Праздник иконы божьей матери всех скорбящих радость когда

Уже в одном имени этой иконы заключено утешение. Мы обращаемся к Богородице, которая спешит на зов о помощи, поддерживая нас в испытаниях, утирая слезы плачущих и даря надежду

Содержание статьи

  • 6 ноября – День иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
  • Икона «Всех скорбящих радость». Благодатная заступница
  • Чудо с грошиками
  • Молитва перед иконой Богородицы «Всех скорбящих радость»

6 ноября – День иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Среди чудотворных образов Царицы Небесной особенно близка сердцу православного человека икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Это неудивительно, ведь многие на протяжении жизни проходят через лишения и трудности, скорби и печали, болезни и немощи. Уже в одном имени этой иконы заключено утешение. Мы обращаемся к Богородице, которая спешит на зов о помощи, поддерживая нас в испытаниях, утирая слезы плачущих и даря надежду.

Икона «Всех скорбящих радость». Благодатная заступница

По обычаю Богоматерь изображают сообразно словам молитвы, обращенным к Ней. «Помощница обидимых, не надеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление», — так мы именуем образ, воплощенный на иконах «Всех скорбящих Радость».

Поэтому Божия Матерь здесь показана в окружении бедствующих людей — раздетых, больных, голодных, а также ангелов, совершающих благодеяния от Ее имени. Сама Заступница пишется на иконе во весь рост, в царском одеянии и с венцом на голове. Над Ней в облаках восседает Спаситель, который в левой руке держит Евангелие, а правой благословляет. Известны разные иконографические виды образа.

Всех скорбящих радость - икона

Московская икона «Всех скорбящих радость» Преображенского храма на Большой Ордынке изображает Богородицу с младенцем Иисусом, над ними парят ангелы. Особенностью этой иконы является изображение ряда святых во главе с Сергием Радонежским, на лентах — тексты с молитвенными наименованиями благодатной помощи от Богоматери. Существует немало списков (копий) чудотворного образа, где Пречистая Дева изображается без Младенца. Особенно широко известна икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками.

Согласно преданию, первое чудо от этой иконы произошло в 1688 году: благодаря молебну у образа Богоматери в храме Преображения на Ордынке излечилась от тяжелой болезни раба Божия Евфимия, родная сестра московского Патриарха Иоакима. Чудесное исцеление произошло 6 ноября, и в память об этом было установлено празднование в честь иконы «Всех скорбящих Радость», а храм получил наименование чудотворного образа. Вскоре он прославился на всю столицу под именем «Скорбященского». С тех пор, как свидетельствуют церковные книги, многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице, стали получать исцеление и избавление от бед: слепые прозревали, немые получали возможность говорить, а глухие — слышать, бездетные женщины рожали здоровых младенцев, страждущие избавлялись от невзгод.

Икона «Всех скорбящих Радость» полюбилась не только простым верующим, но и членам венценосных семей. В 1711 году, при переезде царской резиденции в Петербург, сестра Петра I великая княгиня Наталия Алексеевна увезла с собой копию Скорбященской иконы, которая стала одной из главных святынь новой столицы.

Позднее, по указанию императрицы Елизаветы Петровны, тоже глубоко почитавшей икону «Всех скорбящих Радость», в Петербурге воздвигли храм в честь дивного образа. Впоследствии Скорбященская икона Божией Матери была щедро и богато украшена императрицей Екатериной II, графиней Головкиной, графом Шереметевым и другими знатными особами. Сейчас этот чудотворный образ находится в Троицком храме Санкт-Петербурга, который в народе называют «Кулич и Пасха».

Читайте также — Всех скорбящих Радость: заря утешения

Чудо с грошиками

Летом 1888 года в городе на Неве прославился чудотворный список с иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Это случилось после пожара, вызванного ударом молнии, в часовне деревни Клочки вблизи Стеклянного завода на окраине Петербурга. После того как потушили пожар, с изумлением обнаружили, что икона «Всех скорбящих Радость» не только не сгорела, но потемневший от времени и копоти лик Богородицы просветлел и обновился. Стоявшая рядом кружка для пожертвований разбилась вдребезги, деньги рассыпались по полу, а к образу в разных местах прилепилось 12 медных монет.

Весть о преображении иконы разнеслась по всей столице, и толпы людей устремились к чудотворному образу с грошиками. Вскоре появился новый тип иконы «Всех скорбящих Радость», на которой краской стали писать грошики. Было также установлено еще одно празднование в честь этого образа — 5 августа, день его чудесного преображения.

Икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками стала источником бесчисленных чудес, многие неизлечимые больные получили исцеление. Так, в 1890 году прихожане часовни стали свидетелями удивительного выздоровления отрока Николая Грачева, который страдал от припадков эпилепсии.

Как-то ночью больной увидел перед собой Пресвятую Богородицу со святителем Николаем Чудотворцем и услышал голос: «Поезжай в часовню, где упали монеты, и ты получишь исцеление, но заранее никому ничего не говори». Прибыв наутро в часовню, больной приложился к образу, и падучая болезнь оставила его навсегда.

Таким же поразительным образом вскоре исцелилась и Вера Белоногина, 26-летняя жена писаря с суконной фабрики Торнтона. Несчастная потеряла голос из-за горловой чахотки, перед которой были бессильны врачи. Женщине оставалось уповать лишь на молитвы и Божию помощь. Однажды во сне Вера ясно услышала таинственный голос, повелевший идти в часовню. Отслужив молебен святой иконе «Всех скорбящих Радость», она вернулась домой и громко сказала своему мужу: «Я совершенно здорова!»

На месте сгоревшей часовни был построен храм в честь прославленной иконы. После революции Скорбященский храм был взорван, но чудотворная икона сохранилась в семье прихожан. В годы Великой Отечественной войны святой образ поместили в Свято-Троицком храме. Великое множество людей, молясь перед этой иконой, получили от Божией Матери утешение в нечеловеческих испытаниях и скорбях, обрушившихся на ленинградцев в страшные годы блокады.

После того как в Санкт-Петербурге была возрождена Скорбященская часовня, ставшая подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря, чудотворный образ Богородицы «Всех скорбящих Радость» с грошиками вернулся на свое историческое место.
Источник: журнал «Православный паломник»

Молитва перед иконой Богородицы «Всех скорбящих радость»

«Надежде ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати Преблагословеннаго Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дево! К Тебе единей прибегаю, к Твоему покрову вседушно преклоняю колена, Владычице. Не презри плача и слез, утехо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать Твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению Твоего призрения, матерне упокоенных и по всему прошению благоизобильствующих; на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевныма очима и хром душевными чувствы. О, Свете Незаходимый! Просвети и исправи мя, веси всякую мою скорбь, веси всякую беду, не презри моления моего, о Полезнодательнице! Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго; вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от чрева матери моея, Тебе оставлен есмь, не остави мене, не отступи от мене, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Читайте также:

  • Икона Богородицы «Всех скорбящих радость»: иконография (+иконы)
  • Всех скорбящих Радость: икона с грошиками

https://www.youtube.com/watch?v=wiIy0dZgcI8

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Икона Богородицы «Всех скорбящих Радость»

Празднование

История

Сколь­ко уте­ши­тель­но­го за­клю­че­но в од­ном уже име­ни этой ико­ны — бу­дя­щем, укреп­ля­ю­щем ве­ру лю­дей в Бо­го­ма­терь, как в див­ную За­ступ­ни­цу, ко­то­рая спе­шит всю­ду, где слы­шит­ся стон стра­да­ния люд­ско­го, ути­ра­ет сле­зы пла­чу­щих и в са­мом го­ре да­ет ми­ну­ты от­ра­ды и ра­до­сти небес­ной. Ра­дуй­ся же веч­но Ты, небес­ная скор­бя­щих Ра­дость!

По ве­ре лю­дей в ми­ло­сер­дие Бо­го­ма­те­ри к ро­ду люд­ско­му, по­вел­ся обы­чай изо­бра­жать Бо­го­ма­терь со­об­раз­но то­му, что слы­шит­ся в сло­вах мо­лит­вы к Ней: «О, Пре­свя­тая Гос­по­же Вла­ды­чи­це Бо­го­ро­ди­це, вы­ш­ши еси всех ан­гел и ар­хан­гел и всея тва­ри чест­ней­ши. По­мощ­ни­ца еси оби­ди­мых, нена­де­ю­щих­ся на­де­я­ние, убо­гих за­ступ­ни­ца, пе­чаль­ных уте­ше­ние, ал­чу­щих кор­ми­тель­ни­ца, на­гих оде­я­ние, боль­ных ис­це­ле­ние, греш­ных спа­се­ние, хри­сти­ан всех по­мо­же­ние и за­ступ­ле­ние». По­это­му и пи­шет­ся Бо­го­ма­терь во весь рост, ино­гда с Мла­ден­цем на ру­ках (как на мос­ков­ском пер­во­об­ра­зе), ино­гда без Мла­ден­ца (как на про­сла­вив­шей­ся недав­но в Пе­тер­бур­ге, у Стек­лян­но­го за­во­да, иконе с мо­не­та­ми), окру­жен­ная раз­но­го ро­да бед­ству­ю­щи­ми людь­ми — на­ги­ми, оби­ди­мы­ми, ал­чу­щи­ми. Око­ло этих бед­ству­ю­щих изо­бра­жа­ют ча­сто ан­ге­лов, по­слан­ных Вла­ды­чи­цей для уто­ле­ния стра­да­ния люд­ско­го; ан­ге­лы, при­ни­кая к лю­дям, ука­зы­ва­ют им на Бо­го­ма­терь, ко­то­рая пи­шет­ся на ико­нах «Всех скор­бя­щих Ра­дость» или во сла­ве, с ко­ро­ной на гла­ве и в цар­ском оде­я­нии, или в обыч­ном оде­я­нии зем­ных Ее дней и в бе­лом пла­те на гла­ве.

В Москве в XVII ве­ке про­сла­ви­лась од­на ико­на Бо­го­ма­те­ри это­го име­ни. Пер­вое чу­до от нее со­вер­ши­лось в 1688 г. над боль­ной Ев­фи­ми­ей, род­ной сест­рой пат­ри­ар­ха Иоаки­ма, жив­шей на Ор­дын­ке. Она же­сто­ко стра­да­ла ра­ной в бо­ку. Ра­на бы­ла так ве­ли­ка, что вид­ны бы­ли внут­рен­но­сти. Боль­ная жда­ла смер­ти, но в то же вре­мя не те­ря­ла на­деж­ды на по­мощь Бо­же­ствен­ную. Од­на­жды, по­про­сив при­об­щить ее Свя­тых Та­ин, она с ве­ли­кой ве­рой ста­ла взы­вать к Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це:

— Услы­ши ме­ня, Все­ми­ло­сти­вая Вла­ды­чи­ца! Весь мир То­бой хва­лит­ся; и все при­ем­лют нескуд­ные ми­ло­сти Твои. До­стой­на я на­ка­за­ния по без­за­ко­ни­ям мо­им, но не на­ка­жи ме­ня гне­вом Тво­им. При­з­ри на лю­тую немощь мою и по­ми­луй ме­ня.

По­сле этой мо­лит­вы боль­ной был го­лос:

— Ев­фи­мия, от­че­го в стра­да­нии тво­ем не при­бе­га­ешь ты к об­щей Це­ли­тель­ни­це всех?

— Где же най­ти мне та­кую Це­ли­тель­ни­цу? — от­ве­ча­ла Ев­фи­мия, изум­лен­ная го­ло­сом.

И был от­вет:

— Есть в хра­ме Пре­об­ра­же­ния Сы­на Мо­е­го об­раз Мой, име­ну­е­мый «Всех скор­бя­щих Ра­дость». Сто­ит он на ле­вой сто­роне в тра­пе­зе, где обык­но­вен­но ста­но­вят­ся жен­щи­ны. При­зо­ви к се­бе из этой церк­ви свя­щен­ни­ка с этим об­ра­зом, и ко­гда он от­слу­жит мо­ле­бен с во­до­свя­ти­ем, ты по­лу­чишь ис­це­ле­ние.

Не за­бы­вай же то­гда Мо­е­го к те­бе ми­ло­сер­дия и ис­по­ве­дуй его в про­слав­ле­ние име­ни Мо­е­го.

Ко­гда Ев­фи­мия опра­ви­лась от вол­не­ния, про­из­ве­ден­но­го на нее этим яв­ле­ни­ем, и узна­ла от род­ствен­ни­ков, что, дей­стви­тель­но, в хра­ме Пре­об­ра­же­ния, на Ор­дын­ке, есть ико­на Бо­го­ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость», она при­зва­ла свя­щен­ни­ка с ико­ной к се­бе в дом. По со­вер­ше­нии во­до­свят­но­го мо­леб­на Ев­фи­мия ис­це­ли­лась, и 24 ок­тяб­ря уста­нов­лен празд­ник в честь этой ико­ны в па­мять со­вер­шив­ше­го­ся в этот день ис­це­ле­ния.

Есть мне­ние, что пер­во­на­чаль­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость» пе­ре­ве­зен был в Пе­тер­бург ца­рев­ной На­та­ли­ей Алек­се­ев­ной и есть имен­но тот об­раз, ко­то­рый сто­ит в Скор­бя­щен­ской церк­ви, на Шпа­лер­ной. Но, ка­жет­ся, бли­же к ис­тине те, ко­то­рые утвер­жда­ют, что пер­во­на­чаль­ный об­раз остал­ся в Москве.

См. также: Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость».

Развернуть

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»,
глас 4

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний./ Не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.


Перевод:

К Богородице ныне усердно прибегнем мы, грешные и смиренные, и к Ней припадем, в покаянии взывая из глубины души: «Владычица, помоги, над нами сжалившись, поспеши, мы погибаем от множества согрешений! Не отпусти Твоих рабов ни с чем: ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!»

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»,
глас 4

Днесь пресве́тло красу́ется сла́внейший град Москва́,/ име́я чудотво́рную ико́ну Влады́чицы на́шея Богоро́дицы:/ та бо, ве́рным явля́ющи чудеса́,/ низпосыла́ет да́ры целе́бныя./ Сего́ ра́ди и мы с ве́рою припа́дающе мо́лимся,/ и на Тоя́ пречи́стый о́браз взира́юще,/ я́ко и́стинную Са́мую зрим Влады́чицу на́шу Присноде́ву Богоро́дицу,/ и уми́льно глаго́лем:/ воззри́, Ма́ти Бо́жия, о́ком ми́лости,/ простри́ к нам ру́це Твои́ пречи́стыя,/ я́коже на ико́не Твое́й сие́ зри́тся,/ и пода́ждь всем скорбя́щим ра́дость,/ больны́м от всех неду́гов исцеле́ние и от бед избавле́ние,// я́ко Ты еси́ ско́рая Предста́тельница о душа́х на́ших.


Перевод:

Сегодня пресветло радуется славнейший город Москва, имеющий чудотворную икону Владычицы нашей Богородицы, ибо она, являя верующим чудеса, ниспосылает целебные дары. Потому и мы с верой коленопреклоненно молимся и, на Ее пречистый образ взирая, как живую видим Саму Владычицу нашу Деву Богородицу, и смиренно взываем: «Взгляни, Матерь Божия, взглядом милости, протяни к нам руки Твои пречистые так, как это изображено на Твоей иконе, и подай всем скорбящим радость, больным от всех болезней излечение и от бед избавление, так как Ты быстрая Ходатаица о душах наших».

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»,
глас 8

Ко исто́чнику приснотеку́щему милосе́рдия, Пречи́стей Де́ве Богоро́дице,/ притеце́м, лю́дие вси, свяще́нницы же и и́ноцы,/ му́жие, и же́ны, и ча́да, здра́вии и боля́щии,/ в покая́нии вопию́ще и уми́льно глаго́люще:/ Влады́чице, помози́ гре́шным рабо́м Твои́м,/ яви́ я́ко Блага́я сла́ву Твою́,/ при́сно потщи́ся умилосе́рдитися на ны,/ испроси́ти очище́ние душ и теле́с на́ших/ от Исто́чника жи́зни на́шея, Бо́га,// Его́же родила́ еси́, еди́на Благослове́нная.


Перевод:

К текущему всегда источнику милосердия, Пречистой Деве Богородице, обратимся люди все, священники и монахи, мужчины, женщины и дети, здоровые и больные, в покаянии взывая и смиренно говоря: «Владычица, помоги грешным рабам Твоим, как Благая яви славу Твою, будь всегда милосердной к нам и испроси очищение душ и тел наших у Источника жизни нашей, Бога, Которого родила Ты, единственная Благословенная».

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»,
глас 4

Не умолчи́м никогда́, Богоро́дице,/ си́лы Твоя́ глаго́лати недосто́йнии:/ а́ще бо Ты не бы предстоя́ла моля́щи,/ кто бы нас изба́вил от толи́ких бед;/ кто же бы сохрани́л доны́не свобо́дны;/ не отсту́пим, Влады́чице, от Тебе́:// Твоя́ бо рабы́ спаса́еши при́сно от вся́ких лю́тых.


Перевод:

Не прекратим никогда, мы, недостойные, возвещать о могуществе Твоем, Богородица, ибо если бы Ты не защищала нас Своими молитвами, кто бы нас избавил от стольких бед, кто бы сохранил нас доныне свободными? Не отступим, Владычица, от Тебя, ибо Ты всегда спасаешь рабов Твоих от всяких бедствий.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»,
глас 6

Не и́мамы ины́я по́мощи,/ не и́мамы ины́я наде́жды,/ ра́зве Тебе́, Влады́чице./ Ты нам помози́:/ на Тебе́ наде́емся и Тобо́ю хва́лимся,/ Твои́ бо есмы́ раби́,// да не постыди́мся.


Перевод:

Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица. Ты нам помоги: на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, ибо мы – Твои рабы; да не постыдимся!

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»

О, Пресвята́я Влады́чице и Богоро́дице, Вы́сшая Херуви́м и Честне́йшая Серафи́м, Богоизбра́нная Отрокови́це, поги́бших Взыска́ние и всех скорбя́щих Ра́досте! Пода́ждь утеше́ние и нам, в поги́бели и ско́рби су́щим; ра́зве бо Тебе́ ино́го прибе́жища и по́мощи не и́мамы. Ты еди́на еси́ ра́дости на́шея Хода́таица, и я́ко Ма́терь Бо́жия и Ма́ти милосе́рдия, предстоя́щи у Престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы, мо́жеши нам помощи́, никто́же бо притека́яй к Тебе́ посра́млен отхо́дит. Услы́ши у́бо и нас ны́не в день поги́бели и печа́ли пред Твое́ю ико́ною припа́дающих и со слеза́ми Тебе́ моля́щихся: отжени́ от нас належ́ащия на нас ско́рби и бе́ды в сей вре́менней жи́зни, не лише́ны же сотвори́ Твои́м всеси́льным хода́тайством и ве́чныя несконча́емая ра́дости в Ца́рствии Сы́на и Бо́га на́шего. Ами́нь.

Молитва 2-я Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Де́во, Влады́чице Богоро́дице! При́зри ми́лостивным Твои́м о́ком на нас, предстоя́щих пред свято́ю ико́ною Твое́ю и со умиле́нием моля́щихся Тебе́; воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя, просвети́ ум наш, омраче́нный страстьми́, и уврачу́й я́звы душ и теле́с на́ших. Не и́мамы ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Влады́чице. Ты ве́си вся не́мощи и согреше́ния на́ша, к Тебе́ прибега́ем и вопие́м: не оста́ви нас Твое́ю Небе́сною по́мощию, но предста́ни нам при́сно и Твои́м неизрече́нным милосе́рдием и щедро́тами спаси́ и поми́луй нас, погиба́ющих. Да́руй нам исправле́ние грехо́вныя жи́зни на́шея и изба́ви нас от скорбе́й, бед и боле́зней, от внеза́пныя сме́рти, а́да и ве́чныя му́ки. Ты бо, Цари́це и Влады́чице, ско́рая Помо́щница и Засту́пница еси́ всем притека́ющим к Тебе́ и кре́пкое прибе́жище гре́шников ка́ющихся. Пода́ждь у́бо нам, Преблага́я и Всенепоро́чная Де́во, христиа́нский коне́ц жития́ на́шего ми́рен и непосты́ден и сподо́би нас Твои́м хода́тайством всели́тися в Оби́телях Небе́сных, иде́же непреста́нный глас пра́зднующих ра́достию сла́вит Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 3-я Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»

О, Влады́чице Преблагослове́нная, Защи́тнице ро́да христиа́нскаго, прибе́жище и спасе́ние прибега́ющих к Тебе́! Вем, вои́стинну вем, я́ко зело́ согреши́х и прогне́вах, Преми́лостивая Госпоже́, рожде́ннаго пло́тию от Тебе́ Сы́на Бо́жия. Но и́мам мно́гия о́бразы пре́жде мене́ прогне́вавших Его́ милосе́рдие: мытари́, блудни́цы и про́чия гре́шники, и́мже даде́ся проще́ние грехо́в их покая́ния ра́ди и испове́дания. Ты́я у́бо о́бразы поми́лованных очесе́м гре́шныя души́ моея́ представля́я и на толи́кое Бо́жие милосе́рдие, о́ныя прие́мшее, взира́я, дерзну́х и аз гре́шный прибе́гну с покая́нием ко Твоему́ благосе́рдию. О, Всеми́лостивая Влады́чице! Пода́ждь ми ру́ку по́мощи и испроси́ у Сы́на Твоего́ и Бо́га ма́терними и святе́йшими Твои́ми моли́твами тя́жким мои́м грехо́м проще́ние. Ве́рую и испове́дую, я́ко Той, Его́же родила́ еси́, Сын Тво́й есть вои́стинну Христо́с, Сын Бо́га жива́го, Судия́ живы́х и ме́ртвых, воздая́й коему́ждо по дело́м его́; ве́рую же па́ки и испове́дую Тебе́ бы́ти и́стинную Богоро́дицу, милосе́рдия исто́чник, утеше́ние пла́чущих, взыска́ние поги́бших, си́льную и непрестаю́щую к Бо́гу хода́таицу, зело́ лю́бящую род христиа́нский, и спору́чницу покая́ния; вои́стинну бо несть нам ины́я по́мощи и покро́ва, ра́зве Тебе́, Госпоже́ Преми́лостивая, и никто́же, упова́я на Тя, постыде́ся когда́, и Тобо́ю умоля́я Бо́га, никто́же оста́влен бысть. Того́ ра́ди и аз Твою́ неисче́тную бла́гость молю́: отве́рзи две́ри милосе́рдия Твоего́ мне заблу́ждшему и па́дшему в тиме́ние глубины́, не возгнуша́йся мене́ скве́рнаго, не пре́зри гре́шнаго моле́ния моего́, не оста́ви мене́ окая́ннаго, я́ко в поги́бель зло́бный враг похи́тити мя и́щет, но умоли́ о мне рожде́ннаго от Тебе́ милосе́рдаго Сы́на Твоего́ и Бо́га, да прости́т вели́кия моя́ грехи́ и изба́вит мя от па́губы моея́, я́ко да и аз, со все́ми получи́вшими проще́ние, воспою́ и просла́влю безме́рное милосе́рдие Бо́жие и Твое́ непосты́дное о мне заступле́ние в жи́зни сей и в несконча́емом ве́це. Ами́нь.

Молитва 4-я Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»

Цари́це моя́ преблага́я, Наде́ждо моя́, Богоро́дице, Прия́телище си́рым и стра́нным Предста́тельнице! Скорбя́щим Ра́досте, оби́димым Покрови́тельнице! Зри́ши мою́ беду́, зри́ши мою́ скорбь: помози́ ми я́ко не́мощну, окорми́ мя я́ко стра́нна. Оби́ду мою́ ве́си, разреши́ ту, я́ко во́лиши: я́ко не и́мам ины́я по́мощи ра́зве Тебе́, ни ины́я Предста́тельницы ни благи́я Уте́шительницы то́кмо Тебе́, о Богома́ти, я́ко да сохрани́ши мя и покры́еши во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 5-я Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»

Засту́пнице Усе́рдная, Благоутро́бная Го́спода Ма́ти, к Тебе́ прибега́ю аз, окая́нный и па́че всех челове́к грешне́йший; вонми́ гла́су моле́ния моего́, вопль мой и стена́ние услы́ши. Я́ко беззако́ния моя́ превзыдо́ша главу́ мою́, и аз, я́коже кора́бль в пучи́не, погружа́юся в мо́ре грехо́в мои́х. Но Ты, Всеблага́я и Милосе́рдная Влады́чице, не пре́зри мене́, отча́яннаго и во гресе́х погиба́ющаго; поми́луй мя, ка́ющагося в злых де́лех мои́х, и обрати́ на путь пра́вый заблу́дшую окая́нную ду́шу мою́. На Тебе́, Влады́чице моя́, Богоро́дице, возлага́ю все упова́ние мое́. Ты, Ма́ти Бо́жия, сохрани́ и соблюди́ мя под кро́вом Твои́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Развернуть

Каноны и Акафисты

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Храмы

Случайный тест

Если за вами ходит белая собака, ваша жизнь будет счастливой и беззаботной

По народному и православному календарям 6 ноября 2022 года верующие отмечают праздник чудотворной иконы Божией Матери, называемой «Всех скорбящих Радость». На иконе изображена Дева Мария в окружении людей, обуреваемых недугами и скорбями, а также ангелов, совершающих благодеяния.

Святая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость» обрела известность в 1688 году, когда от нее, в царствование царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, совершилось чудесное исцеление родной сестры патриарха Иова, Евфимии, жившей в Москве на Ордынке и страдавшей неизлечимой болезнью.

Однажды утром она долго и усердно призывала на помощь Спасителя и Богородицу. После молитвы болящая услышала голос: «Евфимия! В храме Преображения есть образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Призови к себе с этим образом священника и помолись, и ты получишь исцеление от своей болезни».

Больная узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке в Москве есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость». Она подняла эту икону к себе в дом и избавилась от недуга. Это чудесное исцеление совершилось 6 ноября по новому стилю.

В 1711 году великая княжна Наталия Алексеевна, из благоговения к иконе «Всех скорбящих Радость», сделала с нее копию, взяла с собой в Петербург и поставила в домашней церкви Воскресения Христова, бывшей при дворце царевны. При этом дворце устроена была богодельня с особым отделением для приема младенцев, первое в своем роде, появившееся еще до основания воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве.

По другим легендам, в дворцовую церковь Наталии Алексеевны в царствование императрицы Елизаветы Петровны чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была перенесена из Москвы, потом поставлена в новый храм, воздвигнутый в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». И в этот храм на поклонение иконе стекаются верующие из разных мест: к ней приходили для молитвы почти все особы царского семейства, начиная с императрицы Екатерины II.



С этого дня на Руси начинались девичьи зимние посиделки, девушки занимались рукоделием за душевными беседами и тихим пением. Поскольку все это происходило при свете лучины, день стали называть Светцем.

6 ноября наши предки обязательно молились иконе Богородицы «Всех скорбящих Радость» и просили у Божией Матери оградить их от скорби и болезней. А еще в этот день на Руси отмечали начало ледостава и готовились к долгой суровой зиме, выносили зимнюю одежду на улицу и «освежали» ее первыми настоящими морозами.

По народным приметам, 6 ноября — идеальный день для покупки или продажи недвижимости, сделка будет выгодной.

Если за вами ходит белая собака, ваша жизнь будет счастливой и беззаботной, и вы не будете испытывать проблем с деньгами. Если сегодня выпал первый снег — это к добру, зима будет снежной, и не слишком холодной. Вороны собираются в стаи — готовьтесь к снегопаду.

Необычайно тёплая погода — зима будет хорошей. Упасть в яму — к долгой жизни. Продолжительный северный ветер — к снежной метели. Закат в облаках — к снегу.

После линьки у собаки появился густой мех — зима будет холодной.

Любые магические обряды этого дня помогут сделать вашу жизнь лучше. Например, незамужние девушки в этот день гадают на будущего жениха.

Запретов в этот день не много. Основной из них — нельзя в эту дату знакомиться или начинать с кем-либо общаться.

Также запрещено принимать подарки и угощения от противоположного пола, поскольку 6 ноября любого человека легко приворожить.

Еще нужно соблюдать осторожность в обращении с хрупкими предметах. Люди говорили, что разбитая посуда или зеркало могут привести к кончине близкого человека.

Фото: pixabay.com



Рожденные 6 ноября люди — напористые и жесткие личности. Они не жалеют на достижение своих целей ни времени, ни денег. Верят в свои таланты и возможности, поэтому часто вызывают зависть со стороны менее уверенных в своих силах людей. Сила воли у них гармонично сочетается с душевной теплотой. Они сострадательны и приходят на помощь в трудную минуту.

Празднование в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Фото: Ризница московского Сретенского монастыря, pravoslavie.ru)

Святая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость» стала известна с 1688 года, когда от нее, в царствование царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, совершилось чудесное исцеление родной сестры патриарха Иова, Евфимии, жившей в Москве на Ордынке и страдавшей долгое время неизлечимой болезнью.

Однажды, пробудясь рано по утру, она долго и усердно призывала на помощь Спасителя и Божию Матерь. После молитвы болящая услышала голос: «Евфимия! В храме Преображения есть образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Призови к себе с этим образом священника и помолись: и ты получишь исцеление от своей болезни».

Пришедши в себя, больная узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке в Москве есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость». Она подняла эту икону к себе в дом и получила исцеление. Это чудесное исцеление совершилось 24 октября, а потому и празднество иконе установлено 24 октября (6 ноября по новому стилю).

В 1711 году великая княжна Наталия Алексеевна, из благоговения к иконе «Всех скорбящих Радость», сделала с нее список, взяла с собой в Петербург и поставила в домашней церкви Воскресения Христова, бывшей при дворце царевны. При этом дворце устроена была богодельня с особым отделением для приема младенцев, которое являлось первое в своем роде, до основания воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве.

По иному сказанию, в дворцовую церковь Наталии Алексеевны в царствование императрицы Елизаветы Петровны чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была перенесена из Москвы, потом поставлена в новый храм, по высочайшему повелению воздвигнутый в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

В этот храм на поклонение иконе Божией Матери с благоговением стекаются верующие из разных мест, в великом числе: к ней приходили для молитвы почти все особы царского семейства, начиная с императрицы Екатерины II.

Приблизительное время чтения: 17 мин.


print

В первый воскресный день ноября 2022 года Церковь поминает многих мучеников за Христа: Арефу и с ним 4299 мучеников, Синклитикию Негранскую и двух дщерей ее, священномучеников Георгия Карслидиса, Лаврентия Князева, Алексия Порфирьева, Иоанна Смирнова, Николая Никольского и Петра Богородского, мученика Алексия Нейдгардт и исповедника Арефу Митренина. Преподобные Зосима (Верховский), а также Арефа, Сисой и Феофил, затворники Печерские, почитаются в этот день. Блаженный Елезвий, царь Ефиопский и святитель Афанасий Константинопольский уже несколько веков остаются покровителями 6 ноября. Особенно выделяется двадцать первая неделя по Пятидесятнице чествованием иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радость».


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 6 ноября.


Воскресенье, 6 ноября 2022 года

Память одной из самых почитаемых икон Богородицы, именуемой «Всех скорбящих Радость», с 1688 года совершается Православной Церковью 6 ноября. В этом году этот день приходится на воскресенье, и значит каждый христианин придя на литургию сможет помолиться перед образом Божией Матери и попросить Ее заступничества и помощи.

Подробнее о почитании святых икон читайте в наших материалах:

Как начать разбираться в иконах Богородицы?

Сколько всего чудотворных икона Божией Матери?

Правда ли, что есть более «сильные» и менее «сильные» иконы?

Для чего нужны иконы святых, если есть их фотографии?

Почему на некоторых иконах Богородица изображены на троне?

Воскресенье, 6 ноября 2022 года: что будет в храме?

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»:

К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений./ Не отврати Твоя рабы тщи,// Тя бо и едину надежду имамы.

Перевод: К Богородице ныне усердно прибегнем мы, грешные и смиренные, и к Ней припадем, в покаянии взывая из глубины души: «Владычица, помоги, над нами сжалившись, поспеши, мы погибаем от множества согрешений! Не отпусти Твоих рабов ни с чем: ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!»

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»:

Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице./ Ты нам помози:/ на Тебе надеемся и Тобою хвалимся,/ Твои бо есмы раби,// да не постыдимся.

Перевод: Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица. Ты нам помоги: на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, ибо мы — Твои рабы; да не постыдимся!

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»:

О, Пресвятая Владычице и Богородице, Высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в погибели и скорби сущим; разве бо Тебе иного прибежища и помощи не имамы. Ты едина еси радости нашея Ходатаица, и яко Матерь Божия и Мати милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи, никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас ныне в день погибели и печали пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас надлежащия на нас скорби и беды в сей временней жизни, не лишены же сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемая радости в Царствии Сына и Бога нашего. Аминь.


День памяти святых

Мученик Ареф и с ним 4299 мучеников (523)

— Я не требую от вас, чтобы вы отреклись от Бога неба и земли, не хочу, чтобы вы поклонялись идолам, но желаю только, чтобы не верили вы в Иисуса Христа, потому что Распятый был человек, а не Бог.

— Не отречемся от Христа, ибо Он для нас — Жизнь, а смерть за Него — приобретение.

Читать житие

Арефа был правителем города Неграна, жители которого были христианами. Аравийский (или Омиритский) царь, иудей Дунаан, решив уничтожить христианство в стране, издал указ об убиении всех последователей Христа. Жители Неграна остались верны Господу, и Дунаан пришел с большим войском разорить город. У стен Неграна царские глашатаи возвестили, что Дунаан оставит в живых только тех, кто отречется от Распятого Галилеянина и Креста Его.

Не сумев взять христианский город силой, Дунаан пошел на обман, поклявшись, что не будет принуждать христиан переходить в иудейство, а лишь обложит Негран данью. Жители города не послушались совета святого Арефы и, поверив Дунаану, открыли ворота.

На другой день Дунаан повелел разжечь огромный костер, бросить туда всех клириков Церкви города, чтобы запугать остальных христиан. Так сожгли 427 человек. Правитель Арефа и другие старейшины были посажены в темницу.

Более четырех тысяч христиан — мужчин, женщин, стариков и детей — из города Неграна и окрестных селений приняли за Христа Спасителя мученическую кончину.

Свернуть

Блаженный Елезвий, царь Ефиопский (около 553–555)

Святой Елезвой дал обет Господу и, отправившись с войском на врага, победил его, взял в плен и казнил. После победы святой оставил царство, затворился в монастырской келлии и 15 лет провел в строгом воздержании и подвигах.

Читать житие

Царь Елезвой жил в то время, когда Аравией управлял гонитель христиан иудей Дунаан. Благочестивый Елезвой не мог равнодушно видеть, как уничтожают верующих во Христа, и объявил Дунаану войну. Но поход его был неудачен. Желая узнать причину поражения, Елезвой обратился к затворнику, и тот открыл царю, что он поступил неправедно, решив отомстить Дунаану, ибо Бог говорит: «Мне отмщение, Я воздам!» (Евр 10:30).

Затворник посоветовал блаженному Елезвою посвятить Богу последние дни жизни, чтобы избежать гнева Божия за самовольную месть и победить Дунаана.

Свернуть

Мученица Синклитикия Негранская и двух дщерей ее (VI)

Аравийский царь Дунаан пытался убедить оставить «безумие» и обещал за это взять в свиту своей жены. Святая отвечала:

— Как не боишься ты, царь, злословить Того, Кто дал тебе царскую корону и жизнь?

Читать житие

Святая Синклитикия происходила из знатной семьи. Овдовев еще в молодости, она посвятила себя христианскому воспитанию дочерей и сама вела жизнь целомудренную и добродетельную.

Дунаан начал с того, что приказал водить мученицу Синклитикию и ее дочерей по городу как преступниц. Женщины, видя поношение святой, плакали, а она говорила им, что этот «позор» для нее дороже всякой земной почести.

Мученицу опять привели к Дунаану, и он сказал: «Хочешь остаться живой, отрекись от Христа». «Если я отрекусь, кто тогда избавит меня от вечной смерти?» — ответила святая. Разгневанный мучитель повелел сначала умертвить дочерей святой Синклитикии и их кровью напоить ее, а потом отсечь голову матери.

Свернуть

Святитель Афанасий Константинопольский (около 1315)

Святой удостоился Божественного откровения: от распятия он слышал глас Господень, призывавший его к пастырскому служению. В 1308 году святитель Афанасий поставил в митрополита Киевского и всея Руси святителя Петра, предстоятеля Русской Церкви.

Читать житие

Святитель Афанасий I, в миру Алексий, был родом из Адрианополя. В юности, он покинул дом и ушел в Фессалоники, где принял постриг с именем Акакий. Оттуда он скоро удалился на Святую Гору Афон и вступил в братство Есфигменской обители, где три года служил трапезарем.

Боясь похвал, он ушел с Афона сначала к святыням Иерусалима, а затем на Патрийскую гору, где долгое время подвизался в отшельничестве. Оттуда подвижник перешел на Авксентиеву, а потом на Галантийскую гору в монастырь блаженного Лазаря, где принял великий Ангельский образ с именем Афанасий, получил священный сан.

Спустя 10 лет, желая еще более укрепить свой дух в безмолвии и молитве, святой Афанасий вновь поселился на Афонской Горе. Однако из-за возникших там нестроений возвратился на Галантийскую гору.

Множество народа стекалось к нему за пастырским наставлением. Так образовался женский монастырь. В то время кафедра Константинопольской Церкви пустовала после потрясений и смут. По предложению благочестивого императора Андроника Палеолога Собор архиереев и клириков в 1289 году единодушно избрал святого Афанасия на кафедру Вселенской Церкви.

Патриарх Афанасий с усердием стал исполнять новое послушание и много сделал для укрепления Церкви. Строгость его обличений вызвала недовольство влиятельного духовенства, и в 1293 году он был вынужден покинуть кафедру и удалился опять в свой монастырь, где подвизался в уединении.

В 1303 году ему вновь был вручен жезл патриаршего служения, которое он достойно нес еще 7 лет. Из-за начавшегося недовольства, не желая быть причиной церковной смуты, святой Афанасий в 1311 году оставил управление Церковью и ушел в свою обитель, всецело посвятив себя иноческим подвигам.

К концу жизни святой вновь удостоился видеть Христа: Господь укорил его, что свой пастырский долг Афанасий исполнил не до конца. Обливаясь слезами, святой покаялся в своем малодушии и получил от Господа прощение и дар чудотворения. Преставился святитель Афанасий в возрасте 100 лет.

Свернуть

Преподобные Арефа (XII), Сисой (XIII), и Феофил (XII–XIII), затворники Печерские

Преподобные Арефа, Сисой и Феофил подвизались в Киево-Печерском монастыре.

Преподобный Арефа был родом из Полоцка. Проживая в монастыре, он хранил в своей келлии много богатства. Однажды воры обокрали его. Жалея о потерянном имуществе, преподобный Арефа стал роптать на Господа, за что был поражен тяжкой болезнью.

Читать житие

Будучи при смерти, он видел, как пришли к нему Ангелы и бесы и начали спорить между собою. Бесы заявляли, что за скупость и ропот на Бога он должен быть предан им, Ангелы же, обратясь к нему, молвили: «Несчастный человек, если бы ты возблагодарил Бога за украденное имущество, это вменилось бы тебе в милостыню». После видения преподобный Арефа был возвращен к жизни. Последние дни свои он провел в затворе, в сокрушении и раскаянии о грехах, отрекшись от всего земного.

Скончался святой Арефа не позже 1190 года. По Иконописному Подлиннику преподобный изображается так: «Подобием надсед, брада подоле Козмины немного, ризы преподобнические».

Преподобный Сисой, затворник, в общей службе преподобным Антониевых пещер называется «просиявшим в посте». Преподобный Феофил в этой же службе именуется как «в чудесех изящный».

Свернуть

Преподобный Зосима (Верховский) (24 марта 1768 — 6 ноября 1833)

Воскресенье, 6 ноября 2022 года: что будет в храме?

В 18 лет он впервые посетил пустынников рославльских лесов. Жизнь отшельников произвела на молодого человека неизгладимое впечатление. В 1788 году исхлопотал отставку и продал свое имение. Вся дальнейшая жизнь Захарии была связана с пустынножительством и со старчеством.

Вместе с иноком Василиском безуспешно пытался добраться до Афона. Увидев в этих неудачах промысл Божий, в поисках места для устроения отшельнического скита обошли практически половину России: Киево-Печерской лавру, горы Крыма, Северного Кавказа, Таганрог, Астрахань, Казань, Уральские горы, Белобережскую Брянскую пустынь и Санаксарский монастырь. В конце 1800 года архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам (Петров-Лавровский) дал подвижникам разрешение проживать на территории Тобольской епархии. Весной 1801 года старцы побывали в Ишимском, Каинском, Томском, Енисейском, Красноярском округах.

Зимой 1802 года прибыли в Кузнецкий округ. Удалившись на 40 верст от последней деревни, ископали в лесу землянку, в которой перезимовали в тяжелейших условиях. Решив найти другое место для постоянного пустынного жительства, поселились близ р. Томь в местности Три Курьи. Ближайшим селением была деревня Сидоровка на пути к Кузнецку (ныне Новокузнецк). В других направлениях в радиусе 200 верст никакого жилья не было.

Читать житие

В миру Верховский Захария Васильевич (Богданович), родился в семье дворянина младшим из 3 сыновей и 6 дочерей. 1 января 1784 года был определен каптенармусом в лейб-гвардии Преображенский полк. После смерти отца, 3 апреля того же года, получил в наследство две деревни.

Летом 1789 года отправился в Коневецкую обитель, где ему было благословлено печь просфоры и служить пономарем в храме. Принял постриг в честь преподобного Зосимы Соловецкого. Получив благословение митрополита Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова), в июне 1799 года покинул Коневецкий монастырь.

Вместе с преподобным Василиском прожил отшельником 20 лет в 2 небольших деревянных кельях, находившихся на расстоянии около 100 саженей одна от другой. Отшельники пребывали в совершенном безмолвии, лишь субботу, воскресенье и большие праздники проводили вместе, читали творения святых отцов, беседовали. Завели небольшой огород, ловили рыбу в озерах. Во время Успенского поста по р. Томь добирались до Кузнецка, чтобы причаститься Святых Таин.

Затем преподобные Зосима и Василиск стали окормлять мирян. Первой к старцам обратилась мещанка Кузнецка, вдова, лишившаяся к тому времени и мужа, и 2 малолетних сыновей. Перподобный Василиск благословил вдову поселиться в ближайшей деревне Сидоровке. К ней присоединились дочь коллежского советника Н. М. Васильева и купеческая дочь сирота Е. Романова. Спустя год с ними поселилась овдовевшая к тому времени мать Васильевой — Анастасия Николаевна. В деревне Сидоровке были выстроены маленький келейный корпус, ограда. Зосима написал для общины сестер особое «Поучение о послушании». Старец составил для учениц особые письма — «заветы», как называли их сестры, в которых и наставник, и его духовные чада обещали перед Богом находиться во взаимной любви, в доверии, в ответственности друг перед другом и в безоговорочном послушании учениц учителю. Зосима составил для сестер особый устав, ориентированный на общежительные правила святителя Василия Великого.

В начале 1823 года старец вновь посетил Санкт-Петербург, чтобы представить в Священный Синод. Окончив дела в столице, посетил отчий дом в Смоленской губернии, где застал осиротевших дочерей брата Илии, Варвару и Матрону. По дороге в Сибирь в Московском Симоновом монастыре племянницы Зосимы были пострижены в рясофор с именами Вера и Маргарита.

Вскоре в женской общине начались нестроения. Мать и дочь Васильевы стали нарушать устав общежития и наконец самовольно отправились в Тобольск с жалобами на своего духовника. Обвинив преподобного в расколе, растрате монастырских денег, притеснениях сестер и прочих «чувствительнейших угнетениях». На обвинение в нарушениях «отправления должности священника» Зосима писал объяснение архиерею: «Я от [духовных чад] требую не исповеди, но откровенности, чтобы, зная совесть каждой и пристрастия, мог незаблудно управлять ими. Но хотя они во всем открываются мне, однако я не беру на себя права разрешать их грехи, но только пользую их моими наставлениями». Указом Синода от 24 января 1825 года Зосима был уволен «от звания попечителя и от всякого влияния на монастырь», осенью того же года уехал в Москву. Впоследствии святитель Филарет (Дроздов) говорил о причинах «немирия» в Туринском монастыре: «Возъярился враг спасения человеческого и подвигнул тяжкое искушение. Он возбудил в некоторых страсть любоначалия; от сего возникли распри и ухищрения; они привлекли суд; суд поврежден был человекоугодием: и верные руководству старца сестры общежития, вместе с ним, принуждены были удалиться».

После приезда в Москву он обратился к митрополиту Филарету, который благословил старца поселиться в Чудовом монастыре. В феврале 1826 году верные духовнику сестры прибыли в Москву, поселились в доме надворной советницы М. С. Бахметевой, которая предложила старцу переселить сестер в собственное имение в 60 верстах от Москвы. Здесь по благословению митрополита Филарета Зосима устроил женскую общину в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия».

В течение трех лет старец часто ездил в Москву, сам ходил по благодетелям для испрашивания помощи, покупал для сестер все необходимое. Одновременно жажда безмолвия не покидала его. В трех верстах от пустыни в лесу старец выстроил келейку с колодцем. Обычно он жил там пять дней в неделю, в субботу приходил к утрени, а в воскресенье вечером возвращался «на безмолвие». В это время он принял великую схиму.

Зосима заботился о будущности Троице-Одигитриевой обители, о чем, в частности, свидетельствуют письма купцу-благотворителю Лепёшкину. Так, в августе 1832 года Зосима просил «не покидать» сестер после его кончины, и купец-благотворитель своим завещанием распорядился заботиться о материальном благосостоянии обители.

В октябре 1833 года старец заболел, накануне кончины велел позвать священника с причтом, соборовался, исповедался, причастился Св. Таин. Прощаясь с сестрами, завещал им жить в любви и смирении: «Не расходитесь по моем исходе, Господь даст, что и церковь у вас будет, и обитель утвердится. Матерь Божия, Коей я вручил вас и всю обитель, прославит имя Свое на месте сем и ниспошлет на вас милость Свою».

Скончался 24 октября 1833 года и был похоронен по завещанию «около часовни, чтобы дождь с крыши, под которой Распятие Спасителя, орошал могилу«.

Свернуть

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Георгий (Карслидис), новый исповедник (1901 — 1959)

Воскресенье, 6 ноября 2022 года: что будет в храме?

«Пост, бдение, молитва — дарования небесные. Нужны, однако, и дела, защита и помощь бедным… Молитва без милости мертва. Любите всех людей, еще и врагов ваших. Это самое основное. Всегда имейте любовь — и к тем, кто нас любит, и к тем, кто нас ненавидит. Простим им и будем любить всех, и пусть нам делают хоть самое большое зло. Тогда будем истинные чада Божии!»

Читать житие

В миру Афанасий Карслидис (Καρσλίδης) родился в Турции, в семье строителя, в раннем детстве остался сиротой. После долгих странствий прибыл в Тифлис, где был принят в монастырь Живоносного Источника. В 18 лет пострижен с именем Симеон.

Вскоре вместе с другими монахами был арестован коммунистами, брошен в тюрьму и приговорен к расстрелу. Однако, получив 3 пулевых ранения и упав со скалы (расстрел осуществлялся на краю обрыва), остался жив.

В 1923 году переселился в Драндский монастырь близ Сухума. В 1925 году рукоположен во пресвитера митрополитом Иоанном (Маргишвили) и получил монашеское имя Георгий. В 1929 году эмигрировал в Грецию вместе c несколькими семьями понтийских греков.

С 1930 года до конца жизни он жил в селении Сипса (ныне Таксиархе), в 11 км от города Драмы, где основал небольшой монастырь в честь Вознесения Господня, единственным насельником которого являлся он сам.

Почитался как старец, строгий аскет и прозорливец. Предвидел Вторую мировую войну, болгарскую оккупацию Македонии и гражданскую войну в Греции.

Могила старца Георгия в монастыре Вознесения Господня близ г. Драма, Греция

Скончался 4 ноября 1959 года в Таксиархе, Греция. После кончины старца последовали чудеса и исцеления.

Канонизация старца состоялась 2 ноября 2008 года во время визита патриарха Константинопольского Варфоломея I в город Драму. 24 декабря 2008 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви имя преподобного Георгия (Карслидиса) включено в месяцеслов Русской Церкви..

Свернуть

Священномученик Лаврентий (Князев), епископ Балахнинский

Воскресенье, 6 ноября 2022 года: что будет в храме?

Три последние свои проповеди заканчивал одними и теми же словами: «Возлюбленные братья и сестры, мы переживаем совсем особое время — всем нам предстоит исповедничество, а некоторым и мученичество». В доме Булгаковых говорил, что ему предсказана мученическая кончина. Летом 1917 года уехал в Москву для присутствия на Поместном соборе и не вернулся. Из Москвы поехал в Крым, где у него была дача, и там был повешен бандитами.

Подробности жития слушайте на радио «Вера».

Священномученик Алексий Порфирьев (1856 — 1918)

Воскресенье, 6 ноября 2022 года: что будет в храме?

Рассказ о святом слушайте на радио «Вера».

Мученик Алексий Нейдгардт (1863 — 1918)

Воскресенье, 6 ноября 2022 года: что будет в храме?

Краткое житие родственника Петра Столыпина слушайте на радио «Вера».

Преподобноисповедник Арефа Валаамский (21 ноября 1879 — 6 ноября 1932)

Воскресенье, 6 ноября 2022 года: что будет в храме?

Арестован 18 февраля 1932 года. Из протокола допроса: «…Против Сов. власти никогда активно не выступал, но советским человеком быть не могу, так как нас, монахов, лишили всего: монастыри и церкви закрывают, священнослужителей высылают; вообще сов. властью везде гонение на религию».

Приговор: «Выслать в Казахстан сроком на 3 года.»

Читать житие

В миру Митренин Александр Фёдорович родился в Кронштадте. 20 марта 1906 года зачислен в послушники Валаамского монастыря. Пострижен в монашество с именем Арефа 22 мая 1910 года. Рукоположен в сан иеродиакона 30 июля 1915 года, иеромонаха — 28 апреля 1921 года.

С февраля 1917 года проходил клиросное послушание на Московском подворье, правил череду священнослужения. В 1925 году он выехал в Валаамский монастырь, находящийся тогда на территории Финляндии, откуда был выслан за верность Русской Церкви и Юлианскому календарю.

Скончался в ссылке в ноябре 1932 года, погребён в Ташкенте.

Свернуть

Священномученик Иоанн Смирнов (1884 — 6 ноября 1932)

Иван Михайлович Смирнов родился в селе Сутка Мологского уезда, окончил духовное училище в Пошехонье, служил священником в церкви селе Колегаево Некоузского района.

Его проповеди, призывающие христиан жить по Божьему закону и сплотиться вокруг Церкви Христовой, обратили на себя внимание властей. В 1937 году отец Иоанн арестован и обвинен в «систематической контрреволюционной пропаганде, призывах к свержению власти и распространении провокационных слухов». 6 ноября священник расстрелян.

Священномученик Николай Никольский (1882 — 6 ноября 1937)

Николай Дмитриевич Никольский родился в селе Дерменино Пошехонского уезда в семье священника, окончил Ярославскую духовную семинарию, рукоположен в сан иерея.

В 1919 году в селе Никольском, где служил отец Николай, произошло крестьянское восстание против мобилизации в Красную армию. Позднее ему неоднократно ставилось в вину участие в этом восстании. Он арестовывался в 1930 и 1931 годах, но был освобожден за недоказанностью обвинения. В третий раз отца Николая арестовали в 1937 году. Обвинения те же, что и раньше — «участие в бело-зеленом восстании, антисоветская пропаганда, активная эсеровская деятельность». Признанию в возводимой на него клевете священник предпочел мученическую смерть, и был расстрелян 6 ноября 1937 года.

Священномученик Петр Богородский (1878 — 6 ноября 1938)

Воскресенье, 6 ноября 2022 года: что будет в храме?

Николай Дмитриевич Никольский родился в селе Дерменино Пошехонского уезда в семье священника, окончил Ярославскую духовную семинарию, рукоположен в сан иерея.

В 1919 году в селе Никольском, где служил отец Николай, произошло крестьянское восстание против мобилизации в Красную армию. Позднее ему неоднократно ставилось в вину участие в этом восстании. Он арестовывался в 1930 и 1931 годах, но был освобожден за недоказанностью обвинения.

В третий раз отца Николая арестовали в 1937 году. Обвинения те же, что и раньше — «участие в бело-зеленом восстании, антисоветская пропаганда, активная эсеровская деятельность». Признанию в возводимой на него клевете священник предпочел мученическую смерть, и был расстрелян 6 ноября 1937 года.


Особенности православного богослужения

В прошлый раз мы разобрали смысл песнопения «Свете тихий». Сегодня продолжим разбор происходящего во время всенощной.

Краткий стих из Священного Писания (прокимен) на вечерне возглашает диакон, называя глас его, хор поет прокимен, диакон произносит стих, хор повторяет прокимен, диакон произносит первую половину прокимна, хор поет вторую половину его.

При этом на великой вечерне всегда бывает вход при открытых Царских вратах, и диакон произносит прокимен с горняго места, то есть из-за престола. Затем врата затворяются.

Песнопения церковного хора, возгласы дьякона, действия священника становятся понятнее, если следить за текстом проследования Литургии или же ознакомиться с ним накануне.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 16, стихи 19 — 31

Комментирует священник Павел Великанов

Евангелие от Луки, глава 10, стихи 38 — 42, глава 11, стихи 27 — 28

Комментирует священник Стефан Домусчи

Апостольское чтение:

Послание апостола Павла к галатам, глава 2, стихи 16 — 20

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Послание апостола Павла к филипийцам, глава 5, стихи 5 — 11

Комментирует священник Дмитрий Барицкий


Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!

05.11.2022 16:39

Примерное время чтения: 3 минуты

668

public domain

Православные христиане 6 ноября отмечают День иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. Праздник посвящен чудесному образу Богородицы, к которому обращаются люди в недугах и скорбях.

Прославленный образ

На иконе Всех скорбящих Радость изображена сияющая Богоматерь в окружении ангелов — они от имени Пресвятой Девы совершают благие дела. Также на иконе видны скорбящие люди, которые просят о помощи Святую Марию.

Считается, что данное изображение Богородицы стало появляться после проведенной Никоном церковной реформы, а впервые икона подобного стиля упоминается в документах 1683 года. Образ создал придворный живописец Иван Безмин, вдохновленный западноевропейскими художниками.

Икона Всех скорбящих Радость прославилась в 1688 году — от образа, который находился в Преображенской церкви на Ордынке, происходили исцеления. К лику тянулись больные физическими и духовными болезнями, сироты, инвалиды, страждущие, а также бездетные супруги. Многим людям молитва перед чудесным образом помогла обрести счастье, а иконописцы стали массово делать списки (копии) с иконы, которые распространились по городам России. В годы советской власти из Преображенского храма сделали музей. Исследователи до сих пор спорят, что тогда сделали с оригиналом чудотворной иконы Всех скорбящих Радость. По одной версии, его уничтожили. По другой, образ до сих пор хранится в церкви и именно к нему прикладываются страждущие.

Петербурская святыня

В Санкт-Петербурге в храме на проспекте Обуховской обороны хранится список с чудотворной иконы, который также прославился в народе. Икона Всех скорбящих Радость с грошиками является городской святыней, к которой больше ста лет приходят верующие.

По легенде, икону в Неве нашли купцы Куракины. После передали артефакт купцу Матвееву, а тот пожертвовал ее Тихвинской часовне близ стекольного завода. В июле 1888 года территория часовни оказалась в эпицентре непогоды: на район обрушился дождь и сильная гроза. Молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены, разбила кружку для пожертвований и опалила все иконы, кроме образа Богородицы. Странным образом лик на старой иконе просветлел, а к самому образу в разных местах прилипли медные монеты. Спустя время от чудесной иконы начались исцеления. Первым задокументированным случаем считают историю 14-летнего Николая Грачева. Юноша страдал припадками, у него отказывали руки и ноги, и многочисленные врачи никак не могли помочь ему. Как только Коля помолился у образа, началось его выздоровление. Второй задокументированный случай — это возвращение голоса 26-летней Вере Белоноговой. Когда то молодая женщина от болезни горла лишилась возможности говорить, но молебен помог ей восстановиться.

Где помолиться?

Мощи - останки людей, причисленных после смерти к лику святых.

В Санкт-Петербурге множество церквей и часовен освящены в честь чудесной иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. Поэтому 6 ноября в храмах пройдут Божественные литургии в честь престольного праздника.

6 ноября в 10.00 литургия состоится в Скорбященской часовне (проспект Обуховской Обороны, дом 24).

6 ноября в 9.30 начнется исповедь, а в 10.00 литургия в храме на Шпалерной улице (Шпалерная, д.35 лит. А).

Кроме того, каждый четверг в 14.00 служится Акафист иконе в храме в Николаевском дворце (Площадь труда, д. 4).

Каждую пятницу в 18.00 молебен с акафистом пред иконой проходит в часовне на улице Лахтинской, 12Б.

Как молиться перед иконой Всех скорбящих Радость

Царице моя преблагая, надеждо моя, Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь: помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Также вам может быть интересно

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник иконы божией матери умиление поздравление
  • Праздник иконы божией матери троеручица
  • Праздник иконы божией матери скоропослушница поздравления
  • Праздник иконы божией матери скоропослушница гифки
  • Праздник иконы божией матери семистрельная какого числа