Праздник иконы благодатное небо

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля по левую сторону от царских врат.Пресвятая Богородица, держащая на руках Предвечного Младенца, изображена в полный

Икона Богородицы «Благодатное Небо»

Празднование

История

Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Бла­го­дат­ное Небо», на­хо­дит­ся в ико­но­ста­се Мос­ков­ско­го Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра Крем­ля по ле­вую сто­ро­ну от цар­ских врат.

Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, дер­жа­щая на ру­ках Пред­веч­но­го Мла­ден­ца, изо­бра­же­на в пол­ный рост и в окру­же­нии яр­ко-крас­ной ман­дор­лы с ис­хо­дя­щи­ми от нее си­я­ю­щи­ми лу­ча­ми. Этот об­раз име­ет так­же на­име­но­ва­ние «Что Тя на­ре­чем?», про­ис­хо­дя­щее из тек­ста Бо­го­ро­дич­на 1-го ча­са, на­чер­тан­но­го по краю си­я­ния, ис­хо­дя­ще­го от Бо­жи­ей Ма­те­ри: «Что Тя на­ре­чем, о, Бла­го­дат­ная? Небо, яко вос­си­я­ла еси Солн­це Прав­ды; рай, яко про­зяб­ла еси Цвет нетле­ния; Де­ву, яко пре­бы­ла еси нетлен­на; Чи­стую Ма­терь, яко име­ла еси на свя­тых Тво­их объ­я­ти­ях Сы­на, всех Бо­га. То­го мо­ли спа­сти­ся ду­шам на­шим».

Ико­но­гра­фи­че­ское изо­бра­же­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, под но­га­ми Ко­то­рой пер­во­на­чаль­но был изо­бра­жен лун­ный серп, ил­лю­стри­ру­ет сло­ва От­кро­ве­ния Иоан­на Бо­го­сло­ва: И яви­лось на небе ве­ли­кое зна­ме­ние: же­на, об­ле­чен­ная в солн­це; под но­га­ми ее лу­на, и на гла­ве ее ве­нец из две­на­дца­ти звезд… И ро­ди­ла она мла­ден­ца му­же­ско­го по­ла, ко­то­ро­му над­ле­жит па­сти все на­ро­ды жез­лом же­лез­ным; и вос­хи­ще­но бы­ло ди­тя ее к Бо­гу и пре­сто­лу Его (Откр.12:1, 5).

Су­ще­ству­ет пре­да­ние, что этот об­раз на­хо­дил­ся ра­нее в Смо­лен­ске и в XIV ве­ке был пе­ре­ве­зен в Моск­ву до­че­рью ли­тов­ско­го кня­зя Ви­то­вта Со­фи­ей, ко­гда она ста­ла су­пру­гой Мос­ков­ско­го кня­зя Ва­си­лия Дмит­ри­е­ви­ча (1389–1425), вме­сте со мно­ги­ми дру­ги­ми древни­ми ико­на­ми, при­слан­ны­ми из Кон­стан­ти­но­по­ля (как сле­ду­ет из за­пи­си в Тро­иц­кой ле­то­пи­си за 1398 г.). Об этом ста­ло из­вест­но в 1853 го­ду, ко­гда во вре­мя по­нов­ле­ния ико­но­ста­са Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра мит­ро­по­лит Фила­рет (Дроз­дов) рас­по­ря­дил­ся со­брать ис­то­ри­че­ские све­де­ния о чу­до­твор­ном об­ра­зе. В несо­хра­нив­шей­ся опи­си XVII в. Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра ука­зы­ва­лось, что об­раз яв­ля­ет­ся спис­ком с на­хо­див­шей­ся в со­бо­ре древ­ней ико­ны, сде­лан­ным ма­сте­ра­ми Ору­жей­ной па­ла­ты по ука­зу ца­ря Фе­о­до­ра Алек­се­е­ви­ча.

Об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Бла­го­дат­ное Небо», пре­бы­ва­ю­щий в на­сто­я­щее вре­мя в мест­ном ря­ду ико­но­ста­са Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра, был ис­пол­нен цар­ски­ми ико­но­пис­ца­ми при со­зда­нии но­во­го ико­но­ста­са в 1678–1680 го­дах и по­ме­щен в се­реб­ря­ный че­кан­ный оклад с над­пи­са­ни­ем тек­ста Бо­го­ро­дич­на. Укра­ден­ный в 1812 го­ду ста­рый оклад был за­ме­нен но­вым в 1815 го­ду. В 1916 г. чу­до­твор­ная ико­на бы­ла укра­ше­на се­реб­ря­ной ри­зой и на­клад­ны­ми се­реб­ря­ны­ми хе­ру­ви­ма­ми на по­лях, ко­то­рые до на­ше­го вре­ме­ни не со­хра­ни­лись.

Про­то­тип ико­но­гра­фи­че­ско­го изо­бра­же­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­явив­ший­ся в Гер­ма­нии в XV ве­ке и по­лу­чив­ший ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в за­пад­ном ис­кус­стве, в XVII ве­ке через Укра­и­ну, Бе­ло­рус­сию и Лит­ву по­пал в Рос­сию.

В на­ча­ле XX ве­ка по бла­го­сло­ве­нию свя­то­го пра­вед­но­го Иоан­на Крон­штадт­ско­го был сде­лан спи­сок с ико­ны «Бла­го­дат­ное Небо» для риз­ни­цы хра­ма Ва­у­лов­ско­го Успен­ско­го ски­та Ро­ма­но­во-Бо­ри­со­глеб­ско­го уез­да в Яро­слав­ской гу­бер­нии. В на­сто­я­щее вре­мя он пре­бы­ва­ет в Вос­кре­сен­ском со­бо­ре г. Ту­та­е­ва Яро­слав­ской об­ла­сти.

Дру­гой спи­сок с чу­до­твор­но­го об­ра­за по­ме­щен в хра­ме Рас­пя­тия Хри­сто­ва Боль­шо­го Кремлев­ско­го двор­ца.

Во 2-й по­ло­вине XIX — на­ча­ле XX ве­ка празд­но­ва­ние иконе со­вер­ша­лось два ра­за в год: 6 мар­та и в Неде­лю Всех свя­тых. По пят­ни­цам по­сле Ли­тур­гии пе­ред об­ра­зом со­вер­шал­ся мо­ле­бен с ака­фи­стом и во­до­освя­ще­ни­ем.

Развернуть

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Благодатное Небо»,
глас 6

Что Тя нарече́м, о, Благода́тная?/ Не́бо? – я́ко возсия́ла еси́ Со́лнце Пра́вды;/ рай? – я́ко прозябла́ еси́ Цвет нетле́ния;/ Де́ву? – я́ко пребыла́ еси́ нетле́нна;/ Чи́стую Ма́терь? – я́ко име́ла еси́ на святы́х Твои́х объя́тиях Сы́на, всех Бо́га.// Того́ моли́ спасти́ся душа́м на́шим.


Перевод:

Как Тебя назовем, о Благодатная? Небом? Потому что на Тебе взошло Солнце Правды. Раем? Потому что Ты произрастила бессмертный Цветок. Девой? Потому что осталась непорочна. Чистой Матерью? Потому что держала в святых Твоих объятьях Сына и Бога для всех. Его же моли о спасении душ наших.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Благодатное Небо»,
глас 6

Не и́мамы ины́я по́мощи,/ не и́мамы ины́я наде́жды,/ ра́зве Тебе́, Влады́чице,/ Ты нам помози́,/ на Тебе́ наде́емся/ и Тобо́ю хва́лимся,/ Твои́ бо есмы́ раби́,// да не постыди́мся.


Перевод:

Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица. Ты нам помоги, на Тебя надеемся и Тобою гордимся, потому что мы – Твои рабы, да не будем ничего опасаться.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Благодатное Небо»

Что Тя нарече́м, о, Благода́тная Богома́ти Богоотрокови́це, Пренепоро́чная Мари́е? Ки́ими песнопе́нии возвели́чим Тя, возвели́ченную Не́бом и земле́ю, А́нгелами и челове́ки? Яви́ся бо на Тебе́ неслы́шанное от ве́ка на земли́ и несве́домое А́нгелами на Небеси́ та́инство, па́че ума́ и сло́ва, вочелове́чения Бо́га Сло́ва, рожде́ннаго съискони́ от Безнача́льнаго Отца́ без ма́тери и воплоще́ннаго в Твое́й утро́бе и с нетле́нною печа́тию де́вства Твоего́ роди́вшагося. О, чу́до всех дре́вних и но́вых чуде́с! Непрело́жное сло́во Сама́го Бо́га о победоно́сном се́мени жены́ и испо́лнися и соверши́ся в Безму́жней Де́ве. О, неизмери́мая глубина́ прему́дрости и вели́чия Бо́жия! Ки́ими имены́ нарече́м Тя, о Неве́сто Неневе́стная? Заре́ю ли нарече́м Тя восходя́щаго на не́бе со́лнца? Но Ты – са́мое Не́бо, из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды – Христо́с Бог наш, Спаси́тель гре́шных. Имену́ем ли Тя врата́ми, вводя́щими в поте́рянный прароди́телями рай, оби́ловавший все́ми блага́ми? Но Ты Сама́ еси́ благода́тный рай, произрасти́вшая Цвет нетле́ния, врачу́ющий и отгоня́ющий смерде́ние греха́ и злово́ние прароди́тельскаго тле́ния. Нарече́м ли Тя ю́ною Непоро́чною Де́вою, не позна́вшей бра́ка? Но Ты и до ста́рости пребыла́ Неискусобра́чною и де́вственною до рожде́ния, и в рожде́нии, и по рожде́нии Сы́на пребыла́ еси́. Наимену́ем ли Тя Чи́стою и Свято́ю Мари́ею, превозше́дшею Свое́ю чистото́ю всех ма́терей и прама́терей? Но Ты не то́кмо родила́ Того́ Младе́нца Христа́, но и носи́ла Его́ при Свои́х пе́рсех, и пита́ла Твои́м матероде́вственным млеко́м, Того́, И́же пита́ет вся́кое созда́ние, Ему́же со стра́хом и тре́петом предстоя́т Небе́сныя си́лы и Его́ же хва́лит вся́кое дыха́ние и тварь. О, вои́стину Ты ди́вная еси́ в жена́х, чу́дная в де́вах, неподража́емая в ма́терех! К Тебе́ пред Твои́м Боже́ственным ли́ком припа́даем и пред Твои́ми святы́ми стопа́ми поверга́ем и слага́ем все на́ши мы́сли, жела́ния, наме́рения и чу́вства. Освяти́ их Твои́м Богома́терним призре́нием и вознеси́ их, я́ко же́ртву на́шего смире́ннаго се́рдца, я́ко малоце́нную ле́пту на́шей духо́вной нищеты́, к Престо́лу Сы́на Твоего́, Спаси́теля на́шего, да и́миже весть судьба́ми упра́вит наш путь ко спасе́нию и насле́дию Ца́рствия Его́, не иму́щаго конца́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Развернуть

Каноны и Акафисты

Случайный тест

Русская Православная Церковь

  • 23 Декабрь 2022

    26 декабря, в понедельник, в 19.00 в Лектории на Воробьевых горах храма Троицы и МГУ, к 100-летию СССР состоится выступление Михаил а  Борисович а  С МОЛИНА , историк а  русской консервативной мысли, кандидат а  исторических наук, директор а  Фонда «Имперское возрождение» , по теме «Учреждение СССР — уничтож ение  историческ ой  Росси и » .

     

    Адрес: Косыгина, 30.
    Проезд: от м.Октябрьская, Ленинский проспект, Ломоносовский проспект, Киевская маршрут№297 до ост. Смотровая площадка.

  • 28 Ноябрь 2022

  • Все новости

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Не только на Святой Руси, но и во всех краях нашей планеты почитают Богоматерь. Всего насчитывается более 800 изображений Девы Марии. Одним из наиболее интересных типов образов, написанных в честь Нее, считается акафистная-собирательная икона. Особенно можно выделить «Благодатное Небо».

Икона Благодатное небо

икона Божией Матери «Благодатное небо»

Содержание страницы

  • История образа Божией Матери
  • Значение изображения
    • Полезные материалы
  •  В чём помогает образ Пресвятой Богородицы
  • Молитва
  • О чём молятся перед ликом
  • День памяти
    • Похожие статьи

История образа Божией Матери

Первое упоминание об иконе Богородицы «Благодатное Небо» датируется 14-ым столетием.

Софья, дочь Литовского Великого князя Витовта, сочеталась браком с Василием I, сыном Дмитрия Донского, и как приданное и благословение молодой семье взяла с собой из Смоленска в Москву икону Богоматери. А в Смоленск святыня была прислана из Константинополя.

По еще одной легенде реликвия была доставлена Великой княгиней Софьей Палеолог из Литвы. Однако основанием этого предположения является лишь сходство данного образа с Виленской иконой Богородицы.

Сейчас наиболее почитаемый список с древней святыни пребывает в иконостасе кремлевского собора святого Архангела Михаила. Относится он к последней четверти 17-го века. Образ подготовили в Оружейной Палате. Изумительный драгоценный оклад из серебра с чеканкой был украден в период Отечественной войны 1812 года. Позднее он был восстановлен.

На полстолетия раньше этой иконы появился иконостасный образ из Троицкого храма в Никитинках (в Москве). Изображение Богоматери с Младенцем, у ног которой на коленях стоят преподобные Андрей Критский и Георгий Хозевит, считается самым ранним образом такого типа на Руси.

Нужно сказать и о необычном именовании святыни. Называют ее не только «Благодатным Небом», но и «Что тя наречем».

Оба наименования происходят от фразы из Богородична первого часа: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды».

Значение изображения

Благодатное небо икона

икона Божией Матери «Благодатное небо»

Царица неба и земли всегда полна внутренней красоты, достоинства, величия. Матерь Бога олицетворяет духовную силу и мудрость. «Благодатное Небо» принадлежит к акафистному типу икон.

Главная цель таких изображений – прославить Деву Марию. Они иллюстрируют слова, которыми описана Богородица в акафистах, в то время как написание других типов икон построено, как правило, на богословских текстах.

Полезные материалы

Богоматерь здесь в полный рост, с Богомладенцем на руках, стоит на полумесяце, Ее фигура, как и Ее сына, окружены золотым сиянием (мандорлой). На головах у них короны.

По церковному преданию, Божья Матерь именно в таком облике предстанет людям перед вторым пришествием Мессии.

 В чём помогает образ Пресвятой Богородицы

  • Пред иконой просят о наставлении на путь истинный, особенно в духовном плане – о возможности найти «дорогу» в Царствие Небесное.
  • Обращаются к ней и с мольбами наставить заблудших, избавить от ересей и лжеучений, вернуть к вере.
  • Божья Матерь способствует ведению дел, оберегает от завистников, защищает от внезапной смерти без покаяния.
  • Также возносят молитвы и читают акафисты перед иконой об исцелении от болезней.

Молитва

Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотрокови-це, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося. О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены и исполнися и совершися в Безмужней Деве. О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невеста Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходящаго на небе солнца? Но Ты — само Небо, из Тебе бо возсия Солнце Правды — Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшед-шею Своею чистотою всех матерей и проматерей? Но Ты не токмо родила Того Младенца Христа, но и носила Его при Своих персех и питала Твоим матеродевственным млеком, Того, Иже питает всякое создание. Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесныя силы и Его же хвалит всякое дыхание и тварь. О, воистинну Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. Аминь.

О чём молятся перед ликом

Икона Божией Матери "Благодатное небо"

Икона «Благодатное небо»
Происхождение
Церковь Николая Чудотворца погоста Бережки Островского района Костромской области
Реставрация: Реставрированы бригадой А.М.Малафеева в Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в 1987-1990 годах.
Размер: 165,0 х 59,0 см
Автор: Патракеев Филипп
Материал: Дерево, смешанная техника
Персоналии: Спаситель, Богоматерь
Уточняющая датировка: 18 в. 1794 г.
Век: 18
Страна: Россия
Место хранения: Музей-заповедник «Щелыково»
Иконография, категория: Богоматерь
Тип изображения: Ростовое

Икона «Благодатное Небо» соединяет в себе духовные традиции Востока и Запада, поэтому и поклоняются ей представители разных конфессий.

Существует свидетельство о том, как одна лютеранка получила избавление от болезни по молитвам перед этим образом. Святая икона явилась ей во сне. Женщина отправила свою помощницу в церковь, помолиться перед иконой, та полтора месяца усердно исполняла поручение. И вскоре страждущая полностью исцелилась.

День памяти

Празднование святыне совершается 19 марта и в первое воскресенье после Дня Святой Троицы.

Примечательно, что в день чествования иконы появился на свет трижды герой Советского Союза, маршал авиации Александр Иванович Покрышкин. Он сам считал образ своим покровителем и молился у него перед страшными боями Великой Отечественной войны. Легендарный летчик-ас прошел всю войну, нагоняя страх на фашистских пилотов. В схватках с врагом покрывала его Своим невидимым Омофором Сама Божья Матерь.

В наше время реликвия считается духовной защитницей летчиков и ВВС РФ в целом. В 2001 году была учреждена медаль «Благодатное небо» за заслуги в укреплении обороны Российской Федерации и защите ее воздушных просторов.

Автор: Алёна Чанчикова

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

День памяти иконы Божией Матери «Благодатное Небо» отмечается православными верующими 19 марта. По старому стилю дата праздника приходится на 6 марта. Икона Пресвятой Богородицы, по преданию, была привезена в Москву в конце XIV века из Литвы супругой великого князя Василия I Софией Витовтовной в качестве родительского благословения.

Ранее образ находился в Смоленске. Название восходит к тексту богородична 1-го часа, написан на иконе внутри края сияния: «Что Тя нарече́м, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды». По привезённому Софьей образцу иконописцами Оружейной палаты в 1678-1680 годах был сделан список иконы для Архангельского собора Московского Кремля, в местном ряду иконостаса, слева от Царских врат. В 1682 году мастер Василий Познанский написал икону-аппликацию для храма Воздвижения Креста Господня Теремного дворца Кремля.

Иконография воспроизводит видение Иоанном Богословом Жены, облечённой в солнце. Богоматерь изображена в полный рост, с Богомладенцем на левой руке. Её фигура окружена солнечной мандорлой, под ногами — серп луны. Головы Марии и Иисуса увенчаны коронами. Местночтимые списки образа имеются в московских храмах Троицы на Воробьёвых горах и Архангела Гавриила на Чистых прудах.

Иконе Божией Матери «Благодатное Небо» молятся об исцелении от душевных и физических болезней. К ней обращаются, когда просят о наставлении на путь христианской веры тех, кто ведёт неправедный образ жизни. Некоторые этот образ Богоматери называют по словам молитвы «Что Тя наречем». Икона Матери Божией «Благодатное Небо» пользуется особым почитанием в Москве, так как издревле находится в Архангельском соборе Московского Кремля.

Именины:

Аетий, Анфим, Аркадий, Васой, Еввул, Евфросин, Елена, Иисус, Иов, Каллист, Конон, Константин, Максим, Мелиссен, Феофил, Фёдор, Юлиан

Богородичные иконы пользуются особым почитанием во всем христианском мире. Образы Пречистой Девы помогают православным в тяжелых жизненных ситуациях, даруют исцеления. Икона, именуемая «Благодатное небо», относится к группе акафистных, славит Богородицу как Царицу Небесную. К святому образу обращаются с просьбой о наставлении, духовном просветлении, с молитвами в трудные минуты жизни.

Содержание

  • 1 Описание образа Божией Матери
  • 2 Значение в православии
  • 3 История появления и обретения
  • 4 Где находятся почитаемые списки
  • 5 Почитание и дни празднования
  • 6 О чем просят перед иконой
  • 7 Православные тексты
    • 7.1 Тропарь
    • 7.2 Кондак
    • 7.3 Молитва
    • 7.4 Акафист
    • 7.5 Кондак 1
    • 7.6 Икос 1
    • 7.7 Кондак 2
    • 7.8 Икос 2
    • 7.9 Кондак 3
    • 7.10 Икос 3
    • 7.11 Кондак 4
    • 7.12 Икос 4
    • 7.13 Кондак 5
    • 7.14 Икос 5
    • 7.15 Кондак 6
    • 7.16 Икос 6
    • 7.17 Кондак 7
    • 7.18 Икос 7
    • 7.19 Кондак 8
    • 7.20 Икос 8
    • 7.21 Кондак 9
    • 7.22 Икос 9
    • 7.23 Кондак 10
    • 7.24 Икос 10
    • 7.25 Кондак 11
    • 7.26 Икос 11
    • 7.27 Кондак 12
    • 7.28 Икос 12
    • 7.29 Кондак 13

Описание образа Божией Матери

Богородица изображена в полном величии Небесной славы – сюжет взят из Апокалипсиса, навеян видениями Иоанна Богослова. Пречистая Дева с младенцем Христом на руках написана в рост, опирается ногами на облака (месяц). Такой Царицу Небесную описал Иоанн, согласно предсказаниям пророка, Богородица во всем блеске Божественной славы явится перед вторым пришествием Христа.



Иконографические особенности образа Богородицы:

  1. Святая Дева изображена Небесным созданием, парящим над землей, лишь слегка опирающимся на месяц или облако.
  2. Младенец Иисус сидит на левой руке Божией Матери, правой Дева Мария поддерживает Сына. Руки Иисуса подняты вверх, указывая дорогу в Царствие Небесное.
  3. Фигуры изображены в сияющей капсуле (мандорла). Овальный нимб яркими лучами освещает Богородицу и Христа, символизируя Божественную славу.
  4. Головы венчают короны – символы Высшей власти.
  5. На списках вокруг главных фигур часто пишут пророков, святых, сюжетные картинки из Евангелия.
  6. На некоторых копиях иконы Деву Марию изображают с царственными символами в руках.

Прототипом «Благодатного неба» считают древнее изображение Богородицы «Жена, облеченная в солнце».

Икона написана яркими красками, фигуры выписаны четко. Образ прославляет Божию Матерь, как Царицу, имеющую Высшую власть, вызывает чувство глубокого благоговения и восхищения подвигом Пречистой Девы.

Значение в православии

Акафистные иконы славят Божественную суть Богородицы, не акцентируя внимания на земной жизни Девы Марии. Божия Матерь вознеслась после смерти, стала Царицей Небесной.

икона благодатное небо

Значение образа – прославление и величание Пречистой Девы, гимн и хвала Богоматери. Находящаяся в ореоле света и почитания Богородица покровительствует всему роду людскому, является заступницей перед Божьим Престолом за христиан. К ней обращают молитвы все, кому нужны заступничество, поддержка, помощь. На молитвы Божией Матери надеются все православные.

Изображение Богородицы «Благодатное Небо» считают символом Вселенской церкви Христовой, а саму Деву Марию – молитвенницей за людской род.

История появления и обретения

Историю появления иконы «Благодатное небо» в России точно проследить не удалось. Историки считают вероятными 2 версии обретения чудесного образа.

Первая легенда гласит, что святыня попала в Москву из Смоленска еще в 14 веке. Образ какое-то время находился там, был в числе других старых икон, прибывших из Константинопольской епархии. Упоминание встречается в Троицких летописных записях за 1398 год. Литовская княжна София привезла его из Смоленска, когда ехала вступить в брак с Московским князем Василием. Источники 19, начала 20 века поддерживали эту версию обретения образа.

По второй версии, «Благодатное небо» привезла в Москву София Палеолог, супруга Ивана III.

Древнюю святыню до наших дней сохранить не удалось. Русские иконописцы в 17 веке сделали список с оригинала. Мастера Оружейной палаты сумели точно воспроизвести чудный образ, копия не уступала оригиналу по силе воздействия на верующих.

Справка: до начала революции икона «Благодатное небо» входила в число самых почитаемых чудотворных образов Москвы. Паломники стекались со всей России, Богородица являла множество чудес по молитвам перед святыней.

икона благодатное небо

Где находятся почитаемые списки

Икона «Благодатное небо» не сохранилась в оригинале, а только в нескольких списках, которые чтятся местно или имеют историческое значение. Высокочтимые копии чудотворного образа Богородицы находятся:

  1. Собор Святого Архистратига Михаила, Соборная площадь, Кремль, Москва. Наиболее древний список, чудотворный, датируется 17 веком.
  2. Распятская церковь, Кремль, Москва. Службы в храме не проводят, часть резиденции Президента РФ.
  3. Храм Троицы, Воробьевы Горы, Москва. Икона была надолго утеряна, затем обретена вновь. Студенты университета использовали список для бытовых нужд. После обретения икона чудесным образом обновилась.
  4. Церковь Архангела Гавриила, Чистые пруды, Москва. Другое название Меншикова башня.
  5. Для Вауловского скита, Ярославская область (Тутаев). Список сделан по просьбе Иоанна Кронштадтского в начале 20 века. Святой любил икону, совершил в ее честь 40 литургий.

Особым почитанием, художественной ценностью и славой пользуется икона, написанная Виктором Васнецовым. Великий художник получил заказ на написание образа Богородицы из Владимирского храма в Киеве, но отказался, так как его сын тяжело болел. Он жил с семьей за городом и в один из дней увидел свою супругу с младенцем на руках, освещенную солнечными лучами.

Малыш поднял ручки к яркому солнцу, и Васнецов был потрясен трогательной картинкой. Он понял, что должен написать Богородицу, и как должна выглядеть икона.

В это время в Киевском соборе готовили стену для написания иконы. Внезапно на подготовленной штукатурке руководитель работ Прахов и мастера увидели четко проступивший образ Божией Матери с младенцем Иисусом на руках, купающихся в солнечных лучах. Профессор достал бумагу и зарисовал изображение, которое вскоре исчезло со стены.

Когда прибывший в Киев Васнецов показал эскиз, профессор показал ему зарисованную картинку. Они чудесным образом совпадали, все поняли, что это промысел Божий. Васнецов приступил к работе и за 2 года написал икону Богородицы «Благодатное Небо», которая уже много лет пользуется любовью и почитанием православных.

икона благодатное небо

Почитание и дни празднования

Особое почитание иконы сложилось в 19 веке. По указанию митрополита Филарета были собраны сведения о чудесах, явленных по молитвам перед иконой. В это время проводили реставрацию Архангельского собора. После проведенного расследования образ признали чудотворным, количество паломников увеличилось.

Икону глубоко чтили не только православные. Больная христианка, исповедующая лютеранство, увидела чудесный образ во сне. Она отправила свою православную горничную в храм, молить о заступничестве и исцелении. После шестинедельных молебнов лютеранка полностью излечилась и сама стала ходить в церковь, чтобы поклониться чудному образу.

В православных храмах икону славят:

  • 19 марта;
  • в неделю Всех Святых.

Бойцы ВДВ чтят икону, как свою заступницу. В полевых храмах, в частях ВДВ находятся списки образа, освящают церкви в честь иконы. Александр Покрышкин, герой ВОВ, прославленный летчик, родился в день празднования образа. Богородица хранила героя, защищала невидимой рукой во время тяжелых боев.

Медаль, носящее название «Благодатное небо», с образом Божией Матери, учреждена для награждения тех, кто защищает воздушные рубежи Родины, осваивает космос.

О чем просят перед иконой

Икона символизирует Божественную власть Пречистой Девы, поэтому, по молитвенным традициям, обращаться к ней следует с духовными проблемами. Икона помогает найти правильный путь в жизни, укрепить веру.

икона благодатное небо

Богородицу перед образом «Благодатное Небо» просят:

  • о преодолении чувства богооставленности, потери веры;
  • о заступничестве при борьбе с тяжкими искушениями;
  • при затяжной депрессии, унынии, потере радости жизни;
  • об избавлении от зависимостей разного рода – алкоголизм, наркомания, компьютерная;
  • для защиты от ересей, тяги к колдовству, оккультизму;
  • при необходимости спасти себя и близких от влияния сект, дьявольских наваждений;
  • о помощи при борьбе с тяжкими пороками – гордыни, тщеславия, себялюбия, зависти;
  • о защите от опасностей, внезапной смерти;
  • о помощи в разрешении сложных конфликтных ситуаций в семье, на службе.

К образу Богородицы можно обращаться и в простых житейских нуждах, прося совета, покровительства, наставления.

Православные тексты

Торжественные богослужения в честь иконы проводятся в православных храмах. Во славу образа написан акафист.

Тропарь

Как Тебя назовем, о Благодатная? Небом? Потому что на Тебе взошло Солнце Правды. Раем? Потому что Ты произрастила бессмертный Цветок. Девой? Потому что осталась непорочна. Чистой Матерью? Потому что держала в святых Твоих объятьях Сына и Бога для всех. Его же моли о спасении душ наших.

Кондак

Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица. Ты нам помоги, на Тебя надеемся и Тобою гордимся, потому что мы – Твои рабы, да не будем ничего опасаться.

икона благодатное небо

Молитва

Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотроковице, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося.

О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены исполнися и совершися в Безмужней Деве. О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невеста Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходящаго на небе солнца? Но Ты — самое Небо, из Тебе бо воз сия Солнце Правды — Христос Бог наш, Спаситель грешных.

Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий и отгоняющий смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем ли Тя юною Непорочною Девою, не познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси.

Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшедшею Своею чистотою всех матерей и праматерей? Но Ты не токмо родила Того Младенца Христа, но и носила Его при Своих персех и питала Твоим матеро девственным млеком, Того, Иже питает всякое создание, Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесныя силы и Его же хвалит всякое дыхание и тварь.

О, воистинну Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоим Божественным ликом припадаем и пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. Аминь.

Акафист

Кондак 1

Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, Благодатным Небом нами именуемой, телу нашему и душам спасение подающей, благодарственное приносим пение, Богородительнице. Ты же, яко имущая милосердие неизреченное, от всяких нас бед и грехов свободи, да зовем Ти:

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

Икос 1

Ангели и праведных души удивишася, егда предстала еси пред Сыном Твоим и Богом и многим молением ходатайствовала о людех, во гресех пребывающих. Мы же, очима веры толикое Твое благоутробие зряще, со умилением взываем Тебе сице:

Радуйся, молитвы всех христиан приемлющая; радуйся, и самых отчаянных грешников моления не отвергающая.

Радуйся, к Сыну Твоему о них предстательствующая; радуйся, нечаянную радость спасения им подающая.

Радуйся, предстательством Твоим весь мир спасающая; радуйся, вся наша печали утоляющая.

Радуйся, житие наше добре устрояющая; радуйся, избавление от грехов всем человеком принесшая.

Радуйся, Радость всему миру родившая; радуйся, еже како ни единаго же научившая.

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

икона благодатное небо

Кондак 2

Видящи Пречистая люди грешныя, с верою и упованием пред честною Ея иконою долу повергающихся и слезно молящихся о гресех своих, внят молению их, да вси, зряще Матернее Ея милосердие, на небеси и на земли вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум человеческий воистину превосходит любовь Твоя к роду христианскому, о немже молишися Сыну Твоему и Богу, мы же, зряще Тя, неотступную Предстательницу за нас грешных, со слезами вопием Ти:

Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго, от Бога нам дарованная; радуйся, Путеводительнице наша, к небесному отечеству нас возводящая.

Радуйся, верных ограждение и прибежище; радуйся, помоще призывающих имя Твое святое.

Радуйся, презренных и отверженных от рова погибели исхищающая; радуйся, тех на путь правый обращающая.

Радуйся, непрестанное уныние и мрак душевный отгоняющая; радуйся, оставленных врачми на Свои всемощнеи руце приемлющая.

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

Кондак 3

Сила благодати преизобилова тамо, идеже умножися грех, да радуются на небеси вси ангели о грешницех кающихся, поюще пред престолом Божиим: Аллилуиа.

икона благодатное небо

Икос 3

Имущи к роду христианскому Матернее милосердие, всем, с верою и упованием прибегающим к Тебе, подаеши руку помощи, Владычице, да вси единым сердцем и единеми усты славословие Тебе приносят сицевое:

Радуйся, яко Тобою к нам нисходит Божие благоволение; радуйся, яко во всех бедах и обстояниих наших приносиши Сыну Твоему усердныя о нас молитвы.

Радуйся, яко наша молитвы приятными Богу соделоваеши; радуйся, яко от видимых врагов нас избавляеши.

Радуйся, яко сердца злых человек умягчаеши; радуйся, яко от клеветы, досаждения и укорения нас изъимаеши.

Радуйся, яко Тобою вся благая желания наша исполняются; радуйся, яко много может молитва Твоя пред Сыном Твоим и Богом.

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

Кондак 4

Пред честною иконою Твоею, Царице Небесная, склоняем колена душ и телес наших и со умилением дерзновенно молимся Ти: спаси нас, о, Мати милосердия, да не погибнем до конца во гресех наших; Ты бо еси всем грешником едина надежда и прибежище: преклонися убо на милость, благая Мати, и умоли о нас Сына Твоего и Творца нашего, да непрестанно зовем Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше небожителие, яко молитвами Твоими пред Сыном Твоим прощение грехов и спасение на земли сущим грешником даруются, прославляют Тя, благосердную Царицу небесе и земли. И мы, грешнии, уведевше таковое Твое заступление о нас, грешных, недоумеваем, како благохвалити Тя возможем по достоянию, и от глубины сердца нашего умиленно воспеваем Ти сице:

Радуйся, Споручнице спасения грешных; радуйся, Взыскание погибших.

Радуйся, нечаянная грешных Радосте; радуйся, падших востание.

Радуйся, Предстательнице к Богу, мир от бед спасающая; радуйся, яко гласа молитв Твоих беси трепещут.

Радуйся, яко ангели сему радуются; радуйся, яко и нас, земнородных, сила молитв Твоих веселия исполняет.

Радуйся, яко теми от тины грехов нас изъимаеши; радуйся, яко пламень страстей наших угашаеши.

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

икона благодатное небо

Кондак 5

Боготечную звезду чудотворную икону Матере Твоея показал еси нам, Господи, ибо, взирающе на образ Ея телесныма очима, умом и сердцем к Первообразней возвышаемся, и Ею к Тебе востекаем, поюще: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше ангели, хранителие христиан, яко Божия Матерь споспешествует им в наставлении тех, заступлении и спасении, потщашася сице возопити Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим:

Радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая; радуйся, Ему всегда о роде христианском моления приносящая.

Радуйся, в христианстей вере и благочестии Наставнице; радуйся, уповающим на Тя непостыдный конец жизни дарующая.

Радуйся, Матерним Твоим предстательством от вечнаго мучения нас избавляющая; радуйся, ходатайством к Сыну Твоему жизни вечныя сподобляющая.

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

Кондак 6

Дивная дела милосердия Твоего, людем явленная, предаде писмени святитель Димитрий Ростовский в научение и утешение всем верным, да и тии, во гресех, бедах, скорбех и озлоблении суще, на всяк день пред честным Твоим образом, Благодатное Небо именуемым, колена преклоняют и, избывше бед, печалей и напастей, вопиют Богу: Аллилуиа.

икона благодатное небо

Икос 6

Возсия нам, яко пресветлая заря, чудотворная икона Твоя, Богомати, прогоняющи тьму бед и скорбей от всех с любовию вопиющих Ти сице:

Радуйся, Целительнице наша в болезнех телесных; радуйся, благая Утешительнице в печалех наших душевных.

Радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая; радуйся, ненадеющихся несумненною надеждою возвеселяющая.

Радуйся, алчущих Питательнице; радуйся, нагих одеяние.

Радуйся, вдов Утешительнице; радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице.

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

Кондак 7

Хотя Законодавец правосудный Господь Сам быти закона исполнитель и явити милосердия Своего бездну, преклонися на усердное моление Твое, Преблагословенная Мати Дево, о людех во гресех пребывающих и милостей Божиих чающих, глаголя: Закон повелевает, да сын чтит матерь. Аз Сын Твой, Ты же Мати Моя, Аз Тя должен чтити, послушая Твоего моления, буди убо, яко же хощеши. О нихже молишися — прощаются им греси Тебе ради. Мы же, видяще таковую силу молитвы Ходатаицы нашея о прощении согрешений наших, прославим милосердие и неизреченное благоутробие Ея, зовуще: Аллилуиа.

Икос 7

Новое дивное и славное знамение всем верным явися, яко не токмо Матери Твоея, но и пречистому Ея лику, на дске изображенному, силу чудотворения даровал еси, Господи; сему таинству дивящеся, во умилении сердца вопием к Ней таковая:

Радуйся, премудрости и благости Божия откровение; радуйся, веры утверждение.

Радуйся, благодати явление; радуйся, душеполезных знаний дарование.

Радуйся, слово премудрости просящим дарующая; радуйся, несмысленных разумными соделовающая.

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

икона благодатное небо

Кондак 8

Видяще славная дела и многразличную премудрость Божию в мире и жизни нашей, предстательством Твоим пред Богом над нами совершающаяся, о, Небо благодатное, Пречистая Владычице, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум и сердце наше на небеса возведем, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся в вышних пребываеши, и нижних никакоже отступила еси, премилосердная Царице небесе и земли. Аще бо по успении Твоем и взошла еси на небеса с пречистою Твоею плотию, обаче и грешныя земли не оставила еси, являющися причастница промышления Сына Твоего о роде христианском, сего ради Тя по долгу ублажаем:

Радуйся, сиянием пречистыя души Твоея всю землю просветившая; радуйся, чистотою телесе Твоего вся небеса возвеселившая.

Радуйся, о всем мире усердная Предстательнице; радуйся, всех нас при Кресте Сына Твоего усыновившая.

Радуйся, всегда Матернюю любовь к нам являющая; радуйся, в скорбех утешающая.

Радуйся, всех даров духовных и телесных независтная подательнице; радуйся, благ временных и вечных Ходатаице.

Радуйся, двери царствия Христова верным отверзающая; радуйся, и на земли чистаго веселия сердца наша исполняющая.

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

Кондак 9

Все естество ангельское удивися делу Твоего милосердия, Господи, яко толико твердую и теплую Заступницу и Помощницу роду христианскому даровал еси, нам невидимо спребывающу, слышащу же Тебе поющих: Аллилуиа.

икона благодатное небо

Икос 9

Витийство человеческое не возможет по достоянию благохвалити Тя, Пресвятая Богородице, и воспети неисчетная чудеса Твоя, от иконы Твоея являемая, имиже православныя люди от бед, напастей и всякаго зла сохраняеши. Мы же, добре ведуще о многих чудотворных явлениих Твоего честнаго лика бывших и поклонением ему потребная ко временней и вечней жизни приемлюще, с веселием Богородице взываем:

Радуйся, яко от священнаго лика Твоего чудеса деются; радуйся, яко утаися премудрость и благодать сия от мудрых и разумных века сего.

Радуйся, яко открыся та младенцем в вере; радуйся, яко прославляющих Тя прославляеши.

Радуйся, яко отвергающих Тя пред всеми посрамляеши; радуйся, яко от всякаго зла прибегающих к Тебе избавляеши.

Радуйся, яко вся болезни человеческия душевныя и телесныя милостивно врачуеши; радуйся, яко праведный гнев Божий на нас Твоим молением скоро утоляеши.

Радуйся, яко Ты еси тихое пристанище всем с верою к Тебе притекающим; радуйся, кораблю хотящих спастися.

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

Кондак 10

Спасти хотяще души своя от вечныя смерти, мы, недостойная чада Твоя, преклоньше колена своя пред пречистым Твоим образом, молим Тя, Небесная Царице и милосердная Мати спасения нашего: сотвори нас причастники вечнаго блаженства в Небесном Царствии Сына Твоего, поющих Спасителю Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена необоримая и пристанище небурное Ты еси, Богородице Дево, всем к Тебе притекающим, темже и нас огради и покрый от всех враг видимых и невидимых, да с верою и умилением поклоняющеся пречестней и цельбоносней иконе Твоей, радостно вопием Ти:

Радуйся, сохраняти и спасати всех призывающих Тя обещавшая; радуйся, к Сыну Твоему и Богу молитвы верных приносящая.

Радуйся, и Сама непрестанно у престола Его молящаяся о нас; радуйся, благодать Твоим иконам даровавшая.

Радуйся, всю вселенную лучами тех озаряющая; радуйся, рода христианскаго похвало и непостыдное упование.

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

икона благодатное небо

Кондак 11

Пение всеумиленное приносяще Ти, недостоинии, просим Тебе, Дево Богородице: не презри гласа рабов Твоих, к Тебе бо в напастех и скорбех прибегаем и пред Тобою в бедах наших слезы проливаем, поюще: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарная свеща сущим во тьме греха и юдоли плача явися предивная икона Твоя, Пречистая Владычице: всем бо притекающим к ней струи исцелений изливает и чудес зарями сердца верных веселит, подвизающи взывати сице:

Радуйся, Божественный Свет неизреченно родившая; радуйся, тьму смертную рождеством Твоим просветившая.

Радуйся, страны нашея неусыпная Покровительнице; радуйся, верных пастырей Церкве ободряющая и вразумляющая.

Радуйся, людей православных Хранительнице; радуйся, богобоязненных иноков и инокинь присное Утешение.

Радуйся, кающихся пред Богом грешников непостыдная Заступнице; радуйся, радости небесныя всем нам Подательнице.

Радуйся, всех христиан теплая Ходатаице; радуйся, о людех Твоих присная Молитвеннице.

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

Кондак 12

Благодать божественную испроси нам у Сына Твоего и Бога, простри нам руку помощи, отжени от нас всякаго врага и супостата, умири нашу жизнь, да не погибнем люте без покаяния, но приими нас в вечныя кровы, Богородительнице, да радующеся поем Богу, Тобою нас спасающему: Аллилуиа.

икона благодатное небо

Икос 12

Поюще дивная Твоя чудеса, умильно припадаем пред пречистым образом Твоим и, благоговейно лобызающе его, немолчными песньми воспеваем Тя, предивная Царице небесе и земли, и просим Тя, Владычице, услыши наше моление в час сей и благодать Сына Твоего нам низпосли, с любовию вопиющим Тебе:

Радуйся, милостей Сына Твоего и Бога нас сподобляющая; радуйся, десную часть молитвами Твоими нам грешным уготовляющая.

Радуйся, изнемогающих от уныния и печали скорая Утешительнице; радуйся, грешником кающимся спасение подающая.

Радуйся, и нераскаянных грешников к покаянию обращающая; радуйся, всех Помоще, скорбным вдовицам и сирым помогающая.

Радуйся, алчущих и жаждущих правды к Богу приводящая; радуйся, рода христианскаго Заступнице усердная.

Радуйся, Церкве Православныя нерушимая Стено и Небо благодатное; радуйся, страны нашея Покрове и Защищение.

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

Кондак 13

О, всепетая Мати, невместимаго Бога во чреве вместившая и Радость всему миру родившая! Нынешнее приемши пение, вся наша печали на радость преложи, от всякия избави напасти всех и будущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа.

Икона «Благодатное небо» прославляет Богородицу, дарует христианам благодать и милость. К образу обращаются в сложных жизненных ситуациях, просят Божию Мать о заступничестве, наставлении. Солнечная Богородица указывает на Христа, только следуя за Ним, можно обрести истинный путь и спасение.

Икона Божией Матери "Благодатное Небо" из местного ряда Архангельского собора Московского Кремля. 1678–1680 гг.

Икона Божией Матери «Благодатное Небо» из местного ряда Архангельского собора Московского Кремля. 1678–1680 гг.

Икона Божией Матери «Благодатное Небо» из местного ряда Архангельского собора Московского Кремля. 1678–1680 гг.

[(«Благодатная», «Что Тя наречем»)] (празд. 6 марта), чудотворный образ из Архангельского собора Московского Кремля. Наименования иконы восходят к написанному на иконе внутри краю сияния, исходящего от Богоматери с Младенцем Христом, тексту богородична 1-го часа: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим». Почитание иконы в XIX в. связано с деятельностью митр. Филарета (Дроздова), к-рый в 1853 г., в период поновления иконостаса Архангельского собора, распорядился собрать исторические сведения о ней. В описи XVII в. Архангельского собора (не сохр.) сообщалось, что образ является копией, сделанной по указу царя Феодора Алексеевича мастерами Оружейной палаты с находившейся в соборе древней иконы. Прот. А. Тяжелов привел рассказ знатока древностей А. Ф. Малиновского о том, что, по преданию, икона была привезена в Москву Софией Витовтовной, супругой вел. кн. Василия Димитриевича. Предание возникло как интерпретация записи в Троицкой летописи за 1398 г. о привозе Софией Витовтовной из Смоленска мн. древних икон, присланных из К-поля, и вошло во все печатные издания XIX — нач. XX в. о чудотворных иконах Божией Матери. В Клинцовском иконописном подлиннике (XVIII в.?) содержится указание на то, что икона была привезена Софией Фоминичной Палеолог, супругой вел. кн. Московского и всея Руси Иоанна III, из Литвы, при этом отмечается «западный перевод» образа.

«Б. Н.» (242х181 см), находящаяся в наст. время в местном ряду иконостаса Архангельского собора, слева от царских врат, исполнена царскими иконописцами при создании нового иконостаса в 1678-1680 гг. Через год для нее был изготовлен серебряный чеканный оклад с надписанием, как и на иконе, текста богородична (украден в 1812). Новый оклад был сделан в 1815 г.; в 1916 г. его заменили серебряной ризой и накладными серебряными херувимами на полях (не сохр.).

Богоматерь на иконе представлена в рост, с Младенцем Христом на руках, в окружении ярко-красной мандорлы и исходящими от нее волнистыми лучами сияния. Первоначально под ногами Богоматери было изображение лунного серпа (сохр. только графья). Образ восходит к изображениям, иллюстрирующим слова Откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна… И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным…» (Откр 12. 1, 5). Иконографический прототип возник в Германии в XV в. и получил распространение в зап. искусстве; в XVII в. из Польши через Украину, Белоруссию и Литву подобные изображения попали в Россию.

Небольшого размера копия с «Б. Н.» помещалась на укрепленном на левой колонке иконостаса деревянном резном позолоченном клейме (раме). Близкое иконе Архангельского собора изображение Богоматери было исполнено в 1682 г. царским изографом Василием Познанским для ц. Распятия Христова Большого Кремлевского дворца (в наст. время там же). Вариантами этой иконографии являются Виленская икона Божией Матери, образ «Жена, облеченная в солнце», а также многочисленные изображения Богоматери в росписях ярославских храмов кон. XVII — нач. XVIII в. Список (вольная копия) иконы Архангельского собора был создан в 1900 г. иконописцем Я. Е. Епанечниковым для ризницы ц. Успения Пресв. Богородицы в усадьбе сенатора В. П. Мордвинова в с. Ваулове Романово-Борисоглебского у. Ярославской губ. (в наст. время находится в Воскресенском соборе г. Тутаева Ярославской обл.).

Во 2-й пол. XIX — нач. XX в. празднование иконе было дважды: 6 марта и в Неделю Всех святых. По пятницам после литургии перед ней совершался молебен с акафистом и водоосвящением. Множество богомольцев приносили к образу лампады, свечи и масло. Известны случаи исцеления от иконы, в т. ч. одной лютеранки, о к-рой в течение 6 недель усердно молилась ее гувернантка.

Лит.: Изображение икон Пресв. Богородицы, в правосл. Церкви почитаемых, с краткими о них сказаниями. М., 1853. С. 66; Лебедев А. Моск. кафедральный Архангельский собор. М., 1880. С. 161-163; Ровинский Д. Народные картинки. Кн. 4. С. 676; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 66; Поселянин Е. Богоматерь. С. 182; Скворцов Н. А. Археология и топография Москвы. М., 1913. С. 294; Извеков Н. Д. Моск. придворный Архангельский собор. Серг. П., 1916. С. 16, 18, 44, 94; Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 449; Щенникова Л. А. Забытые святыни, чтимые в Москве XV — нач. XX в. // Погибшие святыни: Сб. мат-лов. СПб., 1996. Вып. 10. Ч. 2. С. 126-128; она же. «Богоматерь Благодатное Небо» из Архангельского собора Моск. Кремля: Иконография и почитание образа // Florilegium: К 60-летию Б. Н. Флори. М., 2000. С. 441-453; она же. Чудотворные иконы Моск. Кремля // Христианские реликвии. С. 234; она же. О двух чтимых Богородичных иконах в храме-усыпальнице московских государей // Архангельский собор Моск. Кремля. М., 2002.

Икона Божией Матери "Благодатное Небо" из местного ряда Архангельского собора Московского Кремля. 1678–1680 гг.
Икона Божией Матери «Благодатное Небо» из местного ряда Архангельского собора Московского Кремля. 1678–1680 гг.

Икона Божией Матери «Благодатное Небо», или «Что тебя наречём»

Празднование 6 марта

Находится в иконостасе Архангельского собора Кремля, в нижнем ряду иконостаса, слева от Царских врат. Пресвятая Богородица изображена в полный рост, на Её левой руке – Младенец Иисус. На главе Царицы Небесной – корона. Подобная же корона венчает главу Богомладенца. Множество лучей, образующих золотое сияние, исходит от Матери и Младенца. Это сияние замкнуто в пурпурной сфере, символизирующей Божественную славу. Вся икона озарена светом неземной красоты, являясь как бы окном в иной мир и напоминая о видении святого Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение – жена, облечённая в солнце…» (Откр. 12,1).

Этот образ находился ранее в Смоленске, перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софией, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича (1389 — 1425).

У иконы есть и другое название: «Что Тя наречем». Оба названия иконы восходят к Богородичну 1-го часа:

Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко воссияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим.

Известен список иконы работы костромских мастеров первой трети XVIII века. Вверху над Богородицей — ангелы с орудиями страстей в руках.
Находился в Успенском Соборе Ярославля. Ныне находится в Ярославском художественном музее (№ И-773).

Использованные материалы

  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life586.htm
  • http://hram-vlad-butovo.ru/kalendar/bmater/03/03.19_1.htm
  • http://orthodox.etel.ru/2002/09/k_nebo.htm

молитва

19 марта православные христиане почитают память сорока двух мучеников из города Амморея, а также отмечают праздник иконы Божьей Матери «Благодатное небо». Эта икона необычна и считается покровительницей летчиков. О чем ей можно помолиться и попросить?

История иконы

Эту икону еще называют «Что Тя наречем» — по первым словам молитвы, обращенной к ней. По преданию, образ привезла в Москву из Литвы молодая жена великого князя Василия I великая княгиня София Витовтовна — икона была ее родительским благословением.

Список с этой иконы, выполненный русскими мастерами в 17 веке, и сейчас хранится в Архангельском соборе Московского Кремля. На ней Богородица изображена в полный рост, с младенцев на руках, в лучах яркого солнца. Считается, что именно в таком виде Пресвятая явится миру в его последний день.

О чем молятся иконе «Благодатное небо», в чем она помогает

• В первую очередь иконе молятся о просветлении, успокоении ума
• об обращении заблудших в православную веру;
• о здравии и исцелении от душевных и телесных скорбей;
• о воспитании детей в вере;
• о защите от зависти окружающих;
• об избавлении от клеветы, наветов;
• о благополучном путешествии на воздушном транспорте;
• о тех, кто профессионально связан с небом: летчиках, стюардессах и др.

Последние пункты по всей видимости появились не только в связи с ее названием и изображенным на иконе небом, но и благодаря легенде, согласно которой великий советский летчик военных времен Александр Покрышкин молился перед ней и находился под покровом Богородицы, участвуя я в боях.

Молитва Пресвятой Богородице перед ее образом «Благоданое небо»

Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотрокови-це, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося. О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены и исполнися и совершися в Безмужней Деве. О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невеста Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходящаго на небе солнца? Но Ты — само Небо, из Тебе бо возсия Солнце Правды — Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшед-шею Своею чистотою всех матерей и проматерей? Но Ты не токмо родила Того Младенца Христа, но и носила Его при Своих персех и питала Твоим матеродевственным млеком, Того, Иже питает всякое создание. Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесныя силы и Его же хвалит всякое дыхание и тварь. О, воистинну Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. Аминь.

Народные приметы 18 марта

Если на Конона Градаря пошел проливной дождь, то летом точно не будет ни одного дня с градом.

Если 18 марта тепло и ясно, то такое же умеренное ожидается и лето.

Tue, 14 Jun 2022 18:53:08 +0300



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник иконка пнг
  • Праздник изумительных диких мужчин что это
  • Праздник измены когда день
  • Праздник изгнания духов зимы 8 букв
  • Праздник иерусалимской иконы божией матери поздравления