Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Что означает выражение «Престольный праздник»? Услышала, как батюшка сказал, что «для этого села день святого Николая-угодника» является престольным праздником. Что, для каждого села — свой престольный праздник?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте!
Престольный праздник — это праздник того святого, в честь которого освящен храм.
Сам престол — это самая главная часть храма, специальный стол, на котором совершается Евхаристия — главное Таинство Православной Церкви (см. о престоле специальный материал). Когда устраивается храм, престол освящается в честь определенного святого, и праздник этого святого — это и есть престольный праздник, то есть праздник Престола. Если храм освятили в честь святителя Николая, значит, будет в его честь, если в память о какой-либо иконе Божией Матери, то в ее честь и так далее.
К самому селу престольный праздник прямого отношения не имеет. Но, так как храм — это центр жизни для православных поселений, то и главный праздник храма естественно становится главным праздником для тех, кто живет рядом с ним и, скорее всего, принимал участие в постройке, росписях и обустройстве храма.
Соответственно, для каждого храма и тех, кто в этот храм ходит, престольный праздник будет свой. Если в селе два храма или в одном храме два Престола (а такое тоже бывает), то и престольных праздников будет два.
Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.
P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.
Загрузка…
Сельские престольные праздники. Традиции и современность.
Беседа с историком Алексеем Новожиловым
ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ ЦЕРКВИ НА СЕРВИСЕ СКАЧИВАНИЙ
Ведущий: Здравствуйте дорогие братья и сестры! Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию беседу с Алексеем Геннадиевичем Новожиловым – старшим преподавателем исторического факультета Университета. Темой нашей беседы будут престольные праздники в сельских районах. Каждая церковь, как мы с вами знаем, имеет свой престольный праздник, то есть каждый престол освящен во имя святого или двунадесятого праздника, и это очень торжественный радостный день для прихожан этой церкви. Все мы, так или иначе, участвуем в престольных праздниках в тех храмах, которые посещаем. Но сельские престольные праздники имеют свои особенности. Об этих особенностях мы с вами поговорим. Это часть нашей жизни, прошлой может быть в большей степени, часть нашей истории. Алексей Геннадиевич Новожилов подробно занимался исследованием, накоплением материала по этому вопросу. Алексей Геннадиевич, расскажите нам, пожалуйста, об особенностях престольных сельских праздников
Алексей Геннадиевич Новожилов: Помимо престольных храмовых праздников на селе справляются и другие престольные праздники. Первыми в этом ряду стоят придельные праздники – по приделам приходской церкви, и естественно, что эти праздники всегда отмечались крестьянами наравне с собственно храмовыми праздниками. Есть и другие формы престольных праздников. В частности часовенные праздники – по часовням, которые стоят в отдельных деревнях. Часовенные праздники отличаются по посвящению от храмовых и предельных праздников. Кроме того, необходимо сказать, что есть праздники, которые справляются не только по существующим храмам, пределам и часовням, но и праздники, которые справляются отдельными деревнями. В плане выбора здесь всегда превалирует либо воля пастыря конкретного прихода, либо – это епархиальный праздник. Вот, например, в Тихвинском уезде очень часто отдельным деревням предписывался праздник Тихвинской иконы Божией Матери, в отличие от храмового престола. Кроме того, в больших деревнях нередко престольными праздниками являлись даже уличные праздники. Если в одной деревне было несколько улиц, или улица и проулки, то каждая улица, каждый проулок, имел свой престольный праздник, который также предписывался либо на епархиальном, либо на приходском уровне
Ведущий: А интересно название улицы или проулка совпадало с престольным праздником, или оно было независимо от этого?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Вы знаете, это, в общем, ситуативная вещь, потому что, если часовня стояла в проулке, то, как правило, по часовне назывался проулок. Но если никаких культовых построек там не было то, как правило, называлось по имени, по фамилии основателя этой улицы, того, кто первый построился на этой улице.
Ведущий: Расскажите нам тогда подробнее о структуре самого праздника. Как они проходили, какие там были особенности, какие фрагменты можно выделить?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Можно сказать, что престольный праздник растягивался на несколько дней. Здесь можно сказать о том, как происходила подготовка к празднику. С одной стороны готовились к празднику сами священники, сам причт приходской церкви. Нередко священник обходил дома, особенно посещал те дома, где были иконы, посвященные данному празднику. Если, предположим, это был Никола вешний или зимний, то в те дома заходил, где были иконы святителя Николая.
Ведущий: Но эти иконы, наверное, были в каждом доме. Видимо это какие-то особые связанные с древностью? Практически же ведь в каждом доме была икона святителя Николая.
Алексей Геннадиевич Новожилов: Конечно, икона была в каждом доме. Речь идет о том, чтобы она была в центре красного угла. Большие, на доске написанные иконы святителя Николая. Конечно, икона святителя Николая была почти в каждом доме, но нередко это было просто лубочные производство. А речь идет о тех иконах, где была расписанная доска, нередко иконописцами из монастырей, или странствующими художниками.
Ведущий: Это посещение совершалось накануне праздника?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Да, за день, за два. Проводился молебен в этом доме. На этот молебен собирались, как минимум, соседи того человека, у которого проводился молебен. Проводилась подготовка и самими прихожанами. Улица, которая справляла, как правило, выметалась, вычищалась, готовилась к празднику. Хозяйки мыли дома, натирали полы, убирали участки. Убирали все сельскохозяйственные орудия из общественной части двора в хозяйственную часть. Приводили в праздничный порядок. Украшали сами иконы расшитыми полотенцами.
Ведущий: А как в день самого праздника, с чего начиналось? Наверное со Всенощной накануне?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Как правило, на Всенощную ходили только мужчины, потому что хозяйки продолжали готовиться к празднику. Более того, вообще деревенская православная крестьянская культура очень мужская. В том смысле, что женщина нередко была настолько завязана на хозяйственный цикл, на корову, что она приходила только на саму обедню, которая служилась в день праздника, а вот на Всенощную, как правило, ходили мужчины, которые были не то чтобы менее заняты, но они приходили потому что их труд требовал, может быть, большего напряжения сил, но не требовал постоянного присутствия. Пахота, косьба – не требует постоянного присутствия. Происходила обедня, и после обедни начинался в разных случаях либо Крестный ход, либо обход причта. Когда речь шла о двунадесятых праздниках, о приходских храмовых праздниках, то, как правило, происходил, конечно, Крестный ход. Если же речь шла о празднике какой-то конкретной деревни, то уже крестного хода не проводилось, а причт в сопровождении богоносцев с хоругвями шел в ту деревню, где проводил молебен либо в одном доме, либо несколько молебнов в нескольких домах.
Ведущий: А Крестный ход совершался вокруг храма или это были какие-то особые места освященные, связанные с этим храмовым праздником?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Тоже по-разному. Здесь тоже можно говорить о региональных особенностях. В отдельных местах проводился троекратный крестный ход вокруг храма. Богоносцы несли иконы, хоругви. В частности, в деревне Малы Печерского района Псковской области нами зафиксирован такой факт, что икону несли на специальной подставке 4 человека и под иконой должны были пройти все прихожане в течение этого троекратного обхода храма. Там же, кстати, и источник возле храма находился, и проводилось водосвятье прямо непосредственно около храма. Но нередко источник находился достаточно далеко от храма, и тогда для водосвятья священник и весь Крестный ход отправлялся на значительное расстояние. Зафиксированы и другие варианты Крестного хода, например, обход всего прихода. Выходили, просите за такое выражение, на периметр прихода и обходили по границе весь приход. Это могло быть несколько деревень. Нередко в приход входило до 15-20 деревень.
Ведущий: Это в течение дня совершалось?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Иногда Крестный ход растягивался на несколько дней. Он заканчивался, останавливались в деревне, как правило – в часовенной деревне. Хоругви и иконы ставились на хранение в часовню. Люди расходились. Естественно, всех участников Крестного хода местная деревня принимала. А после этого продолжался Крестный ход. Еще один вариант был, когда ходили по деревням, и в каждой деревне проводился обязательно один – два молебна в доме или в часовне, если была часовня. Особенно характерно это для Пасхального и Троицкого Крестного хода
Ведущий: Такие продолжительные праздники не влияли отрицательно на сельскохозяйственный цикл? Не было ли какого-то недовольства крестьян? Насколько охотно участвовали в этом?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Конечно, летняя пора – это страда, но я должен сказать, что каждая деревня готовилась к своему престольному празднику, каждый крестьянин всегда подгадывал под престольный праздник своей деревни свой сельскохозяйственный цикл. Специально освобождали эти дни. Есть сведения, что в 19 веке иногда неделю справляли престольный праздник, пока весь приход обойдут, пока всюду пройдут празднования. Другое дело, что прихожане из других деревень, которые приходили на праздник, как правило, вырывались на один день, максимум – на два дня. Поэтому, естественно, для них это был сбой в сельскохозяйственном цикле, но здесь право выбора всегда оставалось за крестьянином: идти на праздник, или не идти на праздник. О богатых крестьянах, которых в советское время называли кулаками, говорили, что вот, он в другие деревни не ходит на престольные праздники, он все время работает. Но свой престольный праздник – это тоже замечательная вещь – как правило, богатые крестьяне, самые богатые, которые считались кулаками, зажиточными людьми, устраивали всеобщее угощение, но на свой престольный праздник. То есть, это все ситуативно. Нет – не мешали. Кроме того, есть летний цикл праздников, есть осенний цикл праздников. Все праздники после Покрова и до Рождества вообще никак не влияют на сельскохозяйственный цикл. Молотьба, помол муки не требуют сиюминутной работы. Можно сходить на праздник. Тут уже нет разницы 15 ноября делать помол или 25-го.
Ведущий: Ну а что следовало после Крестного хода? Заканчивался Крестный ход, пусть трехдневный, и дальше как развивались празднования?
Алексей Геннадиевич Новожилов: После этого устраивалось гуляние, причем нередко гуляние, если это трехдневный крестный ход, нередко гуляние устраивалось каждый день. Крестный ход доходил до определенной деревни, устраивалось гулянье, и утром Крестный ход вставал и шел дальше. Гулянье привязывалось к конкретной деревне. Гулять ходили в те деревни, которые считались праздничными в этот день. Причем если этих деревень было несколько, то делили по дням, иногда даже по пол дня делили.
Ведущий: Такого совпадения – гуляния в нескольких деревнях не было? Сначала все по чину делалось?
Алексей Геннадиевич Новожилов: В рамках одного прихода никогда не было. Могла складываться ситуация, что в соседних приходах справляли Илью. Нередко крестьянам из данного прихода ближе было сходить на гулянье в соседний приход, нежели в рамках собственного прихода. Здесь уж право выбора конкретного крестьянина. И на это право выбора влияла нередко система родственных связей. Естественно, нужно остановиться во время гуляния, где-то лечь спать, у кого-то поесть. Как правило, это ориентация на родственников. Если в соседнем приходе были родственники, то ехали к ним. Но, чаще всего, на большие кусты деревень распространялся только один праздник. Особенно это касается двунадесятых праздников, Николы и Егория. Эти праздники достаточно четко распределялись, видимо, с благословения епархиальных властей, и таким образом, чтобы каждый приход имел эти праздники достаточно компактно. Илья, разве что, – исключение. Илья и Флор и Лавр – очень любимые крестьянами.
Ведущий: Ну а можно теперь поподробнее рассказать о самом гулянии, о престольном гулянии. Что это такое, какие у вас есть сведения по этому поводу?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Дело в том, что сами гуляния устраивались в разных вариантах. Если гуляние шло в большом волостном центре (нередко это даже не деревня, а большое село), то в этом селе часто устраивалась ярмарка. Если первый день был посвящен строгому культовому освещению праздника, то на второй день открывалась ярмарка, и параллельно шла торговля различными сельскохозяйственными продуктами, утварью, тем, что производили сами крестьяне. Это случай связанный с крупными селами. Как правило, устраивали просто либо складчину. Если это был летний праздник, накрывали столы и в складчину устраивали стол крестьяне данной престольной деревни. В последнее время перед революцией и после революции чаще все-таки устраивали домашние празднования, когда несколько семей, или даже одна семья накрывала стол, но к этой семье в гости приезжали родственники из других деревень, нередко приглашали батюшку, дьякона и весь причт и, таким образом, организовывался собственно стол. При этом соблюдалась некая достаточно жесткая схема застолья. Начиналось все, особенно если приходил причт, с освящения стола, а затем пели тропари. Псалмы пелись обязательно. Собственно начало стола было связано с исполнением духовных песен. Этих духовных песен, к сожалению, на Руси очень забытых, в свое время Илпидифор Барсов собрал два тома. В 19 веке был такой собиратель, сам – из священного сословия. Это народные духовные песни, не церковные. Были и другие собиратели, достаточно много этих песен было собрано. Эти песни исполнялись. Нередко они исполнялись даже по писаному тексту. И сегодня мы, кстати, собираем эти тексты. Недавно, месяца два назад, был доклад по поводу собранных песен. До сих пор собираются эти песни. Как правило, сейчас они собираются в очень отдаленных районах Заволжья. После этого переходили к более разгульным, менее церковным песням, и в этот момент, как правило, молодежь уходила, покидала стол, выходила на улицу, где она гуляла, плясала. А собственно взрослое поколение оставалось за столом, продолжали пить и есть.
Ведущий: И здесь, можно сказать, забывалось церковное содержание и человек естественно, как принято на Руси – отдыхал.
Алексей Геннадиевич Новожилов: Да.
Ведущий: А что вы можете сказать о самой трапезе, из чего она состояла? Алкоголь в какой степени присутствовал за столом, как его принимали, в каких количествах, как это влияло на веселье?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Здесь можно сказать, что практически обязательным компонентом престольного праздника был алкоголь. Другое дело – какой это был алкоголь, потому что крестьянин и в дореформенное время, и в пореформенное, и в советское время, как правило, большим количеством денежных знаков не обладал, и покупной алкоголь всегда был чем-то особенным в русской деревне. Причем до сих пор это сохраняется. Покупной алкоголь – бутылка водки, бутылка вина – это в русской деревне экстраординарное событие. На северо-западе наиболее распространенным алкоголем является вареное пиво. Пиво, которое приготавливалось по особому рецепту из проросших зерен ржи, очень хмельное, очень тяжелое, очень плотное и, естественно, особой нужды в дополнительных алкогольных напитках не существовало. Иногда ставилась брага. Дрожжи сохранялись путем перебрасывания дрожжевого остатка из одной бочки в другую. Чаще всего это была опять же хлебная брага. Гнался и самогон. Но самым основным напитком, как правило, было пиво. Причем пиво – это такой эгалитарный напиток, потому что его пили и взрослые мужчины, и взрослые женщины. Пиво позволяли пить и подросткам, но, конечно, объемы разнились. Это напиток, который чаще всего использовался и крестьяне говорят, чаще всего пожилые крестьяне, пенсионеры, что вот раньше они пили пиво, и никто никогда не напивался. А сейчас они хлещут самогонку.
Ведущий: Может быть, тогда прием этих напитков алкогольных был сдержанный.
Алексей Геннадиевич Новожилов: Сдержанный. Как правило, никаких особых эксцессов именно алкогольных не было. Наоборот алкогольные эксцессы начались со времени, когда появилось продажные напитки.
Ведущий: И прекратились престольные праздники. А как молодежь проводила время? Вот они покинули общий стол…
Алексей Геннадиевич Новожилов: Молодежь гуляла в полном смысле слова, гуляла по деревне. Она ходила из одного конца деревни в другой по улице, которая считалась в данном случае праздничной. Играли на гармониках. Девушки с юношами ходили под ручку.
Ведущий: Это дозволялось в престольные праздники, а обычно не очень?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Некогда было просто. И на окраине деревни, как правило танцевали, плясали русского. Совсем маленьких не допускали, то есть тех, кто еще не достиг 14-15 лет. И наоборот те, кто женились тоже, как правило, уже не гуляли, а старались как-то быть со взрослыми, остаться со взрослыми. Нередко ведь сразу после свадьбы появлялся первенец, от которого мать не могла просто отойти, и, естественно, там не до гуляний было.
Ведущий: А если престольный праздник совпадал со временем поста, возникали какие-то особенности в проведении этого праздника? Еда и веселье как-то зависело от времени поста?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Конечно, если говорить о еде, то конечно же. Еда очень четко зависела, потому что в постное зимнее и весеннее время, как правило, на стол накрывали только квашенную капусту, варили уху и пекли пироги с рыбой. Очень ограниченный был стол. Если это было лето или осень, естественно на рыбалку времени не хватало, тогда просто с огорода овощи раскладывали. Могли сделать тушеные овощи, свежие овощи. А если говорить об алкоголе, то алкоголь всегда присутствовал. В общем-то ограничений таких особых на прием алкоголя в пост все-таки не было. Надо признать, что праздник был всегда праздником в этом смысле. Если говорить о скоромном столе, то, конечно же, пища была обильная и разнообразная. Как правило, 4 перемены блюд делали. Сначала пироги, потом щи или супы какие-то крупяные, но мясные, и на третье “жаркое” так называлось (ударение на первом слоге) – птица жареная, баранина жареная, телятина, свинина. И еще четвертое было. Обязательно сдобу употребляли. И постоянно пили чай. Это особенное. Самовар должен был постоянно кипеть. Разливали чай и снова заливали самовар.
Ведущий: Алексей Григорьевич, принято считать, что в деревнях существовала альтернативная религиозная культура – разные колдуны, гадалки. Эти люди также участвовали в церковном празднике? И как их воспринимали в таких случаях, когда вся деревня гуляет? Неверующие, не церковные люди были ли в деревне, и каково их отношение к празднику, и отношение к ним во время престольного праздника?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Я начну с конца вашего вопроса, с неверующих. Я должен сказать, что отношение к неверующим, не церковным людям достаточно жестко связано с отношением вообще к чужакам. Местные, как правило, не являлись не церковными людьми по определению. Если кто-то из местных, вернувшись из армии, становился человеком не церковным, то к нему было отношение как к чужаку. К чужакам относились различные школьные учителя, директор совхоза, агротехник, зоотехник. Они жили особым миром. Понимаете, крестьяне не принимают так легко в свой коллектив, который сложился из поколения в поколение. Люди росли вместе. Поэтому отношение к ним достаточно жесткое. Вообще я бы не стал называть это злопамятностью, но крестьяне очень хорошо помнят, и до сих пор помнят, кто кого раскулачивал, кто кого в колхоз загонял, кто громил церкви – очень хорошо помнят. Буквально и сейчас могут сказать – вот эта семья. Эти люди как бы находились на периферии праздника. Праздник сам по себе. Если председатель колхоза в 1930-1950-е гг. был из местных, не присланный 25-ти тысячник, он как раз всегда сам справлял с ними. Даже будучи членом ВКПб, он при этом оставался членом этого коллектива и подходил под благословение.
Ведущий: Даже так? При этом он оставался членом ВКПб?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Да, оставался.
Ведущий: Из-за интересов государства. Ну а вот люди, скажем, другой религиозной направленности – колдуны. Всегда в деревне был какой-то известный человек.
Алексей Геннадиевич Новожилов: Вы знаете, вопрос архисложный. У нас есть какая-то такая формальная типология белый, черный колдун – это, мне кажется, очень формалистический подход. Дело в том, что хорошего, и что плохого данный колдун сделал конкретному деревенскому социуму. Если данный колдун только помогал социуму, например, в поисках потерянной скотины, бегут к колдуну. Не к батюшке. Бегут к колдуну, если скотина потерялась.
Ведущий: А молебен в церкви отслужить – это как?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Конечно, религиозные люди, для которых это принципиально, они – конечно. Но, как правило, надо признать, крестьянин побежит в первую очередь к колдуну. Пастух обход берет у колдуна, чтобы стадо не разбегалось.
Ведущий: Какое-то магическое действие совершается.
Алексей Геннадиевич Новожилов: И если это белый колдун, то есть он делал только добро этой деревне, то он вполне равноправный член этого сообщества, вполне со всеми существует. Но если отношение к колдуну негативное, если считают, что он делает плохо для данной деревни, то, конечно, он тоже выпадает из сообщества. Здесь вот такие различия. Что же касается вопроса об атеистах и вопроса о том, как относились члены ВКПб, то у меня есть очень хороший знакомый (я обещал не говорить фамилию этого человека), крестьянин, член ВКПб, он вступил в партию во время штурма Кенигсберга. Он был трактористом, механизатором, и он был одновременно в деревне по сути дела церковным старостой.
Ведущий: Это тоже допускалось?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Нет, он, конечно, не афишировал это перед совхозным начальством, но просто партия – это один план жизни для него был – механизатор, член партбюро совхоза, человек, награжденный орденами за участие в Великой отечественной войне. И совсем другой – это его церковное служение. Ну, может быть, не служение, а церковная жизнь.
Ведущий: Его не мучила двойственность?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Нет, они не видели двойственности. Это была целостная жизнь, абсолютно целостная жизнь.
Ведущий: Алексей Геннадиевич. Вот наш регион северо-западный достаточно разнообразный в национальном отношении. Были ли какие-то отличия в проведении престольных праздников в эстонских православных приходах и русских православных приходах? Существуют ли какие-нибудь конфессиональные различия в проведении престольных праздников?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Дело в том, что православные эстонцы делятся очень четко по этническому признаку на две группы. Собственно эстонцы православные, это, как правило, люди высокостатусные – это горожане, дворяне, даже не эстонцы, а немцы у нас, потомки немцев, которые перешли из лютеранства в православие. Это собственно эстонцы. Но есть еще одна очень интересная группа. Речь идет о так называемых сету, или, как их называли – полуверцы. Это население православное, проживающее около Печерского монастыря. Это бывший Печерский уезд, а ныне Печерский район Псковской области. Это группа, которая говорит на особом языке. Я вам должен сказать, что даже в конце 19 – в начале 20 века была попытка сделать отдельную службу не на эстонском языке, а на языке сету. Но буржуазное эстонское правительство, крайне националистическое, уничтожило по сути дела саму возможность ведения службы на языке сету. Как вы, наверное, знаете, буржуазное эстонское правительство перешло под длань Константинопольского патриарха, и под этот переход возможность служения на языке сету была уничтожена. Сейчас в сетуских районах служат на эстонском языке. Хотя язык сету очень отличается. Эстонцы не понимают языка сету, а сету заставляют учить эстонский язык. Советское правительство здесь пошло полностью по пути эстонского буржуазного правительства. Тут никаких различий не было. Ну, конечно, что касается службы, то здесь различий не было. Другое дело эстонцы-лютеране, которые приезжали на территорию северо-запада, а после отмены крепостного права в Эстляндии, Лифляндии и Курляндии здесь и латыши, и эстонцы приезжали. Они, конечно же, очень четко отделяли себя от русских, и, как правило, здесь никакого взаимодействия и взаимного справления не было.
Ведущий: Ну а сам праздник у лютеран в сельских районах отличался от православного и чем?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Вы знаете, структура общая. Структура практически не отличалась, потому что у них была месса, потом собственно какие-то возможно были крестные ходы, возможно, их не было. После чего, собственно начиналось народное гуляние. Пожалуй, отличие было у нас конкретно на северо-западе. Вообще на Руси принято в Иванов день, на Рождество Иоанна Предтечи, прыгать через костры, но на северо-западе такой традиции не сохранилось. А вот эстонцы-лютеране поддерживали жжение костров на день Рождества Иоанна Предтечи, но, конечно, по их календарю, по календарю лютеранскому и католическому.
Ведущий: А какое объяснение этому обычаю? Оно должно быть, наверное, христианское какое-то.
Алексей Геннадиевич Новожилов: Вы меня поставили в тупик. Не могу вам сказать.
Ведущий: Алексей Геннадиевич, скажите, пожалуйста, как проходят современные престольные праздники, если они существуют, и каково было отношение государства, властей к престольным праздникам? Наверное, с ними боролись как-то? Какие у вас сведения по этому поводу?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Дело в том, что современные престольные праздники, к сожалению, очень редки. Как правило, престолы привязываются уже исключительно к храмам. Таких классических деревенских престольных праздников, которые существовали еще в 1930-е, в 1920-е гг. уже не существует. Надо сказать, что поначалу советское правительство относилось достаточно терпимо к престольным праздникам. Более того, руководство колхозов совершенно спокойно относилось к тому, что в данном колхозе проходит престольный праздник и как правило объявлялись двух- трехдневные выходные. У меня нет сведений относительно того, как на это реагировало областное, районное руководство, но, как правило, колхозное начальство относилось совершенно спокойно. Более того, колхозное начальство отпускало на престольные праздники в соседние деревни, но тут уже с условием, что нужно было отработать пропущенный день, либо в ночное время, либо в какие-то советские праздники, когда люди отрабатывали в выходные дни, которые были редки, но все-таки иногда случались. В этом смысле, конечно, поначалу было отношение совершенно спокойное.
Ведущий: После закрытия церкви престольные праздники продолжались?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Сохранялись. Пожалуй, подточила престольные праздники даже не борьба советской власти, потому что закрытие церкви отнюдь не означало отмены престольного праздника, а подкосил отток крестьян, отток молодежи из деревни, то, что уезжали в районные центры, в областные центры, в столицу уезжали. Вот это-то как раз и подкосило, собственно, престольные праздники. Молодежи не стало, не стало гуляний. Поначалу справляли престольные праздники уже исключительно по домам, то есть уже редуцировалось все. И собственно сама Литургия исчезла, исчезли Крестные ходы, но в итоге с оттоком населения исчезло и гуляние. Сегодня в основном крестьяне-пенсионеры помнят о том, что это престольный праздник, накрывают стол, моют дом. Если есть возможность пригласить священника, то приглашают священника, проводится в одном из домов молебен, но не всегда сейчас есть возможность, особенно на востоке Ленинградской области, пригласить священника, потому что нередко священник один или два-три на район. И, конечно же, каждая деревня не в состоянии обеспечить приезд священника. Конечно же, сохраняются сегодня в крупных селах и престольные праздники, собирается молодежь. Особенно популярны престольные праздники, которые проходят летом, в июле, в сезон отпусков. Приезжает молодежь из городов: из Ленинграда, в Печерском районе – из Таллинна, из Тарту, из Пскова, из Ленинграда; в Ленинградской области – из Ленинграда, из Тихвина, из Пикалево, из Бокситогорска, то есть собирается народ.
Ведущий: Спасибо Алексей Геннадиевич за интересную беседу. Надеюсь, что мы вас еще услышим на нашем радио и позвольте пожелать вам успехов в изучении нашей истории.
Алексей Геннадиевич Новожилов: Спасибо.
ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ ЦЕРКВИ НА СЕРВИСЕ СКАЧИВАНИЙ
Удобно скачивать — легко помогать радио в сборе средств на вещание.
Понравилась статья? Поделись с друзьями.
«От мирян провинциальных до архиереев синодальных»
Опубликовано: 13.12.2017
«На Соборе 1917-1918 гг. большинство членов было из мирян». Конспект лекции профессора-протоиерея Георгия Митрофанова на тему «Церковь и революция: Собор, Патриаршество, Россия» в лектории радио «Град Петров» 20 октября 2017 г.
ЦЕРКОВЬ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАКАНУНЕ ФЕВРАЛЯ 1917 ГОДА
Опубликовано: 26.11.2016
Вторую лекцию в рамках открытого лектория «Человек и личность в эпоху кризисов и перемен: 1917–2017» прочитал протоиерей Георгий Митрофанов, он рассказал о самых сложных событиях столетней давности: отречении Николая II и вступлении Церкви в период новомученичества. АУДИО + ФОТО + ВИДЕО
70-ЛЕТИЕ ИНТРОНИЗАЦИИ ПАТРИАРХА СЕРГИЯ
Опубликовано: 17.10.2013
Репортаж Ксении Богдановой «70-летие интронизации патриарха Сергия (Страгородского)» 17 октября 2013 г. Участники беседы: протоиерей Георгий Митрофанов и священник Александр Мазырин Слушать — репортаж — запись встречи полностью (часть 1, часть 2 — ответы на вопросы) Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, заведующий кафедрой церковной истории протоиерей Георгий Митрофанов и профессор Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета, доктор […]
Престольный праздник. Водосвятие. Первая четверть XX в.
Престо́льный (хра́мовый) пра́здник — праздник в память святого или события, которому посвящён сельский храм или его приделы[1]. Это праздник местного значения, отмечаемый жителями деревни или церковного прихода (рус. храмовый, часовенный, придельный, приходской, съезжий, гулёвый праздник, престол; укр. празник, храм; болг., макед. селска служба/слава, църквена слава, черковна служба; серб. сеоска слава; славон. prostem dani). У русских старообрядцев престольными праздниками считались важнейшие даты христианского календаря или дни памяти святых, в которые освящались молельные дома.
Престольный праздник наряду с Пасхой считался одним из главных годовых праздников и отмечался во всех деревнях прихода. Если праздник отмечался несколькими деревнями, — то организовывался он обычно по очереди каждой деревней. На селе в складчину варилось пиво и готовился общий стол. В этот день любому гостю были рады — старались накормить и напоить от души. Обычно родственники и друзья ходили друг к другу в гости. Иногда престольные праздники отмечались не один день.
В больших приходах Вологодской, Костромской, Новгородской губ., а также в Сибири престольный праздник могли длиться одну-две недели, в течение которых праздник по установленной очереди «переходил» из одной деревни в другую. Каждое селение принимало гостей в «свой» день[2].
К престольным праздникам часто приурочивались ярмарки.
Примечания
- ↑ Престольный праздник — статья из Cловаря церковных терминов
- ↑ Белова, 2009, с. 240-241
Литература
- Белова О. В. Праздник престольный // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2009. — Т. 4. — С. 240-241. — ISBN 978-5-7133-1312-8.
Ссылки
- Храмовые праздники // Энциклопедия «Русская цивилизация»
- Престольные праздники вчера и сегодня
- Престольные праздники // Современная энциклопедия
Мичуринский район
«Мое село — мой храм, моя святыня!»
Сценарий посвященный
375-летию села Ранино
Мичуринского района Тамбовской области
Автор: Протасова Г.Ю.
учитель Ранинской средней школы
2011 год
1
Встреча почетных гостей хлебом и солью, у въезда в село Ранино
«С хлебом и солью до сих пор встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Этот обряд стал символом приобщения к основным жизненным ценностям встречающих его людей, это также означает, что он вступил с ними в дружеские отношения и готов съесть вместе с ними «пуд соли», т. е. разделить все их беды и заботы.
Святость этого обычая не теряется, не исчезает, ибо во все времена хлеб остается символом богатства и благополучия, а соль – служит оберегом от бед и несчастийдорогих гостей.
Три девушки в русских костюмах с большим караваем хлеба встречают гостей словами:
1 ДЕВУШКА:
Было так: чтобы не стать врагами,
И под кровом вечно мир хранить,
Непременно должен был с гостями
Хлеб да соль хозяин разделить.
И сменялась ненависть любовью,
Радость шла наперекор беде.
Кто отведал вместе хлеба с солью,
Тот не мог помыслить о вражде.
2 ДЕВУШКА:
Так давались верные обеты,
Так крепчала русская земля.
Чтились предков вещие заветы,
Колосились тучные поля.
Хлеб – бесценный дар земли родимой.
Соль – величье мудрости земной.
Дорогим гостям преподносимы
В добрый час и сердцем и душой.
3 ДЕВУШКА
На Руси есть вечные святыни.
В них надежда, вера и любовь.
С хлебом-солью слито воедино
Средоточье мудрости веков.
Наших предков дар неоценимый –
(С той поры прошло немало лет)!
Хлеб да соль, потомками хранимый,
И поныне излучает свет.
Символ дружбы, мира и согласья,
Хлеб да соль, столетия спустя,
Как залог и пожеланье счастья
Преподносим дорогим гостям.
1 ДЕВУШКА:
Рады мы вас встретить, дорогие наши!
Доброе спасибо вам от сердца скажем.
Нанашей Ранинской земле мы вас величаем,
Доброго здоровья от души желаем!
2
Кланяемся низко, полюбить нас просим,
Как велит обычай: «Хлеб да Соль» подносим!
В фойе школы звучит музыка, оформлена выставка народного творчества жителей села
«Умельцев руки золотые», осенняя выставка овощей фруктов и выпечки «Щедрость родной земли», выставка рисунков «Мое родное село», фотовыставка «Прекрасен край мой и природой и людьми», выставка научно — исследовательских работ обучающихся Ранинской школы — победителей и дипломантов Всероссийского конкурса научно — исследовательских работ «Юность, наука, культура».
Сцена актового зала школы празднично украшена.
1 Ведущий:
Россия!
Касаясь трех великих океанов
Она лежит, раскинув города
Покрыта сеткою мередианов
Непобедима, широка, горда,
И здесь нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь до смерти мы нашили
Ту горсть земли, которая годиться
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
2 Ведущий:
Тамбовский край – ты капелька России
Люблю твои просторы и леса,
Луга и реки, и поля густые,
Где птичьи не смолкают голоса,
Село мое – ты капелька России
Все ж нету ближе и родней
Глубин небес твоих бессонных
И шири вспаханных полей.
Седых туманов над домами,
Пожара утренней зари,
Поскольку все мы родом с вами
Отсюда, что ни говори.
Земля, исхоженная с детства,
В сто раз дороже мне других,
Она — великое наследство
Дедов и прадедов моих.
Звучит песня «СИЕНЕВА»
1 Ведущий:
Малая Родина или большая — все это Родина, как ни зови.
Силу дает и надежду внушает, боль утоляет и учит любви.
Малая родина или большая, — все это Родина только одна.
В миг, когда рушится все и ветшает, только и держит на свете она..
Я знаю, есть большие города,
Где оживленно жизнь ведет круженье.
Но где бы ни был отдаю всегда
Селу родному предпочтенье.
3
2 Ведущий:
Пусть уголок наш небольшой, неброский
Мне не забыть, куда не денусь я …
Бегут года. Как капли воска,
Все это- жизнь, история моя..
На улицах, проулках оживленье,
И взгляды излучают добрый свет.
И празднует село мое сегодня день рожденья
И много радостных ему и долгих лет!
Нашу праздничную концертную программу открывает
песня «Добрый день»
в исполнении воспитанников творческого объединения
«Капельки»
1 Ведущий:
Добрый день уважаемые земляки и гости нашего праздника!
2 Ведущий:
Здравствуйте!!!
1Ведущий:
С чего начинается родина… большая или малая?… с простого слова «Здравствуйте»!
2 Ведущий:
Здравствуйте, значит будьте здоровы.
1 Ведущий:
Здравствуйте, значит будьте богаты трудовыми успехами, новыми домами и улицами, детьми и внуками!
2 Ведущий:
Здравствуйте, значит будьте счастливы каждый сельчанин, каждая семья в отдельности и большая семья земляков вместе.
1 Ведущий:
Сегодня у нашего села праздник, а значит и наш с вами праздник тоже.
2 Ведущий:
С днем рождения, дорогое наше село и уважаемые земляки! (отбивка)
Сегодня мы встретились в этом зале, чтобы отпраздновать День нашего села Ранино,
которому в 2011 году исполнилось 375 лет.
Больше трех веков живет село Ранино. У нас есть всё: и бесконечные просторы полей, и приветливый лес, дубрава, тихиереки, и прекрасные люди, под стать селу.
Рассказ о селе.
На экране видеокадры окрестностей села Ранино
Бегут года, меняются жизнь, общественный строй. Что мы помним больше всего в этой жизни? Конечно своё детство, место, где родились и выросли. Село Ранино, что в Мичуринском районе, расположилось в пойме реки Измар, Летом оно теряется в густых зеленых садах, весной
4
затапливается водой из реки, осенью горит от рыжих листьев, а зимой скрыто белым снегом. О селе
Ранино упоминается в писцовой книге князя Дмитрия Несвитского: «Село Ранино, на речке на Олешне и на речке на Измаровке. Жили в нем дети боярские (15 семей)». Село основано в 1636 году, когда Козловский воевода Иван Биркин отвел усадьбы, земли, сенокосные угодья группе переселенцев – боярским детям Кузьме и Филимону Смагиным, Леонтию Объедкову, Максиму Згибину, Ивану Пенкину и другим первым жителям села.
2 Ведущий:
Остальные прибыли в Ранино значительно позже, примерно в конце 40-х годов XVIII века. Существует народная версия, что в село Остролучье пришел с польской войны раненый солдат. Помещица села Остролучье выделила в награду этому солдату землю – территорию села Ранино, в честь раненого солдата село назвали Ранино. В конце XIX начале XX века селом Ранино и его окрестностями владели помещики Калабины и Тусновы. Калабины владели лесом, мельницей на реке Иловай, Тусновы владели пахотной землей. До революции в селе Ранино насчитывалось около 1000 домов. А перед Великой Отечественной войной в селе насчитывалось 700 дворов и проживало около 5 тысяч человек.
Такова история нашего села.
1 Ведущий:
Дорогие наши земляки и гости мы рады приветствовать на нашей Ранинской земле
почетных и уважаемых гостей нашего праздника, слово предоставляется
Главе Мичуринского района
Выступление Главы Мичуринского района
2 Ведущий:
Как часто мы произносим в жизни фразу « Мой дом – моя крепость». В этих словах таится любовь к своей малой родине, где родился и вырос, где начал свою трудовую деятельность… Для многих наш поселок стал родным и близким, особенно для людей старшего поколения. Здесь прошла их юность, трудовая зрелость, здесь выросли их дети и подрастают внуки, правнуки … и может быть и они не изменят своей малой родине и будут жить и работать здесь, справлять свадьбы и воспитывать детей….
2 Ведущий:
Есть такая народная мудрость «Тот род хорош – где старикам уважение и почет … и тот праздник славен, где им главное место. Самые главные и почетные гости нашего праздника — это старожилы села, которые оставили яркий след в истории нашего села, своим многолетним трудом, воспитанием детей, внуков и правнуков. И с гордостью сегодня мне хочется назвать их имена.
Коленкин Сергей Ильич которому исполнилось 97 лет. Сергей Ильич ветеран Великой Отечественной войны. (с 1914 года)
Добромыслова Вера Васильевна которой исполнилось 90 лет (с 1917 г)
Тимонина Анна Семеновна которой исполнилось 90 лет
Дубовицкая Александра Ивановна ей 90 лет
Полянская Евдокия Тихоновна (с 1925 г)
1 Ведущий:
Мы желаем вам дорогие наши долгожители, благополучия, добра и мира.
Здоровья вам и низкий вам поклон от всех сельчан. Для поздравления слово предоставляется
Главе Жидиловского сельского совета __________________________________________.
5
Выступление Главы Жидиловского сельского совета
(Вручениеподарков и цветов)
2 Ведущий:
Для вас дорогие наши гости прозвучит песня «Березы»
1 Ведущий:
Красива наша земля людьми, проживающими на ней, красивы они не только самоотверженным трудом, но и ратным подвигом. Мы сегодня говорим спасибо за мир на земле своим сельчанампрошедшим дорогами Великой Отечественной войны, за мирные поля, налитый колос, за песню жаворонка, за все, чтоназывается жизнью
2 Ведущий:
Впечатавшись в память столетья,
Как будто в бессрочный запас
Все чаще уходят в бессмертье
Все меньше живут среди нас.
Простые матросы, солдаты —
Сквозь годы боев и утрат
Горят наши мирные росы
Всем золотом ваших наград!
755 наших сельчан ушли на фронт, вернулись с войны 187 человек, сегодня их осталось 7
Велик вклад наших сельчан в Победу над гитлеровскими ордами. В нашем селе помнят и чтят героев этой жестокой войны, погибших и оставшихся в живых. Мне хочется сегодня назвать имена героев, которые и сегодня в строю:
Караваев Александр Акимович
Коленкин Сергей Ильич
Мазаев Юрий Никонорович
Коновалов Валентин Петрович
Караваев Николай Трофимович
Скородумов Николай Павлович
Колесниченко Евгений Павлович
1 Ведущий:
Дорогие наши ветераны, низкий поклон Вам, мужественные солдаты Великой Отечественной. Живите долго и счастливо, пусть мирным будет наше небо, богатыми поля, полноводными реки, пусть здравствует и процветает наша многострадальная Родина. Ведь именно за это вы проливали свою кровь. Вы гордость нашего села, именно на вашем примере мы будем воспитывать наших детей, внуков и правнуков патриотами своей Родины.
С праздником Вас,дорогие ветераны.
Для чествования ветеранов и вручения подарков я приглашаю на сцену
Главу Жидиловского сельского совета
звучит песня «СОЛДАТ»
2 Ведущий;
Сегодня мы чествуеми низко кланяемся тем,кому пришлось пережить ужасы войны, горечь разлуки, тех, у которых война забрала самых дорогих людей. Много в нашем земле женщин, кого судьба назвала скорбным словом «солдатская вдова». Кто день за днем, заглушая душевную боль непосильной работой, вопреки всему, ждали. Много тружеников тыла, которые отдавали последние силы для Победы. Вы хорошо помните тот день 22 июня 1941 года. Сборный пункт возле Совета. И мужчины наши стоят шеренгой — ладные, сильные, привычные к тяжелой работе, с добрыми,
6
открытыми лицами, один к одному.Вернуться домой не всем было суждено 485 наших односельчан остались на поле боя.
66 лет прошло, как ушли ваши мужья, сыновья, братья на фронт. Надеждой да ожиданием и выжили солдатские вдовы. Поклон вам, дорогие, за надежду, за веру эту, за долготерпение сердец!
1 Ведущий:
Женщины, засучив рукава, тянули всю работу в колхозе на себе, сколько они гектар вспахали, шагая рядом с быками, сколько камня надробили молотком тяжелым, по 200 кг молока в день своими руками надаивали, зерно ящиками носили, снопы вязали. И ни одна из них не сказала: «Ой, как мне трудно», до сих пор как бы стоят они на своем бессменном посту, соединяя поколения мостом памяти невиданной прочности — мозолистыми, натруженными руками, не омертвевшими в горе, сохранившими тепло сердцами.
А куда же деваться от горьких этих воспоминаний. Война навечно в памяти народной, в истории каждой нашей семьи. Уже дети сироты войны стали сами отцами и матерями, бабушками и дедушками стали. Для них война — истории страница, а для матерей война — это каждый день жизни.
1 Ведущий:
Мир, чистое небо, солнце, вся наша земля самое главное, что нужно для счастья человека. И сегодня мы обязаны сказать спасибо вам дорогие женщины — труженицы тыла, за то, что вы нам подарили все это, ценою своего труда, ценой своей скорби, терпения и веры. Спасибо вам и низкий Вам поклон!
Чем дальше мы уходим от войны…
Чем дальше легендарный сорок пятый,
Тем памятней цветенье той весны,
Тем чище снег на голове солдата.
И люди, пережившие войну,
Друзей, чьи имена не канут в Лету,
Совсем иначе смотрят на весну,
Совсем иначе празднуют Победу.
Траншеями на лицах — сеть морщин…
Но мир спасен, усталый и зловещий,
Мужеством недрогнувших мужчин,
Стойкостью когда-то юных женщин.
2 Ведущий:
Это стихотворение посвящается труженикам тыла и всем тем, кто трудился и трудится на
Ранинской земле мне хочется с гордостью назвать эти имена и
для чествования ветеранов труда и тружеников тыла я приглашаю на сцену
Главу Жидиловского сельского совета
Уважаемые наши гости!
сегодня вас поздравляют с праздником молодые таланты нашего села,
это самые юные его жители
они дарят вам танец «МАТРЕШКИ»
1 Ведущий:
Как гордо звучат слова: «Защитник Отечества».
Сегодня в рядах вооружённых сил России служат и наши земляки.
2 Ведущий:
Мы с гордостью произносим имена ребят, которые служат в рядах российской армии
(перечисляют имена солдат
7
1 Ведущий:
Уважаемые родители, сегодня мы благодарим вас за отличное воспитание своих
сыновей, за огромное чувство патриотизма и любви к Родине и приглашаем вас на сцену.
2 Ведущий:
А также на сцену для вручения благодарственных писем
приглашается………………..
1 Ведущий:
Свой музыкальный подарок вам дарит вокальный дуэт Ранинской школы
Звучит песня «Родные края»
2 Ведущий:
Есть такая народная мудрость «Где родился, там и пригодился»…
Среди испытаний и трудов человек всегда обретал малую родину, которая нужна ему и
которой необходим он сам… своим талантом, своими делами, поступками, мыслями.
1 Ведущий:
И сегодня мы отдаём дань уважения землякам, взявшим на себя самую
трудную и самую важную заботу – работать на земле и кормить страну, потому, что с
маленького хлебного зёрнышка начинается мощь и сила нашего государства.
2 Ведущий:
Мы аплодируем сегодня тем, кто внес свою частицу труда в Урожай 2011 года, а именно:
1 Ведущий:
Им по плечу все тайны ремесла,
Они земле и долгу служат честно –
Хранители российского села,
И наши поздравления и песни.( музыкальный номер)
2 Ведущий:
Труд — облагораживает человека! Какое замечательное, наполненное
смыслом выражение. Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу
в ясность, гармонию и довольство самим собою!
1 Ведущий:
Тот, кто работает, всегда молод. И иногда мне кажется, что, может быть,
труд вырабатывает какие- нибудь особые гормоны, повышающие жизненный импульс.
В этот день, мы хотим сердечно поздравить людей, которые на протяжении многих лет,
самоотверженно трудятся, посвящая себя целиком избранному пути.
2 Ведущий:
И мы приглашаем на сцену ветеранов труда ______________________________
1 Ведущий:
Как часто мы произносим в жизни фразу « Мой дом – моя крепость».
В этих словах таится любовь к своей малой родине, где родился и вырос, где начал свою
трудовую деятельность…
Для многих наше село стало родным и близким, особенно
для людей старшего поколения.
8
Здесь прошла их юность, трудовая зрелость, здесь выросли их
дети и подрастают внуки … и может быть и они не изменят своей малой родине,
и будут жить, и работать здесь, справлять свадьбы и воспитывать детей….
2 Ведущий:
В этот праздничный день мы хотим поздравить молодые семейные пары,
которые в этом году скрепили свой брачный союз, а именно:
Для награждения приглашаем
( поздравление главы, вручение подарка)
1 Ведущий:
Семейного счастья вам и долгих лет жизни!
Вам свой музыкальный подарок дарят
воспитанники творческого объединения «Капельки»
2 Ведущий:
Жизнь в семье – это не только любовь, но и полное взаимопонимание
и взаимопомощь. В этот день нам хочется назвать семейные пары нашего села,
которые много лет идут рука об руку и в горе и радости, в болезни и здравии.
1 Ведущий:
И это:
вот уже 55 лет вместе
2 Ведущий:
Мы поздравляем Вас и приглашаем на сцену.
( вручение памятных подарков)
1 Ведущий:
Желаем счастья и здоровья!
Желаем бодрости и сил!
Чтоб каждый день обычной жизни
Вниманье, радость приносил.
2 Ведущий:
Для наших уважаемых семейных пар, а так же всех жителей и
гостей праздника звучит песня.
1 Ведущий:
Живёт село своими заботами – взращивает огород, смотрит хозяйство.
И всё это – дела рук человеческих. Земля наша богата и прекрасна нами – работящими, знающими людьми, богата, каждым из нас в отдельности, и всеми вместе.
2 Ведущий:
Людей неинтересных в мире нет
Их судьбы, как истории планет.»
У каждой всё особое, своё,
И нет планет похожих на неё.
1 Ведущий:
9
А если кто-то незаметно жил,
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самою незаметностью своей.
2 Ведущий:
Сейчас мы с большим удовольствием приглашаем на сцену односельчан,
у которых по стечению обстоятельств сегодня двойной праздник. Они именинники:
(поздравление, вручение подарков)
1 Ведущий:
От всей души желаем смеха,
Веселья, радости, успеха,
Hе болеть, не унывать,
Жить нормально, крепко спать,
2 Ведущий:
Hикогда не волноваться,
Hе сердиться, не ругаться,
Добрым делом заниматься
Быть здоровым, улыбаться!
1 Ведущий:
Село моё, моё село
Среди садов, среди полей.
Да будет мир, и хлеб, и соль
Под каждой крышею твоей!
Слетают с губ моих признанья,
Ты слышишь, милый сердцу край,
Тебе – навеки процветанья,
Тебе – при жизни светлый рай!
музыкальный номер «Завалинка»
2 Ведущий:
Берегите Родину родную.
Пусть то будет город иль село,
В трудную минуту роковую
Здесь найдёшь и ласку, и тепло.
1 Ведущий:
Любоваться Родиной умейте!
Каждый выросший на ней росток
Бережно храните и лелейте:
Из ростка получится цветок.
2 Ведущий:Зацветёт земля тогда родная,
Будет преданно детьми горда,
Вам во сто раз больше отдавая
И любви, и хлеба, и тепла.
1 Ведущий:
Дорогие земляки! Пусть живут у нас шутки и песни, живут дни рождения наши, отцов и дедов наших, детей и внуков наших.
10
2 Ведущий:
А значит, и дни рождения сел, где мы родились, где мы живем и трудимся,
сел из которых состоит наш Мичуринский район
музыкальный номер
ВЕДУЩИЙ 1: Вот и подошла к завершению наша праздничная встреча,
ВЕДУЩИЙ 2: Но мы не прощаемся с вами, а говорим до свидания, до новых встреч!
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/480643-moe-selomoj-hram-moja-svjatynja
6 июля прошел престольный день храма Владимирской иконы Божией Матери села Дубовское. Празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1580 г.
В этот знаменательный для прихода день настоятель и священнослужители совершили праздничную Божественную литургию. Настоятелю сослужили клирики Волгодонской, Шахтинской и Калачевской епархий.
Праздничные богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением матушки Екатерины Почтовой.
После сугубой ектении протоиерей Роман Белоусов вознес молитву о скорейшем восстановлении мира. По благословению Его Святейшества сугубая молитва совершается во всех храмах Русской Православной Церкви.
По окончании Божественной литургии верующие совершили крестный ход. Духовенство и все прихожане обошли вокруг храма с чтимой храмовой иконой. Благочинный Котельниковского округа иереей Виктор Болганов, клирик Калачевской епархии, прочитал Евангельское зачало, а на каждой из четырех сторон храма духовенство окропляло молящихся святой водой.
По окончании крестного хода духовенство и мирянами вознесли молитвенную песнь ко Пресвятой Богородице «Царице моя Преблагая…».
Затем были возглашены уставные многолетия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, главе Донской митрополии Высокопреосвященнейшему митрополиту Меркурию, правящему архипастырю Преосвященнейшему епископу Антонию, настоятелю храма, богохранимой стране нашей и всем православным христианам.
По окончании Божественной литургии старейший священник Донской митрополии митрофорный протоиерей Пётр Почтовый, клирик Шахтинской Епархии, произнес проповедь.
В ответном слове отец-настоятель поблагодарил честных отцов за Божественную Литургию и пожелал Божией помощи, мира, крепости душевных и телесных сил.
Всего просмотров (72)
Каждый из нас наверняка в своей жизни хоть раз слышал словосочетание «престольный праздник». Слово «праздник» нам понятно. А вот слово «престольный» как-то не очень. Что оно означает? Попробуем разобраться.
Престольный праздник — что это значит?
Все православные храмы строились либо в воспоминание какого-нибудь значимого евангельского события, либо в честь почитаемого святого. Например, Преображенский храм был построен в воспоминание Преображения Господня, Никольский храм – в честь св. Николая Чудотворца.
Устройство храма
Но откуда пошло слово «престольный» и что оно означает? Для того чтобы это понять, нужно знать устройство храма. Любой православный храм делится на три части:
- Алтарная часть.
- Средняя часть храма.
- Притвор.
Алтарь – это главная часть храма. Входить в него могут только священнослужители (епископ, священник и диакон) и некоторые церковнослужители (пономари). В алтаре находится главный православный атрибут – св. Престол, т. е. святое место, где восседает Сам Христос. На св. Престоле совершается великое таинство Евхаристии, а в Дарохранительнице находятся св. Дары Христовы.
Известно, что св. Престол – это главный предмет церковной утвари. Именно поэтому главный храмовый праздник называется престольным. Итак, продолжаем разбираться далее.
Престольный праздник — что это значит? Узнать об этом можно по храмовой иконе. Обычно она располагается в правом нижнем углу иконостаса. Чаще всего ее можно увидеть на клиросе, где поют певчие. Иногда храмовая икона может находиться в кивоте – в красивой большой рамке с подставкой. Известно, что престольными праздниками в августе могут быть день Преображения или Успения.
Обычаи и традиции в храмовый день
Храмовый или престольный день – особый день в году, когда весь церковный приход и прихожане других храмов собираются на праздничную литургию для совместной молитвы. В храме поминается особочтимое событие или особопочитаемый святой. Например, это может быть день памяти святого Пантелеймона. Поэтому к нему готовятся очень тщательно и заблаговременно: убирают церковь и прилегающую территорию. Иногда престольный праздник посещает правящий архиерей.
После литургии совершается молебен с крестным ходом. Все священнослужители, церковнослужители, прихожане и гости обходят храм трижды с хоругвями и иконами. При этом священник обычно окропляет верующих святой водой. В конце богослужения поется «многолетие», т. е. пожелание всем присутствующим долгих лет жизни с Богом. По старому доброму русскому обычаю после молитвословий всех присутствующих приглашают на трапезу (угощение).
Классификация православных праздников
Кроме храмового праздника св. Церковь предписывает совершать богослужения в великие, средние и малые праздники. В церковном календаре нет ни одного дня, когда бы не вспоминалось какое-либо событие или святой. Христианские праздники, отраженные в месяцеслове, можно разделить на группы по следующим критериям:
- Важность событий (великие, средние, малые).
- Время празднования (подвижные и неподвижные).
- Место (общие, храмовые).
- Тип (Господские, Богородичные, Святых).
Давайте поговорим подробнее о каждой группе.
Классификация по важности
По значимости христианские праздники делятся на:
- Великие (Пасха, двунадесятые и великие).
- Средние.
- Малые.
Великие или большие праздники.
Пасха или светлое Христово Воскресение – это главнейшее христианское событие, когда Христос Своею смертью победил смерть духовную, открыл врата рая, дал возможность всем нам быть соучастниками вечного блаженства.
Двунадесятые (от числа 12) – это 12 больших православных праздников в христианском календаре, которые отражают самые главные события из жизни Христа или Божией Матери.
- Рождество Пресвятой Богородицы. В этот святой день была рождена Мария, которой было предначертано свыше стать Матерью Бога.
- Крестовоздвижение. Воздвижение или поднимание св. Еленой и Св. Константином Креста Господня для поклонения и исцеления верующих в Него. Св. Крест они нашли спустя несколько веков после Христова Воскресения.
- Введение во храм Пресвятой Богородицы. Вспоминается день посвящения Праведными Иоакимом и Анной своей трехлетней дочери Марии Богу. Жила Дева Мария при храме до 12-летнего возраста.
- Рождество Христово. Вспоминается рождение Младенца Христа в Вифлееме, а также появление новой звезды на небосклоне, поклонение пастухов и волхвов.
- Крещение или Богоявления Господне. Торжественно вспоминается принятие святого крещения Господом от рук Иоанна Крестителя. Событие было настолько великим, что произошло явление св. Троицы.
- Сретение Господне. Симеон Богоприимец дождался пришествия в мир Спасителя и встретился с Ним в храме.
- Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот день через архангела Гавриила Бог оповестил Деву Марию о великой миссии – стать Матерью Бога.
- Вход Господень во Иерусалим или Вербное воскресенье. Оно празднуется за неделю до Пасхи и говорит о событии, когда Христос торжественно въехал на осле в Иерусалим. Все собравшиеся приветствовали Его криками «Осанна, благословен грядый во имя Господне», постилали перед ним свои одежды и ветки вайи (пальмовые ветви). У нас не произрастают пальмы, поэтому верующие приносят в храмы украшенные ветки вербы. Отсюда название праздника.
- Вознесение Господне. В этот день Господь вознесся на небо, но обещал послать ученикам Утешителя — Духа Святого. Следующее Христово пришествие будет страшным: Он придет судить живых и мертвых.
- Троица или Пятидесятница. В этот великий день, когда Святой Дух сошел на апостолов, произошло зарождение христианской Церкви. С этого момента ученики Христовы стали безбоязненно проповедовать о Христе по всему миру.
- Преображение Господне. На г. Фаворе Христос показал Своим ученикам Свою Божественную сущность. Он преобразился, т. е. поменялся на глазах у изумленных апостолов. Его одежды стали белоснежными, от Божественного Лица исходил яркий свет, а Сам Он стоял на облаке и разговаривал с ветхозаветными пророками Моисеем и Ильей. Бог Отец в очередной раз подтвердил Божество Иисуса Христа.
- Успение Пресвятой Богородицы. Праздничный день, когда вспоминается блаженная кончина или сон Богородицы. Сам Христос вместе с сонмом ангелов забрал Ее святую душу в райские обители. Впоследствии Господь забрал также и тело Богородицы, поэтому Ее могилы на земле нет.
К великим праздникам относятся еще несколько важных событий из жизни Господа, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла.
Классификация по времени
В зависимости от Пасхи праздничные дни бывают подвижными и неподвижными или переходящими и непереходящими.
Неподвижные или непереходящие – это праздники, которые ежегодно празднуются в один и тот же день.
Подвижные или переходящие – это праздничные дни, которые каждый год празднуются в разное время и зависят от дня Пасхи.
Классификация по месту
Храмовый, престольный праздник — что это значит? Церковный календарь особо выделяет престольные или храмовые праздники, дни особочтимых икон Богородицы или святых угодников. Они празднуются с особой торжественностью и пышностью.
Общие праздники — это события, которые вспоминаются всей Церковью, независимо от страны, города и величины храма.
Классификация по типу
Весь годовой церковный круг в христианском календаре делится на три части по следующему типу:
- Господские. Посвящены важнейшим событиям из жизни Христа.
- Богородичные. Говорят о важных моментах жизни Матери Божией.
- В честь святых и бесплотных сил. К этой группе относятся святые Ангелы, архангелы и все воинство небесное, которое стоит у Престола Божия. Также Святая Церковь поминает всех прославленных святых, которые свой жизнью показали горячую любовь к Богу и пример для подражания. Например, 9 августа — день памяти святого Пантелеймона. В этой группе есть дни наших небесных покровителей, чьи имена мы носим, – дни Ангела.
Поведем итоги. Престольный праздник, что это значит? Это одно из празднеств в годовом церковном круге, в честь которого построен или освящен храм. Поэтому оно называется также храмовым праздником.
Каждый христианин обязан знать и почитать православные праздники.