Праздник иконы божьей матери феодоровской

Феодоровская — Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича († 1246), отца святого

Фе­о­до­ров­ская — Ко­стром­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­пи­са­на еван­ге­ли­стом Лу­кой и близ­ка по ико­но­гра­фии к Вла­ди­мир­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри.

На­зва­ние свое ико­на по­лу­чи­ла от ве­ли­ко­го кня­зя Яро­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча († 1246), от­ца свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го, но­сив­ше­го в свя­том кре­ще­нии имя Фе­о­дор — в честь свя­то­го Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та. Об­ре­те­на она бы­ла, по пре­да­нию, его стар­шим бра­том, свя­тым Юри­ем Все­во­ло­до­ви­чем († 1238, па­мять 4 фев­ра­ля), в вет­хой де­ре­вян­ной ча­совне близ ста­рин­но­го го­ро­да Го­род­ца — поз­же на том ме­сте был устро­ен Го­ро­дец­кий Фе­о­до­ров­ский мо­на­стырь. Князь Яро­слав-Фе­о­дор, став­ший по­сле ги­бе­ли в бит­ве с та­та­ра­ми на Си­ти свя­то­го Юрия ве­ли­ким кня­зем Вла­ди­мир­ским, в сле­ду­ю­щем, 1239 го­ду тор­же­ствен­но пе­ре­нес его мо­щи из Ро­сто­ва в Успен­ский со­бор Вла­ди­ми­ра, а остав­шей­ся от бра­та ико­ной бла­го­сло­вил сво­е­го сы­на, свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го, всту­пив­ше­го в том же го­ду в брак с по­лоц­кой княж­ной Бря­чи­сла­вой.

Яро­слав-Фе­о­дор оста­вил зна­чи­тель­ную о се­бе па­мять в рус­ской ис­то­рии. С ним, про­дол­жа­те­лем слав­ных тра­ди­ций дя­ди — свя­то­го Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го (па­мять 4 июля) и от­ца — Все­во­ло­да Боль­шое Гнез­до, свя­за­ны по­чти все наи­бо­лее зна­чи­тель­ные со­бы­тия в ис­то­рии Ру­си пер­вой по­ло­ви­ны XIII ве­ка. Ему до­ста­лась в на­след­ство Русь, со­жжен­ная и раз­граб­лен­ная в 1237–1238 гг. та­та­ра­ми. Он под­нял ее из пеп­ла, от­стро­ил и укра­сил го­ро­да­ми, свя­ты­ми оби­те­ля­ми и хра­ма­ми. Им бы­ли вос­ста­нов­ле­ны опу­сто­шен­ные вра­гом го­ро­да По­вол­жья: Ка­шин, Уг­лич, Яро­славль, Ко­стро­ма, Го­ро­дец. Цер­ковь Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та в Ко­стро­ме и Фе­о­до­ров­ский мо­на­стырь близ Го­род­ца ос­но­ва­ны им в честь сво­е­го Ан­ге­ла. Все­го во­семь лет сто­ял он у кор­ми­ла ве­ли­ко­го кня­же­ния, но за это вре­мя он су­мел на­пра­вить стра­ну по един­ствен­но вер­но­му в то вре­мя пу­ти — во­ен­но-по­ли­ти­че­ско­го рав­но­ве­сия с Зо­ло­той Ор­дой на во­сто­ке и ак­тив­но­го про­ти­во­сто­я­ния ка­то­ли­че­ской Ев­ро­пе на за­па­де. Бли­жай­шим спо­движ­ни­ком и про­дол­жа­те­лем его го­судар­ствен­но­го де­ла был сын, свя­той Алек­сандр Нев­ский.

Чу­до­твор­ная Фе­о­до­ров­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри — бла­го­сло­ве­ние от­ца — по­сто­ян­но на­хо­ди­лась при свя­том Алек­сан­дре, бы­ла его мо­лен­ным об­ра­зом. По­сле его смер­ти (свя­той князь умер 14 но­яб­ря 1263 го­да в Го­род­це, в ос­но­ван­ном от­цом мо­на­сты­ре) ико­на, в па­мять о нем, бы­ла взя­та его млад­шим бра­том Ва­си­ли­ем.

Ва­си­лий Яро­сла­вич был «ми­зин­ным», то есть млад­шим (вось­мым), сы­ном Яро­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча. В 1246 го­ду по­сле смер­ти от­ца (князь был отрав­лен в сто­ли­це Мон­го­лии — Ка­ра­ко­ру­ме), пя­ти лет от ро­ду, он стал кня­зем ко­стром­ско­го уде­ла — наи­ме­нее зна­чи­тель­но­го во вла­де­ни­ях его от­ца. Но в 1272 го­ду Бог су­дил ему стать ве­ли­ким кня­зем Вла­ди­мир­ским. Че­ты­ре го­да его ве­ли­ко­го кня­же­ния (1272–1276) за­пол­не­ны обыч­ны­ми для то­го вре­ме­ни кня­же­ски­ми меж­до­усоб­ны­ми бра­ня­ми. Несколь­ко лет вел он вой­ну за Нов­го­род с непо­кор­ным пле­мян­ни­ком Ди­мит­ри­ем Алек­сан­дро­ви­чем. По­это­му, став ве­ли­ким кня­зем, Ва­си­лий не по­ехал во Вла­ди­мир, а остал­ся под за­щи­той чу­до­твор­ной ико­ны в Ко­стро­ме, счи­тая это ме­сто бо­лее на­деж­ным на слу­чай но­вых усо­биц.

При­шлось ему за­щи­щать Русь и от внеш­них вра­гов. В 1272 го­ду при оче­ред­ном та­тар­ском на­бе­ге рус­ское вой­ско вы­сту­пи­ло из Ко­стро­мы им на­встре­чу. По при­ме­ру де­да, свя­то­го Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го, ко­то­рый брал с со­бой в по­хо­ды чу­до­твор­ную Вла­ди­мир­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, князь Ва­си­лий дви­нул­ся в бой с чу­до­твор­ной ико­ной Фе­о­до­ров­ской. Яр­кие лу­чи ис­хо­ди­ли от свя­то­го об­ра­за, по­па­ляя вра­гов; та­та­ры бы­ли раз­гром­ле­ны и из­гна­ны из Рус­ской зем­ли.

Ле­то­пи­си рас­ска­зы­ва­ют, что ве­ли­кий князь Ва­си­лий пи­тал осо­бую лю­бовь к Церк­ви и ду­хо­вен­ству. По­сле му­че­ни­че­ской ги­бе­ли при штур­ме та­та­ра­ми Вла­ди­ми­ра 4 фев­ра­ля 1238 го­да епи­ско­па Вла­ди­мир­ско­го Мит­ро­фа­на дол­гие го­ды Вла­ди­мир­ская епар­хия оста­ва­лась вдов­ству­ю­щей. Это пе­ча­ли­ло ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия. В 1274 го­ду при его уча­стии со­сто­ял­ся во Вла­ди­ми­ре боль­шой цер­ков­ный Со­бор. Непо­сред­ствен­ным по­во­дом его яви­лась хи­ро­то­ния во епи­ско­па Вла­ди­мир­ско­го свя­ти­те­ля Се­ра­пи­о­на († 1275, па­мять 12 июля), из Пе­чер­ских игу­ме­нов, мит­ро­по­ли­том Ки­рил­лом III († 1282) и со­бо­ром рус­ских свя­ти­те­лей. Со­дер­жа­ние со­бор­ных де­я­ний бы­ло очень ши­ро­ко — это был пер­вый Со­бор в Рус­ской Церк­ви со вре­ме­ни мон­голь­ско­го на­ше­ствия. Мно­го на­ко­пи­лось про­блем и неуря­диц в цер­ков­ной жиз­ни, Рус­ская Цер­ковь толь­ко-толь­ко оправ­ля­лась от по­стиг­ше­го ее бед­ствия. Но глав­ной за­да­чей бы­ло воз­рож­де­ние рус­ской цер­ков­ной пись­мен­но­сти — вос­ста­нов­ле­ние тра­ди­ций древ­не­рус­ско­го «кня­же­ско­го стро­е­ния». Без книг невоз­мож­но бы­ло бы спа­си­тель­ное де­ла­ние Церк­ви, они нуж­ны бы­ли и для Бо­го­слу­же­ния, и для про­по­вед­ни­че­ства, и для ке­лей­но­го вра­зум­ле­ния ино­ков, и для до­маш­не­го чте­ния ве­ру­ю­щих. Тру­да­ми мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла, рус­ских епи­ско­пов и мо­на­стыр­ских ино­ков-книж­ни­ков эта за­да­ча, важ­ней­шая для по­сле­ду­ю­ще­го хри­сти­ан­ско­го про­све­ще­ния Ру­си, бы­ла успеш­но вы­пол­не­на. Со­бор при­нял но­вую ре­дак­цию Корм­чей кни­ги — ос­нов­но­го ка­но­ни­че­ско­го ко­дек­са пра­во­слав­ной цер­ков­ной жиз­ни.

В 1276 го­ду князь Ва­си­лий за­вер­шил свой жиз­нен­ный путь, важ­ней­шие ве­хи ко­то­ро­го бы­ли осе­не­ны бла­го­сло­ве­ни­ем Фе­о­до­ров­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Он умер в Ко­стро­ме и там же об­рел ме­сто по­след­не­го упо­ко­е­ния. Свя­тая ико­на пре­бы­ва­ла с тех пор в Ко­стром­ском со­бо­ре свя­то­го Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та.

Вос­ста­нов­ле­ние па­мя­ти Фе­о­до­ров­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние ее по­чи­та­ния по всей Рос­сии свя­за­но с со­бы­ти­я­ми на­ча­ла XVII ве­ка — пре­кра­ще­ни­ем Смут­но­го вре­ме­ни. В 1613 го­ду чу­до­твор­ной Фе­о­до­ров­ской ико­ной из Ко­стром­ско­го со­бо­ра был бла­го­слов­лен при из­бра­нии на цар­ство Ми­ха­ил Ро­ма­нов. В па­мять об этом ис­то­ри­че­ском со­бы­тии бы­ло уста­нов­ле­но по­все­мест­ное празд­но­ва­ние иконе Фе­о­до­ров­ской Бо­го­ма­те­ри 14 мар­та. По­яви­лись мно­го­чис­лен­ные спис­ки с Ко­стром­ской Фе­о­до­ров­ской ико­ны, один из пер­вых был за­ка­зан и при­не­сен в Моск­ву ма­те­рью ца­ря Ми­ха­и­ла — ино­ки­ней Мар­фой. Со вто­рой по­ло­ви­ны XVII ве­ка по­лу­ча­ют рас­про­стра­не­ние ико­ны Фе­о­до­ров­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри с клей­ма­ми, изо­бра­жа­ю­щи­ми со­бы­тия из ис­то­рии чу­до­твор­но­го об­ра­за.

В 1670 го­ду иеро­ди­а­кон Ко­стром­ско­го Ипа­тьев­ско­го мо­на­сты­ря Лон­гин на­пи­сал «Ска­за­ние о яв­ле­нии и чу­де­сах Фе­о­до­ров­ской ико­ны Бо­го­ма­те­ри в Ко­стро­ме». Не все со­дер­жа­щи­е­ся в ней све­де­ния сов­па­да­ют с из­ло­жен­ны­ми вы­ше, у на­род­ной па­мя­ти, своя хро­но­ло­гия, свои за­ко­ны.

Фе­о­до­ров­ская ико­на — двух­сто­рон­няя. На об­рат­ной сто­роне — об­раз свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы, изо­бра­жен­ной в бо­га­том кня­же­ском оде­я­нии. Пред­по­ла­га­ют, что по­яв­ле­ние об­ра­за Па­рас­ке­вы на обо­ро­те ико­ны свя­за­но с су­пру­гой свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го.

Оригинал иконы хранится в Богоявленском-Анастасиином женском монастыре.

Храмы, освящённые в честь иконы:

  • Феодоровский Государев собор в Царском Селе — полковой храм Сводного пехотного полка и Собственного его императорского величества конвоя, считался также «приходом семьи императора».
  • Феодоровская церковь села Ново-Архангельского Тюкалинского уезда Тобольской губернии. Построена в память бракосочетания их императорских величеств в 1896 году.
  • Феодоровский собор Санкт-Петербурга — построен к 300-летию династии Романовых, в 1920-е годы в народе носил название «Романовская церковь».
  • Фёдоровская церковь в Ярославле — построена прихожанами в 1680-е годы, в советское время — кафедральный собор Ростовско-Ярославской епархии.
  • Престол Вознесенского собора Оршина монастыря, в котором хранился чтимый чудотворный список иконы (в настоящее время находится в собрании Тверской картинной галереи).
  • Часовня в честь Феодоровской иконы на Александровском подворье Императорского Православного Палестинского общества в Иерусалиме. Освящена в 2008 году.
  • Феодоровский собор в Феодоровском монастыре Городца.

См. также: Икона Божией Матери «Феодоровская».

27 марта Православная Церковь чтит память чудотворной иконы Божьей Матери «Феодоровская». Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе.

«Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была спасена Кострома».

Икона Божьей Матери «Феодоровская». История

У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» — здесь и имя Феодора Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей — Романовых.

Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Однако в 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским. Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме.

Читайте также: Икона. Как создается чудо

Вернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились. Сняв икону с дерева, ее поместили в соборный храм города Костромы, а икону назвали Феодоровской, памятуя о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы. На месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле — Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

Известно, что в том же 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына — благоверного великого князя Александра Невского — на брак с Александрой, дочерью полоцкого царя князя Брячислава. И здесь раскрывается еще одна особенность Феодоровской иконы: на оборотной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест.

За время пребывания Феодоровской иконы в Костроме было явлено много чудесных событий: дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой в огне. В 1260 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Ополчение князя составляла лишь малая дружина, которую ему удалось наскоро собрать. Не надеясь на свои силы, князь велел нести перед собой образ Защитницы христиан. Во время битвы совершилось чудо: от лика Пресвятой Богородицы стали исходить ослепительные лучи света. Пораженные жгучими лучами татары обратились в бегство, битва окончилась победой костромичей. В память об этом чуде князь утвердил крест, как раз на месте, где во время битвы стояла икона, позднее там была выстроена каменная часовня, а близлежащее озеро было названо Святым.

Читайте также: Чудо в нашей жизни — как молиться о чуде?

Икона Божьей Матери «Феодоровская» — чудо

Одно из значимых в истории нашей страны событий также связано с именем Феодоровской иконы — избрание на царство в 1613 году Михаила Федоровича Романова. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря посольство Земского собора долго уговаривало Михаила Федоровича и его мать, инокиню Марфу, принять избрание. На все мольбы они оставались непреклонны. Только речь Феодорита, архиепископа Рязанского, уповающего на помощь Пресвятой Богородицы, склонила Марфу к согласию благословить своего сына на царство. Она упала пред Феодоровской иконой и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!» С этого времени образ Феодоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых. Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Федоровна в честь фамильной иконы.

Существует несколько списков с иконы «Феодоровская», первый из них был сделан инокиней Марфой, который она привезла с собой в Москву.

Сегодня Феодоровская икона Божьей Матери находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. В честь этой чудотворной иконы установлены два торжественных праздника: 29 августа по новому стилю — в память о чудесном явлении иконы в 1239 году и 27 марта — в память об избрании Михаила Романова на царство.

Кому молиться перед иконой Божьей Матери «Феодоровская»

Феодоровская икона Божьей Матери почитается как:

  • покровительница невест, семейного благополучия;
  • рождения детей у бездетных пар;
  • помогающая в трудных родах.

Читайте также:

  • Владимирская икона Божией Матери: история происхождения
  • Как разобраться в изображениях креста?

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Празднование Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы совершается 27 марта (14 марта ст. ст.) и 29 августа (16 августа ст. ст.). Также во второе воскресенье Великого поста старообрядческая церковь совершает службу явлению Феодоровской иконы Божией Матери «по уставу Успенского собора Московского Кремля 1627 г.». У новообрядцев в этот день совершается память святителя Григория Паламы (1296-1359 гг.). Феодоровскому образу Богородицы молятся о здравии, рождении ребенка, легких родах, благополучии супружеской жизни.
 

Содержание:

  • История праздника в честь явления иконы Пресвятой Богородицы Феодоровской
  • Чудеса Феодоровской иконы Божией Матери
  • Почитание Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы
  • Богослужение явлению иконы Пресвятой Богородицы Феодоровской. Тропарь, кондак и канон празднику
  • Феодоровский образ Пресвятой Богородицы. Иконография
  • Старообрядческие храмы в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы
  • Храмы и монастыри на Руси в честь Феодоровской иконы Богородицы

История праздника в честь явления иконы Пресвятой Богородицы Феодоровской

О появлении на Руси Феодоровской иконы Божией Матери нет точных сведений. Первые упоминания об образе схожей иконографии относятся к XII веку. Икона располагалась в деревянной часовне у города Городец (Нижегородская область). В начале XIII века на этом месте был сооружен монастырь во имя иконы Богоматери, которая стала его главной святыней. Позже он стал называться по имени иконы Богородичный, Богородице-Феодоровский, а затем — Феодоровский. В 1238 году при нашествии войск Батыя город был уничтожен, монастырь также сгорел. Современники событий считали, что икона также была утрачена, но по истечении нескольких лет была обретена повторно. Существует несколько преданий о повторном обретении Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.

Первое предание. 16 августа 1239 года костромской князь Василий Квашня (XIII век) неподалеку от реки Запрудни увидел образ Богородицы,  который висел на дереве. При участии священства икона была перенесена в Кострому и поставлена в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Позднее на месте обретения иконы был построен Запрудненский Спасский монастырь. Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской сообщает следующее:

…видеша народи честную ону икону, и начаша поведати, глаголюще, мы вчера видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением святому великомученику Феодору Стратилату, и тако свидетельствоваху народи.

От имени великомученика Феодора икона получила свое название — Феодоровская. Вскоре в Костроме появился житель Городца, который сообщил, что это та самая икона, которая считалась утраченной после сожжения Феодоровской обители.  

Согласно второму преданию, Феодоровскую икону Божией Матери 16 августа 1263 года обрел младший брат Александра Невского (1221-1263 гг.) костромской князь Василий Ярославич (1236/1241-1276 гг.). Эта дата указана в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме» (1670 г.)

Третье предание сообщает, что Феодоровский образ Богородицы обрел Юрий Всеволодович (1188-1238 гг.) в ветхой деревянной часовне неподалеку от Городца (позднее на этом месте был построен Городецкий Феодоровский монастырь). После смерти князя икона перешла к его младшему брату Ярославу Всеволодовичу (1190/1191- 1246 гг.), который благословил образом брак своего сына Александра Невского с полоцкой княжной Александрой Брячиславовной. После смерти князя Александра в 1263 году икона перешла к его младшему брату Василию (о нем сообщает второе предание), который перенес святой образ в Кострому.

Описанные выше события легли в основу сказания об иконе. Икона была перенесена из разоренного Батыем Городца в Кострому, где была помещена в церкви великомученика Феодора Стратилата (ум. 319 г.). Этот факт подтверждается «Сказанием о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». С этого момента она стала именоваться Феодоровской. Некоторые исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают ее списком с прославленной древней святыни и выдвигают три версии ее происхождения:

  1. икона была написана в 1164 году по заказу Андрея Боголюбского (1111-1174 гг.) для Городецкого монастыря;
  2. икону написали по заказу князя Ярослава Всеволодовича в 1239 году как дар к свадьбе его сына Александра Невского. Примечательно, что на обратной стороне образа — изображение великомученицы Параскевы, которая на Руси считалась покровительницей невест и свадеб, а также бывшей покровительницей Полоцкого княжеского дома, откуда происходила невеста Александра;
  3. икона написана по заказу Ярослава Всеволодовича в 1218-1220 годы в честь возвращения ему его жены Феодосии, которая была отнята своим отцом в 1216 году в ходе противостояния, и рождения у него от нее первенца Феодора (1219-1233 гг.)

Относительно названия иконы «Феодоровская» высказывается гипотеза, что оно возникло по причине того, что Феодор Стратилат был небесным покровителем князя Ярослава и многих других князей Мстиславичей, с которыми Ярослав и его потомство были связаны через его жену Феодосию, дочь Мстислава Мстиславича Удатного (ум. 1228 г.).

Чудеса Феодоровской иконы Божией Матери

К первым чудесам Феодоровской иконы Божией Матери относят истории о ее чудесном спасении в огне при пожаре (сказания сообщают о двух пожарах: один уничтожил старую деревянную церковь, второй произошел уже в новом каменном храме). «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери», которое создавалось на протяжении нескольких столетий и дошло до наших дней в ряде списков, сообщает о чудесном спасении Костромы от татарских войск в битве при Святом озере (1262(?) г.):

…и отидоша от града яко два поприща или вдале мало и сташа у некоего езера, и яко же бысть полки близ между собою, и оружие свое извлекоша грешницы и напрягоша лук свои еже состреляти правыя и смиренныя сердцем, малое христианское воинство, и внезапу от чудотворного образа Пресвятыя Богородицы возсняша божественныя и пресветлыя лучи, паче солнечных луч и аки огнь попаляющи и нападающа на них и пожигая татарския полки, и от того озарения и луч божественных и от паления, вси противный полки смятошася, и мнози от них ослепоша и друг друга не познаша и вниде в них страх и трепет, и оружие вниде и сердце их и луцы их сокрушишася и нападоша на них российстии полпы и побиша их многое множество, останцы же нечестивых исчезоша и погибоша за беззаконие свое, пленников же российских всех отполониша заступлением и помощию Пресвятыя Божия Матере.

Почитание Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы

В 1613 году Земский собор избрал на царство Михаила Романова (1596-1645 гг.), что закрепил итоговым документом — Соборной клятвой. После этого было назначено посольство из Москвы в Костромской Ипатьевский монастырь, где Михаил Федорович жил с матерью, инокиней Марфой (ум. 1631 г.).

Михаил Романов на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Михаил Романов на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Посольство возглавляли рязанский архиепископ Феодорит (1551-1617 гг.), келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын (ум. 1625/1626/1627 г.) и боярин Феодор Иванович Шереметев (ум. 1650 г.). 14 марта (ст. ст.) посольство было принято Михаилом Романовым и его матерью в Ипатьевском монастыре. И Михаил Романов, и его мать изначально отказывались от престола, но в результате уговоров согласились. Согласно сообщению патриарха Филарета:

Бысть же в тот день на Костроме радость велия, и составиша празднество чудотворной иконе пречистыя Богородицы Феодоровской.

Этот день стал днем празднования иконы, который отмечается и в наше время. Некоторые историки утверждают, что инокиня Марфа благословила при избрании на царство своего сына Феодоровской иконой Божией Матери. Однако участник тех событий келарь Авраамий Палицын в своем «Сказании» не упоминает об этой иконе. Он пишет, что когда инокиня Марфа и ее сын Михаил долго отказывались от предложения занять царский престол, тогда архиепископ «…взем на руце свои чюдотворную икону образ Пресвятыя Богородица, юже написал Петр митрополит, а Троицкой келарь старец Аврамей взем образ великих чюдотворцов Петра и Алексия и Ионы, и принесошя пред государыню».

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в г. Костроме. Современная фотография

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в г. Костроме. Современная фотография

Михаил Романов взял с собой в Москву список с иконы и поставил его в придворной церкви Рождества Богородицы «на Сенях». В 1618 году он прислал в Кострому украшения для иконы, а в 1636 году по указанию царя икону подновили и украсили драгоценной ризой. С этого времени постепенно начинают создавать списки с этой иконы. С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Феодоровна. К ним относятся Мария Феодоровна (жена Павла I), Александра Феодоровна (жена Николая I), Мария Феодоровна (жена Александра III), Александра Феодоровна (жена Николая II), Елизавета Феодоровна. Истоки этой традиции восходят к XVII веку, когда в честь той же иконы «неблагозвучное» отчество царицы Евдокии Лопухиной было поменяно с «Илларионовна» на «Феодоровна», а при вступлении в брак царя Ивана Алексеевича с Прасковьей Салтыковой ей не только изменили отчество, но и переменили имя ее отцу с Александра на Феодора.

Икона неоднократно украшалась драгоценными окладами. В начале XIX века на средства жителей Костромы для иконы был изготовлен новый золотой оклад, в который поместили драгоценные камни с прежнего. В описании Успенского собора Костромы, который датируется 1820 годом, об иконе сообщается:

На сем образе риза, устроенная в 1805 году чистейшего золота, соборным иждивением, а более усердием граждан, имеет весу с венцем 20 фунтов 39 золотников; она и венец украшены бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами (из коих один красный наидрагоценнейший), венисами и другими драгоценными камнями, крупным жемчугом и бурмитскими зернами… К сему образу принадлежат рясны или серьги длиной более полуаршина, с бурмитскими зернами, драгоценными камнями, золотыми плашкам, кольцами и колодками…

В 1891 году для иконы изготовили золотую ризу весом около 10 кг. Она украшала икону до 1922 года. После Октябрьской революции икона находилась в храме. В 1919 году в Костроме образ исследовала комиссия музейного отдела Наркомпроса под руководством И. Э. Грабаря. В 1922 году Успенский собор и Феодоровская икона перешли к обновленцам. В 1929 году костромская община привезла икону в Москву в Центральные государственные реставрационные мастерские. Во время реставрационных работ специалисты пришли к выводу, что в своей основной части живопись XIII века утрачена. С апреля 1964 года икона пребывала в церкви Воскресения на Дебре, куда перенесли архиерейскую кафедру. 18 августа 1991 года Феодоровскую икону перенесли в возвращенный РПЦ Богоявленский Анастасиин кафедральный собор, где она находится по настоящее время. 

Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор (РПЦ). Здесь в настоящее время находится Феодоровская икона Божьей Матери

Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор (РПЦ). Здесь в настоящее время находится Феодоровская икона Божьей Матери

Празднование явления Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы известно с XIII века. Икона являлась местночтимой. После вступления на московский престол Михаила Феодоровича Романова появляется новое празднование иконе, связанное с событиями его наречения в Ипатьевском монастыре. С этого периода почитание образа становится общецерковным. Изначально оно не имело определенной даты. Различные чиновники указывают празднование то «во вторую или в третию или в четвертую неделю святаго поста», то в «неделю вторую или в ин день великаго поста». Празднование 14 марта (ст. ст.) в церковном календаре закрепляется начиная с 1620 года, что связывают с возвращением из плена патриарха Филарета, отца Михаила Романова. Типиконы Успенского собора на этот день указывают: «В 14 день пети пречистой Богородицы Федоровской с Венедиктом для наречения государева…». При первых Романовых дата празднования, которая приходилась на  дни Великого поста, соблюдалась строго и переносилась на другие дни лишь в случаях совпадения с Лазаревой субботой или погребением кого-либо из царского рода. Во второй половине XVII века дата праздник начинают переносить на следующий воскресный день, что уже уменьшало его статус. При патриархе Филарете в день праздника по окончании богослужения царь устраивал праздничный прием, на котором одаривал своего отца-патриарха. Эта традиция полностью прекратила свое существование в 1668 году. Во второй половине XVIII века обычай переносить празднование иконе на ближайшее воскресение окончательно укоренился в церковной жизни господствующей церкви. 

Богослужение явлению иконы Пресвятой Богородицы Феодоровской. Тропарь, кондак и канон празднику

Тропарь, глас 8.

Днесь светло красуется град Кострома, и вся российская страна, созывающи к веселию вся боголюбивыя христианския народы, на преславное торжество Божия Матере, чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа пришествия. Днесь боя вися нам пресветлое великое солнце. Приидите вси богоизбраннии людие, новыи израиль, ко источнику цельбоносному, источает бо нам неоскудная милости Пречистая Богородица, избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих. Но О! всемилостивая Госпоже Дево Богородице Владычице, сохрани страну нашу и митрополита, и вся люди Твоего достояния от всяких бед, по велицей Твоей милости, да зовем Ти, радуися Дево християном похвало.

Кондак, глас 8.

Притецем людие вси к тихому и доброму пристанищу, в Дом Божия Матере чуднаго образа явлению Царицы и Богородицы. За неизреченную милость Ея, верно припадающе и вопиюще: О! Всемилостивая Владычице, за спасительное Твое смотрение чуднаго образа к нам пришествие, посети нас грешных, светло сотворяющих празднество Твое. Укрепи людей наших, дивно им на враги победу подающи. И митрополита нашего утверди, церковь Сына Твоего непоколебиму соблюди. Притекающих к Тебе спаси, от всяких напастей избави: сохраняя в мире все православие, да зовем Ти, радуися Невесто Неневестная.


Библиотека Русской веры
Канон Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы 

Читать онлайн


Феодоровский образ Пресвятой Богородицы. Иконография

По преданию, Феодоровская икона Богородицы написана евангелистом Лукой. Образ относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Его иконография очень близка к Владимирской иконе Пресвятой Богородицы. По этой причине многие исследователи считают Феодоровскую списком Владимирской. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Спасителя. Согласно описанию иконы, сделанному при ее перенесении в Кострому, она имела следующий вид:

…написана масляными красками «на сухе древе». Доска в длину 1 аршин 2 вершка, в ширину 12 вершков. Богородица изображена несколько склонившею главу на правое плече. Правой рукой поддерживается Богомладенец, обнимающий Богоматерь. Правая нога Богомладенца покрыта ризою, левая же по колено неприкрыта. На оборотной стороне написана святая великомученица Параскева, называемая Пятница… Нижняя часть иконы заканчивается рукоятью в 1 1/2 аршина длины.

До наших дней икона сохранилась плохо, она не единожды поновлялась, и оригинальная живопись ликов Богородицы и Исуса Христа заметно потерта. На оборотной стороне иконы — поясное изображение великомученицы Параскевы Пятницы. Святая изображена в красных одеждах, украшенных золотым растительным орнаментом. Ее руки воздеты в молении на уровне груди.

Феодоровская икона Божией Матери. XII век. Кострома,  Богоявленско-Анастасиин монастырь

Феодоровская икона Божией Матери. XII век. Кострома, Богоявленско-Анастасиин монастырь
Феодоровская икона Божией Матери в драгоценном окладе. XII век. Кострома. Дореволюционная фотография из собрания С.М. Прокудина-Горского, 1910 год
Феодоровская икона Божией Матери в драгоценном окладе. XII век. Кострома. Дореволюционная фотография из собрания С.М. Прокудина-Горского, 1910 год
Пелена «Богоматерь Феодоровская», которая считается вкладом старицы Марфы, матери царя Михаила Федоровича, в Ипатьевский монастырь
Пелена «Богоматерь Феодоровская», которая считается вкладом старицы Марфы, матери царя Михаила Федоровича, в Ипатьевский монастырь

Существует ряд списков Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.

 Феодоровская икона Божией Матери с избранными святыми на полях. Около 1630 г.

Феодоровская икона Божией Матери с избранными святыми на полях. Около 1630 г.

Храмы и монастыри на Руси в честь Феодоровской иконы Богородицы

В честь Феодоровской иконы Божией Матери освящен собор Феодоровского монастыря в Городце Нижегородской области.

Богородице-Феодоровский монастырь в начале XX века

Богородице-Феодоровский монастырь в начале XX века

Монастырь был сооружен в начале XIII века на месте деревянной часовни, в которой находилась Феодоровская икона Божией Матери. Обитель именовалась Богородице-Феодоровской. Согласно преданию, монастырь и город в 1152 году основал князь Юрий Долгорукий (1090-е — 1157 гг.). В 1238 году во время нашествия войск Батыя Городец был разорен, а монастырь сожжен. Предание сообщает, что Феодоровская икона чудесным образом уцелела, однако в монастырь уже не вернулась. Но в обитель был помещен чудотворный список, который был главной святыней Феодоровской церкви.  

Досточтимый список Феодоровской иконы в Феодоровском монастыре Городца. Фотография начала XX века

Досточтимый список Феодоровской иконы в Феодоровском монастыре Городца. Фотография начала XX века

Монастырь просуществовал в этом пустынном месте приблизительно до XV века, затем место было заселено, а обитель упразднена. Заново монастырь был учрежден в 1700 году. В 1927 году монастырь был закрыт. Возрожден в 2009 году.

Воссозданный Феодоровский собор в г. Городец

Воссозданный Феодоровский собор в г. Городец

В честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы освящен придел Никольского собора Николо-Пешношского монастыря в пос. Луговой Дмитровского района Московской области. Собор святителя Николы Чудотворца был построен в начале XVI века. Перестраивался в конце XVII и конце XVIII веков. Реставрировался в середине 1960-х годов.

Никольский собор Николо-Пешношского монастыря в Московской области

Во имя Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы освящен придел собора великомученика Феодора Стратилата Феодоровского монастыря в Переславле-Залесском. Федоровский монастырь был основан после 1304 года, на южной окраине Переславля-Залесского. Место основания выбрано было не случайно: здесь в 1304 году в день памяти великомученика Федора Стратилата произошла кровопролитная битва между войсками московского и тверского князей. В этой битве погибло множество людей, в том числе предводитель тверского войска боярин Акинф. В память о победе московский князь Юрий Данилович устроил здесь монастырь. Древнейшее здание монастыря — Федоровский собор, был построен в 1557 году. Собор был закрыт в 1928 году, а через 2 года разрушили отдельно стоявшую рядом с собором барочную колокольню. В соборе устроили вещевой склад разместившейся на территории монастыря детской колонии, потом и дома престарелых. После Великой Отечественной войны на территории монастыря обосновалась воинская часть. В 1998 году собор был передан возрожденной только что женской обители.

Феодоровский собор Феодоровского монастыря в Переславле-Залесском

Во имя Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы освящен придел Вознесенского собора Оршина монастыря в пос. Оршино Калининского района Тверской области. Соборный храм Вознесения Господня был освящен в 1567 г. святителем Варсонофием Тверским (ок. 1495- 1576 гг.). В нем было четыре престола: галвный — Вознесения Господня, два боковых — преподобного Онуфрия Великого и святой великомученицы Екатерины, престол Рождества Иоанна Предотечи «на полатях».

Вознесенский собор Оршина монастыря в Тверской области

Старообрядческие храмы в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы

В честь Феодоровской иконы Божией Матери будет освящен храм Русской Древлеправославной Церкви в г. Уральске Республики Казахстан. Закладка храма во имя Феодоровского образа Пресвятой Богородицы была совершена 29 августа 2013 года патриархом Александром. Строительство продолжается.

Этот православный праздник отмечается в честь иконы Божией Матери Феодоровской (Костромской). Считается, что она написана евангелистом Лукой.

Свое название икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор. По преданию, она была обретена его старшим братом Юрием Всеволодовичем в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца (позже на этом месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь).

Став после гибели брата великим князем Владимирским, князь Ярослав-Феодор в 1239 году благословил оставшейся от брата иконой своего сына Александра, вступившего в брак с полоцкой княжной Брячиславой.

Сам Ярослав-Феодор оставил значимый след в истории Руси первой половины 13 века. Он поднял из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами доставшуюся ему в наследство Русь, сожженную и разграбленную татарами в 1237–1238 годах. Восстановил опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострому, Городец. Всего за восемь лет князь сумел направить страну по единственно верному в то время пути, установив военно-политическое равновесие с Золотой Ордой на востоке и активно противостоя католической Европе на западе.

Сын Ярослава-Феодора — будущий Александр Невский — был ближайшим его сподвижником. Чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери — благословение отца — постоянно находилась при нем. После смерти Александра икону в память о нем взял его младший брат Василий.

Став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме. В 1272 году, защищая страну от очередного татарского набега, русское войско под предводительством князя выступило из Костромы с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, опаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны. После смерти князя Василия икона осталась в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.

Еще большее почитание на России Феодоровская икона Божией Матери получила в начале 17 века. Именно ею инокиня Марфа (в миру Ксения Романова) в 1613 году благословила на царство своего сына Михаила Романова, основателя династии, которая будет править страной долгие 300 лет. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконы также и 27 марта (по новому стилю). А 29 августа отмечается ее обретение в день Спаса Нерукотворного.

Феодоровская икона — двухсторонняя. На обратной стороне запечатлен образ святой великомученицы Параскевы в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление этого образа связано с супругой Александра Невского.

From Wikipedia, the free encyclopedia

Original icon from Epiphany Monastery in Kostroma

The Feodorovskaya Icon of the Mother of God (Russian: Феодоровская икона Божией Матери), also known as Our Lady of Saint Theodore and the Black Virgin Mary of Russia, is the patron icon of the Romanov family. It is one of the most venerated icons in the Upper Volga region. Her feast days are March 14 (27) and August 29.

Church lore[edit]

Since the Feodorovskaya follows the same Byzantine Eleusa (Tender Mercy) type as the Theotokos of Vladimir, pious legends declared it a copy of that famous image, purportedly created by Saint Luke. In Greek, Theotokos means «God-bearer». At the beginning of the XII century it was kept in an old wooden chapel near the city of Kitezh.[1]

It is believed that, before the Mongol invasion of Rus, the icon was kept in a monastery near the town of Gorodets-on-the-Volga. After the Mongols sacked and burnt the town, the icon disappeared and was given up for lost.[2]

Several months later, on 16 August 1239, Prince Vasily of Kostroma wandered while hunting in a forest. While trying to find his way out of a thicket, he saw an icon concealed among fir branches. When he reached out to touch it, the icon mysteriously rose up in the air. The awestruck prince informed the citizens of Kostroma about the miracle he had witnessed and returned with a crowd of people to the forest. They fell prostrate before the icon and prayed to the Theotokos. They carried the icon to the city and placed it in the Assumption Cathedral. A conflagration destroyed the cathedral and most of its icons soon thereafter, but the Feodorovskaya was found intact on the third day after the fire.[3]

The people of Gorodets, at a distance to the east from Kostroma, learned about the miracle of the survival of the icon in the fire. They recognized the newly found icon as the one that used to be in their church. Church legends differ as to why the icon was named after Saint Theodore Stratelates (Russian: Феодор Стратилат, Feodor Stratilat), not to be confused with Theodore Tyro). One explanation is that, during Vasily’s absence in the forest, several residents of Kostroma claimed to have seen an apparition of Saint Theodore come up to the city with an icon in his hands.[2]

A wedding gift?[edit]

Since the icon was overwritten several times during its history, by the time of the Russian Revolution of 1917, the image had nearly disappeared. Art historians disagree about when and where the icon was created. Some propose an early 11th-century date; others date it as late as the turn of the 14th century.[4] On the reverse side of the Feodorovskaya is an image representing Saint Paraskeva, a saint whose veneration started in the Novgorod Republic at the turn of the 13th century.

Scholars believe that the image of Saint Paraskeva is contemporaneous with the image of the Theotokos on the other side. This dating seems to confirm the Novgorodian origin of the icon, as it was only in the 15th century that the veneration of Saint Paraskeva spread to other parts of the country. The saint’s noble dress may indicate that the icon was intended as a wedding gift to a princess whose patron saint was Saint Paraskeva. According to Vasily Tatishchev, the only such princess known in the Rurikid family was Alexandra of Polotsk, the wife of Saint Alexander Nevsky of Novgorod.

The feast day of St. Alexandra coincides with that of Saint Paraskeva (20 March). In the Rurikid family, it was customary for a groom to present his bride an icon representing her patron saint.[5] On these grounds, Byzantine expert Fyodor Uspensky concluded that the Feodorovskaya was presented by Alexander Nevsky to his wife on the occasion of their wedding in 1239.[6]

If this theory is correct, the revered image of the Theotokos could have been commissioned by Alexander’s father, Yaroslav II of Russia.[7] His Christian name was Feodor (Феодор) and his patron saint was Theodore Stratelates.

There may have been several reasons why the icon could have surfaced in Gorodets or Kostroma. It is known that Alexander Nevsky had a palace in Gorodets and that he died in this town.

Veneration[edit]

Up to the 17th century, the icon was little known outside Gorodets and Kostroma. After 1613, its fame spread when the adolescent Mikhail Romanov had been elected as the new Russian tsar. Romanov lived in Kostroma with his mother Ksenia, who had been forced by the regent Boris Godunov to «take the veil» (join a convent and withdraw from public life). At first the nun advised her only son to stay in Kostroma and decline the offer of the Monomakh’s Cap, or the position of tsar.[2] She noted that three previous tsars had been either murdered or disgraced. Ksenia blessed her son by giving him a copy of the Feodorovskaya. She asked the icon to protect Mikhail and his royal descendants. The young tsar took a copy of the icon with him to Moscow, where it came to be regarded as the holy protectress of the Romanov dynasty.[citation needed]

Apart from Kostroma, the Feodorovskaya has been venerated in nearby Yaroslavl, where some of the oldest copies of the icon may be found.[citation needed]

In 1681, the icon appeared in a dream to Ivan Pleshkov, who had been paralysed for 12 years. He was commanded to go to Kostroma, procure a copy of the icon, bring it back to Yaroslavl and to build a church for its veneration. As soon as he was cured of palsy, Pleshkov commissioned Gury Nikitin, the most famous wall-painter of 17th-century Russia, who hailed from Kostroma, to paint a copy of the miraculous icon. The Fyodorovskaya Church was built to house the icon, with funds provided by ordinary people. A treatise details its construction and the miracles attributed to the icon in Yaroslavl.[8] The church was consecrated on 24 July 1687. After the Communists destroyed the Dormition Cathedral of Yaroslavl during the Russian Revolution, the Fyodorovskaya Church served as the cathedral for the city and the archdiocese of Rostov, the oldest in Russia. The cathedral was rebuilt in 2005.[citation needed]

Metallic khorugv (processional banner) of the Theotokos of Saint Theodore, Moscow (1916).

Another copy of the icon has been venerated in Gorodets, especially after the Feodorovsky Monastery was re-established in the early 18th century. A new copy of the icon was brought to it from Kostroma. This image was fitted into a golden riza inlaid with precious stones, so as to rival the original by its sumptuous decoration. During the annual Makariev Fair, the icon was brought for veneration to Nizhny Novgorod.[9]

Western Christian women who married into the House of Romanov and converted to Russian Orthodoxy often took Feodorovna as patronymic in honour of the Feodorovskaya icon.[10][11][12][13] Examples include two empresses Maria Feodorovna (Sophie Dorothea of Württemberg and Dagmar of Denmark); two empresses Alexandra Feodorovna (Alix of Hesse and Charlotte of Prussia); and grand duchesses Anna Feodorovna (Juliane of Saxe-Coburg-Saalfeld), Victoria Feodorovna (Victoria Melita of Saxe-Coburg and Gotha) and Elizabeth Feodorovna (Elisabeth of Hesse and by Rhine).

When the tercentenary of the Romanov dynasty was celebrated in 1913, Nicholas II of Russia commissioned a copy of the Gorodets icon, which he placed at the Royal Cathedral of Our Lady Saint Theodore, constructed to a design by Vladimir Pokrovsky in the town of Tsarskoye Selo. It is said that Nicholas II could not have had a copy from the original image because the icon in Kostroma had blackened so badly that the image was hardly visible.[citation needed] This was interpreted as a bad sign for the Romanov dynasty. Indeed, the Romanovs were dethroned four years later during the Russian Revolution.

Unlike the other great icons of Russia, the Feodorovskaya was not transferred to a museum, because the image was impossible to discern. The Black Virgin was given to the sect of obnovlentsy, which had it restored in Moscow in 1928. After the sect was dissolved in 1944, the icon reverted to the Russian Orthodox Church. It deposited the icon in the famous Resurrection Church on the Lowlands in Kostroma. In 1991 the icon was moved from there to the revived Epiphany Cathedral in the same city. Recently encased in a new chasuble, the icon is still venerated at the convent associated with the cathedral.[citation needed]

See also[edit]

  • Eleusa icon

References[edit]

  1. ^ «Icon of the Mother of God of Saint Theodore», OCA
  2. ^ a b c «Feodorovskaya-Kostroma icon of the Mother of God», Transfiguration of Our Lord Russian Orthodox Church, Baltimore, Maryland
  3. ^ For a complete list of the icon’s purported miracles, see Сырцов В.А. Сказание о Федоровской Чудотворной иконе Божией матери, что в г. Костроме. Kostroma, 1908.
  4. ^ See История русского искусства, том 1. Moscow, 1953.
    Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. Moscow, 1993.
  5. ^ For instance, Boris of Volokolamsk (Ivan III’s brother) presented to his bride, Princess Uliana Kholmskaya, an icon of St. Barbara, who was a likely patron-saint of the princess. See Николаева Т.В. О некоторых волоколамских древностях, in Древнерусское искусство: Художественная культурa Москвы и прилегающих к ней княжеств XIV-XVI вв. Moscow, 1970.
  6. ^ Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей X-XVI вв. Moscow: Indrik, 2006. ISBN 5-85759-339-5. Pages 383-385.
  7. ^ Масленицын С.И. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г., in Памятники культуры. Новые открытия 1976: Письменность, искусство, археология. Moscow, 1976. Maslenitsyn also argues that Yaroslav endowed the church of St. Theodore Stratelates in Kostroma.
  8. ^ Шабасова О.И. Литературная традиция: сказания об иконе Федоровской Богородицы, in Вестник Костромского гос. пед. ун-та им. Н.А. Некрасова: Научно-методический журнал. Вып. 2. Kostroma, 1997.
  9. ^ For details about the Gorodets copy, see История Федоровского Городецкого монастыря. Nizhny Novgorod, 2002 (reprint of the 1913 edition).
  10. ^ Adams, Amy Singleton; Shevzov, Vera (24 April 2018). «Glossary; Feodorov icon of the Mother of God». Framing Mary: The Mother of God in Modern, Revolutionary, and Post-Soviet Russian Culture. Cornell University Press. p. 319. ISBN 978-1-5017-5700-6.
  11. ^ Martin, Russell E. (15 June 2012). A Bride for the Tsar: Bride-Shows and Marriage Politics in Early Modern Russia. Cornell University Press. p. 284, note 112. ISBN 978-1-5017-5665-8.
  12. ^ Hellberg-Hirn, Elena (1998). Soil and soul : the symbolic world of Russianness. Aldershot; Brookfield, Vt.: Ashgate. p. 77, note 9. ISBN 978-1-85521-871-0.
  13. ^ Boev, A. K.; Feoktistov, Anatoly A. (2007). Russkie monastyri. Ural : Ekaterinburgskai︠a︡ i Verkhoturskai︠a︡ eparkhii︠a︡. Novomoskovsk: Ocharovannyĭ strannik. p. 162. ISBN 978-5-93974-008-1.

External links[edit]

  • (in Russian) Feodorovskaya icon on the website of the Russian Orthodox Church

From Wikipedia, the free encyclopedia

Original icon from Epiphany Monastery in Kostroma

The Feodorovskaya Icon of the Mother of God (Russian: Феодоровская икона Божией Матери), also known as Our Lady of Saint Theodore and the Black Virgin Mary of Russia, is the patron icon of the Romanov family. It is one of the most venerated icons in the Upper Volga region. Her feast days are March 14 (27) and August 29.

Church lore[edit]

Since the Feodorovskaya follows the same Byzantine Eleusa (Tender Mercy) type as the Theotokos of Vladimir, pious legends declared it a copy of that famous image, purportedly created by Saint Luke. In Greek, Theotokos means «God-bearer». At the beginning of the XII century it was kept in an old wooden chapel near the city of Kitezh.[1]

It is believed that, before the Mongol invasion of Rus, the icon was kept in a monastery near the town of Gorodets-on-the-Volga. After the Mongols sacked and burnt the town, the icon disappeared and was given up for lost.[2]

Several months later, on 16 August 1239, Prince Vasily of Kostroma wandered while hunting in a forest. While trying to find his way out of a thicket, he saw an icon concealed among fir branches. When he reached out to touch it, the icon mysteriously rose up in the air. The awestruck prince informed the citizens of Kostroma about the miracle he had witnessed and returned with a crowd of people to the forest. They fell prostrate before the icon and prayed to the Theotokos. They carried the icon to the city and placed it in the Assumption Cathedral. A conflagration destroyed the cathedral and most of its icons soon thereafter, but the Feodorovskaya was found intact on the third day after the fire.[3]

The people of Gorodets, at a distance to the east from Kostroma, learned about the miracle of the survival of the icon in the fire. They recognized the newly found icon as the one that used to be in their church. Church legends differ as to why the icon was named after Saint Theodore Stratelates (Russian: Феодор Стратилат, Feodor Stratilat), not to be confused with Theodore Tyro). One explanation is that, during Vasily’s absence in the forest, several residents of Kostroma claimed to have seen an apparition of Saint Theodore come up to the city with an icon in his hands.[2]

A wedding gift?[edit]

Since the icon was overwritten several times during its history, by the time of the Russian Revolution of 1917, the image had nearly disappeared. Art historians disagree about when and where the icon was created. Some propose an early 11th-century date; others date it as late as the turn of the 14th century.[4] On the reverse side of the Feodorovskaya is an image representing Saint Paraskeva, a saint whose veneration started in the Novgorod Republic at the turn of the 13th century.

Scholars believe that the image of Saint Paraskeva is contemporaneous with the image of the Theotokos on the other side. This dating seems to confirm the Novgorodian origin of the icon, as it was only in the 15th century that the veneration of Saint Paraskeva spread to other parts of the country. The saint’s noble dress may indicate that the icon was intended as a wedding gift to a princess whose patron saint was Saint Paraskeva. According to Vasily Tatishchev, the only such princess known in the Rurikid family was Alexandra of Polotsk, the wife of Saint Alexander Nevsky of Novgorod.

The feast day of St. Alexandra coincides with that of Saint Paraskeva (20 March). In the Rurikid family, it was customary for a groom to present his bride an icon representing her patron saint.[5] On these grounds, Byzantine expert Fyodor Uspensky concluded that the Feodorovskaya was presented by Alexander Nevsky to his wife on the occasion of their wedding in 1239.[6]

If this theory is correct, the revered image of the Theotokos could have been commissioned by Alexander’s father, Yaroslav II of Russia.[7] His Christian name was Feodor (Феодор) and his patron saint was Theodore Stratelates.

There may have been several reasons why the icon could have surfaced in Gorodets or Kostroma. It is known that Alexander Nevsky had a palace in Gorodets and that he died in this town.

Veneration[edit]

Up to the 17th century, the icon was little known outside Gorodets and Kostroma. After 1613, its fame spread when the adolescent Mikhail Romanov had been elected as the new Russian tsar. Romanov lived in Kostroma with his mother Ksenia, who had been forced by the regent Boris Godunov to «take the veil» (join a convent and withdraw from public life). At first the nun advised her only son to stay in Kostroma and decline the offer of the Monomakh’s Cap, or the position of tsar.[2] She noted that three previous tsars had been either murdered or disgraced. Ksenia blessed her son by giving him a copy of the Feodorovskaya. She asked the icon to protect Mikhail and his royal descendants. The young tsar took a copy of the icon with him to Moscow, where it came to be regarded as the holy protectress of the Romanov dynasty.[citation needed]

Apart from Kostroma, the Feodorovskaya has been venerated in nearby Yaroslavl, where some of the oldest copies of the icon may be found.[citation needed]

In 1681, the icon appeared in a dream to Ivan Pleshkov, who had been paralysed for 12 years. He was commanded to go to Kostroma, procure a copy of the icon, bring it back to Yaroslavl and to build a church for its veneration. As soon as he was cured of palsy, Pleshkov commissioned Gury Nikitin, the most famous wall-painter of 17th-century Russia, who hailed from Kostroma, to paint a copy of the miraculous icon. The Fyodorovskaya Church was built to house the icon, with funds provided by ordinary people. A treatise details its construction and the miracles attributed to the icon in Yaroslavl.[8] The church was consecrated on 24 July 1687. After the Communists destroyed the Dormition Cathedral of Yaroslavl during the Russian Revolution, the Fyodorovskaya Church served as the cathedral for the city and the archdiocese of Rostov, the oldest in Russia. The cathedral was rebuilt in 2005.[citation needed]

Metallic khorugv (processional banner) of the Theotokos of Saint Theodore, Moscow (1916).

Another copy of the icon has been venerated in Gorodets, especially after the Feodorovsky Monastery was re-established in the early 18th century. A new copy of the icon was brought to it from Kostroma. This image was fitted into a golden riza inlaid with precious stones, so as to rival the original by its sumptuous decoration. During the annual Makariev Fair, the icon was brought for veneration to Nizhny Novgorod.[9]

Western Christian women who married into the House of Romanov and converted to Russian Orthodoxy often took Feodorovna as patronymic in honour of the Feodorovskaya icon.[10][11][12][13] Examples include two empresses Maria Feodorovna (Sophie Dorothea of Württemberg and Dagmar of Denmark); two empresses Alexandra Feodorovna (Alix of Hesse and Charlotte of Prussia); and grand duchesses Anna Feodorovna (Juliane of Saxe-Coburg-Saalfeld), Victoria Feodorovna (Victoria Melita of Saxe-Coburg and Gotha) and Elizabeth Feodorovna (Elisabeth of Hesse and by Rhine).

When the tercentenary of the Romanov dynasty was celebrated in 1913, Nicholas II of Russia commissioned a copy of the Gorodets icon, which he placed at the Royal Cathedral of Our Lady Saint Theodore, constructed to a design by Vladimir Pokrovsky in the town of Tsarskoye Selo. It is said that Nicholas II could not have had a copy from the original image because the icon in Kostroma had blackened so badly that the image was hardly visible.[citation needed] This was interpreted as a bad sign for the Romanov dynasty. Indeed, the Romanovs were dethroned four years later during the Russian Revolution.

Unlike the other great icons of Russia, the Feodorovskaya was not transferred to a museum, because the image was impossible to discern. The Black Virgin was given to the sect of obnovlentsy, which had it restored in Moscow in 1928. After the sect was dissolved in 1944, the icon reverted to the Russian Orthodox Church. It deposited the icon in the famous Resurrection Church on the Lowlands in Kostroma. In 1991 the icon was moved from there to the revived Epiphany Cathedral in the same city. Recently encased in a new chasuble, the icon is still venerated at the convent associated with the cathedral.[citation needed]

See also[edit]

  • Eleusa icon

References[edit]

  1. ^ «Icon of the Mother of God of Saint Theodore», OCA
  2. ^ a b c «Feodorovskaya-Kostroma icon of the Mother of God», Transfiguration of Our Lord Russian Orthodox Church, Baltimore, Maryland
  3. ^ For a complete list of the icon’s purported miracles, see Сырцов В.А. Сказание о Федоровской Чудотворной иконе Божией матери, что в г. Костроме. Kostroma, 1908.
  4. ^ See История русского искусства, том 1. Moscow, 1953.
    Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. Moscow, 1993.
  5. ^ For instance, Boris of Volokolamsk (Ivan III’s brother) presented to his bride, Princess Uliana Kholmskaya, an icon of St. Barbara, who was a likely patron-saint of the princess. See Николаева Т.В. О некоторых волоколамских древностях, in Древнерусское искусство: Художественная культурa Москвы и прилегающих к ней княжеств XIV-XVI вв. Moscow, 1970.
  6. ^ Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей X-XVI вв. Moscow: Indrik, 2006. ISBN 5-85759-339-5. Pages 383-385.
  7. ^ Масленицын С.И. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г., in Памятники культуры. Новые открытия 1976: Письменность, искусство, археология. Moscow, 1976. Maslenitsyn also argues that Yaroslav endowed the church of St. Theodore Stratelates in Kostroma.
  8. ^ Шабасова О.И. Литературная традиция: сказания об иконе Федоровской Богородицы, in Вестник Костромского гос. пед. ун-та им. Н.А. Некрасова: Научно-методический журнал. Вып. 2. Kostroma, 1997.
  9. ^ For details about the Gorodets copy, see История Федоровского Городецкого монастыря. Nizhny Novgorod, 2002 (reprint of the 1913 edition).
  10. ^ Adams, Amy Singleton; Shevzov, Vera (24 April 2018). «Glossary; Feodorov icon of the Mother of God». Framing Mary: The Mother of God in Modern, Revolutionary, and Post-Soviet Russian Culture. Cornell University Press. p. 319. ISBN 978-1-5017-5700-6.
  11. ^ Martin, Russell E. (15 June 2012). A Bride for the Tsar: Bride-Shows and Marriage Politics in Early Modern Russia. Cornell University Press. p. 284, note 112. ISBN 978-1-5017-5665-8.
  12. ^ Hellberg-Hirn, Elena (1998). Soil and soul : the symbolic world of Russianness. Aldershot; Brookfield, Vt.: Ashgate. p. 77, note 9. ISBN 978-1-85521-871-0.
  13. ^ Boev, A. K.; Feoktistov, Anatoly A. (2007). Russkie monastyri. Ural : Ekaterinburgskai︠a︡ i Verkhoturskai︠a︡ eparkhii︠a︡. Novomoskovsk: Ocharovannyĭ strannik. p. 162. ISBN 978-5-93974-008-1.

External links[edit]

  • (in Russian) Feodorovskaya icon on the website of the Russian Orthodox Church

На чтение 5 мин Просмотров 2.8к.

День празднования Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы 27 марта и 29 августа по новому стилю. Ей молятся женщины, ожидающие появления на свет младенца. Она помогает во время беременности и родов. Этой же иконой был благословлен в Ипатьевском монастыре Костромы первый правитель Руси из рода Романовых. Это было после долгих лет междуцарствия.

Содержание

  1. Местонахождение иконы
  2. История появления Феодоровской иконы
  3. Описание иконы
  4. Случаи чудесного заступничества Феодоровской иконы
  5. Феодоровская икона — покровительница престола
  6. Первый случай заступничества
  7. Второй случай заступничества
  8. Феодоровская икона: от чего помогает, о чём ей молятся

Местонахождение иконы

Где хранится эта чудотворная Феодоровская икона Божией Матери? Сейчас она находится в Богоявленско-Анастасьинском монастыре города Костромы. И является охранительницей древнего города. С этим праздником связана история её появления в этой местности.

История появления Феодоровской иконы

Это было в 1239 году. Князь Василий (брат святого Александра Невского) ехал на охоту и вдруг в глухом лесу на дереве увидел висящую икону Пресвятой Богородицы. Он захотел снять ее с дерева, но не смог. Тогда он рассказал всё епископу. Множество духовенства прибыло крестным ходом к указанному месту, и только тогда смогли снять её с дерева.

История появления Феодоровской иконы

Жители утверждают, что незадолго
до этого события все видели, как святой мученик воин Феодор Стратилат вез эту
икону на коне. А раньше она пребывала в Нижегородской области в Городце. Видимо
в наказание за греховную жизнь икона была отнята у жителей этого города и
перенесена в Кострому.

Икону поместили в храме св. Феодора Стратилата, поэтому она и стала носить его имя. На месте явления чудотворного образа построили храм во имя Нерукотворного Спаса. Сейчас церковь эта называется «Спасо-Запрудненская» в честь реки Запрудни, протекающей неподалеку.

Описание иконы

По преданию этот образ написал святой евангелист Лука. Поэтому изображенная на нем Богоматерь так похожа на Владимирскую. Богомладенец, находящийся справа, тоже обнимает нежно и прижимается ко Своей Матери щёчкой. Разница только в положении стоп Младенца Иисуса. Икона относится к типу «умиление».

Младенец Иисус одет в золотые одежды, а Его Матерь – в коричневые. На голове у неё – покров со звездой посередине.

Случаи чудесного заступничества Феодоровской иконы

Самое важное событие, связанное с этой иконой, произошло в 1613 году. В то время было междуцарствие. Народ страшно мучился и голодал после нескольких кровопролитных войн. Убивши наследника престола и тем самым прекратив царскую династию, все поняли, как тяжело жить на Руси без государя. Тогда стали думать, кто же займет царский престол. Выбор пал на сына патриарха Филарета (в миру Фёдора Романова) и инокини Марфы (в миру Ксении).

Михаил Романов (он был двоюродным племянником последнего царя из рода Рюриковичей – Феодора) вместе с матерью и родственниками скрывались в Ипатьевском монастыре города Костромы. Народ решил, что он должен унаследовать престол и положить начало новой царской династии.

Феодоровская икона — покровительница престола

23 марта послы Земского собора пришли, неся торжественно Покровительницу Костромской земли – Феодоровскую икону Божией Матери, к стенам Ипатьевского монастыря и стали просить согласиться Михаила стать русским царем. Тот долго не соглашался, но речь архиепископа Феодорита вдохновила его и преклонила на милость. Тогда мать Михаила, инокиня Марфа, спустя несколько часов уговоров, благословила сына на престол, сказав: «Владычица, Тебе предаю сына моего!».

С тех пор Феодоровская икона стала покровительницей царского престола, а многие царицы иностранного происхождения в честь неё стали брать себе отчество «Фёдоровна».

Первый случай заступничества

Феодоровская икона: чудеса заступничества

Когда татарское войско подошло к стенам города Костромы, навстречу им вышли русские воины, неся перед собой главную святыню города – Феодорвскую икону. В тот момент, когда оба войска уже были готовы вступить в бой, между ними проскакал неизвестный всадник в красном плаще и огненным щитом в руках.

Русские узнали в нём святого Феодора Стратилата, а татары в ужасе бросились наутёк. Так Кострома была спасена опять же заступничеством Феодоровской иконы Божией Матери.

Долгое время икона находилась в Нижегородской губернии в
городе Городец. Но после того как татары сожгли город в 1239 году, образ
бесследно пропал, а затем был найден в Костромском лесу.

В том же году князь Ярослав благословил этим чудотворным
образом своего сына – князя Александра Невского на брак с Брячиславой (дочерью
полоцкого царя). На другой стороне иконы оказалось изображение святой мученицы
Параскевы – покровительницы браков.

Второй случай заступничества

В 1260 году икона снова спасла жителей Костромы от татарского нашествия. Русское войско, выступившее навстречу врагу, было очень немногочисленно. И единственной надеждой была чудотворная икона Феодоровская, которую несли впереди. Вдруг произошло чудо: от изображения Пречистой стали исходить ослепительные лучи, которые напугали врагов. Они бросились бежать, а город был спасен.

Князь поставил на этом месте крест, а позже там была выстроена часовня. Озеро, находившееся неподалеку, стало называться «святым». Люди купаются в нём и получают исцеления от болезней.

Икона дважды находилась в пожаре, но всегда оставалась
невредимой, даже в сгоревшем храме.

Феодоровская икона: от чего помогает, о чём ей молятся

Икона помогает:

  • при бесплодии;
  • в трудной беременности и родах;
  • семейных неурядицах.

Со всей страны приезжают женщины в Кострому, чтобы приложиться к чудотворному образу и получают исполнение просимого.

Фильм о Феодоровской иконе Божией Матери

Феодоровская икона Божьей Матери.
Царственная икона. Икона русских царей…

Феодоровская икона Божьей Матери. История почитания., фото № 1

История почитания.

4(27) марта Церковь совершает память Пресвятой Богородицы в честь иконы Ее Феодоровской. Феодоровский образ Божией Матери – древнейшая святыня нашего Отечества, икона, почитаемая в Русской Православной Церкви чудотворной, хранится в Богоявленском соборе города Костромы.

Название иконы напрямую связано с ее историей. Первое упоминание Феодоровского образа относится к началу XIII в.
Так, например, в «Легенде о граде Китеже» говорится о возведении в это время близ Городца Богородицкого монастыря в честь чудотворной иконы. Но уже во время Батыева нашествия, Городец, а вместе с ним и монастырь, были сожжены. Жители были уверены, что святыня погибла в огне. Однако, спустя некоторое время, 29 августа 1239 г., она была чудесным образом обретена местным князем Василием Костромским (младшим братом Александра Невского).

Согласно «Сказанию об иконе Божьей Матери Феодоровской» (датируется 17 веком, автор точно неизвестен), пришествие иконы в Косторому произошло в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15(28) августа, накануне ее обретения костромским князем.
В этот день местные жители видели воина в блистающих одеждах, в котором многие узнали великомученика Феодора Стратилата (именно в честь него был освящен главный косторомской храм).

«…видеша народи честную ону икону, и начаша поведати, глаголюще, мы вчера видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением святому великомученику Феодору Стратилату, и тако свидетельствоваху народи.»

Он прошел через весь город, неся в руках икону Богородицы. На следующий день, во время охоты, князь, оказавшись в чаще леса, увидел на сосне икону Пресвятой. Но взять он ее так и не смог, ни сразу после обретения, ни после долгого моления. Князь был вынужден вернуться в Кострому, где собрал крестный ход и отправился к месту явления иконы. После молебного пения священники беспрепятственно смогли взять икону, с честью перенесли ее в город, где поставили в алтаре храма вмч. Феодора Стратилата. Икону назвали Феодоровской, памятуя о чудесном явлении Феодора Стратилата с иконой и являвшегося покровителем Костромского храма. Несколько раз храм горел, но икона чудесным образом оставалась невредимой. Тогда на месте пожарища князь решил построить каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя вмч. Феодора Стратилата (так как в этот праздник было видение вмч. Феодора с иконой на руках), куда и была поставлена святыня.

Для городецких жителей, которые признали в Феодоровском образе древнюю святыню своего города и много скорбели, что лишились особого заступничества Пресвятой, был изготовлен список с чудотворной иконы и передан монастырю, теперь носившему название Феодоровского. А на месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле – мужской монастырь в честь Спаса Нерукотворного (ныне Спасо-Запрудниковский), так как именно в тот день, 16(29) августа, когда она была чудесно обретена князем, Церковь празднует Перенесение Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Едессы в Царьград.

Все эти события также нашли отражение в древней службе иконе, написанной, согласно исследователям, не позднее XV в. Она подтверждает историчность «Сказания». Согласно костромскому исследователю, свящ. В. А. Соколову, «Не могло быть, чтобы служба прославляла событие, которого не существовало; напротив, она составляет как бы эхо этого события, — выражая главным образом то настроение и те чувства, которые внесло оно в жизнь церковную».
Особое распространение почитания по всей России Феодоровской иконы Божией Матери связано с событиями начала XVII века — окончанием Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 (27) марта.
С этого времени образ Феодоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых. Об этом может свидетельствовать и тот факт, что часто Феодоровский образ заказывали представители царской семьи.
Например, по заказу Николая II была написана икона Богоматери Феодоровской с предстоящими преп. Серафимом Саровским и митр. Алексеем Московским – преподобного очень почитали в Царской семье, ему был посвящен нижний храм государева собора, а митр. Алексий был небесным покровителем цесаревича Алексея.
Также к 300-летию дома Романовых была написана серия икон — Феодоровский образ с предстоящими покровителями царской семьи – Николаем Чудотворцем, царицей Александрой, митр. Алексием и Михаилом Малеином. Также список иконы Феодоровской Божьей Матери, принадлежащий Императрице Александре Федоровне, был обнаружен в Ипатьевском Доме Екатеринбурга после расстрела царской семьи.

Многие российские царицы и княгини иноземного происхождения получали при крещении отчество Феодоровна, в честь фамильной иконы.
Императрица, страстотерпица Александра Феодоровна; великая княгиня, преподобномученица Елисавета Феодоровна; императрица Мария Феодоровна.

Появились многочисленные списки с Феодоровской иконы.

Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.
Клейма рассказывают о явлении иконы и ее чудесах. Но и в XIII, и в XIXв. Продолжались писаться иконы «в размер и подобие» первого образа.

С 1990 года была возобновлена традиция в день празднования иконе 16 (29) августа совершать крестный ход с ней на место её явления.
18 августа 1991 года Феодоровскую икону перенесли в возвращённый Русской Православной Церкви Богоявленско-Анастасиин собор, ставший кафедральным собором Костромской епархии, где она сейчас и находится.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник иконы божьей матери нечаянная радость когда
  • Праздник иконы божьей матери неупиваемая чаша
  • Праздник иконы всех скорбящих радость дата
  • Праздник иконы божьей матери казанской поздравить
  • Праздник иконы божьей матери всех скорбящих радость что нельзя делать