Праздник иконы божией матери одигитрия ярославская

Ярославско-Смоленская икона Божией Матери - келейный образ архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Антония. 12 октября 1642 года во время молитвы он услышал от иконы - Смоленской Одигитрии - голос:

Яро­слав­ско-Смо­лен­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри — ке­лей­ный об­раз ар­хи­манд­ри­та Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры Ан­то­ния. 12 ок­тяб­ря 1642 го­да во вре­мя мо­лит­вы он услы­шал от ико­ны — Смо­лен­ской Оди­гит­рии — го­лос: «Иду, иду в пре­де­лы гра­да Яро­слав­ля, в но­во­со­здан­ный мо­на­стырь во Имя Мое». Ар­хи­манд­рит Ан­то­ний по­слал эту ико­ну с ино­ком Гер­ма­ном в ука­зан­ный мо­на­стырь, стро­я­щий­ся в ле­су, неда­ле­ко от Яро­слав­ля. Чу­до­твор­ная ико­на бы­ла по­став­ле­на в мо­на­стыр­ском хра­ме око­ло ал­та­ря.

* * *

История Смоленского на Бору монастыря длилась всего несколько десятилетий, но обитель оказалась не только тесным образом связанной с исторической судьбой Ярославля и Толгского монастыря, но и дала интереснейшие произведения древнерусской литературы — «Повесть об устроении монастыря и иконе Смоленской Богоматери» и «Сказание о Животворящем Кресте Господнем».

Основание Смоленской обители соотносится с именем игумена Толгского монастыря Иоиля. В 1642 году ему случилось во сне некое откровение: «да во имя Божией Матери Одигитрии созиждет [он] монастырь за три поприща (версты) от града Ярославля». Иоиль известил о видении ростовского митрополита Варлаама и испросил у него благословение на устройство новой обители. Вскоре приступил к делу: «прииде бо с четырми единоматерними своими братьями монахами на место, ему откровенное, и нача с ними лес сещи и огнем жещи, ибо лесно бяше место то и никим же населяемо; и тако начатся созидатися церковь во имя Божией Матери Одигитрии [Смоленской]».

Игумен Иоиль был назначен управлять обоими монастырями — Толгским и Смоленским. Строящаяся обитель вскоре обрела свою святыню. Настоятелю Троице-Сергиева монастыря архимандриту Адриану, в прошлом — игумену Толгской обители (1635–1640), было сонное видение: «от образа Пресвятой Богородицы Одигитрии, находившегося в келии его, бысть глас, глаголющий ему: „Иду, иду в пределы града Ярославля, в новосозидающийся монастырь во имя Мое”». Вняв ему, архимандрит Адриан призвал иеромонаха Германа, вручил ему келейную икону и повелел доставить ее игумену Иоилю, который «с братиею изыде в сретение образа Божией Матери с честными кресты». Так как в новой обители храм еще не был готов, то образ временно поместили в Толгский монастырь.

По завершении строительства деревянного храма обители, 12 октября 7151 (1642) года (неверная датировка — 1643 — в других публикациях происходит из-за существовавшего в допетровскую эпоху отсчета начала года — с 1 сентября, а не с 1 января, как это принято в современной истории), в него торжественно перенесли икону Смоленской Богоматери. В этот же день начали совершаться первые чудеса от священного образа. Согласно тексту сказания, три инока Смоленской обители отправились «для покупок церковных» в Ярославль; переправляясь через Волгу, они были застигнуты бурей и едва не погибли. Монахи призвали на помощь Богоматерь и избежали печальной участи

В этот же день чудодейственная сила иконы Смоленской Богоматери смогла воскресить новорожденного младенца, неожиданно скончавшегося, когда его принесли в храм для совершения таинства крещения. Тогда же получил исцеление иеромонах Макарий, страдавший пятнадцать лет зубной болезнью. Это были не единственные исцеления от чудотворной святыни: «много и иных, всякого рода болящих, слепых, беснуемых и расслабленных, приводимо было в Смоленскую обитель к чудотворному образу Пречистой Девы, и сильные из них верою возвращались здравыми в дома свои, благодаря Господа, изрекшего „просите — и дастся вам”

Более всего прославилась икона Смоленской Богоматери в 1654 году, в разгар страшного «морового поветрия». Жители Ярославля решили тогда для избавления от болезни в первое воскресенье Рождественского поста совершить крестный ход с чудотворной иконой Толгской Богоматери. Вот что повествует сказание о священном образе Смоленского монастыря: «В ночь, предшествовавшую сему дню, не потухали огни в целом городе и не запирались храмы; а между тем мор, свирепствуя с ужасающей силой, поражал жителей ежечасно. Из оставшихся в живых одни укреплялись силой таинств в Божьих храмах, другие молились в домах своих, третьи приготовляли к погребению преставившихся, и все с нетерпением ожидали принесения из Толгского монастыря чудотворной иконы Владычицы в Ярославль, веруя, что с посещением Ее Всеблагий Господь, наказующий и вместе с тем милующий, не попустит им искуситися паче, еже могут, но при искушении даст и облегчение и силу понести».

В это время, когда жители Ярославля «воскрылялись духом, в чаянии сретенья чудотворного образа», болезнь достигла и Смоленского монастыря, в нем «изнемогали от смертоносных язв три священника, три диакона и три чтеца, кои все пришли туда из Спасского монастыря для совершения всенощного бдения». Накануне крестного хода младшему брату игумена Иоиля, иноку Гордиану, случилось видение: вздремнув, он увидел икону Смоленской Богоматери «на воздухе, в лучезарном свете; и был глас, повелевающий идти с нею в крестный ход». Другим инокам Спасского монастыря, пришедшим в Смоленскую обитель, повторилось явление святыни, которая повелела также написать икону Живоначальной Троицы и устроить в ее честь в Смоленском монастыре каменный храм.

На следующую ночь чудотворные иконы двух монастырей, Толгского и Смоленского, с крестным ходом отправились в Ярославль. Была эта ночь, по сказанию, «аки день светла, и больные ни мраза, ни зимы не чующе, — и всем малым и великим… радость была несказанная». Жители города обнесли иконы вокруг города, и смертоносное поветрие в Ярославле вскоре прекратилось. Через столетие бедствие повторилось, и вновь ярославцы призвали на помощь священный образ. Осенью и зимой 1763 года, когда в городе свирепствовала моровая язва, икона Смоленской Богоматери по желанию горожан пребывала у них 11 недель, святыня «переносима была по приходским церквам от одной к другой и по различным домам для молебствия».

В последней части «Повести об устроении монастыря» рассказывается о событиях, предшествовавших основанию Смоленской обители. Здесь речь идет о том, как некоему жителю города Романова Самсону «прозванием Богомол» случилось видение: в ночь на Великую субботу, 7 апреля 1626 года, во сне явился ему образ Богоматери Одигитрии, а перед ним «кадило горящо и древо многолиственно». На следующий день романовский юродивый Онуфрий предсказал Самсону многие скорби, а всем его домашним — монашество. Так и случилось: пятеро сыновей Богомола и его жена Неонила приняли постриг. Сам он, претерпев много испытаний, через несколько лет скончался и был погребен, как и его супруга, в Смоленском монастыре.

В 1932 году Смоленский и Всехсвятский храмы были закрыты, церковные здания сначала передали Долматовскому сельсовету под гараж пожарной дружины и пункт Осоавиахима, позднее снесли. На их месте теперь кладбище. Прихожанам удалось отстоять только Троицкую церковь, она не только сохранилась до наших дней, но в советские годы не закрывалась и по-прежнему находится в ведении Русской Православной Церкви.

Ныне Троицкий храм представляет собой редчайшее явление в епархии: все древние, особо чтимые святыни бывшего монастыря сберегаются в его стенах, они напоминают нам о древней истории обители, ее основателе Иоиле и благоустроителе Гордиане. Слева от царских врат стоит в иконостасе чудотворная Ярославская-Смоленская икона Богоматери — уже в последние десятилетия благодарные богомольцы украсили образ драгоценными привесками. Празднования ей совершаются, как и ранее, не только 28 июля/10 августа, в общецерковное прославление Смоленской, но особо 12/25 октября, в престольный праздник прихода. Также в храме Святой Троицы посёлка «Смоленское» находится и Животворящий Крест с частицей Московских, Новгородских, Ростовских и Ярославских угодников.

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Богоматерь Одигитрия

Иконография: Смоленская икона Божией Матери Датировки: XVI в. Около 1564 г.Происхождение: Из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Материал: Ковчег, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы:  высота 138 см, ширина 95 см Нимбы Богоматери и Христа орнаментированы под басму и скань. В верхних углах иконы в облачных кругах изображены фигуры ангелов, несущих орудия страстей. Надписи киноварные: на фоне — МР θΥ; IC XC; ωДИГИТР?»; в верхних углах иконы, рядом с ангелами: слева – А(Н)ГГ(Е)ЛЬГ(ОСПОДЕ)НЬ…; справа — К…ДЇС[Н?]…КОП?Е Н Г(ОСПОД)У Б(ОГ)У. Доска липовая, из трех частей с двумя встречными врезными шпонками.Поступила в 1959 году из Ярославского областного художественного музея.Реставратор Н.И. Брягин (Ярославский филиал ЦГРМ, 1926 г.). На фоне над нимбом Христа оставлен небольшой фрагмент оклада (серебряной золоченой басмы).Инв. № ЯМЗ 40944, ИК-140. © Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Литература:1. Государственный Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Каталог. М., 1964. С.18. Кат. 20;2. Ростово-Суздальская школа живописи. М., 1967. С.119. Кат. 125;3. Даен М.Е. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного [С. 207-225] // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV-XVI вв. М., 1970. С. 215, 218. Илл. на с. 217;4. Ярославская иконопись XIII-XVIII веков. Каталог выставки. Ярославль. 1981. Кат. 9;5. Масленицын С.И. Ярославская иконопись. М., 1983. С. 24, табл. 31;6. Болотцева И.П. Статьи и исследования. Ярославль. 1996. С. 7;7. Анкудинова Е.А., Мельник А.Г. Спасо-Преображенский собор в Ярославле. М., 2002. С. 87. Илл. 80;8. Иконы Ярославля 13-16 веков. М., 2002. C. 106. Кат. 37;9. Блажевская С.Е. Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле. М., 2003. С. 76;10. Болотцева И.П. Ярославская иконопись второй половины XVI-XVII веков. Ярославль. 2004. С. 50;11. Юрьева Т.В. Ярославский иконостас. Ярославль. 2007. С. 98. Илл. 1 на с. 812. Иконы Ярославля XIII – середины XVII века. М., 2009. Т. 1. Кат. 35.

Содержание страницы

  • Когда праздник Смоленской Божией Матери в 2022 году
  • История иконы
    • 10 августа — перенесение Смоленской иконы в из Москвы в Смоленск
  • Значение образа и самые почитаемы списки
  • О чем молятся у Смоленской иконы и в чем она помогает верующим
    • Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская
    • Похожие статьи

     По церковному календарю день Смоленской Божией Матери, которую еще именуют Одигитрией, отмечается в следующие даты:

  • 10 августа – в воспоминание возвращения в 1456 г. лика в Смоленск из Москвы.
  • 18 ноября – в воспоминание победы над наполеоновской армией в 1812 г.

    18 ноября отступающей наполеоновской армии под Смоленском был нанесен окончательно сокрушивший ее удар. Михаил Кутузов получил после этого титул князя Смоленского, а атаману Платову пожаловано было дворянство.

7 декабря – в воспоминание избавления Смоленска от полчищ Батыя.

История иконы

 По Преданию этот прославленный образ Богоматери создан был при жизни Ее апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии реликвию перенесли в Иерусалим, где она находилась в течение четырех столетий, а затем царица Евдокия передала ее в Константинополь — сестре императора Пульхерии, поместившей чудесный лик во Влахернскую церковь.

     Однажды в церковь, где разместили чудесный лик, привели слепцов, много лет не видевших до той поры света. После мольбы к Пречистой Богоматери и после приложения к Ее лику, несчастные прозрели и, возблагодарив Владычицу, самостоятельно отправились в путь. С той поры горожане стали именовать приход, в котором пребывала реликвия, Одигоном, что означает «Путеводитель», а саму икону – Одигитрией, то есть Путеводительницею.

     На Русь этот образ прибыл в XI в. Им благословил властитель Константин Мономах в дорогу свою дочь, царевну Анну, ставшую супругой черниговского князя Всеволода Ярославича. Впоследствии их сын, Владимир II Мономах, в 1095 г. перенес чудотворную реликвию в Смоленск, где для нее в 1101 г. возвели Успенский храм. С той поры именовать этот образ Богоматери стали Одигитрией Смоленской, и на протяжении последующих 9-ти столетий лик этот являлся хранителем города.

Богоматерь Одигитрия Смоленская_4700

Иконография: Смоленская икона Божией Матери. Датировки: XVI в. Начало XVI века. Происхождение: Из церкви в память Покрова Пресвятой Богородицы (около 1492 г.), села Покровское в Долгих Слободах, Череповецкого уезда Новгородской губернии (ныне Шекснинский район Вологодской области). Материал:  дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 87 см, ширина 66 см. Поясное изображение Богоматери с Младенцем. Младенец восседает на левой руке Богоматери, правая рука Спасителя сложена в жесте благословения, в левой руке свиток. Поступила в музей в 1930 году. Реставрация: ВХНРЦ, 1981 г., реставратор – Пригородова О.А.Инв. № 508/1. © Череповецкое музейное объединение. Литература: Куликова О.В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV-XIX веков города Череповца. М., 2009. Кат. № 15

     Много чудес подано было жителям через эту святыню. Так, в ночь на 24 ноября 1239 г. несметные Батыевы орды намеревались внезапно овладеть Смоленском, однако Пресвятая Богородица через дивный Свой образ предупредила о том благочестивого воина Меркурия и повелела собрать на защиту всех горожан. Ханское полчище отступило, не сумев преодолеть сопротивление. В том бою героически пал Меркурий, прославленный впоследствии в лике угодников Божиих.

10 августа — перенесение Смоленской иконы в из Москвы в Смоленск

     В 1398 г. чудесный образ перенесли в Москву. Это был дар князя Великой Литвы Витовта дочери Софии в день ее венчания. Святыню поместили в Благовещенском храме Кремля, однако в 1456 г. смоляне во главе с епископом Мисаилом упросили кн. Василия Темного возвратить им реликвию.  В том же году, 10 августа, москвичи крестным ходом проводили образ из города. А впоследствии установилась традиция каждый год в эту дату проводить крестный ход от Кремля к Новодевичьему монастырю, воздвигнутой на месте слезного расставания москвичей со святыней.

     Много раз защищал дивный лик Святую Русь от иноземных завоевателей. Архивные документы свидетельствуют, что перед Бородинской битвой образ крестным ходом обносили вокруг армии Кутузова, и в решающем бою под Смоленском, уничтожившем окончательно сопротивление наполеоновских солдат, безусловно, видна помощь Смоленской Защитницы.

     В настоящее время, к величайшему прискорбию, реликвия эта считается утраченной. После освобождения города от фашистских захватчиков в 1943 г. дивного лика в Успенском соборе не обнаружили, сегодня там находится старинный список 1602 г., пребывавший в стане русских воинов в войну 1812 г.

Читайте также:  По следам утраченной святыни: Смоленская икона Божией Матери

Значение образа и самые почитаемы списки

     Смоленский образ Богородицы относится к типу изображений Одигитрия.

     Изображение Пресвятой Владычицы поясное. Левою рукою Она удерживает Богомладенца, а десница Ее указывает молящимся на Сына, как на Путь ко спасению. 

      Персты правой руки Иисуса сложены в жесте благословения, а в левой руке Младенца свиток, символизирующий спасительное Учения, принесенное Им миру.

     Один из наиболее древних списков образа находится в Новодевичьей обители, основанной в 1524 г. князем Василием III на месте прощания горожан со святыней в благодарность за овладение Смоленском в Русско-Литовской войне. Смоленск тогда был навсегда присоединен к Русскому государству, и в тот же период был создан список чудесного образа из Успенской церкви, который поместили в московской Новодевичьей обители. Здесь он и находится до сегодняшнего дня.

     Еще один чудесный лик Смоленской Богоматери явлен был 1831 г., в разгар эпидемии холеры.  В тот год в Новгороде, в ветхом Преображенском приходе обвалилось потолочное покрытие. А под кусками посыпавшейся штукатурки удивленные клирики обнаружили фреску Смоленской Владычицы. Новгородцы восприняли тогда это явление лика Пречистой Девы как Божие Благословение, и, действительно, холера вскоре внезапно оставила эти места.

     Через некоторое время, в 1848 г., в Новгороде вновь началась вспышка той же болезни. Тогда благочестивые горожане, помня о явленном им чуде, сделали с дивно явившегося лика еще один список, который среди народа прозвали «Холерным». Болящие притекали к нему с молением и, по вере, получали излечение.

     Старинный список Смоленского образа находится в Новоспасском монастыре. Эта реликвия является вкладом инокини Марфы, матери Михаила Феодоровича — первого государя династии Романовых. Исследователи полагают, что выполнен данный образ в период 1491-1496 гг., возможно, кем-либо из учеников знаменитого иконописца Дионисия.

     В Преображенской церкви храмового комплекса Христа Спасителя находится список XVI в. Судьба этого лика удивительна. В свое время, распилив его на 4 части, образ пытались вывезти из страны. Однако Господь воспрепятствовал этому кощунственному злонамерению. Дивным Промышлением лик Смоленской Владычицы попал к хорошему реставратору, который соединил все части так, что следы распилов стали абсолютно незаметны. По окончании реставрации мастер передал икону в главный собор столицы.

     Еще один список, явивший заступление Пречистой Матери Божией в период холерной эпидемии 1848 г., находится в столичном приходе Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. В разгар холеры село Владыкино обносили образом крестным ходом, и болезнь оставила эту местность. Каждое воскресенье вечером здесь звучит акафист перед этой святыней.

     Мироточивый образ Смоленской Богоматери находится в церкви прп. Серафима Саровского в Санкт-Петербурге. И этот список также прославлен спасением прихожан от холеры.

     Обильно подающий врачевания образ, украшенный многими дарами получивших через него помощь Владычицы богомольцев, находится в Первоуральске, в церкви Смоленской Божией Матери. Этот лик был написан в 1901 г. афонскими насельниками.

Седмиезерная Богородица

Образ Богородицы, именуемый Седмиезерной

О чем молятся у Смоленской иконы и в чем она помогает верующим

Праздник Смоленской

Смоленская икона Божией Матери

     Веками верующие получали через эту святыню благодатное заступление. Пресвятая Владычица укрепляла притекающих к ней богомольцев, путеводствуя их ко спасению. Кроме врачевания множественных недугов, к Смоленской Богоматери обращаются с прошениями о семейном благополучии, о защите от всякого рода козней, о материальном достатке.

     Перед этим образом молятся за путешествующих, прося Путеводительницу в дороге оградить их от невзгод.

     Этот прославленный лик явлен был Отечеству как бесценный дар Покровительницы. Однако не стоит забывать наставление свт. Филарета Московского, учившего духовных своих чад следующему:

«Имеющий чистую и крепкую веру в благодатную силу Пресвятой Богородицы может благоуспешно приносить молитву пред всякою иконою Ее, потому что приносимая молитва восходит к Самой Пресвятой Богородице и, по вере, может низводить к человеку Ее благодатную силу и помощь». 

Татьяна Расновская

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская

     О, Пречу́дная и Превы́шшая все́х тва́рей Цари́це Богоро́дице, Небе́снаго Царя́ Христа́ Бо́га на́шего Ма́ти, Пречи́стая Одиги́трие Мари́е! Услы́ши на́с гре́шных и недосто́йных в ча́с се́й моля́щихся и припа́дающих к Твоему́ Пречи́стому О́бразу со слеза́ми и умиле́нно глаго́лющих: изведи́ на́с от ро́ва страсте́й, Влады́чице Преблага́я, изба́ви на́с от вся́кия ско́рби и печа́ли, огради́ от вся́кия напа́сти и злы́я клеветы́, и от непра́веднаго и лю́таго наве́та вра́жия. Мо́жеши бо, о, Благода́тная Ма́ти на́ша, от вся́каго зла́ сохрани́ти лю́ди Твоя́ и вся́ким благодея́нием снабди́ти и спасти́; ра́зве Тебе́ ины́я Предста́тельницы в беда́х и обстоя́ниях, и те́плыя Хода́таицы о на́с, гре́шных, не и́мамы. Умоли́, Госпоже́ Пресвята́я, Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего, да удосто́ит на́с Ца́рствия Небе́снаго; сего́ ра́ди всегда́ сла́вим Тя́, я́ко Вино́вницу спасе́ния на́шего, и превозно́сим свято́е и великоле́пное и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице сла́вимаго и поклоня́емаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва иная Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская

     К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто плач мой услы́шит и воздыха́ние прии́мет, а́ще не Ты, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище нам, гре́шным? Кто па́че Тебе́ в несча́стиих защити́т? Услы́ши стена́ние мое́ и приклони́ у́хо Твое́ ко мне, Влады́чице и Ма́ти Бо́га моего́. Не пре́зри и́щущаго Твоея́ по́мощи и не отри́ни мене́ гре́шнаго, Цари́це Небе́сная! Научи́ мене́ исполня́ти во́лю Сы́на Твоего́ и да́руй жела́ние всегда́ сле́довати Его́ святы́м за́поведем. За мой ро́пот в боле́знях, труда́х и несча́стиях не отступи́ от мене́, но бу́ди Ма́терию и Покрови́тельницею мене́ малоду́шнаго, Цари́це моя́ Преблага́я, Засту́пнице Усе́рдная! Твои́м хода́тайством прегреше́ния моя́ покры́й, от ви́димых и неви́димых враго́в защити́, сердца́ вражду́ющих про́тив мене́ смягчи́ и Христо́вою любо́вию согре́й их. Мне же немощно́му да́руй Твою́ всеси́льную по́мощь победи́ти моя́ грехо́вныя привы́чки, да́бы, очи́щенный покая́нием и после́дующею доброде́тельною жи́знию, в обще́нии со Свято́ю Це́рковью прове́л остальны́я дни земна́го стра́нствия. Предста́ни мне, Наде́ждо всех христиа́н, в час кончи́ны моея́ и подкрепи́ мою́ ве́ру в сме́ртный тя́жкий час. Вознеси́ за мене́, многопрегреша́ющаго в жи́зни сей, Твоя́ всеси́льныя моли́твы по отше́ствии мое́м, да оправда́ет мене́ Госпо́дь и соде́лает прича́стником Его́ бесконе́чных ра́достей. Ами́нь.

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Ярославская-Смоленская икона Божией Матери

25 октября православная церковь отмечает праздник в честь Ярославской-Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, которая является одной из самых редких икон.

История иконы

Икона является келейным образом архимандрита Антония, служившего в Троице-Сергиевой Лавре. Явилась она 12 октября 1642 года, во время молитвы Антония перед Смоленской Одигитрией. Вдруг он услышал голос от иконы: «Иду, иду в пределы града Ярославля, в новосозданный монастырь во Имя Мое». Монастырь этот строился в лесу, близ Ярославля, и Антоний в этот же день послал одного из иноков отвезти туда образ.

Установили чудотворную икону подле алтаря, и она практически моментально стала проявлять свою чудодейственную силу. Первое чудо Священного образа ощутили на себе три инока. Переправляясь через Волгу, чтобы попасть в Ярославль для «покупок церковных», они были настигнуты сильнейшей бурей и чуть не погибли. Избежать печальной участи им помог призыв о помощи Богоматери.

И в этот же день случилось еще одно чудо. Перед чудотворной «Ярославской-Смоленской» иконой произошло воскрешение младенца, который внезапно умер, когда его принесли в храм для того, чтобы совершить таинство крещения. Сегодня эта чудотворна икона находится в Троицком храме, в стенах которого хранится много древних, чтимых православными Святынь. Икона Богоматери «Ярославская-Смоленская» установлена в иконостасе слева от царских врат. За последние десятилетия образ был украшен благодарными богомольцами разными драгоценными привесками.

В чем помогает молитва перед Ярославской-Смоленской иконой Божией Матери

В молитвенных обращениях люди просят Богоматерь о помощи в своих бедах и проблемах:

  • О прекращении эпидемий и долгожданном исцелении;
  • О рождении здоровых детей;
  • О сохранении семьи и избавлении от одиночества;
  • Чтобы защититься от врагов и завистников;
  • Избавиться от уныния и других мирских грехов;
  • Найти свой путь истинный;
  • Уберечься от техногенных катастроф и природных стихийных бедствий.

К Святому лику обращаются также путешественники и военные, чтобы Небесная Заступница помогла им предотвратить возможные трудности и преодолеть любые препятствия.

Как правильно молиться перед Ярославской-Смоленской иконой Божией Матери

25 октября принято читать акафист и возносить благодарность Богоматери. Однако в этот день не запрещается просить Божию Матерь о помощи и заступничестве. Любой человек, у кого в голове чистые помыслы, а душа наполнена верой и любовью, может обратиться к Ней в молитве и обрести желаемое.

Молитва Пресвятой Богородице перед ее иконой «Ярославская-Смоленская»

«О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Ярославля всемощная Заступнице! Приими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющымся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловании быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаём, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Mon, 24 Oct 2022 15:48:01 +0300



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

История появления Ярославской иконы

Появление иконы Божией Матери в Ярославле обязано ярославским князьям Василию и Константину. Этому предшествовала битва русских воинов с татаро-монголами на реке Сить в 1238 году. Отец Василия и Константина, ярославский князь Всеволод, в содружестве с дядей и братом (князьями Георгием Владимирским и Василько Ростовским) погиб, пытаясь остановить нашествие Батыя.

Ярославль был завоеван и вынужден платить дань татаро-монгольским ханам. Василий принял княжение в трудные времена. Вместе с отцом он был на поле брани у реки Сить. По возвращении в Ярославль Василий с братом передали образ Божией Матери в храм. Поражение русского войска, гибель князей, разорение городов и поселений вселило в народ страх и ужас. Явление новой иконы было воспринято, как Провидение, что Небесная Покровительница защитит русский народ.

Изображение, написанное в иконописном стиле «Умиление», дало надежду павшим духом людям. На иконе Мать и Сын Божий прильнули друг к другу. Младенец касается лица Матери рукой, а она нежно обнимает Иисуса, всем видом показывая безграничную любовь и готовность защитить его от бед и невзгод. Верующие видели в этом особый смысл: Пресвятая Богородица будет так же милосердна и к ним.

Откуда братья-князья взяли образ – осталось не известно. Исследователи предполагают, что он был получен из Киева или Владимира. Возможно, князь Василий, чудом спасшийся во время Ситской битвы, таким образом исполнил обет перед Богородицей и надеялся на ее помощь в дальнейшем. Его княжение длилось 10 лет: внезапная тяжелая болезнь прервала служение боголюбивого правителя. Похоронен он был в соборном храме, недалеко от принесенной им иконы Пресвятой Богородицы.

На его место заступил младший брат Константин. В течение 8 лет он укреплял границы княжества, стараясь уберечь поданных от татарских набегов. 3 июля (по старому стилю) 1257 года Константин принял решение с немногочисленным войском противостоять карательному отряду мурзы Бурытая. В неравной битве на горе Туговой князь погиб. Его останки были погребены рядом с братом, у образа Пресвятой Богородицы.

Духовная связь братьев с принесенным образом была закреплена Православной Церковью. Память об обретении мощей святых князей Василия и Константина и празднование иконы Ярославской Божией Матери отмечается в один день – 8 июня (по новому стилю).

В 1501 году храм, где покоились останки братьев-князей, сгорел. Образ Богородицы был спасен, а погребения оказались под завалами разрушенной церкви. Во время закладки фундамента нового собора были обнаружены гробы Василия и Константина с нетленными останками. Возрожденный Успенский собор стал местом перезахоронения обретенных мощей и домом Ярославской Богоматери.

Здесь она находилась на протяжении четырех столетий. В это время с иконы делают многочисленные изводы, получившие распространение по всей России. Впоследствии, в 30-х годах XX столетия, храм был закрыт, первообраз утрачен.

О чем молятся?

Помните о том, что Божия Матерь одна, однако каждый человек может избрать любимый образ Божией Матери и обращаться с молитвой к Царице Небесной перед ним. Ярославская икона Божией Матери – прекрасный образ, перед которым можно молиться в любое время. Молятся

  • Об исцелении болезней женских и мужских органов;
  • Об улучшении и исцелении болезней речи и слуха;
  • Об оправдании при несправедливости и клевете;
  • Об укреплении веры во время гонений и скорбей.

Также известна Ярославская Казанская икона Божией Матери. Она была обретена в Казани, в торговом дворе у одного юноши на левой стороне в его лавке, ее по повелению Богородицы перенесли в город Романов Ярославской губернии (сейчас Тутаев), затем был сделан список – и наконец оригинал оставили в Ярославле, куда его переносили крестным ходом, а список – в Романове.

Возвращение иконы

Утерянный образ возродился в конце 20 века. В 1998 году реставратор из Мурманска, С. Маймур, случайно обнаружил древний лик в селе Петровское Ярославской области у своих знакомых. Изъеденная жучками доска лежала в сарае. Профессионал с первого взгляда узнал икону Ярославской Божией Матери. Хозяевам было не известно, как и когда она оказалась у них.

Маймур решил восстановить святой образ. На реставрацию иконы ушло около 2-х лет. Реставратор подарил ее своей крестной матери, которая отнесла святыню в храм в С-Петербурге. По воле Божьей, реликвия стала участницей празднования в Ярославской епархии. Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл узнал древний список покровительницы Ярославля и, помолившись перед образом, выразил пожелание, чтобы он вернулся в Ярославль. Торжественное возвращение Ярославской Богоматери произошло в 2003 году в Феодоровском кафедральном соборе, где хранятся мощи святых Василия и Константина.

Описание иконы

Ярославская икона относится к типу Умиления. Узнать образы этого типа легко по тому, что Богородица нежно прижимает Младенца к Себе, обнимая Ребенка, и Сам Младенец обнимает Мать.

Святой евангелист Лука написал три основных иконографических типа образов Богоматери: Одигитрия (в переводе на русский — Путеводительница или Указывающая Путь), Елеусса (Милостивая, Умиление), и Оранта (Заступница). Тип Умиление или Милостивая. — когда Пречистая Дева кротко, с милостью и жалостью ко всем людям, взирает на предстоящего перед Ней. Тип — это иконы, объединенные одной композицией, одеждой и позой Богородицы и Богомладенца. Легко сравнить образ Ярославской Божией Матери с принадлежащей к другому типу, Одигитрии, Смоленской или Тихвинской иконой, чтобы увидеть разницу: Богородица везде нарисована по пояс, но на последних видно, что Младенец сидит на руке Богородицы, не обнимает Ее, а благословляет молящихся правой рукой и держит свиток — символ Своего предназначения — в левой.

Младенец Христос находится справа от Божией Матери, лики Матери и Сына соприкасаются. Интересная и узнаваемая деталь — Младенец Христос держится за подбородок Пресвятой Владычицы ручкой, при этом его ноги соединены. По преданию, евангелистом Лукой было написано 70 икон (скорее всего, это легенда). Он рисовал с натуры — то есть позировала для икон Сама Богоматерь.

Значение иконы Божией Матери «Ярославская» в православии

Святыня стала своеобразным памятником-напоминанием о трагических событиях для русских людей на реке Сить и горе Туговой. В лихолетье татарского нашествия она стала утешительницей русского народа. Ее явление убеждало людей, что впереди будет победа.

Перед образом Ярославской Божией Матери происходили важнейшие события из истории Ярославской и Русской земли:

  • В смутное время, когда Москва была захвачена поляками, Ярославль стал столицей Русских земель. Перед ликом Ярославской Богородицы молились за освобождение и возрождение Руси.
  • Перед святым образом князь Пожарский принял благословение от Ростовского митрополита и во главе народного ополчения двинулся освобождать Москву.
  • С ней связано начало и конец царствования Романовых. Перед ней молился избранный на царство Михаил Романов перед тем, как отправиться в Москву. В 1913 году, в год 300-летия правления рода Романовых перед ней молился последний российский император Николай II.

Православные верующие почитают Ярославскую Богоматерь, как покровительницу и защитницу России. Возвращение священной реликвии на Ярославскую землю, по убеждению архиепископа Кирилла, поможет возрождению православных традиций в регионе и восстановлению древнего Успенского собора.

От чего помогает?

Напомним, что каждая икона, имеющая собственное название, является чудотворной. Это значит, что по молитвам к Божией Матери через эту икону совершаются чудеса, которые подтверждены документально и признаны Церковью. Традиционно перед разными иконами Богородицы молятся в разных обстоятельствах, разных житейских трудностях. Богородица через этот образ много помогает родителям и детям, а также больным и пожилым людям. Молятся Божией Матери перед иконой также

  • При планировании беременности;
  • Об исцелении бесплодия;
  • О сохранении ребенка при угрозе выкидыша;
  • О преодолении психологических трудностей;
  • Об исцелении детей, родителей, взрослых.

Тексты молитв

Вера и чистые помыслы – вот главные условия, чтобы Небесная Покровительница услышала молитвенные обращения.

Молитва

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Ярославля всемощная Заступнице! Приими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благость Свою чтущим Всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Иконография

Ярославская икона относится к поясному типу Умиления [3] . Богомладенец изображён с правой стороны Богородицы, которая наклонила к нему свою голову так, что их лики соприкасаются. Младенец Иисус рукой держится за подбородок Девы Марии, ступни его ножек сдвинуты.

Икона известна по многочисленным спискам [4] . Самим ранним является список первой половины XV века из собрания Третьяковской галереи [5] . Выдающимися художественными достоинствами отличается список второй половины XV века, также из собрания Третьяковской галереи [6] . Список 1500 года был вложен вдовой последнего ярославского князя в Троице-Сергиеву лавру.

Иконография

Ярославская икона относится к поясному типу Умиления [3] . Богомладенец изображён с правой стороны Богородицы, которая наклонила к нему свою голову так, что их лики соприкасаются. Младенец Иисус рукой держится за подбородок Девы Марии, ступни его ножек сдвинуты.

Икона известна по многочисленным спискам [4] . Самим ранним является список первой половины XV века из собрания Третьяковской галереи [5] . Выдающимися художественными достоинствами отличается список второй половины XV века, также из собрания Третьяковской галереи [6] . Список 1500 года был вложен вдовой последнего ярославского князя в Троице-Сергиеву лавру.

Примечания

  1. ↑Ярославская икона Божией Матери на сайте Православие.ru
  2. Тальберг Н. Д.
    Пространный месяцеслов Святых в Земле Российской просиявших. В каких нуждах каким иконам надлежит поклоняться. — Репринтное воспроизведение издания. — СПб. : Вера, 1997. — С. 578.
  3. 123
    Белик Ж. Г. Ярославская икона Божией Матери
  4. ↑Списки иконы Богоматери Ярославской
  5. ↑Богоматерь Ярославская, Новгород, 1-я пол. XV в. (ГТГ, Инв. 19997)
  6. ↑Богоматерь Ярославская, Новгород, 2-я пол. XV в. (ГТГ, Инв. 12045)

Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

Не путать с одноимённым образом XIX века

Ярославская икона Божией Матери
Список 2-й половины XV в., ГТГ
Дата появления XIII век
Иконографический тип Елеуса
Дата празднования 8 (21) июня
Изображения иконы на Викискладе

Ярославская икона Божией Матери

— почитаемая в Русской церкви икона Богородицы. Празднование иконе совершается 8 июня по юлианскому календарю [1] .

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Ярославская икона Божией Матери
Ярославская икона Божией Матери

Ярославская икона Божией Матери

Память 8 июня

Ярославская икона Божией Матери стала первой чудотворной иконой, явленной Пречистой Богородицей во время татаро-монгольского ига. Она была принесена на Русь (вероятно, из Киева) почти сразу после нашествия Батыя. Этим образом Богоматерь посетила русскую землю и утешила православных в скорби. Знаменательно, что это был образ «Умиление» [1]. Икона была принесена в Ярославль святыми благоверными князьями Василием и Константином.

В Смутное время, когда Москва оказалась под властью польских захватчиков, Ярославль стал столицей государства, а Ярославская икона Божией Матери главной моленной иконой Руси. Летом 1612 года в Ярославле продолжилось формирование народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского, который прибыл из Новгорода. В Успенском соборе, пред ликом Ярославской иконы, князь Димитрий Михайлович Пожарский принял благословение от Ростовского митрополита Кирилла и во главе народного ополчения двинулся на Москву. Освобождение первопрестольной положило начало новой страницы истории Российского государства.

С Ярославской иконой связано и начало правления царского дома Романовых. Ярославль стал первым градом, встретившим 21 марта 1613 года юного, только что избранного на престол князя Михаила Федоровича Романова на его пути из Костромы в Москву. Отсюда он послал грамоту в Земскую Думу, извещая о своем согласии принять царский венец.

Ярославская икона Божией Матери известна на Руси по многочисленным спискам, первообраз, к сожалению, утрачен. В собрании Третьяковской галереи находится самый ранний список чудотворной иконы первой половины XV века, здесь же находится другой список, отличающийся выдающимися художественными достоинствами, сделанный во второй половине XV века.

В Троице-Сергиевой лавре хранится список 1500 года, переданный в монастырь вдовой последнего ярославского князя.

В честь чудотворной иконы был освящен нижний храм Ильинской церкви города Ярославля.

Описание

Иконографический тип — Умиление. Богомладенец сидит на левой руке Богоматери, но Его фигура расположена справа от Нее — это отличительный признак данного извода «Умиление». Изображение поясное.

Образ преисполнен материнской заботой и попечением. Пресвятая Богородица наклонила голову к Сыну и Они соприкасаются ланитами. Младенец ласково держится рукой за подбородок Матери, нежно прильнул к Ней, ступни Его ножек сдвинуты. Левой рукой Он держится за кайму мафория. Эти жесты подчеркивают сердечность во взаимоотношениях Матери и Сына.

Богоматерь изображена в традиционном коричневом мафории. Богомладенец в белых одеждах.

Фигура Младенца не развернута к предстоящим перед иконой, а обращена к Богородице. Обнаженные стопы символизируют такое понятие, как «кенозис» — умаление Божества, нисхождение Бога в плоть. Положение рук Пресвятой Богородицы — не поддерживающее, а притягивающее хрупкое младенческое тельце к Себе. Край мафория перекинут через левую руку Марии и как бы укрывает и защищает дитя.

Использованные материалы

  • «Икона Богородицы Ярославская» // Сайт «Азбука веры»
    • https://azbyka.ru/days/ikona-jaroslavskaja


[1]  Подобным образом в лихолетье 1917 года в день отречения Николая II явилась Державная икона Божией Матери

[desc][/desc]

Постараемся детально ответить на вопрос: молитва ярославская иконе божией матери на сайте: молитва-богу.рф — для наших многоуважаемых читателей.

Блок: 1/8 | Кол-во символов: 151
Источник: https://xn—-7sbebizuhsg3bs.xn--p1ai/molitva_yaroslavskaya_ikone_bozhiej_materi/

Содержание

  • 1 История появления святого лика
    • 1.1 История иконы
  • 2 Из истории образа Ярославской Божьей Матери
  • 3 Иконография
  • 4 Возвращение иконы
  • 5 Журнал о звездах и астрологии
      • 5.0.1 Икона Божией Матери «Споручница грешных»
      • 5.0.2 Короткие молитвы на удачу
      • 5.0.3 Молитвы иконе Божией Матери «Неувядаемый цвет»
      • 5.0.4 Икона Божией Матери «Троеручица»
      • 5.0.5 Икона Божией Матери «Умиление»
  • 6 Значение иконы
  • 7 Ведьмочка.net
    • 7.1 Ярославская(Смоленская) икона Божией Матери «Умиление»
    • 7.2 Молитва Ярославской(Смоленской) иконе Богоматери «Умиление»
  • 8 Ярославская Печерская икона Божией Матери
    • 8.1 Икона «Отечество»
    • 8.2 20 ноября — день иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»
  • 9 Молитва Божией Матери перед Ея иконой, («ЯРОСЛАВСКАЯ» ОДИГИТРИЯ)
      • 9.0.1 Похожие новости
    • 9.1 Икона «Троица Новозаветная»
    • 9.2 Икона «Христос Пантократор»

История появления святого лика

Появление иконы относят к XIII веку. По словам искусствоведов, она является русской версией Елеусы (Умиление). В 1213 году в Ярославле возвели собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Икона Богоматери длительное время находилась в этом соборе, за что и получила название Ярославской.

Икона Богородицы «Ярославская»

В православной России этот образ Девы Марии считается одним из самых древних.

Важно! Икона Богоматери и её Сына была явлена Пречистой в тяжёлые для Руси времена татаро-монгольского ига. Для неё характерна особенная нежность и глубина материнских чувств, как символ заступничества за род христианский.

Древние источники сообщают, что икону привезли в Ярославль благоверные князья Василий и Константин. Их правление пришлось на самые жестокие годы, когда татаро-монгольские орды вторглись на русскую землю и уничтожали всё на своём пути.

В 1238 году состоялась битва между русскими и ханскими войсками на берегах реки Сить. После этого князь Василий, чудом уцелевший в столкновении, унаследовал Ярославский престол от своего погибшего отца.

В то же время юный князь со своим братом Константином совершил принесение чудотворного образа Богоматери Умиление в город Ярославль. Икона была помещена в древний каменный собор. Народ, пребывавший в страхе и смятении от разорительных набегов захватчиков, окреп духом после принесения иконы Богородицы.

Откуда именно привезли Святой образ достоверно не известно. Предположительно, ярославская икона ранее находилась в городе Владимире. Но, возможно, её доставили из Киева. Об этом в преданиях ничего не сказано. В XV-XVI веках с иконы пишут многочисленные копии, которые расходятся по разным местам.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1679
Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-presvyatoj-bogoroditsy-yaroslavskaya.html

История иконы

Ярославская икона Богородицы нераздельно связана с Ярославской землей. В далеком 13 веке в Ярославском уезде был построен храм Успения Богородицы. По сей день этот храм является главным во всей области.

pic

Практически с самого начала в этом соборе находилась икона «Умиление», на которой изображена Богородица с Иисусом Христом, который тянется к Матери и касается ее щеки своей. Этот образ был немного изменен, но сама суть его сохранилась. Эта икона стала неким счастливым талисманом Ярославля и его земель, его святым, чудотворным знаменем. В этой иконе выражена любовь Матери к Сыну. Это очень красивый образ, олицетворяющий собой любовь ко всем людям.

Прибытие иконы в Ярославль было осуществлено в тяжелый для Руси период — во время Татаро-монгольского нашествия. Она хранила наш народ от бед еще больших, нежели он видел тогда. Вражеские войска разоряли города и оставляли после себя только реки крови и страданий. Ярославская икона оберегала жителей Ярославля и в финальные стадии этого ужасного периода стала символом борьбы со злом.

Откуда появилась икона — остается тайной, несмотря на мнения ученых о владимирском или киевском происхождении образа. Сейчас древнейший список с этой иконы до сих пор пребывает на своем исконном месте — в Ярославском Успенском соборе.

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 1810
Источник: https://dailyhoro.ru/article/yaroslavskaya-ikona-bozhiej-materi/

Из истории образа Ярославской Божьей Матери

История обретения образа Ярославской землей достоверно не установлена. Иными словами, то, как появилась чудотворная Ярославская икона Божьей Матери известно исключительно по преданиям и легендам. Неоспоримо и достоверно лишь время обретения образа – XIII столетие. То есть, момент появления иконы совпал с началом тяжелого испытания для русских земель – владычества монголо-татарских племен.

Согласно преданию, привезли образ в город князья Константин и Василий Всеволодовичи, впоследствии канонизированные. Братья воспитывались великим князем Георгием Всеволодовичем Владимирским, который первым смог оказать ордам иноземных захватчиков достойный отпор. Отцом же их был ярославский князь Всеволод Константинович. А матерью будущих святых братьев была княгиня Марина, дочь Олега Курского.

Василий Всеволодович принял княжение Ярославское в 1238 году, после битвы с врагами у берега реки Сить. Эта небольшая речка по сей день протекает по Ярославским землям, неся свои воды в Волгу. В сражении, послужившем предтечей Куликовского, полегли Великий князь Георгий и ярославский правитель Всеволод Константинович. Ростовский же князь Василько был полонен и позднее зверски замучен.

Прибыв на княжение Ярославское, Василий, вместе с младшим братом своим Константином, привезли с собой икону. С благословения епископа Кирилла Ростовского образ был размещен в каменном храме, выстроенном в 1215 году.

Как в руках братьев оказалась икона, легенды умалчивают. Историки и искусствоведы же полагают, что привезена она была из Киева или из Владимира. Но как бы там ни было, к образу сразу же потянулись люди, нуждающиеся, страдающие и скорбящие. Икона практически сразу обрела славу Чудотворной, а день ее установления в храме стал датой почитания. До революции эту дату именовали днем Явления иконы Пресвятой Богородицы Ярославской. Чтится образ 21 июня по григорианскому стилю, в этот же день церковью поминаются братья Василий и Константин — святые князья земли Ярославской.

В начале XVI столетия в Успенский собор Ярославля перенесены были мощи князей Всеволодовичей. В это же время переместили в данный храм и образ Богородицы. С момента размещения ее в иконостасе собора, она стала считаться покровительницей Ярославской земли. Поклониться ей приезжал царь Иоанн III. Молился у этого образа на пути из Костромы в Москву и первый правитель династии Романовых, Михаил Федорович. Светлейший князь Димитрий Пожарский возле нее принял благословение от митрополита Кирилла перед тем, как ополчение двинулось на освобождение Москвы. Молился перед образом и Николай II, последний самодержец Русской земли. Приезжал он поклониться иконе в 1913 году.

Успенский собор был закрыт и разграблен в начале прошлого столетия. В этот момент и исчезла чудотворная икона. Периодически в СМИ появляется информация о том, что образ находят на чердаках, в подвалах, прилавках антикварных магазинов, однако, официально икона по-прежнему считается утраченной. Находимые образы же являются копиями, списками, которые реставрируются и возвращаются в храмы города.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 3074
Источник: https://labuda.blog/198722

Иконография

Ярославская икона относится к поясному типу Умиления. Богомладенец изображён с правой стороны Богородицы, которая наклонила к нему свою голову так, что их лики соприкасаются. Младенец Иисус рукой держится за подбородок Девы Марии, ступни его ножек сдвинуты.

Икона известна по многочисленным спискам. Самим ранним является список первой половины XV века из собрания Третьяковской галереи. Выдающимися художественными достоинствами отличается список второй половины XV века, также из собрания Третьяковской галереи. Список 1500 года был вложен вдовой последнего ярославского князя в Троице-Сергиеву лавру.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 617
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8

Возвращение иконы

После революции в 1922 году Успенский собор, где находилась легендарная ярославская икона, был закрыт для богослужений. С этого момента след древнего образа теряется.

В 1998 году совершенно случайно лик Святой Девы Марии был обнаружен в селе Петровское, неподалёку от г. Ростова. Иконописец Сергей Маймур приехал к родственникам и случайно обнаружил икону в сарае во дворе. Находку он увёз с собой в Мурманск, где полтора года занимался её реставрацией.

В 2003 году образ был торжественно передан в Ярославль, как раз накануне тысячелетия города. Сейчас он находится в храме Спаса на Городу.

Ярославская икона Божией Матери с предстоящими

Иконописцы отмечают уникальность ярославской иконы, которая выражена в необычной позе младенца на руках Матери и в печальном взгляде Богородицы, знающей о предстоящих испытаниях для её Сына. Иисус сидит на левой руке Марии, но находится справа от неё. Рукой Он нежно держит Богородицу за подбородок, прильнув головой к её щеке. Дева Мария как бы пытается укрыть и защитить своего ребёнка краем мафория.

Интересно! В образе прослеживается сильнейшая материнская любовь и желание уберечь своё дитя от невзгод внешнего мира.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1172
Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-presvyatoj-bogoroditsy-yaroslavskaya.html

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

Икона Божией Матери «Споручница грешных»

Икона «Споручница грешных» глубоко почитается православными христианами. Это одна из самых удивительных икон, чей духовный смысл .

Короткие молитвы на удачу

Судьба постоянно испытывает нас на прочность и преподносит неожиданные сюрпризы. Заручиться поддержкой Высших сил и преодолеть трудности помогут .

Молитвы иконе Божией Матери «Неувядаемый цвет»

Икона «Неувядаемый цвет» очень почитаема среди православных христиан. Ее чудодейственные свойства испокон веков помогали каждому, кто .

Икона Божией Матери «Троеручица»

Благодаря святому покровителю православия Иоанну Дамаскину икона «Троеручица» обрела славу, а верующие люди — чудотворную помощь. Икона .

Икона Божией Матери «Умиление»

За всю историю православия было обретено множество икон. Одной из самых известных является икона «Умиление». С данным образом .

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 940
Источник: https://xn—-7sbebizuhsg3bs.xn--p1ai/molitva_yaroslavskaya_ikone_bozhiej_materi/

Значение иконы

Для православных христиан икона Богородицы Ярославская имеет особое значение, поскольку принято считать Деву Марию покровительницей и защитницей земли русской. Владыка Кирилл уверен, что возвращение этой святыни на Ярославскую землю поможет возродить православные традиции в регионе и Успенский собор, в котором икона пребывала почти 700 лет.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 356
Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-presvyatoj-bogoroditsy-yaroslavskaya.html

Ведьмочка.net

Празднование Ярославской(Смоленской) иконы Божией Матери «Умиление» происходит 21 июня (8 июня по старому стилю).

О чем молятся Ярославской(Смоленской) иконе Божией Матери «Умиление»: молятся об исцелении телесных болезней.

Ярославская(Смоленская) икона Божией Матери «Умиление»

Молитва Ярославской(Смоленской) иконе Богоматери «Умиление»

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Ярославля всемощная Заступнице! Приими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющымся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловании быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаём, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1059
Источник: https://xn—-7sbebizuhsg3bs.xn--p1ai/molitva_yaroslavskaya_ikone_bozhiej_materi/

Ярославская Печерская икона Божией Матери

Этот чудотворный образ также является утерянным. Днем церковного почитания является 14 мая по юлианскому стилю.

Ярославская Печерская икона Божией Матери была обретена не так давно, в сравнении с ее более «знаменитой тезкой». Произошло это в начале XIX столетия. Одна из жительниц Ярославля долгие годы страдала от тяжкого душевного недуга, который весьма напоминал то, что нынче называют депрессией. Звали эту женщину Александрой Добычкиной.

В одну из ночей 1823 года Александра Дмитриевна забылась коротким болезненным сном, в котором привиделся ей храм с необычной, будто бы выложенной на стене, иконой. Посчитав грезу вещей, больная пустилась в путь по улицам города. Нужно отметить, что отыскать смутно привидевшийся во сне храм в ту пору в Ярославле было крайне трудно, поскольку на каждой улице высилось по нескольку церквей.

Сколько дней, недель или месяцев искала Александра Дмитриевна храм, не совсем ясно. Однако доподлинно известно, когда она его обнаружила. Случилось это 1-го мая. Зайдя на территорию Спасо-Преображенского монастыря, женщина зачем-то прошла к Архиерейскому дому и встала, не веря своим глазам. Перед ней высилась церковь из сна. Это был храм Происхождения честных древ. Войдя в молитвенный зал, Александра Дмитриевна тут же узрела явившийся в грезе образ, подошла к нему и упала, забившись в судорогах. Очнувшись, женщина обрела уверенность в скором исцелении и стала ежедневно приходить и молиться перед фреской с образом Богородицы.

После полного исцеления Александры Дмитриевны, страдавшей более 17 лет, фреска получила славу, а затем и статус чудотворной. Она стала именоваться Ярославской Печерской иконой Божией Матери. При закрытии и разграблении монастыря в начале прошлого столетия фреска была варварски уничтожена, сколота со стены.

Чудотворные образы Ярославля. Печерская и Казанская, Ярославская иконы Божьей Матери

Тип иконографии этого образа – Панахранта. Богоматерь изображается как Царица Небесная, она занимает Престол, держа Иисуса. Этот тип иконописи был характерен для мастеров Царьграда, или же Константинополя. Историки и искусствоведы полагают, что ярославская фреска являлась копией древней иконы из Киево-Печерского монастыря, утраченной задолго до революции. А она, в свою очередь, была списком с образа Богоматери из храма Софии Константинопольской. Наиболее близка к уничтоженной ярославской чудотворной фреске по художественному исполнению известная икона Божьей Матери «Державная».

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 2402
Источник: https://labuda.blog/198722

Икона «Отечество» Икона «Отечество»

Икона «Отечество» — самый обсуждаемый из образов в православии. Он заключает в себе изображение триединства …

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 328
Источник: https://dailyhoro.ru/article/yaroslavskaya-ikona-bozhiej-materi/

20 ноября — день иконы Божией Матери «Взыграние Младенца» 20 ноября — день иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»

В православии и в христианстве в целом существует большое количество икон, которые можно назвать чудотворными. …

Блок: 7/9 | Кол-во символов: 371
Источник: https://dailyhoro.ru/article/yaroslavskaya-ikona-bozhiej-materi/

Молитва Божией Матери перед Ея иконой, («ЯРОСЛАВСКАЯ» ОДИГИТРИЯ)

икона Богородицы «ЯРОСЛАВСКАЯ» ОДИГИТРИЯ

года архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Адриан во сне услышал голос от иконы «ОДИГИТРИЯ» Ярославская, стоящей в его кельи: «Иду в пределы Ярославля в новосозданный монастырь в имя Моё». Вскоре архимандрит проводил Ярославскую икону в названный монастырь, где образ прославился чудотворениями.

Похожие новости

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять к данной публикации.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 500
Источник: https://xn—-7sbebizuhsg3bs.xn--p1ai/molitva_yaroslavskaya_ikone_bozhiej_materi/

Икона «Троица Новозаветная» Икона «Троица Новозаветная»

На множестве икон изображена Святая Троица во всей таинственности и величии. О силе святынь спорят …

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 329
Источник: https://dailyhoro.ru/article/yaroslavskaya-ikona-bozhiej-materi/

Икона «Христос Пантократор» Икона «Христос Пантократор»

Икона «Христос Пантократор» — старейший образ Христа, который имеет чудодейственную силу, исцеляет и помогает верующим.

Блок: 9/9 | Кол-во символов: 338
Источник: https://dailyhoro.ru/article/yaroslavskaya-ikona-bozhiej-materi/

Кол-во блоков: 20 | Общее кол-во символов: 15488
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. https://labuda.blog/198722: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 5476 (35%)
  2. http://molitva-info.ru/ikony/ikona-presvyatoj-bogoroditsy-yaroslavskaya.html: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 3207 (21%)
  3. https://xn—-7sbebizuhsg3bs.xn--p1ai/molitva_yaroslavskaya_ikone_bozhiej_materi/: использовано 4 блоков из 8, кол-во символов 2650 (17%)
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 617 (4%)
  5. https://dailyhoro.ru/article/yaroslavskaya-ikona-bozhiej-materi/: использовано 6 блоков из 9, кол-во символов 3538 (23%)

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

Загрузка…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник иконы всех святых
  • Праздник иконы божией матери огневидная
  • Праздник иконы божией матери неопалимая купина когда
  • Праздник иконы божией матери лиддской
  • Праздник иконы божией матери казанской коробейниковской