Праздник ивана купала православный праздник или нет

Православие и праздник Ивана Купала: отношение церкви и мнение священников, можно ли праздновать или нет. Альтернативы в православии: что говорит церковь о народной обрядности.
  • Истоки праздника
    • Связь христианского и языческого праздника
    • Купальские обряды
  • Отношение православной церкви к обрядам купальской ночи
  • Христианская альтернатива языческому Ивану Купале

Праздник Ивана Купала в православии не считается христианским, ибо он не имеет ничего общего ни с Иисусом Христом, ни со святыми. Все обряды, действия, происходящие в ночь на Купалу, связаны с язычеством, которое берет свое начало намного раньше христианства.

Истоки праздника

Русь, как и множество других народов, имела глубокие многовековые языческие корни. Князь Владимир крестил Русь, чтобы объединить народы под единое начало. Он решил ввести новую религию, для этого он насильно сгонял славян в реки для крещения, не спрашивая их о согласии оставить своих богов:

  • Дажбога;
  • Перуна;
  • Стрибога;
  • Хорса;
  • Мокоша.

Крещение Руси при князе Владимире

Люди, которых считали христианами только по обряду крещения, продолжали верить и поклоняться богам предков, совершая обрядовые действия. Идолопоклонство проявлялось в праздновании событий, посвященных возвышению языческих богов, душ мертвых и демонических сил, и было далеко от поклонения истинному Богу — Иисусу Христу.

Иванов или Ярилин день, так еще называют праздник Ивана Купала, посвященный поклонению богу солнца, отмечался всегда в летнее солнцестояние в период расцвета всей природы и праздновался, как и сейчас, 7 июля.

Связь христианского и языческого праздника

Для того, чтобы переменить традицию празднования языческих праздников, на их место часто определяли праздники христианские. Так простому народу было проще сменить традицию. Так, в языческий праздник Ивана Купала, Православная Церковь отмечает Рождество Иоанна Крестителя. 

Читайте о Предтече Господнем:

  • Житие Пророка и Предтечи Господня Иоанна
  • Икона Иоанна Крестителя
  • Мощи Иоанна Крестителя

Каждый, кто считает себя православным христианином, в этот день идет в храм на праздничное богослужение. До сих пор в нашем народе сильны языческие традиции, совершаются массовые гуляния с прыганием через костры, пусканием венков и свечей по воде, символическими жертвоприношениями и т.д. Православный человек не должен принимать участие в подобных мероприятиях, даже если они имеют более развлекательный характер, нежели религиозный.

Купальские обряды

Купальский праздник для язычников являлся временем очищения водой и огнем. Купальская ночь заканчивается сжиганием двух чучел, символов семьи, это Купала и Марена.

Каждый участник поклонения Яриле обязан был очиститься огнем, прыгнув через костер. Пары, которые провели вместе Иванову ночь, прыгают через большой огонь, взявшись за руки.

Праздник Ивана Купала

Этот обряд запрещен Богом еще в Старом Завете. (Втор. 18:10-12)

Вода — символ здоровья, энергии и мощи, поэтому очищающиеся поливали себя водой, которую изливали на себя ртом, поливались пригоршнями и из кувшина.

Незамужние девушки в этот день гадают на суженого, пуская венок с вплетенными магическими цветами и растениями на воду. Чей венок не потонет, та девица и замуж скоро пойдет.

Библия же говорит, что гадатели, маги, заклинатели, блудники Царства Божьего не наследуют. (1Кор.6:9-10)

Обряды на праздник Ивана Купала

Магия праздника начинается ночью, когда молодежь начинает резвиться, позволяя себе вольности в интимных отношениях. После сексуальных взаимоотношений в ночь поклонения языческим существам парень в прежние времена обязан был жениться на девушке, с которой он вступил в связь. Об это «законе» ныне никто и не вспоминает, все поглощены вседозволенностью и «празднованием».

Господь Бог является ревнителем, Он наказывает предавших Его христиан, поклоняющихся другим богам, проклятиями и болезнями. (Исх. 24:4-5)

Отношение православной церкви к обрядам купальской ночи

Основоположником бесовских игр считается царь Манассия, который не соблюдал Божьих законов, а жил в пьянстве и разврате.

По описаниям Феодора Вальсамона, жившего в 12 веке, константинопольская молодежь также устраивала игрища со сжиганием сена, прыганием через огонь, гаданием на будущее.

Патриарх Антиохийский Федор назвал эти действия волхованием, он поддержал патриарха Михаила Третьего Анхиальского, запретить языческие игрища.

В начале шестнадцатого века игумен Панила, служивший в Спасо-Елиазаровском монастыре, гневно осудил гуляния в ночь на Ивана Купала, совершаемые жителями Пскова. Игумен назвал народное гуляние идольским и сатанинским, богомерзким праздником.

Стоглавый Собор 1551 года приравнял купальские гуляния к поклонению богам эллинами.

Православным народ настолько пытался доказать свою правоту, что в 18 веке угрожал Потапу, Ольшанскому священнику избиением, когда тот осудил гадания в виде:

  • заговоров над младенческими родильными рубашонками;
  • гаданий на сушеных жабах;
  • заломах колеса и других.

Русская Православная Церковь никогда не поддерживала подобных праздников. Праздник Ивана Купала в православии считается языческим.

Иеромонах Иов находит объяснение живучести у людей склонности к языческим праздникам не раздвоением религии, а маловерием в великую Троицу, незнанием обетований и законов Божьих.

О других нецерковных праздниках:

  • О Хэллоувине
  • О дне святого Валентина
  • Можно ли православным отмечать Новый Год

Христианская альтернатива языческому Ивану Купале

Православная Церковь — верная Невеста Всемогущего Бога прославляет Рождество Предтечи 7 июля, один из главных праздников христианства.

Иоанн Креститель

День рождения Иоанна отмечается во всем мире, а начало положили первые апостолы.

Во время служения в храме, на которых следует присутствовать всем православным людям, священники вспоминают о рождении Предтечи, о том, что это было чудо Божие .

Дело в том, что родители Иоанна были бездетными, и это для евреев было позором, особенно для Елизаветы, матери будущего Предтечи. Неся служение в храме, отец Иоанна Захария увидел ангела, который сообщил ему о дарованном Богом счастье. Захария не поверил словам Божьего посланника, ибо по всем законам здоровья Елизавета не могла уже иметь детей, за что Бог сделал его немым до рождения сына.

Захария и Елизавета

Иоанн Креститель на 6 месяцев старше Иисуса Христа. Он стал тем, кому Бог даровал право приготовить путь идущему Спасителю.

Люди вплели в христианский праздник языческие корни. В день Ивана Купала во многих местах много внимания уделяется гаданиям, обрядам, русалкам и прыганию через огонь, а об истинном виновнике торжества многие даже не слышали. Под христианской вывеской мир отмечает языческий праздник, за что в будущем обязательно придется дать ответ.

Важно! Каждый православный сам делает выбор, праздновать языческий день Ивана Купала или пойти в храм для воздаяния Богу хвалы за рождение Иоанна Крестителя.

Православная церковь о празднике Ивана Купала

Приблизительное время чтения: 3 мин.


print

Вопрос читателя:

7 июля — Иван Купала. Можно ли его праздновать?

Отвечает иерей Петр Гурьянов:

иерей Петр Гурьянов7 июля христиане отмечают праздник Рождества Иоанна Предтечи. Это древнее торжество Церкви, установленное в память о последнем перед пришествием Христа пророке — Иоанне Крестителе. По-христиански этот день следует отпраздновать, утром сходив на литургию в храм, помолившись и причастившись Святых Христовых Тайн.

В народе есть память о празднике Ивана Купалы. Точных сведений о нем нет, но очень похоже, что языческое празднование летнего солнцестояния (21 июня по старому стилю) с течением времени стало соотноситься с датой празднования рождения Иоанна Крестителя, 24 июня по старому стилю или, по новому, 7 июля. Имя «Иван» тут, скорее всего, присоединилось по ассоциации с праздником в честь Иоанна Предтечи, который к язычеству не имеет никакого отношения.

Из сообщений историков и летописей мы не имеем точных сведений ни о божестве, в честь которого совершался языческий праздник, ни о конкретных ритуалах. Известно лишь о зажигании костров, прыжках через них, плетении венков и спускании их на воду, а также совершении жертвоприношений, гаданиях и прочем ведовстве.

С точки зрения всех христианских конфессий участие в подобных мероприятиях однозначно является идолопоклонством, а следовательно, тяжелейшим грехом, который по сути своей означает разрыв отношений с Богом. С печалью можно отметить, что на сегодняшний день множество россиян, относящих себя к православным христианам, с энтузиазмом принимают участие в языческих ритуалах в канун Рождества Иоанна Крестителя.

Однако в наше время далеко не все являются христианами, что не умаляет интереса людей к духовности. Даже по сей день не угасает интерес пытливых умов к духовному наследию и традициям своих предков, что безусловно позитивно. Однако об этом мы обладаем мизерным, ничтожным материалом. Духовные традиции славянского язычества безвозвратно утрачены, так как славянская дохристианская религия не имела своих священных писаний, институт жречества канул в лету, а народная память не сохранила этого, так как славяне совокупно обратились в христианство.

Однако находились и находятся те, кто с радостью спекулирует на искателях духовности и интересующихся древнеславянскими верованиями. Находились и находятся десятки и сотни «жрецов», «волхвов», «ведунов» и «учителей», которые заявляют о том, что они восстановили древнюю веру предков и готовы приобщить к ней всех желающих. Ими искусно используются те обрывочные сведения о славянском язычестве, которые они дополняют на свой вкус смесью из новых учений — эзотерики, теософии, выхолощенных «секулярных» практик индуизма и буддизма и неуёмной фантазии. Каждые несколько лет общественности представляются всё новые «священные писания» славян — то славяно-арийские веды, которые якобы списаны с древних металлических пластинах, которые, разумеется, пропали, но были скопированы автором книжного издания «вед», то «велесова книга», автор которой даже не был знаком с древнеславянским языком и нелепо пытался ему подражать.

И вся эта армия нео-жрецов преподносит свои новодельные религии как древнюю веру славян, от которой они колоссально дальше, чем «эльфы»-толкиенисты от реальной жизни. И именно такими нео-жрецами и схожими с ними группами организовываются массовые празднования Ивана Купалы. Вам будет предложено «соприкоснуться с верой праотцов», вам там предложат очиститься, излечиться даже от хронических болезней, пройти древние обряды, погадать, омолодиться, получить впоследствии денежную прибыль, обрести семейное счастье или же найти суженого/суженую. Но вначале нужно будет просто зарегистрироваться, оплатить стоимость участия, ну и услуги жрецов.
Беда здесь еще в том, что в разгул современного неоязычества постоянно вовлекаются дети, которым за яркими одеждами, кострами и играми не видим тот, кто управляет языческим игрищем. Нужен ли нам такой праздник? Пусть каждый сам даст себе ответ на этот вопрос. Но всем нам, православным, нужно помнить, что непрекращающиеся старания лукавого придать иное значение этому дню могут кощунственно оскорбить того, кто когда-то потряс сердца человеческие проповедью Покаяния и своим пламенным призывом предуготовил путь Самому Богу.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото Jonas Tana

Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

День Ивана Купалы — заблуждение. Почему его не празднуют ни православные, ни неоязычники

О том, как спутали два религиозных праздника — Купало и Рождество Иоанна Предтечи, а также в чём их разница — в материале ИА «Победа26».

Так называемый день Ивана Купалы отмечается в дни солнцестояния, примерно 23 или 24 июня по старому календарю. Если по новому — в ночь с 6 на 7 июля. Как поясняет культуролог Валерия Нестерова, эта дата совпадает с рождением православного святого Иоанна Предтечи, крестившего Иисуса Христа в водах Иордана. Накладка привела к ошибочному слиянию в общественном мышлении двух религиозных праздников.

В большинстве случаев считается, что в день Ивана Купалы нужно прыгать через костры, гадать на венках и искать цветущий папоротник. Но на деле даже название праздника — заблуждение.

Празднование ставропольских неоязычников

Больше десятка ставропольских неоязычников собрались в лесу в ночь на 27 июня, или червеня, 2021 года. Они пришли туда, чтобы праздновать, проводить обряды. Основа мероприятия — розжиг очищающего костра, который, по поверьям, снимает хворь и порчу, а также дарит человеку ощущение счастья.

Неоязычники уточнили, что необязательно собираться близ водоёмов: всё зависит от расположения населённого пункта, где они живут. Но, по преданиям, в ночь после летнего солнцестояния вода приобретает магические свойства и если в ней искупаться, то выйдет вся нечистая сила. А ещё происходят чудеса и всё живое общается друг с другом, а деревья ходят с места на место.

Главное для общины — соблюдение старинных обычаев и традиций. Поэтому они прыгали через костры, гадали на венках, бросали в огонь одежду, чтобы очиститься. Ещё в этом году плели травяных куколок из чабреца.

Что праздновали неоязычники? Купало и Иван Купала — одно и то же?

Неоязычники праздновали день Купало (так зовут славянского бога Летнего Солнца. — Прим. ред.). Каждый год они обращаются не к календарной дате, а ко дню летнего солнцестояния, как и говорят предания.

Иванушкин день, или Рождество Иоанна Предтечи, в христианстве отмечается с 6 по 7 июля и никак не связан с языческими традициями. Название праздника «Иван Купала» считается некорректным для православных верующих.

Почему произошло слияние двух праздников?

Культуролог Нестерова Валерия предполагает, что смешение культур произошло во время Крещения Руси в 988 году. Тогда ещё было сильно язычество: многие общины продолжали сопротивляться христианству.

«Больших успехов христианская церковь добилась, когда стала использовать старые праздники и обряды, наполняя их новым содержанием. Типичными языческими праздниками являлись Новый год, Масленица, Купало. Остатки воспоминаний о языческих праздниках сохранились практически во всех христианских праздниках, отмечаемых на Руси», — сообщает эксперт.

Протоиерей Ставропольской и Невинномысской епархии Владимир Волков напомнил ставропольцам, что Рождество Иоанна Предтечи празднуется традиционными службами, а также Петровским постом. При этом христианские традиции никак не связаны с языческими. Более того, прыжки через костёр имеют негативный смысл по библейским законам.

Языческий обряд в виде прыжка девушки через огонь знаменует собой проверку на ведьму — если она загорается, значит, была нечиста, пояснил батюшка. В христианстве такие методы очищения души порицаются, а весь процесс празднества Купало воспринимается как бесовские пляски.

Важность самого Иоанна Предтечи в Библии определяется тем, что он крестил Христа и часть еврейского народа. При этом святой родился на полгода раньше самого Иисуса, поэтому ему и дано второе имя — Предтечи. А в простонародье праздник могли называть Иванушкиным днём.

Как представители православия, так и неоязычества просят ставропольцев не путать два праздника, которые между собой не связаны. А также называть их правильно — Купало и Рождество Иоанна Предтечи.

Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

Праздник Ивана Купалы православные верующие отмечают 7 июля — это день Рождества Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В этот день принято молиться о том, что не может сделать сам человек. О значении и истории праздника рассказал председатель Информационной комиссии Московской епархии священник Александр Волков в интервью РИА Новости.

«Рождение Иоанна Предтеча стало первым чудесным событием в новозаветной истории. Еще до рождения Иисуса Христа Бог дарует ребенка весьма пожилым людям Захарию и Елисавете, которые уже не ожидали этой радости но, Бог делает им такой подарок. Это удивительное событие описывается в Евангелии и становится началом всей новозаветной истории», — отметил священнослужитель.

По его словам, в этот день многие верующие молятся Захарию и Елисавете и просят даровать им детей. «Для каждого верующего человека этот праздник радости имеет большое значение», — подчеркнул Волков.

Ранее стало известно, что в Ставропольском крае воссоздадут старинные обряды терских, кубанских и донских казаков. Их запишут на видео с соответствующими рекомендациями, чтобы другие казаки, проводя обряды, смогли сделать это максимально аутентично. Таким образом председатель молодежной казачьей организации Терского казачьего войска «Терцы» Игорь Кочубеев хочет возродить и популяризовать традиции. Всего планируется реконструировать 10 обрядов.


Благодаря стараниям СМИ создалось впечатление, что все
русские стремятся отмечать не праздник Рождества Предтечи
и Крестителя Господня, а некий праздник «Ивана
Купала». При этом с авторитетностью заявляют, что
это праславянский праздник. Однако древние славяне никогда
о «Купале» не слыхивали. Упоминание о нем
появилось только в XVII веке!

А теперь Википедия:

«Общепринятую точку зрения о дохристианских истоках
праздника критикует современный историк В. Я. Петрухин.

Происхождение названия

Дохристианское название праздника неизвестно. Название
“Иван Купала” имеет народно-христианское
происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн
Креститель, поскольку эпитет Иоанна переводится с
греческого как “купатель, погружатель” (греч.
βαπτιστής).
Выбор именно глагола “купать” для перевода
эпитета “креститель” был обусловлен и
собственно славянскими представлениями: праслав.
“kǫpati” обозначало ритуальное омовение,
очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах.

Божество «Купала» впервые упоминается в
поздней Густынской летописи (XVII век) и является плодом
недоразумения: летописец, зная о “бесовских
игрищах” на Ивана Купалу, принял название праздника
за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение
было повторено переписчиками, а затем и ранними
исследователями славянской мифологии, в результате чего в
славянском пантеоне появилось новое
“божество”. “Бесовские” имена
начали тиражироваться в русской позднесредневековой
книжности как имена “богов” под влиянием
польской историографии. На деле же Купала божеством
никогда не являлся и мог появиться в народных
представлениях лишь как фольклорная персонификация
праздника, отразившаяся, к примеру, в песнях.

Церковь о народной обрядности

Празднование новомесячий возжиганием костров и прыжками
через них осуждает ещё 65-е правило Трулльского собора
(692 год), приводя в пример языческие обряды
ветхозаветного царя Манассии. Феодор Вальсамон (XII век) в
своём комментарии к этому правилу детально описывает
празднование Рождества Иоанна Предтечи в Константинополе:

“Вечером 23-го июня месяца собирались на морских
берегах и в некоторых домах мужчины и женщины и
какую-нибудь первородную девицу убирали как невесту. Затем
после пиршества и неистового плясания, после пения и
криков, наливали в медный сосуд с узким горлом морскую
воду и влагали туда некоторые вещи, принадлежащие каждому
из них. Как скоро эта девица получала от сатаны силу
давать ответы на вопросы, они с криком спрашивали о
чём-нибудь добром или предвещающем несчастье, а девица,
вынув из вложенных в сосуд вещей какую-нибудь наудачу
попавшуюся, показывала. Принимая вещь, неразумный владелец
ее тотчас же приобретал уверенность, что в будущем ему
предстоит благополучие или неблагополучие. На следующий
день с тимпанами и хорами выходили на морские берега,
почерпали много морской воды и окропляли свои жилища. И
эти неразумные люди делали не только это, но и во всю ночь
жгли груды сена, скакали чрез них и демонскою силою
ворожили, то есть гадали о счастье и несчастии и о другом.
Свой путь туда и обратно, здание, в котором происходило
волхование, с прилежащими к нему наружными местами убирали
коврами и украшали шелковыми тканями и венками из
древесных листьев”.

Патриарх Михаил III Анхиальский, по словам Вальсамона,
приказывал покончить с этими обрядами.

В средневековой Руси обряды и игрища этого дня тоже
считались бесовскими и запрещались церковными властями.
Так, в послании игумена Спасо-Елиазарова монастыря Памфила
(1505 г.) к псковскому наместнику и властям обличается
языческое буйство жителей Пскова в ночь на Рождество
Иоанна Предтечи:

“зело не престала зде ещё лесть идольская, кумирное
празднование, радость и веселие сатанинское… тому
(сатане) я(ко)же жертва приносится всяка скверна и
беззаконие богомерзкое празднование… стучат бубны и
глас сопелий и гудут струны, женам же и девам плескание
(ударенье в ладоши) и плясание и главам их накивание,
устам их неприязнен кличь и вопль, всескверненые песни,
бесовская угодил свершахуся, и хребтом их вихляние и ногам
их скакание и топтание.

В «Стоглаве» (сборнике решений Стоглавого
собора 1551 года) также осуждается разгул купальских
празднеств, который возводится к эллинскому язычеству:

“Еще же мнози от неразумения простая чадь
православных християн во градех и в селех творят еллинское
бесование, различныя игры и плескание против праздника
рождества великого Ивана Претечи в нощи и на самый
праздник в весь день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех,
и по улицам обходя, и по водам глумы творят всякими игры и
всякими скомрашствы, и песньми сатанинскими, и плясанми, и
гусльми, и иными многими виды, и скаредными образовании,
ещё же и пьянством” (Стоглав. Гл. 92. Ответ о
игрищах еллинскаго бесования).

Но, несмотря на однозначное осуждение купальских традиций,
поселяне очень стойко их держались. Ещё в XVIII веке
Никодим (Кононов) писал:

“Народ издавна привык и не скоро оставляет эти
<купальские> обычаи, а ревностным священникам
приходилось терпеть и обиды. Ольшанский, напр., священник
Потап чуть не был избит сотником за эту ревность.
Наговоры, заговоры, залом колоса, гаданье с сушеною жабою,
чтение заговорных волшебных тетрадей даже военными,
гадание с родильною младенческою рубашкою, отравы —
все это было в большом ходу среди насельников белгородской
епархии”.

Современные представители Русской Православной Церкви
по-прежнему выступают против некоторых обычаев праздника.
При этом, отвечая на вопрос о “переплетении”
христианского и языческого праздников, иеромонах Иов
(Гумеров) выразил мнение:

“Вековая живучесть в народе некоторых обычаев дня
Купалы не свидетельствует о двоеверии, а скорее о
неполноте веры. Ведь сколько людей, никогда не
участвовавших в этих языческих развлечениях, склонно к
суевериям и мифологическим представлениям. Почвой для
этого является наше падшее, поврежденное грехом,
естество”«.

Итак, язычество мимикрировало и использовало торжество
Церкви. Однако сегодня, как ни стараются журналисты,
«купала» не имеет популярности у народа и
остается фольклорным изыском массовиков-затейников.

Церковь же прославляет истинного Виновника торжества
— Бога — и ликует о Предтече Христовом и его
славном Рождестве.

С Праздником, други!

Каждый год «культурная» общественность все шире отмечает ночь на 7 июля – та называемого Ивана Купалу. В церковном календаре на этот день выпадает празднование рождества величайшего из пророков – святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Тождественны ли оба эти праздника? И какое отношение имеет Иван Купала к Крестителю Господню?

Если с празднованием рождества Иоанна Крестителя все ясно, о нем подробно говорится в Евангелии от Луки, то с историей празднования Ивана Купалы нужно разобраться. Купала был одним из главных праздников древних язычников-славян, хотя происхождение у него, скорее всего, не славянское. Он не случайно отмечается в день летнего солнцеворота. Купала – праздник Ярилы – божества солнца. Языческих культов солнца не счесть. Обожествлять солнце – это не просто традиция всех язычников – это их незыблемое правило. Солнышко начинает идти на убыль – «умирает», и надо его «подкормить». Во всех солярных культах в этот день обязательно приносились жертвы. Птицы, животные, а подчас и люди сжигались в виде приношения обожествленному солнцу, чтобы их энергией оно «подпиталось» и не «умерло» (древние ацтеки убивали для этого людей ежедневно). Дым жертвенного костра, согласно языческим поверьям – кратчайший способ доставки энергии жертв на «небо». Именно поэтому в ночь Купалы принято жечь костры – это остаточное явление древних культов, смысл которого уже не помнят и сами язычники. С этим же связан обычай прыгать через костер – это то, что осталось от жеребьевки. Выбрать человеческую жертву иногда не решался даже жрец. Поэтому юноши и девушки прыгали через костер до тех пор, пока кто-нибудь не падал в него. Считалось, что таким образом «боги» избирали себе жертву (интересно, знают ли те, кто сейчас прыгает через костер о том, что они изображают потенциального мертвеца?). Вот что пишет о языческом Купале русский историк Кайсаров: «Купало был богом плодов, его причисляли к знатнейшим богам. В начале жатвы ему приносили жертвы. Тогда на полях зажигали большие костры: а юноши и девицы плясали около огня при радостном пении: наконец скакали они и гнали свое стадо через огонь».

Кайсаров – скромный историк, более нечестивые «обычаи», воплощаемые в реальность в этот день и ночь он опускает, а их хватало, начиная от поиска суженного-ряженного, гаданий, купания нагишом, огненного очищения, сжигания одежд больных детей и заканчивая откровенным блудом. Поскольку с солнцем ассоциировалось оплодотворяющее начало и оно считалось источником жизни и плодородия, то и его культ подразумевал именно это активное «оплодотворение» – совокупление со случайным партнером и было кульминацией «чудесной и таинственной» ночи Купалы. Вот она, полная правда о «безобидном», «народном» празднике. Купала – день «узаконенного» блуда. Собственно, это не ново. У многих язычников в ходу были подобные оргии по праздникам. Все же это считалось «жертвой богам». Каким богам? Для православного человека ответ на этот вопрос предельно ясен – демонам. Бог Истинный – есть Бог чистоты и святости. Его заповеди призывают к супружеской верности, защищают святость семьи. Разнузданный разврат под личиной «восторженного богослужения» – жертва сатане. Не вымышленному Яриле, а реальному духу лжи и погибели. Светские организаторы празднования Купалы, конечно, не предполагают для своих вечеринок подобного сценария и даже не говорят об этом, но, внедряя этот праздник в народное сознание, они закладывают фундамент к возрождению его во всей полноте. Где гарантия, что через несколько лет привыкшие к Купале люди не узнают о его полном «сценарии» и не начнут воссоздавать его?

Даже беглое знакомство с Купалой показывает, что ни сам предмет поклонения – «бог» Ярило, ни нравственное содержание праздника ничего хорошего не несут человеку. Естественно, сложно предполагать, что кто-то всерьез верит сейчас в «бога» Ярилу. Но обычного человека, пришедшего на Купалу просто отдохнуть, этот праздник не сделает лучше и чище. В лучшем случае он позволит расслабиться. В худшем – загрязним ум и сердце.

Так что же общего между Иоанном Крестителем и Иваном Купалой? Ровным счетом ничего! Однако в средствах массовой информации лишь упоминают, что православные 7 июля «отмечают» праздник Иоанна на Крестителя, а далее – сплошной Иван Купала с разбором гадательных практик, устройством и формой купальских костров, характеристикой 12 трав для венков, формы и технологии изготовления «оберегов» и тексты заговоров. Цель одна: сделать из православного праздника, дня памяти и молитвы, очередное мистическое празднество. Тут невольно вспоминаются слова летописца псковского Памфилова монастыря, который, описывая эти «празднества» «во градех и в селах» еще в ХVI веке, находил возможным сказать, что «в годину ту сатана красуется, якоже сущии древнии идолослужителие бесовский праздник сей празднуют».

Создается впечатление, что кто-то целенаправленно старается вырастить из молодежи кого угодно, но не нормальных людей – хороших мужей и жен, отцов и матерей, полноценных и ответственных членов общества.

Еще один любопытный знак времени – попытка объязычить христианские праздники. На Святках у нас – гадают, на Троицу – плетут венки, на Петра и Павла – танцуют и гуляют. То есть праздники, по происхождению и суть христианские, лишаются своей духовной нагрузки, смысла и содержания и становятся поводом или к обычным народным гуляниям со всеми вытекающими отсюда последствиями, или, что еще хуже – к делам оккультным (гаданию и т.п.). Брать христианскую вывеску и под ней делать то, что органически чуждо христианству, и таким образом спекулировать на чужом авторитете – просто не этично. Кроме того, возрождая праздник с языческими корнями, необходимо поставить людей в известность, сказать о нем всю правду, чтобы они могли совершить свободный выбор. Недомолвки здесь сродни обману.

Беда здесь еще и в том, что в разгул современного неоязычества постоянно вовлекаются дети, которым за яркими одеждами, кострами и играми не видим тот, кто управляет языческим игрищем. Нужен ли нам такой праздник? Пусть каждый сам даст себе ответ на этот вопрос. Но всем нам, православным, нужно помнить, что непрекращающиеся старания лукавого придать иное значение этому дню могут кощунственно оскорбить того, кто когда-то потряс сердца человеческие проповедью Покаяния и своим пламенным призывом предуготовил путь Самому Богу.

Прот. Андрей Толубец

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (406)

Объясняет иерей Андрей Чиженко.

В основных правилах христианской морали и благочестия – Десяти заповедях, данных еще святому пророку Моисею на горе Синай самим Богом, как говорится, из уст в уста, первые и главнейшие две гласят:

«И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:1–6).

65-е правило Трулльского Пято-Шестого Собора, созванного в Константинополе в 691–692 гг., документы которого имеют каноническую силу Вселенского Собора, осуждает и запрещает празднование новомесячий возжиганием костров и прыжками через них. У греков и римлян были подобные славянским купальским обрядам языческие празднества в дни летние (24 июня ст. ст. – 7 июля н. ст.) и зимние (25 декабря ст. ст. и 7 января н. ст.).  

Вспомним также, дорогие братья и сестры, случай из жития нашего святого новейшего времени – святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Когда православные люди собрались праздновать Хеллоуин, являющийся отголоском языческого древнего кельтского праздника, в помещение, где происходили празднества, вошел святой Иоанн, молча обвел всех взглядом и вышел. На следующий день в православном храме состоялось богослужение. Святитель ни одного человека, участвовавшего в Хеллоуине, не допустил к службе без покаяния.

Поэтому мы должны твердо знать, что купальские игрища, какими бы безобидными они ни казались, являются обрядом – древним ритуалом служения языческим славянским богам, а по-православному – бесам. И тот человек, который участвует в этом обряде (а если вы пришли просто посмотреть, то тоже причастны и добровольно отлучаете себя от Христа), попирает Таинство Крещения.

Православный же христианин должен помнить в этот день об ином христианском празднике – Рождестве Пророка Предтечи и Крестителя Господнего Иоанна – великого постника и аскета. И нам нужно в этот день Петрова поста приходить в храмы, а не на капища, и уподобляться Иоанну Крестителю в молитве и посте, а не разгулу, объедению и пьянству.

И тогда мы будем народом Божиим, а Бог будет нашим Богом. И, как сказано в вышеупомянутых стихах Ветхого Завета человеку, который соблюдает заповеди Божии, Господь сотворит милость до тысячи родов.

Святый Пророче Предтече и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

В чём суть праздника Ивана Купалы?

Праздник Ивана Купалы славяне отмечали 24 июня (по юлианскому календарю), посвящая торжества летнему солнцестоянию, обновлению природы, её максимальному расцвету. Ночь на Иванов день наши предки называли бешеной, и неспроста: по ритуальному наполнению она превосходила дневные события. Народ гулял до утра: девушки плели венки, молодые люди мастерили чучела Марены и Купалы. Люди водили хороводы у костров, перепрыгивали через огонь, гадали, пели обрядовые песни и даже выявляли ведьм. По новому стилю этот праздник, который любили ещё язычники, приходится на 7 июля.

Иван Купала: что делают в этот день

Что нужно сделать в день Ивана Купалы? Во-первых, собрать травы. Наши предки верили, что в Иванов день растения приобретают волшебную силу, становятся целебными. Во-вторых, нужно позволить себе отдохнуть, пошуметь. В Средневековье на Купалу молодые люди гуляли по деревням и буянили. Могли, например, завалить дровами вход в дом. Девушки же пели, водили хороводы.

Что нельзя делать в день Ивана Купалы?

В Иванов день запрещалось жаловаться на жизнь, потому что роптанием можно лишь накликать ещё больше бед и несчастий, пишет «Вечерняя Москва». Под строгим запретом был сон в ночь на Ивана Купалу, когда люди становились максимально уязвимыми для нечисти. Славяне вовсю старались не смыкать глаз, чтобы быть начеку. На Купалу нельзя ходить в лес — наши предки верили, что среди деревьев поджидают лешие. Тем, кто всё же отправился на поиски приключений, строго-настрого велели не топтать лекарственные растения, такие как зверобой и календула.

Иван Купала: обряды

В ночь перед Ивановым днём наши предки водили хороводы у костров, пели песни, собирали травы, устраивали массовые купания. Фото © Pixabay

В ночь перед Ивановым днём наши предки водили хороводы у костров, пели песни, собирали травы, устраивали массовые купания. Фото © Pixabay

Один из известнейших обрядов на Купалу — прыжки через костёр. Считалось, что сумевшая перепрыгнуть через огонь девушка обретёт красоту и молодость, а та, что не смогла или отказалась от прыжка, — ведьма. Если молодая пара прыгала, держась за руки, не расцепляла пальцев, ей сулили долгую совместную жизнь, конечно же, счастливую. Ещё славяне устраивали массовые купания, чтобы ненароком не обречь себя на беды и одиночество. Женщины умывались утром росой для сохранения молодости, мужчины проделывали то же самое, чтобы стать сильнее.

Приметы на Иванов день

  • Найдёшь цветок папоротника, который расцвёл в полночь на Купалу, — обретёшь вечное счастье.
  • Если погода дождливая, через неделю наступит жара, которая простоит до конца лета.
  • Если небо чистое и видны звёзды, осенью будет обильный урожай грибов.
  • Если поёт сверчок, предстоящая зима будет тёплой, мягкой.

Гадания на Ивана Купалу

Той девушке, чей венок в ночь на Ивана Купалу утонул, сулили незавидную судьбу: жизнь в одиночестве, несчастья и беды. Фото © Pixabay

Той девушке, чей венок в ночь на Ивана Купалу утонул, сулили незавидную судьбу: жизнь в одиночестве, несчастья и беды. Фото © Pixabay

Девушки перед Ивановым днём гадали на замужество. Барышни плели венки, опускали в речную воду и наблюдали. Предполагалось, что та, чей венок уплыл далеко, выйдет замуж в ближайший год. Та, чей венок прибился к берегу, оставалась в девках в обозримом будущем. Ту, чей венок утонул, ждали несчастья и беды.

  • Мужчин с этими именами нельзя прощать и давать вторых шансов тоже не стоит

    6 июля 2022, 11:25

  • Самые грубые ошибки мужчин в начале отношений, способные всё разрушить

    6 июля 2022, 09:25

  • Детёныш кошачьего лемура родился в Московском зоопарке

    6 июля 2022, 08:03

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник ивана купала подробно
  • Праздник ивана купала папоротник
  • Праздник ивана купала откуда пошел праздник
  • Праздник ивана купала одежда
  • Праздник ивана купала на украине