ему посвящают концерты, спортивные состязания, танцы, народные гуляния, застолья. Гагаузская национальная культура обретает новый творческий подъем, а вместе с тем получает развитие как самодеятельное, так и профессиональное музыкальное творчество.

Национальный праздник «Хедерлез»

  • Главная
  • >

  • Туризм
  • >

  • Достопримечательности
  • >

  • Событийный туризм
  • >

  • Национальный праздник «Хедерлез»

Хедерлез – один из главных весенних праздников гагаузского народа. Он символизирует о пробуждении природы и начале выпаса скота – традиционного вида деятельности у гагаузов.

Хедерлез жители Гагаузии широко отмечают 6 мая – в День Святого Георгия Победоносца. В этот день в православных храмах Гагаузской автономии проводятся праздничные литургии, а эпицентром празднования становится муниципий Чадыр-Лунга. Там на базе единственной конефермы Молдовы проводятся конноспортивные соревнования «Алтын Ат» (Золотой Конь). Это уникальная возможность стать свидетелями заездов на Орловских рысаках и других национальных состязаний гагаузов.

Став участниками праздника «Хедерлез» вы сможете посетить мастер-классы гагаузских ремесленников и ознакомиться с процессом приготовления изысканных блюд гагаузской кухни – холодной каурмы, брынзы, булгура и кывырмы.

Хедерлез

Хедерлез — традиционный весенний праздник, который ежегодно отмечается во всем тюркском мире 6 мая. Этот праздник связан с персонажами мусульманской мифологии Хидром и Ильясом. Раньше у тюркских народов он был одним из самых важных дней в году.

По преданию, этот день был днем встречи Хидра и Ильяса на земле. Название праздника — «Хедерлез» — является результатом слияния их имен. Его отмечают не только в Турции, но и в странах, где живут представители тюркских народов. Хедерлез празднуют, к примеру, крымские татары и живущие на Балканах цыгане под названием Эдерлези.

Также этот праздник связан с культом святого Георгия, память которого отмечается 6 мая по григорианскому календарю — святого Георгия ассоциируют с Хидром. Он считается покровителем крупного и мелкого рогатого скота, а в обрядах праздника как раз можно проследить обряды древней скотоводческой традиции. К примеру, в этот день принято было заключать и расторгать договоры с пастухами.

Хедерлез — это праздник начала весны, начала нового цикла жизни. Сейчас его отмечают в основном в деревнях и небольших городках. В преддверии праздника необходимо провести в доме уборку и украсить его. Праздновать Хедерлез принято у воды — она символизирует жизнь. В честь праздника жарят ягненка и готовят другие праздничные блюда.

Еще одна из традиций, связанный с праздником — прыжки через костер, не менее трех раз. Считается, что огонь в Хедерлез защищает от всех болезней в течение всего года. Многие люди верят в силу молитвы у воды. В этот день сбываются желания. Чтобы загаданное сбылось, можно записать свое желание на небольшом кусочке бумаги и бросить его в реку или море.

Что общего у гагаузского праздника ‘’Хедерлез” и Орловских рысаков?

В Гагаузии ежегодно 6 мая масштабно отмечают национальный праздник “Хедерлез”. В этот день в православных храмах Гагаузской автономии проводятся праздничные литургии, а эпицентром празднования становится муниципий Чадыр-Лунга. Именно в этом городе проходят известные конно-спортивные состязания.

Организатором скачек является директор единственной в Молдове конефермы по выращиванию племенных лошадей Орловской породы “Ат-пролин” Константин Келеш. Ежегодно на скачки в Чадыр-Лунге собирается множество зрителей. На ипподроме собираются сотни людей: руководство Гагаузии, иностранные дипломаты, депутаты Народного собрания и парламента страны, члены исполкома, примары и простые жители автономии.

Не забытые традиции гагаузов

Кто ни разу не посетил Чадыр-Лунгу в дни традиционного гагаузского праздника Хедерлез и не побывал на лошадиных скачках, тот, думаю, потерял многое. Хедерлез — это традиционный старинный гагаузский праздник, который праздновали еще в глубокой древности.  Этот день официально открывает весенне-летний пастбищный сезон: овцеводы выводили отары на пастбища. Завершался сезон 8 ноября в день празднования Касыма.

Традиционно Хедерлез отмечается несколько дней подряд, но в каждом населенном пункте его празднуют по-своему. Но, конечно же, основные празднества проходят в городе Чадыр-Лунга, а именно на ипподроме конефермы “Алтын-Ат”. Ежегодно 6 мая наездники из различных городов Молдовы и соседних стран соревнуются в нескольких заездах в различных возрастных категориях жеребцов и в заезде без седла.

Эти соревнования как нельзя лучше характеризуют гагаузов, которые веками занимались сельским хозяйством, животноводством, для которых лошади были первыми помощниками. В свое время экс-башкан Гагаузии Михаил Формузал на одном из таких соревнований пошутил, что в скачках без седла “с гагаузами не сравнятся даже американские индейцы”.

 — С каждым годом география известности скачек расширяется, о нас узнает все больше стран и городов. И пусть все знают – мы, гагаузы, не ищем себе врагов, а ищем друзей, — говорят жители региона.

Примечательно, что многие лошади, участвующие в соревнованиях, рождены на Чадыр-Лунгской конеферме “Ат-Пролин”. Четвероногие воспитанники конефермы неоднократно становились призерами различных международных соревнований.

Кроме этого, в дни празднования Хедерлеза в окрестностях конефермы устраивают пышные празднества: песни, танцы, традиционные игры, дегустацию традиционных блюд и напитков и многое-многое другое. Сюда съезжаются гости и туристы со всей республики и из различных стран мира. Здесь есть на что посмотреть, чему удивиться, есть от чего зарядиться положительными эмоциями и хорошим настроением на долгое время.

Неподражаемые скакуны Константина Келеша

Примечательно, что на Чадыр-Лунгской конеферме ГП “Алтын-Ат” до сих пор разводят племенных Орловских рысаков –  это предприятие единственное в своем роде на территории Молдовы. Несмотря на различные сложности, с которыми конеферма сталкивалась на протяжении долгих лет, предприятие смогло выжить. После развала СССР, практически все конефермы Молдовы закрылись, но только не чадыр-лунгская. По сегодняшний день здесь выращивают знаменитых орловских рысаков.

Огромная заслуга в этом именно руководителя госпредприятия “Ат-Пролин” Константина Келеша. У него особое отношение к лошадям, и эта любовь передалась ему от отца, а отцу от деда, деду от прадеда. 

Может, в этом и кроется весь секрет дожившей до наших дней Чадыр-Лунгской конефермы?

До сих пор Чадыр-Лунгская конеферма является одним из привлекательных и самых посещаемых туристами объектов в Гагаузии.

Находится конеферма за городом среди полей, засаженных сельскохозяйственными культурами: желтое поле подсолнухов, золотое — пшеничное, сочно-зеленое – кукурузное. А вот и табун пасущихся рысаков: вороные, белые, гнедые, в яблоках. Блестящая на солнце шкура, густая пышная грива, мощная грудная клетка, лебединая шея, умные глаза. От них так и веет теплом, добродушием, покоем. По своей природе орловский рысак — добродушное и покладистое животное, очень преданное своему хозяину. Но может отказаться подчиняться в случае жестокого обращения.

Всех своих питомцев, даже тех, которые давно обитают в других городах и селах, Константин Клеш знает поименно, кто когда родился и при каких обстоятельствах, кто чей отец, дед, прадед, мать сын или дочь. Ланолин родился кучерявым, что редко бывает. Любезная и жеребенок Лира (от Рубина), Березка (от Богемы и Колорита) с жеребенком Барс (от Рубина).

А самый интересный процесс – подбор имени для жеребенка. Ведь имена для орловских рысаков подбираются по особым правилам – соединяются первые буквы имен отца и матери. Так рожается новое имя. К примеру, Ливия – дочь Любезной и Вольфрама.

Орловские рысаки навечно запечатлены на холстах

Еще больше о любви Константина Васильевича к лошадям говорят его картины, на которых изображены легендарные красавцы и красавицы. Написанные карандашом и маслом шедевры передают не только красоту и стать животного, но и характер и даже чувства каждой лошади.

Небольшой музей при конеферме обставлен картинами, наградами, книгами о лошадях орловской рысистой породы, в которых можно найти имена и чадыр-лунгских рысаков.

Константин Васильевич рисует своих любимцев лошадей уже много лет, но, правда в начале все они были написаны карандашом. Позже он начал писать маслом. Теперь в его коллекции сотни таких удивительных картин. Но многие шедевры уже давно украшают дома многих гостей конефермы и посетителей художественных выставок Келеша.

На базе конефермы в Чадыр-Лунге планируют создать туристический комплекс

Конечно, на Чадыр-Лунгской конеферме есть много проблем, которые давно требуют своего решения. Необходимо подвести воду, частично освещение, построить подъездную дорогу, благоустроить места для зрителей на ипподроме и многое другое. Нынешние власти автономии решили модернизировать инфраструктуру конефермы и создать на ее базе туристический конноспортивный оздоровительный комплекс.

Здесь планируется предоставлять такие услуги, как обучение верховой езде, услуги фотографа для интересных праздничных фотосессий, лечение детей с особыми потребностями через контакт с лошадьми, рекреационный туризм и мн.др.

Директор конефермы Константин Келеш отметил, что он также с нетерпением ждет, когда будет реализован долгожданный проект по модернизации конефермы. Но о сроках реализации проекта пока еще говорить рано.

Уважаемые читатели «Царьграда»!

Вы можете читать новости «Царьград Молдова» в удобном для вас формате в Вконтакте. 

Если вам есть, чем поделиться с редакцией «Царьград Молдова», присылайте свои наблюдения, а также новости на нашу почту: tsargrad.moldova@yandex.ru

Sari la conținut

gagauzii-520x325
День Святого Георгия, который в народе называется „Хедерлез”, является у гагаузов одним из самых значимых праздников в году. Согласно народным представлениям, Святой Георгий является покровителем крупного и мелкого рогатого скота. Ежегодно память о нем принято чтить 6 мая, в день, который знаменует наступление „настоящей весны”.
О жизни Георгия Победоносца сохранились предания. Согласно церковному житию святых, Георгий Победоносец родился в Каппадокии и происходил из знатной и богатой семьи. Уже с юных лет красивый, физически сильный и отважный юноша состоял в свите императора Диоклетиана. Вскоре император назначил его военачальником. Георгий совершил немало воинских подвигов и был талантливым полководцем. Воспитанный родителями в христианском духе, он стал ярым приверженцем христианской веры. Именно за это Георгий был подвергнут жестоким истязаниям и пыткам, но в итоге не отказался от христианской веры. Он был обезглавлен 23 апреля 303 г.
По сей день, Георгий является образцом „идеального воина-христианина” и святым, который покровительствует воинам и домашним животным. На иконах он изображен победителем над злом в виде змея.
Обряды национального праздника: 
С момента своего существования праздник „Хедерлез” играл важную роль в хозяйственно-культурной жизни гагаузского народа. В нем преобладают элементы новогодней обрядности, так как он считался началом нового сельскохозяйственного года.

img_8843
Основными компонентами праздника „Хедерлез” являются обычаи и обряды, связанные с жертвоприношением животного, со скотоводством, с водой и растительностью, которые переплетаются друг с другом.
В обрядности праздника „Хедерлез” прослеживаются черты древней скотоводческой традиции. Центральным моментом праздника является приношение в жертву молодого ягненка и приготовление из него специального блюда „курбан”.
Специально для обрядовой трапезы в этот день пекли обрядовый хлеб. Когда курбан и обрядовый хлеб были готовы, их несли в церковь освятить. После окончания обедни на церковном дворе устраивали коллективную праздничную трапезу. Она включала в себя курбан, обрядовый хлеб, чеснок, пресное овечье молоко и различные изделия из него: кислое молоко (yurt), молочная рисовая каша (sütleş) и брынза (piinir).
Составной частью праздника были молодежные развлечения – хору, качания на качелях. Согласно народному поверью, обычай качаться на качелях обеспечивал благополучие людей и всего хозяйства, а это являлось жизненной необходимостью именно в период начала нового хозяйственного года, когда силы природы магическим образом влияли на судьбу человека.
Рано утром до полудня в день Св. Георгия женщины собирали различные целебные травы, заваривали их и затем купались в этой воде для здоровья.
В этот день соблюдали ритуальный запрет на некоторые виды деятельности, связанные с острыми предметами: запрещалось шить и резать.
Источник: Е. Квилинкова (доктор хабилитат истории, конференциар)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник фирмы сценарии
  • Праздник фирмы поздравление
  • Праздник финно угорских народов
  • Праздник финляндии какой сегодня
  • Праздник финансово экономической службы вооруженных сил российской федерации