Праздник ивана купала христианский праздник или нет

Подробно о празднике Купалы рассказывает протоиерей Андрей Ефанов.

Приблизительное время чтения: 3 мин.


print

Вопрос читателя:

7 июля — Иван Купала. Можно ли его праздновать?

Отвечает иерей Петр Гурьянов:

иерей Петр Гурьянов7 июля христиане отмечают праздник Рождества Иоанна Предтечи. Это древнее торжество Церкви, установленное в память о последнем перед пришествием Христа пророке — Иоанне Крестителе. По-христиански этот день следует отпраздновать, утром сходив на литургию в храм, помолившись и причастившись Святых Христовых Тайн.

В народе есть память о празднике Ивана Купалы. Точных сведений о нем нет, но очень похоже, что языческое празднование летнего солнцестояния (21 июня по старому стилю) с течением времени стало соотноситься с датой празднования рождения Иоанна Крестителя, 24 июня по старому стилю или, по новому, 7 июля. Имя «Иван» тут, скорее всего, присоединилось по ассоциации с праздником в честь Иоанна Предтечи, который к язычеству не имеет никакого отношения.

Из сообщений историков и летописей мы не имеем точных сведений ни о божестве, в честь которого совершался языческий праздник, ни о конкретных ритуалах. Известно лишь о зажигании костров, прыжках через них, плетении венков и спускании их на воду, а также совершении жертвоприношений, гаданиях и прочем ведовстве.

С точки зрения всех христианских конфессий участие в подобных мероприятиях однозначно является идолопоклонством, а следовательно, тяжелейшим грехом, который по сути своей означает разрыв отношений с Богом. С печалью можно отметить, что на сегодняшний день множество россиян, относящих себя к православным христианам, с энтузиазмом принимают участие в языческих ритуалах в канун Рождества Иоанна Крестителя.

Однако в наше время далеко не все являются христианами, что не умаляет интереса людей к духовности. Даже по сей день не угасает интерес пытливых умов к духовному наследию и традициям своих предков, что безусловно позитивно. Однако об этом мы обладаем мизерным, ничтожным материалом. Духовные традиции славянского язычества безвозвратно утрачены, так как славянская дохристианская религия не имела своих священных писаний, институт жречества канул в лету, а народная память не сохранила этого, так как славяне совокупно обратились в христианство.

Однако находились и находятся те, кто с радостью спекулирует на искателях духовности и интересующихся древнеславянскими верованиями. Находились и находятся десятки и сотни «жрецов», «волхвов», «ведунов» и «учителей», которые заявляют о том, что они восстановили древнюю веру предков и готовы приобщить к ней всех желающих. Ими искусно используются те обрывочные сведения о славянском язычестве, которые они дополняют на свой вкус смесью из новых учений — эзотерики, теософии, выхолощенных «секулярных» практик индуизма и буддизма и неуёмной фантазии. Каждые несколько лет общественности представляются всё новые «священные писания» славян — то славяно-арийские веды, которые якобы списаны с древних металлических пластинах, которые, разумеется, пропали, но были скопированы автором книжного издания «вед», то «велесова книга», автор которой даже не был знаком с древнеславянским языком и нелепо пытался ему подражать.

И вся эта армия нео-жрецов преподносит свои новодельные религии как древнюю веру славян, от которой они колоссально дальше, чем «эльфы»-толкиенисты от реальной жизни. И именно такими нео-жрецами и схожими с ними группами организовываются массовые празднования Ивана Купалы. Вам будет предложено «соприкоснуться с верой праотцов», вам там предложат очиститься, излечиться даже от хронических болезней, пройти древние обряды, погадать, омолодиться, получить впоследствии денежную прибыль, обрести семейное счастье или же найти суженого/суженую. Но вначале нужно будет просто зарегистрироваться, оплатить стоимость участия, ну и услуги жрецов.
Беда здесь еще в том, что в разгул современного неоязычества постоянно вовлекаются дети, которым за яркими одеждами, кострами и играми не видим тот, кто управляет языческим игрищем. Нужен ли нам такой праздник? Пусть каждый сам даст себе ответ на этот вопрос. Но всем нам, православным, нужно помнить, что непрекращающиеся старания лукавого придать иное значение этому дню могут кощунственно оскорбить того, кто когда-то потряс сердца человеческие проповедью Покаяния и своим пламенным призывом предуготовил путь Самому Богу.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото Jonas Tana

Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

Праздник Ивана Купалы православные верующие отмечают 7 июля — это день Рождества Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В этот день принято молиться о том, что не может сделать сам человек. О значении и истории праздника рассказал председатель Информационной комиссии Московской епархии священник Александр Волков в интервью РИА Новости.

«Рождение Иоанна Предтеча стало первым чудесным событием в новозаветной истории. Еще до рождения Иисуса Христа Бог дарует ребенка весьма пожилым людям Захарию и Елисавете, которые уже не ожидали этой радости но, Бог делает им такой подарок. Это удивительное событие описывается в Евангелии и становится началом всей новозаветной истории», — отметил священнослужитель.

По его словам, в этот день многие верующие молятся Захарию и Елисавете и просят даровать им детей. «Для каждого верующего человека этот праздник радости имеет большое значение», — подчеркнул Волков.

Ранее стало известно, что в Ставропольском крае воссоздадут старинные обряды терских, кубанских и донских казаков. Их запишут на видео с соответствующими рекомендациями, чтобы другие казаки, проводя обряды, смогли сделать это максимально аутентично. Таким образом председатель молодежной казачьей организации Терского казачьего войска «Терцы» Игорь Кочубеев хочет возродить и популяризовать традиции. Всего планируется реконструировать 10 обрядов.

Иван Купала в России Купальские обряды, совершаемые в канун праздника, составляют сложный обрядовый комплекс, связанный с огнём, водой, травами и магией (Фото: Lyudmyla Kharlamova, по лицензии Shutterstock.com)

Иван Купала – один из главных праздников обрядового календаря русского народа. Отмечать его начинают в ночь на 7 июля, и в настоящее время он совпадает с православным праздником – Рождеством Иоанна Крестителя.

Иван Купала (или Купайла) был известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса, и совершался во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица. Правда назывался этот древний обрядовый праздник – Купалье (в честь божества Купало), и был приурочен к летнему солнцестоянию – периоду наивысшего расцвета животворящих сил земли, летнего плодородия. И всегда он праздновался разгульно и весело, с плясками и песнями, легендами и обрядами.

После распространения на Руси христианства, церковь, борясь с языческими обрядами, приурочила этот праздник к дню Иоанна Предтечи. Постепенно, путем слияния христианских и языческих традиций и образовался праздник Ивана Купалы, который праздновался в ночь с 23 на 24 июня (по старому стилю). Но это не помешало ему сохранить свою мистическую привлекательность и размах народных гуляний.

Вообще купальские обряды, совершаемые в канун праздника («ночь накануне Ивана Купалы»), составляют сложный обрядовый комплекс, связанный с огнём, водой, травами и магией. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни, украшали зеленью постройки. Также было принято гадать, выслеживать ведьм, устраивать ночные бесчинства. А утром нужно было встать пораньше и пройтись босиком по целебной купальской росе, чтобы на весь год «зарядиться здоровьем». Еще в народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу. Поэтому проходил массовый сбор лечебных трав и целебных кореньев.

Непременный компонент купальской обрядности – купальский костёр, в середину которого ставили шест с укреплённым на нем горящим колесом – символом солнца. Именно он был центром молодежных гуляний в Иванову ночь. Вообще в эту ночь разводили много больших костров, вокруг них плясали и водили хороводы. Через эти костры перепрыгивали, считалось, кто выше подпрыгнет, тому больше всех счастья прибудет. В таких целебных кострах матери сжигали детские вещи, чтобы с ними ушли и болезни детей.

Ещё одно знаменитое поверье, связанное с праздником Ивана Купалы, – что в эту ночь распускается папоротник, зацветая чудесным огненным цветком, который может указать нашедшему его счастливчику местонахождения всех кладов, даже самых потаённых. Однако считалось, что путь к цветку защищает нечистая сила, которая тоже в эту ночь становилась особенно активной и старалась причинить вред людям. Поэтому в ночь на Купалу нельзя было спать. Вот и проходил праздник в массовом веселье, разгульных обрядах, гаданиях и прочих утехах…

Сегодня эти традиции продолжают жить на русской земле. В разных регионах России, в ночь Ивана Купалы принято собираться на берегу рек, озер и других водоемов. На праздниках выступают русские народные коллективы и другие творческие группы. Люди жгут большие костры, прыгают через них, водят хороводы, плетут венки из трав и цветов, поют песни и просто веселятся. А кто-то ищет цветок папоротника…

Объясняет иерей Андрей Чиженко.

В основных правилах христианской морали и благочестия – Десяти заповедях, данных еще святому пророку Моисею на горе Синай самим Богом, как говорится, из уст в уста, первые и главнейшие две гласят:

«И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:1–6).

65-е правило Трулльского Пято-Шестого Собора, созванного в Константинополе в 691–692 гг., документы которого имеют каноническую силу Вселенского Собора, осуждает и запрещает празднование новомесячий возжиганием костров и прыжками через них. У греков и римлян были подобные славянским купальским обрядам языческие празднества в дни летние (24 июня ст. ст. – 7 июля н. ст.) и зимние (25 декабря ст. ст. и 7 января н. ст.).  

Вспомним также, дорогие братья и сестры, случай из жития нашего святого новейшего времени – святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Когда православные люди собрались праздновать Хеллоуин, являющийся отголоском языческого древнего кельтского праздника, в помещение, где происходили празднества, вошел святой Иоанн, молча обвел всех взглядом и вышел. На следующий день в православном храме состоялось богослужение. Святитель ни одного человека, участвовавшего в Хеллоуине, не допустил к службе без покаяния.

Поэтому мы должны твердо знать, что купальские игрища, какими бы безобидными они ни казались, являются обрядом – древним ритуалом служения языческим славянским богам, а по-православному – бесам. И тот человек, который участвует в этом обряде (а если вы пришли просто посмотреть, то тоже причастны и добровольно отлучаете себя от Христа), попирает Таинство Крещения.

Православный же христианин должен помнить в этот день об ином христианском празднике – Рождестве Пророка Предтечи и Крестителя Господнего Иоанна – великого постника и аскета. И нам нужно в этот день Петрова поста приходить в храмы, а не на капища, и уподобляться Иоанну Крестителю в молитве и посте, а не разгулу, объедению и пьянству.

И тогда мы будем народом Божиим, а Бог будет нашим Богом. И, как сказано в вышеупомянутых стихах Ветхого Завета человеку, который соблюдает заповеди Божии, Господь сотворит милость до тысячи родов.

Святый Пророче Предтече и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник ивана купала христианский или языческий праздник
  • Праздник ивана купала фотографии
  • Праздник ивана купала у нудистов
  • Праздник ивана купала у латышей
  • Праздник ивана купала у древних славян