09.11.2016 17:24
Примерное время чтения: 4 минуты
3261
Праздник для нерпы. История корякского обрядового «Хололо»
Еженедельник «Аргументы и Факты» № 45. «АиФ-Камчатка» 08/11/2016
Коряки благодарят океан за обилие нерпы. / Дарья Антонычева / АиФ
4 ноября площадка около Култучного озера в центре Петропавловска-Камчатского на несколько часов превратилась в корякское стойбище. Его обитатели проводили свой традиционный обрядовый праздник Хололо, а гости завораживались танцами под звуки бубна и гортанным «оча-оча»…
Щедрая нерпа
Сами нымыланы говорят, что слово «хололо» на русский язык не переводится, несмотря на то, что этому празднику сотни лет. В корякских сёлах его всегда отмечали с особым размахом.
Корякский праздник Хололо, наряду с ительменским Алхалалалаем и эвенским Нургенеком, в декабре 2009 года был объявлен официальным праздником Камчатского края.
– По традиции поздней осенью морские зверобои благодарили океан за обилие главной пищи береговых коряков — нерпы, — рассказывает историю праздника артистка ансамбля «Коритэв» Карина Етаургина. — Это сегодня мы можем забежать в ближайший магазин и купить всё, что хочется, а ещё сто лет назад коренные народы Севера с удовольствием ели мясо нерпы, её жир использовали для освещения жилищ, а из шкур шили одежду. Оставить без искренней благодарности морскую кормилицу коряки не могли, потому и собирались в конце промыслового сезона на Хололо. Поверье гласит, что убитые охотниками нерпы являются гостями, и праздник устраивается для них, чтобы достойно проводить их обратно в море. Считается, что если в этот день угодить морскому животному, то уже следующим летом оно вернётся и приведёт с собой сородичей.
По традиции праздник начинается с подношения морю, земле, вулканам и с кормления главного героя — щедрой нерпы. После этого морское животное, правда, нужно было принести в жертву богам, но обошлись без этого обряда — пожалели особо впечатлительных горожан. А нерпа на сцене была из травы и сладостей.
– Сегодня в очередной раз с удовольствием для себя отметила — я живу в удивительном крае, — с улыбкой говорит жительница Петропавловска Юлия Прохорова. — В большинстве регионов России День народного единства прошёл однообразно: ну посыпали чиновники высокопарными словами со сцены, ну отоспались люди во внеочередной выходной. А на Камчатке — завораживающее зрелище! До сих пор не понимаю, почему глаз не могу оторвать от национальных корякских танцев. В каждом движении — сила, мощь, смысл! И пусть Хололо почти потерял свой первоначальный смысл — в наши дни его всё чаще его «играют» для туристов, мне сегодняшний праздник понравился. Гуляй, Хололо!
Лаутен на счастье
И Хололо погулял! После выступления национальных ансамблей всем гостям праздника раздали зелёную траву — лаутен. Она, согласно поверью, защищает от чёрных сил и злых духов. Нымыланы верят, что если повязать лаутен на дерево счастья — самое сокровенное желание исполнится.
– Посмотрите сколько девочек в национальных кухлянках, — подмечает участник праздника Михаил Нутелькут. — Меня это очень радует, потому что родители специально купили или сшили вещь маленького размера. Преемственность традиций для малочисленных народов крайне важна, это вопрос выживания этноса. Проблем на Севере много: повальное пьянство, разгул инфекционных заболеваний, молодёжь не говорит на родных языках… Тридцать лет назад всё было по-другому, но тогда и страна другая была. Власть другая. Отношение к нам другое. Но мы не унываем — Север слабых ведь не терпит. Настроение сегодня очень радостное. Всё как сотни лет назад: глухо звучит бубен, танцуют девушки в кухлянках, звенят колокольчики. И хочется верить, что высшие силы нас услышат.
В Петропавловске День народного единства отметили с «Хололо» | Фотогалерея
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
В Петропавловске День народного единства отметили с «Хололо» | Фотогалерея
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
© АиФ / Дарья Антонычева
Также вам может быть интересно
1. Общие положения
Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных) и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных, предпринимаемые Межрегиональной общественной организацией «Объединение коренных малочисленных народов «СОЮЗ» (МОО “КМНСОЮЗ”) (далее – Оператор).
1.1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта https://news.kmnsoyuz.ru/.
2. Основные понятия, используемые в Политике
2.1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.
2.2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).
2.3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу https://news.kmnsoyuz.ru/.
2.4. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.
2.5. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных.
2.6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
2.7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
2.8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта https://news.kmnsoyuz.ru/.
2.9. Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, – персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном Законом о персональных данных (далее – персональные данные, разрешенные для распространения).
2.10. Пользователь – любой посетитель веб-сайта https://news.kmnsoyuz.ru/.
2.11. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.
2.12. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом.
2.13. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
2.14. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) уничтожаются материальные носители персональных данных.
3. Основные права и обязанности Оператора
3.1. Оператор имеет право:
– получать от субъекта персональных данных достоверные информацию и/или документы, содержащие персональные данные;
– в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных;
– самостоятельно определять состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Законом о персональных данных и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено Законом о персональных данных или другими федеральными законами.
3.2. Оператор обязан:
– предоставлять субъекту персональных данных по его просьбе информацию, касающуюся обработки его персональных данных;
– организовывать обработку персональных данных в порядке, установленном действующим законодательством РФ;
– отвечать на обращения и запросы субъектов персональных данных и их законных представителей в соответствии с требованиями Закона о персональных данных;
– сообщать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию в течение 30 дней с даты получения такого запроса;
– публиковать или иным образом обеспечивать неограниченный доступ к настоящей Политике в отношении обработки персональных данных;
– принимать правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных;
– прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, прекратить обработку и уничтожить персональные данные в порядке и случаях, предусмотренных Законом о персональных данных;
– исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о персональных данных.
4. Основные права и обязанности субъектов персональных данных
4.1. Субъекты персональных данных имеют право:
– получать информацию, касающуюся обработки его персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Сведения предоставляются субъекту персональных данных Оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, когда имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных. Перечень информации и порядок ее получения установлен Законом о персональных данных;
– требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав;
– выдвигать условие предварительного согласия при обработке персональных данных в целях продвижения на рынке товаров, работ и услуг;
– на отзыв согласия на обработку персональных данных;
– обжаловать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке неправомерные действия или бездействие Оператора при обработке его персональных данных;
– на осуществление иных прав, предусмотренных законодательством РФ.
4.2. Субъекты персональных данных обязаны:
– предоставлять Оператору достоверные данные о себе;
– сообщать Оператору об уточнении (обновлении, изменении) своих персональных данных.
4.3. Лица, передавшие Оператору недостоверные сведения о себе, либо сведения о другом субъекте персональных данных без согласия последнего, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
5. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя
5.1. Фамилия, имя, отчество.
5.2. Электронный адрес.
5.3. Номера телефонов.
5.4. Год, месяц, дата и место рождения.
5.5. Фотографии.
5.6. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).
5.7. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.
5.8. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, интимной жизни, Оператором не осуществляется.
5.9. Обработка персональных данных, разрешенных для распространения, из числа специальных категорий персональных данных, указанных в ч. 1 ст. 10 Закона о персональных данных, допускается, если соблюдаются запреты и условия, предусмотренные ст. 10.1 Закона о персональных данных.
5.10. Согласие Пользователя на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, оформляется отдельно от других согласий на обработку его персональных данных. При этом соблюдаются условия, предусмотренные, в частности, ст. 10.1 Закона о персональных данных. Требования к содержанию такого согласия устанавливаются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.
5.10.1 Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, Пользователь предоставляет Оператору непосредственно.
5.10.2 Оператор обязан в срок не позднее трех рабочих дней с момента получения указанного согласия Пользователя опубликовать информацию об условиях обработки, о наличии запретов и условий на обработку неограниченным кругом лиц персональных данных, разрешенных для распространения.
5.10.3 Передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена в любое время по требованию субъекта персональных данных. Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению. Указанные в данном требовании персональные данные могут обрабатываться только Оператором, которому оно направлено.
5.10.4 Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, прекращает свое действие с момента поступления Оператору требования, указанного в п. 5.10.3 настоящей Политики в отношении обработки персональных данных.
6. Принципы обработки персональных данных
6.1. Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе.
6.2. Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
6.3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.
6.4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.
6.5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных соответствуют заявленным целям обработки. Не допускается избыточность обрабатываемых персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки.
6.6. При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор принимает необходимые меры и/или обеспечивает их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.
6.7. Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные уничтожаются либо обезличиваются по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
7. Цели обработки персональных данных
7.1. Цель обработки персональных данных Пользователя:
– информирование Пользователя посредством отправки электронных писем;
– предоставление доступа Пользователю к сервисам, информации и/или материалам, содержащимся на веб-сайте https://news.kmnsoyuz.ru/.
7.2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Отказ от уведомлений о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».
7.3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.
8. Правовые основания обработки персональных данных
8.1. Правовыми основаниями обработки персональных данных Оператором являются:
– уставные (учредительные) документы Оператора;
– договоры, заключаемые между оператором и субъектом персональных данных;
– федеральные законы, иные нормативно-правовые акты в сфере защиты персональных данных;
– согласия Пользователей на обработку их персональных данных, на обработку персональных данных, разрешенных для распространения.
8.2. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте https://news.kmnsoyuz.ru/ или направленные Оператору посредством электронной почты. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.
8.3. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).
8.4. Субъект персональных данных самостоятельно принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие свободно, своей волей и в своем интересе.
9. Условия обработки персональных данных
9.1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
9.2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.
9.3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
9.4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
9.5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
9.6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее – общедоступные персональные данные).
9.7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
10. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных
Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.
10.1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.
10.2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства либо в случае, если субъектом персональных данных дано согласие Оператору на передачу данных третьему лицу для исполнения обязательств по гражданско-правовому договору.
10.3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Актуализация персональных данных».
10.4. Срок обработки персональных данных определяется достижением целей, для которых были собраны персональные данные, если иной срок не предусмотрен договором или действующим законодательством.
Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
10.5. Вся информация, которая собирается сторонними сервисами, в том числе платежными системами, средствами связи и другими поставщиками услуг, хранится и обрабатывается указанными лицами (Операторами) в соответствии с их Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности. Субъект персональных данных и/или Пользователь обязан самостоятельно своевременно ознакомиться с указанными документами. Оператор не несет ответственность за действия третьих лиц, в том числе указанных в настоящем пункте поставщиков услуг.
10.6. Установленные субъектом персональных данных запреты на передачу (кроме предоставления доступа), а также на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) персональных данных, разрешенных для распространения, не действуют в случаях обработки персональных данных в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законодательством РФ.
10.7. Оператор при обработке персональных данных обеспечивает конфиденциальность персональных данных.
10.8. Оператор осуществляет хранение персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.
10.9. Условием прекращения обработки персональных данных может являться достижение целей обработки персональных данных, истечение срока действия согласия субъекта персональных данных или отзыв согласия субъектом персональных данных, а также выявление неправомерной обработки персональных данных.
11. Перечень действий, производимых Оператором с полученными персональными данными
11.1. Оператор осуществляет сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение персональных данных.
11.2. Оператор осуществляет автоматизированную обработку персональных данных с получением и/или передачей полученной информации по информационно-телекоммуникационным сетям или без таковой.
12. Трансграничная передача персональных данных
12.1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.
12.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
13. Конфиденциальность персональных данных
Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
14. Заключительные положения
14.1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты privacy@kmnsoyuz.ru.
14.2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией.
14.3. Актуальная версия Политики в свободном доступе расположена в сети Интернет по адресу https://news.kmnsoyuz.ru/.
В описание национального, традиционного праздника «Хололо» вошли четыре группы Карагинских коряков, проживающих в селах: Тымлат, Карага, и уроженцев сел: Рекинники и Анапка (два последних села были закрыты, за нерентабельностью и население переселили в поселок Оссора, село Тымлат, и поселок Ильпырский). Сегодня коренные жители с большим энтузиазмом стремятся сохранить свои традиционные праздники, обряды и ритуалы. Активно приобщают младшее поколение. В селе Тымлат проводят «Хололо» в детском саду. Дети школьного возраста разучивают родовые мелодии бабушек, дедушек, используют их на творческих выступлениях, как в селе, так и на выездных концертах. Непременно на празднике поют родовые мелодии и напевы. Помимо вышеупомянутого праздника дети разучивают и ставят постановки на основе корякских сказок.
В данной работе использовались выдержки из трудов, ученных – этнографов В.И Иохельсон «Коряки» и В.Н Малюковича «Праздник Карагинских коряков «Хололо», «Краеведческие записки», интервью Л.Н. Уваровой, газета «Карагинские вести» от 26.10.2011г.
Записи были сделаны сотрудником краевого государственного бюджетного учреждения «Корякский центр народного творчества», Светланой Савельевной Голиковой в фольклорной экспедиции в поселке Оссора и селе Тымлат, Карагинского района.
Дата записи:
28 марта 2012 года.
Носитель – Дарья Павловна Уварова уроженка с. Анапка, Карагинского района
Носитель – Савелий Васильевич Голиков уроженец с. Анапка, Карагинского района.
Дата записи:10 апреля 2011 года.
Информант – Оксана Егоровна Волкова, уроженка села Рекинники.
Дата записи: 29 ноября 2012 года.
Носитель – Дарья Васильевна Тынакьяв, уроженка села Рекинники, Карагинского района;
Информант – Галина Георгиевна Белошапко (Тынакьяв, дочь Д.В. Тынакьяв).
Дата записи: 01 декабря 2012 года.
Носитель – Дарья Васильевна Упит (Чечулина), уроженка села Тымлат Карагинского района.
Описание национального праздника Карагинских коряков «Хололо» село Карага
«… этнологию народа нельзя понять
без знания его подлинного творчества и языка».
В.И. Иохельсон
«Временное пространство складывается из прошлого, настоящего и будущего. Прошлое, к большому сожалению, не вернуть, оно уходит бесследно никуда, остается лишь в книгах, в воспоминаниях очевидцев, которые живут ими, потому, что это единственная нить связующая их с предками» (Газета «Карагинские вести» от 26.10.2011г.).
Для наших предков соблюдение традиций и обрядов имело очень большое значение, потому что вера в различные рода духов, которые управляют этим миром, помогала им жить в суровых условиях Крайнего Севера.
С помощью воздействия магических обрядов коряки верили в удачу, которая сопутствовала им в охоте или в любой другой сфере традиционного быта. Так сформировались древние национальные традиции, обряды ритуалы, в которых, во время проведения обрядовых действий, народы Севера задабривали сверхъестественные силы природы.
К сожалению, не осталось людей из коренных жителей, которые смогли бы определенно объяснить происхождение того или иного обряда, описываемого ниже праздника. Потому что оно уходит в далекое прошлое. Однако мы при помощи научных трудов этнографов и свидетельствование информантов попытаемся раскрыть тайну.
Что представляет собой праздник «Хололо»
Это праздник благодарения и проводы душ, добытых охотниками морских зверей, во время промыслового сезона. Все ритуалы и обряды, проводимые на этом празднике, концентрируются на том, чтобы души добытых зверей благополучно вернулись «домой» в море и поделились со своими сородичами, о благоприятном времени которые они «провели в гостях у людей». Тогда, как верили коряки, нерпы с большой охотой будут «идти в гости к людям».
В своих исследованиях и описаных в «Краеведческие записки», «Праздник Карагинских коряков «Хололо» В.Н. Малюкович пишет: «…праздник «Хололо» сконцентрировал в себе древние обычаи, ритуальные танцы, это праздник, на котором можно отведать оригинальные национальные блюда, увидеть в полном блеске праздничную одежду, услышать песни, перешедшие по наследству от предков, и проследить, как рождаются новые, быть свидетелем соревнований игры на бубне, соревнований в танцах, а мужчин в силе, ловкости, удали. Здесь на празднике обнажаются истоки корякской музыки, танца, песни и народного мимического танца».
Очень важно, что праздник хололо дошёл до нашего поколения и он в живом бытовании. Его празднуют: в Карагинском районе в селах: Ильпырском, Карага, Оссора, Тымлат и Тигильском районе в селе Лесная.
Описываемый праздник прошел в Карагинском районе в семье Волковых Оксаны и Василия, которые на данный момент проживают в поселке Ильпырском.
А также из рассказа старейшины из села Тымлат, Карагинского района, Дарьи Павловны Уваровой.
Лыг΄утаӈу – трава осока, собирается на болотистой местности в июле, в начале августа, сушится в темном хорошо проветриваемом помещение. Используется для очищения дома и защиты гостей и хозяина от злых духов.
«Тылӄытыл» — национальное блюдо, состоит из кореньев, соцветий, листьев и сердцевины иван-чая, топлённого нерпичьего жира, ореховых ядер кедрового стланика, ягоды: морошка, брусника, шикша.
Таликамаку. – маленькие рогульки-развилки из дерева ольхи. коряки называют их «маленькие человечки». Отвечают за крепость ремня и связь с «душами» нерп.
Талытал – сыромятный ремень из шкуры нерпы, шириной около 3-х сантиметров к нему прикрепляли берёзовый пропеллер и таликамаку -рогульки из древа ольхи. При помощи ремня гости и хозяева гадали.
Таликамаку – маленькие рогульки-развилки. По поверьям коряков при помощи рогулек ремень-талытал делали крепким.
Аррив΄ы – древо ольхи, около 2-х, 3-х метров, заносится в дом к достатку в доме и удачной охоте на следующий год.
Улляу – ряженные в масках, сделанных из дерева берёзы. На празднике очищают дом хозяина праздника от злых духов. Требуют за свои действия оплату в виде подарка или понравившейся вещи.
Когда заканчивался сезон охоты на морского зверя, нерпу, хозяин объявлял дату проведения торжества, и переносить его уже не имел право. Оно назначалось не по желанию семьи, а по луне, то есть, на период нарастания луны, если дата была назначена во время убывания светила, то хозяин рисовал луну.
Угощения готовят за сутки до праздника: тылӄытыл, тавг’ал (вяленая рыба), чай, кусочки сушёного мухомора, «котлеты» из нерпичьего мяса, оленина мороженная, отварная, сушенная. К утру, когда готовы блюда, хозяин и хозяйка начинают праздник.
Пришедшие гости должны обязательно есть на празднике угощения, предложенные им хозяевами праздника, поскольку коряки верят – что нерпы во время охоты сами идут к тем охотникам, которые угощают пришедших людей на праздник национальными блюдами.
Во время обрядов коряки используют ольху, данное дерево для коряков является оберегом – «другом», который защищает их от бед и напастей. Ольху применяют во всех ритуалах, держат ветки дома, кладут в карман, прикрепляют у входа в дом.
В начале праздника, мужчины надевают национальную одежду, малахаи мужской головной убор, одевают так, чтобы передняя часть была сзади. Ветки ольхи ломают и делают чучела по количеству убитых нерп.
Сам праздник проводят в каждой семье, но бывает, что проводят совместно. Хозяин сжигает на огне первым пары чучел, которые формируют из веток ольхи. перевязанных травой осокой (лаутеном). Затем обрызгивают их водой, и намазывают жиром, обязательно тылӄытыл. Когда огонь хорошо горит во время ритуала, то по поверьям коряков – это означает хороший признак, как сказала бабушка Амма — «…нерпы довольны».
Ритуал сжигания чучел нерпы семейный, поэтому его проводят до прихода гостей. Женщины, отвернувшись от мужчин, кричат «Оча!» пританцовывают в сторону моря, показывая нерпам дорогу, затем поворачиваются и танцуют в сторону тундры, чтобы души нерп не потерялись по дороге, а уходили в чётко заданном направлении, «домой», в море. При этом все время восклицают «Оча!». Когда мужчины говорят, что совершили ритуал (т.е. сожгли чучела) начинается праздничное действие.
Коряки верят, что если не проводить морского зверя «домой» в море, то нерпы будут «болеть» и погода для охоты в следующем году будет неудачной. Поэтому очень важно устроить проводы нерпы, т.е. провести праздник именно в начале ноября до середины декабря. В своём интервью для газеты «Карагинские вести» 2011 году, знаток национальной культуры Л.Н. Уваровой говорится: «…У данного праздника существуют строгие временные рамки – с сентября по декабрь. В декабре после полнолуния, наши предки не охотились, рыбачили только удочкой. Было такое поверье, что именно в это время охотятся духи, нечистая сила, и если кто-то осмеливался, охотиться то погибал».
В конце декабря их нельзя провожать, поскольку море закрывается, и они не смогут попасть «домой» из-за льдов. Когда хозяева устраивают достойные проводы, нерпы очень довольны, и весь праздник «танцуют» и «поют» с гостями и хозяевами праздника.
Гостей встречают криками «Хололололо!», те же в свою очередь отвечают этим же восклицанием. При входе в дом хозяйка обязательно дает гостю лаутен и он прикрепляет его на руку или на одежду.
Трава осока – является не только пропуском на праздник, но и содержит в себе функцию очищения, защищает дом от злых духов хозяина и самих гостей. А также является защитой от негативна, агрессии с любой стороны во время праздника.
Затем мужчины идут отмерять талытал (сыромятный ремень из шкуры нерпы), заносят его в дом уже собранным, вешают на косяк двери. Важным атрибутом талытала являются таликамаку.
Таликамаку – это маленькие рогульки-куклы, «маленькие человечки из ольхи». Их вырезают из веток ольхи, (делает их тот, кто умеет, он же их и вешает на ремень). Рисуют им глаза, рот. Крепят их на собранный ремень. Таликамаку вешают для того, чтобы куклы «настроили» ремень на крепость. Перед тем как «маленьких человечков» закрепить на ремне, их самих надо «настроить» или «разбудить». Ими стучат по стенам дома или по ремню, так «маленьких человечков» (таликамаку) будят, приговаривая: «А ну-ка проснись!»
На ремень так же вешают траву осоку (лаутен) и пропеллер (талытал). Кормят таликамаку (рогульки-куклы) тылкушками. Затем, когда таликамаку готовы (после того как их покормили), ремень закрепляют на косяк двери. Желающие могут подходить и «нанкамлыг΄атык» (раскачивать, кружить), петь свою песню и при этом пританцовывать.
«И г΄нано-о таликамаки-гыт! Ныг΄умраӄа-а кынтыгын гылнын! Умрамакилӈо-о-о кнытыгын таликамакиго-о-от! Ныг΄умраӄа!» — это восклицание для рогулек-кукол, которые «отвечают за крепость ремня. Восклицание означает – «Ну-ка, маленькие человечки! Крепкий сделай ремень! Хороший ремень сделай, маленькие человечки!».
Есть еще одно обращение: «И г΄нано-о таликамаки-гыт! Умрилӈо-он
ӄытыткыныгы, инано!». Это восклицание обращено куклам во время раскачивания (т.е. «маленький ольховый человечек» должна настроить ремень, что бы пропеллер сильно жужжал, когда его будут тянуть): «Давай, давай, маленький человечек! Сделай его хорошим, крепким, чтобы пропеллер хорошенько жужжал, когда его будут тянуть, давай!».
«…Амынӈа ӄулынтык ал алланпыка нантыткына, и потом тынго инӈин таликамакав΄ тоже ӄнут просто инӈин нанылуткын, ал тын, потому что ам а в΄утаӄ ал антылӄувка, ал алланпыка, слепая тоже.». Если хозяева не нарисуют глаза и рот «маленьким ольховым человечкам» (таликамаку), и не кормят его, то он будет слепой, и тогда ничего не происходит, т.е. не происходит никакого таинства, поведала нам Дарья Павловна Уварова.
Ремень раскачивают по часовой стрелке. «Титкыплипыӈ» — это значит раскачивать по круговороту солнца. Когда наступает момент, талытал привязывают одним концом внутри дома, второй конец выносят на улицу. Таликамаку вешают у входа в дом. И начинают пытаться порвать ремень. Во время раскручивания пропеллера веселье не прекращается в доме.
Перед тем как вынести талытал, желающие гости могут браться за талытал, начинают нанкамлывакы (раскачивать), петь родовую мелодию или же сочиненную экспромтом песню и приплясывать. Если таликамаку хорошо натылуткы (кружат, раскачивают), то человек входит в транс. Коряки считают, что это нерпы «веселятся» и «радуются» празднику и проводам. Такикамаку служили своеобразным проводником между душами животных и людьми, судили по тому как уходи в транс человек во время пения возле талытала. В селе Ильпырском, мои родители так же справляли описываемый праздник, я наблюдала, как мама, Голикова Татьяна Николаевна пела свою песню, раскачивая ремень. Это длилось более полтора часа. Было ощущение что она ушла в себя и никого не замечала. Позже она рассказала, что спрашивала у духов о будущем старшего брата, и ей привиделось, что он входил в дом весёлым и довольным, и у неё было чёткое понимание того что всё у него будет хорошо. Во время своего пения, ей совершенно не мешало, то, что вокруг звучат бубны и гости веселились, танцуя и исполняя родовые мелодии.
Во время праздника звучали песни только под бубен, или без него. В своих заметках В.Н. Малюкович. «Праздник Карагинских коряков «Хололо», отмечает данный факт: «…Единственным музыкальным инструментом является бубен.
Исполнитель играет на бубне, отбивая ритм, и поет. Присутствующие на этом празднике под этот аккомпанемент танцуют. Часто исполнителями являются два три человека с бубнами, в этом случае от них требуется слаженность и мастерство импровизации, т.к. исполнение происходит стихийно, безо всяких предварительных репетиций, к бубнам привязывается «пропуск» — лаутен. Певцом может быть мужчина или женщина».
При помощи талытала коряки гадали. В своих трудах о гадание при помощи талытала И.С. Гурвич описывает в своих трудах «Корякские промысловые праздники» на странице 203: «После сожжения «нерп» устраивали гадание. Через дымовое отверстие в юрту спускали вертушку (талитал) на длинном ремне с сучком-развилкой – хозяином (таликамак). Этот снаряд обносили с пением вокруг костра пять-шесть раз, затем ремень зацепляли за столб у входа в землянку, протаскивали через коридор и крутили. «Хозяин» ремня в это время вешали на столб. Ели ремень лопался вне землянки, это означало? Что нерпы не добрались до родных мест и, следовательно, удачи в следующем году не будет. В этом случае на следующий год гадание не производилось. Если ремень рвался в землянке, то считалось, что всё будет хорошо. Вертушку, «хозяина» и ремень мазали толкушей. Ремень разрезали на части и давали каждому охотнику, но около вертушки оставляли кусок ремня длиною до 30 см».
Пока гости пляшут и поют родовые мелодии, взявшись за талытал, мужчины делают маски уля΄у, посохи и «пропеллер». Вот как описывает маски В.Н. Малюкович «Праздник Карагинских коряков «Хололо»: «маска «уля΄у» представляет собой уплощенного лица с прорезанными глазами, вырезанным большим носом, не свойственным корякам, со ртом без губ. Подбородок острый, лоб покатый, реже – прямой. На уровне ушей имеется по отверстию для ремешков, которыми привязывается маска. В настоящее время вместо ремешков используется капроновая бечевка. С тыльной стороны маска выдолблена.
Выемка имеет около двух сантиметров, глаза на маске без век, надбровий нет» — вертушку из березы: «… несколько мужчин усаживаются прямо на пол кухни около плиты и, не обращая внимания на продолжающиеся танцы, берут в руки топор и лучковые сверла и начинают свою работу: изготовляют из ольхи «пропеллер» — вертушку – талытал и маску – «уляг΄у». По желанию хозяина, пропеллер делают до праздника, в том случае, если на празднике раскачивают талытал, в некоторых семьях данный атрибут отсутствует и его не используют.
Еще одним действом на празднике является «перетягивание» ольховых веток в дом. «Тлэй, кырвугы ралӄывлаткы!» — «Смотрите ветки заходят!» – восклицает хозяин дома. Его восклицание – сигнал к затягиванию ольховых веток в дом. Гости делятся на две части, одни располагаются в доме, другие за порогом дома. Задача тех кто находится в доме, перетянуть ветки в дом – перетянутые ветки, означают достаток в доме и удача в охоте. Хозяин проходит к огню, разламывает ветки и сжигает их в печке с лаутеном и нерпичьим жиром. В.Н Малюкович описывает в «Праздник Карагинских коряков «Хололо», «…часть народа из общей комнаты переходит в сени и кухню.
Некоторые гости через открытую из сеней на кухню дверь подают ольховую ветку комлем вперед на кухню, и часть гостей, находящаяся на кухне, над порогом пытается ее перетянуть к себе, а гости в сенях удерживают. Затем они незаметно уступают и ветки перетягивают на кухню. Здесь их рубят и сжигают в печи. При этом восклицают «Хололо!». «При акте «перетягивания» не обходится без шуток: в момент, когда гости пытаются перетянуть ветку на кухню, кто-либо незаметно привязывает ремешком конец ветки за опорный столб сеней. Не ведая того, гости пытаются перетянуть ветку, но не хватает сил. С трудом им удается порвать ремешок и все они под общий смех зрителей падают. Ветки имеют длину около двух метров» Когда готовы маски и пропеллер, хозяин надевает пропеллер и «предохранители» (две сыромятных ремня по два метра, их закрепляют по разные стороны пропеллера, для того чтобы пропеллер не поранил никого из гостей если порвется талытал) на талытал, закрепив его дома, конец талытала выносит на улицу. Если талытал маленький, то его можно рвать дома.
«Туг΄ук! Матка микнак ныкатв΄уӄын!» «Пора! Кто здесь самый сильный!» – это восклицание является приглашением для гостей порвать ремень. Вначале пробуют по одному человеку, если не поддается, то берутся по два человека. Бывают случая, когда попадался крепкий ремень и на одном празднике его не могли порвать, тогда его везли в другой поселок, если и в этом поселке не могли порвать, то его перевозили в следующее селение. Порвать талытал надо до окончания полнолуния. Если же не удалось этого сделать, то талытал оставляют до следующего праздника, который состоится в следующем году.
Когда талытал порван, гости ликуют криками «Хо-ло-ло-ло-ло-ло!». Хозяин режет ремень и делит его между собой и победителем.
Настает момент на празднике для улг΄яу. Хозяин договаривается с гостями, желающими быть на празднике уляг΄у – женщина и мужчина. Один уляг΄у изображает злого духа, другой доброго. Добрый дух танцует с гостями, злой дух мешает им всячески веселится, даже может больно ударить его посохом, разгоняет по домам.
А.Н. Уварова, уроженка села Анапка, Карагинского района, рассказывает о уляг΄у: «…потом пожилые женщины в кухлянках, другие – в масках, вожак, идущий впереди, деревянным человечком обходят комнату. Они могут любого неожиданно ударить, ущипнуть, испугать, в любой дом зайти, и там что хотят они, то и делают, им нельзя перечить, а то худо будет».
В исследованиях И.С. Гурвич записанные в «Корякские промысловые праздники», стр. 240, говорится: «После праздника нерпы через день-два надевали маски, выдолбленные из дерева, выворачивали одежду наизнанку и ходили в гости друг к другу. Мужчины надевали женскую одежду, женщины мужскую. Маски надевали по дороге, когда подходили к юрте. Навстречу ряженым выходили хозяева. Приехавшие заходили в дом, иногда они вступали в шуточную борьбу с хозяевами. Хозяева старались узнать, кто приехал – заставить снять маски. Если хозяева побеждали, то ряженные свои лица им все равно не показывали».
Когда наступает, момент подкидывание шишек вверх злой уляг΄у мешает их поймать. У коряков есть поверье – сколько шишек поймаешь подолом кухлянки, столько будет удачи и счастья на весь год. Уляг΄у остаются с гостями до конца праздника.
Гостям обязательно раздается тылӄытыл после того как они собрались домой. На второй день два человека берут маски уляг΄у, посохи, пропеллер и относят их далеко в тундру, оставляет их там. На этом праздник считается завершен.
Подготовила заведующий отделом по фольклору КГБУ «КЦНТ» Голикова С.С.
Фотографии из архива КГБУ «КЦНТ»
Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя
школа №8»
______ Петропавловск-Камчатского городского
округа _________
683031,
г. Петропавловск – Камчатский, ул. Давыдова, 15
тел/факс:
8(4152)232927; тел.: 233002, ИНН 4100018538 КПП 410101001
Методическая
разработка
фольклорного
познавательно-развлекательного праздника
для воспитанников
старшей группы
Тема: «Празднуем
Хололо»
Разработчик —
Фатеева Лилия Владимировна,
воспитатель
г. Петропавловск – Камчатский
2019 год
Аннотация
Сценарий фольклорного
познавательно-развлекательного праздника «Празднуем Хололо» разработан для
педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольных образовательных
учреждений. Предлагаемый сценарий проводится в ноябре с воспитанниками старшей
группы. Праздник насыщен театральными элементами, и его удобно проводить в
помещениях, имеющих сцену или просторный зал для народных игр, хороводов.
Введение
“Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,
Когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
Фантазии, творчества.
Без этого он засушенный цветок”…
В.А.Сухомлинский.
С
ранних лет любой человек знает, что такое праздник, и желает, чтобы их было как
можно больше. Человеку свойственно стремиться к радостному и светлому ощущению
жизни. Праздники не только позволяют человеку отдохнуть, они делают его добрее,
отзывчивее, щедрее, воспоминания о них согревают в трудные минуты.
Праздники, развлечения – важный фактор формирования маленького человека. Через
звуки и движения ребенок познает мир, в который пришел. У детей досуг,
праздники побуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе,
содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и
самостоятельности. Массовость, красочность, положительные эмоции, доступность
всего происходящего нужны как витамины.
Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического
воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в
частности, принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное
и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение
фольклора с современными событиями, присущие праздничной ситуации, способствуют
более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого
и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в
настоящем. Каждый
народ — это своя неповторимая культура, история, образ жизни, традиции.
Культура
народов Севера — достояние всего человечества, это творческое самовыражение
каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру
свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. И
сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и
обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.
Цель
мероприятия
Приобщение
детей к истокам национальной культуры и быта коренных народов Камчатки
Задачи
·
Развить у детей положительное эмоционально –
ценностное отношение к малой Родине.
·
Формировать познавательный интерес к
культурному наследию коренных народов Камчатки.
·
Познакомить с бытом, культурой, традициями
коренных народов.
·
Воспитывать уважение и гордость за свой родной
край.
Предполагаемый
результат
·
Обогащение знаний детей о культуре, традициях и
обычаях, укладе жизни народов, населяющих территорию Камчатского края.
·
Раскрытие творческих способностей через
разнообразные виды детской деятельности.
·
Желание играть в национальные игры народов
Севера.
·
Уважение к самобытной культуре коренных народов
Камчатки.
Образовательные
области:
Познавательное
развитие
Социально —
коммуникативное развитие
Художественно
— эстетическое развитие
Физическое
развитие
Речевое
развитие
Ход мероприятия
Дети
заходят в зал под музыкальное сопровождение.
Ведущая: Здравствуйте,
дорогие ребята! Среди просторов нашей страны есть место, где вы живете, где ваш
дом родной, а называется он – Камчатский край. На Камчатке традиционно проживают 6 коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: ительмены, коряки, камчатские эвены,
чукчи, командорские алеуты, камчадалы. Коренные малочисленные народы Камчатки.
Народы
эти занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Народы
Севера – мудрые народы. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют –
«Дети природы». Они никогда не берут лишнего: ловят рыбы столько — сколько
смогут съесть, собирают ягоды столько — сколько смогут унести, не губят даже и
травинку попросту.
Ребенок ведущий (в корякском национальном костюме)
Мы
на севере живем, в гости вас к себе зовем,
И
грибы и ягоды собирать мы в лес пойдем.
Люди
все говорят,
Что
наш край красив, богат,
Здесь
живут оленеводы, удалые рыбаки
Их
зовут Народы Севера
Необычные
они.
Могут
ездить на упряжке
И
оленей разводить,
Ловят
рыбу они разную
И
привыкли в тундре жить!
Ведущая: У
коренных северных народов не так-то много возможностей отдохнуть и развлечься –
суровые природные условия требуют ежедневного труда и не дают лишний раз
расслабиться. Но праздник Хололо в честь завершения охоты на морского
зверя ежегодно отмечается с размахом. Его празднуют поздней осенью,
когда выпадет первый снег, в последнее время его
приурочивают ко Дню народного единства 4 ноября. Хололо — это праздник благодарения
природе за ее щедрые речные, лесные и морские дары, это проводы нерпы «домой».
В «Хололо» сконцентрированы
многие древние обычаи, ритуальные танцы и песни. Праздник «Хололо» — это
и оригинальные корякские блюда, национальная праздничная одежда,
игра на бубнах. Обязательны национальные соревнования в силе, ловкости и удали.
Хоровод «Хололо»
1. Когда мы пляшем «Хололо»
На
сердце радость и тепло,
Хололо,
Хололо, Хололо, Хололо.
2.
Разнаряжены, как в сказках,
Веселятся
люди в масках.
Хололо,
Хололо, Хололо, Хололо.
3. Кто
под маской я не знаю.
То ли
Ое, то ли Ая?
Хололо,
Хололо, Хололо, Хололо.
4. Знай,
коль пляшет всё село,
Это
праздник Хололо,
Хололо,
Хололо, Хололо, Хололо.
Ребенок ведущий: У Народов Севера есть свои национальные игры. Хотите в
них поиграть?
1.
Рыбаки и рыбки
На
полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей —
рыбаков, остальные игроки — рыбки. Дети — рыбки бегают по всей площадке и
забегают в круг. Дети — рыбаки ловят их.
Правила
игры. Ловить
детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и
выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот
лучший рыбак.
2. Белый
шаман
Играющие
ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга — водящий. Это
белый шаман — добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен, затем
подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен
повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила
игры. Если получивший бубен неправильно повторит
ритм, он выходит из игры.
Ведущая: Какой
же праздник без угощения? На Хололо обязательно готовят толкушу – топлёный жир
нерпы, смешанный с сушёной икрой, травами и шикшей. После такого блюда можно
плясать и петь ещё несколько часов, ведь его ингредиенты – природные
тонизирующие средства!
Танец «Оленята» (исполняет детский хореографический коллектив)
Ведущая: Проверим вашу
смекалку, отгадайте загадки.
Загадки:
1. Трав
копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и
легко, рога раскинув широко. (Лось)
2. Хозяин
лесной просыпается весной,
А зимой под
снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
3.
У порога чума
доброе существо рычит. (Собака)
4. Радость пастуха-оленевода
на четырёх палочках бежит,
обсохнет – за мамой побежит. (Новорождённый оленёнок)
5. Не
буквы, а написаны в строчку.
6. Без языка, а охотнику всё расскажут. (Следы)
7. Олень от них убегает — а они не отстают. (Нарты)
8. Решетчатый дом в воде сидит. Рыба в дом войдёт, а из дома не
выйдет. (Сеть для рыбной ловли)
Ребенок ведущий: Давайте поиграем.
Повторяйте за мной движения:
Над Камчатским краем ярко солнце светит, (движение руками вокруг
головы)
Старики
вулканы трубками дымят, показываем
В
тундре бродят бурые медведи, (показываем походку косолапого)
И
олени ягель свой едят, (рога оленя над головой)
В
реки царь – лосось приходит нереститься, (движение плавника рыбки руками)
Нерпа плещется в устьях, (руками и головой показывают «любопытную» нерпу)
Мудрый
Кутх, смотря с любовью,
Машет
крыльями, благословляя нас. (взмах руками).
Ведущая: Закончить
наш праздник я предлагаю песней
«Мой
дом – Петропавловск-Камчатский»
«Мой дом — Петропавловск-Камчатский»
(Музыка
И. Демарина, слова Н. Зиновьева)
Это
красиво – сопки в тумане,
Это нормально – жить на вулкане.
Это прекрасно – гейзеров чудо,
Утро в России родом отсюда.
Припев:
Мой дом – Петропавловск-Камчатский,
В какой бы я ни был дали,
Меня через годы встречают
Горячие слезы твои.
Русский характер здесь у норд-веста,
Здесь для свободы лучшее место.
Тот, кто родился рядом с Авачей,
Тот понимает, что это значит.
Припев.
Тянутся к морю женские руки,
Трудно привыкнуть к долгой разлуке.
В бухте порою скалы вздыхают,
Это Три Брата ночь охраняют.
Припев.
Под музыку дети выходят из зала.
Воспитатель: А сейчас ребята я
предлагаю Вам сделать необычную картину: Надо вырезать из бумаги уже
нарисованные фигурки, а потом разместить их на большом листе и посмотрим, что у
нас получится.
Анализ мероприятия:
В ходе мероприятия были использованные
следующие здоровьесберегающие технологии: валеологическая песенка-распевка,
дыхательная гимнастика, музыкально-ритмические упражнения, речевая игра с
детскими музыкальными инструментами, музыкальная пальчиковая игра. Дети
проявили свои музыкально-творческие способности, продолжилось развитие
музыкального восприятия, ладового чувства. Работа в музыкально –
оздоровительном направлении дала следующие результаты: повысился уровень
заинтересованности детей в музыкальной деятельности; снизился уровень
эмоционального состояния детей снизился уровень утомляемости. В дальнейшем
планируется расширять картотеку здоровьесберегающих игр, песенок, упражнений,
подключать родителей воспитанников и знакомить их с системой по музыкально —
оздоровительной работе, проводить совместные мероприятия.
Список
используемой литературы:
1.Радынова
О.П., Комиссарова Л.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей
дошкольного возраста». Дубна :Феникс +, 2014 год.
2.
Праслова Г.А. «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного
возраста» :Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений . СПБ
.: Детство ПРЕСС,2005;
3.
ЗАцепина М.Б., «Культутрно-досуговая деятельность в детском саду, М .:Мозаика
–Синтез, 2005;
4.
Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандешвили М.Л., «Музыкальное воспитание
дошкольников», М.: Издательский центр «Академия», 2000
5.
Мерзлякова С.И. «Для кого в ДОУ праздник?», Журнал «Обруч», 1999 год., №4
6.Материалы
из сборника «Подарите детям праздник», М.: «Издательский дом Воспитание
дошкольника «, 2012.
7.Иванов
В. Х., Традиционные игры и состязания народов Арктики. Якутская часть
серии., Якутск, 1997г.
Интернет ресурсы
1.
http://regionyamal.ru/narody/
2.
http://www.yamal.ru/oin_i1.htm
3.
http://www.gublibrary.ru/pub/prazd/Prazdniki.html
На Камчатке прошел традиционный корякский обрядовый праздник морского зверя нерпы «Хололо». Праздник приурочен к окончанию летнего промыслового сезона.
Как рассказали ИА «Кам 24» в краевом правительстве, «Хололо» отмечают в конце осени, когда у коряков заканчивается долгий сезон охоты и рыбалки, но готовятся к этому празднику целый год.
«Это праздник охотников нымыланов, береговых коряков. При помощи обрядов охотники провожают души нерп, которых они взяли к себе на еду или одежду, в их мир. При этом устраивается большой праздник, чтобы эти самые души нерп, вернувшись в свой мир рассказали, как весело их провожали и как хорошо кормили на празднике. Считается, что, угодив этому морскому зверю, следующим летом он вернется в камчатские воды», – рассказала председатель Камчатской общественной организации молодежи коренных малочисленных народов Севера «Дружба Северян» Галина Кравченко.
По своим традициям и обрядам «Хололо» схож с теми праздниками, что в осенние месяцы празднуют и другие коренные жители Камчатки. Они благодарят богов за удачную охоту и рыбную ловлю.
«Когда заканчивался сезон, мы заготавливали рыбу, мясо и забивали нерпу на целую зиму. И этим мы жили. Шкура шла на отделку подошвы, на ремни, на уздечки для оленей. Тундровые коряки, чавчувены, и береговые коряки, нымыланы, обменивались тем, что добыли за сезон, в том числе шкурами оленей и нерп. Такие праздники сегодня нужны для того, чтобы сохранять традиции и язык. Мы собираемся с земляками, общаемся со старейшинами, учим детей. Вот у меня дочь занимается национальными танцами», – рассказал один из участников праздника Алексей Сотгав.
На празднике была представлена концертная программа с участием национальных коллективов Камчатки. Участники мероприятия познакомились с традициями коренных народов Севера и национальной кухней — гостей угощали толкушей из камчатских ягод и нерпичьего жира, супом с нерпичьим мясом, наваристой ухой, иван-чаем и лепешками.
Праздник благодарения нерпы «Хололо» отметили в столице Камчатки
4 ноября 2022
Он прошёл в центре города.
Обрядовый праздник коряков «Хололо» отметили на Камчатке сегодня, 4 ноября, в День народного единства.
Праздник благодарения нерпы прошел в этно-деревне в Петропавловске-Камчатском.
По словам организаторов, в этом году праздник проводился не как увеселительное, но особое обрядовое и познавательное мероприятие с тематической концертной программой.
4 ноября вся страна празднует День народного единства, поэтому тема праздника – Единство народа. Единение всех в борьбе за мир. В программе праздника – традиционные обряды благодарения, кормления нерпы, различные конкурсы и мастер-классы, перетягивание тэллытыла (вертушки на ремне), а также выступление национальных коллективов: молодежного ансамбля “Коритэв”, корякского фольклорного танцевального коллектива “Уйкав”, студенческого ансамбля “Уйкоаль”
“Сегодня мы благодарим духов за то, что они нам дали хорошую рыбалку. Праздник нерпы для нас очень важное событие. В этот день мы освобождаем души нерп с помощью огня. Наши мужчины совершают обряд, который благодарит наше море, нашу природу за то, что у нас есть еда» — сказала Римма Плепова, член молодежной общественно огрганизации “Дружба северян”, артистка ансамбля “Коритэв”.
Всех гостей праздника угостили традиционным корякским десертом, состоящим из иван-чая, жира нерпы и ягод. Он символизирует очищение.
По поверью, совершив обряды проводов нерпы, добытчики надеются на то, что следующим летом нерпа вернется и приведет с собой новых «гостей».
Хололо – это настоящая копилка древних обычаев, танцев и песен коряков с традицией празднования, которая насчитывает сотни лет.
Нерпа для коряков — больше, чем просто морской зверь. Это питательное калорийное мясо. Камчатка, хоть и красива, но сурова. Тут на травках-ягодках долго не протянешь, а нерпичье мясо дает тот самый запас энергии, который помогает выжить в лютые морозы. Да что морозы! Плясать как коряки на празднике Хололо, для этого силы нужны и энергия!
«А еще нерпа- это мех, который идет на одежду и национальные сувениры, и жир. Им обогревают ярангу, им смазывают тело, им в растопленном виде поливают знаменитый корякский салат кылыкыл, который готовится из рыбы и таежной ягоды. Считается, что он продевает молодость, дает жизненные силы,» — сообщает портал «Транссибинфо».
Коряки уважают нерпу, и даже благодарят. Вот и посвятили этому морскому зверю один из своих праздников и назвали его «Хололо». Когда-то отмечали в честь завершения охоты на морского зверя. Собирались и благодарили духов за удачную охоту. Говорили, что души убитых нерп возвращаются в океан, чтобы там обрести плоть и вернуться обратно живыми животными. А иначе круг разомкнется, и не будет больше у коряков нерп, а значит, погаснет огонь в ярангах, нечем будет поливать кылыкыл, люди умрут от голода.
Современность диктует свои законы, и теперь праздник нерпы приурочен к 4-му ноября. «Хололо» — это просто возглас, выкрик, который с корякского языка никак не переводится. Когда собираются представители этого камчатского народа на праздник, они этим выкриком приветствуют друг друга.
Начинается праздник с кормления духов моря, земли, вулканов и, кончено, нерпам. Ведь именно этим морским животным и посвящен праздник. Для начала символические изображения духов после кормления обсыпают первым снегом, а потом уже танцуют, изображая нерп.
Заканчивается праздник тем, что фигуры нерп духов сжигают. Танцоры поворачиваются в сторону моря, указывают дорогу духам и кричат «Хололо!»
На этом праздник не заканчивается. В программе национальные игры, песни и танцы. Одна из игр — перетягивание ремня из тюленьей кожи. Кто разорвал ремень, тот и победитель.