В конце XVII века в 20 верстах от города Ахтырки Харьковской губернии, в недавно возникшем сельце Каплуновке, на реке Хухре, жил благочестивый священник о. Иоанн Ильич Уманов. В 1689 г. ему явился чудотворный образ Богоматери.
8 сентября, в день Рождества Богородицы, он видел во сне старца, который сказал ему, что через три дня к нему придут три иконописца: один 70-ти, другой 80-ти, третий 90 лет. У этого третьего старец приказал взять связку икон, семь верхних возвратить иконописцу, а восьмую, которая будет Казанской, оставить у себя; за это священнику обещаны от Богоматери милость и благодать. После этого сна о. Иоанн постился и ежедневно совершал литургию. На третий день, возвращаясь из церкви домой, он увидел идущих к нему трех престарелых иконописцев. Он пригласил их к себе, радушно принял, затем у старшего взял связку икон, и восьмая, как было во сне предсказано, оказалась Казанской. Иконописцы в благодарность за хороший прием хотели отдать икону даром и едва согласились взять за нее 15 копеек. После этого они продолжали свой путь.
Отец Иоанн Уманов поставил икону у себя в комнате и день и ночь теплил перед ней свечу. В ночь на третье воскресенье он увидел во сне Деву необычайной красоты, Которая, коснувшись его рукой, сказала ему:
— Иерей Иоанн, не вынуждай Меня быть в твоей храмине, а отнеси в Мою церковь!
Церковь в Каплуновке была в честь Рождества Богоматери. Когда о. Иоанн проснулся, келья его была озарена ярким светом. Он собрался с духом, подошел к иконе и увидел, что из глаз лика Богоматери струятся по доске слезы. Он немедленно собрал народ, рассказал о происхождении иконы и о событиях последней ночи, и икона после молебна торжественно была перенесена в храм, где прославилась чудесами. По имени села ее стали звать Каплуновской.
Отец Иоанн долго еще после этих событий служил в селе и утешался все возраставшей славой иконы. Ему же выпала на долю радость видеть то общегосударственное значение, которое икона получила во время войны Карла XII с Петром Великим.
Когда шведский король Карл XII вторгся со своими войсками в Малороссию, Петр, идя к нему навстречу и ища помощи Небесной, вызвал к себе в Харьков отца Иоанна с Каплуновской иконой, которую и оставил при армии. Между тем Карл, добравшись с Мазепой до Каплуновки, расположился там на отдых и занял дом о. Иоанна. Несколько солдат Карла хотели поджечь церковь, но дрова, которыми они обложили храм, не загорались. Карл видел все это из окна и попросил у Мазепы объяснения того, как это люди не могут зажечь храма. Мазепа сказал, что храм, вероятно, охраняет Богоматерь, так как здесь находится Ее икона, признаваемая чудотворной. Шведский король велел привести к себе кого-нибудь из каплуновских жителей. Сыскали одного человека в лесу, и Карл стал расспрашивать его, где стоит Петр с войсками. Тот отвечал, что в Харькове. Затем Карл спросил, тут ли икона Богородицы. Узнав, что она унесена в армию, он сказал Мазепе:
— Церкви и без иконы не могли зажечь, а где будет Она Сама, там, наверное, придется нам очень плохо.
Перед началом Полтавского боя Петр приказал носить Каплуновскую икону по рядам русской армии и со слезами молился перед образом. Затем после битвы священник Иоанн с иконой был вытребован в Москву и оттуда уже отпущен с святыней домой. Петр сделал на икону серебряную вызолоченную ризу с драгоценными каменьями и серебряный ковчег.
На киоте этом — надпись: «В сем ковчеге император Петр I по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавой войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Богоматери».
В 1744 году в Харькове составлено повествование о Каплуновской иконе на основании сведений, полученных от священника о. Иоанна Уманова. Позже сюда включены свидетельства о последующих знамениях и исцелениях, бывших от иконы.
Празднование этой иконе совершается еще 8 июля, в день Казанской иконы.
14 июня 2020 года чудотворная Каплуновская икона Божией Матери была передана в дар патриаршему собору в честь Воскресения Христова – главному храму Вооруженных сил Российской Федерации.
24 сентября православные христиане отмечают праздник, посвященный Каплуновской иконе Божией Матери. Она является чудотворным списком Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
История иконы
Явление этой чудотворной иконы Богородицы произошло в Каплуновке (Харьковская губерния). Как-то местный священник увидел сон о старце, который сообщил ему о встрече с тремя московскими иконописцами. Старший из них предложил разные иконы, а для узрения благодати выбрать следует Казанский образ Божией Матери. Так и произошло 8 сентября 1689 года накануне Рождества Пресвятой Богородицы. Спустя полмесяца во втором сне священнослужитель увидел очень красивую Деву, которая попросила иерея Иоанна не держать Ее в своей храмине, а хранить в церкви, что и было выполнено священником. С тех пор от Каплуновской иконы Божией Матери произошли многочисленные чудеса.
Когда шла Северная война против шведов, этот чудотворный образ хранили в Харькове. Перед Полтавской битвой русские воины были благословлены Петром I Каплуновской иконой, у которой он ночью читал молитвы. Шведов разбили, а храм в селе Каплуновка получил от царя подарок в виде серебряной позолоченной ризы и ковчега для чудотворного образа. Тогда же началось строительство нового каменного храма Рождества Пресвятой Богородицы, который закрыли в конце 1920-х годов, а разобрали во второй половине 1940-х. Чудотворная Каплуновская икона пропала. В 1990-х годах были обретены некоторые похожие на нее образы, но определить среди них оригинал так никто и не смог.
В чем помогает молитва перед Каплуновской иконой Божией Матери
Перед Каплуновской иконой Божией Матери накануне сражений молятся воины. Она защищает от вражеских нападений и помогает укрепить веру. Перед ней молятся о даровании крепкого здравия. Также Каплуновская икона исцеляет разные болезни.
Как правильно молиться перед иконой Божией Матери «Каплуновская»
Богородица часто являет людям свои чудеса, но для того, чтобы это произошло, необходимо искренне верить. Молитва перед Каплуновской иконой Божией Матери должна идти от сердца, тогда есть большой шанс, что ваша просьба будет исполнена.
Молитва Пресвятой Богородице перед ее иконой «Каплуновская»
«Богородице Дево, надеждо всем концем земли, Заступнице рода христианского! Пред честною иконою Твоею припадающе и неисчетная Твоя благодеяния отцем нашим воспоминающе, вси мы к тебе прибегаем и из глубины сердца усердно вопием: град наш и во удалении сущия люди Твоя милостию Твоею посети и от всякаго зла соблюди. Даруй мирови мир, земле плодов изобилие, державе Россиистей крепость и единение, в мирном житий христианстем преспеяние и мудрое строение, на враги же одоление. О премилосердная Царице Небесная, паче материнския любве нас, недостойных чад Твоих, возлюбившая! Ты видиши, яко плача и рыданий достойно есть нынешнее житие наше, и до конца от невидимых и видимых врагов в путь погибели преходит. Ибо вси мы от твердыни закона Бога нашего отвергохомся и в лености и маловерии изнемогаем, яко сын блудный, на страну далече от пути правды его заблудихом и о спасении нашем нерадим. Несть мира, несть любве в сердцах наших, и тьмою грехов многих ослепили мы духовныя очи свои. О пренепорочная и пречистая Владычице, благая Мати издревле верного народа Твоего, ныне безмерными падении низу поверженнаго! Вси мы, грешнии и непотребнии раби Твои, в стенании сердца нашего, воздыханиях горьких и покаянии нелицемерней к Тебе, яко последней помощи и отраде нашей, прибегаем и неотступно Тебе зовем. Воспомяни веру и молитвы отец наших, не отвертись от нас, но воздвигни из глубины греховныя и от тяжкой пленицы беззаконий свободи. Всеисцельную силу Твою низпосли, стеною покрова Твоего нас, в беде и отчаянии сущих, огради и во правой вере и делании заповедей Христовых утверди. Облецы ревностию и святынею пастырей наших, дух их, во еже прилежати доброму деланию в винограде сем, возбуди, и обращение веры и братскаго друг о друге попечения в стаде Христовом насади и возрасти. Разсеянные собери, унывающее сердце наше любовию и умилением согрей, и всех нас в единомыслие и истину приведи, заблуждших же и от православной веры отступльших братии наших вразуми и во единение Святые Церкве, яко спасительного для нас ковчега, возврати. Скорбящия и во искушениях сущия умудрй и подкрепи, озлобленный умири, юныя направи, сирыя, убогия и вся бедствующия ризою Твоею честною защити. О всесильная Владычице, радосте всех скорбящих и страждущих, дивная Помощнице люте обуреваемых! Услыши нас, услыши, молим Тя, вонми стенаниям и рыданиям многим несчастных чад Твоих, зле ныне погибающих. Посети милостию Твоею братий наших, во гладе и болезнех смертных сущих, лютыя нужды их утоли и от всяких злых обстояний избави. Буди всем, притекающим к Тебе, верная помощь, утешение и благоотйшное пристанище от всяких бурь и напастей многомятежныя нашей жизни: Ты бо еси больных исцеление, скорбящих терпение и отрада, заблуждших и соблазняемых вразумление и на пути правды утверждение. Приими зде приносимая моления наша и вознеси их ко престолу Всевышняго, яко да Твоим предстательством ограждаеми и всемощным покровом Твоим милостивно осеняеми и соблюдаеми, в благодарении сердца нашего прославим, всегда, победители нас творящаго Бога, и Тебе, о наше по Бозе благодатное Упование, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Wed, 28 Sep 2022 21:38:43 +0300
Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.
Каплуновская икона Божией Матери |
Каплуновская икона Божией Матери
Память 8 июля, 11 сентября
Каплуновской иконой Божией Матери именуется чудотворный список Казанского образа Богородицы.
Икона явилась в 1689 году в сельце Каплунове в 20 верстах от Ахтырки Харьковской губернии. В сельце была церковь в честь Рождества Богородицы, и к ней определен священник Иоанн Уманов, отличавшийся благочестивой жизнью. 8 сентября 1689 года он видел во сне благолепного седого старца, который сказал ему:
«Чрез три дня придут к тебе из Москвы три иконописца — один лет 60, другой 80, а третий 90 лет; у этого последнего ты должен развязать связку икон, снять верхних семь, а восьмую икону Казанской Богородицы взять себе с благоговением; от нее ты получишь благодать и милость».
Священник в ожидании этого события постился и совершал литургию в продолжение трех дней. В третий день, 11 сентября, по окончании литургии возвращаясь домой, он встретил трех московских иконописцев, пригласил их к себе и радушно угостил. Он последовал данному во сне повелению, и, найдя указанный образ, просил продать ему икону; но иконописцы, благодарные за угощение, не хотели брать денег и только по настоянию священника взяли с него 15 копеек.
Священник поставил икону в своей комнате и усердно молился пред нею.
В третью неделю Великого поста, совершив перед нею молитвенное правило, Иоанн уснул и увидел во сне Деву неизреченной красоты. Она сказала ему: «Не принуждай Меня быть в твоей храмине, а отнеси Меня в Мою церковь». Священник проснулся и увидел, что в комнате носится свет, подобный молнии. Он испугался и, собравшись с духом, подошел к иконе, пред которою горела свеча, и увидел, что из очей Богоматери истекают обильные слезы — одна из них была видима на иконе и много лет спустя. Священник собрал народ, отправил пред иконою молебен и с честью перенес ее в церковь. С того времени она начала обильно изливать чудодейственную силу.
Полтавская битва
Примечательна связь иконы с исторической победой русских войск под Полтавой. В 1709 году, когда шведский король Карл XII вторгся в Россию, а царь Петр I готовил ему отпор, расположившись в Харькове. Дабы укрепить себя и свое войско надеждой на небесную помощь, он вызвал в ставку священника Иоанна с Каплуновской иконою Богородицы. Здесь отец Иоанн с образом пробыл две недели.
В это время Карл XII дошел уже до Каплуновки и тут расположил свои войска; сам он с гетманом Мазепой поместился в доме священника Иоанна. Некоторые из его воинов хотели поджечь церковь; но солома и дрова, которыми они обложили церковь, не загорались. Карл спросил Мазепу о причине чуда, и так узнал о прославившейся иконе. Услышав же, что сама икона в ставке у Петра, он обратился к Мазепе со словами: «Смотри, церковь и без иконы не могли зажечь, а где будет Она Сама, там нам очень ненадежно будет».
При начале Полтавской битвы Петр I велел носить Каплуновскую икону Богородицы перед полками, и сам царь со слезами молил Царицу Небесную о победе. Чудотворная икона Божией Матери была на поле боя вместе с русскими войсками. После одержания решающей победы, царь Петр возвратил святыню в Каплуновский храм. В храме впоследствии сохранялась сребро-позлащенная риза, украшенная венцом на главе Приснодевы, и ковчег на чудотворную икону, на исподней доске которого была вырезана надпись: «в сем ковчеге Император Петр I, по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавою войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Божией Матери».
Почитание
Чудеса, происходившие от иконы, скоро снискали ей народную славу. Сведения о ее обретении и участии в Полтавской битве были записаны по свидетельству самого священника Иоанна Уманова. Празднование Божией Матери в честь Каплуновской иконы было установлено в 1766 году.
Литература
- Татьяна Пономарева «Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери. К 300-летию Полтавской битвы» // Православие.Ru
- http://www.pravoslavie.ru/put/31123.htm
Использованные материалы
- «Каплуновская икона Божией Матери» // Православие.Ru
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life1510.htm
В конце XVII века в 20 верстах от города Ахтырки Харьковской губернии, в недавно возникшем сельце Каплуновке, на реке Хухре, жил благочестивый священник о. Иоанн Ильич Уманов. В 1689 г. ему явился чудотворный образ Богоматери.
8 сентября, в день Рождества Богородицы, он видел во сне старца, который сказал ему, что через три дня к нему придут три иконописца: один 70-ти, другой 80-ти, третий 90 лет. У этого третьего старец приказал взять связку икон, семь верхних возвратить иконописцу, а восьмую, которая будет Казанской, оставить у себя; за это священнику обещаны от Богоматери милость и благодать. После этого сна о. Иоанн постился и ежедневно совершал литургию. На третий день, возвращаясь из церкви домой, он увидел идущих к нему трех престарелых иконописцев. Он пригласил их к себе, радушно принял, затем у старшего взял связку икон, и восьмая, как было во сне предсказано, оказалась Казанской. Иконописцы в благодарность за хороший прием хотели отдать икону даром и едва согласились взять за нее 15 копеек. После этого они продолжали свой путь.
Отец Иоанн Уманов поставил икону у себя в комнате и день и ночь теплил перед ней свечу. В ночь на третье воскресенье он увидел во сне Деву необычайной красоты, Которая, коснувшись его рукой, сказала ему:
— Иерей Иоанн, не вынуждай Меня быть в твоей храмине, а отнеси в Мою церковь!
Церковь в Каплуновке была в честь Рождества Богоматери. Когда о. Иоанн проснулся, келья его была озарена ярким светом. Он собрался с духом, подошел к иконе и увидел, что из глаз лика Богоматери струятся по доске слезы. Он немедленно собрал народ, рассказал о происхождении иконы и о событиях последней ночи, и икона после молебна торжественно была перенесена в храм, где прославилась чудесами. По имени села ее стали звать Каплуновской.
Отец Иоанн долго еще после этих событий служил в селе и утешался все возраставшей славой иконы. Ему же выпала на долю радость видеть то общегосударственное значение, которое икона получила во время войны Карла XII с Петром Великим.
Когда шведский король Карл XII вторгся со своими войсками в Малороссию, Петр, идя к нему навстречу и ища помощи Небесной, вызвал к себе в Харьков отца Иоанна с Каплуновской иконой, которую и оставил при армии. Между тем Карл, добравшись с Мазепой до Каплуновки, расположился там на отдых и занял дом о. Иоанна. Несколько солдат Карла хотели поджечь церковь, но дрова, которыми они обложили храм, не загорались. Карл видел все это из окна и попросил у Мазепы объяснения того, как это люди не могут зажечь храма. Мазепа сказал, что храм, вероятно, охраняет Богоматерь, так как здесь находится Ее икона, признаваемая чудотворной. Шведский король велел привести к себе кого-нибудь из каплуновских жителей. Сыскали одного человека в лесу, и Карл стал расспрашивать его, где стоит Петр с войсками. Тот отвечал, что в Харькове. Затем Карл спросил, тут ли икона Богородицы. Узнав, что она унесена в армию, он сказал Мазепе:
— Церкви и без иконы не могли зажечь, а где будет Она Сама, там, наверное, придется нам очень плохо.
Перед началом Полтавского боя Петр приказал носить Каплуновскую икону по рядам русской армии и со слезами молился перед образом. Затем после битвы священник Иоанн с иконой был вытребован в Москву и оттуда уже отпущен с святыней домой. Петр сделал на икону серебряную вызолоченную ризу с драгоценными каменьями и серебряный ковчег.
На киоте этом — надпись: «В сем ковчеге император Петр I по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавой войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Богоматери».
В 1744 году в Харькове составлено повествование о Каплуновской иконе на основании сведений, полученных от священника о. Иоанна Уманова. Позже сюда включены свидетельства о последующих знамениях и исцелениях, бывших от иконы.
Празднование этой иконе совершается еще 8 июля, в день Казанской иконы.
14 июня 2020 года чудотворная Каплуновская икона Божией Матери была передана в дар патриаршему собору в честь Воскресения Христова – главному храму Вооруженных сил Российской Федерации.
https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-kaplunovskaja
#inelisaveta #mon_sofia #православие #иконабожиейматерикаплуновская #общество #история #россия #богородица #армия
24 сентября празднование чудотворной Каплуновской (Казанской) иконе.
Десять лет назад в сентябре 2008 года в Казанском женском монастыре с благоговением встречали икону Божьей Матери «Каплуновская». До революции образ находился в обители, а после ее закрытия, как и десятки других святынь, покинул стены родного монастыря. Более ценные, со светской точки зрения, иконы были переданы в Рязанский губернский музей, остальные — в соседнюю Воскресенскую церковь. Несколько десятков образов остались храниться у изгнанных из обители монахинь. Один из них -«Каплуновский» — долгие годы находился в доме бывшей насельницы монастыря схимонахини Неониллы.
Икона «Каплуновская» сама по себе — это иконографический извод Казанского образа Божьей Матери. Извод – икона, написанная по всем каноническим правилам, только в разной иконописной манере. Издревле существовали такие иконописные школы как Новгородская, Смоленская, Вологодская, Псковская и другие. По сути, Каплуновская икона — список с Казанского образа, полностью повторяющий его иконографию, но получивший название по месту своего обретения и почитания.
Село Каплуновка (ныне Сумская область Украины) упоминается в исторических документах с конца 17 века. Там стояла церковь Рождества Богородицы. В 1689 году настоятелю этого храма о.Иоанну Уманову была явлена икона.
В день Рождества Пресвятой Богородицы священнику во сне явился старец и сказал, что через три дня в село придут три иконописца: один 70-ти лет, другой 80-ти, третий — 90 лет. У последнего будет связка икон, но нужно из нее взять только одну – Казанскую.
И действительно, через три дня священник встретил трех иконописцев, у одного из которых он и взял указанную ему во сне икону. Весть о новоявленном образе передавалась в народе из уст в уста. Вскоре она достигла Москвы, где об иконе узнал царь Петр I.
Когда в 1709 году король Швеции Карл XII во время похода на Слободскую Украину (область Украины, входившая в Российское государство) стал приближаться к Каплуновке, епархиальное начальство предписало перевести чудотворную икону в Харьков. Король Карл, войдя в село, приказал его разорить, а церковь сжечь. Но все усилия были тщетны. Три раза шведы пытались сжечь храм, но ничего не могли сделать. Это очень удивило Карла, и он спросил гетмана Мазепу, сопровождавшего короля в походе, о причине такого странного явления. На это Мазепа ответил: «Здешний храм славится чудесами иконы Божией Матери». Тогда Карл сказал: «Если мы церкви без иконы не могли сжечь, то там, где будет присутствовать сама икона, мало нам надежды на успех». Эти исторические факты дошли до наших дней благодаря описанию «Явления и чудес святой иконы Каплуновской», составленному в 1744 году в Харьковской Духовной академии.
Накануне Полтавского сражения икону носили по всем войскам и благословляли ею коленопреклоненных воинов. Известно, что и сам Петр I неоднократно молился перед этим чудотворным образом.
После победы под Полтавой царь принес в дар храму в Каплуновке серебряную позолоченную ризу и ковчег, на нижней доске которого была вырезана надпись: «В сем ковчеге император Петр I, по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавой войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Божией Матери».
Много чудес было от образа. Каждый год после жатвы священники из Каплуновки ездили с чудотворной иконой по храмам Харьковской губернии, в Полтаву, Сумы и другие города. Тысячи верующих шли к иконе, молились с надеждой на поддержку и помощь Божией Матери. Храм Рождества Богородицы, где хранился образ, старанием многих людей, особенно получивших от нее помощь, преображался и украшался. Строительство каменного храма в Каплуновке началось еще во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, распорядившейся об этом. Построение храма происходило под особенным наблюдением Святейшего Синода. В 1789 году церковь была освящена. Храм был таких размеров, что в нем свободно могли находиться около тысяч человек.
Каплуновская икона Пресвятой Богородицы
Каплуновскую икону Божией Матери, перед которой молились накануне Полтавского сражения, особо чтили в день победы над шведами – 27 июня. Этот праздник ежегодно отмечался крестными ходами, торжественными службами и панихидами воинам-героям, положившим свою жизнь за Отечество. В 1909 году, в честь 200-летия Полтавского сражения, чудотворный образ из деревни Каплуновка крестным ходом несли на поле битвы в Полтаву почти десять дней.
В советское время в 1929 году храм был закрыт и после Великой Отечественной войны разобран. Ныне Каплуновский (Казанский) чудотворный образ находится в Полтаве, в Свято-Макарьевском кафедральном соборе.
Но, вернемся к иконе, которая была возвращена в Казанский женский монастырь города Рязани в 2008 году. Чтимый список Каплуновской иконы Божией Матери был передан в обитель схимонахиней Херувимой (Соколиной), проживающей в Рязани в доме схиархимандрита Серафима (Блохина), которому когда-то образ Богоматери отдала хранившая его матушка Неонилла, бывшая монахиня Казанского монастыря. После смерти отца Серафима хранительницами иконы стали духовные чада схиархимандрита — схимонахини Василия (Бессонова), Серафима (Ладохина) и Херувима (Соколина). После кончины схимонахини Василии и Серафимы, матушка Херувима решила возвратить икону в возрожденный Казанский монастырь.
Каплуновский образ в Казанском монастыре г.Рязани
Чтимый образ вернулся в родные стены. Его иконография отличается от других списков тем, что Божья Матерь изображена без Богомладенца. Икона эта уникальна и не встречается больше нигде. Образ выполнен в мягких живописных тонах. Золотой фон, символизирующий величие Божественной славы, цветные орнаменты на полях и нимбе, придающие праздничность изображению – все это не затмевает, а только оттеняет глубину образа Божьей Матери. Глаза, излучающие любовь, уста, застывшие в полуулыбке. Перед нами Та, что положила начало нашему спасению, Та, Которая стала небесной Матерью для всех нас, Та, что незримо рядом с нами и в минуты радости и в минуты печали.
Елена Александрина
Это один из изводов Казанского образа пресвятой Богородицы. Икона была явлена в селе Каплуновка Харьковской губернии. В 1688 году полковник Иван Перекрест, которому принадлежало поселение, построил в нем храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Однажды священнику церкви Иоанну Уманову во сне явился благоговейный старец и сказал: «На третий день после этого к тебе придут из Москвы три иконописца, один лет 60, другой – 80, а третий – 90 лет; у старшего из них сними сверху связки семь икон и возьми восьмую – Казанскую икону Божией Матери, и узреши благодать». По преданию, это случилось 8 сентября (по старому стилю) 1689 года, в ночь перед престольным праздником храма – Рождеством Пресвятой Богородицы. Действительно, на третий день священник, возвращаясь из храма домой, встретил трех странников, которых и пригласил к себе. Увидев связку с иконами, священник упросил старца дать ему восьмую икону, которая оказалась копией Казанской Божией Матери, как и было предвещено ему в сновидении. Старец отдал икону, не взявши предложенных за нее 15 копеек. Икона эта оставалась в доме священника две недели, а на третьей неделе в ночь с субботы на воскресение священник увидел второй сон: явилась ему во сне Дева необыкновенной красоты, сказавшая ему: «Иерей Иоанн, не держи Меня в твоей храмине, отнеси в храм Божий». Священник так и поступил.
Именно перед этой иконой молился Петр I перед Полтавским сражением, в котором русские войска одержали победу.
День празднования:
24 сентября (по новому стилю).
Иконография «Каплуновского» образа отличается от других изображений Богородицы тем, что Божия Матерь изображается на этой иконе без Богомладенца.
Чтимый список «Каплуновской» иконы Божией Матери был передан в Казанский монастырь схимонахиней Херувимой (Соколиной), проживающей в Рязани в доме схиархимандрита Серафима (Блохина), которому когда-то образ Богоматери отдала сохранившая его схимонахиня Неонилла, бывшая насельница Казанского монастыря города Рязани. После смерти отца Серафима хранительницами иконы стали духовные чада схиархимандрита — схимонахини Василия (Бессонова), Серафима (Ладохина) и Херувима (Соколина). Отошли в обители вечные схионахини Василия и Серафима, а матушка Херувима решила возвратить икону Пречистой Девы в возрожденный Казанский монастырь.
Перенесение чтимого списка иконы Божией Матери «Каплуновской» в Казанский женский монастырь состоялось 6 сентября 2008 года.