Седмиезерная икона принадлежит к числу икон, пользующихся чрезвычайным почитанием в местах ее нахождения. День празднования в честь нее является торжеством не только для Седмиезерной пустыни и Казани, но и для всего Прикамского Поволжья.
В конце XVI века в городе Устюге Вологодской губернии родился в небогатой семье Евфимий. С юных лет он почувствовал в себе стремление к подвигам духовным. Рано оставил он отчий дом свой и удалился в монастырь. Похоронив родителей, он с единственным наследием своим — Смоленской иконой Богоматери — перешел в Казань, куда переселился и родной его брат. В 17 верстах от города он выбрал себе уединенное место, окруженное семью озерами, которые впоследствии слились в одно. От этих семи озер основанная им пустынь и келейная его икона и получили имя «седмиезерных».
Выбрав это место, Евфимий усердно помолился Богу и при наступлении ночи уснул. Во сне он увидел огонь, восходивший на небо от того места, где он спал. Евфимий счел сон счастливым знамением и водрузил там крест, а близ него поставил себе келью.
Недалеко от нее стоял дуб, почитавшийся окрестными черемисами священным. Здесь они приносили жертвы — заколали коней и волов и вешали кожи на дереве. Евфимий молил Бога положить конец этой мерзости, и налетевшая буря разрушила дуб.
Слухи о благочестивой жизни Евфимия собрали к нему братию. Сам же Евфимий был взят в Казанский митрополичий дом, куда он перенес с собой и икону. Братия продолжала обращаться к нему за советами, так что он, не живя в пустыни, по-прежнему был начальником и попечителем об их нуждах.
Как ни дорожил Евфимий Смоленской иконой — родительским своим благословением, однако он по любви своей к братии решил расстаться с ней и благословить ею пустынь. По желанию митрополита Матфея собралось казанское духовенство, чтобы проводить икону. Когда был отслужен молебен, митрополит, преклонив колени, воскликнул:
— Ты отходишь от нас, Госпожа наша! Благослови пустынь, в которую идешь Ты, и спаси обитающих в ней. Но с ними призирай и нас милостиво, ибо вся страна наша, Владычице, на имя Твое уповает!
Митрополит велел священнику с двумя дьяконами провожать икону до пустыни, а за ними пошли многие граждане и по усердию к Царице Небесной, и из желания видеть вновь возникающий монастырь. Во время путешествия некоторые уставали, но как только начинали нести икону, усталость прекращалась. Икона радостно была встречена братией обители. Народ после этого стал ходить на поклонение святыне и приносить пожертвования на пустынь. Деревянный храм был заменен каменным, учреждено игуменство и воздвигнут другой храм во имя Смоленской иконы, которая там была поставлена слева от царских дверей, где пребывает и доселе.
В июне 1654 года в России началась моровая язва или чума, опустошавшая целые селения. Трупы оставались непогребенными и пожирались собаками. В Казани также свирепствовал мор. Граждане решились принести в город Седмиезерную икону, и 24 июня с игуменом Пахомием прибыли в пустынь. На другой день, по совершении литургии, икону подняли и отправились в Казань. В ночь на этот день инокине Казанского монастыря Мавре в сонном видении явился старец в архиерейском облачении, во всем подобный святителю Николаю Чудотворцу, и, коснувшись руки ее, сказал:
— Встань скорее и скажи видимое тобой дьяку Михаилу Патрикееву, а он скажет городским воеводам и градоначальникам, чтобы они заповедали жителям пост на неделю, раскаялись в своих грехах и призывали в помощь Бога и Его Пречистую Матерь.
Сказав это, явившийся муж сделался невидимым. Инокиня Мавра, пробудившись от сна, ужаснулась и не могла рассказать никому о своем видении, потому что тогда была ночь. На другой день, отстояв утреню, она не исполнила данного ей поручения, но, сотворив молитву, легла несколько успокоиться и заснула. И вот опять в сонном видении явился ей тот же старец и с гневом сказал ей:
— Спать ли следовало тебе, Мавра? Или не знаешь, что град может погибнуть от лютой язвы? Встань же скорее и иди к тому, кого я указал тебе, и скажи ему: некто в мимошедшую ночь дважды являлся мне и сказал, что Царица всех идет на избавление города из Седмиезерной пустыни. Пусть изыдут градоначальники и все жители Казани на сретение Ее образа. Ибо Господь ради молитв Пречистой Матери Своей хочет показать милость над городом сим.
Инокиня Мавра тогда поспешила рассказать о своем сновидении градоначальникам. По объявлении о сем жители Казани, взяв чудотворную Казанскую икону Богоматери, с крестным ходом все, от мала до велика, вышли из города навстречу Смоленской иконе Богоматери, и за две версты от Казани встретили ее на том месте, где ныне стоит Кизический монастырь. Преклонив колена, со слезами молились, говоря:
— Владычице мира, спаси нас, погибаем от множества грехов наших; прогневали мы Сына Твоего, Христа Бога нашего, множеством неправд наших.
Трогательное было зрелище, когда духовенство и народ, преклонив колена, плакали и молились перед образом Богоматери!
В тот же день на этом месте в память сретения иконы устроена была часовня и водружен крест, а впоследствии основан был монастырь Кизический. Икона Богоматери была внесена жителями в город в Воскресенские ворота и обнесена кругом всего каменного города. Народ приходил прикладываться к св. иконе, и для освящения от нее преклонял свои головы, чтобы над ними была пронесена святыня. В продолжение всего крестного хода не умолкал колокольный звон по всей Казани. Когда обошли город со св. иконой, принесли ее в Благовещенский собор.
По молитвам Пречистой Девы, смертоносная болезнь в городе утихла. Народ, видя свое избавление от смерти, приносил благодарение Царице Небесной, Избавительнице своей.
Вечером в этот день совершено было всенощное бдение. На другой день утром взяли чудотворную икону Богоматери с крестным ходом и обошли деревянный город. Во время крестного хода увидели, что за городом собрались мрачные тучи, а над городом было совершенно ясно: «яко преграда некая, — говорит летописец, — ста сюду и обоюду от гнева Божия». Это принято было за предзнаменование милости Божией заступлением Владычицы Богородицы. Тогда начали носить образ Богоматери по домам, совершая молебствия, и где только были больные, там с принесением св. иконы они получали совершенное исцеление. Когда икона Смоленская была пронесена по всему городу и по всем домам, язва прекратилась совершенно.
С того времени казанские граждане имеют особенную веру и любовь к Смоленской иконе Богородицы, находящейся в Седмиезерной пустыни.
Семь дней пребывала св. икона в городе. По прошествии этого времени, иноки Седмиезерной пустыни просили градоначальников, чтобы они возвратили св. икону в пустынь. Градоначальники, посоветовавшись с духовенством и гражданами, хотя и не желали расстаться с чудотворным образом Богоматери, благодатию которого избавились от смертоносной болезни, однако, принимая во внимание, что этому чудному образу определено смотрением Божественным пребывать в Седмиезерной пустыни, решились отпустить ее из Казани в пустынь.
Накануне отбытия иконы Богоматери совершили всенощное бдение в соборе и во всех церквах города, а утром жители Казани во множестве собрались проводить свою Заступницу. Как только по совершении божественной литургии стали поднимать св. икону, разразилась ужасная буря над городом, настала темнота, пошел дождь и снег, так что невозможно было выйти из собора. Это необыкновенное явление продолжалось не один, а три дня.
Из этого сделали все заключение, что Пресвятой Деве не угодно оставить город, и решились удержать св. икону еще на некоторое время, затем икону вернули в пустынь. Народ еще усерднее начал прибегать к ней.
Прибывший в конце 1654 года в Казань митрополит Корнилий, видя паству свою сохраненной заступлением Божией Матери от смертоносной болезни, возблагодарил Господа и Его Пречистую Матерь, одобрил намерение граждан принести к себе чудотворную икону Смоленской Богоматери и оставил ее в Казани на целый год, по истечении которого, возвратившись с Московского собора, препроводил торжественно ее в Седмиезерную пустынь.
Но вскоре после этого, именно в 1656 году, 25 июня, смертоносная болезнь снова появилась в Казани и начала свирепствовать сильнее прежнего. Граждане опять принесли св. икону из пустыни в Казань, веруя в скорую помощь и заступление Пречистой Владычицы. Действительно, по принесении иконы болезнь прекратилась. С 1658 года установлено навсегда приносить ежегодно св. икону в Казань 26 июня, что и теперь исполняется. На торжество перенесения Седмиезерной иконы из пустыни в Казань стекается множество народа не только из окрестных губерний, но и из дальних мест. Икона выносится из пустыни 25 июня после обедни; на ночь останавливаются в Кизическом монастыре и выступают далее утром после обедни. В Казани другой крестный ход с иконами и хоругвями и со множеством народа, начальствующих лиц и духовенства ожидает прибытия иконы за рекой Казанкой. Крепостная стена, бульвар и оба берега Казанки залиты толпой. Встретив икону, служат молебен, и архиерей осеняет ею восток и запад, юг и север, а затем при колокольном звоне во всех церквях города, барабанном бое и войсковой музыке при Ивановской горе шествие проходит к собору и в тот же день в определенной последовательности икону начинают носить по городу. 27 июля икону торжественно возвращают в Седмиезерную пустынь.
Седмиезерная икона, кроме прекращения моровой язвы, прославилась еще исцелением больных различными болезнями и слепых.
Казанский комендант, генерал Кастеллий, страдал ногами так, что не мог ходить без помощи четырех человек. Тщетно испробовав врачебные средства, он решил искать помощи у Царицы Небесной. По своей должности он мог оставить город лишь с особого Высочайшего разрешения, которое и было получено 24 января 1804 года. В тот же день его привезли в пустынь. Четверо поднесли его к иконе, к которой он приложился. В монастырской комнате, где он проводил ночь, настоятель предложил ему помазать ноги елеем из неугасимой лампады перед чудотворной иконой. На другой день он выслушал утреню, литургию и акафист, стоя на ногах. Положение его все улучшалось, и через несколько дней он так же владел ногами, как и до болезни.
—
26 июня празднование Седмиезерной иконе совершается в память избавления г. Казани от чумы. Празднество это установлено в 1656 году архиепископом Казанским Лаврентием.
В настоящее время она хранится в Петропавловском кафедральном соборе в Казани. Хранящаяся в алтаре собора Седмиозерная икона еженедельно выносится в храм для служения.
Отличие от Смоленской иконы Божией Матери — правая рука Седмиезерной изображена в благословляющем перстосложении. Размер иконы 71,4 × 61,4 см.
К сожалению, акафист пред этой иконой в годы гонений на Русскую Православную Церковь в советский период был утрачен.
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
В 1613 г. в местность, называемую Семиозёрьем (Седмиезерьем по-старинному), по числу окружавших ее озер, находящуюся в 17-ти верстах от Казани, пришел ищущий уединения монах. Звали его Евфимий. Тишина этих мест пробуждала в душе отшельника смирение и укрепляла рожденную в нем жажду покаяния. Здесь он соорудил для себя шалаш, чтобы укрываться от непогоды, и всецело погрузился в спасительные труды поста и молитвы.
Содержание страницы
- История Седмиезерной иконы Божией Матери
- Чудеса, связанные с Седмиезерной иконой
-
Иконография
- Списки Седмиезерной иконы Божией Матери
- Храмы в честь Седмиезерной иконы
- Молитва
- Тропарь, кондак, величание
- Акафист
- Похожие статьи
История Седмиезерной иконы Божией Матери
Однажды увидел Евфимий в тонком сне огненный столп, поднимающийся от его шалаша прямо к небесной выси. Воодушевленный этим видением старец поставил на месте, из которого исходил столп, вырезанный из древесины крест, а рядом с ним выстроил себе келью.
Через некоторое время слава об отшельнике Евфимии достигла пределов Казани, и со всех окрестных селений стали приходить к старцу искавшие его наставлений поселяне. Приходили к нему и такие же, как он, черноризцы, желавшие разделить уединение монаха. Со временем число их становилось все больше, а потому в 1627 г. в Седмиезерье появилась первая обитель, получившая именование Вознесенской. Главной реликвией нововозведенной обители был чудесный лик Богоматери, принадлежавший Евфимию. Когда-то он принес его с собою в эти места. Образ являлся благословением его родителей, когда, прощаясь с сыном, твердо решившим посвятить жизнь свою Вседержителю, провожали они его в дальний монастырь из родного Устюга.
Через некоторое время Евфимия вызвал в Спасо-Преображенскую обитель Казанский архиепископ Матфей. Родительское благословение монах увез с собою, но вскоре, по великой любви к созданной им Седмиезерной общине, все же, решил передать святыню в утешение печалящейся от разлуки с ним братии. И вот, по благословению архиепископа духовенство отслужило перед дивным образом молебен, и святыню крестным ходом проводили в Седмиезерную пустынь. После этого многие чудеса подавались через нее посещавшим обитель богомольцам, а на подаваемые ими пожертвования церковь, в которой пребывала реликвия, перестроили, возведя на месте прежней деревянной постройки храм из камня. Монастырь начал быстро расширяться — до революции здесь было пять храмов и еще одна церковь над источником. Это был один из наиболее процветающих монастырей Казанской епархии, главным собором которого был не сохранившийся храм Смоленской Седмиезерной иконы Богоматери.
После упразднения обители в 1928 г. святыня длительный период считалась утерянной. Однако Милостью Божией это оказалось не так: сберечь реликвию смог один из последних насельников монастыря иеросхимонах Серафим (Кошурин). Старец унес образ с собой, и тот повсюду сопровождал его в скитаниях до самой кончины, последовавшей в 1969 г. Образ о. Серафим передал доверенным монахиням, которые и сохранили его в богоборческие годы для Христовой Церкви. Сегодня эта драгоценная святыня находится в Петропавловском соборе г. Казани.
В наши дни паломники с умилением взирают также и на драгоценный оклад святыни, исполненный высококвалифицированными мастерами жемчужной вышивки. Однако глава Татарстанской митрополии митрополит Анастасий вспоминает о времени передачи реликвии в Петропавловский собор следующее:
«Тогда не было еще материала, чтобы сделать приличный оклад. Собирали все, что можно было, и сделали все то, что на иконе сейчас есть. В то время на ней просто был сшитый чехол с прорезями для лика, и икона была настолько скромной, что если бы кто и захотел ее похитить, то не обратил бы на нее внимания, поскольку внешне она ничего (ценного) из себя не представляла. А сейчас она является украшением собора».
Седмиезерная обитель была возрождена в конце минувшего столетия. По благодати Божией среди окружающих ее лесных озер бьет несколько целебных ручьев, воды которых содержат повышенную концентрацию серебра. Чудесные врачевания не прекращались в этой местности никогда, богомольцы приезжали сюда даже в советское время, когда вместо монастыря здесь оставались лишь развалины. Настоятель обители Герман (Кузьмин) о чудесах данного места поведал следующую историю:
«У нас здесь Валентин был обезноженный: на корячках ходил, на четвереньках. Его привезли в январе на лошади. Купели тогда еще не было, а потому его трижды омыли святой водой из здешнего источника. После этого он ушел на своих ногах. Это чудо случилось в присутствии нас: обезноженный человек встал и пошел».
Чудеса, связанные с Седмиезерной иконой
В июне 1654 г. случилась беда. В России разбушевалась эпидемия моровой язвы, опустошавшей целые поселения. Свирепствовал мор и в Казани: болезнь унесла жизни 48 тысяч жителей, и никакого снадобья в ту пору от этого лютого недуга не было. Люди оставляли свои жилища, уходили в леса, в монастырях и церквях прекратилось служение.
В тот период игумен казанской Иоанновской обители Пахомий обратился к изможденным жителям с воззванием. Он призвал всех, кто может еще стоять на ногах, идти на поклонение в Седмиезерную пустынь к чудотворному лику Небесной Владычицы. В то же время инокине одной из казанских обителей Мавре явлен был в сонном видении старец в архиерейском облачении, ликом подобный св. Чудотворцу Николаю. Коснувшись руки Мавры, он повелел ей передать градоначальникам, что ждет Господь покаяния жителей, после чего подаст им Помощь Свою через заступление Его Пречистой Матери Седмиезерной, которую быстрее нужно перенести из обители в Казань.
Встречали лик близ города многочисленным крестным ходом, вынеся навстречу ему прославленный дивными деяниями Казанский образ Владычицы.
Седмиезерный лик внесли в город через Воскресенские ворота и обнесли ими каменные стены. Потоки людей преклоняли колени на пути его следования, чтобы над их головами пронесли чудесную святыню. По всей Казани не умолкал звон колоколов. После этого образ стали носить с молебнами по домам, и страждущие начали получать излечения. Когда образ пронесли по всем улицам и домам горожан моровая язва прекратилась. Всего лишь семь дней минуло с момента прибытия этой реликвии в город, как улицы его очистились от смертоносной инфекции.
Вторично Седмиезерный лик Богоматери избавил казанцев от того же недуга в 1771 г.
С 1658 г. ежегодно, 26 июня (по старому стилю), Седмиезерный образ решено было крестным ходом переносить в Казань. На торжественный этот ход богомольцы стекались не только из Казанской губернии, но и из самых отдаленных поселений. Образом под звон городских колоколен и войсковую музыку осеняли стороны света, после чего им обносили дома и местные приходы. Целый месяц лик Заступницы прибывал в городе, а затем его возвращали в пустынь. Так продолжалось до закрытия обители.
Настоятель Седмиезерной Богородичной пустыни архимандрит Герман (Кузьмин) поделился воспоминаниями:
«Бабушки еще помнили, как эту икону встречали. Бесчисленное количество золота! Столько хоругвей! Столько народа! Люди плакали, кричали: «Несут! Несут!» Все старались лечь под нее. Иконе служили Всенощную, Литургию и тут же уносили ее в другую деревню, потому что жители каждой деревни хотели, чтобы эта чудотворная икона посетила их жилища и освятила их. Монахи рассказывали, что ее носили также по всем близлежащим монастырям, чтобы освятить их этой чудотворною иконой».
Данный лик прославился и другими случаями прекращения по молитвам ему эпидемий. В «Сказании о Смоленской Седмиезерной иконе Божией Матери», созданном в XVII в. по благословению митрополита Лаврентия и дополнявшемуся до XIX столетия, описаны 18 чудесных спасений от различных недугов, поражавших жителей окрестных селений. При этом многие случаи излечений не вошли в данный документ.
Известно о чудесном излечении казанского коменданта генерал-майора Степана Кастелли, страдавшего от поразившего его ноги недуга так сильно, что градоначальник не мог передвигаться без помощи посторонних. Тщетно пытаясь получить облегчение у лекарей, он 24 января 1804 г. посетил Седмиезерную пустынь. Четверо сопровождающих поднесли его к образу Пречистой Девы, к которому генерал приложился. Затем настоятель предложил коменданту помазать больные ноги елеем из неугасимой лампады Владычицы… На следующее утро Степан Кастелли выслушал Литургию и Акафист, самостоятельно стоя на окрепших дивным образом ногах.
Излечение расслабленной девушки, произошедшее от лика Богоматери в Седмиезерной обители, описал в произведении «Исцеление в Седмиезерной пустыне» советский писатель Максим Горький. Он стал свидетелем этого дива в юные годы.
Иконография
Данный лик Богоматери принадлежит к иконографическому типу Одигитрия, что в переводе с греческого означает «Путеводительница», «Наставница в пути».
Лик считают особым изводом Смоленского образа Богородицы.
Кандидат исторических наук Андрей Рощектаев о дате написания первообраза рассуждает:
«Если эта икона была в 1613 г. привезена в Семиозёрье как родительское благословение монаха Евфимия, основателя Седмиезерного монастыря, то, значит, по времени написания она, скорее всего, относится даже не к XVII, а к XVI веку».
Лик представлен поясным изображением Пречистой Девы, удерживающей Богомладенца левою рукою. Десница Господа поднята в жесте благословения, а в левой Его длани находится свернутый свиток – символ принесенной Им в мир Благой Вести.
Этот лик отличается от Смоленского образа Божией Матери положением Ее десницы. На Седмиезерном изображении длань Богородицы развернута к молящимся, словно осеняя их. На последующих списках Владычицу писали со сложенными в благословляющем жесте перстами.
Списки Седмиезерной иконы Божией Матери
В Седмиезерной Богородицкой пустыне находится один из почитаемых списков образа, известный многими подаваемыми через него чудесами. В минувшем столетии поднимался вопрос о передаче в обитель первообраза, однако патриарх Алексий II не благословил перенесение святыни, считая, что Промысел Божий не случайно избрал местом ее нахождения Петропавловский казанский собор.
В небольшой церкви святителя Гурия, Чудотворца Казанского, близ д. Петьялы Республики Марий Эл, избежавшей разорения в атеистический период, находится древний чудотворный список Седмиезерного лика Божией Матери, принесенный сюда из Седмиозерной обители после ее упразднения. По свидетельству старожилов, когда святыню внесли в церковь и стали служить перед образом молебен, на склоне находящейся поблизости горы забил целебный ручей.
Почтаемый список находится в московской церкви Успения Божией Матери. В 1768 г. здесь был возведен придел Седмиезерного образа Богоматери. Одна из прихожанок этой церкви по имени Елена на сайте прихода оставила следующее свидетельство о произошедшем с нею чуде:
«В этом храме находится чудотворная Седмиезерная икона Божией Матери. В конце 2015 года я случайно зашла в церковь, об иконе ничего не знала, но к ней словно притянуло. И в этот день я вылечилась от болезни. Долгое время были проблемы со зрением. Неожиданно и без реального лечения ситуация начала меняться к лучшему. И произошло это именно после соприкосновения с иконой. С тех пор уже много лет бываю в храме. И очень благодарна за Чудо».
Чудесный список XVII в. есть в Арзамасе. Он создан по прошению жителей, горячо веровавших в то, что данный лик поможет и им избавиться от бушевавшей в то время в государстве чумы. И надежды эти осуществились: по прибытии в город списка грозная эпидемия пошла на убыль и вскоре совершенно прекратилась.
Хранится в церкви в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» Смоленская
поселка Выездное Арзамасского района
Храмы в честь Седмиезерной иконы
Церковь Седмиезерной иконы Богоматери в с. Семиозерье Ленинградской области возведена в 2003 г. Приход представляет собою деревянное строение при военном госпитале – увенчанный шатром четверик, на котором установлено пять глав. Отдельно стоящая звонница возвышается над примыкающей к церкви трапезной.
Освященные в честь Седмиезерского лика Богородицы престолы есть в Рождественской церкви в Звенигороде и в московской Успенской церкви, что в Казачьей слободе, впервые упомянутой в летописи 1642 г. как «деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы да мучеников Флора и Лавра (покровителей ямщиков), что в старой Коломенской Ямской слободе».
Автор Татьяна Расновская
Молитва
Тропарь, кондак, величание
Акафист
Похожие статьи
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Помочь храму
Рекомендуем статьи по теме
26 октября праздновалась икона Божией Матери Одигитрия Седмиезерная.
Наше сестричество названо в честь этой иконы, в храме есть ее список, и она особенно почитается нашим приходом.
Седмиезерная икона Божией Матери находится в г.Казани, куда летом наше сестричество с о.Иоанном ездили в паломничество. До начала 20 века она находилась в Седмиезерной Богородичной пустыни. Это место памятно тем, что наместником ее был преподобный Гавриил (Зырянов), духовник преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Сейчас икона находится в Казанском Петропавловском кафедральном соборе.
В этот день в нашем храме была отслужена утреня и литургия, сёстры приобщились Святых Христовых Таин. В этот же день к нам привезли несколько детей-сирот инвалидов, проживающих в ЦССВ “Сколковский”. Мы были очень рады, что ребята смогли причаститься в этот чудесный праздник.
26.10.2021
5
4
голоса
Рейтинг статьи
Седмиезерная икона Божией Матери (XVI в.) из собрания Переславль-Залесского музея-заповедника. Реставрация выполнена в РАЖВиЗ Ильи Глазунова в 2019 г. |
Седмиезерная икона Божией Матери
Празднование 26 июня, 28 июля, 13 октября
Принесена 13 октября 1615 года из Великого Устюга под Казань основателем Седмиезерной Богородицкой пустыни монахом Евфимием. Он благословил этой иконой место будущей обители.
В половине XVII века по всей России свирепствовала моровая язва и достигла Казани. В короткое время там умерло 48 тысяч человек, почти все население города. Одной благочестивой монахине было во сне видение: ей предстал светлый муж и повелел, чтоб жители города установили семидневный пост и вышли встречать идущую им на избавление из Седмиезерной пустыни икону Богоматери. Монахиня рассказала градоначальникам о видении. Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, — была возвращена в Седмиезерную пустынь. Вторично Божия Матерь избавила от той же эпидемии Казань в 1771 году.
Праздники Седмиезерной иконе установлены в память её принесения из Устюга, в память спасения Казани от морового поветрия в 1654 и 1655 годах и от чумы в 1771 году.
В настоящее время икона хранится в Петропавловском кафедральном соборе г. Казани.
Использованные материалы
- Икона Божией Матери «Одигитрия» Седмиезерная // Сайт Издательства Московской Патриархии
- https://calendar.rop.ru/?4ib=jul28-ikona-sedmiezernaya
Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 26 октября, Православная Церковь совершает празднование в честь иконы Божией Матери «Одигитрии» Седмиезерной (XVII).
Седмиезерная икона принадлежит к числу икон, пользующихся чрезвычайным почитанием в местах ее нахождения. День празднования в честь ее является торжеством не только для Седмиезерной пустыни и Казани, но и для всего Прикамского Поволжья.
В конце XVI века в городе Устюге Вологодской губернии в небогатой семье родился Евфимий. С юных лет он почувствовал стремление к подвигам духовным. Рано оставил он отчий дом свой и удалился в монастырь. Похоронив родителей, он с единственным наследием своим – Смоленской иконой Богоматери – перешел в Казань, куда переселился и родной его брат. В семнадцати верстах от города он выбрал себе уединенное место, окруженное семью озерами, которые впоследствии слились в одно. От этих семи озер основанная им пустынь и келейная его икона и получили название.
Выбрав это место, Евфимий усердно помолился Богу и при наступлении ночи уснул. Во сне он увидел огонь, восходивший на небо от того места, где он спал. Евфимий счел сон счастливым знамением и водрузил там крест, а близ него поставил себе келью. Недалеко от нее стоял дуб, почитавшийся окрестными черемисами священным. Здесь они приносили жертвы – коней и волов и вешали кожи на дереве. Евфимий молил Бога положить конец этой мерзости, и налетевшая буря разрушила дуб.
Слухи о благочестивой жизни Евфимия собрали к нему братию. Сам же Евфимий был взят в Казанский митрополичий дом, куда перенес с собой и икону. Братия продолжала обращаться к нему за советами, так что он, не живя в пустыни, по-прежнему был начальником и попечителем об их нуждах.
Как ни дорожил Евфимий Смоленской иконой – родительским благословением, однако по любви к братии решил расстаться с ней и благословить ею пустынь. По желанию митрополита Матфея собралось казанское духовенство, чтобы проводить икону. Когда был отслужен молебен, митрополит, преклонив колени, воскликнул:
– Ты отходишь от нас, Госпожа наша! Благослови пустынь, в которую идешь Ты, и спаси обитающих в ней. Но с ними призирай и нас милостиво, ибо вся страна наша, Владычице, на имя Твое уповает!
Седмиезерная икона, кроме прекращения моровой язвы, прославилась еще исцелением больных различными болезнями и слепых.
Казанский комендант генерал Кастеллий страдал болезнью ног так, что не мог ходить без помощи четырех человек. Тщетно испробовав врачебные средства, он решил искать помощи у Царицы Небесной. По своей должности он мог оставить город лишь с особого высочайшего разрешения, которое и было получено 24 января 1804 года. В тот же день его привезли в пустынь. Четверо поднесли его к иконе, к которой он приложился. В монастырской комнате, где он проводил ночь, настоятель предложил ему помазать ноги елеем из неугасимой лампады перед чудотворной иконой. На другой день он выслушал утреню, литургию и акафист, стоя на ногах, а через несколько дней так же владел ногами, как и до болезни.
26 июня празднование в честь Седмиезерной иконы совершается в память избавления города Казани от чумы. Празднество это установлено в 1656 году архиепископом Казанским Лаврентием.
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается:
празднование в честь Иверской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648 г.);
и память святых:
сщмчч. Карпа, епископа Фиатирского, Папилы, диакона, мч. Агафодора и мц. Агафоники (ок. 251);
прп. Вениамина Печерского, в Дальних пещерах (XIV);
мч. Флорентия Солунянина (I–II);
сщмч. Вениамина, диакона (421–424);
прп. Никиты Исповедника, Константинопольского (ок. 838);
свт. Мелетия (Пигаса), патриарха Александрийского (1601);
воспоминание чуда вмц. Златы (Хрисы) в Скопье (1912);
сщмчч. Иннокентия Кикина и Николая Ермолова, пресвитеров (1937);
сщмч. Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского и Кашинского (обретение мощей, 1993).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте хранимы Богом и Его Пречистой Матерью! Многая вам и благая лета!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Чудотворный образ Божией Матери появился по зову многочисленных молитв в период страшного для людей времени, когда моровая язва свирепствовала на Руси. За явившие чудо исцеления святой образ был прославлен среди православного народа.
Седмиезерная икона Богородицы имеет огромную славу у верующих, свято чтущих церковные традиции. В образе Святой Матери заключена великая чудодейственная сила, способная избавить от любой болезни души и тела, придя на помощь каждому, кто склонится перед ней в молитве.
Седмиезерная икона Пресвятой Богородицы также известна в народе как «Смоленская Одигитрия». Огромное количество христиан со всего света почитают эту святыню, восхищаясь ее чудесными деяниями.
История иконы
Главным образом икона является символом и священной реликвией мужского монастыря, который носит название «Седмиезерная Богородицкая пустынь». В XVII веке монах Евфимией перенес туда святой образ из Великого Устюга. В том месте было несколько маленьких озер, которые со временем образовали одно большое озеро. На его берегу и был построен монастырь, названный Седмиезерным, отсюда и соответствующее название иконы Богородицы.
Много чудес тогда принесла с собой святыня. Люди, жившие в окрестностях монастыря, молились перед иконой Седмиезерной с просьбами о помощи и поддержке Богородицы. В 1654 году в столицу нашей родины ворвалась страшнейшая эпидемия, унесшая огромное число жизней. Вскоре чума пришла во все большие города России. Люди умирали в жестоких муках из-за болезни, поразившей их. Жители городов скрывались в лесах и полях. Тогда властители решили перенести икону Седмиезерную из монастыря в Казань, надеясь, что чудотворный образ сможет защитить их от смерти.
В нескольких километрах от Казани огромное число людей шествовало в крестном ходу во главе с иконой Богородицы во имя спасения всего города и страны. Чудодейственную икону пронесли вокруг Казани и поместили в Благовещенский собор. Люди начали ходить с иконой по домам Казани, молясь о спасении. Постепенно чума начала отступать, а вскоре утихла совсем.
После божественного спасения всей страны чудотворные свершения святыни не прекратились. Она стала известна во всем мире, и каждый верующий стремился увидеть своими глазами священную Седмиезерную икону Божьей Матери.
Где находится чудотворный образ Божьей Матери
Как известно, святыня сразу после спасения страны от свирепой болезни была перенесена в Московский Благовещенский собор. Несколько раз икону переносили обратно в Казань, а затем снова в Москву.
В настоящее время подлинный Седмиезерный образ Богородицы хранится в стенах Петропавловского собора в Казани. Самые известные и почитаемые списки данной иконы можно найти в Смоленском Успенском соборе и в Новоспасском Ставропигиальном мужском монастыре в Москве.
Описание Седмиезерной иконы Божьей Матери
Икона Седмиезерная заключает в себе образ Богородицы. Пресвятая Дева изображена в мафории, ее традиционном одеянии, покрывающем голову и большую часть тела. На руках Божией Матери — Спаситель, нежный взор ее очей направлен на него. Пальцы ее правой руки сложены в молитвенном жесте, который выражает любовь, веру и благодарность Господу, тем самым указывая людям, что лишь в доверии и обращении к святым заложено истинное благоденствие.
В чем помогает чудотворный образ
Святыня может творить различные чудеса, удивляя людей своими божественными деяниями. Но самое удивительное заключается в том, что данная икона способна исцелить от самой тяжелой, ужасной и смертельной болезни. В ее силах излечить целый город и даже страну.
Перед святым образом Седмиезерной Божьей Матери молятся об избавлении от различного рода эпидемий, гриппа, язв и других заболеваний. Также икона способна исцелить от душевных переживаний, горечи, обид, страха, ненависти и печали.
Дни празднования
Для почитания священной иконы православная церковь отвела три дня в году. Даты празднования приходятся на 26 июня (9 июля по новому стилю), 28 июля (10 августа) и 13 (26 октября).
Молитва Божией Матери перед иконой
«О, Владычица Небес! Мать Спасителя нашего! Богородица Пресвятая, Тебя молим и к Тебе взываем о помощи! Мы просим Тебя, Дева Мария, об очищении душ наших, об отпущении грехов наших и о поддержке и защите Твоей! Убереги нас от болезней тяжких и мучительных. Избавь от недугов и исцели души наши от тревог и скорби! Лишь Ты одна, Заступница наша, способна наполнить сердца наши любовью и верой. Прости нас за поступки нечестивые, наставь нас на путь праведный, наполни нас светом и добром, о Великая Матерь Божья. Приди на помощь нам и не покидай нас в бедах и несчастье. Ибо перед иконою Твоей мы молимся, целуем крест Господень и каемся за поступки греховные. Имя Твое мы славим каждодневно и восхваляем все Твои деяния чудодейственные. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».
Богородичные иконы — достояние православия и скорые помощницы в минуты отчаяния и боли. Богородица — самая близкая святая к молитвам верующих людей, не забывающая ни об одной просьбе, к ней направленной. По силе веры вашей и любви к Всевышнему и всем святым помощь настигнет вас. Мы желаем вам счастья. Берегите себя
Балыкинская икона Божией матери
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы особенно почитаются православными христианами. Балыкинский образ Божией матери обладает способностью исцелять …
Печерская икона Божией Матери
Православный мир знает множество икон Божией Матери, многие из которых обладают чудотворной силой и способны …
Рудненская икона Божией Матери
Иконы, обладающие чудотворными свойствами, — не редкость в православном мире. Рудненская икона Божией Матери причислена …
Боголюбская икона Божией Матери
Икона Богородицы «Боголюбская» почитается православными христианами всего мира. Молитвы Богоматери перед этой иконой способны полностью …
Седмиезерная икона Божией Матери | |
---|---|
Файл:Седмиозерная икона Божией Матери.jpg | |
Дата появления | XVII век |
Иконографический тип | Одигитрия |
Местонахождение | Петропавловский кафедральный собор в Казани |
Дата празднования | 26 июня (9 июля), 28 июля (10 августа), 13 (26) октября |
Седмиозе́рная ико́на Бо́жией Ма́тери (ст.‑слав. Седмиезерная) — икона Богородицы, почитаемая чудотворной, была главной святыней Седмиезерной Богородицкой пустыни. День памяти этой иконы торжественно празднуется в Седмиезерной Богородичной пустыни, а также в Казани, по Прикамью и Поволжью.
Празднование 26 июня (9 июля), 28 июля (10 августа) и 13 (26) октября. В настоящее время хранится в Петропавловском кафедральном соборе в Казани[1]. Хранящаяся в алтаре собора Седмиозерная икона еженедельно выносится в храм для служения.
Отличие от Смоленской иконы Божией Матери — правая рука Седмиезерной изображена в благословляющем перстосложении. Размер иконы 71,4 × 61,4 см.
К сожалению, акафист этой иконе в годы гонений на Русскую православную церковь в советский период был утрачен.
История
По преданию, изначально эта икона была родительским благословением иноку Евфимию. Евфимий родился в конце XVI века в городе Устюге Вологодской губернии в небогатой семье. Душой стремился к монашеству, в юности оставил родительский дом, взяв благословение родителей — Смоленскую икону, ушёл в монастырь. Когда родители умерли, он похоронил их и с братом ушёл в Казань. В 1615 году в 17 вёрстах от Казани монах Евфимий нашел тайное глухое место, окружённое семью озёрами (впоследствии эти семь озёр стали одним большим озером) и основал монастырь. Так икона и монашеская пустынь, основанная монахом Евфимием, стали называться Седмиезерными[2]. Более подробно об этом написано в книге архимандрита Лаврентия «Сказание о Седмиезерной Богородицкой Пустыни Казанской епархии и о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, называемой „Смоленская“», изданной в Казани в 1858 году.
В июне 1654 года в Москве случилась эпидемия чумы, постепенно перешедшая из столицы в Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Казань и прочие города. Население из городов бежало в леса и пустынные местности. Для исцеления от эпидемии властями было решено принести из Седмиезерной пустыни в Казань икону, уже прославившуюся своими чудесами. Жители Казани вышли с крестным ходом навстречу иконе за две версты от города. Впоследствии на месте сретения иконы была устроена часовня и водружён крест, а после основан монастырь. Чудотворная икона была обнесена вокруг Казани и поставлена в Благовещенском соборе, после чего эпидемия чумы начала утихать. Жители Казани начали носить икону по домам, и болезнь прекратилась[3].
После недельного пребывания иконы в Казани монахи Седмиезерной пустыни попросили возвратить её обратно в монастырь. Казанцы устремились в храм, чтобы совершить молебен и попрощаться с заступницей. После совершения Всенощного бдения люди стали поднимать икону, но вдруг забушевала буря, наступила темнота, пошёл дождь и снег. Когда всё стихло, люди увидели, что левая рука Богородицы на иконе изменила свое положение, — она была изображена в виде благословляющего перстосложения, жеста. Жители предположили, что Богородице ещё не настало время уйти из Казани, и чудотворная икона оставалась целый год в городе.
В 1655 году сам митрополит препроводил икону в Седмиезерную пустынь, однако на следующий год чума снова появилась в Казани и свирепствовала ещё больше. Летом эпидемия снова повторилась. Оба раза жители приносили из Седмиезерной пустыни икону Богородицы, и это спасало город от язвы.
В 1771 году чума снова появилась в Москве и в Казани. Жители снова прибегли к помощи своей иконы и обнесли её вокруг города и по всем домам в нём, после чего чума снова прекратилась. В память избавления от язвы Седмиезерную икону ежегодно 26 июня (по старому стилю) приносили в Казань на целый месяц. В обители же икона праздновалась 13 (26) октября.
В 1804 году от Седмиезерной иконы совершилось исцеление коменданта Казани генерала Кастелия от болезни в ногах[4]. Из записей о чудесах этой иконы явствует, что около неё в молитвах исцелялись слепые, парализованные, бесноватые.
Почитание этой иконы также связано с памятью преподобного Гавриила (Зырянова), старца Спасо-Елеазаровской пустыни, наместника Седмиезерной Богородицкой пустыни. 7 ноября 1883 года иеромонаха Тихона (Зырянова) перевели в Седмиезерную Богородичную пустынь духовником братии. С 1883 по 1908 год он много проводил крестных ходов и молебнов по окрестным сёлам с чудотворной иконой. Одно из чудес он описал своему келейнику. Летом, в три часа пополудни, когда молебен уже подходил к концу, иеромонах Тихон взял в руки чудотворную икону, вознёс её над головой, чтобы благословить народ. Но у послушников и прихожан были испуганные лица. Они упали на колени и взывали: «Господи, помилуй! Пресвятая Богородица, спаси нас! Не оставляй нас!» Он видел, что весь воздух вокруг стал розовым. По окончании молебна иеромонах Тихон узнал, что во время чтения молитвы икона начала мерцать и сиять — вокруг неё был сияющий венец, а когда он стал благословлять народ, все увидели, что сияющий венец стал огромным и покрыл и иеромонаха Тихона, всё вокруг изменилось. Народ и послушники поняли, что икона «уходит», исчезает и начали молить её остаться. Видя много чудес от иконы, иеромонах Тихон думал о том, как жить в Боге, чтобы приблизиться к его любви и просил себе болезни. Вскоре по стечению обстоятельств иеромонах Тихон тяжело заболел и лежал в голоде и парализованным пять лет, принял схиму и стал старцем Гавриилом. Когда силы немного вернулись, старец Гавриил организовал строительство храма в Седмиезерной пустыни в память преподобного Евфимия Великого (небесного покровителя основателя Седмиезерной Богородицкой пустыни монаха Евфимия) и святителя Тихона Задонского (своего небесного покровителя). 16 октября 1899 года храм был освящён. В 1902 году старец Гавриил был назначен наместником Седмиезерной пустыни[5].
Прочие сведения
Искусствовед Ирина Бусева-Давыдова писала, что в ряде копирований иконы есть особенность: жест руки Богоматери постепенно заменялся на традиционно указующий: мотив покровительственного осенения стал благословением, и часто с двуперстным крестным знамением. Икона «Седмиезерная» пользуется особым почитанием в старообрядческой среде. Постепенно возник и укрепился в русской культуре XV—XIX веков уникальный иконографический извод, называемый Богоматерь «Седмиезерная»[6].
Есть версия о появлении иконографического извода Богоматерь «Седмиезерная» вследствие влияния на русскую иконопись византийско-итальянской школы[7].
Оклад Седмиезерной Смоленской иконы выложен белым и ярко-синим бисером.
Примечания
- ↑ «Одигитрия» (Седмиезерная) икона Божией Матери Архивная копия от 16 октября 2011 на Wayback Machine. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы.
- ↑ Икона Божией Матери «Одигитрия» Седмиезерная. Дата обращения: 11 сентября 2017. Архивировано 11 января 2018 года.
- ↑ Гришечкина Н. В. Чудотворная икона Богородицы Седмизерная Архивная копия от 30 января 2013 на Wayback Machine / Чудотворные иконы на Руси.
- ↑ Седмиезерная икона Божией Матери Архивная копия от 19 мая 2012 на Wayback Machine / Мир русской иконы.
- ↑ Преподобный старец Гавриил Спасо-Елеазаровский: житие, подвиги, чудеса / авт.-сост. В. Губанов. — М.: Русский хронограф, 2006.
- ↑ Бусева-Давыдова И. Л. Богоматерь Седмиезерная // Чудотворная икона Византии и Древней Руси. — М., 1996.
- ↑ Лихачёв Н. П. Историческое значение итало-греческой иконописи. Изображение Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых православных русских икон. — СПб., 1911.
Литература
- О чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, нарицаемой Одигитрия // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. X: Июнь, День 26.
Ссылки
- Галерея списков с Седмиозёрной иконы Божией Матери
- Седмиезерная икона Божией Матери // Православие в Татарстане
- Седмиезерная икона Божией Матери // Православная энциклопедия «Древо»