Праздник иконы божией матери акафистная зографская предвозвестительница

Прославилась в Зографском болгарском монастыре на Афоне в XIII веке, во времена первых попыток насадить Восточной Церкви унию (слияние православного и католического вероисповеданий). За редким исключением, афонские обители унию отклонили

Икона Богородицы Акафистная Зографская (Предвозвестительница)

Празднование

История

Про­сла­ви­лась в Зо­граф­ском бол­гар­ском мо­на­сты­ре на Афоне в XIII ве­ке, во вре­ме­на пер­вых по­пы­ток на­са­дить Во­сточ­ной Церк­ви унию (сли­я­ние пра­во­слав­но­го и ка­то­ли­че­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ний). За ред­ким ис­клю­че­ни­ем, афон­ские оби­те­ли унию от­кло­ни­ли и ста­ли жерт­ва­ми во­ору­жен­ных на­па­де­ний её сто­рон­ни­ков.

Од­на­жды ста­рец, под­ви­зав­ший­ся вбли­зи Зо­граф­ско­го мо­на­сты­ря, чи­тал ака­фист пе­ред этой ико­ной и на своё при­вет­ствие Бо­го­ма­те­ри: «Ра­дуй­ся!», услы­шал от Её ико­ны сло­ва: «Ра­дуй­ся и ты, стар­че Бо­жий». За­тем Ма­терь Бо­жия по­ве­ле­ла ему ско­рее ид­ти в мо­на­стырь и пре­ду­пре­дить всех о на­дви­га­ю­щей­ся опас­но­сти. Ста­рец немед­лен­но по­спе­шил в оби­тель и, ко­гда во­шёл в мо­на­стыр­ские во­ро­та, то уви­дел, что его ке­лей­ная ико­на, пе­ред ко­то­рой он толь­ко что чи­тал ака­фист, уже на­хо­дит­ся при две­рях мо­на­сты­ря. Он пал пе­ред нею в бла­го­го­вей­ной мо­лит­ве и, взяв ико­ну, явил­ся к игу­ме­ну.

Услы­шав о близ­кой опас­но­сти, сла­бые из бра­тии скры­лись в го­рах и про­па­стях, а 26 ино­ков, в том чис­ле ста­рец и игу­мен, за­пер­лись в мо­на­стыр­ской башне. 10 ок­тяб­ря 1276 го­да сто­рон­ни­ки унии, под­сту­пив к мо­на­сты­рю, по­сле без­успеш­ных уго­во­ров под­чи­нить­ся пап­ско­му пре­сто­лу, по­до­жгли баш­ню. Ино­ки, от­ка­зав­ши­е­ся из­ме­нить Пра­во­сла­вию, по­гиб­ли в огне, при­няв му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.

Уцелев­шие в го­рах на­сель­ни­ки мо­на­сты­ря, вер­нув­шись в ра­зо­рён­ную оби­тель, под раз­ва­ли­на­ми и пеп­лом по­жа­ри­ща об­на­ру­жи­ли невре­ди­мым чу­до­твор­ный об­раз, пре­ду­пре­див­ший стар­ца об опас­но­сти. Па­мя­туя об этом пре­ду­пре­жде­нии, ико­ну на­зы­ва­ют так­же «Пред­воз­ве­сти­тель­ни­ца».

Развернуть

Случайный тест

Зографская икона Божией Матери "Акафистная"
Зографская икона Божией Матери «Акафистная»

Акафистная Зографская икона Божией Матери [1], также называемая «Предвозвестительница» (греч. Αντιφωνήτρια; «Антифонитрия»)

Празднование 10 октября (Афон)

Прославившаяся в XIII веке чудотворная икона в Успенском храме Зографского монастыря на Афоне. По сказанию [2], находилась в келье некоего старца-отшельника, который непрестанно читал Акафист Богородице. Однажды, во время чтения акафиста, был от иконы голос, известивший о нашествии на монастырь латинян и предрекший мученическую кончину иноков. Богородица сказала монаху:

Геронда, скорее беги в монастырь и передай братии и игумену, что приближаются враги Сына Моего. Пусть все кто слаб духом и не обладает в полной мере добродетелью терпения, скроются из монастыря до тех пор, пока это искушение не окончится. Те же, кто желает получить мученический венец, пусть остаются в монастыре. Иди же, не медли.

Акафистная Зографская икона Божией Матери
Акафистная Зографская икона Божией Матери

Старый монах сказал все, как ему было велено. Благодаря этому большинство братии укрылись, а 26 бесстрашных иноков и трудников, отказавшись принять унию с Западом, затворились в монастырской башне (пирге) и были заживо сожжены в ней. Впоследствии чудотворная икона была обретена на пепелище невредимой.

Чудотворная икона Божией Матери "Акафистная-Зографская". ("Предвозвестительница")
Чудотворная икона Божией Матери «Акафистная-Зографская». («Предвозвестительница»)

У иноков Акафистная Зографская икона известна под названием «Хэрово» (от возгласа Акафиста «Радуйся!» — греч. «Χαῖρε!»); так же именуется и местность, где было откровение старцу. Другое название иконы — «Предвозвестительница» — напоминает о ее предсказании старцу. Особенностью почитания иконы в монастыре является возможность замены причастна литургии чтением Акафиста. В память избавления обители от пожара в 1873 года 28 июля установлено совершение бденной службы Божией Матери ради Ее иконы с крестным ходом вокруг монастыря.

В настоящее время икона находится в иконостасе храма Успения Богородицы, слева от царских врат. По мнению современных болгарских ученых, она может быть датирована не ранее XVIII века. Покрытое серебряной ризой изображение Богоматери в среднике окружено рамой с 10 композициями праздников. Оклад (1846) пожертвован петербургским купцом С. М. Комаровым (в иночестве Серафим).

Иконография

Изображение на иконе относится к иконографическому типу Одигитрии. Младенец изображен сидящим на левой руке Богоматери, со свернутым свитком в левой руке и благословляющей правой. Размер иконы без рамы ок. 36×28 см. В издании Н. П. Кондакова по ошибке воспроизведена др. икона из кладбищенской церкви Зографского монастыря, неверно отождествленная исследователем с Акафистной Зографской иконой.

Библиография

  • Краткое описание двадесять монастырей, обретающихся во Святой Горе Афонской. Солунь, 1839. Л. 5;
  • Сказание о некоторых достопамятных событиях и чудесах Божией Матери, совершившихся в недавнее время на Св. горе Афонской. СПб., 1865. С. 12–13;
  • Путеводитель по Св. горе Афонской и указатель ее святынь и прочих достопамятностей. СПб., 18673. С. 147;
  • Панов Г. Историческое, хронологическое и иконографическое описание 218 наименований и изображений Пресвятой Богородицы. СПб., 1871. С. 4–5;
  • Порфирий (Успенский), еп. Второе путешествие по Святой горе Афонской… в годы 1858, 1859 и 1861, и описание скитов Афонских. М., 1880. С. 143;
  • Вышний покров над Афоном, или Сказания о святых, чудотворных, во Афоне прославившихся, иконах Богоматери и других святых. СПб., 1892. Серг. П., 1997р. С. 79–85: илл. перед с. 79;
  • Письма Святогорца к друзьям своим о Cвятой горе Афонской. М., 18958. Ч. 2. С. 334, 336–339;
  • Афонский патерик. С. 236–237;
  • Каталог выставки изображений Богоматери. М., 1897. С. 33, № 106;
  • Бухарев И. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: (История их и изображения). М., 1901. С. 123–124;
  • Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902. С. 157: Илл. на с. 158;
  • Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы с изложением пророчеств и преобразований… М., 1904. С. 262;
  • Слава Богоматери: Сведения о чудотворных и местно чтимых иконах Божией Матери. М., 1907. С. 95–96;
  • Поселянин Е. Богоматерь. С. 643–644;
  • Божков А., Василиев А. Художественото наследство на манастира Зограф. София, 1981. С. 432. Прим. 27; 305–306.
  • Поселянин Е. Н., Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина»», 2002
    • https://www.sedmitza.ru/lib/text/440308/

Видео

  • Чудотворная икона Божией Матери «Акафистная-Зографская» («Предвозвестительница»):

Использованные материалы

  • Пивоварова Н. В., «Акафистная Зографская икона Божией Матери» // Православная энциклопедия, т. 1, с. 381-382:
    • http://www.pravenc.ru/text/63816.html


[1]  Есть и другие иконы, именуемые «Акафистными», см. Акафистная икона Божией Матери.

[2]  Афонский патерик. 10 окт.

Акафистная икона Божией Матери

Кроме  Акафистной иконы Божией Матери , именуемой  Хиландарской,  так  как  она  находится  в  сербском  Хиландарском  монастыре  на  Афоне,  известна  еще  Акафистная — Зографская  икона  Божией  Матери,  которую  иначе  называют  Предвозвестительницей  (Антифонитрия).

История  образа:  Акафистная — Зографская  икона  Божией  Матери  прославилась  следующей  интересной  историей.  Римские  папы  всячески  старались  подчинить  своей  власти  православный  Восток.  Некоторые  из  греческих  императоров  усердно  помогали  им  в  этом.

Латинянам  очень  хотелось,  чтобы  Святая  Афонская  гора,  которая  считалась  оплотом  Православия  Греческой  Церкви,  раньше  других  подчинилась  их  папе.  Явившись  в  обителях  Святой  горы,  они  начали  всякими  путями  склонять  иноков  к  подчинению.  Были  случаи  увлечения,  но  большая  часть  иноков  с  твердостью  обличали  ревнителей  папы  в  святотатственном  присвоении  им  себе  прав  наместничества  Христова.

И  Сам  Господь  и  Его  Пресвятая  Матерь  помогали  инокам  в  борьбе  с  неправославием.  Так,  силой  Божией,  для  вразумления,  Ксиропотамская  обитель,  принявшая  западных  гостей  с  честью  и  раболепством,  сотряслась  и  задавила  многих  латинян  и  иноков  во  время  литургии.

Близ  Зографского  монастыря   подвизался в  уединении  некий  старец.  Однажды,  когда  он  пел  акафист  Пресвятой  Богородице  пред  Ее  иконой  , вдруг  услышал  голос  от  иконы:  «Радуйся  и  ты,  старец  Божий!»

Святой  старец  затрепетал  от  страха.  «Не  бойся,-  продолжал  голос  от  иконы,-  но  иди  скорее  в  монастырь  и  объяви  игумену  и  братии,  что  враги  Сына  Моего  и  Мои  уже  близко.  Кто  слаб  в  духе  терпения,  тот  пусть  скроется,  пока  пройдет  искушение;  но  желающие  страдальческих  венцов  пускай  остаются.»

Старец  тотчас  поспешил  в  монастырь.   Едва  он  вошел  туда,  как  икона, от  которой  он   слышал  голос,  уже  явилась  впереди  него.  Инок  взял  ее  и  с  нею  явился  к  игумену.  Тогда  чувствовавшие  себя  слабыми  из  братии  скрылись  в  горы,  а  26  иноков,  в  том  числе  настоятель  и  сам  старец,  остались  в  монастыре  и  заперлись  в  башне.

Латиняне  скоро  явились  и  сначала  словами  стали  убеждать  отпереть  монастырские  ворота  и  признать  папу  главой  всей  Церкви  и  обещали  за  это  всякие  милости  и  много  золота.

«У  нас  глава  Церкви  —  Христос,-  отвечали  иноки  с  башни,-  и  мы  все  скорее  умрем,  чем  дозволим  осквернить  святость  этого  места.»  —  «Так  умирайте  же!» — с  яростью  воскликнули  латиняне  и,  обложив  башню  хворостом,  зажгли.  Монахи,  благословляя  Бога,  предали  Ему  свой  дух.

Это  было  10  октября  1276  года.  Акафистная —  Зографская  икона  Божией  Матери  находилась  при  страдальцах  и  найдена  была  под  пеплом  совершенно  невредимой.  После  этого  чудесного  случая  ее  и  стали  называть  Акафистной — Зографской  иконой  Божией  Матери  или  иначе  Предвозвестительницей.

Акафистная-Зографская икона Божией Матери

Акафистной  она  прозывается  потому,  что  голос,  услышанный  старцем,  прозвучал  от  иконы,  перед  которой  он  пел  акафист  Пресвятой  Богородице;  Зографской —  по  названию  монастыря,  где  этот  случай  произошел,  а  «Предвозвестительницей»  потому,  что  Пресвятая  Богородица  предупредила  братию  о  том,  что  произойдет  вскоре,  чтобы  они  были  готовы  встретить  свой  мученический  конец.

Случай  этот  описан  в  книге  «Сердец  наших  утешение.  320  чудотворных  икон  Пресвятой  Богородицы»,  составитель  священник  Иоанн  Бухарев.

Иконография:  Иконографический  тип — Одигитрия.  Пресвятая  Богородица  держит  Богомладенца  на  левой  руке,  правой  указуя  на  Него  как  на  путь  спасения.  Предвечный  Младенец  благословляет  правой  рукой,  в  левой  держит  свиток.  Акафистная — Зографская  икона  Божией  Матери  небольшого  размера:  36 х 28  см.

Акафистная - Зографская на Афоне

Акафистная — Зографская  икона  Божией  Матери  известна  у  иноков  как  «Хэрово»  по  возгласу  акафиста  «радуйся!»  (по  гречески  «xaipe»).  Также  именуется  местность,  где  было  откровение  старцу.  Особенностью  почитания  иконы  в  монастыре  является  возможность  замены  причастна  литургии  чтением  Акафиста.

В  память  избавления  обители  от  пожара  28  июля  1873  года  установлено  совершение  бденной  службы  в  честь  Пресвятой  Богородицы  ради  Ее  иконы  с  крестным  ходом  вокруг  монастыря.  В  настоящее  время  Акафистная — Зографская  икона  Божией  Матери  находится  в  иконостасе  храма  Успения  Богородицы,  слева  от  царских  врат.

По  мнению  современных  болгарских  ученых  она  может  быть  датирована  не  ранее  XVIII  века.  Акафистная — Зографская  икона  Божией  Матери  покрыта  серебряной  ризой  с  изображением  композиции  10  праздников.  Оклад  (1846  год)  пожертвован  петербургским  купцом  С. М. Комаровым  (в  иночестве  Серафимом).

Предвозвестительницей  именуют  также  Констамонитскую  икону  Божией  Матери  из  Констамонитской  обители  на  Афоне,  по  молитвам  екклесиарха  обители  Агафона  (в  схиме  Захария)  1  августа,  в  канун  престольного  праздника  обители  святого  первомученика  Стефана,  наполнившей  оскудевшие  кладовые  монастыря  запасами.

Констамонитская икона Предвозвестительница

Молитвенная  традиция:  Перед  иконой  молятся  об  укреплении  в  вере.

Празднование  Акафистной — Зографской  иконы  Божией  Матери  (Предвозвестительницы )   10  /  23  октября.

АКАФИСТ    ИКОНЕ   БОЖИЕЙ   МАТЕРИ   АКАФИСТНАЯ

Не  утвержден  для  общецерковного  использования.

Кондак 1

Избранней Предвечным Царем во спасение роду христианскому Небесе и земли Царице, яко нашей несумненной Предстательнице и всемощной Заступнице, с любовию и умилением сие акафистное пение приносим: Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.

Икос 1

Ангелу небесному житием своим уподобившемуся, некоему старцу, в затворе на святей горе Афонстей житие свое проводящему и пред иконою Божией Матери каждодневно акафистное пение со словами «Радуйся» возносящему, бысть иногда глас, от иконы тоя исходящий: «Радуйся и ты, старец Божий!». Сему дивному гласу внимая, и мы со благочестивым старцем Владычице Небесней воспеваем: Радуйся, от сотворения мира Богом в Невесты Себе предназначенная. Радуйся, в храме святом Его в чистоте неземной воспитанная. Радуйся, Спасительницею мира еще от пророков предсказанная. Радуйся, Материю Божиею стать удостоившаяся. Радуйся, рождеством Преславнаго Сына Своего нам радость избавления от вечной смерти принесшая. Радуйся, быть Материю всему роду христианскому Сыном Своим предуготованная. Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.

Кондак 2

Видя Пресвятая Богородица, яко ужасом велиим старец объят бысть, кротким гласом глагола ему: Не убойся, обаче во обитель свою потекши, объяви братии и игумену о вразех, иже близко суть. Аще кто слаб бе в дусе терпения, да скрывается, дондеже пройдет искушение, обаче ищущие страдальческих венцев да остаются и, приим от Господа награду, воспоют Ему на небе: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом своим невозможе постигнути старец, яко икона Пресвятыя Богородицы, пред нею же он акафист в келии читаше, неведомою силою к вратам обители перенесена бысть. Падше пред образом с благоговейною молитвою, старец таже с пречистым образом на руках ко игумену явися, воспевая Деве Чистой: Радуйся, от нашествия вражия чада Своя защищающая. Радуйся, милость Свою им неустанно подающая. Радуйся, от погибели вечной души наша отводящая. Радуйся, беды великия рукою крепкою предотвращающая. Радуйся, о спасении нашем постоянно пекущаяся. Радуйся, к горнему царствию души праведные возводящая. Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.

Кондак 3

Силою свыше укрепленные и к Твоему всемилостивому заступлению с верою притекшии, непреоборимая Защитнице наша, двадцать шесть сильных духом иноков, в числе коих бе и сам настоятель, пребываху в обители. Старец, ему же небесное откровение бысть, такожде пребываше купно с ними, бе бо для оных утешителем в предстоящем искушении, неустанно вопиющим к Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи намерение обратити в католичество православныя христианы, врази во обитель приидоша и к башне, в ней же мужественныя иноцы пребываху, приступивши, лестными увещаниями склонити их ко отречению от православия потщахуся. Увещавая их признати папу главою вселенския церкви, латиняне за сие поборником православия всякия милости обещаху. Обаче вернии сыны своея православныя церкви непреклонными оставахуся и пред иконою Матери Божией тако моляхуся: Радуйся, от латинян наша несумненная Защито. Радуйся, в вере православной наше необоримое Укрепление. Радуйся, от ересей и лжеучений наше крепкое Ограждение. Радуйся, в тяжких бедах наше сладостное Утешение. Радуйся, в Царствие Божие наша мудрая Руководительнице. Радуйся, пред Господом наша милостивая Заступнице. Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.

Кондак 4

Бурею ненависти к вере православной одержимии, православия врази башню хврастием и древом обложиша и, не медля, запалиша ю. В пламенней молитве Господу благодарение воздавши, якоже сподоби я прияти мученичестии светлыя венцы, иноцы пояху Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше милость Твою, Богородице, чрез чудотворную икону Твою явленную, ею же Ты предварила еси старца о бедствии, вернии зело обрадовани быша, яко икона Твоя таже бысть обретена невредимою под развалинами обители. Мы же, таковей велией милости Твоея дивяшеся, вопием Ти: Радуйся, яко паки на радость людем в иконе Своей явилася еси. Радуйся, яко тою иконою чудеса велии источила еси. Радуйся, Тобою бо мы в добродетелех укрепляемся. Радуйся, Твоим бо заступлением мы перед неверными похваляемся. Радуйся, Тебя бо мы пред всем миром величаем. Радуйся, на Тебя бо мы всецело уповаем. Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.

Кондак 5

Боготечней звезде подобна явися икона Твоя, Приснодево Марие, во утешение и укрепление братии Зографския обители, пред нею же лампада теплится неугасимо. Иноцы за Литургиею акафистное пение пред нею возглашают, по сему она наименована «Акафистная» бысть. И познавши силу, в ней явленную Тобою, песнь благодарения возносят Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Проявив велию любовь к людям, Ты, яко нежная и заботливая Мати, явила еси еще одну Свою икону именуемую «Хилендарская», яже бысть в Афонстей Хилендарстей обители, идеже пребывают Твои иконы «Млекопитательница» и «Попская». За таковое Твое попечение о людех Своих, восхваляем Тя: Радуйся, Путеводительнице подвижников благочестивых к Горнему Царствию. Радуйся, иноков пустыннолюбивых приводящая к Небесному Иерусалиму. Радуйся, гору Афонскую благоуханием исполнившая. Радуйся, на обители Хилендарстей Твое благоволением явившая. Радуйся, душевныя и телесныя болезни иконою Твоею скоро врачующая. Радуйся, в залог милости Твоея икону Твою даровавшая. Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.

Кондак 6

Проповедует Церковь Христова чудеса Твоя, Богородице, наипаче бо чрез иконы Твоя изливаеши струи милостей и щедрот всем бедствующим и требующим помощи Твоея. Сего ради, славословяще Тя, Сыну Твоему и Богу нашему вопием: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия нам икона Твоя, Приснодево, чудом новым от нея истекшим, егда возгореся по нерадению экклесиарха иконостас, иже бысть в соборнем храме и в нем же бяше чудотворная икона Твоя. И аще иконостас едва не испепелися весь, обаче святый образ Твой, Богомати, не пострада от огня, пребывая невредимым к утешению верующих, поющих Ти: Радуйся, икону Твою честную несгораему в огни соделавшая. Радуйся, силою Божественною силу огненную погубившая. Радуйся, иконы Твоя чудотворныя, яко звезды в земле Афонстей умножившая. Радуйся, весь мир иконами Своими освятившая. Радуйся, мира излиянием от икон Твоих милосердие Твое к нам показующая. Радуйся, благодатию и славою чудес предивно сияющая. Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.

Кондак 7

Хотя Человеколюбец Христос явити любовь Свою к людем, Честною Его Кровию искупленным, дарова Тебе, Матерь Свою, роду христианскому в покров и защищение. Не лиши и нас Твоего теплаго заступления, славящих пречестное имя Твое и поклоняющихся чудотворному образу Твоему, Сыну Твоему зовущих: Аллилуиа.

Икос 7

Новое и предивное чудо яви Акафистная икона Твоя, Пресвятая Богородице, бысть бо от нея откровение святому Савве Сербскому о сокровище, иже бе близ святыя обители его. Сие сокровище нашедши, обитель старец благоустрояше, славя чудную Помощницу свою: Радуйся, в нуждах наших скоро помогающая. Радуйся, на благоустроение обителей средства щедро посылающая. Радуйся, обители святыя попечением Твоим не оставляющая. Радуйся, недостающее в них присно восполняющая. Радуйся, на молитву верных паки призывающая. Радуйся, подвизатися в благочестии им неустанно помогающая. Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.

Кондак 8

Странное чудо зрим о Тебе, Богомати, Ты бо от чудотворныя иконы Твоея скорую помощь верным подаеши. За сие иноцы Хилендарския обители, величая икону Твою Акафистную еще и Скоропослушницею, Господу благодарение возносят: Аллилуиа.

Икос 8

Весь мир любовию Твоею объемлеши, Приснодево, в иконе Твоей приснопоклоняемей всю поднебесную обтекающи. Ты бо, якоже и Сын Твой, не хощеши смерти грешника, но еже обратитися и живу ему быти. За таковое милосердие Твое взываем Тебе сице: Радуйся, временно наказующая и вечно милующая. Радуйся, истинному покаянию нас научающая. Радуйся, в земном уделе нас не оставляющая. Радуйся, в обителях небесных нас радостно встречающая. Радуйся, спасительною истиною нас вразумляющая. Радуйся, от погибельнаго пути нас сохраняющая. Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.

Кондак 9

Всяких милостей и щедрот Подательницу, немолчно Тя хвалят сердца наша, Пресвятая Богородице. Ты же буди нам Ходатаицею к Сыну Твоему в день Страшнаго Суда, воспомянув тогда грешных моления и сподобив пети Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаннии не возмогут достойно воспети Твой сладостный лик, ниже изъяснити силу чудес Твоих на всякую пользу человеком являемую, мы же похвальная воспеваем Тебе сице: Радуйся, Божией воли нам тайны открывающая. Радуйся, Его праведный гнев милостивно умягчающая. Радуйся, лучами чудес Своих нас просвещающая. Радуйся, вдов и сирот покровом Своим покрывающая. Радуйся, пресветлая Божественная красото. Радуйся, богомудрых премудрая доброто. Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.

Кондак 10

Спасения ищуще, к Твоему милостивому заступлению прибегаем, Милосердная Мати, и чудотворныя иконы Твоя со благоговением и верою чествуем. Темже, воспоминая неисчетная чудотворения Твоя, вопием Всемогущему Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стено необоримая всем людем Ты еси, Пресвятая Дево. Ты бо слезы наша отираеши, мир смущенным душам нашим подавая. Ты бо не оставляеши нас в годины лихих испытаний, силы душевныя и телесныя благодатию Своею нам подкрепляя. Сего ради услыши нас, зовущих Ти: Радуйся, на земли нас не оставляющая. Радуйся, руку помощи всем призывающим Тя простирающая. Радуйся, Тебе Материю Божиею именующим непрестанно помогающая. Радуйся, в бедах на нас находящих ны укрепляющая. Радуйся, яко вся возможна Тебе нам показующая. Радуйся, путь ко спасению нам указующая. Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.

Кондак 11

Пение всеумиленное пред иконами Твоими приносим Ти раби Твои, Богородице. Не презри нас, Госпоже Всемилостивая, но благопослушлива буди к нам, с верою и благоговением Твоему Божественному образу поклоняющимся и Сына Твоего восхваляющим богокрасною песнию: Аллилуиа.

Икос 11

Светлыми лучами чудес Твоих, Богородице Дево, души наша светло просвещаеши, от тьмы погибельныя их исхищая. Мы же с любовию чтуще Тя, яко Матерь Сына Божия и рода христианскаго, вопием Ти: Радуйся, яко Господь с Тобою и Тобою с нами. Радуйся, яко покров Твой Святый простираеши над нами. Радуйся, яко Неопалимая Купина нетленною пребываеши. Радуйся, яко Живоносный Источник жажду вечныя правды в людех утоляеши. Радуйся, яко Цвет Неувядаемый души наша благоуханием исполняющая. Радуйся, яко Стена Нерушимая от бурь житейских нас защищающая. Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.

Кондак 12

Благодать Божественную явно в чудотворных иконах Твоих пребывающую не отними от нас, Пресвятая Дево, за грехи и беззакония наша. Не остави нас Своим чудным заступлением и на Страшнем Суде Сына Твоего прощение у Господа нам исходатайствуй, да во славе неизреченней узрим Христа Бога нашего и воспоем Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще песни хвалы и благодарения Тебе, Дево Всепетая, восхваляем Тя вси, яко твердую Предстательницу за нас, грешных, и покланяемся Тебе с любовию, о нас молящейся пред Господем, веруем бо и уповаем, яко испросиши нам у Него спасение и жизнь вечную, вопиющим Ти сице: Радуйся, Бога и человека соединившая. Радуйся, спасение человеческое устроившая. Радуйся, цветами добродетелей верных украшающая. Радуйся, ризою Своею с материнскою любовию их покрывающая. Радуйся, от домашния брани и вражды единокровныя миром ограждающая. Радуйся, во благих намерениях нам присно помогающая. Радуйся, Пресвятая Богородице, радость духовную нам без конца подающая.

Кондак 13

О Всепетая Мати, Небесная Царице и Владычице, Дево Богородице, милостивно приняв сие акафистное пение, избави нас от всякия напасти, болезни и внезапныя смерти, и яко старцу Божию некогда «Радуйся!» возгласила еси, тако и нам возгласи: «Радуйтеся и вы, чада Божии!», вопиющим Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

Сей кондак читается трижды. Затем икос 1 и кондак 1.

Молитва

О Пречудная и Превысшая всех тварей Царице и Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивныя и преславныя чудеса содеваеши! Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице, услыши нас и удиви на нас пребогатыя милости Твоя, и прошения наша, приносимая Тебе, яко благая Скоропослушница, исполни. Благодатию Твоею души наша освяти и не отнимай от нас покрова Своего, под ним же присно пребывая, яко Стеной Нерушимой защищени пребудем от всех бед и напастей, от всякаго врага и супостата, от всех злых козней вражиих на нас присно находящих. Благоуханием непорочной души Своея наполни души наша, да возвеселятся сердца наша, ибо несть никто в мире сем милее и прекраснее Тебе, Дево Пресвятая! Ты еси наше Богатство, Ты еси наше Сокровище, Ты еси наше Упование и наша Защито! К Тебе Единей в печалех наших притекаем и у Тебе Единей утешение получити чаем. О Всепетая Дево Богородице, не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и надежду на Тебе имущих, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Празднование иконе – 23 октября (10 октября по старому стилю).

Икона Божией Матери «Акафистная» — икона Богородицы, почитаемая чудотворной, находится в Успенской церкви афонского Зографского монастыря.

Относится к иконописному типу Одигитрия. Богомладенец изображён на левой руке Богородице с благословляющей десницей и свёрнутым свитком в левой руке.

Прославившаяся в XIII веке чудотворная икона в Успенском храме Зографского монастыря на Афоне. По сказанию, находилась в келье некоего старца-отшельника, который непрестанно читал Акафист Богородице.

Однажды, во время чтения акафиста, был от иконы голос, известивший о нашествии на монастырь латинян и предрекший мученическую кончину иноков. Богородица сказала монаху:

«Геронда, скорее беги в монастырь и передай братии и игумену, что приближаются враги Сына Моего. Пусть все кто слаб духом и не обладает в полной мере добродетелью терпения, скроются из монастыря до тех пор, пока это искушение не окончится. Те же, кто желает получить мученический венец, пусть остаются в монастыре. Иди же, не медли».

Старый монах сказал все, как ему было велено. Благодаря этому большинство братии укрылись, а 26 бесстрашных иноков и трудников, отказавшись принять унию с Западом, затворились в монастырской башне (пирге) и были заживо сожжены в ней. Впоследствии чудотворная икона была обретена на пепелище невредимой.

У иноков Акафистная Зографская икона известна под названием «Хэрово» (от возгласа Акафиста «Радуйся!» — греч. «Ca‹re!»); так же именуется и местность, где было откровение старцу. Другое название иконы — «Предвозвестительница» — напоминает о ее предсказании старцу. Особенностью почитания иконы в монастыре является возможность замены причастна литургии чтением Акафиста. В память избавления обители от пожара в 1873 года 28 июля установлено совершение бденной службы Божией Матери ради Ее иконы с крестным ходом вокруг монастыря.

В настоящее время икона находится в иконостасе храма Успения Богородицы, слева от царских врат. По мнению современных болгарских ученых, она может быть датирована не ранее XVIII века. Покрытое серебряной ризой изображение Богоматери в среднике окружено рамой с 10 композициями праздников. Оклад (1846) пожертвован петербургским купцом С. М. Комаровым (в иночестве Серафим).
Иконография

Изображение на иконе относится к иконографическому типу Одигитрии. Младенец изображен сидящим на левой руке Богоматери, со свернутым свитком в левой руке и благословляющей правой. Размер иконы без рамы ок. 36×28 см. В издании Н. П. Кондакова по ошибке воспроизведена др. икона из кладбищенской церкви Зографского монастыря, неверно отождествленная исследователем с Акафистной Зографской иконой.

Акафистная Зографская (“Предвозвестительница”), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Помощница в борьбе с католицизмом. Римские папы всячески старались подчинить своей власти православный Восток, и некоторые из греческих императоров усердствовали помогать им в этом. Латинянам хотелось, чтобы св. Афонская гора, которая считалась оплотом Православия Греческой Церкви, ранее других мест подчинилась папе. Явившись в обителях Святой Горы, они начали всякими путями склонять иноков к подчинению.

Были случаи увлечения, но большая часть иноков с твердостью обличали ревнителей папы в святотатственном присвоении им себе прав наместничества Христова. И Господь Сам и Его Пресвятая Матерь помогали инокам в борьбе с неправославием.

Так, силою Божиею, для вразумления, Ксиропотамская обитель, принявшая западных гостей с честью и раболепством, сотряслась и задавила многих латинян и иноков во время литургии; а близ Зографского монастыря подвизавшийся в уединении некий старец пел акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконою и вдруг услышал голос от иконы: “Радуйся и ты, старец Божий!” Старец затрепетал от страха. “Не бойся, — продолжал голос от иконы, — но иди скорее в монастырь и объяви игумену и братии, что враги Сына Моего и Мои уже близко. Кто слаб в духе терпения, тот пусть скроется, пока пройдет искушение; но желающие страдальческих венцов пускай остаются”.

Старец поспешил в монастырь, но едва он вошел туда, как икона, от которой он слышал голос, уже явилась впереди него. Инок взял ее и с нею явился к игумену. Тогда чувствовавшие себя слабыми из братии скрылись в горы, а 26 иноков, в том числе настоятель и сам старец, остались в монастыре и заперлись в башне.

Латиняне скоро явились и сначала словами стали убеждать отпереть монастырские ворота и признать папу главой всей Церкви, обещая за это всякие милости и много золота. “У нас глава Церкви — Христос, — отвечали иноки с башни, — и мы все скорее умрем, чем дозволим осквернить святость этого места вашим насилием”. — “Так умирайте же!” — с яростью воскликнули латиняне и, обложив башню хворостом, зажгли; иноки, благословляя Бога, предали Ему свой дух. Это было 10 октября 1276.

Икона, от которой старец слышал голос, находилась при страдальцах и найдена под пеплом совершенно невредимой.

В настоящее время этот образ находится в Зографском монастыре, и перед ним горит неугасимая лампада. Акафистной называется эта икона потому, что на литургии иноки вместо причастна поют перед ней акафист.

На Афоне, в Хилендарском монастыре, есть и другая икона, носящая то же наименование Акафистной, сведения о которой помещены под 12 января.

Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» [1914]

Молитва:

О Пречудная и Превысшая всех тварей Царице и Богородице, Небесного Царя Христа Бога нашего Мати, припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивныя и преславныя чудеса содеваеши!

Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице, услыши нас и удиви на нас пребогатыя милости Твоя, и прошения наша, приносимая Тебе, яко благая Скоропослушница, исполни. Благодатию Твоею души наша освяти и не отнимай от нас покрова Своего, под ним же присно пребывая, яко Стеной Нерушимой защищени пребудем от всех бед и напастей, от всякаго врага и супостата, от всех злых козней вражиих на нас присно находящих. Благоуханием непорочной души Своея наполни души наша, да возвеселятся сердца наша, ибо несть никто в мире сем милее и прекраснее Тебе, Дево Пресвятая! Ты еси наше Богатство, Ты еси наше Сокровище, Ты еси наше Упование и наша Защито! К Тебе Единей в печалех наших притекаем и у Тебе Единей утешение получити чаем. О Всепетая Дево Богородице, не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и надежду на Тебе имущих, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Акафистная Зографская икона Божией Матери (Предвозвестительница) Прославилась в Зографском болгарском монастыре на Афоне в XIII веке, во времена первых попыток насадить Восточной Церкви унию (слияние православного и католического вероисповеданий). За редким исключением, афонские обители унию отклонили и стали жертвами вооруженных нападений её сторонников. Однажды старец, подвизавшийся вблизи Зографского монастыря, читал акафист перед этой иконой и на своё приветствие Богоматери: «Радуйся!», услышал от Её иконы слова: «Радуйся и ты, старче Божий».

Затем Матерь Божия повелела ему скорее идти в монастырь и предупредить всех о надвигающейся опасности. Старец немедленно поспешил в обитель и, когда вошёл в монастырские ворота, то увидел, что его келейная икона, перед которой он только что читал акафист, уже находится при дверях монастыря. Он пал перед нею в благоговейной молитве и, взяв икону, явился к игумену.

Услышав о близкой опасности, слабые из братии скрылись в горах и пропастях, а 26 иноков, в том числе старец и игумен, заперлись в монастырской башне. 10 октября 1276 года сторонники унии, подступив к монастырю, после безуспешных уговоров подчиниться папскому престолу, подожгли башню. Иноки, отказавшиеся изменить Православию, погибли в огне, приняв мученическую кончину.

Уцелевшие в горах насельники монастыря, вернувшись в разорённую обитель, под развалинами и пеплом пожарища обнаружили невредимым чудотворный образ, предупредивший старца об опасности. Памятуя об этом предупреждении, икону называют также «Предвозвестительница».

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Предвозвестительница», глас 4:

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний,/ не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и Еди́ну наде́жду и́мамы.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Предвозвестительница», глас 6:

Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас,/ ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Предвозвестительница»

О, Пречу́дная и Превы́сшая все́х тва́рей Цари́це и Богоро́дице, Небе́снаго Царя́ Христа́ Бо́га на́шего Ма́ти, припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю и пречестно́ю ико́ною Твое́ю, е́юже ди́вныя и пресла́вныя чудеса́ содева́еши! Смире́нно мо́лим Тя́, всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице, услы́ши на́с и удиви́ на на́с пребога́тыя ми́лости Твоя́, и проше́ния на́ша, приноси́мая Тебе́, я́ко блага́я Скоропослу́шница, испо́лни. Благода́тию Твое́ю ду́ши на́ша освяти́ и не отнима́й от на́с покро́ва Своего́, под ни́м же при́сно пребыва́я, я́ко Стено́й Неруши́мей защище́ни пребу́дем от все́х бе́д и напа́стей, от вся́каго врага́ и супоста́та, от все́х злы́х ко́зней вра́жиих на на́с при́сно находя́щих. Благоуха́нием непоро́чней души́ Своея́ напо́лни ду́ши на́ша, да возвеселя́тся сердца́ на́ша, и́бо не́сть никто́ в ми́ре се́м милее и прекраснее Тебе́, Де́во Пресвята́я! Ты́ еси́ на́ше Бога́тство, Ты́ еси́ на́ше Сокро́вище, Ты́ еси́ на́ше Упова́ние и на́ша Защи́то! К Тебе́ Еди́ней в печа́лех на́ших притека́ем и у Тебе́ Еди́ней утеше́ние получи́ти ча́ем. О, Всепе́тая Де́во Богоро́дице, не преста́й моли́тися о на́с, недосто́йных рабе́х Твои́х, сла́вящих Тя́ и почита́ющих, и наде́жду на Тебе́ иму́щих, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Дни празднования иконы Божией Матери Акафистная Зографская («Предвозвестительница»)
  • 23 октября

22.10.2019

Зограф23 октября по гражданскому и 10 по церковному календарю Православная церковь вспоминает событие, связанное с иконой Богородицы, которая именуется Предвозвестительница.

С этой иконой связано трагическое событие, произошедшее в XIII веке. В то время Византийская империя страдала от арабов и крестоносцев: с одной стороны императоры искали поддержки от Рима, чтобы сдержать натиск арабов, а с другой – удержать от разграбления свои города крестоносцами. Известен случай, который произошел во время IV крестового похода, когда армия «освободителей» Святой земли отклонилась от своего маршрута и осадила Константинополь, ворвавшись в него, они разграбили город, а бывшие с ними римские священники увезли много святынь на Запад.

Для того чтобы сохранить свою власть и мир, византийские императоры готовы были пойти на всякие уступки Риму, а конкретно римским епископам. Рим, со своей стороны, предлагая покровительство, требовал от восточных церквей принять еретическое учение о чистилище, главенство папы Римского, изменение 8-го члена символа веры, где утверждается, что Дух Святой исходит от Отца – Рим насаждал свою ересь, что Дух Святой исходит от Отца и Сына.

Если восточные церкви принимают предложение пап, за ними сохранялось право проводить службы на своих языках с прежним обрядом и брак белого духовенства. Это устраивало некоторых византийский императоров, но большая часть восточного духовенства и мирян были против. Поэтому уния, то есть подчинение восточных церквей папе на условиях Рима, часто была насильственной.

В это смутное время и произошло чудовищное событие, которое связано с прославлением храмовой иконы Богородицы Акафистной (Предвозвестительницы). На Афоне есть болгарский монастырь, который был основан в X веке, Зограф, что в переводе означает «Живописец». Византийский император Михаил Палеолог принял унию с Римом. Вначале он пытался склонить Православное духовенство уговорами и ласками, но когда увидел, что это занятие бесполезно, он приступил к жестокостям: применялись ослепление, рвание ноздрей, отсечение рук и т. д.

 А для того чтобы принудить к унии оплот Православия Афон, он послал на Святую гору войско латинян и наемников. В это время недалеко от Зографа один старец молился перед своей келейной иконой Богородицы. Во время чтения приветствия в акафисте пресвятой Богородицы «Радуйся» он услышал в ответ: «Радуйся и ты, старче Божий».

Затем Богоматерь приказала ему срочно отправиться в монастырь и предупредить его насельников о приближающейся опасности. Старец отправился в монастырь и когда дошел до его ворот, то увидел при них свою келейную икону, перед которой только что читал акафист. Он упал перед образом Богородицы в молитве, затем принял его и пошел к игумену.

Когда монастырская братия услышала о надвигающейся опасности, самых слабых и больных отправили в горы, где они смогли спрятаться в ущельях и расщелинах, а сами заперлись в башне монастыря.

10 октября 1276 года представители Рима подошли к монастырю и начали вести переговоры о подчинении иноков Римскому престолу и принятии положений веры, которые Православной церковью осуждены как еретические. После безуспешного уговора униаты подожгли башню, 26 монахов, в их числе старец, который оповестил об опасности, и игумен монастыря сгорели заживо.

Икона, перед которой старец читал акафист, стала называться среди монахов Предвозвестительницей, так как перед нею старец получил откровение о надвигающейся беде. Храмовая икона Богородицы Акафистная написана по типу Одигитрия, что в переводе на русский язык означает «Путеводительница». Богомладенец находится на левой руке Богородицы, Его правая ручка выставлена вперед, а пальцы на ней сложены в особом жесте. Безымянный палец подогнут под большой, а мизинец, средний и указательный выставлены вперед, этот жест означает повествование или начало речи.

В Евангелии от Иоанна Спаситель назван Логосом, то есть Словом, а в своем послании апостол Иоанн называет Спасителя Словом жизни (1Иоан.1:1). О Себе же Сам Господь говорил, что Он есть Путь, Истина и Жизнь (Иоан.14:6) и что никто не приходит к Богу, как только через Него и никто не обретает жизни вечной, как только от Его слов. Именно на это должно обратить внимание молящегося перстосложение Богомладенца на иконе Богородицы.

Евангельское повествование усиливается также и жестом Самой Богородицы. Дева указывает правой рукой на Спасителя, словно говоря стоящему перед образом, что Он Тот, которого обещал Господь через пророчества, Он Тот, Кто дает верующему жизнь вечную.

Этот образ Богородицы является одной из древнейших святынь церкви. Когда к обители подступили латиняне, то старец, который был сожжен вместе с другими иноками в башне, взял этот чудотворный образ с собой. После того, как разрушение монастыря закончилось, в него вернулись прятавшиеся в горах насельники и увидели, что все было уничтожено огнем. Но большим ободрением для них стала удивительная находка среди пепла – это икона того самого старца, которая осталась неповрежденной.

«Акафистная» (Зографская) икона Божией Матери

23 октября православная церковь отмечает праздник в честь «Акафистной» (Зографской) иконы Пресвятой Богородицы, которую также назввают «Предвозвестительница».

История иконы

С этим дивным ликом связана удивительная история, которая произошла еще в 13 веке. Восток в то время был православным, но Римские папы, заручившись помощью греческих императоров, всякими путями старались подчинить иноков своей власти. Некоторых удалось сломить, однако большинство стояло на своем и обличало ревнителей папы в том, что они желают святотатственно присвоить себе права Христова наместничества.

Однажды около Зографского монастыря появился некий старец, который проживал в уединении. В один день, когда он в очередной раз пел акафист пред ликом Небесной Заступницы, он услышал голос, который исходил от иконы. Голос произнес: «Радуйся и ты, старец Божий!». Невероятный страх овладел старцем, а голос продолжал звучать. Он повелевал ему не бояться, а немедля бежать в монастырь и объявить игумену и братии, что враг Божий, желающий разрушить храм, уже близко. Тем, кто ощущал слабость в терпении, голос повелевал спрятаться в горах. А остальные, кто не боится страдальческих венцов, пусть остаются.

Старец, взяв в руки икону, побежал в монастырь. В итоге в башне заперлось 26 иноков, включая настоятеля и самого старца, остальные ушли в горы. Башня и храм позже были сожжены, и случилось это 10 октября 1276 года. Акафистную-Зографскую икону нашли среди пепла. Никаких повреждений на ней обнаружено не было. С того момента образ стали называть «Предвозвестительницей».

В чем помогает молитва перед «Акафистной» (Зографской) иконой Божией Матери

Верующие люди молятся перед иконой «Предвозвестительницей» о том, чтобы:

  • Даровала Небесная Заступница силы физические и душевные, которые помогут справиться со всеми жизненными трудностями, испытаниями и превратностями судьбы;
  • Помогла защититься от разных неприятностей и предотвратить их возникновение;
  • Дала подсказку, как выти из трудноразрешимой ситуации.

С молитвой к этой чудотворной иконе обращаются также для того, чтобы укрепить веру.

Как правильно молиться перед «Акафистной» (Зографской) иконой Божией Матери

Чтобы попросить помощи через молитву перед Акафистной иконой, не обязательно посещать храм. Делать это можно и дома, даже если святой лик изображен на бумажном носителе. Можно даже представлять в мыслях образ Божией Матери и, если помыслы будут чистыми, а вера – искренней, то помощь обязательно придет.

Молитва Пресвятой Богородице перед ее иконой «Акафистная» (Зографская)

«О Пречудная и Превысшая всех тварей Царице и Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивныя и преславныя чудеса содеваеши! Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице, услыши нас и удиви на нас пребогатыя милости Твоя, и прошения наша, приносимая Тебе, яко благая Скоропослушница, исполни. Благодатию Твоею души наша освяти и не отнимай от нас покрова Своего, под ним же присно пребывая, яко Стеной Нерушимой защищени пребудем от всех бед и напастей, от всякаго врага и супостата, от всех злых козней вражиих на нас присно находящих. Благоуханием непорочной души Своея наполни души наша, да возвеселятся сердца наша, ибо несть никто в мире сем милее и прекраснее Тебе, Дево Пресвятая! Ты еси наше Богатство, Ты еси наше Сокровище, Ты еси наше Упование и наша Защито! К Тебе Единей в печалех наших притекаем и у Тебе Единей утешение получити чаем. О Всепетая Дево Богородице, не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и надежду на Тебе имущих, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Sun, 23 Oct 2022 14:29:12 +0300



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Описание

Зографская-Акафистная икона Пресвятой Богородицы прославилась в XIII веке. По сказанию, она находилась в келье старца-отшельника, который непрестанно читал акафист Богородице. Однажды, во время чтения, он услышал голос от иконы, известивший о нашествии на монастырь латинян и предрекший мученическую кончину иноков. Богородица сказала монаху: «Геронда, скорее беги в монастырь и передай братии и игумену, что приближаются враги Сына Моего. Пусть все, кто слаб духом и не обладает в полной мере добродетелью терпения, скроются из монастыря до тех пор, пока это искушение не окончится. Те же, кто желает получить мученический венец, пусть остаются в монастыре. Иди же, не медли». 

Старый монах сказал все, как ему было велено. Благодаря этому большинство братии укрылись, а 26 бесстрашных иноков и трудников, отказавшись принять унию с Западом, затворились в монастырской башне (пирге) и были заживо сожжены в ней. Впоследствии чудотворная икона была обретена на пепелище невредимой. 

У иноков Акафистная Зографская икона известна под названием «Хэрово» (от возгласа акафиста «Радуйся!» — греч. «»Χαῖρε!»!»); так же именуется и местность, где было откровение старцу. Другое название иконы – Предвозвестительница – напоминает о ее предсказании. В память избавления обители от пожара в 1873 года 28 июля установлено совершение бденной службы Божией Матери ради Ее иконы с крестным ходом вокруг монастыря. В настоящее время святыня находится в иконостасе храма Успения Богородицы, слева от Царских врат.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник иконы богородицы скоропослушница
  • Праздник иконы богородицы избавительница
  • Праздник иконы богородицы живоносный источник
  • Праздник иконы богородицы всецарица
  • Праздник иконы богоматери нечаянная радость