Праздник инженера механика вмф

Начиная с 1996 года, 10 января, свой профессиональный праздник отмечают инженеры-механики ВМФ России. Несмотря на то, что дата чествования данных специалистов появилась относительно недавно, сама профессия берет свое начало еще в середине XIX века. Так, 10 января 1855 года в Российском

День инженера-механика ВМФ России

Начиная с 1996 года, 10 января, свой профессиональный праздник отмечают инженеры-механики ВМФ России. Несмотря на то, что дата чествования данных специалистов появилась относительно недавно, сама профессия берет свое начало еще в середине XIX века.

Так, 10 января 1855 года в Российском императорском флоте был образован Корпус инженеров-механиков. Собственно говоря, именно это событие и легло в основу сегодняшнего праздника.

Стоит отметить, что появление данной специальности на флоте было неизбежным. Ведь в XIX веке в России обычные парусные суда начали оснащать паровыми машинами. При этом агрегаты требовали технического обслуживания, которое мог производить лишь квалифицированный персонал.

Изначально, с 1905 года, инженеры-механики, которые несли службу на флоте, имели общевойсковые звания. Однако в 1919-м данным специалистам начали присваивать флотские чины с соответствующей приставкой.

Что характерно, некоторое время после появления на флоте инженеров-механиков, офицерский состав воспринимал их как равных. Однако время показало, что эти люди играют ключевую роль в жизни судна, а, следовательно, и его экипажа. В то же время, «машинная команда» подвергается не меньшему риску, чем другие моряки, находящиеся на судне.

Сегодня силовые установки и узлы на российских боевых кораблях, являются куда более сложными механизмами, чем вышеупомянутая паровая машина. Более того, в составе ВМФ РФ есть атомные подводные лодки, обслуживание которых требует от инженеров-механиков высочайшей квалификации.

Если говорить аллегориями, то машинный отдел – это сердце корабля. В свою очередь, от инженеров-механиков напрямую зависит его работа, а значит и жизнь всего судна.

День инженера-механика ВМФ России История военно-морской инженерно-механической службы ведёт своё начало с середины 19 века (Фото: mil.ru, по лицензии CC BY 4.0)

В 1996 году Главнокомандующим ВМФ России была установлена праздничная дата чествования инженеров-механиков военно-морского флота РФ. Свой профессиональный праздник они отмечают 10 января.

История военно-морской инженерно-механической службы ведёт своё начало с середины 19 века, когда подходила к концу эпоха парусного флота, и начался переход к флоту паровому. На парусных кораблях начали устанавливать паровые машины, требовавшие грамотного технического обслуживания. Машинное отделение превратилось в сердце корабля, и от его работоспособности зависела жизнь судна и экипажа, а также успешное выполнение боевых и повседневных задач.

В 1854 году, благодаря инициативе Начальника Главного Морского Штаба А.С. Меншикова, в Российском императорском флоте Указом императора Николая I от (29 декабря 1854) 10 января 1855 года был образован Корпус инженеров-механиков морского ведомства. С тех пор эта дата считается Днём флотского инженера-механика.

К этому моменту на флоте уже имелись корабли с паровыми машинами. Первым таким военным кораблём стал «Метеор», заложенный ещё в 1823 году. До образования специального учебного заведения механики проходили обучение в кондукторских ротах Учебного рабочего морского экипажа. Учреждалось и должностное звание: инженер-механик морского ведомства.

С 1872 года Корпус начали комплектовать выпускниками механического отделения Кронштадтского Технического училища Морского ведомства. До того момента оно именовалось Инженерным училищем Морского ведомства.

В дальнейшем судовые машины и механизмы совершенствовались и усложнялись, требуя соответствующего уровня знаний и навыков у обслуживающих их специалистов. В 1905 году в ходе морских реформ для инженер-механиков флота были введены общевойсковые звания, а в 1913 году – флотские чины с добавлением приставки «инженер-механик».

Подготовкой инженер-механиков для военно-морского флота в советский период занималось Морское инженерное училище. Это было всё то же учебное заведение, которое в сентябре 1917 года переехало из Кронштадта в Петроград. В 1927 году оно было переименовано в Военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского, спустя 3 года причислено к высшим учебным заведениям, а в 1939 году приставка Высшее стала официальной в наименовании. Фактически, до начала Великой Отечественной войны это училище оставалось единственной кузницей инженерных кадров для военно-морского флота в Советском Союзе. В послевоенные годы это училище приняло участие в формировании новых военно-морских инженерных учебных заведений в Пушкине и Севастополе.

В 1998 году на базе ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского и ЛВВМИУ им. В.И. Ленина (г. Пушкин) был образован Военно-Морской Инженерный институт. В 2012 году произошло его объединение с Военно-Морским институтом радиоэлектроники им. А.С. Попова, после чего наименование его стало: Федеральное государственное образовательное учреждение Военный институт (Военно-морской политехнический) филиал ФГКВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова».

Несмотря на то, что первое время инженеры-механики воспринимались на флоте остальным офицерским составом как равные, очень скоро ко всем пришло осознание того, какую роль играют эти люди в жизни и судьбе корабля, а значит и всего экипажа. Наиболее ярко и очевидно это проявилось во время русско-японской войны, когда от работы машинной команды и исправности машин зависело очень много. Эта же война показала, что механики подвергаются не меньшему риску, чем все остальные.

Гибель кораблей унесла жизни тысяч моряков, в том числе инженеров-механиков и членов машинных команд, которые порой просто не успевали выбраться из своих отделений при гибели корабля, которая могла быть очень стремительной. Трюмные команды, возглавляемые инженерами-механиками, до конца боролись за живучесть кораблей. В конце концов, к 1913 году были упразднены неравенства в правах между инженерами-механиками и остальными офицерами на флоте.

Задачи БЧ-5 (электромеханическая боевая часть корабля), к которой и относится служба инженеров-механиков, обширны и важны: организация правильной технической эксплуатации судовых механизмов, осуществление ремонтных работ и профилактических работ по обслуживанию, отработка навыков действия при аварийных ситуациях, борьба за живучесть и т.д.

Во многом от грамотных действий инженеров-механиков и вверенных им подчинённых зависит жизнедеятельность многих корабельных систем. Это кропотливая и рутинная работа, требующая не только знаний и опыта, но и определённых личностных и индивидуальных качеств, таких, как упорство, целеустремлённость, терпение, выдержка, находчивость, решительность, физическая и психологическая выносливость и др. Условия службы инженеров-механиков всегда отличались от службы других офицеров флота своей спецификой, связанной с нахождением в замкнутом пространстве, в душных помещениях с высокой температурой, повышенной шумностью, в контакте с маслами и техническими жидкостями.

Система подготовки инженеров-механиков для российского военно-морского флота сильна своими традициями. Она продолжает развиваться далее с учётом новейших разработок в области энергетики и судовых энергетических установок. Подвиги многих инженеров-механиков бережно хранятся на флоте, а их имена гордо красуются на бортах боевых кораблей.

Материалы по теме в Журнале Calend.ru:

• Инфографика – постер «10 января — День инженера-механика ВМФ»

День Инженера-механика ВМФ — была установлена на 10 января указом главнокомандующего Военно-морским флотом только в 1996 году.

Первый русский военный корабль с паровым двигателем «Метеор» был построен в городе Николаеве в 1825 году. И с этого времени, скорее всего, и появилась в России необходимость в профессионалах: военных инженерах флота.

С 1832 года механиков для судов стали готовить в кондукторных ротах Учебного морского рабочего экипажа. А уже 29 декабря 1854 года Указом Императора Николая I был образован Корпус инженер-механиков морского ведомства. 

В России первые бригады инженеров-механиков на флоте появились в 1854 году. Был создан отдельных корпус специалистов, которые проходили уникальный курс подготовки. С их помощью можно было преодолевать многие трудности, которые случались во время боевого патрулирования. С хорошим механиком на борту нередко удавалось дотянуть до ближайшего порта, даже имея критические повреждения.

С 1872 года Корпус инженер-механиков стал комплектоваться выпускниками механического отделения Технического училища морского ведомства в Кронштадте.

15 мая 1886 года указом императора Александра III Корпус инженер-механиков был реорганизован. Были введены пять особых должностных званий для инженер-механиков: инспектор механической части, флагманский инженер-механик, старший инженер-механик, помощник старшего инженер-механика, младший инженер-механик. Были определены 300 должностей, занимаемых инженер-механиками. 

В 1905 году при проведении реформ флота после русско-японской войны для этих специалистов были введены общевойсковые звания. В 1913 году инженер-механикам были присвоены общеморские звания (чины) с добавлением к ним «инженер-механик».

В советское время инженер-механики продолжали нести службу в составе Военно-морского флота СССР. Инженеры-механики несут службу в БЧ-5 (электромеханическая боевая часть), обеспечивая эксплуатационную безопасность корабля. 

Командир БЧ-5 возглавляет одно из самых многочисленных корабельных подразделений, куда входят три дивизиона: движения, живучести и электротехнический. Механики определённо лучше многих других членов экипажа знают устройство корабля, осуществляя его обслуживание в любое время суток, в море и на базе. Корабль жив, пока жива его электромеханическая боевая часть и исправна техника. 

10 января отмечается День инженера-механика ВМФ. 

В современной России праздник появился в 1996 году, после того как был утвержден приказом Главнокомандующего ВМФ, однако праздноваться он начал задолго до этого.

Слева: старший инженер-механик, младший судостроитель в парадном мундире образца 1886 года. Инженер-механикам флота полагалась та же форма, но без красных кантов на обшлагах рукавов. Инспекторам кораблестроения и инспекторам механической части полагались на шароварах серебряные галуны и шляпа с генеральской петлицей. Справа: младший инженер-механик, младший помощник судостроителя в виц-мундире (обыкновенная форма) образца 1882 года. Корабельным инженерам полагалась та же форма, но с красными кантами на обшлагах рукавов. Инспекторам кораблестроения и инспекторам механической части полагалась шляпа с генеральской петлицей (как здесь). Галуны на шароварах обыкновенной формы не носились.
Изображение – работа Васильева К.С.: слева старший инженер-механик, младший судостроитель в парадном мундире образца 1886 года

Впервые “Положение о Корпусе инженер механиков Морского ведомства” было утверждено 29 декабря 1854 года (10 января 1855 по новому стилю) российским императором Николаем I.

Высочайший указ императора не только переименовал корабельных инженеров, обслуживающих “пароходные машины” в инженер-механиков морского ведомства, но и определил штаты и табели созданного Корпуса для Балтийского и Черноморского флотов, а также сроки и условия производства из чина в чин, денежное довольствие и т.д.

В своем виде Корпус инженер-механиков просуществовал до 1886 года, когда император Александр III провел реорганизацию, введя пять должностных званий для корабельных инженеров: инспектор механической части, флагманский инженер-механик, старший инженер-механик, помощник старшего инженер-механика, младший инженер-механик. Для инженер-механиков были определены 300 должностей, которые они могли занимать на кораблях. В 1905 году для инженер-механиков были введены общевойсковые звания, морские звания были возвращены только в 1913 году с приставкой “инженер-механик”.

Поздравляем с профессиональным праздником!

В 1996 году Главнокомандующий ВМФ России установил праздничную дату для инженеров-механиков военно-морского флота РФ. Свой профессиональный праздник они отмечают 10 января.

Военно-морская инженерно-механическая служба ведет свое начало с середины 19 века. В 1854 году благодаря инициативе Начальника Главного Морского Штаба А.С. Меншикова в Российском императорском флоте Указом императора Николая I от (29 декабря 1854) 10 января 1855 года был образован Корпус инженеров-механиков морского ведомства. С тех пор эта дата считается Днём флотского инженера-механика. Подготовкой инженер-механиков для военно-морского флота в советский период занималось Морское инженерное училище. В 1998 году на базе ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского и ЛВВМИУ им. В.И. Ленина (г. Пушкин) был образован Военно-Морской Инженерный институт. В 2012 году произошло его объединение с Военно-Морским институтом радиоэлектроники им. А.С. Попова, после чего наименование его стало: Федеральное государственное образовательное учреждение Военный институт (Военно-морской политехнический) филиал ФГКВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова». Система подготовки инженеров-механиков для российского военно-морского флота сильна своими традициями. Она продолжает развиваться далее с учётом новейших разработок в области энергетики и судовых энергетических установок.

А по народному календарю 10 января отмечается Домочадцев день, или Рождественский мясоед. Этот день не был праздничным в полном смысле этого слова – просто с этого дня стартовал длительный период определенного образа жизни православного крестьянина — времени, когда в пищу можно употреблять мясо. Кроме религиозных мотивов, это было связано также с тем, что в первые дни января было принято забивать скотину. Следовательно, на столе появлялось мясо — в первую очередь, свинина. Однако это не отменяло еженедельный пост по средам и пятницам. В народе говорили: «Мясное — в мясоед, но постному — свой черед». В это время начиналась пора свадеб. Когда, как не в Мясоед, семьи молодых могли накрыть богатый стол для гостей? А поскольку Рождественский мясоед был долгим (он продолжался до Масленицы), времени для веселых брачных обрядов и застолий вполне хватало. Мясоед называли также Домочадцевым днем. Вся семья собиралась в доме: сообща выполняли работы по хозяйству, вместе садились за стол. Этот день напоминал о том, что семейное согласие — самое дорогое, что может быть у человека. «Когда в семье лад, то и дело спорится, и достаток родится», — говорили люди. Существовали и приметы на погоду для этого дня. Считалось, что если в этот день на скирдах ляжет иней, то лето будет дождливым.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник индусов дивали
  • Праздник ингерманландских финнов летнего солнцестояния
  • Праздник имянаречения у татар
  • Праздник имянаречения у мусульман
  • Праздник имперского города teso