Праздник хочу шукшин

Фразы из этого фильма мы знаем наизусть, используем их в общении. О чем идет речь? О ленте, которая после выхода на экраны стала не только лидером проката, но и по результатам опроса читателей журнала «Советский экран» — лучшей картиной 1974 года. Да-да, это драма Василия Шукшина «Калина красная». Несколько цитат из этого удивительного фильма — в подборке diletant.media.

«Народ для разврата собрался!»

«Не могли бы мы где-нибудь здесь организовать небольшой забег в ширину? Такое, знаете, бордельером»

«Сразу на арапа берут! «Гражданин!..» Какой я вам гражданин? Я вам — товарищ. И даже друг и брат»

«Кто ж его в военкомате на ночь оставит? А вдруг он печать украдет?»

ФОТО 1.jpg
Кадр из фильма «Калина красная», 1974 год. Фото с сайта mam4.ru

«А сейчас хор бывших рецидивистов исполнит вам задумчивую песню «Вечерний звон». В группе «Бом-бом» участвует тот, у кого оканчивается срок заключения. Это наша традиция, и мы ее храним»

«Читай «Мурзилку» и дыши носом!»

«Интеллигент в замшевых ботинках обычно помалкивает. — Да? — Да. Иначе он просто хам»

«Та-ак… опускаюсь все ниже и ниже. Даже самому интересно»

ФОТО 2.jpg
Кадр из фильма «Калина красная», 1974 год. Фото с сайта allofcinema.com

«И сколько сейчас дают за недоразумение? — Пять. — Мало, раньше больше давали»

«Чудак ты, Колька, на букву «мэ»»

«Я нервничаю, потому что мне деньги жгут ляжку. Сто листов! Их же надо взлохматить!»

«Я поселю здесь разврат! Я опрокину этот город во мрак и ужас!»

Фото обложки: culture.ru

Фото лида: culture.ru

March 10 2016, 17:23

Categories:

  • Праздники
  • Общество
  • Cancel

Шукшин: праздника хочет душа


Говорят, фильм Шукшина «Калина Красная» не зарубили в прокате благодаря одной детали сюжетной линии. Ролью второго плана там показали работящего мужика без претензий. Дескать, мое дело малое – знай себе работай, а за остальное большие дядьки разберутся.

Вообще-то Шукшин особенно остро чувствовал тоску отчуждения человека от настоящей жизни. Персонажи многих его рассказов делают мучительные попытки обнаружить смысл своего существования. Они и места себе не находят и сталкиваются со стеной непонимания окружающих.

Что-то похожее пел про таких людей Цой в песне «Спокойная ночь»:

«Те, кому нечего

ждать, садятся в

седло,

Их не догнать, уже

не догнать».

И не только про них:

«Тем, кто ложится

спать —

Спокойного сна.

Спокойная ночь.

Соседи приходят, им

слышится стук

копыт,

Мешает уснуть,

тревожат их сон».

В первом отрывке – мыкающиеся люди, которые куда-то бегут [от тоски]. Во втором отрывке – уже заснувшие «соседи». Для них любая скачка [поиск смысла] – раздражитель [мешает спать].

Кстати, главный герой «Калины Красной» — Егор Прокудин – не ограничивается «стуком», а обещает устроить маленький такой «бордельеро, разбег в ширину». У него «праздника душа просит».

Все тоже самое находим у Виктора Франкла:

«Речь идет о том, что человек в жизни всегда стремится выйти за пределы своей личности, тянется к чему-то большему, будь то предназначение, которое ему нужно исполнить, или любовь к другому человеку. Человек раскрывается в служении своему делу или в любви. Чем сильнее он отдается своему делу или любви к ближнему, тем больше в нем человечности, тем ближе он к самому себе. По сути, человек может обрести себя только благодаря самозабвению, самоотречению».

Виктор Франкл – знаменитый австрийский психолог. Родился в 1905 году в Вене. Совсем немного не дожил до 100 лет – умер в 1997 году на Родине. В 1942 году фашистами был помещен в конц.лагерь, где находился почти 3 года. В конц.лагерях погибла почти вся семья Франкла. Выжить в лагере ему помог особый метод, позже названный логотерапией. Суть метода в придании смысла всему происходящему, даже крайне неблагоприятному.

И вот Виктор Франкл пишет:

«…человек несчастен, поскольку жизнь его лишена смысла, и он пытается обрести счастье [«праздника душа просит»,- прим. step_bg] иным способом …». Упоминается пример алкоголика и, соответственно, иной способ, в этом отрывке: вообще отказаться «от осмысленной жизни, подменяя смысл жизни алкоголем». Но ведь «иной способ» — необязательно алкоголь.

«Душа просит праздника» — может этот нерв задели «лабутены» Ленинграда? 60 миллионов просмотров. Или фильм «Горько», который стал самым прибыльным отечественным фильмом в истории российского кинопроката. А если праздника нет, значит всем вокруг настанет «маленький бордельеро».

Так?

Душа просит праздник ))

.mp4

0:18

Скачать mp4 — 480×480 (1 Мб)

 

Скачать mp4 — 360×360 (887 Kб)

Скачать mp4 — 240×240 (563 Kб)

Скачать 3gp (300.9 Kб)

Добавлен: (OFF) Serjio777 (19 апр 2021)

В папку:

Видео приколы

Зона обмена: Видео / Юмор, Приколы

256 0 6 0

Комментарии

0

Показать комментарий

Скрыть комментарий

Жалоба администрации

Внимание! Администрация рассматривает жалобы только в следующих случаях:
1. Нарушение законов РФ.
2. Реклама и СПАМ.
3. Мошенничество.

Если вам грубят, просто занесите автора в черный список.

Вы действительно хотите пожаловаться администрации на этот комментарий?
Если вы ответите согласны, то это сообщение будет передано администраторам для дальнейшего рассмотрения.

Пожаловаться Отменить

Для добавления комментариев необходимо

авторизоваться

Валерий Скрипко

В поисках праздника

-Праздника хочу душе! – в этом знаменитом восклицании героя из фильма В.М.Шукшина «Калина красная» много чего зашифровано.

Швейцарский крестьянин, завершив все дела, просит жену подать ему колбаски к пиву и рад угощению. Лев Толстой замечал, что хозяйка швейцарского дома, где он остановился, ухаживает за цветами и поёт. Всё вокруг благоухает! Русский человек же на самом отрадном месте, в самый благостный момент – возьмёт и затоскует! Откроется ему некая метафизическая жажда чего-то святого и чудесного…,что выше всех земных красот и чудес.

Об этом феномене снова думаешь в день 90-летия Василия Макаровича. Странный он человек. Никто у них в роду не доживал до 50 лет. И сын Макара судьбу предков повторял, сжигая себя в творческих занятиях.

Всерьёз занявшись творчеством писателя Виктора Астафьева, я с удивлением обнаружил, что у него были довольно сложные отношения с почти земляком- человеком огромного природного таланта, писателем «деревенщиком» Василием Шукшиным. Между селом Овсянка и селом Сростки на просторах нашей матушки — Сибири не наберётся и тысячи километров. А в творчестве – они были гораздо дальше друг от друга.

Наблюдательный читатель может заметить: герои повестей и рассказов писателя из Алтайского края Василия Шукшина и сибиряка Виктора Астафьева — простые русские мужики вроде и занимаются в деревнях и селах одним делом, живут в одно время, и почти по соседству, а в чём-то существенном очень разные. Сначала эту разность только чувствуешь интуитивно, но её трудно определить и расшифровать, еще труднее описать. Потом начинаешь понимать, что все дело в отношении к труду, к земле. Герой Астафьева – мастеровой, которому хватает терпения долгие годы переносить лишения и нужду, но упорно вести и укреплять своё хозяйство. А терпения, трудолюбия ему хватает именно потому, что только в достатке, в уюте семейной обеспеченной жизни он видит счастье и смысл существования. Он любит созидать! Всякая работа ему не в тягость. Такой герой уснуть не может, если у него что-то не доделано или где-то в его домашних делах непорядок. Всякие другие увлечения у него только после хозяйственных забот, когда последняя соломинка сена со двора на сеновал убрана. Это, совершенно определённый человеческий тип делового человека. Астафьев любил таких людей, сочувствовал им: ведь они, по его мнению, вынуждены жить среди русской лени, пьянчуг и завистников.

Не все российские сельские мужики и далеко не всегда соответствуют идеалу труженика, но Астафьев рад и малой малости, любому поводу, чтобы показать любовь к труду и порядку. Другой бы кто из писателей, возможно, — не всмотрелся бы так пристально в живущих далеко на заимке супругов. А Виктор Петрович в рассказе «Белое и черное» описал мастерового мужика Митру с явным сочувствием. Герой рассказа вместе со своей женой «совершенно для себя незаметно перешагнули из одной эпохи в другую- раньше они мастерили всякую утварь для единоличников, после обобществления земли и хозяйства –для коллектива». В рассказе писатель даёт характеристику единоличнику; «глазаст, вреден и прижимист». А в коллективе (советском) можно жить вольготней, тратить больше времени на досуг. Хотя и досуг этот тип русского мужика понимает совсем иначе, чем мужик-герой прозы Шукшина. Митряха и в часы «досуга» тоже непрерывно работает: он занят охотой, рыбалкой. Для него отдых-это только перемена вида деятельности. Мастеровой Митряха очень удивился, когда его супруга, которая годами трудилась на заимке, не разгибая спины, в советское время засуетилась, стала вдруг посещать собрания и митинги в деревне, что за шесть верст от них! Из этого, ничего путного не вышло, и муж, а вместе с ним и писатель, осудили эту пустую мечтательность Митряшихи, которая вздумала искать какое-то другое счастье — вне забот по хозяйству!

Здесь только пунктиром намечена одна отрицательная черта мастерового человека на Руси. Ну, положим, свой долг перед Родиной Митряха понимает, служил и воевал он честно. А вот, когда речь заходит об общих для всей деревни заботах — вытянуть его из заимки очень сложно! Да и не любит он эту толпу, где столько лоботрясов и пьяниц, где бедняки вместе с коммунистами выдумывают всякие теории и занятия, чтобы только поменьше работать! Этой позиции мастеровые люди на селе придерживались очень давно. Но это всегда вело к социальной разобщенности. И часть вины за неё должен взять мастеровой.

Большевики в своё время прямо указывали, что единоличник – кулак причина всех крестьянских бед. Это, конечно, крайность. И бедняки тоже далеко не всегда отличались ответственным отношением к крестьянскому делу. Была в их натуре в изобилии и лень, и зависть и неуважение к чужой собственности. Но не только это было причиной бедности этих людей. Можно сказать, еще точнее — причиной житейской неустроенности этой части крестьян. И об этом одним из первых задумался Василий Шукшин. Если сравнить героя рассказа Астафьева Митряху с героем повести Шукшина для кино — «Живёт такой парень»- можно многое понять.

Герой Шукшина шофёр Павел живёт в деревне как пришлый. Мы ни разу не видим его занятым обустройством своего дома. Да, и нет у него ничего за душой. Трудно представить, чтобы он увлечённо рыбачил или охотился, как это делает герой Астафьева Митряха. В фильме, снятом по повести, есть такой эпизод: вместе с напарником Пашка расположился на берегу реки, с видимым удовольствием курит, мечтает. Напарник при этом говорит: — «шибко думать люблю!»

В отличие от героя Василия Шукшина — мастеровые герои Астафьева просто «думать» не любят и будут. Им некогда! Астафьев считал, что мастеровые, подобные Митряхе, живут на земле вечно, как, будто не меняясь в облике и возрасте. Они опора и основа все деревни и всех российских пространств.

Василию Шукшину ближе заботы и переживания людей, которые не могут найти гармонии с повседневной жизнью, с её суетными заботами и делами. Далеко не все из них относятся к работе с прохладцей. Но им скучно медленное накапливание благополучия. Их не привлекает достижение материального успеха как главная цель, подчиняющая себе все другие. Это тип людей неустроенных! Герой рассказа Шукшина «В профиль и анфас» Иван заскучал в деревне. А с чего бы скучать? У Ивана «три специальности в кармане да почти девять классов образования». Пока Ивану предлагают – вилы и скотный двор. Почему бы не пойти? Прошло бы несколько лет, Иван со своими тремя специальностями при трудолюбии и терпении добился бы многого.

-Лодыри вы, — заключает собеседник Ивана – старик из его же деревни. Старик прикидывает, что Иван мог бы много зарабатывать, называет сумму.

А мне не надо столько денег, — отвечает Иван. — Ты можешь это понять? Мне чего –то другого надо. Дальше он поясняет, что не может работать на один желудок, что он не знает, зачем живёт. На предложение старика жениться, отвечает, что здесь в деревне- всё не то. «Я должен сгорать от любви. А где тут сгоришь?

Вот такой деревенский Гамлет изображён Шукшиным в рассказе. И решается героем ни много ни мало гамлетовский вопрос: быть или не быть русской деревне, в которой тоскует душа того, кто должен её сохранять и обустраивать! Герой рассказа даже не задумался о том, что его стареющая мать — одна содержит дом! Тут бы сыну взяться «за гуж», продолжить дело родителя. О чём здесь толковать? Какой отрады на чужбине искать? Писатель Астафьев, безусловно, осудил бы героя шукшинского рассказа Ивана за его выбор. Все эти верхогляды, да тоскующие бездельники были ему очень не по душе. Что за нытьё? Зачем оставляешь мать без поддержки. Живи на земле родной, обустроенной тобой — постепенно и покой придёт и любовь появится. Сам девушку приручишь, обласкаешь, и любовь запылает огнём. В жизнь, в любовь, в хозяйство – надо от души вложиться, чтобы Бог дал счастье!

Но Василий Шукшин даже не касается этой темы. Он пытается понять: какой бес завёлся в сердце Ивана? Что тянет его прочь от родного дома? В конце рассказа главный герой совсем ожесточается. Понимая, что он совершает какой-то большой грех, Иван собирается в дорогу, зло пинает ногой свою собаку, которая увязалась за ним. Он видит одиноко стоящую мать и думает: «Нет, надо на свете одному жить. Тогда легко будет!» Конечно, при таком раскладе, вряд ли Иван в дальнейшем обретёт какую-то лёгкость существования. Скорее, наоборот.

Критик В.Курбатов, в статье, посвящённой творчеству Василия Макаровича, заметил, что мы как следует, этой тоски шукшинских героев не поняли. Им мало «вялой нищенской правды повседневности» (1) Душа их влечёт прочь от любого будничного дела на поиски какой-то другой жизни, где на первом месте должны стоять духовные радости. Но всё это — смутно, неопределённо! Такому типу людей точно известно, чего они не хотят! Всё остальное в их стремлениях из области интуиции или генной памяти. Господь создал их для духовных поисков. Именно такие люди-залог возрождения России.

Писатель Василий Белов считал, что причиной крушения крестьянского мира был уход от прежних крестьянских традиций. Но само существование традиций в деревне всегда было под вопросом. У них не было твёрдой основы. Такие разные типы социального человека не могли долго жить в мире. Они бы неизбежно поссорились. Что и произошло в начале двадцатого века.

Без веры и согласия герои Шукшина и герои Астафьева как-то не прижились — ни в атеистическом по духу социализме, ни в прагматичном рыночном обществе. Даже единой по духу и содержанию культуры они создать не могли. Единоличник Митряха и в деревне, и переселяясь в город, хотел от литературы, от искусства — идейного оправдания его эгоистической позиции. Будущие либералы и демократы быстро поняли этот духовный запрос единоличника. И сделали ставку на него. Они всячески старались внушить читателю, что личный интерес, забота о близких — самая правильная позиция. Появились книги, где все события в деревне трактовались в пользу единоличника.

Собираясь разобрать страну по частным улусам, либеральные критики и ученые наперебой стали внушать кулаку-единоличнику, что сейчас, в период перестройки произошла подлинная революция в сложившихся представлениях о мире и человеке. Заявлено о приоритете и самоценности индивидуального начала.

Настало время довериться человеку, его природе! Не надо стыдиться своих страстей и добиваться личного успеха.

Мечтательные Иваны — герои Шукшина, уехавшие в города в советское время, стали рабочими. Было много общих дел, интересного досуга. Человек стал учиться. Героям Шукшина ближе было другое искусство, другая литература, другое кино. Поиски смыла жизни, поиски справедливости -вот что их привлекало больше всего. Они надеялись, что деятели культуры найдут ответ на их запросы, что – то прояснят в метафизических тайнах бытия. Однако попытки писателей-деревенщиков (последователей Шукшина) заявить о себе, встретили бурный протест уже окрепших и завладевших всем творческим процессом в стране либералов и демократов. Пока в руководстве государства были еще какие-то здоровые силы, деревенщиков печатали и награждали, но вскоре «отодвинули в сторону и Валентина Распутина и других.

В городах для героев Шукшина вначале всё было ново, а потом «нищенская правда повседневности «пришла» и городскую квартиру. Даже участники великих сибирских строек только первые десять, пятнадцать лет еще жили в приподнятом романтическом настроении, с увлечением строили свою городскую жизнь. Однако, чем больше наживалось материальных благ, тем более мещанской, обывательской становилась «повседневность»! Я был свидетель окончания строительства Братской ГЭС. Начались будни, которые мне приходилось освещать в телевизионных репортажах.

Чем больше «скисал» в повседневности бывший мечтатель, тем активнее становился в ней вечно тоскующий по делу герой произведений Астафьева — единоличник, который по выражению писателя «глазаст, вреден и прижимист». В повседневных делах последних советских лет единоличник стал подминать по себя всё!

В.Курбатов в статье о творчестве Шукшина отмечает: «за трескотнёй о возрождении России мы успели подзабыть живого русского человека, который эту самую Россию и составлял. Да и не позабыли даже, а как-то исподтишка подменили пустой оболочкой, лубочной картинкой — и вот дивимся, что ничего у нас не выходит. Чтобы скрыть внезапно обнаружившуюся пустоту, стали русского мужика где поглубже искать: одни — во временах Калиты и Ивана Васильевича, а другие — в днях Александра Освободителя или Петра Столыпина. Свой, недавний, показался негоден для реформаторской переработки, слился в какого-то плакатно-безликого «колхозника», который гирями повис на ногах преобразователей и не давал шагу ступить. (1)

Никто в России, еще со времен реформ Столыпина, не задавал себе вопроса: действительно ли наличие своего надела земли, своего кузницы или мастерской, своей усадьбы — является полной гарантией того, что в рачительном хозяине разовьются и другие положительные моральные качества, без которых в обществе жить нельзя? И без которых обществу существовать и развиваться нельзя? Есть предположение, что, например, Астафьев так и считал. Однако, история России говорит о совсем обратном.

Через двадцать лет рыночных реформ оказалось, что хозяин на российской земле вроде бы появился, а жить с ним остальным тошно и неприятно! Он, оказывается, ничего не хотел, кроме наживы! Они все свои тёмные страсти выпустил на волю! На неимущих граждан, как на быдло смотрит, берега рек незаконно захватывает под свои усадьбы и так далее и тому подобное.

И тому и другому типу социального человека надо научиться жить вместе, а обществу продуктивно использовать потенциал каждого из них. Есть надежда, что религия придёт ко всем на помощь после отчаянных и бесполезных попыток обустроить Россию! При таком огромном различии в мировоззрениях и жизненных целях иного средства возрождения страны просто не существует. Больше ста лет назад философ Огюст Конт писал, что из всех структур, созданных обществом, в свою очередь становящихся его основанием, наиболее важной, наиболее характерной, наиболее подверженной опасности является религия!

Какую бы национальную идею, какую бы программу развития страны не предложили ученые, она неосуществима, пока наш мечтатель Иван только мечтает, а единоличник Митряха тащит всё к себе!

Примечания: 1) В.Курбатов. «Без него.» журнал «День и Ночь»,2014 г, № 5.

Like this post? Please share to your friends:
  • Праздник хохломской росписи
  • Праздник хоулинг какого числа
  • Праздник хорса у славян
  • Праздник хороших манер
  • Праздник хорошего настроения 4 февраля история