Праздник хлеба на руси

«Хлеб – всему голова» Русская пословица Один из самых популярных продуктов в мире – это, конечно же, хлеб. Поэтому не удивительно, что у него и есть свой

День хлеба

«Хлеб – всему голова»
Русская пословица

Один из самых популярных продуктов в мире – это, конечно же, хлеб. Поэтому не удивительно, что у него и есть свой праздник – Всемирный день хлеба (World Bread Day), который отмечается ежегодно 16 октября.
Праздник был учрежден в 2006 году по инициативе Международного союза пекарей и пекарей-кондитеров. А выбор даты обусловлен тем, что 16 октября 1945 года была создана Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, которая занималась решением проблем в развитии сельского хозяйства и его производства. Кстати, к этому же событию приурочен и ещё один праздник – Всемирный день продовольствия.

Сегодня в каждой стране есть свои традиции приготовления хлебобулочного изделия. Например, в России традиционным хлебом стали каравай и ржаной хлеб, на Ближнем Востоке — пита, во Франции — багет, в Италии — фокачча и чиабатта, а на северном Кавказе — чурек.

Считается, что хлеб – один из самых важных продуктов. Его едят каждый день по нескольку раз, и он не надоедает! Этот продукт присутствует в кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что с ним встречают гостей, без каравая не обходится свадьба, с хлебом впервые переступают порог дома. Полезные свойства ржаного хлеба используют при лечении анемии, болезни сердца и сосудов.

Средний объем потребления хлеба году по республике составил 105,4 кг, что составляет 109,7 % от рациональной нормы потребления.

Массовая профилактика — наиболее эффективный метод ликвидации дефицита йода, которая включает в себя внесение солей йода в наиболее распространенные продукты питания (соль, хлеб, вода). Среди обогащенных пищевых продуктов до 89% составляют хлеб и хлебобулочные изделия.

День хлеба

  • I
    История хлеба

  • II
    Хлеб на Руси

История хлеба

Мучное лакомство, без которого не обходится ни одна трапеза людей во всем мире, имеет достаточно древний возраст. Его изобрели еще в неолите, хотя, конечно, тот хлеб совсем не был похож на современный продукт. Злаковое лакомство, которое готовили наши первобытные предки, состояло из воды и крупы, представляя собой запеченную на костре кашицу. Ученые до сих пор не могут с уверенностью ответить на вопрос: был ли то результат целенаправленных действий при воплощении пришедшей кому-то в голову идеи или же случайного эксперимента с жидкостью и дроблеными зернами злаков. Спустя время кашицу сменила лепешка. Данный продукт в разных видах, приготовленный из разных злаков существует и поныне у многих народностей: мексиканцы питаются тортильей, африканцы — эфиопской инжерой, китайцы — баобином и т.д.

Кстати, история хлеба насчитывает несколько тысячелетий. Согласно научным исследованиям, первые хлебные изделия возникли около 8 тысяч лет тому назад. Внешне они выглядели как лепешки, готовились из крупы и воды и выпекались на раскаленных камнях. Первый дрожжевой хлеб научились делать в Египте. Уже тогда хлеб считался кормильцем и ассоциировался с солнцем и даже обозначался с ним (в ранней письменности) одним символом – кругом с точкой в центре.

Причём в старину белый хлеб употребляли в основном люди из высшего сословия, а чёрный и серый (из-за цвета) хлеб считался едой бедноты. Лишь в 20 веке, узнав о пользе и питательности ржаного и зернового хлеба, он стал пользоваться большей популярностью.

Дрожжевой хлеб придумали, согласно изысканиям историков, древние египтяне. Этот удивительный народ вывел сорт пшеницы с большим количеством клейковины и стал производить мучное изделие соответствующего типа из теста в XVII-м столетии до н.э. Что же использовали для закваски? Бактерии воздуха, вино, пиво, виноградный сок.

Очень любили и часто пекли древние народы, а именно уже упомянутые египтяне; греки, римляне, евреи, хлеб из ячменной крупы/муки. До сих пор его едят в Греции, Германии и Швейцарии. А вообще, сырье для изготовления хлеба используют в зависимости от того, для выращивания какого вида злака благоприятны условия той или иной местности. Так, на азиатском и африканском континентах большой популярностью пользуются лепешки из сорго, индийцы и китайцы лакомятся изделиями из риса, кукурузные лепешки — частый гость на столах румынов и венгров. И все же в цивилизованных странах предпочтение отдается пшеничному и ржаному хлебу.

В эпоху Средневековья было такое понятие, как «хлебные тарелки». Возле каждого на обеденном столе размещали кусок хлеба, а на него выкладывали пищу, предназначенную для употребления. После трапезы представители бедного класса «хлебные тарелки» съедали, а богачи отдавали собакам или же нищим. Хлеб служил частью столовой сервировки до XV-го века, пока тарелки не додумались производить из древесных пород.

Стоит упомянуть и о том, кто изобрел привычный нам сегодня хлеб в нарезке. Им стал некто Отто Фредерик Роведдер. Работу над устройством, превращающим буханку хлеба в аккуратные ломтики, этот человек начал в 1912 году, а закончил, добившись реальных практических результатов, только в конце 20-х гг. прошлого века. Изобретение Роведдера быстро приобрело бешеную популярность.

Сегодня, как и во все времена, в любой стране мира хлеб и хлебобулочные изделия пользуются неизменной любовью. Даже сейчас, когда многие придерживаются различных диет, заменяя хлеб низкокалорийными хлебцами, галетным печеньем или сухариками. Люди разных национальностей всегда бережно и трепетно относились к хлебу, к своему кормильцу. Ему отводилось самое почетное место на столе, он был и остается символом жизни.
А в прежние времена хлеб был и главным признаком достатка в семье и благополучия в доме.
Ведь недаром про него существует столько поговорок: «Хлеб всему голова», «Без соли, без хлеба – половина обеда», «Без хлеба и медом сыт не будешь» и другие.

День хлеба

Хлеб на Руси

Славяне издревле пекли хлеб в русской печи в домашних условиях. Затем, по мере зарождения и развития различных видов ремесел, функцию производителей хлеба взяли на себя ремесленники-пекари. Малые партии мучного продукта пекли в так называемых хлебных избах, а большие — в хлебных дворцах.

Изначально весь русский народ лакомился исключительно хлебом, приготовленным из воды и ржаной муки. Пшеничную муку наши предки тоже использовали, но лишь для выпекания калачей на праздники или церковных просфор. Между прочим, калачи разделяли на виды: одни пекли из точненой муки, другие — из крупчатой. Существовали и смесные калачи. Называли их так потому, то сырьем для них служили равные части ржаной и пшеничной муки. Данное мучное лакомство было недоступно для простого народа — лишь царь и его семья имели возможность вкушать этот вид злаковой продукции.
Большими умельцами в деле хлебопечения на Руси считались монахи. Они знали особые секреты приготовления мучного продукта, оттого и славились на всю страну своими навыками. Кстати, наверное еще поэтому многие «хлебные» традиции тесно связаны с аспектами христианской веры и вообще, церковной тематики. Например, перед тем, как замесить тесто, славянки всегда искренне молились перед иконами, а отправление каравая в печь предваряло крестное знамение, совершаемое над ним. Причащение в церкви происходило вином и хлебом. Эта традиция сохранилась и до нашего времени. 

Надо сказать, что на Руси к этому продукту испокон веков относились бережно и с любовью, воспевая плодородную землю, дарующую главную пищу, а русские хлебопекарные традиции имеют давние корни. Этот процесс считался таинством и был действительно сложным делом. Перед замесом теста хозяйка обязательно молилась и вообще подходила к процессу вымешивания теста в хорошем расположении духа, напевая душевные песни. Всё это время в доме было запрещено громко разговаривать, ругаться и хлопать дверями, а перед тем как отправить каравай в печку, над ним делали крест. Даже в настоящее время в христианских храмах прихожан причащают вином и хлебом, молодых встречают на пороге дома родители с караваем и солью, а отправляя родных в дальнюю дорогу, любящие люди всегда дают с собой уезжающему краюху хлеба.

Хотя сегодня многие традиции позабылись, но истинная любовь к хлебу, конечно же, сохранилась. Как и сохранилось бережное к нему отношение. Ведь он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Но прежде, чем хлеб попадет на стол, он проделывает огромный путь (от выращивания зерна, сбора урожая до производства муки и самого продукта), задействуется множество рабочих рук и техники. Поэтому совсем не удивительно, что у хлеба появился и свой праздник.

Кстати, хлебу посвящено много праздников, и у каждого народа они свои. В России, помимо сегодняшнего Дня, отмечают ещё и Третий Спас (в народе этот праздник называется Хлебным или Ореховым Спасом), который символизирует завершение жатвы. Раньше в этот день выпекали хлеб из пшеницы нового урожая, освещали его и употребляли всей семьей. Существовала и поговорка к этому дню: «Третий спас – хлеба припас». А в феврале на Руси отмечался Агафьин день – День хлеба и соли, когда освящали каравай хлеба и солонку соли как символы домашнего очага и сберегали их в течение года как талисманы, охраняющие дом от несчастий: пожара, мора и т.д.

Сегодняшний праздник – Всемирный день хлеба – это и профессиональный праздник работников данной отрасли, и, конечно же, дань уважения продукту, когда чествуют и всех профессионалов, связанных с производством хлеба, и сам хлебушек. К тому же, это ещё один повод привлечь внимание широкой общественности к проблемам голода, нищеты и недоедания в мире.

Поэтому традиционно, во Всемирный день хлеба во многих странах проходят разнообразные выставки хлебной продукции, встречи кулинаров, пекарей и кондитеров, ярмарки, мастер-классы, народные гулянья, а также бесплатные раздачи хлеба всем нуждающимся, благотворительные акции и многое другое. Все желающие могут не только попробовать различные сорта и виды хлеба и хлебобулочной продукции, но и узнать о том, как появился хлеб, его историю и традиции, из чего он сделан, где рос, как выпекается и т.д. В этот праздничный и светлый для всего человечества день хлебопеки со всех уголков Земли принимают поздравления и признательность в тяжелом и ответственном деле – выпечке вкусного, ароматного и полезного хлебушка.

Поучаствуйте и вы в этом поистине всенародном празднике. Может быть это поможет вам по-новому взглянуть на ХЛЕБ наш насущный. С праздником всех – кто есть хлеб, и кто вкладывает силы и душу в его создание!

Заботьтесь о том, чтобы Ваше питание было разнообразным, и тогда все витамины, недостающие макро- и микроэлементы будут поступать с продуктами в достаточном количестве. Будьте здоровы!

День хлеба

День хлеба

День хлеба

День хлеба

В наше время хлебом никого не удивишь. Стоит только зайти в магазин, и найдёшь самую разнообразную выпечку на любой вкус и кошелёк.
Во все времена крестьяне день и ночь трудились в поле, выращивая пшеницу, рожь, ячмень. Ныне хлеборобы, как и прежде, изо всех сил трудятся на полях и современная техника – большое подспорье в этой тяжёлой работе. Забота об урожае волнует селян круглый год.
Хлеб и сейчас считается богатством. С древних времён о нём говорят трепетно и уважительно: «Хлеб – всему голова», «Хлеб – кормилец», «У кого хлебушко, у того и счастье».
Хлеб в русском фольклоре символизирует широту души, гостеприимство и достаток. Дорогих гостей и молодожёнов встречают хлебом-солью.
Без хлеба не насытиться даже самым богатым обедом с 15 переменами блюд, а если на столе присутствует горбушка, то голодным не останешься. Хлеб испокон веков уважали и любили не только в России, но и почти у всех народов, проживающих на планете Земля.
   В 2006 году в календаре общественно-значимых событий появился «Всемирный день хлеба» (по-английски – World Bread Day).
Инициатором учреждения этого праздника выступил Международный союз пекарей и пекарей-кондитеров. Всемирным днем хлеба было объявлено 16 октября. Организаторы праздника увековечили создание в 1945 году Продовольственной и сельскохозяйственной Ассоциации ООН.
В разных странах хлеб называется по-разному: в Италии – фокачча, тортилья в Мексике, хала в Израиле, традиционный финский ржаной хлеб – рейкялейпя, симит распространён в Турции, пумперникель из ржаной муки грубого помола – хлеб Германии, наан – пшеничная лепёшка из Индии, а брецель является эмблемой пекарей в Бавари и Австрии.
Но везде хлеб остаётся хлебом.
Придумали хлеб ещё в неолите. Правда, тот хлеб совсем не был похож на современный. Блюдо состояло из воды и крупы, представляя собой запеченную на костре кашицу. До сих пор учёные не могут с уверенностью сказать: был ли это результат целенаправленных действий или же случайного эксперимента с жидкостью и дроблеными зернами злаков. Спустя время кашица превратилась в лепёшку. В разных вариациях, приготовленная из разных злаков, такая лепешка существует и поныне у многих народностей.


Судя по всему, дрожжевой хлеб придумали древние египтяне в XVII столетии до н.э. Они  вывели сорт пшеницы с большим количеством клейковины и стали готовить хлеб из теста. Для закваски использовали бактерии воздуха, вино, пиво, виноградный сок. Предполагают, что хлеб изобрели по ошибке. Первую буханку сделал древний египтянин, который случайно оставил смесь муки и воды в тёплой печи на ночь. Когда он вернулся, то обнаружил мягкое тесто, а хлеб из него получился  намного более аппетитный, чем твердые лепёшки, которые он собирался готовить.
В разных странах использовали для выпекания хлеба злаки, которые лучше произрастали в той или иной местности. Так, в Азии и Африке большой популярностью пользуются лепёшки из сорго, в Индии и Китае – из риса, кукурузные лепёшки – в Латинской Америке, Румынии и Венгрии. И всё же, чаще всего предпочтение отдаётся пшеничному и ржаному хлебу.
В Средние века бытовало понятие – «хлебная тарелка». На обеденном столе, возле каждого трапезничающего, лежал кусок хлеба, на который выкладывали пищу. После трапезы бедняки съедали эту «тарелку», а богачи отдавали собакам или же нищим.
В 1912 году Отто Фредерик Роведдер начал работу над устройством, превращающим буханку хлеба в аккуратные ломтики, правда, реальных практических результатов он добился только в конце 20-х гг. прошлого века. Его изобретение быстро приобрело бешеную популярность и, благодаря ему, появился привычный нам сегодня хлеб в нарезке.
На Руси издревле хлеб пекли дома в русской печи. Затем, по мере развития ремёсел, функцию производителей хлеба взяли на себя пекари.
Изначально весь русский народ лакомился исключительно хлебом, приготовленным из воды и ржаной муки. Пшеничную муку использовали лишь для выпекания калачей на праздники или для церковных просфор.
Калачи были разных видов в зависимости от сорта муки. Существовали и смесные калачи – из равных частей ржаной и пшеничной муки. Эти калачи не были доступны для простого народа – лишь царь и его семья имели возможность вкушать их.
Большими умельцами в деле хлебопечения на Руси считались монахи. Они знали особые секреты приготовления мучного продукта и славились на всю страну своими навыками. Кроме того, причащение в церкви происходило вином и хлебом. Эта традиция сохранилась до нашего времени.
Ещё на Руси есть православный праздник, посвящённый хлебу – Третий или Хлебный Спас. Это, своего рода символ завершения жатвы хлеба – «Третий Спас – хлеба припас». В этот день принято освящать хлеб в храме, а после — съедать с домочадцами, получая особую благодать и покровительство Бога.
Интересные факты о хлебе
— Каждый человек в среднем съедает почти 7 тонн хлеба и около 35 тыс. булок за всю свою жизнь.
— А всё человечество в день съедает почти десять миллионов буханок хлеба.
— В древности единицей измерения было зернышко ячменя.
— Хлебная Единица (ХЕ) – углеводная единица, она же условная единица, разработанная немецкими диетологами, используется для приблизительной оценки количества углеводов в продуктах: одна ХЕ равна 10 (без учёта пищевых волокон) или 12 граммам (с учётом балластных веществ) углеводов или 20 (25) г хлеба.
— В старину люди из высшего сословия предпочитали употреблять в пищу белый хлеб, а чёрный и серый из-за цвета ела беднота. Начиная с XX века, некоторые представители высшего общества узнали о пользе и питательности ржаного и серого продукта, и он стал пользоваться большей популярностью.
— Чёрный хлеб – одно из самых эффективных средств от малокровия. В ржаном хлебе содержится на 30% больше железа, вдвое больше калия и втрое – магния, чем в выпечке из пшеничной муки. У людей, употребляющих изделия из тёмной муки ишемическая болезнь и другие сердечно-сосудистые заболевания встречаются значительно реже.
— Самая большая буханка хлеба весом 1,43 т была изготовлена компанией «Саско» в Йоханнесбурге, ЮАР, 18 марта 1988 г.
— Самый большой в мире хлеб был испечён в пекарне города Акапулько, Мексика. Буханка длиной 9200 метров была испечена в январе 1996 года.
— В 1921 году в СССР хлеб использовали в качестве денежной единицы. Банкноты натурально-расчетного союза «Разум и совесть» были напечатаны на простой плотной бумаге. Были выпущены банкноты номиналом: 1, 2, 5, 10 и 20 пудов хлеба. Своеобразной защитой от подделки служил сложный сетчатый узор из узелков. На этих денежных суррогатах имелась надпись: «Рубль труда – пуд хлеба».
— Булочка, состоящая из двух половинок с помещенной между ними разнообразной пищей, называется сандвичем не просто так. Она получила своё название благодаря Джону Монтегю, графу Сэндвическому, жившему в XVIII веке. Заядлый картёжник, граф, дабы не отрываться от игры, требовал для перекуса охлаждённую отварную говядину, уложенную меж двумя хлебными ломтями – эта подача съестного, позволяла утолить голод, не пачкая руки и не тратя много времени на еду. Так и появился всем известный сандвич, особенно любимый на Западе.
— В 1995 году была выпечена самая быстрая булочка. Рекорд установила группа западных пекарей. Булочка пробыла в печи всего 8 минут 13 секунд. В том же году данный рекорд попал в книгу рекордов Гиннеса.
— Художница из города Уоррингтон в графстве Чешир решила сделать любимой свекрови Сандре Уайтфилд оригинальный и запоминающийся подарок на 50-летний юбилей – сложила мозаичный портрет свекрови из 9 852 гренок, на что ушло 600 буханок хлеба.
— У всемирно известного художника Сальвадора Дали была спальня из хлеба!

Пословицы и поговорки про хлеб:
Хлеб – всему голова.
Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба сыт не будешь.
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.
Горькая работа, зато сладок хлеб.
Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
Доплясались, что без хлеба остались.
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Из одной муки хлеба не испечешь.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Покуда есть хлеб да вода все не беда.
Пот по спине – так и хлеб на столе.
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Хлеб – батюшко, вода – матушка.
Хлеб вскормит, вода вспоит.
Хлеб да вода – молодецкая еда.
Хлеб на стол, и стол – престол. Хлеба ни куска, и стол — доска.
Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный.
Хлеб ногами топтать – народу голодать.

Почти у каждого народа есть праздники, посвященные хлебу. С хлебом связаны множество праздников.
Всемирный день Хлеба, который отмечают 16 октября.
Хлебный спас – славянский праздник хлеба
Третий Спас (в народе этот праздник называется Хлебным) – день народного календаря, который отмечается 29 августа. В этот день принято выпекать хлеб из нового урожая и, после освящения, он является главным блюдом на столе. В народе говорят: «Третий спас – хлеба припас» и это соответствует действительности, поскольку именно в это время заканчивается жатва – уборка урожая пшеницы и других злаковых культур. Хлебный спас – это праздник восточных славян.
18 февраля славянами отмечается Агафьин день – День хлеба и соли. В этот день древние славяне освящали каравай хлеба и соль как символы домашнего очага и сберегали их в течение года как талисманы, охраняющие дом от несчастий, пожара, мора и т. д. В случае пожара соль бросали в пламя, а хлеб в сторону поля, куда хотели, чтобы «отвлекся» огонь. В случае болезни дом обносили хлебом и солью, а в случае мора домашних животных – надевали каравай коровам на рога, а солью посыпали сено. Только в последствии, когда первоначальное назначение употребления «хлеба и соли» как талисманов было постепенно забыто, стали выносить эти продукты, как самое священное, что есть в доме, навстречу знатным или почётным гостям. При этом, вплоть до конца XIX века, выносили именно сбережённый с Агафьиного дня хлеб-соль, а не любой случайный или вновь испеченный каравай, как это делают в наши дни.
День Хлеба в России
Праздник хлеба отмечается в России 1 августа. Ежегодно в этот день отдают дань уважения всем людям, связанным с производством хлеба, и чествуют сам хлебушек. Эта дата была выбрана не случайно – на Руси именно 1 августа выходили в поле всей семьёй, где глава семьи срезал первые хлебные колосья, таким образом проводился своеобразный обряд начала сбора урожая.
День хлеба в Петербурге
В Петербурге День хлеба отмечается в сентябре. В этот день широко чествуются хлеборобы и хлебопеки. По традиции торгуют бубликами, баранками и караваями. Пекари и кондитеры рассказывают о традициях хлебопечения в России, о национальных сортах и пользе хлеба.
Праздник урожая в Белоруссии
У белорусов праздник хлеба назывался «Богач». Символом этого дня стал лубок с зерном, в середину которого ставилась свеча. Жито для Богач сносили со всей деревни. В дом, где находился Богач, приглашали священника. После молебна лубок с зерном и зажжённой свечой в сопровождении всех жителей обносили по всей деревне. Затем участники шли к следующему дому, в котором на целый год находился Богач. Обряд был направлен на сохранение благосостояния, урожайности, плодовитости скота, семейного благополучия.


В публикации использованы материалы из открытых интернет-источников:

slavyanskij-oberegi-arnament-dlya-sajta-7p

Граница страницы, сайт славянских оберегов

Довольно часто современные люди и не задумываются об истории определенных праздников, которые сумели преодолеть тысячелетия и перешли к нам как наследство от древних предков. Ни для кого не секрет, что наши прародители были язычниками, устраивали различные торжества в честь богов, приносили жертвы и проводили разнообразнейшие ритуалы, дабы получить милость и снисхождение своих всесильных богов. Конечно, с течением времени многое изменилось, и потомки древних славян стали христианами. Но интерес к прошлому своего народа и его религии не ослаб, а с каждым годом только усиливается.

Кроме уже упомянутых славянских праздников, наши предки имели свой календарь на каждый год, символом которых были 7 августа – праздник Хлебного Урожая. Очень богатый урожайразнообразные животные. 2017 год по славянскому календарю — это год крадущегося лиса. В это время нужно быть честным, но при этом необходимо подстраиваться изворачиваться как лис.

Но отдельное место в древнеславянской культуре занимают летние праздники славян, им уделялось особое внимание. В это время наши предки могли позволить себе отдохнуть от тяжелой работы в поле и поддаться веселью, чествуя богов.

Одним из самых интересных и веселых летних языческих праздников славян по праву считается 7 августа – праздник Хлебного Урожая. Но многие исследователи утверждают, что у этого празднования в славянском календаре была отведена и еще одна дата – 28 августа. Существует предположение, что это связанно с давлением христианской церкви, так как они хотели искоренить языческих идолов, но сделать, как оказалось, это невероятно сложно. Именно поэтому церковь пошла на хитрость и решила приурочить древний праздник к окончанию Успенского поста.

Конечно, эта хитрость была необходима, ведь Спожинки — второе названия праздника считался одним из самых важных летних праздников славян. А искоренить религию, которая считалась единственно верной на протяжении тысячелетий за один день, и даже год было просто невозможно. Наши предки считали этот праздник священным, и если в этот день не поблагодарить богов за милость и посланный урожай, то боги разгневаются и следующем году урожая не будет вовсе. А это в свою очередь ведет к голоду, болезням и смерти, поэтому праздник Хлебного Урожая было принято отмечать с особым размахом, богато и хлебосольно.

Каким же было празднование Хлебного Урожая?

Само празднование начиналось с очень важного обряда в поле, где специально для этого дня оставляли участок, в котором было урожая на 7 августа – праздник Хлебного Урожаяодин последний сноп. Наши предки верили, что за тем как зреет урожай, какие погодные условия и за отпугивание вредителей от будущего урожая отвечают духи-полевеки. А зиму эти духи переживали именно в последнем оставшемся снопе, жрецами проводился специальный обряд, во время которого, крепко и в то же время аккуратно связывали сноп, жестами приглашая духов-полевиков. Во время церемонии было запрещено, что-то говорить и тем более кричать, славяне верили, что это может спугнуть духов и поле останется без охраны и защиты, а как следствие плодородным поле больше не будет.

После чего все жители деревни собирались за одним большим столом, за которым обязательно были блюда из нового урожая: пироги, булочки, новый мед и, конечно же, заранее приготовленное пиво, а также просто огромные караваи. Возле стола обязательно отводилось специальное место для уже празднично украшенного последнего снопа. Естественно во время пиршества древние славяне прославляли не только богов, благодаря их за столь щедрый стол, но и нахваливали блюда, которые стояли на столе. После того как обед был завершен каждый подходил к снопу и кланялся ему, говоря спасибо за такой богатый стол.

Далее начиналось настоящее веселье, девушки собирались в поле для различных обрядов на суженых и просто для развлечений, детишки собирались отдельно и старейшина устаревал им некий экскурс в историю их народа, а после отпускал их играть.

Обязательным обрядом вечера было навестить всех своих близких и родственников да попить с ними чаю за разговором. Молодые юноши и девушки в этот вечер обязательно шли в поле, зажигали костер и пускались в пляс, водили хороводы и просто веселились. После этого праздника, буквально на следующий день, наши предки начинали засылать сватов к девушкам на выданье, поэтому к встрече праздника готовились основательно и заранее.

Граница страницы, сайт славянских оберегов

16 октября человечество отмечает праздник, который не может остаться без внимания – Всемирный день хлеба. Сегодня есть повод поговорить об одном из самых важных продуктов, появившемся на свет более шести тысячелетий назад.

Фото: pixabay.com

В числе самых популярных продуктов хлеб неизменно занимает почетные места. Ни одно из застолий не обходится без изделий, приготовленных из муки. За восемь с лишним тысяч лет существования хлеб не раз доказал: он на столе – главный.

От каши до лепешки

У хлеба богатая история, корни которой уходят в глубину седых веков. Первые упоминания о лакомстве из злаков встречаются в эпоху неолита, хотя продукт, который употребляли в те времена, совсем не похож на современные изыски. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению: была ли каша из толченых злаков результатом целенаправленных действий или блюдо, напоминающее кисель, придумано отнюдь не случайно.

Понадобилось немало времени, пока кашица серого цвета обрела вид лепешки, напоминающей современную выпечку. Во многих странах изделия, приготовленные подобным образом, и сейчас являются заменой классическим хлебным булкам и батонам.

В Турции к столу подают гезлеме, в Италии – чиабатту, в Индии – чапати, в Армении – лаваш, в Мексике – тортилью, в Эфиопии – ынджеру, в Китае – шаобинг.

В каждой стране мира есть свои уникальные способы изготовления подобных лакомств. Лепешки могут быть большими и маленькими по размеру, жареными и печеными – по способу приготовления, с начинкой и без нее.

Любопытные факты. Хлеб в нарезке придумал американский умелец Отто Фредерик Роведдер, в жилах которого текла немецкая кровь. Работу над изобретением, ставшим впоследствии машиной для нарезки булок, он начал в 1912 году, а завершил едва ли не восемнадцать лет спустя. Устройство, превращающее буханки в аккуратные ломтики, производители хлебобулочных изделий и их потребители оценили задолго до того, как оно получило патент.

Кто придумал хлеб

О том, кто первым придумал хлеб, ученые спорили на протяжении нескольких столетий, но чаша весов упорно склонялась в сторону древних египтян. На этой версии решили остановиться.

Изобретательный и очень трудолюбивый народ, придумавший немало полезных продуктов и вещиц, которые теперь назвали бы лайфхаками, вывел сорт пшеницы, богатый клейковиной. Из такой муки в XVII столетии до нашей эры и начали готовить изделия, отдаленно напоминающие современные хлеба. Выпекали их на горячих камнях.

Что использовали в виде закваски? Вариантов у древних египтян нашлось немало: сок из винограда, вино, разновидность пивного напитка и даже … бактерии из воздуха.

В большой чести в стародавние времена был хлеб, приготовленный из ячменной муки, которую с этой целью и сейчас используют в Швейцарии, Греции, Германии. К слову, хлеб выпекают не только из пшеницы, и это тоже давняя традиция, доставшаяся по наследству. В Индии и Китае популярны изделия, приготовленные из рисовой муки, в Венгрии и Румынии гостей потчуют лепешками из кукурузы, во многих странах Африки делают выпечку из сорго.

Любопытные факты. Древние египтяне очень уважительно относились к хлебу, считая его божественным даром. На письме они обозначали его тем же иероглифом, который придумали для солнца – круг с точкой в середине.

Хлебный Спас

На Руси народ лакомился хлебом, приготовленным из ржаной муки. Пшеницу в этих целях тоже использовали, но ввиду дороговизны изделия из нее простолюдины могли позволить себе только по большим праздникам. Калачи в праздничные дни выпекали также из крупчатой или смесной (смешанной) муки. Однако эти изыски подавались, как правило, к царскому столу.

Большими мастерами в плане выпечки хлебов считались монахи. Они знали особые секреты приготовления теста, которые хранились в тайне и передавались едва ли не из уст.

Хлеб на Руси выпекали в печах, а перед тем, как отправить туда пышную заготовку, хозяюшки читали молитвы. У русского народа есть праздники посвященные хлебу. Один из них называется Третий или Хлебный Спас (Ореховый Спас).

Праздник, связанный с окончанием жатвы, имеет свои традиции. В старину в этот день хлеб освящали в церкви, а потом съедали, деля между домочадцами. Существует и поговорка, посвященная праздничному событию: «Третий Спас – хлеба припас».

Есть еще одна старинная дата, тоже адресованная хлебу. Ее отмечают 18 февраля. В народном календаре это время называют Агафьиным днем, а еще – Днем хлеба и соли. На Агафью освящали каравай и солонку с солью, которые оберегали дом в течение года, вплоть до нового праздника.

Любопытные факты. В Средние века придумали «хлебные тарелки», которые заменяли современную посуду. Возле каждого участника трапезы выкладывали куски хлеба с пищей, предназначенной для еды. После застолья такие «тарелки» можно было съесть, но делали это, как правило, представители среднего сословья. Состоятельные люди раздавали их беднякам. Деревянные тарелки появились в XV веке.

Всемирный день хлеба

У хлеба и сейчас есть праздник – такой продукт не мог остаться без особого внимания. Корни события уходят в 1945 год, когда 16 октября появилась Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, специализирующаяся на решении главных вопросов, которые были связаны с сельскохозяйственной отраслью и борьбой с голодом.

В 2006 году было принято решение создать праздник, который имеет прямое отношение к этим темам – Всемирный день хлеба (World Bread Day). Инициатором события стал Международный союз пекарей и пекарей-кондитеров. Дата осталась прежней – 16 октября. А праздник получил громкое название – Всемирный день хлеба.

За полтора десятилетия довольно молодое событие, которое отмечают в десятках стран мира, обросло собственными традициями. В День хлеба проходят тематические выставки, флешмобы, конкурсы, викторины, концерты, посвященные продукту, который и сейчас пор по праву считается одним из самых важных. Ведь в хлебе есть все, в чем нуждается человеческий организм: белки, углеводы, минералы, витамины, аминокислоты. А главное – он никогда не приедается.

Максим Зиневич

Максим Зиневич

Максим Зиневич,
шеф-пекарь исторического музея «Калачная» в Коломне, разработчик уникальных рецептур выпечки, эксперт по хлебобулочным изделиям

Пожалуй, каждому русскому человеку знакома фраза «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай», однако далеко не всем известно, как именно появился вид хлеба, о котором идет речь в детском стишке, и почему он носит такое забавное название.

Каравай — это популярное обрядовое хлебобулочное изделие восточных славян, которое в большинстве случаев подавали на свадебное торжество в качестве угощения для всех гостей. Традиция печь этот искусный хлеб была позаимствована славянами еще у египтян, которые изготавливали круглые изделия, символизирующие благополучие и достаток.

Славяне в то время поклонялись языческим богам солнца — Ярило, Даждьбогу, Хорсу и Сварогу, поэтому и каравай выпекали в форме солнца, то есть круглым. В такой форме он также олицетворял достаток и процветание, потому и готовился каравай накануне праздников и важных событий

Каравай никогда не был хлебом повседневным. На это намекает и история происхождения слова. По основной версии название «каравай» произошло от слова «корова» — так в русских диалектах часто называли невесту, а суффикс «ай» обозначал быка, то есть мужское начало, поэтому в первозданном виде название хлеба звучит «коровай». Как символ свадьбы каравай характерен для русских, украинских и белорусских традиций, тогда как у западных славян такие функции разделили между собой разные изделия.

С караваем связано множество интересных традиций. Так, раньше отведать кусочек каравая с солью означало вступить с хозяином дома в дружеские отношения, а также разделить с ним все тяготы и заботы. Кроме того, у славян существовал традиционный обряд рукобития — свидетельство того, что родители жениха и невесты заключили договор о предстоящей свадьбе. Важнейшим атрибутом этого обряда был каравай. Отцы будущих молодоженов брались за руки, а сват трижды проносил каравай под их руками. После этого действия хлеб разламывали пополам — каждому родителю по половинке.

Для приготовления такого хлеба обычно использовались орудия труда, которые зачастую были уже устаревшими. Так, муку мололи в специальных обрядовых жерновах. Воду для каравая брали из семи колодцев, а муку из семи мешков. Для приготовления свадебного каравая приглашались «каравайницы» — замужние женщины с детьми, которые своим благополучием делились через выпечку хлеба. Сажать же в печь каравай отводилось женатому мужчину. Каждый элемент имел особое значение.

Например, печь символизировала женское начало, лопата, на которую сажался каравай — мужское, а сам каравай — будущего младенца. Разломить такой хлеб на свадьбе разрешалось крестному отцу жениха или невесты. Это было символом нарушения девственности молодой жены. Традиционно первыми изделие пробовали жених и невеста, остальной каравай делился между родными молодожен. Такая традиция сохранилась и по сей день. Кстати, по приданию, с кусочками каравая возлюбленные делились своим счастьям с гостями, а те в ответ благодарили их щедрыми подарками.

Фото: Волчков Игорь / ТАСС

Помимо свадебных торжеств, каравай пекли еще и на новоселье. В таких случаях он всегда ставился в центр стола, поскольку хлеба должно было хватить всем. Кусочки каравая при этом раскидывали по разным углам, чтобы уберечь дом от тягот и невзгод. Пекли на Руси и поминальный каравай, который во время погребальной церемонии клали на крышку гроба. После обряда хлеб раздавали всем присутствующим, чтобы почтить память усопшего.

Вкусом этот хлеб всегда обладал особенным. Часто в каравай шли самые лучшие продукты, ведь готовили его только по важным поводам. Но главным отличием каравая является даже не столько вкус, сколько искусные украшения, которыми его отделывают. Этот декор настолько важен для пекаря, что однажды я даже отправился в Брест, чтобы научиться делать узоры для каравая. На практике я узнал, что это очень работа кропотливая, которая требует особой усидчивости. Каюсь, ни с первого, ни со второго раза воссоздать розочки, колоски, лебедей и прочие фигурки мне так и не удалось. Не зря ведь традиционно этим всегда занимались женщины.

Кстати, даже фигурки на каравае имели особый смысл. Так, виноград символизировал благополучие, пшеничные колоски — плодородие, лебеди — крепкие и искренние отношения на всю жизнь, а розы — любовь, которая сулит молодоженам много счастливых лет семейной жизни. Хочется, чтобы традиция печь каравай на праздники сохранилась в нашей стране навсегда. Ведь именно такие ритуалы помогают нам оставаться собой и не забывать об истории своей страны.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

день хлеба праздники посвященные хлебуБез хлеба не обходится ни один день нашей жизни. Недаром, русская пословица гласит: Хлеб – всему голова! 

И на каждом столе в каждом доме ежедневно можно увидеть хлеб. Ему отводится самое почетное место на столе.

Это не случайно. Хлеб во все времена  был и остается символом жизни. А в прежние времена хлеб был еще и главным признаком достатка в семье и благополучия в доме. Хлеб считался отцом, кормильцем и хлеб символизировали с солнцем. А в ранней письменности хлеб и солнце обозначали одним символом — кругом с точкой в центре. И выпекали хлеб круглый, румяный — солнышко на столе.

У хлебушка очень длинный путь , своя особенная история.  И она берет свои истоки в самой древности. Именно поэтому праздники, связанные с хлебом прочно вошли в нашу жизнь.

Какие праздники посвящены хлебу?

С хлебом связаны множество праздников.  Почти у каждого народа есть праздники посвященные хлебу.

Всемирный день Хлеба

Международный день хлеба отмечают 16 октября.

Хлебный спас — славянский праздник хлеба

Третий Спас (в народе этот праздник называется Хлебным Спасом) — день народного календаря, который отмечается 29 августа. В этот день принято выпекать хлеб из нового урожая и, после освящения, он является главным блюдом на столе в этот праздник Хлеба. В народе народе говорят: «Третий спас — хлеба припас» и это соответствует действительности,поскольку именно в это время заканчивается жатва — уборка урожая пшеницы и других злаковых культур.  Хлебный спас — это праздник восточных славян.

Агафьин день — День хлеба и соли 

18 февраля славянами отмечается Агафьин день — День хлеба и соли. В этот день древние славяне освящали каравай хлеба и солонку соли как символы домашнего очага и сберегали их в течение года как талисманы, охраняющие дом от несчастий: пожара, мора и т. д. В случае пожара соль бросали в пламя, а хлеб в сторону поля, куда хотели, чтобы «отвлекся» огонь. В случае болезни дом обносили хлебом и солью, а в случае мора домашних животных — надевали каравай коровам на рога, а солью посыпали сено. Только в последствии, когда первоночальное назначение употребления «хлеба и соли» как талисманов было постепенно забыто, стали выносить эти продукты, как самое священное, что есть в доме, навстречу знатным или почетным гостям. При этом, вплоть до конца XIX века, выносили именно сбереженный с Агафьиного дня «хлеб-соль», а не любой случайный или вновь испеченный каравай, как это делают в наши дни. 

День Хлеба в России

Праздник хлеба отмечается в России 1 августа. Ежегодно в этот день отдают дань уважения всем людям, связанным с производством хлеба, и чествуют сам хлебушек. Эта дата была выбрана согласно историческим корням начала уборки урожая хлеба. На Руси был обычай именно 1 августа выходить в поле всей семьей, где глава семьи срезал первые хлебные колосья, таким образом проводился своеобразный обряд начала сбора урожая.

День хлеба в Петербурге

В Петербурге День хлеба отмечается в сентябре. В этот день широко чествуются хлеборобы и хлебопеки. По традиции торгуют бубликами, баранками и караваями. Пекари и кондитеры рассказывают о традициях хлебопечения в России, о национальных сортах и пользе хлеба.

Праздник урожая в Белоруссии

У белорусов праздник хлеба назывался «Богач».Символом этого дня стал лубок с зерном, в середину которого ставилась свеча. Жито для Богач сносили со всей деревни. В дом, где находился Богач, приглашали священника. После молебна лубок с зерном и зажжённой свечой в сопровождении всех жителей обносили по всей деревне. Затем участники шли к следующему дому, в котором на целый год находился Богач. Обряд был направлен на сохранение благосостояния, урожайности, плодовитости скота, семейного благополучия.

День Хлеба на Украине

С окончанием основных полевых работ совпало празднование Рождества Богородицы.

Богородицу чествовали и благодарили в этот день собранный урожай, ведь она является покровительницей земледелия. В этот день Богородицу благодарили как подательницу всякого благополучия и покровительницу семьи и особенно материнства. Не случайно в некоторых регионах Украины праздник Рождества Богородицы считали «бабьим праздником».

хлеб праздникиБез хлеборобов не было бы пшеницы, ржи и ячменя — зерна, из которого пекут хлеб. Но без пекарей не было бы самого хлеба. Поэтому профессия пекаря не менее почетна, чем профессия хлебороба. И если ранее хлеб пекли только круглый, то в настоящее время хлеб выпекают разной формы, и по разным технологиям. В магазинах оборудования для пекарни можно найти хлебопечи для любой формы хлеба и для любой технологии выпечки. И благодаря этому мы каждый день имеем на своем столе такой разный и такой вкусный хлеб. 

Смотрите также:

 Праздник — МАСЛЕНИЦА

 Праздник — РОЖДЕСТВО  

1 августа в Европе отмечают Ламмас — праздник Первого хлеба. Есть аналогичный праздник и у славян — это Госпожинки (Оспожинки, Спожинки, Госпожин День). Сакральная сторона этого праздника — посвящение Богине — связана с обрядами начала жатвы и целой чередой праздников первых плодов, которые на Руси носят название «Три Спаса»: Медовый, Яблочный, Ореховый (Льняной).

Для славян культ Богини является важнейшим на протяжении всей истории. Так, немецкий хронист Титмар пишет, что «Богиня лютичей изображена на знамени»

(Титмар VII. 47). А начиная с князей Долгорукого и Боголюбского, восстановивших на Руси культ Богини, на протяжении веков все русские княжеские и царские рода проходили коронацию в Успенских соборах — соборах Успения Богоматери (Грашина М.Н., Васильев М.С., 2010). Однако, в актуальном контексте нас интересуют, прежде всего, аспекты культа Богини, связанные с Праздником урожая.

Константин Васильев «Жница»


Васильев Константин Жница

Дж. Фрезер в книге «Золотая ветвь» описывает обычай, распространенный в окрестностях Мекленбурга, называть последний сноп «Волком», а связавшую его женщину — «Волчицей». Это прозвище сохраняется за женщиной на протяжении целого года. На острове Рюген женщина, названная волчицей, должна была, придя в дом, укусить хозяйку и служанку, и получить от них награду — большой кусок мяса. В Брансгауптене (Мекленбургский округ) молодая женщина, которой выпало вязать последний сноп пшеницы, отделяла от него некоторое количество колосьев и делала из них Пшеничного волка. Получалась фигурка приблизительно фута два в длину и полфута в ширину: на ноги зверя шли упругие стебли, а на хвост и загривок — мягкие пшеничные колосья. Во главе целой процессии эта женщина вносила Пшеничного волка в деревню, а затем эту фигурку надолго оставляли на каком-нибудь возвышении в сенях (Хранили куклу до Громницы-Имболка (2 февраля) — В.С.). Присутствие Хлебного волка крестьяне ощущали постоянно и, видя колыхающиеся на ветру хлеба, нередко говорили: «Хлебный волк проносится по полю».

Любопытно, что в сказке «Иван-царевич и серый волк», которую ряд исследователей соотносит с Балтийским поморьем, главный герой использует волка в качестве «скакового коня». Нам видится, что это не случайно. Дело в том, что образы «волка» и «коня» взаимозаменяемы.

Вспомним сказку Петра Павловича Ершова «Конек-горбунок»:


В долгом времени аль вскоре
     Приключилося им горе:
     Кто-то в поле стал ходить
     И пшеницу шевелить.
     Мужички такой печали
     Отродяся не видали;
     Стали думать да гадать --
     Как бы вора соглядать;

>...<

Вдруг о полночь конь заржал…

     Караульщик наш привстал,
     Посмотрел под рукавицу
     И увидел кобылицу.
     Кобылица та была
     Вся, как зимний снег, бела,
     Грива в землю, золотая,
     В мелки кольца завитая.
     "Эхе-хе! так вот какой
     Наш воришко!..

Как легко заметить, сказочная Кобылица (мать Конька-горбунка) появляется в сказке в образе «Хлебного волка», а если точнее — Хлебной кобылицы. Сохранился и обычай делать соответствующую куклу.

Город Орша. Этнографический музей. Хлебная кобылица, фото В.Ю.Слабинского, 2013


Хлебный конь- копия

Как говорится: «Сказка — ложь, да в ней намёк…»

Легкий хлеб (белорусская сказка)

Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать. Выходит из лесу голодный волк. Видит — под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:

— Ты что ешь, человече?
— Хлеб, — отвечает косарь.
— А он вкусный?
— Да еще какой вкусный!
— Дай мне отведать.
— Что ж, отведай.

Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.

Понравился волку хлеб. Он и говорит:
— Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
— Ладно, — говорит косарь, — научу тебя, где и как хлеб доставать.

И начал он волка поучать:
— Прежде всего надо землю вспахать…
— Тогда и хлеб будет?
— Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить…
— И можно есть хлеб? — замахал волк хвостом.
— Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…
— Тогда и хлеб будет? — облизнулся волк.
— Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть…
— Ох, — вздохнул волк, — долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..
— Где там наешься! — перебил его косарь. — Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток…
— И буду хлеб есть?
— Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть…
— И все?
— Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.
— И спечется хлеб?
— Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, — закончил косарь поученье.

Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:
— Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.
— Ну что ж, — говорит косарь, — раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.

Пришел волк на выгон. Увидел коня.
— Конь, конь! Я тебя съем.
— Что ж, — говорит конь, — ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.
— И то правда, — согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы… Перекувыркнулся волк — и бежать.

Прибежал к реке. Видит — на берегу гуси пасутся. «А не съесть ли мне их?” -думает. Потом говорит:
— Гуси, гуси! Я вас съем.
— Что ж, — отвечают гуси, — ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.
— Какую?
— Спой нам, а мы послушаем.
— Это можно. Петь я мастер.

Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп — поднялись и полетели.

Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.

Идет и ругает себя последними словами: «Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу — съем!”

Только он так подумал, глядь — идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:
— Дед, дед, я тебя съем!
— И зачем так спешить? — говорит дел. — Давай сперва табачку понюхаем.
— А он вкусный?
— Попробуй — узнаешь.
— Давай.

Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес… Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл.

Пошел волк дальше. Идет он, идет, видит — на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит:
— Баран, баран, я тебя съем!
— Что ж, — говорит баран, — такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.
— Спасибо за совет, — говорит волк. — Так мы и сделаем.

Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и трах рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился!

Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:
— Съел я его или нет?

А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит:
— Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал.

Like this post? Please share to your friends:
  • Праздник хлеба когда отмечается
  • Праздник хлеба история
  • Праздник хлеба во франции
  • Праздник хлеб всему голова посвященный международному дню хлеба
  • Праздник химки лига