Праздник иконы богородицы живоносный источник

В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а

В V ве­ке в Кон­стан­ти­но­по­ле, близ так на­зы­ва­е­мых «Зо­ло­тых во­рот», на­хо­ди­лась ро­ща, по­свя­щен­ная Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це. В ро­ще был ис­точ­ник, с дав­них пор про­слав­лен­ный чу­де­са­ми. По­сте­пен­но это ме­сто за­рос­ло ку­стар­ни­ком, а во­ду за­тя­ну­ло ти­ной.

Од­на­жды во­ин Лев Макелла, бу­ду­щий им­пе­ра­тор, встре­тил в этом ме­сте слеп­ца, бес­по­мощ­но­го пут­ни­ка, сбив­ше­го­ся с до­ро­ги. Лев по­мог ему вый­ти на тро­пин­ку и устро­ить­ся в те­ни для от­ды­ха, а сам от­пра­вил­ся на по­ис­ки во­ды для осве­же­ния сле­по­го. Вдруг он услы­шал го­лос: «Лев! Не ищи во­ды да­ле­ко, она здесь близ­ко». Удив­лен­ный та­ин­ствен­ным го­ло­сом, он стал ис­кать во­ду, но не на­шел. Ко­гда же оста­но­вил­ся в пе­ча­ли и за­дум­чи­во­сти, вто­рич­но раз­дал­ся тот же го­лос: «Царь Лев! Пой­ди под сень этой ро­щи, по­черп­ни во­ды, ко­то­рую там най­дешь, и на­пой ею жаж­ду­ще­го, ти­ну же, ко­то­рую най­дешь в ис­точ­ни­ке, по­ло­жи на его гла­за. По­том ты узна­ешь, кто Я, освя­ща­ю­щая это ме­сто. Я по­мо­гу те­бе вско­ре воз­двиг­нуть здесь во имя Мое храм, и все, при­хо­дя­щие сю­да с ве­рою и при­зы­ва­ю­щие Мое имя, по­лу­чат ис­пол­не­ние сво­их мо­литв и пол­ное ис­це­ле­ние от неду­гов». Ко­гда Лев ис­пол­нил все по­ве­лен­ное, то сле­пой немед­лен­но про­зрел и без про­вод­ни­ка по­шел в Кон­стан­ти­но­поль, про­слав­ляя Бо­го­ма­терь. Это чу­до со­вер­ши­лось при им­пе­ра­то­ре Мар­ки­ане (391–457).

Им­пе­ра­то­ра Мар­ки­а­на сме­нил Лев Макелла (457–473). Он вспом­нил о яв­ле­нии и пред­ска­за­нии Бо­жи­ей Ма­те­ри, при­ка­зал очи­стить ис­точ­ник и за­клю­чить в ка­мен­ный круг, над ко­то­рым был по­стро­ен храм в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Им­пе­ра­тор Лев на­звал этот род­ник «Жи­во­нос­ным ис­точ­ни­ком», так как в нем про­яви­лась чу­до­дей­ству­ю­щая бла­го­дать Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Им­пе­ра­тор Юс­ти­ни­ан Ве­ли­кий (527–565) был че­ло­ве­ком глу­бо­ко при­вер­жен­ным к пра­во­слав­ной ве­ре. Он дол­го му­чил­ся во­дя­ной бо­лез­нью. Од­на­жды в пол­ночь он услы­шал го­лос: «Ты не мо­жешь вер­нуть се­бе здо­ро­вья, ес­ли не на­пьешь­ся из Мо­е­го ис­точ­ни­ка». Царь не знал, о ка­ком ис­точ­ни­ке го­во­рит го­лос, и впал в уны­ние. То­гда Бо­жия Ма­терь яви­лась ему уже днем и ска­за­ла: «Встань, царь, иди на Мой ис­точ­ник, вы­пей из него во­ды и бу­дешь, как преж­де, здо­ров». Боль­ной ис­пол­нил во­лю Вла­ды­чи­цы и вско­ре вы­здо­ро­вел. Бла­го­дар­ный им­пе­ра­тор воз­двиг око­ло хра­ма, устро­ен­но­го Львом, но­вый ве­ли­ко­леп­ный храм, при ко­то­ром впо­след­ствии был со­здан мно­го­люд­ный мо­на­стырь.

В XV сто­ле­тии из­вест­ный храм «Жи­во­нос­но­го Ис­точ­ни­ка» был раз­ру­шен му­суль­ма­на­ми. К раз­ва­ли­нам хра­ма при­ста­ви­ли страж­ни­ка-тур­ка, ко­то­рый не поз­во­лял под­хо­дить к это­му ме­сту. По­сте­пен­но стро­гость за­пре­та смяг­чи­лась, и хри­сти­ане по­ста­ви­ли там неболь­шую цер­ковь. Но и она в 1821 го­ду бы­ла раз­ру­ше­на, а ис­точ­ник за­сы­пан. Хри­сти­ане вновь очи­сти­ли раз­ва­ли­ны, от­кры­ли ис­точ­ник и по-преж­не­му чер­па­ли из него во­ду. Впо­след­ствии в од­ном окне сре­ди об­лом­ков был най­ден по­лу­сгнив­ший от вре­ме­ни и сы­ро­сти лист с за­пи­сью де­ся­ти чу­дес от Жи­во­нос­но­го ис­точ­ни­ка, со­вер­шив­ших­ся с 1824 по 1829 го­ды. При сул­тане Ма­хму­де пра­во­слав­ные по­лу­чи­ли неко­то­рую сво­бо­ду в со­вер­ше­нии бо­го­слу­же­ния. Они вос­поль­зо­ва­лись ею, чтобы в тре­тий раз воз­двиг­нуть храм над Жи­во­нос­ным ис­точ­ни­ком. В 1835 го­ду с ве­ли­ким тор­же­ством Пат­ри­арх Кон­стан­тин в со­слу­же­нии 20 ар­хи­ере­ев и при боль­шом ко­ли­че­стве бо­го­моль­цев освя­тил храм; при хра­ме устро­и­ли боль­ни­цу и бо­га­дель­ню.

Один фес­са­ли­ец с мо­ло­до­сти ис­пы­ты­вал силь­ное же­ла­ние по­се­тить Жи­во­нос­ный ис­точ­ник. На­ко­нец, ему уда­лось от­пра­вить­ся в путь, но в пу­ти он тя­же­ло за­бо­лел. Чув­ствуя при­бли­же­ние смер­ти, фес­са­ли­ец взял сло­во со сво­их спут­ни­ков, чтобы они не пре­да­ва­ли его по­гре­бе­нию, а от­вез­ли те­ло к Жи­во­нос­но­му ис­точ­ни­ку, там воз­ли­ли на него три со­су­да с жи­во­нос­ной во­дой и толь­ко по­сле это­го по­греб­ли. Же­ла­ние его бы­ло ис­пол­не­но, и у Жи­во­нос­но­го ис­точ­ни­ка к фес­са­лий­цу вер­ну­лась жизнь. Он при­нял ино­че­ство и в бла­го­че­стии про­вел по­след­ние дни жиз­ни.

Яв­ле­ние Льву Макел­лу Бо­жи­ей Ма­те­ри со­вер­ши­лось 4 ап­ре­ля 450 го­да. В этот день, а так­же еже­год­но в пят­ни­цу Свет­лой сед­ми­цы Пра­во­слав­ная Цер­ковь празд­ну­ет об­нов­ле­ние кон­стан­ти­но­поль­ско­го хра­ма в честь Жи­во­нос­но­го ис­точ­ни­ка. По уста­ву в этот день со­вер­ша­ет­ся чин во­до­освя­ще­ния с пас­халь­ным крест­ным хо­дом.

Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца с Бо­гом­ла­ден­цем изо­бра­же­на на иконе над гро­мад­ной ка­мен­ной ча­шей, сто­я­щей в во­до­е­ме. У во­до­е­ма, на­пол­нен­но­го жи­во­твор­ной во­дой, изо­бра­же­ны страж­ду­щие те­лес­ны­ми неду­га­ми, стра­стя­ми и ду­шев­ны­ми немо­ща­ми. Все они пьют эту жи­ви­тель­ную во­ду и по­лу­ча­ют ис­це­ле­ния.

Спис­ки с чу­до­твор­ной ико­ны «Жи­во­нос­ный Ис­точ­ник» на­хо­дят­ся в Са­ров­ской пу­сты­ни; Аст­ра­ха­ни, Ур­жу­ме Вят­ской епар­хии; в ча­совне близ Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря; Ли­пец­ке Там­бов­ской епар­хии. Пре­вос­ход­ный об­раз по­ме­щен в Мос­ков­ском Но­во­де­ви­чьем мо­на­сты­ре.

Содержание

  • История обретения иконы «Живоносный источник» 
  • Иконография 
  • Значение иконы «Живоносный источник» в православии 
  • Известные списки «Живоносного источника»
  • В чем помогает икона 
  • Когда празднуется день иконы 
  • Как правильно молиться перед образом 
    • Текст молитвы

Слово «источник» для большинства мирян имеет прямое значение, связанное с водой. Однако в богословии оно зачастую связывается со священной персоналией Божией Матери. Богородица, словно источник, наполнена благодатью и жизнью, ибо ее непорочное чрево породило Спасителя.

Икона Богородицы «Живоносный источник» объединяет светскую и религиозную трактовку этого слова. Центральной фигурой этого образа является Богородица, но вода на нем, как правило, присутствует тоже.

История обретения иконы «Живоносный источник» 

История иконы «Живоносный источник» начинается со знакового события, произошедшего на заре христианства, в V веке.

Некий легионер Лев Макелла, по прозвищу Фракиец, отдыхал в роще, произраставшей неподалеку от Константинополя. Вдруг к нему приблизился слепой путник, умолявший о глотке воды.

Лев знал, что где-то поблизости есть родник, посвященный Богородице, но как ни старался, не мог его отыскать (место было заброшенное, заросшее кустами). И тут он услышал невесть откуда доносящийся голос, указавший путь к источнику и повелевший не только дать напиться страждущему, но и положить тину из источника ему на глаза.

Лев не мог ослушаться Гласа и в точности исполнил указанное. Он еще более укрепился в вере, когда неожиданно слепец прозрел и начал восхвалять Господа и Богородицу за явленное чудо.

Это произошло 4 апреля – история сохранила точную дату явленного чуда. Однако всеобщим днем празднования иконы она, как ни странно, не является.

Не меньшее чудо произошло и с легионером: через несколько лет он взошел на трон Константинополя и остался в истории как император Лев I. Благодарный монарх не забыл о божественной помощи: он повелел расчистить ручеек и воздвигнуть возле него храм Божией Матери, впоследствии названный «Живоносный источник». В честь этого случая и стали писать иконы Богоматери с соответствующим названием.

Впоследствии на этом священном месте произошло немало чудес. Широко известен случай с императором Юстинианом. Монарха мучила водянка, от которой не было избавления. Как-то Юстиниан услышал голос, повелевавший ему отправиться к живительному источнику близ Константинополя (да-да, тому самому), где он получит исцеление.

Юстиниан сначала принял сие знамение как бред и к источнику, естественно, не пошел. Но Богородица не оставила попыток спасти императора, и явилась к нему с подобным повелением уже днем. Юстиниан отправился к чудесному ключу и исцелился от хвори.

Юстиниан был весьма благодарен Богородице за избавление от недуга. В благодарность за излечение он повелел воздвигнуть у чудотворного ключа еще один храм. Впоследствии там был выстроен и целый монастырский комплекс.

За чудотворным источником близ Константинополя числятся не только исцеления, но и воскрешения.

Один благочестивый фессалиец прослышал про священный ключ, решил своими глазами взглянуть на это чудо и вместе с другими паломниками направился к нему. В дороге он сильно заболел. Чувствуя, что умирает, паломник попросил товарищей донести его тело до чудесного источника, омыть его в священной воде и похоронить там же, в священной земле.

Собратья по вере выполнили просьбу умирающего, но похоронить его не смогли: в том не возникло нужды. Как только третий кувшин святой воды пролился на бездыханное тело, умерший паломник очнулся. Впоследствии он принял постриг и провел остаток дней в молитвах.

Храм и монастырь у святого источника простояли вплоть до XV столетия, пока Константинополь не пал под натиском турков-османов. Завоеватели разрушили чуждую их вере святыню и поставили охрану возле чудотворного источника, чтобы ни один паломник не мог подойти к нему.

Со временем бдительность завоевателей ослабла и христианам удалось построить в священном месте небольшую церквушку, простоявшую на этом месте до 1821 года. В 1835 году, в период послабления гонений на православных, здесь был выстроен новый храм с богадельней и женским монастырем.

Ныне храм 1835 года является частью крупного монастырского комплекса. Город разросся, и он уже находится в черте Стамбула (ранее – Константинополя). Здесь погребают патриархов Константинопольской епархии.

Храм Живоносного Источника в Стамбуле

Иконография 

Эта икона не имеет четко обозначенного иконографического типа. Однако первообраз ее восходит к греческой Никопее Кириотиссе, написанной по подобию Оранты («Знамения»), где младенец Иисус изображен по центру фигуры матери. Однако Никопея прижимает Божественного сына к груди, в то время как руки Оранты воздеты в молитвенном жесте.

Считается, что родоначальником этого иконографического типа является евангелист Лука. Его кисть направлял сам Бог, к тому же некоторые данные указывают, что он лично был знаком с Марией.

В дальнейшем образ претерпел значительную эволюцию. Иконописцы, начиная с XIII столетия, подавали свое видение «Живоносного источника». Поначалу на Руси изображали классическую Оранту с воздетыми руками, потом ее ростовую фигуру поместили в чашу-фиалу (как на образах Ушакова).

Позднее Богоматерь с Иисусом начала все чаще обрамляться фигурами святых и ангелов, а также сюжетами чудес, появилось изображение источника (обычно в виде миниатюрного бассейна, колодца или фонтана).

Значение иконы «Живоносный источник» в православии 

Вода во все времена считалась символом и источником жизни – против этого не протестуют даже приверженцы теории Дарвина (считается, что жизнь как таковая зародилась в водной стихии).

Символ воды присутствует и во многих религиозных сюжетах, причем отождествляется он с Божественной силой: это библейский Великий потоп, Христос, ступающий по воде аки посуху, Моисей, проведший свой народ сквозь расступающиеся воды и так далее. Не забываем мы и о таинстве крещения, проходящем с непременным участием воды, а также традиционном купании в проруби в праздник большого водоосвящения (на Крещение).

Икона означает, что Богородица служит источником Жизни, ибо Христос – и есть Жизнь. Помимо этого, Божья Матерь – это источник защиты, благодати и любви, открытый для каждого молящего о спасении, исцелении, наставлении.

Этот образ очень любим простым народом, потому что не нуждается в сложных богословских толкованиях. Поэтому в России, Беларуси и Украине можно увидеть множество часовенок, освященных в честь «Живоносного источника». А рядом – собственно ключи с животворной водой, где можно напиться, а иногда даже омыться.

Известные списки «Живоносного источника»

Древнейший образ Божией Матери «Живоносный источник» был обнаружен в Крыму. Изображение нанесено на глиняное блюдце. Примерная дата создания – конец XIII столетия.

Чуть более поздний образ (примерно XV век) представляет собой фреску Андроника Византийца. На ней Богородица с отпрыском изображена в чаше, причем ее обрамляет надпись, в переводе означающая «животворный источник». К сожалению, этот образ (кстати говоря, неплохо сохранившийся) недоступен большинству богомольцев, ибо находится он в монастыре, на земле Святого Афона.

Из наиболее почитаемых списков, которые имеются на Руси, стоит упомянуть образы, находящиеся в Саровской пустыни. Первый относится к XVIII столетию (его весьма почитал преподобный Серафим Саровский), второй, не менее чтимый, примерно на столетие моложе.

Храмы Живоносного Источника и одноименной иконы имеются в Москве (в Царицыно и Бибирево), Арзамасе, Харькове, Афинах, и, конечно, в Стамбуле. Спискам с образа можно помолиться в Уржуме, Липецке, Твери и других городах, а также в часовенках, разбросанных по всей России.

Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно

В чем помогает икона 

Живоносная икона прославилась великими чудесами. На счету ее почитаемых списков – множество случаев божественных исцелений от тяжелых недугов, в том числе, параличей, слепоты, бесплодия и даже онкозаболеваний.

Особенно популярна эта икона среди людей, страдающих хроническими физическими и психическими заболеваниями. К ней часто приезжают верующие преклонных лет с просьбой побороть старческую немощь и зрелые дамы, желающие сохранить цветущий внешний вид.

Помимо этого, икону просят о:

  • восстановлении мира и лада в семье;
  • утешении после тяжелых потерь (в том числе смерти близких);
  • зачатии и рождении здорового потомства;
  • наставлении на путь истинный (себя, близких, детей);
  • разрешении материальных проблем.

Богородица – неиссякаемый источник любви и милости, доступный каждому из нас. Каковы бы ни были наши грехи, она готова ходатайствовать за нас перед Спасителем. И это несмотря на то, что каждый наш неблаговидный поступок умножает страдания Христа, то есть, ее родного сына!

Когда празднуется день иконы 

Празднование иконы «Живоносный источник» 4 апреля (в честь чуда, произошедшего с легионером Львом) совершается преимущественно в храмах, освященных в честь этого светлого образа.

Официальный день иконы является переходящим, то есть, зависящим от даты Пасхи. Празднуется он обычно в пятницу Светлой Седмицы (то есть, недели, следующей после Пасхального Воскресения).

В день празднования иконы совершается крестный ход. Обязательно проводится чин малого водоосвящения (большое водоосвящение приходится на Крещение).

Как правильно молиться перед образом 

Образ «Живоносный источник» можно как повесить в доме обособленно, так и включить в семейный алтарь. Эту икону обычно ставят на одном уровне с образом Спасителя, справа от него. При желании можно разместить образ на столе, полке или над кроватью в любой из жилых комнат. А можно постоянно носить святой образ с собой – на кулоне или браслете.

Крайне нежелательно соседство богородичной иконы с некоторыми мирскими предметами: картинами, статуэтками, светскими книгами, телевизором или музыкальным центром.

Перед молитвой желательно зажечь свечу или лампаду, вдумчиво и серьезно прочесть «Отче Наш». При молитве Богородице не стоит нагнетать драматизм и театрально рыдать и рвать на себе волосы: просто сосредоточенно читайте текст. А после канонической молитвы (при желании – и вместо нее) можно обратиться к Божией матери своими словами.

Текст молитвы

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Ты́ еси́ Ма́ти и покрови́тельница все́х к Тебе́ прибега́ющих, при́зри с благосе́рдием на моли́твы гре́шных и смире́нных ча́д Твои́х. Ты́, имену́емая Живоно́сный Исто́чник благода́тных врачева́ний, исцели́ боле́зни стра́ждущих и умоли́ Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, да низпо́слет и все́м притека́ющим к Тебе́ здра́вие душе́вное и теле́сное и, прости́в на́м во́льная и нево́льная согреше́ния на́ша, да́рует на́м вся́ я́же к ве́чней и вре́менней жи́зни потре́бная. Ты́ еси́ все́х скорбя́щих ра́дость, услы́ши на́с, ско́рбных; Ты́ еси́ утоле́ние печа́ли, утоли́ и на́шу печа́ль; Ты́ еси́ взыска́ние поги́бших, не попусти́ и на́м поги́бнути в бе́здне грехо́в на́ших, но всегда́ избавля́й на́с от вся́ких скорбе́й и напа́стей и вся́каго зла́го обстоя́ния. Е́й, Цари́це на́ша преблага́я, наде́ждо на́ша несокруши́мая и засту́пнице необори́мая, не отврати́ лица́ Твоего́ от на́с за мно́жество прегреше́ний на́ших, но простри́ на́м ру́це Ма́терняго милосе́рдия Твоего́ и сотвори́ с на́ми зна́мение ми́лости Твоея́ во бла́го: яви́ на́м по́мощь Твою́ и благопоспеши́ во вся́ком де́ле благо́м. От вся́каго же начина́ния грехо́внаго и помышле́ния лука́ваго отврати́ на́с, да всегда́ сла́вим пречестно́е и́мя Твое́, велича́юще Бо́га Отца́ и Сы́на Единоро́днаго Го́спода Иису́са Христа́ и Животворя́щаго Свята́го Ду́ха со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Всеблагая и всемилостивая Царица Небесная услышит даже самую простую молитву, произнесенную своими словами. Однако нужно не только просить милости Божией, но и не забывать поблагодарить Богородицу за помощь. А благодарственную молитву лучше всего подкреплять благими поступками и укреплением веры.

Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 21 апреля

Ежегодно в пятницу Светлой седмицы (Пасхальной недели) Православная Церковь празднует День чудотворной иконы Богородицы «Живоносный Источник». Празднование установлено в память реставрации константинопольского храма, именуемого «Живоносным Источником», и чудес, здесь совершенных. Храм был воздвигнут императором Львом I при источнике, вода которого имела силу исцеления, питаемую силой Пресвятой Богородицы. В этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.

На иконе Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображены над громадной каменной чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают различные исцеления.

Легенда гласит, что в 5 веке в Константинополе, вблизи, так называемых, «Золотых ворот» находилась роща, посаженная в память Пресвятой Богородицы. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной…

Однажды воин Лев Маркелл, будущий Император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог путнику выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Лев долго искал воду и несколько раз слышал призывный голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Потом тот же голос показал Льву дорогу к источнику и научил, как исцелить недуг путника.

Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457-473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.

Император Юстиниан Великий (527-565) был человеком глубоко приверженным к православной вере. Он долго мучался водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный Император воздвиг около храма, построенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.

В 15 столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником.

В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню. Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года.

Приблизительное время чтения: 3 мин.


print

Одну из древних чудотворных икон Божией Матери «Живоносный Источник» чтит в пятницу 29 апреля 2022 года Православная Церковь.

История, связанная с этим образом, началась в V веке в правление византийского императора Маркиана.

Од­на­жды во­ин Лев Мар­келл, бу­ду­щий им­пе­ра­тор, встретил в одной из рощ Константинополя, посвященной Богородице, слеп­ца, сбив­ше­го­ся с до­ро­ги. Выведя путника на тропинку и устроив его на отдых, Лев от­пра­вил­ся на по­ис­ки во­ды для него.

Вдруг воин услы­шал го­лос: «Лев! Не ищи во­ды да­ле­ко, она здесь близ­ко». Удив­лен­ный, он стал ис­кать во­ду, но не на­шел, а ко­гда оста­но­вил­ся в пе­ча­ли и за­дум­чи­во­сти, снова услышал: «Царь Лев! Пой­ди под сень этой ро­щи, по­черп­ни во­ды, ко­то­рую там най­дешь, и на­пой ею жаж­ду­ще­го, ти­ну же, ко­то­рую най­дешь в ис­точ­ни­ке, по­ло­жи на его гла­за. По­том ты узна­ешь, кто Я, освя­ща­ю­щая это ме­сто. Я по­мо­гу те­бе вско­ре воз­двиг­нуть здесь во имя Мое храм, и все, при­хо­дя­щие сю­да с ве­рою и при­зы­ва­ю­щие Мое имя, по­лу­чат ис­пол­не­ние сво­их мо­литв и пол­ное ис­це­ле­ние от неду­гов».

Ко­гда Лев выполнил, что ему было велено, то сле­пой немед­лен­но про­зрел и без про­вод­ни­ка по­шел в Кон­стан­ти­но­поль, про­слав­ляя Богородицу.

Позже, став императором, Лев Мар­келл при­ка­зал очи­стить ис­точ­ник и за­клю­чить в ка­мен­ный круг, над ко­то­рым был по­стро­ен храм в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Он назвал этот родник «Живоносным Источником» в честь чудодейственной силы Богородицы.

Известно, что благодаря этому роднику в VI веке получил исцеление от водяной болезни император Юстиниан Великий. В благодарность он построил око­ло хра­ма, устро­ен­но­го Львом, но­вый храм, при ко­то­ром впо­след­ствии был со­здан мо­на­стырь.

После захвата турками Византии храм «Жи­во­нос­но­го Ис­точ­ни­ка» был разрушен, восстановить его удалось лишь в первой половине XIX века.

Праздник иконы Богородицы «Жи­во­нос­ный Ис­точ­ник» совершается в пятницу Светлой седмицы в воспоминание об­нов­ле­ния одноименного кон­стан­ти­но­поль­ско­го хра­ма. По уста­ву в этот день со­вер­ша­ет­ся освящение воды с пас­халь­ным крест­ным хо­дом.

Начиная с XVI века в России появилась традиция, подобная греческой, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать Ее иконы, называя их «Живоносным Источником».

Читайте также:

Наши материалы о православной иконописи читайте здесь

24 апреля 2009 г. 00:00

Ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь совершает празднество иконе Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник».

В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал женский голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего. Тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов».

Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391-457).

Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457-473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.

Император Юстиниан Великий (527-565) был человеком глубоко приверженным к православной вере. Он долго мучился водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.

В XV столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.

Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с Пасхальным крестным ходом.

Иконографически образ Божией Матери «Живоносныи Источник» связан с древним византийским изображением типа «Никопея Кириотисса» — «Владычица Победодательница».

Первоначально образ Богородицы именуемый «Живоносный Источник» распространялся в списках без изображения источника. Затем в композицию была включена чаша (фиала). В более поздние времена стали изображать на иконе также водоем и фонтан. Образ Божией Матери «Никопеи Кириотиссы» в свою очередь восходит к одному из первоначальных Богородичных изображений — «Знамению».

Одно из древних изображений, напоминающих образ Божией Матери «Живоносный Источник», относится к концу XIII — началу XIV веков. На глиняном блюде, найденном в Крыму, Божия Матерь изображена в чаше в образе Оранты, с воздетыми в молитве руками. Изображение Богоматери «Живоносный Источник» середины XIV века описывает церковный историк Никифор Каллист, составитель службы этой иконе и синаксаря. Он повествует, что в середине фиалы, похожей на крещенскую купель, установленной над источником, была изображена Богоматерь с Младенцем Христом на лоне. Иногда такая икона называется «Живоносная Источница», иногда — «Живоприемный Источник» и даже просто «Источная». Богоматерь есть Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос, Путь, Истина, Сама Жизнь. Изображение «Живоносного Источника», относящееся к 1-й половине XV века, находится на Святой Горе Афон. Здесь, в нарфике придела во имя великомученика Георгия Победоносца в монастыре святого Павла, находится фреска письма Андроника Византийца. Образ Божией Матери с благословляющим Младенцем представлен в широкой фиале. По сторонам читается надпись по-гречески: «Живоносный Источник».

Начиная с XVI столетия в России утверждается обычай, подобный греческому, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать иконы Божией Матери, именуемые «Живоносный Источник». В России они получили особенно широкое распространение. Но ранее XVII века русских композиций па эту тему не известно. Глубоко почитал этот образ преподобный Серафим Саровский и увещевал приходивших к нему молиться и искать утешения и исцеления перед этой Богородичной, иконой. В середине прошлого столетия иеросхимонах Иоанникий принес из Константинополя в Саровскую обитель чтимую икону, изображающую Явление Богоматери на Живоносном источнике. В 1873 году в Серафимо-Понетаевском Скорбященском монастыре был устроен великолепный храм в честь иконы «Живоносный Источник». Кроме Саровской обители, известны подобные иконы в храмах многих епархий Русской Православной Церкви.

На Руси композиция иконы «Живоносный Источник» постепенно усложняется. Появляется деревянный кладезь, из которого бьет водная струя, по сторонам его изображаются вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они черпают живоносную воду и раздают стоящим вокруг людям. На переднем плане изображены одержимые различными недугами.

Представление об источниках, как символе помощи Божией Матери и благодати Божией, достаточно древнее. На многих Богородичных иконах, например «Водительницы», Жировицкой, иконы «Благовещения Божией Матери у кладезя», неизменно присутствует изображение источника. Само название источника потеряло свое прежнее узкое значение. Оно стало употребляться в более широком смысле. Его относят и к самому источнику, у которого была засвидетельствована милость Богородицы, и к Богоматери — Первоисточнику Живоносному, и к храму, построенному на месте источника. Соответственно и обновление храма «Живоносного источника», которое воспоминается в Светлый пяток, подобно обновлению храма Воскресения в Иерусалиме и освящению храма в честь великомученика Георгия Победоносца в Лидде, тоже вышло за рамки местного события. И каждую икону Божией Матери в этом широком смысле можно назвать «Живоносный Источник», имея в виду помощь Пресвятой Богородицы и Ее богатую милость.

Со временем композиция иконы усложнилась настолько, что самостоятельный образ Божией Матери «Живоносный Источник» стал лишь составляющим в общей сложной композиции. Так, в 1668 году известный русский иконописец Симон Ушаков с одним из своих учеников написал икону Живоносный Источник «с чудесами». В шестнадцати клеймах он изобразил чудеса Богоматери, совершившиеся у Живоносного источника.

Богословское содержание иконы «Живоносный Источник» догматично. Наиболее ярко проявляется оно в службе этой иконе. В каждом молитвословии центральное место занимает идея всемирного заступничества Богоматери, Ее неустанного ходатайства перед Божественным Сыном. Ее всесильной и обильной помощи всем нуждающимся. Смысл иконы раскрывается двояко: подчеркивается рождение Пресвятой Девою Жизни Присносущной — Сына Божия во плоти и в отношении Ее к миру — врачевство от всяких недугов.

Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый Пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник».

Не случайно празднование в честь этого образа совершается в пятницу. Пятница — день Крестных страданий Господа Иисуса Христа. Это день страданий и Самой Божией Матери. В этот же день страданиями Христовыми совершалось величайшее спасительное дело Божие о человеке, и весь род человеческий чрез апостола Иоанна был усыновлен Божией Матери (Ин. 19, 26-27). Воскресением же Христовым смерть умертвилась (6-я песнь канона праздника Пасхи) и печаль Матери Божией преложилась в радость (Ин. 16. 20). Эта мысль в отношении Ко Пресвятой Богородице особенно ярко выражена в тропаре 8-й песни канона «Живоносному Источнику»: «Вся смерти держава Тебе ради разорися внезапу, о Царице и Госпоже! Ибо Бессмертную Жизнь, и Воду, и Манну Ты источила еси — Царя Христа вовеки!».

По материалам сайта храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

В пятницу Светлой седмицы Церковь почитает икону Божьей Матери «Живоносный Источник», которая издревле славилась в Константинополе своими чудесами.

Именно в Светлую пятницу празднуется день памяти данного образа в честь того, что обновление храма иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» произошло именно в пятницу Светлой седмицы. Почему же эту икону Девы Марии называют «Живоносный Источник»? Потому что Она родила Того, Кто сказал Сам о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не  приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Пресвятая Дева родила Бога. Он для нас Путь, Истина и Жизнь.

Сами факты исцелений от константинопольского родника, который находился под покровительством Пресвятой Богородицы, свидетельствуют нам об этом. Именно на основании чудесных исцелений, происходивших от данного источника,  и была написана икона, известная нам под именем «Живоносного Источника». Поэтому по установившейся традиции в Светлую пятницу после Литургии положен Пасхальный крестный ход и чин малого освящения воды.

Вспомним наиболее известные исцеления, происходившие от живоносного источника в Византии…

В V веке по Рождестве Христовом воин Лев Маркелл (будущий византийский император) по повелению Пресвятой Богородицы отыскал целебный родник и напоил слепца водою из него, а тину со дна источника возложил ему на глаза. И слепой прозрел. Позже, уже будучи императором, Лев выстроил возле источника храм в честь Пресвятой Богородицы. А сам родник назвал «Живоносным источником».

Через столетие от воды из святого родника исцелился святой император Юстиниан Великий, который долгие годы мучился водяной болезнью. Он также в благодарность за исцеление построил великолепный храм, при котором впоследствии действовал большой монастырь.

Уже в XIX веке случилось у Живоносного источника еще более удивительное чудо. Некий житель Салоник отправился из своих родных мест в паломничество к святому роднику, но в пути очень тяжело заболел. Этот паломник  упросил путников, находившихся рядом с ним, что если даже он умрет, то чтобы не предавали погребению, а все равно отвезли тело к Живоносному источнику и возлили на него три сосуда с водой из родника. Этот человек умер по дороге, и его друзья исполнили последнюю волю покойного. Отнесли его тело к Живоносному источнику и возлили на него три сосуда с водой. После чего к умершему вернулась жизнь, которую он прожил благочестиво, став иноком.

В Светлую пятницу, в день памяти иконы Божьей Матери «Живоносный Источник», в храмах положено служить водосвятные молебны. Этим Церковь словно бы говорит, что каждый храм, что Сама Церковь есть Живоносным Источником – Родником, из Которого в мир щедро изливается живительная благодать Святой Троицы: Отца и Сына и Святого Духа. Мир, напоенный этой невидимой, но драгоценной влагой живет. И живет только ею, и ничем другим более.

Сегодня нас многие СМИ пытаются убедить в обратном. Они стремятся создать в глазах общества из Церкви образ врага. Они хотят представить Церковь миру не как Живоносный Источник, но как источник яда, некий рассадник моровой заразы. Уже сейчас мы, священники и вообще верующие люди, чувствуем на себе плоды этой агитации, которую впору сравнить с антирелигиозной агитацией политики военного коммунизма и сталинского времени: когда с нами не хотят общаться, считая нас потенциальным источником коронавируса; когда люди, которые причащаются Тела и Крови Христовых, испытывают притеснения на работе: «мол, ты причащаешься из одной Чаши и лжицы со многими, так посиди две недели на карантине»; когда верующий человек здоровается со своим знакомым на улице, а тот ему отвечает: «Иди со своими попами здоровайся»; когда священник не может зайти в учреждение, потому что все боятся, что он их заразит коронавирусом.
Это все факты из жизни.

Нас пытаются представить некоей опасной группой прокаженных. И за этим всем чувствуется некая властная рука, некий теневой очень планомерный и хитрый подход натравливания народа на нас. Мол, вот кто угрожает вашему здоровью, люди! Священники да православный люд! Так и носится в СМИ: после Вербного воскресенья и после Пасхи ждем очередного всплеска коронавируса. За этим, конечно же, читается намек: вот кто виноваты в том, что люди болеют! Ату их! Ату. Травите их и ненавидьте.

Я уверен: девяносто процентов храмов Украинской Православной Церкви соблюдали на Пасху санитарно-эпидемиологические нормы. И продолжают соблюдать: два метра, масочки, дезинфицирующие средства, службы на улицах и прочее. Но все равно мы виноваты. Потому что ищущие повода повод найдут.

Продуктовые супермаркеты открыты. Там большие скопления людей. Более того, открыты строительные супермаркеты, где также множество народу. Согласитесь, гипсокартон и клей не назовешь продуктом первой необходимости. И эти маркеты не являются источником коронавируса. А храмы являются. Интересная политика и информационная атака. Заставляет задуматься.

Кому мешают Христос и верующие в Него?

Вспомним горькие уроки первой половины XX столетия. Множество закрытых храмов и монастырей. Тысячи расстрелянных священников, монахов, мирян. И каков результат? Две мировые войны, Октябрьский переворот, Гражданская война, страшный голодомор, миллионы смертей и разруха.

Святой первоверховный апостол Павел писал ужасающие слова: «Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр. 10:31).

Дорогие братья и сестры, помните: Церковь Божья и храмы Божии – это Живоносный Источник. Там вы получаете жизнь, духовное и телесное здравие.

В начале сороковых годов прошлого столетия кающийся народ хлынул в храмы. Но сколько миллионов трупов уже лежало в братских могилах?
Учитесь на уроках истории. Не нужно засыпать информационным мусором и словесной грязью Живоносный Источник. Вам еще из Него пить.

Иерей Андрей Чиженко

икона Богородицы Живоносный источник

21 апреля (переходящая дата) православные христиане празднуют день иконы Богородицы «Живоносный источник». Ей воздают честь в пятницу Светлой недели. В этот день в храмах проводится малое освящение воды в честь этой иконы.

Происхождение иконы «Живоносный источник»

Название «Живоносный источник» имеет сакральный смысл. Речь не о воде, конечно же, а о том, что Господь — это и есть источник жизни, как называют его в православии — Жизнодавче Христе.

На этой иконе Матерь Божия с младенцем изображены над большой чашей, которая стоит в купели или водоеме. Из чаши в купель льется вода, которую тут же пьют немощные люди для исцеления.

По легенде, в V веке в Константинополе, недалеко от «Золотых ворот», стояла роща, посаженная ранними христианами в честь Пресвятой Богородицы. В этой роще находился источник, о котором говорили, что вода его целебна.

Но со временем источник был заброшен. В V веке будущий император Лев Маркелл, бывший тогда еще воином, встретил здесь заблудившегося старца, который попросил у него воды.

Молодой человек пошел искать воду и услышал глас с небес о том, что здесь есть источник. Став императором, Лев приказал очистить источник и поставить рядом храм, называемый «Живоносный источник». Вода из источника веками исцеляла больных людей, которые приходили к нему из разных городов и даже стран.

В чем помогает икона «Живоносный источник»

Есть свидетельства о помощи, полученной после молитв перед этим образом, от следующих проблем:

• от недугов, в том числе тяжких
• от уныния, отчаяния и депрессии
• от слабости, бессилия, отсутствия жизненной энергии
• от искушений
• от вредных привычек.

Молитва Божьей Матери перед иконлй ее «Живоносный источник»

О Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа! Ты еси Мати и покровительница всех к Тебе прибегающих, призри с благосердием на молитвы грешных и смиренных чад Твоих. Ты, именуемая Живоносный Источник благодатных, умоли Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, да низпослет и всем притекающим к Тебе здравие душевное и телесное и, простив нам вольная и невольная согрешения наша, дарует нам вся яже к вечней и временней жизни потребная. Ты еси всех скорбящих радость, услыши нас, скорбных; Ты еси утоление печали, утоли и нашу печаль; Ты еси взыскание погибших, не попусти и нам погибнути в бездне грехов наших, но всегда избавляй нас от всяких скорбей и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша преблагая, надеждо наша несокрушимая и заступнице необоримая, не отврати лица Твоего от нас за множество прегрешений наших, но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение милости Твоея во благо: яви нам помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом. От всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати нас, да всегда славим пречестное имя Твое, величающе Бога Отца и Сына Единороднаго Господа Иисуса Христа и Животворящаго Святаго Духа со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Нельзя никому ничего давать из дома, даже если просят родственники или соседи. Это грозит безденежьем и убытками.

Нельзя вечером оставлять на пятницу грязную посуду и замоченное белье.

Sat, 03 Sep 2022 14:15:13 +0300



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

29 апреля (16 апреля по старому стилю – церковному юлианскому календарю). Светлая (Пасхальная) пятница, шестой день Светлой седмицы (первым является сам праздник Светлого Христова Воскресения – Пасха Господня). Во все дни Светлой седмицы продолжаются богослужения Светлого Христова Воскресения, алтарные Царские врата отверсты, а вокруг церквей и монастырей совершаются Пасхальные крестные ходы. В православных храмах в каждом алтаре до Светлой субботы пребывает освященный за Пасхальным богослужением хлеб – артос, похожий на большую просфору и который будет раздробляться и раздаваться верующим в ближайший субботний день. Согласно церковному Уставу, на этой неделе полностью отменяется пост. Далее коротко расскажем о святынях и святых, празднование в честь которых совершается 7 мая.

Икона Божией Матери «Живоносный Источник». Одна из самых почитаемых православных святынь, чудотворный образ Пресвятой Богородицы, связанный с чудом, свершившимся в Константинополе в середине V столетия. Вот как описывается это удивительное событие в истории этой иконы:

В апреле 450 года от Рождества Христова воин Лев, будущий император Византии, встретил в роще близ Константинополя слепца. Лев пожалел его, отвёл под сень деревьев, а сам отправился к источнику, чтобы набрать воды и напоить слепца. И вдруг услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Воин удивился и стал искать воду, но не смог найти. И вновь раздался голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдёшь, и напои ею жаждущего. Тину же, которую найдёшь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Моё храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Моё имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». После того как Лев исполнил приказ, слепец прозрел. А когда в 457 году Лев I стал императором, он приказал очистить источник и построить над ним храм, назвав его храмом Богородицы «Живоносный Источник».

Позднее в честь этого события был написан образ Божией Матери «Живоносный Источник», сразу же ставший чудотворным. И сегодня его почитают миллионы православных людей в разных странах мира, а в Русской Церкви возведено немало храмов в честь этой иконы.

* * *

Мученицы Агапия, Ирина и Хиония Аквилейские. Православный календарь на 29 апреля

Мученицы Агапия, Ирина и Хиония Аквилейские. Фото: pravoslavie.ru

Мученицы Агапия, Ирина и Хиония Аквилейские. Раннехристианские святые страдалицы, сестры-христианки из Северной Италии, принявшие мученические венцы в период трагически известных диоклетиановских антихристианских гонений в 304 году от Рождества Христова.

Осиротев еще в юном возрасте, святые сестры решили не выходить замуж и вели благочестивый образ жизни. Когда император Диоклетиан посетил Аквилею, он воздвигнул жестокое гонение против христиан, так что в скором времени здесь все тюрьмы оказались переполненными. Тогда и были схвачены эти три девушки и преданы различным истязаниям. В богослужении святым мученицам сказано, что они не устрашились ни нападения диких зверей, ни отсечения частей тела, ни других пыток.

Во время их истязаний произошло несколько чудес, но мучители не вразумились. Наконец Агапию и Хионию сожгли на костре, а Ирину пронзили стрелами. Тела святых мучениц были похоронены святой Анастасией, прозванной Узорешительницей за то, что она облегчала «узы» – трудности христиан, заключённых в тюрьмы. Эти три сестры имели такую крепкую веру в Бога, что не устрашились угроз мучителей, не пожалели своей юности и пострадали за Христа. Они отдали тленную жизнь, чтобы на Небе воспринять нетленную. Теперь они блаженствуют в Царстве вечного света. Их молитвами Господь да укрепит нас в христианском подвиге.

* * *

Праведная Тавифа Иоппийская. Святая I (апостольского) века, известная своей праведностью и чудом, описанным в Апостольских деяниях. Когда святая Тавифа скончалась, близ Иоппии проповедовал первоверховный апостол Петр. Он приехал к месту кончины святой Тавифы, помолился, преклонив колена, подошёл к одру почившей и воззвал: «Тавифа, встань!», после чего праведница чудесным образом воскресла (Деян. 9, 36).

ТавифияПраведная Тавифа Иоппийская. Фото: pravoslavie.ru

Мученик Леонид и святые мученицы Хариесса, Ника, Галина, Калиса (Калида), Нунехия, Василисса и Феодора. Раннехристианские страдальцы, погибшие от рук язычников в Коринфе в 258 году от Рождества Христова. Святых бросили в море, однако чудесным образом они не утонули, но пошли по воде, словно по суше, распевая духовные гимны. Мучители на корабле догнали их и утопили, повесив на шеи святых мучеников тяжёлые камни.

ЛеонидМученик Леонид. Фото: pravoslavie.ru

Перенесение мощей мученика Авраамия Болгарского. Честные останки этого Владимирского чудотворца, погибшего от рук безбожных волжских болгар в 1229 году от Рождества Христова, были обретены и перенесены в Успенский собор владимирского Княгинина монастыря на следующий год после мученической кончины святого.

АвраамийАвраамий Болгарский. Фото: pravoslavie.ru

Иконы Божией Матери Ильинско-Черниговская (1658) и Тамбовская (1692). Чудотворные образы Пресвятой Богородицы, явленные в этот день в разные годы XVII столетия.

* * *

Поздравляем православных христиан с днём этих святынь, Светлой пятницей и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получил имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам-Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Христос Воскресе!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник иконы боголюбской божьей матери когда
  • Праздник иконы благодатное небо
  • Праздник иконки вектор
  • Праздник иконка пнг
  • Праздник изумительных диких мужчин что это